Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи
Диссертация
Система развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР включает в себя: разработанный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности, формирования речевой и языковой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С ОНР
- 1. 1. Коммуникативная компетентность как педагогический феномен
- 1. 2. Особенности коммуникативной деятельности дошкольников с 32 общим недоразвитием речи
- 1. 3. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. ^
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
- 2. 1. Диагностика развития коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи
- 2. 2. Система работы по развитию коммуникативной компетентности 88 дошкольников с ОНР
- 2. 3. Динамика развития коммуникативной компетентности 121 дошкольников с общим недоразвитием речи
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М.: Московский психолого -социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МРДЭК», 2000.
- Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 с.
- Агранович З.Е. Овладение техникой речи в дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика. 2005. — № 5. — С. 13−17.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. М: ТЦ Сфера, 2003. — 88 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
- Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дис.. канд. псих. наук. М., 2002.
- Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.- Воронеж, 2001. — С.191−195.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М., 1999. — 272 с.
- Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 18с.
- Ахундэюанова С. А. Особенности форм и функций речи дошкольника в различных ситуациях общения: Дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейро-психологический подход //Вопросы психологии. 2002.- № 4. — С. 101−111.
- Ахутина Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет//Вестник МГУ, серия 14, Психология. М., 1996. — № 2. — С.36−42, 83−86,118−120.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологическое обследование.//Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов/ Под ред. М. М. Семаго. М., 1999.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5−7 лет. Методическое пособие. М., 1997. — 64 с.
- Ашикова С. Воспитатель и родитель // Дошкольное воспитание. — 2004.-№ 10.-С. 44−47.
- Байденко В.И., Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования М., 2003.
- Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии 1996. — № 4. — С. 24−32.
- Башлакова Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. — М., 1996.
- Бегишева Н. А. Педагогическая среда как фактор развития самосознания старших дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Калининград, 2006. 23с.
- Безрукова О.А., Коненкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, Наука практике, М., Каисса, 2008 г.
- Беккер К.П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем./ Под ред. Н. А. Власовой.- М.: Медицина, 1981. 288 с.
- Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе.- М., 1995.
- Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Дис. .канд. пед. наук. — М., 2000.
- Белякова Л.И., Матанова В. Импрессивная и экспрессивная речь детей дошкольного возраста с нормальной речью и с заиканием //Вопросы психологии. 1990.- № 4.- С. 61−67.
- Белякова Л.И., Усанова О. Н., Гаркуша Ю. Ф., Фигередо 3.3. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью// Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991.- С. 72−88.
- Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 1999 — 128 с.
- Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.
- Бодалев А.А. Психология общения. М.: МОДЭК, 2002. — 319с.
- Бодалев А. А. Человек как объект и субъект познания в процессе общения. В кн.: Проблемы общения и воспитания /Под ред. JI. П. Буевой -Тарту: ТГУ, 1974, с. 68−77.
- Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М: Международная педагогическая академия, 1995. — 209с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.- 447 с.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. докт.пед.наук. М., 1991.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М., 1996.-387 с.
- Буева JT.IJ. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. -216с.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994. -189с.
- Викулина М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старший дошкольный возраст): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Н. Новгород, 1997.
- Виноградова М.А. Особенности функций и форм речи у заикающихся дошкольников в трудных ситуациях речевого общения //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.- Воронеж, 2001.-С. 77−84.
- Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. — С. 122−174.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. — 104 с.
- Вольская О.В. Формирование вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2006.
- Воробьева В.К. Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
- Воробьева Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика. 2006. — № 3. — С. 38−41.
- Воротникова Е.А. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущих педагогов: Дис.. канд. псих наук. М., 1998.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. соч.: В 6-ти т. Т.З. М., 1982.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С.361.
- Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
- Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. // Вопросы психологии.- 1985 № 5.-С. 46−53.
- Галъскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика, М., 2007 г.
- Гаркуша Ю.Ф. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 288с.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. М., 1992.
- Гаркуша Ю.Ф., Коржевша В. В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.- Воронеж, 2001. — С. 84 100.
- Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003.
- Герт В.А. Общение как основа индивидуализации человека (методологический аспект исследования): Автореф. дисс.. канд. филос. наук.- Свердловск, 1982.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. -620с.
- Гимпелъ Н.Л. Формирование коммуникативной компетентности учителя средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2003. — 21с.
- Глухое В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: Дис. канд. пед. наук. -М., 1987.
- Глухое В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: «Аркти», 2002. — 144 с.
- Гойфман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2001.-272с.
- Горелов КН., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1998. — 256с.
- Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте: Учебное пособие / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. М., 1988. — 144 с.
- Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1998.
- Готовность к школе: развивающие программы (Руководство практического психолога) / Под ред. И. В. Дубровской.- 4-е изд.-Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 112 с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией //Дефектология. 1995.- № 6.- С. 7−16.
- Гриншпун Б.М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью //Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994. — С. 11−1.6
- Гришняева И.В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования: Дис.. канд. пед. наук., Н. Новгород, 2000. — 229с.
- Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ сфера, 2005. — 176 с.
- Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
- Демьянов Ю.Г. Расстройства речи и патология психической деятельности // Принципы и методы логопедической работы. JL, 1984. — С. 41−42.
- Денисова Р. Приоритеты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие // Дошкольное воспитание. — 2004. № 12. — С. 81−85.
- Дерманова И. Б. Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. — СПб., 2001.
- Детская речь: словарь лингвистических терминов. СПб., 1993.- 16 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 244 с.
- Диагностический пакет сферы образовательных запросов родителей старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2002. — № 4. — С. 3−9.
- Доценко ЕЖ Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. 1999. — № 10−11. — С. 14−18.
- Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т. Н. Дороновой, Е. В. Соловьевой и др. М.: LINKA-PRESS, 2001. — 84 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М: Просвещение, 1995.- 183 с.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.-Воронеж, 2002. 169 с.
- Ершова Н.Н. Развитие социально- перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М, 1997. -24 с.
- Ершова С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов — на — Дону, 1992.
- Ефименкова JI.H. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопедов. М., 1985. — 109 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи//Язык — речь-творчество (Избранные труды). М., 1998. — С. 320−340.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растенников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении — М.: МГУ, 1990. — 104с.
- Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. М., 1994. — 96 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.- 238 с.
- Забродина И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: Автореф. дис канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 16 с.
- Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентного подхода: На материалах немецких источников // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. М., 2003. — С. 184 — 198.
- Зазыкин В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Автореф. дис. докт.псих.наук. М., 1994.
- Зайцев Н.А. Новые технологии обучения чтению как фактор, стимулирующий развитие речи //Диагностика и коррекция речевых нарушений: Методические материалы науч.-практич. конференции «Центральные механизмы речи».- СПб, 2001. С. 90−96.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999. — 382 с.
- Зацепин В.В. Особенности взаимодействия субъектов образовательного пространства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.
- Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО «Речь», 2002.- 310 с.
- Зимняя ИА. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. № 5. — С.34 — 42.
- Зимняя ИА. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект). / В сб: Проблемы качества образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. — М., 2004. — С.6 — 12.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в системе порождения речи//Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969.
- Иванов Д. А., Загвоздкин В. К., КаспржакА.Г. и др. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы школ. М., 2003.
- Калиниченко С.А. Психология логопедия. Эффективная взаимосвязь // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 1. — С.26−32.
- Калягин В.А., Овчинникова Т. С. Психология лиц с нарушениями речи. СПб.: КАРО, 2007. — 544с.
- Карапетова М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 19 с.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М., 1985. — 207 с.
- Кидрон А. Формирование социальной компетенции при социально-психологическом тренинге. (Психология условия социального взаимодействия). Таллинн, 1983.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. — Центр «Эйдос», www/ eidos.ru/news/compet.htm.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1995.
- Ковалъко В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). М.: ВАКО, 2005.
- Ковшиков В. А. О некоторых особенностях речевой коммуникации у детей с экспрессивной алалией //Распад и недоразвитие речевой системы: исследования и коррекция. СПб., 1991.- С. 47−58.
- Козлова С. А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. М.: Школьная пресса, 2004.
- Козлова С.А. Я — человек. Программа социального развития ребенка. М.: Школьная пресса, 2004.
- Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М.: Academia, 2000.
- Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: «Народная асвета», 1984 — 238 с.
- Конопкин О.И. Проблема осознанного регулирования сенсомоторной деятельности: Автореф. дис. .догсг. психол. наук .- М., 1977.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). СПб., 1997. — 286 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165с.
- Красноруцкая Н.Г. Формирование основ профессионального самосознания старших подростков: Дис.канд. пед. наук. Волгоград, 1999.
- Кривченко Т. А. Компетентность общения и подходы к ее формированию / Проблемы качества образования. — М., 2004.- С. 48 — 57.
- Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика. 2005. — № 6. — С. 3641.
- Кузьмин Ю.И. Модели нормального порождения речи и механизмы речевых нарушений //Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми нарушениями. М., 1989.- С. 20−21.
- Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение// В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.1. Теоретические проблемы психологии/ Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995. — 158 с.
- Куражева Н.Ю., Бараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик». — СПб.: Речь, 2004. 96 с.
- Курганский А.В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 1996.- № 2.- С. 58−65.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. СПб, 1998.- С. 36.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб, 2001.-224с.
- Лаптева М.Д. Компетентность социального взаимодействия: компонентностный состав и подходы к формированию. // Проблемы качества образования. М., 2004.- С. 39 — 48.
- Лапшинов М.В. О психолингвистическом подходе к стереотипу //Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 1−3 июня 2000 г.- М., 2000.- С. 135−136.
- Левина Р.Е. Об изучении и обучении детей с глубокими расстройствами речи// Психолого-педагогические проблемы восстановления речи при черепно- мозговых ранениях. Вып. 2. М., 1945.- С. 121−128.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968. -367 с.
- Леонтьев А. А. Психология общения. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.- 420 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. -304с.
- Лещинская Е.А. Тренинг общения для учащихся 4−6 классов: Программа и метод, рек. для психол. кружка «Учимся общению"/Под ред. Гильбух Ю.З.- Киев, 1994.-31 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. — 685 с.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-143 с.
- Лисина М. К Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками //Вопросы психологии. 1982.- № 4.-С. 18−35.
- Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
- Лубовский В. К Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.- М., 1989. 104 с.
- ЛурияА.Р. Язык и сознание.- М., 1998. 416 с.
- Лямина И.П. Начальные этапы формирования общения у детей с общим недоразвитием речи: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2006.
- Макаренкова КН., Новикова Л. Ю. Язык профессионального общения и формирование межкультурной компетенции. — М., 2000.
- Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представление учителя о себе: Автореф. дис.. канд. псих. наук. СПб., 2003.-24с.
- Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития //Методические материалы науч.-практич. конференции «Центральные механизмы речи». -СПб., 2001.- С. 4−12.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева E.JI. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск, 1992. — 180 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М., 1997. 304 с.
- Микадзе Ю.В., Чурсина Н. П. Готовность к школе 6-летних детей с общим недоразвитием речи: сравнительный анализ различных видов диагностики //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. — № 4. — С. 6776.
- Михалъкова О.В., Федорова E.JI. Учет психологических закономерностей восприятия речевого сообщения при методической обработке речевых материалов //Психолингвистика и современная логопедия.- М., 1997.- С. 94.
- Муравьева О.И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии// Сибирский психологический журнал. 2001. -№ 14−15.-С.21−28.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998. — 488 с.
- Мычко Е.И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога: Автореф. дис.. докт. пед.наук. М., 2002. — 32с.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения и отражения как проблема общей и социальной психологии. // Социально-психологические илингвинистические характеристики общения и развития контактов между людьми: Тезисы симпозиума. JL: Изд-во ЛГУ, 1970.- С. 114 — 115.
- Набойкина E.JI. Сказкотерапевтические коррекционно-развивающие занятия с «особыми» детьми с использованием технологических карт // Школьный психолог. 2007. -№ 1. — С.20−31.
- Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения//Вопросы психологии. 1985.- № 5. — С. 90−95.
- Непомнящая НИ. Становление личности ребенка 6−7 лет. — М.: Педагогика, 1992. 160 с.
- Нищева Н.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей логопедической группе // Дошкольная педагогика. 2004. — № 5. — С. 33−36
- Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. М: Этрол: Лада, 2005. — 191 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М., 1995.-360с.
- Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. В. Стерхиной. М.: Педагогика, 1990.- 150с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.-М.: ТЦ «Сфера», 2001. 240 с.
- Ожегов С. И Словарь русского языка. М., 1990. -921 с.
- Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М: Смысл, 2001.-364 с.
- Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Чиркиной Г. В. М.: «Аркти», 2002. — 240с.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста! Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988.
- Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. -М.: Наука, 1983.
- Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи //Психолингвистика и современная логопедия. -М., 1997.-С.210- 227.
- Пазухина И. А. Особенности работы педагога-психолога в логопедической группе ДОУ // Дошкольная педагогика. 2003. — № 5. — С. 2831.
- Пальчиковая гимнастика и подвижные игры с музыкальным сопровождением в коррекции речевой патологии // Дошкольная педагогика. -2003.-№ 5.-С. 46−47.
- Парамонова Л.Г. Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи // Дошкольная педагогика. 2005. — № 3. — С. 20−24.
- Парамонова Л.Г. Накопление словарного запаса детьми дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. 2004. — № 5. — С. 37−40.
- Пахарев В.М. Развитие коммуникативной компетентности субъектов профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 2004.-24с.
- Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе // Журнал практического психолога. 1999. — № 10−11.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. — 216с.
- Петровский В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993.
- Петрушин С.В. Социально психологический тренинг в многочисленной группе как средство развития коммуникативности в общении: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Казань, 1995. — 21 с.
- Поддьяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. — 32 с.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. СПб: Речь, 2006. — 208 с.
- Поставнева Е.С. Взаимосвязь логопедической и психокоррекционной работы с детьми в условиях дошкольного учреждения // Дошкольная педагогика. 2005. -№ 3. — С. 47−44.
- Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи//Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.- Воронеж, 2001.- С. 104−111.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С.Ушакова, Н. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др.: Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. — 192 с.
- Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. /Под редакцией JI.A. Парамоновой.
- Проблемы педагогической иниоватики. Компетентностный подход: Материалы Регион, науч.-практ. конф. (7 — 8 февраля 2003 г., г. Тобольск) Тобольск: Изд-во ТГГТИ им. Д. И. Менделеева, 2003.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. Просвещение, 2009 г. /Автор-составитель Г. В. Чиркина.
- Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева.-М.: Academia, 2000.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1965.-293 с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./Под ред. М. М. Семаго.- М.: 1999. 136с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. -М.: «Когито-Центр», 2002. 396с.
- Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук. М., 2000.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. О. В. Баженовой, Г. Г. Гаузе. М.: Прогресс, 1987. — 422 с.
- Рафф С.Е. Педагогическое взаимодействие как объект диагностики и коррекции: Автореф. дис. канд.пед.наук. Казань, 1994.
- Раченко И.П. Диагностика педагогической компетентности. -Пятигорск, 1990. 207с.
- Репринцева Г. И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. — № 3. — С. 45−53.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608с.
- Рубититейн C.JJ. Проблема способностей и вопросы психологической теории//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов.- М., 1996.- С. 56−70.
- Садовникова Л.Г. Дифференциальная диагностика и направление коррекционной работы с детьми, имеющими смешанную патологию развития./ТМетодические материалы науч.-практич. конференции «Центральные механизмы речи». СПб., 2001, — С.24−28.
- Саитбаива Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой //Заикание: проблемы теории и практики.- М., 1992, — С. 20−37.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: издательский центр «Академия», 2002. — 232 с.
- Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. СПб., 1995.
- Сидорова Ю.В. Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях // Дошкольная педагогика. 2004. — № 6 — С. 41−42.
- Сидорова Ю.В. Использование дидактических игр в работе логопеда//Дошкольная педагогика. 2003. — № 5. — С. 18−23.
- Сикорский И.А. О развитии речи у детей //Собрание сочинений.-Т.2.-Киев, 1998.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. — С.2−7.
- Смирнова О.Е., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996.- № 3.- С. 5−12.
- Смирных С.П. Нарушения речи: причины и ранняя коррекция // Дошкольная педагогика. 2003. — № 5. — С. 7−9.
- Смолева Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1999.
- Соботович Е.Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи //Речевые и нервнопсихические нарушения у детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов, — JL, 1987.- С. 17−24.
- Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи.- М., 1999.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: Учеб. пособие / Ф. А. Сохин. 2-е изд. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 224 с.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I-IV кл.).- М., 1980. 192 с.
- Сухонина Н.Н. Как подготовить к школе детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика. 2003. — № 4. — С. 38−40.
- Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников. Кишинев, 1989.- 99 с.
- Титова Т. А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией //Речевые и нервно-психических расстройств у детей и взрослых. Межвуз сб. науч. трудов.- Л., 1987.- С. 25−28.
- Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят (Моторная и сенсорная алалия).- СПб., 1994. 59 с.
- Усанова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии: Автореф. дис. докт. псих. наук. М., 1996.
- Усанова О.Н., Синякова Т. Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи//Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.- М., 1982.
- Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей.- М. 1990.
- Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.
- Фесенко Ю. О. Психофизиологический анализ функционального состояния мозга при заикании и некоторых пограничных расстройствах у детей 5−8 лет. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Рос.: АМН, НИИ Сиб, — М., 1994. 20 с.
- Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 1999.
- Филичева Т.Е., Туманова ТВ. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 1999.- 80 с.
- Фирилева Ж.Е. Танцы пальчиками // Дошкольная педагогика. -2005.-№ 3.-С. 26−27.
- Филичева Т.Е., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, М., Айрис-пресс, 2005 г.
- Флэйк-Хобсон К, Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1988.
- Фоппелъ К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практ. пособие / Пер. с нем. части 1−4, М, «Генезис», 1998.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
- Халилова Л.Б. Психолингвистический подход и его использование в изучении речевых расстройств// Психолингвистика и современная логопедия.- М., 1997. С. 41−57.
- Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи//Психолингвистика и современная логопедия.-М., 1997. С. 227−240.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М., 1964.
- Холина Н.А. Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2000.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58 — 65.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М.: Генезис, 2004.- 175 с.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: Издательство «Совершенство», 1998. 160 с.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3−9 лет. Психологичексие игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2003. — 176 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи М., 2000. — С. 42−48.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход./ Императив модернизации: компетентностный подход. С. 26 -31.
- Шахнарович A.M. Семантика детской речи: психолингвистический анализ: Автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1985. -40с.
- Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.-С. 240−250.
- Шевцова Е.Е., Воробьева Е. В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. М.: В. Секачев, 2006. — 96 с.
- Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нипова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) СПб. «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2003. — 384 с.
- Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. № 2. — С.58 -62.
- Элькин Ю.А. К методологии исследования нарушений звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией//Детская речь: норма и патология: Межвузовский сборник научных трудов, — Самара, 1996. С. 62−79.
- Юдин В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий: Автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб, 1996.
- Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников //Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/Отв. Ред. A.M. Шахнорович.- М., 1993.- С. 86−99.
- Левин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. 176 с.
- Ястребова. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М., 1984.
- Ястребова А.В., СпироваЛ. Ф. Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи М, 1991.
- Bates Е., Bretherton I. And Snider. From First Words to Grammar: individual differences and dissociable mechanisms. Cambridge, 1988.
- Conger J.A. Inspiring others: The language of leadership. Academy of Management Executive, 1991, 5 (1), 31 -45.
- Dingwell W.O., Tuniks G. Government and Concord in Russian: a Study in Developmental Psycholingvistics/ZIssues in Lingvistics. Ithaca, 1973.
- Nelson К. Individual differences in language development: Implication for development and language //Developmental Psychology. 1981. № 17.
- Travis L. E. (ed.). Handbook of Speech Pathology. N.Y., 1957.
- Варианты заданий для теста фонематического слуха по Р.В. Овчаровой
- Первое задание контрольная фонема «Р»:1. рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, рана, рама, рама, рама-2. окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.
- Второе задание контрольная фонема «С»:1. сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон-2. коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса.
- Третье задание контрольная фонема «Ч»:1. челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка-2. почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, по шесть, почесть.
- Четвертое задание контрольная фонема «Г»:1. гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора-2. пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.
- Анализ высказываний детей по методике «Активная речь» (интерпретация Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко)
- Протокол оценок речевых высказываний.1. Единицы наблюдения
- Использование жестово-мимических средств в общенииочень редкие проявления иногда используются используются часто
- Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых рукаминизкий средний высокий
- Методика исследования вербально-логического мышления (интерпретация Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрова)
- Текст методики: 1-й субтест1. У сапога всегда есть. шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
- В теплых странах живет. медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.3. В году.24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.4. Месяц зимы. сентябрь, октябрь, январь, март.5. В нашей стране не живет. соловей, воробей, синица, страус, скворец.
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- Река, озеро, море, мост, пруд.
- Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
- Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
- Тополь, береза, сирень, липа, осина.
- Курина, петух, орел, гусь, индюк.
- Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
- Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
- Медведь, заяц, бабочка, лиса, волк.