Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурологические аспекты видовой структуры творчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объём исследований, затрагивающий культурфилософские аспекты творчества, представлен на общем фоне менее ярко. На этом фоне изучение видовой структуры творчества исследована лишь частично — вопросы видов и форм творчества затрагиваются в ряде работ, но, как правило, носят вспомогательный характер при рассмотрении каких-либо проблем творческой деятельности. Основное внимание уделяется конкретному… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА
    • 1. 1. Определение понятия творчества
    • 1. 2. Современные концепции творчества
    • 1. 3. Видовая структура творчества
  • ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Дифференциация форм творчества
    • 2. 2. Сетевое творчество как вид дифференциации 113 творчества
    • 2. 3. Ценностные аспекты дифференциации творчества
  • Заключение
  • Список литературы

Культурологические аспекты видовой структуры творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Феномен творчества волновал умы философов со времён античности до наших дней. Исследование культурологических аспектов творчества базируется на выявлении в последнем общего стержня, который на фоне разнообразных видов творчества позволяет выявить общие позиции, направленные на социальную самореализацию творца как самодостаточной личности. Методология его изучения традиционно акцентирует внимание на выделении основных, базовых направлениях (социальное, художественное, научное, техническое, религиозно-духовное), редко рассматривая особенности их взаимовлияния. При этом социальное творчество рассматривается как локализованный в пространстве и времени конкретный общественно значимый акт предметной деятельности субъекта, где может быть выявлена его внутренняя структура, образованная взаимодействием составных компонентов в их относительно устойчивой и целостной совокупности.

Научное творчество как вид творчества выступает как деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Новыми считаются такие результаты научного исследования, которые существенно расширяют и углубляют имеющиеся знания об объективной реальности и её свойствах. Техническое творчество как вид специфической практической деятельности определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. Оно преимущественно выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта, духовная его константа выступает как идеальное конструирование объектаохватывая как поиск идеи, так и ее реализацию.

В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность выражена спецификой выражения основной фабулы. Искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства — создания эстетических ценностейодновременно с этим в искусстве присутствует позиционирование превосходства над наукой в возможности использования силы художественного вымысла, эмоций и фантазии.

Религия — особая форма творческого осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного, и в зависимости от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта форма творчества направлена на укрепление и формирование веры, подкрепленной мистическим опытом, который расширяется по мере взращивания последней и приобретения специфических навыков и методов работы вхождения в состояние расширенного сознания.

Исследование каждого из направлений позволяет считать, что все они имеют единый внутренний стержень и определяются общими условиями, с одной стороны, дифференциации человеческой деятельности, вытекающей из общественного разделения трудас другой — природой самого творчества синтетичного и единого в своей основе, где тяготение к единству здесь проявляется ярче, чем где бы то ни было. Все виды творчества связаны друг с другом как в своих истоках (материальная производственная деятельность людей), так и в своих конечных целях (обеспечить наряду с решением ближайших задач и глобальную задачу всестороннего и гармоничного развития человека).

Одновременно с этим развитие социальных процессов амбивалентно акцентирует видовую структуру творчества и его единство. С одной стороны, в отдельные эпохи преимущественное развитие получают научное и техническое творчество, что может уменьшить «удельный вес» других видов, не ограничивая при этом их развития. С другой стороны, современность подчеркивает взаимосвязь и взаимодополнение видов творчества, имеющие общую природу проявлений, где развитие одних видов творчества содействует развитию других.

Несмотря на значительный общий объём исследований творчества, изучение выделенных позиций достаточно размыты. Как правило, вопросы, связанные с видовыми особенностями упоминаются вскользьв большинстве случаев даётся описание отдельных видов творчества, связанных непосредственно с темами авторов.

При этом именно культурологические аспекты творчества и их исследование позволяют выявить общую качественную направленность видовой структуры творчества и рассмотреть эту синтетичность на новых его видах, в частности сетевых, что подчеркивает актуальность избранной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время существует значительный объём научных публикаций исследующих различные аспекты творчества. Проблеме творчества в своих исследованиях уделяют внимание философы, психологи, культурологи, социологи и искусствоведы. При этом основной акцент делается на психологических и практических сторонах изучаемого феномена.

Вопросы сущности и природы творчества рассматривали B.C. Библер, Г. С. Батищев, П. П. Гайденко, Н. Ф. Овчинников и др. Проблемы теории творчества, природа и закономерности творчества, место творчества в жизни общества, социальная значимость творчества представлена в трудах А. Т. Шумилина.

Лингвокультурологическая разработка смыслов «творчества» широко представлена в работах С. Ожегова, В. Даля, А. И. Серавина, В. Н. Николко, П. П. Крамара. Философские аспекты творчества, творчество как социальный феномен, социальные аспекты научного творчества, анализ гносеологических и методологических вопросов развития науки и техники в условиях научно-технической революции представлены в работах Д. И. Широканова.

Философия и психология творчества, аспекты мышления, проблема творчества в истории философии, диалектико-материалистическая концепция творчества, качества творческой личности изучались Б. Ф. Сорокиным.

Сущность и взаимосвязь творческой деятельности глубоко проработана Ю. А. Хариным, структура и механизмы творческой деятельности.

И.П. Колошиным, аксиология его — в трудах О. И Табидзе.

Проблемы типологии творчества и специфики его основных видов исследовали М. С. Каган, В. Ф. Асмус, В. И. Белозерцев, Е. С. Громов, А. К. Сухотин, JI.B. Яценко, Б. Г. Юдин и др.

Социально-коммуникативные механизмы и условия становления творчества, социокультурные основания процессов мистифицирования и мифологизации творчества и их роль в социальном освоении и закреплении креативных нововведений — И. Н. Дубина.

Проблемы научного творчества в психологии, психология творческого мышления — Я. А. Пономарёв, C.JI. Рубинштейн, A.M. Матюшкин.

Объём исследований, затрагивающий культурфилософские аспекты творчества, представлен на общем фоне менее ярко. На этом фоне изучение видовой структуры творчества исследована лишь частично — вопросы видов и форм творчества затрагиваются в ряде работ, но, как правило, носят вспомогательный характер при рассмотрении каких-либо проблем творческой деятельности. Основное внимание уделяется конкретному виду, зачастую либо научному, либо художественному, что позволяет считать, что комплексное рассмотрение основных видов и форм творчества, выстроенных в целостную систему социальной деятельности людей, позволяет определить тему как мало изученную, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.

Целью исследования является анализ культурологических аспектов основных видов и форм творческой деятельности человека. В соответствии с целью исследовании поставлены и основные задачи'.

1. Провести семантический анализ понятия творчества, разработать понятийный аппарат исследовательского феномена с учётом специфики избранной проблемы и рассмотреть наиболее значимые современные научные концепции, полифункционально исследующие стороны творчества.

2. Выделить основные виды творческой деятельности, определить структурно-функциональные механизмы их взаимодействия.

3. Определить основные формы творческой деятельности в видовой структуре, определив их единую творческую компоненту.

4. Выявить культурологические аспекты творчества как общую качественную направленность видовой структуры.

5. Рассмотреть особенности единства дифференциации современных видов творчества на примере сетевого творчества.

6. Исследовать ценностные аспекты дифференциально-целостного сетевого творчества.

Объектом исследования является творческая деятельность, предметом — культурологические аспекты как качество видовой структуры творчества.

Применяются следующие методы исследования: контент-анализ научной литературыметод системного анализакомпаративный, структурно-функциональный, герменевтический, этимологический методы.

Научная новизна исследования состоит в: обосновании подхода к творчеству, основанному на понимании его как специфической деятельности, направленной на создание новых материальных и духовных ценностей. Она свойственна только человеку, является особым видом отношений и социальных действий людей и ориентированная на порождение (открытием, изобретением, созданием) нового- •.

• выделено шесть базисных видов-структур творчества (научное, техническое, социальное, религиозное, художественное, сетевое), каждое из которых опирается на свою методологию исследования, собственные механизмы познания, обработки информации, навыки приобретения специфического опыта, которые взаимодополняются и обогащаются друг другом;

• выявлена дифференциальная структура формообразования творчества, в которой, в зависимости от субъектов творческой деятельности, выделяются индивидуальная, групповая и коллективная формы её формы, каждая из которых обладает собственной семантической, функциональной, структурной и динамической сущностью;

• выделению, порожденному информтехнологиями сетевого творчества, представленного в функционально-формообразующих аспектах — блогах, подкастингах, фотожабах, флешмобах, создаваемых новым типом творцов — виртуальными личностями;

• обоснованию того, что все виды творчества влиты друг в друга, взаимодополняют самих себя и реализуют функцию самоактуализации, представленную как процесс личностного роста, выявления и реализации собственных возможностей актуальных (чувствуемых) и потенциальных.

Теоретико-практическая значимость заключается в разработке классификации видов творчества, исследовании его структурно-функциональных компонентов. Акцент сделан на возникновение новейших направлений в творчестве людей, учитывающих развитие информационных технологий — сетевого творчества и их влияние на развитие мировой культуры.

Область применения результатов научного исследованиярассмотрение тем затрагивающих проблемы творчества во время преподавания предметов культурологического, философского и эстетического цикла. В качестве базовой теоретической основы при изучении творческих процессов и их видовых особенностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурологические аспекты творчества основываются на выявлении доминантного стержня, который базируется на общих позициях, направленных на познание окружающего в форме социальной самореализации творца как самодостаточной личности. Само творчество понимается как специфическая деятельность, создающая новые материальные и духовные ценности. Оно свойственно только человеку и является особым видом отношений и социальных действий людей, ориентированных на созидание нового.

2. Видовая структура творчества представлена как социальное творчество — общественно значимый акт предметной деятельности субъекта (субъектов), образованная взаимодействием составных компонентов в их относительно устойчивой и целостной совокупностинаучное творчество — вид, направленный на производство нового знаниятехническое творчество, определяемое характером технической задачихудожественное творчествоэстетико-фантазийное отображение действительности, создающее эстетические ценностирелигиозное — особая форма творческого осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного, формированием и наращиванием мистического опыта, и, в зависимости от этого, направленностью результатов человеческих действий и жизни человекасетевое — порожденное новым — виртуальным видом творца — синтетический вид творчества.

3. Каждый из видов творчества имеет свою структурно-функциональную основу, основанную на собственной методологии исследования, уникальных механизмах познания, обработки информации, навыках приобретения специфического опыта, которые взаимодополняются и обогащаются друг другом.

4. Формы творчества (индивидуальная, групповая, коллективная) порождают и расширяют видовую структуру деятельности, привнося в нее методы познания мира и методологии его исследования из смежных видовых структур. Все это созидает новую смысловую и динамическую насыщенность творческих актов и актированной творческой деятельности в целом.

5. Насыщенность современной жизни творчеством выстраивает новые его формы, в которых происходит трансформация существующих ранее, где все его виды взаимодополняют самих себя и реализуют функцию самоактуализации. Она представлена как процесс личностного роста, выявления и реализации собственных возможностей актуальных (чувствуемых) и потенциальных. Ей соответствует динамичность, открытость изменениям, наличие творческого подхода к жизни. Самоактуализация — особый стиль жизни, в основе которого лежит особое мировосприятие, приверженность бытийным ценностям творчества, активности, самопознания и самодостаточности, красоты, понимание экзистенциальной ценности актуального момента (жизни «здесь и сейчас»).

Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования опубликованы автором в научных статьях, докладах на научных конференциях.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Подводя итоги проделаной работе, мы можем отметить следующее:

Сложность определения самого понятия творчество, результатом которой является существование огромного количества определений свидетельствует о многоуровневости, многообразии представлений о нём. Конечный результат которым исследователь будет определять данное явление зависит в первую очередь от научных дисциплин в рамках которых исследуется творчество, а также будет различаться в зависимости от исследуемых аспектов творчества (изучаем ли мы творчество как деяетельность, как результат деятельности, как психический процесс и т. д.). Таким образом в силу сложности данного явления невозможно сформулировать универсальное определение творчества даже в рамках междисциплинарного научного подхода.

Было сформулировано определение творчества наиболее подходящее к тематике нашей работы — творчество — человеческая деятельность направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, которая свойственна только человеку, является особым видом отношений и социальных действий людей и связана с порождением (открытием, изобретением, созданием) нового.

В ходе исследования научных направлений изучающих творчество было выяснено следующее:

Несмотря на то что проблема творчества является одной из вечных проблем философии в исследовании творчества зделаны значительные успехи, при этом в разное время внимание уделялось различным аспектам творчества — так, например, в 70−80 годы предпочтение отдавалось деятельностной стороне (изучались мотивы, условия, этапы, формы, уровни, ситуации, характер субъектов творчества исключительно как деятельностного феномена), а в 90-е гг. — онтологической стороне творчества (психическое, человеческое, социальное не исключаются из онтологии, но исследуются под особым углом зрения, а именно со стороны их естественно-исторического наполнения, творчество предстает видом новаций, частью естественных явлений, продолжением, развитием космических процессов, реализующихся в развитых формах, правда, через исключительные образования окружающего нас мира — психику, человека, общество). Также мы пришли к выводу что, хотя в настоящее время число публикаций посвященных творчеству огромно, большая часть из них делает акцент на психологических аспектах данного явления, либо затрагивает практические рекомендации по развитию творческих направлений в различных видах человеческой деятельности. В то же время исследования затрагивающие изучение творчества как предмета исследования философии представлено значительно скромнее.

Были выделены основные виды творчества, входящие в состав видовой структуры творчества: социальное, научное, техническое, художественное, религиозно-духовное.

Проанализированы их особенности и механизмы взаимодействия:

При оценке роли и влияния конкретных видов творчества важно соотносить каждый вид творчества с общественной жизнью в целом и с разнообразными видами деятельности людей.

Взаимосвязь между отдельными видами творчества находит выражение в плодотворном развитии стыковых пограничных областей между ними.

Наряду с подчеркиванием взаимосвязи и взаимодополнения видов творчества следует иметь в виду и историческую тенденцию доминирования, преобладания определенных видов творчества.

Взаимосвязь между различными видами творчества следует истолковывать как взаимовлияние, а не в плане вытеснения или полного поглощения одного из них другим.

В зависимости от субъекта творческой деятельности были выделены следующие формы творчества: индивидуальная, групповая, коллективная. Наиболее сложной, но в то же время и наиболее эффективной является коллективная форма творчества. Для неё характерно наличие между членами коллектива формализованных, т. е. поставленных законом в определенные юридические рамки общественных отношений. Наличие и единства цели, и единства руководства, функциональной и структурной дифференциации соответствующего социального образования, что позволяет не только поставить соответствующие творческие задачи, но и организовать работу коллектива. Данное социальное образование выступает как единое социальное целое и рассматривается законом в качестве юридического лица. Существенное возрастание роли коллективной творческой деятельности определяется в настоящее время сложностью задач и проблем, решение которых под силу только коллективу, организованному как творческое целое и функционирующему как самостоятельный субъект научного творчества.

Важная роль в — коллективном творчестве отводится декомпозиции проблемы, при этом каждой группе в коллективе отводится конкретная задача, являющаяся составной частью конечного результата производимого данным коллективом.

Рассмотреть особенности дефференциации современных видов творческой деятельности на примере сетевого творчества.

В ходе исследования основных направлений сетевого творчества (блог, подкастинг, i-mob, фотожаба, виртуальная личность) творчества мы можем прийти к ряду выводов:

1. сетевое творчество анонимно по своей природе;

2. оно предъявляет к своим участникам помимо творческих умений ещё и наличие практических технических навыков;

3. как правило в сети мы имеем дело с виртуальными личностями, своеобразными проекциями реальных людей, при этом реальный пользователь интернет и его виртуальная проекция могут очень сильно отличатся друг от друга;

4. виртуальная личность может выступать не только как субъект, но и как объект сетевого творчества, в данном случае как субъект творчества он создаёт определённого рода произведения, а как объект творчества может выступать когда виртуальную личность создают специально с целью убедить других пользователей в её реальности;

5. сетевое творчество в большей степени носит фрагментарный, клиповый характер, часто выступает в виде сиюминутных зарисовок, оно спонтанно, но позволяет человеку в полной мере достигнуть самовырожения.

При рассмотрении ценностных аспектов дифференциации творчества особую роль играют самоактуализация и самореализацияодни из наиболее важных мотивационных факторов в деятельности творца.

Самоактуализация выступает как высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, а самореализация — процесс раскрытия и реализации способностей, потребностей, знаний, умений, навыков, творческих возможностей человека.

В зависимости от качества творческой личности в нём может преобладать либо стремление самореализоваться даже в ущерб своему социальному положению, либо если личность с комплексамистремление получить социальное признание, занять определённый статус в обществе. При этом нередко ценности создаваемые творческими личностями в целях самореализации могут быть непринятыми, не понятыми современниками, что зачастую влечёт за собой в зависимости от степени неприятия обществом ухудшение социального благосостояния творца (результаты творчества не пользуются спросом и нет дополнительных источников финансирования) и, возможно, его физического и умственного здоровья в случае общественных гонений, травли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  2. Т.В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления. Ленинград, 1989.
  3. А.Г. Психология личности. М., 1992.
  4. О.В. Творчество: свобода и необходимость. -М., 1995
  5. Е. Двуликий Янус (о природе творческой личности). М., 1996
  6. Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека.
  7. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.
  8. В.И. Проблема технического творчества как вида духовного производства. МГУ, 1970.
  9. B.C. Мышление как творчество. М., 1975
  10. А.А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
  11. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  12. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. ВП. № 2. 1992.
  13. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983.
  14. Д.Б. Психолого-философский анализ творчества // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.
  15. ВахромовЕ.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии. Электрон, ресурс. -http://www.hpsy.ru/public/x041 .htm
  16. Е.Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности. Электрон, ресурс. http://hpsv.ru/public/xl 509. htm
  17. Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи. ВП. № 1−2. 1992.
  18. М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  19. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989.
  20. В.Я. Познание и практика в структуре деятельности / Латв. гос. ун-т им. П. Стучки. Рига: Зинатне, 1988.- 199 с.
  21. Владимир Болвин, Татьяна Уланова, Подкастинг //Игромания. 2006. — № 8 (107). — С. 208−210
  22. Вон Кью-Кит, Искусство цигун / Пер. с англ. А. Дробышева. М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 1999.-320 с.
  23. Вон Кью-Кит, Энциклопедия дзен / Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 400 с.
  24. А.В. Математика и искусство. М., 1992.
  25. Л.С. Психология искусства. Минск, 1998
  26. JI.C. К вопросу о психологии творчества актера. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. A. JL Гройсмана. 1998.
  27. П.П. Творчество // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 186−187.
  28. П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. ВП. № 1. 1980.
  29. В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск, 1989.
  30. С.С. О природе эстетического творчества. -М., 1966.
  31. П. П. Творчество, как форма освоения и переживания времени личности. Электрон, ресурс. http://users. i.com.ua/~p gorn/pub 101 .html
  32. Горный Евгений. Виртуальная личность как жанр творчества (На материале русского Интернета). Электрон, ресурс. http://www.netslova.ru/gorny/vl.html
  33. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  34. JI.B. Воспитание чувств / Психология художественного творчества: Хрестоматия. — Минск, 1999.
  35. К.К., Никифорова О. И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач. ВП. № 2. 1974.
  36. А.В. Принципы эстетики. М., 1987.
  37. Деятельность: теории, методология, проблемы: Сборник / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — 365 с.
  38. А. Творчество в науке / Отв. ред. Е.П. Велихов- научн. ред. В.О. Малышенко- пер. с англ. Е. С. Клюшина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 240 с.
  39. Л.Я., Ковалёва Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. ВП. № 2. 1999.
  40. В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта / Хрестоматия по художественному творчеству.
  41. И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. — 192 с.
  42. П.С., Ященко Л. В. Регуляция творческой деятельности. Воронеж, 1986.
  43. Г. М. Возникновение нового. — М.: Мысль, 1983.
  44. П.С., Худяков В. Л. Оценка качеств творческих кадров. ЛГУ, 1973.
  45. П.М. Технология актёрского искусства. М., 1992.
  46. В.И. История изобразительного искусства. Философские основания. Красноярск, 1990.
  47. В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач / Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  48. Г. И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. М., 1994.
  49. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  50. М.С. Морфология искусства. М., 1972.
  51. И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект. ВП. № 1−2. 1992.
  52. В.Н. Проблемы креативности личности / Психология творчества / Под ред. Пономарёва Я. А., 1990.
  53. Е.А. Творчество как предмет исследования в русской психологической науке (конец XIX начало XX в.). 1983.
  54. З.Я. Из наблюдения о наборе будущих актеров / Художественное творчество. Л., 1983.
  55. .М. О творчестве в науке и технике. М., 1987.
  56. Г. В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 400 с.
  57. .Б. Творческое мышление и его основы. Magister. № 3. 1997.
  58. В.Е., Воробьёв Ю. Л., Величко Л. М. Творчество как имманентная сущность человека / Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.
  59. Кригер Борис. Виртуальная личность: мифы и реальность. Электрон, ресурс. http://mirbudushego.ru/ram/kriger/ch3.htm
  60. Р.И. Творчество и память / Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987.
  61. В.Т. О различных психологических условиях управления творческой деятельностью.
  62. Ю.А. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие, СПБ, 2006.
  63. О. А. Творчество и гражданское право: Понятие, предмет и состав подотрасли /О. А. Красавчиков. //Правоведение. -1984. № 4. — С. 14 — 23
  64. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  65. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. ВП. № 3. 1987.
  66. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Психология с человеческим лицом / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 1997.
  67. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  68. Ч. Гениальность и помешательство. Симферополь, 1998.
  69. А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
  70. А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.
  71. Н.Н. Структурная организация мышления / Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  72. А.С. Процесс научного творчества. М., 1983.
  73. С.В. Творчество: созидание или деструкция? -М.: Академический проект, 2006. 224 с.
  74. С.В. От «безличной психологии искусства» к психологии «личности в искусстве» / Сб. материалов конференции, посвящённой памяти Л. С. Выгодского. М., 2002.
  75. Материалы конференции «Творчество, общение, личность». ВП. № 1. 2000.
  76. A.M. Загадки одарённости. М., 1993.
  77. A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 720 с.
  78. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. ВП. № 4. 1982.
  79. Мелик-Пашаев А.А. А. С. Пушкин и психология художественного творчества. ВП. № 5. 1998.
  80. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. ВП. № 5. 1998.
  81. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступени к творчеству. М., 1987.
  82. Методологические проблемы теории творчества. М., 1973.
  83. А.С. Искусство и процесс познания. М., 1986.
  84. Т.П. Творчество как фактор интеграции в личностном развитии / Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.
  85. А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972.
  86. Наука и научное творчество / Под ред. М. М. Карпова. -Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1970
  87. Е.И. Психология детского творчества. СПб: Речь, 2006. -220 с.
  88. В.Н. Творчество как новационный процесс: (Филос.-онтол. анализ). Симферополь: Таврия, 1990. — 189 с.
  89. Н.Ф. Историко-научный и методологический подходы к анализу творчества / Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.
  90. Н.Ф. Как возможно изучение творчества // Наука и творчество. Ярославль, 1986. С. 14.
  91. В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности и развитие творческого потенциала субъекта труда. М., 1982.
  92. А.П. Междисциплинарные исследования творчества: итоги, поиски, перспективы / Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.
  93. А.П. Экзистенциальность правды или объективность истины: конфликтность установок творческой личности / Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.
  94. С.Е. Гуманистическая психология и феноменологический подход / Психология с человеческим лицом / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 1997.
  95. Г. Г. Творчество как способ бытия личности / Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.
  96. Л.Э. Феномен стиля учёного как характеристика творчества / Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.
  97. В.В. К определению актёрских способностей / художественное творчество. Л., 1983.
  98. В.М. Рефлексия в истории художественной культуры. Её роль и перспективы развития / Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  99. В.А., Огнев А. С. Креативный потенциал субъектогенеза / Творчество и личность. Тезисы. Курск. 1995.
  100. С.Н. Анализ фильма. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. 31 с.
  101. С.Н. Кино и современность: Тематический план курса и методические указания к изучению темы «Современный кинопроцесс», Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. — 14 с.
  102. С.Н. Основы киноискусства: Методические указания для студентов естественных и гуманитарных факультетов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. — 45 с.
  103. К.С. Научно-техническое творчество. JL, 1979.
  104. А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу. ВП. № 2. 1999.
  105. К.П. О системе психологии. М., 1972.
  106. Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.
  107. Я.А. Психология творения. М. Воронеж, 1999.
  108. Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  109. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  110. Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие современных исследований творчества / Хрестоматия по художественному творчеству.
  111. Я.А. Проблемы исследования творчества (О различии психологического и философского исследования творчества) // Сб.: Проблемы философии. Киев, 1978. — № 44.
  112. Проблемы человека в современной философии. М., 1969.
  113. Психологические исследования творческой деятельности. М&bdquo- 1975.
  114. Психологические проблемы творческой деятльности. Киев, 1990.
  115. Психология творчества / Под ред. В. Г. Грязевой. -Челябинск, 1995.
  116. Психология с человеческим лицом / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 1997.
  117. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2003. — 752 с.
  118. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М., 1967.
  119. Ратнер-Кирнос Д. Вдохновение и откровение. М., 1995.
  120. Н.В. Психология сценической деятельности / Психология художественного творчества: Хрестоматия, Минск, 1999.
  121. В. М. Типы и дискурсы научного мышления. М.: Эдиториал УРСС, 2000
  122. B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества / Художественное творчество. Л., 1982.
  123. .М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Художественное и научное творчество, Л., 1972. С. 54−67.
  124. В.В. Социальная природа художественного мышления. Л., 1982.
  125. В.Е. Социальная психология искусства: предмет, концепция, проблемы. Автореф. доктор. СПб., 1996.
  126. А.И. Исследование творчества. Электрон, ресурс. http://azps.m/polpsy/lib/seravintvor/index.html
  127. П.В. Мозг и творчество // Вопр. философии. 1992. № 11. С. 3−5.
  128. М.А. Свобода творчества в научном познании. -Минск, 1980.
  129. Современные проблемы теории творчества: Сб. науч. ст. / Ин-т пром. собственности и инноватики- Под ред. Г .Я. Буша. -М.: НПО «Поиск», 1992. 118 с.
  130. Солтыс Алена, Интернет-дневники как социальное явление //Mobi. 2007. — № 3 (31). — С. 109−113.
  131. JI.H. Эстетическое в действительности и в искусстве. М., 1959.
  132. Г. С. О психологии искусства. ВП. № 1−2. 1992.
  133. Творчество и культура: развитие таланта в искусстве и культуре (материал конференции). ВП. № 2. 1997.135. «Творчество и современный научный прогресс», Симпозиум. Ленинград, 1966
  134. Творчество как фактор формирования личности: Материалы второй международной научно-практич. конференции. 18−20 мая 2001 г. / Отв. ред. Ильясова Р. Х. -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. 149 с.
  135. Творческий метод. Сборник статей / Общая ред. и сост. В. А. Разумного. М., «Искусство», 1960. — 344 с.
  136. Творчество в искусстве искусство творчества / Ред.-сост. Л. Дорфман, К. Мартиндейл, В. Петров и др. — М.: Наука- Смысл, 2000. — 549 с.
  137. Творчество в научном познании / Под общ. ред. Д. И. Широканова, Ю. А. Харина. Мн., «Наука и техника», 1976. -232 с.
  138. Творческая природа научного познания: Сб. ст. / АНСССР, Ин-т философии- Отв. ред. Д. П. Горский. -М.: Наука, 1984.-288 с.
  139. Троицкий Николай. Россия в XIX веке: Курс лекций. Электрон, ресурс. http://scepsis.ru/library/id1421.html
  140. Д.В. Творчество и «дарвиновский» способ его описания. ПЖ. № 3. 2000.
  141. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.
  142. Г. Синергетика. М., 1980.
  143. Ю.В. Как рождаются научные открытия. М.: Наука, 1964.
  144. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
  145. Художественное и научное творчество. JL, 1972.
  146. Художественное творчество в системеме социалистической культуры. М., 1986.
  147. В.А. Творчество: Философский аспект проблемы. Кишинёв, 1989.
  148. Г. А. Обучение, творчество и понимание как синонимы. ВП. № 2. 1999.
  149. Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. Минск, 1989.
  150. Д.С. Синергетика и информация. М.: УРСС, 2004.-287 с.
  151. A.JI. Пути моделирования мышления: Активные синергические нейронные сети, мышление и творчество, формальные модели поведения и «распознавания с пониманием». М.: КомКнига, 2006. — 336 с.
  152. А.В. Ценности самоактуализации и терминальная ценность как факторы личностной вовлечённости педагога в процесс профессиональной деятельности. Электрон, ресурс. http://www.firstjob.ru/?ScienceView&ID=197 -21.09.2006
  153. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989.- 141 с.
  154. А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. М., 1969.
  155. В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.
  156. М.Г. «Надсознательное в научном творчестве»//Мир психологии. № 4. 1996.
  157. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. (Хрестоматия.)
  158. JI.B. Природа творческой деятельности. М., 1987.
Заполнить форму текущей работой