Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указ. соч. С. 106. группы, не принимающие никакого практического участия в торговой ярмарке, но обязательные для праздничного ярмарочного явления. проанализировать официальную и неформальную сферы институциональной культуры ярмарки. определить новые формы экономической культуры ярмарки-института, приобретенные в процессе освоения меняющихся норм экономического поведения. установить характерные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ярмарка в контексте социально-экономической культуры
    • 1. 1. Ярмарка как социальный институт
    • 1. 2. Ярмарочная вещь — продукт культуры
    • 1. 3. Человек и человеческая телесность на ярмарочной площади
  • Глава 2. Ярмарка и праздничная культура
    • 2. 1. Духовное содержание торга (ритуал, обряд)
    • 2. 2. Игровой элемент торга
    • 2. 3. Ярмарка как театрально-зрелищная форма

Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обоснование темы. При рассмотрении специфики исследуемого явления следует учитывать тот факт, что торговая ярмарка, не существовавшая без своего определенного общественного, календарного праздника (земледельческого, промыслового, церковного, государственного), организуется по принципу ежегодной повторяемости: просто торг (базарная, рыночная торговля) не имеет праздничной периодичности. Ярмарка, в самом слове содержащая значение: «ежегодная торговля» 1, явление экономическое, осуществляющее организационные, хозяйственные задачи, но отличное от просто торга функциями социального, культурного характера: это поддержание традиций, ценностей и норм культурного мира, установление упорядоченности коммуникативных социальных процессов. Ярмарку роднит с праздником кратковременность, наличие.

Обращение к семантике слова ярмарка необходимо, ибо в слове «сгущена и нагнетена квинтэссенция как человечески-разумного, так и всякого иного человеческого и нечеловеческого разумного бытия и жизни» (Лосев А. Ф. Философия имени. — М., 1990. — С.ЗЗ.). Мы выходим на двойственность, содержащую экономическую и праздничную семантические поля данного словасугубо торговой терминологии придерживаются А. А. Сванидзе и П. А. Червяков: «Ярмарки — это регулярные торжища широкого значения, рынок, регулярно организуемый в определенном месте, место периодической торговли, сезонная распродажа товаров одного или многих ввдов» (Ярмарки // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4 томах). — М., 1980, — T.4. С. 598.) — П. Я Черных: «нем. слово jarmarkt — временный, широко открытый торговый съезд, устраиваемый ежегодно, в одном и том же месте» (Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М., 1993. — Т.2. С. 472.) — В. В. Даль в XIX веке, М. Фасмер в начале XX века ярмарку обозначают только как торговлю в определенное время в определенном месте (Даль В. ИТолковый словарь живого великорусского языка. — М., 1980. -T.4. — С.678. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М., 1987, — T.4. — С.83.). Та же интерпретация у С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, но уже присутствует существенное добавление: «с увеселениями, развлечениями» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1996. — С.954.). Слову иностранного происхождения ярмарка в русском языке соответствуют синонимы торг. торговля, а также Торжок, торжище и торжество. На Руси оно получило распространение с XVII века, вследствие торговых контактов Великого Новгорода с немецкими купцами, обладало двумя значениями, подтверждение о чем можно обнаружить в языке одного из финно-угорских народов, причастных к новгородской истории: с карельского jarmankoi/ja — 1. торговать на ярмарке, 2. пить, пьянствовать (Словарь карельского языка. — Петрозаводск, 1990, — С. 100.). Таким образом, в слове ярмарка имеет место связь понятий торговать и торжествовать (пьянствовать, развлекаться, праздновать), содержащая глубокие исторические корни. начала и конца, но в отличие от него ярмарка заполнена не отдыхом, а практическими, трудовыми, а не «праздными» делами.

Актуальность исследования определяется потребностями изучения и осмысления закономерностей формирования и функционирования ярмарки как особого явления культуры, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и коммуникативные компоненты.

В современной России, обновляющейся от застоя, идеологического диктата, развивается свобода выбора и деятельности, что ведет к увеличению возможностей для самореализации личности, расширения кругозора, к свободному рынку результатов разнообразной деятельности, будь то товары или услуги. Несомненно, это благо. Нынешняя ситуация начального этапа накопления капитала напоминает то же состояние российской жизни XVIII — XIX веков, когда для страны, расстающейся с патриархальной обособленностью, открывались другие хозяйственные, культурные миры. И их начальное познание происходит, как, это не тривиально будет сказано, на рынке, на торгово-праздничной ярмарке: ярмарки были циклически действующим регулятором спроса и предложения, производства и потребления, обмена информацией, сохранения и приумножения народных, культурных традиций. Ярмарки выполняли именно те функции, которых так сегодня не хватает нарождающемуся российскому рынку.

Россия переживает сложнейшие времена в связи с проблемами по координированию производственных, обменных процессов, распределения, как результатов деятельности, так и самой рабочей силы физического и интеллектуального труда. Например, это проблемы внедрения научных достижений в производство, сведения авторов новых российских технологий с потенциальными покупателями их изобретений и обеспечения первых правовой защитой1, решения.

1 Коновалов Б. ВВЦ торгует идеями // Деловой мир .- 1997, — № 48−49, — 11−15 дек. — С.8 социальных и культурных вопросов в связи со структурными недостатками организаций, институтов, — все это говорит о настоятельной необходимости возобновления активной жизни ярмарок.

Актуальность изучения ярмарки определяется самим существом ее коммуникативных функций, которые она выполняет на протяжении всей своей истории: объединение людей для обмена разнообразными результатами их деятельности, регулирование процессов социальной, культурной и экономической интеграции.

Зачастую рынок, как место торгового действа, как базар, понимается не односложно экономически, а как носитель идеи праздника. На рынке, как правило, ощущается праздничное настроение, связанное с торжеством вещного изобилия: не зря многочисленные «торговые пятачки» называются ярмарками. В этом обнаруживается тяга или необходимость культурного одухотворения вульгарного. и прагматического смысла торговли.

Такие явления современной общественной жизни, как биржа (товаров, ценных бумаг, труда), выставка продуктов технической деятельности, аукцион, презентация в исторической перспективе восходят к ярмарке как социальному институту, как празднику, представлению-зрелищу.

Современные презентации — это всего лишь праздничные представления по поводу выхода в свет произведения духовного, материального, художественного труда. Вместе с тем, задача презентации — не только праздничное мероприятие, но и коммерческаяс целью ознакомить с товаром, дать ему рекламу и, в конечном счете, -продать.

Собственно, презентация — это скрытая форма рекламыреклама же, в свою очередь, это часть товара. В этой связи, можно, пожалуй, признать, что даже реклама есть, в некотором смысле, порождение ярмарочного процесса. Пресс-конференция, опять же объединяющая людей добывающих, фиксирующих и издающих информацию, по поводу того или иного предшествующего или последующего события (выхода в свет книги, спектакля, ярмарки) так же, как и презентация со своей праздничностью находит отправные точки в торге, который, по сути своей, идентичен торжеству. То есть и здесь обнаруживаются проявления ярмарочной культуры, которая в изначальном своем смысле приводит к реализации идеи торга как торжества, праздника, основывающегося на эйфории свободы выбора, игре спроса и предложения и, главное, на радости общения. Праздничность ярмарочных форм, вызывающая радость, заключена в ее причинности, ибо праздник, по словам В. М. Пивоева: «во-первых,. служит подкреплению надежды на счастливую жизнь, на социальную гармониюво-вторых, в отличие от будничной жизни, отягощенной ответственностью, заботами и тяготами трудовой деятельности, праздник превращает жизнь в игру, где происходит „выключение“ ответственности, временное снятие серьезности жизни, социального контроля, ограничений и запретов, освобождение ее для естественного самовыражения и самореализации человека» 1.

Поэтому мы считаем необходимым настоящее исследование самой природы обменных отношений между человеком и человеком и, как результата этих отношений на определенном историко-культурном этапе, экономико-праздничной ярмарки, так как она, по верному замечанию социолога культуры К. Жигульского, «и в настоящее время продолжает играть важную роль в экономическом балансе года» .

Состояние изученности проблемы ярмарочного торга как явления культуры характеризуется тем, что она специально никем.

1 Пивоев В. М. Культурология: Введение в историю и философию культуры. — Петрозаводск, 1997. -Ч.2. С. 48.

2 Жигульский К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые). Размышления социолога. — М, 1985. — С. 122. практически не ставилась1. История ярмарки — одна из малоизученных проблем отечественной культуры. Во времена преобладания идеи планового хозяйства считалось, что ярмарка как место встречи производителя и потребителя, стала анахронизмом. Вместе с таким подходом, и сама тема истории и развития ярмарки фактически оказалась на окраине интересов советских историков2. В последнее десятилетие ситуация в данном вопросе изменилась. Но, тем не менее, даже сейчас можно говорить только о начальных этапах, как исторического, так и социологического, культурологического изучения явления ярмарки.

Работа с письменными источниками XIX века позволила автору выявить ряд историко-экономических и культурных аспектов ярмарочного явления. Статистические отчеты по Олонецкой губернии, публикации в номерах газеты «Олонецкие губернские ведомости», разного рода архивные документы содержат сведения: о количестве ввезенного на ярмарки товара, его качестве, о месте его производства, о закупке и доставке, о поименном составе торговых людей с обозначением их постоянного места жительства, о том, сколько народу присутствовало: («Стечение народу было значительное»), сколько местной церкви или в пользу города от арендаторов торговых лавок «было доходу» .

Материалами по изучению ярмарки как явления культуры послужили также научные публикации, о которых следует сказать особо, что прояснит вопрос об изученности данной проблемы. Историко-научному исследованию ярмарка подверглась в работах Т.К.

1 Можно привести лишь одну публикацию: Теребихин Н. М. Северная ярмарка как явление духовной культуры: Об одной концепции О. М. Фрейденберг // М. В. Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения: Тезисы докл. Всесоюз. научно-практ. конф, — Архангельск, 1986, — С.210−212.

2 Аверьянов К. А. Курские ярмарки конца ХУ111 века // Центральная черноземная деревня: история и современность. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. — М.: РАСН, 1992.-С.11−12.

Щегловой1, И. Андропова, А. Смирных2, A.A. Лебедевой3, А.Ю. Друговской4, Б.А. Гущина5. Интересна в этом отношении зарубежная работа «Ярмарки и рынки в Ирландии ХУ1 века, 1600 — 1800» 6.

В названных выше публикациях, основное внимание исследователей уделено хозяйственно-экономической части ярмарки. В монографиях же А.Ф. Некрыловой7, Н.М. Зоркой8, А .Я. Алексеева-Яковлева9 исследованию подверглась другая, праздничная сторона ярмарки: с гуляниями, увеселениями и развлечениями, с лубочной продукцией. Авторы выделяют характерные черты лубочной культуры, выражающей, несомненно, и ярмарочную, культурную организацию, но градаций не проводят: тот или иной факт соотносим к народному гулянию или ярмарочному торжищу, что при нашем исследовании имеет немаловажное значение. Н. М. Зоркая ставит вопросы о природе лубочного явления, основная функция которого — быть востребованным на рыночной, ярмарочной площади, о тех или иных приемах достижения коммерческого успеха, удовлетворения потребительского спроса. Ученый делает вывод, что массовые пристрастия и предпочтения являются «не результатом «манипулирования», навязывания зрителю неким посредником, пропагандистом дурного вкуса и «кича» ., а.

1 Щеглова Т. К. Ярмарки Алтая XIX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Томск, 1990.

2 Андропова И., Смирных А. Ирбитский торг (Сословия гостевого города) //Родина. — 1994, — № 10,-С.27−36.

3 Лебедева A.A. Русские Притоболья и Забайкалья (Очерки материальной культуры ХУ11 — н. XX века). Глава 3. Ярмарки и торжки //Отечественная история. — 1993, — № 2. С. 165−175.

4 Друговская А. Ю. К 700-летию Коренной пустыни. Ярмарки в Курской губернии //Роль народной культуры в духовном возрождении России. — Курск, 1995, — С. 19−24.

5 Гущин Б. А. Заонежские ярмарки (XIX — н. XX вв.): Научная справка. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» .- Петрозаводск, 1992.-(на правах рукописи).

6 Markets and fairs in Ireland, 1600 — 1800: Index of economic development and regional growth // G. Of Hist7 Geography, 1. Ets., 1985, vol. 11, № 4, p.364−378.

7 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища (к. XVIII — н. XX века). Л., 1988.

8 Зоркая Н. М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца XIX — начала XX веков / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. — М., 1992.

9 Алексеев-Яковлев А. Я. Русские народные гуляния /В записи и обработке Е. Кузнецова. — Л.-М.: Искусство, 1948. закономерным выражением глубинных архетипических структур" 1. Для нашей работы это обстоятельство имеет немаловажное методологическое значение.

В других искусствоведческих, этнографических, историко-культурологических, фольклорно-лингвистических научных работах, темами исследования которых, стали народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, площадной театр, увеселения и развлечения, языковая культура действующих лиц праздничных и ярмарочных площадей2, также принципиального рассмотрения отличий и сходства ярмарки и гуляния (народного праздника) не проводится. Тем не менее, следует отметить, что понятие «ярмарочная культура» получило распространение в связи не только с ярмаркой, но любого рода народно-площадной праздничностью, публично-зрелищной культурой.

Источники художественного творчества дают нам особенно полезную с культурологической точки зрения и существенную по полноте информацию о российской ярмарке, которая жила насыщенной жизнью в прошлом (в основном, XVIII — начало XX века), и имела первостепенное значение для страны. Освоение произведений художественной культуры, искусства, содержащих художественные образы, созданные воображением человеческого ума при посредстве фантазийных импульсов, приводит к результатам, характеризующимся нераздельным единством смысловых и чувственных моментов. Нам представляется важным вопрос, следует ли отличать художественные образы ярмарок, явно вымышленные, обобщенного плана, от тех, которые рождались в воображении писателя на основе реально увиденной, реально «кипевшей» конкретной ярмарки, то есть «списанной» с жизни. Для нас ценнее художественно оформленные сведения о прошлой ярмарочной действительности очевидцев: они.

1 Указ. соч. С. 5.

2 Красноречие русского Торжка. Материалы из архива В. М. Симакова. Публикация Т. Г. Булак // Из истории русской фольклористики. — Л., 1978. — С. 107−157. оставляли свои впечатления в мемуарах, очерках, записках путешественников, а также на страницах повестей, романов. В исследовательской работе автор пользовался сочинениями писателей Н. В. Гоголя, М. Горького, П. С. Мельникова (А. Печерского), В. А. Гиляровского.

В других случаях художественно-осмысленная ярмарка интересна как символ. Анализ таких произведений как «Путешествие Пилигрима» Д. Баньяна, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проведенный литературоведом Т. Э. Демидовой, выявил характерные смысловые нагрузки ярмарки, как правило, базирующиеся на негативных сторонах человеческой жизни. В «Путешествии Пилигрима» ярмарка по имени Базар Житейская суета самым непосредственным образом причастна к жизни города «Житейская суета», получившего определение исследователя как «седалише тщеславия» 1. «Название это произошло оттого, что все там продающееся и находящееся в обороте — житейская суета». На этой круглогодичной ярмарке, как пишет автор статьи, продаются «дома, почести, привилегии, титулы, даже королевства, различные удовольствия, публичные женщины, развратники, жены, мужья, господа, слуги, жизнь, кровь, тело, душа, золото, серебро, драгоценные камни». На ней можно увидеть «жонглеров, клоунов, шулеров, разбойников., попадались воришки, клятвопреступники, прелюбодеи». В гоголевском романе «Мертвые души» ярмарка Тьфуславль, по мнению Т. Э. Демидовой, также содержит доминанту тщеславия. Ученый раскрывает смысл названия ярмарки в сходстве со словом тщеславие, близким по значению «пустая слава», и выходит на характеризующие понятия «кривой» жизненной дороги: «не восхождение, а «бездумное коловращение» .

1 Демидовой Т. Э. Духовное и мирское в «Метафорической теме» дороги в «Путешествии Пилигрима» Д. Баньяна и «Ярмарке тщеславия» У. Теккерея // Филологические науки. — 1993. -№ 2. — С.99.

2 Указ. соч. С. 106.

Гоголь) по горизонтали" 1. Такое же осмысление получает и ярмарка У. Теккерея: «Вне сомнения, ярмарка символизирует собой тормозящее начало. Это движение — чисто внешнее, не глубинное, а просто «коловращение», «хоровод» (Гоголь), «лабиринт» (Диккенс), «карусель» (Теккерей). Мирское заманчиво, не требует больших усилий, потому и побеждает.. Основное и самое страшное на Ярмарке Житейской суеты.

— продажность" 2.

Ярмарка (конкретно) исследователями не рассматривалась как праздник, а только как обслуживающее звено праздника (М. Бахтин), как экономический фактор праздника (К. Жигульский, но вопрос о необходимости детального рассмотрения этого фактора он ставил), то есть как торговля.

Для автора же представляется важным раскрыть в явлении ярмарка эти оба аспекта.

Цель исследования — рассмотреть ярмарку в исторической перспективе в аспектах экономической и праздничной культур.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

— изучить специфику ярмарки — социального института, принципы его организации в контексте экономической культуры.

— выявить и описать структурные и функциональные элементы культуры управления социальным институтом ярмарки.

— вычленить институциональное содержание двух уровней, среди которых: собственно организационная ярмарочная структура и социумы, образованные профессиональной деятельностью (по видампроизводственной, посреднической между производителем и потребителем или другим посредником, потребительской) в контексте совокупности профессиональных знаний и навыков, хозяйственных нравов и обычаев, норм и ценностей. Следует учесть социальные.

1 Указ. соч. С. 106.

2 Указ. соч. С. 106. группы, не принимающие никакого практического участия в торговой ярмарке, но обязательные для праздничного ярмарочного явления. проанализировать официальную и неформальную сферы институциональной культуры ярмарки. определить новые формы экономической культуры ярмарки-института, приобретенные в процессе освоения меняющихся норм экономического поведения. установить характерные для ярмарочной вещи социокультурные свойства, заложенные в результате производственной общественной деятельности, проявляющиеся в обменном ярмарочном процессе. Требуется выявить неотъемлемые в человеческих вещных обменных отношениях процессы культурных диффузий, аккультурации, произвести выход на специфику отношения ярмарочного товара (технической вещи и услуги) и ярмарочного потребителя, на новые функциональные аспекты, приобретенные ярмарочной вещью на ярмарочной площади. — определить место человека и человеческой телесности в экономической культуре ярмарки, культурные смыслы, ценностные ориентиры, вырабатываемые в процессе производственной, обменной, потребительской деятельности на ярмарочной площади.

— обосновать правомерность понимания ярмарки как явления праздничной культуры.

Научная новизна исследования. Впервые ярмарка рассматривается как культурный феномен, предпринята попытка проследить логику ее внутренних, культурных процессов. В диссертации предлагается типологический анализ ярмарки как явления культуры. В ней выделяется хозяйственно-экономическая культура ярмарки и праздничная культура, обнаруживается функционирование сфер производства, управления, обмена, распределения, потребления ярмарки в таких предметно-культурных реальностях как социальный институт, вещь техническая, человеческое тело, каждая из которой представляет отношения человека с человеком, человека с природой, человека с самим собой.

В диссертации ярмарка рассматривается как праздничный торг с выходом на обрядовые, ритуализированные традиции, связанные с обменом подарками, в самом торге обнаруживается праздничность, что вытекает из тождественности торга и торжества. Диссертантом осмыслено и представлено в исторической динамике постепенное изменение акцентов в ярмарке, обнаружено увеличение роли торга и уменьшение — торжества, что приводит к трансформации ярмарочного явления в новые социальные, культурные образования.

В качестве новизны следует указать на введение и определение важнейших понятий: ярмарка, торг, товар — раскрытие их культурно-мифологических подтекстов.

Теоретико—методологическое основание работы составили философско-культуроведческие изыскания А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, О. М. Фрейденберг, М. С. Кагана, Э. Фромма, Б. С. Ерасова, В. Д. Рузина. Историко-культурологическое исследование проводилось в развитие идей Н. М. Зоркой, А. К. Дживелегова, Ф. А. Гельвальда, О. М. Фрейденберг. Прямое влияние на автора диссертации оказали книги и статьи В. М. Пивоева, Ф. И. Минюшева, М. М. Алексеевой. Основные методы исследования — компаративный, диалектический, структурно-функциональный, историко-типологический. В процессе исследования, несомненно, принимается во внимание методологический прием исторической типологии, основанный на построении анализа явления культуры «по правилам диалога, общения культур прошлых и настоящей» 1, то есть по диахронической диагонали и синхронической горизонтали. Особое значение для работы имеет социологический аспект ярмарочной культуры, проявление в ней особенностей сословной и классовой общественной дифференциации, системности формирующихся культур на уровне сопряжения этнической, национальной, профессиональной, конфессиональной плоскостей дифференциации культурогенных субъектов, охвата определенных аспектов деятельностного существования человека в обществе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в опубликованных работах, кроме того, были вынесены на обсуждения на следующих научных конференциях:

Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы" (Москва, 1995);

Свое" и «чужое» в культуре народов Европейского Севера" (Петрозаводск, 1997).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основное содержание изложено на 135 страницах. Структура работы соответствует поставленным задачам.

Заключение

.

Ярмарка как явление общественной жизни, синтезирует результаты социальной, культурной, экономической, художественной деятельностиисторически сложилась, стала возможной в условиях товарообменных отношений, разложения первичной культуры замкнутого традиционного мира с синкретическим мировосприятиемэто период переходного этапа от доиндустриального типа общественного устройства к индустриальному — капиталистическому на пути развития вторичной культуры (городской, массовой).

В первой главе исследования автор приходит к выявлению особенностей социально-экономической культуры ярмарки. Предложены к рассмотрению ее три структурообразующие области: первая — социальная организация на основе производственных, обменных отношенийвторая — ярмарочная вещь как культурный продукт отношения человека и природы, человека и человека в обменном процессетретья область — человек и его телесность в контексте ярмарочной производственной, обменной и потребительской деятельности. Вторая глава явилась результатом изучения праздничной культуры ярмарки с выходом на аспекты духовной жизни не только в сфере праздника, зрелищного искусства, торжества, но в области обмена, торга, то есть торговой стороны ярмарки.

Деятельность ярмарки как экономического института связана с распределением производства, обменом и потреблением благ, в качестве ярмарки-биржи — с управлением и финансовыми операциями. Как культурный институт, она организует и регулирует информационные потоки. Как социальный институт — обеспечивает социальную организацию, благодаря которой общество преодолевает хаос и поддерживает социальный порядок. В общем, ярмарка есть место обмена, пересечения культурных феноменов, она организует действие, дает импульс к движению того, что было создано до обмена, к тому, что будет создано после.

Автором рассмотрены принципы организации ярмарки-социального института, исторические факты институциализации отдельного вида деятельности на профессиональной основе из ряда внепроизводственных сообществ, какими явились купцы. Они становятся важнейшей единицей, генерирующей структуру ярмарки. Целью их объединения была безопасность передвижения на дорогах, концентрирующих свои караваны в специально избранных, хорошо защищенных пунктах. В основном, это происходило у стен монастыря во время больших церковных праздников. Эти остановки и собрания следует называть началом ярмарочной истории, когда и закладывался фундамент ярмарочного явления.

На первых этапах своей истории ярмарка подпадает под организационную опеку и духовное влияние институтов светской и религиозной власти. В некотором смысле, ярмарку можно представлять как продолжение религиозной деятельности института церкви. Это диктовалось исторической необходимостью, так как в средневековом обществе (как западноевропейском, так и русском) состоянию стабильности, обеспечению взаимодействия различных частей и групп, восстановлению устойчивости и продлению культурной традиции, сохранению социальных структур способствовали, в первую очередь, религия и религиозная организация. С другой стороны, ярмарка являлась временным, а не стационарным торгом, проводилась в праздничное, устанавливаемое религией, время. Поэтому управленческий аппарат был временным, назначавшимся теми, на чьих территориях она проводилась. Такими могли быть как светские, так и церковные собственники.

Ярмарка может называться производством, потому, что имеют место экономические отношения с купцами, торговыми людьми по поводу ярмарочной собственности, произведенного на ярмарке «продукта» — услуги по предоставлению торгового места на ее территории. Ее средства производства — ярмарочная площадь, ярмарочные сооружения, ее время работы.

Для устойчивости, стабильности, регулирования общего порядка в сфере социально-организационной деятельности осуществляется производство ценностных ориентиров, норм поведения, вырабатывается институт атрибутов сакрального, божественного значения с использованием ритуальных и обрядовых действ. Ярмарка освящалась именем святого, религиозного праздника, в честь которого она и проводилась, ее значимость и популярность зависела от связанной с ней реликвией, священным предметом, чудотворцем, благообразным старцем. Этим определялся паломнический поток, а за ним и торговый.

Церковь явилась инициатором привлечения всех страждущих к духовным, священным источникам в целях высшего порядка, но с развитием секуляризационных процессов в жизни «святые места» превращаются в прагматические центры: ярмарка, бывшая чем-то второстепенным в церковном, храмовом празднике, со временем становится, чуть ли не главным «действующим лицом». Духовный смысл «святого торга», торга по случаю поминовения святого, все меньше занимает в нем место.

Содержание институциональной культуры в контексте социально-экономической культуры составляют организационные единицы, способствующие определенному уровню обменного процесса и вносящие свой вклад в культуру ярмарки. Первое место здесь отводится купеческой роли (по функции — обменной). Купеческая роль сама по себе может быть присуща любому социальному слою, ибо обменной деятельностью может заниматься любой, имеющий собственность:

1. Купечество на Руси выделялось в отдельное сословие в XIII веке. К XIX веку в нем наметились две тенденции: первая — вести дела по европейским образцам, вторая — верность национальной традиции. Яркий след в ярмарочной жизни прошлого оставили представители старообрядческого торгового клана, под чьим влиянием находилась самая крупная ярмарка — Нижегородская.

Вследствие непосредственного влияния церкви, основ православного учения в среде купечества на ментальном уровне утверждается ряд принципов, среди которых можно назвать закон нестрогой прибыльности рыночного обмена, сущность которого состоит в отказе от требований жесткого, а порой жестокого торга с обязательным извлечением выгоды. В православном купечестве существовала мораль: «Прибыль превыше всего, но превыше прибыличесть» .

Объяснение благотворительной деятельности русского купечества связано с его религиозностью, и с устремлением оправдать свою деятельность в глазах общества.

Торговля в глазах русского образованного общества все-таки не получила нравственного обоснования. Более того, она ассоциировалась с почти криминальной деятельностью, которой следует стыдиться. На наш взгляд, столь негативное отношение к обменной деятельности является свидетельством жизненности в русском обществе нравственных ценностей, сложившихся в условиях натурального хозяйства, так как оно не нуждается в обмене.

2. Русские крестьяне на ярмарочном торжище осваивали обменные отношения, элементы буржуазной культуры, тем самым, постепенно отдаляясь от традиционной общинной культуры. Ярмарка способствовала разрушению замкнутого мира общины.

В период становления буржуазной товарообменной культуры в Европе и России возможности распространения ее продуктов ограничивались городом. Краткосрочными «полигонами по образовательной деятельности» становились многолюдные, полиинформационные ярмарки, где преобладали нравы и обычаи городской, буржуазной культуры. Сама ярмарка — это временный город, в котором сельский народ приобщается к городской культуре.

3. В экономическую культуру ярмарки свой вклад внесли и те социальные слои, которые не занимались так таковой торговой деятельностью, но участвовали в обмене в том смысле, что были потребителями ярмарочной культуры. Например, русское дворянство, как потребитель, культивирует свои вкусы, воспитанные на европейской культуре, на ярмарке: в XIX веке среди высшего сословия была мода ездить «на балаганы», не ради русского лубочного народного театра, а из-за занятной чужеземной привозной «диковинки» .

4. В социальном теле ярмарки выделяется еще одна группа, объединившая представителей, можно сказать, нелегального обмена. Преступность становится профессией. Преступный мир, несомненно, активизируется на ярмарке, так как она собирает все имеющееся в округе, губернии, стране, континенте, мире богатство, выставляет его напоказ. На ней рождается изобилие благодушия и веселья, «крутятся» огромные деньги, создаются условия для их нелегального перераспределения.

5. Ярмарка как социальный институт удовлетворяет интересы не только носителей обменных отношений, но в том числе и производителей. На ярмарочном торжище проявляются результаты потребностей всего рынка, окружающего ярмарку, поэтому каждый представитель купеческого сословия, пройдя определенный этап первоначального накопления капитала, как первое лицо на ярмарке, владеющее информацией о потребительском спросе, становится и производителем.

Среди социальных институтов, сформировавшихся на ярмарочной площади, выделяются три организационные структуры: ярмарочный трактир, выставка и биржа.

1. Ярмарочный трактир, располагающийся на территории производства обменных операций, становился, с одной стороны, местом практических дел, с другой — клубом, предоставляющим отдых от трудовых занятий. Как сказано в старинной купеческой пословице: «Мешай дело с безделием — с ума не сойдешь» .

Реализация неформальных отношений на ярмарке происходит как в сфере труда — торга, так и в сфере досуга, свободного времени, что, впрочем, опять же вырастает или в отношения производителя развлечений и их потребителя, или в общение во время отдыха с целью обнаружения деловых контактов. Ярмарка это и не типичное производство, и не клуб. Она объединяет не просто своих работников, но свободных предпринимателей, пользующихся ее местом и ее временем для продолжения каждый своей производственной или обменной деятельности: значит, она есть, в своем роде, деловой клуб.

2. Формальные отношения, раскрывающие еще один аспект институциональной культуры ярмарки, возникают и характеризуются материальными средствами, предполагают повышение и понижение престижа, проявляются в полной мере на выставке-ярмарке. Выставка, как новая форма ярмарочной организации, несет новую смысловую хозяйственно-экономическую, организационную и идеологическую функцию. На ней происходит награждение медалями и знаками почета: золотой и серебряными медалями, публичная похвала и одобрение в описании выставки-ярмарки, денежная премия, присвоение звания представителям купеческого сословия (мануфактур-советник), награждение правительственными медалями на орденских лентах и т. п.

3. Социальный институт — биржа, возникшая на определенном этапе экономической истории, представляющая собой новую более совершенную коммуникативную структуру, формирует свои средства производства, свои экономические отношения, свою культуру.

Вследствие секуляризации не только ярмарки, но и жизни вообще, ярмарочная торговая деятельность типизируется уже не по церковной символической атрибутике: основным символом становится вещь. Ярмарка формируется по специфике вещного мира, ее заполняемого.

Ярмарочная вещь содержит социальные, культурные аспекты, заложенные в результате производственной деятельности и обменного процесса. Вещь, в прошлом естественный предмет, несет на себе израсходованную материальную силу человека, она есть освоенная, собственная. Ярмарка собирает на короткий срок массы разнообразных материальных вещей и, каждая в отдельности, обладает своим информационным полем. Ярмарка автором рассматривается как один из миров «языков культуры», а передвигающаяся вещь — как передвигающиеся «языковые знаки культуры», способствующие культурной диффузии.

Культурная информация вещи, в содержании которой присутствует место производства, то есть географическое название, играет очень важную социокультурную экономическую роль. Географическое имя, топоним, сопровождающий вещь на ярмарке, включает в себя ценную историко-культурную информацию об этапах исторического развития, исторически значимых сторонах общественной, хозяйственной и культурной жизни местного населения.

Ярмарочная вещь — продукт синтетической культуры местных промыслов, это вещь, содержащая информационный комплекс, содержанием которого является эстетическое значение, неотрывное и от утилитарного, и от символического, с художественной выразительностью. Именно ярмарки, гарантировавшие сбыт, способствовали развитию традиционных домашних, сельских, кустарных промыслов, при затухании ярмарочной жизни почти пресекалась и деятельность народных мастеров, артелей.

Товарность вещи содержит идею временности этой функции, требует движения. С товарными отношениями выявляется ее культурная значимость, так как товарность любой вещи дает толчок к общественным коммуникативным действиям, при этом товарный обмен есть часть социокультурного обмена. В этом смысле товар выполняет не столько экономическую, сколько социокультурную функцию в общении между культурагентами по поводу удовлетворения культурных потребностей.

Отношения товаров, вещей не только выступают в роли носителей и представи телей вещей, но первые и господствуют над вторыми.

Именно на ярмарке обнаруживается еще одна культурная функция вещи: в отличие от товарной ценности вещь приобретает ценность, как основную, визуально-зрелищную, соотносимую с эстетической. Выставленная на продажу вещь, становится выставочной, формирующей выставку научно-технических достижений. Выставочная вещь утилитарного толка получает оценку особой общественной значимости, требующей такого же отношения, сохранения, как и художественная. Она становится музейным достоянием: как экспонат, теряет потребительную стоимость и выполняет функцию только визуально-зрелищную, культурную.

В результате исследования участия ярмарки в процессе диффузии культур посредством торгового обмена констатируется тот факт, что население местностей, в пределах которых действовали ярмарки, подвергалось более мощной аккультурации, ведущей к быстрому усвоению инородных элементов, по сравнению с теми, кто жил в глубинке, дальше от пестрой во всех отношениях ярмарочной круговерти. Ярмарку как место скопления разнообразных товаров своих и чужих можно назвать информационными, культуроносящими центрами, необходимую товаропроизводителям, товаропродавцам, товаропокупателям, товаропотребителям.

Главная цель и функция ярмарки — социального института в создании коммуникативных процессов соответствуют главным целям человека — общение, обмен информацией, самореализация, представление себя, своего внутреннего и внешнего «я», самоидентификация.

Практическое функционирование человеческого тела в культуре превращает его в носителя различных социальных значений, различных типов информации: тело человека становится материальной основой языка культуры, приобретения семиотического свойства.

Ярмарка постулирует неожиданные критерии «потребительной стоимости» физического достояния в связи с меновой стоимостью. Так как лицезрение уродства, фантастического в человеческом теле на ярмарочной площади «пользовалось потребительским спросом», физические отклонения намеренно придумывались, фальсифицировались.

Буржуазная культура с прогрессирующим разделением труда, профессионализмом товарообменными отношениями, которую несет ярмарка в общину, определяет новые человеческие отношения, формирующиеся в ходе осознания себя и других в качестве товара. В новых социокультурных экономических условиях народные игры, например, такая, как драка, получают новое осмысление, новые формы и функционирующие особенности как спортивного состязания. Происходит деление на зрителей-болельщиков и непосредственных участников игр: вторые становятся производителями зрелищного товара, а первые — потребителями этого товара.

Ярмарка, как с точки зрения количества, так и с точки зрения уровня потребности, вторгаясь в традиционный общинный мир, взращивает потребителя на свои услуги, воспитывает вкус к разнообразным развлечениям. Потребитель — тот, который вчера катался на качелях бесплатно, сегодня за подобное удовольствие на ярмарке платит. Ярмарка со своим уставом и своими «новыми штуками» (Пушкин) делает бесплатное народное веселье меновым: народное гуляние уже не мыслится без ярмарочных «забав». Приемами манипулирования предпочтениями формирующегося «массового человека» пользуются предприниматели, которые и структурируют на ярмарке начальные формы «индустрии развлечений» .

Ярмарка характеризуется нехудожественными (В.Д. Рузин) видами развлечений, воздействующих на человеческую телесность. В аттракционных формах выключение человека из коммуникационной цепочки меняет характер развлекательного общения. Из общения типа «человек-человек», оно становится общением «человек-машина». Человек в результате вступления во взаимодействие с аттракционом из посетителя становится участником данного процесса, что отвечает его глубинным эстетическим потребностям. В этом превращении — основа популярности аттракционов. Это роднит аттракционное действие с карнавалом, который не разделяет на исполнителей и зрителей.

Ярмарка — это ежегодный «судный день», она определяет, насколько точно выверил, продумал человек свою деятельность: он «положил на кон» в ярмарочный день результат всего трудового года, будь он производитель или посредник между первым и потребителем. Автор рассматривает этот факт ожидания с психофизиологической’точки зрения: человек в состоянии стресса «глушит» свою тревогу в развлечениях ярмарочного трактира, игорного дома, что на самом деле не приносит ни истинного удовольствия, ни успокоения. Пик психологического напряжения вместе с желанием так называемых удовольствий проходит после окончания ярмарочного торга, свершения торговых сделок.

Ярмарка в культурном плане представляет собой место общей свободы, свободы выбора, на которой каждый заботится лишь о самом себе и вследствие этого все «в силу предустановленной гармонии вещей или, благодаря всехитрейшему провидению» (Маркс) осуществляют дело взаимной выгоды, общей пользы, общего интереса.

Ярмарка — это не трудовой праздник, не праздничная игра в труд, а серьезный труд, но особого рода, это всеобщий обмен трудовыми результатами, родившийся из обряда, древнего ритуала обмена какими-либо вещами, наделявшимися людьми, духовным смыслом.

Мотив жертвоприношениями, обмен жертвами в храме или возле храма важен для объяснения «святого» (торжественного) торга. Этот обмен содержит нагрузку ритуального характера. Сам ритуал отличается как прагматизмом, так и информативностью, одновременно оставаясь необходимым условием для поддержания жизни при посредстве производительной деятельности.

Праздничность торга ярмарки подтверждает такое явление как паломничество — ритуальное действие жертвоприношения. Важна была связь ярмарки с каким-либо преданием, реликвией: от этого зависела ее, популярность, а следовательно и поток богомольцев с товарамижертвами.

Ритуальный обмен сопровождался определенными итуальными действиями. Рукопожатие, например, демонстрировало, с одной стороны мирные намерения — «нет камня в руке», с другой — выражало веру в магическую силу эквивалентного обмена, укрепляло надежду на лучшее будущее. Сюда же относятся распитие ритуального напитка по окончании сделки, крестное целование, произнесение молитв. Собственно, эти обрядовые действия являются специфическими жертвоприношениями, которые О. М. Фрейденберг называет предтечей таких культурных явлений, как гостеприимство, побратимство, купечество, а также торговли.

1 Э. Фромм объясняет физическое удовлетворение как таковое необходимостью решения снятия физического напряжения.

Торг — ритуал уже содержит нечто новое. Ему нужен еще ритуал из сферы обмена «без выгоды», подарочного, духовного. Торг требует уже и торжества. Обмен экономический предполагает обмен подарочный из сферы праздничного. Для объяснения этого явления автор прибегает к анализу обряда-свадьбы.

Свадебное торжище, где жених-купец (родители-покупатели), а невеста-товар (родителипродавцы), делает две стороны родственниками. Такой акт приводит к мысли, что любая ритуальная купля-продажа подспудно объединяет и приводит к торжественному союзу две противоположности. Торжество как бы вырастает из торга, и, это есть тождественность. Поэтому ярмарка как торжественный торг, сохраняющий многие черты ритуальности, имеет все основания называться праздником по поводу ежегодного торга.

Торг это сам по себе ритуал, он невозможен без ритуальной игры, осознание о необходимости которой, стирается или уходит в область серьезного (Й. Хейзинга). Все, заключенные в природе торга, ритуалы, обряды, церемонии в ярмарке становятся вторичными ценностями и удовлетворяют эмоциональные и интеллектуальные потребности, связанные с торжеством.

Игровые элементы торга выявляют специфику ритуализации торгового действа, его праздничность.

Ярмарка, разбивая целостность восприятия мира, предлагая относительную демократичность отношений с правом свободы волеизъявления, «предлагает» свою трактовку зрительской и исполнительской ролей, выступающих в одном лице в единстве, в полноценно значимых долях.

Исследование явления ярмарки как театральнозрелищной формы привело автора к утверждению о косвенной причастности к синкретичной органике народного праздника, так как на ней он, ориентируясь на теорию М. М. Бахтина, находит своеобразную рампу, зрительство и исполнительство, что дает возможность определить ярмарку в качестве зрелищной формы искусства, в некотором роде, театра. В этом условном театре «праздношатающиеся» есть особая ярмарочная группа, где ее представитель выступает носителем одновременно как зрительской (лицезрительской), так и исполнительской (лицедейской) ролей. Продавцы — «представляющие», так как торговец — это все-таки — исполнитель: он выбирает себе место, чтобы продать, показать свою собственность (самого себя, умения своего тела, рук, ума, а также то, что составляет часть его самоговещественное). Представляющий в любом варианте отношения со своим товаром составляет в некотором роде одно целое (то есть объект выражает некую суть субъекта). В этом случае имеет место некая доля лицедейства: товар не сам по себе лежит на скамье (лавке). Встать за барьер, за скамейку, отделяющую от покупателя — зрителя, — это поступок, это выставление себя (выставка себя) как представляющего-выступающего. Цель такой акции не просто «себя показать», а привлечь внимание, убедить окружающих в том, что ты имеешь право там стоять. Встать за барьер (он же прилавок, кафедра, подмостки, сцена) — такова функция профессионализации этой границы, ставшей рампой в рассуждении о зрелищности на праздничном торге, ярмарке.

Часть карнавальной культуры — театрально-зрелищная получила свое развитие на ярмарочной площади.

Цель общения в ритуале, обряде, игре, в празднике — путем соприкосновения двух внутренних миров зажечь третий мир, нераздельный для общающихся. В празднике, торжестве приглашаются и призываются все к со-творчеству, быть соучастником совместной деятельности — построенности на диалоге". Ярмарка (торжественный торг) — это со-бытие, с-бытие товаров-информантов в праздничном отторжении от себя и сбыте плодов праведных трудов человеческих и взаиморадостного их же приобретения. Явление культуры ярмарка, рассмотренное в настоящем исследовании, представляется автору богатейшим созданием человеческой истории, важнейшим посредником в межчеловеческом общении, что является существенным фактором для жизнедеятельности будущего человечества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Общение, источник и движущие силы его развития //
  2. Вопросы методологии науки. Томск, 1975. — С. 104 — 110.
  3. Александровский монастырь во время Троицкой ярмарки 186(нрзб)г. // Олонецкие губернские ведомости. Петрозаводск, 1867. — № 7. С. 260.
  4. Алексеев-Яковлев А. Я. Русские народные гуляния / В записи и обработке Е. Кузнецова. Л, — М.: Искусство, 1948.
  5. М.М. Культура экономической организации // Социально-политический журнал. 1995. — № 1. — С.130−140.
  6. И., Смирных А. Ирбитский торг (Сословия гостиного го рода) // Родина. 1994. — № 10. — С.27 — 36.
  7. Т. А. Философия игры // М. М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1992. — 4.2. — С.263−272.
  8. З.Г. Методологические основы познания ритуала как социального феномена // Методология частных наук. Межвуз. тематич. сб. Иркутск, 1979.
  9. A.C. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. /Вступ. ст. С. Матвеевой. М&bdquo- ФО СССР, 1991. — Т.1. — 318 с.
  10. A.C., Козлова H.H., Матвеева С. Я., Орлова Э. А., Федотова. В.Г., Яковенко И. Г. Модернизация в России и конфликт ценностей. -М&bdquo- 1993.
  11. Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики // Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.54−59.
  12. Д.М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Устюге (Тарногский район Вологодской области). ML: Современник, 1985. -390 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  14. А. Символизм как миропонимание /Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. — 528 с.
  15. H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс, ХДС-пресс, 1991.-81 с.
  16. Г. Скоморохи // Народное творчество. 1993. — № 1−2. — С. 1922
  17. A.B., Грехнев B.C., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М.: Общество «Знание» России, 1994. — 247 с.
  18. A.M. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI XVII веках. — Петрозаводск, Карел, кн. изд., 1966. — 284 с.
  19. С.Н. Философия хозяйства // Русская философия собственности ХУ111 XX вв. — СПб.: СП «Ганза», 1993. — С.227−247.
  20. В. И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. -№ 10. — С.120−126.
  21. Г. Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. — 335 с.
  22. Н.М. Церковь и феодализм на Руси. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 168 с.
  23. В.И. Секуляризация христианской религии и современная культура // Актуальные проблемы культуры XX века. М.: О-во «Знание» Российской Федерации, 1993. — С.33 — 53.
  24. Ф. А. История: В 3 ч. / Пер. под ред. А. Трачевского, М. Филиппова, СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1900. — ч. З: Происхождение новой культуры. — 351 с.
  25. З.И. «Массовая культура» и фальсификация мирового художественного наследия. М.: Знание, 1986. — 62 с.
  26. А. Экономическая философия великих русских меценатов к. XIX н. XX вв. // Вопросы экономики. — 1994. — № 7. — С.109−121.
  27. Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения // Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.113 — 125.
  28. М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991. — 446с.
  29. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. 2-е изд. — М.: «Аспект Пресс», 1995. — 288 с.
  30. А.К. Итальянская народная комедия. Commedia dell arte.(Вступит. Статья Г. Н. Бояджиева). 2-е изд. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962.-288 с.
  31. А.К. Торговля на западе в средние века. СПб.: Изд. Акционерного Общества «Брокгауз-Ефрон», 1904. — 223 с.
  32. Ю.А. Русский цирк. М.: Искусство, 1953. — 264 с.
  33. . История мирового цирка. М., 1984.
  34. А.Ю. К 700-летию Коренной пустыни. Ярмарки в Курской губернии // Роль народной культуры в духовном возрождении России. Курск, 1995. — С. 19 — 24.
  35. Э.О. О разделении общественного труда- Метод социологии: / Пер. с фр./(Изд. подгот. А.Б.Гофман- Примеч. В.В. Сапова). М.: Наука, 1991.- 572 с.
  36. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. -4.1. -384 с.
  37. К. Праздник и культура: (Праздники старые и новые.) Размышления социолога. -М.: Прогресс, 1985.
  38. К. Пути развития массовой культуры. М., 1969. — 152 с.
  39. H.H. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С.46 — 51.
  40. A.B., Кошман Л. В., Шульгин B.C. История русской культуры: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1990. — 431 с.
  41. И.И. Выкрики: феномен и проблема. // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб. науч. ст. Л., 1990. — С.103−114.
  42. Н.М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочнойкультуры конца XIX начала XX веков / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. искусствоведения. — М., 1992. — 48 с.
  43. Иванов Вяч.И. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В. М. Толмачева. М., 1994.
  44. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.
  45. A.B. Православная церковь на Севере России: Очерки по истории до 1917 года. Вологда, 1992.
  46. Л.П. Монашество в средние века / Вступ. ст. М. А. Бойцова. -М.: Высш. шк., 1992. 190 с.
  47. Г. М. Заметки по топонимике // Родные сердцу имена (Ономастика Карелии). Петрозаводск: КНЦ РАН, 1993. — С.81−89.
  48. И.Ф., Кулакова Т. А. Культура и экономическая жизнь общества // Социально-политический журнал. 1995. — № 5. — С. 105 111.
  49. М.С. Становление исторической типологии культуры // Вестник Московского университета, Сер.7,философия. 1993. — № 4. -С.З — 15.
  50. Е.И. Карелы: Этнографический очерк. Петрозаводск: Карелия, 1991. -79 с.
  51. В.О. Сочинения: В 9 т./ Под. ред. В. Л. Янина. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. — Т.8 — 445 с.
  52. А.Д. Диффузионизм // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — С.89 — 90.
  53. П. Этическая экономия как стнтез экономической и этической теории // Вопросы философии. 1996. — № 8. — С.66−88
  54. H.A. Крестьянское предпринимательство в Карелии во второй пол. XIX в. // Новое в изучении истории Карелии. -Петрозаводск, 1994, — С. 56 67.
  55. Ю.В. К вопросу о форме земских учреждений в северовосточной Руси в начале XI 1 1 века // Вестник СпбГУ, Сер.2. 1993. — Вып.2 (9).
  56. .А. Ярмарочная и базарная торговля в к. XIX н. XX веках (на материалах Украины) /V Отечественная история. — 1993. — № 2. С. 165 — 175.
  57. М.А. Олонецкий край. Путевые заметки, — СПб.: Изд-во Петербургского учеб. маг., 1904. 206 с.
  58. Ю.В. Социально-экономическое развитие России в ХУ11 в. (Складывание всероссийского рынка). Петрозаводск: Госиздат Карел. АССР, 1959. — 35.
  59. A.A. Русские Притоболья и Забайкалья (Очерки матери альной культуры ХУ11 н. XX века). — М., 1992.
  60. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
  61. К.Н. Записки отшельника / Сост., вступ. ст., примеч. В. Кочеткова. М.: Русская книга, 1992. — 544 с.
  62. Г. Ю. Русская культура перв. четв. ХУ111 в. (К проблеме культурного переворота) // Ценностный мир русской культуры. -СПб., 1995, — С. 79 94.
  63. Д.С., Самвелян Н. Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М.: Сов. Россия, 1988, — 142 с.
  64. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.
  65. A.B. Об искусстве. М.: Искусство, 1982, — Т.2 (Русское советское искусство). — 391 с.
  66. А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М.: Искусство, 1981, — 424 с.
  67. Г. К., Просужих П. И. Происхождение и вред крестного хода в Курске. Курск.: Кн. изд., 1959, — 56 с.
  68. С.П. Основы культурологии. 2-е изд., доп.- М.: Изд-во РОУ, 1996.- 272 с.
  69. К. Капитал политической экономики. М.: Политиздат, -1988. — Т. 1, кн. 1. Процесс производства капитала. — 891с.
  70. B.C. Промышленные выставки в России //Финансы. -1992. -№ 6. -С.72−78.
  71. Э.Ф., Самар Р. Н. Культура и рынок //Вестник МГУ, Серия 6, экономика. 1993. -№ 3. — С.61 — 70.
  72. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — Т.2, ч.1. — 416 с.
  73. Ф.И. Институциональная культура //Культурология, — М.: О-во «Знание» Российской Федерации. 1993. — С.89 — 105.
  74. А.Ю. Основные задачи изучения экономической культуры России// Вестник СПбГУ, Сер.6. 1994. — Вып. 1 (№ 6).
  75. А.Ю. Ярмарки //Брокгауз Ф. И Ефрон И. Энциклопедический словарь. СПб., 1904, — Т. Х11 А. — С.808 — 814.
  76. А.Ф. Выкрики бродячих торговцев и ремесленников (Россия, ХУ111 начало XX в.) // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб. науч. ст. — Л., 1990. — С.90−102.
  77. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища (к.ХУ111 н. XX века). — Л., 1988.
  78. Ю. Ярмарка // Декоративное искусство. 1991. — № 2. — С.24−25.
  79. Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. -М.: СП «Интербрук», 1990, — 301 с.
  80. Новикова Л И. К методологии гуманитарного познания //Бахтин как философ. 1992,-С.97 — 109.
  81. А. Веселые люди скоморохи // Знание сила. — 1993. — № 2. — С.21 -25.
  82. В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. -Петрозаводск: Карелия, 1991, — 111 с.
  83. В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск: ПГК, 1991.-216с.
  84. В.М. Культурология. Введение в историю и философию культуры. Петрозаводск: Изд. Петрозав. ун-та, 1997. — 4.2. — 279 с.
  85. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материа-листического анализа / В. М. Межуев, Н. С. Злобин, В. Ж. Келле и др./.- М.: Мысль, 1984, — 325 с.
  86. В. Начало предпринимательства на Руси // Предпринимательство. 1997. — №½. — С.94−102.
  87. В. Что изучает экономическая социология // Российский экономический журнал. 1994. -№ 9. — С.49−55.
  88. К. В одном флаконе: искусство и коммерция // Российская федерация, 1996. — № 11. — С. 18 — 50.
  89. В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1995, — 558 с.
  90. В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
  91. В.Д. Об эстетических функциях развлечения // Философский анализ явлений духовной культуры (теоретический и исторический аспекты).- М., 1984, — С. 125 135.
  92. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: (Социально-психологическая концепция).- СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995 200 с.
  93. Э. Избранные груды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993, — 656 с.
  94. В. Экономические проблемы в Новом Завете //Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.72 — 81.
  95. P.E. Братья Никитины. Документальный очерк об основателях русского цирка. М.: Искусство, 1987, — 111 с.
  96. . А. Исследование о природе и причинах богатства народа (отдельные главы). Петрозаводск: Петроком, 1993. -Т.1. -319 с.
  97. В.А. Этический аспект антиреформенных тенденций в России // Вестник СпбГУ, Сер.5. 1994. — Вып.3(№ 19).
  98. Бахтин как философ / С. С. Аверинцев, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбин и др. -М.: Наука, 1992.-256 с.
  99. Э. Человек для себя. / Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. -М.: «Коллегиум», 1992. -253 с.
  100. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  101. Н.В. Вопросы теории товара и стоимости в «Капитале» К. Маркса. М., 1964. — 137 с.
  102. A.B. Сочинения: В 2 т. Т.1: Работы по историософии / Вступ. ст., сост. и подг. текста Н. В. Серебренников, A.B. Чернов. -М.: Московский Философский Фонд: Медиум, 1994, — 590 с.
  103. B.B. Базарная торговля на Европейском Севере России в пореформенные годы XIX в. // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск. 1993, — С. 70 — 78.
  104. А. Пристрастья века девятнадцатого // Живая старина. 1995. № 1, — С. 51 -52.
  105. Э.Дж. Биологические предпосылки возникновения и развития общения /'/' Философские проблемы психологии и общения. Фрунзе, 1976. — С.26−37.
  106. С.М. Архитектура ярмарок эпохи классицизма // Памятники русской архитектуры и монументального искусства (Столица и провинция).- М., 1994, — С. 180 204.
  107. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Антология культурологической мысли /Авт. сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов. — М.: Изд-во РОУ, 1996, — С. 215 — 217.
  108. Юхт А. И. Торговля с восточными странами и внутренний рынок России (20 60-е годы ХУ111 века).- М.: ИПТК «Логос», 1994, — 261 с.
  109. И. Православие и исторические судьбы России // Общест венные науки и современность. М., 1994. № 2, — С.
Заполнить форму текущей работой