Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto
Диссертация
Интерес к ранней опере сопровождается желанием и постановщиков, и публики услышать её звучание в стилистически выверенном и исторически достоверном вокальном пространстве. Оперные партитуры XVII—XVIII вв. с выписанными именами исполнителей и частым указанием их диапазона, учебники-трактаты по вокальному искусству своего времени, философские и эстетические диспуты XVIII в. по модному оперному… Читать ещё >
Содержание
- Глава. Г. Певческий голос в ранней западноевропейской литургии (1-Х вв)
- 1. Раннехристианское общинное пение. Церковное утверждение должности псалмиста. Формы соборного псалмодирования
- 2. Выступления представителей патристики за сохранение чистоты и строгости литургической службы. Запрет звучания в ней женских голосов
- 3. Блаженный Августин о «благородном пении». Исидор Севильский о «совершенном голосе»
- 4. Рост заальпийских певческих школ в эпоху «каролингского ренессанса»
- 5. Cantor — musicus. Фигура Гвидо Аретинского.'
- 6. Санкт-галленский трактат (X в.), обобщивший первые вокальные ценности bel canto в европейском литургическом пении
- Глава II. Голос в готическом и ренессансном соборах
- 1. Полифоническая эра в литургическом пении. Импровизированный контрапункт и его критики
- 2. Проблема vibrato в современном исполнении кондуктаи мотета XII—XIII вв.
- 3. Фальцетисты и кастраты в Сикстинской капелле
- 4. Расцвет нидерландской школы пения
- 5. Первый авторский трактат об исполнительской литургической практике Конрада из Цаберна (1474)
- 6. Научная мысль античности и Средневековья о поющем голосе и строении голосового аппарата
- 7. Расклад литургических голосов и их звучание в резонаторном пространстве соборного купола
- Глава III. Ренессансная колоратура и «флорентийское пение»
- 1. Жанровая пестрота в светской музыкальной жизни ренессансных городов. Профессионалы сольного виртуозного пения
- 2. Ornamento в исполнительской практике Ренессанса и Барокко
- 3. Ренессансная постановка певческого голоса (dispositione di voce),
- 4. Театрально-художественная атмосфера Флоренции в канун рождения оперы. Виттория Аркилеи — первая оперная примадонна
- 5. Ренессансная теория артистизма (Кастильоне).&bdquo
- 6. Каччини и концепция тосканской школы пения
- Глава IV. Французская школа пения в XVII—XVIII вв.
- 1. Светские вокальные жанры и их исполнители: профессионалы и «дилетанты
- 2. Дони в письмах к Мерсенну о французском и флорентийском пении
- 3. Пьер Ниер — основоположник школы французского пения. Его ученики. Фигура Мишеля Ламбера
- 4. Итальянская опера в Париже. Её критика Сент-Эвремоном.,
- 5. Вокальный трактат Бенинье де Басийи. Идеальный портрет французского вокального педагога XVII в
- 6. Требования к орнаментике и артикуляции в трактатах Мерсенна, Басийи и Мийе.,
- 7. Французский голос в речитативе Люлли. Т
- 8. Франко-итальянские параллели: Ля Серф против Рагене
- Глава V. Итальянская барочная школа «прекрасного пения»
- 1. Отношение к итальянской опере в Европе XVIII в (Англия — Франция -Германия)
- 2. Итальянский композитор как певец и вокальный педагог
- 3. Статус голосового регистра в барочной опере
- 4. Canto figurato-bel canto
- 5. Сравнительная характеристика трактатов Тозии Манчини.-'
- 6. Фундаментальные законы bel canto XVII—XVIII вв.
- 7. Причины упадка школы bel canto
Список литературы
- Аберт Г. В.А.Моцарт. Часть 1. книга I 1765−1774. -М., 1978.
- Аберт Г. В .А. Моцарт. Часть I, книга II 1775−1782. М., 1980.
- Августин Аврелий. Исповедь. Перевод с латинского М. Е. Сергеенко. -Санкт-Петербург, 1999.
- Альберти Леон Баггиста. М., 1977.
- Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. -М., 1987.
- Андреев А. Монашеские ордена. М., 2001.
- Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева. М., 1960. г
- Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1972
- Ю.Аристотель. О душе //Аристотель. Соч. в 4 томах / Т.1.- М., 1976.-с.369−448. :
- П.Аристотель. Поэтика //Аристотель. Соч. в 4 томах /т.4. М., 1984. -с.645−680. •
- Аристотель.Риторика//АР: с.15−164
- Архитектура Западной Европы. Средние века. Том 4. Л-М., 1966.
- Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Часть И. т-М., 1932. '
- Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. М., 1956.
- Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальностям., 1989.
- Баткин Л. На пути к понятию личности: Кастильоне о «грации» //КВО: с.86−95.
- Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. М., 1978. к
- Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.
- Берлиоз Г. О современном состоянии вокального искусства в оперных театрах Франции и Италии и о причинах этого состояния // Гектор Берлиоз. Избранные статьи. М., 1956. — с.227−236.
- Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 гипо Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. M-JL, 1967.
- Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. ,
- Вагнер Р. Об актёрах и певцах // История эстетики в памятниках и документах. Рихард Вагнер. Избранные работы. М., 1978. — с.567−624.'
- Вальденго Д. Я пел с Тосканини. JL, 1989.
- Вайнштейн Л. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство. Воспоминания ученика. Киев, 1924.
- Варрон М. Осёл над лирой //Римская сатира. М., 1989. ,
- Верди Д. Избранные письма. JL, 1973.
- Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1982.
- Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
- Гарсиа Мануэль (сын). Школа пения. Предисловие, перевод, комментарии и примечания В. А. Багадурова. М., 1956.
- Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
- Гаспаров М. Цицерон и античная риторика //ЦТО, с. 7−73.
- Гвидо Аретинский. Послание о незнакомом пении. Перевод Лебедева С. Н. // С. Лебедев, Р. Поспелова. Musica Latina. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. Санкт-Петербург, 2000.
- Гегель Г. Эстетика, том 3 М., 1971.
- Гегель Г. Эстетика, том 4. М., 1976.
- Герцман Е. Гимны у истоков Нового Завета. Беседы о музыкальной жизни раннего христианства. М., 1996. !
- Герцман Е. Что сказал апостол Павел? // Музыкальная Академия, 1955, № 3.
- Глинка М. Записки. М., 1968.
- Глюк К. Посвящение к опере «Альцеста» // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв. М., 1971. — с. 480−481.
- Григорий Нисский. О сотворении человека IX //МЭЗС, с. 111.
- Дажина В. Социальные корни раннего маньеризма в Италии // КВО с.145−152.
- Дионисий Галикарнасский. О соединении слов //АР: с. 167−221.
- Дмитриев Л. Солисты театра Ля Скала о вокальном искусстве. Диалоги о технике пения. М., 2002.
- Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 1996.
- Донини А. У истоков христианства. М., 1989.
- Ефимова Н. Григорианский хорал в зеркале средневековых документов // Средние века. Выпуск 53. М., 1990. ?
- Ефимова Н. Раннехристианское пение в Западной Европе УШ-Х столетий. К проблеме эволюции модальной системы Средневековья. М., 1998. '
- Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетикиот зарождения до Гегеля. М., 1977.
- Иоанн XXII. Булла Docta Sanctorum Patrum //Старинная музыка, 2003, № 3.
- Иоанн Коттон. Музыка // МЭЗС: с.205−216.
- Итальянская поэзия XII—XIX вв. в русских переводах. М., 1992.
- Каждан А. Византийская культура (X-XII вв.) М., 1968.
- Каллас М. Биографии. Статьи. Интервью. М., 1978.
- Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений. Перевод А. Никольского. Санкт-Петербург, 1834.
- Климент Александрийский. Педагог. Перевод с примечаниями Р. Кор-синского. Ярославль, 1890, кол. 157. '
- Климент Александрийский. Увещание к эллинам // МЭЗС: с.96−97.
- Кнабе Г. Категория престижности в жизни древнего Рима //Быт и- история античности.-М., 1988.-с. 143−169.
- Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
- Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила ученикам и артистам. М., 1913.
- Лаури-Вольпи Д. Вокальные параллели. Л., 1972.
- Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Том первый. По ХУШвек. М., 1983.
- Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1978.
- Лукреций Кар. О природе вещей. Редакция латинского перевода и перевод Ф. А. Петровского. М., 1946.
- Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. М., 1998.
- Мазурин К. К истории и библиографии пения. М., 1893.
- Мазурин К. Методология пения. Курс педагогики пения. -М., 1902.
- Марчелло Б. Модный театр // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв. М., 1971.- с. 105−117.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. -М., 1973.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002.
- Назаренко И. Искусство пения. М., 1968.
- Нестеренко Е. Размышления о профессии. М., 1985.
- Новерр Ж. Письма о танце. JI-M., 1965.
- Новиков JI. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М., 1990.
- Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Russia cristiana. Italia, Milano, 1991.
- Пастура Ф. Беллини. ~М., 1989.
- Пиндар. Вакхилид. Оды, фрагменты. М., 1980.
- Платон. Гиппий Больший //ПС. Том 1, с. 149−186.
- Платон. Кратил // ПС. Том 1, с. 413−491. J
- Платон. Пир //ПС. Т.2, с. 95−156.
- Платон. Федр //ПС. Т.2,с. 157−222.
- Плиний Младший. Письма. Книги 1-Х. -М., 1983.
- Плутарх. Демосфен и Цицерон //Сравнительные жизнеописания в трёх томах. Том 3.-М., 1964.-с. 140−192.
- Плутарх. Застольные беседы. JL, 1990.
- Потебня А. Теоретическая поэтика. -М., 1990. I
- Пруст М. Под сенью девушек в цвету. Перевод А. Фёдорова. М., 1935.
- Ренан Э. Жизнь Иисуса. Апостолы. Минск, 1991.
- Роллан Р. Музыкальные пасторали и Торкватто Тассо // Музыкально-историческое наследие. Выпуск третий. М., 1988. — с.50−60.
- Роллан Р. Опера во Франции //Музыкально-историческое наследие. Выпуск первый. М., 1986. — с. 202−244.
- Ролова А. Итальянское общество XVI в. и специфика культуры позднего Возрождения // КВО: с.96−109.
- Россини Д. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания. Д., 1968. '
- Сапонов М. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. -М.:Музыка, 1982.
- Сапонов М. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья.-М. :Прест, 1996.
- Сапонов М. Хильдегарда Бингенская, пророчица, песенница поэтесса //Старинная музыка № 1,1999.у
- Секст Эмпирик. Против музыкантов // Секст Эмпирик. Соч. в 2 томах / Т. 2.-М&bdquo- 1976.-с. 192−204.
- Сенека JI. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
- Симонова Э. Иоганн Иоахим Кванц. Музыканты галантного века //Старинная музыка, 1999, № 3.
- Симонова Э. Искусство арии в итальянском оперном барокко. От ренессансной канцонетты к арии da capo. Уфа, 2005.
- Симонова Э. Каденция в оперной арии da capo XVIII в. // Проблемы исполнительского стиля в современной и барочной музыке. 4- Уфа, 1995.-С. 49−68.
- Симонова Э. Певческий голос в ранней западноевропейской литургии (I-VI вв.) //Музыкальное содержание: наука и педагогика. Уфа, 2005.-с. 509−521.
- Симонова Э. «Рождённая под знаком раздора» (к истории становления оперного жанра) // Историко-теоретические проблемы музыкознания. Сборник трудов. Выпуск 156. -М., 1999. -с. 106−112.f
- Стендаль. Жизнь Россини // Стендаль. Собрание сочинений в 15 томах. Том 8. М., 1959.
- Стендаль. Прогулки по Риму // Стендаль. Собрание сочинений в 15 томах. Том 10. -М., 1959.
- Таллеман де Рео. Занимательные истории. М., 1974.
- Театральное пространство во Флоренции XV—XVIII вв. Документы и реконструкция. Флоренция-Москва-Ленинград, 1978.
- Уэстреп Д. Генри Пёрселл. Л., 1980.
- Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. Санкт-Петербург, 2004.
- Хёйзинга И. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. -М., 1968. I
- Цицерон М. Брут или о знаменитых ораторах /ЯДТО, с. 253−326.
- Цицерон М. Об ораторе // ЦТО, с. 75−129. -
- Цицерон М. Оратор//ЦТО, с. 329−382.
- Челли Т. Голос из другого века // в 57: с. 102−117.
- Чёрная Е. Австрийский музыкальный театр до Моцарта. М., 1965.
- Шрайер П. Моя позиция. М., 1990.
- Ювенал. Сатиры //Римская сатира. М., 1989.
- Amstad М. Das beriihmte Notenblatt des Porpora. Die Fundamental-ubungen des Belcanto Schule // Musica XXIII, 1969, IX-X. :
- Arlberg H. Belcanto. Der Liickenlose Wegweiser zur altitalienischen Gesangstechnik.-Leipzig, 1933.
- Avrede B. Louis XIV et la Grand Mademoiselle. Paris, 1905 // GTA: p.68. :f
- Bacilly В. de. Remarques curieuses sur Part de bien chanter. Paris, i1668/1679 // GTA: Troisieme partie. p. 179−260.
- Banchieri A. Cartella musicale nel canto figurato fermo et contrapunto. -Venezia, 1614 // in: 170, p.47.
- Berard J. L’art du chant, dedie a Mme. De Pompadour. Paris, 1755 /facs. New York, 1967.
- Besseler H. Die Musik des Mitelalters und der Renaissance. Potsdam, 1968.
- Besseler H. Musik und Raum // Musik und Bild. Kassel, 1938.
- Blanchard R., Cande de R. Dieux et divas l’Opera. Des origins a la Malibran. -Paris, 1986.
- Blaukopf K. Probleme der Raumakustik und des Horverhaltens //Musikalischei
- Zeitfragen XIII. Alte Musik in unsere Zeit. Kassel-Basel, 1986. — p.61−71.
- Bianconi L., Walker T. Production, Consumption and Political Function of Seventeenth-Century Opera //Early Music History. Cambridge, 1984. '
- Blume F. Renaissance and Baroque Music. A Comprehensive Survey. Tr. by Norton H. New York, 1967.
- Bonini S. Estratto dalla Prima parte de Discorsi e Regole sovra la musica //SOM: p. 129−145.
- Bovicelli D. Regole, passaggi di musica, madrigali e motetti passeggiati. -Venezia, 1594 /facs. Kassel-Basel, 1957.
- Brossard S. Dictionnaire des terms. Paris, 1701 /facs. 1966.
- Brosses Ch. de. Lettres familieres en Italie en 1739 et 1740. Paris, 1904.
- Caccini G. Dedicatoria e prefazione a Le Nuove Musiche //SOM: p.53−71.
- Caccini G. Le Nuove Musiche. Ed. H. Willey Hitchcock. Madison, 1970.
- Caccini G. Nuove musiche e nuova maniera di scriverle //SOM: p.72−75i
- Caccini G. Prefazione a L’Euredice //SOM: p.50−52.
- Casa della G. II vero modo di diminuir con tutte le sorti di stromenti: di fiato, di corda e di voce humana / Introduzione. Venezia, 1584 /facs. Bologna, 1970.
- Castiglione В. II libro del Cortegiano. A cura di Giulio Preti. Totino, 1960.
- Catalano P. «One God, One Farinelli» // Schwann opus. -New York, 1995.
- Cerone P. El melopeo у maestro: Tractado de musica theorica у pratica. -Bologna, 1613// facs. Ann Arbor, 1978.
- Chailley J. Apport du vocal et du verbal dans Г interpretation de la musique fran5aise classique // Colloques internationaux de Centre National de la re-сЬегсЬё sientifique № 537. Paris, 1969.
- Cohen A. L’art de bien chanter (1666) of Jean Millet // The Musical Quarterly, 1969, April.
- Conforto G. Breve et facile maniera d’essercitarsi a far passaggi. -Roma, 1593 // facs. Hg J. Wolf. Berlin, 1922. — p. 1 -1 v., 4.
- Corbin S. L’eglise a la conquete de sa musique. Paris, 1960.)
- Covell R. Voice Register as an Index of Age and Status in Opera Seria //Opera & Vivaldi. University of Texas, 1984, p. 193−210.
- Delia Corte A. Vicende degli stili del canto //DCC: p.231−272.
- Doni G. Trattato della musica scenica (1635). A cura di Gori A. Florenzia, 1763//DIEM, p. 672.
- Donington R. The Interpretation of Early Music. New revised ed. New York-London, 1989. -
- Dyer J. Singing with Proper Refiniment from De modo bene cantandi,(1474) by Conrad von Zabern // EM, 1978 № 2.
- Fellerer K. Deutsche Gregorianik im Frankenreiche // Regensburg, 1941.
- Ferand E. Antology of Music: Improvisation in Nine Centuries of Western Music. Cologne, 1961. 1
- Fierro N. Hildegard of Bingen: Symphony of the Harmony of Heaveri//Early Music. Internet Resources № 6:Early Music and Discography.
- Flanagan S. Hildegard von Bingen //University of Adelaide, 2005.
- Florio J. World of Words. London, 1598 / facs. London, 1972. :
- Forkel G. Allgemeine Geschichte der Musik. 2Bd. Leipzig, 1801.
- Fortune N. Italian 17-th Century Singing // M&L XXV, July, 1954. :
- Fournier Ch. Le theatre fran9ais au XVI et XVII siecle. Paris, 1871 //GTA, p.132.
- Froger J. Les chants de la messe aux VIII et IX siecle. Paris, 1950.
- Fuchs V. The Art of Singing and voice technique. London, 1963.
- Geminiani F. The Art of Playing on the Violin. London, 1751 / facs. ed. D. Boyden. London, 1952.
- Giles P. The Counter-Tenor. London, 1982.
- Giustiniani V. Discorso sopra la musica (1628) // SOM: p.98−128.
- Greenly R. The Articulation Techniques of Florid Singing in the Renaissance: An Introduction // JPP, 1983. p. 1 -19.
- Greenly R. Dispositione di voce: passage to florid singing // EM, 1987,№ 2.
- Grout D. A History of Western Music. New York, 1973.
- Gumpel K. Die Musktraktate Conrads von Zabern. Freiburg, 1956.
- Gurlitt W. Zur Bedeutungsgeschichte von musicus und cantor bei Isidor von Sevilla. Wiesbaden, 1950 // Akademie den Wissenschaaften und der Litera-tur. Hefte 1−6.
- Habock F. Die Kastraten und Ihre Gesangskunst. Berlin-Leipzig, 19 271
- Hammerstein R. Musik der Engel. Munchen, 1962.
- Harran D. Frottola // NGD, vol.6.
- Heriot A. The Castratos in Opera. London, 1956. ,
- Hibbert C. The House of Medici: Its Rise and Fall. New York, 1975 / in:131, p.20.
- Hopfel J. Insbruck: Residenz der alten Musik. Wienn, 1989.
- Hopkins M. Eunuchs in Politiks in the Later Roman Empire // Proceedings of Cambriage Philological Society, IX, 1963.
- Hough W. The Historical Significance of the Counter-Tenore Voice //. PMA, vol. 59.
- Hucke H. Gregory the Great // NGD, vol.7.
- Kirby F. Hermann Finck on the Method of Performance // M&L, XVII, 1961.
- Kolneder W. Der Raum in der Musik des 17. und 18. Jahrhunderts //Musica, 13 (1959).
- Le Cerf de La Vieville, Seigneur de Freneuse. Comparison de la musique italienne et de la musique fran? aise. Paris, 1704 // SOR: p. 129−147.
- Little M. and Genne N. Dance and the Music of J.S.Bach. Bloonrington, 1985.
- Lowinsky E. On the Use of Scores be 16-th Century Musicians // JAMS, 1948, № 1.
- Mancini D. Pensieri e riflessioni pratiche sopra il canto figurato. Milano, 1777 // DCC: p.99−225.
- Mannstein H. Geschichte, Geist und Ausiibung des Gesanges von Gregpr dem Grossen bis auf unsere Zeit. Leipzig, 1845.
- Mersenn M. De l’art de bien chanter // Harmonie universelle. Vol. 3. Paris, 1636−1637/facs. Paris, 1975.
- Metastasio P. Lettere // Opere scelte a cura di Franco Gavazzeni. lylilano, 1954.
- Monteverdi C. Lettere, Dediche e Prefazioni. Edizione critica con note a cura di Domenico de’Paoli. Roma, 1973.
- Palisca C. Baroque Music. New Jercy, 1981.
- Panofsky E. Abbot Suger of the Abby Church of St Denis and Its Art Treasures. Princeton, 1946. i
- Peri J. Dedicatoria e prefazione a L’Euridice (1600) // SOM: p.43−49. -
- Pestell R. Medieval Art and the Performance of Medieval Music // EM' 1978, № 2.
- Petit P. Lulli et Moliere. Paris, 1974. -
- Pirrotta N. Commedia dell’arte and Opera // Music and Culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque. London, 1984. — p.343−360.f
- Pirrotta N. Inizio dell’opera e aria // Li due Orfei: da Poliziano a Monteverdi. Torino, 1975.-p. 276−333.
- Playford J. Breefe Introduction to the Skill of Musick for Song and Viol. -London, 1674 / facs. New York, 1972 // DIEM, p.230.
- Praetorius M. Syntagma musicum III Wolfenbiittel, 1619 / facs. Kassel-Basel, 1959.
- Prunieres H. L’opera italien en France avant Lulli. Paris, 1975.
- Quantz J. Versuch einer Anweisung die Flote traversiere zu spielen. Berlin, 1752. Tr. and ed. by Edward Reilly as On Playing the Flute. — New York, 4ft1982.
- Raguener F. Parallele des Italiens et des Fran9ais en ce qui regarde la musique et les operas. Paris, 1702 // SOR: p. 113−128. ¦
- Rajeczky B. Old Roman Liturgical Chants // Record SLPD 12 741. Hugarton, 1986. -
- Ramm A. Singing Early Music //EM 1976, vol.4 №l, p. l2
- Rousseau J. Traite de la viole. Paris, 1688 / facs. Amsterdam, 1965.
- Rousseau J.-J. Lettre sur la musique franfoise. Paris, 1753 // Opera Vivaldi. — Texas, 1984.
- Saint-Evremond Ch. de. Lettre sur Operas a M. Le Due de Buckingam //in: 131, p. 404−405. '
- Sandford S.A. A Comparison of French and Italian Singing in the Seventeenth Century // Journal of Seventeenth Century Music, 1995 vol. № 1 University of Illinois.
- Schearman J. Mannerism. Harmondsworth, Middlesex, 1967.
- Sorel Ch. Le berger extravagant. Paris, 1627 // GTA, p.6. :
- Sorel Ch. Le vraie histoire comique de Francion. Paris, 1663 // GTA, p.14.
- Stefani G. Musica barocca. Milano, 1974.
- Strohm R. Music in the Late Medieval Bruges. Oxford, 1985.
- Szabolcsi B. A History of Melody. London, 1965.
- Tartini G. Trattado di musica secondo la vera scinza dell’armonia. Padova, 1754//in: 188, p.209. ?
- Tosi P. Opinioni de’cantori antichi e moderni о sieno osservazioni sopra il canto figurato. Bologna, 1723 // DCC: p. 16−92.
- Tosi P. Observation on the Florid Song. Ed. Ernst Galliard. -London, 1743 /facs. Geneva, 1978.
- Valle P. Delia musica dell’eta nostra (1640) // SOM: p. l46−179.
- Vicentino N. L’antica musica ridotta alia moderna prattica. Roma, 1555 /facs. Kassel-Basel, 1959.
- Wiora. Alpenmusik // MGG. Bd. 1
- Amstad М. Das beriihmte Notenblatt des Рофога. Die Fundamentalubungen des Belcanto Schule //Musica XXIII, 1969, IX-X (№№ 27−29- 37−40−45).
- Appel W. Harward Dictionary of Music. London, 1968 (№ 32).
- Brown H. Embellishing Sixteenth-Century Music. London, 1976 (№№ 3,6,7).
- Brown H. Embellishing Eighteenth-Century Arias: on Cadenzans //Opera & Vivaldi. University of Texas, 1982 (№ 31). -
- Caccini G. Le Nuove Musiche. Ed. H. Willey Hitchcock. Madison, 1970 (№№ 10−14). 1
- Cohen A. L’art de bien chanter (1666) of Gean Millet //The Musical Quartely, 1969, April (№№ 22−26). i
- Donington R. The Interpretation of Early Music. New revised ed. New York -London, 1989 (№№ 2,4,8,9). /
- Gerold T. L’art du chant en France au XVII siecle. Strasbourg, 1921 (№№ 1521). 1
- Giles P. The Counter-Tenor. London, 1982 (№№ 52,30). j
- Grout D. A History of Western Music. New York, 1973 (№ 1)., 11. Kirby F. Hermann Finck on the Method of Performance //M&L, XVII, 1961 (№ 5). '
- Mancini D. Pensieri e riflessioni pratiche sopra il canto figurato. -Milano, 1777 //Delia Corte A. Canto e bel canto. -Torino, 1933 (№№ 33,35,41−44,46−511).
- Tosi P. Observation on the Florid Song. Ed. Ernst Galliard. -London, 1743 //facs. Geneva, 1978 (№ 34,36).