Методика исследования инновационного опыта современной отечественной сельской школы
Диссертация
Обоснование актуальности. Конец XX века для нашей страны ознаменовался изменением государственно-политического устройства общества, процессами демократизации. В связи со стремительным изменением жизни, развитием научной мысли, остро встали вопросы о воспитании и образовании новых поколений. Необходимость преобразований была также обусловлена кризисным состоянием системы образования, начало… Читать ещё >
Содержание
- Система школьного образования в сельской 16 местности как объект педагогического исследования
- История становления школьного образования в 16 сельской местности
- Кризис школьного образования 70−80х гг. XX 28 века как источник инновационного развития
- Социокультурный контекст развития современного образования в сельской местности
- Государственная политика в сфере развития 49 школьного образования сельской местности
- Выводы по главе
- Исследование инновационного опыта в 66 школьном образовании сельской местности
- Сущность инноваций в образовании
- Инновационная практика образования в школах 82 сельской местности
- Разработка методики выявления инновационного 99 опыта школ в сельской местности
- Апробация методики выявления инновационного 113 опыта школ в сельской местности
- Возможности использования методики 125 выявления инновационного опыта школ в сельской местности
- Выводы по главе
Список литературы
- Адамский А.И. У образования есть центры, но нет провинции// Первое сентября, № 72, 2001
- Азаров Ю. П. Учиться, чтобы учиться//Новый мир.—№ 4.—1987
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1994.
- Анисимов Н.М. Инновационная культура педагога. Ж. MAGISTER, № 3,1998
- Антология гуманной педагогики: Христос и Я А. Коменский (серия).-М., 1998
- Бабкин Н.И., Глебов A.A., Кузибецкий А. Н. Обновление образования: Управленческое и профессионально-методическое обеспечение. Волгоград: Перемена, 1995
- Балашов В.В., Масленников В. В. и др. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе: Монография / ГУУ. М., 2000
- Библия. Книга Экклезиаста или проповедника. Глава 1. М., 1988.
- Блонский П.П. О школе с сельскохозяйственным уклоном // Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961
- Бондаревская Е.В., Пивненко П.П Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика. 2001. — № 5.
- Бордовский В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе. СПб., 2001.
- Быкова В. Г. Сельская школа: спрос потребности и интересы населения // Образование в современной школе.'— 2001. № 1.
- Васильева З.И., Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. -М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
- Взгляд со стороны //Инновация в учебно-воспитательном процессе современной школы. Начальная школа. -1997.-№.
- Волов В.Т. Методология исследования педагогических инноваций. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2004.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб.: Изд-во С. Петербургского ун-та. 1992.
- Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: методическое пособие. Киев: Академкнига, 2004
- Днепров Э.Д. Общественно-педагогическое и инновационное образовательное движение // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997
- Днепров Э.Д. Современная образовательная реформа и развитие российского образования. М: МАРИОС-пресс, 1997.
- Добренков В.И., Нечаев В .Я. Общество и образования. М., 2003.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2005.
- Задачи системы образования Российской федерации на 2006 год // Вестник образования. 10.2006.
- Захарова М.В. Инновационное образовательное учреждение как социально-педагогический феномен. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004.
- Захарова М.В. Специфика образовательных инноваций. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.
- Захарова М.В. Сущностные характеристики инноваций в образовании. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.
- Захарова М.В. Феномен инновационной деятельности педагога. -СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003.
- Зачем нужен масштабный проект в образовании? http://www.istu.edu/national-proiects/index.html
- Инновации в образовании: вымысел и реальность / К. Е. Сумнительный. Москва: Чистые пруды, 2007. — 27, 2. с. — 21 см. -(Библиотечка «Первого сентября». Серия «Управление школой» / общ. ред.: Я. А. Сартан — Вып. 2(14).
- Инновации в образовании: метод управления проектом / М. П. Переверзев, М. В. Дьячков, Т. Э. Амиров — М-во образования Рос. Федерации, Тул. гос. пед. ун-т им. JI.H. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ, 2001.
- Инновации в образовании: от теории к технологиям: монография / Г. Н. Штинова. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007.
- Инновации в образовании: проблемы оценки эффективности: монография / J1.B. Ерыгин, С. М. Самохвалова — Федер. агеентство по образованию, Сиб. гос. аэрокосм, ун-т им. акад. М. Ф. Решетникова.144
- Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетникова, 2006.
- Инновации в российском образовании: общее образование. 2001.-М.: Изд-во МГУП, 2001.
- Инновации в российском образовании: общее образование. 2001. -М.: Изд-во МГУП, 2001.
- Инновации в сельской школе: теория и практика управления: монография / C.B. Сидоров. Шадринск: Исеть, 2006.
- Инновационное движение в российском школьном образовании // По ред. Э. Днепрова, А Каспржака, Ан. Пинского (в надзаг.: Российская академия образования- Ассоциация инновационных школ и центров). М., Парсифаль, 1997.
- Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологические проблемы социо гуманитарно го познания. Сборник статей. Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д, 1995.
- Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень, 1990.
- Инновационные процессы в педагогической практике и образовании. Под ред. Г. Н. Прозументовой. Барнаул — Томск, Алтайская академия экономики и права, 1997.
- Информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образования». Режим доступа: http://www.ktw.21203sl6.edusite.ru/p5aal.
- Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004
- Каспржак А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997
- Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Минск, 1994.
- Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Краевский В.В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Куган Б.А. Сельская школа Зауралья: проблемы, поиски, стратегии развития. // Педагогическое Зауралье. 2000. — № 4.
- Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие. -М.: Гардарики, 2003.
- Лейман И.И. Противоречия в сфере научной и инновационной деятельности. Новосибирск, 1989.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. — Ульяновск, 2004.
- Методология исследований педагогических инноваций / В.Т. Волов- Поволж. отд-ние Рос. акад. образования. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2004.
- Методология педагогических исследований: науч. -метод. пособие / З.И. Исламова- М-во образования и науки Рос. Федерации, Башк. гос. пед. ун-т. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.
- Модернизация общего образования: вариативный личностно направленный учебный план школы. Книга для администратора школы. /Под общей редакцией проф. В. В. Лаптева, проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Береста», 2002.
- Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов. Книга для учителя. / Под общей редакцией проф. Лаптева В. В., проф. А. П. Тряпицыной. СПб., Изд-во «Союз», 2002.
- Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. /Под общей редакцией проф. В. В. Лаптева, проф.
- A.П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Береста», 2002.
- Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Книга для учителя. /Под общей редакцией проф.
- B.В.Лаптева, проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Береста», 2002.
- Модернизация общего образования: управление современной школой. Книга для администратора школы. / Под общей редакцией проф. Лаптева В. В., проф. А. П. Тряпицыной. СПб., Изд-во «Союз», 2002.
- Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
- Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
- Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т. Л. Клячко. М: ГУВШЭ, 2002.
- Муладжанова Т. Выдвигать новые идеи следует в нужное время и в нужное место // Капитал, № 96. 1996.
- Нижегородская инновационная школа. Типологияинновационных школ: от концептуальной идеи к образовательномупроекту: сборник статей и научно-методических материалов / научный редактор Т. А. Игнатьева Н. Новгород: ООО «Типография"Поволжье», 2007.
- О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Волгоградской области http ://www.volganet.ru/edu6.php
- Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ — ВШЭ, 2005
- Образовательная политика в современном этапе: доклад на заседании Государственного Совета Российской Федерации. М., 2001.
- Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития: Материалы шестой научно-практической конференции /Под ред. Тарасова C.B. СПб.: Образование-Культура, 2001.
- Педагогика / Г. Н. Сериков. Москва: Владос, 2005.
- Педагогические инновации в сельских школах: Учеб. пособие для системы повышения квалификации работников образования. / Вят. гос. пед. ун-т. Киров: ВШУ, 1996.
- Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы. Под ред. д.п.н. O.E. Лебедевой. Центр педагогической информации. СПб, 1994.
- Подлесный С.А., Перфильев Ю. С. Российское образование: состояние и перспективы развития: обзорное издание. — Красноярск: ИПЦКГТУ, 2003.
- Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореферат дис. докт. пед. наук, М., 1996.148
- Покровские образовательно-просветительские листки. Вып. 4, СПб.: НЕСТОР, 2006.
- Поленов А.Я. «О крепостном состоянии крестьян в России». Русский архив, 1865. Изд. 2-е. -М., 1866
- Положевец П. Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: Министерство образования становится силовым ведомством. От него зависит будущее страны // Учительская газета. 2005. — № 43. 25.10.2005.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. — М., 1993.
- Пригожин А.И. Нововведение: Стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики. — М., 1989.
- Работа с информационными картами инновационного опыта. Режим доступа: http://www.apkpro.ru/content/view/1397/529
- Разумовский О.С. Диалектика оптимального и неоптимального в научных и технических инновациях // Методологические проблемы создания новой техники и технологии. Новосибирск, 1989.
- Реморенко И. Образование на селе: так ли все безнадежно? // Первое сентября, 10.02.2001 г.
- Российское образование к 2001 году: Аналитический обзор (материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации). М., 2002.
- Салата Г. А. Моделирование региональной программы подготовки педагогических кадров к инновационной экспериментальной деятельности. Автореф. дисс. канд.пед.н. Калининград, 2007.
- Сельская школа и село России в начале XXI века / Галина Силласте — Рос. акад. образования, Ин-т педагогики социал. работы. М.: Центр образоват. лит., 2003.
- Сельская школа России: проблемы и перспективы / А.В. Ефремов- М-во образования Рос. Федерации, Ин-т общ. образования. 3-е изд. — Новосибирск: Б.и., 2003.
- Сельская школа: вариативно-модельный путь преобразования: Методические разработки / Под ред. E.H. Степанова. Псков: ПОИПКРО, 2003.
- Сельская школа: конструирование социальной действительности-М.: Эврика, 2003.
- Сельская школа: конструирование социальной действительности / М-во образования РФ, Ин-т образоват. политики «Эврика», Федер. прогр. развития образования- Сост. H.JI. Селиванова, д.п.н. — М.: Эврика, 2003.
- Сельская школа: ресурсы развития: Метод, пособие по разраб. проектов развития сел. шк. / Ин-т «Открытое о-во» (Фонд Сороса)-Россия.- Под ред. O.E. Лебедева. М.: РОССПЭН, 2003.
- Сельская школа: Ресурсы развития. Методическое пособие по разработке проектов развития сельской школы / Под ред. O.E. Лебедева. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
- Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: РОСС, 2000
- Современный философский словарь/ Под общей ред. д.ф.н. профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004.
- Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
- Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук /B.C. Степин. — М.: Гардарики, 2007.
- Сухомлинский В. А. Что такое добро и зло // Свободное воспитание. М., 1993.
- Усова A.B. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года новый этап в развитии образования, его плюсы и минусы. Ж. Наука и школа, № 2, 2003.
- Фуллан Майкл. Новое понимание реформ в образовании. М.: Просвещение, 2006
- Ховрина A.C. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования. Автореф. дисс. канд.пед.н. Тамбов, 2004.
- Хомерики О.Г., Поташник М., Лоренсов A.B. Розвитие школы как инновационный процесс. М., 1994.
- Цирульников A.M. Школьная сеть вместо управленческой вертикали// На путях к новой школе № 3, 2003 г.
- Чалдини Р. Психология влияния. Серия мастера психологии. Спб.: Питер, 2001.
- Botkin J., Elmandra М., Malitza М., 1979