Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе
Диссертация
Особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено изучению образовательного и воспитательного потенциала интегрированного предмета «Окружающий мир». Необходимо оценить его вклад в решение следующих задач: формирования у ребенка новых социальных ролей («ученик», «школьник», «член ученического коллектива» и др.) — развития детских коллективных отношенийумения участвовать в учебном диалогеработать… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- 1. 1. Межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Проблемы адаптации первоклассников в современной школе
- 1. 3. Возможности предмета «Окружающий мир» для развития межличностных отношений первоклассников
- ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ПЕРВОМ КЛАССЕ (результаты констатирующего этапа исследования)
- 2. 1. Организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Трудности адаптационного периода в первом классе и причины их возникновения
- ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
- 3. 1. Формы организации обучения на уроках «Окружающего мира» как средство формирования межличностных отношений
- 3. 2. Оценка результатов исследования
Список литературы
- Абрамова Г. С. Развитие навыков общения младших школьников со взрослыми и сверстниками (диалоги психолога с ребенком) // Психолог в начальной школе. Волгоград, 1995 — С. 91−119.
- Агапов B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности. -М.: Гос. ун-т управления, 1999 230 с.
- Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей в школе // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха.-М.: Медицина, 1983-С. 32−39.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам М.: ТЦ Сфера, 2004 — 88 с.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения М.: Изд-во Ось-89,1998 — 224 с.
- Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса— СПб.: АОЗТ Интерс, Изд-во Дорваль, Изд-во Эксклюзив, 1995 234 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
- Ю.Бабич Н. И. Формирование социально-перцептивных навыков младшихшкольников, — М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1986.- 42 с.
- П.Бадоева С. А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Дис.. канд. психол. наук- Ярославль, 1995.- 145 с.
- Байтманова М.С. Учебная дискуссия как средство формирования культуры диалогического взаимодействия младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2003 — 150 с.
- Безруких М. М. Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей М.: Изд. центр Академия, 1996 — 240 с.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив (психолого-педагогическое исследование). Мн.: Изд-во БГУ, 1975 160 с.
- Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л. Е. Журовой. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Вентана — Графф, 2002 — 384 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии М.: Наука, 1994.-400 с.
- Битянова М.Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе М.: Изд-во Совершенство, 1998 — 352 с.
- Блага К., Шебек М. А. Я твой ученик, ты — мой учитель: Пер. с чеш — М.: Просвещение, 1991 — 140 с.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под редакцией А. И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской- М.: Изд-во Институт практической психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1997 — 575 с.
- Бодалев А.А. Психология общения. -М.: Изд-во Институт практической психологии.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996, — 256 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование).-М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Бородина Т.В. Проблемы школьной адаптации. // Развитие личности ученика в современной школе (опыт психологического сопровождения).-Новокузнецк: ИПК, 2000, — С. 27−30.
- Брунчукова Н.М. Общение младших школьников в малых группах при изучении учебного материала: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1993.- 14 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение М: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО Модэк, 1 996 392 с.
- Брюн Н.С. Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием в сфере социального развития // Научные труды Московского педагогического государственного университета М.: Прометей, 2004, — С. 533−537.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение М.: Мысль, 1978 — 216 с.
- Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде М.: Просвещение, 1971−58 с.
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений 20-е изд., испр. и доп-М.: АРКТИ, 2003, — 96 с.
- Вальтеран Е.В. Самоопределение младших школьников как субъектов учебной деятельности и общения // Записки практических психологов города Твери и области (научно-методический сборник № 3).- Тверь, 1996,-С. 89−94.
- Вачков И. Психологический тренинг // Народное образование 2001-№ 9,-С. 185−193.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстративное руководство, — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, — 160 с.
- Виноградова М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы М.: Просвещение, 1977.- 159 с.
- Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования (Методологический аспект): Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1995.- 18 с.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе (Методические советы учителю).- М.: А.П.О., 1995 64 с.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе. Беседы с будущим учителем: Учебник для студ. отд. и фак. нач. классов сред, и высш. учеб. заведений-М.: Изд. центр Академия, 1998 144 с.
- Виноградова Н.Ф. «Цели начального образования»: приоритеты и проблемы // Стандарты и мониторинг в образовании-2002-№ 4 С. 13−16.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1−4 классы. Методика обучения-М.: Вентана-Графф, 2002, — 240 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений- 2-е изд., перераб- М.: Вентана-Граф, 2005.- 128 с.
- Виноградова Н.Ф. Особенности комплекта учебников «Начальная школа XXI века» // Методист, — 2002.- № 1.- С. 17−19.
- Волкова С.Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению: Дис.. канд. пси-хол. наук Ставрополь, 2004.-213 с.
- Газман О.С. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / Под ред. А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой. -М.: Педагогика, 1973 С. 71−109.
- Гильмеев И.З. Я плюс ТЫ. М.: SvR-Apryc, 1994, — 80 с.
- Гин С.И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: пособие для учителей первых классов 4-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2004- 80 с.
- Гмырина Н.Э. К проблеме реализации гуманной педагогики в начальной школе // Образовательная среда: проблемы гуманизации: Сб. науч ст. и тез.- Архангельск: Помор. Гос. ун-т, 2002 С. 32−35.
- Горшкова В.В. Педагогика отношений Комсомольск-на-Амуре: изд-во Комс.-на- Амуре гос. пед. ин-та, 1995- 105 с.
- Гумина М.С. Особенности представлений младших школьников о человеке как ценности // Младший школьник: Формирование и развитие его личности, — СПб, 2002, — С.96−105.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени //Вопросы психологии 1997.-№ 1-С.3−18.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии 1992 — № 3−4- С. 14−19.
- Дежникова Н.С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь школьников-М.: Педагогика, 1981 112 с.
- Дерябо С., Ясвин С. Эколого-психологические тренинги // Частная школа.- 1996.-№ 4, — С. 63−72.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дер-мановой СПб, 2002, — 176 с.
- Дмитриева Ю.П. Воспитание коллективизма в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Пятигорск, 2003.-20 с.
- Добрина О.А. Социалыю-психологичекая готовность к школе: структура и диагностика Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2003.-41 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособ.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, — 208 с.
- Дорофеева Г. А. Особенности и условия адаптации детей 6−7 лет к учебной деятельности // Прикладная психология 2001. -№ 3 — С. 75−83.
- Дорофеева Г. А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Дис.. канд. психол. наук Ростов-на-Дону, 2001.-226 с.
- Дорофеева Г. А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению // Начальная школа: плюс-минус, — 2001.- № 2.- С. 20−26.
- Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа 1998 — № 1.- С. 17−24.
- Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах-М.: Народное образование, 2004. -352 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: кн. для учителя-М.: Просвещение, 1991 192 с.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей,— М.: Изд-во МГУ, 1976.- 97 с.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского- М.: Прометей, 1991.-219 с.
- Инструктивно-методические рекомендации к 2003/2004 учебному году-М.: Центр Школьная книга, 2003 304 с.
- Как организовать коллектив дошкольников / Хондзе М., Сисидо Т., Иси-кава М.: Пер. сяпон.-М.: Педагогика, 1991 152 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Ар-сеньева М.: Педагогика, 1982 — 704 с.
- Ким Т. В. Особенности дидактических материалов по предмету «Окружающий мир» для шестилетних первоклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1990 — 17 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность-Ярославль: Академия развития, 1996.-240 с.
- Ковалева J1.M. Тарасенко Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа- 1996 № 7−1996.-С. 17−22.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- Мн: Изд-во БГУ, 1976 350 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система лич. Взаимоотношений- 2-е изд., доп. и перераб- Минск: Нар. асвета, 1 984 239 с.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья) // Начальное Образование 2003 — № 2 — С. 48−63.
- Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии 2004.-№ 1- С. 137−143.
- Костина Л.М. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников: Дис.. канд. психол. наук.-Казань, 2000.- 206 с.
- Котов В.В. Организация коллективных отношений в процессе учебной работы на уроках // Ребенок в системе коллективных отношений. Тез. докладов / Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой М.: Педагогическое общество, 1972- С. 142−145.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе-М.: Знание, 1987−80 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста //Вопросы психологии 1996-№ 6-С. 64−76.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе-М.: Педагогика, 1991 152 с.
- Кропочева Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения: Автореф. дис.. канд. пед наук М., 199 918 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т.- М.: Изд-во АПН, 1957.-Т. 1.-359 с.
- Крушельницкая О.И., Третьякова А. Н. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод. пособие, — М.: ТЦ Сфера, 2004, — 80 с.
- Кузин В. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» //Искусство в школе-2001.-№ 6 -С. 90−92.
- Кузнецова И.В. Почему нужна работа в группах? // Начальная школа плюс: До и после-2002-№ П.-С. 16−21.
- Кузьмина Е.Р. Пять уроков творчества // Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л. Е. Журовой 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2002 — 384 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы.- СПб.: Алетейя, 2001, — 192 с.
- Леонова Г. Н. Диагностико-коррекционная методика работы с низкостатусными учащимися в начальной школе // Психологические знания в помощь учителю / Под ред. М. И. Лукьяновой Ульяновск, 1998 — С. 19−23.
- Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа 2002 — № 11- С. 3−6.
- Леонтьев А.Н. О дальнейшем психологическом анализе деятельности //Избранные психологические произведения- М.: Педагогика, 1983-Т.2.-С. 247−250.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения М.: Педагогика, 1983- С. 94−232.
- Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии // Избранные психологические произведения.-М.: Педагогика, 1983.- С. 324−380.с/
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке М.: Знание — 1975- 64 с.
- Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974,-С. 3−23.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1 986 144 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., Знание, 1978.-48 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М.: Педагогика, 1988.- 128 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ.- М.: Междунар. Пед. академия, 1994- 368 с.
- Макаренко М.С. Коллектив и воспитание личности М.: Педагогика, 1972.-336 с.
- Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (1 3 классы): Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1994- 24с.
- Маликова И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству: Дис.. канд. психол. наук Самара, 2005 — 223 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения-М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
- Миронов А.В. Методика изучения Окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 360 с.
- Мкртчян М.А. Фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному // Коллективный способ обучения- 1995 -№ 2, — С. 8−11.
- Мошнина Р.Ш. Образовательный компонент «Окружающий мир» в четырехлетней начальной школе // Начальная школа: плюс минус-1999.-№ 8-С.17−21.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева-М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО МО-ДЭК, 1995, — 356 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет М.: Педагогика, 1992 — 160 с.
- Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду М., 1961.- 159 с.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с.
- Никитин И., Толмачев В. Категория общения в дидактике // Прикладная психология и психоанализ-1997 -№ 3-с. 46 -50.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков //Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников / Под ред. A.M. Матюшкина-М.: Изд-во АПН, 1985, — с. 42 -52.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории) -М.: Педагогика, 1978- 144 с.
- Оботурова И.А. Межличностные отношения младших школьников. Учебное пособие к спецкурсу Сыктывкар, 1994- 113 с.
- Обучение шестилетних детей с разным уровнем готовности к школе / Под ред. А. Л. Венгера, К. Н. Поливановой М.: ВНИК Школа, 198 944 с.
- Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, пемед. психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Сталина- М.: Изд-во МГУ, 1987 303 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека Изд-во МГУ, 1987 — 302 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе М.: ТЦ Сфера, 1998.-240 с.
- Осокина Т.В. Историко-педагогический анализ идей развития личности ребенка в коллективе (1960−1980-е годы): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994- 18 с.
- Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». — М.: Информ. центр психол. культуры, 2000 184 с.
- Пермяков А.А. Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности / Под ред. Л. И. Новиковой М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 150 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский А. В. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива— М.: Просвещение, 1978 176 с.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личпостно-развивающее взаимодействие- Ростов н/Д.: РИО АО Цветная печать, 1989.-88 с.
- Пилипко Н.В., Громова Т. В., Чибисова М. Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками / Под ред. Пилипко Н.В.-М.: УЦ Перспектива, 2002 64 с.
- Плотникова Ю.С. Формирование действия оказания помощи у младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. паук М., 199 824 с.
- Покусаев В.Н. Разрешение межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук-Волгоград, 2002 19 с.
- Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. А. В. Парыгина СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000 — 352 с.
- Программы четырехлетней начальной школы: проект «Начальная школа XXI века». — М.: Вентана Граф, 2003- 144с.
- Прудникова М.Э. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений: Дис.. канд. психол. наук Сочи, 2002.-182 с.
- Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1979.-240 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского-М.: Педагогика, 1987 240 с.
- Пшенцова И. JI. Психолого-педагогические условия успешности обучения первоклассников в адаптационный период: Дис.. канд. психол. наук-Екатеринбург, 1999 193 с.
- Раннала Н.В. Социально-психологические условия формирования младшего школьника как субъекта общения // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения СПб., 1995 — С.19−36.
- Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период // Заву1! начальной школы 2002 — № 1.- С. 83−88.
- Репина Н.И. Генезис идей сотрудничества в истории отечественной педагогики середины XIX начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук — Екатеринбург, 2004- 20 с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.-М.: Педагогика, 1988 232 с.
- Родионов В. Я и другие. Тренинги социальных навыков для учащихся 1−11 классов-Ярославль: Акад. развития, 2001 -224 с.
- Романова Е. С. Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике М.: Дидакт, 1992 — 256 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2002−720 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986- 192 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения-М., 1987 159 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. JI.A. Петровской М.: Прогресс, 1990,-368 с.
- Рылеева Е. В. Барсукова JI.C. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: пособие для руководителей и методистов 2-е изд., испр — М.: Айрис-пресс, 2004.- 64 с.
- Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4−6 лет М.: Айрис-пресс, 2003 — 160 с.
- Рященко М.Р. Последовательность усвоения детьми правил поведения в учебной деятельности Томск: Изд-во ТГПУ, 1996- 89 с.
- Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Дис.. канд. психол. наук Кострома, 2002 — 173 с.
- Скоморохова М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа 1997-№ 5- С.33−36.
- Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / Ред. J1.B. Кузнецова, Г. С. Семенов-М.: Школьная Пресса, 2002 112 с.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие- М.: Изд. центр Академия, 2000- 160 с.
- Смиронова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003, — 160 с.
- Солодкова А.Ф. Воспитание коллективизма у младших школьников— Мн.: Нар. асвета, 1990 127 с.
- Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и контактов между людьми-Л.: ЛГПИ, 1970 185 с.
- Столбун Ю.В., Столбун В. Д. Начальная школа как значимый элемент социоэкологичекой среды становления и функционирования личности человека // Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования, — Тверь, 1997.-С. 324−346 .
- Стрелкова В.П. Концепция «психологии отношений личности В.Н. Мясищева и ее методологическая, научно-теоретическая и практико-психологическая значимость: Автореф. дис.. канд. психол. наук-Ярославль, 2002−26 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников: Из опыта сел. сред, шк.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 272 с.
- Сысуева Л.В. Развитие самооценки младших школьников в их совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1996 — 16 с.
- Титова С.В. Воспитание коллективизма у младших школьников в процессе учебной и внеклассной работы: Автореф. дис. .канд. пед. наук- Иркутск, 1982 18 с.
- Тиханова И.Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции: Дис.. канд. психол. паук.-М., 2002.-152 с.
- Трифонова Е.А. Технологии взаимодействия учителя и учащихся в современном школьном образовании: Дис.. канд. пед наук- СПб., 2002.- 172 с.
- Тузова B. J1. Первый класс-день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников. Материалы для специалистов начальной школы СПб: КАРО, 2001.- 272 с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, J1.M. Кларина и др.- М: Просвещение, 1993 191 с.
- Фарбер Д.А. Младший школьник: Развитие мозга и познавательная деятельность М.: Вентана-Графф, 2002 — 32 с.
- Феоктистова С.В. Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе: Дис.. д-ра психол. наук Тверь, 2002 — 369 с.
- Фокина Е.А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2003- 193 с.
- Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников.-М., 2 002 272 с.
- Хрипкова А. Г. Интегрированный курс имеет ли он право на существование? // Магистр. -1994. -№ 4- С. 2−8
- Хуторской А.В. «Концепция» ученика в образовании // Ученик в обновляющейся школе: Сб. научн. труд. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского, — М.: ИОСО РАО, 2002.- С. 3 -19.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Ученик в обновляющейсяшколе. Сб. научн. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского М.: ИОСО РАО, 2002 — С.135−157.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения-СПб.: Питер, 2004, — 541 с.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Изд-во Совершенство, 199 880 с.
- Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь-Томск: Пелинг, 1992.-133 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении Томск: Пеленг, 1 993 268 с.
- Цукерман Г. А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии, — 2004.-№ 1.-С. 50−67.
- Чирковская Е.Г. О психологических проблемах школьной адаптации младшего школьника // Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения. Учебно-методическое издание,-Ульновск, 1997.-С. 78−81.
- Чистяков В.В. Системный подход в современной педагогической антропологии-Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1995 132 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова- М.: Просвещение, 1990, — 128 с.
- Чиханова О.В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении. // Начальная школа плюс До и После 2002 — № 11- С. 2226.
- Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом— М.: Магистр, 1995 183 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т.- М.: Изд-во АПН, 1962.-Т. 1.-С. 297−450.
- Шашлова Г. М. Психологическая подготовка ребенка к общению в школе // Практический психолог в современной школе: Сб. научи, тр-Волгоград: Перемена, 1999 190 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: концептуальные и прикладные основы социальной психологии М.: ВЛАДОС, 1995, — 544 с.
- Шмаков С, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций.-М.: Новая школа, 1995- 80 с.
- Щур В. Г. Особенности взаимоотношений в детских группах при распределении обязанностей. // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. науч. Тр.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984.-С. 74−93.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе М.: Сентябрь, 2000 — 255 с.
- Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. науч. тр.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984.- С. 41−59.
- Якобсон С.Г. Зависимость взаимной требовательности от структуры совместной деятельности детей // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. науч. трудов М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984, — С 60−73.