Таусеневые песни русских Поволжья: Регион.
своеобразие и межэтн.
связи
Диссертация
Интерференция более предпочтительна в условиях контактов между соседними народами, близкими в культурном отношении (термины Е.А.Костюхина). В. М. Гацак писал по этому поводу: «Интерференция как специфический тип фольклорных взаимосвязей чаще всего наблюдается в зонах постоянного соприкосновения этносов, где взаимопроникновению в значительной мере способствует двуязычие» (Гацак, 1979, 47… Читать ещё >
Содержание
- I. Введение
- 1. 1. Методические и методологические аспекты проблемы межэтнических связей и взаимодеиствии
- 1. 2. История изучения зимней календарной поэзии русских
- 1. 3. Таусеневые песни Поволжья: К постановке проблемы
- Глава II. Зимние календ арно-обрядовые традиции русских и финнов Поволжья (Язычество, христианство, этнопоэтика) 68 II.1. Белее и Керемет в Поволжье
- 11. 2. Никола и Велес/Керемет в Поволжье
- 11. 3. Илья и Никола в Поволжье
- 11. 4. Никола~Власий/Василий/Фрол и Лавр 98 II.5. Медведь и Велес/Керемет в Поволжье 110 II.6 Финно-угорские параллели к таусеневому циклу русских Поволжья
- 11. 6. 1. Марийский «Шорыкйол»
- 11. 6. 2. Мордовские «Калядань чи/ши» и «Тавунсямо»
- 11. 6. 3. Обряды обходов домов в связи с культом предков и поминально/погребальной обрядностью народов Поволжья
- III. 1 Песни-просьбы об угощении
- 111. 2. Кумулятивные песни
- 111. 3. Величальные песни, адресованные молодым 238 ГУ
Список литературы
- Айвазян, 1975 С.ГАйвазян. Указатель сюжетов русских быличек ибывалыцин о мифологических персонажах // Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 162−191.1. Акцорин, 1966
- Акцорин, 1976 В. А. Акцорин. Марийская народная драма. Йошкар
- Ола: Мар.книжн.изд-во, 1976. 200 с. 1. Акцорин, 1991
- Марийский фольклор. Мифы, легенды, предания/ Сост. В. Л. Акцорин. Под ред. С. С. Сабитова. Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1991. 287 с.
- Ананичева, 1980 Т.Ананичева. Русско-мордовские взаимосвязи вобрядовом фольклоре//Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М.: Наука, 1980. С. 282−298.
- Ананичева, Т. М. Ананичева, Л.Суханова. Песенные традиции
- Суханова, 1991 Поволжья. М.: Музыка, 1991. 176 с.
- Аникин, 1970 В. П. Аникин. Календарная и свадебная поэзия. М.:
- Московский госуниверситет, 1970. 122 с.
- Аникин, 1987 В. П. Аникин. Русский фольклор. М.: Высшая школа, 1987. 286 с.
- Аникин, 1996 В. П. Аникин. Теория фольклора. Курс лекций. М.:
- Московский госуниверситет, 1996. 408 с. 1. Аничков, 1892
- Е.В.Аничков. Микола угодник и св. Николай//Записки неофилологического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. Вып. 2. Спб., 1892. 55 с.
- Аничков, 1903 Е.ВАничков. Весенняя обрядовая поэзия на Западе иу славян. Ч. 1. От обряда к песне. Спб., 1903. 392 с.
- Аничков, 1914 Е. В. Аничков. Язычество и Древняя Русь. Спб., 1914.386 с. 1. Архипов, 1986
- Г. А.Архипов. Марийцы Х1-ХШ вв. К этнокультурнойистории Поветлужья. Йошкар-Ола: Мар.книжн. изд-во, 1986. 114 с.
- Бадер, 1963 О. Н. Бадер. Балановский могильник. Из историилесного Поволжья в эпоху бронзы. М.: АН СССР, 1963. 371 с.
- Байбурин, 1983 А. К. Байбурин. Жилище в обрядах и представленияхвосточных славян. Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1983. 192 с.
- Байбурин, 1989 А. К. Байбурин. Календарная и трудовая деятельностьчеловека. Л.: Знание, 1989. 32 с.
- Байбурин, А. К. Байбурин, А. Л. Топорков. У истоков этикета.
- Топорков, 1990 Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 166 с.
- Байбурин, 1993 А. К. Байбурин. Ритуал в традиционной культуре.
- Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. Л.: Наука, 1993. 240 с.
- Балов и др., А. В. Балов, С. Я. Дерунов, Я.Ильинский. Очерки 1897−1901 Пошехонья. Вып. 1//Этнографическое обозрение. 1897,
- С. 57−76. Вып. 2//Этнографическое обозрение. 1898, № 4. С. 86−92. Вып. 3//Этнографическоеобозрение. 1899, № 1−2.С. 193−224. Вып. 4// Этнографическое обозрение. 1901, № 4. С. 81−134.
- Балов, 1898 А.Балов. Остатки древнеязыческого поклонения огню вобычаях и верованиях крестьян Ярославской губернии//Ярослав.губ.ведомости. Ч.неофиц. 1898, 1 февраля, № 26.1. Бернштам, 1977
- Т.А.Бернштам. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине Х1Х-начале XX в.//Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1977. С. 88−115.1. Бернштам, Лапин, 1981
- Т.А.Бернштам, В. А. Лапин. Виноградье песня и обряд//Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л.: Наука, 1981. С. 3−110.1. Богатырев, 1933
- П.Г.Богатырев. «Полазник» у южных славян, мадьяр, словаков, поляков, украинцев// Lud slowianski, 1933. Т. 1. Zesz. 1, В (etnografia). Т. 3. Zesz. 2.1. Богатырев, 1971
- П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544 с. 1. Болонев, 1978
- Ф.Ф.Болонев. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина Х1Х-начала XX в.). Новосибирск: Наука (Сибирск.отд.), 1978. 160 с.
- Болонев, Календарно-обрядовая поэзия сибиряков/Сост.
- Мельников, 1981 Ф. Ф. Болонев и М. Н. Мельников. Новосибирск: Наука
- Сибирскотд.), 1981. 351 с.
- Бонгард-Левин, Г. М.Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. От скифии до
- Грантовский, Индии. Древние арии. М.: Мысль, 1983. 206 с.1983
- Веке Odon, 1961 Веке Odon. Mari szovegek. IV Kotet, № 17. Mariszovegek. III. Kotet. Akademiai kiado. Budapest, 1961, № 64.
- Буслаев, 1861 Ф. И. Буслаев. Исторические очерки русской народнойсловесности и искусства. Т. 2. Спб., 1861.
- Бусыгин и др., Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин, Е. В. Михальченко.1973 Общественный и семейный быт русского населения
- Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование (середина XIX-начала XX в.). Казань: Казанский госуниверситет, 1973. 166 с.
- Б.. .екая, 1890 В.Б.ская. Святки в Хохломе Семеновского уезда //
- Нижегор.губ.вед. Ч. неофиц. 1890, 10 января, № 2.
- Васильев, 1915 В. М. Васильев. Материалы для изучения верований иобрядов черемис/Отд.оттиск из «Инородческого обозрения». Кн. 10. Казань, 1915.
- Васильев, 1927 В. М. Васильев. Материалы для изучения верований иобрядов народов мари. Краснококшайск: Маробиздат, 1927. 128 с.
- Белецкая, 1978 Н. Вел едкая. Языческая символика славянскихархаических ритуалов. М.: Наука, 1978. 237 с.
- Верещагин, 1911 Г. Е. Верещагин. Человеческие жертвоприношениявотяков/Отд.оттиск из ИОАИРС, № 10. Архангельск, 1911.1. Веселовский, 1882
- А.Н.Веселовский. Новые журналы по народной словесности//ЖМНП, 1882, № 9. С. 209−221.1. Веселовский, 18 831. Веселовский, 1886
- А.Н.Веселовский. Румынские, славянские и греческие коляды: Разыскания в области духовного стиха//Спб., ОРЯС. (Отд. русск. яз. и словесности Имп. АН). Т. 32, № 4. Спб., 1883. 461 с.
- А.Н.Веселовский. Новые книги по народной словесности//ЖМНП, 1886, № 3. С. 171−221.1. Веселовский, 1989
- А.Н.Веселовский. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 404 с. 1. Виноградова, 1971 а
- Л.Н.Виноградова. Общеславянские фольклорные традиции в сюжетном составе польской колядной песенности//Межславянские культурные связи. М.: Наука, 1971. С. 82−111.1. Виноградова, 1971 б
- Л.Н.Виноградова. Композиционный анализ польских колядных обрядовых песен//Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1971. С. 158−170.1. Виноградова, 1978
- Л.Н.Виноградова. Заклинательные формулы в календарной поэзии славян и их обрядовые истоки//Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. М.: Наука, 1978. С. 7−26.1. Виноградова, 1982
- Л.Н.Виноградова. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. 256 с. 1. Виноградова, 1984
- Л.Н.Виноградова. Типы колядных рефренов и их ареальная характеристика//Славянский и балканский фольклор. Этногенетическая общность и типологические параллели. М.: Наука, 1984. С. 73−94.
- Виноградова, Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая. Ритуальные
- Толстая, 1993 приглашения мифологических персонажей нарождественский ужин: Структура текста//Славянское и балканское языкознание. М.: Наука, 1993. С. 60−82.
- Вишневский, Вишневский. Верования некрещеных черемис 1862 Казанской губернии//Памятная книжка Казанскойгубернии на 1863 год. Отд. III. Казань, 1862.
- Wichmann, 1931 Wichmann Y. Volksdichtung und Volksrauche der
- Tscheremissen. SV ST. LLX. Helsinki, 1931.
- Власова, 1993 З. И. Власова. Скоморохи и календарно-обрядовыйфольклор//Русский фольклор. Т. XXVII. Межэтнические фольклорные связи. Спб.: Наука, 1993, с. 148−164.1. Волкович
- П.И.Волкович. Деды каленые и другие обычаи в с. Шостье//Научный архив Рязанского краеведческого музея. Ед.хр. № 313 (рукопись не имеет пагинации).
- Вопросы Вопросы истории культуры народов Среднегоистории ., 1993 Поволжья. Чебоксары: Чувашский госуниверситет, 1993. 132 с.
- Воронин, 1960 Н. Н. Воронин. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в
- XI в.//Краеведческие записки Государственного музея-заповедника. Вып 4. Ярославль, 1960. С. 44−51.1. ВСФ, 1993
- Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии/Отв.ред. К. П. Кабашников. Минск: Наука и техника, 1993. 480 с. 1. Галъковский, 1913
- Н.М.Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Т. 1. М., 1913. 376 с. 1. Гацак, 1979
- В.М.Гацак. Молдавско-русско-украинские интерференции в сказке // Отражения межэтнических процессов в устной прозе. М.: Наука, 1979. С. 47−66.1. Гацак, 1983
- Георги, 1776 И. Г. Георги. Описание всех обитающих в Российскомгосударстве народов. Ч. 1. Спб., 1776. 89 с.
- Герасимов, 1895 М. К. Герасимов. Некоторые обычаи и верованиякрестьян Череповскогоуезда Новгород, губернии / / Этнографическое обозрение. 1895. Кн. 25, № 4. С. 122 125.
- Гилярова, 1985 Н.Гилярова. Новогодние поздравительные песни
- Рязанской области. М.: Советский композитор, 1985. 44 с.
- Голмберг, 1926 Уно Голмберг. Религия черемис. Перевод с немецкого.
- Порво, 1926. НФ МарНИИ, папка IV, дело 84, лист 18.
- Голос и ритуал, Голос и ритуал/Материалы конференции. Май 1995 г. 1995 М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. 187 с.
- Голубева, 1979 Л. А. Голубева. Зооморфные украшения финноугров//Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е 1−59. М.: Наука, 1979. 112 с.
- Голубева, 1987 Л. А. Голубева. Марийцы//Финно-угры и балты в эпохусредневековья. М.: Наука, 1987. С. 107−115.
- Городской, 1864 Г. Горо декой. О черемисах, проживающих в
- Красноуфимском уезде Пермской губернии / /
- Этнографический сборник РГО. Вып. VI. Спб., 1864. С. 23.34.
- Гошовский, 1971 В. Л. Гошовский. У истоков народной музыки славян.
- Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Сов. композитор, 1971. 304 с.
- Грибова, 1975 Л. С. Грибова. Пермский звериный стиль. Проблемысемантики. М.: Наука, 1975. 148 с.
- Громыко, 1986 М. М. Громыко. Традиционные нормы поведения иформы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. 287 с.
- Гурина, 1956 Н. Н. Гурина. Оленеосторовский могильник. Материалыи исследования по археологии СССР. М., Л.: АН СССР, 1956. 431 с. 1. Гу ра, 1978
- А.В.Гура. Символика зайца в славянском обрядовом и песенном фольклоре//Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. М.: Наука, 1978. С. 159−185.1. Гура, 1995
- А.В.Гура. Заяц//Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 190−192.1. Гура, 1997
- А.В.Гура. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с. 1. Даль, 1995
- В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Терра, 1995. 699 с. Т. 2. М.: Терра, 1995. 779 с. Т. 3 М.: Терра, 1995. 556 с. Т. 4. М.: Терра, 1995. 684 с.
- Данилов, Золо- О. В. Данилов, Т. А. Золотова. Зимний календарь русских това, 1993 а и марийцев Поволжья//Фольклор народов России.
- Данилов, О. В. Данилов, Т. А. Золотова. Славянский Белес и
- Дмитриева, С.ИДмитриева. Современное состояние традиционного 1972 фольклора // Традиционный фольклор Владимирскойдеревни (в записях 1963−1969 гг.). М.: Наука, 1972. С. 44−69.
- Дмитриева, С. И. Дмитриева. Русско-финно-угорские связи (по 1993 материалам севернорусского фольклора) //Русскийфольклор. Т. XXVII. Межэтнические фольклорные связи. Спб.: Наука, 1993. С. 136−147.
- Добровольский, В. Н. Добровольский. Данные для народного календаря 1897 Смоленской губернии в связи с народнымиверованиями//Живая старина. 1897. Вып. 3−4 (отд. 1).
- Довженок, 1990 Ллтала сорока по зелешм гаю/Упор. Г. В. Довженок.1. Киев, 1990.1. Евсеев В., 1987
- В.Я.Евсеев. О типологических и других схождениях в эпике финно-угорских и тюркских, восточнославянских, кавказских народов//Фольклор народов РСФСР. Межэтнические фольклорные связи. Уфа: Башкирский госуниверситет, 1987. С. 5−16.
- Евсевьев, 1966 М. Е. Евсевьев. Избранные труды. В 5-ти тт. Т. 5.
- Саранск: Морд.книжн.изд-во, 1966. 552 с.
- Енговатова, Фольклорный текст и структура/Сост. М. А. Енговатова. 1992 м.: РАМиГ, 1992. 158 с.
- Еремина, 1991 В. И. Еремина. Ритуал и фольклор. JL: Наука
- Ленингр.отд.), 1991. 206 с.
- Ефименко, 1975 П. П. Ефименко. Иваньковский и Говардовскиймогильники древней мордвы//Труды Мордовского НИИ яз., лит., ист. и экон. Вып. 48. Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск:
- Морд.книжн.изд-во, 1975. С. 7−36.
- Ефимова, 1995 М. Е. Ефимова. Мордовский фольклор//Мордва:
- Историко-культурные очерки. Саранск:
- Морд.книжн.изд-во, 1995. С. 331−360.1. Живанчевич, 1970
- В.Живанчевич. «Волос-Велес» славянское божество териоморфного происхождения// VIII
- Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Т. VIII. М.: Наука, 1970. С. 4649.
- Журавлев, 1994 А. Ф. Журавлев. Домашний скот в поверьях и магиивосточных славян: Этнографические иэтнолингвистические очерки. М.: Индрик, 1994. 254 с.
- Забелин, 1895 И. Е. Забелин. Домашний быт русского народа в XVI
- XVII ст. Т. 1−2 (3-е изд.). М., 1895−1900. 4.1. М., 1895. 759 с.
- Завойко, 1914 К.Завойко. Верования, обряды и обычаи великоруссов
- Владимирской губернии//Этнографическое обозрение. 1914, № 3−4. С. 81−178.
- Завойко, 1917 К.Завойко. В костромских лесах по Ветлугереке/Этнографические материалы, записанные в Костромской губернии в 1914—1916 гг.: Труды Костромского Научного общества по изучению местного края. Кострома, 1917. С. 3−27.
- Збруева, 1952 А. В. Збруева. История населения Прикамья вананьинскую эпоху. М.: Институт истории матер.культ. (АН СССР), 1952. 312 с.
- Зеленин, 1909 Д. К. Зеленин. Народный обычай гретьпокойников//Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. 18. Харьков, 1909. С. 256−271.
- Зеленин, 1911 а Д. К. Зеленин. «Обыденные» полотенца и обыденныехрамы (Русские народные обычаи)//Живая старина. 1911, № 1. С. 1−20.
- Зеленин, 1911 б Д. К. Зеленин. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и финнов)//Живая старина. 1911, вып. ¾. С. 354−424.
- Зеленин, 1913 Д. К. Зеленин. Русские народные обряды со старойобувью//Живая старина. 1913, № ½. С. 1−16.
- Зеленин, 1914- Д. К. Зеленин. Описание рукописей Ученого Архива 1916 Имп. Русского Географического Общества. Вып. 1-П.
- Пг., 1914−1915. Вып. I. М., 1914. 483 с. Вып. II. М., 1915. 503 с. 1. Земцовский, 1970
- Поэзия крестьянских праздников. Вступит.ст., сост., подгот. текста и примеч. И. И. Земцовского. Библиотека поэта. Л.: Советский писатель, 1970. 636 с. 1. Земцовский, 1973
- И.И.Земцовский. Песни, исполнявшиеся во время календарных обходов дворов у русских//Советскаяэтнография, 1973. № 1. С. 38−43.
- Земцовский, И. И. Земцовский. Мелодика календарных песен. М.: 1975 Музыка, 1975. 224 с.
- Зе-рнова, 1932 А. В. Зернова. Материалы для сельскохозяйственноймагии в Дмитровском уезде//Советская этнография. 1932, № 3. С. 15−32.
- Зиновьев, 1985 В. П. Зиновьев. Указатель сюжетов сибирских быличеки бывальщин (публикация Н. А. Новиковой и Г. Н.Зиновьева)//Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск: Наука (Сибирское отд.), 1985. С. 62−76.1. Знаменский, 1867
- П.В.Знаменский. Горные черемисы Казанского края//Вестник Европы. Т. IV, декабрь, 1867. С. 31−66.1. Золотова, 1. Мельчанова, 1991
- Т.А.Золотова, С. К. Мельчанова. Традиционные формулы в системе фольклорного необрядового текста//Анализ художественного текста. Йошкар-Ола: Марийский госуниверситет, 1991. С. 3−12.
- Золотова, Т. А. Золотова, О. В. Данилов. Очерки традиционной
- Данилов, 1996 культуры народов Поволжья. Йошкар-Ола:
- Марийский госуниверситет, 1996. 100 с.
- Золотова, 1997 Т. А. Золотова. Таусеневые песни русских Поволжья:
- Региональное своеобразие и межэтнические связи. Йошкар-Ола: Марийский госуниверситет, 1997. 212 с.
- Золотова, Т. А. Золотова, Л. Н. Иванова. Народный календарь.
- Иванова, 1997 Йошкар-Ола: Марийский госуниверситет, 1997. 101 с. 3 олотницкий, 1867
- Н.И.Золотницкий. Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис. Из лекций в Казанском миссионерском институте. Казань, 1867. С. 15−27.
- Зорин, 1916 П.Зорин. Как веселится черемисская молодежь: Очеркиз жизни черемис Ветлужского уезда Костромской губернии//Труды Костромского Научного Общества по изучению местного края. Вып 3. Кострома, 1916. С. 160−161.
- Иванов, 1995 А. Г. Иванов. Очерки по истории марийского края XVIIIвека. Йошкар-Ола: Мар.книжн.изд-во, 1995. 367 с.
- Иванов, Вяч.Вс.Иванов, В. Н. Топоров. Исследования в области
- Топоров, 1974 славянских древностей. Лексические ифразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 344 с.
- Иванова, 1995 А. А. Иванова. Вятский фольклор. Народныйкалендарь/Сост. Т. Г. Гуджий, А. А. Иванова,
- Н.Д.Крылова, А. С. Сатыренко. Под ред. А. А. Ивановой. Котельнич: Вятский рег. центр руссккульт., 1995. 168 с. 1. Ивлева, 1994
- Л.М.Ивлева. Ряженье в русской традиционной культуре. Спб.: Российский ин-т ист. искусств, 1994. 235 с.
- Имайкина, 1968 В. Л. Имайкина. Обрядовый календарь зимнего сезона умордвы//Ученые записки Мордовскогогосуниверситета. Саранск: Морд.книжн.изд-во, 1968. С. 73−86.
- Имайкина, 1974 В. Л. Имайкина. Особенности построения мордовскихкалендарных обрядовых произведений//Труды Мордовского НИИ яз., лит., ист. и экон. Вып. 50. Вопросы финно-угорского фольклора. Саранск, 1974. С. 35−56.
- Имайкина, К.Самородов. Предисловие//Устно-поэтическое
- История История Марийской АССР. Т. 1. Йошкар-Ола:
- МАССР, I Мар.книжн.изд-во, 1986. 300 с.
- Кал.обряды Зап. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, 1971 Европы XIX начала XX в. Зимние праздники. М.:1. Наука, 1971. 351 с.
- Калиев, 1994 Ю. А. Калиев. Об астральных представленияхмарийцев//Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 11. Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола:
- МарНИИ яз., лит. и ист. им. В. М. Васильева, 1994. С. 20−27.
- Канатеев, 1994 А. М. Кана теев. Межэтнические процессы в жанрахнесказочной прозы народов Поволжья/Дипл. раб. МарГУ, 1994.
- Сагатап, 1933 P.Caraman. Obrzed koldowania u slowian i rumunow.1. Krakow, 1933.
- Китиков, 1973 А. Е. Китиков. Марийские народные загадки. Йошкар
- Ола: Маркнигоиздат, 1973. 179 с.
- Китиков, 1977 А. Е. Китиков. Марийские народные приметы. Йошкар
- Ола: Маркнигоиздат, 1977. 224 с.
- Ключевский, В. О. Ключевский. Курс русской истории. Соч. в 8 тт. Т.1956 1. м.: Госполитиздат, 1956. 427 с.
- Ключевский, В. О. Ключевский. Этнографические следствия русской1990 колонизации Верхнего Поволжья. Влияние природы
- Верхнего Поволжья на народное хозяйство Великороссии // Ключевский В. О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. С. 40−63.
- Козлов, 1960 В. И. Козлов. Расселение мордвы (исторический очерк)
- Труды мордовской этнографической экспедиции. Вып. 1. Вопросы этнической истории мордовского народа. М.: АН СССР, 1960. С. 5−63.1. Козлов, 1995
- В.И.Козлов. Расселение и динамика численности мордвы //Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск: Морд.книжн.изд-во, 1995. С. 85−102.1. Козлова, 1964
- К.И.Козлова. Этнография народов Поволжья. М.: Московский госуниверситет, 1964. 175 с. 1. Копанева, 1989
- Е.Ю.Копанева. Особенности бытования былички в Среднем Поволжье//Фольклор народов
- Поволжья:Проблемы регионального изучения. Йошкар-Ола: Марийский госуниверситет, 1989. С. 85 102.
- Корепанов, 1978 К. И. Корепанов. К истории изучения звериного стиля
- Прикамья//Проблемы истории докапиталистических формаций. М.: Московский госуниверситет, 1978. С. 108−122.
- Корепова, 1975 К. Е. Корепова. Традиционные календарные обряды в
- Ветлужье//Фольклор народов РСФСР. Вып. 2. Уфа: Башкирский госуниверситет, 1975. С. 161−168.
- Календарные обряды. 1983−1996/Сост. К. Е. Корепова, Ю. М. Шеваренкова. Н.-Новгород: Нижегородский госуниверситет, 1997. 154 с. 1. Коринфский, 1901
- А.А.Коринфский. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901. 650 с. 1. Костин, 1993
- Костюхин, 1993 Е. А. Костюхин. Сказки и типология культурныхконтактов//Русский фольклор. Т. XXVII. Межэтнические фольклорные связи. Спб.: Наука, 1993. С. 3−14.
- Кремлева, 1980 И. А. Кремлева. Похоронно-поминальная обрядностьрусского населения Пермской области//Полевые исследования Института этнографии АН СССР. М.: Наука, 1980. С. 21−30.
- Крайнов, 1972 Д. А. Крайнов. Древнейшая история Волго-Окскогомеждуречья. М.: Наука, 1972. 274 с.
- Круглое, 1982 Ю. Г. Круглов. Русские обрядовые песни. М.: Высшаяшкола, 1982. 272 с.
- Круглое, 1997 Ю. Г. Круглов. Обрядовая поэзия. Кн. 1. Календарныйфольклор. Л.: Русская книга (Библиотека русского фольклора), 1997. 576 с.
- Кузнецов, 1879 С. К. Кузнецов. Очерки из быта черемис//Древняя иновая история. Т. И. Спб., 1879. С. 41−55.1. Кузнецов, 1885
- С.К.Кузнецов. Отчет о рождественских праздниках черемис//Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. IV. Вып. 1. Казань, 1885.
- Кузнецов, 1907 С. К. Кузнецов. Культ умерших и загробные верованиячеремис/Отд. оттиск из журнала «Этнографическое обозрение». Кн. 60, 61. Вятка, 1907.
- Кузнецов, 1910 С. К. Кузнецов. Русская историческая география. Вып. 1
- Меря, мещера, мурома, весь). М., 1910. 197 с.
- Кукконен, 1982 А. И. Кукконен. О русско-финских межъязыковыхконтактах (на материале диалектной лексики). Л.:
- Ленинградский госуниверситет, 1982. 128 с. 1. Куликовский, 1890
- Г. И.Куликовский. О культе медведя, преимущественно у северных инородцев//Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4, № 1. С. 101−115.1. Кулыиетов, 1991
- КулишиК, 1970 Ш. КулишиЬ. Из старе српске религи^е. Новогодишниобыча^. Београд, 1970.
- Лавонен, 1981 Н. А. Лавонен. Функциональная роль порога вфольклоре и верованиях карел//Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1981. С. 179−185.
- Лотман, 1973 Ю. М. Лотман. Статьи по типологии культуры. Тарту:
- Тартуский госуниверситет, 1973. 95 с. 1. Лотман, 1981
- Лисенко, 1875 Лисенко М. Молодищи. Зб1ршк тангав та веснянок.1. Кшв, 1875.
- M айнов, 1885 Вл.Майнов. Очерк юридического быта мордвы (Ответына программу Имп. Русского Географического общества). Спб., 1885. 267 с.
- Макашина, 1982 Т. С. Макашина. Ильин день и Илья-пророк в народныхпредставлениях и фольклоре восточных славян. М.: АН СССР (Институт этнографии), 1982. С. 83−101.
- Малыхин, 1853 П.Малыхин. Быт крестьян Воронежской губернии
- Нижнедевицкого уезда//Этнографический сборник. Вып. 1. Спб., 1853.
- Максимов, 1903 С. В. Максимов. Соб.соч. в 20-ти тт. Т. 17: Крестная сила.
- Спб., 1912. 332 е.- Т. 18: Нечистая сила. Неведомая сила. Спб., 1912. 295 с.
- Маркелов, 1922 М. Т. Маркелов. Саратовская мордва//Саратовскийэтнографический сборник/Под ред. Б. М. Соколова. Вып. 1. Саратов, 1922.
- Марков, 1887 Е.Марков. Деревенский колдун//Историческийвестник. Т. 28. 1887, № 4. С. 5−24.
- Маторин, 1931а Н. М. Маторин. Православный культ и производство. М., 1. Л., 1931.
- Маторин, 19 316 Н. М. Маторин. Женское божество в православномкульте. Очерк по сравнительной мифологии. М., 1931.
- Межэтн. Межэтнические общности и взаимосвязи фольклораобщности ., народов Поволжья и Урала/Материалы симпозиума, 1983 22−24 ноября 1979 г. Казань: АН СССР (отделение лит. и яз., Казанский филиал), 1983. 142 с.
- Мельников, 1981 С. П. Мельников. Очерки мордвы. Саранск:
- Морд.книжн.изд-во, 1981. 134 с.
- Микушев, 1978 А. К. Микушев. Пермско-угорские контакты по даннымфольклора//Фольклор народов РСФСР. Уфа: Башкирский госуниверситет, 1978. С. 3−10.
- Микушев, 1982 А. К. Микушев. О принципах взаимодействияиноязычных фольклорных традиций (коми-ненецкие фольклорные связи)//Фольклор народов РСФСР. Уфа: Башкирский госуниверситет, 1982. С. 3−10.
- Микушев, 1985 А. К. Микушев. Русский фольклор в иноязычной средепроблема освоения иноязычной фольклорной традиции)//Русский фольклор. Т. XXIII. Полевые исследования. Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1985. С. 31−51.
- Миллер, 1791 Г. Ф. Миллер. Описание живущих в Казанскойгубернии языческих народов. Спб., 1791. 101 с.
- Милькович, 1905 Милькович. Быт и верования мордвы в конце XVIIIстолетия//Тамбовские епархиальные ведомости. 1905, № 18. С. 831.
- Минх, 1890 А. Н. Минх. Народные обычаи, обряды, суеверия ипредрассудки крестьян Саратовской губернии:
- Собраны в 1861—1888 гг. Спб., 1890. 152 с.
- Минх, 1892 А. Н. Минх. Моляны и обряды мордвы Саратовскойгубернии//Этнографическое обозрение. 1892, № 4. С. 313−126.
- Минх, 1910 А. Н. Минх. Извлечение из историко-географическогоописания Озерской волости Саратовского уезда, составлено А. Н. Минхом // Мордовский этнографический сборник, составленный А. А. Шахматовым. Спб., 1910. С. 681−720.
- Митрополъский Митропольский. Мордва. Религиозные воззрения их, 1576 нравы и обычаи // Тамбовские епархиальныеведомости. 1876. № 12, 13.
- Мокшин, 1968 Н. Ф. Мокшин. Религиозные верования мордвы.
- Саранск: Морд.книжн.изд-во, 1968. 159 с.
- Мокшин, 1995 Н. Ф. Мокшин. История формирования мордовскогоэтноса. Языческие верования мордвы и ее христианизация // Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск: Морд.книжн.изд-во, 1995. С. 31−81, 298−312.
- А.Ф.Можаровский. Инородцы-христиане Нижегородской епархии сто лет тому назад // Нижегородские епархиальные ведомости. 1886, № 1−2.
- МЭС, 1899−1900 Малый энциклопедический словарь. Т. 1. Изд.
- Ф.А.Брокгауза и И. А. Ефрона. Спб., 1899. С. 866. Т.2.1. Можаровскии, 18 861. Спб., 1900. С. 474−475.
- Наст.ЭС, 1891 Настольный энциклопедический словарь. Изд.
- А.Гарбель. М., 1891. С. 26.
- Невская, 1980 Л. Г. Невская. Семантика «дороги» и смежныхпредставлений в погребальном обряде//Структура текста. М.: Наука, 1980, с. 228−239.
- Некрылова, 1984 А. Ф. Некрылова. Медвежья комедия. Некоторыепроблемы и аспекты изучения//Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных явлений. Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1984. С. 186−194.
- Некрылова, 1988 А. Ф. Некрылова. Медвежья комедия//Некрылова А.Ф.
- Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-начало XX в. Л.: Искусство (Ленингр.отд.), 1988. С. 39−59.
- Нидерле, 1956 Л.Нидерле. Славянские древности. М.: Иностр.лит., 1956. 450 с.
- Никитин, 1978 В. В. Никитин. Волосовские племена на Средней
- Волге//Лесная полоса Восточной Европы в волосовско-турбинское время. Йошкар-Ола: МарНИИ при Сов.Мин. МАССР, 1978. С. 21−63.
- Никитин, 1985 В. В. Никитин. Древние культы финно-угров Средней
- Волги//Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 2. Йошкар-Ола: МарНИИ при Сов. Мин. МАССР, 1985. С. 57−86.
- Никитин, 1991 В. В. Никитин. Медно-каменный век Марийского краясередина Ш-начало II тыс. до н.э.). Йошкар-Ола: МарНИИ яз., лит. и ист. им. В. М. Васильева, 1991. 103 с. 1. Никифоров
- Н.М.Никольский. История русской церкви. М.: Политиздат, 1983. 448 с.
- Нов. ЭС, 1888 Новый энциклопедический словарь. Изд. И. Н. Березина.1. Т. 1. Спб., 1888. С. 22.
- Носова, 1975 Г. А. Носова. Язычество в православии. М.: Наука, 1975.152 с.
- Ну-рминский, С.Нурминский. Очерк религиозных верований1862черемис//Православный собеседник. Ч. III. Казань, 1862. С. 232−296.1. НЭС, 1898
- Научно-энциклопедический словарь/Под ред. М. М. Филиппова. Т. 1. Спб., 1898. Стб. 22, 745, 1238.
- Оглоблин, 1906 Н. Н. Оглоблин. Черемисские городища и мольбищаоколо г. Василя. М., 1906. 16 с.
- Олеарий, 1870 А.Олеарий. Подробное описание путешествия
- Голштинского посольства в Московию и Персию. М., 1870. 1174 с.
- ПМНМИ, 1988 Памятники мордовского народного музыкальногоискусства/ Сост. Н. И. Бояркин. Под ред. Е. В. Гиппиуса. Т. 3. Саранск: Морд.книжн.изд-во, 1988. 336 с.
- Патрушев, В. С. Патрушев, А. Х. Халиков. Волжские ананьинцы. М.: Халиков, 1982 Наука, 1982. 277 с.
- Перетяткович, Г. Перетяткович. Поволжье в XV и XVI вв. М., 1877. 1877 331 с.
- Е.А.Покровский. Детские игры преимущественно русские. (В связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М., 1887. 368 с. 1. Померанцева, 1975
- Э.В.Померанцева. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 191 с. 1. Померанцева, Чистов, 1979
- Э.В.Померанцева, К. В. Чистов. Русская фольклорная проза и межэтнические процессы//Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М.: Наука, 1979. С. 3−18.
- Попов, 1975 Н. С. Попов. О некоторых обрядах и обычаях, связанныхс хозяйственной деятельностью марийцев // Археология и этнография марийского края. Вып. IV. Из истории хозяйства населения Марийского края.
- Йошкар-Ола: МарНИИ при Совете Мин. МАССР, 1975. С. 123−128.
- Попов, 1981 а Н. С. Попов. Погребальный обряд марийцев в XIXначале XX в.// Археология и этнография Марийского края. Вып. V. Материальная и духовная культура марийцев. Йошкар-Ола: МарНИИ при Совете Мин. МАССР, 1981. С. 154−174.
- Попов, 1981 б Н. С. Попов. Верования марийцев XIX нач. XX в. /
- Дисс.канд.истор.н. М., 1981.
- Попов, 1993 Н. С. Попов, К. А. Четкарев и некоторые вопросыэтнографии марийцев//Вопросы марийскогофольклора и искусства. Вып. X. Научное наследие фольклориста К. А. Четкарева. Йошкар-Ола: МарНИИ яз., лит. и ист. им. В. М. Васильева, 1993. С. 40−54.
- Потебнл, 1887 А. А. Потебня. Объяснение малорусских и сродныхнародных песен. Т. 1−2. Варшава, 1883−1887. Т. 1. 268 с. Т. 2. 809 с.
- Пропп, 1963 В. Я. Пропп. Русские аграрные праздники (опытисторико-этнографического исследования). Л.: Ленинградский госуниверситет, 1963. 143 с.
- Путилов, 1976 Б. Н. Путилов. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. 244 с. 1. Путилов, 1983
- Путилов, 1994 Б. Н. Путилов. Фольклор и народная культура. Спб.:1. Наука, 1994. 238 с.
- Розов, 1977 А. Н. Розов. Проблемы систематизации колядных песенв своде русского фольклора//Русский фольклор. Т. XVII. Проблемы «свода» русского фольклора. Л.: Наука, 1977. С. 98−106.1. Розов, 1978
- А.Н.Розов. Песни русских зимних календарных праздников: Проблемы классификации колядок/Дисс. канд. филол. н. Т. 1−2. Л., 1978.1. Розов, 1981
- А.Н.Розов. К сравнительному изучению поэтики календарных песен//Русский фольклор. Т. ХХ1. Поэтика русского фольклора. Л.: Наука, 1981. С. 47−69.
- Руднев, 1985 В. В. Руднев. Межэтнические контакты и культуражизнеобеспечения//Межэтнические контакты и развитие национальных культур. Сб. ст. М.: АН СССР (Институт ист. СССР, Институт этногр.), 1985. С. 5−14.1. Русанова, 1966
- И.П.Русанова. Языческое святилище на р. Гнилопять под Житомиром//Культура Древней Руси. М.: Наука, 1966. С. 223−238.1. Рыбаков, 1981
- Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 607 с.
- Рыбаков, 1987 Б. А. Рыбаков. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.782 с.
- Рынков, 1877 П. И. Рычков. Топография Оренбургской губернии.1. Оренбург, 1877. 406 с.
- Рюйтель, 1977 Музыкальное наследие финно-угорских народов/Сост.
- И.Рюйтель. Таллинн: Ээсти раамат, 1977. 516 с.
- Рюйтель, 1980 Музыка в обрядах и трудовой деятельности финноугров/Сост. И.Рюйтель. Таллинн: Ээсти раамат, 1980. 335 с.
- Самородов, 1980 К. Т. Самородов. Мордовская обрядовая поэзия.
- Саранск: Морд.книжн.изд-во, 1980. 168 с.
- Самошкин, 1975 А. Г. Самошкин. О русско-мордовских фольклорныхсвязях в заклинательной поэзии//Вопросы финноугроведения. Вып. VI. Саранск: Морд.книжн.изд-во, 1975. С. 332−338.
- Святки, 1894а Святки на Руси//Нижегор.губ.вед. Отд. Неофиц. 1895,4 янв., № 1. С. 4- 11 янв., № 2. С. 5−6- 18 янв., № 3. С. 2−3- 25 янв., № 4. С. 3−4.
- Святки, 1894 б Святки на Руси//Владим.губ.вед. Ч. неофиц. 1894, 30дек, № 52. С. 1−3.1. Седакова, 1983
- О.А.Седакова. Обрядовая терминология и структура обрядового текста (погребальный обряд восточных и южных славян)/Дисс.канд.филол.н. М., 1983.1. Седов, 1953
- В.В.Седов. Древнерусские языческие святилища в Перыни//Краткие сообщения Института истории матер.культуры. М., 1953.1. Седов, 1979
- В.В.Седов. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979. 156 с. 1. Седов, 1982
- В.В.Седов. Восточные славяне в VI—XIII вв. М.: Наука, 1982. 327 с.
- Селиванов, 1887 В. В. Селиванов. Год русского земледельца: Зарайскийуезд Рязанской губернии// Календарь Рязанской губернии на 1887 год. Рязань, 1887. Прим. С. 1−143.1. СБФ, 1971
- Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1971. 252 с. 1. СБФ, 1978
- Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. М.: Наука, 1978. 270 с. 1. СБФ, 1981
- Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. М.: Наука, 1981. 277 с. 1. СБФ, 1984
- Славянский и балканский фольклор. Этногенетическая общность и типологические параллели. М.: Наука, 1984. 278 с.
- СБФ, 1986 Славянский и балканский фольклор. Духовнаякультура Полесья на общеславянском фоне. М.: Наука, 1986. 287 с.
- СБФ, 1989 Славянский и балканский фольклор. Реконструкциядревней славянской духовной культуры: источники и методы. М.: Наука, 1989. 268 с.
- СБФ, 1994 Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст.
- Ритуал. М.: Наука, 1994. 270 с.
- СБФ, 1995 Славянский и балканский фольклор.
- Этнолингвистическое изучение Полесья. М.: Индрик, 1995. 399 с.
- Слав.мифология, Славянская мифология. Энциклопедический 1995 словарь/Научн. ред.: В. ЯПетрухин, Т. А. Агапкина,
- Л.Н.Виноградова, С. М. Толстая. М.: Эллис Лак, 1995. 416 с. 1. СРНГ, I
- Словарь русских народных говоров. Вып. 1/Сост. Ф. П. Филин. М., Л.: Наука, 1965. С. 199−200.
- СРНГ, XXII Словарь русских народных говоров. Вып. ХХП/Сост.
- Н.И.Андреева-Васина. М., Л.: Наука, 1987. С. 302−303.
- Смирнов, 1895 И. Н. Смирнов. Мордва. Историко-этнографическийочерк. Казань, 1895. 291 с.
- Смирнов, 1889 а И. Н. Смирнов. Черемисы. Историко-этнографическийочерк. Казань, 1889. 255 с.
- Смирнов, 1889 б И. Н. Смирнов. Следы человеческих жертвоприношенийв поэзии и религиозных обрядах приволжских финнов. Казань, 1889. 28 с. 1. Смирнов М., 1927
- Снегирев, 1838 И.Снегирев. Русские простонародные праздники исуеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. 246 с.
- Соболев, 1913 А. Н. Соболев. Загробный мир по древнерусскимпредставлениям. Сергиев Посад, 1913. 208 с.
- Соколова, 1979 В. К. Соколова. Весенне-летние календарные обрядырусских, украинцев и белорусов XIX начала XX вв. М.: Наука, 1979. 287 с.
- Соловьев, 1875 Е. Т. Соловьев. Святки в среде купцов и мещан Казани.
- Этнографический очерк. 1875 г. Рукопись. 77 с.
- Спасский, 1913 Н.Спасский. Очерки по родиноведению. Казанскаягуберния. Изд. 2-е. Казань, 1913. 376 с.
- Терещенко, 1848 А.Терещенко. Быт русского народа. Ч. 7. Спб., 1848.348 с.
- Тойдыбекова, Л. С. Тойдыбекова. Марийская языческая вера и 1997 этнический идентитет. 1997. Рукопись.
- Токарев, 1957 С. А. Токарев. Религиозные верования восточнославянских народов XIX начала XX в. М., Л.: АН СССР, 1957. 164 с.
- Токарев, 1966 А. С. Токарев. История русской этнографии. Л.: Наука, 1966. С. 298−300, 410−415.
- Толстой, 1982 Н. И. Толстой. Из «грамматики» славянских обрядов //
- Труды по знаковым системам. 15. Типология культуры и взаимное воздействие культур. Тарту: Тартуский госуниверситет, 1982. С. 52−71.
- Толстой, 1989 Н. И. Толстой. Некоторые соображения о реконструкцииславянской духовной культуры//Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М.: Наука, 1989. С. 7−22.1. Толстые, 1992
- Н.И.Толстой, С. М. Толстая. Жизни магический круг//Сборник статей к 70-летию Ю. М. Лотмана. Тарту: Тартуский госуниверситет, 1992. С. 130−141.
- Толстые, 1993 Н. И. Толстой, С. М. Толстая. Слово в обрядовомконтексте (Культурная семантика слав. *vesel)// Славянское языкознание. XI. Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М.: Наука, 1993. С. 162−186.
- Толстой, 1995 а Н. И. Толстой. Язык и народная культура. Очерки пославянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 512 с.
- Толстой 1995 б Н. И. Толстой. Бык // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 68.
- Топорков, 1995 А. Л. Топорков. Решето//Славянская мифология.
- Энцикло-педический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 334−335.
- Топорков, 1997 А. Л. Топорков. Теория мифа в русской филологическойнауке XIX века. М.: Индрик, 1997. 456 с.
- Трад.культура, Традиционная культура: Общечеловеческое и 1993 этническое. Проблемы комплексного изучения этносов
- Карелии/ Матер. симпозиума. Сентябрь 1993.
- Петрозаводск, 1993. 189 с.
- Трад. обряды. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских рус. Иов., 1985 Поволжья/Сост. Г. Г. Шаповалова и Л. С. Лаврентьева.
- Отв. ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1985. 342 с.
- Трад.фолъклор Традиционный фольклор Владимирской деревни (в
- Владим. записях 1963−1969 гг.). М.: Наука, 1972. 215 с. деревни, 1972
- Третьяков, 1966 П. Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на
- Днепре и Волге. М., Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1966. 308 с.
- Третьяков, 1968 П. Н. Третьяков. О древнейших русах и ихземле//Славяне и Русь. М.: Наука, 1968. С. 179−187.
- Н.В.Трубникова. Фигурка медведя из Иваньковского могильника//История и культура Восточной Европы по археологическим данным/Труды Государственного Исторического музея. М.: Наука, 1971. С. 148−155.1. Трубникова, 1971
- УПТМН, VII, 3 Устно-поэтическое творчество мордовского народа.
- Т.УП, ч. 3. Календарно-обрядовые песни и заговоры/Сост. В. Л. Имайкина, К. Т. Самородов. Нот. прилож. Л. Б. Бояркиной. Отв. ред. Б. П. Кирдан. Саранск: Морд. НИИ яз., лит., ист. и экон., 1981. 304 с. 1. УПТМН, VIII
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. VIII. Детский фольклор/Сост., подстр. перев., пред. икоммент. Э. Н. Таракиной. Отв. ред. В. П. Аникин и Л. С. Кавтаськин. Саранск: Морд. НИМ яз., лит., ист. и экон., 1978. 299 с.
- УПТМН, III, 1 Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.
- I, ч. 1. Мокшанские сказки/Сост. А. И. Маскаев. Под общ. ред. В. Я. Евсеева. Научн. ред. текстов К. Т. Самородова. Саранск: Морд. НИИ яз., лит., ист. и экон., 1966. 384 с.
- Успенский, 1982 Б. А. Успенский. Филологические разыскания в областиславянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М.: Московский госуниверситет, 1982. 246 с.
- Ушаков, 1896 Д.Ушаков. Материалы по народным верованиямвеликоруссов//Этнографическое обозрение. Кн. 29−30. 1986, № 3−4. С. 146−204.
- Фасмер, I М.Фасмер. Этимологический словарь русскогоязыка/Пер. с немец, и доп. О. Н. Трубачева. Т. 1. М.: Прогресс, 1986. 573 с.
- Фасмер IV М.Фасмер. Этимологический словарь русскогоязыка/Пер. с немецкого и доп. О. Н. Трубачева. Т. IV. М.: Прогресс, 1987. 864 с.
- Федотов, 1991 Г. Федотов. Стихи духовные (Русская народная вера подуховным стихам). М.: Прогресс, Гнозис, 1991. 192 с.
- Филимонов, А.Филимонов. О религии некрещеных черемис ивотяков Вятской губернии/Отд.оттиск из «Вятских епархиальных ведомостей» за 1869, № 8, 11.
- Финно-волж. Финно-волжская языковая общность. М.: Наука, 1989. общи., 1989 272 с.
- ФиИЭ, 1983 Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983. 261 с. 1. ФиЭ, 1974
- Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. JL: Наука (Ленингр.отд.), 1974. 275 с. 1. ФиЭ, 1977
- Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1977. 200 с. 1. ФиЭ, 1984
- Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука (Ленингр. отд.), 1984. 255 с.
- ФиЭД, 1992 Фольклор и этнографическая действительность. Спб.:
- Наука (С.-Петерб. отд.), 1992. 208 с.
- ФиЭРС, 1973 Фольклор и этнография Русского Севера. Л.: Наука
- Ленингр.отд.), 1973. 280 с. 1. ФНР, 1986
- Фольклор народов РСФСР. Этнические жанры, их межэтнические связи и национальное своеобразие. Уфа: Башкирский госуниверситет, 1986. 150 с. 1. ФНР, 1987
- Фольклор народов РСФСР. Межэтническиефольклорные связи. Уфа: госуниверситет, 1987. 159с.3381. Башкирский1. ФНР, 1989
- Фольклор народов РСФСР. Современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Уфа: Башкирский госуниверситет, 1989. 134 с. 1. Фукс, 1840
- А.Фукс. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. 329 с.
- Халиков, 1980 А. Х. Халиков. Приказанская культура. М.: Наука, 1980.129 с.
- Халикова, 1971 Е. А. Халикова. Погребальный обряд Танкеевскогомогильника // Археология и этнография Татарии. Вып. I. Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. С. 64−93.
- Христолавы, Б. Христолавы: (Из святочных обрядов Белозерска) //1899 Новгор. губ. вед. Ч. неофиц. 1899, 24 дек, № 99. С. 1−2.
- Цветкова, 1980 И. К. Цветкова. Погребенья на стоянке Владыченская
- Береговая//Труды Государственного Исторического музея. Вып. 51. История и культура Евразии по археологическим данным. М.: Наука, 1980. С. 8−13.
- Цивьян, 1977 Т. В. Цивьян. «Повесть конопли»: К мифологическойинтерпретации одного операционного текста / / Славянское и балканское языкознание. М.: Наука, 1977.1. Цыркин, 1975
- А.В.Цыркин. Культурные связи мордвы с прикамскими племенами в Х1-Х вв.//Труды Морд. НИИ яз., лит., ист. и эконом. Вып. 48. Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск, 1975. С. 46−57.
- Черепнин, 1929 Л. В. Черепнин. Из истории древнерусского колдовства
- XVII в.//Этнография. 1929, № 2.1. Черных, 1995
- С.Я.Черных. Словарь марийских личных имен. Йошкар-Ола: Марийский госуниверситет, 1995. 626 с.
- Четкарев, 1940 К. А. Четкарев. О марийских преданиях и легендах //
- Четкарев, 1953 К. А. Четкарев. Племенные названия марийцев //
- Чистов, 1971 К. В. Чистов. Проблемы картографирования обрядов иобрядового фольклора//Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Тезисы докладов и сообщений). 9−12 февр. 1971 г. Л.: Наука, 1971. С. 1416.1. Чистов, 1984
- К.В.Чистов. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л.: Наука, 1986. 303 с. 1. Чистов, 1993
- В.И.Чичеров. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХУ1-Х1Х вв. Очерки народных верований. М.: АН СССР, 1957. 235 с. 1. Шахматов, 1910
- Мордовский этнографический сборник. Составлен А. А. Шахматовым. Спб., 1910. 848 с. 1. Шейн, 1898
- П.В.Шейн. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. Т. 1., вып. 1. Спб., 1898. 835 с.
- Шереметева, М. Е. Шереметева.19 301. Вожакимедведейв
- Калуге//Сборник Калужского государственного музея. Вып. 1. Калуга, 1930.
- Шиндин, 1989 С. Г. Шиндин. Миф о сотворении мира и русскиезаговоры//Известия Академии наук Латвийской ССР. № 10. 1989. С. 77−85.
- Шишло, 1972 Б. П. Шишло. Истоки культа предков (на материалесибирских и финно-угорских народов)/Дисс. канд. истор. н. Л., 1972.
- Штернберг, Л. Я. Штернберг. Первобытная религия в свете 1936 этнографии. Л.: Ин-т народов Севера, 1936. 572 с.
- Щапов, 1906 А. П. Щапов. Соч. в 3-х тт. Т. 1. Спб., 1906. 803 с. 1. Эйхенбаум, 1987
- О.А.Эйхенбаум. Историко-этнографические истоки мотива езды на медведе//Русский фольклор. Т. XXIV. Этнографические истоки фольклорных явлений. Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1987. С. 81−84.1. ЭС, 1893
- Энциклопедический словарь/Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Спб., 1893. Т. 9-а, кн. 18. С. 761. Т. 11, кн. 21. С. 4. Т. 10-а, кн. 20. С. 941.1. Этнич.стереотипы., 1985
- Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука (Ленингр.отд.), 1985. 325 с.
- Этн.история и Этническая история и фольклор. М.: Наука, 1977. фольклор, 1977 259 с.
- Этногенез. Этногенез, ранняя этническая история и культура славян, 1985 славян. М.: Наука, 1985. 87 с.
- Этнич. и Этнические и социальные процессы у финно-угровсоц.процессы ., Поволжья (I тыс. до н.э. I тыс. н.э.). Йошкар-Ола: 1987 Марийский госуниверситет, 1987. 132 с.
- Этногенез ф/у, Этногенез финно-угорских народов по данным 1974 антропологии. М.: Наука, 1974. 160 с.
- Яковлев, 1887 Г. Яковлев. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887.1. Ярыгин, 1976
- А.Ф.Ярыгин. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола: Мар.книжн.изд-во, 1976. 76 с.