Духовная музыка М. М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция
Диссертация
Второй этап творчества — после четырёхлетнего перерыва (1909 —1911, 1916, 1928) — высвечивает проблему жанровой эволюции. Кондак апостолу Матфею, тропари (преподобному Дионисию, «Заступнице усердная»), Три Великих прокимна (Великий пост и Пасхальная седмица), «С нами Бог» (припев Великого повечерия), «Отче наш» — в самом выборе жанров заложен момент традиционности, каноничности моделей… Читать ещё >
Содержание
- I. «Жанровая форма» литургии
- I. 1. Музыкальная традиция литургийного цикла: история и теория вопроса
- I. 1. 1. Концепция литургийного цикла в период партесного пения и в эпоху классицизма
- I. 1.2. На пути к Новому направлению. Открытие П. Чайковского
- I. 1.3. Влияние Литургии Чайковского на развитие жанровой формы авторских сочинений
- I. 1.4. Жанр литургии в творчестве композиторов Нового направления: опыт системной классификации
- I. 1.5. Структурная организация и тональная драматургия циклов
- I. 2. Особенности стилевой интерпретации Литургии св. Иоанна Златоуста ор. 37) М. М. Ипполитова-Иванова
- I. 2. 1. Концепция циклической формы.56 *
- I. 2. 2. Жанрово-стилистический анализ Литургии
- II. Жанр Херувимских песней
- II. 1. Историческая эволюция «жанровой формы» Херувимской песни: XII—XX вв.
- II. 1. 1. «Литургический» образ жанра и его трансформация в эпоху
- Нового времени
- II. 1. 2. На пути к возрождению жанра: новый взгляд на форму Херувимской в XIX веке (на примере произведений Д. Бортнянского,
- М.Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского)
- II. 1.3. Концепция формы в творчестве композиторов Нового направления: сочинения и переложения К. Шведова, А. Никольского, А. Гречанинова, А. Кастальского, Н. Голованова, П. Чеснокова, С. Рахманинова
- II. 2. «Жанровый стиль» песнопений М. М. Ипполитова-Иванова
- II. 2. 1. Херувимская песнь из Литургии св. Иоанна Златоуста (ор. 37). 117 II. 2. 2. «Пять Херувимских песней» (ор. 38): новая концепция драматургии
- II. 2. 3. «Жанровая форма»: вопрос индивидуальности трактовок
- II. 2. 4. Принципы гармонической и тембровой организации песнопений
- III. Жанр запричастного пения
- III. 1. Теория и история запричастных песнопений
- III. 1.1. Предварительные замечания
- III. 1. 2. Из истории хорового концерта
- III. 1.3. Причастные стихи в наследии «новейшей» школы
- III. 1. 4. «Концертная» музыка и «концертный» стиль на рубеже веков 142 III. 1. 5. Проблема жанровой дифференциации запричастнов в музыке Нового направления
- III. 2. Запричастные композиции М. М. Ипполитова-Иванова: особенности жанровых интерпретаций
- III. 2. 1. Псалом-концерт «Помилуй мя, Боже»
- III. 2. 2. «Два запричастных стиха» (ор. 29)
- III. 2. 3. Причастный стих из Литургии
- III. 2. 4. «Кондак св. Апостолу Матфею» (ор. 49)
- III. 2. 5. «Тропарь на празднование в честь явления Богородицы во граде Казани» и «Тропарь преподобному Дионисию Радонежскому» из «Юбилейного сборника» (ор. 54)
Список литературы
- Библейская Энциклопедия Брокгауза. Кременчуг: Християтска зоря, 1999. 1088 с.
- Биография Ипполитова-Иванова в черновиках воспоминаний, хранящихся в ГЦММК, Ф.2, № ЮОаб.
- Букреев. Н.Ф. Духовно-музыкальные сочинения Гречанинова. Литургия Ипполитова-Иванова. Песнопения из Триоди постной Климова и Лебедева // Изв. СПб. Общ. муз. собр., вып. 3. 1904−1905. С. 20.
- Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1974. 266 с.
- Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. 285 с.
- Вагнер Г., Владьгшевская Т. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.255 с.
- Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Выпуск 4. Сост. Н. Герасимова-Персидская, И. Лозовая. Ответств. редактор И. Лозовая. Редактор Е. Филиппова М.: Прогресс-Традиция, 2003. 344 с.
- Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. 472 с.
- Владышевская Т. Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко // Традиции русской музыкальной культуры XVIII века: Сб. статей / Сост. Л. В. Кикнадзе. М., ГМПИ им. Гнесиных, 1975. С. 72−112.
- Владышевская Т. Ф., Левашёва О. Е., Кандинский А. И. История русской музыки: Учебник / МГК. М.: Музыка, 1999. Вып. 1 / Под общ. ред. Е. Сорокиной и А. Кандинского. 1559 с.
- Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том
- Сущность, система и история. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. 498 с.
- Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том1. История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. 530 с.
- Гарднер И.А. Певческое исполнение кафизм в древнерусской богослужебной практике: (Экскурс в литургико-музыкальную археологию) // Православный путь: Церк.-богосл.-филос. ежегодник: Прил. кжурн. «Православная Русь». Джорданвиль, 1966. С. 145−170.
- Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983. 288 с.
- Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994. 125 с.
- Герасимова-Персидская Н. А. Становление принципов хоровой композиции в русской и украинской музыке XVII — начала XVIII веков // Форма и стиль: Сб. науч. тр. / JITK- Ред. Е. А. Ручьевская. Л., 1990. С. 35−65.
- Гимнология: Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» / Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1. В двух книгах. М., 2000. 672 е., нот., илл.
- Гоголь Н. Размышления о божественной Литургии. М.: Паломник, 1990. 76 с.
- Голованов Н. С. Духовные произведения для смешанного хора, а cappella / Редакция и примечания О. И. Захаровой. М., 2004. 264 е., ил.
- Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. (Сергиев Посад, 1918). М., 1996. 286 с.
- Гречанинов А. Моя жизнь. Нью-Йорк, 1951. 153 с.
- Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с.
- Гуляницкая Н. С. Русская музыка: становление тональной системы. XI—XX вв.: Исследование. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 384 с.
- Гуляницкая Н. С. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М., 1995. 180 с.
- Гурьева Н. Многоголосная Литургия конца XVII века и её авторы // Старинная музыка. 2000. № 3. С. 8−10.
- Гурьева Н. Система осмогласия в русской литургии конца XVII начала XVIII веков: дис. канд. искусствоведения. М.: МГК< им. П. И. Чайковского, 2000. 382 л.
- Древнерусская певческая культура и книжность: Сб. науч. тр. / Ред. Н.С.Серегина- ЛГИТМиК. Л., 1990. 176 с. (Проблемы музыкознания- Вып. 4).
- Ектения / Авторы-составители Ю. Евдокимова, А. Конотоп, Н.Кореньков. М.: Композитор, 1996. 96 с.
- Ефимова И. В. Концепция жанра в древнерусском певческом искусстве (опыт истолкования) // Художественные жанры: история, теория, трактовка. Музыкальное искусство: Сб. науч. ст. / Ред. И. В. Ефимовой. Красноярск, 1996. С. 160−171.
- Ефимова И. В. Системообразующие принципы жанров древнерусского певческого искусства // Там же. С.71−74.
- Захарова О. Предисловие // А. А. Алябьев. Литургия св. Иоанна Златоуста ре минор для мужского квартета (или хора) без сопровождения. М.: Музыка, 2002. С. 3−4.
- Зверева С. Г. Александр Кастальский: Идеи, творчество, судьба. В сер.: Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Вузовская книга, 1999. 240 с.
- Зверева С. Г. К вопросу о «нерусском» стиле в русской музыке рубежа XIX—XX вв.. // Вестник РГНФ. М., 1997.№ 1. С. 158−165.
- Иванов В. Ф. Херувимская песнь в отечественной духовной музыке // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. Ростов-на-Дону, 1990. С. 92−94.
- Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1997. 560 е., порт.
- Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII начала XX века. М.: Сов. композитор, 1985. 229 с.
- Ипполитов-Иванов М М 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934. 159 с.
- Ипполитов-Иванов М. М. Грузинская народная песня и её современное состояние //Артист. М., 1895. № 45.
- Ипполитов-Иванов М. М. Духовные произведения для хора (нотное издание) / Ред.-сост. О. А. Бычков, вступ. статьи Э. Ф. Леонова, Н. С. Гуляницкой. М.: Живоносный Источник, 1999. 136 с.
- Ипполитов-Иванов М. М. Письма. Статьи. Воспоминания. / Сост. Н. Н. Соколов. М.: Сов. Композитор, 1986. 358 с.
- Ипполитов-Иванов. М. М. Учение об аккордах, их построение и разрешение. Изд. 2-е, исправленное. М., б. г. 171 с.
- Ипполитов-Иванов. М. М. Фонд № 320. Санкт-Петербург: РНБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.
- Ипполитов-Иванов. М. М. Фонд № 767. Москва: РГАЛИ.
- История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 1983. Том 1: Древняя Русь Х1-ХУП века / Ю. В. Келдыш. 382 с.
- История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 1984. Том 2: XVIII век / Ю. В. Келдыш и О. Е. Левашёва. 335 с.
- История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 1985. Том 3: XVIII век. Часть 2 / Б. В. Доброхотов, Ю. В. Келдыш, А. В. Лебедева и др. 424 с.
- История русской музыки: В 10-ти т. М.: Музыка, 1986. Т. 4: 1800−1825 / Л. М. Бутир, Ю. В. Келдыш, Т. В. Корженьянц и др. 413 с.
- История русской музыки: В 10-ти т. М.: Музыка, 1994. Т. 9: Конец XIX -начало XX века / Ю. В. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. 3. Корабельникова, А. М. Соколова. 452 с.
- История русской музыки: В 10-ти т. М.: Музыка, 2004. Т. 10Б: 1890−1917 / Под ред. Л. 3. Корабельниковой и Е. М. Левашёва. 1071 с.
- Кавасила Н. Изъяснение божественной Литургии. Киев: Изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2003. 135 с.
- Кандинский А. И. О литургии ор. 31 Рахманинова // Келдышевский сборник: Муз.-ист. чтения памяти Ю. В. Келдыша, 1997. / Сост. С.Г.Зверева- Гос. ин-т искусствознания. М.: Б. и. 1999. С. 176−183.
- Кандинский А. И. Литургия святого Иоанна Златоуста // Муз. Академия. 1993. № 3. С. 148−155.
- Кандинский А. И. Хоровой цикл ор. 31 С. В. Рахманинова в контексте литургического богослужения // С. В. Рахманинов: К 120-летию со дня рождения (1873−1993): Материалы науч. конф. / Ред.-сост. А. И. Кандинский. М., 1995. С. 15−29. (Науч. тр. МПС).
- Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века. М., 1965. 464 е., с илл. и нот. илл.
- Киприан (Керн) архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 2002. 150 с.
- Ковалёв А. Б. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII—XX вв.еков. Специфика жанра и организация цикла: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. М., 2004. 27 с.
- Коляда Е. И. Жанровая система восточнохристианской и древнерусской гимнографии: генезис, основные этапы и закономерности формирования // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 1997. С.228−231.
- Коляда Е. И. Проблема жанра в древнерусской гимнографии // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 1999. С. 205 216.
- Компанейский Н. О стиле церковных песнопений // РМГ. 1901. №№ 3739.
- Компанейский Н. Современное демество // РМГ. 1905. №№ 13−14.
- Ларош Г. Музыкальные очерки. Литургия Чайковского // Русский вестник. 1880. № 1.
- Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765−1825). Каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 656с.: ноты.
- Лисицын М. А., свящ. О новом направлении в русской церковной музыке. М., 1909. 33 с.
- Лисицын М. А., свящ. Очерки из истории русской церковной музыки // Музыка и пение. №№ 1−12. СПб., 1898. №№ 1−11. СПб., 1900.
- Лисицын М. А., свящ. П. И. Чайковский как духовный композитор // Русская музыкальная газета, 1897. № 9.
- Лисицын М. А., свящ. 150-летний юбилей Д. С. Бортнянского // Музыка и пение. № 12. СПб., 1900.
- Лисицын М. А., свящ. Церковь и музыка. СПб., 1902. 25 с.
- Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля / Сост. А. А. Тахо-Годи. Киев, 1994.
- Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
- Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты / Пер. с др.-греч., вступит, статья и комм. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. 354 с.
- Малинина Г. М. Начало духовного возрождения // Чайковский: вопросы истории и теории: Сб. ст. № 2 / МГК. М., 1991. С. 79−94. Место «Литургии св. Иоанна Златоуста» в творчестве П. И. Чайковского.
- Матвеев М. Обзор и перечень всех духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора. СПб., 1912.
- Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995 (репринт 1915). 160 с.
- Металлов В. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строгюцерковного стиля гармонии. М., 1897. 110 с.
- Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы международных научных конференций 1991 1994 гг. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. 287 с.
- Музыкальный словарь Гроува. Второе русское издание, исправленное и дополненное. Пер. с англ. М.: Практика, 2007. 1103 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 е.: ил.
- Муръянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси: 2-е изд. / М. Ф. Мурьянов- Отв. ред. М. Н. Громов, Т. А. Исаченко. М.: Наука, 2004. 451 с. (Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси).
- Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки (Корни национальной специфики). М.: Преет, 1998. 142 с.
- Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 248с.: ноты.
- Национальные традиции русского хорового искусства: Сб. статей. Отв. ред. П. П. Левандо. Л., 1988. 157 с.
- Никольский А. В. Каталог-указатель духовно-музыкальных сочинений, распределённых в порядке следования их в церковных службах и разделённых по степени трудности. М., 1909.
- Никольский А. В. Один из «больных» вопросов церковного пения // Русская духовная музыка в документах и материалах. Том III. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников. 1861−1918. М., 2002. С. 645−649.
- Никольский А. В. П. И. Чайковский как духовный композитор // Музыка и жизнь. 1908. №№ 10−11.
- Никольский А. В. Формы русского церковного пения // Хоровое и регентское дело. 1915. №№ 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11, 12.
- Никольский К. прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. Репринт 7-го изд. (СПб., 1907) — прилож. — (Серия «Литургическая библиотека»). 901 с.
- Огарева JT. Литургия св. Иоанна Златоуста и её воплощение в авторских циклах // Хоровое искусство Магнитки. Сб. статей. Магнитогорск: Магнитогорская гос. консерватория, 1998. С. 57−72.
- Паисов Ю. И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М.: Издательский Дом «Композитор», 2004. 600 с.
- Пантиелев Г. Я. Херувимская песнь как предмет культурологического анализа // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. Ростов-на-Дону, 1990. С. 90−92.
- Переписка М.М. Ипполитова-Иванова и В.М. Зарудной (1881 год). М., 1999. 104 с.
- Песнопения Русской православной церкви: Каталог: Ч. 1. РГБ, Отдел нотных изданий и звукозаписей. Сост., автор предисловия А. А. Семенюк. М., 2003.
- Подземская Л.П. М.М. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. Тбилиси: Заря Востока, 1963. 151 с.
- Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917−1918 года. О церковном пении / Сост. Русол E.B. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. 332 с.
- По первым словам Свод сочинений и напевов Православной Церкви / Сост. И. А. Журавленко. М.: Паломник, 2002. 480 с.
- Посошенко А. Литургия Иоанна Златоуста: Дипломная работа. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984.
- Преображенский А. В. Краткий очерк истории церковного пения в России. СПб., 1907. 39 с.
- Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л.: Academia, 1924. 123с.
- Преображенский А. В. От униатского канта до православной Херувимской // Музыкальный современник. 1916. № 6.
- Протопопов В. Историческое значение партесного стиля // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюзная научно-практическая конф.: Тезисы докладов / Отв. ред. Т. В. Франтова. Ростов-на-Дону. 1990. С. 84−86.
- Протопопов В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности. М., 1999. 200 с.
- Протопопов В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989. 96 с. (Б-ка музыканта-педагога).
- Протопопов В. Русское церковное пение. Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. М.: Музыка, 2000. 144 с.
- Разумовский Д., прот. Церковное пение в России. М., 1867−1869. 380 с.
- Рамазанова Н. В. Об иерархии жанров в древнерусской службе // Источниковедческое изучение памятников письменных культур: Поэтика древнерусского певческого искусства / Ред. А. Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова- РНБ. СПб., 1992. С. 150−160.
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2000. 230 с.
- Руководственное пособие к пониманию Псалтири / Сост. X. Орда, (печатается по изданию 1882 г.) М.-СПб., 2002. 462 с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. I. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М.: Языки русской культуры, 1998. 688 е., 30 илл.
- Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М. Арановский- Гос. ин-т искусствознания, М-во культуры Российской Федерации. М., 1997. 874 с.
- Русская хоровая музыка XVI—XVIII вв. / Ред. A.C. Белоненко, С. П. Кравченко. М., 1986. 176 с. (Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Вып. 83).
- Русский XVIII век: изобразительное искусство и музыка: пособие для вузов / Т. В. Ильина, М. Н. Щербакова. М.: Дрофа, 2004. 512 е.: ил.
- Русское хоровое общество. Отчёт РХО в Москве за период 1894—1905 и 1911−1915 гг. М.
- Рыцарева М. Г. Духовный концерт в России второй половины XVIII века. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. 244 е., с нот.
- Рыцарева М. Русская музыка XVIII века. М.: Знание, 1987. 125 с.
- Сергеев Ю. Духовно-музыкальные сочинения Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Дипломная аннотация // Московская регентско-певческая семинария. Сб. материалов. 1998−1999. М., 2000. С. 310−319.
- Скабалланович M. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М.: Сретенский монастырь, 2004. 815 с.
- Смоленский С. В. Значение XVII в. и его «кантов» и «псальмов» в области современного церковного пения так называемого «простого напева» // Памяти С. Смоленского. Музыкальная старина. Вып. 5. СПб., 1911.47−85 с.
- Соколов Н. А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. 221 с.
- Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве (Творчество, исполнительство, образование): Сб. статей. Сост. и отв. ред. П. П. Левандо Л., 1982. 136 с.
- Танеев С. И. Духовная музыка / Составитель Н. Ю. Плотникова. М., 1999. 72 с.
- Теория и история хорового исполнительства. Сб. тр. Вып. 142 / РАМ им. Гнесиных. М., 1998. 152 с.
- Толкование особых изречений в Псалтири, изложенное по руководству Св. Отцов Церкви / Сост. протоиерей С. Терновский. (М., 1891). М., 2000.218 с.
- Толковая Псалтирь с краткими пояснениями Святых Отцев и указанием порядка чтения псалмов на всякую потребу. М., 1998. 590 с.
- Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед. интервью / Гос. ин-т искусствознания. М.: Композитор, 1999. Вып. 1 / Ред.-сост. Ю. И. Паисов. 232 с.
- Трисвятое / Авторы-составители Ю. Евдокимова, А. Конотоп, Н.Кореньков. М.: Православное пение, 1997. 79 с.
- Трубачёв Сергий, диакон. Избранное: статьи и исследования. Составление игумена Андроника (Трубачёва), М. С. Трубачёвой, О. С. Никитиной. Биографический очерк игумена Андроника (Трубачёва). М.: Прогресс-Плеяда, 2005. 720 е., ил.
- Трубецкой Е. Н. Этюды по русской иконописи // Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Худож.-офор.- Б. Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2000. 656 с. (Б-ка «Р. X. 2000». Серия «Религиозная философия»).
- Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000 2001. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. Сост. А. В. Григорьева. М.: 2002. 496 е., 33 с. нот.
- Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с.
- Успенский Н. Д. Византийская литургия. Анафора. М.: Филоматис, 2003. 352 с.
- Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1971. 354 с.
- Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. 480 с. (Серия «Литургическая библиотека»).
- Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. М.- Л.: Музсектор Госиздата, 1928. Т. 1: С древнейших времён до начала XVIII в. 365, LVIII е.- Т. 2: С начала и до конца XVIII в. 376, CXCI с.
- Флоренский П. А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Сост. игумена Андроника (А.С.Трубачёва) — ред. игумен Андроник (А. С. Трубачёв). М.: Мысль, 2000. 446, 1. е., 1 л. портр., 1. л. ил. (Филос. наследие).
- Флоренский П. А. Христианство и культура / Вступ. Ст. и примеч. А. С. Филоненко. М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: Фолио, 2001. 672 с. (Б-ка «Р. X. 2000». Серия «Религиозная философия»).
- Флоровский Г. прот. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии / Сост., вступит, ст. И. И. Евлампиева, примеч. И. И. Евлампиева и В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. 862 с.
- Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс. М., 1988. 510 с.
- Хоровое и регентское дело (журнал). СПб., 1909−1913.
- Христианская культура: прошлое и настоящее / Ред. коллегия: Н. С. Гуляницкая, Т. И. Науменко, С.А. Генченков- Сост., вступ. ст. Н. С. Гуляницкой. Сб. тр. по материалам науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. 143 с.
- Хью Уайбру. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2002. 212 с.
- Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток Русь -Запад. Гимнология. Выпуск 3. Сост. и ответств. редактор И. Лозовая. Редактор О. Живаева. М: Прогресс-Традиция, 2003. 424 с.
- Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Том 63. Сочинения для хора. Вступительная статья Л. 3. Корабельниковой и М. П. Рахмановой. М.: Музыка, 1990. 278 с.
- Чемоданов С. М. М.М. Ипполитов-Иванов. М., 1927. 56 с.
- Шведов О. В. Чудный строй православного богослужения. МД999. 126 с.
- Шиндин Б. А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства: Монография / Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2004. 400 с.
- Шиндин Б. А. Некоторые вопросы изучения русской музыкальной культуры переходного периода // Русская хоровая музыка ХУ1-ХУШ вв.