Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы культуры в теоретическом наследии Кандинского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Даже поверхностное знакомство с литературным наследием Кандинского позволяет оценить его как значительный вклад в выражение и осмысление проблем культуры своего времени. Его теоретически обоснованное и практически осуществляемое стремление найти выход из «бездуховного существования» эпохи — важная веха в истории российской культуры. Следует отметить, что первая теоретическая работа Кандинского… Читать ещё >

Содержание

  • Проблемы культуры в теоретическом наследии Кандинского
  • Введение
  • 1. Философские основания и особенности культурологических воззрений Кандинского
  • 1. Формирование теоретических взглядов художника и специфические черты его мировоззрения
    • 1. 2. Статус понятия «духовное» в мировоззренческой позиции художника (В. Кандинский и Г. Лорка)
    • 1. 3. Определяющая роль эстетического в мировидении
  • В. Кандинского
    • 1. 4. Неосознаваемое и внеличностное как источник творчества (В. Кандинский и К. Юнг)
    • 1. 5. Эзотерические мотивы в культурологических размышлениях В. Кандинского
  • 2. Феномен искусства в теоретических работах Кандинского
    • 2. 1. Искусство как единство внешнего и внутреннего (В. Кандинский и П. Флоренский)
    • 2. 2. Искусство как примат интуитивного над рациональным
    • 2. 3. Процессуальность искусства
    • 2. 4. Художественное произведение как результат творчества и объект восприятия
  • 3. Кандинский как организатор и педагог (В. Кандинский, П. Филонов, К. Малевич)
  • Заключение 169 Библиография

Проблемы культуры в теоретическом наследии Кандинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Подобно тому как после учреждения А. Баумгартеном эстетики, появились возможность и основания по-новому взглянуть на многочисленные трактаты, написанные до 1750 г. и посвященные проблемам искусства, с тем чтобы «присвоить» их авторам имя эстетиков, так и после учреждения культурологии в качестве самостоятельной научной дисциплины появились возможность и основания для пересмотра теоретических представлений мыслителей прошлых веков с целью выявления в них культурологического «потенциала». Именно по этой причине представляется закономерным и перспективным обращение к теоретическим работам выдающихся деятелей культуры прошлого: как можно предположить, это позволит посредством теоретической реконструкции выявить и проанализировать их взгляды на разнообразные проблемы, которые в настоящее время уже получили признание в качестве культурологических.

Особый интерес в связи с этим вызывают крупнейшие представители рубежного для культуры в целом времени, обращение к теоретическим позициям которых делает возможным проведение параллелей, выявление сходств и аналогий, обнаружение концептуальных предвидений. При этом следует учитывать, что рубеж XIX—XX вв. оказался для Европы тем особым временем, которое множество теоретиков, таких как X. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, В. Вейдле, Вяч. Иванов и т. д., рассматривало и рассматривает как период начала затяжного кризиса культуры. Прошло сто лет, и завершающие десятилетия XX столетия, как и первые годы столетия нынешнего, по мнению многих исследователей современности — И. Бестужева-Лады, 3. Баумана, А. Тоффлера, Л. Хантингтона, Ф. Фукуямы и др. — оказались отмечены если и не обострением того же кризиса, то его переходом в хроническую форму и/или в новую фазу.

Отмеченные обстоятельства можно рассматривать как достаточные основания для обращения к фигуре В. Кандинского — выдающегося художника и оригинального мыслителя, многогранное творчество которого относится к переломной эпохе в истории искусства и который к настоящему моменту воспринимается уже не как художник-революционер, а как признанный классик, поскольку «отец» абстракционизма, как известно, стоял у истоков тех художественных течений и идей, развитие которых не прекратилось и в настоящее время. Как представляется, изучение теоретического наследия Кандинского sub specie культурологии позволит ввести его идеи и суждения в научный оборот как оригинальный культурологический источник.

Даже поверхностное знакомство с литературным наследием Кандинского позволяет оценить его как значительный вклад в выражение и осмысление проблем культуры своего времени. Его теоретически обоснованное и практически осуществляемое стремление найти выход из «бездуховного существования» эпохи — важная веха в истории российской культуры. Следует отметить, что первая теоретическая работа Кандинского «Критика критиков» датирована 1901 г., т. е. была написана им в возрасте 35 лет, а небольшой труд «О духовном в искусстве (Живопись)», в котором были сформулированы главные для него понятия, — когда художнику исполнилось 45. Как видно, именно в эти годы у него сформировалась потребность теоретически выразить то, что накапливалось в ходе многолетней художественной практики. Интересно, что это время практически совпадает с так называемым акме художника. В связи с этим уместно вспомнить, что сорокалетний рубеж для многих философов, теоретиков культуры стал временем творческого расцвета: так Г. В. Ф. Гегель в 37 лет написал «Феноменологию духа», а вскоре после 40 —.

Науку логики" — «Закат Европы» О. Шпенглера вышел, когда автору было 38 лет, и т. д.

Выполнение настоящей работы оказалось возможным прежде всего потому, что Кандинский в своих теоретических работах говорит не только и не просто об искусстве: его интересуют эстетические, этические, религиозные, психологические проблемы, что без труда позволяет обнаруживать в его взглядах собственно культурологическую проблематику. А наиболее важное для позиции Кандинского понятие «духовное», которое он вводит и широко использует в своих работах, фактически представляет собой важнейшую универсалию культуры. Иначе говоря, теоретический интерес Кандинского сконцентрирован на проблемах философии искусства и шире — философии культуры, которая является важнейшей составной частью культурологии. Таким образом, осмысление теоретических представлений Кандинского сквозь призму бурно развивающегося на протяжении XX века культурологического знания представляется задачей, необходимость решения которой обусловлена целым рядом весомых аргументов.

При этом следует оговориться, что теоретические взгляды Кандинского так и не сложились в законченную и стройную концепцию. Кроме того, Кандинского в большей степени интересовало искусство, а не культура как таковая, тем не менее, широта и содержательность его мысли позволяют проецировать его взгляды на культуру в целом. Именно по этой причине осуществленный в настоящей работе анализ представляет собой аналитико-синтетическую реконструкцию его культурологических идей.

Следует отметить и тот факт, что теоретизирование Кандинского не имело под собой в достаточной степени серьезной профессиональной базы и что к нему он шел преимущественно от практики искусства. Но мессианизм, который Кандинский в себя ощущал, требовал охвата все больших и больших «территорий» (характерные для его представлений претензии на всеобщность — в этом же ряду) и даже тех, где он не чувствовал себя вполне уверенно. Вероятно, потому, что зачастую «интерес к. самому феномену культуры подспудно обусловлен стремлением найти. способы формирования субъектности, формы укоренения рефлексии и пути создания и защиты внутреннего пространства"1, Кандинский активно стремится к теоретизированию по вопросам культуры, пытается разъяснять свои представления и защищать занимаемую им позицию, прибегая с этой целью даже к помощи поэзии. Однако в конечном итоге стройная концепция так и не складывается (хотя к этому его художественная натура, вероятно, и не стремиласьему были важны сами рассуждения, условно говоря, странствия по метафизическим сферам в утверждении собственного Я). Непрофессионализм его отдельных высказываний нередко очевиден, а некоторые рассуждения носят наивный характер. И в то же время в текстах, написанных художником, сочетаются, с одной стороны, обстоятельность и педантичность, а с другой — страстность и образность. Однако „оговорка, транс, ляпсус, диковина, корявость, детская наивность — довольно типичные моменты в творчестве большого автора“, и зачастую они говорят гораздо больше, чем высказывания, соответствующие принятым канонам и правилам. „“ Неправильности» взывают к нашему глазу и ощущению"2, заставляя увидеть за ними что-то совершенно свежее и оригинальное. Как представляется, это суждение в полной мере относится к теоретическим работам Кандинского.

Другим обстоятельством, обусловившим актуальность написания данной диссертации, стало стремление выявить степень укорененности.

1 Шсманов А. Самоидентификация человека в современной культуре // Теоретическая культурология. М., 2005. С. 273.

2 Якимович А. «Заметки о недостаточности искусствоведения» // Собраше, № 1. М.: ООО «РИЦ Собрание», 2004. С .67. позиции Кандинского в художественно-теоретический контекст времени. Выбор имен значимых для своего времени теоретиков, либо теоретизирующих практиков, используемых автором с целью сравнительного анализа, сопоставления взглядов их обладателей на проблемы, интересовавшие Кандинского, определен следующими критериями: избраны были яркие современники художника, принадлежавшие к искусству и писавшие об искусстве, склонные к теоретизированию, обнаруживающие в своих работах близость прежде всего тематическую, а в некоторых случаях и смысловую, содержательную к позиции Кандинского и в то же время представляющие своими суждениями основные существующие позиции по теоретическим вопросам, исследуемым Кандинским и рассматриваемым в диссертации. Этим обстоятельством в том числе обусловлены и хронологические рамки, в которые «вписываются» материалы, привлекавшиеся для написания данной работы (конец XIX века — начало 40-х годов XX века).

Основными персоналиями, при помощи обращения к теоретическим трудам которых в настоящей диссертации, с одной стороны, воссоздается художественно-теоретический контекст эпохи, а с другой — становится возможным осуществление сравнительного анализа, являются, во-первых, художники-соотечественники, принадлежавшие к разным художественным направлениям и отличавшиеся зачастую противоположными взглядами на искусство. Среди них, с одной стороны, авангардисты К. Малевич и П. Филонов, а с другой — А. Бенуа, художественную позицию которого в полном смысле слова нельзя назвать ни традиционной, ни авангардной. Особую группу составили русские философы: священник — о. Павел Флоренский, проявлявший нескрываемый интерес к творчеству авангардистов в различных видах искусства, что (в том числе) вызывало, к примеру, недовольство православной церквиН. Бердяев, не порывавший с традициями, уделявший в своих трудах самое пристальное внимание проблемам культуры, очень высоко ставивший «так называемое декадентское искусство» и даже считавший его «единственным настоящим искусством в нашу эпоху», более того признававший за «декаденством как кризисом духа» большое мировое значение. В. Розанов, писавший практически на любые более или менее актуальные для своего времени темы, В. Вейдле, которого также с достаточным основанием можно назвать культурологом до возникновения культурологии.

Во-вторых, к выразителям духа времени была отнесена группа, состоящая из зарубежных художников и мыслителей, создававших традиции нового искусства, искусства XX века. Сюда вошли Ван Гог, А. Матисс, Г. Лорка, Ж. Кокто. Например, сравнение позиций Кандинского и Лорки было обусловлено желанием выявить общее во взглядах представителя, с одной стороны, русской, а с другой — западной культуры, каждый из которых к тому же как бы исполнял две роли: художника-практика и теоретика искусства. К этой же группе отнесены и во многом близкие по духу, но гораздо более традиционные О. Роден и П. Валери. Важно и то, что эти имена принадлежат представителям западно-европейской культуры, в лоне которой Кандинский заканчивал свой жизненный и творческий путь. И, наконец, в этой же группе находится уделявший в своем творчестве большое внимание вопросам искусства выдающийся психолог и современник Кандинского К. Юнг. Трудно сказать, насколько глубоко и профессионально разбирался Кандинский в психологии, но его повышенное внимание к этой науке очевидно. Учитывая многочисленные высказывания Кандинского, можно с уверенностью сказать, что, разрабатывая идею психологического.

3 Бердяев 1Ы. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон, 1998. С. 85. воздействия произведений искусства на человека, он фактически выступал как психолог (хотя и не профессиональный). Кроме того, наличие общих черт между «архетипами» Юнга и «духовными существами» Кандинского является достаточным основанием для проведения сравнительного анализа, что будет показано в тексте диссертации. Очевидно, что круг привлекаемых в работе имен в достаточной степени ограничен, однако расширение его привело бы к чрезмерному увеличению ее объема.

Диссертантом была поставлена задача благодаря целой серии подобных сопоставлений, составляющих значительную часть настоящего исследования, дать более полное представление об органической вписанности Кандинского в художественно-теоретический контекст эпохи. При этом все вышеупомянутые художники не были профессиональными теоретиками и выходили на уровень теоретических обобщений, отталкиваясь от практики искусства, что, как уже было сказано, было характерно и для Кандинского .

Степень разработанности темы.

На протяжении десятилетий фигура Кандинского и его творчество вызывали огромный интерес у исследователей самых разных направлений и специализаций (что, кроме всего прочего, можно рассматривать и как аргумент в пользу возможной интерпретации его взглядов как взглядов культуролога). В то же время практически во всех этих работах исследуется преимущественно художественное творчество Кандинского. Еще в 20−50-е гг. на Западе появились работы, посвященные его искусству. В 50-е гг. были опубликованы диссертации, исследовавшие развитие живописного метода и стиля художника, примером тому могут служить работы Клауса Бриша и Кеннета Линдсея4. Книга Сикстена Рингбома.

4 Brisch К. Wassily Kandinsky (1866−1944) Untersuchung zur Entshtehing der gegenstandlosen Maleri an seinem Werk Von 1900;1921. Diss. Bonn, 1955.

Lindsay K. An Examination of the Fundamental Theories of Wassily Kandinsky. Diss. Madison (Wise.), 1951.

Звучащий космос: исследование о спиритуализме Кандинского и возникновении абстрактной живописи"5, вышедшая в 1970 г., содержит анализ развития художественной концепции живописца в свете теософской социальной программы. Ее автор отмечал, что взгляды Кандинского развивают не эсхатологическую теологическую концепцию, а концепцию, предсказывающую всеобщее спасение в конце пути человечества. Таким образом, основой исследования Рингбома стали утопическая идея Кандинского, ее эволюция и воплощение в художественной форме. В 1980 г. появляется работа Роз-Кэрол Воштон Лонг «Кандинский: развитие абстрактного стиля"6, которая представляет собой анализ мотивов и сюжетов художественного творчества Кандинского в 1900;1910 гг. и привнесения музыкальных черт в его живопись. С этого времени начинается системный подход в изучении живописного наследия Кандинского. Западные исследователи предпринимают усилия по анализу истоков абстрактной живописи и расшифровке ее смыслов. Примером такого рода работ может служить статья Марит Вереншельд «Москва Кандинского"7. В книге П. Вайс о.

Кандинский и «Старая Россия»: художник как этнограф и шаман" исследуются этнографические увлечения юного Кандинского и их влияние на его представления об искусстве.

Говоря об изучении наследия Кандинского, следует подчеркнуть, что, по словам специалиста по его творчеству Б. М. Соколова, «отечественная традиция исследования искусства Кандинского коротка"9. Важными вехами в ней, по мнению того же автора, являются монографии.

5 Ringbom S. The Sounding Cosmos: A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting. Abo, 1970.

6 Washton Long R.-C. Kandinsky: The Development of an abstract style. OxfordNew York, 1980.

7 VerenshioldM. Kandinsky’s Moscow // Art in America. March. 1989. p. 98−103.

8 Weiss P. Kandinsky and Old Russia: The Artist as Ethnographer and Shaman. New Haven, 1955.

9 Соколов БМ. «Мессианские мотивы в творчестве В. В. Кандинского 1900;1920;х годов (живопись, поэзия, театр). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 2003.

Д.В.Сарабьянова и Н. Б. Автономовой, сборник материалов конференции «Многогранный мир Кандинского». Монографическое исследование Б. М. Соколова «Мессианские мотивы в творчестве В. В. Кандинского 19 001 920;х годов (живопись, поэзия, театр)» — «это первая работа, основанная на идейно-образной концепции его творчества в целом, а не на эволюции отдельно взятого живописного стиля"10. В ней прослеживается путь, пройденный художником от идеи Великой Духовности и Великого Синтеза к созданию образа, а затем и к формированию оригинального стиля. Основное содержание настоящей работы имеет лишь отдельные точки соприкосновения с тематикой диссертации Соколова, что найдет свое отражение в последующих параграфах.

В ряду работ, посвященных различным аспектам творческой деятельности и жизненного пути Кандинского, необходимо отметить статьи А. К. Якимовича, B.C. Турчина. Естественно, что в статьях известных искусствоведов речь идет о Кандинском-художнике. Так, например, в статье «Кандинский в Москве и „Москва“ у Кандинского» им было проведено исследование изменений стиля живописца в контексте его личностной эволюции, анализ же эротических мотивов в картинах художника дан в его же работе «» Русский эрос" и творчество Кандинского". В одной из глав своей книги «По лабиринтам авангарда» Турчин истолковывает романтическую традицию как отправную точку размышлений Кандинского о сущности искусства. Эта же мысль проводится и в статье Н. Масалина «Картина Кандинского „На точках“ и некоторые аспекты романтической традиции в русской живописи на рубеже веков».

В глубоко аналитической статье В. В. Бычкова «Духовный космос Кандинского» представлены интереснейшие сопоставления характеристик.

10 Там же. С. 24. духовных оснований искусства, почти одновременно разрабатывавшихся В. Воррингером и В. Кандинским.

Положениям Кандинского о синтетическом искусстве, соединяющем в себе выразительные средства литературы, живописи, посвящены исследования А. С. Мигунова «От синестезии к синтезу искусств», Б. М. Галеева «Концепция „полифонического синтеза“ и „внутреннего контрапункта“ Кандинского», И. Л. Ванечкина и Б. М. Галеева «Кандинский и Скрябин: мифы и реальность». В исследованиях А. Рылевой синтезирующая деятельность В. Кандинского предстает не только главным стремлением его жизни, но и метафорой XX века, и многогранная личность Кандинского понимается как «ген культуры этого века».

Представления о Кандинском как о психологе разработаны в статьях О. А. Тарасенко «Национальные истоки подсознательного в живописи Кандинского», рассматривающей живопись Кандинского как прорыв в область подсознания, и В. Г. Степанова «Кандинский как научный психолог», обосновывающего серьезность психологических изысканий Кандинского.

Вопросу о теософичности творчества Кандинского посвящены работы В. Бараева «Карма художника» и Дж. Боулта «Василий Кандинский и теософия», в которых раскрывается сокровенный смысл картин художника с точки зрения теософских представлений.

Образ Кандинского как революционера в искусстве достаточно подробно и интересно исследован в работе X. Дюхтинга «Василий Кандинский. 1866−1944».

Однако, несмотря на несомненную теоретическую значимость упомянутых работ, можно смело утверждать, что степень исследования творчества Кандинского-теоретика, Кандинского-мыслителя явно не соответствует его содержательности и оригинальности.

Источниковедческая база.

Диссертант сознательно ограничивает круг привлекаемых источников теоретическими работами Кандинского (хотя очевидно, что одним из источников могло бы стать поэтическое и живописное творчество художника). Делается это ради того, чтобы уделить большее внимание содержащимся в них идеям и избежать возможных повторов того, что уже было сказано в перечисленных выше исследованиях, посвященных анализу художественной деятельности Кандинского. Кроме того, диссертантом были использованы источники личного характераписьма, дневники, заметки, воспоминания непосредственных участников событий конца XIX — начала 40-х годов XX в., а также теоретические работы упомянутых выше современников художника. В качестве источников в диссертации привлекаются и художественные произведения, входившие в круг чтения Кандинского и его поколения.

Хронологические рамки рассматриваемого периода определены концом XIX века и началом 1940;х гг. Нижняя граница соответствует тому времени, когда в европейском искусстве все в большей мере начинают ощущаться революционные по своему характеру перемены, приведшие его от академизма и реализма XIX века к модернизму XX. Верхняя же граница- 1940;е гг. — связана с последними годами жизни Кандинского, когда им были написаны в том числе и последние теоретические работы.

Терминологический аппарат, используемый в диссертации. Следует иметь в виду, что Кандинский не был теоретиком в буквальном смысле слова, и что его взгляды не отличаются строгой научностью. Собственно, он к этому, вероятно, и не стремился, чему, безусловно, способствовала его художественная натура. Кандинского можно рассматривать как, условно говоря, спонтанного, импульсивного теоретика. Этим же объясняется и тот факт, что его работы не отличаются терминологической строгостью. Так, широко используемые им понятия дух, духовность, духовное чаще всего выступают в его работах в качестве синонимов11, и он не дает им специальных определений, а, к примеру, при их написании используются как прописные, так и заглавные буквы, что, как не без достаточных оснований можно предположить, не придает новых значений, обозначаемых ими явлениям, но создает некий зрительный эффект, который не мог не ценить великий художник.

В работах Кандинского используются и другие оригинальные термины, которые также лишены теоретической строгости и сами по себе носят, условно говоря, художественный, а точнее образный, характер. Таковыми являются вечно-объективный элемент (1.4.), духовные существа, абстрактные существа, граждане духовной державы (1.2., 1.4., 2.1.) первоэлементы (1.4.), композиции и импровизации (1.4.), внутренний звук (1.2.), внутренняя необходимость (1.2.). В тексте работы по мере необходимости автором даются толкования упомянутых терминов.

Объектом настоящего исследования стала в высшей степени масштабная личность Кандинского-теоретика, высказывавшегося в своих многочисленных работах по самым разным вопросам, относящимся к сфере культуры, и в первую очередь — к искусству, и базирующимся на его деятельности в качестве художника. Но как и многие другие выдающиеся живописцы, которые не удовлетворялись только художественной практикой (в диссертации «персонажами» из этого ряда являются не только современные ему художники Гоген, Матисс, Бенуа, но и, к примеру, Леонардо да Винчи), Кандинский испытывал потребность в выходе на уровень теоретических обобщений. И предметом исследования настоящей диссертации являются теоретические взгляды, суждения, размышления Кандинского, имеющие культурологическую.

11 Следует иметь в виду, что некоторые работы были написаны Кандинским на немецком языке, а затем переведены им же на русский. направленность, смысл и значение. Однако, как уже было сказано, его теоретические и, что нас интересует в первую очередь, культурологические взгляды возможно анализировать только в результате предварительно проведенной реконструкции.

Теоретические суждения Кандинского не имеют своей целью облегчить зрителю понимание его творчества: позиции художественного практика и теоретика часто не только не совпадают, но и не соприкасаются. В своем теоретизировании он зачастую выходит далеко за пределы сферы искусства, перемещаясь в пространства метафизические. И именно поэтому его критические статьи, теоретические декларации, эссе, учебные пособия, программы и воспоминания дают достаточно разнообразный и богатый материал для построения во многом гипотетической концепции Кандинского-теоретика. В то же время можно сказать, что все они в большей или меньшей степени посвящены одной проблеме — выявлению тех возможностей искусства и культуры, которыми они обладают благодаря проявлению, опредмечиванию, реализации в них духовного. При этом, по мнению Кандинского, окончательная победа духовного в общественной жизни должна была быть достигнута в недалеком будущем.

Цель данного исследования — реконструировать теоретическую концепцию Кандинского, используя для этого его теоретические работы, и представить ее как своеобразное явление, вписанное в художественно-теоретический контекст эпохи. Предполагается выявить характерные черты творческой личности Кандинского, рассматривая его не только как художника, но и как теоретика, фактически создающего свою философию культуры, культурологию, которые в то же время лишь имплицитно содержатся в его литературном наследии и релевантны современным культурологическим представлениям. Таким образом, в данной работе предпринимается попытка ввести в научный оборот сочинения Кандинского в качестве культурологических, обладающих теоретической значимостью и могущих быть использованными в качестве содержательного и перспективного теоретического материала.

Данная цель определяет задачи исследования:

1. выявление особенностей теоретических, и, прежде всего, культурологических взглядов Кандинского;

2. структурирование выявленных взглядов Кандинского и представление их в форме концепции;

3. воссоздание художественно-теоретического контекста эпохи посредством обращения к работам теоретиков и художниковсовременников Кандинского;

4. сопоставление позиции Кандинского со взглядами крупнейших представителей художественно-теоретической среды рассматриваемой эпохи.

Методологическая основа исследования. Поскольку основной задачей диссертации является организация теоретических идей Кандинского, структурирование их в единую концепцию (что не было сделано самим художником), постольку соискателем при рассмотрении его теоретических взглядов широко использовался культурно-аналитический подход. Этот подход обусловил возможность представить результат осуществленной реконструкции в качестве феномена, существующего в контексте идей, мнений и представлений общества. А это в свою очередь позволило понять внутреннее «устройство» этого феномена, параллельно проводя его детальный анализ с последующим синтезированием полученных результатов.

Специфика диссертации, связанная с сопоставлением суждений представителей художественно-теоретической среды рассматриваемого периода потребовала применения сравнительного метода.

Основополагающим же в работе стал метод реконструкции. Также были использованы элементы системно-культурного подхода.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении личности Кандинского не как оригинального художника, а как весьма своеобразного теоретика, и в первую очередь культуролога, педагога, выдающегося деятеля культуры. Как уже было отмечено, несмотря на большой теоретический интерес к личности и творчеству Кандинского, его литературное наследие так и не стало предметом специального рассмотрения. Традиционное представление о Кандинском как о художнике или даже как о пишущем художнике, склонном к эзотерике, к осмыслению психологических явлений, в настоящем исследовании дополнено анализом его теоретических взглядов и суждений, являющихся по своему характеру культурологическими, поскольку они посвящены выявлению сути столь грандиозных феноменов, как искусство и культура, в них анализируются закономерности общекультурного развития, его цели и особенности как в личностном, так и общечеловеческом срезах. В частности, в диссертации определены место и роль понятия «духовное» в мировоззренческой позиции художника, обозначено значение эстетического, этического и религиозного в его мировидениипроанализированы понимание Кандинским художественного сознания в контексте культуры, а также роль эзотерических, оккультных мотивов в его теоретических размышленияхрассмотрен феномен искусства, понимаемый художником как единство внешнего и внутреннего, рационального и интуитивного, наконец, раскрыта точка зрения Кандинского по поводу процессуальности искусства, исторических периодов в развитии культуры и художественного произведения как результата творчества и объекта восприятия.

Новизна исследования состоит и в том, что особенности миропонимания Кандинского рассматриваются в сопоставлении с воззрениями его выдающихся современников — художников, философов, поэтов.

Наконец, важным обстоятельством является тот факт, что данная работа представляет собой, по существу, первую попытку исследования фигуры Кандинского исключительно как теоретика, философа кулиуры, культуролога. При этом диссертант сознательно оставляет за рамками проведенного анализа его художническую деятельность. Положения, выносимые на защиту.

1. Учитывая недостаточную строгость рассуждений Кандинского, условно можно говорить о синкретизме, лежащем в основании его теоретических взглядов, важнейшими среди которых являются следующие:

• представление о неразрывности материального и духовного;

• единство эстетического, этического и религиозного (при этом красота, в представлении Кандинского, выполняет объединительную по отношению к человечеству роль — является смыслом, лежащим в основании культуры);

• соприсутствие во взглядах Кандинского христианских и магических «мотивов», несмотря на его в целом христианское мировоззрение.

2. В силу той созидательной роли, которую, по мнению Кандинского, играет духовное, оно понимается им как онтологическое основание культуры, развитие которой он рассматривает как закономерный процесс.

3. Органицизм в понимании художественного творчества как акта рождения: соединение внечеловеческого «оплодотворяющего духа» (мужского начала) и «душевной плоти» художника (женского начала) для зачатия художественного произведения.

4. Искусство для Кандинского — не просто часть культуры, но феномен, восходящий к истокам мирозданья, выражающий его сущностьоно понимается им как творец нового мира, приближающий достижение кульминационной точки духовной эволюции человечества.

5. «Душевная интуиция» определяется Кандинским в качестве особой контролирующей и направляющей структуры, ответственной за точность процесса «вынашивания» будущего творения в «душевной плоти» человека и адекватность восприятия этого творения зрителем.

6. Кандинский характеризуется как один из лидеров российского художественного авангарда, воплощавший на практике не просто свои художнические принципы, но и принципы культурологические и ставивший своей целью выведение культуры из кризисного состояния, в котором она, по его мнению, находилась к началу XX в.

Научно-практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее результатов при подготовке спецкурсов, посвященных истории искусства, разнообразным аспектам культурологии, а также истории и теории российского художественного авангарда и истории русской культуры конца XIX — начала XX в.

Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях сектора «Истории культуры российского зарубежья» и «Проблемы философии культуры» Российского института культурологии.

Основные положения и выводы диссертации были изложены в статьях и тезисах докладов (5 публикаций). Отдельные вопросы были изложены в рамках докладов и сообщений на конференциях в Институте бизнеса и политики и Российском институте культурологии. Материалы диссертации используются в преподавательской деятельности автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,.

Заключение

.

В результате осуществленного в настоящей работе анализа теоретических работ Кандинского появилась возможность представить аналитико-синтетическую реконструкцию его культурологических идей, которая видится следующим образом. Краеугольный камень реконструированной системы — понятие духовного, которому художник придает, во-первых, онтологический статус, во-вторых, характер

415 Дали С. Дневник гения. СПб.: Азбука. 2002. С. 273. всеобъемлющего начала, в потенции обладающего возможностью материального воплощения, т. е. представляющего собой некое синкретическое духовно-материальное образование, в-третьих, как несущее в себе в зачаточной форме некие ценности и антиценности, пребывающие внутри «духовных сущностей» и актуализирующиеся в человеческом обществев-четвертых, как определяющее всеобщие законы развития и пути формирования грядущей культуры.

Существенная характеристика анализируемого понятия состоит в определении его в качестве некоего неосознаваемого и внеличностного начала, которое вкупе с осознаваемым и личным формирует культуру, но играет в этом процессе определяющую роль. Причем природа самого человека дает ему возможность непосредственно приобщиться к духовному, минуя уровень социального. Соответственно вся культура рождается не из научения, образования, воспитания, а из самого акта приобщения. Таким образом, в представлениях Кандинского культура обретает онтологический статус.

Важным фактором приобщения человека к неосознаваемой сфере является интуиция, которая предстает в виде особой способности душидуховного «имплантанта», выполняющего функции контроля за процессом «вынашивания» будущего творения в «душевной плоти» художника, постоянно присутствующего в самом человеке и человеку неподвластного.

В то же время сам художник играет определяющую роль в формировании другой мощнейшей силы, влияющей на весь универсум: религиозное, этическое и эстетическое, являющиеся порождениями всеобщего духовного, воспринимаются индивидом и превращают его в субъекта, умножающего духовное с положительным знаком в человеческой культуре и вызывающего ее перемены. Человеческая культура благодаря творящему индивиду обретает исключительную возможность оказывать влияние за пределами сферы, непосредственно «контролируемой» культурой.

В процессе «очеловечивания» духовного, воплощения его в культурные формы становятся зримыми и другие его характеристики, первая из которых относит его к сфере языческой магии, видит в нем оккультное начало. Магический характер обретают и процесс творения, и само художественное произведение, и жертвенность художника. Картина мира предстает в математическом выражении в соответствии с принципами нумерологии. Эротический аспект оккультизма обнаруживается, в частности, в понимании процесса творения произведения как слияния женского (души) и мужского (духа) начал.

Этапы развития культуры являют собой все более очевидное проявление духовного. Каждый культурный ареал и каждая эпоха имеют внутреннее своеобразие, и это своеобразие пробуждает внешние формы искусства — порождает новые стили и направления. Таким образом, культура реализует некую «программу», изначально заложенную в нее. Но поскольку полученный результат обладает самостоятельностью и активностью, он оказывается способен как на прогрессивные (в сфере культуры), так и на регрессивные (в сфере цивилизации) действия. Эволюционный процесс развития искусства и культуры конечен и достигнет своего апогея в грядущую Эпоху Великого Духа — эпоху совершенства.

Поскольку никакое иное культурное явление по силе своих возможностей не приближается к искусству достаточно близко, постольку роль искусства и его ответственность в человеческом мире обретают исключительное значение. Искусство представляется воплощенной рефлексией на мир, воспроизведением его строения и законов. С другой стороны, воспроизводя мир, искусство, «приращивает» его благодаря созданию художественных произведений, в которых абстрактные сущности обретают плоть. Искусство, таким образом, является феноменом, и отражающим сущность мира, и творящим мир, и приближающим высшую точку духовной эволюции. Соответственно и задачей, стоящей перед каждым подлинным художником становится изменение действительности таким образом, чтобы наиболее ясно были различимы ее духовные основания.

Проведенная реконструкция позволяет увидеть в выдающемся русском художнике оригинального философа культуры, хотя следует признать, что смешение в его представлениях мифологических, языческих, христианских, научных, художественных черт лишает реконструированную культурологическую концепцию достаточной научной строгости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева М.: Языки русской культуры, 2000. С. 120−128.
  2. И. Диалогизм сознания XX века // Искусствознание. 2/01. М.: Государственный институт искусствознания. С. 195−241.
  3. И.А. Диалог искусств серебряного века. М.: Прогресс-традиция, 2001. 398 с.
  4. К.З. Интеллектуальная элита: проблема терминов и понятий // Интеллектуальная элита России на рубеже XIX—XX вв.еков. Материалы международной научной конференции. Киров: Издательство ВГПУ, 2001. С. 4−21.
  5. К. Эмиграция: очищение общества, бегство к свободе или дорога в никуда? // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. М.: РИК, 2001. С. 3−21.
  6. К. Эстетическое: диалоги о таинственном. Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 1996. 352 с.
  7. К. В поисках утраченного смысла. Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 1997. 212 с.
  8. Ален. Рассуждения об эстетике. Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 1996. 142 с.
  9. Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи, воспоминания, публикации. М.: Советский писатель, 1988. 832 с.
  10. Арнольд Шенберг ~ Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки. М.: Пинакотека, 2001. 176 с.
  11. А. Тема сладострастия в произведениях Пикассо и Матисса // Вопросы искусствознания. 1−96. М.: Государственный институт искусствознания. С. 429−441.
  12. Бабур. Избранная лирика. Т.: Изд. ЦК КП Узбекистана, 1982. 128 с.
  13. О. О художниках // Собр. соч. в 24-х т. Т. 24. М.: Терра, 1999. С. 17−32.
  14. В. Карма художника // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 163−174.
  15. А. Древняя мудрость. Ростов н/Д: «Феликс», 2005. 336 с.
  16. А. Символизм как миропонимание // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 244−255.
  17. А. Художественные письма. М.: «Галарт», 1997. 408 с.
  18. Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон, 1998. 398 с.
  19. Н. Кризис искусства. М.: Издание Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918. 48 с.
  20. Н. Любовь у Достоевского // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 273−284.
  21. Н. Метафизика пола и любви // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 232−266.
  22. Н. Размышление об Эросе // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 266−273.
  23. Н. Самопознание. М.: «Эксмо-пресс», 1998. 624 с.
  24. Л.Г. История России(Новое время. 1801−1917гг.) М.'Издательство Ипполитова, 2004. 315 с.
  25. М. О способах совмещения бытийственной и трансцендентной сфер в искусстве XX века // Вопросы искусствознания. 1/01. М.: Государственный институт искусствознания. С. 60−66.
  26. М. Отрытие примитива в искусстве начала 20 века // Вопросы искусствознания. 1/97. М.: Государственный институт искусствознания. С. 412−421.
  27. К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001. 183 с.
  28. Ш. Цветы зла. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1991. 285 с.
  29. Дж. Василий Кандинский и теософия // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 30−42.
  30. В. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М.: «Олма-пресс», 2002. 415 с.
  31. Е. Тайная доктрина. JI.: «Экополис и культура», 1991. 368 с.
  32. Е.П. Фрагменты оккультной истины. М.: Издательство Эксмо, 2004. 832 с.
  33. В. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 704 с.
  34. В.В. Духовный космос Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 185−207.
  35. В. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX—XX вв.еков // Вопросы искусствознания. 1/97. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С.317−340.
  36. И.Л., Галеев Б. М. Кандинский и Скрябин: мифы и реальность // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 131−145.
  37. И.Л. Куда скачет «Голубой всадник» // Светомузыка в театре и на эстраде: научно-практический семинар. М. 1992. С.13−15.
  38. M.JI. Судьба сценической композиции В Кандинского «Желтый звук» // Светомузыка в театре и на эстраде: научно-практический семинар. М. 1992. С.16−18.
  39. П. Художественное творчество // Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. С. 100−103.
  40. П. Из «тетрадей» // Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. С. 103−153.
  41. П. Эвпалинос или архитектор // Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. С. 166−183.
  42. П. Вокруг Коро // Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. С. 11−229.
  43. Ван Гог В. Письма. СПб. «Азбука», 2001. 848 с.
  44. А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология 20 век. М.: Юристь, 1995. С. 281−297.
  45. В. Умирание искусства. СПб. Axioma, 1996. 332 с.
  46. А. и Вирмо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб.: Академический проект, 1996. 288 с.
  47. А. Воспоминания торговца картинами // Перрюшо А. Таможенник Руссо. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2001. С.85−389.
  48. Е. Желтый цвет: от декаданса до авангарда // Вопросы искусствознания. 1/01. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С. 340−352.
  49. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: «Искусство», 1991. 367 с.
  50. .М. Концепция «полифонического синтеза» и «внутреннего контрапункта» Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 145−155.
  51. . Скрябин и развитие идеи видимой музыки // Музыка и современность. Сборник статей. М.: Музыка, 1969. С. 127−136.
  52. М.Ю. Модернизм: Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 476 с.
  53. Гонкур Эдмон и Жюлъ. Отрывки из «Дневника». М.: Правда, 1990. С. 325−577.
  54. СМ. Кандинский. Годы в России, 1866−1921. Краснодар: Сев. Кавказ, 2002. 56 с.
  55. И. Творческий процесс // Русская хрестоматия. Т.2. М.: Т-во «Печатня С.П.Яковлева», 1913. С. 258−259.
  56. Т. Партия Уновиса // Вопросы искусствознания 8 (1/96). М. Государственый институт искусствознания. С. 501−512.
  57. Т. «Боюсь, как бы история не оправдала меня.» // Леонтьев К. Н. Цветущая сложность: Избр. статьи. М.: Мол. гвардия, 1992. С. 6−66.
  58. Э. Логические исследования. 4.1. Пролегомены к чистой логике, СПб., 1909.
  59. Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология 20 век. М.: Юристь, 1995. С. 297−331.
  60. Н. Дом-лаборатория «Супремуса»: к реконструкции журнала // Искусствознание. 2/01. М.: Государственный институт искусствознания. С. 456−475.
  61. С. Дневник гения. СПб.: «Азбука», 2002. 448 с.
  62. Джоваппи Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. В 2-х т. Т. 1. М. Искусство 1981. С. 243−265.
  63. ДжуаМ. История химии. М.: «Мир», 1966.
  64. Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. С.13−93.
  65. Н. Винсент Ван Гог. М.: «Наука», 1984. 400 с.
  66. К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М.: Раритет, 1997. 397 с.
  67. Н. И. В. Кандинский в Баухаузе Теоретические основы художественно-педагогической деятельности: Дис.канд. искусстовведения М. 2000. 255 с.
  68. М. Борисов-Мусатов. М.: «Искусство», 1993. 191 с.
  69. X. Василий Кандинский 1866−1944.Революция в живописи. М.- Кельн: Арт-Родник, 2002. 96 с.
  70. Г. «Формула» и «сделанная картина» Павла Филонова // Вопросы искусствознания. 1/97. М.: Государственный институт искусствознания. С. 562−590.
  71. Ф.Ф. Умершая наука // Из жизни идей. 2 изд. Т.З. СПб. 1907. С.240−340.
  72. В. Родное и вселенское М.: Издательство «Республика», 1994. 427 с.
  73. Л.Г. Новая магическая эпоха // Век XX анфас и профиль: размышления о столетии, ставшем историей. М.: Издательский дом «Новый век», 2001. С. 292−299.
  74. Т. О превосходстве человека над животными и о божественности его души // Эстетика Ренессанса. В 2-х т. Т. 1. М.: «Искусство», 1981. С. 424.
  75. В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. Т. 1. М.: «Гилея», 2001. 392 с.
  76. В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. Т. 2. М.: «Гилея», 2001. 344 с.
  77. В.В. Кандинский и А. Н. Бенуа в Париже. Письма. Публикация Б. И. Асварища // Вопросы искусствознания 8 (1/96). М.: Государственный институт искусствознания. С. 611−614.
  78. Э. Алхимия. Несколько очерков по Герметической Символике и Философской Практике. М.: Энигма 2002. 448 с.
  79. И.Н. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись. Сборник статей памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки культуры, 2000. С. 92−108.
  80. Е. П.И. Филонов и его дневник // Павел Филонов. Дневники. СПб.: «Азбука», 2000. С. 23−76.
  81. . Тяжесть бытия. Спб.: «Азбука-классика», 2003. С. 201 351.
  82. . Призыв к порядку // Кокто Ж. Тяжесть бытия, Спб.: «Азбука-классика», 2003. С. 89−195.
  83. И.В. Культура России. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 356 с.
  84. Ю.А. Эстетические взгляды Арнольда Шенберга // Кремлев Ю. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. Л.: Музыка, 1970. С. 10−48.
  85. И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980. 272 с.
  86. А. Полемичность Шестоднева // Альфа и омега. 1(12). М. 1997. С. 256−281.
  87. М. Основы каббалы. М.: НПФ «Древо жизни», 2003. 640 с.
  88. Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 620 с.
  89. Э. Учение и ритуал. М.: Издательство Эксмо, 2004. 704 с.
  90. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Минск: КФМ, 2000. 704 с.
  91. К. Избранное. М.: «Рарогъ». «Московский рабочий», 1993. 397 с.
  92. КН. Цветущая сложность: Избр. статьи. М.: Мол. гвардия, 1992.318 с.
  93. М.Ю. Полн. Собр. Соч. в 2-х т. Т.1. под ред. Чуйко. М.: Издательство М. О. Вольф, 1883. 400 с.
  94. . Полутораглазый стрелец. М. Захаров, 2002. 269 с.
  95. Ю.В. Русский космизм и русский авангард. Петрозаводск: Святой остров, 1995. 82 с.
  96. Ф.Г. Об искусстве. М.: «Искусство», 1971. 312 с.
  97. А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып.6. М.: Искусство, 1979. С. 221−238.
  98. А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.М.: «Искусство», 1980. 766 с.
  99. А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: «Мысль», 1978. 623 с.
  100. Н. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков: Фолио. М.: ACT, 2000. 864 с.
  101. И.П. Ностальгия по абстракционизму. // Искусство. М. 1985.11. С. 44−47.
  102. И.П. «Говорить о мистерии на языке мистерии»: (Эстетическая концепция и творчество В.В. Кандинского). М.: Знание, 1991. 63 с.
  103. К. Черный квадрат. СПб. «Азбука», 2001. 576 с.
  104. Н. Картина Кандинского «На точках» и некоторые аспекты романтической традиции в русской живописи на рубеже веков Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 72−82.
  105. А. Заметки живописца. СПб.: «Азбука», 2001. 640 с.
  106. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: «Искусство», 1992. 63 с.
  107. А.С. От синестезии к синтезу искусств // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 119−124.
  108. Микеланджело Буонарроти. Я помыслами в вечность устремлен. М.: «Летопись — М», 2000. 383 с.
  109. А. Составитель Г.Ф Коваленко. М.: Галарт, 1995. 144 с.
  110. Н. А. В поисках философского камня. СПб: «Общественная польза», 1909. 300 с.
  111. Г. Проблема экспрессионизма // Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей. М.: Наука, 1966. С. 8−35.
  112. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М.: «Искусство», 1991. 396 с.
  113. Немецкая живопись. Под ред. Поляковой Н. И. М.: Советский художник, 1978. 212 с.
  114. . Агриппа Неттесгеймский: знаменитый авантюрист XVI в. Томск: Водолей, 1996. 95 с.
  115. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. И другие работы. М.: Радуга, 1991. 638 с.
  116. Т. А. Русская интеллигенция и эмиграция // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. М.: РИК, 2001. С. 21−32.
  117. А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М.: «Радуга», 1991. 284 с.
  118. Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1990. 830 с.
  119. Н.П. Понятие «bild». .в формировании художественной теории Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 82−91.
  120. Н.П. Берлин-Москва-Саратов. Перечитывая журнал «Der Sturm» Херварта Вальдена. Поэзия и живопись. Сборник статей памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки культуры, 2000, С. 90−103.
  121. Г. Бубновый валет. М.: Советский художник, 1990. 269 с.
  122. В., Рылева А. «Духовный треугольник» Кандинского (Мюнхен-Париж-Москва) // Россия и Запад. М.: РИК, 2000. С. 129−154.
  123. В., Рылева А. Синий всадник еще в пути (время Кандинского в большом времени XX века) // Вопросы философии. № 6. М.: «Наука», 1999. С. 37−58.
  124. Л. Абстракционизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: «Искусство», 1980. С. 136−195.
  125. P.M. Флорентийский дневник. М.: «Текст», 2001. 222 с.
  126. О. Завещание. СПб.: «Азбука», 2002. 624 с.
  127. В.В. Итальянские впечатления // Среди художников. М.: «Республика», 1994. С. 19−149.
  128. В.В. Концы и начала. «Божественное» и «демоническое». Боги и демоны // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 106−120.
  129. В.В. Люди лунного света. М.: «Дружба народов», 1990.
  130. В.В. Опавшие листья // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 140−150.
  131. В.В. Семья как религия // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 120−139.
  132. В.В. Среди художников. М.: «Республика», 1994. С. 161−413.
  133. В.В. Уединенное // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 139−140.
  134. К. Мифический и магический мир Сальвадара Дали. М.: «Республика», 1999. 304 с.
  135. Русский авангард 1910−1920-х годов и театр. Сборник 2000. Спб: Дмитрий Буланин, 2000. 405 с.
  136. Рылева, А Н. Время Кандинского в большом времени XX века. Дисс. канд. культурол. наук. М. 1998. 160 с.
  137. М. «По следам Фернана Леже. М.: «Советский художник, 1983. 318 с.
  138. Самосознание европейской культуры XX века. М.: 1991. 365 с.
  139. Д.В., Автоиомова Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М.: Галарт, 1994. 174 с.
  140. Д. В.Кандинский и русская икона Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С.42−50.
  141. Д. Василий Кандинский в русском контексте // Вопросы искусствознания X (1/ 97). М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С. 353−397.
  142. Д.В. История русского искусства конца Х1Х-начала XX века. М.: АСТ-Пресс: Галарт, 2001. 301 с.'
  143. Д.В. К ограничению понятия «авангард» // Поэзия и живопись. Сборник статей памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки культуры, 2000, С 83−91.
  144. Д.В. Модерн: история стиля. М.: Галарт, 2001. 343 с.
  145. Сарабъянов Д. В Русская живопись XIX века среди европейских школ. М: Сов. Художник, 1980. 381 с.
  146. Д.В. Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII- начала XX в. М.: Искусство-XXI в., 2003. 296 с.
  147. Святитель Григорий Палама. Беседы в 3-х т. Т.2. М: Изд. отдел Валаам. Спасо-Преображ. Ставропигиал. Монастыря, 1994. 248 с.
  148. Соколов Б. Контуры «Эпохи Великой Духовности»
  149. B.В.Кандинского // Новый журнал. Нью-Йорк, 1998. кн. 213. С.184−204.
  150. . «Контрапункт Великого завтра» и поэтический альбом В.В. Кандинского «Звуки» // Вопросы искусствознания X (1/ 97). М.: Государственный институт искусствознания. С. 397−421.
  151. . «Картина Кандинского «Пестрая жизнь» и мессианизм в русском искусстве начала XX века // Библия в культуре и искусстве (Випперовские чтения. 1995) М.: ГМИИ, 1996.1. C.217−250.
  152. . Русский Апокалипсис В. Кандинского // Наше наследие. № 37 (1996) С.97−108.
  153. . Русская эсхатология в живописи и поэзии В.В. Кандинского 1900−1910-х годов // Терентьевский сборник. М.: Гилея, 1996. С.133−150.
  154. .М. Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900−1920-х годов (живопись, поэзия, театр). Дисс. доктора искусствоведения. М.: ПроСофт, 2003. 517 с.
  155. В. Смысл любви // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 19−77.
  156. В. Жизненная драма Платона // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С 77−92.
  157. Ф. Заклинательница змей. Романы. Рассказы. М.: Терра, 1997. 736 с.
  158. Ф. Мелкий бес // Мелкий бес. Стихотворения. Рассказы. Сказочки. М.: Олимп, 1999. С. 17−280.
  159. JI. Код искусства в сочинениях Г.Сковороды // Вопросы искусствознания. 1/00. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С.35−47.
  160. В.Г. Кандинский как научный психолог // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 112−119.
  161. А. А. Русские художники на немецких художественных выставках 1910-х начала 1920-х годов // Поэзия и живопись. Сборник статей памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки культуры, 2000, С 117−143.
  162. О.А. Национальные истоки подсознательного в живописи Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 174−185.
  163. JI.H. Что такое искусство? // Социология. Хрестоматия. М.: Хронограф, 1998. С. 144−160.
  164. Э. Метафизический и религиозный дух немецкой культуры // Культурология 20 век. М.: Юристь, 1995. С. 540−557.
  165. Е. Три очерка о русской иконе Новосибирск: «Сибирь XXI век», 1991. 104 с.
  166. B.C. «Русский эрос» и творчество Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 13−30.
  167. В. Кандинский в Мосве и «Москва» у Кандинского // Вопросы искусствознания 1/00. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С. 525−562.
  168. B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Издательство Московского Университета, 1993. 248 с.
  169. Н.А. Федор Сологуб // Сологуб Ф. Заклинательница змей. Романы. Рассказы. М.: Терра, 1997. С. 5−20.
  170. Л.И. Эпистемологический анализ «астрального видения» мира. На примере творчества В. В. Кандинского. Дис. канд. филос. наук. Якутск 1996 135 с.
  171. П. Дневники. СПб.: «Азбука», 2000. 672 с.
  172. М. Комментарий на пир Платона // Эстетика Ренессанса. В 2-х т. Т. 1. М.: «Искусство», 1981. С. 139−243.
  173. Флоренский 77. История и философия искусства. М.: «Мысль», 2000. 446 с.
  174. П. У водоразделов мысли. М.: Издательство «Правда», 1990. 446 с.
  175. Фрейд 3. Сон и сновидения М.: Олимп, 1997. 544 с.
  176. Ю. Аполлинер. М.: «Прогресс», 1971. 447 с.
  177. Е. Оправдание мистицизма: Россия и Европа в зеркале Востока // Россия и Запад. М.: РИК, 2000. С. 47−76.
  178. П. Избранные произведения. М.: Рипол-классик, 1998. 800 с.
  179. А. Самоидентификация человека в современной культуре // Теоретическая культурология. М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга. РИК, 2005. С. 267−293.
  180. Р. У врат теософии. Ереван: Антропос, 2004. 528 с.
  181. Р. Материалы эзотерической школы. 1904−1914. Письма. Документы. Лекции. Ереван: Антропос, 2004. 528 с.
  182. М. Миф о вечном возвращении. М.: «Ладомир», 2000. 414 с.
  183. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
  184. Юнг К. К вопросу о подсознании // Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. С. 13−101.
  185. Юнг К. Настоящее и будущее // Юнг К. Божественный ребенок, М.: Олимп, 1997. С. 177−247
  186. Юнг К. О феноменологии духа в сказке // Культурология. 20 век. М.: Юристь, 1995. С. 331−378.
  187. Юнг К. Сознание и бессознательное. Спб.: Университетская книга, 1997. 544 с.
  188. А. Магическая Вселенная. М.: Галарт, 1995. 132 с.
  189. А. Если есть Кандинский или Батай, искусство не кончилось. № 6, 2002. С.13−15.
  190. А.К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира: от импрессионизма до классического авангарда. М.: Искусство, 2003. 490 с.
  191. А. Заметки о недостаточности искусствоведения // Собрате. № 1. М.: ООО «РИЦ Собрание», 2004. С.62−69.
  192. Е.Г. Эстетика Искусствознание Религиоведение. М.: Книжный дом «Университет», 2003. 640 с.
  193. Brisch К. Wassily Kandinsky (1866−1944) Untersuchung zur Entshtehing der gegenstandlosen Maleri an seinem Werk Von 1900−1921. Diss. Bonn, 1955.
  194. Lindsay K. An Examination of the Fundamental Theories of Wassily Kandinsky. Diss. Madison (Wise.), 1951.
  195. Ringbom S. The Sounding Cosmos: A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting. Abo, 1970.
  196. Washton Long R.-C. Kandinsky: The Development of an abstract style. Oxford- New York, 1980.
  197. Verenshiold M. Kandinsky’s Moscow // Art in America. March. 1989. p. 98−103.
  198. Weiss P. Kandinsky and Old Russia: The Artist as Ethnographer and Shaman. New Haven, 1955.
Заполнить форму текущей работой