Проблемы культуры в теоретическом наследии Кандинского
Диссертация
Даже поверхностное знакомство с литературным наследием Кандинского позволяет оценить его как значительный вклад в выражение и осмысление проблем культуры своего времени. Его теоретически обоснованное и практически осуществляемое стремление найти выход из «бездуховного существования» эпохи — важная веха в истории российской культуры. Следует отметить, что первая теоретическая работа Кандинского… Читать ещё >
Содержание
- Проблемы культуры в теоретическом наследии Кандинского
- Введение
- 1. Философские основания и особенности культурологических воззрений Кандинского
- 1. Формирование теоретических взглядов художника и специфические черты его мировоззрения
- 1. 2. Статус понятия «духовное» в мировоззренческой позиции художника (В. Кандинский и Г. Лорка)
- 1. 3. Определяющая роль эстетического в мировидении
- В. Кандинского
- 1. 4. Неосознаваемое и внеличностное как источник творчества (В. Кандинский и К. Юнг)
- 1. 5. Эзотерические мотивы в культурологических размышлениях В. Кандинского
- 2. Феномен искусства в теоретических работах Кандинского
- 2. 1. Искусство как единство внешнего и внутреннего (В. Кандинский и П. Флоренский)
- 2. 2. Искусство как примат интуитивного над рациональным
- 2. 3. Процессуальность искусства
- 2. 4. Художественное произведение как результат творчества и объект восприятия
- 3. Кандинский как организатор и педагог (В. Кандинский, П. Филонов, К. Малевич)
- Заключение 169 Библиография
Список литературы
- Автономова Н.Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева М.: Языки русской культуры, 2000. С. 120−128.
- Азизян И. Диалогизм сознания XX века // Искусствознание. 2/01. М.: Государственный институт искусствознания. С. 195−241.
- Азизяп И.А. Диалог искусств серебряного века. М.: Прогресс-традиция, 2001. 398 с.
- Акопяи К.З. Интеллектуальная элита: проблема терминов и понятий // Интеллектуальная элита России на рубеже XIX—XX вв.еков. Материалы международной научной конференции. Киров: Издательство ВГПУ, 2001. С. 4−21.
- Акопян К. Эмиграция: очищение общества, бегство к свободе или дорога в никуда? // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. М.: РИК, 2001. С. 3−21.
- Акопяи К. Эстетическое: диалоги о таинственном. Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 1996. 352 с.
- Акопян К. В поисках утраченного смысла. Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 1997. 212 с.
- Ален. Рассуждения об эстетике. Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 1996. 142 с.
- Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи, воспоминания, публикации. М.: Советский писатель, 1988. 832 с.
- Арнольд Шенберг ~ Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки. М.: Пинакотека, 2001. 176 с.
- Бабин А. Тема сладострастия в произведениях Пикассо и Матисса // Вопросы искусствознания. 1−96. М.: Государственный институт искусствознания. С. 429−441.
- Бабур. Избранная лирика. Т.: Изд. ЦК КП Узбекистана, 1982. 128 с.
- Бальзак О. О художниках // Собр. соч. в 24-х т. Т. 24. М.: Терра, 1999. С. 17−32.
- Бараев В. Карма художника // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 163−174.
- Безант А. Древняя мудрость. Ростов н/Д: «Феликс», 2005. 336 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 244−255.
- Бенуа А. Художественные письма. М.: «Галарт», 1997. 408 с.
- Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон, 1998. 398 с.
- Бердяев Н. Кризис искусства. М.: Издание Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918. 48 с.
- Бердяев Н. Любовь у Достоевского // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 273−284.
- Бердяев Н. Метафизика пола и любви // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 232−266.
- Бердяев Н. Размышление об Эросе // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 266−273.
- Бердяев Н. Самопознание. М.: «Эксмо-пресс», 1998. 624 с.
- Березовая Л.Г. История России(Новое время. 1801−1917гг.) М.'Издательство Ипполитова, 2004. 315 с.
- Бессонова М. О способах совмещения бытийственной и трансцендентной сфер в искусстве XX века // Вопросы искусствознания. 1/01. М.: Государственный институт искусствознания. С. 60−66.
- Бессонова М. Отрытие примитива в искусстве начала 20 века // Вопросы искусствознания. 1/97. М.: Государственный институт искусствознания. С. 412−421.
- Богемская К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001. 183 с.
- Бодлер Ш. Цветы зла. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1991. 285 с.
- Боулт Дж. Василий Кандинский и теософия // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 30−42.
- Брюсов В. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М.: «Олма-пресс», 2002. 415 с.
- Блаватская Е. Тайная доктрина. JI.: «Экополис и культура», 1991. 368 с.
- Блаватская Е.П. Фрагменты оккультной истины. М.: Издательство Эксмо, 2004. 832 с.
- Бранский В. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 704 с.
- Бычков В.В. Духовный космос Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 185−207.
- Бычков В. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX—XX вв.еков // Вопросы искусствознания. 1/97. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С.317−340.
- Ванечкина И.Л., Галеев Б. М. Кандинский и Скрябин: мифы и реальность // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 131−145.
- Ванечкина И.Л. Куда скачет «Голубой всадник» // Светомузыка в театре и на эстраде: научно-практический семинар. М. 1992. С.13−15.
- Ванечкина M.JI. Судьба сценической композиции В Кандинского «Желтый звук» // Светомузыка в театре и на эстраде: научно-практический семинар. М. 1992. С.16−18.
- Валери П. Художественное творчество // Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. С. 100−103.
- Валери П. Из «тетрадей» // Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. С. 103−153.
- Валери П. Эвпалинос или архитектор // Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. С. 166−183.
- Валери П. Вокруг Коро // Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. С. 11−229.
- Ван Гог В. Письма. СПб. «Азбука», 2001. 848 с.
- Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология 20 век. М.: Юристь, 1995. С. 281−297.
- Вейдле В. Умирание искусства. СПб. Axioma, 1996. 332 с.
- Вирмо А. и Вирмо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб.: Академический проект, 1996. 288 с.
- Воллар А. Воспоминания торговца картинами // Перрюшо А. Таможенник Руссо. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2001. С.85−389.
- Вязова Е. Желтый цвет: от декаданса до авангарда // Вопросы искусствознания. 1/01. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С. 340−352.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: «Искусство», 1991. 367 с.
- Галеев Б.М. Концепция «полифонического синтеза» и «внутреннего контрапункта» Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 145−155.
- Галеев Б. Скрябин и развитие идеи видимой музыки // Музыка и современность. Сборник статей. М.: Музыка, 1969. С. 127−136.
- Герман М.Ю. Модернизм: Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 476 с.
- Гонкур Эдмон и Жюлъ. Отрывки из «Дневника». М.: Правда, 1990. С. 325−577.
- Гонтарь СМ. Кандинский. Годы в России, 1866−1921. Краснодар: Сев. Кавказ, 2002. 56 с.
- Гончаров И. Творческий процесс // Русская хрестоматия. Т.2. М.: Т-во «Печатня С.П.Яковлева», 1913. С. 258−259.
- Горячева Т. Партия Уновиса // Вопросы искусствознания 8 (1/96). М. Государственый институт искусствознания. С. 501−512.
- Глуигкова Т. «Боюсь, как бы история не оправдала меня.» // Леонтьев К. Н. Цветущая сложность: Избр. статьи. М.: Мол. гвардия, 1992. С. 6−66.
- Гуссерль Э. Логические исследования. 4.1. Пролегомены к чистой логике, СПб., 1909.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология 20 век. М.: Юристь, 1995. С. 297−331.
- Гурьянова Н. Дом-лаборатория «Супремуса»: к реконструкции журнала // Искусствознание. 2/01. М.: Государственный институт искусствознания. С. 456−475.
- Дали С. Дневник гения. СПб.: «Азбука», 2002. 448 с.
- Джоваппи Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. В 2-х т. Т. 1. М. Искусство 1981. С. 243−265.
- ДжуаМ. История химии. М.: «Мир», 1966.
- Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. С.13−93.
- Дмитриева Н. Винсент Ван Гог. М.: «Наука», 1984. 400 с.
- Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М.: Раритет, 1997. 397 с.
- Дружкова Н. И. В. Кандинский в Баухаузе Теоретические основы художественно-педагогической деятельности: Дис.канд. искусстовведения М. 2000. 255 с.
- Дунаев М. Борисов-Мусатов. М.: «Искусство», 1993. 191 с.
- Дюхтинг X. Василий Кандинский 1866−1944.Революция в живописи. М.- Кельн: Арт-Родник, 2002. 96 с.
- Ершов Г. «Формула» и «сделанная картина» Павла Филонова // Вопросы искусствознания. 1/97. М.: Государственный институт искусствознания. С. 562−590.
- Зелинский Ф.Ф. Умершая наука // Из жизни идей. 2 изд. Т.З. СПб. 1907. С.240−340.
- Иванов В. Родное и вселенское М.: Издательство «Республика», 1994. 427 с.
- Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха // Век XX анфас и профиль: размышления о столетии, ставшем историей. М.: Издательский дом «Новый век», 2001. С. 292−299.
- Кампанелла Т. О превосходстве человека над животными и о божественности его души // Эстетика Ренессанса. В 2-х т. Т. 1. М.: «Искусство», 1981. С. 424.
- Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. Т. 1. М.: «Гилея», 2001. 392 с.
- Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. Т. 2. М.: «Гилея», 2001. 344 с.
- В.В. Кандинский и А. Н. Бенуа в Париже. Письма. Публикация Б. И. Асварища // Вопросы искусствознания 8 (1/96). М.: Государственный институт искусствознания. С. 611−614.
- Канселье Э. Алхимия. Несколько очерков по Герметической Символике и Философской Практике. М.: Энигма 2002. 448 с.
- Карасик И.Н. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись. Сборник статей памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки культуры, 2000. С. 92−108.
- Ковтун Е. П.И. Филонов и его дневник // Павел Филонов. Дневники. СПб.: «Азбука», 2000. С. 23−76.
- Кокто Ж. Тяжесть бытия. Спб.: «Азбука-классика», 2003. С. 201 351.
- Кокто Ж. Призыв к порядку // Кокто Ж. Тяжесть бытия, Спб.: «Азбука-классика», 2003. С. 89−195.
- Кондаков И.В. Культура России. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 356 с.
- Кремлев Ю.А. Эстетические взгляды Арнольда Шенберга // Кремлев Ю. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. Л.: Музыка, 1970. С. 10−48.
- Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980. 272 с.
- Кураев А. Полемичность Шестоднева // Альфа и омега. 1(12). М. 1997. С. 256−281.
- Лайтман М. Основы каббалы. М.: НПФ «Древо жизни», 2003. 640 с.
- Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 620 с.
- Леей Э. Учение и ритуал. М.: Издательство Эксмо, 2004. 704 с.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Минск: КФМ, 2000. 704 с.
- Леонтьев К. Избранное. М.: «Рарогъ». «Московский рабочий», 1993. 397 с.
- Леонтьев КН. Цветущая сложность: Избр. статьи. М.: Мол. гвардия, 1992.318 с.
- Лермонтов М.Ю. Полн. Собр. Соч. в 2-х т. Т.1. под ред. Чуйко. М.: Издательство М. О. Вольф, 1883. 400 с.
- Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. М. Захаров, 2002. 269 с.
- Линник Ю.В. Русский космизм и русский авангард. Петрозаводск: Святой остров, 1995. 82 с.
- Лорка Ф.Г. Об искусстве. М.: «Искусство», 1971. 312 с.
- Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып.6. М.: Искусство, 1979. С. 221−238.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.М.: «Искусство», 1980. 766 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: «Мысль», 1978. 623 с.
- Лосский Н. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков: Фолио. М.: ACT, 2000. 864 с.
- Лукшин И.П. Ностальгия по абстракционизму. // Искусство. М. 1985.11. С. 44−47.
- Лукшин И.П. «Говорить о мистерии на языке мистерии»: (Эстетическая концепция и творчество В.В. Кандинского). М.: Знание, 1991. 63 с.
- Малевич К. Черный квадрат. СПб. «Азбука», 2001. 576 с.
- Масалин Н. Картина Кандинского «На точках» и некоторые аспекты романтической традиции в русской живописи на рубеже веков Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 72−82.
- Матисс А. Заметки живописца. СПб.: «Азбука», 2001. 640 с.
- Мерло-Понти М. Око и дух. М.: «Искусство», 1992. 63 с.
- Мигунов А.С. От синестезии к синтезу искусств // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 119−124.
- Микеланджело Буонарроти. Я помыслами в вечность устремлен. М.: «Летопись — М», 2000. 383 с.
- Модильяни А. Составитель Г.Ф Коваленко. М.: Галарт, 1995. 144 с.
- Морозов Н. А. В поисках философского камня. СПб: «Общественная польза», 1909. 300 с.
- Недошивин Г. Проблема экспрессионизма // Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей. М.: Наука, 1966. С. 8−35.
- Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М.: «Искусство», 1991. 396 с.
- Немецкая живопись. Под ред. Поляковой Н. И. М.: Советский художник, 1978. 212 с.
- Орсье Ж. Агриппа Неттесгеймский: знаменитый авантюрист XVI в. Томск: Водолей, 1996. 95 с.
- Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. И другие работы. М.: Радуга, 1991. 638 с.
- Пархоменко Т. А. Русская интеллигенция и эмиграция // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. М.: РИК, 2001. С. 21−32.
- Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М.: «Радуга», 1991. 284 с.
- Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1990. 830 с.
- Подземская Н.П. Понятие «bild». .в формировании художественной теории Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 82−91.
- Подземская Н.П. Берлин-Москва-Саратов. Перечитывая журнал «Der Sturm» Херварта Вальдена. Поэзия и живопись. Сборник статей памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки культуры, 2000, С. 90−103.
- Поспелов Г. Бубновый валет. М.: Советский художник, 1990. 269 с.
- Рабинович В., Рылева А. «Духовный треугольник» Кандинского (Мюнхен-Париж-Москва) // Россия и Запад. М.: РИК, 2000. С. 129−154.
- Рабинович В., Рылева А. Синий всадник еще в пути (время Кандинского в большом времени XX века) // Вопросы философии. № 6. М.: «Наука», 1999. С. 37−58.
- Рейнгардт Л. Абстракционизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: «Искусство», 1980. С. 136−195.
- Рильке P.M. Флорентийский дневник. М.: «Текст», 2001. 222 с.
- Роден О. Завещание. СПб.: «Азбука», 2002. 624 с.
- Розанов В.В. Итальянские впечатления // Среди художников. М.: «Республика», 1994. С. 19−149.
- Розанов В.В. Концы и начала. «Божественное» и «демоническое». Боги и демоны // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 106−120.
- Розанов В.В. Люди лунного света. М.: «Дружба народов», 1990.
- Розанов В.В. Опавшие листья // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 140−150.
- Розанов В.В. Семья как религия // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 120−139.
- Розанов В.В. Среди художников. М.: «Республика», 1994. С. 161−413.
- Розанов В.В. Уединенное // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 139−140.
- Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадара Дали. М.: «Республика», 1999. 304 с.
- Русский авангард 1910−1920-х годов и театр. Сборник 2000. Спб: Дмитрий Буланин, 2000. 405 с.
- Рылева, А Н. Время Кандинского в большом времени XX века. Дисс. канд. культурол. наук. М. 1998. 160 с.
- Сагалович М. «По следам Фернана Леже. М.: «Советский художник, 1983. 318 с.
- Самосознание европейской культуры XX века. М.: 1991. 365 с.
- Сарабъянов Д.В., Автоиомова Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М.: Галарт, 1994. 174 с.
- Сарабъянов Д. В.Кандинский и русская икона Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С.42−50.
- Сарабъянов Д. Василий Кандинский в русском контексте // Вопросы искусствознания X (1/ 97). М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С. 353−397.
- Сарабъянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х-начала XX века. М.: АСТ-Пресс: Галарт, 2001. 301 с.'
- Сарабъянов Д.В. К ограничению понятия «авангард» // Поэзия и живопись. Сборник статей памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки культуры, 2000, С 83−91.
- Сарабъянов Д.В. Модерн: история стиля. М.: Галарт, 2001. 343 с.
- Сарабъянов Д. В Русская живопись XIX века среди европейских школ. М: Сов. Художник, 1980. 381 с.
- Сарабъянов Д.В. Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII- начала XX в. М.: Искусство-XXI в., 2003. 296 с.
- Святитель Григорий Палама. Беседы в 3-х т. Т.2. М: Изд. отдел Валаам. Спасо-Преображ. Ставропигиал. Монастыря, 1994. 248 с.
- Соколов Б. Контуры «Эпохи Великой Духовности»
- B.В.Кандинского // Новый журнал. Нью-Йорк, 1998. кн. 213. С.184−204.
- Соколов Б. «Контрапункт Великого завтра» и поэтический альбом В.В. Кандинского «Звуки» // Вопросы искусствознания X (1/ 97). М.: Государственный институт искусствознания. С. 397−421.
- Соколов Б. «Картина Кандинского «Пестрая жизнь» и мессианизм в русском искусстве начала XX века // Библия в культуре и искусстве (Випперовские чтения. 1995) М.: ГМИИ, 1996.1. C.217−250.
- Соколов Б. Русский Апокалипсис В. Кандинского // Наше наследие. № 37 (1996) С.97−108.
- Соколов Б. Русская эсхатология в живописи и поэзии В.В. Кандинского 1900−1910-х годов // Терентьевский сборник. М.: Гилея, 1996. С.133−150.
- Соколов Б.М. Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900−1920-х годов (живопись, поэзия, театр). Дисс. доктора искусствоведения. М.: ПроСофт, 2003. 517 с.
- Соловьев В. Смысл любви // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С. 19−77.
- Соловьев В. Жизненная драма Платона // Русский эрос. М.: «Прогресс», 1991. С 77−92.
- Сологуб Ф. Заклинательница змей. Романы. Рассказы. М.: Терра, 1997. 736 с.
- Сологуб Ф. Мелкий бес // Мелкий бес. Стихотворения. Рассказы. Сказочки. М.: Олимп, 1999. С. 17−280.
- Софронова JI. Код искусства в сочинениях Г.Сковороды // Вопросы искусствознания. 1/00. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С.35−47.
- Степанов В.Г. Кандинский как научный психолог // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 112−119.
- Стригалев А. А. Русские художники на немецких художественных выставках 1910-х начала 1920-х годов // Поэзия и живопись. Сборник статей памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки культуры, 2000, С 117−143.
- Тарасенко О.А. Национальные истоки подсознательного в живописи Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 174−185.
- Толстой JI.H. Что такое искусство? // Социология. Хрестоматия. М.: Хронограф, 1998. С. 144−160.
- Трёлъч Э. Метафизический и религиозный дух немецкой культуры // Культурология 20 век. М.: Юристь, 1995. С. 540−557.
- Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе Новосибирск: «Сибирь XXI век», 1991. 104 с.
- Турчин B.C. «Русский эрос» и творчество Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М.: «Наука», 1998. С. 13−30.
- Турчин В. Кандинский в Мосве и «Москва» у Кандинского // Вопросы искусствознания 1/00. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С. 525−562.
- Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Издательство Московского Университета, 1993. 248 с.
- Тэффи Н.А. Федор Сологуб // Сологуб Ф. Заклинательница змей. Романы. Рассказы. М.: Терра, 1997. С. 5−20.
- Филиппова Л.И. Эпистемологический анализ «астрального видения» мира. На примере творчества В. В. Кандинского. Дис. канд. филос. наук. Якутск 1996 135 с.
- Филонов П. Дневники. СПб.: «Азбука», 2000. 672 с.
- Фичино М. Комментарий на пир Платона // Эстетика Ренессанса. В 2-х т. Т. 1. М.: «Искусство», 1981. С. 139−243.
- Флоренский 77. История и философия искусства. М.: «Мысль», 2000. 446 с.
- Флоренский П. У водоразделов мысли. М.: Издательство «Правда», 1990. 446 с.
- Фрейд 3. Сон и сновидения М.: Олимп, 1997. 544 с.
- Хартвиг Ю. Аполлинер. М.: «Прогресс», 1971. 447 с.
- Шахматова Е. Оправдание мистицизма: Россия и Европа в зеркале Востока // Россия и Запад. М.: РИК, 2000. С. 47−76.
- Шелли П. Избранные произведения. М.: Рипол-классик, 1998. 800 с.
- Шеманов А. Самоидентификация человека в современной культуре // Теоретическая культурология. М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга. РИК, 2005. С. 267−293.
- Штайнер Р. У врат теософии. Ереван: Антропос, 2004. 528 с.
- Штайнер Р. Материалы эзотерической школы. 1904−1914. Письма. Документы. Лекции. Ереван: Антропос, 2004. 528 с.
- Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М.: «Ладомир», 2000. 414 с.
- Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
- Юнг К. К вопросу о подсознании // Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. С. 13−101.
- Юнг К. Настоящее и будущее // Юнг К. Божественный ребенок, М.: Олимп, 1997. С. 177−247
- Юнг К. О феноменологии духа в сказке // Культурология. 20 век. М.: Юристь, 1995. С. 331−378.
- Юнг К. Сознание и бессознательное. Спб.: Университетская книга, 1997. 544 с.
- Якимович А. Магическая Вселенная. М.: Галарт, 1995. 132 с.
- Якимович А. Если есть Кандинский или Батай, искусство не кончилось. № 6, 2002. С.13−15.
- Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира: от импрессионизма до классического авангарда. М.: Искусство, 2003. 490 с.
- Якимович А. Заметки о недостаточности искусствоведения // Собрате. № 1. М.: ООО «РИЦ Собрание», 2004. С.62−69.
- Яковлев Е.Г. Эстетика Искусствознание Религиоведение. М.: Книжный дом «Университет», 2003. 640 с.
- Brisch К. Wassily Kandinsky (1866−1944) Untersuchung zur Entshtehing der gegenstandlosen Maleri an seinem Werk Von 1900−1921. Diss. Bonn, 1955.
- Lindsay K. An Examination of the Fundamental Theories of Wassily Kandinsky. Diss. Madison (Wise.), 1951.
- Ringbom S. The Sounding Cosmos: A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting. Abo, 1970.
- Washton Long R.-C. Kandinsky: The Development of an abstract style. Oxford- New York, 1980.
- Verenshiold M. Kandinsky’s Moscow // Art in America. March. 1989. p. 98−103.
- Weiss P. Kandinsky and Old Russia: The Artist as Ethnographer and Shaman. New Haven, 1955.