Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Освоение Урала и Западной Сибири как социокультурный процесс: структура, коммуникации, ценности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор опирался на классические работы отечественных мыслителей, в которых реконструирована не только конкретная история, но и смысл отечественной колонизации (П.Я. Чаадаев, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. К. Любавский, Н. М. Ядринцев, А. П. Щапов, П.А. Словцов) и др., на работы по исторической географии Урала и Сибири, появившиеся в советский период (С.В. Бахрушин, В. И. Шунков, В. В… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
    • 1. 1. Освоение и колонизация: основные культурные смыслы
    • 1. 2. Понятие культурного ландшафта в трактовке освоения новых территорий
    • 1. 3. Коммуникации и ценности освоения
  • ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ИСТОКИ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ
    • 2. 1. Исторические маршруты освоения и их культурный контекст
    • 2. 2. Опорный каркас освоения региона
    • 2. 3. Коммуникации и ценности освоения в современном культурном ландшафте регионов
  • ЗАКЛЮЧНИЕ
  • БИБЛИОГРАИЯ

Освоение Урала и Западной Сибири как социокультурный процесс: структура, коммуникации, ценности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное гуманитарное познание все чаще обращается к изучению различного рода территориальных образований в социокультурном контексте. В последние годы данный контекст существенно обогащается пространственным содержанием. В связи с этим возникает потребность в разработке теоретических подходов к исследованию пространственной организации социокультурных локалитетов. Откликом на эту потребность может стать философско-культурологический подход, сочетающий ценностное измерение данных объектов в современном спектре их социальной и культурной неоднородности с выявлением закономерностей исторической динамики их становления и развития.

С этой точки зрения, большой интерес представляют регионы, расположенные на территории Урала и Западной-Сибири. Как объекты социокультурного пространства они сформировались под влиянием целого ряда факторов исторического, географического и социального характера. В разное время на данной территории, уникальной по своим природным ресурсам, сложились специфические системы расселения, отвечавшие задачам сменявших друг друга форм колонизации: промысловой, аграрной, старопромышленной, в том числе, и горнозаводской. Последние десятилетия XX века были отмечены массированным индустриальным наступлением на эти земли, а сейчас можно говорить и об этапе их постиндустриального развития.

В присоединении этих территорий к Русскому государству, в последующих этапах их колонизации наиболее полно и отчетливо проявилась особенность отечественной культуры именно как культуры освоения, отмеченной экстенсивным характером исторического развития-и географического развертывания. Своеобразие исторического опыта освоения сформировало многослойный культурный ландшафт этих регионов, повлияло на образ жизни региональных общностей и продолжает оказывать воздействие на современную социокультурную ситуацию. Таким образом, историко-культурная реконструкция процесса освоения данных регионов и теоретическое исследование его структуры и динамики являются важными и своевременными. Они не только вносят вклад в общую картину социокультурного пространства современной России, но и способствуют развитию самосознания отечественной культуры. Этим определяется актуальность диссертационной работы не только в общекультурном, но и в философском смысле.

Теоретические предпосылки исследования. Тематика данной работы находится на пересечении целого ряда проблем различной предметной направленности. Ключевой из них является проблема освоения. Причем освоение в данном случае мыслится не как синоним колонизации, а в более широкомконтексте, связанном с особенностями отечественной культуры, которую, как уже было сказано выше, можно определить как культуру освоения. Предпосылки подобного видения присутствуют в истории философской и культурологической мысли — как отечественной, так и западноевропейской. Поэтому понятие освоения тесным образом связано с основополагающими философскими категориями: «деятельность», «опредмечивание» и «распредмечивание», «отчуждение» и «присвоение», «овещнение» и др. В попытке соотнесения понятия освоения с данными категориями автор опирался на труды мыслителей прошлого (И.Г. Фихте, Г. В. Гегель, К. Маркс, М. Вебер) и работы современных философов (Г.С. Батищев, Э. В. Ильенков, Э. Ю. Соловьев и др.).

В качестве инварианта освоения-колонизации, как и любой формы освоения, в работе рассматривается ценностное отношение субъекта к объекту познания или преобразования. Это определяет обращение как к аксиологическим, так и праксиологическим аспектам многообразия освоен-ческих форм.

При изучении коммуникаций освоенияавтор опирался не только на идеи современной коммуникативистики (У. Эко, М. Маклюэн, Д. Белл, Н. Луман и др.), но и на философскую и социологическую классику (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Юнг, К. Ясперс, Д. фон Гильдебранд и др.).

Определенную роль в формировании авторской позиции в части изучения пространственных закономерностей процессов освоения сыграл хорологический подход, в становление которого внесли свой вклад И. Кант, А. Геттнер и< К. Риттер. Данный подход оказал влияние и на формирование в XX веке концепции культурного ландшафта, используемой в настоящем исследовании' в качестве теоретической рамки по отношению к процессу освоения и-его результатам:

Авторская интерпретация концепции культурного ландшафта опирается на идейное наследие JI.C. Берга, К. Зауэра, О. Шлюттера, на исследования современных отечественных авторов: А.Г. ИсаченкоБ.Б. Родомана, Ю-А. Веденина, Р. Ф. Туровского, B.JI. Каганского, Д. Н. Замятина, В. Н. Калуцкого, М. В. Рагулиной, JI.B. Смирнягина и др.

Точно так же теоретическая оптика географической науки сказалась на авторской позиции при изучении структуры расселения и типизации наземных коммуникаций освоения. Здесь автор исходил прежде всего из положений концепции опорного каркаса, вклад в развитие которой внесли отечественные географы Н. Н. Баранский, Г. М. Лаппо, Б. С. Хорев, П. М. Полян, С. А. Тархов и др.

Автор опирался на классические работы отечественных мыслителей, в которых реконструирована не только конкретная история, но и смысл отечественной колонизации (П.Я. Чаадаев, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. К. Любавский, Н. М. Ядринцев, А. П. Щапов, П.А. Словцов) и др., на работы по исторической географии Урала и Сибири, появившиеся в советский период (С.В. Бахрушин, В. И. Шунков, В.В. Покшишевский), а также на современные работы по истории и теории Сибирского фронтира (В.А. Ламин, Д. Я. Резун и др.). На формирование исследовательской позиции автора повлияли опубликованные в последние десятилетия работы историков, географов, философов, социологов, экономистов, экологов, ре-гионоведов, представителей других областей социогуманитарного знания, посвященные историко-культурным аспектам освоения Урала и Сибири и современным социокультурным процессам (JI.B. Баньковский, Н.А. Ми-ненко, И. В. Побережников, Н. А Балюк, JI.M. Мосолова, И. Я. Мурзина, Е. Ф. Фурсова, С. В. Рассказов, А. Г. Еманов, Л. Н. Захарова, А. В. Павлов, М. Н. Щербинин, Ю.'В1. Ларин, Л. В. Дмитриева и многие другие). В понимании автором исторической динамики освоения как социокультурного-процесса большую роль сыграла программа «Социокультурная эволюция России и ее регионов», разработанная Центромизучения социокультурных изменений Института философии РАН под руководством Н. И. Лапина.

Методология исследования. исходит из принципа единства исторического и логического в философском осмыслении и ценностном измерении историко-культурного и культурно-географического аспектов освоения. Организующим методом в данном случае выступает системный * подход, включающий в себя следующие частные методы и подходы:

Ценностный подход, ориентированный на исследование и типизацию аксиологических и праксиологических аспектов освоения-колонизации, интерпретируемых затем в стандартах повседневного образа жизни.

Структурно-коммуникативный метод, направленный на изучение и интерпретацию овещненных коммуникаций (прежде всего, путей сообщения) и реконструкцию форм общения и общностного взаимодействия, осуществляемых в процессе освоения. Данный метод предполагает выявление определенных коммуникативных структур освоения и системное изучение особенностей их генезиса.

Синтезирующую роль в исследовании социокультурного пространства играет концепция культурного ландшафта. Обращение к ней обусловлено задачей многоаспектного рассмотрения слоев материальной и духовной культуры, сложившихся в результате жизнедеятельности поколений людей, осуществлявших различные формы освоения.

Объектом исследования являются процессы освоения территории Урала и Западной Сибири и возникшие в их результате культурные ландшафты, предметом — ценностные и структурно-коммуникативные аспекты освоения.

Хронологические рамки исследования рассматривают период от начала целенаправленного освоения русскими территории Урала и Западной Сибири, связанного со строительством в конце XVI в. первых городов-острогов и устойчивых сухопутных путей сообщения, до наших дней.

Цель исследования состоит в концептуальном осмыслении освоения регионов Урала и Западной Сибири, понимаемого как социокультурный процесс.

Достижению поставленной цели служат следующие исследовательские задачи:

1. Экспликация основных культурных смыслов отечественного освоения.

2. Разработка теоретического инструментария применительно к изучению освоения как социокультурного процесса.

3. Реконструкция ценностных и структурно-коммуникативных аспектов освоения территории Урала и Западной Сибири.

4. Интерпретация взаимодействия исторически сложившихся форм освоения регионов Урала и Западной Сибири в рамках концепции культурного ландшафта.

Научная новизна исследования. Идея исследования состоит в том, что присоединение к России территорий Урала и Западной Сибири как начальный этап распространения российской цивилизации на Север и Восток, рассматривается в первую очередь как социокультурный процесс. В связи с этим, новизной обладает как сама постановка проблемы, так и решение отдельных исследовательских задач.

В частности, освоение рассматривается как сущностная черта отечественной культуры, актуализация которой в большинстве случаев проявлялась в экстенсивном характере исторического развития и географического развертывания.

Данное развертывание рассматривается преимущественно не как фронтирное, а какмаршрутное. Поэтому материалы по истории колонизации Сибири, приобретают новую ценностную иструктурно-коммуникативную интерпретацию.

Благодаря, этому новое звучание получает концепция культурного ландшафта, а именно: рисунок освоения (маршруты освоения и складывающийся впоследствии опорный каркас) предстают в качестве канвы культурного ландшафта. Использование подобного подхода применительно к анализу конкретного исторического материала позволило осуществить структурно-коммуникативную реконструкцию ряда наиболее значимых процессов освоения, оказавших влияние на особенности культурного ландшафта Урала и Западной Сибири.

На этой основе в работе впервые была представлена попытка социокультурного районирования современных регионов Урала и Западной Сибири.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Освоение как социокультурный процесс представимо в единстве структурно-коммуникативных элементов и ценностных феноменов.

2. Коммуникации освоения являются основными трансляторами его ценностного контекста.

3. Маршруты первоначального освоения, прекратившие свое существование, продолжают присутствовать в культурном ландшафте в виде неявных коммуникаций — «силовых линий культуры».

4. Опорный каркас освоения представляет собой структурно-коммуникативное образование — основу культурного ландшафта.

Научная и практическая значимость исследования исходит из его новизны и предполагает следующие направления теоретического развития и практического применения его результатов:

• Результаты исследования могут служить инструментальной основой для оценки состояния и перспектив социокультурного развития изучаемых регионов.

I • Благодаря этому возможно проведение комплексных исследований регионального культурного наследия и разработка практических рекомендаций по его сохранению.

• Материалы исследования могут быть использованы в качестве информационных источников в практике туризма и в преподавании ряда гуманитарных дисциплин (истории, краеведения, гуманитарной географии, регионалистики).

Апробация работы. С результатами исследования по теме диссертации автор выступал на целом ряде Международных, Всероссийских и зарубежных конференций: Международная конференция «Нефть и газ Западной Сибири» (Тюмень, 2003), Международная (российско-германская) конференция «Александр фон Гумбольдт и проблемы устойчивого развития Урало-Сибирского региона» (Тюмень, 2004), Международная научно-j практическая конференция под эгидой кафедры ЮНЕСКО РМАТ «Туризм и культура: пути взаимодействия» (Екатеринбург, 2005), Всероссийская научно-практическая конференция «Культурное пространство региона» .

Тюмень, 2005), IV Российский философский конгресс (Москва, 2005), Всероссийский социологический конгресс «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва, 2006), Международная конференция «Искусство, фольклор, этнические традиции в решении актуальных задач современной культуры» (Минск, 2007), Международная научно-практическая конференция «Проблемы изучения культурных связей в эт-ноконтактных зонах в славянском мире» (Минск, 2008), Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения (Тюмень, 2008) и др.

Отдельные положения исследования обсуждались на научных мероприятиях различного уровня и масштаба: семинарах, коллоквиумах, совещаниях в Тюмени, Новосибирске, Вологде, Ханты-Мансийске, Салехарде и др.

По теме диссертационного исследования автору был предоставлен грант Института Кенннана (Вашингтон, США).

Результаты исследования представлены в 26 публикациях. В том числе в 12 статьях (4 из них в изданиях, включенных в список ВАК).

Научно-теоретические и эмпирические аспекты работы нашли свое прикладное отражение в создании интернет-проектов, посвященных историко-культурному наследию регионов Урала и Западной Сибири: «Путь в Сибирь» (www.ikz.ru/siberianway) и «Культура и искусство Тюменской области» (www.ikz.ru/culture).

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и 1 приложения. Основной текст изложен на 139 страницах машинописного текста, список использованных источников состоит из 157 наименований.

Результаты исследования показали, что комплексная реконструкция историко-географических маршрутов освоения в составе современного опорного каркаса имеет и определенное прикладное значение. Оно способно стать инструментом при социокультурном районировании территории региона, выявлении механизмов взаимодействия традиционных и инновационных элементов региональной культуры, а также в решении целого ряда задач, связанных с изучение гуманитарных аспектов жизни региональных сообществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подведем итоги исследования. Оно состояло в попытке осмыслить освоение регионов Урала и Западной Сибири как социокультурный процесс.

В ходе решения поставленных задач сформировалось авторское понимание освоения в качестве ключевого понятия, организующего весь исследовательский инструментарий. Диссертант приходит к выводу, что в отечественной культурфилософской традиции освоение мыслится как духовно-практическое отношение, состоящее в познании и преобразовании человеком окружающего мира. В нем всегда артикулировано ценностное содержание и наличие творческой активности. В связи с этим понятие «освоение» обладает значительным эвристическим потенциалом для системного понимания отечественной культуры в ее историческом развитии и географическом развертывании. В истории России процессы, связанные с присоединением к ней новых территорий не были колонизацией в привычном смысле, поскольку становились фактором самоизменения культуры.

Что же касается коммуникаций освоения, то они имеют двойную природу. Во-первых, это маршруты колонизации — способ «маркировки» географического пространства. Во-вторых, это общение как способ ценностного освоения нового места и утверждения на нем. Исходя из этого, исторические маршруты освоения Сибири можно рассматривать в качестве коммуникативных трансляторов, утверждавших на новых территориях определенные стандарты и ценности культуры.

Линейные транссибирские маршруты (от «Сибирского пути» конца XVI — первой половины XVIII вв. до Транссибирской железнодорожной магистрали) транслировали пространственную экспансию на Восток определенных волн освоения (промыслового, аграрного, старопромышленного, нового индустриального). На наиболее разветвленных участках этих маршрутов со временем сформировались опорные каркасы регионов, представляющие собой системы узловых (поселений) и линейных (наземных коммуникаций) элементов, отвечавшим определенным освоенческим задачам.

В ходе авторского рассмотрения истории Сибири был выявлен ряд примеров, когда определенная форма освоения теряла свою актуальность, а соответствующие маршруты прекращали свое существование. Но при этом ценности освоения сохранялись и продолжали скреплять неявную коммуникативную структуру. То есть здесь можно говорить о постепенном перерождении коммуникации из «жесткой» в неявную форму с сохранением ее ценностного содержания, определяющего культурную индивидуальность мест, некогда связанных исчезнувшим маршрутом (а в ряде случаев и сетью таких маршрутов).

Применение культурного ландшафта в качестве интегрирующего понятия показало, что оно обладает большими эвристическими возможностями. Это проявилось при комплексном изучении процесса освоения и интерпретации его результатов. Тем самым организационно-коммуникативная основа современного культурного ландшафта регионов Урала и Западной Сибири может быть рассмотрена в виде совокупности маршрутов, объединяемой в опорный каркас освоения. Именно данный каркас в его современной форме становится транслятором не только традиций, но и инноваций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 314 с.
  2. Д.А. Культура городов Западной Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.). — Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2002. — 196 с.
  3. Антология мировой философии в 4-х т. М.: Мысль, 1969−1972. Т. 3. -С. 335.
  4. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI—XX вв.ека. Рос. акад. наук, Урал, отд-ние, Ин-т истории и археологии. М.: Наука, 2004.-600 с.
  5. А.С. Россия: критика исторического опыта. М., Философское общество, 1991. Том. 3−471 с.
  6. Бабиновская дорога путь длиною в 400 лет: научно-популярное издание. Под. ред. Шилова В. В., Бординских Г. А. — Березники, 1998. — 68 с.
  7. Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: Монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. 255 с.
  8. Л.А. Сад XVIII века. Соликамск: ОГУП ИПК, 2004. -202 с.
  9. Н.Н. Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980. -239 с.
  10. Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990−303 с.
  11. П.Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. Спб.: изд-во РХГИ, 1997.-467 с.
  12. Г. С. Опредмечивание и распредмечивание. // Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. с. 461−462.
  13. JI.C. Предмет и задачи географии // Изв. РГО, 1915. Т. 51. Вып.9. С. 463−465.
  14. В.И. Повседневная жизнь Русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М.: Молодая гвардия, 2000. — 391 с.
  15. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 168 с.
  16. О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. — 222 с.
  17. В.П. Ценности культуры и время. Великий Новгород: НовгГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 — 112 с.
  18. М. Я и Ты . М.: ИНИОН, 1993. С. 6−72.
  19. В.Н. Русский Север. — Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1998. 352 с.
  20. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  21. Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб.: Дмитрий Бу-ланин М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1997. — 224 с.
  22. Ю.А. Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт наследия- СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 620 с.
  23. Ю.А. Информационные основы изучения и формирования культурного ландшафта как объекта наследия. // Известия АН. Серия географическая, 2003, № 3, с. 7−13.
  24. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. 344 с.
  25. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Издательство С. -Петербургского университета, 1996. — 152 с.
  26. М.Г. Региональный этос: истоки, становление, развитие. Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. — 160 с.
  27. М.Г. Региональная общность: предпосылки формирования и перспективы развития. // Журнал «Налоги. Инвестиции. Капитал.» № 1−2 2002 г.
  28. М.Г., Литенкова С. П. Структура расселения в Тюменской области: особенности генезиса и перспективы развития // Известия РАН. Серия географическая. 2005. № 3. С. 56−62
  29. М.Г., Литенкова С. П. Влияние структуры расселения Тюменской области на формирование региональной общности (опыт социально-пространственного анализа) //Вестник Тюменского госуниверситета. № 4/2004. С.47−52.
  30. М.Г., Селиванов Ф. А. Понятие общности: основные трансформации и адекватные дефиниции // Известия высших учебных заведений: Социология. Экономика. Политика. 2008. № 2. С. 11−13.
  31. , Г. Энциклопедия философских наук: ч. 3. Философия духа М., 1956.-371 с.
  32. , Г. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. -477 с.
  33. А. География. Ее история, сущность и методы / Под ред. Н. Баранского. М.-Л.: Гос. Изд., 1930. 218 с.
  34. В.Л. Глубинная Россия: 2000−2002. М.: Новое издательство, 2005.-328 с.
  35. Ю.Н. География человека. М.: Едиториал УРСС, 2003. -296 с.
  36. С.В., Миненко Н. А., Побережников И. В. Горнозаводские центры и аграрная среда в России: взаимодействия и противоречия. М.: Наука, 2000.-261 с.
  37. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: Монографический сборник. М.: ОГИ, 2001. — 560 с.
  38. JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: Издательская группа «Прогресс», фирма «Пангея», «Экопрос», 1993.455 с.
  39. Гуманитарные проблемы освоения. М.-Тюмень, 1990. 241 с.
  40. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллектуал, кн., 1999. 242 с.
  41. Д. фон Гильдебранд. Метафизика коммуникации. СПб.: Алетейя, 2000. — 373 с.
  42. В.А. Поморье и колонизация Западной Сибири: конец XVI начало XVIII вв.: Автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Помор, гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск, 2003. — 25 с.
  43. А.Л. История села Архангельское Исетского района Тюменской области", с. Исетское, 1993. 102 с.
  44. Л.Ю. Кунгур в старых фотографиях и документах. Кун-гур, 1999.-54 с.
  45. Д.Н. Моделирование географических образов. Пространство гуманитарной географии. Смоленск: Ойкумена, 1999. 256 с.
  46. Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. — 512 с.
  47. Н.Ю. Зона освоения (фронтир) и ее образ в американской и русской культурах // Общественные науки и современность. 1998. — № 5.-С. 78.
  48. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
  49. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., Логос, 2000. 304 с.
  50. , Ю. Колонизация Севера. Материалы северных колонизационных экспедиций. Петроград, 1920. 14 с.
  51. А.Г. Ландшафты СССР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 320 с.
  52. А.Г. Теория и методология географической науки. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 400 с.
  53. B.JI. Методологические основания регионального анализа как культурной практики. // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Информ. Сб. М., 1997 — Вып. 3. — 218 с.
  54. . В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 94 с.
  55. , И. Соч. в 6-ти тт. Т.З. М.: Мысль, 1964. 242 с.
  56. А.А. Переселение и колонизация. СПб., 1905. — 42 с.
  57. Квартальное" В. А. Теория и практика туризма. Изд.-во. Финансы и статистика. М., 2003. 672 с.
  58. , Т. Лекции по истории логики. М.: Тривиум, 2000. -253 с.
  59. О.В. Онтология коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2004.- 156 с.
  60. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. 400 с.
  61. Культурный ландшафт Русского Севера. / Отв. Ред. А. А. Иванова, В. Н. Калуцков. М.: Изд. СГУ, 1998. 136 с.
  62. Культурны ландшафт Вшейшчыны: Матэрыялы Вшейск. рэпян. на-вук.-практ. канф., (Вшейка, 26−27 лш. 2003 г.) Мн.: Мшсктыппраект, 2004. — 144 с.
  63. В.П., Павлов В. И., Павлов А. В. Район промышленного освоения. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 304 с.
  64. , А.А. Русский Север. Роль Северного края Европейской России в истории русского государства. Вологда, 1919. 66 с.
  65. Культурная география. М.: Институт Наследия, 2001. — 192 с.
  66. Крестьянский сарафан Малахитницы: Культурно-исторические очерки / Колл. авт. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. — 368 с.
  67. О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII начала XX в. (геокультурный аспект) / Научный ред. Ю. А. Веденин. -М.: Ин-т наследия, 1998. 128 с.
  68. О.А. Культурный ландшафт: семантика культурно-географических взаимодействий. // Известия АН. Серия географическая, 2003, № 2, с. 114−120.
  69. Г. М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение //Известия АН СССР. Серия географическая. 1983. № 5. — С. 16−28
  70. Г. М. Геоурбанистика в зеркале Великого Устюга // «География» № 42/2002. с. 4−8.
  71. Ю.В. Диалектика форм освоения. // Ценности процесса освоения. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1990. с. 4−7.
  72. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 535 с.
  73. А.И. Историко-культурные ландшафты Беларуси. Мн.: Белорусская наука, 2006. — 470 с.
  74. , Г. Микрокозм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества: Опыт антропологии. М., 1866. — 509 с.
  75. , Н. Власть. М.: Праксис, 2001. 249 с.
  76. М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 82 с.
  77. М.К. Историческая география России в связи с колонизацией. СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 304 с.
  78. М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. — 496 с.
  79. , М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. -Москва: Гиперборея: Кучково поле, 2007. — 462 с.
  80. В.П. Географическая культура. М.: Владос. 1998. — 416 с.
  81. И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. -М.: КомКнига, 2005. 240 с.
  82. А.Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков: Центр «Возрождение» при содействии ОЦНТ. 2002. — 300 с.
  83. С.В. Крайний Север и север Европейской России. «Живописная Россия», под редакцией П. П. Семенова, т. 1. Спб, 1915.96 с.
  84. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М.: 1956. 595 с.
  85. Л.И. Цивилизация и великие исторические реки: Статьи -М.: Прогресс: Пангея, 1995. 461 с.
  86. Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ланд-шафтоведения. М.: Мысль, 1973. 245 с.
  87. Г. Ф. История Сибири. М.-Л., 1937. — Т. 1. — 247 с.
  88. Моль, Абраам. Социодинамика культуры. М.: Прогресс. 1973 -406 с.
  89. Э. Манифест персонализма. М.: Респ., 1999. 558 с.
  90. И. Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования // Известия Уральского государственного университета. 2004. — № 29. — С. 86−97.
  91. И.Л. Бабиновская дорога (утраченные памятники Верхне-камья). // Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии. (Материалы Международной научно-практической конференции). Березники, 1997. с. 19−22.
  92. На государевой дороге: культурно-исторические очерки. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2000. 304 с.
  93. A.M. Взаимодействие была коренных малочисленных народов Севера и культуры переселенцев в современных условиях. Автореф. дис. ., канд. философ, наук: 24.00.01 / Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2005. -22 с.
  94. Н.И. Освоение Сибири в XVII веке. М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
  95. В.А. Ландшафтоведение. М.: Аспект Пресс, 2003. -176 с.
  96. Д.В. Философско-теоретические проблемы современной западной географии. // «Основные понятия, модели и методы общегеографических исследований». М.: ИГАН, 1984. С. 39−49.
  97. Новейший философский словарь. // Под. ред. А. А. Грицанова. М.: Книжный Дом. 2003. 1280 с.
  98. Очерки истории и культуры города Верхотурье и Верхотурского края. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. — 288 с.
  99. Очернки истории Тюменской области. Тюмень, 1994. 270 с.
  100. Очерки истории белорусов в Сибири в XIX—XX вв. Новосибирск: Наука-Центр, 2002. — 241 с.
  101. , Т. О социальных системах. М.: Акад. Проект, 2002. -830 с.
  102. В.В. Организация населения в колонизируемом пространстве: очерки истории колонизации Зауралья конца XV середины XVIII вв.: Монография. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2005. — 237 с.
  103. В.В. Заселение Сибири (историко-географические очерки). Иркутск, 1951. -208 с.
  104. В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв. М.: Наука, 1993. — 320 с.
  105. Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Вак-лер» -2001. — 656 с.
  106. М.В. Культурная география: Теории, методы, региональный синтез: Дис.. д-ра геогр. наук: 25.00.24. Иркутск, 2005. — 341 с.
  107. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы. / Под ред. А. И. Трейвиша и С. С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-296 с.
  108. Регионы и регионализм в странах Запада и России. М., ИВИ РАН, 2001 -260 с.
  109. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. — М.: Луч. 1993.- 179 с.
  110. РиккертГ. Философия истории. СПб., 1908.-208 с.
  111. .Б. Поляризованная биосфера. Смоленск: Ойкумена, 2002. -335 с.
  112. К.Г. Блага, ценности, освоение. // Ценности процесса освоения. Тюмень, 1990. с. 58−63.
  113. Русский Север: этническая история и народная культура. XII—XX вв.ека. М.: Наука, 2004. — 848 с.
  114. Ф.А. Благо. Томск, 1967. 214 с.
  115. А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с.
  116. Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. — 430 с.
  117. Социально-философские проблемы освоения новых территорий-. Тюмень, 1988.-98 с.
  118. Социокультурный портрет региона. Типовая программа и методика, методологические проблемы. Под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: ИФ РАН, 2006. 325 с.
  119. В.Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии. // Известия АН: Серия географическая, 2003, № 2, с. 114−120.
  120. Н.Г. Карл Риттер и географическая наука в России. Л.: Наука, 1990.-460 с.
  121. П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 1. СПб, 1835. -364 с.
  122. Служивцев В. В .Традиционное искусство в современной культуре. // Искусство в современном мире: материалы первой научно-практической конференции (7 декабря 2004 г.). Ханты-Мансийск: Полиграфист. 2005: с. 79−82.
  123. С.М. Избранные труды. М.: Наука, 1983. 438 с.
  124. В.А. Общение и ожидание. Феномен коммуникации в контексте культуры. СПб: СПГУВК, 2006. — 262 с.
  125. И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М.: Социум, 1999. — 184 с.
  126. С.А. Пространственные закономерности транспортных сетей. // Известия АН. Серия географическая, 2002, № 2, с. 15−22.
  127. , А. Исследование истории. Изд-во СПбГУ. 445 с.
  128. Р.Ф. Политическая регионалистика. Издательство: ГУ ВШЭ. М.: 2006.-792 с.
  129. Хайдеггер, М: Бытие и время: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
  130. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
  131. И.Г. Сочинения. Санкт-Петербург: Наука, 2008. — 751 с.
  132. Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в 17−20 вв.: общее и особенное. Новосибирск: РИПЭЛ плюс, 2001 Вып.1. — 116 с.
  133. Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в 17−20 вв.: общее и особенное. Новосибирск: РИПЭЛ плюс, 2002 Вып.2. — 96 с.
  134. П.Я. Апология сумасшедшего. // Сочинения. М.: Правда, 1989.-219 с.
  135. Г. Ф. Колонизация Севера и пути сообщения. Петроград, 1920.-20 с.
  136. Ценности процесса освоения. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1990. 90 с.
  137. Ценностный мир XXI века: история, герменевтика, феноменология. Под. ред. В. П. Барышникова. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2004. 124 с.
  138. Н.И. До горизонта земля! (К пониманию истории России) // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 18
  139. . Н.Н. Деревянная’резьба Тюмени. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. 160 с.
  140. , М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 413 с.
  141. , О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. 664 с.
  142. В.И. Очерки по истории колонизации Сибири в XVII начале XVIII века. М.-Л., 1946.- - 261 с.
  143. А.П. Историко-географическое распределение русского народонаселения: Сочинения. СПб., 1906. — Т. 2. — 217 с.
  144. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Спб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
  145. .О. Недопетая песня. Очерки, статьи, воспоминания и размышления о Тобольске и тоболяках. Екатеринбург: ГИПП «Уральский рабочий», 2000 200 с.
  146. Юнг, К. Психология бессознательного. М.: ACT, 1998. — 397 с.
  147. Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003.-556 с.
  148. И.Л., Вощинин В. И. Учение о колонизации и переселениях. М.-Л., 1926.-328 с.
  149. , К. Смысл и назначение истории М.: Политиздат, 1991. -527 с.
  150. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973. 507 p.
  151. Sauer K. Morphology of Landscape // University of California/ Publications in Geography. 1925, Vol. II, № 2. p. 36−48.
  152. Sauer K. Recent Developments in Cultural Geography // E.C. Hayes (ed.). Recent Developments in the Social Sciences. N.Y., 1927. p. 154−214.
  153. The Oxford Russian-English Dictionary. Oxford. At The Clarendon Press, 1972.-p. 456.
  154. Toffler A. A Third Wawe. N.Y. 1980. 544 p.
Заполнить форму текущей работой