Кофейня как территория и средство европейской межкультурной коммуникации
Уточнение символического контекста, сопутствовавшего распростра-нению в Европе кофе и какао, позволяет говорить о том, что кофе в целом представляет к концу XVIII началу XIX века ценности буржуазной куль-туры, тогда как шоколад и какао ценности аристократического быта. Для России того же времени эти различия не столь существенны: важно, что и кофе, и какао, и шоколад ассоциативно связываются… Читать ещё >
Содержание
- попытки ввести новое налогообложение вместо практиковавшегося ранее запрета на них
- Введение
- Глава 1. Изменения в общественной жизни и зарождение кофейных домов
- Глава 2. История кофеен в России
- Глава 3. Современные кофейни
- 3. 1. Современные кофейни Европы
- 3. 2. Российские кофейни
- 3. 2. 1. «Молодежь кофеен»
- 3. 2. 2. Интернет и арт- кафе
Актуальность настоящей курсовой работы. Несмотря на противоречивые воззрения медиков, кофе прочно вошел в быт и повседневную жизнь европейцев. Начиная с первой половины XVII в. его пили повсюду. Тем не менее информация о том, когда, как и кем кофе продавался и потреблялся, известна лишь с 1650 г.
Получалось так, что те, кто выращивал кофе, вовсе не всегда его продавали. Это делали купцы, аристократы или знаменитые путешественников. В «Истории кофе» Шапиро писал, что «на улицах городов Европы бродили бесчисленные торговцы, несущие на спинах свой товар кофейники, подносы, чашки, ложки и сахар. Этих проповедников кофе, окутанных его ароматом, можно было встретить и на Востоке, и на Западе».
Напиток испытывал гонения со стороны католической церкви Фанатики веры объявили, что кофе это распространенный у мусульман дьявольский заменитель освященного Христом вина. Лишь в XVI в. Папа Римский Климент VIII положил конец прениям, начав приобретать кофе для себя и объявив его истинно христианским питьем. Как только слово Папы разлетелось по Европе, уже ничто не могло сдержать распространение кофе по Европе.
Современные кофейни, как место встреч горожан, продолжают опыт своих предшественников, причем весьма успешно. В последние два-три года кофейни в России успели вырасти в социокультурное явление: в одночасье сложилась, как карточный домик, советская культура потребления кофе. Напиток перестал был просто утилитарным утренним стимулятором и стал спутником времяпрепровождения совершенно европейского типа: окна от пола до потолка, особая атмосфера, тихая музыка, десятки сортов кофе.
«Бум кофеен, охвативший в последние два года Петербург, интересен и с точки зрения оявления новой социальной группы молодежи. Они определенным образом одеты, ведут себя, общаются и производят впечатление некой общности» .
Цель настоящей работы исследование кофеин как средства и территории европейской межкультурной коммуникации.
Задачи работы:
— исследование истории кофеин в качестве коммуникационного ресурса;
— анализ современного положения кофеин как средства межкультурной коммуникации.
Глава 1. Изменения в общественной жизни и зарождение кофейных домов
Благодаря тому, что ислам запрещает употребление спиртного, питьё кофе стало национальной традицией мусульманских стран, а турецкие дипломаты и паломники распространяли этот обычай и в другие государства.
Так, в начале XVII века кофе попал в Европу, где и стали открываться первые кафе сначала в Венеции, затем в Марселе, Лондоне и Париже. Торговцы вином и пивом несли значительные убытки, так как всё большую популярность начинал приобретать новый напиток, и даже попытки запретить его и закрыть кофейни не смогли остановить его триумфальное шествие.
Тогда же, в XVII веке, зерна были завезены и в Россию, благодаря оживленной торговле с Востоком и притоку иностранцев из Европы. «Чёрный отвар» сначала был прописан придворным лекарем царю Алексею Михайловичу как лекарство от хандры и насморка, однако активно употреблять его начали только после указа Петра I, который пристрастился к нему во время своего визита в Голландию.
Голландцы же, видя нарастающую популярность кофе, стали выращивать его на плантациях в своих колониях, а в начале XVIII века французы транспортировали первое дерево на Мартинику. Ява и Центральная Америка узнали новую культуру чуть позже, а затем растение попало в Бразилию, которая на протяжении уже двух столетий остаётся крупнейшим кофейным производителем.
Причины широкого распространения и большой популярности кофе как напитка более сложные, чем их пытались представлять раньше. Конечно, они объясняются не только одобрительным отношением к нему Папы Римского, В трактате «Лекарства и наркотики в истории» Портер и Тейч предположили, что кофе появился в Европе в нужное время. В период с XVII по XIX в. на континенте происходили глубокие социальные и культурные изменения. Изменялось и астроение умов. Кофе явился вехой таких перемен люди восприняли новшество, потому что были готовы к нему.
Во-первых, раньше вся жизнь горожан-европейцев протекала в кругу семьи, затем они стали проводить часть времени вне стен собственного дома. Возникла потребность в организации публичных мест, где люди могли бы собираться и отдыхать. Похожие изменения произошли и в жизни аристократии. Когда культурная жизнь при королевских дворах постепенно затихла, появилась потребность в новых формах активности.
Во-вторых, в Европе это было время прогрессивных идей. Во Франции возникла эпоха Просвещения, несколько позднее в Италии развернулось движение за гражданские права Рисорджименто. (Однако при ретроспективном взгляде на историю этого времени следует обратить внимание на то, что в этот же период многие тысячи рабов трудились на плантациях Бразилии и Нидерландской Вест-Индии.) Публичные собрания, где произносятся речи и принимаются декларации и резолюции, еще не вошли в социальную жизнь. Местами, где люди могли собираться и обсуждать интересовавшие их проблемы, отдушинами, через которые изливалось общественное мнение, стали кофейные дома, или кофейни.
В-третьих, параллельно с такими изменениями в это время крепло негативное отношение к вину и пиву из-за неприятных последствий их употребления. Кофе рассматривали как их заменитель, так как он облегчал общение людей, не вызывая отравления.
В Европе, как и в Турции, кофейни посещали представители всех слоев общества: политики, общественные деятели, торговцы, творческие личности и обычные горожане. В это время сложились новые формы социальных отношений.
Купцы, раньше обсуждавшие свои сделки в пивных, стали это делать в кофейнях. Так же стали поступать и появившиеся в то время первые страховые и финансовые общества. Кофейные дома превратились в места встреч художников и писателей, обычно работавших поодиночке. Они получили возможность встречаться с собратьями по творчеству и наблюдать за обычными людьми.
Рис. 1.1 Сцена оживленной дискуссии «Витание в облаках у Оффли». Интерьер кофейного дома Оффли. 1820 г.
Когда появились первые кофейни, средств коммуникации и информации газет, телефонов, адресных справочников и карт городски улиц еще не существовало. В таких условиях владелец заведения или старший официант выполнял роль судьи, дипломата, свата и посредника в передаче сообщений на общественных началах. Джордж Майк в «Кофейных домах Европы» пишет: «С ним (старшим официантом) можно поделиться секретом, и он всегда поймет, когда вы этого делать не хотите. Он всегда одолжит денег и обманет назойливого кредитора, сохранит и передаст вам письма, особенно те, которые не должны попасться на глаза жене. Совсем не обязательно знать, где вы живете, гораздо важнее знать, какой кофейный дом вы посещаете».
Рассматривая потенциальные доходы от возросшего потребления тех или иных товаров, правительства европейских стран предприняли
Список литературы
- Амелина А.Н. Коммуникационный потенциал точек обществен-ного питания//Экспертиза, 2006, № 12
- Анохин М.Г., Павлютенкова М. Ю. Авангардные информацион-ные технологии PR: возможности и перспективы. // Связи с об-щественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В. С. Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2001
- Ашин Г. К. Вторжение без оружия: идеологическая борьба в со-временном мире и буржуазная массовая культура. М.: Со-ветская Россия, 1985
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социаль-ного прогнозирования. М.: Academia, 1999
- Белов Г. А. Политология: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994
- Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2002
- Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика: Аль-манах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Инсти-тут экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999
- Дмитриев А.В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М.: Межведомственный научно-учебный центр комплексных проблем национальной политики (МНУЦ), 1999
- Записки адмирала А. С. Шишкова, веденые им во время путе-плавания его из Кронштадта в Константинополь. СПб., 1834., изд: М, 2003
- Ландшафт моих воображений. Страницы прозы русского сенти-ментализма. М., 1990.
- Война 1812 года и русское общество («Осведомительные пись-ма» тайной полиции) / Публ. С. Н. Искюля // Русско-французские культурные связи в эпоху Просвещения. Сб. памя-ти Г. С. Кучеренко. М., 2001.
- Маколей Т. История Англии. М.: Олма-пресс, 2006
- Образы власти в постсоветской России: политико-психологический анализ / Е. Б. Шестопал и др.; Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Алетейа, 2004
- Опарина М.В. Культура потребления кофе. М.: Литера, 2005
- Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003
- Пименова А.Н. Чай или кофе?//Ресторанный бизнес, 2006, № 11
- Российский Феатр или собрание всех Российских феатральных сочинений М, 1982
- Смирнова А.Н. История кофе. М.: Смарт, 2005
- Фонвизин Д. И. Собрание сочинений: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. 2.
- Яковлев П. А.Социокультурные признаки формирования сред-него класса в России. М.: Олма-пресс, 2006
- Яковлев П.А. Культура потребления кофе. М.: Манускрипт, 2006