Буддийская металлическая пластика как пространство Великой Пустоты
Диссертация
Внимание исследователей к искусству буддизма, выделение его в качестве особой отрасли научных изысканий связано с именем С. Ф. Ольденбурга (1863— 1934). В 1903 году этот выдающийся ученый-востоковед вводит в науку хранившийся в коллекции П. Л. Шиллинга ксилограф «Дерево собрания, 300 изображений» Джанжа Ролби Дорже (1717−1786) — первое в России и второе в мире после издания Пандером в Берлине… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Доктрина Шуньявады в буддийской философии
- Глава 2. Ре-презентация и Со-крытие Природы Истинносущего в буд дийском искусстве
- Глава 3. Буддийская металлическая скульптура как проявление многоаспектности Кауа (Тело)
Список литературы
- Алексеев В.М. Наука о Востоке. М., Наука, 1982.
- Альбанезе. М. Индия. М., 2001
- Аргуэлес X. и М. Мандала. М.: Благовест, 1993.
- Анарина Н.Г. Сакральная телесность в японской художественной вещи / Вещь в японской культуре. М.: Вост. лит., 2003.
- Анагарика Говинда. Путь белых облаков. Буддист в Тибете. М.: Сфера, 1997.
- Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы. М., 2000.
- Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
- Асвагоша. Жизнь Будды / Перевод К. Бальмонта. М., 1913.
- Бадмаева Г. Ю. Буддийская картина мира в звуках./Восточная коллекция, зима, 2005.
- Бадмажапов Ц.-Б.Б. Буддийская живопись Бурятии. Улан-Удэ, 1995.
- Бадмажапов Ц.-Б.Б. Иконография и искусство тибетского буддизма // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
- Бадмажапов Ц.-Б.Б. (сост.). Иконография Ваджраяны. М: ДИК, 2003.
- Бадмажапов Ц.-Б.Б. Тибетские традиции в буддийской иконографии Бурятии // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
- Бадмажапов Ц.-Б.Б. Иконография и искусство тибетского буддизма // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск,!995.
- Бадмажапов Ц-Б.Б. Культурно-историческая типология образа Будды Шакьямуни: Диссертация на соискание звания кандидата исторических наук: Улан-Удэ, 1998.
- Бакаева Э. П. Символика мандалы и бхавачакры в ламаистском искусстве // Материальная и духовная культура калмыков. Элиста, 1983.
- Балдано М. «Буддийская символика / Buddhist 8утЬо1з"Билингва (рус., англ.). JI: Палитра, 1991
- Барайдин Б. Жизнь в тангутском монастыре Лавран. Дневник буддийского паломника. 1906−1907 гг. Улан-Удэ-Улан-Батор, 1999.
- Барайдин Б. Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране // „Bibliotheca Buddhica“, вып. XXII, Л., 1924.
- Батчулун Сэргэлэн. Образ Цагаан эбугена Хозяина Земли в искусстве монголо-язычных народов: Монголия, Калмыкия, Бурятия. Диссертация на соискание ученого звания кандидата искусствоведения. Екатеринбург, 2004.
- Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII начала XX века. М: Наука, 2005.
- Батырева С.Г. Национальная школа культовой живописи и скульптуры // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста, 1987.
- Батырева С.Г. Евразийское пространство скульптуры //Сб. Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Элиста, 2000, с. 124−127.
- Батырева С.Г. К вопросу о региональной специфике ламаистской иконографии / С. Г. Батырева // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Доклады и сообщения всесоюзной научной конференции. 4.1. М, 183. С.26−33.
- Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля. // Вопросы философии, № 4, 1994.
- Бернштейн Б.М. К спорам о специфике пространственных искусств // Советское искусствознание. 1988. — Вып. 23.
- Блаватская Е. Теософский словарь. М., 1994.
- Блаватская Е.П. Письма из пещерных дебрей Индостана. М.: Сфера, 1994.
- Бычков. В. В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СПб., М., Университетская книга, 2002.
- Буддизм: Словарь / под общ. ред. Жуковской Н. Л. М.: Республика, 1992.
- Буркхардт. Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Алетейа, 1999.
- Буддийская живопись Бурятии. Улан-Удэ, 1995.
- Буддийские сутры // История и культура Древней Индии, 1990.
- Буддизм. Каноны. История. Искусство: альбом. / [рук. проекта С. Д. Намсараев- отв. ред. Н. Л. Жуковская]. — М.: Теория: Дизайн. Информация. Картография, 2006.
- Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы.) Спб., 1994.
- Великая традиция: Шедевры бронзовой скульптуры Индии. Нью-Дели, 1988.
- Виноградова Н.А. Скульптура Японии III—XIV вв.. М., 1981.
- Виноградова Н. А. Иконографические каноны японской космогонической картины вселенной — мандалы // Канон в древнем и средневековом искусстве Востока и Запада. М., 1976.
- Войтов В.Е., Тихменева-Позднеева Н.А. А. М. Позднеев и его восточная коллекция. М., 2001.
- Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М., „Знание“, 1976.
- Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. СПб., 1919.
- Ганевская Э.В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будцы.//Металлическая скульптура северного буддизма 1Х-Х1Хвв. из собрания ГМВ.М., 2004.
- Гегель. Сочинения.Т. XIV. М., 1958.
- Герасимова К.М. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконометрии и композиции Амдо XVIII век Улан-Удэ, 1971.
- Герасимова К.М. Читралакшана в тибетском и монгольском текстах Даньчжура // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995.
- Геше Джампа Тинлей. Ум и Пустота. М., 2002.
- Генон Рене. Символы священной науки. Пер. Н.Тирос. М.:Беловодье, 2004.
- Глазенап.Х. Буддийские таинства //Вопросы философии. 199. № 7−8.
- Горанов К. Содержание и форма в искусстве.М., „Искусство“, 1962.
- Грек Т.В., Дьяконова Н. В. Концепция дхармакая в изобразительном искусстве Центральной Азии // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т.2. М., 1975.
- Григорьева Т.П. Идея судьбы на Востоке. Понятие судьбы в контексте разных культур. Сборник. М., 1994. с. 98−108.
- Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. В 2 томах. М: Альфа, 2005.
- Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979.
- Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламаистского культа кн.Э. Э. Ухтомского. „Bibliotheca Buddhica“, вып.6, Спб., 1905.
- Гумилев JI. Старобурятская живопись: Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана. М: Искусство. 1975.
- Гунтан Данби Донме. Обучение методу исследования текстов сутр и тантр. Пер.: Е. Островская-мл. М: Ладомир, 1997.
- Даль.В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. — М.: Русский язык, 1989.
- Дайсаку Икэда. Мой Будда. Земной путь Шакьямуни. М. 1994.
- Дхармакирти. Обоснование чужой одушевленности / Перевод с тибетского Ф. И. Щербатского. Пб., 1922.
- Дандарон Б. Д. Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятского комплексного научно-исследовательского института. М., 1965. Вып. II.
- Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма. Улан-Удэ, 1992.
- Далай Лама XIV. Союз блаженства и пустоты. Комментарий на практику Гуру-йоги. М, 2001.
- Дашиев Д. Б. Буддийские категории в популярном вероучении ламаизма // Философские проблемы буддизма. Новосибирск, 1984.
- Джатаки / Перевод с пали Б. Захарьина. М., 1979.
- Джанжа Ролби Доржи. Древо Собрания Трехсот Изображений. СПб: Алга-Фонд, 1997.
- Джузеппе Туччи. Религии Тибета. М.: Евразия. 2005.
- Джордан М. Будда: Его жизнь в образах. Пер. с англ.: И. Лейтес, Я. Лагузинская. М: Арт-Родник, 2004.
- Древнеиндийская философия. Начальный период. / Пер. с санскр. В. В. Бродов. М., 1972.
- Дьяконова Н. В. Композиция и сюжет в изобразительном искусстве Центральной Азии // Тезисы докладов сессии, посвященной истории стран Азии. Л., 1965.
- Дхаммапада / Перевод с пали. Введение и комментарии В. Н. Топорова. М., 1960.
- Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.
- Дудко С., Улановская А.Символы Буддизма. Символика буддизма, ритуальные предметы, буддийские и индуистские божества (Глоссарий) Серия: Секреты Гималаев, 2. М, 2005.
- Елихина Ю.И. Культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII—XIX вв.. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Спб., 2006.
- Елихина Ю.И. Танки из коллекции Ю.Н.Рериха в Государственном Эрмитаже: новые исследования//Рерих.Наследие. Труды конференции-2. Спб.- Вышний Волочек: „Ирида-пресс“, 2005, С. 134−149.
- Еше Лодой Ринпоче. Краткое объяснение сущности ламрима. Спб: Нартанг, 2002.
- Евтюхова Л. А. Фрески, найденные под дворцом Угэдея в кара-коруме // Древнемонгольские города. М., 1965. С. 164- 175.
- Жуковская Н. Л. Мандала как предмет ламаистского культа // Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. Л., 1973. Вып. XXIX. С. 71 79.
- Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.
- Жуковская Н. Л. Народные верования монголов и буддизм. К вопросу о специфике монгольского ламаизма // Археология и типология Монголии. Новосибирск, 1978. С. 24 86.
- Жуковская Н. JI. К вопросу о семантике некоторых предметов ламаистского культа // Музей антропологии и этнографии АН СССР. JL, 1987. Вып. XII. С. 137- 148.
- Избранные сутры китайского буддизма. Спб., 1999.
- История и культура Древней Индии. М., 1990.
- Искусство Бурятии XVIII—XIX вв. Каталог. М., 1970.
- Иконография ваджраяны. М., 2003.
- Кияченко Н.В. Актиния и лотос. // Храм земной и небесный. / Сост. Ш. М. Шукуров. М., 2004.
- Классическое искусство Индии с 3 000 г. до н.э до XIX в.н.э. Л., 1987.
- Кочергина В. А Санскритско-русский словарь: Около 30 000 слов/ Под ред. В. И. Кальянова. М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.
- Кочетов А. Н. Ламаизм. М., 1973.
- Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1983.
- Кочетова С.М. Божества светил в живописи Харахото //Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа, IV, 1947.
- Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994.
- Кэдруб Джэ. Основы буддийских тантр. М., 2000.
- Куфтин Б. А. Краткий обзор пантеона северного буддизма и ламаизма в связи с историей учения. М., 1937.
- Культура Непала: Традиции и современность (сб. статей). СПб: Алетейя, 2001.
- Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.
- Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче. Буддийские символы в тибетской культуре. Исследование девяти наиболее известных групп символов Предисл. Р. Турмана.Пер. с нем. на англ.: М. Уолш Пер. с англ.: Ф. Маликова. М: Шанг-Шунг. М., 2005.
- Малявин В.В. Сумерки Дао. М., 2000.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996.
- Махапаринирвана-сутра. Пер. с англ. И комментарии Ф. В. Шведовского, под ред. д.ф.н.Т. П. Григорьевой. Спб., 2005.
- Мифы народов мира. Т. 1,2. М. 1980.
- Медведев А.В. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург, 1999.
- Монтлевич В.М. Сандаловый Будда // Гаруда, 1996, № 2.
- Монтлевич В. М. О символике ламаистских субурганов // Центральная Азия и Тибет. История и культура Востока Азии. Новосибирск, 1972. Т. I. С. 91−94.
- Муриан И.Ф. Искусство Непала: Древность и средневековье.М., 2000.
- Нида Ченагцанг. Лечение мантрами в тибетской медицине. Пер. с англ.: А. Розова. М: Yu Thok Mendrong, 2003.
- Нарандорж Оргилболд. Монгольский художник на рубеже XIX—XX вв.: творчество Балдуугийна Шаравы/Дипломная работа 5 курса факультета искусствоведения и культурологи Уральского госуниверситета очного отделения. Екатеринбург, 2006.
- Недович Д.С. Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств. Труды ГАХН., секция пространственных искусств. М., 1927.
- Неклюдов С.Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Нефф. М. Личные мемуары Е.П. Блаватской. Мадрас, 1935.
- Огнева Е.Д. Тибетский средневековый трактат по теории изобразительного искусства. Диссертация на соискание ученого звания кандидата исторических наук. М., 1977.
- Огнева Е. Д. Структура тибетской иконы // Культура и искусство Центральной Азии и Монголии. Материалы конференции. М. 1981.
- Огнева Е.Д. О трех терминах тибетской эстетики у Цзонхавы // Языки и культура народов Востока и их рецепция в Эстонии // Уч.зап.Тартусского гос.университета. Труды по востоковедению, VI. Тарту, 1981.
- Огнева Е.Д. Надписи на буддийской скульптуре из собрания Музея Востока (Москва) // Smaranam: Памяти Октябрины Федоровны Волковой. Сб. ст/ Ин-т востоковедения РАН. М., 2006.
- Ольденбург С. Ф. Буддийское искусство в Индии, Тибете и Монголии. Пб., 1902.
- Ольденбург С. Ф. Буддийские легенды и буддизм // Избранные труды русских индологов-филологов. М., 1962.
- Ольденбург С.Ф. Культура Древней Индии. М., 1991.
- Ольденбург С.Ф. Сборник изображений 300 бурханов. Спб., 1903.
- Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии Харо-хото. Образы тибетского письма. СПб., 1914.
- Ольденбург С. Ф. Первая буддийская выставка в Петербурге. Пб. 1919.
- Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды индийского учителя жизни. Лекция, прочитанная при открытии первой буддийской выставки в Петербурге 24 августа 1919 г. Пб., 1929.
- Орлов А. Читтаматра: миф и реальность. М: Шечен, 2005.
- Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. М., 2001.
- Пивоваров Д.В. Религия как социальная связь. Сакрализация оснований культуры. Екатеринбург, 1993.
- Позднеев.А. М. Ургинские хутукты. Спб., 1880.
- Позднеев.А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с соотношением сего последнего к народу. Элиста, 1993.
- Полякова Н.И. Скульптура и пространство. М., 1982.
- Померанц Г. С. Иконологическое мышление как система и диалог семиотических систем // Историко-филологические исследования. Сборник памяти Н. Н. Конрада. М., 1974. С. 419 424.
- Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
- Ринчендуб. Б. История буддизма (Индия и Тибет). Пер. с тиб. Е. Е. Оббермиллера, пер. с англ. A.M. Донца. СПб.: Евразия, 1999.
- Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Вып 5. М., 1985.
- Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Пер. с англ.: А. Баркова. М: Международный Центр Рерихов, 2001.
- Рерих Ю.Н. К изучению Калачакры. Паралокасиддхи / Пер. с англ. и коммент. Н. Н. Шабанова. X.: Основа, 1990.
- Решетов А. М. Тибетская коллекция МАЭ (Духовная культура) // Сборник Музея антропологии и этнографии. JL, 1973. Т. XXIX. С. 227 241.
- Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука. 1991.
- Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. М., 1958.
- Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурагчинов (художников) Урги, Забайкалья и Астраханской губернии // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб. 1905. Т. I. Ч. 5.
- Рудзитис Р.Я. Братство Грааля. Рига, 1994.
- Сад одного цветка: Сборник статей и эссе. М., Наука, 1991.
- Священные образы Тибета. Традиционная живопись Тибета в Собрании Государственного музея Востока. Самара, 2002.
- Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. Копцик В. А. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Сергеева Т.В. Легенда, символ, число // Азия и Африка сегодня. 1990, № 6. С. 43−44.
- Сергеева Т. В. Страна очаровательного счастья. // Наука и религия, 1999.
- Сергеева Т.В. Мир буддийской иконы // Наука и религия.-1999.-N 5.
- Символы буддизма, индуизма, тантризма. М: Золотой век, 1999.
- Словарь синонимов. JL, 1976.
- Соднам-Цзэмпо. Дверь, ведущая в Учение (Чойла чжугбито). Спб., 1994.
- Становление советского востоковедения. М., Наука, 1983.
- Сутра о мудрости и глупости (Дзанлундо). Пер. с тиб., введение и комментарии Ю. М. Парфиновича. М., 1973.
- Сутра о Бесчисленных Значениях // Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы //Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость». Изд. 2-е, испр. и доп.Пер. с кит., комм.: А. Игнатович. М: Ладомир, 2007.
- Судзуки Д.Т. Антология дзен-буддийских текстов. / Пер. на русский яз. М. А. Захарова. СПб., 2005.
- Тибет: Крыша мира. Между прошлым и настоящим / пер. с англ. Фомичевой Е. А. М., 2004.
- Тибетская танка. Из собрания Государственного музея Востока. Комплект открыток. Текст Т. В. Сергеева. Самара: Агни, 2002.
- Теплицын В. Символы, знаки, эмблемы. М., 2000.
- Терентьев А.А. Исследования иконографии северного буддизма в ФРГ // «Народы Азии и Африки», 1990, № 6.
- Терентьев А.А. Западногерманские исследования иконографии северного буддизма // «Народы Азии и Африки», 1985, № 5.
- Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений // Сборник научных трудов Государственного музея истории и атеизма. Л., 1981.
- Терентьев А. А. Определитель буддийских изображений. СПб: Нартанг, 2004.
- Терентьев А.А. Новые материалы по иконографии буддизма // Тезисы Всесоюзной буддологической конференции (Москва, ноябрь 1987 г.). М., 1987.
- Топоров В. Н. К реконструкции некоторых мифологических представлений на материале буддийского изобразительного искусства // Народы Азии и Африки. 1964, № 3. С. 101 110.
- Топоров В.Н. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений // Труды по знаковым системам, II Уч.зап.Тартусского университета, вып. 181. Тарту, 1965.
- Толково-словообразовательный словарь в 2 тт. М., 2000.
- Торчинов Е.А. Введение в будцологию: Курс лекций. СПб., 2000.
- Труды Государственного Эрмитажа Т. XXXIX: Эрмитажные чтения памяти В. Г. Луконина (21.01.1932 — 10.09.1984). 2000−2006./ Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008.
- Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1988.
- Тюхтин B.C., Ларнич Ю. Ф. Содержания и формы в искусстве. М., «Искусство», 1956.
- Уроженко О.А. Пластические искусства как способ приобщения к полноте Бытия. // Искусство как способ познания. М., 1999.
- Ум и знание: Традиция изучения теории познания в Гоман-дацане тибетского монастыря Дрэпун. сост., пер. с тиб.: Р. Крапивина. СПб: Изд-во СП6ГУ, 2005.
- Федотов А.В. Буддийская концепция космоса прозрение будущего. // Культура и время. М. 2004. — № 1. С. 25−37.
- Фишер Р. Искусство буддизма. М., 2001.
- Хабдаева А.К. Концепция Абхидхармы в китайской буддийской культурной традиции. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук, Улан-Удэ, 2001.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения (1936). Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / сост., перев., вст. статья, прим. Михайлова А. В. М.: Гнозис, 1993.
- Хижняк О.С. Архаичные истоки символики буддийской ступы (историографический анализ). Шестая буддологическая конференция: Тезисы / Сост. С. Э. Коротков, Е. А. Торчинов. — СПб.: 1999. — С.57−61.
- Хижняк О.С. Дацан на Большой Невке./ Восточная коллекция.2004, осень.-С.88−95.
- Храм земной и небесный. / Сост. Ш. М. Шукуров. М., 2004.
- Цыбиков Г. Ц. Цзонхава и его сочинение «Лам-рим чэн-по». Новосибирск, 1981. Т. II. С. 51−70.
- Цултэм Ням-Осорын. Искусство Монголии (с древнейших времен до начала XX века). Улан-Батор, 1982.
- Цултэм Ням-Осорын. Выдающийся монгольский скульптор Г. Дзанабадзар. Улан-Батор, 1982.
- Черных Е.Н. Металл-Человек-Время. М., Наука, 1972.
- Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т I-II. Спб., 1994−1995.
- Чандракирти. Введение в Мадхьямику. Пер. Д. Устьянцев. М., 2001.
- ЧандрадживаР.М. Сарат. Скульптура Бодхисаттвы Авалокитешвары из Вехерагалы (Шри Ланка) Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. 1999.
- Читралакшана. Характерные черты живописи / Пред., перевод и прим. М.И. Воробьевой-Десятовской // Мастера искусства об искусстве. — Т. 1. М., 1965.
- Шантидева. Бодхичарья-аватара. СПб., 2000.
- Шведовский Ф.В. Сутра о Нирване. Толкование японского буддийского мастера Нитирэна. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук, Москва, 2004.
- Шептунова И.И. Сосуд: метафора бытия // Невербальное поле культуры. М.: РГГУ, 1996. С. 91−101.
- Шептунова И.И. Голова Будды из Хадды // Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып.З., 1979.
- Шуман В. Мир камня. В 2-х тт. Т. 2. Драгоценные и поделочные камни. / Пер. с нем. С. Ф. Ахметова. М.: Мир, 1986.
- Шукуров Ш. М. Образ Храма / Imago Templi. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Шукуров. Ш. М. Искусство Ирана. Формирование принципов изобразительного". М., 1980.
- Щепетильников Н. М. Архитектура Монголии. М. 1960.
- Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
- Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб., 1909.
- Щербатской Ф.И. Буддийский философ о единобожии //Записки Восточного отделения Имп. Русского археологического общества. 1906, т. XVI.
- Badmazhapov Ts.-B. Buddhist Paintings in Buryatia // Buddhist Himalaya, vol. VII, № 1−2. Kathmandu, 1996.
- Badmazhapov Ts.-B. Buddhist Paintings in Buryatia // Buddhist Himalaya, vol. VIII, № 1−2. Kathmandu, 1997.
- Beguin G. et Lizsak-Hours J. Objects himalayens en metal du musees Guimet//Annales du laboratoire de recherche des musees de France. Paris, 1982.
- Bartholoomew T.Ts. An Introduction to the Art of Mongolia // Mongolia: The Legacy of Chinggis Khan. San Francisco, 1995.
- Banerjee R.D.Eastern Indian school of Medieval Sculpture, 1933.
- Beer. R. The Encyclopedia of Tibetan Symbols and Motifs. Shambhala, 1999.
- Beer. R. A Handbook of Tibetan Buddhist Symbols. Shambhala, 2003.
- Beer. R. Tibetan Buddhist Goddess Altars: A Pop-Up Gallery of Traditional Art and Wisdom New World Library, 2006.
- Buddhist Art from Rehol. Tibetan Buddhist images and ritual objects from the Qing dynasty Summer Palace at Chengde. Taipei, 1990.
- Bhattasali N.K. Iconography of Buddhist and Brahmanical sculpture in the Dacca museum. Dacca, 1929.
- Bhattacharyya B. The Indian buddhist Iconography. Baroda, 1931.
- Bhattacharyya B. Studies of Buddhist Iconography. Calcutta, 1958.
- BhattacharyyaD.Ch. Tantric Buddhist iconographic sources. New Deihi, 1974.
- Conze E. The Iconography of the Prajnaparamita //Conze E. Thirty Years of Buddhist Studies. Columbia, 1968.
- Coomaraswamy A.K. Elements of buddhist Iconography. Harvard University Press, 1935.
- Coomaraswamy A.K. Elements of Buddhist Iconography. New Delhi, 1972.
- Coomaraswamy A.K. The origin of the Buddha Image. New Delhi, 1972.
- Clark, W. E. Two lamaistic pantheons. 2 vols. Cambridge: Harvard University Press. 1937.
- Deities of Tibetian Buddhist. Somerville, 2002.
- Dagyab, L. S. Tibetan religious art. 2 vols. Wiesbaden: Otto Harrassowitz. 1977.
- Five hundred Buddhist Deities // Asian Iconography Series. Delhi., 2000.
- Foucher A. Etude sur l"iconographie bouddhique l’Tnde d"apres des documents nouveaux. Paris, 1900.
- Getty, A. The gods of northern Buddhism. 1928. Rutland: Charles E. Tuttle. 1962.
- Gyatso, J. Images as presence: The place of art in Tibetan religious thinking. In V. Reynolds, A. Heller, and J. Gyatso, The Newark Museum Tibetan collection III: Sculpture and painting. Newark: Newark Museum. 1986.
- Hatt, R. Т. A thirteenth century Tibetan reliquary. Appendix by W. T. Chase, I. V. Bene, and L. Zycherman. Artibus Asiae42(2/3): 175−220. 1980.
- Hatt, R. T. A thirteenth century Tibetan reliquary. Appendix by W. T. Chase, I. V. Bene, and L. Zycherman. Artibus Asiae42(2/3): 175−220. 1980.
- Heller A. Tibetian Art: Tracing the Development of Spiritual Ideals. Antique Collectors Club Ltd, 1999.
- Heather Stoddard by (Other Contributor). Portraits of the Masters: Bronze Sculptures of the Tibetan Buddhist Lineages (Hardcover). Serindia Publications, 2003.
- Gega Lama. Principles of Tibetan Art: illustrations and explanations of Buddhist iconography and iconometry according to the Karma Gardri School. Antwerp., 1983.
- Getty A. and Deniker. The Gods of Northern Buddhism. Oxford, 1914Grunwedel A. La Mythologie du Buddhisme au Tibet et en Mongolie. Leipzig, 1900.
- Govinda A. Psyho-cosmic Symbolism of the Buddhist Stupa. Emeryville., 1976.
- Gomboieff Nicolai. Catalogue of Collection of the Lamaist Panteon. Peking, China, n.d.
- Gordon A. Tibetan religiours art. N.Y., 1963.
- Gordon A. The iconography of Tibetan Lamaism. N.Y., 1967.
- Karmay H. Early Sino-Tibetian Art. Warminster., 1975.
- Kazi, S. T. Second exhibition of Tibetan art. New Delhi: Tibet House Museum. 1966.
- Kramrisch S. Pala and Sena Sculpture. Reprint from «Puram», 1929, № 40.
- Linrothe R.N., Rhie. M.M. Demonic Divine: Himalayan Art and Beyond (Art). Rubin Museum of Art, 2004.
- Lowry J. Tibetan Art. L., 1973.
- Lessing F.D. Yung-ho-kung. An iconography of the Lamaist Catheral in Peking. With Notes on Lamaist Mithology and Culture. Stockholm, 1942.
- Marylin M.- Thurman, Robert A. F. Rhie «Wisdom and Compassion: The Sacred Art of Tibet», 1991.
- Nebesky-Woikowitz. R. de. Oracles and Demons of Tibet. Den Haag, 1957.
- Oddy W.A. Gilding Himalayan images: History, Tradition and modern Technics //Aspects of Tibetan Metallurgy. British Museum Occasional Paper, 1981.
- Pal. P. Vaisnava Iconology in Nepal. A Study in Art and religion. Calcutta, 1970.
- Pal. P. Kashmir Bronzes. Graz, 1975.
- Pal. P. Art of Tibet. Los-Angeles, 1983.
- Pal. P. Art of Nepal. A catalogue of the Los-Angeles Country Museum of Art Collection. Berkley, Los-Angeles, London, 1985.
- Pal, Pratapaditya. The Art of Tibet. New York: The Asia Society, Inc., 1969.
- Pal, Pratapaditya. Art of Tibet. Expanded edition. Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art, 1990.
- Pratapaditya. Art of Nepal. Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art, University of California Press, 1985.
- Panchen OtrulRinpoche. The consecration ritual (rabney). Cho-yangl (2):53−64. 1987.
- Portraits of the Masters: Bronze Sculptures of the Tibetan Buddhist Lineages. Authors: Donald Dinwiddie, Ramon N. Prats, Peter Alan Roberts, Cyrus Stearns, Tenzin Dechen Rochard, Heather Stoddard. Serindia Publications, 2003.
- Singer Jane Casey. Gold Jewelry from Tibet and Nepal (Hardcover).Thames & Hudson, 1997.
- Raghy Vira, Lokesh Chandra. Sku brnyan inga brgya. A New Tibeto-Mongol Pantheon. New-Delhi, 1963−1964.
- Raghy Vira, Lokesh Chandra. Panteon of Mongolian Kanjur. A New Tibeto-Mongol Pantheon, New-Delhi, 1961−1962.
- Reedy C.L. Himalayan Bronzes: Technology, Style and Choices. Newark: University of Delaware Press, 1997.
- Reedy C.L.THE OPENING OF CONSECRATED TIBETAN BRONZES WITH INTERIOR CONTENTS: SCHOLARLY, CONSERVATION, AND ETHICAL CONSIDERATIONS/ Journal of the American Institute for Conservation. Jaic
- Online. JAIC 1991, Volume 30, Number 1, Article 3 (pp. 13 to 34).
- Reedy, C. L. A Buddha within a Buddha: Two medieval Himalayan metalstatues. Arts of Asial6(2):94−101. 1986.
- Reedy, C. L. Tibetan art as an expression of north Indian tantric Buddhism. In Himalayas at a Crossroads: Portrait of a Changing World, ed.D.Shimkhada. Pasadena: Pacific Asia Museum. 35−60. 1987.
- Reynolds, V., A. Heller, and J.Gyatso. The Newark Museum Tibetan collection III: Sculpture and painting. Newark: Newark Museum. 1986.
- Rhie, Marylin M. and Robert A.F. Thurman. Wisdom and Compassion: The Sacred Art of Tibet. New York: Tibet House, 1991.
- Soper A.C. Literary Evidence for Early Buddhist Art in China. Ascona, 1959.
- Sarasvati S.K. A Survey of Indian Sculpture. Calcutta, 1957.
- Shroeder U. Indo-Tibetan Bronzes, Honghong, 1981.
- SharpaTulku, and M.Perrott. The ritual of consecration. Tibet Journal (2):35−49. 1985.
- Snergllove D.L. The Image of the Buddha. Tokio-Paris, 1980.
- Stratton Eric. The Evolution of Indian Stupa Architecture in East Asia", New Delhi, 2002.
- Tarthang Tulku. Sacred Art of Tibet. Dharma Publishing. Emeryville, 1974.
- Tantra in Tibet: The Great Exposition of Secret Mantra by Tsong-ka-pa. L., 1977.
- The Stupa: its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden, 1980.
- The Path to Enlightenment: Masterpieces of Buddhist Sculpture from the National Museum of Asian Arts/Musee Guimet Paris (Paperback).
- Authors: Casler J.R., Jean-Francois Jarrige, Idemitsu Bijutsukan. Kimbell Art Museum, 1996.
- Tibet House Museum. Catalogue. New Delhi., 1965.
- Tibetan Buddhist Art. Tokyo, 1984.
- Tucci, G. Indo-Tibetica 2, pt. 1 (Tabo). Rome: Reale Accademia d’ltalia, 1935.
- Tucci, G. Tibetan painted scrolls. 3 vols. Rome: La Libreria Dello Stato, 1949.
- Trainor. K. «Relics, Ritual, and Representation in Buddhism: Rematerializing the Sri Lankan Theravada Tradition», 1997.
- Weldon. D, Singer J.C. The Sculptural Heritage of Tibet. Laurence King, 1999.
- Waddel L. A «The Buddism of Tibet or Lamaism», 1934.
- Waddel L. A Buddhism of Tibet or Lamaism with its Mystic, Cults, Simbolism, 1958.1. Интернет ресурсы:
- Атлас тибетской медицины «Голубой берилл». Интернет-ресурс. http://ngo.burnet.ru/atIas/
- Библиотека восточных текстов. Интернет-ресурс. Библиотека лотоса. http://book.ariom.ru/
- Сергеева. Т.В. Об изучении монгольской иконописи в России. Электронный ресурс. Библиотека Ихтика. http://ihtik.lib.ru/vostok-mistik 21 dec2006
- Шептунова И.И. «Васту-Джняна» законы ваяния (по материалам средневекового индийского трактата Вастусутропанишат). Интернет-ресурс. Библиотека азиатика. http://www.arsasiatica.com/library/category).
- Каталог произведений буддийской металлической пластики из собрания Свердловского краеведческого музея
- Принятые сокращения в каталоге: В.- высота
- В.ф высота фигуры Осн. — основание Санскр.- санскрит- #111 i-jv yj1. V. 1 •fw t'
- Будда Шакьямуни, Китай, XVIII век.
- Бронза, литье, частичная позолота, краска.1. Инв. № с/м22 668,3 м4763
- В.-170, в.фиг.-135, осн.-II2x80 мм.
- Будда Шакьямуни, Китай, XIX век.
- Бронза, литье. Лотосовый трон утрачен, повреждения ушниши и левой руки. Инв. № с/м2319 В- 157 мм.
- Будда Шакьямуни, Китай, XIX век.
- Бронза, чеканка выколотка, позолота, краска. Лотосовый трон утрачен, фигура деформирована, повреждена ушниша. Инв. № м6841 В — 507 мм.
- Будда Амитабха. Непал, XVIII век.
- Бронза, литье, позолота, инкрустациябирюзой, краска.1. Инв. №с/м970 д/м651
- В.-218, в.фиг.-l 60, осн.-153×90 мм.
- Бронза, литье, частичная позолота, краска.1. Инв. № с/м974 м4635
- В.-146, в.фиг. 105, осн.- 75×48 мм.
- Амитаюс (санскр. amitayus, Tn6. tshe-dpag-med «Владыка неизмеримой жизни»). Манифестация татхагаты Амитабхи (один из переводов с санскр. — «неизмеримый свет»).
- Бодхнсаттва Амитаюс. Китай, XI век.
- Бронза, литье, сосуд утрачен, подставкаобломана.1. Инв. № с/м973
- В.- 157, в.ф.-128, осн.105×70мм.
- Бодхисаттва Майтрея. Китай, XIX век.
- Бронза, литье, краска, атрибуты утеряны. Инв. № с/м 977
- В.-170, в.фиг.-160, осн.- 86×68мм.
- Бронза, выколотка, частичная позолота, краска- корона, лотосы и меч утрачены. Инв. № с/м986
- В.-200, в.фиг.-16, осн. 121×99 мм.
- Манджущри (один из перев. с санскр. -«красивое сияние»), бодхисаттва, неизменный помощник Будды Шакьямуни в проповедях Учения, хранитель сутр махаяны. Входит в триаду: «Авалокитешвара, Ваджрапани,
- Бронза, литье. Кхадга (меч) утрачен. Инв. № с/м928 В- 180 мм.
- Манджушри (санскр. manjusri, тиб. jams-dpal «славный сиянием») — бодхисаттва, «Владыка Речи», покровитель запредельной мудрости.
- Арапачана. Китай, XIX век.
- Бронза, литье, краска- лотосы и мечутрачены.1. Инв № с/м997
- В.-180, в.фиг.-87,осн.110×87 мм.
- Манджушри (санскр.manjusri, тиб. jams-dpal «славный сиянием») — бодхисаттва, «Владыка Речи», покровитель запредельной мудрости.
- Легенды о бодхисаттве популярны в Тибете, Хотане, но особенно в Китае и Непале. В Китае, в провинции Шанси, находится его главное святилище, расположенное на вершине пятиглавой горы Утайшань.
- Белая Тара. Китай, XIX век.
- Бронза, литье- лотосы утрачены.1. Инв № с/м22 893.10 м5022
- В.- 155, в.фиг.- 130, осн.-105×74 мм.
- Белая Тара символизирует исключительную чистоту и трансцендентную мудрость. Она также является богиней долгой жизни: для достижения долголетия буддисту необходимо посвящение в практику Белой Тары.
- Белая Тара. Китай, XIX век.
- Бронза, литье, краска. Инв.№ с/м2467
- В.- 1J 0, в. фиг 85, осн. — 95хб7мм.
- Белая Тара символизирует исключительную чистоту и трансцендентную мудрость. Она также является богиней долгой жизни: для достижения долголетия буддисту необходимо посвящение в практику Белой Тары.
- Долоииор (Внутренняя Монголия), XIX век.
- Бронза, выколотка, частичная позолота, краска-
- Лотосовый фон, корона, атрибутыутрачены.1. Инв № с/м9861. В.- 161 мм.
- Зеленая Тара. Непал, XVI век.
- Бронза, литье- позолота, инкрустациябирюзой, краска.1. Инв № с/м990 м4764
- В.-165, в. фиг, — 132, осн.-l 00×85 мм.
- Ушнишавиджаня. Китай, XIX век.
- Бронза, литье, позолота, лак- атрибуты утрачены.1. Инв № с/м22 668.4 м5023
- В.- 143, в.фиг.-122, осн.- 90×68 мм.
- Бронза, литье, краска- атрибуты утрачены. Инв № с/м 1016
- В.-160, в.фиг.-140, оси.-. 10×65 мм.
- Утраты в скульптуре окрашивают образ интонациями незавершенности, неопределенности пластического действия. Сложные ритмические сопряжения жестов рук и перстосложений создают образ подвижного, скорого на помощь, вездесущего божества.
- Хайягрива. Китай, XIX век.
- Бронза, литье, краска- подставка утрачена. Инв.№ с/м1024 В.-140 мм.
- Хайягрива (санскр. hayagriva, тиб. rta-mgrin «имеющий лошадиную шею») — гневный персонаж, идам и дхармапала, эманация Акшобхьи.