Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма
Диссертация
Важнейшим явлением, ещё век назад определившим направление развития музыкального исполнительства, стало изобретение и распространение звукозаписи. Пластинки, кассеты, компакт-диски — носители звукового материала, фиксирующие музыкальные исполнения, давали возможности широкого распространения искусства артистов. Однако, в то же время, они способствовали трансформации самой фигуры исполнителя… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Исторические метаморфозы фортепианного исполнительского искусства как особого вида музыкально-творческой деятельности
- 1. 1. Становление и развитие фортепианного исполнительства
- 1. 2. Фортепианное исполнительство в эпоху постмодернизма
- Глава II. Фортепиано в звуковом поле эпох
- 2. 1. Фортепиано в историческом развитии европейского музыкального инструментария
- 2. 2. Фортепиано в звуковом мире постмодернизма
- Глава III. Историко-культурные особенности исполнительской интерпретации нотного текста
- 3. 1. Нотный текст как основа фортепианного исполнительского искусства и исторические закономерности его интерпретации
- 3. 2. Постмодернистская стратегия интерпретации художественного текста и фортепианное исполнительство
Список литературы
- Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.- СПб.: Университетская книга, 1999. — 445 с.
- Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики: Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века): Хрестоматия. Киев: Музична Украша, 1974. -164 с.
- Алексеев А. Д. История фортепианного искусства в трёх частях. М.: Музыка, 1962−1982.
- Алексеев А. Д. Клавирное искусство. Очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 1. М.: Музгиз. 1952. —252 с.
- Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Советский композитор, 1986. — 224 с.
- Антоненко В., Скорбященская О. Четыре исполнителя в поисках автора Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.audiomagazine.ra/articleview.php?idnews=620 ¦
- Аркадьев М. Классическое и неклассическое музыкознание и фундаментальная наука Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. all-2music. com/ arkadievnauka. htm
- Аркадьев M. Музыкальное время, «археписьмо» и опыт Ничто Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.all-2music.com/arkadievtime.htm
- Артемьев Э. Заметки об электронной музыке Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.aposition.org/musart3/artemjev.htm
- Артемьев Э. От технологий конкретной музыки к музыке компьютерной Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.aposition.org/musart3/artemjev2.htm
- Асафьев Б. Об исполнителях // Асафьев Б. Критические статьи и рецензии. JL: Музыка, 1967. С. 251−281.
- Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972. -376 с.
- Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. JL: Музыка, 1969.-288 с.
- Баренбойм JI. А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1973.-272 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.-616 с.
- Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. М., 1994 № 4. С. 70−79.
- Беседы с Альфредом Шнитке / Составитель А. В. Ивашкин. М.: РИК «Культура», 1994. 304 с.
- Библер В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989 № 6. С. 31−42.
- БикбаеваН. Герменевтика музыкального текста (на примере оперы «Дитя и волшебство» Мориса Равеля) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://kogni.narod.ru/bikbaeva.htm
- Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха. М.: Музыка, 1993.-392 с.
- БодрийярЖ. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. 260 с.
- Бойко Ю. Е. Соотношение письменного и бесписьменного в джазе Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.astrasong.rU/c/science/article/393/
- Бонфелъд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Монография. СПб.: Композитор, 2006. 648 с.
- Браудо И. А. Артикуляция (О произношении мелодии). JL: Государственное музыкальное издательство, 1961. 200 с.
- Браудо И. А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. СПб.: Композитор, 2004. — 92 с.
- Браудо И. А. Об органной и клавирной музыке. Л.: Музыка, 1976. — 152 с.
- Буасье А. Уроки Листа. СПб.: Композитор, 2003. 76 с.
- Букина Т. В. Артистический успех как социокультурный феномен (на материале вагнерианства в России рубежа XIX—XX вв.еков). Дисс.. кандидата искусствоведения. СПб., 2005. 289 с.
- Бычков Ю. Н. Социокультурные аспекты истории музыкальной педагогики Электронный ресурс. — Режим доступа: http://yuri317.narod.ru/ped/imp00.htm
- Виноградов Л. Система общего музыкального образования Электронный ресурс. — Режим доступа: http://nsc.lseptember.ru/articlef.php?ID=200 403 505
- Воспоминания о С. В. Рахманинове. В двух томах. М.: Музыка, 1974.
- ГадамерХ:-Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция / Под ред. ШтегмайераВ., ФранкаХ., Маркова Б. В. СПб., 1999. С. 243−254.
- ГадамерХ.-Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999. С. 202−242.
- Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.
- ГаккелъЛ.Е. Величие исполнительства: М. В. Юдина, В. В. Софроницкий. СПб.: Северный Олень, 1995. 96 с.
- Гаккель JI. Е. Пианистический Ленинград, 70-е годы // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 11. М.: Музыка, 1983. С. 123−142.
- Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка XX века. JL: Советский композитор, 1990. -288 с.
- Гаккель Л. Е. Я не боюсь, я музыкант. СПб.: Северный олень, 1993. — 176 с.
- Гат Й. Техника фортепьянной игры. М.: Музгиз, Будапешт: Корвина. 1957. — 232 с.
- Гвардини Р. Конец Нового времени Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.krotov.info/libr min/04 g/gva/rdini.htm
- Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. Эссе. М.: Независимая газета, 1997. — 256 с.
- Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве. JL: Музыка, 1985.- 142 с.
- Гольденвейзер А. Б. О музыкальном исполнительстве // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. JL: Музыка, 1966. С. 101−110.
- Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 8. М.: Музыка, 1973. С. 75 101.
- Гофман И. Фортепианная игра- Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. 224 с.
- Гречко П. К. Философия постмодернизма Электронный ресурс. -Система федеральных образовательных порталов. Социально-гуманитарное и политологическое образование — Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/8592
- Григорьев Л. Г., ПлатекЯ.М. Современные пианисты: Биографические очерки. М.: Советский композитор, 1990. -463 с.
- Гринштейн С. Н. Великие фортепианные педагоги прошлого. СПб.: Композитор, 2004. 144 с.
- Гриценко К. и Н. Феномен джаза Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.downbeat.ru/oldversion/Articles/Kim-Gricenko/Kim-Gricenko-01−01 .htm
- Дамберг С. В., Семенков В. Е. Музыка как феномен повседневности // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 73−78.
- Дельсон В. Интерпретация фортепианных произведений Шостаковича // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 8. М.: Музыка, 1973. С. 57−74.
- ДемшинаА.Ю. Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика. Автореф. дисс.. кандидата культурологии. СПб., 2003.
- Денисов А. В. Музыкальный язык: структура и функции. СПб.: Наука, 2003.-208 с.
- Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М-.: Советский композитор, 1986. 207 с.
- Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. — 240 с.
- Добрицына И. А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004: -416 с-
- Драч Н. Г. Стилевые процессы в отечественном фортепианном исполнительстве второй половины XX века Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.astrasong.ni/c/science/article/403/
- Друскин М. С. Клавирная музыка. JL: Музгиз, 1960. 284 с.
- Друскин Я. С. О риторических приёмах- в музыке И. С.Баха. СПб.: Композитор- 2005. — 136 с.
- Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры: Очерки социального бытия искусства. М.: Классика XXI, 1999. -256 с.
- Еелампиев И. И Два измерения интерпретации // Метафизические исследования. Вып. 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. С. 138−152.
- Евсеева М. С. Музыка И. С. Баха в исполнении Татьяны Николаевой // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 11. М.: Музыка, 1983. С. 203−218.
- Живайкин П. JI. Синтезатор основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка и электроника. 2005 № 1.С. 4−9.
- Извеков А. И. Педагогические задачи высшей школы эпохи постмодерна // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Вып. 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 65−80.
- Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 256 с.
- Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 256 с.
- Ильин К. Эстетическая легитимность нойзовых произведений // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции 20−21 октября 1999. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С. 35−37.
- Иноземцев В. Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998 № 9. С. 27−37.
- История зарубежной музыки. Учебник для музыкальных вузов. Вып. 6. СПб.: Композитор, 1999. 632 с.
- История философии: Энциклопедия / Составитель и главный научный редактор А. А. Грицанов. Минск.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1376 с.
- Каджоян С С. К вопросу об интерпретации в музыке на примере постструктуралистского подхода к повествовательным текстам в эпоху постмодерна Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/lib/top/top2298.htmlг
- Казанцева Л. П. Концертная программа как фактор детерминации содержания музыкального произведения Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.astrasong.rU/c/science/article/407/
- Калинина Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. JL: Музыка, 1988.- 160 с.
- КараянДж. Мелодия в розлив // Искусство управления. 2005 № 8. С. 105−107.
- Клюев А. С. Будущее музыкознания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию проф. М. С. Кагана. Материалы международной конференции. 18 мая 2001. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 294−296.
- Клюев А. С. Музыка как звучащая философия // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 99−100.
- Клюев А. С. Некоторые прогнозы относительно развития музыки // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции 20−21 октября 1999. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С. 43.
- Книга по эстетике для музыкантов. М.: Музыка, 1983. 272 с.
- Коган Г. М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968. — 464 с.
- Коган Г. М. У врат мастерства- Работа пианиста. М.: Музыка, 1969. — 344 с.
- Коган Г. М. Феруччо Бузони. М.: Советский композитор, 1971. — 232 с.
- КогоутекЦ. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976.-368 с.
- Конен В. Дж. Значение внеевропейских культур для музыки XX века // Музыкальный современник. Сборник статей. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1973. С. 32−81.
- Конен В. Дж. Пути американской музыки. М.: Музыка, 1965. — 528 с.
- Конен В. Дж. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. -312 с.
- Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М.: Музыка, 1965. 363 с.
- Корыхалова Н. П. За вторым роялем: Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПб.: Композитор, 2006. — 552 с.
- Корыхалова Н. П. Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 8. М.: Музыка, 1973. С. 102−137.
- Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Композитор, 2000. 272 с.
- Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Едиториал УРСС, 2005. 352 с.
- Котляренко Г. Глен Гульд — пророк «электронной» культуры Электронный ресурс. — Режим доступа: http://cdguide.nm.ru/bookcase/gould.html
- Красилъникое И. М., Глаголева Н. А. Творческие задания для работы в «музыкальных конструкторах» // Музыка и электроника. 2005 № 1. С. 29−36.
- КрауклисГ.В. Программная музыка и некоторые аспекты исполнительства // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 11. М.: Музыка, 1983. С. 34−67.
- Кружное Ю. Философия сохранённого звука: Заметки скептика Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.audiomagazine.ru/articleview.php?idnews=524
- Крымова Л. М. К вопросу о типологии философских концепций музыки Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.astrasong.rU/c/science/article/486/ -98. Культурология: XX век. Энциклопедия в двух томах / Составитель
- Е. Н. Балашова. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998.
- Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М.: Музыка, 1973. 152 с.
- КурковскийГ. Артуро Бенедетти Микельанджели // Мастерство музыканта-исполнителя. Сборник статей. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1972. С. 243−261.
- КурмаевС. Новый джаз как музыка третьей волны Электронный ресурс. Режим- доступа: http://www.downbeat.ru/oldversion/Articles/Kurmayev02/kurmayev0201 .htm
- JI. Н. Оборин. Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1977. 224 с.
- Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. М.: Музыка, 1988. 303 с.
- ЛандерсМ. Электронной музыке: 130 лет Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.aposition.org/musart3/130.htm
- Ландоеска В. О музыке. М.: Радуга, 1991. 440 с.
- Леймер К. Современная фортепианная игра // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. Л.: Музыка, 1966. С. 168−183.
- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. В. Бычкова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. — 607 с.
- Ленинградская Филармония. Статьи, воспоминания, материалы. Л.: Музыка, 1972. 376 с.
- ЛиберманЕ.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. 240 с.
- Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997. -317 с.
- ЛихницкийА. О музыке, её исполнении и о качестве звучания Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.audiomagazine.ru/articleview.php?idnews=534
- Лонг М. Французская школа фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. Л.: Музыка, 1966. С. 208−235.
- Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992.
- Лукьянова О. В. Изменение парадигмы художественного образования в современных условиях Электронный ресурс. — Режим доступа: http://history.yar.ru/vestnik/number/18/
- Мазелъ Л. А. О природе и средствах музыки. Теоретический очерк. М.: Музыка, 1983.-72 с.
- Малинковская А. В. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б. В. Асафьева // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 11. М.: Музыка, 1983. С. 3−33.
- Мальцев С. М. Метод Лешетицкого. СПб.: ВВМ, 2005. 224 с.
- МаньковскаяН. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
- Марков Б. В. Проблема человека в эпоху масс-медиа // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В. В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 62−84.
- Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. 220 с.
- Мастера советской пианистической школы. Московская консерватория. Очерки. М.: Музгиз, 1961. 240 с.
- Махлина С. Т. О синергетическом анализе художественного произведения // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию проф. М. С. Кагана. Материалы международной конференции. С. 300−311.
- Мельникова Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен. Автореф. дисс.. доктора искусствоведения. Новосибирск, 2002. — 50 с.
- Микиртумов И. Б. Сущность и смысл музыкального объекта // Я. (А. Слинин) и МЫ: к 70-летию профессора Я. А. Слинина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 350−379.
- Милка А. П., Шабалина Г. В. Занимательная бахиана. Вып. 1−2. СПб.: Композитор, 2001.
- Мильштейн Я. И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя // Мастерство музыканта-исполнителя. Сборник статей. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1972. С. 3−56.
- Милыитейн Я. И. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967. — 120 с.
- Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. Автореф. дисс.. доктора искусствоведения. Москва, 2000. 52 с.
- Минкина О. П. Пророки XX века: Глен Гульд. СПб.: Сударыня, 2001. -112 с.
- Монсенжон Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! М.: Классика-ХХ1. 2003.-272 с.
- На уроках Антона Рубинштейна. Сборник статей. Л.: Музыка, 1964. 100 с.
- Назайкинский Е. В. Искусство и наука в деятельности музыковеда // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. С. 3−16.
- Негодаев И. А. Информатизация культуры: Монография. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2003. 320 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музгиз, 1961.-320 с.
- Нейгауз Г. Г. Творчество пианиста // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. Л.: Музыка, 1966. С. 55−100.
- Никитин О. Д. Электронная музыка глазами психолога // Музыка и электроника. 2005 № 1. С. 65−67.
- Николаев А. А. Ещё раз о семиотике и множественности исполнительского образа // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 8. М.: Музыка, 1973. С. 3−19.
- Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980. 112 с.
- Николаева А. И. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина. М.: Советский композитор, 1983. 104 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Том. I. М.: Мысль, 1990. С. 47 157.
- Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л.: Музыка, 1979. 264 с.
- Орджоникидзе Г. Звуковая среда современности // Музыкальный современник. Вып. 4. М.: Советский композитор, 1983. С. 272−303.
- Орлов Г. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. 440 с.
- Орлова Е. В. Музыкальное образование в контексте цифровых искусств // Музыка и электроника. 2005 № 1. С. 10−13.
- Павел Серебряков. Воспоминания, статьи, материалы. СПб.: Изд-во СПбГК, 1996.-308 с.
- Павлович П. А. Звучащая истина в партитуре звучащего философского смысла // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.С. 143.
- Перелъман Н. Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. Л.: Музыка, 1981. 96 с.
- Пианисты рассказывают. Вып. 2. М.: Музыка, 1984. 240 с.
- Постмодернизм. Энциклопедия / Составители: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпресссервис- Книжный дом. 2001. — 1040 с.
- Прасолов Е. Н. Культурологические и полихудожественные тенденции в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя. Автореф. дисс.. кандидата искусствоведения. Магнитогорск, 2000. — 26 с.
- Прокофьев С. С. Автобиография. М.: Советский композитор, 1982. -600 с.
- ПроцюкД. Техника и культура игры на органе. СПб.: Композитор, 2004. 172 с.
- РаабенЛ. Стилевые тенденции в европейской камерно-инструментальной музыке 1890−1917 годов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. JL: Музыка, 1973. С. 3−60.
- Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль: Избранные статьи в двух выпусках. М.: Советский композитор, 1979−1981.
- Райе М. Путешествие в будущее Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.all-2music.com/raispast.htm
- Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. С. 17−58.
- Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет // Историко-философский ежегодник '90. М.: Наука, 1991. С. 296−316.
- Розанов И. В. От клавира к фортепиано: Из истории клавишных инструментов. СПб.: Лань, 2001. 448 с.
- РойзманЛ.И. Фортепьяно // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1981. Ст. 909−912.
- Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001. 608 с.
- Рыжкова Н. А. Транскрипция: теоретические аспекты жанра Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.astrasong.ru/c/science/article/595/
- Рыжов В. П. Взаимодействие музыки, текста и видеоряда при использовании мультимедиа-технологий Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.astrasong.ru/c/science/article/596/
- Савшинский С. И. Пианист и его работа. СПб.: Классика XXI, 1961. -240 с.
- Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.- Л.: Музыка, 1964. 187 с.
- Сальникова М. В. Фортепианная танцевальная миниатюра как дневниковая запись романтика Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.astrasong.rU/c/science/article/599/
- Сапонов М. А. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982. 80 с.
- Силантьева Е. В. Об информационных технологиях в среднем профессиональном образовании музыкантов // Музыка и электроника. 2005 № 1. С. 19−21.
- СиличевД.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 1998.- 196 с.
- Скорбященская О. А. Гульдианство как миф Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.audiomagazine.ru/articleview.php?idnews=529
- Смирнова М. В. Сопоставляя интерпретации: Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки. СПб.: Сударыня, 2003.-228 с.
- Смольников В. Ю. Образование — мужской взгляд // Философия образования. Сборник материалов конференции. .-, Серия «Symposium». Вып. 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 178−185.
- Соколова И. В. Музыкальное становление как формирование новой парадигмы культуры Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// anthropology.ru/ru/texts/sokolovaiv/perspm26.html
- Соколова Н. А. Творчество и субъект в ситуации современности (философско-культурологический анализ). Автореф. дисс. кандидата философских наук. СПб., 2005. 20 с.
- Сто лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк. Л.: Музгиз, 1962.-304 с.
- Суханцева В. К. Музыка как мир человека (От идеи Вселенной к философии музыки). Киев: Факт, 2000. — 176 с.
- Сухова JJ. Г. Исполнительское искусство и педагогика Артура Шнабеля Электронный ресурс. — Режим доступа: http://wvw.astrasong.ru/c/science/article/603/
- Сыров В. Н. Жизнь музыкального шедевра в изменяющемся мире Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.people.nnov.ru/syrov/Rus/ArtShedevr.htm
- ТимакинЕ.М. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1984.-128 с.
- ТолпыгинД.А. Пространство звука в эпоху высоких технологий // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 193−201.
- Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.
- У Ген-Ир Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -342 с.
- УСукЕнг. Фортепианная программная музыка в истории культуры (проблема взаимодействия искусств). Автореф. дисс.. кандидата культурологии. М., 2003. 24 с.
- Уваров М. С. Элитарен ли постмодернизм? Электронный ресурс. -Режим доступа: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/uvarovpostmodern.htm
- Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. 600 с.
- Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. СПб.: Лань, 1998. 448 с.
- Фролкин В. А. Некоторые вопросы исполнительской практики испанского клавиризма эпохи Ренессанса (По трактату Томаса де Санкта Мария «Искусство игры фантазии», 1565) // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 11. М.: Музыка, 1983. С. 219−242.
- Фуко М. Что такое автор? Выступление на заседании французского философского общества 22 февраля 1969 года в Колледж де Франс // Фуко М Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. С. 7−46.
- Хентова С. М. Маргарита Лонг. М.: Музгиз, 1961. 104 с.
- Хентова С. М. Пианисты XX века. СПб., 1997. 332 с.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000. 320 с.
- Царёва Н. А. К оценке постмодернизма в современной российской философии Электронный ресурс. Электронное научное издание «Аналитика культурологии». — Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=viewpa ge&pageid=279
- ЦыпинГ.М. Портреты советских пианистов: Музыкально-критические статьи. М.: Советский композитор, 1982. 240 с.
- Чабовская Н. И. Изучение профессионального искусства устной традиции на примере японской традиционной музыки Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.astrasong.rU/c/science/article/610/
- Чернов А. Опыт анализа некоторых явлений современного музыкального быта // Музыкальный современник. Сборник статей. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1973. С. 238−266.
- Шабалина Т. В. Рукописи И. С. Баха: ключи к тайнам творчества. СПб.: Logos, 1999. 440 с.
- Шапиро А. А. Техно-музыка: от глобализации к региональному многообразию // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 221−225.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-21, 2002. 814 с.
- Шляпников В. А. Искусство педализации: Левая педаль фортепиано, её выразительные возможности и роль в пианистическом искусстве. СПб.: Турусел, 1999. 116 с.
- ШнабелъА. «Ты никогда не будешь пианистом!». Мемуары. М.: Классика-ХХ1, 1999. 336 с.
- Шонберг Г. Великие пианисты. М.: Аграф, 2003. — 416 с.
- Шопен, каким мы его слышим. Сборник статей. М.: Музыка, 1970. — 312 с.
- Шульпяков О. Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб.: Композитор, 2005. 36 с.
- Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nethistory.ru/biblio/l 43 178 291 .html
- Яворский Б. Л. Сюиты И.С.Баха для клавира. М.: Музгиз, 1947. — 56 с.
- Ямполъский И. М. Исполнение музыкальное // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1974. Ст. 583−591.
- Ямполъский И. М. Исторические концерты // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1974. Ст. 592−593.
- ЯнковаТ. Заметки о болгарской фортепианной культуре // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. Л.: Музыка, 1966. С. 262−281.
- De Musica. Фрагменты старых трактатов из собрания XXVI Магистра Музыки, заново скомпонованные им самим в подражаниемастерам прошлого и пересказанные в переводе его подмастерьем в духе свободных фантазий и новейших теорий. СПб.: Композитор, 2004. 76 с.
- GroverDavidS., Cantab. М. A., F.I.M.I.T., F.R.S.A. A History of the Piano from 1709 to 1980 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uk-piano.org/history/dgrover.html
- Ma Gill Green. History of piano tuning Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uk-piano.org/history/piano-tuner-history.html
- Piano and Harpsichord Keys and Keyboard Compass Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uk-piano.org/history/compass.html