Способы репрезентации картины мира в портрете: на примере итальянской и французской школ живописи XVII — XVIII веков
Диссертация
В русской культуре становление живописи начинается с портрета. Его появление было продиктовано прежде всего потребностями жизни. В конце XVII — века Россия переживает культурный скачок — в петровское время в результате религиозного раскола начинается секуляризация всех сфер жизни общества и происходит высвобождение личностного «Я» человека, процесс отчасти родственный европейским религиозным… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Особенности репрезентации картины мира в художественной культуре Италии и Франции XVII — первой половины XVIII века
- 1. 1. Концепт «картина мира» в современном гуманитарном дискурсе
- 1. 2. Основные историко-философские и социокультурные детерминанты картины мира в Италии и Франции XVII — первой половины XVIII века
- 1. 3. Особенности репрезентации картины мира в художественном творчестве XVII — первой половины XVIII века
- Глава II. Способы репрезентации картины мира в портретной живописи Италии и Франции второй половины XVII — первой половины XVIII века
- 2. 1. Образно-символические способы репрезентации картины мира в портрете
Список литературы
- Алленов М.М. История русского искусства XVIII начала XX века. — М.: Трилистник, 2000.
- Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.: Искусство, 1937.
- Алпатов М.В. Эпохи развития портрета. Проблемы портрета: Материалы науч. конф. (1972). М., 1973.
- Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Искусство, 1969.
- Андронникова М.И. Об искусстве портрета. — М.: Искусство, 1975.
- Андрюхина JI.M. Стиль мышления и картина мира в научном познании: Автореф. дис.. .канд. филос. наук. Свердловск, 1978.
- АрганДж. К. История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000.
- Базен Ж. Барокко и рококо. М.: Слово, 2001.
- Банфи А. Философия искусства. — М.: Искусство, 1989.
- Барокко II Большой энциклопедический словарь. М.: ACT: Транзиткнига, 2005.
- Барт М.А. Место XVII века в истории Европы // Вопросы истории. — 1985.-№ 3.
- И.Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. -М., 1986.-Вып.20.
- ХЪ.Басин Е. Я. О природе изображения // Вопросы философии. 1968. — № 4.
- Басин Е.Я. Семиотика об изобразительности и выразительности в искусстве // Искусство. 1965. — № 2.
- Ъ.Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Издательство РГГУ, 2000.1 в. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль мышления и стиль жизни. -М.: Мысль, 1978.
- Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
- Беловинский JI.B. История повседневности как инструмент изучения культуры // Современные методы исследования культуры. М.: ВПЖ, 2000.21 .Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов: В 4 т. СПб.: Нева, 2004.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Фолио, 2004.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. -М.: Фолио, 2004.
- Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995.
- БиблерВ.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). -М.: 1975.
- Блюш Ф. Людовик XIV. М.: Ладомир, 1988.
- БодрийярЖ. Система вещей. М.: Рудомино, 2001.
- Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
- Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996.
- Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. — М.: Мысль, 1978.
- ЪХ.Вайс Г. История цивилизации: Новое время XIV XIX века. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.32 .Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. — СПб.: Университетская книга, 1999.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
- ЗА.Велъфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004.
- Велъфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: В. Шевчук, 2002.
- Визгин В.П. Идея множественности миров. Очерки истории. — М.: Наука, 1988.
- Визгин В.П. Мир // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. ЪЪ. Вико Дж. Б. Основания новой науки о природе наций. — М.: Киев, 1994. Ъ9. Вишер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.:1. В. Шевчук, 2004.
- Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянском искусстве XVII — XVIIIвеков. — М.: Искусство, 1956. 41. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970.
- Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: Кольна, 1995.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М.: Издательство РУДН, 1997.
- АЛ.Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Современное слово, 1998.
- Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения. Искусство портрета. -М.: ГАХН, 1928.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. — М.: • Прогресс-Культура, 1995.
- Гегель Г. В. Эстетика в 4 т. М.: Искусство, 1971.
- Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
- Гоббс Т. Левиафан. Избранные произведения в 2 т. М.: Мысль, 1965.
- Гомбрих Э. История искусства. -М.: ACT, 1998.
- Гумилев JI. H Этносфера: история людей и история природы. СПб.: Кристалл, 2003.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984. 5Ъ. Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. М., 1989.
- Гуревич А.Я. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. -М.: Наука, 1990.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Нота Бене, 2000.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: «Глагол» — Изд-во СПб. Университета, 1995.
- Дидро Д. Об искусстве. Соч. В 2 т. -M.-JL: Искусство, 1936.
- Дмитриева И.А. Краткая история искусства. Страны Западной Европы в XVIII в. Россия XVIII века. Вып.2. — М., 1990.
- Дмитриева И.А. Краткая история искусств. — М.: ACT Пресс, Галарт, 2000.
- Другой XVIII век // Сб. науч. трудов. МГУ им. М. В. Ломоносова. OtbJ ред. Пахсарьян Н. Т. М., 2002.
- Дэвис Н. История Европы. М.: ACT: Транзит книга, 2005.
- Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. -М., 1991.
- Жинкин Н.И. Портретные формы. Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928.
- Зедлъмайр Г. Искусство и истина. СПб.: Аксиома, 2002.
- Зингер JI.C. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобразительное искусство, 1986.
- Знамеровская Т.П. К вопросу об особенностях и историческом месте XVII века в развитии западноевропейской культуры // Вестник ЛГУ. -1966. — № 20. Вып.4.1 .ЗолотоеЮ.К. Французский портрет XVIII века. -М.: Искусство, 1968.
- А.Ильина Т. В. История искусства Западной Европы. — М.: Искусство, 1983.
- Каган М.С. Лекции по истории эстетики. Л.: ЛГУ, 1973.1%.Каган М. С. Се человек. Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб.: Логос, 2003.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
- Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 2-е стереотип. — М.:УРСС, 2002.
- Картины мира в истории мирового искусства: (С древнейших эпох — к Новому времени) / Сост. В. П. Толстой. М., 1995.
- ЪЪ.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.
- Ы.Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. М.: Искусство, 1971.
- Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. М.: Наука, 1992.
- Ш. Кузнецова И. А. Барочные традиции и просветительские идеалы в европейском портрете XVIII века. Проблема портрета. Материалы науч. конф. (1972).-М., 1973.
- Лабрюйер Ж. Характеры или нравы нынешнего века. М.: Политиздат, 1990.
- Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М.: Искусство, 1937.
- Meeu-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика Пресс, 1999.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.9Ъ.Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М.: Молодая гвардия, 2003.
- Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983.
- Лихачев Д.С. Поэзия садов. -М.: Согласие, 1998.
- Лихачев Д.С. Русская культура. -М.: Искусство, 2000.
- Локк Д. Избранные философские произведения. Соч. в 3 т. — М.: Мысль, 1985.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976.
- Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М.: Политиздат, 1991.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998.
- Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002.
- Лотман Ю.М. Семиосфера: Статьи по типологии культуры. СПб.: Искусство — СПБ, 2004.
- Лурье С.В. Историческая этнология. — М.: Академ, проект, 2004.
- Малое В.Н. Ж.-Б. Кольбер: Абсолютистская бюрократия и французское общество // Отв. ред. Е. Б. Черняк. АН СССР. — М., 1991.
- Мамонтов П. С. Основы культурологии. М.: Олимп ИНФРА — М, 1999.
- Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира //
- Вопросы философии. № 7. — 1983.
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4 т. — М.: Академия моды, 1993.
- Мировоззрение II Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Муратов П. Образы Италии. М.: Галарт, 1994.111 .Непи Дж.Ш., Джентили А., Романелли Дж., Райлендс Ф. Венеция
- Великие музеи мира). -М.: Слово, 2003. \2.Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII века. -Новосибирск, 1993.
- Новосельская И.Н. Французский групповой портрет XVI—XVIII вв.еков: Дис.. канд. искусствовед. — JL, 1966.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Инфра-М, 1991.
- Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Инфра-М, Весь мир, 2000.
- Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-функциональный анализ язьжа. М.: Мысль, 1983.
- Павиленис Р.И. Язык, смысл, понимание. Вильнюс, 1986. МЪ. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. — СПб.: ¦1. Академ, проект, 1999.
- Панченко A.M. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2005.
- Петров М.А. Язык искусства и картина мира: Дисс.канд. филос. наук. -М, 2002.
- Платонов Г. В. Картина мира, мировоззрение, идеология. М.: Знание, 1972.
- Портрет в европейской живописи XV нач. XX века (Предисловие И. Е Даниловой). — М., 1975.
- Проблемы садово-парковой архитектуры // Сб. статей под ред. Коржева М. П. — М.: Изд-во Всесоюзн. Академии Архитектуры, 1936.
- Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М.: Искусство, 1974.
- Руднев В.П. Картина мира // Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
- Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века (Памятники мирового искусства). -М.: Искусство, 1971.
- Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М.: Искусство, 1989.
- Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. -М.: Соцэкгиз, 1934.
- Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века: основные направления и ведущие мастера. М.: Искусство, 1999.
- Соколов КБ. Герои субкультур: выбор и почитание // Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб.: Алтейя, 2004.
- Соколов КБ. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен. Социологический аспект перехода в истории культуры и художественная жизнь//Искусство в ситуации смены циклов. М.: Наука, 2002.
- Соколова Т.М. Художественная мебель. Очерки по истории художественной мебели XV XIX веков. — М.: Сварог и К, 2000.
- СоловьевВл.С. Общий смысл искусства. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
- Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV XV века. -СПб.: Азбука — Классика, 2003.
- Суворова А.Н. Картина мира и проблема ее типологизации: Дис.канд. филос. наук. Самара, 1996.
- ТарасовБ.Н. Паскаль. М.: Молодая гвардия, 2006.
- Тен И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.
- Тейяр деШарден П. Феномен человека. М.: ACT, 2002.
- Тойнби А. Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
- Тома J1.A. К вопросу о дифференциации портрета как жанра живописи // Сов. искусствознание. Вып. 1. — 1978.
- Тугендхолъд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Советский художник, 1987.
- Тучков И.И. Genius loci: вилла д’Эсте в Тиволи // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.: Наука, 1997.
- Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII XVIII века. — ТвГУ,' 2001.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Язык русской культуры, 1995.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Философский энциклопедический словарь под ред. Губского Е. Ф. М.: Инфра — М, 2007.
- Фиишан О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII XVIII вв.). -СПб.: Институт востоковедения, 2003.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. -М.: Прогресс, 1993.
- Флоренский П.А. Иконостас. М.: ACT, 2005.
- Фомичева О.С. Образование как откровение: от идей Барокко к новому подходу в образовании. М.: Гелиос АРВ, 2002.152. Фрэзер ДжДж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1998.
- Франция XVI первой половины XIX века. Каталог собрания живописи ГМИИ им. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2001.
- Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: А. Наследников, 2001.
- Фромм Э. Иметь или быть. М.: ACT, 2000.
- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М.: Терра, Республика, 1996.
- Хайдеггер М. Время картины мира. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
- Хайдеггер М. Тождество и различие. -М.: Логос, 1997.
- Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, Прогресс — Академия, 1992.
- Хренов Н.А. Теория искусства в эпоху смены культурных циклов // Искусство в ситуации смены циклов. — М.: Наука, 2002.
- Шапошников Б.В. Портрет и его оригинал. Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928.
- Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма. Соч. в 2 т. -М.: Мысль, 1987.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. -М.: Мысль, 1999.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. -М.: Искусство, 1983.
- Шпенглер О. Закат Европы. М.: ACT, 2000.
- Эко У. История красоты. — М.: Слово, 2005.
- Эко У. Открытое произведение. М.: Академический проект, 2004.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2005.
- Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики): Дис.канд. искусствовед. — М, 1978.
- Xlb.Ananoff A. Francis Boucher. Lausanne — Paris, 1976.
- MX.ArendtH. Rahel Varnhagen: The Life of a Jewess. London, 1985.
- Berger J. Ways of Seeing. London, 1972.173 .Bohrmann K. Die Welt als Verhaltnis: Untersuchungen zu einem Grundgedanken in den spaten Schiften Martin Heideggers. Fr./M., 1983.
- XIA.Berral J.S. The Garden. An Illustrated History. N.Y., 1979.
- CyarmetR. La peinture fi*an9aise dans les musees russes. Paris, 1970.
- ChastelA. L’art fran9ais: Ancien Regime. 1620−1775. Paris, 1995.
- Couturier P. Monde et etre chez Heidegger. Monreal, 1971.
- Croce В. La storia come pensiero e come azione. Ban, 1965. 19. Dacier E. L’art au XVIII-ieme siecle: epoque Regence, Louis XV, 1715 -1760.-Paris, 1951.
- Duclos Ch. Consideration sur les moeurs de ce sciecle. Paris, 1798.
- Evangelisti S. Alcuni ritratti di Luigi Crespi. «Paragone». — N379. — 1981. 82. Fomicheva O.S., Fomichev V.A., Oudalova L.D. An Effective Aproach to
- Haskell F. Patrons and Painters. Art and Society in Baroque Italy. London, 1980.
- Kimball F. The Creation of the Rococo Decorative Style. London, 1980.
- Zapittura in Italia. II Settecento. Milano, 1989.
- Lougee C. Le paradis de femme: women, salons and social stratification in 17 century France. Princ. Univers. Press, 1976.
- Mahon D. Studies in Seicento Art and Theory. London, 1971.
- Mandrou R. La France aux XVII XVIII siecles. — Paris, 1987.
- Marcel P. La peinture franchise au debut du dix-huitieme sciecle. Paris, 1906.191 .Marie A. Versailles aux temps de Louis XIV. Paris, 1976.
- Mesnard J. La culture du XVII siecle: Enquetes et syntheses. Paris, 1992.
- Mitford N. Madame de Pompadour. London, 1995.
- Muchembled R. Societe, cultures et mentalites dans la France moderne, XVI XVIII s. — Paris, 1994.
- Oberhuber К. Poussin. The early years in Rome. The origins of French Classicism. Oxford, 1988.
- Pallucchini R. La pittura nel Veneto. II Settecento Milano, 1995.
- Pope-Hennessy J. The Portrait in the Renaissance. N.Y., 1966.
- Procacci G. History of the Italian People. London, 1970.
- Redjield R. Society and Culture. An Anthropological Approach to Civilization. Chicago, 1956.
- Roli R. Pittura bolognese 1650−1800. Dal Cignani ai Gandolfi. Bologna, 1977.
- Sani В. Rosalba Camera. Torino, 1988.
- Searle J.R. The Construction of Social Reality The Penguin Press, 1995.
- The Louvre European Paintings. Paris, 1991.
- ThoravalJ. Les Grandes etapes de la civilisation Fran^aise. Paris, 1976.
- VenturiL La pittura italiana da Caravaggio a Modigliani. Lausanne, 1957.
- Vogue P. Vaux-le-Vicomte. Paris, 1997.
- Waterhouse E. Italian Baroque Painting. London, 1969.
- WolfJ.B. Louis XIV. London, 1968.
- WoolfSJ. A History of Italy 1700 1860. — London, 1979.
- Рис. 1. Ф. Шампенъ. Портрет Роббера Арно д’Андийи. 1667
- Рис. 2. С. Бомбелли. Портрет Джероламо Кверини в одеянии прокуратора1. Сан Марко. 1669 г.
- Рис. 3. И. Риго. Портрет Людовика XIV. 1701 г.
- Рис. 4. И. Риго. Мужской портрет. 1702 г.
- Рис. 5. В. Гисланди. Портрет Джованни Секко Суардо со слугой. 1720−30 г
- Рис. 6. Л. Креспи. Портрет архитектора. 1730 г.
- Рис. 7. И. Риго. Портрет Гаспара де Гидана. 1730 г.
- Рис. 8. Ж.-М. Натгье. Мадам Буре в образе Дианы. 1745 г.
- Рис. 9. Ж.-М. Натгье. Мадам Виктуар или Аллегория Воды. 40-е г. XVIII в.
- Рис. 10. Р. Карьера. Портрет г-на Ле Блона, французского консула в1. Венеции. 1727 г.
- Рис. П. Р. Карьера. Портрет неизвестной. 1727 г.
- Рис. 12. В.Гисланди. Портрет дворянина в треуголке. 1720 г.
- Рис. 13. Н. Ларжильер. Женский портрет. 1690 г.
- Рис. 14. JT. Креспи. Портрет дамы из семьи Баржеллини. 1752 г.
- Рис. 15. Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1756 г.