Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы репрезентации картины мира в портрете: на примере итальянской и французской школ живописи XVII — XVIII веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В русской культуре становление живописи начинается с портрета. Его появление было продиктовано прежде всего потребностями жизни. В конце XVII — века Россия переживает культурный скачок — в петровское время в результате религиозного раскола начинается секуляризация всех сфер жизни общества и происходит высвобождение личностного «Я» человека, процесс отчасти родственный европейским религиозным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности репрезентации картины мира в художественной культуре Италии и Франции XVII — первой половины XVIII века
    • 1. 1. Концепт «картина мира» в современном гуманитарном дискурсе
    • 1. 2. Основные историко-философские и социокультурные детерминанты картины мира в Италии и Франции XVII — первой половины XVIII века
    • 1. 3. Особенности репрезентации картины мира в художественном творчестве XVII — первой половины XVIII века
  • Глава II. Способы репрезентации картины мира в портретной живописи Италии и Франции второй половины XVII — первой половины XVIII века
    • 2. 1. Образно-символические способы репрезентации картины мира в портрете

Способы репрезентации картины мира в портрете: на примере итальянской и французской школ живописи XVII — XVIII веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена тем, что портретная живопись Италии и Франции XVII — XVIII веков рассматривается как целостная система «текстов культуры», которая продолжает участвовать в развитии современного диалога культур и дает ключ к пониманию человеческой личности не только исследуемого периода, но и явлений современного общества с помощью особого типа межкультурной коммуникации в эстетико-смысловом поле произведения искусства. Помимо этого, актуальность исследования связана с повышением научного интереса к целостному и системному изучению картины мира культур, которые взаимодействуют в современном глобализованном пространстве.

Процессы рецепции и трансформации европейских культурных ценностей подобные тем, что происходили в, истории культуры России начала XVIII века, наблюдаются и в настоящее время, что определяет актуальность данного исследования и предоставляет возможность изучения проблем межкультурного взаимодействия на современном этапе. История культуры — история накопления ценностей, остающихся действенными элементами культуры в последующем развитии, которые даже в переломные эпохи культурного скачка, взаимодействия и взаимовлияния национальных культур не покидают культурного пространства, а могут быть лишь оттеснены на задний план.

Исследования гуманитарных наук последних десятилетий свидетельствуют о повышенном внимании к данным аспектам. Интерес к живописному искусству, посвященному увековечиванию личности человека, вызван его потребностью к познанию собственной природы, к осмыслению своей роли в обществе и попыткой ответить на вопрос: что же делает человека личностью. Поиски ответа на этот вопрос, несомненно, оказывают влияние на духовную жизнь человека, на его умение адаптироваться к социуму, выстраивать межличностные отношения, что является чрезвычайно актуальной задачей, решаемой людьми во все времена. Очевидно, что анализ нехудожественных сторон" такого художественного явления как портрет, может быть интересен не только для искусствознания, нои для других гуманитарных наук. Таким образом, в исследовании сделана попытка вывести портрет за рамки искусствоведческих изысканий и включить его в более широкий философско-культурологический контекст.

Со времен античности человек пытался познать и объяснить окружающий его мир. Открывая постепенно все многообразие этого мира, человек одновременно стремился осознать и самого себя, и свое место в нем. В разные исторические эпохи люди воспринимали и осознавали мир по-своему, отражая это знание в разнообразных культурно-исторических памятниках. Искусство как способ человеческого мышления сохраняет разнообразную информацию и о человеке, и об исторической эпохе.

Среди всех видов искусства портретная живопись как целостный способ отражения жизни человека в разных обстоятельствах более всего отвечает этой цели. Особенность портретного жанра заключается в том, что он представляет собой многозначное явление в философском, социальном, эстетическом и психологическом смысле и служит предметом исследования в самом широком контексте. Отражая как зеркало определенное историческое время и мир людей, он дает возможность приблизиться к пониманию человеческой личности в ту или иную эпоху и соотнести его с современными представлениями. Поскольку информация, заключенная в портретном изображении, с одной стороны, задана координатами культурно-исторической эпохи, в рамках которой оно создается, а с другой стороны, зависит от особенностей системы мировоззренческих и этико-эстетических координат, обусловливающих специфику восприятия такого произведения искусства в другие культурно-исторические эпохи, важно, в первую очередь, выявить взаимоотношения между образом человека в портрете и концепцией личности в определенной культурной ситуации. Определение этих взаимоотношений связано с изучением широкого круга мировоззренческих проблем культуры. В результате такого исследования можно приблизиться к пониманию личности человека и способов ее трактовки в портретном искусстве в том числе.

Живописный портрет обладает большей, нежели другие жанры изобразительного искусства, художественной концентрацией модели мира и человека, являясь «отпечатком культурного языка эпохи».1 В портрете, как и в изобразительном искусстве в целом, «культурный язык» воплощается в визуально воспринимаемых формах, которые в каждую конкретную историческую эпоху являются элементами единой системы средств выражения доминирующих смыслов. В портрете, в отличие от других жанров живописного искусства, как правило, наиболее ярко представлен социокультурный аспект. Этот аспект обусловлен самим предметом изображения: человек «видится» и «мыслится» в непосредственной взаимосвязи с социокультурным контекстом, обозначенном на полотне многочисленными атрибутами, указывающими на его социальный статус, род занятий, принадлежность к определенной этнической или религиозной группе и т. д.

Специфика портрета обусловлена особенностями «культурного языка эпохи», выражающего определенную картину мира. Яркое проявление находит она в художественных стилях, направлениях и течениях, складывающихся в ту или иную эпоху, в той или иной стране, в творчестве разных художников. При этом стиль эпохи непосредственно связан с национальным характером, звучит по-разному в разное время и в разных странах. Стиль, «художественное переживание времени», дает для исследования ценную информацию о картине мира человека и общества.

Для проведения исследования были отобраны живописные портреты мастеров-портретистов Италии и Франции, так как именно эти страны на протяжении XVII и XVIII веков являлись центрами художественной жизни Западной Европы, где происходил интенсивный обмен во всех сферах культурной жизни. В Париж и в Рим для совершенствования мастерства.

1 Лотман Ю. М. Портрет// Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический проект, 2002. -С.365.

2 Власов В. Г. Стили в искусстве. — СПб.: Кольна, 1995. — С.539. отправлялись отмеченные наградами в том числе и русские пенсионеры после обучения в Академии художеств, открывшейся в Петербурге в 1'757 году. Кроме того, художникам Франции и Италии принадлежит ведущая роль в разработке разнообразных вариантов изображения человека в живописном портрете.

Автор исследования при отборе портретов итальянской и французской школ живописи ограничился следующими временными рамками: вторая половина XVII — первая половина XVIII века. В это время в портретном искусстве ярко отразилось индивидуальное «Я», проявившееся в психологии народа, то время, когда человек начал осознавать себя «деятельной» личностью. В данной работе избран ракурс рассмотрения проблемы становления личности, включенной в систему социокультурных взаимосвязей в переломный, переходный момент в развитии европейской культурьь и общества XVII'- первой половины XVIII века. Этот период характеризуется культурным плюрализмом, бурным развитием наук, сменой мировоззренческих представлений, эстетических ценностей и предпочтений. В связи с этим изучаются те варианты портретных изображений, которые позволяют проследить эту линию исследования (в отличие от группового или смыкающегося с бытовым жанром портрета). Не рассматриваются также автопортреты художников в связи с тем, что этот вид портретного искусства представляется важным и самостоятельным явлением, требующим отдельного изучения (диссертационные исследования на эту тему имеются).

В русской культуре становление живописи начинается с портрета. Его появление было продиктовано прежде всего потребностями жизни. В конце XVII — века Россия переживает культурный скачок — в петровское время в результате религиозного раскола начинается секуляризация всех сфер жизни общества и происходит высвобождение личностного «Я» человека, процесс отчасти родственный европейским религиозным движениям Реформации. Тогда и возникает потребность в портретописи, которая отражает сущность, освоенную человеческим сознанием. Русскому портретному искусству, фундаментом для которого была средневековая иконопись, в самом начале своего становления пришлось осваивать европейский художественный опыт, приобщение к нему в начале XVIII века происходило тремя путями: благодаря так называемым «пенсионерам», отправляемым учиться живописи в Италию и Францию, иностранным мастерам, работавшим в России, и привезенным произведениям иностранных художников, положившим начало первым коллекциям произведений изобразительного искусства.

В настоящее время происходят схожие процессы рецепции и трансформации европейских культурных ценностей, что определяет актуальность данного исследования и предоставляет возможность изучения проблем межкультурного взаимодействия. История культуры — история накопления ценностей, остающихся действенными элементами культуры в последующем развитии, которые даже в переходные эпохи или эпохи культурного скачка не покидают пространства культуры, а могут быть лишь оттеснены на задний план.

Степень научной разработанности темы. Понятие «картина мира» в современной научной литературе употребляется и как научная категория, и как цель и результат культуротворческой деятельности людей. На протяжении веков на создание целостного образа мира претендовали мифология, религия, философия, искусство, наука, т. е. донаучные, научные и ненаучные формы сознания. Существовавшее до недавнего времени противоречие между построением общенаучной и частнонаучными картинами мира сводится теперь к принципу взаимодополнительности. В настоящее время в процессе построения целостной картины мира наряду с философией участвуют многие гуманитарные науки. Все это яркие свидетельства важности поставленной проблемы и одновременно отсутствия ясности в ответах на нее.

Наиболее глубокие исследования с позиций разных философских подходов и культурологических школ в определении данного понятия, его содержания и структуры принадлежат М. Хайдеггеру, О. Шпенглеру,.

В:Гумбольдту, М. Веберу, Р. Редфилду, Э. Сепиру, Б. Уорфу, Р. И. Павиленису, Ю. М. Лотману, А. Н. Леонтьеву, Г. Д. Гачеву, С. В. Лурье и др. Одним из ведущих направлений исследования картины мира человека является философская антропология. Значительное место занимают труды П. Тейяра. де Шардена, X. Ортеги-и-Гассета.

Проблемам взаимодействия картины мира и мышления в отечественной науке посвящены работы Ю. Д. Апресяна о наивной модели. мира< и Б. А. Серебренникова о роли человеческого фактора в креативном познании мира.

В исследованиях последних лет предпринимаются попытки построения развернутого определения «картины, мира», обсуждаются вопросы теоретического отграничения этой категории от близких понятий. В связи с этим появилось большое количество работ, авторы которых исследуют понятие «картина мира» и устанавливают ее типы. Ими вводятся такие категории как «гуманитарная», «духовная», «информационная», «эстетическая», «авторская и зрительская», а также другие типы картины мира, изучаются их особенности и содержание. Такие исследования проведены, например, Л. М. Андрюхиной, А. Н: Суворовой, М. А. Петровым и др.

В трудах отечественных культурологов обосновывалась необходимость типологического исследования культур при изучении картины мира. Мысль о неповторимом характере каждого типа культуры как целостного единства разрабатывалась, например, Л. М. Баткиным. Значительный вклад в изучение характерных черт картины мира на разных этапах историко-культурного развития, изменений в кризисных и переломных ситуациях и выявление основных мировоззренческих констант внесли А. Ф: Лосев, А. Я. Гуревич, А. М. Панченко, К. Б. Соколов.

Изучение портретного искусства мастеров Италии и Франции XVIIXVIII веков проводилось как зарубежными, так и отечественными искусствоведами. В отечественном искусствознании основное внимание было уделено изучению становления и развития европейского портретного искусства от античности до наших дней, проблем формообразования, стилевых и технических особенностей портрета в разные исторические периоды. Фундаментальные выводы по истории портрета содержат труды М. В. Алпатова, А. Я. Тугендхольда, Б. В. Шапошникова, Н. И. Жинкина, М. И. Андронниковой,.

A.Г. Габричевского, Е. Я. Басина, И. А. Дмитриевой, И.Е. Даниловой^.

B.Н.Лазарева, J1.C. Зингера, Д. В. Сарабьянова, а также материалы специальных исследований по французскому и итальянскому портрету XVII — XVIII веков Ю. К. Золотова, Б. Р. Виппера, работы зарубежных авторов.Р. Роли, Р. Палукини, Д. Мэхона, С. Эванжелисти и др. В них рассмотрена и проанализирована эволюция портрета в отечественной и европейской живописи, оценены достижения в творчестве художников европейских стран.

Проблемы художественного сознания в отечественной философии и культурологии отражены в работах JI.C. Выготскгого, П. С. Гуревича, Д. С. Лихачева, B.C. Библера. Социальные явления, связанные с вычленением человеческого «Я» из природы и общества, исследовались В. П. Бранским. Переход к «личностному» этапу в искусстве исследован Н. Н. Коваленской, Д. В. Сарабьяновым, Г. Г. Поспеловым, B.C. Турчиным. Проблему «внешнего» и «внутреннего» человеческой личности анализировал в своих трудах М. М. Бахтин, а> также зарубежные философы — И.-Г. Гердер, П. Тейяр де Шарден, Ф.В. Й. Шеллинг.

В последние десятилетия в изучении культуры все более широко применяется разработанный ранее в языкознании семиотический подход. Проблема знакового характера искусства рассматривалась Ю. М. Лотманом, Б. А. Успенским, итальянским ученым У. Эко, французским ученым-семиотиком Р. Бартом.

Однако, несмотря на многообразие работ, посвященных изучению как картины мира, так и портретного искусства, необходимо отметить отсутствие исследований, касающихся репрезентации особенностей картины мира в живописном портрете.

Объектом исследования являются живописные портреты итальянской и французской школ живописи второй половины XVII — первой половины XVIII века, рассматриваемые как «тексты культуры».

В качестве предмета исследования выделяется репрезентация картины мира в портретном искусстве Италии и Франции второй половины XVIIпервой половины XVIII века.

Целью работы является выявление способов репрезентации картины мира в портретной живописи Италии и Франции второй половины XVII — первой половины XVIII века в зависимости от доминирующих представлений эпохи, где наиболее значимым представляется социокультурный аспект.

Основные задачи исследования;

• изучить основные подходы к изучению проблемы картины мира в философии, культурологии, лингвокультуролгии, семиотике и других областях гуманитарного знания;

• выявить культурно-исторические, религиозные, философские, эстетические и социальные факторы, повлиявшие на изменение содержания картины мира во Франции и Италии XVII — первой половины XVIII века;

• проанализировать характер взаимоотношений и взаимовлияний между картиной мира и художественным творчеством;

• определить способы репрезентации картины мира в различных аспектах на основе семиотического анализа портретного искусства Италии и Франции второй половины XVII — первой половины XVIII века.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем: — исследованы произведения портретного жанра мастеров итальянской и французской школ живописи второй половины XVII — первой половины XVIII века с помощью методов культурологического анализа, позволяющего выявить способы репрезентации картины мира;

— разработана типологическая классификация портретов итальянской и французской школ живописи второй половины XVII — первой половины XVIII века, отражающая различные способы репрезентации социокультурных аспектов картины мира в портретном жанре данного времени.

В отечественной и зарубежной литературе специальных исследований по этой теме не проводилось. Данная работа в определенной мере восполняет этот пробел.

Теоретико-методологические основы и источники исследования.

В данном исследовании на основе целостного рассмотрения картины мира осуществляется анализ этого явления в контексте культуры Италии и Франции XVII — первой половины XVIII века.

Выявление иизучение способов репрезентации картины мира в портретном жанре потребовало обращения к обширному историческому, философскому, культурологическому материалу и его обработки. Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода к явлениям культуры и искусства, культурно-исторического и сравнительного анализа.

В плане общего философского осмысления проблемы картины мира используется логико-философская концепция Р. И. Павилениса. Им введено в научный оборот понятие «концептуальная картина мира» как совокупность когнитивных и ценностных концептов индивида, которая позволяет определить механизм понимания смысла «языкового выражения, человека, произведения искусства и т. д."3, выраженного с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Для интерпретации портретов итальянской и французской школ живописи второй половины XVII — первой половины XVIII века применяется, методология тартуско-московской семиотической школы — семиотический.

3 Павиленис Р. И. Проблема смысла: Логико-философский анализ языка. — Вильнюс, 1983. — С. 102. подход4, который является одним из ведущих направлений не только современной культурологии, но и других наук, изучающих знаковые системы. В работе также использовались методы сравнительной культурологии.

При написании диссертационной работы использовались три группы источников.

Первую группу составляют живописные портреты итальянских и французских художников второй половины XVII — первой половины XVIII века: С. Бомбелли, В. Гисланди, J1. Креспи, Р. Каррьеры, И. Риго Ж.-М. Наттье, Н. Ларжильера, Ф. Буше. Выборка проводилась из числа хранящихся в ГМИИ им. А. С. Пушкина и экспонировавшихся в разные годы на выставках произведений портретного искусства, из доступных нам каталогов произведений итальянской и французской живописи, входящих в собрания Лувра, Лондонской национальной галереи, музеев Ватикана, а также из каталогов зарубежных выставок, альбомов и журналов последних лет.

Вторая группа включает в себя оригинальные работы классиков мировой философии (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант), а также биографии художников и исторических лиц, изображенных на изучаемых портретах.

В настоящей работе также использовались данные из справочной литературы: философских и толковых словарей, энциклопедий по теории и истории культуры, составивших третью группу источников.

Теоретической основой стали идеи, представленные: в трудах по философии, истории и теории культуры М. Вебера, Э. Кассирера, А. Ф. Лосева Р.И. Павилениса, М. М. Бахтина, Л. М. Баткина, A.M. Панченко, Ю. М. Лотмана, А. Я. Гуревича, Й. Хейзингив монографиях по теории и истории искусства М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера, Ю. К. Золотова, Ж. Базена, Дж. Аргана, Э.Гомбриха.

4 См.: Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический проект, 2002; Он же: Семиосфера. Статьи по типологии культуры. — СПб.: Искусство — СПБ, 2004.

Проблема репрезентации картины мира в портретной живописи находится на стыке многих гуманитарных наук. Диссертационное исследование выполнено на основе системного подхода, позволяющего комплексно изучить особенности картины мира, а также способы ее репрезентации в произведениях искусства. В связи с этим неизбежным стало обращение к специальным исследованиям философских, религиозных, эстетических, мировоззренческих основ культуры* Франции и Италии (работы А. Банфи, Б. Кроче, Н. Дэвиса, Э. Гомбриха, Дж. Аргана, Ж. Базена. и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Живописный портрет являетсяисточником культурологического изучения особенностей картины мира, существующей в сознании человека в определенный культурно-исторический.период времени.

2. В формировании представлений о человеческой личности и об окружающем мире, а также в способах репрезентации, картины мира в портретной живописи отразились изменения, произошедшие в Италии и Франции в XVII — первой половине XVIII века, связанные с трансформациями в «событийном» и «обиходном» слое духовной культуры общества.

3. Изучение портрета итальянской и французской школы живописи позволяет установить, что в портретном искусстве отразилась господствующая в европейском сознании картина мира. Она включает в себя представления авторов портрета и их современников о наиболее значимых характеристиках личности, а также о ее месте в пространственно-временной структуре мира, о наиболее значимых атрибутах ее социального статуса и социальной роли, о нравственно-этических ценностях и эстетических идеалах.

4. Основные способы репрезентации картины мира исследуемого периода сформировались во второй половине XVII — первой половине XVIII века и выразились в портретной типологии, в новых способах и формах кодирования невербальной информации о человеке, включенном в систему социокультурных взаимосвязей.

5. Социокультурные нормы, традиции, идеалы, модели, ценности представлены в портрете через стиль, систему вещей и предметов.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что понимание и усвоение языка портретного искусства может способствовать более глубокому пониманию человеческой личности, а следовательно, способствовать активизации межличностной и межкультурной коммуникации, социальной ориентации индивидуальных концептуальных систем и, вместе с тем, существенно расширить границы познания и понимания личности в современном обществе.

Материалы и выводы диссертации позволяют существенно расширить представления об особенностях картины мира, обозначенных с помощью символьного языка портретной живописи, и о человеке, включенном в систему социокультурных взаимосвязей.

Научно-практическая ценность работы заключается в применении для интерпретации портрета семиотического подхода, который позволяет приобрести навыки по обработке символьной информации и вписыванию ее в концептуальную картину мира зрителя.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших культурологических исследований, связанных, в том числе, с другими видами творческой деятельности человека в конкретные исторические эпохи и с изучением способов репрезентации картины мира невербальными средствами коммуникации (например, музыка, танец, архитектура, садово-парковое искусство и т. д.).

Достоверность результатов исследования обеспечивается с помощью методов и теоретических положений, адекватных задачам и условиям исследования, а также благодаря согласованности полученных данных и объему проанализированных произведений.

Апробация основных положений диссертации. Материалы диссертации изложены в опубликованных статьях: «Картина мира» и ее отражение в портретной живописи Италии и Франции на рубеже XVII — XVIII веков"5, «Социокультурные и семиотические аспекты репрезентации человека в портретной живописи (на примере итальянской и французской школ живописи на рубеже XVII — XVIII веков)».6.

Основные положения диссертационного исследования доложены и получили одобрение на 4-й Международной научной конференции «Язык и общество», проходившей в Москве в октябре 2006 года. По итогам конференции опубликован доклад «К вопросу о межкультурных аспектах репрезентации картины мира в портретной живописи"7.

Диссертация обсуждена на кафедре мировой культуры Института международных отношений и социально-политических наук Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» и рекомендована к защите.

В ходе работы над диссертацией введены в научный оборот материалы книг и статей, опубликованных на иностранных языках:

Evangelisti S. Alcuni ritratti di Luigi Crespi. — Paragone. — № 379. — 1981; La pittura in Italia. II Settecento. — Milano, 1989; Roli R. Pittura bolognese 16 501 800. Dal Cignani ai Gandolfi. — Bologna, 1977; ThoravalJ. Les Grandes etapes de la civilisation Framjaise. — Paris, 1978; Vogue P. Vaux-le-Vicomte. — Paris, 1997.

Структура диссертации определялась целями и задачами исследования в соответствии с актуальностью и степенью разработанности проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения (портреты французских и итальянских художников второй половины XVII — первой половины XVIII века).

Заключение

.

В диссертационной, работе исследованы способы репрезентации картины мира на примере портретной живописи итальянской и французскойшкол второй половины XVIL-первой половины XVIII века.

Проведенный' философско-культурологический анализ, портретного искусства: итальянской и французскойшкол второй1 половины XVII — первой: половины XVIII века показал, что живописный^ портрет является источником культурологического* изученияособенностей^ картины мирасуществующей^ в ¦ - '. сознании: человека и общества-, в определенный культурно-исторический период.

Портрет — особый культурологический источник, созданный в определенную историческую эпоху, дает представление о культурно-историческом процессе и позволяет изучать историческое прошлое иг-культуруу. того или иного народа не только как выражение ихв том. или инозуг художественном стиле изобразительного искусства, нои как отражение на., полотне (с помощью определенной’знаковой системы картины мира человека и общества) < доминирующих культурных смыслов, философских идей* и религиозных представленийэтико-эстетических предпочтений, системы социокультурных норм, идеалов и ценностей. В то же время портрет выступает как источник сведений*-опредметно-материальной среде (одежда, утварь, ^ мебель, интерьер, организация жизненного пространства и т. д.), об отношении человека к природе.

В ходе исследованияустановлено, что в портретной живописи репрезентируется-«концептуальнаякартина. мира» автора, как континуальная, формирующаяся в процессе деятельности человека система концептов, отражающая сущностные свойства мира и определяющая его восприятие. Картина мира выражается через систему доминантных смыслов произведения искусства, созданного автором — носителем этой концептуальнойкартины мира. Система доминантных смыслов проявляется через визуально воспринимаемые формы, представляющие собой культурный язык определенной исторической эпохи. Язык живописи выступает как средство закрепления информации с помощью кодирования, что дает возможность построить новые концептуальные системы в процессе социальной коммуникации.

При культурологическом анализе портрета исследуемой эпохи установлено, что понятие «картина мира» играет ключевую роль, поскольку в нем отражены доминирующие представления, идеи и сущности, характерные для той или иной исторической эпохи.

Изменение картины мира отразило общую культурную ситуацию в Италии и Франции XVII — первой половины XVIII века. Картина мира этого времени формировалась под влиянием перемен во всех сферах духовной культуры общества: в «событийном» слое — в результате естественнонаучных открытий, преобразований в социально-политической жизни французского и итальянского обществав «обиходном», наиболее консервативном слое — в результате обмирщения жизни общества, повлиявшего на эстетические? ^ нравственные и поведенческие нормы. В картину мира исследуемого периода включены концепты, выражающие представления о деятельной личности, об историческом времени, о пространстве как способе организации особых отношений между объектами, о материальной доминанте в моделировании образа мира, о новых проявлениях Красоты (роскошь, изысканность, драматическая образность). В произведениях портретного жанра Италии и Франции второй половины XVII — первой половины XVIII века отражены характерные признаки картины мира — динамизм, сложный метафоризм, мифологизм, аллегоричность, рационализм, игровой характер.

В рассматриваемую эпоху портретное искусство, отражающее действительность, стремится анализировать и представить человеческую индивидуальность, прослеживать ее модификации, проникая в психологию, анализируя внутреннюю, субъективную жизнь человека. Отсюда происходит изменение способов репрезентации человека в портрете.

Поиск адекватных новому мироощущению способов изображения человека выразился в создании особого образно-символического пространства, в котором индивидуальность человека, передаваемая через изображение его лица и фигуры, престает быть самостоятельной символической системой и становится элементом иной системы, существующей и развивающейся в социокультурной системе координат. Авторы портретов включают в него такие элементы, которые символически выражают принадлежность человека к высшему, социальному классу, к почитаемому сословию, демонстрируют отношение персонажа к власти, и богатству. Значимой становится не личность изображаемого человека, а его «символическая одежда». Значимым аспектом, отраженным в портрете, является социокультурный аспект.

Результатом обобщения разностороннего и многообразного фактического материала является вывод о том, что основными принципами репрезентации картины мира в портрете Италии и Франции второй половины XVII — первой половины XVIII века стали следующие:

— доминирующая картина мира изучаемой эпохи проявляется в портретной живописи через концептуальную, картину мира автора, многоаспектное отражение находит в ней личность человекастилевые тенденции в портрете преломляются через призму этнокультурных, этно-психологических и социокультурных особенностей картины мира автора произведения;

— в портретном искусстве исследуемого периода отражены основные тенденции развития социальных, политических и экономических отношений, обусловившие как особенности выбора модели, так и средств изображения человека, а также его связи с многообразной окружающей действительностьюприродный, социальный мир и индивидуальность человека представлены, в портрете в тех аспектах и формах, которые являются наиболее значимыми для изучаемой эпохипри разнообразии выразительных средств, используемых художником в портрете, человек является главным содержанием портретного образав зависимости от содержания концептуальной картины мира автора и его модели меняются формы презентации личностной значимости человека (например, больше в психологическом плане, или больше в социальном, статусном и т. д.).

К основным способам репрезентации картины мира в портрете, изученным в данной диссертации, можно отнести следующие:

1. Отражение различных аспектов картины мира в нескольких типах портретов в соответствии с доминирующими представлениями эпохи, выраженное в способах кодирования и передачи информации:

• портрет-идея (Ф. Шампень «Портрет Робера Арно д’Андийи»),.

• портрет-прославление (С. Бомбелли «Портрет Джероламо Кверини в одеянии прокуратора Сан-Марко»),.

• портрет-символ (И. Риго «Портрет Людовика XIV»),.

• характерный портрет (И. Риго «Мужской портрет», В. Гисланди «Портрет Дж. Секко Суардо со слугой»),.

• портрет человека интеллектуального труда- (Л. Креспи «Портрет архитектора»),.

• театрализованный портрет (И. Риго «Портрет Facnapa де Гидана», Ж.-М. Наттье «Мадам Виктуар или Аллегория Воды»),.

• сословный портрет (Л: Креспи «Портрет дамы из семьи Баржеллини», Н. Ларжильер «Женский портрет», Р. Каррьера «Портрет неизвестной» и «Портрет г-на Ле Блона, французского консула в Венеции»),.

• портрет человека в интерьере (Ф. Буше «Портрет маркизы де Помпадур»).

2. Социокультурные взаимосвязи и характер социальных отношений представлен в портрете:

— наличием одной или нескольких фигур, принадлежащих к одному или разным социальным классам: В. Гисланди «Портрет Джованни Секко Суардо со слугой», Н. Ларжильер «Женский портрет», Р. Каррьера «Портрет неизвестной»;

— наличием социально^ значимых систем, символов, знаков, указывающих на социальный статус человека: И. Риго «Портрет Людовика XIV», В. Гисланди «Портрет Джероламо Кверини в одеянии прокуратора Сан-Марко», Л. Креспи «Портрет архитектора».

3. Социокультурные нормы, традиции, идеалы, ценности, являющиеся частью картины мира, представлены предметным полем портрета: одежда, мебель, аксессуары — Ф. Буше «Портрет маркизы де Помпадур», И. Риго «Портрет Гаспара де Гидана», Л. Креспи «Портрет дамы из семьи Баржеллини», Р. Каррьера «Портрет господина Ле Блона, французского консула в Венеции».

Выявленные способы репрезентации картины мира в портрете второй половины XVII — первой половины XVIII века, обусловленные плюрализмом^ представлений о мире и человеке, проявились в портретном искусстве, а затем в той или иной мере были представлены в искусстве Франции и Италии.

Разнообразные способы репрезентации картины мира в произведениях портретного искусства позволяют судить об аксиологическом, рациональном-и эмоциональном отношении к миру и человеку. Иначе говоря, с помощью этого вида искусства человек структурирует свой опыт, отражает свой'' взгляд и знания о мире и своем месте в нем.

В современном мире, на рубеже XX — XXI веков активно развиваются тенденции, связанные с восприятием или освоением ценностей и достижений других культур в результате процессов межкультурного взаимодействия, при этом возрастает значение сохранения собственной национальной культуры, которое невозможно без понимания ее ценности и роли в развитии общества и отдельной личности.

Понимание сущности и содержания национальной культуры невозможно без представления о картине мира, в которой человек занимает важное место, и которая складывается под влиянием самых разных культурно-исторических обстоятельств. Для этого и существуют произведения искусства, помогающие воспринять особенности национальной картины мира, и позволяющие сравнить их с теми, которые содержатся в своей-собственной. Эта способность позволяет не только оценить произведения, созданные в иных культурах, понять, какие представления, идеалы, нормы и ценности доминируют на разных этапах развития общества, но и сопоставить их с фактами собственной культуры, определить в ней то, что с течением, времени не исчезает, а передается, хранится, снова осмысливается, составляет ее ядро, непреходящую ценность.

Так, например, портрет воспроизводит то, что содержится в концептуальной картине мира автора, в то время как зрителю предстоит сопоставить это с тем, что есть в, его концептуальной картине мира и понять в чем различия и в чем совпадения. Понять не только в чем сходство, похож изображенный человек на себя или нет, но также и то, что именно в той или иной личности вызвало интерес автора, заставило его отразить эту личность таким образом, какая мысль высказана художником с помощью этого изображения.

Человеческое познание позволяет знакомиться с сознанием других людей, понимать, то, что отсутствует в его картине мира, не становясь при этом' - 4 человеком другой культуры, поскольку имеет опору в своей культуре. Понимание других культур зависит от объема накапливаемых знаний об этих культурах, путем освоения открытий, касающихся этих культур, и осмысления полученных знаний для современности. Своим результатом освоение культуры прошлого или чужой культуры имеет не простое заимствование (хотя отдельные из них могут оказаться полезными), а общий подъем уровня собственной культуры, развитие ее познавательных способностей, расширение творческих возможностей и направлений. Подражание внешним признакам-чужой культуры (другой страны или исторической эпохи), «переодевание в ее* одежды» — свидетельство низкого уровня развития культуры, отказывающейся от своего собственного наследия или современных достижений собственной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. История русского искусства XVIII начала XX века. — М.: Трилистник, 2000.
  2. М.В. Очерки по истории портрета. М.: Искусство, 1937.
  3. М.В. Эпохи развития портрета. Проблемы портрета: Материалы науч. конф. (1972). М., 1973.
  4. М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Искусство, 1969.
  5. М.И. Об искусстве портрета. — М.: Искусство, 1975.
  6. JI.M. Стиль мышления и картина мира в научном познании: Автореф. дис.. .канд. филос. наук. Свердловск, 1978.
  7. АрганДж. К. История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000.
  8. . Барокко и рококо. М.: Слово, 2001.
  9. А. Философия искусства. — М.: Искусство, 1989.
  10. Барокко II Большой энциклопедический словарь. М.: ACT: Транзиткнига, 2005.
  11. М.А. Место XVII века в истории Европы // Вопросы истории. — 1985.-№ 3.
  12. И.Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. -М., 1986.-Вып.20.
  13. ХЪ.Басин Е. Я. О природе изображения // Вопросы философии. 1968. — № 4.
  14. Е.Я. Семиотика об изобразительности и выразительности в искусстве // Искусство. 1965. — № 2.
  15. Ъ.Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Издательство РГГУ, 2000.1 в. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль мышления и стиль жизни. -М.: Мысль, 1978.
  16. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  17. JI.B. История повседневности как инструмент изучения культуры // Современные методы исследования культуры. М.: ВПЖ, 2000.21 .Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов: В 4 т. СПб.: Нева, 2004.
  18. Н.А. Смысл творчества. М.: Фолио, 2004.
  19. Н.А. Философия свободы. -М.: Фолио, 2004.
  20. В.В. Мир. Томск, 1995.
  21. БиблерВ.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). -М.: 1975.
  22. Ф. Людовик XIV. М.: Ладомир, 1988.
  23. БодрийярЖ. Система вещей. М.: Рудомино, 2001.
  24. В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
  25. Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996.
  26. Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. — М.: Мысль, 1978.
  27. ЪХ.Вайс Г. История цивилизации: Новое время XIV XIX века. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.32 .Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. — СПб.: Университетская книга, 1999.
  28. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  29. ЗА.Велъфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004.
  30. Г. Основные понятия истории искусств. М.: В. Шевчук, 2002.
  31. В.П. Идея множественности миров. Очерки истории. — М.: Наука, 1988.
  32. В.П. Мир // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. ЪЪ. Вико Дж. Б. Основания новой науки о природе наций. — М.: Киев, 1994. Ъ9. Вишер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.:1. В. Шевчук, 2004.
  33. .Р. Проблема реализма в итальянском искусстве XVII — XVIIIвеков. — М.: Искусство, 1956. 41. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970.
  34. В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: Кольна, 1995.
  35. В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М.: Издательство РУДН, 1997.
  36. АЛ.Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Современное слово, 1998.
  37. А.Г. Портрет как проблема изображения. Искусство портрета. -М.: ГАХН, 1928.
  38. Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. — М.: • Прогресс-Культура, 1995.
  39. Г. В. Эстетика в 4 т. М.: Искусство, 1971.
  40. Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
  41. Т. Левиафан. Избранные произведения в 2 т. М.: Мысль, 1965.
  42. Э. История искусства. -М.: ACT, 1998.
  43. Гумилев JI. H Этносфера: история людей и история природы. СПб.: Кристалл, 2003.
  44. А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984. 5Ъ. Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. М., 1989.
  45. А.Я. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. -М.: Наука, 1990.
  46. П.С. Философия культуры. М.: Нота Бене, 2000.
  47. Н.Я. Россия и Европа. СПб.: «Глагол» — Изд-во СПб. Университета, 1995.
  48. Д. Об искусстве. Соч. В 2 т. -M.-JL: Искусство, 1936.
  49. И.А. Краткая история искусства. Страны Западной Европы в XVIII в. Россия XVIII века. Вып.2. — М., 1990.
  50. И.А. Краткая история искусств. — М.: ACT Пресс, Галарт, 2000.
  51. Другой XVIII век // Сб. науч. трудов. МГУ им. М. В. Ломоносова. OtbJ ред. Пахсарьян Н. Т. М., 2002.
  52. Н. История Европы. М.: ACT: Транзит книга, 2005.
  53. . Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. -М., 1991.
  54. Н.И. Портретные формы. Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928.
  55. Г. Искусство и истина. СПб.: Аксиома, 2002.
  56. JI.C. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобразительное искусство, 1986.
  57. Т.П. К вопросу об особенностях и историческом месте XVII века в развитии западноевропейской культуры // Вестник ЛГУ. -1966. — № 20. Вып.4.1 .ЗолотоеЮ.К. Французский портрет XVIII века. -М.: Искусство, 1968.
  58. А.Ильина Т. В. История искусства Западной Европы. — М.: Искусство, 1983.
  59. М.С. Лекции по истории эстетики. Л.: ЛГУ, 1973.1%.Каган М. С. Се человек. Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб.: Логос, 2003.
  60. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
  61. В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002.
  62. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 2-е стереотип. — М.:УРСС, 2002.
  63. Картины мира в истории мирового искусства: (С древнейших эпох — к Новому времени) / Сост. В. П. Толстой. М., 1995.
  64. ЪЪ.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.
  65. Ы.Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. М.: Искусство, 1971.
  66. О.А. Эволюция художественных форм. М.: Наука, 1992.
  67. Ш. Кузнецова И. А. Барочные традиции и просветительские идеалы в европейском портрете XVIII века. Проблема портрета. Материалы науч. конф. (1972).-М., 1973.
  68. . Характеры или нравы нынешнего века. М.: Политиздат, 1990.
  69. В.Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М.: Искусство, 1937.
  70. Meeu-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика Пресс, 1999.
  71. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.9Ъ.Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М.: Молодая гвардия, 2003.
  72. А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983.
  73. Д.С. Поэзия садов. -М.: Согласие, 1998.
  74. Д.С. Русская культура. -М.: Искусство, 2000.
  75. Д. Избранные философские произведения. Соч. в 3 т. — М.: Мысль, 1985.
  76. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976.
  77. А.Ф. Философия, мифология, культура. -М.: Политиздат, 1991.
  78. А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990.
  79. Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998.
  80. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002.
  81. Ю.М. Семиосфера: Статьи по типологии культуры. СПб.: Искусство — СПБ, 2004.
  82. С.В. Историческая этнология. — М.: Академ, проект, 2004.
  83. В.Н. Ж.-Б. Кольбер: Абсолютистская бюрократия и французское общество // Отв. ред. Е. Б. Черняк. АН СССР. — М., 1991.
  84. П. С. Основы культурологии. М.: Олимп ИНФРА — М, 1999.
  85. .С. Философия искусства и художественная картина мира //
  86. Вопросы философии. № 7. — 1983.
  87. М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4 т. — М.: Академия моды, 1993.
  88. Мировоззрение II Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  89. П. Образы Италии. М.: Галарт, 1994.111 .Непи Дж.Ш., Джентили А., Романелли Дж., Райлендс Ф. Венеция
  90. Великие музеи мира). -М.: Слово, 2003. \2.Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII века. -Новосибирск, 1993.
  91. И.Н. Французский групповой портрет XVI—XVIII вв.еков: Дис.. канд. искусствовед. — JL, 1966.
  92. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Инфра-М, 1991.
  93. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Инфра-М, Весь мир, 2000.
  94. Р.И. Проблема смысла: Современный логико-функциональный анализ язьжа. М.: Мысль, 1983.
  95. Р.И. Язык, смысл, понимание. Вильнюс, 1986. МЪ. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. — СПб.: ¦1. Академ, проект, 1999.
  96. A.M. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2005.
  97. М.А. Язык искусства и картина мира: Дисс.канд. филос. наук. -М, 2002.
  98. Г. В. Картина мира, мировоззрение, идеология. М.: Знание, 1972.
  99. Портрет в европейской живописи XV нач. XX века (Предисловие И. Е Даниловой). — М., 1975.
  100. Проблемы садово-парковой архитектуры // Сб. статей под ред. Коржева М. П. — М.: Изд-во Всесоюзн. Академии Архитектуры, 1936.
  101. И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М.: Искусство, 1974.
  102. В.П. Картина мира // Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
  103. Е.И. Западноевропейское искусство XVII века (Памятники мирового искусства). -М.: Искусство, 1971.
  104. Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М.: Искусство, 1989.
  105. Э. Язык. Введение в изучение речи. -М.: Соцэкгиз, 1934.
  106. М.И. Искусство Италии XVII века: основные направления и ведущие мастера. М.: Искусство, 1999.
  107. КБ. Герои субкультур: выбор и почитание // Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб.: Алтейя, 2004.
  108. КБ. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен. Социологический аспект перехода в истории культуры и художественная жизнь//Искусство в ситуации смены циклов. М.: Наука, 2002.
  109. Т.М. Художественная мебель. Очерки по истории художественной мебели XV XIX веков. — М.: Сварог и К, 2000.
  110. СоловьевВл.С. Общий смысл искусства. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.
  111. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  112. А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV XV века. -СПб.: Азбука — Классика, 2003.
  113. А.Н. Картина мира и проблема ее типологизации: Дис.канд. филос. наук. Самара, 1996.
  114. ТарасовБ.Н. Паскаль. М.: Молодая гвардия, 2006.
  115. Тен И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.
  116. Тейяр деШарден П. Феномен человека. М.: ACT, 2002.
  117. А. Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
  118. Тома J1.A. К вопросу о дифференциации портрета как жанра живописи // Сов. искусствознание. Вып. 1. — 1978.
  119. Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Советский художник, 1987.
  120. Тучков И.И. Genius loci: вилла д’Эсте в Тиволи // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.: Наука, 1997.
  121. В.И. Женские салоны в Европе XVII XVIII века. — ТвГУ,' 2001.
  122. .А. Семиотика искусства. М.: Язык русской культуры, 1995.
  123. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  124. Философский энциклопедический словарь под ред. Губского Е. Ф. М.: Инфра — М, 2007.
  125. О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII XVIII вв.). -СПб.: Институт востоковедения, 2003.
  126. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. -М.: Прогресс, 1993.
  127. П.А. Иконостас. М.: ACT, 2005.
  128. О.С. Образование как откровение: от идей Барокко к новому подходу в образовании. М.: Гелиос АРВ, 2002.152. Фрэзер ДжДж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1998.
  129. Франция XVI первой половины XIX века. Каталог собрания живописи ГМИИ им. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2001.
  130. М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: А. Наследников, 2001.
  131. Э. Иметь или быть. М.: ACT, 2000.
  132. Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М.: Терра, Республика, 1996.
  133. М. Время картины мира. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
  134. М. Тождество и различие. -М.: Логос, 1997.
  135. Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, Прогресс — Академия, 1992.
  136. Н.А. Теория искусства в эпоху смены культурных циклов // Искусство в ситуации смены циклов. — М.: Наука, 2002.
  137. .В. Портрет и его оригинал. Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928.
  138. Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма. Соч. в 2 т. -М.: Мысль, 1987.
  139. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. -М.: Мысль, 1999.
  140. Ф. Эстетика. Философия. Критика. -М.: Искусство, 1983.
  141. О. Закат Европы. М.: ACT, 2000.
  142. Эко У. История красоты. — М.: Слово, 2005.
  143. Эко У. Открытое произведение. М.: Академический проект, 2004.
  144. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2005.
  145. Т.В. Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики): Дис.канд. искусствовед. — М, 1978.
  146. Xlb.Ananoff A. Francis Boucher. Lausanne — Paris, 1976.
  147. MX.ArendtH. Rahel Varnhagen: The Life of a Jewess. London, 1985.
  148. Berger J. Ways of Seeing. London, 1972.173 .Bohrmann K. Die Welt als Verhaltnis: Untersuchungen zu einem Grundgedanken in den spaten Schiften Martin Heideggers. Fr./M., 1983.
  149. XIA.Berral J.S. The Garden. An Illustrated History. N.Y., 1979.
  150. CyarmetR. La peinture fi*an9aise dans les musees russes. Paris, 1970.
  151. ChastelA. L’art fran9ais: Ancien Regime. 1620−1775. Paris, 1995.
  152. Couturier P. Monde et etre chez Heidegger. Monreal, 1971.
  153. Croce В. La storia come pensiero e come azione. Ban, 1965. 19. Dacier E. L’art au XVIII-ieme siecle: epoque Regence, Louis XV, 1715 -1760.-Paris, 1951.
  154. Duclos Ch. Consideration sur les moeurs de ce sciecle. Paris, 1798.
  155. Evangelisti S. Alcuni ritratti di Luigi Crespi. «Paragone». — N379. — 1981. 82. Fomicheva O.S., Fomichev V.A., Oudalova L.D. An Effective Aproach to
  156. Haskell F. Patrons and Painters. Art and Society in Baroque Italy. London, 1980.
  157. Kimball F. The Creation of the Rococo Decorative Style. London, 1980.
  158. Zapittura in Italia. II Settecento. Milano, 1989.
  159. Lougee C. Le paradis de femme: women, salons and social stratification in 17 century France. Princ. Univers. Press, 1976.
  160. Mahon D. Studies in Seicento Art and Theory. London, 1971.
  161. Mandrou R. La France aux XVII XVIII siecles. — Paris, 1987.
  162. Marcel P. La peinture franchise au debut du dix-huitieme sciecle. Paris, 1906.191 .Marie A. Versailles aux temps de Louis XIV. Paris, 1976.
  163. Mesnard J. La culture du XVII siecle: Enquetes et syntheses. Paris, 1992.
  164. Mitford N. Madame de Pompadour. London, 1995.
  165. Muchembled R. Societe, cultures et mentalites dans la France moderne, XVI XVIII s. — Paris, 1994.
  166. Oberhuber К. Poussin. The early years in Rome. The origins of French Classicism. Oxford, 1988.
  167. Pallucchini R. La pittura nel Veneto. II Settecento Milano, 1995.
  168. Pope-Hennessy J. The Portrait in the Renaissance. N.Y., 1966.
  169. Procacci G. History of the Italian People. London, 1970.
  170. Redjield R. Society and Culture. An Anthropological Approach to Civilization. Chicago, 1956.
  171. Roli R. Pittura bolognese 1650−1800. Dal Cignani ai Gandolfi. Bologna, 1977.
  172. Sani В. Rosalba Camera. Torino, 1988.
  173. Searle J.R. The Construction of Social Reality The Penguin Press, 1995.
  174. The Louvre European Paintings. Paris, 1991.
  175. ThoravalJ. Les Grandes etapes de la civilisation Fran^aise. Paris, 1976.
  176. VenturiL La pittura italiana da Caravaggio a Modigliani. Lausanne, 1957.
  177. Vogue P. Vaux-le-Vicomte. Paris, 1997.
  178. Waterhouse E. Italian Baroque Painting. London, 1969.
  179. WolfJ.B. Louis XIV. London, 1968.
  180. WoolfSJ. A History of Italy 1700 1860. — London, 1979.
  181. Рис. 1. Ф. Шампенъ. Портрет Роббера Арно д’Андийи. 1667
  182. Рис. 2. С. Бомбелли. Портрет Джероламо Кверини в одеянии прокуратора1. Сан Марко. 1669 г.
  183. Рис. 3. И. Риго. Портрет Людовика XIV. 1701 г.
  184. Рис. 4. И. Риго. Мужской портрет. 1702 г.
  185. Рис. 5. В. Гисланди. Портрет Джованни Секко Суардо со слугой. 1720−30 г
  186. Рис. 6. Л. Креспи. Портрет архитектора. 1730 г.
  187. Рис. 7. И. Риго. Портрет Гаспара де Гидана. 1730 г.
  188. Рис. 8. Ж.-М. Натгье. Мадам Буре в образе Дианы. 1745 г.
  189. Рис. 9. Ж.-М. Натгье. Мадам Виктуар или Аллегория Воды. 40-е г. XVIII в.
  190. Рис. 10. Р. Карьера. Портрет г-на Ле Блона, французского консула в1. Венеции. 1727 г.
  191. Рис. П. Р. Карьера. Портрет неизвестной. 1727 г.
  192. Рис. 12. В.Гисланди. Портрет дворянина в треуголке. 1720 г.
  193. Рис. 13. Н. Ларжильер. Женский портрет. 1690 г.
  194. Рис. 14. JT. Креспи. Портрет дамы из семьи Баржеллини. 1752 г.
  195. Рис. 15. Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1756 г.
Заполнить форму текущей работой