Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX — середины XX века: на примере изобразительного искусства
Диссертация
Изменения культурного контекста переходной эпохи влекут за собой поиск новых форм анализа действительности. В современной ситуации, когда человечество находится в поиске устойчивых оснований современного духовного мира, когда художественная практика в динамике своего развития опережает теорию, тема диссертационного исследования является достаточно актуальной, ибо полученные результаты… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема интерпретации художественного произведения в философско-культурологичееком дискурсе
- 1. Историографические и методологические вопросы в теории анализа художественного произведения
- 2. Типологические подходы к анализу художественного произведения
- Глава II. Основные направления теории анализа художественного произведения в России конца XIX — середины XX вв
- 1. Проблема описания и анализа художественного произведения в культурном контексте России па рубеже XIX — XX вв
- 2. Формалистический подход к анализу художес твенного произведения
- 3. Семиотический и искусствометрический подходы к анализу художественного произведения
- 4. Интерпретация художественного произведения, базирующаяся на русской религиозно-философской доктрине
Список литературы
- Адаскина, H. J1. В. Фаворский — педагог-теоретик (о курсе композиции) / * II.JI. Адаскина // Сов. искусствознание. — 1977. --№ 2. С.210−232.
- Алпатов, М.В. Композиция в живописи: ист. очерк / М. В. Алпатов. М.- Л.: Искусство, 1940. — 130с.
- Альберги, Л.Б. Десять книг о зодчестве: в 2 т / Л.Б.Альбсрти- пер. В. П. Зубова. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1935. 794с.
- Альберти, Л.Б. Три книги о живописи / Л. Б. Альберги // Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия. -М.: Просвещение, 1989. С. 133−139.
- Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. T.l. М.: Мысль, 1975.-С.53−447.7. • Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.- 392с.
- Беда, Г. В. Живопись и ее изобразительные средства: учеб. пособие / Г. В Беда. -М.: Просвещение, 1977. 188с.
- Безелянский, Ю.Н. Улыбка Джоконды: книга о художниках / Ю. Н. Безелянский. М.: Изд-во Радуга, 1999. — 320с.
- Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. VI.: Республика, 1994.-528с.
- Беляев, Г. А. Логико-методологический анализ становления эстегико-теоретического знания // Методологические проблемы современного искусствознания.-М.: Наука, 1986. С.122−155.
- Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2-х т. Т.2. -М.: Искусство, 1994.-5 Юс.
- Берпштейи, Б.М. К спорам о специфике пространственных искусств /
- Б.М. Бернштейн // Сов. искусствознание. 1988. -№ 23. С.276−296.142
- Большой энциклопедический словарь по изобразительному искусству / под общ. ред. В. Г. Власова. М.: Юнити, 2004. 540с.
- Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. 2-е изд. М: Политиздат, 1975. -399с.
- Буркхардт, Я. Размышления о всемирной истории / Я. Буркхардт. М.: РОССПЭН, 2004. — 560с.
- Буркхардт, Я. Сакральное искусство востока и запада / Я. Буркхардт. -М.: Ллетейя, 1999. 213с.
- Бычков, В. Философия искусства Павла Флоренского / Священник Павел Флоренский. Избр. труды по искусству. М.: Изобр. искусство, 1996. — 333с.
- Бычков, В. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX XX вв / В. Бычков //Вопр. искусствознания .- 1997.-№ 1.(Х)С.317−340.
- Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5-ти т. Т. З / пер. А. И. Вепедиктова, А. Г. Габричевского. М.: Искусство, 1971. — 827с.
- Варналис, К. Эстетика критика: сб.ст./ К. Варналис. М.: Изд-во иностр. лит., 1961.-258с.
- Ванслов, В.В. Искусствознание и критика: методологические основы и творческие проблемы / В. В. Ванслов. JI.: Художник РСФСР, 1988. 128с.
- Вдовина, И.С. Феноменолого-герменевтическая методология анализа произведения искусства // Эстетические исследования: методы и критерии. МлИФРАН, 1996. С.124−143.
- Винер, П. Кибернетика или управление и связь в животном и машине.- 2-с изд.-М.: Наука, 1983. 339с.
- Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. -М.: Искусство, 1970.-284с.
- Витрувий, М. Об архитектуре. Десять книг / пер. с лат.- ред. А. В. Мишулина. JI.: Госсоцэконом. изд-во, 1936. 341с.
- Волков, ГШ. Цвет в живописи / II.II. Волков. М.: Искусство, 1985. 320с.
- Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. М: Искусство, 1980.-350с.
- Воронкова, Л.П. Мировоззрение П.А.Флоренского / Л.11. Воропкова // Вестник МГУ. сер. Философия. — 1989. — № 1. — С.42−51.
- Восприятие кармины: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. П. Ливенцева. -М.: Просвещение, 1976. -247с.
- Выготский, Л.С. Собр.соч. В 6 т. М., 1982
- Габричевский, А.Г. Введение в морфологию искусства / А. Г. Габричевский // Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. С.83−166.
- Габричевский, А.Г. Витрувий / А. Г. Габричевский // Морфология искусства. -- М.: Аграф, 2002. С.573−586.
- Габричевский, А. Г. Новая наука об искусстве / А. Г. Габричевский // Вопр. искусствознания 1996. № 1(VIII). -С.605−610.
- Габричевский, А.Г. Портрет как проблема изображения / А. Г. Габричевский // Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. ('.280−302.
- Габричевский А.Г. Пространство и композиция в искусс тве Тинторетто / А. Г. Габричевский // Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. С.313−329.
- Габричевский, А.Г. Пространство и масса в архитектуре / А. Г. Габричевский // Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. С.430−448.
- Габричевский, А.Г. Философия и теория искусства / А. Г. Габричевский // Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. С.40−48.
- Габричевский, А.Г. О живописи / А. Г. Габричевский // Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. — С.262−273.
- Гаврюшин, Н.К. Эрос иространственности: Л. Г. Габричевский и русская эстетика 1920-х гг. / U.K. Гаврюшин // Вопр. философии. 1994. № 3. С.148−154.
- Громов, Е.С. Начала эстетических знаний: эстетика и искусство / Е. С. Громов. 2-е изд., доп. — М.: Сов. художник, 1983. 335с.
- Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. Д.: Искусство, 1990.-223с.
- Даниэль, С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XY1I века / С. М. Даниэль. Л.: Искусство, 1986. 198с.
- Дворжак, М. История искусства как история духа / М. Дворжак. -- СПб.: Гуманитар, агентство Академ, проект, 2001 332с.
- Диденко, В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения / В. Д. Диденко. М.: Беловодье, 2005. -288с.
- Евин, И.А. Искусство и синергетика / И. А. Евин. М.: Едиториал УРСС, 2004, — 164с.
- Евлампиев, И.И. История русской философии / И. И. Евламииев. М.: Высшая школа, 2002. — 584с.
- Загянская, Г. А. Теория композиции В.Фаворского и парадигма классической формы в изобразительном искусстве XIX—XX вв.еков.: автореф. дис.. д-ра искусствоведения. ••- М., 1997. 36с.
- Замалеев, А.Ф. Лекции, но истории русской философии / А. Ф. Замалеев. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999. — 307с.
- Замалеев, А.Ф. Новые исследования по русской философии / А. Ф. Замалеев. М.: Изд. торг. дом «Лети, сад», 2000. — 365с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2 т. / В.В. Зеньковский-Ростов н /Д: Феникс, 1999. Т.1.- 542 с- Т.2. 540 с.
- Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский. М.: Республика, 1997.-392с.
- Зись, А. .Я.Искусство и эстетика / А. Я. Зись. -¦¦ М.: Искусство, 1968. 447с.
- Зись, А.Я. Ориентиры современной критики / А. Я. Зись // Декоративное искусство СССР. 1984. № 5. — С.2−4.
- Зись, А.Я. В поисках художественного смысла /А.Я. Зись. М.: Искусство, 1991.-350с.
- Зись, А.Я. На подступах к общей теории искусства / А. Я. Зись. М.: ГИТИС, 1995.-296с.
- Ильин, И.А. История искусства и эстетика. М.: Искусство, 1983. 288с.
- Ильин, И.А. Философия и жизнь // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение /сост. Н. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990, — С.43−61.
- Иовчук, М.Т. Горизонты художественной критики / М. Т. Иовчук // Сов. искусствознание. 1974. С.5−13.
- Каган, М.С. Искусствознание и художественная критика: избр. статьи / М. С. Каган СПб.: Петрополис, 2001. — 528с.
- Каган, М.С. Методологические проблемы современного искусствознания. -JI., 1980.-345с.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416с.
- Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.(«.Каган. СПб: Петрополис, 1997.-544с.
- Казин, A.JI. Россия и мировая культура / Л. Л. Казин. СПб.: СПб ун-т кино и телевид., 2004. 271с.
- Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. М. Архимед, 1992.- 109 с.
- Кантор, В.К. Культурологический подход к исследованию искусства / В. К. Кантор, М. С. Киселева // Эстетические исследования: методы и критерии. -¦ М.: ИФРАП, 1996. С.106−123.
- Кауфман, Р.С. Александр Бенуа художественный критик // Сов. искусствознание, 81: сб. ст. М.: Сов. художник, 1982. С.224−241.
- Кеменов, B.C. Художественное наследие и современное. ь: От Леонардо да Винчи до Рокуэлла Кента: сб. ст. М.: Изобр. искусство, 1989. 272 с.
- Копцик, В.А. Этюды по теории искусства: Диалог естественных и гуманитарных наук / В. А. Копцик, В. П. Рыжов, В. М. Петров. VI.: ОГИ, 2004. -368с.
- Кривцуи, О.А. Эстетика / О. А. Кривцун. М.: Аспект I Ipecc, 1998. — 430 с.
- Курбановский, А. Искусствознание как вид письма. // Воир. искусствознания. 1997. № (XI). С.558−562.
- Лазарев, В.П. Леонардо да Винчи / В. Н. Лазарев. М.: Изд-во АНСССР, 1952.-1 12с.
- Лессинг, Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г.-Э.
- Лсссинг- пер. Е. Н. Эдельсона и др. М.: Гослитиздат, 1957. 5 19с.147
- Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А. Ф. Лосев. М.: Прогресс, 1990. 720с.
- Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения /А.Ф.Лосев. М.:Мысль, 1998. 750с.
- Лосский, И.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский- сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. М.: Республика, 1994 433с.
- Лосский, Н.О. История русской философии / 11.0. Лосский. М.: Сварог и К, 2000. — 495с.
- Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский М.: «Прогресс Традиция», «Традиция», 1998. 210с.
- Лотман, Ю.М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях / Ю. М. Лотман // Семиотика и искусствометрия: сб. зарубежных исследований. М.: Мир, 1972. — С.5−23.
- Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704с.
- Лотман, Ю.М. Слово. Знак. Символ. Кн.1 / Ю. М Лотман. М.: УРАО, 2000. 124с.
- Лукьянов, Б.Г. В.И. Ленин и художественная критика / Б. Г. Лукьянов. -М.: Современник, 1982. 222с.
- Любимова, Т.Б. Аксиологическое построение произведения искусства // Эстетические исследования: методы и критерии / Т. Б. Любимова. М.: ИФРАП, 1996. — С.88−105.
- Мартынов, В.М. Искусствознание и искусствометрия / В. М. Мартынов // Сов. искусствознание, 74. М.: Сов. художник, 1975. С.262−283.
- Молчанов, JI.В. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи / Л.Молчанов. М.: Сов. художник, 1983. 376с.
- Моль, Л. Теория информации и эстетическое восприятие / Л. Моль. М.: Мир, 1966,-336с.
- Морозов, А. Критика и альтернативы творческого процесса / А.Морозов. // Творчество. 1982. — № 5. С.21−22.
- Муриан, И. Искусствознание и история искусства. Онтологические задачи / И. Муриан // Искусствознание. 1996. — № 2 (IX). С.560−568.
- Никитина, И.П. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа: автореф. дис. д- ра философ, наук. VI., 2003. -36с.
- О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Паука, 1990. 528с.
- Огайнов, А.А. Возвращение к эстетическом} (потребность переосмысления) / А. А. Огайнов // Вопр. философии. 2003. Ху2. • С.66−77.
- Павловский, Б. У истоков советской художественной критики: Изобразительное искусство па страницах дооктябрьской большевистской печати (1900−19 17 гг.) / Б. 11авловский. -11: Художник РСФСР. 126 с.
- Панофский, Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Э. 11анофский. СПб.: Аксиома, 1999. 227с.
- Панофский, Э. Перспектива как символическая форма /'). Панофский. -CI16.: Азбука-классика, 2004. 336с.
- Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: статьи по истории искусства / 0. Панофский. М.: Академ, проект, 1999. 394с.
- Петров, В.М. Количественные методы в искусствознании. Выи. 1. 11ространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. 204с.
- Петров, В.М. Прогнозирование художественной культуры / В. М. Петров.-М.: Наука, 1991.- 151с.
- Пидоу, Д. Геометрия и искусство / Д. Пидоу- пер. с англ. 10.А. Данилова- под ред. И. М. Яглома. М.: Мир, 1979. 332с.
- Подземская, Н. Доклад В.Кандинского «Основные элементы живописи в контексте развития его теории живописи» / II. Подземская // Вопр. искусствознания 1997. № 2 (XI). С.75−85.
- Полева, II. Проблема внутренней формы в трудах ученых ГАХН /II. Полева //Искусствознание. 1998.- № 1.-С.280−294.
- Почепцов, Г. История русской семиотики до и после 1917 г. /Г. Почепцов. -М.: Лабиринт, 1998.-285с.
- Прокофьев, В.II. Об искусстве и искусствознании: стаи, и разных лет / В.II. Прокофьев-М.: Сов. художник, 1985.-304 с.
- Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов / Б. В. Раушенбах. М.: Наука, 1980. 288с.
- Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. / Редкол.: II.A.Клубков (гл.ред.) и др. М.: ВЛАДОС, СПб.: Филол.фак. 11б.гос.ун-та, 2002.
- Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX начала XX в.: хрестоматия / под ред.В. В. Ванслова. М: Изобраз. искусство, 1977, — 864с.
- Русская советская художественная критика 1917−1941: хрестоматия /под ред. Л. Ф. Денисовой, II.И.Беспаловой. М.: Изобраз. искусство, 1982. 896с.
- Русская философия: новые исследования и материалы: проблемы методологии и методики. СПб: Лет. сад, 2001. 397с.
- Русская философия: Словарь / Под общ.ред.М.Маслина. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, Республика, 1999. 656с.
- Сапаров, М. Антиномия художественной критики / М. Сапаров. // Творчество. 1975. — - № 1. С. 10−11.
- Сапего, И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы / И. Г. Сапего. -- М.: Сов. художник, 1984. 104с.
- Сарабьянов, Д.П. Л.Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX в. / Д. П. Сарабьянов. М.: Искусство, 1973. 226с.
- Сергей Дягилев и русское искусство: в 2-х т. Т. I /Лвт.-сост.: И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М: Изобраз. искусство, 1982. 496с.
- Силичев, Д.А. Семиотические концепции искусства / Д. Д. Силичев // Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФРД11, 1996.1. С. 144−156.
- Симмат, В.Е. Семантический дифференциал как инструмент искусствоведческого анализа / B.Ii. Симмат // Семиотика и искусствометрия: сб. заруб, исслед. М.: Мир, 1972. — С.298−325.
- Сноу, Ч. Две культуры / Ч. Сноу // Сборник публицистических работ. М.: Прогресс, 1973.- 141с.
- Соловьев, B.C. Сочинения / B.C. Соловьев. -М.: Раритет, 1994. -448с.
- Соловьев, B.C. Чтения о Богочеловечестве / В. С. Соловьев. СПб.: Азбука, 2000.-383с.
- Соловьев, B.C. Три разговора / В. С. Соловьев. М.: Прогресс, 1991. 192с.
- Стернин, Г. Ю. Русский художник начала XX века в восприятии современников / Г. Ю. Стернин //Сов. искусствознание, 74. С.102−123.
- Стернин, Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX в. / Г. Ю. Стернин. М.: Сов. художник, 1984. 296с.
- Столбова, Е.И. Английское искусство на выставках в России на рубеже XIX—XX вв. / Е. И. Столбова // Сов. искусствознание, 81: сб. статей. М.: Сов. художник, 1982.- С.256−266.
- Столович, JI.H. Мудрость и знание / Л. Н. Столович // Вопр. философии. -2003. — № 11. — С. 151−160.
- Таинственнее, чем мир.: В. С. Соловьев, Н. Л. Бердяев, В. В. Розанов, В. В. Зеньковский. М.: Знание, 1991. — 80с.
- Тен, И. А. Философия искусства: Живопись Италии и Нидерландов: лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже / И. А. Тен — пер. с фр.- науч. ред.В. П. Головин. М.: Изобр. искусство, 1995. 159с.
- Тен, И. А. Философия искусства / И.А. Тен- пер. с фр.- общ.ред. A.M. Микиша- вступ.ст. П. С. Гуревич.-М.: Республика, 1996. 351с.
- Толстой, Л.Н. Что такое искусство? / Л. П. Толстой // Антология культурологической мысли / авт-сост. С. П. Мамонтов, Л. С. Мамонтов. М.: Изд-во РОУ, 1996−352с.
- Турчин, В. У истоков художественной критики / В. Турчин // Декоративное искусство СССР. 1984. — № 5. — С.30−32.
- Управителев, Л.Ф. К будущему цельному мировоззрению (Религиозное миросозерцание П.Л.Флоренского) / Л. Ф. Управителев. Барнаул: Изд-во Ллт. ун-та, 1997.-62с.
- Успенский, Б.Л. О семиотике иконы // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971.- Вып.5, -С. 178−222.
- Успенский, Б. Л. Семиотика искусства/ Б. Л. Успенский. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1995. 357с.
- Фаворский, В.Л. Избранное «Как Фаворский учил компоновать блюдо» // Декоративное искусство СССР. 1986. — № 10. — С.22.
- Фаворский, В.Л. О композиции / В. А. Фаворский //Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия. М.: Просвещение, 1989. С. 164−169.
- Фаворский, В.Л. О художественности, о пластической цельности и о форме / В. Л. Фаворский // Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986.1.С.39−64.
- Фаворский, В.Л. Об изобразительной плоскости как основе изображения / В. А. Фаворский // Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. — С.82−90.
- Фаворский, В.Л. Эпизоды из истории искусств / В. Л. Фаворский //Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. С.65−90.
- Фараджев, К. В. Русская религиозная философия / К. В. Фараджев. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. 208с.
- Федоров, М.В. Рисунок и перспектива. / М. В. Федоров. М.: Искусство, I960, 131с.
- Федоров-Давыдов, Л. Русское и советское искусство: аатьи и очерки. / Л. Федоров-Давыдов. М.: Искусство, 1975. 739с.
- Философия русского религиозного искусства XYI XX вв.: антология /сост., общ. ред .Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс. Культура, 1993. 400с.
- Флоренский, П.А. Анализ иространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях / П. Л. Флоренский //История и философия искусства. М.: Мысль, 2000. 446с.
- Флоренский, Г1.Л. Иконостас / П. А. Флоренский. .VI.: Изд-во ACT, 2003.-203 с.
- Флоренский, П.А. Собрание сочинений: статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Свящ.11авел Флоренский- сост. игумен Андроник (Л.С.Трубачев). М.: Мысль, 2000. 447с.
- Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: в 2 т. /11.Л. Флоренский. -М.: Правда, 1990.
- Франк, CJI. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия
- СЛ.Франк. СПб: Изд-во РХГИ, 1997. — 440с.153
- Хогарт, У. Анализ красоты / У. Хогарт. JI.: Искусство, 1987. 254с.
- Хоружнй, С.С. Миросозерцание Флоренского / С. С. Хоружий. Томск: Водолей, 1999.- 160с.
- Хоружий, С.С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. СПб: Алетейя, 1994. — 448с.
- Шапиро, М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства / М. Шапиро // Семиотика и искусствометрия / иод ред. 10.М. Лотмана,
- B.М.Петрова. М.: Мир, 1972. — С. 136−163.
- Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / М. Шелер // Избр. произведения. М.: Гпозис, 1994. С.259−337.
- Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг- пер. с нем. 11.С.Попова- под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1999. 607с.
- Шимунек, Е. Эстетика и всеобщая теория искусств / Е. Шимунек. М.: Прогресс, 1980.-247с.
- Шишин, М.Ю. Философия искусства в контексте современного художественного процесса / М. Ю. Шишин // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И. ИЛ 1олзунова. 2006. № 1.- С.65−68.
- Шорохов, Е.В. Основы композиции: учеб. пособие /Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1979.-303с.
- Шнет, Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения / Г. Шпет // Вопр. искусствознания. 1997. № 1(X).1. C.492−500.
- Щукина, Т.С. Теоретические проблемы художественной критики / Т. С. Щукина. -М.: Мысль, 1979. 144с.
- Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко- пер. с итал. А. П. Шурбелева. СПб.: Алетейя, 2003. 254с.
- Юлдашев, Л.Г. Искусство: философские проблемы, исследования / Л. Г. Юлдашев. М.: Мысль, 1981. 247с.
- Якимович, А.К. Искусство XX века. Эпистемология картин мира / Л. К. Якимович // Искусствознание.- 1998. -№!. С.226−257.
- Якимович, А.К. О построении пространства в современной картине / А. К. Якимович // Пространство картины: сб. ст. М.: Сов. художник, 1989.
- Якимович, А.К. Парадигмы XX века / А. К. Якимович // Вопросы искусствознания XI (2/97) С. 121−133.
- Morgan, M.N. Vitruvius. The Ten Books on Architecture. Dover, 1960. --224c.
- Pedoe, D. The Gentle Art of Mathematics. Dover, 1973. 250c.
- Scholfield, P.II. The Theory of Proportion in Architecture. Cambridge University Press, 1958. -• 135c.1. C.6−28.