Спектакль «Последняя жертва», рецензия
Жанр: Комедия. Режиссер Еремин вполне интеллигентный и профессиональный постановщик перенес действие «Последней жертвы» из патриархально-провинциальных 1880-х в декадентские 1900-е. Антураж в стиле модерн, изящные костюмы, синематограф, — пьеса Островского пережила евроремонт. Эпоха модерна впервые соединила расцвет изящных искусств с бумом промышленного производства, людей разных складов, таких… Читать ещё >
Содержание
- Драматург: Александр Островский
- Жанр: Комедия
- Режиссер: Юрий Еремин
- Актеры: Марина Зудина, Олег Табаков, Дарья Юрская
Режиссер Еремин вполне интеллигентный и профессиональный постановщик перенес действие «Последней жертвы» из патриархально-провинциальных 1880-х в декадентские 1900-е. Антураж в стиле модерн, изящные костюмы, синематограф, — пьеса Островского пережила евроремонт. Эпоха модерна впервые соединила расцвет изящных искусств с бумом промышленного производства, людей разных складов, таких как Тугина и Прибытков. Действие спектакля перенесено режиссером в начало XX века, время, когда не только бурно развивался капитализм, но и возник стиль модерн, появились «новые» деловые люди, шумные клубы и модное развлечение кинематограф. В такой атмосфере жизнь предстает во всем ее великолепии и пьянящем разнообразии. Перенос сюжета- прием распространенный, однако, как правило, действие переносится во время зрителя, перенос произвольный, обоснованный только замыслом режиссера явление новое и интересное.
Неизменным в спектакле остается тугой узел человеческих судеб, которым стянуты любовь и предательство, страсть и корысть, холодный расчет и безупречная верность. К изменениям, которые привнес режиссер Юрий Еремин в текст Островского, стоит отнести и сезон действия пьесы с лета на зиму. Так что, судя по всему, на сцене должен идти снег. К тому же история, рассказанная драматургом, происходит почти на фабрике, что должно, без всякого сомнения, подчеркнуть деловую хватку и успешность Прибыткова. Впрочем, Юрий Еремин, показывая успешного коммерсанта, скрывает, каким образом герой Олега Табакова заколачивает капиталы и преумножает свое и без того большое состояние. Единственное, что можно сказать, деньги он зарабатывает вполне честными методами. Коммерческие дела, однако, лишь фон, на котором разыгрывается любовная коллизия — сюжет остался прежним. Ничего ему не сделается. Это круто сваренный, лихо закрученный, рвущий сердце сюжет мыльной оперы.
Конечно, Островского в целом и «Последнюю жертву» ставят удручающе часто, да и трактовка уж очень «в духе времени» смущает «Новейший мхатовский спектакль „Последняя жертва“ так и тянет назвать соцзаказом. Не далее как весной директор „Золотой маски“ Эдуард Бояков сетовал, что маловато у нас сочинений с положительным образом капиталиста. „Как это мало?“ С забеспокоились театральные деятели и вспомнили комедию Островского. Вот вам, пожалуйста: Флор Федулыч Прибытков, очень богатый купец и С в исполнении Олега Табакова С прекрасной души человек» .
Итак, сюжет: молодая и прекрасная вдова жертвует своей репутацией и состоянием молодому прохвосту. Молодая вдова Юлия Тугина отдает свое сердце и состояние молодому человеку без определенных занятий. Очень скоро зритель понимает, что ее жених негодяй и изменщик, он беззастенчиво обирает бедную Юлию, а сам в то же время охмуряет богатую невесту. С замиранием сердца зал ждет, что же будет, когда страшная тайна раскроется перед ЮлиейПрохвост, переспав с ней и вытянув из нее все деньги, находит себе богатую невесту. «Последняя жертва» — это как раз последние шесть тысяч рублей, которые обманщик вытягивает из вдовы перед тем, как жениться на другой. Впрочем, богатый дядюшка вдовы расстраивает все козни злодея, и дело кончается каким-никаким хэппи-эндом. Двусмысленность счастливого/несчастливого окончания спектакля наверно, лучшее, что в нём есть. Не каждый писатель/режиссер оставляет зрителю право на своё мнение.
Список литературы
- Зинцов О. Миллионщик//Ведомости, 17.12.2003, № 231 (1031)
- Мангазеев И. Жертва миллионщика Олега Табакова//Вече Твери, выпуск от 16.08.2008 г.