Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика В. Х. Разумовской
Диссертация
Статья в газете «Жизнь искусства» от 17 мая 1927 года «В. Разумов-екая», подписанная псевдонимом. GRAVE, содержит отзыв на её сольный концерт в «КДМК». Статья Д. Шостаковича «Концерт В. Разумовской» в газете «Советское искусство» № 46 за 1938 год является отзывом на её концерт в Ленинградской филармонии и содержит высокую оценку её творчества. Статья Ю. Тюлина и А. Шнитке «У рояля профессор… Читать ещё >
Содержание
- Релевантная часть исследования
- Глава 1. Жизненный и творческий путь Разумовской
- 1. 1. Основные вехи биографии
- 1. 1. 1. Происхождение
- 1. 1. 2. Проявления неординарной музыкальной одарённости
- 1. 1. 3. Обретение учителя и формирование характера
- 1. 1. 4. Обучение, преподавание и концертная деятельность в Киеве
- 1. 1. 5. Учёба и профессиональная деятельность в Ленинграде
- 1. 1. 6. Война, послевоенные и завершающие годы жизни
- 1. 1. 7. Выводы
- 1. 2. Исполнительское искусство Разумовской в оценках современников
- 1. 2. 1. Отзывы современников
- 1. 2. 2. Первый Всесоюзный конкурс — в творческой судьбе Разумовской
- 1. 2. 3. Особенности личности пианистки
- 1. 2. 4. Исполнительская деятельность последних лет
- 1. 2. 5. Выводы
- 1. 3. Педагогика Разумовской в откликах коллег
- 1. 3. 1. Отзывы коллег-современников
- 1. 3. 2. Преемники Разумовской
- 1. 3. 3. Ученики Разумовской о её творчестве
- 1. 3. 4. Выводы
- 1. 4. Возрождение интереса к наследию Разумовской
- 1. 1. Основные вехи биографии
- Аналитическая часть исследования
- Глава 2. Анализ исполнительского наследия Разумовской
- 2. 1. Обзор сохранившихся аудиозаписей
- 2. 2. Произведения Ф. Шопена
- 2. 2. 1. Мазурка соч. 24 № 4 си-бемоль минор
- 2. 2. 2. Аппликатура Разумовской в мазурках Шопена
- 2. 2. 2. 1. мазурка соч. 17 № 1 си-бемоль мажор (№ 10)
- 2. 2. 2. 2. мазурка соч. 41 № 1 до-диез минор (№ 26)
- 2. 2. 2. 3. мазурка соч. 59 № 2 ля-бемоль мажор (№ 37)
- 2. 2. 2. 4. особенности аппликатуры Разумовской
- 2. 2. 3. Скерцо соч. 31 си-бемоль минор (№ 2)
- 2. 2. 4. Блестящий вальс соч. 34 № 1 ля-бемоль мажор (№ 2)
- 2. 2. 5. Полонез соч. 44 фа-диез минор (№ 5)
- 2. 2. 6. Краткая оценка остальных сохранившихся записей
- 2. 2. 7. Разумовская — шопенистка
- 2. 3. Л. Бетховен. Соната соч. 31 № 2 ре минор (№ 17)
- 2. 3. 1. первая часть
- 2. 3. 2. вторая часть
- 2. 3. 3. третья часть
- 2. 3. 4. особенности трактовки
- 2. 4. И. Брамс. Интермеццо соч. 117 № 3 до-диез минор
- 2. 5. Краткая характеристика исполнения в остальных записях
- 2. 6. Выводы
- Глава 3. Исследование педагогики Разумовской
- 3. 1. Основы педагогического творчества Разумовской
- 3. 1. 1. Атмосфера занятий
- 3. 1. 2. Принцип сотворчества
- 3. 1. 3. Совершенство — как закон искусства
- 3. 1. 4. Отношение к индивидуальности ученика
- 3. 1. 5. Рациональность и системность
- 3. 2. Методы и приёмы
- 3. 2. 1. Психологический настрой
- 3. 2. 2. Организация посадки за инструментом
- 3. 2. 3. Организация постановки рук
- 3. 2. 3. 1. традиции
- 3. 2. 3. 2. постановка рук в классе Разумовской
- 3. 2. 4. Приёмы звукоизвлечения
- 3. 2. 4. 1. традиции и их развитие
- 3. 2. 4. 2. «притяжение» и «внедрение»
- 3. 2. 4. 5. «вынимание», «пронизывание» и «погружение»
- 3. 2. 4. 4. «оркестровые тембры»
- 3. 2. 4. 5. возникновение приемов звукоизвлечения
- 3. 2. 5. Процесс работы над музыкальным произведением
- 3. 2. 5. 1. выбор исполнительского репертуара и редакций
- 3. 2. 5. 2. предварительное изучение текста
- 3. 2. 5. 3. «подведение программы»
- 3. 2. 5. 4. выявление особенностей ритмической структуры
- 3. 2. 5. 5. приёмы и краски педализации
- 3. 2. 5. 6. отношение к стилю произведения
- 3. 2. 5. 7. интонация и грамотность музыкальной речи
- 3. 2. 5. 5. цветовое восприятие тональностей
- 3. 2. 5. 9. вертикали и горизонтали музыкальной композиции
- 3. 2. 5. 10. разнообразное значение пауз
- 3. 2. 5. 11. анализ и воспроизведение формы
- 3. 2. 6. Работа над техникой исполнения
- 3. 2. 6. 1. традиции и их развитие
- 3. 2. 6. 2. основы фортепианной техники Разумовской
- 3. 2. 6. 5. приёмы фортепианной техники
- 3. 2. 7. Сознательное выучивание наизусть
- 3. 2. 8. Обретение сценического самочувствия
- 3. 2. 9. Системность принципов, методов и приёмов
- 3. 2. 10. Выводы
- 3. 1. Основы педагогического творчества Разумовской
- 4. 1. Мировоззрение
- 4. 2. Отношение к тексту музыкального произведения
- 4. 3. Взаимосвязь со слушателями
- 4. 4. Построение концертного репертуара
- 4. 5. Взаимодействие с инструментом
- 4. 6. Педагогика
- 4. 7. Философия сотворчества
- 4. 8. Структура сотворчества в исполнительстве и педагогике
- 4. 9. Выводы
Список литературы
- Архивные материалы
- Архив Санкт-Петербургской консерватории:
- Игумнов К. Характеристика. 1940 г., ед. хр. № 192. С. 305.
- Нейгауз Г. Характеристика. 1956 г., ед. хр. № 763. С. 80−90.
- Николаев Л. Характеристика. 1940 г., ед. хр. № 192. С. 306.
- ОссовскийА. Характеристика. 1945 г. ед. хр. № 71. С. 206.
- Савшинский С. Характеристика. 1945 г., ед. хр. № 71. С. 205.
- Шостакович Д. Характеристика. 1939 г., ед. хр. № 192. С. 304.
- Штейнберг М. Характеристика. 1945 г. ед. хр. № 71. С. 204.
- Разумовская В. Дело № 192.1. Рукописный отдел:
- Есипова А. Н. Черновой русский перевод книги: Bree М. Die Grundlage der Methode Leschetizky mit der autorisation des Meisters mit 47 Abbildungen der Hand Leschetizky. Meinz, 1902.
- Есипова А. H. Фортепианная школа.
- Калантарова О. К. Русский перевод книги: Bree М. Die Grundlage der Methode Leschetizky mit der autorisation des Meisters mit 47 Abbildungen der Hand Leschetizky. Meinz, 1902.
- Фон Арк К. К. Упражнения и пассажи // Собрание пассажей и упражнений, входящих в состав элементарного преподавания в фортепианных классах Санкт-Петербургской консерватории. СПб. (1906)
- Бертенсон Н. В. Лешетицкий, его художественный облик и роль в создании русской пианистической культуры. 1947. Кандидатская диссертация (рукопись). Петербургское отделение ЦГАЛИ, фонд 298, он. 4, ед. хр. 2421 Г. 1. Печатные издания
- Алъшванг А. Советские школы пианизма // Советская музыка. 1939, № 47.
- Аджемое К. Из воспоминаний о В. Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
- Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.
- Алексеев А. Д. Хрестоматия по методике обучения игре на фортепиано. К., 1974.
- Апинян Т. А. Игра отражений одинокой души // Памяти Павла Флоренского. СПб., 2002.
- Асафьев. Б. Музыкальная форма как процесс. 2 т. М., 1930−1947.
- Баренбойм Л. А. В фортепианных классах Ленинградской консерватории (Н. И. Голубовская, Н. Е. Перельман, С. И. Савшинский, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин). 1968.
- Баренбойм Л. А. Выдающиеся советские музыканты-просветители и развитие их традиций. М., 1970.
- Баренбойм Л. А. Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. 1979.
- Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
- Баренбойм Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн. М., 1982.
- Баринова М. Н. Музыка и ее представители в моей жизни. СПб., 2002.
- Башкиров Д. Незабываемое // Воспоминания о Софроницком. 2-е изд. М., 1982.
- Бейпина С. В классе профессора В. X. Разумовской. Л., 1982.
- Бейлина С. Разумовская о сонате № 30 Бетховена. // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб., 2004.
- БердяевН. А. Самопознание. М., 1991.
- Беркли Д. Трактат о началах человеческого знания. М., 1905.
- Бертенсон Н. В. Анна Николаевна Есипова. Л., 1960.
- Бершадская Л. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Бершадская Л. Вспоминая мастера. // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Бирмак А. О художественной технике пианиста. М., 1973.
- Бирмак А. В. В классе Есиповой // Советская музыка. 1985, № 12.
- Бирмарк А. В. Воспоминания родных и друзей // Марина Вениаминовна Юдина. М., 1978.
- Бонфелъд. М. Ш. Введение в музыкознание. М., 2001.
- Брагина О. Ф. Годы учения у В. В. Софроницкого // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
- Браудо И. А. Артикуляция. Л., 1973.
- Брей М. Основы метода Лешетицкого // Мальцев С. Метод Лешетицкого. СПб., 2005.
- Бронарский Л., Турчинский Ю. Комментарии // Фридерик Шопен. Скерцо. Варшава-Краков, 1961.
- Бруни-Балъмонт Н. Воспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
- Буасъе А. Уроки Листа. М.—Л., 1964.
- Будяковский А. Е. Пианистическая деятельность Листа. М., 1986.
- Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. М., 1962.
- Бунин И. Как я пишу. М., 1967.
- Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.
- Вагнер Р. Письма. Дневники. Обращение к друзьям, т. 4. М., 1911.
- Виноградова О. С. На уроках К. Н. Игумнова // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 5, М., 1984 г.
- Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М., 2004.
- Вольф М. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Вулъфиус П. Большой и трудный человек // П. А. Вульфиус. Статьи. Воспоминания. Публицистика- Л., 1980.
- Гаккель Л. Величие исполнительства: М. В. Юдина и В. В. Софроницкий. СПб., 1995.
- Гаккель Л. Пианисты // Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. М., 1997.
- Гаккель Л. Читая Нейгауза // Вспоминая Нейгауза. М., 2007.
- Гамбарян М. Вспоминая мастера //.Уроки Разумовской. М., 2007.
- Гегель Г. Эстетика. Соб. соч. Т. 3. М., 1971.
- Гермер Г. Как должно играть на фортепиано. СПб., 1878.
- Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники. М.—Л., 1940.
- Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. Л., 1985.
- Голубовская Н. О юном Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
- Городницкий В. Смотр советских мастеров музыки. К предстоящему всесоюзному конкурсу. // Советское искусство. 1933. № 17.
- Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 196 Г
- Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М., 2006.
- Григорьев Л. яПлатекЯ. Современные пианисты. М., 1985
- Грохотов С. За роялем с Евгением Либерманом // Генрих Нейгауз и его ученики. М., 2007.
- Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
- Губайдуллина И. Высокий настрой на творчество.// Уроки Зака. М., 2006.
- Дельсон В. Генрих Нейгауз. М., 1966.
- Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973.
- Дроздова М. Уроки Юдиной. М., 1997.
- Екидинова Т., Бердюгина Л. Новые грани старых иллюзий. Л., 1984.
- Жид А. Мой взгляд на творчество Шопена // Как исполнять Шопена. М., 2005.
- Жукова О. Софроницкий артист и педагог // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
- Зак Е. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Заринь Д. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано. Автореферат. М., 1986.
- ЗилотиД. Этос и аффект. М., 1977.
- Зосимова А. От составителя // Как исполнять Шопена. М., 2005.
- Ивановский В. Теория пианизма. К., 1927.
- Исупов К Личность Флоренского // Памяти Флоренского. СПб., 2002
- Исупов К Житие и миросозерцание Павла Флоренского // Павел Флоренский. Оправдание космоса. СПб., 1994.
- Йегер. «Пайдейя» (paedeia — humanis) Вопитание античного грека. М., 1996.
- Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1984. •
- Калинина Г. (Фёдорова-Ауэрбах) Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007
- Катуар Г. Музыкальная форма. М., 1937.
- Кацнелъсон А. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Интуиция как само достраивание // Вопросы философии. 1994 № 2.
- Коган Г. Итоги и уроки. Всесоюзный конкурс исполнителей // Советская музыка. 1933, № 4.
- Коган Г. Работа пианиста. М., 1963.
- Коган Г. Предисловие // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
- Коган Г. На концерте Скрябина. Из воспоминаний // Пианисты рассказывают. М., 1988.
- Коган П. Вместе с музыкантами. М., 1964.
- Колесников В. Творческая личность А. А. Касьянова в биографическом и источниковедческих аспектах. Автореферат. 2008.
- Коптский А. Необходимый руководитель для пианиста // Ежедневные упражнения на фортепиано. М., 1886.
- Корто А. О фортепианном искусстве. М., 1965.
- Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М., 1966.
- Корто А. Фрагменты из книги «Аспекты Шопена» // Как исполнять Шопена. М., 2007.
- Корыхалова Н. За вторым роялем. СПб., 2006.
- Кременгитейн Б. Генрих Густавович Нейгауз — наш современник. // Вспоминая Нейгауза. М., 2007.
- Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза // Вопросы истории, теории, методики. М., 1984.
- Кремлев Ю. Ленинградская Государственная консерватория. 18 621 937. М, 1938.
- Кузнецов А. От составителя//Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978."
- Куперен Ф. Искусство игры, на клавесине. М., 1973.
- Кюи Ц. Избранные статьи. Л., 1952.105: Ландовская В. Шопен и французская старинная музыка // Как исполнять Шопена. М., 2007
- Ленц В. фон Воспоминания, о Шопене. // Как исполнять Шопена. М., 2007.
- Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским- текстом. М., 1988.
- Лобанов П. В. Воспоминания о Софроницком//Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
- Мальцев С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1976.
- Мальцев С. М. Школа Н. И. Голубовская—В. В. Нильсен: взгляд со стороны // Наше святое ремесло. Памяти В. В. Нильсена. СПб., 2004.
- Мальцев. С. М. Метод Лешетицкого. СПб., 2005.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1−50. М., 1955−1981, т. 13.
- Мартннсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1977. Автореферат.
- Мейерович Е. Маркс и Энгельс об искусстве // Советское искусство. 1938. № 28.
- Милыитейн Я. Ф. Лист. М., 1956.
- Милыитейн Я. И. К. Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. М., 1965.
- Милыитейн Я. О Владимире Владимировиче Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
- Милъштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983.
- Милъштейн Я. И. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
- Минскер Г. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Меркулов А. Исполнительские концепции «Карнавала» Р. Шумана. // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1. М. 1988.
- Михаловский А. Как играл Фридерик Шопен? // Как исполнять Шопена. М., 2007.
- Модель В. П. Владимир Владимирович Софроницкий в Ленинградской консерватории // Воспоминания о Софроницком. 2-е изд. М., 1982.
- Мозгот В. Г. Педагогическая синергетика и становление человека // Мир образования образование в мире. № 2 (22) М., 2006.
- Мюнш. Ш. Я — дирижер. М., 1965.
- Набок С. Больше, чем учитель // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Нагибин Ю. Ночью нет ничего страшного // Вспоминая Нейгауза. М. 2007.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
- Назаров И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и методы её совершенствования. Л., 1969.130.131.132.133.134.135.136.137.138.139.140.141 142 143 144 145 152
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958- 4-е изд.: М., 1982.
- Нейгауз Г. Показательный урок и лекция для педагогов. Беседы с Б. Тепловым и с А. Вицинским (стенограммы) // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.4. М., 1976. Нейгауз Г. Владимир Софроницкий // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
- Нейгауз Генрих Густавович (1888−1964) Размышления, воспоминания, дневники. М., 1983.
- Нейгаузы: Густав, Генрих, Станислав М. Сборник статей. М, 2007. Некрасова В. Б. Воспоминания о Софроницком//Воспоминания о Софроницком: М., 1982.
- Николаев А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической.школы. М., 1954. Николаев В. Шопен — педагог. М., 1980. Автореферат. Николаев В. Шопен-педагог. М., 1980
- Никонович И. Воспоминания о Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.—Л., 1990.
- Панантоиди Э. Г. Музыкально-педагогические воззрения Платона. М., 1999. Пастернак 3. Воспоминания. М., 2006.
- Пекелис. М. Рождение стиля. // Советское искусство. 1933 г. № 25 от 2/VI.
- Платон. Диалоги. М., 2001.
- Познер Н. О молодых годах учителя // Уроки Разумовской. М., 2007 Полушин В. Л. Рыцарь русского Ренессанса // Н. Гумилев. В огненном столпе. М., 1991.
- Порет А. И. Воспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
- Потебия А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
- Путина П. Г. А. Пахульский композитор, пианист, дирижёр. Автореферат. М., 2005.
- Пфейфер Т. Лекции Ганса Бюлова, составленные Теодором Пфейфером. М., 1896.
- Рабинович Д. Портреты пианистов. 2-е изд. М., 1970. РавичерЯ. Василий Ильич Сафонов. М., 1958.
- Разумовская В. О высоком строе души художника // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Разумовская В. Об ответственности исполнителя и его моральном облике // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Разумовская В. Четыре письма В. X. Разумовской А. Я. Кацнельсон // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Растопчин Ю. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской.М., 2007.
- Рахманинов С. В. Новое о пианизме.
- Рихтер Е. В 29-м классе // Вспоминая Нейгауза. М., 2007.
- Роулэнд Д. Шопеновское tempo rubato в художественно-историческомконтексте // Как исполнять Шопена М., 2007.
- Рубаненко Ю. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской М., 2007.
- Рубинштейн-А. Вспоминая Нейгауза. // Вспоминая Нейгауза. М., 2007.
- Рубинштейн. А. О Шопене. // Как исполнять Шопена. М., 2005.
- Савшинский С. оспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
- Савшинский С. Работа пианиста над техникой. Л., 1968.
- Савшинский С. Светлой памяти незабываемого артиста // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
- Савшинский. С. Леонид Николаев. М., 1950.
- Сафонов В. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано М., 1915.
- Серебряков Т. Парад талантов. (На всесоюзном конкурсе исполнителей)// Советское искусство. 1933. № 25.
- Сигитов С. От пифагорейской музыки сфер до пневматосферы Павла Флоренского // Памяти Павла Флоренского. СПб., 2002.
- Сигитов С. Павел Флоренский пути к музыке (синергия и гетерофония) // Памяти Павла Флоренского. СПб., 2002.
- Смирнова М. Сопоставляя интерпретации. СПб., 2003.
- Соловьев В. Соч. т. 1−2 М., 1988.
- Софроницкий А. В. Воспоминания об отце // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
- Софроницкий В. Н. Из воспоминаний // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
- Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М., 1926.
- Станиславский К. Работа актёра над собой. М., 1938.
- Сударчикова Л. Г. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано. Автореферат. СПб., 2001.
- Сухаревич Н. Об исполнительских и педагогических принципах А. А. Наседкина. М., 2008
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979.
- Татаркевич В. Античная эстетика М., 1977.186.187.188.189.190.191.192.193.194.195.196 197 198 199 200 214 417 408
- Тгшакин Е. М. Воспитание пианиста. М., 1983.
- Трубачев С. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Советская музыка. № 8. 1988.
- Тюлин Ю., Шнитке А. У рояля профессор Разумовская Вечерний Ленинград, 1958, 12 февраля-
- Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. Л., 1963. Тюлин Ю. Памяти Разумовской //Советская музыка. № 7, 1968. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. М., 1998.
- Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М., 1999.
- Учитель К. «Несвоевременный» тип художника // Уроки Разумовской. М., 2007.
- Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М., 1969. ФинкоД. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007. Фирсов В. «Проблема Скрябина» и Флоренский // Памяти Павла • Флоренского. СПб., 2002.
- Фролкин В. Некоторые вопросы исполнительской практики клавиризма (по трактату Томаса де Санта Мария «Искусство игры фантазии» 1565 г.) // Музыкальное исполнительство. Вып. 11., М., 1982.
- Харлап М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема. // Мастерство музыканта-исполнителя.' М., 1978.
- Хентова С. В музыке вся её жизнь // Музыкальные кадры. 1965. № 4. Хентова С. Диалог с Артуром, Рубинштейном // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Л., 1966.204.205.206.207.208.209.210,211,212 213,214215216217218219220221222223
- Хлудова Т. А. Педагогические принципы проф. Г. Г. Нейгауза. Автореферат. М., 1955.
- Циолковский К. Происхождение музыки и её сущность // Гений среди людей. М., 2002.
- Цыпин. Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
- Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство. СПб., 2009.
- Чередниченко Т. В. Кризис общества кризис искусства. М., 1987.
- Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. М., 1994.
- Черни К. Малая теоретико-практическая фортепианная школа. СПб., 1842.
- Черни К. Письма об изучении игры на фортепиано. СПб., 1842. Чертовской А. Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано. Автореферат. М., 2000.
- Шаборкина Т. Воспоминание о Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
- Шварц И. Несколько событий и фактов // Николаев Л. В. Статьи и-воспоминания современников. Письма. Л., 1979. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 1965. Шопен Ф. Письма. М., 1984.
- Шостакович Д. Мария Вениаминовна Юдина // Марина Вениаминовна Юдина. М!, 1978.
- Шостакович. Д. Концерт В. Разумовской // Советское искусство. 1938, № 46.
- Шохирева Н. Фортепианное искусство Клары Шуман. Автореферат. М., 2008
- Шпрангер А. Психология личности. М., 1982.
- Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960.
- Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.
- ЩурковаН. Е. Прикладная педагогика воспитания. М., 2005.
- Юдин Г. Я. Воспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
- Юдина В. В. Воспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
- Юдина М. В. Письмо М. Ф. Гнесину от 22 февраля 1926 г.//Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
- Юдина М. Шесть интермеццо Иоганнеса Брамса // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978
- Юдина М. В. Совместная работа над эквиритмическим переводом песен Шуберта // Воспоминания о Заболоцком. М., 1984.1. Иностранные издания
- Breithaupt R. Die naturliche Klaviertechnik. Leipzig, 1905.
- Brendel A. Nachdenken uber Musik. Munich. Zurich, 1976.
- Chorrley H. The athenaeum. No 1079. 1 Juli 1848.
- Damon Jan von K. Real-Encyclopedie der classischen Altertumwissenschaft. Hbbd.8.Stuttgart, 1901.
- Einstein Alfred. Mozart. Sein Charakter — sein Werk. Stockholm, 1967.
- Ember Ildiko, Corvina Kiado. Musik in der Malerei. Budapest, 1984.
- Heidegger M. Piatons Lehre von der Wahrheit. Bern, 1947.
- List F. Chopin. 6. Aufl. Lpz., 1923.
- Letters of Franz List. 2 vols. Lnd., 1924.
- Marmontel A. Le pianists celebres. Paris, 1878.
- Methuen-Campbell J. Leschetizky, Theodor // The New Grove Dictionari of Music and Musicians, Editors: Sadie, Stanley and J.Tyrrell. Groves Dictionaries Ins., Januari 2001.
- Muth B. Theodor Leschetizky — der bedeutendste Klavierlehrer, den die Welt gesehen hat? Giessen, 2003.
- Newkomb E. Leschetizky as I know him. New York London, 1967.
- Unschuld von Melasfeld M. Die Hand des Pianistin. Leipzig, 1901.
- Vicyakjwski A. Jak gral Fryderyk Szopen? // Muzyka. 9/7 -9. 1932.