Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика В. Х. Разумовской

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статья в газете «Жизнь искусства» от 17 мая 1927 года «В. Разумов-екая», подписанная псевдонимом. GRAVE, содержит отзыв на её сольный концерт в «КДМК». Статья Д. Шостаковича «Концерт В. Разумовской» в газете «Советское искусство» № 46 за 1938 год является отзывом на её концерт в Ленинградской филармонии и содержит высокую оценку её творчества. Статья Ю. Тюлина и А. Шнитке «У рояля профессор… Читать ещё >

Содержание

  • Релевантная часть исследования
  • Глава 1. Жизненный и творческий путь Разумовской
    • 1. 1. Основные вехи биографии
      • 1. 1. 1. Происхождение
      • 1. 1. 2. Проявления неординарной музыкальной одарённости
      • 1. 1. 3. Обретение учителя и формирование характера
      • 1. 1. 4. Обучение, преподавание и концертная деятельность в Киеве
      • 1. 1. 5. Учёба и профессиональная деятельность в Ленинграде
      • 1. 1. 6. Война, послевоенные и завершающие годы жизни
      • 1. 1. 7. Выводы
    • 1. 2. Исполнительское искусство Разумовской в оценках современников
      • 1. 2. 1. Отзывы современников
      • 1. 2. 2. Первый Всесоюзный конкурс — в творческой судьбе Разумовской
      • 1. 2. 3. Особенности личности пианистки
      • 1. 2. 4. Исполнительская деятельность последних лет
      • 1. 2. 5. Выводы
    • 1. 3. Педагогика Разумовской в откликах коллег
      • 1. 3. 1. Отзывы коллег-современников
      • 1. 3. 2. Преемники Разумовской
      • 1. 3. 3. Ученики Разумовской о её творчестве
      • 1. 3. 4. Выводы
    • 1. 4. Возрождение интереса к наследию Разумовской
  • Аналитическая часть исследования
  • Глава 2. Анализ исполнительского наследия Разумовской
    • 2. 1. Обзор сохранившихся аудиозаписей
    • 2. 2. Произведения Ф. Шопена
      • 2. 2. 1. Мазурка соч. 24 № 4 си-бемоль минор
      • 2. 2. 2. Аппликатура Разумовской в мазурках Шопена
        • 2. 2. 2. 1. мазурка соч. 17 № 1 си-бемоль мажор (№ 10)
        • 2. 2. 2. 2. мазурка соч. 41 № 1 до-диез минор (№ 26)
        • 2. 2. 2. 3. мазурка соч. 59 № 2 ля-бемоль мажор (№ 37)
        • 2. 2. 2. 4. особенности аппликатуры Разумовской
      • 2. 2. 3. Скерцо соч. 31 си-бемоль минор (№ 2)
      • 2. 2. 4. Блестящий вальс соч. 34 № 1 ля-бемоль мажор (№ 2)
      • 2. 2. 5. Полонез соч. 44 фа-диез минор (№ 5)
      • 2. 2. 6. Краткая оценка остальных сохранившихся записей
      • 2. 2. 7. Разумовская — шопенистка
    • 2. 3. Л. Бетховен. Соната соч. 31 № 2 ре минор (№ 17)
      • 2. 3. 1. первая часть
      • 2. 3. 2. вторая часть
      • 2. 3. 3. третья часть
      • 2. 3. 4. особенности трактовки
    • 2. 4. И. Брамс. Интермеццо соч. 117 № 3 до-диез минор
    • 2. 5. Краткая характеристика исполнения в остальных записях
    • 2. 6. Выводы
  • Глава 3. Исследование педагогики Разумовской
    • 3. 1. Основы педагогического творчества Разумовской
      • 3. 1. 1. Атмосфера занятий
      • 3. 1. 2. Принцип сотворчества
      • 3. 1. 3. Совершенство — как закон искусства
      • 3. 1. 4. Отношение к индивидуальности ученика
      • 3. 1. 5. Рациональность и системность
    • 3. 2. Методы и приёмы
      • 3. 2. 1. Психологический настрой
      • 3. 2. 2. Организация посадки за инструментом
      • 3. 2. 3. Организация постановки рук
        • 3. 2. 3. 1. традиции
        • 3. 2. 3. 2. постановка рук в классе Разумовской
      • 3. 2. 4. Приёмы звукоизвлечения
        • 3. 2. 4. 1. традиции и их развитие
        • 3. 2. 4. 2. «притяжение» и «внедрение»
        • 3. 2. 4. 5. «вынимание», «пронизывание» и «погружение»
        • 3. 2. 4. 4. «оркестровые тембры»
        • 3. 2. 4. 5. возникновение приемов звукоизвлечения
      • 3. 2. 5. Процесс работы над музыкальным произведением
        • 3. 2. 5. 1. выбор исполнительского репертуара и редакций
        • 3. 2. 5. 2. предварительное изучение текста
        • 3. 2. 5. 3. «подведение программы»
        • 3. 2. 5. 4. выявление особенностей ритмической структуры
        • 3. 2. 5. 5. приёмы и краски педализации
        • 3. 2. 5. 6. отношение к стилю произведения
        • 3. 2. 5. 7. интонация и грамотность музыкальной речи
        • 3. 2. 5. 5. цветовое восприятие тональностей
        • 3. 2. 5. 9. вертикали и горизонтали музыкальной композиции
        • 3. 2. 5. 10. разнообразное значение пауз
        • 3. 2. 5. 11. анализ и воспроизведение формы
      • 3. 2. 6. Работа над техникой исполнения
        • 3. 2. 6. 1. традиции и их развитие
        • 3. 2. 6. 2. основы фортепианной техники Разумовской
        • 3. 2. 6. 5. приёмы фортепианной техники
      • 3. 2. 7. Сознательное выучивание наизусть
      • 3. 2. 8. Обретение сценического самочувствия
      • 3. 2. 9. Системность принципов, методов и приёмов
      • 3. 2. 10. Выводы
  • Глава 4. Особенности и закономерности творчества
  • Разумовской
    • 4. 1. Мировоззрение
    • 4. 2. Отношение к тексту музыкального произведения
    • 4. 3. Взаимосвязь со слушателями
    • 4. 4. Построение концертного репертуара
    • 4. 5. Взаимодействие с инструментом
    • 4. 6. Педагогика
    • 4. 7. Философия сотворчества
  • Гипотеза исследования
    • 4. 8. Структура сотворчества в исполнительстве и педагогике
    • 4. 9. Выводы

Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика В. Х. Разумовской (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В истории развития отечественной музыкальной культуры XX века до настоящего времени недостаточно изучено творчество ряда выдающихся исполнителей. В их числе — фортепианно-исполнительское искусство и педагогика дипломанта Международного конкурса им Ф. Шопена в Варшаве (1932), лауреата Первого всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933), профессора Ленинградской государственной консерватории Веры Харитоновны Разумовской (1904 — 1967).

Характеризуя отечественное фортепианное искусство XX века, Л. Гак-кель пишет, что большую роль в его развитии сыграли «выдающиеся отечественные художники-исполнители, жившие фактически безвестными до конца своих дней и» сотворявшие историю пианистической культуры, ибо оставались в памяти всех, кто их слышалтакова, например, В. X. Разумовская". 1 Необходимость осмыслить и сделать достоянием научной, и широкой музыкальной общественности творческие достижения одного из выдающихся представителей отечественной фортепианной школы — очевидна.

Объектом исследования является фортепианно-исполнительское искусство и педагогика Веры Харитоновны Разумовской.

Предметом исследования являются творческий путь, черты исполнительского стиля Разумовской и особенности её педагогики.

Цель исследования — определить значение и ценность фортепианного искусства Разумовской, изучить его художественные, профессионально-исполнительские особенности, проявляющиеся и в её педагогике, раскрыть актуальность и возможность их практического применения:

В связи с этим определяются следующие задачи исследования: 1) определить основные вехи творческой биографии Разумовской и оценку её искусства современниками;

1 Гаккель Л. Пианисты // Русская музыка и XX век. М., 1997. С. 721−722. 6.

2) проанализировать исполнительское наследие Разумовской;

3) исследовать принципы, методы и приёмы её педагогики, целесообразность и возможность их применения в современной практике обучения искусству игры на фортепиано на разных ступенях обучения;

4) выявить своеобразие и закономерности, проявляющиеся в творчестве Разумовской, в сравнении с чертами исполнительского стиля известных пианистов 1920;1960 годов;

5) сформулировать художественно-эстетические особенности творчества Разумовской.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения, разработанные в трудах выдающихся музыкантов-пианистов и педагогов, историков и теоретиков музыкального исполнительского искусства: Б. В. Асафьева, А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, А. В. Вицинского, Я. И. Милыитейна, Г. Г. Нейгауза, Л. В. Николаева и др.

В диссертации применялся историографический метод исследования, исполнительский, сравнительный и музыковедческий анализ, использовался психологический анализ, герменевтический метод трактовки понятий и категорий, методы философского и математического обобщения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение творчества Разумовской подтвердило и наполнило конкретным содержанием его выдающуюся ценность, отмечаемое крупнейшими отечественными музыкантами, и выявило его актуальность.

2. Творчеству Разумовской присуще неразрывное взаимодействие исполнительского искусства и педагогики, сохранение и развитие европейских и отечественных фортепианных традиций, своеобразие и системность принципов, методов и приёмов, основой которых является сотворчество.

3. Данное исследование обосновало и показало возможность и целесообразность практического применения принципов и методов Разумовской не только на уровне достижения высшего мастерства, но на основополагающем этапе обучения искусству игры на фортепиано.

Побочным результатом исследования является гипотеза о синергетиче-ской структуре исполнительского и педагогического сотворчества, которое может быть выражено формулой Е = Б Т V, где Е (ейесШв) — величина эффекта резонансного взаимодействия, а 8, Т, У — три объекта, участвующих в возникновении исполнительского и педагогического сотворчества.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

1. Определено своеобразие исполнительского искусства Разумовской в сравнении с особенностями творчества известных отечественных пианистов 1920;1960;х годов.

2. Найдены новые факты биографии Разумовской, документы, публикации, иконография, позволившие более полно обрисовать черты её личности и культурные корни её творчества.

3. Обнаружены неопубликованные аудиозаписи Разумовской, более полно представляющие её исполнительское искусство.

4. Проанализировано исполнительское наследие Разумовской.

5. Изучены особенности сохраненной аппликатуры Разумовской в мазурках Шопена.

6. Проведено сравнение приёмов и методов Разумовской с приемами, восходящими к черниевским и шопеновским традициям.

7. Выявлено своеобразие и системность принципов, методов и приёмов воспитания и обучения пианиста в классе Разумовской, обоснована и показана целесообразность и практическая возможность их применения с основ обучения искусству игры на фортепиано.

8. Выдвинута гипотеза и предложена математическая формула структуры синергетического сотворчества в фортепианно-исполнительском искусстве и педагогике.

Практическая значимость диссертации заключается в привлечении внимания к фортепианному искусству Разумовской. Выявленные особенности исполнительского искусства и педагогики, аудиозаписи интерпретаций пианистки могут найти широкое применение в практической деятельности концертирующих исполнителей, педагогов и учащихся вузов, училищ и музыкальных школ, а также — в учебных программах по истории и методике обучения искусству игры на фортепиано.

Творческая личность Разумовской становится знаковой фигурой в истории музыкального искусства и закономерности, выявленные в искусстве Разумовской, так же как и гипотетическая структура сотворчества, могут быть использованы при изучении истории, философии, эстетики, психологии, теории и методики исполнительского искусства, в искусствоведении и смежных науках, изучающих информационно-коммуникативные связи.

Обзор литературы по теме диссертации. Научных работ, посвященных комплексному исследованию исполнительского искусства и педагогики Разумовской, не существует. Её творчеству посвящены отдельные статьи в газетах, журналах и сборниках.

Статья в газете «Жизнь искусства» от 17 мая 1927 года «В. Разумов-екая», подписанная псевдонимом. GRAVE, содержит отзыв на её сольный концерт в «КДМК». Статья Д. Шостаковича «Концерт В. Разумовской» в газете «Советское искусство» № 46 за 1938 год является отзывом на её концерт в Ленинградской филармонии и содержит высокую оценку её творчества. Статья Ю. Тюлина и А. Шнитке «У рояля профессор Разумовская» в газете «Вечерний Ленинград» за 12 февраля 1958 года также является похвальным отзывом на её концерт в Ленинградской филармонии. Статья С. Хентовой «В музыке — вся её жизнь», напечатанная в газете Ленинградской консерватории «Музыкальные кадры» № 4 за 1965 год приурочена к 35-тилетнему юбилею её работы в ЛТК. Она содержит краткий творческий путь Разумовской, характеризует её исполнительское и педагогическое искусство. Статья Ю. Тюлина «Памяти Разумовской» в журнале «Советская музыка» № 7 за 1968 посвящена уже памяти пианистки и содержит воспоминания о Разумовской, характеризует особенности её исполнительского стиля и её творческого облика.

2 Предположительно псевдонимы G-E и GRAVE принадлежат музыкальному критику, Е. Грессу. 9.

Л. Григорьев и Я. Платек в сборнике «Современные пианисты», изданном в 1985 году в Москве, посвящают В. X. Разумовской отдельную статью «Разумовская Вера Харитоновна», в которой так же содержится краткая характеристика её жизни и творчества.

Среди этих небольших публикаций выделяется 62-х страничная брошюра С. Бейлиной «В классе профессора В. X. Разумовской», вышедшая в 1982 году. Бейлина собрала, описала и тем самым сохранила ценный материал о творчестве Разумовской. Особую ценность этой работы составляет то, что С. Бейлина сохранила подлинные высказывания и конкретные рекомендации Разумовской, основанные на личном общении, делая записи после её уроков, собрала и определённый биографический материал, основанный, в большей своей части, на архиве Ленинградской консерватории. В первой главе этой брошюры обрисовываются вехи творческого пути, во второй — принципы и приёмы музыкально-исполнительского обучения в классе Разумовской. Рубрики этой главы имеют следующие заголовки: «Общий план и этапы работы над произведением" — «От «партитуры образов» — к «партитуре звучаний"" — «От партитуры звучаний» — к «звуковой лаборатории"" — «От «звуковой лаборатории» — к «художественному синтезу»». Последняя часть брошюры, озаглавленная «Вместо заключения» содержит в себе сведения об отношении Разумовской к индивидуальности ученика и к этической, нравственной стороне служения музыке.

Как видно из краткого содержания этой работы, основной акцент в ней делался на педагогическом творчестве Разумовской, в котором рассматривались этапы работы над музыкальным произведением.

В отличие от работы Бейлиной автор данной диссертации смог привлечь уже больший объём информации, касающийся, прежде всего, исполнительского наследия Разумовской, что позволило сделать и его исполнительский анализ. Привлечение большего числа различных источников, позволили расширить сведения и о семье Разумовской, о её культурных корнях и на более полном материале последовательно выявить системность принципов, методов и приёмов Разумовской, возможность и актуальность их современного применения.

Проведённый сравнительный анализ позволил обобщить и охарактеризовать творчество Разумовской, выявив его своеобразие и проявляющиеся в нём закономерности. Для данной диссертации брошюра Бейлиной, как ученицы Разумовской, стала одним из ценных информационных материалов, подтверждающий во многом и личный опыт автора диссертации, тоже ученицы Разумовской.

В 2007 году московское издательство «КлассикаXXI» издало книгу «Уроки Разумовской» (составитель С. Бейлина). В первой части этой книги, озаглавленной «Жизнь, отданная музыке» с подзаголовком «Некоторые факты биографии» статья К. Учителя «Несвоевременный» тип художника" предваряет воспоминания учеников, кратко обрисовывая жизненный путь Разумовской, даёт контуры её творческого портрета. Здесь же находится статья С. Бейлиной' «Вехи творческого пути», являющаяся переизданием соответствующей главы её вышеназванной работы, и статья Н. Познер «О молодых годах учителя».

Во второй части этого сборника, озаглавленной «В классе Разумовской», находится статьи С. Бейлиной «Принципы и приёмы обучения» — переиздание соответствующей части её брошюры, и её же статья «Разумовская о Сонате № 30 Бетховена», являющаяся подробным воспоминанием С. Бейлиной о её работе над этой сонатой в классе Разумовской. В этой же рубрике находится статья Т. Ураловой, автора данной диссертации, «Три года и вся жизнь» и статья С. Набок «Больше, чем учитель».

В третьей части «Вспоминая мастера» находятся воспоминания, М. Вольф, Л. Бершадской, Ю. Рубаненко, М. Гамбарян, С. Бейлиной, М. Лебедя, Ю. Растопчина, М. Смирновой, Г. Минскер, Г. Калининой (Фёдоровой-Ауэрбах), Т. Ураловой, Д. Финко (США), Е. Зака (Израиль) и А. Кацнельсон, которая опубликовывает и адресованные ей четыре письма Разумовской. Четвёртая часть — «Слово учителя», содержит сохранившиеся фрагменты методических докладов Разумовской «О высоком строе души художника» (Ташкент, 1944) и «Об ответственности исполнителя и его моральном облике» (Ленинград, 1956). В приложении к этой книге находится диск с записью части сохранённого исполнительского наследия Разумовской.

Все эти публикации дают ценный материал, описывающий в основном в мемуарно-публицистическом ключе биографию музыканта, характеризующий творчество пианистки и дающий отдельные примеры её педагогической работы, но не претендующие на статус научного исследования.

В 2007 году была опубликована также монография автора диссертации «Вера Харитоновна Разумовская. Путь в искусстве». В приложении к монографии представлен диск с записью части неопубликованного раннее исполнительского наследия Разумовской. Эта монография находится в основе данной диссертации. Диссертация отличается от монографии большим объёмом информации, детальным анализом исполнительскогонаследия, широтой сравнительного анализа, формой и языком изложения.

Материалы исследования. Кроме перечисленных выше публикаций, посвящённых Разумовской, в работе используются:

— архивные документы — архив семьи Разумовской-Логовинского и их родственников, Майорских-Белицкихархив Петербургской консерватории, архив библиотеки Московской консерватории, личный архив, автора данной работы;

— отзывы о педагогическом и исполнительском искусстве В. Разумовской таких её современников как А. Алыпванг, К. Игумнов, Г. Нейгауз, Л. Николаев, А. Оссовский, С. Савшинский, Ю. Тюлин, С. Хентова, М. Штейн-берг, Д. Шостакович;

— воспоминания учеников разных лет, родных, друзей, коллег и современников, не вошедшие в книгу «Уроки Разумовской»: написанные по просьбе автора диссертации воспоминания В. Логовинского, Б. Белицкого.

Воспоминания Л. Баренбойма, Л. Бершадской, М. Вольф, Н. Игудесман (Суховой), М. Лебедя. Г. Минскер, Н. Перельмана, Ю. Растопчина, С. Набок.

— опыт личного общения автора диссертации с Разумовской, как со своим учителем, в том числе запёчатлённый в неизданной студенческой статье, сделанной по заданию Л. Баренбойма, после смерти Разумовской в 1967 г.;

— аппликатура, проставленная Разумовской в принадлежавших ей нотах мазурок Ф. Шопена;

— аудиозаписи исполнительского искусства Разумовской.

В работе были также использованы такие источники информации как книги и аудиозаписи, позволяющие охарактеризовать историческую, музыкальную и культурную среду жизни и творчества пианистки.

По теме диссертации опубликованы следующие работы её автора:

I. Публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК:

1. Т. М. Уралова. Исполнительское и педагогическое искусство Разумовской // Искусство и образование № 2 (46), М., 2007. — с. 47−60 — 0,9 п. л.

II. Монография, статьи в сборниках материалов международных конференций, специализированных журналах, учебники и другие публикации.

2. Т. М. Уралова. Вера Харитоновна Разумовская. Путь в искусстве. Монография. СПб.: Изд-во «Золотое сечение», 2007. — 170 с. — 10,6 п. л.

3. Т. М. Уралова. В. X. Разумовская — пианистка и педагог // Современное музыкальное образование — 2005: сборник материалов международной научно-практической конференции. СПб, 2005. — с. 65−72 — 1 п. л.

3 Ссылка на эту статью имеется в статье С. Бейлиной «Принципы и приёмы обучения» // «Уроки Разумовской». М&bdquo- 2007. С. 46.

4. Т. М. Уралова. Слушая записи Разумовской (к 100-летию со дня рождения пианистки) // Фортепиано № 4. М., 2004. — с. 21−25 — 0,3 п. л.

5. Т. М. Уралова. Три года и вся жизнь // Уроки Разумовской. М.: Изд-во «Классика-XXI», 2007. — с. 81−85 — 0,3 п. л.

6. Т. М. Уралова. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М.: Изд-во «Классика — XXI», 2007. — с. 108−109 — 0,1 п. л.

7. Т. М. Уралова. Искусство игры на фортепиано. Часть первая. Музыкальная азбука. СПб.: Изд-во «Нива», 1997. — 54 с. — 3,4 п. л.

8. Т. М. Уралова. Искусство игры на фортепиано. Часть вторая. Музыкальный букварь. Книга первая. СПб.: Изд-во «Нива», 19 981 — 54 с. — 3,4 п. л.

9. Т. М. Уралова. Искусство игры на фортепиано. Часть вторая. Музыкальный букварь. Книга вторая. СПб.: Изд-во «Аполлон», 1999. — 91 с. — 5,7 п. л.

10. Т. М. Уралова. Искусство игры на фортепиано. Методическое сопровождение «Музыкальной азбуки» и «Музыкального букваря». СПб.: Изд-во «Музыка», 2004. — 208 с. — 6,5 п. л.

Всего 32,2 п. л.

Апробация диссертационного исследования проходила в процессе публикаций, а также выступлений автора диссертации на' международных научно-практических конференциях: «Европейское довузовское музыкальное образование: Россия, страны СНГ и Европы. Состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2006), «Современное музыкальное образование — 2005» и «Современное музыкальное образование — 2006» (Санкт-Петербург, 2005 и 2006 г. соответственно), а также в результате участия автора во Всероссийском методическом смотре (1988) и на заседании Санкт-Петербургского городского семинара педагогов-пианистов (1997).

Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, где она была рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

Релевантная часть исследования.

Основные выводы исследования.

Изучение творчества Разумовской подтвердило и наполнило конкретным содержанием его выдающуюся ценность, и выявило его актуальность.

Творчеству Разумовской присуще неразрывное взаимодействие исполнительского искусства и педагогики, сохранение и развитие европейских и отечественных фортепианных традиций, своеобразие и системность принципов, методов и приёмов, основой которых является сотворчество.

Данное исследование показало возможность и целесообразность практического применения принципов, методов и приёмов Разумовской как на уровне достижения высшего уровня мастерства, так и на основополагающем этапе обучения искусству игры на фортепиано.

Заключение

.

Гармония — отличительная черта Разумовской, исполнителя-режиссёра, исполнителя-актёра, исполнителя-художника. Богатая оттенками звуковая палитра, объёмность и прозрачность звуковой перспективы, особая поэтичность и гибкость психики и ума исполнительницы и высочайший уровень своеобразной, пластичной пианистической техники, позволили воссоздать галерею ярких, художественно своеобразных музыкальных образов. Цельность формы исполнения гармонично соединяется у Разумовской с ювелирной проработкой деталей, как в крупной форме, так и в жанре миниатюры.

Глубокая духовная" культура пианистки возвышала слушателей и помогала Разумовской в своём творчестве осуществлять связь времён, выполняя культурную миссию музыканта-исполнителя, объединяя прошлое и настоящее с его устремлённостью в будущее. Эту же миссию продолжает выполнять и её исполнительское наследие.

Основной5 принцип педагогикиРазумовской, раскрывающей-её профессиональные методы и приёмы, — ответственность исполнителя перед шедеврами музыкальной классики и признание значительного влияния личности исполнителя на художественную ценность исполнения, требование от исполнителя духовного очищения, открывающего в процессе сотворчества чувство правды, истинности и глубины музыкального шедевра'. Педагогика Разумовской, обладающая стройной и цельной системой исполнительского освоения музыкального произведения, гармонично и творчески включает на всех её этапах чувства, мысли и волю исполнителя.

Все эти качества делают творчество Разумовской актуальным и в наше время, и во все времена, пока будет существовать классическое музыкальное исполнительское искусство и, неотъемлемое от него, сохраняющее и развивающее это искусство, педагогическое творчество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы
  2. Архив Санкт-Петербургской консерватории:
  3. К. Характеристика. 1940 г., ед. хр. № 192. С. 305.
  4. Г. Характеристика. 1956 г., ед. хр. № 763. С. 80−90.
  5. Л. Характеристика. 1940 г., ед. хр. № 192. С. 306.
  6. ОссовскийА. Характеристика. 1945 г. ед. хр. № 71. С. 206.
  7. С. Характеристика. 1945 г., ед. хр. № 71. С. 205.
  8. Д. Характеристика. 1939 г., ед. хр. № 192. С. 304.
  9. М. Характеристика. 1945 г. ед. хр. № 71. С. 204.
  10. В. Дело № 192.1. Рукописный отдел:
  11. А. Н. Черновой русский перевод книги: Bree М. Die Grundlage der Methode Leschetizky mit der autorisation des Meisters mit 47 Abbildungen der Hand Leschetizky. Meinz, 1902.
  12. А. H. Фортепианная школа.
  13. О. К. Русский перевод книги: Bree М. Die Grundlage der Methode Leschetizky mit der autorisation des Meisters mit 47 Abbildungen der Hand Leschetizky. Meinz, 1902.
  14. Фон Арк К. К. Упражнения и пассажи // Собрание пассажей и упражнений, входящих в состав элементарного преподавания в фортепианных классах Санкт-Петербургской консерватории. СПб. (1906)
  15. Н. В. Лешетицкий, его художественный облик и роль в создании русской пианистической культуры. 1947. Кандидатская диссертация (рукопись). Петербургское отделение ЦГАЛИ, фонд 298, он. 4, ед. хр. 2421 Г. 1. Печатные издания
  16. А. Советские школы пианизма // Советская музыка. 1939, № 47.
  17. К. Из воспоминаний о В. Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
  18. А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.
  19. А. Д. Хрестоматия по методике обучения игре на фортепиано. К., 1974.
  20. Т. А. Игра отражений одинокой души // Памяти Павла Флоренского. СПб., 2002.
  21. . Б. Музыкальная форма как процесс. 2 т. М., 1930−1947.
  22. Л. А. В фортепианных классах Ленинградской консерватории (Н. И. Голубовская, Н. Е. Перельман, С. И. Савшинский, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин). 1968.
  23. Л. А. Выдающиеся советские музыканты-просветители и развитие их традиций. М., 1970.
  24. Л. А. Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. 1979.
  25. Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
  26. Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн. М., 1982.
  27. М. Н. Музыка и ее представители в моей жизни. СПб., 2002.
  28. Д. Незабываемое // Воспоминания о Софроницком. 2-е изд. М., 1982.
  29. С. В классе профессора В. X. Разумовской. Л., 1982.
  30. С. Разумовская о сонате № 30 Бетховена. // Уроки Разумовской. М., 2007.
  31. Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб., 2004.
  32. БердяевН. А. Самопознание. М., 1991.
  33. Д. Трактат о началах человеческого знания. М., 1905.
  34. Н. В. Анна Николаевна Есипова. Л., 1960.
  35. Л. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
  36. Л. Вспоминая мастера. // Уроки Разумовской. М., 2007.
  37. А. О художественной технике пианиста. М., 1973.
  38. А. В. В классе Есиповой // Советская музыка. 1985, № 12.
  39. А. В. Воспоминания родных и друзей // Марина Вениаминовна Юдина. М., 1978.
  40. . М. Ш. Введение в музыкознание. М., 2001.
  41. О. Ф. Годы учения у В. В. Софроницкого // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
  42. И. А. Артикуляция. Л., 1973.
  43. М. Основы метода Лешетицкого // Мальцев С. Метод Лешетицкого. СПб., 2005.
  44. Л., Турчинский Ю. Комментарии // Фридерик Шопен. Скерцо. Варшава-Краков, 1961.
  45. Бруни-Балъмонт Н. Воспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
  46. А. Уроки Листа. М.—Л., 1964.
  47. А. Е. Пианистическая деятельность Листа. М., 1986.
  48. Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. М., 1962.
  49. И. Как я пишу. М., 1967.
  50. Р. Избранные работы. М., 1978.
  51. Р. Письма. Дневники. Обращение к друзьям, т. 4. М., 1911.
  52. О. С. На уроках К. Н. Игумнова // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 5, М., 1984 г.
  53. А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М., 2004.
  54. М. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
  55. П. Большой и трудный человек // П. А. Вульфиус. Статьи. Воспоминания. Публицистика- Л., 1980.
  56. Л. Величие исполнительства: М. В. Юдина и В. В. Софроницкий. СПб., 1995.
  57. Л. Пианисты // Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. М., 1997.
  58. Л. Читая Нейгауза // Вспоминая Нейгауза. М., 2007.
  59. М. Вспоминая мастера //.Уроки Разумовской. М., 2007.
  60. Г. Эстетика. Соб. соч. Т. 3. М., 1971.
  61. Г. Как должно играть на фортепиано. СПб., 1878.
  62. Е. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники. М.—Л., 1940.
  63. Н. О музыкальном исполнительстве. Л., 1985.
  64. Н. О юном Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
  65. В. Смотр советских мастеров музыки. К предстоящему всесоюзному конкурсу. // Советское искусство. 1933. № 17.
  66. И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 196 Г
  67. В. Исполнитель и эстрада. М., 2006.
  68. Л. яПлатекЯ. Современные пианисты. М., 1985
  69. С. За роялем с Евгением Либерманом // Генрих Нейгауз и его ученики. М., 2007.
  70. С. За пределами мозга. М., 1993.
  71. И. Высокий настрой на творчество.// Уроки Зака. М., 2006.
  72. В. Генрих Нейгауз. М., 1966.
  73. В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973.
  74. М. Уроки Юдиной. М., 1997.
  75. Т., Бердюгина Л. Новые грани старых иллюзий. Л., 1984.
  76. Жид А. Мой взгляд на творчество Шопена // Как исполнять Шопена. М., 2005.
  77. О. Софроницкий артист и педагог // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
  78. Зак Е. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
  79. Д. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано. Автореферат. М., 1986.
  80. ЗилотиД. Этос и аффект. М., 1977.
  81. А. От составителя // Как исполнять Шопена. М., 2005.
  82. В. Теория пианизма. К., 1927.
  83. Исупов К Личность Флоренского // Памяти Флоренского. СПб., 2002
  84. Исупов К Житие и миросозерцание Павла Флоренского // Павел Флоренский. Оправдание космоса. СПб., 1994.
  85. Йегер. «Пайдейя» (paedeia — humanis) Вопитание античного грека. М., 1996.
  86. Д. Воспитание ума и сердца. М., 1984. •
  87. Г. (Фёдорова-Ауэрбах) Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007
  88. Г. Музыкальная форма. М., 1937.
  89. А. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
  90. Е. Н., Курдюмов С. П. Интуиция как само достраивание // Вопросы философии. 1994 № 2.
  91. Г. Итоги и уроки. Всесоюзный конкурс исполнителей // Советская музыка. 1933, № 4.
  92. Г. Работа пианиста. М., 1963.
  93. Г. Предисловие // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
  94. Г. На концерте Скрябина. Из воспоминаний // Пианисты рассказывают. М., 1988.
  95. П. Вместе с музыкантами. М., 1964.
  96. В. Творческая личность А. А. Касьянова в биографическом и источниковедческих аспектах. Автореферат. 2008.
  97. А. Необходимый руководитель для пианиста // Ежедневные упражнения на фортепиано. М., 1886.
  98. А. О фортепианном искусстве. М., 1965.
  99. А. Рациональные принципы фортепианной техники. М., 1966.
  100. А. Фрагменты из книги «Аспекты Шопена» // Как исполнять Шопена. М., 2007.
  101. Н. За вторым роялем. СПб., 2006.
  102. . Генрих Густавович Нейгауз — наш современник. // Вспоминая Нейгауза. М., 2007.
  103. . Педагогика Г. Г. Нейгауза // Вопросы истории, теории, методики. М., 1984.
  104. Ю. Ленинградская Государственная консерватория. 18 621 937. М, 1938.
  105. А. От составителя//Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978."
  106. Ф. Искусство игры, на клавесине. М., 1973.
  107. Кюи Ц. Избранные статьи. Л., 1952.105: Ландовская В. Шопен и французская старинная музыка // Как исполнять Шопена. М., 2007
  108. В. фон Воспоминания, о Шопене. // Как исполнять Шопена. М., 2007.
  109. Е. Творческая работа пианиста с авторским- текстом. М., 1988.
  110. П. В. Воспоминания о Софроницком//Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
  111. С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1976.
  112. С. М. Школа Н. И. Голубовская—В. В. Нильсен: взгляд со стороны // Наше святое ремесло. Памяти В. В. Нильсена. СПб., 2004.
  113. . С. М. Метод Лешетицкого. СПб., 2005.
  114. К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1−50. М., 1955−1981, т. 13.
  115. К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1977. Автореферат.
  116. Е. Маркс и Энгельс об искусстве // Советское искусство. 1938. № 28.
  117. Я. Ф. Лист. М., 1956.
  118. Я. И. К. Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. М., 1965.
  119. Я. О Владимире Владимировиче Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
  120. Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983.
  121. Я. И. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
  122. Г. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007.
  123. А. Исполнительские концепции «Карнавала» Р. Шумана. // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1. М. 1988.
  124. А. Как играл Фридерик Шопен? // Как исполнять Шопена. М., 2007.
  125. В. П. Владимир Владимирович Софроницкий в Ленинградской консерватории // Воспоминания о Софроницком. 2-е изд. М., 1982.
  126. В. Г. Педагогическая синергетика и становление человека // Мир образования образование в мире. № 2 (22) М., 2006.
  127. Мюнш. Ш. Я — дирижер. М., 1965.
  128. С. Больше, чем учитель // Уроки Разумовской. М., 2007.
  129. Ю. Ночью нет ничего страшного // Вспоминая Нейгауза. М. 2007.
  130. Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  131. И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и методы её совершенствования. Л., 1969.130.131.132.133.134.135.136.137.138.139.140.141 142 143 144 145 152
  132. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958- 4-е изд.: М., 1982.
  133. Г. Показательный урок и лекция для педагогов. Беседы с Б. Тепловым и с А. Вицинским (стенограммы) // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.4. М., 1976. Нейгауз Г. Владимир Софроницкий // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
  134. Нейгауз Генрих Густавович (1888−1964) Размышления, воспоминания, дневники. М., 1983.
  135. Нейгаузы: Густав, Генрих, Станислав М. Сборник статей. М, 2007. Некрасова В. Б. Воспоминания о Софроницком//Воспоминания о Софроницком: М., 1982.
  136. А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической.школы. М., 1954. Николаев В. Шопен — педагог. М., 1980. Автореферат. Николаев В. Шопен-педагог. М., 1980
  137. И. Воспоминания о Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
  138. Ф. Так говорил Заратустра. М.—Л., 1990.
  139. Э. Г. Музыкально-педагогические воззрения Платона. М., 1999. Пастернак 3. Воспоминания. М., 2006.
  140. . М. Рождение стиля. // Советское искусство. 1933 г. № 25 от 2/VI.
  141. Платон. Диалоги. М., 2001.
  142. Н. О молодых годах учителя // Уроки Разумовской. М., 2007 Полушин В. Л. Рыцарь русского Ренессанса // Н. Гумилев. В огненном столпе. М., 1991.
  143. А. И. Воспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
  144. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  145. П. Г. А. Пахульский композитор, пианист, дирижёр. Автореферат. М., 2005.
  146. Т. Лекции Ганса Бюлова, составленные Теодором Пфейфером. М., 1896.
  147. Д. Портреты пианистов. 2-е изд. М., 1970. РавичерЯ. Василий Ильич Сафонов. М., 1958.
  148. В. О высоком строе души художника // Уроки Разумовской. М., 2007.
  149. В. Об ответственности исполнителя и его моральном облике // Уроки Разумовской. М., 2007.
  150. В. Четыре письма В. X. Разумовской А. Я. Кацнельсон // Уроки Разумовской. М., 2007.
  151. Ю. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской.М., 2007.
  152. С. В. Новое о пианизме.
  153. Е. В 29-м классе // Вспоминая Нейгауза. М., 2007.
  154. Д. Шопеновское tempo rubato в художественно-историческомконтексте // Как исполнять Шопена М., 2007.
  155. Ю. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской М., 2007.
  156. Рубинштейн-А. Вспоминая Нейгауза. // Вспоминая Нейгауза. М., 2007.
  157. . А. О Шопене. // Как исполнять Шопена. М., 2005.
  158. С. оспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
  159. С. Работа пианиста над техникой. Л., 1968.
  160. С. Светлой памяти незабываемого артиста // Воспоминания о Софроницком. М., 1982.
  161. . С. Леонид Николаев. М., 1950.
  162. В. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано М., 1915.
  163. Т. Парад талантов. (На всесоюзном конкурсе исполнителей)// Советское искусство. 1933. № 25.
  164. С. От пифагорейской музыки сфер до пневматосферы Павла Флоренского // Памяти Павла Флоренского. СПб., 2002.
  165. С. Павел Флоренский пути к музыке (синергия и гетерофония) // Памяти Павла Флоренского. СПб., 2002.
  166. М. Сопоставляя интерпретации. СПб., 2003.
  167. В. Соч. т. 1−2 М., 1988.
  168. А. В. Воспоминания об отце // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
  169. В. Н. Из воспоминаний // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
  170. К. Моя жизнь в искусстве. М., 1926.
  171. К. Работа актёра над собой. М., 1938.
  172. Л. Г. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано. Автореферат. СПб., 2001.
  173. Н. Об исполнительских и педагогических принципах А. А. Наседкина. М., 2008
  174. В. А. О воспитании. М., 1979.
  175. В. Античная эстетика М., 1977.186.187.188.189.190.191.192.193.194.195.196 197 198 199 200 214 417 408
  176. Е. М. Воспитание пианиста. М., 1983.
  177. С. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Советская музыка. № 8. 1988.
  178. Ю., Шнитке А. У рояля профессор Разумовская Вечерний Ленинград, 1958, 12 февраля-
  179. Ю. О программности в произведениях Шопена. Л., 1963. Тюлин Ю. Памяти Разумовской //Советская музыка. № 7, 1968. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. М., 1998.
  180. К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М., 1999.
  181. К. «Несвоевременный» тип художника // Уроки Разумовской. М., 2007.
  182. С. Е. Пианизм как искусство. М., 1969. ФинкоД. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007. Фирсов В. «Проблема Скрябина» и Флоренский // Памяти Павла • Флоренского. СПб., 2002.
  183. В. Некоторые вопросы исполнительской практики клавиризма (по трактату Томаса де Санта Мария «Искусство игры фантазии» 1565 г.) // Музыкальное исполнительство. Вып. 11., М., 1982.
  184. М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема. // Мастерство музыканта-исполнителя.' М., 1978.
  185. С. В музыке вся её жизнь // Музыкальные кадры. 1965. № 4. Хентова С. Диалог с Артуром, Рубинштейном // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Л., 1966.204.205.206.207.208.209.210,211,212 213,214215216217218219220221222223
  186. Т. А. Педагогические принципы проф. Г. Г. Нейгауза. Автореферат. М., 1955.
  187. К. Происхождение музыки и её сущность // Гений среди людей. М., 2002.
  188. . Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
  189. Г. Музыкально-исполнительское искусство. СПб., 2009.
  190. Т. В. Кризис общества кризис искусства. М., 1987.
  191. Т. В. Музыка в истории культуры. М., 1994.
  192. К. Малая теоретико-практическая фортепианная школа. СПб., 1842.
  193. К. Письма об изучении игры на фортепиано. СПб., 1842. Чертовской А. Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано. Автореферат. М., 2000.
  194. Т. Воспоминание о Софроницком // Воспоминания о Софроницком. М., 1970.
  195. И. Несколько событий и фактов // Николаев Л. В. Статьи и-воспоминания современников. Письма. Л., 1979. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 1965. Шопен Ф. Письма. М., 1984.
  196. Д. Мария Вениаминовна Юдина // Марина Вениаминовна Юдина. М!, 1978.
  197. . Д. Концерт В. Разумовской // Советское искусство. 1938, № 46.
  198. Н. Фортепианное искусство Клары Шуман. Автореферат. М., 2008
  199. А. Психология личности. М., 1982.
  200. А. Фортепианная педагогика. М., 1960.
  201. А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.
  202. ЩурковаН. Е. Прикладная педагогика воспитания. М., 2005.
  203. Г. Я. Воспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
  204. В. В. Воспоминания родных и друзей // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
  205. М. В. Письмо М. Ф. Гнесину от 22 февраля 1926 г.//Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978.
  206. М. Шесть интермеццо Иоганнеса Брамса // Мария Вениаминовна Юдина. М., 1978
  207. М. В. Совместная работа над эквиритмическим переводом песен Шуберта // Воспоминания о Заболоцком. М., 1984.1. Иностранные издания
  208. Breithaupt R. Die naturliche Klaviertechnik. Leipzig, 1905.
  209. Brendel A. Nachdenken uber Musik. Munich. Zurich, 1976.
  210. Chorrley H. The athenaeum. No 1079. 1 Juli 1848.
  211. Damon Jan von K. Real-Encyclopedie der classischen Altertumwissenschaft. Hbbd.8.Stuttgart, 1901.
  212. Einstein Alfred. Mozart. Sein Charakter — sein Werk. Stockholm, 1967.
  213. Ember Ildiko, Corvina Kiado. Musik in der Malerei. Budapest, 1984.
  214. Heidegger M. Piatons Lehre von der Wahrheit. Bern, 1947.
  215. List F. Chopin. 6. Aufl. Lpz., 1923.
  216. Letters of Franz List. 2 vols. Lnd., 1924.
  217. Marmontel A. Le pianists celebres. Paris, 1878.
  218. Methuen-Campbell J. Leschetizky, Theodor // The New Grove Dictionari of Music and Musicians, Editors: Sadie, Stanley and J.Tyrrell. Groves Dictionaries Ins., Januari 2001.
  219. Muth B. Theodor Leschetizky — der bedeutendste Klavierlehrer, den die Welt gesehen hat? Giessen, 2003.
  220. Newkomb E. Leschetizky as I know him. New York London, 1967.
  221. Unschuld von Melasfeld M. Die Hand des Pianistin. Leipzig, 1901.
  222. Vicyakjwski A. Jak gral Fryderyk Szopen? // Muzyka. 9/7 -9. 1932.
Заполнить форму текущей работой