Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурный потенциал современного фольклорного театра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примером конструирования «живой» части экспозиции является! деятельность студии «Пан-театр» при Российском этнографическом музее, цель которой — актуализация и адаптация в современном обществе традиционных форм праздничного поведения. Основными видами деятельности коллектива являются образовательно-игровые программы народного календаря, «живой музей» — этнографические концерты и практикум… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Театрализация фольклора: сущность и функции
    • 1. 1. Традиция и фольклор в современном обществе
    • 1. 2. Фольклор и сценическое репродуцирование традиционной культуры
    • 1. 3. Традиционные обрядовые практики как основа театрализации фольклора
  • Глава 2. Фольклорный театр в российской культуре: исторический аспект
    • 2. 1. Ретроспективный анализ деятельности Экспериментального (Этнографического) театра (1923−1936 гг.)
    • 2. 2. Концепция «живого музея» В.Н. Всеволодского-Гернгросса
  • Глава 3. Фольклорный театр в российской культуре XXI века
    • 3. 1. Этнографический музей как институциональная и коммуникативная среда современного фольклорного театра
    • 3. 2. Театрализация фольклора как «драматическая» составляющая экспозиции музея
    • 3. 3. Сохранение и актуализация культуры в деятельности фольклорного театра

Культурный потенциал современного фольклорного театра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена остротой проблемы сохранения культуры, актуализации и трансляции её ценностей. А также возрастающей рольюзрелищной культуры и устойчивым тяготением современного человека к визуальным формам коммуникации. Ускоряющийся темп жизни индустриального общества, влекущий за собой быструю смену социальных приоритетов1 и заимствование культурных стереотипов, привел к разрушению основ, традиционной культуры. Развитиепроцессов, урбанизации, стандартизация и унификация всех сторон жизни привели к возрастанию роли «потребительского», количественного начала над качественным, к превалированию внешних, зрелищных формі в художественной культуре. Следствием этого стало осознание кажущейся неотвратимой утраты народной культуры. С другой стороны, в этих условиях возрос интерес населения страны к своей* истории, искусству, фольклору в значительной мере определенный стремлением сохранить, отстоять самобьггность. Это объясняется не только мировой" модой5 на-аутентичность, но й усилением национального1 самосознания, этнической самоидентификации, понимания* своей национальной целостности, социально-культурной и территориальной.

Необходимость научного осмысления обращения общества к этнонациональным духовным ценностям в значительной мере обосновано современным состоянием традиционного искусства и отношением к нему общества и государства. Так, создание при поддержке государственных структур системы самодеятельных («дома культуры») и профессиональных объединений, позиционирующих себя в качестве продолжателей региональных традиций национального фольклора, носит в значительной мере характер авторского вокально-хорового творчества и не отвечает специфике традиционной культуры, перенимая лишь внешнюю форму, не сохраняя глубинных исконных смыслов. В результате фольклор, весьма широко понимаемый и толкуемый обществом, уже не представляет собой спонтанного «повседневного творчества» людей, а предстает в современном мире структурированным «якобы народным искусством», то есть элементом массовой, а не традиционной, культуры.

В то же время в мире конца XX — начала XXI в. очевидно повышение престижности традиционной культуры в условия глобализации и информатизации мирового сообщества.

Как известно, фольклор представляет собой одно из важнейших проявлений духовной культуры. Устная* народная поэзия, народное сценическое искусство (мимика, жест, драматическое действо ¦ при исполнении драматизированных обрядов: свадебных, похоронных, земледельческих игр — и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографическое (народные танцы, пляски, хороводы), музыкальное и вокальное искусства определяют историко-культурный облик того или иного народа, формируют традиции, являющиеся основой самореализации индивидов и социальных групп как в традиционном, так и в современном обществе. Необходимость теоретического1 исследования и практического воплощения фольклорного театра обусловлена значимой ролью фольклора в утверждении ценностей традиционной культуры в современном обществе, в обеспечении гармонии процессов наследования, трансляции социальной памяти, социально значимого опыта и знания.

Необходимость создания в современном, урбанизированном обществе основ культурного пространства для функционирования фольклорного наследия, актуализации традиционных форм праздничного поведения, неоднократно обсуждалась отечественными и зарубежными специалистами.

Деятельность музея во все времена неотделима от социального, культурного, профессионального и других аспектов его функционирования. По мнению специалистов (В.Ю.Дукельский), современный музей не только осуществляет свои основные функции, но активно участвует в процессах культурации общества, окружающей среды, придавая ей историческое и эстетическое звучание, порой приближаясь в этом к области искусства.

В' этой связи представляется важным изучение фольклорного театракак феномена современной культуредеятельность которого направлена на сохранение, поддержание традиций и трансляцию ориентированных на канон достижений национального художественного? наследия, 5 национальных культурных ценностей. При' этом исследование фольклорного театра как явления современной культуры сопряжено с представлением о нем не только как о совокупности «простонародных» (до-театральных обрядово-ритуальных, игровых, драматических) действ, но и. как о специфическом социально-культурном институте, который возник в результате деформации народных ритуально-обрядовых практик, и неразрывно* связан с существующим в современном* обществе институциональном и организационным пространством* существования традиционных ценностей и-деятельностных практик.

Можно констатировать, что современная практикаактуализации и трансляции этнокультурного наследия в значительной мере" опережает теоретическое осмысление этих процессов. Фольклорный театр — феномен, наполненный поликультурным смыслом, вполне отражает процесс «вживания», культурной диффузии архаичного и современного. Фольклорный театр как вид искусства и как форма социальной общности способен помочь современному человеку в этнической идентификации, создавая особое духовное пространство для сохранения и развития народных традиций. Именно это определяет актуальность разработки научных основ деятельности фольклорного театра в условиях современности.

Степень научной разработанности темы. Изучение фольклорного театра в контексте социально-культурных процессов опирается на существующую в отечественной науке и культуре традицию исследований в рамках культурологии, философии, социологии, этнологии, этнографии и других наук. Работы XIX — начала. XX века в этой области преимущественно посвящены вопросам происхождения, этнографическому описанию народного русского театра. Представленные материалы этого времени содержат попытку осмыслениядрамы* как особого рода (вида) фольклорной культуры, представленную в двух аспектах: как начальной, формы русского профессионального театра и как проблему литературоведения.

Исторический аспект появлениянародного' драматического творчества содержат научные работы П. Н. Беркова, В. Н: Всеволодского-Гернгросса, H.H. Евреинова, В.В." Каллаша, В. Ю. Крупянской, П. О. Морозова, А. Ф. Некрыловой, В. Н. Перетц, Д. А. Ровинского, Н. И. Савушкиной, Б. М. Соколова, В.Филиппова. Этнографический аспект раскрыт в трудах В'.Е. ГусеваН.Е. Ончукова.

Рассмотрению художественной специфики народного творчества, исполнительскому началу, сущности игровых явленийв фольклоре посвящены исследования В. П. Аникина, П. Г. Богатырева, H.H. Велецкой, В. Е. Гусева, Б. С. Лащилина, А. Ф. Некрыловой, В. Я. Проппа, Н. И. Савушкиной, В. И. Чичерова. Описание в художественной литературе сцен народного действа, интерпретируемых как театр, мы находим в произведениях Ф. М. Достоевского («Записки из Мертвого дома»), А. Н. Островского («Воевода»), С. Н. Максимова («Нечистая, неведомая и крестная сила»), Л. Н. Толстого («Юность») — A.A. Шаховского («Двумужница»), Также в мемуарном и эпистолярном наследии С. Т. Аксакова, A.C. Грибоедова, В. Я. Брюсова, Ф. И. Буслаева, А. Е. Измайлова, А. Ф. Писемского, А. Ростовцева, И. С. Тургенева, Ш. Токаржевского содержатся интересные сведения и впечатления о простонародном театре. Описание ряженья, сценки народных представлений в составе календарных действ содержат сочинения И. П. Еремина, С. Н. Максимова, Ф. О. Нефедова, A.M. Ремизова, С. С. Писарева, И. Л. Щеглова.

Вербальная сторона драматических действ, литературоведческий анализ художественных средств, язык, структура представления нашли отражение в работах таких исследователей, как М. М. Бахтин, П. Н. Берков, H.H. Виноградов, А. К. Малинка, Н. Е. Ончуков, E.H. Опочинин, В. Н. Перетц, С. С. Писарев, Д. А. Ровинский.

Театроведческий аспект рассмотрения вопроса народного драматического творчества содержат исследования П. Г. Богатырева, Н. Н. Велецкой, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, В. Е. Гусева, Н. Н. Евреинова, JIM. Ивлевой, В. Ю. Крупянской, JI.H. Кулаковского,.

A.Ф.Некрыловой. Осмысление драматического народного творчества как результата взаимодействия литературы и драматургии, и введение в научный оборот термина «народный (фольклорный) театр» находим в исследованиях П. Н. Беркова, П. Г. Богатырева, В. Е. Гусева,.

B.Ю.Крупянской, В. Д. Кузьминой, Г. А. Хайченко. Обоснование необходимости разделения понятий «драма» и «драматизм» как характерной жанровой особенности в искусстве обнаруживают работы Д. М. Балашова, В. Е. Гусева.

Связь фольклорного театра с ритуально-обрядовыми практиками раскрывается в статьях и монографиях А. Д. Авдеева, Б. Н. Асеева, В.Н.Всеволодского-Гернгросса, Л. М. Ивлевой, Н. И. Савушкиной, Н. И. Толстого, Э. Уорнер.

Культурологический аспект особенностей фольклорного театра представлен в трудах Б. Аламбре, А. Банфи, Р. Барта, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Ж. Ж. Кайуа, К. Клакхона, Д. С. Лихачева, Ю. М Лотмана, Б. Малиновского, Д. Фрезера, М. Хайдеггера, Й. Хейзинги, М. Элиаде. А также в ряде исследований В. П. Большакова, Г. П. Выжлецова, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, С. Т. Махлиной, Л. В. Петрова, Г. Г. Почепцова, В. В. Селиванова, H.A. Хренова, К. В. Чистова. Особую значимость в контексте диссертационного исследования имеет концепция «музея-храма» Н. Ф. Федорова и идея «живого музея» П.Флоренского.

Социологический и социально-коммуникативный аспекты развития фольклорных традиций находят отражение в трудах A.A. Зубова, Л. Г. Ионина, Д. Камерона, Т. ПарсонсВ.В. Попова, Г. Г. Почепцова, А. В. Соколова.

В процессе исследования, автор обращался к работам ведущих отечественных фольклористов: С. Б. Адоньевой, В. П. Аникина,.

А.К.Байбурина, H.H. Велецкой, В. Е. Гусева, И. И. Земцовского, Л. М. Ивлевощ Н. П: Колпаковой, А. С. Каргина, В. П. Лапина, С. Ю. Неклюдова, А. Ф. Некрыловой, В. Я. Проппа, Ф. А Рубцова, КЕКМ. Соколова, К. В:Чистова.

Институциональный аспект взаимодействия. музея и театра* рассматривается в работах специалистов в области музееведения: Е. Л. Галкиной, В. М. Грусмана, Т. П. Калугиной, Н. В. Мастеницы, Н. А. Нагорского, Р. Стронга, А. Л. Филатова, Л. М. Шляхтиной, И. А. Щепетковой, Т. Ю. Юреневой.

Несмотря на многочисленность аналитических и историко-теоретических работ, раскрывающих различные аспекты русского простонародного искусства, фольклорный театр как специфический феномен современной культуры до сих пор не выступал в качестве отдельного предмета культурологического анализа. На восполнение этого пробела направлена данная диссертационная работа.

Цель исследования состоит в раскрытии специфики культурного потенциала современного фольклорного театра как формы художественного объединения и институционализации культурного пространства.

Достижение поставленной цели связано, с решением следующих задач:

— охарактеризовать специфику восприятия и трансляции фольклорных традиций в современном обществе;

— рассмотреть основные характеристики фольклорного театра;

— раскрыть исторический аспект фольклорного театра в отечественной культуре на основе культурологического анализа^ деятельности Экспериментального (Этнографического) театра (1921 -1936) в Русском музее;

— проанализировать институциональное и коммуникативное пространства деятельности фольклорного театра;

— рассмотреть современный^ опыт деятельности фольклорного театра в аспекте сохранения и актуализации ценностей культуры.

Объектом исследования является национальное культурное наследие, русскийфольклор.

Предмет: деятельность фольклорного* театра как института культуры в коммуникативном пространстве музея:

Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи и научные труды в области русского фольклора, этнологии, театроведения, музееведения, культурологии, философии, социологии, психологии. Методология и методы исследования носят междисциплинарный характер, обусловленный многоплановостью предмета исследования, а также поставленными целью и задачами.

Системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы составляют методологическую базу исследования, необходимую для выявления закономерности внутренней организации, развития и функционирования фольклорного театра в социально-культурной среде.

Эмпирической базой исследования послужили исторические документы из архивов Государственного Русского музея, Российского этнографического музея, Театрального музея, Центрального государственного архива литературы и искусства, Архива кино-фоно-фотодокументов в Москве и Санкт-Петербурге.

Научная новизна исследования в целом определяется тем, что фольклорный театр1 впервые последовательно рассматривается как специфический* феномен современной культуры, адаптирующий и актуализирующий культурное наследие. Элементами научной новизны обладают следующие положения.

1. Уточнено понятие «театрализация^ фольклора», под которым в диссертации понимается практика институционального и межличностного-взаимодействия с целью организации публичных народных представлений, сохраняющих специфические признаки традиционного искусства: синкретизм, импровизационность, вербальность, каноничность.

2. На основе рассмотрения деятельности* в Русском музее Экспериментального (Этнографического), театравыявлены, тенденции перехода^ музея от функции^ хранилища ценностей к «живому музею» и к театрализации «как одному из способов актуализации ценностей культуры прошлого в-настоящем.

3. Введены в научный оборот архивные материалы Экспериментального (Этнографического) театра:

4. Обосновывается гипотеза о том, что в современном обществе институциональная интеграция1 музея ифольклорноготеатра является значимой предпосылкой трансляции традиционных социально-культурных ценностей и норм. Фольклорный театр представленкак «драматическая», «живая» часть музейной экспозиции, способствующая эффективному освоению различных элементов народной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Театрализация фольклора в коммуникационном пространстве музея есть современный метод актуализации и репрезентации национального культурного наследия, основывающийся на зрелищности, развлекательности, игровом характере ритуально-обрядовой и фольклорно-театральной практик. Традиционные ценности в современной-аутентичной интерпретации обуславливают трансляцию культуры, социокультурных коммуникаций, инкультурации и социализации, способствуют возрастанию творческого потенциала индивидови социальных групп.

2. Феномен фольклорного театра может быть рассмотрен в двух аспектах: как театр-институт и как театр-действо. Первый аспект характеризует современное явление национальной культуры, отражающее интерес к историческому прошлому страны и реализующееся в институциональном взаимодействии фольклорного театра с другими организационными^ формами трансляции традиционных культурных ценностей. Второйаспект характеризует этнокультурное наследие в классических формах, на основе которых ведутся, исследования по возрождению традиционной культуры в современных условиях.

3. Деятельности Экспериментального (Этнографического) театра и концепция «живого музея» В.Н. Всеволодского-Гернгросса представляет значимый опыт развития русского театра от театральности (игровой' образности, преображения) к театрализации, активному способу освоения культурного наследия в рамках институциональной интеграции театра и музея.

4. Этнографический музей представляет собой органичную институциональную и коммуникативную среду деятельности фольклорного театра в современном обществе, который, в свою очередь, рассматривается как «драматическая» («динамичная», «живая») форма экспозиционной деятельности, в единстве активности и интерактивности, способствующая удовлетворению информационных, когнитивных, эмоциональных и рекреационных потребностей посетителей.

5. Актуализация и интерпретация народного творчества средствами современного фольклорного театра способствует действенности в восприятии музейных ценностей, перевода культурного наследия из пассивного, «бессознательного» состояния в активное пространство современной культуры.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения диссертации могут использоваться при дальнейших исследованиях фольклора и современных форм его существования. Выводы, результат исследования и введенные в научный оборот архивные материалы могут быть использованы в учебно-педагогической работе по курсу русского традиционного искусства, а также в деятельности современных исторических объединений, творческих коллективов, фольклорных ансамблей.

Апробация результатов исследования. Разработки сценария основных календарных действ легли в основу практической деятельности фольклорно-этнографической студии «Пан-театр» при Российском этнографическом музее. Основные положения и результаты исследования легли в основу курса лекций о русской традиционной культуре на факультете режиссуры и продюсерского мастерства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также были изложены в материалах международной научной конференции «Музей. Традиции. Этничность. ХХ-ХХІ вв.», посвященной 100-летию Российского этнографического музея (Санкт-Петербург, 2002 год) — IX международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии» (Санкт-Петербург, 2006 год) — V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения.

2007″ (Петрозаводск, 2007 год), Научно-практической конференции «Театрализация в музейном пространстве: за и против» (Санкт-Петербург, 2010 год).

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в семи научных публикациях общим объемом 2,2 п./листа.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Общее количество страниц -179.

Заключение

.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Традициякак системапередачиот поколения к поколению общепринятых, социально значимых стереотипов, включает в себя: мифологические, религиозные представления людей, ритуально-обрядовую практику и фольклор.

2. Являясь проявлением этнического (фольклорного) сознания, основанного на традиционных ценностях, эстетических и этических нормах, «классический» фольклор выполняет познавательную, коммуникативную, адаптивнуюценностно-ориентационнуювоспитательную функции * в обществе, что • позволяет ярко, точно и наглядно репрезентировать различные аспекты собственно этнической культуры. Традиция, фольклор, игра, театр, обряд и ритуал — генетически близкие феномены" культуры, которые в совокупности составляют теоретическую основу интерпретации, воспроизводства фольклора вообще и в деятельности фольклорного театра в частности.

3. Фольклорный театр — современный термин, означающийвид публичного представления, действаоснованного на1 фольклорном материале. Театрализация фольклора представляет собой практику институционального и межличностного взаимодействия с целью организации публичных народных представленийсохраняющих специфические признаки, традиционного искусства (синкретизм, импровизационность, вербальность, каноничность). Отражая народную эстетику. удовольствия зрелищ, фольклорный театр демонстративен, традиционен в исполнительских формах и времени представлений, импровизационен, жизнеутверждающе позитивен, праздничен в творении игровой реальности. Феномен фольклорного театра соответствует проявлению культурной рецепции (или фольклоризма) современным обществом и может быть рассмотрен в двух аспектах: (1) как театр-институт, форма творческогообъединения, способ социальной организации культуры- (2) как театр-действо, совокупность форм и жанров русского народного традиционного творчества.

4. Специфика восприятия фольклора в современном обществе с его актуализированными процессами информатизации, глобализации, урбанизации, модернизации заключается в развитии процессов регионализации этнических культур как действенногосредства социализации, способствующей идентификации и самоидентификации человека. Доминированиесовременных визуальных коммуникационных форм над традиционными, вербальными позволяет рассматривать театрализацию фольклора как практику институционального и межличностного взаимодействия, современный способ трансляции традиционной культуры.

5.Экспериментальный (Этнографический) театр

В.Н. Всеволодского-Гернгросса представляет собой значимый исторический опыт театрализации фольклора, связанный, с воссозданием, старинного народного, обрядового действа, понимаемого1 как истинно универсальной формы «театра действования», в котором нет разделения на зрителей и исполнителей, а есть тесная, объединенная общим принципом, генетическая связь народных игровых, обрядовых форм с театром. Ключевыми элементами этнографической пьесы, согласно позиции Всеволодского-Гернгросса, можно считать следующие: «фольклорность», сюжетная линия, социально-политическая острота, интересность зрителю, «метод народного артистичного исполнения». Эти элементы стали ключевыми для всех постановок театра Экспериментального театра и особенно успешно были реализованы в инсценировке свадебного обряда.

6. Факт совместной деятельности Экспериментального театра и Русского музея можно рассматривать как значимый опыт, пример институциональной интеграции, служащей основой трансляции традиционных культурных ценностей в коммуникационном пространстве музея. Концепция «живого музея» В: Н. Всеволодского-Гернгросса является философско-методологической основой деятельности его театра. С точки зрения Всеволодского-Гернгросса, театр — это особый феномен, обладающий потенциалом эмоционального воздействия на зрителя, ведущий с ним диалог на языке искусства, исполняющий роль интерпретатора материального и* нематериального культурного наследия в особомэкспозиционном пространстве, осуществляющий просветительную, культурно-образовательную • деятельность, функционально становится «живым музеем». Триединство в трактовке Всеволодского-Гернгросса при этом может быть обозначено как «театрнаука — музей», где театр играет ведущую и определяющую роль.

7. Одним из основных социальных институтовучаствующих в трансляции традиционных ценностей, норм и правил поведения, в современном обществе, является3 этнографический музей. Это социально-культурный, социально-коммуникационный и социально-образовательный институт, деятельность. которого, обеспеченная спецификой", институционального* и коммуникационных аспектов, представляет собой социокультурную технологию, то есть систему педагогических и культурологических практик, главными задачами, которой являются' формирование ценностного отношения к историко-культурному и национальному наследиюразвитие способностей детей и взрослых к культурному, научно-исследовательскому и художественному творчеству-, формирование мировоззрения, мировосприятия, духовной культуры через музейные экспонаты и памятники.

8. Для этнографического музея активной составляющей экспозиции, без которой немыслимо существование музея в современном обществе, является театрализация фольклора. С одной стороны, она представляет собой эффективный способ борьбы с быстрорастущей утомляемостью посетителяс другой стороны, она конструирует идеальную среду для реализации нетрадиционных форм обучения: поисково-исследовательской, диалогической. Театрализацию фольклора следует рассматривать не как отдельный феномен культурной жизни, но как необходимую часть экспозиции, которая придает музейным материалам новое звучание и смысл. Это особая, «драматическая» составляющая экспозиции музея, дополнительная ценность которой возникает только в контексте, логически связанном с содержанием и пространством самого музея. Театральное действие, организованное как часть музейной экспозиции, позволяет включить посетителя во множество культурных диалогов, наиболее важными из которых являются диалог духовной и материальной культурдиалог культуры прошлого и культуры настоящегодиалог между чужой и своей культуройдиалог официальной и неофициальной культурдиалог религиозной культуры и светскойдиалог традиционной и профессиональной культурдиалог элитарной культурыи массовойдиалог известной" и неизвестной культурдиалог политической и бытовой культур.

9. Примером конструирования «живой» части экспозиции является! деятельность студии «Пан-театр» при Российском этнографическом музее, цель которой — актуализация и адаптация в современном обществе традиционных форм праздничного поведения. Основными видами деятельности коллектива являются образовательно-игровые программы народного календаря, «живой музей» — этнографические концерты и практикум мастеров народных ремесел в экспозиционном пространстве, организация ежегодного фольклорного фестиваля. Спектакли «Пан-театра», проходят в экспозиционном пространстве этнографического музея, что в некоторой степени возмещает отсутствие традиционного бытового контекста. Однако при этом организованное действо не иллюстрирует экспозиционный материал, а, вовлекая зрителей в активное эмоциональное проживание воссозданной праздничной ситуации, использует экспозиционное пространство как контекст, раскрывая изначальный смысл ритуальных действ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АБВЕГА русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шеманства и проч. Сочиненная М. Ч. М.: б.и., 1786. — 326 с.
  2. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе /А.Д-.Авдеев. М- Л.: Искусство, 1959. — 266 с.
  3. В.В. Три аспекта традиции (опыт апологии традиции) Электронный ресурс. / В. В. Аверьянов. Электрон дан. (1 файл). Режим доступа: http://www.vernost.ru/avest001 .htm.
  4. Азаревич-Д. Брачные элементы и их значение / Д.Азаревич. Ярославль.: б.и., — 1879. — 132 с.
  5. Актуальные проблемы современной фольклористики.Сб.статей и материалов /сост.В. Е. Гусев. — Л.: Музыка, 1980: — 224 с.
  6. Е.М. Музей как социальный институт /Е.М'.Акулич//Социс. -2004. — № 10: С.25−41.
  7. Т.А. Музей как феномен культуры: автореф. дис. канд. филос. наук:24.00.01 /Т.А.Алёшина- Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1999. -23 с.
  8. Альтшуллер’А.Я: Театроведение и герменевтика: некоторые вопросы методологии /А.Я.Альтшуллер // Вопросы театроведения: сб. науч.трудов. -СПб., 1991.-С.6−17.
  9. Н.Андреев А. П. Традиция как философский принцип опознания бытия человека, народа, социума/А.П.Андреев. Электронный ресурс.— Электрон. Дан. (1 файл).- Режим доступа: http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/tra.html. -Заглавие с экрана.
  10. И.М. Театральность в культуре / И. М. Андреева. Ростов н/Д.: Фолиант, 2002. — С.8 — 29- 68 — 89.
  11. Т.И., Сомова О. В. Забытый эксперимент (Из истории Этнографического театра)/ Т. И. Андреева, О.В.Сомова// Советская этнография. 1985. — № 2. — С.83 — 90.
  12. Т.А. Игра в пространстве серьёзного: игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян. СПб.: СПбГУ, 2003. — 400 с.
  13. С. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств /С.С. Апфельбаум, Е. Н. Игнатьева. М.: Прогресс, 2003. — С.50 -57
  14. О.Р. О фольклорных истоках театра Древней Греции // Народный театр. JI., 1974. — С.36−54
  15. Р. Искусство и визуальное восприятие — сокр. перевод с англ. В.НСамохина. /Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  16. В.П. О семантической структуре музейной экспозиции/
  17. B.П. Арзамасцев //На пути к музею XXI века: сб. науч. трудов. М., 1997. -С.35−49.
  18. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс/Б.В.Асафьев.- 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. — 376 е., нот.
  19. Ф. Экспозиция как театр / Ф. ден Аустен // «Museum» (Юнеско).- 1995. -№ 185. -С.14−20.
  20. А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно — семантический анализ восточнославянских обрядов /А.К. Байбурин. -СПб.: Наука, 1993.-242 с.
  21. А. Жизнь, игра, театральность / А.Баканурский. Одесса.: Негоциант, 2004. — 272 с.
  22. A.B. Искусство и музеи. Современные музеи искусства и музеи будущего /A.B. Бакушинский // Исследования и статьи. М., 1981.1. C.130
  23. Д.М. О родовой и видовой систематизации фольклора/ Д. М. Балашов // Русский фольклор. Материалы и исследования. Л., 1977.- Вып. XVII. С. 24 — 34
  24. Д.М. От полевой записи к изданию (Современное состояние свадебного обряда) /Д.М.Балашов //Русский фольклор. Полевые исследования. Л., 1985. — Вып. XXIII. — С. 83 — 87
  25. Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие / Э. А. Баллер. -М.: Наука, 1987.-160 с.
  26. А. Философия искусства / А. Банфи. пер. итал. Г. Смирнова. -М.: Искусство, 1989: — 384 с.
  27. Р. Мифологии / Р.Барт. Пер. с фр., вступ.ст. и комм. С.Зенкина. -М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004. — 320 с.
  28. М.М. К философским основам гуманитарных наук /М.М.Бахтин // Собр. Соч. в 7-т. М.: Русские словари, 1996. — Т.5. — С.7 — 10.
  29. Бахтин М. М'.Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. /М.М.Бахтин // Работы 20-х годов. Киев.: Next, 1994.— С. 259 —318
  30. М.М. Человек в мире слова./ М. М. Бахтин. — М.: Издательство РОУ, 1995.-140 с.
  31. В. Лад: Очерки о народной эстетике / В: И.Белов. — М.: Мсш. гвардия, 1982. 293 е., ил.
  32. Белякаева Казанская JI. В. Эхо серебряного века: малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети XX века /Л.В. Белякаева-Казанская: — М.: Канон, 1998. — 300 с.
  33. Бенуа А. Н- Возникновение «Мира искусства"/А.Н.Бенуа. — М.: Искусство, 1998. 70 с.
  34. Бенуас.Л. Знаки, символы и мифы/ Л. Бенуас- пер. с фр. А. Калантарова. -М.: Астрель: ACT, 2006. 158 с.
  35. Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. / Т. А. Бернштам. Л.: Наука, 1988. — 278 с.
  36. Эм. История русского театра /Эм. Бескин. М- Л.: Госиздат, 1928.-4.1. — 340 с.
  37. П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве / П. Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.- С. 523—543.
  38. К. Повседневность и мифология. Исследования по семиотике фольклорной действительности / К. А. Богданов. СПб.: Искусство, 2001. -438 с.
  39. Е.П. История мировой культуры./ Е. П. Борзова. 2-е изд, стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 672 е., ил. — (Мир культуры, истории и философии).
  40. Бродский В: Выставке нужен сценарий /В.Бродский // Декоративное искусство. -1959. № 12. — С.40
  41. И. Восприятие музея / И. Будылин //Мир музея. — 2004. — № 5(201). -С.20- 23
  42. П. Проблема музеев / П. Валери //Валери П. Об искусстве. — М.: Искусство, 1993. С. 205 — 20 853. Велецкая H.H. О некоторых современных формах бытования народного театра / H.H. Велецкая //Современный русский фольклор. — М.: Наука, 1966.-С.209- 224.
  43. Величкина О В. Краснопевцева Е. А. Проект детской школы народного-творчества / О. В: Величкина, Е. А. Краснопевцева // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. науч. тр. М.: НИИ-культуры, 1990.-247 с.
  44. A.B. «Серебряный век» как театр: феномен театральности в культуре рубежа XIX—XX вв.еков / A.B. Вислова. М.: РИК, 2000. — 212 с.
  45. Волкова Е. В: Зритель и музей: (понимание и объяснение, сопереживание и созерцание) / Е. В. Волкова. -М.: Знание, 1989. 63 с.
  46. А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов / А. Ю. Волькович // Музей в современной культуре: сб. науч. трудов СПб ГАК. СПб., 1997. — т. 147. — С.69 — 73
  47. Всеволодская-Голушкевич О. В. Первый этнографический театр / О.В. Всеволодская-Голушкевич // Советский балет. 1990. — № 4. — С.43−47.
  48. Всеволодский Гернгросс В. Н. Жизнеописание / В.Н.Всеволодский-Гернгросс. — СПб.: Архив Института истории искусств МК РФ. -Ф.31,оп.1,№ 525. — С.27−33
  49. Всеволодский Гернгросс В. Н. История русского театра: в 2 т./ В. Н. Всеволодский — Гернгросс- предисл. и общ.ред. А. В. Луначарский. — Л- М.: Теа-кино-печать, 1929. — Т. 1. — 576 е., Т. 2. — 508 с.
  50. Всеволодский Гернгросс В. Н. Театр как действование /
  51. B.Н.Всеволодский — Гернгросс // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. -М.: изд. ГИТИС, 1988. С. 107−119- 250−261.
  52. E.JI. Использование этнографических материалов по обрядности в экспозиции музея / Е. Л. Галкина //Этнографические источники в музее: проблемы интерпретации. М.: РИК, 1998. — С.87— 115.
  53. О.В. Модернизация и культурная традиция / О. В. Гаман // Модернизация и национальная культура: материалы теоретич. семинара 1993 г. / Междунар. фонд соц.-экон. и политол. исслед. (Горбачев-фонд). -М.: Апрель-85, 1995. С. 35- 37
  54. Г. Д. Содержательность художественных форм / Г. Д. Гачев. — М.: Просвещение, 1968.— 303 с.
  55. A.A. Из истории театра и драмы / A.A. Гвоздев. — СПб.: Academia, 1923. 102 с.
  56. Г. Г. Позорище старинных и смешных обрядов при бракосочетании разных чужеземных и в России обитающих народов, и при том нечто для холостых и женатых. СПб.: б.и., 1797. — 304 с.
  57. Д. М. Театрализация как творческий метод организации праздников / Генкин Д. М., Конович A.A. Массовые театрализованные праздники и представления. Учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 1985. — 180 с.
  58. Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Сб. науч. исследований ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л.: ЛГИК, 1982.- С.6−17.
  59. М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. канд. историч. наук: 17.00.07 / М. Б. Гнедовский — Рос. ин-т культурологии. М., 1994. -18 с.
  60. М.Б. Музейная коммуникация и ритуал / М. Б. Гнедовский // Музееведение: Некоторые проблемы исследования современной культуры: сб.науч.тр. — М.: НИИ Культуры, 1987. — С.35 — 43
  61. М.Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М. Б. Гнедовский, В. Ю. Дукельский // Музейное дело. Музей-культура-общество (сб. научных трудов).М., 1992. Вып.21. — С.7 — 10
  62. М.Б. Модернизация музейной экспозиции как предмет музееведческого исследования / М. Б. Гнедовский, Е. К. Дмитриева. М.: Гос. б-ка СССР, 1989. — 23 с.
  63. .П. Очерк вертепа в России /Б.П. Голдовский // Традиционная культура. 2003. -№ 4. — С.8 — 16.
  64. X., Миронер.Л., Даваллон Ж. Франция: успехи в изучении посетителей / X. Готтесдинер, JI. Миронер, Ж. Даваллон // Museum (Юнеско). 1993. -№ 178. — С.13 — 19.
  65. А. Б., Левкович В. П. Обычай как форма социальной регуляции. М.: Советская этнография. — 1973. — № 1. — 14 с.
  66. Л. Театральные музеи: как передать впечатление / Л. Гранжан // Museum (Юнеско). 1997. — № 194. — С.7 — 12 '
  67. В.П. История музейного дела до конца XVIII века: в 2 ч. / В. П. Грицкевич. СПб.: СПб ГУКИ, 2004. — 409 с.
  68. М.М. Место сельской (территориальной, соседской) общины в социальном механизме формирования, хранения и изменения традиций. /М.М.Громыко // Советская этнография. 1984. — № 5. — С.70 — 79
  69. М.М. Мир русской деревни. / М. М. Громыко. М.: Мол. гвардия, 1991. — 446 с.
  70. В.М. Концептуальные временные выставки в Российском этнографическом музее /В.М. Грусман // Этническая история народов России Х-ХХ вв. Материалы конференции. СПБ.: СПб госуниверситет, 1993.- С.58−59
  71. В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев : дисс.. канд.пед.наук: 13.00.05 / В.М. Грусман- СПбГУКИ. СПб., 2001. — 186 с. — Библиогр.: С. 166 — 186
  72. В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи / В. М. Грусман. СПб.: ООО «Деловая полиграфия», 2007. — 264 с.
  73. Ю.У. Каким быть музею будущего? (опыт социологического анализа) / Ю. У. Гуральник // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. трудов. — М.: НИИ культуры, 1997. С. 135 — 144.
  74. А. Проблемы средневековой народной культуры / А.Гуревич. -М.: Искусство, 1981. 359 с.
  75. Е.Г. Проблема художественной интерпретации (философский анализ) / Е. Г. Гуренко. — Новосибирск.: Наука, 1982. 256 с.
  76. Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. Учебное пособие./ В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1977. — 87 с.
  77. Гусев В. Е От обряда к народному театру/ В. Е. Гусев //Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. — С.49 — 59
  78. В.Е. Русский фольклорный театр ХУШ-начала XX века. Учебное пособие./ В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1989. — 94 с.
  79. В.Е. Фольклор в системе современной культуры славянских народов/ В. Е. Гусев //История, культура, этнография и фольклор славянских народов — доклады советской делегации на VIII Международном съезде славистов. -М.: Наука, 1978. 518 с.
  80. Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра / С. С. Данилов. M- JL: Искусство, 1948. — 588 с.
  81. В.М. Театр как форма общения : автореф. дис.. канд. философ, наук: 09.00.04 / В.М. Дианова- ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1979. -21 с.
  82. В.М. Общение в театральной художественной творческой деятельности / В. М. Дианова // Искусство и общение: сб.науч.труд. — Л.: ЛГИТМиК, 1984.- С.85−92'
  83. Ю. Историк русского театра /Ю. Дмитриев // Вопросы театра. М.: ВТО, 1970. — С.211 — 225.
  84. Е.К. Проблема интерпретации историко-культурного наследия в экспозиции мемориального музея: автореф. дис.. канд. историч. наук: 07.00.07 / Е.К.Дмитриева- АН СССР, НИИ Культуры. М., 1989.-25 с.
  85. М.Ш. Новый этап в развитии российских музеев /М.Ш.Доминов // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: сб.ст. СПб.: СПбГАК: Ассоциация музеев России, 1998. — вып.4. — С.51 — 60
  86. И.В. Российский этнографический музей: прошлое и настоящее // Пигмалион музейного дела в России (к 150-летию со дня рождения Д.А.Клеменца). СПб.: Издательство «Лань», 1998. — С.9 — 29
  87. В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. /В.Ю.Дукельский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научных трудов. — М.: НИИ культуры, 1989. -С.107 116.
  88. ПО.Дукельский В. Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности /В.Ю.Дукельский // Теория, методология, практика. Сб. науч. тр.-М.: НИИ культуры, 1986: -С. 107- 116.
  89. Д. Реконструкция в философии./Д.Дьюи- пер. с англ. М.Занадворов. -М.: «Логос», 2001. 168 с.
  90. H.H. История русского театра с древнейших времен до 1917 года/Н.Н.Евреинов. -Нью-Йорк.: изд.им. Чехова, 1955. С. 19 — 51.
  91. H.H. Оригинал о портретистах / H.H. Евреинов- Сост., подготовка текста и коммент. Т. С. Джуровой. — Ml: Совпадение, 2005. — 399 с.
  92. Пб.Евреинов H.H. Тайные пружины искусства. Статьи по философии искусства, этике и культурологии./ Н. Н. Евреинов. — М.: «Ессе homo», «JIoroc-альтера». 200 с.
  93. H.H. Театрализация жизни (Поэт театрализующий жизнь)/ Н. Н. Евреинов. М.: изд. Время, 1922. — 12 с.
  94. H.H. Театр как таковой / Н. Н. Евреинов // Евреинов H.H. Демон театральности / Н. Н. Евреинов. М- СПб.: Летний сад, 2002. — С. 31−96
  95. H.H. Что такое театр/ Н. Н. Евреинов. — Петроград.: б.и., 1921.-12 с.
  96. Жан Ж. Знаки и символы. Энциклопедия. / Ж. Жан- пер. с фр. И. Алчеева. М.: Астрель: ACT, 2002. — 208-с.
  97. В.И. Ритуал и фольклор / В. И. Ерёмина. — Л.: Наука, 1991. -208 с.
  98. Н.В. Русский свадебный ритуал./Н.В.Зорин. — М.: Наука, 2001. 248 с. 133. «Зрелища» журнал,№ 80,1924г134.3релищно-игровые формы народной культуры. Сб. научных статей. — Л.: ЛГИТМиК, 1990. 237 с.
  99. Ивашев И. И. Формы активизации музейного посетителя // Советский музей.- 1935.-№ 1.- С.73−75
  100. Л. М. Обряд. Игра. Театр. (К проблеме типологии явлений) /Л.М:Ивлева // Народный театр. Сборник статей. Л-: ЛГИТМиК, 1974. -С. 20−35.
  101. НЗ.Ивлева Л. М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора: проблема теории и типологии. Сборник/ Л. М. Ивлева. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 194 с.
  102. Л.М. Мир персонажей в русской традиции ряженья /Л.М.Ивлева // Этнографические истоки фольклорных явлений. Русский фольклор. Л.: Наука., 1987. — т. ХХГ/. — с.65.
  103. Е.Б., Дашкова Е. В. Коммуникационный подход в музееведении / Е. Б. Ивушкина, Е. В. Дашкова. — Новочеркасск, ЮРГТУ, 2005. -27 с.
  104. И.Н. Театр и зрители. 4.1. Первая половина ХЕК в/ И. Н. Игнатов. М.: «Задруга», 1916. — 340с.
  105. Из истории советской науки о театре. 20-е годы / Сб. трудов гос. ин-та театр, искусства им. А. В. Луначарского. — М.: ГИТИС, 1988. 338с.
  106. С.Н. Очерки по истории культурологии / С. Н. Иконникова. СПб.: СПбГУКИ, 1998. — 408 с.
  107. С.Н., Большаков В. П. Теория культуры. Учебное пособие. /С.Н.Иконникова, В. П. Большаков. СПб.: Изд. Дом «Питер», 2008.- 592 с.
  108. Л.Г. Социология культуры/ Л. Г. Ионин. — М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2004−427 с.
  109. Искусство устной традиции. Историческая морфология: к 60-летию И. И. Земцовского: Сб.ст./Ютв.ред.и сост.Н. Ю. Альмеева. — СПб.: Российский институт истории искусств, 2002. — 350 е.: нот.
  110. С. Основополагающие принципы выбора форм работы с посетителями / С. Иеркович // Диалог: музей и общество: материалы международной научно-практической конференции. — Якутск.: Издат. Якутского ун-та, 2004 С. 68 — 70
  111. М.С. Музей в системе культуры /М.С.Каган // Вопросы искусствознания. 1994. — № 4. — С.445 — 460
  112. Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности. /Е.Г.Кагаров // Сборник МАЭ. Л.: б.и., 1929. -Т. 8. С. 190 — 236
  113. П.М. С песней (страницы из дневника) / П. М. Казьмин. М.: Сов. Россия, 1970. — 286 с.
  114. В.М. Традиции и исторический процесс /В.М. Каиров. — Росс. Акад. Управления. М.: Луч, 1994. — 188 с.
  115. Р. Миф и человек. Человек и сакральное. / Р.Кайуа. М.: О.Г.И.М., 2003. — 296 с.
  116. Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. СПб.: Петрополис., 2001. — 224 с.
  117. Д. Музей: храм или форум? /Д.Камерон // Музейное дело. Музей-культура-общество (сборник научных трудов). М.: МК РФ Музей революции, 1992. С. 267 — 268
  118. Т.С. Хоровод игрище в Усть-Цилемской фольклорной традиции / Т. С. Канева // Традиционная культура. — 2001. — № 1. — С.47 — 55t
  119. Каргин А. С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении /А.С.Каргин // Живая старина. — 1995. — № 2. — С.15 — 16.
  120. М.Е. Музей или храм? / М. Е. Каулен // На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. -М.: Рос. ин-т культурологии, 1997. — С.87 107
  121. М.Е. Вторая жизнь традиции / М. Е. Каулен // Музей и нематериальное культурное наследие: сб.тр. творч.лаборат. «Музейная педагогика». М.: издат. ИКАР, 2005. — вып.6. — С.13 — 24
  122. К. Мифы и обряды / К. Клакхон //Обрядовая теория мифа: Сб.науч.трудов. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2003. — 211 с.
  123. A.A. Театрализация в празднично-обрядовой культуре: автореф. дис.. докт. пед. Наук: 13.00.05/ Конович Аскольд Аркадьевич- ЛГИК им. Н.Крупской. Ленинград, 1991. — 40 с.
  124. A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.-попул./А.А.Конович. М.: Высш.шк., 1990. — 208 е.- ил.
  125. Е. Музейное действо в Рязанском кремле / Е. Коренева //Мир музея. 2004. — № 6 (202). — С.30−31 ~ ¦
  126. И.М. Культурное наследие и современный музей/ И. М. Коссова // Музей и нематериальное культурное наследие: сб. тр М.: изд. «ИКАР», 2005.- вып.6. — С.6−13.
  127. Н. Новые традиции /Н. Коссонс // «Museum» (Юнеско) -1983.- № 138. С.11−17
  128. Н.И. Русские нравы. /Н.И.Костомаров. -М.: «Чарли», 1995.-652 с.
  129. Кравцов Н. И. Проблемы теории фольклора/ Н. И. Кравцов //Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. — С.5−11
  130. Н.Г. Этнографический театр при музее. Теория и практика / Н. Г. Краснодембская // Музей в современной культуре: Сб.науч.тр.СПбГАК. СПб.: СПбГАК, 1997. — т. 147. — С.225−232.
  131. Крейн А. З Рождение музея/ А. З. Крейн. — М.: Советская Россия, 1969. -207 с.
  132. Ю. О драматической сущности русской свадьбы/ Ю. Круглов//Филологический сборник. Ст. аспирантов и соискателей. -Алма-Ата.: б.и., 1968.-вып.У1П-1Х.-С.109−116
  133. Культурно-образовательная деятельность музея: проблемы, поиск, опыт. Сборник под редакцией к.п.н. Акулича Е. М. Тобольск.: ТГИАМЗ, 2003.-115 е.
  134. Культурология: учеб./В.П.Большаков, Е. П. Борзова, С. Н. Иконникова и др.- Mi: Проспект, 2010.-528 с.
  135. Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. -630 с.
  136. Культурология XX век. Энциклопедия.т.2. — СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. 447с.
  137. Культурологические проблемы музееведения: Тезисы докладов научно-практической конференции. — М.: ротапринт МГУКИ, 1999: —
  138. Лапин В^П. Экология культуры и фольклор/ В. П. Лапин // Традиционные и новые обряды народов СССР и их отражение в музеях под открытым небом. Архангельск.: б.и., 1989.- С.З.
  139. Лотман Ю-М- Язык театра/ЮШ1Лотман//Об искусстве.— СПб-: Искусство-СПб, 1998. С. 603 — 608:185: Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира"/ О. В. Лысикова. 2-е изд. — М: Флинта: Наука, 2004- - 128 с.
  140. Максимов В- Философия театра Николая- Евреинова/ В. Максимов// Евреинов H.H. Демон театральности/ Н. Н. Евреинов. М-СПб.: Летний сад, 2002i.-C.5−28-
  141. Маркарян, Э: С. Узловые проблемы теории культурной традиции. / Э.С.Маркарян// Советская Этнография- 1981. -N2. — С. 78 -96. .
  142. П.А. О театре. В 4-х т. Дневник театрального критика 1920 -1929:/ ПА.Марков. — М.: Искусство, 1976: — Т.З. — 383с:
  143. С.Т. Семиотика культуры и искусства: опыт энциклопедического словаря: в 2 ч./ С. Т. Махлина. — СПб.: СПбГУКИ, 2000. -552с.
  144. Махлина С. Т. Семиотический аспект музейной экспозиции/ С. Т. Махлина // Музей в современной культуре: сб.науч. трудов СПбГАК. -СПб.: СПбГАК, 1997.- т.147.- с.109−119.
  145. Е.Б., Юхневич М. Ю. Интерактивность в пространстве музея / Е. Б. Медведева, М. Ю .Юхневич // Музей и общество: проблемы взаимодействия / Сост. И. М. Коссова. М.: АПРИКТ МК РФ, 2001. -С. 12−21
  146. Е.И. Опыт работы фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета/ Е.И. Мельник// Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: НИИ культуры, 1990. — Вып.1.- С.228−234
  147. Метелица Н. И1 Театральная выставка музейное зрелище/ Н.И.Метелица// «Museum» (Юнеско). — 1989. — № 4(162).- С.66−74.
  148. Мир музея, журнал. М.: 2004. — № 5.
  149. П.О. Народная драма// История русского театра- * п/ред. Каллаша В., Эфроса Н.-М., 1914. т.1.- С. 123.
  150. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности / Сб. научных трудов НИИ культуры- отв. ред.В. Ю. Дукельский. М.: 1988. — 218 с.
  151. Музей и зритель. Сборник статей. — Архангельск.: изд. Архангельского обл. музея изобраз. искусств, 1990. 89с.
  152. Музей и нематериальное культурное наследие. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Составитель И. М. Коссова. АПРИКТ. М.: Издательство «ИКАР», 2005. -Вып.6. — 196 с.
  153. Музей и общество на пороге XXI века: материалы Всерос. науч. конф, посвящ. 120-летию Омского гос. историко-краеведческого музея/ отв. ред. П. П. Вибе. Омск: изд-во ОГИК музея, 1998. — 237 с.
  154. Музей. Традиции. Этничность. XX—XXI вв. Материалы Международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. — Санкт-Петербург- Кишинев.: Nestor-Historia. -2002. 414 с.
  155. Музейное дело: Музей культура — общество / сб. науч. тр.- сост. М. Б. Гнедовский, О. Л. Климашевская. — М.: Изд-во Музея революции, 1992. — Вып. 21.- 288 с.
  156. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всерос. науч. конф. 18−20 марта 2002 / отв. ред. Э. И. Черняк. -Томск.: Изд-во ТГУ, 2002. 420 с.
  157. Муратов М.В.О работе с посетителями / М. В. Муратов // Краеведение. -М.: Главнаука, 1926. т.З. — № 4. — С.425 — 439.
  158. . Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности /Н.В. Нагорский. СПб.: Гос. музей-заповедник «Царское Село», 1998.-258 с.
  159. Нагорский Н. В: Музей в духовной жизни общества/ Н. В. Нагорский. — СПб.: Иван Фёдоров, 2004. 427с.
  160. Народная* культура в современных условиях: Учеб. пособие / отв. ред. Н. Г. Михайлова. -М: МК РФ- Рос. ин-т культурологии, 2000. 219 с.
  161. Народный театр. Сборник статей, п/ ред. Гусева-В. Е. Л.: ЛГИТМиК, 1974.-183 с.
  162. .Н. Содружество музея и театра / Б. Н. Негорюхин // «Museum» (Юнеско). 1989. — № 162. — С.75−80.
  163. С.Ю. Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты. Электронный ресурс. / С. Ю. Неклюдов. Электрон. дан.(1 файл). — Режим доступа: http://vmw.ruthenia.ru/folklore/neckludovl5.htm. -Заглавие с экрана.
  164. С.Ю. После фольклора / С. Ю ¡-Неклюдов // Живая старина. — 1995. -№i. С.2−4.
  165. Некрылова А. Ф: Дмитрий Михайлович Балашов. Взгляд на фольклорный театр Электронный ресурс. /А.Ф. Некрылова. Электрон, дан. (1 файл). — Электр, журнал «Русская земля». — Режим доступа: http://rusland.spb.ru/sl 8 3a.htm. — Заглавие с экрана.
  166. М.Л. Создание контекста: проблема, стоящая перед индийскими музеями / М. Л. Ниган // «Museum"(K)HecKo). 1995. — № 185. — С.21 — 24.
  167. Н.А. Музейные средства: знаки и символы /НА. Никишин // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб: науч. трудов. М.: Рос. ин-т культурологии, 1997.-С.37- 54
  168. H.A. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности /Н.А.Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научных трудов. М.: НИИ культуры, 1989. — С.7 — 15.
  169. Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф: Ницше. — СПб.: «Азбука-классика», 2005.- 151 с.
  170. Панфилов В. В'. По старому русскому обычаю: Сб. обрядовых представлений и праздников./ В'.В.Панфилов. М.: РИГ, 1997. — 208 с.
  171. JI.B. Коммуникации в культуре. Процессы и явления / Л. В. Петров. СПб.: Нестор, 2005. — 200 с.
  172. З.Г. Пинежская свадьба /З.Г.Пашкова. — Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. 104 е., ил., нот.
  173. А. И. Античный театр: Театр Древней Греции и -Рима / А. И. Пиотровский // Очерки по истории европейского театра / п/ред. А. А. Гвоздева и А. А. Смирнова. — Пг.: Academia, 1923. — С.7- 54.
  174. Д. Роль музея как средства коммуникации / Джеймс Портер // «Museum» (Юнеско). 1983. -№ 138 (т.ХХХУ,№ 2). — С. 10
  175. Г. Г. Теория коммуникации Электронный ресурс. / Г. Г. Почепцов. Электрон, дан. (1 файл). — Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/communications/pocheptsov/084.htm. — Загл. с экрана.
  176. В.Я. Поэтика <фолыслора> / В. Я. Пропп //Собрание трудов. -М.: изд-во «Лабиринт», 1998. 352 с.
  177. Протоколы заседаний культурно-просветительных комиссий Русского музея, протоколы общественного просмотра новых постановок Экспериментального (Этнографического) театра, доклады о его творческом пути. //Архив ГРМ, Оп.6, ед.хр. 904- 905. 28л.
  178. Протоколы заседаний комиссий Этнографического отдела Русского музея, письма в Наркомпрос РСФСР, резолюции совещаний, обсуждений проектов пятилетнего плана, положения об этнографическом театре // Архив РЭМ, Ф.2, оп.1, д. 299. 42л.
  179. .Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора/ Б.Н.Путилов// Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. — С. 12 — 21.
  180. .Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов //Фольклор и народная культура- In memoriam. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 464 с.
  181. C.B. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель / С. В. Пшеничная. СПб.: Дрофа, 1999.-169 с.
  182. C.B. Музей как информационно-коммуникативная система: автореф. дис.. канд. культурол. наук: 24.00.03 /C.B. Пшеничная- СПБГУКИ.- СПб., 1999.- 17с.
  183. Рабочий и театр, журнал. Л.: ЛГСПС, 1932. — № 6.
  184. Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств/ Я. В. Ратнер. -М.: Искусство, 1979. 135 с.
  185. Решетников Н. Н. Музееведение. /H.H. Решетников. М.: МГУКИ, 2000. -179 с.
  186. П. Время и пространство в музее / П. Розенберг // «Museum» (Юнеско).- 1995.-№ 185.- С. 6 8.
  187. Е.А. Искусство экспозиции /Е.А. Розенблюм // Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. тр. М.: ЦМР СССР, 1983.-С. 23- 29.
  188. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. Изд.2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 224 с.
  189. Российский этнографический музей: 1902−2002 (издание к 100-летию музея). — СПб.: изд-во Славия, 2001.- 279 с.
  190. .М. О психологии импровизации / Б. М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. — С.45 — 57.
  191. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / Вступ. статья, сост., коммент. П.А.Вульфиуса- Предисл.Е.М.Орловой- Общ.ред.О. И. Соколовой. -М.: Музыка, 1979. 367с., нот.
  192. Русская свадьба: В 2-х т. Т.1.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2000: — 512 с.
  193. Русская свадьба: В 2-х т. Т.2.— М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2001. 504 с.
  194. Русский фольклор. Библиографический указатель-1800 1855. сост. Т. Г. Иванова. — СПб.: Дм. Буланин, 1996.-263 с.
  195. В.В. Уровни культуры и культурности /В.В.Селиванов // Теория культуры: Учебное пособие под ред. С. Н. Иконниковой и
  196. B.П.Большакова. Гл. 3.3.3 СПб.: Питер, 2008. — С. 95 — 101.
  197. A.C. Театральность поведения русского человека XVIII столетия / А. С. Сергеева // Театр, живопись, кино, музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. — М.: ГИТИС, 2004. — Вып.1. —1. C.378 392.
  198. Т.П. Семиотическая.структура музейной экспозиции: цикл и цикличность: дис. канд. культурол. наук: 24.00.04' / Г. П.Сергеева- СПбГУКИ. СПб, 2001. — 175с. -Библиогр.: с. 148 — 175.
  199. Современность и фольклор. Сб. статей /сост.В. Е. Гусев. — М.: Музыка, 1977.-349 с.
  200. К.Б. «Дикая» глобализация и традиционные культуры / К. Б. Соколов // Традиционная культура. — 2005. — № 18. С. 70 — 79.
  201. A.B. Структура социальной памяти общества Электронный ресурс. / А. В. Соколов. — Электрон, дан. (1 файл). СПб.: С.- Петерб. отд-ние ин-та «Открытое о-во», 2001. — Режим доступа: http://www.auditorium.ru/aud/lib/. — Загл. с экрана.
  202. И. Крестьянский театр / И.Соколов. — Русская жизнь. 1895. — № 8,22 января.
  203. JI.A. Поэтика славянского театра XVII—XVIII вв.. / Л. А. Софронова.-М.: Наука, 1981.-С.78- 123
  204. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. / Отв. ред. A.A. Банин. М.: НИИ культуры, 1990. — Вып. 1. — 256 е.: нот.
  205. Старинный спектакль в России. Сборник статей. — Л.: Academia, 1928. -387с.
  206. Старинный театр в Европе. Исторические очерки Алексея Веселовского. -М.: б. и., 1870. 410 с.
  207. Э.А. Старинный театр / Э. А. Старк. — СПб.: изд. Н. Бутковской, 1911.-48 с.
  208. .А. Музейная педагогика. История, теория, практика./ Б. А. Столяров. М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.
  209. Р. Музей и коммуникация / Р. Стронг //"Museum» (Юнеско). -1983.-№ 138.- С.3−9.
  210. Судьбы традиционной культуры. Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб.: изд. «Дм. Буланин», 1998. — 364 с.
  211. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. М.: 1976.- 216с.
  212. Тан А. Русская свадьба ритуал и спектакль /А.Тан // Декоративное искусство СССР. — 1985.- № 7.- С.32- 37.
  213. Театр между прошлым и будущим. Сборник научных трудов. М.: ГИТИС, 1989.- С. 203 — 213.
  214. Театральность: заочный круглый стол, посвященный проблеме театральности // Театр. 1989. — № 3 — С. 97 — 113- № 4 — С. 97 — 108.
  215. A.B. Быт русского народа. А. В. Терещенко. М.: Русская книга, 1999. — Ч. II, III. — 312 с.
  216. Теория культуры: Учебное пособие под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  217. Н. Образовательное значение народного театра / Н. Тимковский//Образование. 1896-— № 2.— С. 59.
  218. Н.И. К реконструкции семантики и функции некоторых славянских изобразительных и словесных символов и мотивов/ Н. И. Толстой // Фольклор и этнография. — С.47 — 61.
  219. Торопова А. В: К вопросу о жанровой классификации свадебного фольклора /А.В.Торопова // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. — С. 155 — 161.
  220. Д. М. Обряды: за и против./Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1975. — 175 с.
  221. A.C. Скоморохи на Руси / А. С. Фаминцын. СПб.: Алетейя, 1995. —537 с.
  222. Федоров Н. Ф- Сочинения. / Н. Ф. Федоров. М.: Мысль, 1982.-711с.
  223. А.Я. Культурология для культурологов/ А. Я. Флиер. — М.: Академический проект, 2002. — 492 с.
  224. Флоренский П: Храмовое действо как синтез искусств. /П.А.Флоренский // Вопросы религиозного самопознания. М.: ООО' «Издательство ACT», 2004. — 235 с.
  225. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М.: Наука, 1991, с. 143−148.
  226. Фольклор и художественная самодеятельность./ отв. ред. Н. В. Новиков. Ленинград.: Наука, 1968- 232с.
  227. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли./ Фольклор и фольклоризм. Сб. науч. трудов- сост. и ред. В. А. Лапин. — Л.: ЛГИТМиК, 1989. Вып.П. — 264 с
  228. Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Сб. науч. трудов- отв. ред. В. Н. Путилов. — Л.: Наука, 1990. — 231 с.
  229. Фольклорный театр/ сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной. — М.: Современник, 1988. 476 с.
  230. К. О будущем музеев / К. Хадсон // Мир музея. 1996. -№ 5(151).-С.22−24.
  231. Хайдеггер М. Время и бытие / М.Хайдеггер. — М.: Республика, 1993. -447 с.
  232. Т. Музей как просветительское учреждение / Т. X. Хансен // «Museum» (Юнеско). 1984. — № 144. — C. Ar- 11. о о
  233. Хейзинга И. Homo ludens (Человек играющий) / И. Хейзинга- пер. нидерланд. Д.Сильвестрова. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007.-384 с.
  234. Е. Зрелища и зрители: У истоков истории русской театральной публики./ Е. Холодов // Проблемы социологии театра: Сборник статей- ред. и сост. Н. Хренов. — М.: 1974. С.260- 282.
  235. H.A. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов. — М.: Едиториал УРСС, 2002. С.342- 361.
  236. Хренов Н. А. Русский Протей / Н. А. Хренов. СПб.: Алетейя, 2007. — 400 с. 303 .Хренов H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов. М.: Наука, 1981. — 289 с.
  237. H.A. «Человек играющий» в русской культуре / Н. А. Хренов. — СПб.: Алетейя, 2005. 604 с.
  238. С.Л. Театр. Театральность. Время /С.Л.Цимбал. — Л.: Искусство, 1977. 263 с.
  239. ЗОб.Чернявская Ю. Народная культурами национальные традиции Электронный ресурс. / Ю. В. Чернявская // Библиотека Гумер. — Электрон, дан. (1 файл). Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Chern/index.php — Загл. с: экрана.
  240. JI.M. Основы музейного дела. Теория и практика / Л. М. Шляхтина. — М.: Высшая школа, 2005. — 182 с.
  241. Л.М. Музей в современном мире: новые подходы к музейной работе / Л. М. Шляхтина // Музей в современной культуре: сб. научных трудов СПбГАК. СПб.: СПбГАК, 1997. — т. 147. — С.233- 238.
  242. Т. Социокультурный диалог как условие актуализации развивающей функции музея игрушки Электронный ресурс. / Т.Шумунова. Электрон, дан. (1 файл). — Режим доступа: http. V/www.rl-online.m/articles/rl 01 99/508.html. — Загл. с экрана.
  243. Д. У истоков / Д. Щеглов. Сб. статей. — М.: ВТО, 1960. -С.128 — 131.
  244. И.Л. Народ и театр. Очерки исследования современного народного театра / И. Л. Щеглов (Леонтьев). — Пг.: б.и., 1918. 413 с.
  245. И.А. Музей: метаморфозы театральности / И. А. Щепеткова. СПб.: «Знак», 2005. — 190 с.
  246. И.А. Музей и театр — аспекты взаимодействия / И.А.Щепеткова' // Российская культура глазами молодых учёных: сб. трудов молодых учёных. СПб.: СПбГУКИ, 2002. — вып. 12. — С.255−263
  247. М. Священное и мирское Электронный ресурс. / М.Элиаде. -- Электрон. дан. (1 файл). Режим доступа: http://svonz.lenin.ru/books/Eliade-Heilige.html. — Загл. с экрана.
  248. Т.Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. М.: Академический проект, 2003. — 560 с.
  249. Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева. М.: Русское слово, 2003. — 535 с.
  250. Язык фольклора: хрестоматия /сост.А. Т. Хроленко. — 2-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. 224 с.
  251. Andersen F., Hansen Т.Н. The educational use of museums, the natural environment and «reality» // Museums and education. Copenhagen, 1982.
  252. Destre-Homans T. Team at Work enlives the museum: a didactic space for wooden altar pieces // Icom Education. 1981. № 9. P. 17.
  253. Gee M. Cultural arrangements in Museums // Museums and education. Copenhagen, 1982. P.31 -36.
  254. Staak M. Theatre and museums // Museums and education. Copenhagen, 1982. P.47 — 48.* *
Заполнить форму текущей работой