Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, музыкальная жизнь того или иного региона неразрывно связана с его историей, равно как и с историей всей страны. В тех или иных формах жизнь профессиональной музыкальной культуры существовала на протяжении многих столетий. Однако чем дальше в глубь веков мы удаляемся, тем меньшей информацией располагаем. О профессиональной музыкальной жизни русского средневековья известно очень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI-XVII вв.)
    • 1. 1. Певчие дьяки тверского Владычнего двора и тверских монастырей
    • 1. 2. Опекаловский распев — шедевр древнерусского певческого искусства, бытовавший на тверской земле
      • 1. 2. 1. Опекаловский распев и Старицкий Опекалов монастырь
      • 1. 2. 2. Именование опекаловского распева
      • 1. 2. 3. Характеристика песнопений опекаловского свода и некоторые особенности их бытования
  • Глава 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТВЕРИ И ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII—XIX вв.
    • 2. 1. Архиерейский иминарский хоры — центральный очаг тверской музыкальной жизни
    • 2. 2. Светская музыкальная жизнь: лон вел. кн. Екатерины Павловны в Императорском дворце
    • 2. 3. Тверские оркестровые и хоровые коллективы
    • 2. 4. Музыкальные общества Твери и Тверской губернии
  • Глава 3. ПЕРСОНАЛИИ ТВЕРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
    • 3. 1. 1. Тверскиеязи Роберта и Клары Шуман
    • 3. 2. 1. Кашинский помещик H.H. Лодыженский и балакиревский кружок
    • 3. 2. 2. Тверские материалы к биографии H.H. Лодыжепского
    • 3. 2. 3. Романсы H.H. Лодыженского 89 3.3.1 Тверской период жизни A.B. Александрова

Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Настоящая диссертационная работа задумана как музыкально-краеведческое исследование широкого временного диапазона, который охватывает три столетияот второй половины XVI века до 1917 года. В работе исследуются те события музыкальной жизни, которые принято связывать с профессиональной музыкальной культурой.

В ней рассматриваются вполне сложившиеся, традиционные формы музыкальной жизни. Соответствующие разделы диссертации посвящены истории существования тверских оркестровых и хоровых коллективов, музыкальным обществам Твери и губернии, а также аристократическому светскому салону изящных искусств, функционировавшему здесь в Императорском дворце.

Мы, безусловно, отдаем отчет в том, что процесс музыкальной жизни во всех крупных провинциальных городах России наладился, окреп и сформировал устойчивые формы бытования лишь на протяжении XIX века. Тем не менее, считаем необходимым исследовать и такое значительное явление монастырской музыкальной культуры как опекаловский распев, бытовавший на территории Старицкого княжества во второй половине XVI века. В ходе его изучения нам удалось собрать уникальный материал о профессиональных музыкантах-распевщиках Тверского региона периода позднего средневековья.

В работе усилен краеведческий аспект, иными словами, при исследовании каждого избранного явления мы, прежде всего, стремились выявить его отношение к Тверскому региону.

Имеющаяся литература по тверской музыкально-краеведческой теме крайне скудна и насчитывает лишь несколько названий. При общей благоприятной ситуации, сложившейся в сфере местного краеведения, область профессиональной музыкальной культуры оказалась не изученной.

Даже в большом энциклопедическом справочнике «Тверская область» 1, который начал готовиться с 1982 года и, по словам составителей, является универсальным, в большом вступлении под названием «Общие сведения» не нашлось места статье, посвященной музыкальной жизни города и области. Тем большее недо.

1 Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1994. умение вызывает наличие пространных разделов вступления, под названиями «Художественная жизнь», «Литературная жизнь», «Театральная жизнь». Создается впечатление, что музыкальной жизни в Твери и области будто и не существовало, хотя в справочнике довольно много отдельных статей, посвященных музыкальным персоналиям и музыкально-образовательным учреждениям.

Отдельные попытки каким-либо образом осветить музыкальную жизнь Твери ограничивались уровнем монографического справочника. И хотя сборник очерков Виктора Шикова представляет блестящую плеяду музыкантов разных времен, всех их объединяет лишь факт рождения на тверской земле. Творческая жизнь и деятельность почти всех музыкантов (сборник содержит 33 монографических очерка) протекала за пределами Тверского региона — в иных городах и весях России.

В отличие от исследовательской позиции В. Шикова нас интересовал прежде всего непосредственный вклад каждого заметного музыканта в процесс тверской музыкальной жизни, его деятельность и влияние в этой сфере, пусть этот музыкант и не являлся уроженцем Тверского края. Таким образом в поле нашего внимания находилось само «древо музыкальной жизни» тверской земли.

Появившееся почти десять лет назад учебное пособие по краеведению Л.А. Тарасовой3 является по преимуществу обзорным, к тому же оно педалирует область музыкального фольклора в Тверском регионе. Профессиональная музыкальная жизнь Твери и губернии до 1917 г. в нем представлена достаточно схематично и освещает уже известные факты.

Другое учебное пособие Е. А. Романюк «Хоровая культура Тверского края» 4, на наш взгляд, является обширным сборником информации по избранной теме. Автор классифицирует имеющиеся в его распоряжении факты с акцентом на системе музыкального обучения в России как до 1917 г., так и в последующий период. Однако, за пределами авторского внимания осталась сама музыкально-хоровая жизнь Тверского края как отдельный феномен, с ее проблемами, особенностями и системой внутренних взаимоотношений.

2 Шиков Виктор. Музыканты Верхневолжья. — М.: Московский рабочий, 1984.

3 Тарасова Л. А. Музыкальная культура Тверского края. Учеб. пособие. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1997.

4 Романюк Е. А. Хоровая культура Тверского края. Учеб. пособие. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003.

В 2005 г. вышел в свет справочник A.A. Мосягиной «Современные композиторы Верхневолжья» 5. Небольшой по объему, но содержательный сборник представляет читателю 17 тверских композиторов — профессионалов и любителей. Каждая биографическая справка снабжена списком сочинений — опубликованных и рукописных, а справочник в целом является ценным источником информации о персоналиях музыкальной жизни Тверского региона на сегодняшний день.

Наконец, существенным информационным источником для нас явилась небольшая, но чрезвычайно емкая статья Н. Ю. Плотниковой, опубликованная в журнале «Встреча» 6. Статья содержит краткий обзор нотных рукописей Тверского областного архива (ГATO), включая крюковые. Автор просматривает и комментирует отдельные рукописные экземпляры, намечая контуры развития церковной музыки в Твери.

Музыкальная жизнь Твери в свой период расцвета, т. е. со второй половины XIX в., была богатой и насыщенной разнообразными музыкальными событиями. Прежде всего, это объясняется выгодным географическим местоположением Твери: город находился на середине пути между Петербургом и Москвой, и многие концерты здесь проходили уже хотя бы потому, что путь до Твери и обратно был недолог как из Москвы, так и Петербургаа, кроме того, концерт в Твери можно было дать и проездом. Таким образом, здесь выступали Ф. П. Комиссаржевский (1876) и Е. А. Лавровская (1881), JI.B. Собинов и Ф. И. Шаляпин (оба в 1901 г.), H.H. Фигнер (1901) и В.Н. Петрова-Званцева (1902).

В Тверь дважды приезжали с концертами певица Д. М. Леонова и М. П. Мусоргский (в 1879 и 1880 гг.) — Великорусский оркестр п/у В. В. Андреева (1908 г.) — оркестр п/у С. А. Кусевицкого (1912 и 1914 гг.) — хоровая капелла Д.А. Агренева-Славянского. Почти все перечисленные музыканты (за исключением Мусоргского) были тверскими уроженцами и снискали особый успех у местной публики. Заслуживает упоминания и приезд в Тверь А. Н. Скрябина с оркестром С. А. Кусевицкого в 1910 г., когда в зале Дворянского собрания состоялось авторское исполнение фортепианного концерта.

Тем не менее, факты концертных выступлений в Твери заезжих гастролеров-музыкантов не находились в поле нашего внимания. Вне рамок данной работы.

5 МосягинаАЛ. Современные композиторы Верхневолжья. — Тверь, 2005. — 48 е., илл.

6 Плотникова Н. Пение яко цветы духовные принесем // Встреча. — 1998. № 9. С. 25−26. находится также система музыкального образования в Тверском регионе, так как эта тема требует отдельного, методико-образовательного исследования.

Актуальность темы

История музыкальной жизни Твери и губернии изобилует лакунами. Как представляется, основная причина этого явления заключается в некотором пренебрежении исследователями-музыковедами аспектами краеведения, а краеведами — музыковедением. Особенно не исследованной оказалась та сфера тверской жизни, которая относится к профессиональной музыкальной культуре и отдаленному от нас досоветскому периоду, то есть до 1917 года.

Поэтому выбранная тема представляется актуальной. Она позволяет оценить тот существенный вклад в общероссийскую музыкальную культуру, который внесла тверская провинция.

Цель и задачи исследования

Основная цель работы — музыкально-историческое исследование творческой жизни Тверского края, позволяющее воссоздать как можно более полно картину его музыкальной жизни. В соответствии с основной целью в диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:

1) определить формы музыкальной жизни;

2) установить хронологию их существования;

3) изучить исторические, общекультурные и социально-политические причины возникновения или угасания некоторых явлений музыкальной жизни, а также особенности их бытования;

4) выявить особенности становления профессиональных музыкальных традиций.

Объектом нашего исследования стали те явления, которые можно назвать моделью при характеристике самых разных граней музыкальной жизни Твери и края: свод трех молитвенных песнопений знаменного распева под ремаркой «опекалов» — события местной музыкальной жизни — визит Роберта и Клары Шуман в Тверскую губерниювзаимоотношения тверского помещика Н. Н. Лодыженского с балакиревским кружкомтверской период жизни видного советского композитора A.B. Александрова,.

— а также факты существования местных оркестровых и хоровых коллективов и музыкальных обществ.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней. собран воедино, изучен и представлен к защите материал, характеризующий музыкальную жизнь Твери и губернии. В отдельных случаях таковой материал найден диссертантом и впервые введен в научный и педагогический обиход.

Источниковедческой базой послужили многочисленные архивные данные, большой пласт специальной музыковедческой литературы, а также диссертации, авторефераты, материалы местной и отчасти центральной периодики. Широко привлечены труды по истории развития знаменного распева в древнерусской певческой культуре.

В поисках песнопений опекаловского распева нами были изучены многочисленные списки древнерусских певческих рукописей. Это собрания РГАДА (Российского государственного архива древних актов), РГБ (Российской государственной библиотеки), ГИМ (Государственного исторического музея) в Москве, а также рукописные коллекции РНБ (Российской национальной библиотеки), ИИМК (Института истории материальной культуры), БАН (Библиотека Академии наук) в Петербурге. Интересные материалы удалось обнаружить в ГАТО (Государственном архиве Тверской области).

С целью обнаружения материала об Опекаловом Вознесенском монастыре была предпринята экспедиционная поездка в село Денежное Старицкого района Тверской области и там опрошены местные старожилы, осмотрена местность.

В поисках сведений о музыкальной жизни Твери была тщательно просмотрена тверская периодика, начиная с 1839 года — начала выхода в свет газеты «Тверские губернские ведомости». Помимо нее использованы данные газет «Тверской вестник», «Новая тверская газета», «Тверской листок», «Тверская речь», «Тверская газета», «Тверская жизнь», хранящиеся в газетном фонде РНБ в Петербурге. Найдены упоминания о тверских музыкальных событиях в периодических изданиях Москвы и Петербурга (журнал «Москвитянин», газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости»).

Сбор данных о тверской музыкальной жизни осуществлялся также в библиотечных фондах ТОУНБ (Тверской областной универсальной научной библиотеки) имени A.M. Горького, научной библиотеки ТвГУ (Тверского государственного университета), а также в фондах РГБ (Российской государственной библиотеки) в Москве, РНБ (Российской национальной библиотеки), РГИИИ (Российского государственного института истории искусств) в Петербургев фондах библиотек Московской и Петербургской консерваторий.

Отыскание архивных данных о визите четы Шуманов в Тверь протекал большей частью в ГАТО, где посчастливилось найти ранее неизвестные сведения о родственниках Роберта Шумана в Твери. Была предпринята экспедиционная поездка в деревню Сосновицы Лихославльского района Тверской области, где находилось имение дяди Роберта Шумана — Карла Шнабеля, и где побывала супружеская чета именитых музыкантов. Фотографии, сделанные диссертантом во время поездки, помещены в Прилоэюении к диссертации.

Новые и интересные материалы о H.H. Лодыженском удалось обнаружить в кабинете рукописей РГИИИ (СПб), РГАЛИ (Российского государственного архива литературы и искусства — Москва), ИРЛИ (Института русской литературы), РГИА (Российского государственного исторического архива) и ЦГИА (Центрального государственного исторического архива) — все в Петербурге, а также в ГАТО.

Из собрания РГИИИ была взята рукописная копия последнего вокального цикла Н. Лодыженского «Реквием любви», выполненная В. Г. Каратыгиным. Фотографии Н. Лодыженского, ранее нигде не публиковавшиеся, помещены в Приложении к диссертации.

Сбор сведений о тверском периоде жизни A.B. Александрова проходил в фондах ГЦММК (Государственного центрального музея музыкальной культуры) имени Глинки в Москве, где хранится архив A.B. Александрова.

Методологическую основу диссертационного исследования составили труды российских ученых по истории музыки — В. В. Стасова (см. Список использованной литературы — № 90), В. Г. Каратыгина (№№ 31, 32), Д. В. Житомирского (№ 22), A.C. Розанова (№ 50), А. Н. Сохора (№ 87), М. А. Сапонова (№ 82), И. А. Чудиновой (№ 130) — по истории древнерусской певческой культуры — Н. Ф. Финдейзена (№ 125), Н. Д. Успенского (№№ 123, 124), Н. П. Парфентьева (№№ 58, 59), И. Ф. Безугловой (№ 8), Г. А. Пожидаевой (№№ 67, 69) — по музыкальному краеведению — В. И. Шикова (№ 131), Л. А. Тарасовой (№ 93), Н. Ю. Плотниковой (№№ 63,64,65,66).

В данной диссертации использован комплексный метод исследования, сочетающий музыковедческий, исторический, источниковедческий подходы.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы определяется вкладом в сферу музыкознания, музыкального краеведения, а также в область истории древнерусского певческого искусства.

Практическая значимость исследования связана с использованием его результатов: при разработке курсов лекций по истории музыкальной культуры Тверского регионав работе краеведческих центров и лабораторий, функционирующих в.

Тверском государственном университете, в педагогическом колледже Тверив работе областного клуба краеведовв музыкально-исторических исследованиях провинциальной культурыв деятельности регионального отделения Всероссийского музыкального общества (ТМО ВМО).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловливается опорой на многочисленные и разнообразные архивные материалы и документы.

Апробация результатов исследования проводилась в форме докладов: на конференции, посвященной 160-летию H.A. Римского-Корсакова и проводившейся в Петербургской консерватории в марте 2004 г.- на конференции, посвященной 135-летию со дня основания Тверской женской учительской школы П. П. Максимовича и проводившейся в декабре 2005 г. в Научной библиотеке Тверского гос. университетана областной научной конференции «К 700-летию принятия титула 'Великий князь всея Руси': роль Тверского княжества и Михаила Ярославича Тверского в становлении Российской государственности» и проводившейся в декабре 2005 г. под патронажем губернаторана музыкально-краеведческих чтениях в ТОУНБ (Тверской областной универсальной научной библиотеке) имени A.M. Горького в ноябре 2003 г. и в декабре 2005 г.- на курсах повышения квалификации педагогов ДМШ и ДШИ Тверской области в ноябре 2004 г., а также в виде публикаций в местной периодике.

По теме диссертации опубликовано 5 статей общим объемом 3,5 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех Глав и Заключения. Исследование завершают: Список основной использованной литературы, включающий 133 наименования, Список архивных источников, в котором перечислены используемые архивные фонды (указания на архивные документы фигурируют в постраничных сносках), и Приложения, в которых размещены копии архивных документов, фотографии и сканированные изображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С.

В настоящей работе предпринята попытка реконструировать картину музыкальной жизни Твери и губернии до 1917 года и охарактеризовать ее важнейшие явления. Исследовательское внимание сосредоточено на фактах, которые принято связывать с профессиональной музыкальной культурой: событиях местной музыкальной жизни, функционировании тверских оркестровых и хоровых коллективов, исполняющих профессиональную музыку, а также на работе местных музыкальных обществ.

Нами также исследовано творчество видных музыкантов и результаты трудов крупных деятелей музыкальной культуры на тверской земле. В отличие от предыдущих статей и работ на тему тверского музыкального краеведения в данной диссертации сделан акцент на тех личностях, которые внесли непосредственный вклад в процесс музыкальной жизни Тверского региона (как, например, A.B. Александров), а не только связаны с Тверским краем фактом своего рождения.

Как известно, музыкальная жизнь того или иного региона неразрывно связана с его историей, равно как и с историей всей страны. В тех или иных формах жизнь профессиональной музыкальной культуры существовала на протяжении многих столетий. Однако чем дальше в глубь веков мы удаляемся, тем меньшей информацией располагаем. О профессиональной музыкальной жизни русского средневековья известно очень немногое. В ранний период русского музыкального средневековья музыкальная жизнь Тверского края органически связана с культурным развитием Северо-Восточной Руси. Тверь ранее Москвы выступила в роли культурного центра, что соответствовало политическим устремлениям Тверского княжества во главе с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским (12 711 318). Определяющим в духовной жизни этого времени был призыв к единству русских земель, утверждение необходимости единодержавной власти, а также особого положения Твери в качестве преемницы Владимира и Киева. Все творческие силы группировались вокруг княжеского двора и епископской кафедры.

Уже во второй половине XIII века в Твери возобновилось общерусское летописание, возводились каменные постройки Успенского собора Отроча монастыря (1269) и Спасо-Преображенского собора (1285−92). Среди рукописных памятников — тверской список «Хроники Амартола». Как одного из авторов миниатюр «Хроники» известно имя Прокопия — тверского художника начала XIV века.

К сожалению, несколько опустошительных пожаров в 1537,1611,1616 годах уничтожили Владычный двор в Твери и всю его документацию. В силу этого мы сейчас лишены возможности в достаточно полной мере реконструировать музыкальную жизнь тверского архиерейского двора эпохи средневековья, изучить факты, свидетельствующие о функционировании монастырского клира в его пределах. Нам удалось собрать лишь некоторый материал, который представляет тверских музыкантов-распевщиков — певчих дьяков Тверского Владычнего двора.

Краеведческий аспект наших изысканий, касающийся средневекового музыкального периода Древней Руси, позволил установить имя доселе безымянного «диакона из Твери» — по свидетельству Федора Крестьянина, распевшего евангельские стихиры. Им оказался певчий дьяк Никита Шило, служивший у тверского епископа Акакия (1522−1567). Никита Шило жил в первой половине XVI столетия и воспитал пятерых сыновей, один из которых, Григорий Шилов, достиг больших высот певческого мастерства. Он служил государевым певчим дьяком при дворе Ивана Грозного и был знаком с авторитетным Федором Крестьянином, осуществившим распев евангельских стихир в стиле Большого распева во второй половине XVI столетия. Именно от Григория Шилова Федор Крестьянин мог узнать о «зело мудром и благоговейном» тверском диаконе, распевщике евангельских стихир.

Погром Твери Иваном Грозным в 1569/70 году полностью уничтожил оппозиционные Москве тверские силы, политическую самостоятельность потеряли Ми-кулин и Старица. На некоторое время Тверь превратилась в разореное пепелище.

Поэтому представляется особенно важным — как пример, моделирующий музыкальную жизнь средневекового монастыря Тверского региона, взять свод молитвенных песнопений — в данном случае опекаловский распев, и провести исследование особенностей его бытования и именования. Нами установлено, что песнопения опекаловского свода бытовали (а возможно и возникли) на территории небольшого монастыря в Старицком уезде (ныне Старицкий район Тверской области) во второй половине XVI столетия.

Опекаловские песнопения по своей тематике и выразительности явственно перекликались с плащапицами, покровами и пеленами, которые создавались в это же время — в середине XVI века — в мастерской лицевого шитья кн. Ефросинии Старицкой (среди них в особенности выделяется плащаница «Положение во гроб» 1561 года).

Исследовательские поиски документов по истории Опекалово-Вознесенского монастыря в Старицком уделе помогли воссоздать картину монастырской жизни, в которой музыкальное звучание имело первостепенное значение. Ракурс краеведческого поиска выявил характерную особенность процесса церковной музыкальной жизни Древней Руси. Оказалось, что музыка в рамках церковной культуры охватывала весь регион средневекового Русского государства: певчие монастырского клира постоянно перемещались по стране, обогащая репертуар монастырских хоров привнесенными, а иногда и авторскими распевами-разводами. Таким образом, музыкальная жизнь древнерусского государства была неким единым организмом — в ней отсутствовали границы регионов, а влияния церковных певческих школ и мастеров распространялись по всей территории. Именно этим можно объяснить появление московского мастера-распевщика в монастыре, относящемся к Тверской епархии. Именно этим объясняется и бытование опекаловских песнопений в новгородском регионе древнерусского государства.

Предпринятые изыскания по поводу именования песнопений опекаловского распева и связанной с этим ремарки «опекалов» позволили нам определить точное время появления ремарки. Она была инициирована старцем Зосимой, бывшим игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, который возродил Опекалову обитель из полного запустения. Благодаря его усилиям, в селе Денежном — вотчине Опека-лова монастыря — была заново отстроена церковь во имя Вознесения Господня и налажена монастырская жизнь. Именно в это время, то есть в середине XVII столетия возникает третье песнопение из свода опекаловских — «Достойно есть», а весь свод трех песнопений получает ремарку «опекалов». Доказательством, что появление ремарки непосредственно связано со старцем Зосимой, служит тот факт, что до середины XVII века опекаловские песнопения бытовали без ремарки. Нами обнаружены певческие рукописи, у которых удалось установить точную дату их написания — годы, предшествующие никонианским преобразованиям. Поскольку рукописи содержат «Трисвятое» опекаловского распева без ремарки «опекалов», нами сделан вывод о бытовании песнопений задолго до середины XVII века, а именно она (середина столетия) ранее считалась среди исследователей временем возникновения опекаловского распева. Если предположить, что примерно лет двадцать требовалось на то, чтобы песнопения распространились по спискам и регионам России, следует сделать вывод, что они начали переписываться примерно с 20-х годов того же XVII столетия — времени оживления после разорительной и опустошительной Смуты. А, значит, возник распев еще раньше — в «досмутные» времена.

Краеведческая находка в рукописном фонде Тверского областного архива (ГATO) позволила установить, что песнопение «Херувимская опекаловского напева», до настоящего момента считавшееся утерянным, на самом деле является мифическим. Указание на «Херувимскую» появилось вследствие неточного описания рукописи Тверского музея и последующих ссылок исследователей на это ошибочное описание. В фонде ГАТО нами найдена певческая рукопись, полностью совпадающая с описанной. Однако, вышеупомянутая «Херувимская» там отсутствует. Ремарка «опекалов» значится над песнопением «Трисвятое», уже известное нам.

Важнейший исторический период развития Твери связан со временем правления императрицы Екатерины II (1762−1796), по приказу которой Тверь была заново отстроена после великого пожара 1763 г., фактически уничтожившего город.

При Екатерине II Тверь стала центром вновь учрежденного Тверского наместничества (1775), а с 1796 г. — столицей Тверской губернии.

Профессиональная музыкальная жизнь в России XVIII столетия связана с расцветом светской музыки, которая начала развиваться в связи с петровскими реформами. Однако Тверь в это время была небольшим купеческим городом с несколькими десятками тысячами населения, и о сколько-нибудь активной жизни здесь в рамках светской музыкальной культуры говорить не приходится.

Очагами тверской музыкальной жизни XVIII века безусловно являлись церковные хоры — архиерейский и семинарский (см. об этом параграф первый второй главы диссертации). Одновременно эти коллективы являлись и теми музыкально-образовательными структурами, которые обеспечивали небольшой, но вполне определенный уровень музыкальной грамотности хористов. Кроме того, церковные хоры, без сомнения, осуществляли благородную миссию музыкального просветительства, знакомя тверичей с лучшими образцами отечественного музыкального искусства.

Выгодное географическое положение Твери между Петербургом и Москвой сделало необходимым строительство Императорского Путевого дворца, где неоднократно останавливалась императрица Екатерина II. Именно в нем впоследствии поселилась вел. кн. и супруга тверского губернатора Екатерина Павловна (18 091 812). Она организовала во дворце светский салон изящных искусств, который собирал в Твери не только сановников, но и писателей, художников, музыкантов Москвы и Петербурга. Культурная жизнь в Твери во время пребывания там вел. кн. Екатерины Павловны заметно активизировалась, а Тверь превратилась в провинциальный центр изящных искусств (см. об этом второй параграф второй главы диссертации). Нами выявлено имя дотоле неизвестного музыканта, который находился на службе при дворе вел. кн. Екатерины Павловны. Это — итальянский клавирист по фамилии Лоди. К сожалению, нигде не фигурирует его имя — поэтому на роль Лоди претендуют трое музыкантов. Мы выбрали наиболее вероятную фигуру Людвига Йозефа Лоди — клавириста и композитора начала XIX века.

Традиционные формы бытования музыкальной жизни сложилась в Тверикак, впрочем, и в других губернских городах России — на протяжении XIX века. Именно об этом времени можно говорить как о периоде полноценного и разнообразного функционирования процесса. В третьем параграфе второй главы диссертации нами представлен материал о концертах оркестровых и хоровых коллективов Твери, в четвертом — освещена деятельность местных музыкальных обществ.

Интересный краеведческий материал по тверским оркестровым и хоровым коллективам собран на основе просмотра местных периодических изданий. Мы установили факты концертов популярных в Твери военных духовых оркестров — 8-го гренадерского Московского полка, Тверского драгунского полка и Тверского гарнизонного батальона. В середине XIX в. в г. Осташкове Тверской губернии был создан небольшой симфонический оркестр при общественном городском театре, который сопровождал спектакли, а также выступал с концертными программами в городском саду. Оркестр состоял из 20 профессионально обученных музыкантов, преимущественно осташей.

Среди многочисленных хоровых коллективов, существовавших в Твери на протяжении XIX в., наиболее заметным является хор В. И. Покровского, первоначально организованный в рамках музыкального отделения общества «Ладо» .

Думается, что именно возникновение музыкальных обществ в Твери на протяжении XIX столетия фиксировало всплески возросшей активности музыкальной жизни города. Музыкальные общества возникали в городе спорадически — в середине 60-х годов, в начале 80-х, наконец, на рубеже Х1Х-ХХ веков. Характерно, что эти вспышки активности вначале порождали объединительную тенденцию в любительские хоровые коллективы, а уже потом к хоровым концертным выступлениям примыкали другие местные, музыкально-исполнительские силы.

Третья глава целиком посвящена персоналиям тверской музыкальной жизни: приезду в Тверь супружеской четы Роберта и Клары Шуман, жизни и творчеству тверского помещика Николая Лодыженского, а также деятельности Александра Васильевича Александрова в Твери в начале XX века.

Нам удалось установить тверские адреса, где останавливались Роберт и Клара Шуман. Тверской дом дяди Роберта — Карла Готлиба Шнабеля, городского военного врача, уцелел до наших дней. В усадьбе Сосновицы Лихославльского района, также принадлежавшей дяде Шумана, сохранилась старинная липовая аллея и пруды — следы его усилий по благоустройству усадьбы. Таким образом, нам посчастливилось заполнить некоторые, несправедливо пустующие страницы музыкальной истории Верхневолжья.

В работе затронуто и такое явление, как музыкальная культура дворянско-помещичьей усадьбы. В качестве модели-иллюстрации, исследуется музыкальная жизнь и музицирование в семье кашинского помещика Николая Лодыженскоготалантливого музыканта-импровизатора, примыкавшего к балакиревскому кружку. В Тверской губернии на всем протяжении XIX столетия насчитывалось несколько таких усадеб с интенсивной внутренней музыкальной жизнью. Например, усадьбы Бакуниных и Трубниковых. Однако, на наш взгляд, это — тема отдельного музыковедческого исследования295.

Весьма малоизученным оказался тверской период жизни и творчества Александра Васильевича Александрова, особенно в сравнении с его последующей деятельностью на посту руководителя ансамбля Краснознаменной песни и пляски Советской Армии. Нами установлены факты его активной музыкально-просветительской работы в Твери в должности регента архиерейского хора, прокомментированы наиболее важные события, например, постановка A.B. Александровым оперы «Жизнь за царя» М. Глинки в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых.

Результаты данной исследовательской работы уже используются в Твери и области. Региональное отделение Всероссийского музыкального общества (ТМО ВМО) включило в свой план работы мероприятия памяти Роберта Шумана. На тверском доме, где останавливались знаменитые музыканты Роберт и Клара Шуман, предполагается установить мемориальную доску. К этому времени намечен и приезд директора Музея Шумана в Цвиккау г-на Томаса Зиновцика, который уже дал обещание помочь в организации выставки документов, посвященной чете выдающихся немецких музыкантов.

В селе Сосновицы, где проживал К. Шнабель и где побывали Роберт и Клара Шуман, в школьном музее сейчас организована экспозиция, посвященная пребыванию Шуманов на тверской земле — в дальнейшем необходимо ее дополнить и укрепить.

Таким образом, краеведческий аспект диссертации позволил заполнить некоторые существенные пробелы в истории тверской музыкальной жизни, дать ответ на многие, уже давно сформулированные вопросы в сфере музыкального краеведения. Однако, самым ценным, на наш взгляд, является тот факт, что результаты наших поисков могут быть использованы и уже используются местными исследователями, музыкантами и просто теми людьми, которые числят себя любителями академической музыки и составляют музыкальную среду российской провинции.

295 Тема усадебного музицирования легла в основу дипломной работы JI.B. Бойко (Турко-вой), которая была ею защищена в Академии музыки имени Гнесиных в 2000 году. В настоящее время находятся в печати две ее статьи, посвященные формам бытования музыки в тверских помещичьих усадьбах.

Представляется, что практический потенциал краеведческого исследования, в том числе нашего — о Твери и Тверской губернии — велик и имеет большое нравственное значение для самоосознания как краевой, так и всей национальной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агренев-Славянский К. Воспоминания о Кольцово // Труды Государственного Центрального музея музыкального культуры имени М. И. Глинки. М.: Изд. дом «Композитор», 1999.- Вып. 1.- С. 18−46.
  2. Адрес-календарь Твери за 1898 год. Тверь: Изд. Тверского губ. статистич. комитета, 1898.- 123 с.
  3. Акты Московского государства: Т. III. Разрядный приказ. Московский стол. 1660−1664/ СПб., 1901.
  4. А. Нотобиблиографический справочник. М.: Советский композитор, 1980.- 55 с.
  5. Ю. Трудиться и трудиться для Родины // Советская музыка. -1983.-№ 5.- С. 74−76.
  6. В.П. Из истории театра в Твери в XVIII в. // Старинный театр в России XVII—XVIII вв.: Сборник статей под ред. В. Н. Перетца. Труды Росс, инст. ист. искусств. Петербург: «Academia», 1923. — С. 93−142.
  7. И.Ф. Опекаловский роспев // Памятники культуры. Новые открытия.-Л., 1979.- С. 196−202.
  8. H.H. Бородин- Мыс Бурь- Повелительница- Набоков и его «Лолита».- М: Издательство имени Сабашниковых, 1998.- 368 с.
  9. А. «Граждане играют на музыке.» // Тверские ведомости 1992.7−13 августа.
  10. Н.Е. Тверской Императорский дворец в 1812 году // Записки тверских краеведов. Тверь: Русская провинция, 2005. — № 5. — С. 94−104.
  11. Генеалогия дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии с 1787 по 1869 гг. Составлена М. Чернявским. Без издания.
  12. Гладкая H.B. Otto Федорович фон Тидебель музыкант-просветитель русской провинции: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Санкт-Петербургская консерватория. — Спб., 2003. — 24 с.
  13. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Изд-во «Русский язык», 1981.
  14. Денежное озеро // Старица и Старицкий район: Энциклопедический справочник. Тверь, 2001. — С. 35.
  15. Н.К. Опекаловский распев: именование и бытование // Древняя Русь: вопросы медиевистики.-2005. № 1(19). — С. 80−91.
  16. Н. Тверская биография Николая Лодыженского // Музыка и время. -2005.- № 7. -С. 25−27.
  17. Н. Тверские связи Роберта и Клары Шуман //Музыка и время. -2005.-№ 4.-С. 29−32.
  18. Н. Тверской период жизни A.B. Александрова // Музыка и время. -2005. -№ 5.-С. 39−42.
  19. Н. Тверской помещик H.H. Лодыженский и Балакиревский кружок // Музыкальная Академия. 2005. — № 2. — С. 159−163.
  20. H.H. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни-тамбовского края за 100 лет. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1977.- 173 с.
  21. Д.В. Роберт и Клара Шуман в России: С приложением фрагментов из русского путевого дневника Клары Шуман. М.: Гос. муз. изд-во, 1962.-215 е., ил.
  22. A.A. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI вв.) Москва: Наука, 1977.- 356 с.
  23. А. Жизнь артиста. М.: Сов. Россия, 1978.- 288 е., ил.
  24. В.Ф. Василий Иванович Покровский наш земляк // Записки тверских краеведов. — Тверь: Русская провинция, 1997.- № 1, — С. 21−27.
  25. Из музыкального прошлого. Сборник очерков: В 2 т. М.: Гос. муз. изд-во, 1960−1965.
  26. Иосифов Успенский монастырь // Строев П.: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877.- С. 182−183.
  27. Е.О. Музыкальная культура Тамбовского края, 1786−1917 гг.: Дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2000. -256 с.
  28. Канонник // Описание Славянских рукописей Троице-Сергиевой лавры. М., 1878.- Т. II.-№ 257 (1215). С. 35.
  29. В.Г. «Реквием любви» H.H. Лодыженского // De musica. Л., 1925.- Вып. 1.- С. 91−99.
  30. В.Г. Памяти Лодыженского // Избранные статьи. М.- Л.: Музыка, 1965, — С. 183−190.
  31. Каталог книг ученической библиотеки Тверской духовной семинарии, поступивших в библиотеку в 1912−15 годах: Вып. I-II.- Тверь, 1912−1916.
  32. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л.: Наука, 1991.- 483 с.
  33. В.И. История Тверской духовной семинарии. К 150-летию семинарии. Тверь, 1889.
  34. В.И. Поминайте наставники ваша // Тверская старина. 1994.- № 4.-С. 3−13.
  35. Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: Т. 1.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.- 252 с.
  36. Л.М. Палеография русских рукописных книг XV—XVII вв.. Русский полуустав // Труды Государственного Исторического музея. М., 1999. -Вып. 108.-С.31.
  37. Краеведение в сфере культуры и искусства: Сборник материалов четвертой научно-практической конференции / Под. ред. Н. В. Карташева, И. Л. Тихоновой. Калуга: ИД «Эйдос», 2002.- 112 с.
  38. И.И. Старица и ее достопримечательности, Старица, 1914. — С. 25.
  39. Лосева Ольга. О русском путешествии Клары и Роберта Шуман // Музыкальная академия. 2002.- № 2.- С. 122−144.
  40. A.B. Духовенство Тверской епархии XVIII-нач. XX веков: родословные росписи.- СПб.: ВИРД, 2002.- 216 е., схемы.
  41. H.A. Мастерская художественного шитья князей Старицких // Сообщения Загорского художественного музея-заповедника. Загорск, 1960,-Вып. 3.- С. 41−64.
  42. Московские ведомости. -1818.- № 16.- 23 февраля
  43. Д.С. Александр Первый.- М., Пресса, 1994.- 479 с.
  44. Музыкальная эстетика России XI—XVIII вв.еков / Сост. текстов, переводы и общая вступ. ст. А. И. Рогова. М.: Музыка, 1973.- 244 е., ил.
  45. Музыкальное краеведение. Сборник материалов второй научно-практической конференции / Под. ред. Н. В. Карташева. Калуга, 2000. — 102 с.
  46. Музыкальный календарь А. Габриловича. Справочная и записная книжка за 1911 год. СПб.: Муз. изд-во «Руслан», 1911.
  47. Неизданные и забытые произведения A.C. Гуссаковского и H.H. Лодыжен-ского: публикация A.C. Розанова // Музыкальное наследство. М., 1968.- Т. II.- Ч. 2.- С. 237−258.51 .Новая тверская газета. -1915.- № 728.- 11 января
  48. Новая тверская газета.-1915.- № 723.- 1 января
  49. Опекалов Вознесенский монастырь // В. В. Зверинский: Материал для исто-рико-топографического изеледования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890.- Т. III.- С. 121.
  50. Опекалов Вознесенский монастырь // Материалы для истории Тверской епархии (Прибавление к Тверским епархиальным ведомостям). Сост. Дм. Самбикин. Тверь, 1898. — С. 22−23.
  51. Описание Тверского музея А. К. Жизневского. М., 1888.- 260 л., ил.
  52. И.Д. Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX в. (источниковедение, история): Дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02. Ростов н/Д, 2001. — 204 с.
  53. Памятники архитектуры Тверской области: Книга 1. Тверь. / Тверь: Изд-во ЗАО «Литера-М», 2000.- 256 е., ил.
  54. Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI—XVII вв.. Школы, центры, мастера. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.- 234с.
  55. Н.П. Профессиональные музыканты России XVI—XVII вв.еков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подъяки. Челябинск, 1991.-444 е., илл.
  56. К. Лавровый венок. М.: Молодая гвардия, 1985, — 478 с.
  57. Писцовые книги XVI столетия (изд. Н.В. Калачова): 4.1 в 2 отд. СПб., 1872−1877.
  58. Писцовые материалы Тверского уезда XVI в. М.: Древлехранилище, 2005.-С. 224,154.
  59. Н. Пение яко цветы духовные принесем // Встреча. 1998.- № 9.- С. 25−26.
  60. Н.Ю. Александр Васильевич Александров // Православная энциклопедия. М., 2000. — Т. I. — С. 606.
  61. Н.Ю. Гимн русской душе // Встреча. 2003.- № 7.- С. 24−25.
  62. Г. А. О монастырском песнотворчестве XVI—XVII вв.. // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1998.-Вып.З.- С. 76−91.
  63. Г. А. Пространные распевы Древней Руси XI—XVII вв.еков. М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1999.- 208 с.
  64. Г. А. Среднерусская и северная традиции в монастырских «переводах» XVI—XVII вв.. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997.-№ 4.- С. 161−168.
  65. Православная энциклопедия / М.: Церков. науч. центр «Православная энциклопедия», 2000.- 656 е., ил.
  66. P.M. Музыка и музыканты Вятки: Очерки, портреты, документы, воспоминания. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1982.- 203 с.
  67. Е.А. Письма Великой Княгини Екатерины Павловны // Тверская старина. 1994.- № 3(8).- С. 64−71.
  68. Разводная (грамота) // Акты феодального землевладения и хозяйствования XIV—XVI вв. М., 1956.- Ч.2.- С. 264−265.
  69. Д.В. Церковное пение в России. М., 1868. Вып. 2.
  70. Разъезжая (грамота) // Акты феодального землевладения и хозяйствования XIV—XVI вв. М., 1956.- Ч.2.- С. 330−332.
  71. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1980.- 452 с.
  72. Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений // М., 1963.- Т. V.- С. 305,337.
  73. Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря.- М.: Молодая гвардия, 2002.- 327 е., ил.
  74. Е.А. Хоровая культура тверского края: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. — 94 с.
  75. Русский биографический словарь. Спб.: Изд. Имп. Русского историч. общ-ва, 1896−1913.
  76. Рыжкова Наталья. «Жизнь за царя» на сельской сцене // Мариинский театр. 2004.-№ 3−4.-С. И.
  77. М.А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана. М.: Дека-ВС, 2004. 344 е., илл.
  78. Семейная хроника. Записки Аркадия Васильевича Кочубея. СПб., 1890.
  79. Славянская энциклопедия: в 2 т. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. С. 166−168- 204−208.
  80. Соколов. Полвека спустя II День. 1863.- № 20.
  81. Л.А. Лодыженский Николай Николаевич // Музыкальная энциклопедия. -М., 1976.- Т. 3.- С. 315.
  82. А.Н. Александр Порфирьевич Бородин. М.- Л.: Музыка, 1965.-820 с.
  83. А.Л. Труды по истории государева двора в России ХУЬХУН вв.-М., 2004.-505 с.
  84. В.В. Лист, Шуман и Берлиоз в России. М., 1954. — С. 63−68.
  85. В. Бакунины. Тверь: Издательство «Созвездие». — 2002. — 464 е.- ил.
  86. В. Тверской губернатор Александр Павлович Бакунин. Тверь: ЗАО СДЦ «ПРЕСТО». — 2004. — 352 е.- ил.
  87. Л.А. Музыкальная культура Тверского края. Учеб. пособие. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1997.- 75 с.
  88. Тверская газета. 1913. — № 510.- 25 апреля
  89. Тверская газета. 1913.- № 487.- 21 февраля
  90. Тверская газета. 1913.- № 560.- 1 сентября
  91. Тверская жизнь. 1908. — 11 мая
  92. Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь: Тверское обл. книжно-журнальное изд-во, 1994.- 328 е., ил.
  93. Тверская речь.-1910.- № 26.
  94. Тверская усадьба: Указатель архивных документов, книг и статей (19 001 995): в Зч,-Тверь, 1996.
  95. Тверские губернские ведомости. 1848. — № 33, ч. неофиц.
  96. Тверские губернские ведомости. 1865.- № 23, ч. офиц.
  97. Тверские губернские ведомости. 1874.- № 16, ч. неофиц.
  98. Тверские губернские ведомости. 1877.- № 87, ч. неофиц.
  99. Тверские губернские ведомости. 1879.- № 53, ч. неофиц.
  100. Тверские губернские ведомости. 1884.- № 6, ч. неофиц.
  101. Тверские губернские ведомости. 1888.- № 81, ч. неофиц.
  102. Тверские губернские ведомости. -1891.- № 91, ч. неофиц.
  103. Тверские губернские ведомости. 1904.- № 18, ч. неофиц.
  104. Тверские губернские ведомости. 1904.- № 23, ч. неофиц.
  105. Тверские губернские ведомости. 1907.- № 13, ч. неофиц.
  106. Тверские губернские ведомости. 1907.- № 18, ч. неофиц.
  107. Тверские губернские ведомости. 1906.- № 72, ч. неофиц.
  108. Тверской вестник. 1879.- № 21.- 29 апреля.
  109. Тверской вестник. 1880.- № 1.-6 января
  110. Тверской вестник. 1880.- № 49.-14 декабря
  111. Тверской вестник. 1880.- № 50.- 21 декабря
  112. Тверской листок. 1915.- № 6.- 27 сентября
  113. И.Ф. Театр в г. Осташкове с 1805—1905 гг. // Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. М., 1906. — С. 164−208.
  114. Труды Госуд. института музыкальной науки: Т. 1. История русской музыки: в исследованиях и материалах / Под ред. проф. К. А. Кузнецова. М.: Музсектор Госиздата, 1924.- 204 с.
  115. И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 т. Т. 11. 18 751 876. — М.-Л.: Наука, 1966. — С. 304. — Письмо 4013.
  116. Л. Родственники Роберта Шумана на Тверской земле II Домовой. -2001.-№ 3.- С. 10−13.
  117. Н.Д. Реалистические тенденции в творчестве новгородского мастера пения XVI века Опекалова // Проблемы музыкальной науки. М., 1975.- Вып.З.-С. 303−321.
  118. Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка, 1971.669 с.
  119. Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. М.- Л.: Музсектор, 1928.- Вып. 2.- 404 с.
  120. Хроника недавней старины. Из архива князя Оболенскаго-Нелединскаго-Мелецкаго. СПб., 1876.
  121. М. Пятеро и другие. Москва, Изд. дом «Композитор», 2000.- 403 с.
  122. Н. М. Провинциальный Тургенев. М.: Центрполиграф. — С. 356.
  123. М.П. Музыкальная жизнь Ростова-на-Дону от середины XVIII до 20-х годов XX столетий (Пути развития, особенности музыкального уклада): Дис. канд. искусствоведения: 17.00.02.-М., 1993.- 168 с.
  124. Шиков В. A.B. Александров в Твери // Калининская правда. 1981.- 25 июня.
  125. Штелин фон Яков. Известия о музыке в России // Музыкальное наследство. -М., 1935.- Вып. I.-C. 94−198.
  126. Г. С. Архангельск город музыкальный. Хроника событий музыкальной жизни г. Архангельска 1820−1917 гг.: В 3 т. — Архангельск: Правда Севера, 1995−1997.
  127. БАН Библиотека Академии наук1. Собрание Дружинина
  128. ГАТО Государственный архив Тверской области
  129. Фонд Р-2898. Административные отделы исполкомов уездных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов
  130. Фонд 21. Тверская городская дума
  131. Фонд 56. Канцелярия Тверского губернатора
  132. Фонд 59. Канцелярия Тверского губернского предводителя дворянства
  133. Фонд 103. Тверская ученая архивная комиссия
  134. Фонд 131. Тверской губернский статистический комитет
  135. Фонд 148. Тверской губернский комитет по устройству и улучшению быта помещичьих крестьян
  136. Фонд 160. Тверская духовная консистория Фонд 645. Тверское дворянское депутатское собрание Фонд 800. Тверская губернская земская управа Фонд 801. Тверская городская управа Фонд 1409. Коллекция рукописей
  137. ГИМ Государственный Исторический Музей Епархиальное собрание
  138. ГЦММК Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки Фонд 97. A.B. Александров
  139. РГАДА Российский Государственный Архив Древних Актов
  140. Фонд 188. Рукописное собрание РГАДА
  141. Фонд 281. Грамоты Коллегии экономии
  142. Фонд 1192. Иосифов Волоколамский мужской монастырь
  143. Фонд 1209. Поместный приказ, Вотчинная коллегия и Вотчинный департамент
  144. РГБ Российская Государственная Библиотека
  145. Фонд 113. Иосифо-Волоколамский монастырь Фонд 304. Собрание Троице-Сергиевой лавры Фонд 354. Вологодское собрание
  146. РГИИИ Российский государственный институт истории искусств, кабинет рукописей
  147. Фонд 3. H.H. Лодыженский Фонд 7. H.A. Римский-Корсаков Фонд 13. М. А. Балакирев Фонд 30. В. Г. Каратыгин Фонд 88. A.C. Розанов
  148. РНБ Русская Национальная Библиотека Фонд 640. H.A. Римский-Корсаков Фонд 738. В. В. Стасов Фонд 775. Собрание Титова
  149. ТГОМ Тверской государственный объединенный музей Рукописная коллекция
Заполнить форму текущей работой