Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянных иконостасов: на примере наследия Уральского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что при возведении деревянных иконостасов в реставрируемых храмах необходимо соблюдать традиции изготовления иконостасов данного региона, исполняя проект на основе изучения сохранившихся иконостасов соответствующего времени и местности, учитывая особенности архитектуры конкретного храма. Сведения полученные в результате работы, и их использование на практике могут… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Деревянные иконостасы как явление церковной культуры и объект реставрации
    • 1. 1. Возникновение и развитие художественно ремесленной культуры изготовления деревянных иконостасов
    • 1. 2. Традиции изготовления деревянных иконостасов
  • Глава 2. Структурная классификация форм деревянных иконостасов
    • 2. 1. Конструктивные особенности иконостасов
    • 2. 2. Декоративные особенности иконостасов
  • Глава 3. Рекомендации по реставрации и изготовлению деревянных иконостасов
    • 3. 1. Методические рекомендации по реставрации и воссозданию деревянных иконостасов
    • 3. 2. Реставрация и воссоздание конструктивных элементов
    • 3. 3. Реставрация и воссоздание декоративных элементов
    • 3. 4. Рекомендации по проектированию и изготовлению деревянных иконостасов

Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянных иконостасов: на примере наследия Уральского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Памятники храмового зодчества составляют основную часть православной культуры России. Они наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. Но, к сожалению, многие памятники храмового зодчества были стерты с лица земли.

В годы советской власти здания храмов разрушали далеко не всегда: чаще их приспосабливали под склады или мастерские, однако иконостасы уничтожали в обязательном порядке. В результате мы имеем очень мало сохранившихся иконостасов, в основном поздних (XIX — XX в.в.). Это создает трудности при восстановлении утраченных храмовых интерьеров в настоящее время. Сегодня эти объекты в огромном количестве передаются Русской Православной Церкви большинство, в крайне неудовлетворительном состоянии монументально — декоративного убранства, в том числе и иконостасов.

Ни местные епархии, ни Патриархия просто физически пе в состоянии осуществлять руководство, контроль и, что самое главное, -централизованное финансирование проведения ремонтпо-восстановительных и реставрационных работ на храмах-памятниках архитектуры. При ограниченном финансировании проектов реставрации к работам привлекаются неквалифицированные исполнители, а зачастую — просто случайные люди. При этом используются материалы, которые не имеют никакого отношения к реставрации и способные причинить вред памятнику. К этому следует добавить, что реставрация ведется без предварительного обследования состояния памятника, без выявления причин возникновения имеющихся повреждений и при полном отсутствии проектной документации. Последствия реставрации, проведенной таким методом, — поистине губительны для памятника культуры.

В наши дни на реставраторов буквально обрушился шквал информации о современных строительных технологиях и материалах, которые привозят к нам из-за рубежа или производят отечественные предприятия. Несмотря па это, проблема, связанная с материалами для проведения реставрации памятников архитектуры и, в частности — иконостасов, остается наиболее актуальной, т. к. требования к строительным и реставрационным материалам далеко не одинаковы. Другими словами, то, что хорошо для вновь возводимого объекта, совершенно не подходит для реставрируемого храма, построенного, скажем, в XVII или XVIII веках.

В России не сложилась еще целостная методология реставрации культовых памятников деревянного зодчества. Уникальные памятники русского храмового зодчества разрушаются, в том числе из-за неверных методов реставрации. Так, по крайней мере, утверждает известный ученый, специалист по древесине Игорь Пищик: «.нынешние методы реставрации старинных уникальных зданий, возможно, приводят к еще большему их разрушению» [59].

При реконструкции памятников храмового зодчества не всегда соблюдается соответствие архитектурному стилю, в связи с этим нарушается архитектурно-художественный облик памятника. А также при реконструкции памятника не учитываются традиционные особенности региона, в котором находился храм. Этот фактор является наиболее важным, потому что в каждом регионе сложилась собственная традиционная школа изготовления иконостасов и строительства храмов.

Следовательно, причина, определяющая актуальность настомщего исследования, заключается в необходимости сбора и введения в научное знание технологий, методик реставрации памятников деревянной архитектуры, а также рекомендаций по созданию иконостасов в новых храмах. Поэтому чрезвычайно важно выработать целый комплекс профилактических мер, включающий в себя знания биологов, химиков, физиков, искусствоведов для реставрации сохранившихся деревянных иконостасов, и разработать общие методические принципы воссоздания иконостасов с учетом особенностей архитектуры конкретного храма, времени строительства и региона.

В научных публикациях последних лет рассматриваются традиции и периоды сложения русского деревянного иконостаса и обосновывается его важность в интерьере культовых сооружений.

Большой вклад в изучение резьбы иконостасов XVII столетия внес Н. Н. Соболев: на основе его труда написаны соответствующие тексты в более поздних многотомных изданиях по истории русского искусства. В 1963 году появилось краткое исследование истории русского иконостаса Л. А. Успенского, который дополнил труд Н. Н. Сперовского отчасти в фактографическом, преимущественно же в богословском отношении. Очерк развития резьбы и архитектурной композиции иконостасов ХУП-Х1Х вв. на примере коллекции музея «Коломенское» составила Т. В. Левина. Большая работа была проведена И. Л. Бусевой-Давыдовой, Л. А. Щенниковой, А. Г. Мельником и другими учеными.

Но, к сожалению, целенаправленных теоретических работ по проектированию, воссозданию и реставрации конструктивных и декоративных деревянных элементов иконостасов найти не удалось.

Значительный вклад в разработку теоретических и методических основ построения русского деревянного иконостаса внесли А. Г. Мельник, И. Э. Грабарь, Л. А. Успенский, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. Н. Сперовский, Т. В. Левина, С. В. Филатов, Д. К. Тренев, Н. Н. Соболев, В. М. Сорокатый, О. В. Лелекова, И. А. Ильин, Э. С. Смирнова, Э. А. Гордиенко, Н. К. Никольский, П. А. Флоренский, В. Н. Лазарев, Л. В. Бетип, Н. П. Троицкий, Л. А. Щенникова и другие.

В аккумулированном виде все перечисленные источники и научные работы представляют бесспорную ценность, формируют исходную базу, закладывают традицию изучения художественной проблематики православного храмостроительства. Но для того, чтобы эволюцию православной культовой архитектуры в данном регионе воссоздать во всей целостности и особенностях, нужны еще огромные усилия.

При исследовании каркасов и декоративных элементов сохранившихся иконостасов городов Москвы и Нижнего Новгорода, а также Челябинской, Курганской, Свердловской областей были получены материалы по изготовлению, проектированию и реставрации деревянных иконостасов.

В современных условиях недостаточная теоретическая и методическая разработанность отмеченных выше проблем тормозит развитие научно-обоснованных разработок в области храмостроения.

Цель данного исследования — разработать научные и технологические принципы реставрации деревянных иконостасов.

Цель исследования предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:

1) рассмотреть историю возникновения и развития деревянных иконостасов;

2) проанализировать влияние архитектурных стилей на эволюцию форм деревянных иконостасов в хронологических границах исследования;

3) рассмотреть традиционные технологии изготовления деревянных иконостасов;

4) провести многоаспектный анализ конструктивных и декоративных элементов иконостасов Екатеринбургской, Челябинской, Свердловской областей;

5) дать обоснованные рекомендации по реставрации деревянных иконостасов;

6) исследовать методы реставрации конструктивных и декоративных элементов деревянного иконостаса;

7) дать рекомендации по изготовлению деревянных иконостасов в реставрируемых и новых храмах.

Объектом диссертационного исследования являются деревянные иконостасы Свердловской, Курганской, Челябинской областей и центра России — городов Москвы и Нижнего Новгорода.

Предметом исследования являются прииципы реставрации деревянных иконостасов.

Методика исследования: работа включает системный подход, заключающийся в единстве анализа и синтеза, позволяющий рассмотреть во взаимосвязи основные характеристики предмета и объекта исследования. Для обобщения материалов, полученных из литературных источников, использовался библиографический анализ, для натурального исследованияфотофиксация и графоаналитический аиализ, а также анализ архивных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: с помощью метода фотофиксации и натурного изучения собран перечень сохранившихся деревянных иконостасов Свердловской, Курганской, Челябинской областей, что способствует сохранению традиций школы изготовления иконостасовприведена сравнительная таблица использования форм различных архитектурных стилей в деревянных иконостасах за период ХУП-ХХ вековпредставлена структурная классификация форм деревянного иконостаса на основе исследованных иконостасов Екатеринбургской, Курганской, Челябинской епархииданы обоснованные рекомендации по применению современных технологий и материаловразработана методика изготовления деревянных иконостасов в реставрируемых храмах в современных условиях.

Практическая ценность исследования заключается в том, что на основе проведенной систематизации материала, касающегося практики реставрации интерьеров культовых сооружений, предложен свод специфических, теоретических и прикладных знаний необходимых для работы с деревянными иконостасами. Результаты исследований применимы не только в области реставрации памятников деревянной архитектуры, но и развивают научное знание об архитектурно-художественном облике иконостасов и интерьеров храмов в целом. Также, впервые приведены уникальные методики и технологии реставрации иконостасов.

Границы исследования:

— географические — Свердловская, Челябинская и Курганская области;

— хронологические — конец XIX в. начало XX в.

На защиту выносится:

— картина эволюционных изменений форм деревянных иконостасов XIX—XX вв.еков во взаимосвязи стилистических, конструктивных и декоративных качеств;

— свод рекомендуемых при реставрации и воссоздании деревянных иконостасов, методических принципов, технологий, материалов, арсенала архитектурно-художественных форм.

Теоретическое значение диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов для создания новых знаний в области реставрации деревянных иконостасов.

Результаты исследования опубликованы в четырех статьях и позволили выполнить ряд эскизных проектов воссоздания иконостаса в храме Покрова Богородицы нижнего этажа Спасо-Преображенского храма 1823 г. села Нижняя Синячиха Алапаевского района, Свердловской областив храме Святого Великомученника Георгия Победоносца в городе Челябинскев Крестовоздвиженском храме села Сыростан, Челябинской области. Разработанная методика изготовления деревянного дубового иконостаса применяется в реставрируемом храме села Сыростан, Челябинской области.

Структура диссертации. Работа объемом 333 страницы состоит из введения, трех глав с выводами, заключения, библиографии из 80 наименований и 43 приложений.

Заключение

.

1. Изучение истории возникновения и развития деревянных иконостасов показало, что на протяжении всего исследуемого периода происходило изменение их конструкции и декора. Каркасы иконостасов изменялись от тябловой конструкции до рамочной через ряд промежуточных схем: простые тябловые, тябловые с вертикальным обрамлением икон тонкими брусками, каркасные, каркасно-щитовые. Данные эволюционные изменения протекали на фоне смен архитектурных стилей: барокко, классицизм, «русский стиль», эклектика, модерн, неоклассицизм, стилевой плюрализм, что позволяло иконостасам соответствовать стилю времени и архитектуре храма, используя многообразный арсенал декоративных форм. В ходе исследования выяснилось, что в конце XX века деревянные иконостасы стали изготавливать в различных архитектурных стилях, существовавших до этого времени, что свидетельствует о глубоком кризисе архитектурно-художественной идеологии современного церковного искусства.

2. Кризисные явления привели к тому, что многие традиционные способы технологии обработки древесины были утрачены. Плохое знание традиций изготовления новых деревянных иконостасов в некоторых случаях привело к их преждевременному разрушению в результате игнорирования традиционных приемов обработки и консервации деревянных изделий, основанных на особенностях естественных структурных и физических свойствах древесины. Автором были изучены современные технологические базы мастерских, которые занимаются изготовлением и реставрацией иконостасов. В результате выявлены особенности и даны рекомендации по технологии подготовки, обработки, консервации древесины с учетом старых традиций, а также описаны разнообразные узлы элементов конструкции алтарных преград.

3. Проведенный многоаспектный анализ конструктивных и декоративных элементов деревянных иконостасов Екатеринбургской,.

Челябинской, Курганской областей позволил создать каталог декоративных элементов и форм, которым могут воспользоваться в работе архитекторы и резчики иконостасов при воссоздании утраченных и проектировании новых иконостасов, с учетом местных особенностей монументальнохудожественного промысла.

4. Даны обоснованные рекомендации по реставрации деревянных иконостасов, которые представлены в работе в виде свода правил: сохранять максимум старых, подлинных элементов в иконостасевсе действия, которые производит реставратор, должны иметь обратимый характерне устранять следы реставрации, сделанной ранеене стараться сделать реставрацию незаметнойне пытаться «улучшить» иконостасосновывать воссоздание утраченных элементов иконостасов на имеющихся исторических сведениях или аналогах.

5. Предложены способы реставрации конструктивных и декоративных элементов деревянного иконостаса, где основными являются: восстановление конструктивной жесткости элементов иконостаса путем укрепления соединений и заделки трещинустранение коробления и других дефектоввосстановление сломанных элементов из массива и восполнения утрат декора по достоверным основаниям.

6. В работе представлены устоявшиеся традиционные размерные характеристики для проектирования иконостасов. На примере доказана применимость при реставрации индивидуального технологического цикла изготовления дубовых деталей к иконостасу (колонн, капителей, царских врат, окладов к иконам) с применением современного оборудования и материалов.

7. Исследование показало, что при возведении деревянных иконостасов в реставрируемых храмах необходимо соблюдать традиции изготовления иконостасов данного региона, исполняя проект на основе изучения сохранившихся иконостасов соответствующего времени и местности, учитывая особенности архитектуры конкретного храма. Сведения полученные в результате работы, и их использование на практике могут способствовать выведению из кризисного состояния традиционного иконостасного промысла и созданию предпосылок для многообразного развития иконостасной резьбы в русле дальнейшего раскрытия особенностей художественного языка деревянной резьбы через творчество местных мастеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. А. Русское деревянное зодчество. / Е. А. Ащепков. М., 1950. С. 28−53.
  2. Апокрифы древних христиан. М., 1989.
  3. Альбом иконостасов. СПб., 1904.
  4. А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI века: Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. — С. 206−207.
  5. Бусева-Давыдова И. Л. Русский иконостас XVII века. // Происхождение -Развитие Символика / сост. А. М. Лидов. — М., 2000. — С. 622−643.
  6. М. М. указ. соч. С. 42.
  7. И. В. Воскресенская, что на Дебре, церковь в городе Костроме: Археологический очерк Кострома. 1902. — С. 13.
  8. Л. В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов // ДРИ: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств Х1У-ХУ1 вв. М., 1970. С. 56.
  9. Л. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса // Древнерусское искусство. -М., 1970.-С. 17−39.
  10. Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. -СПб., 1902.-Т. 1.С. 240−265.
  11. Е. А. Русская архитектура конца XIX начала XX века. / Е. А. Борисова, Т. П. Каждан. — М., Наука, 1971.
  12. В. П. Плотник. / В. П. Волков. М., 1968. С. 35.
  13. Е. Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах // Православное обозрение. М., 1872. — Т. 2. № 11.
  14. Е. Е. История русской церкви. Период первый, киевский или домонгольский. Т. 1 /Е.Е. Голубинский. М., 1997. С. 195−217.
  15. А. И. Плотницкие и столярные работы. / А. И. Галай.-Киев, 1961.
  16. А. О. Столярные работы: учебник для проф.-техн. училищ. / А. О. Гурвич М.: Высшая школа, 1964. С. 30−76.
  17. И. Э. О древнерусском искусстве. /И.Е. Грабарь-М., 1966. С. 12.
  18. М.С. Украшська декоративна р1зьба. / М. С. Драган. Киев, 1938. С. 73.
  19. Государственная Оружейная палата Московского Кремля М., 1954.С. 365.
  20. И. Е. От средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы картины кватроченто. / И. Е. Данилова. М., 1975.
  21. Е. С. Художественная обработка дерева. / Е. С. Двойникова, И. В. Лямин. М.: Трудрезервиздат, 1958. С. 45−78.
  22. Домовая и художественная резьба по дереву. М.: Новая Волна, 1996.
  23. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4 /
  24. B.И. Даль-М., 1994 Стб. 1144.
  25. В.Л. Справочник для столяра. / В. Л. Жуков. Воронеж, 1962. С. 12.
  26. И. Е. Историческое описание московского Донского монастыря. / И. Л. Забелин.-М., 1893. С. 45.
  27. Ю. Н. Растительный декор поздних русских иконостасов. О западных источниках символики // Иконостас /ред. А. М. Лидов. -М., 20 001. C. 651−663.
  28. Е. К. Памятники Верхотурья. / Е. К. Золотов М., 2000. С. 31.
  29. И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Ч. 1.-М., 1884. С. 80−90.
  30. Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997. — С. 48−60, 65−82.
  31. М. А. Некоторые предположения об архитектуре русских иконостасов на рубеже XIX—XV вв.еков // Культура древней Руси. М., 1966.
  32. Иконостас: Происхождение Развитие — Символика / сост. А. М. Лидов. -М., 2000. — С. 432−437.
  33. Иллюстрированное поурочное положение / Составил инженер-архитектор Граф Николай Иванович де-Решефоръ. Петроградъ: издание К. Л. Пиккера, 1918.-С. 124.
  34. М.В. Курс истории русской архитектуры. / Ч. 1. Пг., 1916.
  35. И. А. Кирилло-Белозерский монастырь. / И. А. Кочетков О. В. Лелекова С. С., Подъяпопъский Л., 1979. С. 165 167. Ил. 67, 68,101.
  36. Там же. С. 166. Кочетков И. А. Кирилло-Белозерский монастырь./ И. А. Кочетков О. В. Лелекова С. С., Подъяпопъский Л., 1979. С. 170.
  37. Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования. М., 1980. — С. 19.
  38. Э. К. Приемы художественной обработки дерева. / Э. К Квердфельд М., Акад., 1928 С. 27−68.
  39. Н. Очерки по истории христианского храма. Вып.1 / Н. Красносельцев. Казань, 1881. Вып. 1.
  40. В. М. Алтарные преграды в трех новгородских храмах XII века // Древнерусское искусство. Проблемы атрибуции. М., 1977. С. 9−41.
  41. Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1913. — С. 35−36.
  42. К. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон. /К.Н. Лазарев.-М., 1971.-С. 110−136.
  43. И. Б. Декоративные работы по дереву. / И. Б. Лямин. -М.: Лесная промышленность, 1964. С. 21−67.
  44. В. Н. Феофан грек и его школа. / В. Н. Лазарев М.: Искусство, 1961.
  45. М. Г. Техника деревянного зодчества на Руси: труды института истории естествознания и техники. № 7. М., 1956.
  46. Е. В. О национальных особенностях московской архитектуры конца XVII века: Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1949.
  47. О. Т. Андреевская церковь. / О. Т. Мироненко Киев. 1978. С. 46−47.
  48. Макарий, архимапдрид. Археологическое описание древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 2. М., 1860.
  49. А. Г. Основные типы русских высоких иконостасов XV -середины XVII века // Иконостас ред. А. М. Лидов. М., 2000. — С. 431440.
  50. Опись Ярославской Ильинской церкви, составленная в 1651 году. М., 1970.-С. 134.
  51. Е. С. Церковь Троицы в Никитниках: Памятник живописи и зодчества XVII века. / Е. С. Овчинникова. М., 1970. — С. 134.
  52. С. С. Каким же был иконостас Рождественского собора Ферапонтова монастыря?// Ферапонтовский сборник. Вып. З.-М., 1991.-С. 167.
  53. А. В. указ. соч. С. 16−18.
  54. П. П. Благовещенская церковь в Супрасле. / Покрышкии -СПб., 1874.-С. 8. Ил. 26.
  55. Памятники архитектуры Ленинграда-Л., 1972. С. 31.
  56. Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл / Авт-Сост. Т. И. Шевцова. М.: ОЛМА — пресс Гранд, 2003. — С. 18−28.
  57. Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл / Авт.-Сост. Т. И. Шевцова. М.: ОЛМА — пресс Гранд, 2003- С. 8−11.
  58. Н. И. Технология отделки столярных изделий: практ. пособие.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 1991.-С. 118−172, 193−217.
  59. А. А. Карп Иванович Золотарев московский живописец конца XVII века (Материалы творческой биографии) // Произведения русского и зарубежного искусства XVI начала XVIII века: Материалы и исследованияМ., 1984.-С. 139.
  60. И. И. Секреты старения древесины. // Строительный эксперт-1999.-№ 20(159).-С. 13.
  61. А. А. Иконостас вологодского Софийского собора (к истории создания и реставрации) / А. А. Рыбаков Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1.- Вологда, 1994-С. 242−243.
  62. В. Ф. Русское декоративное искусство: В 3-х томах / В. Ф. Румянцева под ред. А. И. Леонова. М., 1962−1965.
  63. П. А. Древнерусская архитектура. / П. А. Раппопорт СПб., 1993.-С. 11−78.
  64. В. М. Новгородские иконостасы в XVI в: их состав и иконографические особенности // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл. М., 1993. — С. 62.
  65. В. М. Новгородские иконостасы в XVI в: их состав и иконографические особенности // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл. М., 1993. — С. 63−65.
  66. Н. Н. Русская народная резьба. / H.H. Соболев. М. 1955. — С. 78−79.
  67. Н. Н. Русская народная резьба. / H.H. Соболев. М. 1955. — С. 80−81.
  68. Н. Н. Русская народная резьба. / H.H. Соболев. М. 1955. — С. 90.
  69. Н. Н. Русская народная резьба. / H.H. Соболев. -М. 1955. С. 87.
  70. Н. Н. Указ. Соч. Ч. 1. С. 13.
  71. Н. Н. Старинные русские иконостасы // Христианское чтение. -СПб., 1891−1893.
  72. Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники. М., 1968. — С. 161−162.
  73. JI. И. Эстетика архитектурного ордера: От Витрувия до Катрмера де Кепси. М., 1995. С. 22.
  74. Н. П: указ. соч. С. 94−96.
  75. А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т. 2: словарь. -М., 1910.-С. 86.
  76. А. Е. Пособие мастеру столярно-мебельного производства-ГЛБИ, 1959.-С. 19−25.
  77. С. Н. Письменные источники о составе иконостасов XVI века // Архитектурное наследие и реставрация: (Реставрация памятников истории и культуры России).-М., 1984.-С. 125−127.
  78. М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. СПб., 1996.
  79. Г. Д. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. -М., 1859.-С. 4−45.
  80. П. А., священник. Иконостас. М., 1995. С. 2−32.
  81. П. А., священник. Амвросий, троицкий резчик XV в. -Сергиев. / П. А. Флоренский, Ю. А. Олсуфьев. М. 1927. — С. 3−20.
Заполнить форму текущей работой