Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянных иконостасов: на примере наследия Уральского региона
Диссертация
Исследование показало, что при возведении деревянных иконостасов в реставрируемых храмах необходимо соблюдать традиции изготовления иконостасов данного региона, исполняя проект на основе изучения сохранившихся иконостасов соответствующего времени и местности, учитывая особенности архитектуры конкретного храма. Сведения полученные в результате работы, и их использование на практике могут… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Деревянные иконостасы как явление церковной культуры и объект реставрации
- 1. 1. Возникновение и развитие художественно ремесленной культуры изготовления деревянных иконостасов
- 1. 2. Традиции изготовления деревянных иконостасов
- Глава 2. Структурная классификация форм деревянных иконостасов
- 2. 1. Конструктивные особенности иконостасов
- 2. 2. Декоративные особенности иконостасов
- Глава 3. Рекомендации по реставрации и изготовлению деревянных иконостасов
- 3. 1. Методические рекомендации по реставрации и воссозданию деревянных иконостасов
- 3. 2. Реставрация и воссоздание конструктивных элементов
- 3. 3. Реставрация и воссоздание декоративных элементов
- 3. 4. Рекомендации по проектированию и изготовлению деревянных иконостасов
Список литературы
- Ащепков Е. А. Русское деревянное зодчество. / Е. А. Ащепков. М., 1950. С. 28−53.
- Апокрифы древних христиан. М., 1989.
- Альбом иконостасов. СПб., 1904.
- Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI века: Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. — С. 206−207.
- Бусева-Давыдова И. Л. Русский иконостас XVII века. // Происхождение -Развитие Символика / сост. А. М. Лидов. — М., 2000. — С. 622−643.
- Бибикова М. М. указ. соч. С. 42.
- Баженов И. В. Воскресенская, что на Дебре, церковь в городе Костроме: Археологический очерк Кострома. 1902. — С. 13.
- Бетин Л. В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов // ДРИ: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств Х1У-ХУ1 вв. М., 1970. С. 56.
- Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса // Древнерусское искусство. -М., 1970.-С. 17−39.
- Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. -СПб., 1902.-Т. 1.С. 240−265.
- Борисова Е. А. Русская архитектура конца XIX начала XX века. / Е. А. Борисова, Т. П. Каждан. — М., Наука, 1971.
- Волков В. П. Плотник. / В. П. Волков. М., 1968. С. 35.
- Голубинский Е. Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах // Православное обозрение. М., 1872. — Т. 2. № 11.
- Голубинский Е. Е. История русской церкви. Период первый, киевский или домонгольский. Т. 1 /Е.Е. Голубинский. М., 1997. С. 195−217.
- Галай А. И. Плотницкие и столярные работы. / А. И. Галай.-Киев, 1961.
- Гурвич А. О. Столярные работы: учебник для проф.-техн. училищ. / А. О. Гурвич М.: Высшая школа, 1964. С. 30−76.
- Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. /И.Е. Грабарь-М., 1966. С. 12.
- Драгап М.С. Украшська декоративна р1зьба. / М. С. Драган. Киев, 1938. С. 73.
- Государственная Оружейная палата Московского Кремля М., 1954.С. 365.
- Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы картины кватроченто. / И. Е. Данилова. М., 1975.
- Двойникова Е. С. Художественная обработка дерева. / Е. С. Двойникова, И. В. Лямин. М.: Трудрезервиздат, 1958. С. 45−78.
- Домовая и художественная резьба по дереву. М.: Новая Волна, 1996.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4 /
- B.И. Даль-М., 1994 Стб. 1144.
- Жуков В.Л. Справочник для столяра. / В. Л. Жуков. Воронеж, 1962. С. 12.
- Забелин И. Е. Историческое описание московского Донского монастыря. / И. Л. Забелин.-М., 1893. С. 45.
- Звездина Ю. Н. Растительный декор поздних русских иконостасов. О западных источниках символики // Иконостас /ред. А. М. Лидов. -М., 20 001. C. 651−663.
- Золотов Е. К. Памятники Верхотурья. / Е. К. Золотов М., 2000. С. 31.
- Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Ч. 1.-М., 1884. С. 80−90.
- Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997. — С. 48−60, 65−82.
- Ильин М. А. Некоторые предположения об архитектуре русских иконостасов на рубеже XIX—XV вв.еков // Культура древней Руси. М., 1966.
- Иконостас: Происхождение Развитие — Символика / сост. А. М. Лидов. -М., 2000. — С. 432−437.
- Иллюстрированное поурочное положение / Составил инженер-архитектор Граф Николай Иванович де-Решефоръ. Петроградъ: издание К. Л. Пиккера, 1918.-С. 124.
- Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры. / Ч. 1. Пг., 1916.
- Кочетков И. А. Кирилло-Белозерский монастырь. / И. А. Кочетков О. В. Лелекова С. С., Подъяпопъский Л., 1979. С. 165 167. Ил. 67, 68,101.
- Там же. С. 166. Кочетков И. А. Кирилло-Белозерский монастырь./ И. А. Кочетков О. В. Лелекова С. С., Подъяпопъский Л., 1979. С. 170.
- Казакевич Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования. М., 1980. — С. 19.
- Квердфельд Э. К. Приемы художественной обработки дерева. / Э. К Квердфельд М., Акад., 1928 С. 27−68.
- Красносельцев Н. Очерки по истории христианского храма. Вып.1 / Н. Красносельцев. Казань, 1881. Вып. 1.
- Ковалева В. М. Алтарные преграды в трех новгородских храмах XII века // Древнерусское искусство. Проблемы атрибуции. М., 1977. С. 9−41.
- Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1913. — С. 35−36.
- Лазарев К. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон. /К.Н. Лазарев.-М., 1971.-С. 110−136.
- Лямин И. Б. Декоративные работы по дереву. / И. Б. Лямин. -М.: Лесная промышленность, 1964. С. 21−67.
- Лазарев В. Н. Феофан грек и его школа. / В. Н. Лазарев М.: Искусство, 1961.
- Милославский М. Г. Техника деревянного зодчества на Руси: труды института истории естествознания и техники. № 7. М., 1956.
- Михайловский Е. В. О национальных особенностях московской архитектуры конца XVII века: Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1949.
- Мироненко О. Т. Андреевская церковь. / О. Т. Мироненко Киев. 1978. С. 46−47.
- Макарий, архимапдрид. Археологическое описание древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 2. М., 1860.
- Мельник А. Г. Основные типы русских высоких иконостасов XV -середины XVII века // Иконостас ред. А. М. Лидов. М., 2000. — С. 431440.
- Опись Ярославской Ильинской церкви, составленная в 1651 году. М., 1970.-С. 134.
- Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках: Памятник живописи и зодчества XVII века. / Е. С. Овчинникова. М., 1970. — С. 134.
- Подъяпольский С. С. Каким же был иконостас Рождественского собора Ферапонтова монастыря?// Ферапонтовский сборник. Вып. З.-М., 1991.-С. 167.
- Павлинов А. В. указ. соч. С. 16−18.
- Покрышкин П. П. Благовещенская церковь в Супрасле. / Покрышкии -СПб., 1874.-С. 8. Ил. 26.
- Памятники архитектуры Ленинграда-Л., 1972. С. 31.
- Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл / Авт-Сост. Т. И. Шевцова. М.: ОЛМА — пресс Гранд, 2003. — С. 18−28.
- Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл / Авт.-Сост. Т. И. Шевцова. М.: ОЛМА — пресс Гранд, 2003- С. 8−11.
- Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: практ. пособие.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 1991.-С. 118−172, 193−217.
- Павленко А. А. Карп Иванович Золотарев московский живописец конца XVII века (Материалы творческой биографии) // Произведения русского и зарубежного искусства XVI начала XVIII века: Материалы и исследованияМ., 1984.-С. 139.
- Пищик И. И. Секреты старения древесины. // Строительный эксперт-1999.-№ 20(159).-С. 13.
- Рыбаков А. А. Иконостас вологодского Софийского собора (к истории создания и реставрации) / А. А. Рыбаков Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1.- Вологда, 1994-С. 242−243.
- Румянцева В. Ф. Русское декоративное искусство: В 3-х томах / В. Ф. Румянцева под ред. А. И. Леонова. М., 1962−1965.
- Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. / П. А. Раппопорт СПб., 1993.-С. 11−78.
- Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы в XVI в: их состав и иконографические особенности // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл. М., 1993. — С. 62.
- Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы в XVI в: их состав и иконографические особенности // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл. М., 1993. — С. 63−65.
- Соболев Н. Н. Русская народная резьба. / H.H. Соболев. М. 1955. — С. 78−79.
- Соболев Н. Н. Русская народная резьба. / H.H. Соболев. М. 1955. — С. 80−81.
- Соболев Н. Н. Русская народная резьба. / H.H. Соболев. М. 1955. — С. 90.
- Соболев Н. Н. Русская народная резьба. / H.H. Соболев. -М. 1955. С. 87.
- Сперовский Н. Н. Указ. Соч. Ч. 1. С. 13.
- Сперовский Н. Н. Старинные русские иконостасы // Христианское чтение. -СПб., 1891−1893.
- Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники. М., 1968. — С. 161−162.
- Таруашвили JI. И. Эстетика архитектурного ордера: От Витрувия до Катрмера де Кепси. М., 1995. С. 22.
- Троицкий Н. П: указ. соч. С. 94−96.
- Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т. 2: словарь. -М., 1910.-С. 86.
- Фрутовский А. Е. Пособие мастеру столярно-мебельного производства-ГЛБИ, 1959.-С. 19−25.
- Филатов С. Н. Письменные источники о составе иконостасов XVI века // Архитектурное наследие и реставрация: (Реставрация памятников истории и культуры России).-М., 1984.-С. 125−127.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. СПб., 1996.
- Филимонов Г. Д. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. -М., 1859.-С. 4−45.
- Флоренский П. А., священник. Иконостас. М., 1995. С. 2−32.
- Флоренский П. А., священник. Амвросий, троицкий резчик XV в. -Сергиев. / П. А. Флоренский, Ю. А. Олсуфьев. М. 1927. — С. 3−20.