Построение содержания общеобразовательного курса информатики на основе развития концепции коммуникативной деятельности
Диссертация
Согласно современным представлениям, информатика является научной дисциплиной о закономерностях протекания информационных процессов в различной средах (системах), а также о методах, средствах и технологиях их автоматизации. Исследованиями А. А. Кузнецова, С. А. Бешенкова, Е. А. Ракитиной, К. К. Колина, В. В. Мозолина и др. было показано, что такое понимание информатики реализуется… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Основные современные образовательные тенденции и информационная цивилизация
- 1. 1. Основные направления развития современного образования
- 1. 2. Знаниевая парадигма и ее роль в современной информационной цивилизации
- 1. 3. Компетентностная парадигма и ее реализация в общеобразовательном курсе информатики
- 1. 4. Деятельностная парадигма в современном образовании
- Выводы
- ГЛАВА 2. Основные подходы к построению содержания общеобразовательного курса информатики на основе коммуникативной деятельности
- 2. 1. Коммуникативная деятельность как системообразущий элемент содержания общеобразовательного курса информатики
- 2. 2. Содержательные линии как основа структурирования общеобразовательного курса информатики
- 2. 3. Основные содержательные линии общеобразовательного курса информатики, построенные на основе коммуникативной деятельности
- Выводы
- ГЛАВА 3. Развитие системы понятий общеобразовательного курса информатики в рамках деятельностного подхода
- 3. 1. Заданно — коммуникативный подход при построении общеобразовательного курса информатики
- 3. 2. Новая система понятий общеобразовательного курса информатики
- Выводы
- ГЛАВА 4. Общие подходы к реализации содержания общеобразовательного курса информатики, построенного на заданно — коммуникационном подходе
- 4. 1. Система элективных курсов. Содержание и структура
- 4. 2. Оценка опытно-экспериментальной работы
- Выводы
Список литературы
- Абчук В. А. Интенсификация: принятие решений: Научно-практическое пособие для руководителей.Текст. / В. А. Абчук, В. А. Бункин / Л.: Лениздат, 1987. 174 с.
- Айнштейн В. Линейность и нелинейность в мышлении, познании мира и образовании .Текст. / В. Айнштейн, Л. Серафимов // Alma mater. 1998. № 3. С. 39−45.
- Алафьев В.З. Основы информатики: Учебное пособие для студентов вузов. .Текст. / В. З. Алафьев, Ю. А. Хунт, Н. Л. Шишакова //М.: «Филинъ», 1998. 496 с.
- Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения .Текст. / С. С. Амирова, В. Н. Мосолов, Г. П. Сечина, Н. И. Сухорукова // Педагогика. 1993. № 5. С.49−52.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. .Текст. / П. К. Анохин.- М., 1978.- 346 с.
- Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании. .Текст. / А. П. Аношкин.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.- 144с.
- Антипов И.Н. Основы информатики и вычислительной техники. Методическое пособие для преподавателей техникумов. .Текст. / И. Н. Антипов.- М.: Высшая школа., 1991.- 247с.
- Апатова Н.В. Развитие содержания школьного курса информатики. .Текст. / Н. В. Апатова.- М., 1993.- 132 с.
- Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / Н. В. Апатова.- М., 1994.- 37 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Текст. / С. И. Архангельский.- М.: Высшая школа, 1980.368 с.
- Асмолов А.Г. Три вопроса о грядущей реформе Текст. / А.Г.Асмолов// Alma Mater.- 1997. № 6.
- Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности Текст. / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин // Сборник нормативных документов общего среднего образования.- М.: Просвещение.- 1993.
- Астафьева Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений. Автореф. дисс. к.п.н. Текст. / Н. Е. Астафьева.- С.-Пб.- 1997.- 51 с.
- Аткинсон Р. Введение в математическую теорию обучения. Текст. / Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э.Кротерс.- М.: Мир.- 1969.- 486 с.
- Афанасьев В.Г.О системном подходе в социальном познании Текст. / В. Г. Афанасьев // Вопросы философии.- 1973.- № 6. С.
- Афанасьев В.Г. Программно-целевое планирование и управление. Текст. / В. Г. Афанасьев.-М., 1990.- 180 с.
- Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? Текст. / В. Г. Афанасьев // Магистр.- 2000.- № 5−6.
- Ахлибинская С.В. Информация и система. Текст. / С. В. Ахлибинская.- Л.: Лениздат, 1969
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика.-1989.- С. 16−209.
- Базлов И.Ф. Экзаменационные материалы по информатике (К разработке образовательных стандартов Санкт-Петербургской школы) Текст. / И. Ф. Базлов, А. Н. Шляго // Информатика и образование.- 1995.- № 2.- С. 1828.
- Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования. Текст. / В. И. Байденко.-/ Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого.- 1999.- 440 с.
- Байтурганов Х.Н. Основы теории единого информационного поля. Выпуск 1. Наука информационного прогнозирования. Текст. / Х. Н. Байтурганов, С. Х. Захаров, Н. И. Захаров.- СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ.- 1997.- 64 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогические аспекты. Текст. /Г.А.Балл.-М.: Педагогика.- 1987.- 183 с.
- Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании. Текст. / К. Б. Батороев.-Изд-во «Наука». Сибирское отд.- 1981.- 320 с.
- Бахвалов JI.A. Метамоделирование процессов реструктуризации и функционирования горной промышленности. Горный информационно-аналитический бюллетень. Текст. / Л.А.Бахвалов- М.: Московский государственный горный университет. Выпуск 1, — 1996 г.
- Башмаков М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. Текст. / М. И. Башмаков.- СПб.: Свет.- 1997.- 400с.31 .Белошапка В. К. Мир как информационная структура Текст. / В.К.Белошапка//Информатика и образование.- 1988.- № 5.
- Белошапка В.К. Информатика как наука о буквах Текст. / В. К. Белошапка // Информатика и образование, — 1992.- № 1.- С. 6−12.
- Белошапка В.К. Основы информационного моделирования Текст. / В. К. Белошапка, А. С. Лесневский // Информатика и образование.- 1989.- № 3.- С. 17−24.
- Беляева И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе Текст. / И. Н. Беляева // Информатика и образование.-1996.-№ 3.- С. 24−27
- Беляков С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. Текст. / С. А. Беляков.- СПб., 1996.
- Берг А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. Текст. /
- A.И.Берг.- М.: Радио и связь.- 1964.- 89 с.
- Бердяев Н.А. Человек и машина: Проблемы социологии и метафизики в технике Текст. / Н. А. Бердяев // Вопросы философии.- 1989.- № 2.- С. 147 153.
- Берулава Н.М. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования Текст. / Н. М. Берулава // Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Института управления.- 1996.- С. 30 -44.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов. Текст. /
- B.П.Беспалько // Вестник высшей школы.- 1988.- № 1.- С. 3−8.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Текст. /
- B.П.Беспалько.- Воронеж.- 1977.- 304 с.
- Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России Текст. /В.ПБеспалько //Педагогика.- 1995.- № 1.- С. 89−94.
- Бешенков С.А. Непрерывный курс информатики. Текст. / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина, Н. В. Матвеева, Л. В. Милохина .- М. БИНОМ.- Лаборатория знаний.- 2008.- 118 с.
- Бешенков С.А. Проблемы профильного обучения информатике. Текст. /
- C.А.Бешенков, — М.- 1993.- 90 с.
- Бешенков С.А. Личностный аспект восприятия информации как путь развития содержания обучения информатике Текст. / С. А. Бешенков, Ю.Ю.Власова//Педагогическая информатика.- 1998.-№ 1.- С. 16−21.
- Бешенков С.А. Информатика и информационные технологии. Текст. / С. А. Бешенков, А. Г. Гейн, М. Г. Григорьев.- Екатеринбург: Изд-во УрГПУ.-1995.- 143 с.
- Бешенков С.А. Информатика — 11. Систематический курс. Учебник для общеобразовательной школы. 3-е издание. Текст. / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина.- М. БИНОМ. Лаборатория знаний.- 2006.- 120с.
- Бешенков С.А. Формализация и моделирование Текст. / С. А. Бешенков, В. Ю. Лысова, Н. В. Матвеева,. Е. А. Ракитина // ИНФО.- 1999.- № 5.- С. 11−15, № 6.- С. 21−27, № 7.- С. 25−30.
- Бешенков С.А. Знание, информация и понимание в процессе обучения Текст. / С. А. Бешенков, В. П. Мозолин, Е. А. Ракитина // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. ст.- М.: ИОСО.- 2000.- С. 59−62.
- Бешенков С.А. Некоторые проблемы содержания и методики обучения информатике Текст. / С. А. Бешенков, В. П. Мозолин, Е. А. Ракитина // Компьютерные инструменты в образовании. 2000.- № 3−4.- С. 9−14.
- Бешенков С.А. Моделирование и формализация Текст. / С. А. Бешенков, Е.А.Ракитина//ИНФО.- 2001.- № 7.- С. 6−13.
- Бешенков С. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. Текст. / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина.- М.: Лаборатория Базовых Знаний.- 2001, — 432 с.
- Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Текст. / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина.- М.: Лаборатория Базовых Знаний.- 2002.- 304 с.
- Бирюков Б.В. Кибернетика и логика. Текст. / Б. В. Бирюков.- М.- 1971.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. Текст. / И. В. Блаубернг, Э. Г. Юдин.- М.: Наука.- 1973.
- Блинова Е. Государственный стандарт: прокрустово ложе или свобода выбора. Текст. / Е. Блинова // Народное образование.- 1997.- № 1.- С. 3439.
- Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. Текст. / Д. И. Блюменау.- Л.: Наука.- 1989.- 192 с.
- Богатов Д.Ф. Информатика и математика для юристов: Учебное пособие. Под ред. В. А. Минаева. Текст. / Д. Ф. Богатов, Ф. Г. Богатов, В. А. Минаев. -М.: «Издательство ПРИОР», МЮИ МВД России.- 1998.- 224 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия Текст. /
- B.И.Боголюбов // Сов. педагогика.- 1991.- № 9.- С. 123−128.
- Бороненко Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики. Дисс. д.п.н. Текст. / Т. А. Бороненко.- СПб.- 1997.
- Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. Текст. / А. И. Бочкин.- Минск: Высш.шк.- 1998.- 431с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. Текст. / А. В. Брушлинский.- М.- 1970
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Текст. / А. В. Брушлинский.-М.- 1979.
- Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема Текст. / А. А. Брудный.// Вопросы философии.- 1975.- № Ю.- С. 109−117.
- Булычев И.И. Проблема стиля философского мышления в эру информационной цивилизации Текст. / И. И. Булычёв // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 1.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина.- 1996.- С.8−14.
- Буравихин В.А. Информатизация образования Текст. / В. А. Буравихин,
- C.А.Жданов // Магистр i: Независимый психолого-педагогический журнал. 1991,-№ 6.- С. 19−26.
- Бурдье П. Начала. Текст. / П.Бурдье.- М.: Socio-Logos.- 1994.
- Буш P.P. Стохастические модели обучаемости. Текст. /Р.Р.Буш, Ф.Мостелер.- М.- 1962.
- Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. Текст. / Е. К. Быстрицкий.- Киев: Наукова думка- 1986.- 134 с.
- Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. Текст. / М.Вартовский.- М.- 1988.
- Васенин В.А. Информационные технологии в практике научных исследований и высшей школы. Автореф. дисс. д.ф.-м.н./В.А.Васенин.-Новосибирск.- 1997.
- Веккер JI.M. Восприятие и основы его моделирования. Текст. / Л. М. Веккер.-Л.- 1964.
- Величковский Б.М. Анализ процессов понимания Современная когнитивная психология. Текст. / Б. М. Величковский М.- 1982.- С. 221 237.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Текст. / А. А. Вербицкий.- М.: Высшая школа.- 1991.- 207 с.
- Вербицкий А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Текст. / А. А. Вербицкий // Alma Mater. 1997. № 11.
- Власова Ю.Ю. Изучение процессов восприятия и переработки информации человеком в общеобразовательном курсе информатики.Авт. диссертации на соискание.к.п.н. Текст. / Ю. Ю. Власова.- М.- 1998.- 18 с.
- Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе.Автореф. дисс. д.филос.н. Текст. / Т. П. Воронина.- М.- 1995.- 51 с.
- Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). Текст. / Т. П. Воронина, В. П. Кашицин, О. П. Молчанова.- М.- 1995.- 220 с. Ассоциация международного образования
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова. Текст. / Л. С. Выготский.- М.: Педагогика.- 1991.- 479 с.
- Выготский Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции Текст. / Л. С. Выготский, Л. С. Сахаров / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.- М.: Изд-во МГУ.- 1981.- С. 194−203.
- Галенко С.П. На пути к новой идеологии образования Текст. / С. П. Галенко // Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Института управления.-1996.- С. 81 — 93.
- Галыгина И.В. Методика обучения информационному моделированию в базовом курсе информатики. Дисс. к.п.н. Текст. / И. В. Галыгина.-Тамбов- 2001.
- Галыгина Л.В. Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики. Дисс.к.п.н. Текст. / Л. В. Галыгина.- Тамбов, 2001.
- Гастев Ю.А. Гомоморфизмы и модели. Текст. / Ю. А. Гастев.- М.: Наука.-1975.- 150 с.
- Гейн А.Г. Изучение информационного моделирования как средства реализации межпредметных связей информатики с дисциплинамиестественнонаучного цикла. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / А. Г. Гейн.- М.-2000.- 48 с.
- Гейн А.Г. Информатика. 7−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. Текст. / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов, В. Ф. Шолохович.- М.: Дрофа.- 1998.-240 с.
- Гейн А.Г. Программа базового курса «Информатика» для VII-IX классов общеобразовательной школы Текст. / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов // Информатика и образование.- 1996.- № 6.- С. 12−16.
- Гейн А.Г., Шолохович В. Ф. Десять лет спустя Текст. / А. Г. Гейн, В. Ф. Шолохович // Информатика и образование.- 1995.- № 2.- С. 7−11.91 .Гершунский Е. С. Россия: образование и будущее. Текст. / Е. С. Гершунский.-Челябинск 1993.
- Глушенко А.А. Компьютеризация важнейшая особенность научного стиля мышления и деятельности. Текст. / А. А. Глушенко // Новые информационные технологии в образовании. Воронеж.- 1995.- 260 с.
- Глушков В.М. Моделирование развивающихся систем. Текст. / В. М. Глушков, В. В. Иванов, В. М. Яценко, — М.: Наука.- 1983.
- Гомоюнов К.К. Стратегия и тактика формирования понятий Текст. / К. К. Гомоюнов // Проблемы непрерывного технического образования.- Л.: Изд-во ЛТГУ.- 1991, — С. 32−37.
- Горячев А.В. Информатика фундаментальная и прикладная Текст. / А. В. Горячев // ИНФО.- 1998.- № 6.- С. 27−30.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальностям 60 400, 60 500, 60 800. Текст. /М.: «Принт».- 2000.- 49 с.
- ЮО.Грабарь М. И. Планирование методических экспериментов и математическая обработка их результатов. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / М. И. Грабарь.- М.: НИИ СиМО АПН СССР- 1989.
- Грабарь М.И. Применение вероятностных процессов и факторного анализа в педагогике и психологии Текст. / М. И. Грабарь // НТИ. Сер. 2. Информационные процессы и системы, — 1997, — № 7.- С. 1−11.
- Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краспанская.- М.: Педагогика.-1977.
- ЮЗ.Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология Электронный pecypc./http://gouzeev.direktor.ru/BasicPage.htm
- Гуманизация образования. «Круглый стол» ученых и педагогов практиков Текст. // ОНС- 1992.- № 2.
- Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 2. Текст. / Набережные челны: Изд-во Институт управления.- 1996.- 244с.
- Юб.Гурьева Т. Н. Школа на пути к мировому информационному пространству Текст. / Т. Н. Гурьева // Информатика и образование.- 1996. № 3.-С. 98−104.
- Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа Текст. / П. С. Гуревич // Проблема человека в западной философии.- М.: Прогресс, — 1988.
- Гусинский Э.Н. Введение в философию образования. Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова.- М.: «Логос».- 2000.- 224 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). Текст. / В. В. Давыдов.- М.: Просвещение.- 1972.- 423с.
- Ю.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Текст. / В. В. Давыдов.- М.: Педагогика.- 1986.- 239 с.
- Дейнеко С.В. Методика обучения информатике учащихся вузов Текст. /
- С.В.Дейнеко // ИНФО.- 2000.- № 4.- С. 94−96.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. Текст. / М.: Политиздат.- 1990.- 366 с.
- Джонассен Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии Текст. / Д. Х. Джонассен // Информатика и образование.- 1996.- № 4.- С. 117−131.
- Дик Ю. И. Двенадцатилетка: проблемы и решения Текст. / Ю. И. Дик, М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2000. № 3.- С. 25−34.
- Долженко О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. Текст. / О. В. Долженко.- М.: Высшая школа.- 1990.- 192 с.
- Долженко О.П. Очерки по философии образования. Текст. / О. В. Долженко.-М.- 1995.
- Доманова С.Р. Методы компьютерного обучения (Педагогические аспекты освоения новых информационных технологий в образовании). Дисс. к.п.н. Текст. / С. Р. Доманова.- Росгов-на-Дону- 1991.- 210 с.
- Дорофеев Г. В. Математика для каждого. Текст. / Г. В. Дорофеев.- М.: Аякс.-1999.- 392 с.
- Евгенев Г. Б. Модели вместо алгоритмов. Смена парадигмы разработки прикладных систем Текст. / Г. Б. Евгеньев // Информационные технологии.- 1999.- № 3.- С. 38 44.
- Егоров B.C. Учебный процесс в современном вузе. Текст. / В. С. Егоров.-М.: Высшая школа.- 1991.
- Егоров B.C. Интеграция различных способов освоения мира и современное образование Текст. / В. С. Егоров, С. С. Шевелева // Философские проблемы образования. М.- 1996.
- Ершов А.П. Выступление на закрытии II конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» Текст. / А. П. Ершов // Информатика и образование.- 1996.- № 5.- С. 33−34.
- Жигарев А.Н., Макарова Н. В., Путинцева М. А. Основы компьютерной грамоты. JL: Машиностроение, 1987. 255 с. 126.3айдельман Я. Н. Три кита школьной информатики Текст. /
- A.Н.Зайдельман, Г. В. Лебедев, Л. Е. Самовольнова // Информатика и образование.- 1993.- № 3.- С. 19−23.- № 4.- С.13−17.
- Зорина Л.Я. Системность качество знаний. Текст. / Л. Я. Зорина.- М.: «Знание».- 1976.- 64 с. (Новое в жизни науки и технике. Серия «Педагогика и психология». № 1).
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. Текст. / Л. Я. Зорина.- М.: Педагогика.- 1978.- 128 с.
- Измайлова А.А. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов: Методич. материал. Текст. / А. А. Измайлов,-М.-Уфа.- 1988, — 35 с.
- Изучение социального заказа к содержанию базовых курсов основной и средней школы и к уровню подготовки выпускников. Текст. / М.: Изд-во НПО «Образование от, А до Я», — 2000.- 200с.
- Ильина Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание Текст. / Т. А. Ильина // Вестник высшей школы.- 1976.- № 2.- С. 39−48.
- Информатика Текст. / А. Г. Гейн, Е. В. Линецкий, М. А. Сапир, М. Ф. Шолохович.-М.: Просвещение.- 2007.
- Информатика в понятиях и терминах Текст. / Г. А. Бордовский, В. А. Ивозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов.- М.: Просвещение.- 1991.
- Информатика: Базовый курс. Учебник для вузов Текст. / Под ред.
- С.В.Симонович. СПб.: Питер.- 2006.- 640 с. 143. Информатика: Учеб.пособ. и сб. задач с реш. Текст. / Под общ. ред. В. А. Каймина, Л. А. Муравья. М.: Бридж.- 1994.- 208 с.
- Информатика: Учебник для студентов, преподавателей вузов по дисциплине «Информатика» Текст. / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика.- 2006.- 768с.
- Информатика: Учебник для экономических спец. вузов / Под ред. Н. В. Макаровой.- М.: Финансы и статистика.- 2005.- 768 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знания. Текст. / М. С. Каган.-Л.: Изд-во ЛГУ.- 1991.-384 с.
- Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. Текст. /Е.В.Калинкин.- М.: Высшая школа.- 1990.- 143 с.
- Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. Методическое пособие для учителя. Текст. / В. Н. Касаткин.- М.: Просвещение.- 1991.- 191 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Текст. / М. И. Уастельс.- М.: ГУ ВШЭ.- 2000.- 511 с.
- Кинелев В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса «Образование и информатика» Текст. / В. Г. Кинелев // Информатика и образование. 1996.- № 5.- С. 21−28.
- Кинелев В.Г. Контуры системы образования XXI века Текст. / В. Г. Кинелев //ИНФО.- 2000.- № 5.- С. 2−7.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Текст. / М. В. Кларин.- М.: Знание.- 1989.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования: игры и дискуссии. Текст. / М. В. Кларин.- Рига: НПЦ «Эксперимент.- 1995.- 176 с.
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения. Текст. / Л.Улинберг.- М.: Педагогика.- 1986.- 256 с.
- Клир Д. Системология. Автоматизация решения системных задач. Текст. / Д.Клир.- М.: Радио и связь.- 1990.- 539 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. Текст. / Е. Н. Князева.- М.: Наука.- 1994.
- Козлов О.А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений МО РФ. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / О. А. Козлов.- М.- 1999.
- Колесников JI.A. Основы теории системного подхода. Текст. / Л. А. Колесников.- Киев: Наукова думка.- 1988.- 176 с.
- Колин К.К. Информатика сегодня и завтра Текст. / К. К. Колин // Информационные технологии. 2000.- № 1.- С. 2−8.
- Колин К.К. Информационный подход в научных исследованиях Текст. / К. К. Колин // Информационные технологии. 1999.- № 1.- С. 44−46.
- Колин К.К. Концепция содержания образования образовательной области «Информатика» в двенадцатилетней школе. Репр. изд. Текст. / К. К. Колин.- М.- 2000.
- Колягин А.Ю. Применение АОС для контроля знаний учащихся. Автореф. дисс. к.п.н. Текст. / А. Ю. Колягин .-М.- 1991.
- Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе Текст. // Информатика и образование.- 2000.- № 2.- С. 17−22.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование традиции и перспективы. Текст. / Г. Б. Корнетов, — М, — 1993.- 71 с.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Текст. / Т.Котарбинский.-М.- 1975.- 46 с.
- Кравцова А.Ю. Опыт использования информационных технологий в школах Великобритании. Текст. / А. Ю. Кравцова.-М.: Информатика и образование.- 1997.- 24 с.
- Кравцова А.Ю. Развитие содержательных линий базового курса информатики в общеобразовательной школе на основе анализа опыта Великобритании. Автореф. к.п.н. Текст. / А. Ю. Кравцова.- М.- 1998.- 22 с.
- Круглый стол: обсуждаем концепцию содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование.- 2000.- № 5.- С. 22−29.
- Кувалдина Т.А. Основные понятия информатики: Тезаурус. Текст. / Т. А. Кувалдина.- Волгоград: Перемена.- 1996.- 107 с.
- Кувалдина Т.А. Избранные лекции по методике преподавания информатики. Текст. / Т. А. Кувалдина.- Волгоград: Перемена.- 1999.-76 с.
- Кузнецов А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование1994.-№ 1.
- Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Автореф. дис. д.п.н. Текст. / А. А. Кузнецов.- М.- 1988.
- Кузнецов А.А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование 2000. № 7.- С. 2−7.
- Кузнецов А.А. Диагностика знаний и умений учащихся по информатике Текст. / А. А. Кузнецов, В. В. Морозов, Е. Г. Полуаршинова, А. О. Татур, Н. Д. Угринович // Информатика и образование 1998.- № 6.- С. 8−16.
- Кузнецов А.А. Современный курс информатики: от элементов к системе Текст./ А. А. Кузнецов А.А., С. А. Бешенков, Е.А.Ракитина//Информатика и образование.- № 1.- 2004.- с. 3−9.
- Кузнецов А.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию Текст./А.А.Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина //Информатика и образование.- № 2.- 2004.- с. 5−10.
- Кузнецов А.А. Информатика 8 Текст./ А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина.- М.- Просвещение.- 2008 -160 с.
- Кузнецов А.А., Системообразующая роль информатики в содержании школьного образования Текст./ А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина // Стандарты и мониторинг. 2000.- № 1, — С. 43−47.
- Кузнецов А.А. Академический учебник информатики и стандарт нового поколения Текст. / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование 2008.- № 1.- С. 3−7.
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / Э. И. Кузнецов.-М, — 1990.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Текст. / Н. В. Кузьмина.- Л.: Изд-во ЛГУ.- 1980.
- Кун Т. Структура научных революций. Текст. / Т.Кун.- М.: Прогресс.-1975.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. Текст. / Ч. Куписевич, — М.-1986.- 368 с.
- Купцов В.И. Человек и общество: Учебное пособие для преподавателей. Введение. Проблемы развития образования. Текст. / В. И. Купцов.- М.-1992.-32 с.
- Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем // Философские аспекты информатизации. Текст. / С. П. Курдюмов.- М.-1989.- С. 61−82.
- Кушниренко А.Г. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. Текст. / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев.-М.: Лаборатория Базовых Знаний.- 2000.464 с.
- Кушниренко А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. Текст. / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Р. А. Скворень.- М.: Просвещение.-1991.- 224 с.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. Текст. / В. В. Лаптев, М. В. Швецкий.- СПб.: Изд-во СПбУ.- 2000.- 508 с.
- Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. Текст. / М. П. Лапчик.- Свердловск: СГПИ.- 1987.
- Лапчик М.П. Информатика и НИТО в стандартах высшего педагогического образования Текст. / М. П. Лапчик // Педагогическая информатика. 1998. № 1. С. 49 56.
- Лебедев А.Н. Теория моделирования и ее методы Текст. / А. Н. Лебедев // Электронное моделирование. 1981. — № 3.- С. 3 — 11. .
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. Текст. / К. М. Левитан.-М.: Наука.- 1994.- 190с.
- Леви Стросс К. Структура мифов Текст. / К. Леви-Стросс // Вопросы философии.- 1970.- № 7.
- Ледиев B.C. Об изучении элементов кибернетики и автоматики в средней школе Текст. / В. С. Леднев // Школа и производство. 1962.- № 12.- С. 49−53.
- Леднев B.C. О путях изучения основ кибернетики и автоматики в средней школе Текст. / В. С. Леднев // Доклады академии педагогических наук РСФСР.- 1963.-№ 1, — С. 6−9.
- Леднев B.C. Изучение кибернетики и автоматики в средней школе. Автореф. дисс. к.п.н. Текст. / В. С. Леднев.- М.- 1964.- 16 с.
- Леднев B.C. Автоматы. Учебные материалы по автоматике и вычислительной технике. Вып. 1. Текст. / В. С. Леднев.- М.- 1966.- 35 с.
- Леднев B.C. Начала кибернетики. Учебные материалы. Текст. /
- B.С.Леднев.- М.- 1969.-41 с.
- Леднев B.C., Кузнецов А. А. Тематический план экспериментального курса кибернетики на 1971/72 уч.год. Текст. / В. С. Леднев.- М.- 1971.- 18 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. Текст. / В. С. Леднев.- М.: Педагогика.- 1980.- 264 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. Текст. / В. С. Леднев.- М.: Высшая школа.- 1991.
- Леднев B.C., Кузнецов А. А. Программа факультативного курса «Основы кибернетики» Текст. / В. С. Леднев // Математика в школе.- 1975.- № 1.- С. 51−55.
- Леднев B.C. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе Текст. / В. С. Леднев, А.А.кузнецов,
- C.А.Бешенков //ИНФО.- 1998.- № 3.- С. 76−78.
- Леднев B.C. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе /Текст. / В. С. Леднев, А.А.кузнецов, С. А. Бешенков / ИНФО.- 2000.- № 2.- С. 13−16.
- Ю.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат.- 1975.- 304 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии Текст./ Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой.- М.: Смысл.- 2000.- 511 с.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке Текст. / А.Н.Леонтьев//Вопросы психологии.- 1989.- № 3. -С. 11 21.
- Лернер И .Я. Процесс обучения и его закономерности. Текст. / И. Я. Лернер.- М.: Знание.- 1980.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. / И. Я. Лернер.- М.: Просвещение.- 1981
- Лесневский А.С. Становление системы понятий в школьном образовании. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / А. С. Лесневский.- М.- 1996.- 39 с.
- Лесневский А.С. Информатика и диалектика Текст. / А. С. Лесневский // Информатика и образование.- 1996.- № 6.- С. 6 -9.
- Линдсей Д. Переработка информации у человека. Текст. / Д. Линдсей, ЛНорман.- М. Мир.- 1974.- 552 с.
- Лобанов Ю.И. Универсалии образования Текст. / Ю. И. Лобанов // Современная гимназия и универсалии образования. М.- 1995.
- Лобанов Ю.И. Эффективность образовательных технологий: Проблемы и задачи. Текст. / Ю. И. Лобанов, В. С. Токарева, М. А. Сухинина.- М.: НИИВО.- 1999.- 64 с. (Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Выпуск 10)
- Лобанов Ю.И. Эффективность образовательных технологий: Методическое обеспечение. Текст. / Ю. И. Лобанов, В. С. Токарева,
- М.А.Сухинина.- М.: НИИВО.- 1999.- 40 с. (Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Выпуск 11)
- Логика и проблемы обучения. Текст. / М., — 1975 238 с.
- Логвинов И.И. Основы дидактики Текст. / И. И. Логвинов.- М.- 2005.130 с.
- Лыскова В.Ю. Учебные задачи в курсе информатики Текст. /
- B.Ю.Лыскова, Е. А. Ракитина // Информатика и образование 1998.- № 4-.1. C. 49−55.- № 5. С. 73−82.
- Лыскова В.Ю. Применение логических схем понятий в курсе информатики Текст. / В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина // Информатика и образование 2000. № 1.- С. 32−38.
- Макарова Н.В. Концепция базового курса информатики на базе объектно-информационного подхода Текст. / Н. В. Макарова // Сб. труд, участн. конф. ИТО-2000. В 4-х ч. Ч. II. .-М.: МИФИ.- 2000.- С. 32−33.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. Текст. / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигрский.- М.: Школа «Языки русской культуры».- 1999.- 216 с.
- Марков С.А. Информатика как базовая наука образования Текст. / С. А. Марков // Информатика и образование 1998.- № 6.- С. 3−7.
- Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства Текст. // СОЦИС.- 2000.- № 7.- С. 73−82.
- Матвеева Н.В. Методика формирования системно-информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы. Дисс. к.п.н. Текст. / Н. В. Матвеева.- М.-1997.
- Матвеева Н.В. Гуманизация образования и школьная информатика Текст. / Н. В. Матвеева // Стандарты и мониторинг.- 2000.- № 3.- С. 17−24.231 .Математическая логика и ее применение (лингвистика, модели языка). Текст./М.- 1965.
- Материалы Межвузовской научно-технической программы «Создание системы открытого образования».Текст. /М.- 2000.
- Матрос Д.Ш. Информационная модель школы Текст. / Д. Ш. Матрос // Информатика и образование.- 1996.- № 3.- С. 1−8.
- Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе НИТ и образовательного мониторинга. Текст. / Д. Ш. Матрос.- Нижн.Нов.-М.: .Педагогическое общество России.- 1999.- 96 с.
- Матрос Д.Ш. Построение школьного курса информатики на основе технологического подхода Текст. / Д. Ш. Матрос, Е. А. Леонова, И. Ф. Биктимирова, Т. А. Хасанова, Т. ГЛковлева // ИНФО.- 1999.- № 6.- С. 2−9.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. Текст. / Е. И. Машбиц.- М.: Педагогика.- 1988.- 191 с.
- Международное законодательство об образовании. Текст. / М.: Социально-политический журнал.- 1994.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Текст. / Н. А. Менчинская.- М.: Педагогика.- 1989.- 218 с.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. Текст. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури.- М.: Дело.- 1995. 704 с.
- Методология исследований, проектирование и менеджмент в области высшего образования. Текст. / М.: НИИВО.- 1997.- 332 с. 241 .Методология педагогики Текст. / Сб. статей под ред. В. В. Краевского. М: Педагогика, 1997.
- Методы эффективного обучения взрослых: Учебно методическое пособие. Текст. /М.-Берлин.- 1999.- 154 с. 243 .Мещеряков Б. Г. Психологические проблемы антропологизации образования Текст. / Б. Г. Мещеряков // Вопросы психологии.-1998.- № 1.-С. 20−31.
- Мизинцев В.И. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. Текст. / В. И. Мизинцев.- М.: Высшая школа.- 1977.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. Текст. / М.Минский.-М.: Энергия.- 1979.
- Милитарев В.Ю., Яглом И. М. Информационная культура эпохи НТР Текст. / В. Ю. Милитарев, И. М. Яглом // Информатика и культура.-Новосибирск: Наука.- 1990.
- Миракова Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования. Авторф. дисс. д.п.н. Текст. / Т. Н. Миракова.- М.- 2001.- 53 с.
- Миракова Т.Н. Гуманитаризация школьного, математического образования (методология, теория, практика). Текст. / Т. Н. Миракова.- М.: ИОСО РАО.- 2000.- 398 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Текст. / В. И. Михеев.- М.: Высшая школа.- 1987.- 200 с.
- Могилев А.В. Современные аспекты развития образовательной области «Информатика» Текст. / А. В. Могилёв // Педагогическая информатика.1998.-№ 1.- С. З -9.
- Могилев А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / А. В. Могилёв.- Воронеж.1999.- 40 с.
- Могилев А.В. Область знаний «Информатика» в предметном блоке подготовки бакалавра по направлениям высшего педагогического образования Текст. / А. В. Могилёв, Е. К. Хеннер // Педагогическая информатика.- 1998.- № 1.- С. 56 64.
- Могилев А.В. Информатика: Учебн. пособ. для студ. пед. вузов. Текст. /
- A.В.Могилёв, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер.- М.: «Академия».- 2000.- 816 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования Текст. / Под ред. Е. Э. Смирновой.- JI.: Изд-во ЛГУ- 1984.177 с.
- Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. Текст. / Н. Н. Моисеев.- М.: Молодая гвардия.- 1984.- 224 с.
- Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление Текст. / Н. Н. Моисеев // ОНС, — 1993, — № 2.
- Молчанов А.А. Моделирование и проектирование сложных систем. Текст. / А. А. Молчанов.- Киев.: Высшая школа.- 1988.- 359 с.
- Молчанова М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной школе. Текст. / А. А. Молчанов.- Луганск.- 1991.
- Монахов В.М. Обновление методической системы обучения Текст. /
- B.М.Монахов.-М// Советская педагогика.- 1985,-№ 1.
- Морозова Е.В. Методические принципы построения системы упражнений и задач курса информатики гуманитарной ориентации. Автореф. дис. к.п.н. Текст. / Е. В. Морозова.- М, — 1996.
- Муранов А.А. Информатика и информационные технологии в школе Текст. / А. А. Муранов // Информатика и образование, — 1996.- № 1.
- Мысин М.Н. Построение содержания обучения программированию в старших классах общеобразовательной школы на основеинформационного моделирования. Дисс. к.п.н. Текст. / М. Н. Мысин,-Москва, 1999.
- Назарова JI.P. Проект создания Web страницы для развития творческой активности учащихся. Текст. /Л.Р. Назарова / XI Междунарордная конференция — выставка «Информаионные технологии в образовании». -М. МИФИ.-2001.-С. 72−73
- На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов Текст. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО.- 2000.- С. 9−20.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2000 г. Электронный ресурс./ http://www.educom.ru
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Народное образование, — 2000.- № 2.- С. 14−18.
- Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория и практика. Текст. /Я.Г.Неуймин, — Л.: Наука, Ленинградское отделение, — 1984, — 192 с.
- A.П.Ершов, В. М. Монахов, А. А. Кузнецов и др.- Под ред. А. П. Ершова,
- B.М.Монахова.- М.: Просвещение.- 1985 160 с. 280.0сновы педагогики и психологии высшей школы Текст. / Под ред.
- A.В .Петровского. М.: Изд-во МГУ.- 1986.- 302 с. 281.0стрейковский В. А. Информатика: Учебник. Текст. /
- B.А.Острейковский.- М.: Высшая школа.- 2005.- 511 с. 282.0ценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике Текст. / А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: «Дрофа».- 2000.- 48 с.
- Павлов Дж. Революция в Америке и не только. Компьютер в американской школе Текст. / Дж. Павлов // Школьное обозрение.- 2001.-№ 3.- С. 41−44.
- Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Текст. / Н. И. Пак.- Красноярск: Изд-во КрПУ.- 1999.- 152 с.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное творчество / Хрестоматия по педагогическойпсихологии. Текст. / В. П. Панюшин.- М.: Международная педагогическая академия.- 1995.- С. 59 66.
- Педагогика высшей школы. Текст. /Казань: Изд-во Казанского университета. 1985.- 192с.
- Педагогика и логика. Текст. / М.: Касталь 1993.- 416 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. Текст. / С.Пейперт.- М.: Педагогика.- 1989.- 220 с.
- Перегудов Ф.И. Введение в системный анализ. Текст. / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко.- М.: Высшая школа.- 1989.- 367 с.
- Переслегин С.Б. Стратегия чуда: введение в теорию неаналитических операций Электронный ресурс./ http://okh.nm.ru/materials/Pereslegin/PerMiracleStr.htm.
- Перфилова О.Б. Методика обучения основам кибернетики в рамках образовательной области «Информатика» в условиях средней школы. Дисс. к.п.н. Текст. / О. Б. Павлова.- Тамбов.- 2000.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления Текст. / Ж. Пиаже // Вопросы психологии.- 1965.- № 6.- С. 33−51.
- Поетон Т. Теория катастроф и ее приложения. Текст. / Т. Поетон, Н.Стюарт.- М.: Мир.- 1980.
- Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. Текст. / Д.Пойа.- М.: Наука.- 1976.- 448 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. Текст. / Е. С. Полат.- М.- 1998.
- Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России. II Международный конгресс ЮНЕСКО Текст. / М.: Образование и информатика.- М.- 1996.
- Пономаренко Е.Т. Профессиональное образование: опыт, противоречия, тенденции. Текст. / Е. Т. Пономаренко.- М.- 1995.
- Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Текст. / К. Р. Поппер.- М.: Прогресс,-1992.
- Пригожин И. Философия нестабильности Текст. / И. Пригожин // Вопросы философии.- 1991.- № 6.- С. 46−52.
- Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Текст. / И. Пригожин, И.Стенгерс.- М.- 1986.
- Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. Текст. / И. Пригожин, И.Стенгерс.- М.- 1994.
- Приортеты современной педагогики: Мир Экология — Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е Текст. / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.- 1993.- 160 с.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике Текст. / Под ред. А. А. Кузнецова. М.- 1996.134 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений 2−11 классыТекст. / М.БИНОМ. Лаборатория знаний, — 2005.- 217 с.
- Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении Текст. /М.: МГУ- 1987.- 159 с.
- Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. Текст. / Б. Я. Пукшанский.- Л.: Изд-во ЛГУ.- 1987.- 112 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе.. Текст. / Дж. Равен.- М.: Когито-Центр.- 2001.- 176 с.
- Радченко Н.П. Школьная информатика. Экзаменационные вопросы и ответы.. Текст. / Н. П. Радченко, О. А. Козлов.- М.: Финансы и статистика.-1998.- 160 с.
- Развитие содержания общего среднего образования. Текст. / Под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова. [Текст] / М.: ИОСО РАО.- 1997, — 116 с.
- ЗЮ.Ракитина Е. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе. Дисс. д.п.н.. Текст. / Е. А. Ракитина.- Москва.- 2002.
- ЗП.Ракитина Е. А. Построение содержания обучения информатике на деятельностной основе. Текст. / Е. А. Ракитина.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина.-2001.- 163 с.
- Ракитина Е.А. Основы концепции непрерывного курса информатики. Текст. / Е. А. Ракитина.- М.: Образование и информатика!- 2002.- 70 с.
- ЗП.Ракитина Е. А. Дидактические материалы по программированию / Дидактические материалы по информатике. Текст. / Е. А. Ракитина.- М.: Информатика и образование.- 2000, — 96 е.- С. 3−34.
- ЗМ.Ракитина Е. А. Методические приемы обучения формализации в курсах логики и информатики Текст. / Е. А. Ракитина // Образовательные технологии: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во ВГПУ.- 2000.- 268 с.-С.40−44.
- Ракитина Е.А. Роль курса информатики в подготовке студентов экономических специальностей // Качество информационных услуг: Сб. науч. тр. Текст. / Е. А. Ракитина.- Тамбов: Изд-во ТГТУ.- 2000.- 168 е.- С. 149−156.
- Ракитина Е.А., Лыскова В. Ю. Применение логических схем понятий в курсе информатики Текст. / Е. А. Ракитина, В. Ю. Лыскова // Образование в регионе: Науч.-методич. журнал. Вып. 2.- Тамбов.- 1998.- С. 132−140.
- Ракитов А.И. Понимание и рациональность Текст. / А. И. Ракитов // Вопросы философии.- 1986.- № 7.- С. 69−73.
- Ракитов А.И. Компьютерная революция и информатизация общества Текст. / А. И. Ракитов // Философские науки.- 1988.- № 4.- С. 40−41.
- Ратинский М.Г. Информатика (Методическое пособие для учителей). Текст. / М. Г. Ратинский.- М.: МОИУУ.- 1988.- 134 с.
- Региональный стандарт общего среднего образования по информатике (проект) Текст. / Под ред. А. В. Могилева. Воронеж: Изд-во ВГПУ.- 2000.14 с.
- Резвин И.И. Модели языка. Текст. / И. И. Резвин.- М.- 1965.
- Решетников О.М. Использование информационных технологий в преподавании правового регулирования экономических отношений. Текст. / О. М. Решетников / XI Международная конференция выставка «Информаионные технологии в образовании».- М. МИФИ.-2002.-С. 146 147
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. Текст. / З. А. Решетова.- М.- 1995.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. Текст. / И. В. Роберт.- М.: Школа-Пресс.- 1994.
- Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах Текст. / И.В.Роберт//ИНФО.- 2001.- № 5, — С. 12−16.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. Текст. /
- B.М.Рогинский.- М.: Высшая школа.- 1990.- 112 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Текст. / М.: Педагогика.- 1993.
- Российская школа на рубеже 90-х годов: социологический анализ. Текст./М.- 1993.
- Российский и зарубежный опыт построения систем образовательных стандартов. Текст. / М.: НПО «Образование от, А до Я».- 2000.- 192 с.
- Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности Текст. /
- C.Л.Рубинштейн // Ученые записки высшей школы г. Одессы. 1922. Т. 2. Перепечатано: Вопросы психологии.- 1986.- № 4.
- Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Теория и практика). Текст. / М. В. Рыжаков.- М.: Педагогическое общество России.- 1999.- 544 с.
- Рыжаков М.В. Образование как сложная нелинейная открытая самоорганизующаяся система Текст. / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг.- 2000.- № 1.- С. 48−57.
- Рыжова Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / Н. И. Рыжова.- С.-Пб, — 2000.- 43 с.
- Самойлова О. Сиять заставить заново Текст. / О. Самойлова // Наедине. 2000.-№ 21.- С. 6.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Текст. / Г. К. Селевко.- М.: Народное образование.- 1998.- 256 с.
- Семакин И.Г. Базовый курс ОИВТ: «Пермская версия» Текст. / И. Г. Семакин // Информатика и образование.- 1995.- № 2.- С. 33−34.
- Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс для 7−9 классов. Текст. / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.- М.: Лаборатория базовых знаний, — 1998.
- Семакин И.Г., Хеннер Е. К. О системном подходе к разработке регионального стандарта по информатике и его реализации в Пермской области Текст. / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер // Педагогическая информатика, — 1998, — № 1, — С. 22−30.
- Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. Текст. / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина.- М.: Лаборатория Базовых Знаний.- 2000.- 496с.
- Семенов А.Л. Информатика в российской средней школе. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» Текст. / А. Л. Семёнов // Информатика и образование.- 1996.- № з. с. 29−32.
- Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. Текст. / А. Л. Семёнов.- М.: Изд-во МИПКРО.- 2000.- 12 с.
- Семенов А.Л. Цели основной школы, содержание образования и организация учебного процесса. Текст. / А. Л. Семёнов.- М.- репринт, изд. МОИПКРО.- 2000.
- Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. Текст. / А. Л. Семёнов.- М.: Изд-во МИПКРО.- 2000.- с. 35
- Семенова З.В. Проблема отбора содержания дополнительного образования школьников в области информатики Электронный ресурс./ http://univer.omsk.su
- Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Текст. / Э. П. Семенюк.- Киев: Наукова думка.- 1988.
- Сенокосов А.И. Кто виноват, что школьная информатика такая. или Как нам ее реорганизовать и с чего начинать Текст. / А. И. Сенокосов // Информатика.- 1998.-№ 16.
- Сергиевский В. Междисциплинарность фундаментального блока образования Текст. / В. Сергиевский // Alma mater.- 1998.- № 4, — С.19−22.
- Сергиевский В. Информация и знание с позиций субъекта познания Текст. / В. Сергиевский // Alma mater. Вестник высшей школы.- 1999.- № 12.- С. 21−24.
- Сиденко А. Эксперимент в школе: теория, практика, технология Текст. / А. Сиденко // Народное образование.- 2000.- № 7.- С. 97−101.
- Системные исследования: Ежегодник. 1983. Текст. /Ред. кол.: Д. М. Гвишиани, В. Н. Садовский, Б. В. Бирюков и др. М.- 1983.- 405 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Текст. / М. Н. Скаткин.- М.: Педагогика.- 1980.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. Текст. / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский, — М.- 1981.
- Скок Г. Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей вузов. Текст. /Г.Б.Скок.- М.: Высшая школа.- 1986.
- Слободян В.П. Формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы. Текст. / В. П. Слободян.- М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина- 1981.
- Словарь иностранных слов. 14-е изд. Текст. /М.: «Русский язык" — 1987.608 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Текст. / Р. Л. Солсо.- М.: Тривола-1996.- 600 с.
- Становление информатики Текст. /М.: Наука- 1986.- 34 с. (Серия «Кибернетика неограниченные возможности и возможные ограничения»).
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. / Под ред. А. А. Пинского.- М.: ООО «Мир книги».- 2001.- 119 с.
- Сулима И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) // Alma mater. 1999. № 1. С. 12−17.
- Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Текст. / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский.- Саратов: Изд-во СГУ.-1987.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). Текст. / Н. Ф. Талызина.- М.: Изд-во МГУ.-1984.
- Тезаурус ЮНЕСКО по образованию (4 и 5 изд. 1983 и 1990 гг. 1-е издание на русском языке подготовлено В.М.Пивоваровым).
- Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика.- 1979.- 208 с.
- Турченко В.Н. Основы стратегии образования. Текст. / В. Н. Турченко,-Новосибирск: ИФиПр СО РА.- 1995.
- Уваров А.Ю. Чему учить на уроках информатики? Текст. / А. Ю. Уваров //Проблемы школы. Актуальные тексты.- М.: Форум «Российская школа»,-1999.
- Уваров А.Ю. Три стратегии развития курса информатики Текст. / А. Ю. Уваров // ИНФО, — 2000.- № 2, — С. 27−34.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования. Текст. / А. Ю. Уваров // Информатика и образование.- 1994. № 3.- С.3−14.
- Уваров А.Ю., Ханингтон М. Гражданское образование для жителей информационного века. Текст. / А. Ю. Уваров, Ханингтон.- М.- 2000.-58 с.
- Угринович Н.Д. Разработка структуры и содержания системы непрерывного изучения информатики в средней общеобразовательной школе (на примере Московской региональной программы). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Текст. / Н. Д. Угринович.- М.- 1998.- 18 с.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. Текст. / А. И. Уемов.- М.: Наука.- 1978.- 272 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Текст. / Д. Н. Узнадзе.- М.: Наука- 1966.- 450 с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. Текст. / И.Унт.-М: Педагогика- 1990.- 192 с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты Текст. / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс.- 1998.- 256 с.
- Урсул А.Д. Информация. Методологические аспекты. Текст. / А. Д. Урсул.- М.: Наука.- 1971.
- Урсул А.Д. Социальная информатика и становление информационного общества Текст. / А. Д. Урсул // Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники.- 1990.- № 1, — С. 3−12.
- Урсул А.Д. Настало время учиться у будущего Текст. / А. Д. Урсул // Деловой мир. 6 марта 1998.
- Учебник нового поколения: новая форма или новое содержание. Текст. / Матер, круглого стола // Школьное обозрение.- 2001.- № 3.- С. 17−29.
- Учебные стандарты школ России (математика, естественнонаучные дисциплины) Текст. / М.: Прометей.- 1998, — С. 148−159.
- Ушакова М. На пути к обучающемуся обществу (задачи и технологии) Текст. / М. Ушакова // Alma-mater.- 2000.- № 4.- С. 9−15.
- Федеральный стандарт общего среднего образования по информатике и информационным технологиям («Воронежский» альтернативный проект) Текст. // Педагогическая информатика.- 1998.- № 1.- С. 31 48.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Автореф. дисс. д.п.н. Текст. / О. К. Филатов.- М.- 1999.45 с.
- Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного круглого стола) Текст. // Вопросы философии.-1995.-№ П.- С. 47−54.
- Философские проблемы деятельности (материалы «Круглого стола») Текст. // Вопросы философии.- 1985.- №№ 2, 3, 4.
- Философский энциклопедический словарь. Текст. / М.: Политиздат-1989.- 651 с.
- Формирование модели специалиста с высшим образованием. Текст. /.Томск.- 1984.
- Формирование учебной деятельности студентов Текст. / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, — 1989.- 239 с.
- Формирование учебной деятельности школьников Текст. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Просвещение.- 1982.- 216 с.
- Фридланд А .Я. Об уточнении понятия «информация» в информатике Текст. / Информационные технологии в образовании Тула — 2005 — С. 34−35.
- Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами учителя. Текст. / Л. М. Фридман.-М.: Просвещение.- 1987.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект. Текст. // под ред. В. В. Козлова, A.M. Кондакова М.: Просвещение.- 2009.
- Фурман А.В. Уровни решения проблемных задач учащимися Текст. / А. В. Фурман // Вопросы психологии.- 1989.- № 3.- С. 43−53.
- Хавелсруд М. Об изучении будущего в школе Текст. / М. Хавелсруд // Перспективы. Вопросы образования.- Париж.- 1984.-№ 1.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Текст. / М.Хайдеггер.- М.: Республика.- 1993.- 447 с.
- Хакен Г. Синергетика. Текст. / Г. Хакен.- М.: Мир.- 1980.
- Хен Д. Школа будущего: от принципов к планированию и созданию Текст. / Д. Хен // Информатика и образование.- 1996.- № 2.- С.97−120.
- Хеннер Е.К. О школьной информатике. Дискуссионные заметки Текст. / Е.К.Хеннер//Информатика.- 1998.-№ 16.
- Хеннер Е.К., Шестаков А. П. Курс «Математическое моделирование» Текст. / Е. К. Хеннер // Информатика и образование. 1996.- № 4.- С. 17−23.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Текст. / М. А. Холодная.- Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: Изд-во «Барс».-1997. -392 с.
- Христочевский С.А. Информатизация образования Текст. /
- С.А.Христочевский //Информатика и образование.- 1994.- № 1.- С.13−19. 403. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. Текст. / Н. И. Чуприкова.- М.: АО"Столетие».- 1995.- 190 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Текст. / В. Д. Шадриков.-М.: Изд. корпорация «Логос" — 1994.- 320с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Текст. / В. Д. Шадриков.-М.: Логос.- 1996.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. Текст. / В. Д. Шадриков.- М.- 1993.
- ШаталовВ.Ф. Точка опоры. Текст. / В. Ф. Щаталов.-М.- 1987 160 с.
- Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. пособ. для 10−11 класса. Текст. / Л. З. Шауцукова.- М.: Просвещение.-2000.- 416 с.
- Шафрин Ю.А. Что делать со школьной информатикой Текст. / Ю. А. Шафрин //Информатика.-1998.-№ 16.
- Швырев B.C. Понимание в структуре научного сознания Текст. /
- Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). Текст. / С. С. Шевелева.- М.: Изд-во Магистр.- 1997.- 48 с.
- Шевченко И.В. Комплексное использование технических средств обучения и новых информационных технологий как фактор интенсификации учебного процесса. Автореф. дисс. к.п.н. Текст. / И. В. Шевченко.- Саратов.- 1997.- 21 с.
- Шевченко С.Д. Школьный урок. Как научить каждого. Текст. /
- C.Д.Щевченко.-М.: Просвещение.- 1991.- 175 с.
- Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своейголовой. Книга первая. Мышление и проблема. Психология творчества. Текст. / А. В. Шевырев.- Белгород: «Крестьянское дело».- 1995.- 210 с.
- П1елепаева А. Х. Развитие понятия «информация» в базовом курсе информатики Текст. / А, Х. Шелепаева // Сб. труд, участн. конф. ИТО-2000.- В 4-х ч. Ч. II. М.: МИФИ, — 2000.- С. 49−50.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем. Искусство и наука. Текст. / Р.Шеннон.- М.: Мир.- 1978
- Шефер Г. «Зигзаг» как метод обучения, или может ли из сумбура возникнуть порядок? Текст. / Г. Шефер // Вести Моск. Ун-та. Сер. 16. Биология.- 1994.- № 2.- С. 60−69.
- Шехтман Н.А., Шехтман Н. Э. Проблема представления знаний и гипертекст Текст. / Н. А. Шехтман // Научно-техническая информация. Серия 1.- 2000.- № 3.- С. 6−9.
- Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего образования: Сб. научных трудовТекст. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО.- 2001.- 336 с.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. Текст. / В. А. Штофф.-Ленинград.- 1963.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. Текст. / П. Г. Щедровицкий.- М.- 1994.
- Шутикова М.И. Коммуникативная деятельность основа содержания курса информатики Текст. / М. И. Шутикова.- М.- 2008.- 87 с.
- Шутикова М.И. Изучение социальных аспектов информатики в общеобразовательной школе и вузе Текст. / М. И. Шутикова.- Омск. — 2007 150 с.
- Шутикова М.И. Моделирование работы в профессионально-ориентированном пакете 1С: Предприятие. Методическое пособие Текст. / М. И. Шутикова.- Череповец. 2004.- 40 е.
- Шутикова М.И. Компьютерное моделирование. Методическое пособие Текст. / М. И. Шутикова.- М.: ИСМО РАО.- 2006 54 е.
- Шутикова М.И. Развитие содержания курса информатики в условиях перехода к новым образовательным результатам Текст. / М. И. Шутикова //Информатика и образование. 2008.- № 9. — С. 114−116.
- Шутикова М.И. Информационное моделирование — основа построения курсов информатики экономического профиля Текст. / М. И. Шутикова //Информатика и образование. 2005. — № 7. — С. 127−128.
- Эпштейн B.JI. Гипертекст новая парадигма информатики Текст. / В. Л. Эпштейн // Автоматика и телемеханика.- 1991.- № 11.- С.3−14.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Текст. / Э. Г. Юдин.- М.: Политиздат.- 1978.
- Ямбург Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы. Дисс. д.п.н. в форме научного доклада. Текст. / Е. Ш. Ямбург.- М.- 1997.- 62с.
- Ямпольский B.C. Образовательные стандарты высшей школы -методологические основы, разработка и применение. Текст. / В. С. Ямпольский.- Омск: Омский гос. пед. Университет.- 1994.- 66 с.
- Bell D. The Social Framework of Information Society Текст. / D. Bell / The Computer Age: A twenty year view. — London 1981. — 340 p.
- Chen D. General System Theory: Toward a Conceptual Framework for Science and Technology Education for all. Текст. /D.Chen, W.Strop.-Medford: Dudley Write Center.- 1992.- 35 p.
- Distance Learning and New Technologies in Education: Proceedings of the first International Conference on Distance Education in Russia Текст. / Moscow: Association for International Education 1994.- 438p.
- Erikson E.H. The life cycle completed. Текст. / E.H.Erikson.- N.Y.- L.-1982.
- Jonassen D.H. Changes in knowledge structures from building semantic net versus production rule representation of subject content Текст. /D.H.Jonassen // Journal of Computer Based Instruction.- 1993.- № 20 (4).- P. 99−109.
- Hammond N., et al. Blocks to the effective use of information technology in higher education Текст. / N. Hammond // Computers Education.- 1992. Vol. 18.-№ 1−3.- P. 155−162.
- Johnson J.C. Humanitary informatics Текст. / J.C.Johnson // Electronic Engineering Times.- 1999.- № 1.- p.42−49.
- Longley D. Makmillan dictionary of information technology. 3rd. ed. Текст. / D. Longley, M.Shain.- London.- 1989.- 566 c.
- Masuda Y. Managing in the Information Society: Releasing synergy Japanese style. Текст. / Y.Masuda.- Oxford- 1990.
- Mellar H. Creating alternative Realities: computer, modelling and curriculum change. Текст. / H.Mellar.- 1990.445.0qborn T. Modelling with the computer: possibilities and prospects. Текст. /T.Oqborn
- Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in a free society Текст. / R.W.Paul // Educational Leadership.- 1984.- Vol. 42.- P. 4−14
- Popper K. The Open Universe. An Argument for Indeier-minismTeKCT. / K.Popper.-. Totova, NY.- 1982.- 240 p.
- Toffler A. The Third Wave. Текст. / A.Toffler.- N.Y.-1980.
- Toffler A. Previews and Premises. Текст. / A.Toffler.- New York: Morrow.-1983.- 230 p.