Основные течения в византийской монументальной живописи в период правления Андроника II Палеолога
Диссертация
Во второй главе осуществлен анализ стилевых преобразований, коснувшихся византийской монументальной живописи в последние десятилетия XIII столетия. Обозначив этот этап (80−90-гг. XIII в.) как «переходный», удалось выявить основные закономерности его развития. Во второй половине XIII в. происходит поступательное расширение иконографического содержания храмовой росписи, возрастает число… Читать ещё >
Содержание
- 1. Историография: проблема изучения палеологовского стиля византийской живописи конца XIII — первой трети XIV в
- 2. Особенности «переходной» фазы византийской живописи в конце XIII в
- 2. 1. Роспись храма Богоматери Перивлепты (Св. Климента) в Охриде (1295 г.). «Кубистическая» манера
- 2. 2. Роспись Протатона в Афонской Карей (1290 г.). «Антикизирущее» преображение «переходного» стиля
- 2. 3. Роспись храма Ахиллия Ларисского в Арилье (1296/97 гг.). Стагнация стиля 60−70-х гг
- 3. Росписи Салоник, Афона и Верии первой четверти XIV в
- 3. 1. Росписи Мануила Панселиноса. Завершение фазы «переходного» стиля
- 3. 2. Георгий Каллергис и мастера его круга. Оформление региональной традиции
- 4. Живописная мастерская короля Милутина (1301−1321 гг.)
- 4. 1. Росписи в Пече (около 1301 г.), Призрене (1307−1313 гг.) и
- Жиче (1309−1316 гг.)
- 4. 2. Росписи в Студенице (около 1314 г.) и Чучере (около 1316 г.). Интеграция в общестилевую программу
- 4. 3. Росписи в Старо-Нагоричино (1317−1318 гг.) и Грачанице (около 1321 г.). Проблема усиления нарратива
- 5. Работы столичных живописцев в конце XIII — первой четверти XIV в
- 5. 1. Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие Джами). 1315−1321 гг
- 5. 1. 1. Содержательная структура росписи
- 5. 1. 2. «Цитирование» и «риторическая расцветка» как методы иконографического развития
- 5. 1. 3. «Компилятивная компоновка» как метод организации архитектурных фонов
- 5. 1. 4. Основные особенности типа образа
- 5. 2. Мозаики церкви Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами) и памятники их круга
- 5. 1. Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие Джами). 1315−1321 гг
- 6. Монументальная живопись Мистры в конце XIII-начале XIV вв
- 6. 1. Роспись храма Митрополии (Св. Дмитрия)
- 6. 2. Роспись храма Богоматери Одигитрии (Афендико)
Список литературы
- Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975. С. 266 286.
- Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. Петроград, 1917.
- Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900.
- Бабий Г., ПаниЬ Д. Богородица Л>евишка. Београд, 1975.
- Бабич Г. Основатели храмов и фрески XIV века в Сербии. Тбилиси, 1977. С. 1−11.
- Банк A.B. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. JL-М. 1966.
- Банк A.B. Из истории изучения памятников сербского искусства в России // Зборник за ликовне уметности. № 4. Нови Сад, 1968. С. 239 245.
- Барский В.Г. Второе посещение Святой Афонской горы. СПб, 1887.
- Бошкови!) Т>. Ковачеви!) М. Монастир Хиландар. Саборна црква. Архитектура. Београд, 1992.
- Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.
- Варбург А. Великое переселение образов. СПб, 2008.
- Вейцман К., Хадзидакис М., МиятевК., Радойчич С. Иконы на Балканах. София-Белград, 1967.
- Вельманс Т., Корач В., Шупут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. М. 2006.
- Викерт У. Об истоках эллинизации христианства // Герменея. Журнал философских переводов. № 1 (2). СПб, 2010.
- Во.водиЙ Д. Зидно сликарство цркве Светог Ахилла у Аршьу. Београд, 2005.
- Галич Г. И. К вопросу о восприятии памятников византийского искусства // Византийская идея в эпоху Комнинов и Палеологов. СПб., 2006. С. 200−204.
- ГаспаровМ.Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. М., 1991.
- Георгиевский В.Т. Фрески Панселина в Протате на Афоне. СПб, 1913.
- Грозданов Ц. Хадерман-Мисгвиш Л. Курбиново. CKonje, 1992.
- Грозданов Ц. Осум векови Студеница // Културно наследство. CKonje, 1990. С. 119−125.
- Грозданов Ц. Охридското бидно сликарство од XIV век. Охрид. 1980.
- Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.
- Диль Ш. Византийские потретры. М., 199.4.
- Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия. Далмация, славянская Македония. М., 2000.
- ЪуриЬ В., ЪирковиЬ С., Kopafi В. ПеЬка riaTpHajapmnja. Београд, 1990
- Доба светлости. Српска уместност XIII века. Крал"ево, 2008.
- Елинер Н.Г. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах. Опыт системно-культурологического подхода. СПб., 2005.
- Жаворонков П.И. Никейско-трапезундские отношения в 1213—1223 гг.. // Византийские очерки. Труды советских ученых к XVI международному конгрессу византинистов. Под ред. З. В. Удальцовой. М., 1983. С. 183−191.
- Живкови!) Б. Жича. Цртежи фресака. Београд, 1985.
- Зедльмайр X. Искусство и истина. М, 1999.
- Ивановнам. Средньовековне фреске у Србщи, Македонии и Црно. Гори. Београд, 1971.
- Колпакова Г. С. Искусство Византии. Т.1,11. СПб., 2004.
- Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М, 1988.
- Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб, 1915.
- Кондаков Н.П. Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909.
- Кондаков Н.П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси в Константинополе. Одесса, 1881.
- Кондаков Н.П. Памятники византийского искусства на Афоне. СПб, 1902.
- Коробейников Д.А. «Византийское содружество наций» в византийских источниках (по материалам дипломатической переписки между Византией и Мамлюкским султанатом в XIV в.) // ВВ. Вып. № (93). М., 2009. С. 75−91.
- Коруновски С., Димитрова Е. Византиска Македонка. Исторща на уметности на Македонка од IX до XV век. CKonje, 2006.
- Коцо Д., Мшьковик-Пепек П. Манастир. Скопле, 1957.
- Курбатов Г. Л. История Византии. М., 1984.
- Лазарев В.Н. Живопись XI—XII вв.еков в Македонии // Xlle Congres International des etudes Byzantines. Rapports, Vol. V. Belgrade-Ochride. P. 1−30.
- Лазарев В.Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М., 1973.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т.1,11. М., 1986.
- Лазарев В.Н. Константинополь и национальные школы в свете новых открытий // ВВ. № 17. С. 92−104.
- Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.
- Лифшиц Л.И. О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство. Монументальное искусство XI-XVbb. M., 1980.
- Лихачев Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусств // Классическое наследие и современность. Л., 1981.
- Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры 1Х-ХУ вв. в собраниях Советского Союза. М., 1977.
- Лихачева В.Д. Иконографический канон и стиль палеологовскойживописи. Автореферат дис.канд. искусствоведения //
- Лихачева В.Д. Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Л., 1965.
- Лихачева В.Д. Искусство Византии 1У-ХУ веков. Л., 1986.
- Лихачева В.Д. Искусство книги. Константинополь. XI век. М., 1976.
- Лихачева В.Д. Некоторые особенности перспективной системы византийской живописи и икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Эрмитажа // Палестинский сборник. Византия и Восток. Вып. 23(86). Л., 1971. С. 75−83.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. Харьков -М., 2000.
- Луковникова Е.А. Ветхозаветные преобразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины ХШ-Х1У веков. Автореферат.к. искусствоведения. М., 2003.
- Лурье В.М. История византийской философии. СПб, 2006.
- Мавродинов Н. Росписи Боянской церкви. София, 1946.
- Маковецкий Е.А. Мимесис в платоновском «Государстве» // Античный мимесис. СПб, 2008.
- Максимовий 3. Српске средн>вековне минщатуре. Београд, 1983.
- Мартиндейл Э. Готика. М., 2001.
- Мартовский погром в Косово и Метохии (с кратким обзором уничтоженного и находящегося под угрозой сербского культурного наследия в период с 1999 по 2004 год). Белград, 2005.
- Медведев И.П. Византийский гуманизм Х1У-ХУ вв. СПб., 1997.
- Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973.
- Медведев И.П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры // Культура Византии ХШ-первой половины ХУвв. М. 1991.
- Мейендорф И. История церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000.
- МиловановичЬ Д. Манастир Студеница. Крагьева Церква. Студеница, 2008.
- Мшьковик-Пепек П. Дел ото на зографите Михаило и Ефтихие. Скоп. е, 1967.
- Милюков П.Н. Христианские древности Западной Македонии // Известия Русского Археологического Института в Константинополе. Т. IV, вып. 1. София, 1899.
- Миятев К. Боянските стенописи. Дрезден, 1961.
- Никифор Григора. Римская история. Рязань, 2004.
- Николавски А. Фреске у Курбинову 1191 год. Београд, 1961.
- Окунев H. J1. Арилье. Памятник сербского искусства XIII в. // Семинариум Кондаковианум. Т. VIII. Прага, 1936.
- Окунев H.JI. Милешево. Памятник сербского искусства. Прага, 1938.
- Окунев H.JI. Сербские средневековые стенописи. Прага, 1923.
- Осташенко Е.А. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV первой трети XV века. М., 2005.
- Оустерхаут Р. Византийские строители. Киев-Москва, 2005.
- Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб, 2006.
- Петкови!) В. Спасова црква у Жичи. Архитектура и живопис. Београд, 1912.
- Петкови!) В., Попови!) П. Старо Нагоричино. Псача. Калени!). Београд, 1933.
- Покрышкин П. Православная церковная архитектура XII-XVIII столет. в нынешнем Сербском Королевстве. СПб, 1906.
- Плиний Старший. Естествознание об искусстве. М., 1994.
- Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. М, 1995.
- Полевой В.П. Искусство Греции. М., 1984.
- Попова О.С. Византийская аскеза и образы искусства XIV века // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб, 1997. С. 96−111.
- Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.
- Пятницкий Ю.А. Две мозаичные иконы из собрания А.П. Базилевского // Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX века. СПб, 2006. С.111−137.
- Радованови!) J. Иконографска истра. иван>а српког сликарства XIII и XIV века. Београд, 1988.
- Радо.чи1) С. Грачаничке фреске // Византийка уметност почетком XIV века. Simpozium de Gracanica. Београд, 1978. С. 133−171.
- Радо.чи!) С. MajcTopn старог српсог сликарства. Београд, 1955.
- Радо.чип С. Старо српско сликарство. Београд, 1966.
- PajKOBHl) М. Сопо^ани. Фрески у централном делу цркве. Београд, 1963.
- Райе Д. Т. Искусство Византии. М., 2002.
- Расолклска-Николовска 3. Средневековни фрески во Македонка: Изложба на копии-фрески од збирката на Археолошкиот My3ej CKonje. CKonje, 1963.
- Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX века. СПб., 2006.
- Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004.
- Сковран А. Искусство средневековой Сербии // Художественное наследие сербов. Белград, 1984. С. 43−62.
- Слива Е.Э. О некоторых церковнославянских Часословах XIII—XIV вв.. (особенности состава) // Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894−1987). СПб., 1998. С. 185 203.
- Суботи!) Г., Монастир Жича. Београд, 1984.
- Тоди!) Б., Чанак-Меди!) М. Монастир Жича. Београд, 2007.
- Удальцова З.В. Историко-философские воззрения светских авторов ранней Византии // Византийские очерки. Труды советских ученых к XVI международному конгрессу византинистов. Под ред. З. В. Удальцовой. М., 1983. С. 3−22.
- Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 5. М., 2002.
- Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001.
- Устюгова E.H. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2006.
- Флоренский П.А. Обратная перспектива. Ученые записки Тартуского университета. Вып. 198. Тарту, 1967.
- Фреске среднювековне cp6nje. Главни уредник: С. Радо.иЙ. Београд, 1969.
- Хвостова К.В. Способы функционирования византийской цивилизации во времени // Цивилизации. Вып. 3. М., 1995. С. 189−199.
- Чанак-Меди!) М. Свети Axmraje у Аршьу. Београд. 1996.
- Чиркович С. Сербия. Средние века. М., 1996.
- Чорнаков Д. Фреске у цркви светог Климента у Охриду. 1295 год. Београд 1961.
- Чубинов Г. В., Шмит Ф. И. Заметки о поздневизантийских росписях. Петроград, 1917.
- Шмит Ф.И. Кахрие-Джами. История монастыря Хора. Архитектура храмов. Мозаики нарфиков. София, 1906.
- Шмит Ф.И. Мозаики и фрески Кахрие-Джами // Известия Русского археологического института в Константинополе. Т. 8, вып. 1−2. София, 1902.
- Шмит Ф.И. Памятники византийского искусства в Греции // ЖМНП. Т. 40. СПб, 1912. С. 45−59.
- Шмит Ф.И. Памятники Мистры // ЖМНП. Т. XIII. СПб, 1911. С. 249 259.
- Эммануэль М. Погребальные иконографические программы росписей капелл Мистры // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002. Р. 218−229.
- Acheimastou-Potamianou M. Mystras. Athens, 2003.
- Actes de Chilandar. Premiere Partie. / Actes Grecs. Publies par le R.P. Louis Petit // ВВ., T. XVII. СПб, 1911 (приложение). C.178−181.
- Aksit I. Chora. Byzantium’s Shining Piece of Art. Istanbul, 2010.
- Babic G. Les chapelles annexes des eglises byzantine. Paris, 1961.
- Babic G. Peintures murales byzantines et de tradition byzantine (1081−1453). Possbilite et limites des analyses sociologiques // XVIIIe Congres international des etudes byzantines. Rapports plenairs. Moscow, 1991. P. 348−349.
- Barkan L. Unearthing the Past: Archaeology and Aesthetics in the Making of Renaissance Culture. London, 1999 .
- Bazzani M. Theodore Metochites, a Byzantine Humanist // Byzantion. Vol. LXXVI. Bruxelles, 2006.
- Beckwith J. The Art of Constantinople. L., 1961.
- Belting H., Mango C., Mouriki D., The Mosaics and Frescoes of St. MaryPammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Washington, 1978.
- Berard С., Durand J.-L. Entering the Imagery // A City of Images. Princeton, 1989.
- Bihajyi-Merin O. Byzantine frescoes and icons in Yogoslavia. N-Y., 1958.
- Bogdanovic D., Djuric V., Medakovic D. Chilandar. Belgrade-The Holy Mountain, 1997.
- Borboudakis M. Main Trends of the Thirteenth Century Wall Painting in Crete // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб, 1997. С. 9−33.
- Bornert R. Les commentaires byzantins de Divine Liturgie du Vile au XVe siecle. Paris, 1986.
- Brightman F.E. Liturgies Eastern and Western. Vol. I. Eastern Liturgies. Oxford, 1965.
- Bughthal H., Belting H. Patronage in Thirteenth-Century Constantinople. An Atelier of Late Byzantine Book Illumination and Calligraphy. Washington, 1978.
- Bughthal H. Toward a History of Palaeologan Illumination. The Place of Book Illumination in Byzantine Art. Princeton, 1975.
- Chadzidakis M. Aspects la peinture murale du XlIIe s. en Grece // L’art Byzantin du XlIIe siecle. Symposium de Sapocani 1965. Belgrade, 1967.
- Chadzidakis M. Classicisme et tendencies populaires au XlVe siecle // XlVcongres international des etudes byzantines. Rapports. I. Bucarest, 1971. P. 153−188.
- Chatzidakis M. Mystras. The Medieval City and the Castle. Athens, 2005.
- Chadzidakis N. Byzantine mosaics. Athens, 1994.
- Cirkovic S., Korac V., Babic G. Studenica Monastery. Belgrade, 1986.
- Demus О. The Style of Kariye Djami and its Place in the Development of Palaelogan Art // Kariye Djami. Vol. IV. London, 1975.
- Djuric V. L’art des Paleologues et l’Etat serbe // Art et societe a Byzance sous les Paleologues. Venice, 1971. P. 179−191.
- Djuric V. La peinture murale byzantine Xlle et XHIe siecles // XVe Congres International d’etudes Byzantines. Rapports. Vol. III. Athenes, 1976. P. 3−96.
- Diehl C. L’art chretien primitive et l’art byzantine. Paris-Bruxelles, 1928.
- Dufrenne S. Les programmes iconographiques des eglises byzantines de Mistra. Paris, 1970.
- Eastmond A. Art and Identity in Thirteenth-Century Byzantium. Hagia Sophia and the Empire of Trebizond. Birmingham, 2004.
- Emmanuel M. Funerary Iconographie Programmes in the Chapels of Mystras // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб, 2002. С. 219−227.
- Georgievsky M. Icon Gallery-Ohrid. Ohrid, 1999.
- Gerstel Sh. Civic and Monastic Influences on Church Decoration in Late Byzantine Thessalonique // D.O.P., Num. 57. Symposium on Late Byzantine Thessalonique. Washington, D.C., 2003. P. 225−239.
- Gouma-Peterson T. The Frescoes of the Parekklision of St. Euthimios in Thessaloniki: Patrons, Workshops and Style // The Twilight of Byzantium. Princeton, 1991. P. 111−129.
- Gouma-Peterson Th. The Parecclesion of St. Euthymios in Thessalonica: Monastic Policy Under Andronicos II. // The Art Bulletin. Num. 58. N-Y, 1976. P. 168−182.
- Grabar A. Byzantium: Byzantine art in the Middle Ages. London, 1966.
- Grabar A. Byzantine Painting. Historical and Critical Studies. Geneva, 1953.
- Grabar A. L’art de l’antiquite et de Moyen age. Paris, 1968.
- Grozdanov C. Church St. Kliment. Ohrid. Zagreb, 1988.
- Grozdanov C. Saint Sophia. Ohrid. Zagreb, 1991.
- Haliwell S. Plato and Painting // Word and image in ancient Greece. Edinburgh, 2000.
- Hennessy С. Images of Children in Byzantium. Bodmin., 2008.
- Herrin J. Byzantium. The Surprising Life of a Medieval Empire. London, 2008.
- Hilandar Monastery. Belgrade, 1998.
- Kalopissi-Verti S. Patronage and Artistic Production in Byzantine during the Palaiologan Period // Byzantium. Faith and Power (1261−1557). Perspectives on Late Byzantine Art and Culture. N-Y, 2006.
- KarahanA. The Paleologan Iconography of the Chora Church and its Relation to Greek Antiquity // Konsthistorisk tidskrift, LXVI. Stockholm, 1997. P. 89−95.
- Kiilerich В. Aesthetic Aspects of Palaiologan Art in Constantinople. Some Problems // Interaction and Isolation in Late Byzantine Culture. Stockholm. 2004.
- Kitzinger E. The Art of Byzantium and the Medieval West: Selected Studies. Bloomington, 1976.
- LaiouA. Constantinople and the Latins. The Foreign Policy of Andronicus II. 1282−1328. Cambridge, 1972.
- L’art Byzantin du XlIIe siecle. Symposium de Sapocani 1965. Belgrade, 1967.
- Maglovski L. and J. Studenica. Belgrade, 1991.
- MarkovicM. The Painter Eutychios Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Church of Virgin Peribleptos in Ochrid // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова. К 1100-летию основания города. М., 2008.
- Miljkovic-Pepek P. L’evolution des maitres Michel Astrapas et Eutychios comme peintres d’icones // Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinischen Gesellschaft. XVI. Graz-Wienn-Koln, 1967. P. 297−303.
- Millet G. Inscriptions byzantines de Mistra // Bulletin de Correspondence Hellenique. № 23. Athenes, 1899.
- Millet G. L’iconographie de l’evangile aux XlVe, XVe, et XVIe siecles. Paris, 1916.
- Millet G. Monuments byzantins de Mistra. Materiaux pour l’etude de l’architecture et de la peinture en Grece aux XIV et XV siecles. Paris, 1910.
- Millet G. Monuments de l’Athos. Paris, 1927.
- Millet G., FrolovA. La peinture du Moyen age en Yougoslavia. Vol. I. Paris, 1954- Vol. II. Paris, 1957- Vol. III. Paris, 1962.
- Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’evangile aux XlVe, XVe et XVIe siecles. Paris, 1916.
- Mouriki D. Stylistic trends in monumental painting of Greece at the beginning of Fourteenth Century // L’art Byzantin. Au debut du XIVe siecle. Symposium de Gracanica. Belgrad, 1978.
- Naumann R., Fing H. Die Euphemia-Kirche am Hippodrom zu Istanbul und ihre Fresken. Berlin, 1966.
- Nelson R. Taxation with Representation: Visual Narrative and the Political field of the Kariye Camii // Art History. V. 22, № 1. 1999. P. 56−83.
- Nicol D. The Byzantine Lady. Ten Portraits. 1250−1500. Cambridge, 1994.
- Norwich J.J. Byzantium. The Decline and Fall. L., 1995.
- Ousterhout R. The Art of the Kariye Camii. London, 2002.
- Patterson-Sevcenko N. Cycles of the Life of St. Nicholas in Byzantine Art. Torino, 1983.
- Petkovic S. The Patriarchate of Pec. Belgrade, 2009.
- Petcovic V. La peinture serbe du moyen age. Beograd, 1934.
- Poposka J. Church Mother of God Peribleptos (St. Clement). Ohrid, 2006.
- Popovich L. Compositional and Theological Concepts in Four Prophets Cycles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282−1321) // Cyrillomethodianum. VIII-IX. Thessalonique, 1984−1985.
- Rice D.T. Byzantine Painting: The Last Phase. L., 1968.
- Richter J. Abendlandische-Malerei und Plastik in den Landern des Orients // Zeitschrift fur bildende. № 13. Kunst, 1878.
- Runciman S. The Last Byzantine Renaissance. Cambridge, 1970.
- Runciman S. The Lost Capital of Byzantium. The History of Mistra and the Peloponese. Cambridge, 2009.
- Ryder E. Micromosaic icons of the Late Byzantine Period. N-Y., 2007.
- Semeioseis Gnomikai. (1−26&71) // HultK. Theodore Metochites on Ancient Authors and Philosophy. Goteborg, 2002.
- Sotirou M. and G. Mistra. Une ville byzantine morte. Athenes, 1935.
- Stewart A. Classical Greecs and the Birth of Western Art. N-Y., 2008.
- Struck A. Mistra, eine mittelalterliche Ruinenstadt. Wien und Leipzig, 1910.
- Studenica: Eight Centuries of Wall Painting. / Catalogue of Exhibition. Author Bojan Popovic. Belgrade, 2010.
- Teteriatnikov N. The Dedication of the Chora Monastery in the Time of Andronikos II Palaiologos // Byzantion. Vol. 66. P. 188−207.
- The City of Mystras. Byzantine hours. Works and Days in Byzantium. Athens, 2001.
- The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A.D. 843−1261. Catalogue accompanying an exhibition at the Metropolitan Museum of Art from March 11 through July 6, 1997. N-Y., 1997.
- The Holy and Great Monastery of Vatopaidi (texts by E. Tsigaridas). Vol. I, II. Mount Athos, 1998.
- The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. I-III. New York-Oxford, 1991.
- Todic B. Protaton et la peinture serbe des premieres descennies du XlVe siecle // L’art de Thessalonique et des pays balkaniques et les courants spirituels au XlVe siecle (Recuel des rapports du Ive colloque serbo-grec, Belgrade 1985). Belgrade, 1987.
- Todic В. Serbian medieval painting: the age of King Milutin. Belgrade, 1999.
- Todic B. Staro-Nagoricino. Beograd, 1993.
- Torp H. A consideration of the Wall-Paintings of the Metropolis at Mistra // Interaction and Isolation in Late Byzantine Culture. Stockholm, 2004. P. 70−89.
- The Kariye Djami. Ed. by P. Underwood. Vol. I-IV. N.Y. L. — Prin., 1966−1975.
- Tsigaridas E. Manuel Panselinos. From the Holy Church of the Protaton. Thessaloniki, 2003.
- Steppan T. Considerations on Landscape and Figures in Nature in Middle and Late Byzantine Art // Древнерусское искусство. Художественнаяжизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию основания города. М., 2008.
- Vacalopoulos А.Е. A History of Thessaloniki. Thesaloniki, 1963.
- Velmans. T. Byzantine Art from the 9th the 15th Century // Art in the Christian World 300−1500. A handbook of styles and forms. L., 1982.
- Velmans T. L’heritage antique dans la peinture murale byzantine a l’epoque du roi Milutin (1282−1321) // L’art byzantin au du XlVe siecle. Simposium de Gracanica. Beograd, 1973.
- Velmans T. Les fresques de Saint-Nicolas Orphanos a Salonique et les rapports entre la peinture d’icones et la decoration monumentale au XIVe siecle // CA, Vol. XVI. Paris, 1966.
- Velmans T. La peinture murale Byzantine a la fin du Moyen Age. Paris, 1975.
- Velmans T. Le portrait dans l’art des Paleologues. Art et societe a Byzance sous les Paleologues. Venice, 1971. P. 93−148.
- Vocotopoulos P. La peinture Byzantine au Mont Athos // Mont Athos and the European Community. Thessaloniki, 1993. P. 133−147.
- Weitzman K. Catalogue of the Byzantine and Early Medieval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection. Vol. III. Washington D.C., 1972.
- Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago, 1971.
- WinfieldD. Middle and later Byzantine wall paintings methods: a comparative study. // DOP. № 22. Washington D.C., 1968. P. 61−139.
- Xyngopoulos A. Thessalonique et la peinture macedonienne. Athens, 1955. V
- Zivkovic В. Gracanica. Les dessins des fresques. Beograd, 1989. V
- Zivkovic B. Ljeviska. Les dessins des fresques. Beograd, 1991.
- BaaiXdKi M. YrcfipCe Mavo) f|A, navoeAivoc- // О MavoufjA, navaeA, ivoc Kai r| елохп той. A0f|va, 2003.223. roDvapr|c Г. Xpioxoc Bepoiac. 0eooaA, oviicr|, 1991.
- MaupO7i-oDta)c-Toio|ir|c X. О Ayioc NiKoX, aoc о Opipavoc. 0eaaaA, ovIKr|, 1970.
- KapaKaTcavric A. Mia xuxaia o) vavTii
- Sev67iODAx)c A. navceXivoc Mavoi) f|^. Колод кш олои5г|. Kaxepivr|, 2000.
- НиуублоиАлд A. H vj/r (9io?xf) 5iako0|ir|0ti xod va’oi) x? v Ayi? v АлоахоАхоу 08ooaAx3viicr|c. 0eoaaX, oviicr|, 1953.
- EuyycmoDAx)c A. Mavouf|A, navoeA-ivoc. A0f|va, 1956.
- Ниууолоdà-oç- A. Oi Тогхоурафшс- xod Ayiot" NiKoXaou Opcpavou 0eaoaX.ovIKric. Aoriva, 1964.
- OptaxvSoc A. H napriyopfixiaaa xr^c Apxr|c. A0r|va, 1963.231. neA? Kavior|c S. KaAA, iepyr|c. 'OX, r|c OexxaXiac Apicxoc гшурафос. AGfiva, 1994.
- Ecorripiou M. H MaKe8oviicr| r| X^yo^evri axoA, f| Mitamxiv // AXAE. A0f|va. O. 5. 1969.
- Toiyapi5a← E. O Rup Mavoi) f|X, navaeA, ivo← // E (pi|iepi5a «Ka9r||j, epivr|». 0eoca^oviia, 29−30.04.2000. 2. 2−11.
- TovyapiSou- E.N. Oi ti%oypa (pie← tod 7rap? KKAx|aioD tod AyioD EdOdjjiod (1302/3). 0eaaaXx) viKr|, 2008.235. taitodpi5od A. ocoypaipikog 8i← tod AyioD NikoAxxod OpcpavoD ott| 0? oaaA. oviKT|. (c)eaaaXoviicri, 1986.
- TaiTODpi5oD A. Oi Toi%oypacpi?← tod Ka0aX, ikod rr|q |iovf|c- BaT07te5i0D // Byzantium and Serbia in the 14th Century. Athens, 1996. P. 401−423.
- XaS^i8aki← M. Nscbxepa yia tt|v iGTopia Kai t?%vt| tt|← Mr|Tp67toA, i← tod MDOTpa // AsXxlov XpicmaviKf)← ApxaioA, oyncr|← Exaipeia"-. A6f|va, 19 771 979. Z. 143−179.
- ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1. На правах рукописи4 201 268 344
- Венщиков Михаил Анатольевич
- ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ВИЗАНТИЙСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АНДРОНИКА II ПАЛЕОЛОГА1. Иллюстрации