Теория пропорций Альбрехта Дюрера: К опыту реконструкции
Диссертация
Большинство таких работ направлено на выявление интересных геометрических схем, на основе которых показывается структура композиции. Тем не менее, ещё недостаточно изучены численные закономерности пропорций, присущие рисункам Дюрера. Наиболее интересными в этой области представляются работы немецких исследователей: «Сконструированные фигуры и головы в трудах Альбрехта Дюрера» JL Юсти (Ludwig… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В
- ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (на примере научно-творческого наследия Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера)
- 1. 1. Гармония численных отношений в истории развития учения о пропорциях тела человека
- 1. 2. Трактаты Дюрера как научный итог художественно-(ф творческого поиска законов соразмерности в немецком
- Возрождении
- 1. 3. Соотнесение «Тетрадей по анатомии» Леонардо да Винчи с трактатами Альбрехта Дюрера о пропорциях человека
- ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ О ПРОПОРЦИЯХ
- 2. 1. Анатомо-физиологические основы конституции человеческого тела (на основе научно-естественных исследований)
- 2. 2. Изучение вопросов пропорциональности во второй половине XX в
- ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА НА МАТЕРИАЛЕ ТРАКТАТОВ И РИСУНКОВ ДЮРЕРА (к опыту реконструкции)
- 3. 1. Визуальное восприятие и способы изображения пропорций человека, изложенные в трактате «Руководство к измерению.»
- 3. 2. Анализ методов измерения человеческого тела, представленных в трактате «Четыре книги о пропорциях»
- 3. 3. Исследование гармонии численных отношений в рисунках, показанных в трактатах Дюрера
Список литературы
- И. Соматическая и психо-физиологическая организация человека. — Л.: Изд. Лен. Университета, 1977. — 158 с.
- Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма. — Л.: Изд. Лен. университета, 1969. 91 с.
- Алексеев В.П. Остеометрия. Методика антропологических исследований. М.: Наука, 1966. — 251 с.
- Альберти JI.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1,2. — М.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935. — 391 е., 792 с.
- Антропологическая стандартизация населения стран членов СЭВ. -М.: Лёгкая пищевая промышленность, 1983. — 200 с.
- Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. Метафизика. — М.: Мысль, 1975.-367 с.
- Аркадьев Д. Загадочная «Меланхолия» // Смена, 1968, № 3. — С. 31 — 32.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
- Баммес Г. Изображение фигуры человека. М.: Сварог и К., 1999. -336 с.
- Баткин JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1992. — 413 с.
- Бенеш, Отто. Искусство северного Возрождения. М.: Искусство, 1973.-219 с.
- Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. — М.: Прогресс. 1987.-320 с.
- Биология человека / Под. ред. В. В. Бунака. М.: Мир, 1979. — 611 с.
- Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1998.-708 с.
- Бузыкин А. Загадка облика Иисуса Христа // Наука и религия, 1998, № 10.-С. 28−32.
- Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ, 1969. -590 с.
- Бурое А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: Искусство, 1956. -278 с.
- Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. 206 с.
- Ващенко-Захарченко М. Е. История математики. Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира, 1883. — 684 с.
- Вег Я. Дюрер педагог // Интерпрессграфик, 1982, № 3.
- Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. — 191 с.
- Вёльфлин Г. Классическое искусство. Санкт-Петербург: Алетейя, 1999.-317 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Мифрил, 1994.- 426 с.
- Вигнер Е. Этюды о симметрии. -М.: Мир, 1971. 318 с.
- Bumpyвий М.П. Об архитектуре. Десять книг. Л.: ОГИЗ Гос. Социально-экономическое Изд., 1936. — 341 с.
- Всеобщая история искусств. Т. 2−3. М.: Искусство, 1960.
- Гарднер М. Этот правый, левый мир. М.: Мир, 1967. — 266 с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Т. 1, 2. СПб: Наука, 1968, 1968. -312 с., 326 с.
- Герасимова К.М. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконо-метрии и композиции. Улан-Удэ: Бурятское изд-во, 1971. — 303 с.
- Герес Б. К 500-летию А. Дюрера // Декоративное искусство СССР, 1971, № 12.-С. 46−48.
- Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. — 311 с.
- Гордон Л. Рисунок: техника рисования фигуры человека. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 143 с.
- Грегори P.JI. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
- Грегори РЛ. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. — 216 с.
- Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропологии. -М.: Медицина, 1967. 290 с.
- Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. М.: Искусство, 1967 — 179 с.
- Гуревич Е.Я. Тайна древнего талисмана. М.: Наука, 1969. — 151 с.
- Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.-223 с.
- Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л.: Искусство, 1986. -199 с.
- Донин А. Природа и человек в графике Дюрера // Художник, 1996, № 2.-С. 17−20.
- Дуру с А. Еретик Альбрехт Дюрер и три безбожных художника // Искусство 1937, № 1. С. 27 — 30.
- Дюваль М. Анатомия для художников. М.: Сварог и К., 1998. -366 с.
- Дюпон Л. Memento для врачей и спортсменов. Памятка наиболее важных средних измерений человеческого тела. — СПб.: Изд. Гимнастического Общества «Гигант», 1911. 20 с.
- Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т. 1, 2. Л.-М.: Искусство, 1957.-227с., 254 с.
- Дюрер А. О шрифте. М.: Книга, 1981.-48 с.
- Журавлёв В.И. Принципы системной метрологии. Л.: Энергоатом-издат, 1991. — 61 с.
- Задания по перспективе. Методическая разработка для студентов художественно-графических факультетов/ Под. ред. С. И. Аронова. JL, 1983.-78 с.
- Зациорский В.М., Лруин А. С., Селуянов В. Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 143 с.
- Иваницкий М.Ф. Учение о конституциях и пропорциях тела. Анатомия человека. Т. 2. М.: Спорт, 1966. — 352 с.
- Инструкции для описания живых. М.: Типография А. А. Карцева, 1883.- 15 с.
- Каарма X. Многомерное статистическое исследование системы антропологических признаков у женщин. Таллин: Валгус, 1981. — 168 с.
- Кирпатовский И.Д., Бочаров В. Я. Рельефная анатомия человека. — М.: Медицина, 1974. 159 с.
- Ковалёв Ф.В. Золотое сечение в живописи: Учебное пособие. — Киев: Выща школа, 1989. 143 с.
- Котляров А. С. Рисование головы человека // Художник, 1971, № 11. -С. 57−61.
- Котляров А. С, Зайцев JI.E. Основы пластической анатомии. Учебное пособие. М.: Изд. МГУП, 2001. — 79 с.
- Крайнева И.П. Теория изобразительного искусства в трактате Леон Баттиста Альберти «О живописи». Автореферат. — М., 1985. — 26 с.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М.: Сов. художник, 1961. 190 с.
- Краткий философский словарь. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998. — 460 с.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. — М.: НО Научный фонд им. Акад. В. А. Мельникова, 2000. 208 с.
- Крживицкий JI. Физическая антропология. СПб.: Изд. О. И. Поповой, 1900. — 166 с.
- Кудин П.А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. -Санкт-Петербург: Рубин, 1997. 106 с.
- Кудин П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 202 с.
- Культура эпохи Возрождения / Под ред. А. Н. Немилова. — Л.: Наука, 1986.-255 с.
- К 500-летию со дня рождения Альбрехта Дюрера. Тезисы докладов. Л.: Государственный Эрмитаж, 1971.
- Куприянов В.В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. — М.: Медицина, 1988. 272 с.
- Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х томах. М.: Изд. Академии Наук СССР, 1959.
- Ле Корбюзье-Сонье, Шарль Эдуард. Модулор 1,2.- М.: Стройиздат, 1976.-239 с.
- Леонардо да Винчи. Избранное. — М.: Гослитиздат, 1952. 260 с.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. Т. 1,2.- 410 е., 475 с.
- Леонардо да Винчи. Суждения. Мл: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 414 с.
- Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. -380 с.
- Леонардо да Винчи. Тетради по анатомии. М.: Наука, 1965. — 586 с.
- Леон Баттиста Альберти / Под ред. В. Н. Лазарева. М.: Наука, 1977. -192 с.
- Лесгафт П. Об антропологических измерениях // Медико-педагогический вестник, СПб., 1885, № 1. С. 1 — 31.
- Либман М.Я. Дюрер. М.: Искусство, 1957. — 51 с.
- Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М.: Искусство, 1972. — 240 с.
- Либман М.Я. Живопись и графика Германии эпохи Дюрера. Авто-реф. дисс., представленный на соискание уч. степ, доктора искусствоведения. -М, 1969. 44 с.
- Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М.: Советский художник, 1991. — 203 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М.: Искусство, 1994. — 603 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. — М.: Искусство, 1980. 756 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М.: Искусство, 1981 — 413 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. — М.: Искусство, 1979.- 814 с.
- Львов СЛ. Дюрер. М.: Искусство, 1985.-320 с.
- Маргильер О. Альбрехт Дюрер. — СПб.: Издательство А. С. Суворина, 1905.-22 с.
- Мартин Р. Краткое руководство по антропометрическим измерениям. М.: Изд. Наркомздрава РСФСР, 1927. — 76 с.
- Мастера искусства об искусстве. В семи томах. М.: Искусство, 1965 — 1970.
- Матвиевская Г. П. Альбрехт Дюрер учёный. — М.: Наука, 1987. — 240 с.
- Матвиевская Г. П. Развитие учения о числе в Европе до XVII века. Ташкент: Фан, 1971. 231 с.
- Международные соглашения для объединения антропологических измерений / Под ред. Ф. К. Волкова. СПб.: Изд. Русского Антропологического общества при СПб Университете, 1913. — 22 с.
- Мёссель Э. Пропорции в античности и в средние века. М.: Изд. ВАА, 1936.-256с.
- Михайловский И.Б. Архитектурные формы античности. М.: Изд-во
- Акад. Архит. СССР, 1949. 248 с.
- Морфология человека: Учебное пособие / Под. ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. М.: Издательство МГУ, 1990. — 344 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351 с.
- Немилое А.Н. Культура эпохи Возрождения. JL: Наука, 1986. — 255 с.
- Немилое А.Н. Развитие гуманистической культуры в Нюрнберге. Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата ист. наук. JL, 1959.-15 с.
- Нессельштраус Ц.Г. Альбрехт Дюрер. JI.-M.: Искусство, 1961. -226 с.
- Нессельштраус Ц.Г. Рисунки Дюрера. М.: Искусство, 1966. — 158 с.
- Панофский, Э. IDEA. Санкт-Петербург: AXIOMA, 1999. — 227 с.
- Панофский, Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998. — 362 с.
- Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. -СПб: Академический проект, 1999. 394с.
- Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. JL: Искусство, 1989.-228 с.
- Пахомова В.А. Перспективные проекции. Методическое пособие для студентов строительных специальностей. Омск: Омская правда, 1964.-38 с.
- Петерсон В.Е. Перспектива. М.: Искусство, 1970. — 183 с.
- Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Вып.1. Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. -204 с.
- Петров В.М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: Методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996. — 160 с.
- Петрович Д. Теоретики пропорций. -М.: Стройиздат, 1979. — 193 с.
- Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: ПАССИМ, 1995.- 160 с.
- Проблемы композиции / Под ред. проф. В. Г. Ванслова. М., 1999. -292 с.
- Пясецкий В.Н. Нормальные и идеальные пропорции человеческого тела. Санкт-Петербург: Издательство Библиотеки-читальни Психоневрологического института, 1910. — 27 с.
- Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб.: Азбука классика, 2001. — 320 с.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. — М.: Наука, 1980.-288 с.
- Рисование фигуры человека / Под ред. Грэга Элберта. — М.: Гамма, 1998.-122 с.
- Розенблатт В.В. Памятка по антропометрии. Свердловск: Типография Облполитиздата, 1955. — 8 с.
- Севастьянов А. Дюрер // В мире книг, 1987, № 9. С. 48 — 49.
- Семиотика и искусствометрия / Под ред. Проф. Ю. М. Лотмана. М.: Мир, 1972.-346 с.
- Семиотика и художественное творчество / Под ред. Ю. Я. Барабаш. -М.: Наука, 1977.-368 с.
- Сидоров А. А. Гравюры А. Дюрера. М.: Геликон, 1918. — 108 с.
- Сидоров А.А. Дюрер. Л.: ИЗОГИЗ, 1937. — 144 с.
- Сидоров А.А. Рисунки старых мастеров. М.-Л.: Искусство, 1940. -276 с.
- Синюков В. Основоположник немецкого Возрождения // Художник, 1971,№ 6.-С. 39−46.
- Словарь физиологических терминов / Под. ред. Акад. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1987.-446 с.
- Смирнов В.А., Соломин В. П., Даринский Ю. А. Практикум по биологии человека: Учение о конституциях. СПб.: Образование, 1987. -56 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984.-1600 с.
- Современные проблемы и новые методы в антропологии / Под ред. И. И. Гохиана. Л.: Наука, 1980. — 197 с.
- Соколов М.В. Преподавание пропорционирования как части предмета композиции декоративных изделий из металла // Проблема композиции на занятиях по изобразительному искусству: Сб. научных трудов. Омск., 1998. Стр. 86 — 90.
- Соловьёв СЛ., Буланнис Г. В., Шульга А. К. Задачник по черчению и перспективе: Учеб. пособие для сред, худож. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. М.: Высш. шк., 1988. — 368 с.
- Степанов А. Мастер Альбрехт. Л.: Искусство, 1991. — 183 с.
- Таннер Дж. М. Физическое сложение и атлетические рекорды. Результаты обследования участников Олимпийских игр / Англия. Вып. 3., 1965.-С. 97−117.
- Творческий процесс и художественное восприятие / Под ред. Б. Ф. Егорова. Л.: Наука, 1978. — 278 с.
- Тимердинг Г. Е. Золотое сечение. — Пг.: Научное книгоиздательство, 1924.-86 с.
- Типовые фигуры женщин. Размерные признаки проектирования одежды. М.: Госкомитет СССР по стандартам, 1980. — 85 с.
- Туманян Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976. 239 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 836 с.
- Фрибус Е.А. Развитие математики в Германии XVI века в трудах геометра А. Дюрера и алгебраиста М. Штифеля. Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата физ. мат. наук. М., 1969. — 23 с.
- Хогарт, В. Анализ красоты. М.: Искусство, 1958. — 336с.
- Хомяков М.М. Как измерять людей. Казань: Типо-Литография Императорского Университета, 1911. — 15 с.
- Художественное восприятие. Сборник 1. Л.: Наука, 1971. — 387 с.
- Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Русский язык, 1999. Т. 1. — 621 с.
- Чиварди, Джованни. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела. М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 88 с.
- Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. М.: Стройиздат, 1986. — 200 с.
- Шевелёв И.Ш., Марутаев М. А., Шмелёв И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
- Шмелёв И.П. Дуплекс-модулёр или система модульных квадратов // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 4. — Л.: Изд. ИЖ-СиА им. И. Е. Репина, 1974. С. 40 — 57.
- Шубников A.B.j Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. — М.: Наука, 1972.-339 с.
- Штефко В.Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. — М.-Л.: Государственное медицинское издательство, 1929. -19 с.
- Эдгардт А. Пропорциональные измерения величин тела, составленные по «Поликлету» Готфрида Шадова. — Дрезден, 1893. 34 с.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов / Под. ред. Акад. РАМН В .И. Покровского. М.: Медицина, 2001. 960 с.
- Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры. Вып. 5. -М.: Смысл, 1997. 205 с.
- Albrecht Diirers schrifitliche Nachlass. Berlin: Verlag von Julius Bard, 1910.-364 S. ^ '
- Biederbach L. Diirer als Mathematiker // Humanismus und Technik. Berlin. Bd. 15, 1971. -S. 45 -50.
- Bohatta H. Versuch einer Bibliographie der kunsttheoretischen Werke Albrecht Durers. Wien, 1928. — 131 S.
- Brog H. Semiotische und numerische Analyse zweier Holzschnitte von Albrecht Durer. Bamberg, 1968. — 95 S.
- Chojecka E. Durer als Kunsttheoretiker / Albrecht Durers Kunst im Au-fruch. Leipzig, 1972. S. 219 — 223.
- Durers schriftlicher Nachlass. Berlin: J. Bard Verlag, 1910 — 364 S.
- Durer in seinen Briefen. — Leipzig und Berlin: B.G. Teubner Verlag, 1908. -128 S.
- Faensen H. Albrecht Diirer als Theoretiker // Bildende Kunst, 1971, № 7. -S. 370−372.
- Fraenger W. Von Bosch bis Beckmann. Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1977.-306 S.
- Giesen J. Durers Proportionsstudien im Rahmen der allgemeinen Propor-tionsentwicklung. Bonn, 1930.-239 S.
- Gregory Sh. Vasari’s early interest in Durer: «Un nordico ritratto» in Christ carried to the Sepulchre // Apollo, 1995. N 397. — P. 33 — 35.
- Hagenmeier, Otto. Der Goldene Schnitt. Miinchen: Impuls Verlag, 1963.-84 S.
- Hoffmann J.E. Durers Verhaltnis zur Mathematik / Albrecht Durers Um-welt. Nurnberg, 1971. S. 132 — 151.
- John E. Durerkonferenz // Bildende Kunst, 1971, № Ю. S. 532 — 534.
- Justi L. Konstruierte Figuren und Kopfe unter den Werken Albrecht Durers. Leipzig: Verlag von Karl W. Hiersemann, 1902. — 345 S.
- Klaiber H. Die Entwicklung in Durers theoretischen Studien / Repertorium fur Kunstwissenschaft, 1916, Bd 28, H. 5/6. S. 238 — 249.
- Klingenberg W.P. Mathematik und Melancholie. Stuttgart: Steiner Verlag, 1998. — 87 S.
- Klingenburg K.-H. Geschtaltung und Gerat der Durerzeit // Bildende Kunst, 1971, № 10.-S. 509−514.
- Kuhirt U. Zur neuen Qualitat des Realismus im Werk Albrecht Durers I I Bildende Kunst, 1971, № 10. S. 495 — 500.
- Kunstwissenschaftliche Tagung zum 500. Geburtstag von Albrecht Dtirer. -Leipzig, 1971.-392 S.
- Liidecke H Drei gesellschaftskritische Durer Zeichnungen // Bildende Kunst, 1971, № 10. — S. 500−502.
- Liidecke Heinz und Heiland. Durer und die Nachwelt. Berlin: Riitten & Loening, 1955.- 129 S.
- Lutz H. Albrecht Durer in der Geschichte der Reformation / Historische Zeitschrift, 1968. S. 22 — 44.
- Маразов И. Дюрер концепции и мироглед // Искусство, 1971, № 9. -С. 21−29.
- Menninger К. Mathematik und Kunst. Gottingen, 1959. — 142 S.
- Mielke H. A. Durer. 50 Meisterzeichnungen aus dem Berliner Kupfer-stichkabinett, 1930. 103 S.
- Musper H.Th. Albrecht Durer. Die gegenwartige Stand der Forschung. .
- Koln: Dumont, 1952. 140 S.
- Neufert, Ernst Bauentwurfslehre. Braunschweig- Wiesbaden: Vieweg, 1992.-569 S.
- Panofsky E. Die Entwicklung der Proportionslehre als Abbild der Sti-lentwicklung / Monatshefte fur Kunstwissenschaft. Leipzig, 1921. S. 188 -218.
- Panofsky E. Durers Kunsttheorie, vornehmlich zu ihrem Verhaltnis zur Kunsttheorie der Italiener. Berlin: Verlag Klinkhardt & Biermann, 1915. -96 S.
- Panofsky E. The Life and Art of Albreht Durer. Princeton: University Press, 1955.-319 S.
- Richter D.H. Perspektive und Proportionen in A. Durers «Melancholie» // Vermessung- Wesen. Bd. 82., 1957. S. 284−288, 350−357.
- Rupprich H. Die kunsttheoretischen Schriften L.B. Alberti und Ihre Nachwirkungen bei Diirer / Schweizer Beitrage zur AHgemeinen Geschichte 18/19, 1961-S. 219−239.
- Rupprich H. Dtirers Stellung zu den agnostischen kunstfeindlichen Stromungen seiner Zeit. Munchen, 1959. — 78 S.
- Schadow G. Polyclet oder von den Maassen der Menschen nach dem Geschlecht und Alter. Berlin, 1834.
- Singer H.W. Albrecht Diirer. Munchen: H. Schmidt Verlag, 1918. -110 S.
- Singer H. WVersuch einer Diirer-Bibliographie. Strassburg, 1903. — 45 S.
- Steck M. Albrecht Diirer als Kunsttheoretiker. Die geistes- und problem-geschichtliche Stellung seines Proportionslehre im Kunstraum der Renaissance. -Zurich: Dietikon, 1961. 192 S.
- Steck M. Diirer: Eine Bibliographie. Munchen, 1957. — 72 S.
- Steck M. Dtirers Geschtaltlehre der Mathematik und der bildenden Kiinste. Halle: Max Niemeyer Verlag, 1948. — 248 S.
- Steigmiiller H. Diirer als Mathematiker / Programm Kgl. Realgymnasiums in Stuttgart. Stuttgart, 1891.
- Tank W. Form und Funktion / Die Proportionen des Menschen. — Dresden, 1956. -S. 86−102.
- Tietze H. y Tietze Conrat E. Kritische Verzeichnis der Werke Albrecht Diirers., Basel-Leipzig, 1938.
- Timmken Zinnkann R.F. Ein Mensch namens Diirer. Des Kiinstlers Le-ben, Ideen, Umwelt. — Berlin, 1972. — 205 S.
- Uberwasser W. Von Map und Macht der alten Kunst. Berlin: Bard Verlag, 1933.-137 S.
- Ullmann E. Geschichte der deutschen Kunst. 1470 1550: Malerei, Graphik und Kunsthandwerk. — Leipzig: Seemann, 1985. — 328 S.
- Ullmann E. Die Lehre von der Proportionen. Dresden: Verlag der Kunst, 1958.-38 S.
- Winkler F. Die Zeichnungen Albrecht Diirers. 4 B. Berlin: Deutscher Verein fur Kunstwissenschafit, 1936 — 39.
- Winzinger F. Durer und Leonardo // Pantheon. Bd. 29, 1971. S. 3 — 21.1. Альбомы
- Альбрехт Дюрер. Каталог выставки гравюр из собрания Гос. Эрмитажа. Л.: Аврора, 1971 -61 с.
- Альбрехт Дюрер. Гравюры из собрания ГМИИ. Каталог выставки к 500-летию со дня рождения. М.: Сов. художник, 1971. 24 с.
- Albrecht Durer als Maler. (Album). Konigstein im Taunus: Langewi-esche, 1953.-80 S.
- Albrecht Diirers Christlich Mythodologische Handzeichnungen, 1808.
- Diirer A. Kupferstiche und Holzschnitte. Katalog der Ausstellung. -Miinchen: Prestel Verlag, 1978. — 180 S.
- Diirer A. Die Handzeichnungen zum Gebetbuch Keiser Maximilians. Dresden: Verlag der Kunst, 1957. 44 S.
- Diirer A. Gemalde, Kupferstiche und Holzschnitte. Stuttgart und Leipzig: Deutsche Verlag Anstalt, 1904. — 396 S.
- Neidhardt H.-J. Albrecht Diirer. (Album). Leipzig: VEB E.A. Seemann Buch- und Kunstverlag, 1964. 17 S.1. СЛОВАРЬ
- Абдоминальный тип (лат. abdomen живот, брюхо) — брюшной анатомический тип.
- Автоморфизмов группа (гр. autos сам + morphe форма) — группа, элементами которой являются преобразования, оставляющие без изменения все структурные соотношения- автоморфизм одинаковость строения различных совокупностей элементов.
- Астенический тип (гр. astheneia физическая и психическая слабость, бессилие) бессильный, слабый, вялый- астенический тип — тип телосложения, характеризующийся высоким ростом, узкой и длинной грудной клеткой и слабой мускулатурой.
- Астеиоидиый тип конституционально характеризуется высоким ростом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой, незначительным отложением подкожного жира.
- Атлетический тип (гр. athletes борец) тип человека с сильно развитыми мышцами, обладающий большой физической силой.
- Гармония (гр. harmonia связь, созвучие, соразмерность) — стройная согласованность частей одного целого- в архитектуре и в изобразительных искусствах — согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.
- Дигестивиый от лат. digestivus — пищеварение
- Долихопластический тип (гр. dolichos длинный) характеризуется относительно коротким и узким туловищем и длинными конечностями.
- Канон (гр. kanon правило, установление) — в искусстве совокупность художественных правил или приёмов, которые считались обязательными в ту или иную эпоху, а также соответствующие им образцы, например человеческой фигуры, архитектурного ордера и т. д.
- Консонанс (фр. consonance, лат. consonans благозвучие) — слитно, согласно звучащие тоны.
- Лептосомный (гр. leptos тонкий, узкий + soma тело) человек тонкого, нежного, слабого, очень астенического телосложения.
- Линейная перспектива изображение тел с помощью центрального проектирования их на плоскость.
- Липоматозный тип (гр. lipos жир) — характеризуется отложением жира в виде опухолевидного разрастания жировой ткани, обусловленного нарушением обмена веществ в организме. Медиал (лат. mid средний) см. мезопластический тип.
- Мезоморф (гр. mesos средний, срединный, промежуточный + гр. morphe форма, вид) средний по форме и наиболее частый тип телосложения человека.
- Мезопластический тип (гр. mesos средний, срединный, промежуточный) -средний, пропорциональный тип сложения человека.
- Мера единица измерения- предел, в котором осуществляется, проявляется что-либо- конкретное выражение единства качественной и количественной сторон предмета.
- Ортогональная проекция (гр. orthogonios прямоугольный- лат. projectio бросание вперёд) изображение какого-либо предмета на плоскости. Парадигма (гр. paradeigma пример, образец) — пример, взятый для доказательства, сравнения.
- Пастозный (лат. pastosus тестообразный, обрюзглый) одутловатый тип у которого контуры естественных костных выступов и рельеф мышц сглажены.
- Патология (гр. pathos страдание + logos понятие, учение) наука о болезненных процессах и состояниях организма.
- Переносная симметрия или трансляционная симметрия, при которой объём совмещается сам с собой при сдвиге всех его точек на один и тот же вектор.
- Поворотная симметрия — симметрия чего-либо относительно поворотов некоторых осей на определённые углы.
- Теория групп (гр. theoria наблюдение, исследование) — раздел математики, изучающий свойства симметрии, относящийся к высшей алгебре. Теория кривых (гр. theoria наблюдение, исследование) — относится к разделу аналитической геометрии.
- Торакальный тип (гр. thorax — грудь) конституциональный тип с развитой грудной клеткой.
- Удвоение куба потроение ку, ичюего удвенный по отношении к первоначальному объём.
- Фиброзный (лат. fibra волокно) состоящий из волокнистой соединительной ткани, относящийся к фиброзу (ср. фиброз — разрастание волокнистой ткани).
- Экзогенный (гр. ехб снаружи, вне + гр. genos род, происхождение) внешнего происхождения, вызываемый внешними причинами- экзоген’ия — обусловленность какого-либо процесса (в т. ч. патологического) причинами, находящимися вне организма.
- Эктомидиал от гр. ektos находящийся вне, снаружи.
- Эктоморф от гр. ektos находящийся вне, снаружи- внешний + шогрЬё форма.
- А. Дюрер. Адам и Ева. 1504. Гравюра на меди Стр.33
- А. Дюрер. Делитель. Иллюстрация к трактату «Четырекниги о пропорциях». 1524 Стр.36
- А. Дюрер. Построение различных типов головы с помощью передвижения линий на примере двух типов. Иллюстрация к трактату «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.39
- А. Дюрер. Изображение пропорций ребёнка. Иллюстрацияк трактату «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.51
- Леонардо да Винчи. Человек, вписанный в квадрат и вкруг. Рисунок ^ Стр.54
- Леонардо да Винчи. Нахождение пропорций лица человека. Иллюстрация к трактату «Тетради по анатомии». Стр.56
- Сравнительные данные типичных участников соревнований по пяти видам бега и прыжкам в высоту- Фото из Стр. 65 журнала «Англия» (1965, вып. 3) Стр.66
- Полуокружность с вписанным в неё квадратом. Рисунок Стр. 7310 «Золотые» соотношения в фигуре человека. Иллюстрация из книги: Neufert Е. Bauentwurfslehre. Braunschweg- Wiesbaden, 1992 Стр. 7511 «Золотые» пропорции листа дуба. Иллюстрация из книги:
- Hagenmeier О. Der Goldene Schnitt. Miinchen, 1963 Стр.85
- Ветка тополя. Иллюстрация из книги: Hagenmeier О. Der Goldene Schnitt. Miinchen, 1963 Стр.86
- Пропорции мужчины и женщины. Иллюстрация из книги:
- Ле Корбюзье-Сонье Ш. Э. Модулор 1, 2. М., 1952 Стр.87
- А. Дюрер. Первый способ изображения. Иллюстрация из трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр.94
- А. Дюрер. Второй способ изображения. Иллюстрация из трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр.95
- А. Дюрер. Третий способ изображения. Иллюстрация из трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр.96
- А. Дюрер. Четвёртый способ изображения. Иллюстрацияиз трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр.97
- А. Дюрер. Искажение пропорций головы вместе с квадратом, в который она вписана. Иллюстрация из трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр. 104
- А. Дюрер. Геометрические тела, заключающие человеческую фигуру. Иллюстрация из трактата «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.107
- А. Дюрер. Сравнитель. Иллюстрация из трактата «Четырекниги о пропорциях». 1524 Стр. 110
- Соотношение мер, описанное Дюрером в трактате «Четырекниги о пропорциях». 1524. Таблица Стр. 112
- Сравнение различных систем мер. Таблица Стр.113
- А. Дюрер. Изменение пропорций головы по осям. Иллюстрация из трактата «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.114
- А. Дюрер. Двенадцать типов профилей головы. Иллюстрация из трактата «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр. 116
- А. Дюрер. Изображение красивой головы. Иллюстрация из трактата «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр. 118
- Анализ пропорций в гравюре А. Дюрера «Портрет Эразма Стр. 121 Роттердамского»
- Анализ пропорций в гравюре А. Дюрера «Меланхолия» Стр.124
- Математическая зависимость золотого сечения. Схема Стр.130
- Измерения рисунка головы, исполненного А. Дюрером ктрактату «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.132
- Отношения членений головы, выраженные в числах золотого сечения, на примере рисунка А. Дюрера к трактату «Четыре книги о пропорциях». Таблица Стр. 134
- Анализ пропорций в рисунке А. Дюрера «Геометрическое построение фигуры Аполлона». Стр.136