Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Детский фольклор осетин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди исследователей, занимавшихся проблемой детского фольклора с самого начала и даже сегодня существует довольно много мнений с немаловажными расхождениями. Так Г. С. Виноградов — крупный советский исследователь детского фольклора, считал, что «Детский фольклор составляют произведения, которых не включает репертуар взрослых, это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МАТЕРИНСКАЯ ПОЭЗИЯ. Г
    • 1. Колыбельные песни
    • 2. Пестушки и потешки
    • 3. Прибаутки
  • Глава 2. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
    • 1. Заговоры-шутки. ф
    • 2. Заклички и приговорки
    • 3. Сказки
    • 4. Загадки
    • 5. Молчанки
    • 6. Обрядовые песни. $
    • 7. Считалки
    • 8. Дразнилки и поддевки
    • 9. Скороговорки
    • 10. Сечки
    • 11. Игра
    • 12. Жеребьевки и наказания
    • 13. Магия детей

Детский фольклор осетин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнь детей не всегда можно отделить от жизни взрослых, ведь у первых есть свое видение окружающей действительности, ибо они, подражая взрослым, создавали свои творения на каждой возрастной ступени, передавая их из поколения в поколение.

Это обусловлено двумя существенными взаимосвязанными факторами — бытом и психикой ребенка, которые определяют выбор создаваемых образов детского устного творчества.

Однако детский фольклор представляет интерес не только с этой стороны, но и тем, что при помощи детского творчества можно легче и лучше понять многое в жизни человека на разных этапах. Данная работа посвящена изучению осетинского детского фольклора, теме, которая до сих пор не была предметом специального исследования, хотя начало изучения устного народного творчества осетин восходит к середине XIX в.

В разное время были опубликованы произведения разных жанров осетинского фольклора (сказания, песни, легенды, предания), но произведения детского фольклора оставались за пределами внимания ученых.

Необходимость обращения к этому неизученному пласту в осетинской фольклористике — явление закономерное и назревшее.

Детский фольклор осетин, как и других народов, представляет собой с одной стороны художественное творчество, а с другой — устную народную педагогику. Он тесно связан с народным бытом, этнографией и этикой. В нем находят выражение идеалы народа. Все вышеизложенное определяет актуальность диссертационного исследования.

Цели и задачи нашего исследования в значительной мере определились значимостью этой темы в осетинской духовной культуре. Ключевой целью работы были характеристика жанров детского фольклора и их включение в научный оборот.

Для достижения исследовательских целей решались такие задачи: систематизация собранного материала, определение его жанрового состава, проведение жанровой классификации, художественный анализ текстов, определение путей и форм перехода отдельных видов фольклора из репертуара взрослых в репертуар детей.

Источниками исследования послужили тексты, которые были опубликованы в выпусках «Памятники народного творчества осетин», «Осетинские тексты» ДЛонкадзе и В. Цораева, «Ирон адаемы сфаглдыстад» (Осетинское народное творчество).1 Они были дополнены неопубликованными материалами, извлеченными из фольклорных фондов ОРФ СОИГСИ, и полевыми материалами, собранными автором. Полевые фольклорно-этнографические материалы записаны от жителей Северной и Южной Осетии с 1976 по 2000 год.

Методологическую основу диссертационной работы составляют фундаментальные исследования отечественных фольклористов в области детского фольклора. Это труды О. И. Капицы, Г. С. Виноградова, Н. М. Элиаш, В. П. Аникина, М.Н.Мельникова2 и других авторов. В целях конкретизации специфики осетинского детского фольклора использованы сравнительно-типологическая, историческая методика, методы непосредственных полевых наблюдений.

Научная новизна работы. Выполненное исследование представляет собой первое диссертационное изучение детского фольклора осетин. В работе впервые систематизирован архивный и собранный автором полевой материал, послуживший базой для научной классификации жанров, определены их типологические черты и национальное своеобразие, изучены их художественные особенности.

1. Памятники народного творчества осетин. Владикавказ., В.1−1925. В. Н-1927. ВЛП-1928. В.1М930. В. У-1941. Приложение к XIV тому Записок Императорской Академии наук. № 4. СПб., 1868.(Осетинские тексты, собр. Д. Чонкадзе и В. Цораевым). Ирон адаемы сфаелдыстад (в двух томах). Орджоникидзе, 1961.

2 Капица О. И. Детский фольклор. Л., 1928.

Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. Иркутск, 1930. Элиаш Н. М. Русские колыбельные песни. Диссертация кандидата филологических наук. Сызрань, 1944. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М., 1957. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

Теоретическая значимость и практическая ценность диссертационной работы заключается в том, что полученные научно-теоретические результаты и выводы могут быть реальным подспорьем дальнейшим исследованиям детского фольклора, в создании научной истории осетинского фольклора.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в качестве спецкурса по теории фольклора, учебного пособия для студентов-филологов, методического источника для исследователей, специализирующихся на исследовании фольклора, а также для педагогов школ и воспитателей детских домов, ясель и просто родителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Детский фольклор отражает древнейшие стадии развитии человечества. В детских песнях и играх воспроизводятся время и события давно ушедшего времени. Осетинский детский фольклор, как и фольклор всех народов — ключ к пониманию художественных вкусов, творческих возможностей осетинских детей.

2. Материнская поэзия — произведения, созданные взрослыми для детей. Одни носят функцию успокоительную, другие способствуют поднятию тонуса. И те и другие носят национальный характер.

3. Жизнь взрослых и жизнь детей сосуществуют в органичном единстве и неразрывны. Последние повседневно участвовали в обрядовой жизни взрослых. Некоторые обряды сохранились, а другие вышли из активного употребления старшими. Этими выпавшими из взрослого репертуара обрядами дети стали забавляться/ и они сохранились как игры с дополнениями, изменениями.

4. Игра — необходимый способ социальной жизни. Это подготовка к настоящему действию, борьбе и труду.

5. Позитивный или негативный отпечаток прошлого — укоренившееся и повседневное явление. Дети не исключение. В их играх это тоже проявляется: словесные формулы, магические движения.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы СОГУ и рекомендована к защите.

Основные положения и результаты исследования были доложены на научных конференциях и освещены в научных статьях и тезисах.

Структура. Композиция исследования диктуется поставленными задачами работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Велико и непреходяще значение вечно живого словесного народного творчества, являющегося одним из главных источников развития духовной культуры каждого народа, и осетины в этом отношении не исключение.

Носителями и хранителями устного творчества являлись и являются умудренные жизненным опытом взрослые — и мужчины, и женщины. Но они не только хранили, но и обогащали состав устных произведений. Создавая новые произведения, они следовали лучшим образцам творений предков, завещавших любить родную землю, родной аул, быть бесстрашными и справедливыми. Они сознавали, что фольклор открывает душу народа, что легенды и мифы воспитывают в людях лучшие человеческие качества.

На Кавказе издревле люди старшего поколения старались привить подрастающим поколениям не только любовь к родным местам, народу, обычаям (рамки горской народной педагогики), обрядам, но и к правильному пониманию значения окружающего мира. При этом старшие старались считаться с возрастными особенностями детей.

Жизнь детей не всегда можно отделить от жизни взрослых, ведь у первых есть свое видение окружающей действительности, ибо они, подражая взрослым, создавали свои творения на каждой возрастной ступени, а это переходило из поколения в поколение, то есть они тоже предстают носителями и создателями фольклора.

Это обусловлено двумя существенными взаимосвязанными факторамибытом и психикой ребенка, благодаря которым определяется выбор создаваемых образов детского фольклора.

Однако, детский фольклор представляет интерес не только с этой стороны, но и тем, что при помощи детского творчества можно легче и лучше понять многое в развитии человека на разных этапах или ступенях его существования в прошлом.

В отечественной фольклористике творчество детей как автономная область народной поэзии получило признание в начале XIX-го столетия, хотя образцы его появились в глубокой древности, и они определяли историческую память народа, отображающую время и события давно минувших дней.1.

Детский фольклорный материал накапливался долгие годы этнографами, лингвистами, но он продолжительное время не вводился в научный оборот. В отличие от других жанров детский фольклор имел «сиротскую долю» в науке и только изредка появлялись отдельные произведения, в журналах «Подснежник», «Звездочка», «Маяк».

В 1868 году в печати появилась первая ласточка детского фольклорасборник «Детские песни», который подготовил и выпустил видный этнограф-фольклорист Петр Алексеевич Бессонов.

Издание стало значительным культурным событием. П. А. Бессонов отчетливо понимал и различал быт взрослого и быт ребенка, их отличительные черты, которые невозможно сблизить без ущерба, различал взаимоотношения возрастных групп, их взаимозависимость.

Материал «Детских песен», а точнее 150 потешек, колыбельных песен, считалок, дразнилок и др. оказался довольно разнообразным, великолепно и компетентно подобранным.

В 1898 году появилась еще одна книга — «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.» русского и белорусского фольклориста и этнографа П. В. Шейна, в которой автор выделил детский фольклор в отдельный пласт народной словесности. Автор книги П. В. Шейн сделал первую попытку классификации детского фольклора.

1 Сахаров И. П. Песни русского народа, СПб., 1839;

Терещенко А. Быт русского народа. Ч. Ш и IV, 1848;

Авдеева Е. А. Из воспоминаний // Отечественные записки. Т.63,1849, № 4.

В конце XIX века интерес специалистов к детскому фольклору возрастает. Стали появляться специальные статьи, посвященные вопросам детского фольклора.1.

В пореформенное и последующее время десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выгодно выделялись труды ученых XX века О. И. Капицы, Г. С. Виноградова, К. И. Чуковского.

Г. С.Виноградов положил основание научной разработке вопросов детского фольклора.3 Он был не только исследователем, но и большим знатоком детского быта, что повышало ценность его работ.

Крупным специалистом по детскому творчеству являлась О. И. Капица, которая считала, что изучение детского фольклора и быта должно занять место не только в этнографии, но и в работе педагогов. Детский фольклор один из надежных путей, который подводит нас к познанию ребенка, и он является «неиссякаемым источником для детской книжки и для работы с детьми в разных направлениях». 4 Она полагала, что изучение детской литературы должно начаться с изучения детского фольклора.

В 1927 году по инициативе О. И. Капицы при Государственном Русском Географическом обществе была учреждена Комиссия по детскому фольклору, быту и языку. О. И. Капица совместно со студентами Ленинградского пединститута им. А.Герцена вела работу по собиранию и систематизации материалов детского фольклора многих народностей, живущих на территории тогдашнего СССР. Членами Комиссии была начата исследовательская работа. В 1930 году вышел первый сборник «Детский быт и фольклор"3. К сожалению, на этом работа Комиссии была прервана.

Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1862, № 139;

Кудрявцев В. Ф. Детские игры и песни Нижегородской губернии. Нижний Новгород, 1871- Можаровский А. Из жизни крестьянских детей Казанской губернии. Казань, 1882- Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1887- Его же, Детские подвижные игры. М., 1892.

Ветухов А. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение, М., 1892, № 1−4.

2 Мельников М. Н. Русской детский фольклор. М., 1987, с. 9.

3 Виноградов Г. С. К изучению народных детских игр у бурят. Иркутск, 1922.

4 Капица О. И. Детский фольклор. Л., 1928, &3−4. 1 Детский быт и фольклор. Л., 1930.

Немалый интерес представляет книга известного детского писателя Кор-нея Ивановича Чуковского «От 2 до 5"1, которая выдержала огромное количество изданий. В ней автор с удивительной чуткостью, знанием детской психологии и детского быта анализирует и прослеживает процесс детского творчества. С большой любовью и знанием тонкостей детской психики, присущей лишь матерям, бабушкам, прослеживает он богатый всякими неожиданностями детский язык.

В 1957 г. вышла работа В. П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». В книге автор дает характеристику «малых» жанров фольклора. Оригинальным исследованием является монография современного специалиста по детскому фольклору М. Н. Мельникова «Русский детский фольклор». В ней рассматриваются виды и жанры детского фольклора в непосредственной связи с народной педагогикой. Автор рассказывает об истории изучения детского творчества, его бытовании, предлагает тексты.

Во второй половине XX века во многих республиках ученые начинают уделять внимание собиранию и активному изучению детского фольклора.

Защитили кандидатские диссертации по данной проблеме Абакарова Ф. З. из Дагестана, Таракина Э. Н. из Мордвы, Рочев Ю. Г. из Коми, Хашба P.A. из Абхазии и другие.4.

К детскому фольклору осетин, к его изучению интерес тогда только пробуждался. И то, что он до сих пор оставался незамеченным или обойденным, имело следствием большие упущения, так как многие детские произведения были утеряны.

Еще в XIX веке одни из первых осетинских просветителей Василий Цо-раев и Даниил Чонкадзе собрали небольшое количество загадок и четыре сказки, которые опубликовал академик А. Шифнер1.

1 Чуковский К. И. От 2 до 5. Л., 1939.

2 Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

3 Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

4 Абакарова Ф. З. Детский поэтический фольклор народа Дагестана. Махачкала, 1979; Таракина Э. Н. Мордовский детский фольклор. Саранск, 1971; Рочев Ю. Г. Детский фольклор Коми. Сыктывкар, 1972; Хашба P.A. Абхазский детский фольклор. Сухуми, 1979.

К осетинскому народному творчеству обратился и Вс.Миллер. Он в первую часть своих «Осетинских этюдов» включил тоже несколько сказок.2.

Осетинские сказки привлекли внимание известного публициста Евг. Баранова, который стал печатать их в газетах, а затем в числе сказок народов Кавказа издал отдельной книгой.3.

После этого наступило долгое затишье. В 20−30-х годах XX века знатоки осетинской этнографии, языка и истории А. Толасов, ПСобиев, М. Гарданов, Г. Дзагуров, Б. Алборов, Г. Гуриев стали записывать устное творчество детей и делали это попутно, производя записи по истории, этнографии и языку осетин.

Записи производились без строгой научной программы. Позднее некоторые из записанных этими авторами детских произведений были опубликованы во втором выпуске «Памятников народного творчества осетин». 4.

Эти же самые тексты были включены в хрестоматию для осетинских педагогических институтов и училищ.5 Многие жанры детского фольклора остались вне поля зрения записывающих. Долгие годы осетинские дети не имели ни одного сборника детских песен. Не включали их ни в «Абеты чиныг» («Букварь»), ни в «Книгу для чтения на родном языке». 6.

Весомым вкладом в осетинскую науку является фундаментальное издание двухтомника «Осетинское народное творчество», подготовленное ч.

З.М.Салагаевой.

Составитель в соответствии с существующими жанровыми особенностями размещает произведения устного народного творчества, начиная нартскими сказаниями и кончая фольклором 1941;1945 гг.

Во втором томе этого издания насчитывается 31 детская песня, лишенные принципа внутрижанровой систематизации.

1 Приложение к XIV тому Записок Императорской Академии наук. № 4. СПб., 1868. (Осетинские тексты, собр.Д.Чонкадзе и В. Цораевым),.

2 Миллер В. Ф. Осетинские этюды, Ч.1., Ученые записки Императорского Московского Университета. М., 1881.

3 Баранов Евг. Сказки кавказских горцев. Издательство И. Д. Сытина, М., 1913.

4 Памятники народного творчества осетин. Вып.II. Дигорское народное творчество в записи М. Гарданти, Влк., 1927.

5 Ирон адаемон сфаелдыстад. Составители К. Казбеков и Г. Калоев. Дзауджикау, 1949.

6 Исключение составляют «Книга для детей». Составитель С. Мамитов, Батум, 1908; «Дигорон дзурд». Составитель М. Гарданти, Дзауджикау, 1927.

7 Ирон адаемы сфаелдыстад. Составитель З. М. Салагаева, Орджоникидзе, 1961.

Нельзя не сказать и о сборнике, который составила Т. А. Хамицаева.1 Это знакомые нам детские песенки, но только даны они в переводе на русский язык (переводчик Н. Гребнев). Нам кажется, что книга бы выиграла больше, если бы рядом с переводом были и оригиналы.

Юго-Осетинским книжным издательством «Иристон» в 1978 г. была выпущена книга Агниан (Агнаевой-Царукаевой Дарии Увазовны) «Мады сагъаестае», подготовленная братьями А. и В.Царукаевыми.2.

Агниан была от природы одарена талантом сказительницы. Многие песни она услышала от своей бабушки Уасии. Феноменальная память, уникальный талант помогли ей до последних дней своих сохранить в памяти детские песни. Многие из песен известны до сих пор в народе, но некоторые оригинальны. Язык книги богат и своеобразен. Правда, в некоторых текстах ощутимо вмешательство составителей, сильна субъективная обработка. Составители делают попытку разместить материал по жанрам.

В начале 90-х годов вышла из печати небольшая книжка «Гакк-гакк». 3 Это все те же самые песни, которая издала З. М. Салагаева в «Осетинском народном творчестве». Неизвестный составитель позволил себе вмешательство в фольклорные тексты, что недопустимо.

Безусловно радостным событием для осетинских детей было издание книги «Нзе хурты хуртзен"4, которую подготовили и издали писатели И. Айларов, Г. Бицоев, М.Дзасохов. Это хрестоматия для дошкольных учреждений.

Однако в раздел народных игр и песен для детей (15) авторы почему-то включили свадебные («Алай» и «Кизгутти зар») и трудовую песню («Хуари зар»). Кроме того, авторы дают словарь трудных слов. Но здесь самые трудные, непонятные слова остаются без объяснения (с. 36 -«Алай», с. 40 — «Зуйла»).

1У меня растет сынок. Осетинские народные песни. Составитель Т. А. Хамицаева, Орджоникидзе, 1974.

2 Агниан. Мады сагъаестае. (Напевы матери, сказки, сказания, стихи на осетинском языке), Цхинвал, 1978.

3 Гакк-гакк, куыдзы гакк. Дзауджикау, 1991.

4 Наг хурты хуртэен. Составители И. Айларов, Г. Бицоев, М.Дзасохов. Дзауджикау, 1990.

В это же время вышла из печати хрестоматия для детского сада «Бакэесаем сабитэен» («Прочтем детям»).1 В книгу включены художественные произведения осетинских писателей и поэтов, а также большой фольклорный материал. Составитель включила сказки, загадки, поговорки.

Все эти издания свидетельствуют о том, что детский фольклор осетин обращает на себя все больше внимания.

Среди исследователей, занимавшихся проблемой детского фольклора с самого начала и даже сегодня существует довольно много мнений с немаловажными расхождениями. Так Г. С. Виноградов — крупный советский исследователь детского фольклора, считал, что «Детский фольклор составляют произведения, которых не включает репертуар взрослых, это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети». 2 Исходя из этого, он не причислял колыбельные песни к детскому фольклору.

Другого мнения придерживалась исследовательница этого жанра О. И. Капица, определявшая «детский фольклор как творчество взрослых для детей, и как собственно и детское традиционное творчество». 3.

Формулировка, данная О. И. Капицей, была поддержана многими фольклористами, которые указывали на «многослойность» детского фольклора и его разновидности.

Согласившись с ее мнением, а также с теми, кто поддержал О. И. Капицу, можно определить детский фольклор как специфическую область устного народного творчества, объединяющую произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставших детскими в силу каких-то обстоятельств и собственно детское творчество.

Некоторые ученые более позднего периода, как А. Н. Мартынова, Э. С. Литвин склонны относить их (колыбельные песни) к произведениям женской материнской поэзии.4.

1 Гуыриаты М. Бакжсжм сабитагн. Дзауджикау, 1991.

2 Виноградов Г. С. Народная педагогика. Издательство Восточно-Сибирского отделения Российского Географического общества. 1926. С. 29.

3 Капица О. И. Детский фольклор. Л., 1928, С. 5.

4 Мартынова А. Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // «Советская этнография», 1974. № 4- Литвин Э. С. Песенные жанры русского детского фольклора //Советская этнография, 1972, № 1.

Исследователь осетинской литературы и фольклора Ш. Ф. Джигкаевпервый в осетинской фольклористике, кто обратился к осетинским колыбельным песням. Он также считает, что колыбельные песни не относятся к детскому фольклору: «сываеллаетты фолыслормав нае хауынц"1, но почему-то это не доказывает.

Определяя специфику фольклора для детей, не следует возводить ее в некую самоцель, поскольку это приведет к обеднению исследуемого предмета. Но нельзя не сказать, что колыбельные песни — это связующее звено между взрослым и детским фольклором, т. е. это мост из взрослого мира в мир ребенка.

Ведь колыбельные песни и пестушки специально созданы для детей и исполняются взрослыми.

Некоторые фольклористы склонны относить их к семейно-бытовым, другие упоминают о них, как о детском фольклоре, и в результате выходит, что они не включаются ни в семейно-бытовой фольклор, ни в детский фольклор, т. е. они выпадают вообще из книг по фольклору.

По выше упомянутой причине, в силу того, что они адресно создаются конкретно для детей, которые пользуются ими до 12−13 лет, мы относим их к детскому фольклору.2.

Имеющийся на сегодня материал по детскому фольклору осетин позволил нам предложить такую его классификацию:

Материнская поэзия, т. е. творчество взрослых, специально предназначенное для детей.

Творчество детей. Это собственно детский фольклор, т. е. произведения, созданные самими детьми, и произведения, которые вошли в детский фольклор из взрослого репертуара. Эту группу мы считаем наиболее сложной, т.к. сюда вошли произведения устного народного творчества самых различных жанров.

Надо отметить, что эта классификация представляет много трудностей и, пожалуй, она далеко не во всем совершенна. Порой сложно провести четкие.

1 Джигкаев Ш. Ф. Статьи. Орджоникидзе, 1986. С. 50.

2 Нами зафиксированы конкретные примеры. границы не только между отдельными группами, но и между творчеством детей и творчеством взрослых. Определенную трудность представляет и терминология, которую необходимо выработать. При сборе материала и его классификации мы руководствовались работами, посвященными проблемам русского, адыгского, дагестанского, абхазского фольклора, т.к. они лучше изучены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Из материалов, рассмотренных нами, можно заключить, что детский фольклор-издревле бытующий вид устного народного творчества осетинского народа. Из поколения в поколение устное народное творчество знакомит детей с окружающей средой, с прошлыми историческими и общественными событиями, с явлениями природы. Оно играет важную роль в эстетическом и нравственном воспитании детей, пробуждает у них чувство прекрасного, воспитывает любовь к лучшим традициям своего народа.

В осетинской фольклористике раздел детского устного творчества не был предметом отдельного изучения. Собирание произведений детского фольклора специально не проводилось. А те собиратели, которые зафиксировали их, не ставили перед собой целью собрать все произведения, которые исполняются взрослыми для детей или самими детьми.

В связи с этим процент записей таких произведений в материалах отдела рукописного фонда СОИГСИ очень мал. Попытки теоретического освещения данной проблемы в трудах ученых местных фольклористов не обнаружены. Лишь небольшие замечания были сделаны попутно Б. А. Алборовым и Г. А. Дзагуровым при рассмотрении отдельных жанров, а Ш. Ф. Джикаев рассмотрел колыбельные песни (Джигкаев, 1986. 49−63).

Детский фольклор — интересный пласт устного народного творчества осетинского народа. Текстовой материал, накопленный к настоящему времени, дает нам возможность для постановки вопроса о детском фольклоре осетин в исследовательском плане.

Понятие детский фольклор объединяет в себе большое количество жанров. Проявление их различно. Одни преобладают, другие выполняют второстепенную роль. Но почти невозможно найти чистый жанр: каждый содержит элементы другого, один жанр может переходить в другой.

Что же объединяет все эти жанры? Их единство выражается в основном в том, что в них сочетаются художественные и педагогические начала.

В осетинском детском фольклоре поэзия выступает как средство воспитания. Народ с древнейших времен, создавая произведения детского фольклора, вкладывал в них свои думы и мысли о воспитании.

Идеалом народа во все минувшие социальные формации было: стремление к справедливости, к верности, к борьбе за победу добра над злом.

Эти и многие другие положительные качества взрослые прививали детям. И поэтому в самых различных жанрах детский фольклор, как и у других народов, усеян множеством назиданий, рожденных человеческой мудростью. Они способствуют воспитанию у подрастающего поколения всего наилучшего.

При всем многообразии жанров осетинский детский фольклор при наличии параллелей с фольклором других народов сохраняет национальное своеобразие. Это своеобразие раскрывается с помощью красочных изобретательных поэтических образов в материнской поэзии, играх, песнях, сказках, обрядовой поэзии и других видах детского фольклора.

Материнская поэзия богато представлена в осетинском фольклоре колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, потешками.

Мать, изо дня в день напевая песни на родном языке о родном доме, о родной земле, о бурлящих реках, красоте снежных гор, о труде, вводит в душу, в кровь младенца теплые, родные национальные понятия, мелодии, мотивы, родившиеся когда-то в народе. Именно в этот период усваивается секрет волшебной силы чутья к родному языку. Именно тогда закладывается фундамент национального чувства, трепетного, душевного и волнующего отношения ко всему родному, которое укрепляется медленно, но прочно и надежно.

Основание заложено и дальше ребенок сам начинает прокладывать по нему свой путь в мир тайных фантазий, развлечений, игр со всеми ярко выявленными интересами, вкусами и запросами. Он начинает выдумывать, творить какие-то произведения, это поддевки, скороговорки, прибаутки, сговорки и т. д.

Глава «Творчество детей» представляет как раз такие произведения, созданные самими детьми (поддевки, скороговорки, прибаутки). Они живут лишь в детской среде. Специфику их составляют динамизм, повторы. Здесь важны ритм и рифма.

Эт*г же глава включает произведения, которые в детскую среду попали из взрослого репертуара (заклички, приговорки, молчанки, обрядовые песни и т. д.). Такие произведения, которые потеряли свое серьезное значение в жизни взрослых в силу тех или иных художественных особенностей и привлекли внимание детей. Многие из них подверглись изменениям, утратив все, что было чуждо интересам детей. Это можно пронаблюдать в обрядовой и магической поэзии, в обращениях и заговорах-шутках, молчанках.

На передний план при рассмотрении этих жанров выступает их игровой характер.

Исследователи показали, что в основе всех жанров детского фольклора лежит юмор, смех, веселье.

В наше время традиционный фольклор не так активно развивается как когда-то, но отдельные виды все же живут своей полной жизнью.

При исчезновении одних загадок, считалок, песен рождаются и набирают силу другие. Появляются новые жанры, новые виды игр.

Необычно расширились в наши дни средства и формы распространения произведений детского фольклора. Они передаются по радио и телевидению.

Традиции детского фольклора находят свое воплощение в творчестве детских писателей. На материалах осетинских фольклорных творений создали свои произведения К. Хетагуров («А-ло-лай», «В пастухах»), Г. Малиев («Те-мур-Алсак», «Два пастуха»), Т. Мамсуров, Ал. Токаев, А. Кубалов, Нигер и многие другие написали колыбельные песни, Я. Хозиев — стихи-загадки и т. д.

Осетинское детское устное творчество, впитавшее в себя многовековые идеи воспитания, продолжает развиваться и в наше время и является неиссякаемым источником для детской литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Избранные труды. Т. П. Общее и сравнительное языкознание. -Владикавказ, 1995. -722 с.
  2. В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.1, М.-Л., 1958- Т.2, Л., 1973- Т. З, Л., 1979- Т.4, Л., 1989- Т.5, М., 1995.
  3. В.И. Осетинский язык и фольклор. —Л., 1949. -601 с.
  4. Ф.З. Детский поэтический фольклор народов Дагестана. Махачкала, 1979. Канд. дисс.
  5. Е.А. Из воспоминаний/Ютечественные записки. Т.63, 1849, № 4.
  6. Ф.А. К истории физической культуры в дореволюционной Северной Осетии. -Орджоникидзе, 1960. -125 с.
  7. .А. Некоторые вопросы осетинской филологии. — Орджоникидзе, 1979. -310 с.
  8. В.П. Загадки русского народа. -М.: МГУ, 1959. -105 с.
  9. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. -М., 1957. -138 с.
  10. В.П. К мудрости ступенька. -М., 1988. -175 с.
  11. Е. Сказки кавказских горцев. -М., 1913.
  12. B.C. От былины до считалки. -Л., 1982. -189 с.
  13. Т.З. Обряды и обычаи осетин, связнные с рождением и воспитанием ребенка (конец XIX началдо XX вв.). —М., 1976. Канд. дисс.
  14. П.А. Детские песни. —М., 1968. —136 с.
  15. Г. С. Детский народный календарь // Сибирская живая старина.-Иркутск, 1924.
  16. Г. С. Детская сатирическая лирика // Сибирская живая старина.-Иркутск, 1924.
  17. Г. С. К изучению народных игр у бурят. -Иркутск, 1922.
  18. В.С. Народная педагогика. Изд. Восточн.отд. РГО. 1926.
  19. Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. — Иркутск, 1930.
  20. А. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение. 1892, № 1−4.
  21. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Игры народов СССР. -М.-Л., 1933. -319 с.
  22. С.Г. Осетинские национальные игры. -Орджоникидзе, 1958. -127 с.
  23. С.Г. Методика проведения осетинских народных игр в школах и пионерских лагерях. -Орджоникидзе, 1965. -88 с.
  24. .А. Осетинские народные песни. -М., 1974. -353 с.
  25. З.Д. Очерки по этнографии Осетии. —Тбилиси, 1974. —262 с.
  26. . Суеверия и предрассудки осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. —Тифлис, 1876. Вып.9.
  27. И.А. Избранные произведения. -М.-Л., 1948. -569 с.
  28. Л.К. Воспитание детей в осетинской крестьянской семье (конец XIX начало XX вв.). -Орджоникидзе, 1984. Канд. дисс.
  29. К.Ц. Лшбисэендтае, -Орджоникидзе, 1976. -350 с.
  30. В.И. О повериях, суевериях, предрассудках русского народа. -СПб., 1996. -412 с.
  31. В.И. Пословицы русского народа. -М., 1905. -614 с.
  32. В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка. -СПб, 1881.
  33. Детский быт и фольклор. -Л., 1930. -70 с.
  34. Детские подвижные игры народов СССР. -М., 1988. -196 с.
  35. В.А., Иванов В. П. Опыт сравнительно-типологического анализа детских игр //Мир детства в традиционной культуре народов СССР. Сборник научных трудов. -М., 1991.
  36. Н. О колыбельных песнях. -М., 1914. —149 с.
  37. Ш. Ф. Уацтае (Статьи). -Орджоникидзе, 1986. -190 с.
  38. Х.В., Смирнова Я. С. Жизнь осетинской семьи. — Владикавказ, 1993. -214 с.
  39. Х.В., Бесаева Т. З. Этнография детства у осетин. -Владикавказ, 1994. —113 с.
  40. М. Русский народ. -М., 1997. -358 с.
  41. Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Вып.2, 1926.
  42. .А. Осетины. -М., 1971. -357 с.
  43. О.И. Детский фольклор. -Л., 1928. -224 с.
  44. P.O. Азербайджанский детский фольклор. —Баку, 1988. Канд.дисс.
  45. Н. Книга о русском фольклоре. -Л., 1942. -238 с.
  46. Е.А. Ранние формы танца. -Кишинев, 1977. -284 с.
  47. Э.С. Песенные жанры детского фольклора // Советская этнография. 1972, № 1.
  48. JIokk Джон. Собрание сочинений. Т.З. -М., 1988. -378 с.
  49. Лорка Гарсия Федерико. Лекции об искусстве. -М., 1978. -326 с.
  50. А.Х. Культура и быт осетинского народа. -Орджоникидзе, 1968. -568 с.
  51. А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах, т.4, -М., 1984.-365 с.
  52. А.Н. Русские народные колыбельные песни и крестьянский быт. -Л., 1972. Канд.дисс.
  53. А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография, 1974, № 4.
  54. В.М. Кошка в истории человечества //Природа, 1991, № 12.
  55. В.А. О суевериях всерьез. -М., 1989. -209 с.
  56. М.Н. Русский детский фольклор. -М., 1987. -240 с.
  57. Мид Маргарет. Культура и мир детства. —М., 1988. -621 с.
  58. В.Ф. Осетинские этюды. -Владикавказ, 1992 (факсимильное издание). -711с.
  59. В.Ф. В горах Осетии. -Владикавказ, 1998. —542 с.
  60. В.Ф. Этнографические следы иранства на юге России //Журнал Министерства народного образования. 1886, октябрь.
  61. А.Ф. Из жизни крестьянских детей. -Казань, 1882.
  62. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. (Свод этнографических понятий и терминов). -М., 1991.-167 с.
  63. М.Ю. Русский детский неигровой фольклор. Л., 1979.
  64. Л.П. Быт и игры кавказских народов /Северокавказский край. 1925, № 10.
  65. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. —М., 1887. -477 с.
  66. В.Б. Путешествие по ущельям Осетии // Сборник сведений о кавказских горцах, Т.1., -Тифлис, 1871.
  67. Е.Г. Родильные обычаи у осетин // Советская этнография, 1937,. № 4.
  68. В.В. Опыт словаря тюркских наречий, т.1. -СПб. 1893. —288 с.
  69. Ю.Г. Детский фольклор Коми. -Сыктывкар, 1972. Канд. дисс.
  70. З.М. Коста Хетагуров и осетинское народное творчество. Орджоникидзе, 1959. -188 с.
  71. Салагаева З. М, Четыре этюда об осетинской прозе. — Орджоникидзе, 1970. 242 с.
  72. З.М. От Нузальской надписи к роману: Проблемы генезиса и становление осетинской прозы. Орджоникидзе, 1984. — 312 с.
  73. И.П. Песни русского народа. -СПб., 1939.
  74. Семья. Книга для чтения. -М., 1991. -312 с.
  75. Ю.М. Русский фольклор. -М., 1954. -564 с.
  76. В.А. Избранные педагогические произведения. Т.1. -М., 1979.
  77. К.У. Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа. -М., 2000. -204 с.
  78. Э.Н. Мордовский детский фольклор. -Саранск, 1971. Канд. дисс.
  79. А. Быт русского народа. С. Ш-ГУ, СПб., 1848.
  80. А.Е. Аргъэеуттэе ахуыр каеныны методикае астагуыккаг кълагсты // Осетинская филология. Современность и традиции. -Владикавказ. 1992.-165 с.
  81. В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» //Труды по знаковым системам. -Тарту, 1971.
  82. Э. Первобытная культура. -СПб., 1896−1897. -573 с.
  83. B.C. Народные игры и развлечения осетин. -Орджоникидзе, 1987. -156 с.
  84. B.C. Праздничный мир осетин. -Владикавказ, 1995. —215 с.
  85. К.Д. Избранные педагогические произведения. Т.1. -М., 1939. -465 с.
  86. В.Н. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни // Этнографическое обозрение. -М., 1911, № 1−2.
  87. P.A. Абхазский детский фольклор. -Сухуми, 1979. Канд. дисс.
  88. И. Хошо Ludens. В тени завтрашнего дня. -М., 1992. -599 с.
  89. Хетагуров К Л. Собрание сочинений. T.IV., -M., 1960. -495 с.
  90. З.Б. Афористические жанры осетинского фольклора. — Владикавказ, 1993. -198 с.
  91. Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. -Цхинвали, 1976. -280 с.
  92. Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. -Цхинвали, 1984.-217 с.
  93. Л.А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах, Kh.II. -Цхинвали, 1987. -370 с.
  94. Чуковский К.И. Or 2 до 5. -М, 1990. -301 с.
  95. П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках, легендах и т.д. Т.1. Вып.1. -М., 1898. -652 с.
  96. П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. -СПб., 1902. 592.
  97. Н.М. Русские колыбельные песни. Опыт классификации фольклорного жанра. -Сызрань, 1944. Канд. дисс.
  98. Агниан (Агнаева-Царукаева Дария Увазовна) Напевы матери. -Цхинвали, 1978 (на осетинском языке). -196 с.
  99. Гакк-гакк куыдзы гакк. -Дзауджикау, 1990 (на осетинском языке). —29 с.
  100. М. Дигорон дзурд. —Дзауджикау, 1927 (на осетинском языке). —96 с.
  101. . Дигорон уаджимистае, -Владикавказ, 1903 (на осетинском языке). -129 с.
  102. Г. Райдайаен чиныг. —Дзауджикау, 1924 (на осетинском языке). С. 117.
  103. М. Бакэесазм сабитаен. -Дзауджикау, 1991 (на осетинском языке). -183 с.
  104. В.Д. Ирон адаемон хъаезтытае. -Цхинвали. 1988 (на осетинском языке).-136 с.
  105. А.Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин (краткий словарь). -Владикавказ, 1994. -282 с.
  106. Ирон адаемон сфаелдыстад. Хрестоматия для пединститутов и школ. На осетинском языке. Составители Казбеков К. и Калоев Г., Дзауджикау, 1949. -516 с.
  107. Ирон адаемы сфаелдыстад. На осетинском языке. Составитель Сала-гаева З.М., Т. 1−2., -Орджоникидзе, 1961.
  108. Ирон аембисаендтэе аемае уыци-уыцитае. -Владикавказ, 1900. (на осетинском языке). -46 с.
  109. Ирон аргъаеуттэе. -Орджоникидзе, 1954. -365 с.
  110. Ирон аргъэеуттэе. -Сталинир, 1954.-316 с.
  111. Ирон адаемон аргъаеуттаг. -Сталинир, Т. 1, 1959- Т.2,1960- Т.3,1962.
  112. И. В осетинском ауле. -Орджоникидзе, 1985. -457 с.
  113. . Осетинские обряды и обычаи. -Дзауджикау, 1991 (на осетинском языке).—161 с.
  114. С. Книга для чтения. -Батум. 1908, Ч. I и II (на осетинском языке).—72 с.
  115. В.Ф. Осетино-русско-немецкий словарь. —Л., Т.1 1927- Т.2. -1929- Т.3.-1934.
  116. Мифологический словарь. -М. 1990. -460 с.
  117. Нае хурты хуртэен. Составители Дзасохов М., Айларов И. -Дзауджикау, 1991. (на осетинском языке). -308 с.
  118. Осетинские (дигорские) народные изречения. Составитель Дзагуров Г. -М., 1980. С. 355.
  119. Осетинские загадки. Составитель Тменова Дз. -Владикавказ, 2000. 202 с.
  120. Осетинские народные сказки, Госкомиитиздат. 1951. -189 с.
  121. Памятники народного творчества осетин. Вып.2. —Владикавказ, 1927. -117 с.
  122. Памятники Юго-Осетинского народного творчества. —Цхинвали, 1930. -225 с.
  123. ПНТО. Сказки о животных. -Владикавказ, 1998. —424 с.
Заполнить форму текущей работой