Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Смычковые инструменты в истории музыкальной культуры Мексики: В период с XVI до второй половины ХХ в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, например, Калеро никак не обосновывает тезис о том, что «легкость наших аборигенов в производстве смычковых инструментов и игре на них» (12, с. 543) объясняется знакомством мексиканских индейцев с техникой игры на «музыкальном луке» — инструменте, сама принадлежность которого к аутентичному се-веро-американскому инструментарию остается пока спорной. У Р. Калеро можно найти утверждение… Читать ещё >

Содержание

Глава i. пути распространения европейских смычковых хордофонов на территории мексики в xvi — xvii веках и особенности процесса их проникновения в музыкально-исполнительскую практику коренного населения страны

§ 1. Отношение к гипотезе о принадлежности некоторых рудиментарных хордофо нов к музыкальным культурам мексиканских индейцев.

§ 2. Начальный период истории смычковых хордофонов в Мексике.

§ 3. Виды европейских смычковых хордофонов, распространенные в Новой Испании в XVI — XVII вв. Проблема музыкальной терминологии.

Глава II. формирование основ профессионального струнно-смычкового исполнительства в новой испании в xvii — начале xviii века

§ 1. Период распространения скрипки в Новой Испании и начало ее применения в профессиональной и народной музыке.

§ 2. Использование инструментов скрипичного семейства в новоиспанской культовой музыке XVIII века.

§ 3. Формы обучения игре на струнно-смычковых инструментах в Новой Испании в XVIII веке.

§ 4. Особенности техники новоиспанского струнно-смычкового исполнительства

§ 5. Новоиспанские дидактические работы XVIII века. Анонимный «Метод игры на скрипке»: критика гипотезы о его аутентичности.

Глава III. развитие некультовых форм музыкальной культуры во второй половине xviii — начале xix века и связанные с этим прогрессивные явления в новоиспанском смычковом исполнительстве

§ 1. Краткая характеристика основных видов музыкального искусства в колониальный период. Европейские музыканты и их влияние на становление новоиспанской смычковой культуры.

§ 2. Роль творчества Х. М. Альданы и скрипачей Дельгадо в формировании основ новоиспанского сольного струнно-смычкового исполнительства.

§ 3. Струнно-смычковое исполнительство конца XVIII — начала XIX века- причины, сдерживавшие его развитие.

§ 4. Частные учебные заведения первой половины XIX века и их роль в подготовке исполнителей на струнно-смычковых инструментах.

Глава IV. новые явления в музыкальной жизни мексики, связанные с провозглашением независимости страны

§ 1. Изменения в культурной жизни Мексики после падения колониального строя. Создание Консерватории Мексиканского филармонического общества- ее роль в распространении музыкальных знаний и подготовке исполнителейструнников

§ 2. «Школы» европейских авторов, известные в Мексике во второй половине XIX — начале XX века. Первые дидактические работы мексиканских педагогов-струнников.

§ 3. Характеристика концертной жизни Мексики во второй половине XIX века. Роль зарубежных исполнителей в популяризации струнно-смычковых инструментов.

§ 4. Любительские музыкальные объединения и их вклад в активизацию культурной жизни страны. Женские оркестры.

§ 5. Зарождение практики квартетно-ансамблевого исполнительства.

§ 6. Концерт для виолончели с оркестром Р. Кастро.

Глава V. влияние мексиканского музыкального национализма на развитие струнно-смычкового исполнительства

§ 1. Творчество X. Каррийо и С. Ревуэльтаса и их роль в становлении национальной исполнительской школы.

§ 2. Мероприятия по совершенствованию системы музыкального воспитания в 30 — 40-х годах. Положительные перемены в подготовке исполнителей на струнно-смычковых инструментах, связанные с деятельностью J1.X. Саломы,

X. Рокабруны и педагогов-струнников европейского происхождения.

§ 3. «Американская школа игры на скрипке» С. Марти и «Размышления о скрипичной технике» С. Родригеса Тагле.

§ 4. На пути к созданию мексиканского смычкового концерта. Скрипичные концерты М. М. Понсэ и К. Чавеса.

Смычковые инструменты в истории музыкальной культуры Мексики: В период с XVI до второй половины ХХ в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация посвящена одному из важнейших и пока, к сожалению, мало изученных вопросов истории музыки Мексики — смычковым инструментам. Разумеется, разрозненные сведения о смычковых хордофонах, а также имена некоторых исполнителей на них можно встретить в ряде трудов мексиканских и зарубежных авторов. Однако ни в одном из них проблема формирования смычковых инструментов и становления национальной школы исполнительства на них не выступает в качестве объекта специального исследования. Так, например, Г. Сальдивар неоднократно упоминает смычковые хордофоны, рассматривая процесс ассимиляции различных форм и жанров европейской музыки коренным населением страны в эпоху духовной Конкисты1. Интересные данные об использовании струнно-смычковых инструментов в новоиспанской культовой музыке XVII — XVIII вв. дают книги X. Эстрады2 и Р. Стивенсона3. Ценную информацию об участии исполнителей-струнников в культурной жизни Мексики в период с XVI — XX век сообщает в своей хронике. Э. де Олаваррия и Феррари.4 (Этот перечень можно было бы продолжить.) В то же время единственной до сих пор публикацией, касающейся интересующей нас темы, является небольшой очерк Р. Калеро «Происхождение струнных инструментов», публиковавшийся в популярном издании «Carnet musical» с конца 1959 по 1961 год.

Отдавая должное этой работе как первой и пока единственной попытке изучения вопроса о происхождении смычковых хордофонов и рассмотрения отдельных аспектов истории струнно-смычкового исполнительства Мексики, нельзя в то же время удовлетвориться тем, что данная тема, столь богатая именами, событиями и определенными достижениями, представлена только этой, скромной по размерам и целям, журнальной публикацией. К тому же в этой публикации существует немало противоречий в изложении, бездоказательных суждений.

См. Saldivar G. Historia de la musica en Mexico. Mexico, 1987.

2 Cm. Estrada J. Musica y musicos de la epoca virreinal. Mexico, 1973.

3 Cm. Stewenson R. The Music in Mexico, A Historial Survey. 1952.

4 См. Olavarria у Ferrari E. de. Resena historica del teatro en Mexico. Mexico, 1961.

Так, например, Калеро никак не обосновывает тезис о том, что «легкость наших аборигенов в производстве смычковых инструментов и игре на них» (12, с. 543) объясняется знакомством мексиканских индейцев с техникой игры на «музыкальном луке» — инструменте, сама принадлежность которого к аутентичному се-веро-американскому инструментарию остается пока спорной. У Р. Калеро можно найти утверждение, заимствованное ею из книги С. Марти «Доколониальные музыкальные инструменты» (40, с. 150) (приводимое, впрочем, без указания цитируемого источника), в котором прямо говорится о том, что скрипки, изготовляемые индейцами племени чамула (chamula), являются «точными копиями скрипок XVI века, привезенных европейцами» (12, с. 113). Сказанное не согласуется с выводом, который делает та же Калеро в «Заключении» своего очерка, где со ссылкой на Г. Сальдивара пишет, что «скрипка появилась в Мексике в двух первых третях XVIII века» (12, с. 430). Упомянем также в работе Калеро многочисленные «информационные пробелы», касающиеся как отдельных личностей (исполнителей и педагогов, которые в разные года оказали определенное влияние на формирование национальной школы струнно-смычкового исполнительства), так и связанные с важными событиями в культурной жизни Мексики, имеющими то или иное отношение к теме смычковых инструментов.

Отсутствием специальных научных исследований в этой области объясняется тот факт, что до настоящего времени не разработаны сами принципы изучения темы мексиканского струнно-смычкового исполнительства, не освещены и не определены важные вехи приближающейся к своему 500-летию рубежу истории смычковых инструментов Мексики. Так, например, не уточнен период появления в стране инструментов скрипичного семейства, не установлено время начала подготовки профессиональных исполнителей на них. Наряду с этим, еще не сказано последнее слово в дискуссии специалистов о возможном присутствии хордофонов в Мексике в «докортесову» 1 эпоху, не классифицирована богатейшая музыкальная.

Термин, образованный от имени завоевателя Мексики Э. Кортеса, (исп. precorte-siano), обычно используется для обозначения исторической эпохи, предшествовавшей Конкисте. иконография1, не достигнуто полной ясности в вопросе об определении инструментов виольного семейства, не атрибутированы должным образом смычковые хордофоны, получившие распространение в период испанского владычества.

Учитывая назревшую необходимость создания научно достоверной истории мексиканского смычкового искусства, автор настоящего исследования, базируясь на строго документированном материале, поставила перед собой следующие цели: исследовать происхождение и распространение смычковых хордофонов в Мексикепроследить процесс формирования национальной школы преподавания игры на струнно-смычковых инструментахопределить пути становления профессионального струнно-смычкового исполнительствавыявить особенности его развития на разных исторических этапах в их связи с социально-экономическим фактором.

Автор руководствовался комплексным подходом к исследованию истории смычковых хордофонов, соединяя органологический метод, изучающий инструмент с точки зрения его конструкции и музыкально-технических возможностей, с методом эстетико-музыкальным, рассматривающим эволюцию инструмента во взаимосвязи с художественно-историческим прогрессом музыкального искусст-ва.Следуя такой исследовательской методике, автор опирался как на основополагающие труды по инструментоведению К. Закса и его последователей, так и на идеи, развитые русскими музыкальными учеными, — среди них, прежде всего Б.Струве.

Другим, принципиально новым положением настоящего исследования является атрибутирование новоиспанских смычковых хордофонов в соответствии.

Около трети представленного в настоящей работе иконографического материала публикуется и описывается впервые. с общеевропейской музыкальной терминологией. Использование нескольких названий для обозначения одного и того же струнно-смычкового инструмента, а также употребление музыкальных терминов, заимствованных из итальянского, французского и даже английского языков, нередко встречающееся в документах XVI — XVII веков, порой приводило исследователей к ошибочной идентификации инструментов, упоминаемых в этих источниках. К заблуждениям, наиболее распространенным в этой области, относится, например, отождествление виолы со смычковой виуэлой1.

Принимая во внимание, что исследуемая тема охватывает обширный материал, относящийся к большой по продолжительности исторической эпохе, автор настоящей работы стремилась выявить и подчеркнуть самое существенное и показательное для каждого из этапов развития мексиканского струнно-смычкового исполнительства. В основу периодизации смычкового искусства Мексики положена хронологическая система, применяющаяся для определения важнейших этапов истории музыкальной культуры страны:

Эта ошибка, которой не избежали Р. Стивенсон, Г. Сальдивар, Р. Калеро и X. Г. Контрерас Ариас, имеет свое логическое объяснение. Дело в том, что для определения инструментов виольного семейства в Испании и ее колониях в XVI — XVII вв. было принято название «смычковая виуэла» (исп. «vihuela de arco»). Поэтому, встречая итальянский термин «viola» в книге историографа Конкисты Б. Диаса дель Кастийо, который упоминает некоего Ортиса — «исполнителя на виоле и учителя танцев (см.: Diaz del Castillo В. Historia verdadera de la Conquista de la Nueva Espana. Mexico, 1980, p. 572), перечисленные авторы без колебания относят названный инструмент к струн-но-смычковой группе, игнорируя тот факт, что до XVIII века итальянское «viola» переводилось на испанский язык как «vihuela», то есть щипковый инструмент, род гитары (см.: Casas C. de las. Diccionario Castellano-Toscano. Sevilla, 1650, p. 236). Эта, казалось бы, несущественная неточность приводит к тому, что время проникновения европейских смычковых хордофонов на территорию Мексики ошибочно определяется 1519 годом, когда состоялась военная экспедиция Э. Кортеса, одним из участников которой был солдат-музыкант Ортис.

— 81. Предиспанский период (ок. 1500 г. до н.э. — 1521);

2. Колониальный период1 (1530 — 1810);

3. Период провозглашения Независимости до революции (1810 — 1910);

4. Националистический период (1910 — 1958);

5. Современный период (1958 — наст. вр.).

Предлагаемая диссертация одновременно подготовлена на русском и испанском языках, что, по мысли автора, должно сделать возможным ее использование в качестве учебного пособия в обеих странах. Автор также надеется, что его работа положит начало созданию специального курса «История смычкового искусства» в учебных музыкальных заведениях Мексики.

Иначе, «вице-королевский период» («periodo virreinal»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В этой диссертации мы рассмотрели развитие мексиканского струнно-смычко-вого искусства на протяжении более чем четырехвекового периода, с 20-х годов XVI столетия до середины XX века.

На основании данных, представленных новоиспанским документальным и иконографическим материалом, нами были определены виды европейских смычковых хордофонов, получивших распространение в колониальную эпоху, отмечены сферы их применения, выявлены некоторые особенности способа игры на них, отличающие традицию, сложившуюся в Новой Испании, от современной ей европейской.

Появление скрипки и родственных ей инструментов открывает новую эпоху в новоиспанском струнно-смычковом исполнительстве, находит отражение в создании оригинальных инструментальных произведений как культовой, так и светской музыки. Знакомству новоиспанских струнников XVIII века с произведениями современного скрипичного репертуара способствуют музыканты, эмигрировавшие из Европы. Они же впервые вводят в преподавательскую практику отдельные теоретические руководства по обучению игре на скрипке, внося тем самым изменения в сложившийся в стране аудио-визуальный метод.

Следование процессу совершенствования системы музыкального образования ведет нас от примитивных «консерваторий» XVIII века, где навыки игры на струн-но-смычковых инструментах прививались учащимся на том элементарном уровне, которого требовал аккомпанемент религиозных вокальных сочинений, до Консерватории мексиканского филармонического общества, в которой скрипка, виолончель и контрабас были выделены как самостоятельные дисциплины, и, наконец, -к ее преемнику — Национальной консерватории, чьи преподаватели использовали в работе со студентами прогрессивные методы, разработанные представителями франко-бельгийской, немецкой и русской скрипичных школ.

Знакомство с творческими биографиями и особенностями исполнительского стиля мексиканских струнников, наиболее активно занимавшихся сольной деятельностью, таких как Х. М. Альдана, Ф. Дельгадо, В. Вийяльпандо, Л. Х. Моран, X. Каррийо, С. Ревуэльтас — позволяет дать объективную оценку отдельных достижений национальной школы струнно-смычкового исполнительства и одновременно выявить те обстоятельства экономического и социо-культурного порядка, которые тормозили ее становление.

Обращаясь к произведениям для струнно-смычковых инструментов, созданным в Мексике, мы отмечаем, что некоторый прогресс в исполнительском искусстве, наблюдаемый в 30 — 40-х годах XX столетия, повлиял на усиление композиторского интереса к этим инструментам, что привело к созданию ряда сочинений крупной формы, в том числе таких национально самобытных, как Концерты для скрипки с оркестром М. М. Понсэ и К. Чавеса.

В этой работе не нашло отражение мексиканское смычковое искусство второй половины XX века. Все многообразие явлений и тенденций, характеризующих различные сферы струнно-смычкового исполнительства в этот период, получит освещение во второй части нашего труда, посвященного той же теме, в которой специальный раздел будет уделен истории мексиканского квартетного исполнительства, получившего особенно активное развитие в последние три десятилетия нашего столетия.

EHEJlHOrPAOHu.

1. Actas capitulares. — Archivo General de la Nacion. XI, fol. 199 v. (8 c.).

2. Actas capitulares. — Catedral de puebla, XI (1640 — 1647), fol. 193. (6 c.).

3. Albertini R. Saludo a Silvestre Revueltas. — La Voz, Madrid, 24 de Septiembre de 1929. (le.).

4. Alvarez Coral J. Compositires mexicanos. Mexico, 1971. (195 c.).

5. Antunez F. La capilla de musica de la Catedral de Durango. Siglos XVII y XVIII. Mexico, 1970. (243 c.).

6. Armonia, organo de la Sociedad Filarmonica Mexicana. Mexico, 1866. (86 c.

7. Bellinghausen K. El verso: primera manifestacion orquestal en Mexico. — Heterofonia 107, Mexico, Julio-Diciembre de 1992. (3 c.).

8. Bernai Jimenez M. El Archivo musical del Colegio de Santa Rosa de Santa Maria de Valladolid: siglo XVIII. Morelia colonial. Mexico, 1939. (174 c.).

9. Bernai Jimenez M. El primer conservatorio de America. — Nuestra Musica, Ano VI, Num. 23, 3er trimestre, Mexico, 1951. (12 c.).

10. Bosseur J.-Y. Music. Passion for an Art. New York, 1991. (225 c.).

11. Cabello Moreno A. Panorama musical de la ciudad de Mexico. Mexico 1975. (190 c.).

12. Calero R. Los instrumentos de arco. — Carnet Musical, Num. 178, Diciembre de 1959. (4 c.) — Num. 181, Febrero de 1960. (3 c.) — Num. 196, Junio de 1961. (3 c.) — Num. 199, Septiembre de 1961.(4 c.).

13. Calderon de la Barca M. La vida en Mexico. Durante una residencia de dos anos.

14. Campos R.M. El folklor y la musica mexicana, Mexico, 1928. (126 c.).

15. Carpenter A. La musica en Cuba. Mexico, 1972. (368 c.).

16. Casas C. de las. Diccionario Castellano-Toscano, Sevilla, 1650. (994 c.).

17. Castellanos P. Horizontes de la musica precortesiana. Mexico, 1970. (159 c.).

18. Contreras Arias J.G. Atlas cultural de Mexico (Musica). Mexico, 1988. (232 c.).

19. Cheiner S. Silvestre Revueltas. — Heterofonia 55, vol. X, No. 4, Mexico, Julio-Agosto de 1977. (3 c.).

— 20 220. Diaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de la Nueva Espana. Mexico, 1980. (338 c.).

21. Documentos para la historia de Mexico, Quarta Serie, Tomo III. Mexico, 1857. (756 c.).

22. Dominguez F. Investigacion en Sonora, 1933. — Investigacion folklorica en Mexico, Materiales, vol. I. Mexico, 1962. (373.).

23. Ember I. Music in Painting. Budapest, 1989. (156 c.).

24. Epistolario selecto de Carlos Chavez. Mexico, 1980. (425 c.).

25. Escorza J.J. La ensenanza musical en la Nueva Espanaun acercamiento informal. — Heterofonia 96, Mexico, Enero-Marzo de 1987. (5 c.).

26. Estrada J. La musica de Mexico. Mexico, 1986. (182 c.).

27. Estrada J. Musica y musicos de la epoca virreinal. Mexico, 1973. (165 c.).

28. Frish U. El Concierto para violin y orquesta de Manuel M. Ponce. — Heterofonia 79, vol. XV, Segunda Epoca, No.4, Mexico, Octubre-Noviembre-Diciembre de 1982. (6 c.).

29. Garcia Morillo R. Carlos Chavez: vida y obra. Mexico, 1960. (154 c.).

30. Grial H. de. Musicos mexicanos. Mexico, 1964. (191 c.).

31. Gonzalez Rodriguez L. El Noroeste Novohispano en la epoca Colonial. Mexico, 1933. (204 c.).

32. Gorostiza C. Silvestre Revueltas. — El Imparcial, Mexico, 5 de Febrero de 1929. (1 c.).

33. Herrera y Ogazon A. El arte musical en Mexico, 1917. (156 c.).

34. Inquisicion. — Archivo General de la Nacion, vol. 1051, s.e., ff. 69 — 70 r. (7 c.).

35. Inquisicion. — Archivo General de la Nacion, vol. 1051, s.e., f. 72. (4 c.).

36. Lemmon A.E. Los jesuitas y la musica Colonial en Mexico. — Heterofonia 53, vol. X, No. 2, Mexico, Marzo — Abril de 1977. (4 c.).

37. Lemmon A.E. Los jesuitas y la musica en la Baja California. — Heterofonia 56, vol. X, No. 5, Mexico, Septiembre — Octubre de 1977. (4 c.).

38. Lista de los instrumentos que estan en el Colegio de los Infantes. Mexico, 1793. — Archivo musical de la Catedral de Mexico, s/n. (1 c.).

— 20 339. Lumholtz C. Mexico desconocido, T. I. Mexico, 1956. (827 c.).

40. Marti S. Instrumentos musicales precortesianos. Mexico, 1955. (75 c.).

41. Marti S. Tecnica basica para violin y viola (Basic violin-viola technique). Merida, 1938. (76 c.).

42. Mayer-Serra O. Musica y musicos de Latinoamerica. Mexico, 1947 (1056 c.).

43. Mayer-Serre O. Panorama de la musica mexicana. Desde la independencia hasta la actualidad. Mexico, 1941. (196 c.).

44. Meierovich C. Jacobo Kostakovsky. — Heterofonia 82, vol. XVI, No. 3, Mexico, Julio — Agosto — Septiembre de 1983. (23 c.).

45. Memoria de los instrumentos que tiene esta Santa Iglesia Catedral. Mexico, 1975 — Archivo musical de la Catedral de Mexico, s/n. (2 c.).

46. Memoria de los instrumentos que tiene esta Santa Iglesia Catedral. Mexico, 1798. — Archivo musical de la Catedral de Mexico, s/n. (2 c.).

47. Mora y Escobar, fray A. de la. Memoriales del Obispo de Tlaxcala (un recorrido ' por el centro de Mexico a principios del siglo XVII). Mexico, 1987. (265 c.).

48. Moreno S. La imagen de la musica en Mexico. — Artes de Mexico, No. 148, Ano XVIII. (143 c.).

49. Motolinia, fray Toribio de. Historia de las indias de Nueva Espana. Mexico, 1963. (256 c.).

50. Motolinia, fray Toribio de. Memoriales. Mexico, 1971. (131 c.).

51. Olavarria y Ferrari E. de. Resena historica del teatro en Mexico. Mexico, 1961. (3035 c.).

52. Pedrell F. Organografia musical antigua espanola. (Emporio cientifico e historico.) Barcelona, 1901. (43 c.).

53. Pena F. Estudio historico sobre San Luis Potosi. San Luis Potosi, 1894. (206 c.).

54. Ponce M.M. Nuevos Escritos musicales. Mexico, 1948 (58 c.).

55. Proceso inquisitorial contra Antonio Farfan, titiritero. San Miguel el Grande. — Boletin del Archivo General de la Nacion. Mexico, 1936. (4 c.).

56. Programa del Concierto de la OSN. Mexico, 6 de Diciembre de 1944. (4 c.).

— 20 457. Programas generales de la Escuela de Artes y Oficios para varones. Toluca, 1901. (35 c.).

58. Rivera y Rivera R. Los instrumentos musicales de los maya. Mexico, 1977 (47 c.).

59. Retrospestiva critica en torno a Silvestre Revueltas. — Heterofonia 82, vol. XVI, No.No. 2 y 3, Mexico, Abril — Septiembre de 19 837 (56 c.).

60. Revueltas S. Carta a los companeros-musicos. — El Nacional, Mexico, 19 de Enero de 1938. (1 c.).

61. Rodriguez Tagle S. Consideraciones sobre la tecnica del violin. San Luis Potosi, 1946. (320 c.).

62. Romero J. Galeria de los musicos mexicanos. Agustin Caballero. — Carnet Musical, vol XV, No.No. 177, 178, 179, 180, 181, Mexico, Noviembre de 1959 — Marzo de 1960. (5 c.).

63. Romero J. Galeria de los musicos mexicanos. A. Amaya. — Carnet Musical, vol XV, No. 179, Mexico, Enero de 1960. (2 c.).

64. Romero J. La musica en Zacatecas y los musicos Zacatecanos. Mexico, 1963. (202 c.).

65. Romero J. Presencia francesa en la cultura musical de Mexico. — Carnet Musical, vol V, No. 4, Suplemento Num. 1, Mexico, Julio de 1949. (24 c.).

66. Sachs C. Hanbuch der Musikinstrumentenkunde. Berlin, 1930. (?).

67. Salazar A. La musica en la sociedad europea, T. I. Madrid, 1942. (386 c.).

68. Salazar A. Musica, instrumentos y danzas en las obras de Cervantes. — Nuestra Musica, Ano V, Num. 17, Suplemento No. 7, Mexico, 1950. (15 c.).

69. Saldivar G. Bibliografia mexicana de musicologia y musicografia. Mexico, 1991. (341 c.).

70. Saldivar G. Historia de la musica en Mexico. Mexico, 1987. (380 c.).

71. Sandi L. C. Chavez y la musica en Mexico. — Homenaje nacional a C. Chavez. Mexico, 1978 (41 c.).

72. Sandi L. Problemas de la musica sinfonica en Mexico. — Nuestra Musica, Ano III, Num. 9, Mexico, Enero de 1948. (8 c.).

— 20 573. Sandi L. Tribuna de L. Sandi. — Carnet musical, Num. 23, Mexico, Marzo de 1939. (2 c.).

74. Santamaria F.J. Diccionario General de Americanismos. Mexico, 1942. (1197 c.).

75. Sociedad Filarmonica mexicana. Conservatorio de musica y declamacion. Programa de los examenes generales que tenran lugar el mes de Noviembre de 1873. Mexico, 1873. (2 c.).

76. Spierer L. El Concierto para violin y orguesta de Hallfter. (Su enfoque instrumental) — Heterofonia 77, vol. XV, Segunda Epoca, No. 2, Mexico, Abril — Mayo — Junio de 1982. (7 c.).

77. Stewenson R. Compositores de la epoca colonial. Antonio de Salazar. -Heterofonia 38, vol. VII, No. 5, Mexico, Septiembre — Octubre de 1974. (4 c.).

78. Stewenson R. Hernando Franco, el mas notable compositor renacentista de Mexico. — Heterofonia Ano II, Num. 11, Mexico, Marzo — Abril de 1970. (3 c.).

79. Stewenson R. Jose Manuel Aldana en la Catedral Metropolitana. — Heterofonia 30, vol. 5, Mexico, Mayo — Junio de 1973. (3 c.).

80. Stewenson R. La musica en la Catedral de Mexico. El siglo de Fundacion. -Heterofonia 100−101, Mexico, Enero — Diciembre de 1989. (5 c.).

81. Stewenson R. La obra del compositor Francisco Delgado. — Heterofonia 63, vol. XI, No. 6, Mexico, Noviembre — Diciembre de 1978. (3 c.).

82. Stewenson R. Los sucesores de Juan Matias. — Heterofonia 65, vol. XII, No. 2, Mexico, Marzo — Abril de 1979. (4 c.).

83. Stewenson R. Manuel Zumaya en Oaxaca. — Heterofonia 64, vol. XII, No. 1, Mexico, EneroFebrero de 1979. (4 c.).

84. Stewenson R. Relaciones de Carlos Chavez en Los Angeles. — Heterofonia 76, No. l, Mexico, Enero — Febrero — Marzo de 1982. (8 c.).

85. Stewenson R. Primeros compositores nativos de Mexico. — Heterofonia, vol. X, No. 3, Mexico, Mayo — Junio de 1977. (3 c.).

86. Stewenson R. S. Marti, etnomusicologo. — Heterofonia 60, vol. XI, No. 3, Mexico, Mayo — Junio de 1978. (4 c.).

87. Stewenson R. The Music in Mexico, A Historical Survey. New-York, 1952. (325 c.).

— 20 688. Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. Москва, 1959. (296 с.).

89. Torquemada, fray J. de. Los veintiun libros rituales y monarquia indiana. Mexico, 1977. (768 c.).

90. Trabajos tecnicos del Primer Congreso Nacional de Musica Y resena de los concursos musicales organizados por la Comision Permanente bajo el patrocinio de la Universidad Nacional y de El Universal. Mexico, 1928. (75 c.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой