Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Астрология как историко-культурный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств. Её отдельным положениям были посвящены выступления диссертанта на конференциях: на международной конференции Евро-Азиатского Филиала Национального Совета Геокосмических Исследований (Москва, 1997), научно-практической конференции молодых учёных «Духовные ценности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Астрология как объект культурологического исследования
    • 1. 1. Введение в проблематику
    • 1. 2. К истории изучения вопроса
    • 1. 3. Определение понятия «астрология»
    • 1. 4. Классификация астрологических знаний
  • 2. Генезис астрологии
    • 2. 1. Зарождение астрологии
    • 2. 2. Возникновение развитых астрологических систем
  • 3. Основные этапы истории астрологии
    • 3. 1. Протоастрология
    • 3. 2. Возникновение и развитие астрологии предзнаменований и календарной астрологии
    • 3. 3. Возникновение и развитие «научной астрологии»
    • 3. 4. Кризис «научной астрологии» и торжество физики Ньютона
    • 3. 5. Современный этап. Кризис ньютоновской физики
    • 3. 6. Общая особенность этапов
  • 4. Астрология и религия
    • 4. 1. Астрология с позиций религиозно-философских систем.122 ^
    • 4. 2. Астрология и религиозная практика
  • 5. Астрология и наука
    • 5. 1. Проблема научности астрологии
    • 5. 2. Взаимодействие астрологии с различными научными дисциплинами
      • 5. 2. 1. Науки о небесных явлениях и процессах
      • 5. 2. 2. Науки о земных явлениях и процессах
      • 5. 2. 3. Универсальные науки

Астрология как историко-культурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века в России чрезвычайно обострился интерес к различного рода эзотерическим, оккультным и тому подобным учениям, в том числе — астрологии. Снятие ранее существовавших идеологических запретов на публикации работ в этой области привело к тому, что страну захлестнула волна псевдонаучных работ, среди которых просто теряются немногочисленные серьезные исследования. А если учесть, что в XX веке астрология заняла важное место в массовой культуре на Западе, то не приходится удивляться, что и там ситуация не многим лучше. В этих условиях весьма актуальными оказываются исследования, где на реальном фактическом материале, используя научную методологию, ведется анализ таких феноменов мировой культуры как астрология.

Возникшая ещё на заре цивилизации, астрология до сих пор продолжает существовать и развиваться. Ареал распространения астрологических учений чрезвычайно широк: астрология была популярна и в государствах Востока, и у индейцев Месоамерики, и в Западной Европе, и в странах ислама. В течение долгого времени астрология считалась полноправной научной дисциплиной и оказывала большое влияние на самые разные области культуры: от искусства до политики, от религии до культуры быта.

В Новое время, в связи с появлением новой научной парадигмы, отношение к астрологии резко изменилось, её постулаты были признаны не имеющими научного обоснования, она перестала преподаваться в университетах, и в научной среде сложилось однозначное отношение к астрологии как к пережитку прошлого, пустому суеверию, не имеющему будущего и даже не достойному исследования. Поэтому в 18-м, 19-м и на протяжении большей части 20-го века астрология и связанные с ней теории часто не получали объективного освещения и даже просто игнорировались. При этом отсутствие научного подхода к данным проблемам сочеталось с широким распространением вульгаризо-ванной интерпретации астрологических идей в ненаучной среде.

Однако, как бы ни оценивалась астрология с позиций современной науки, несомненно, что она является важным культурным феноменом, который историки культуры не имеют права игнорировать. На протяжении тысяч лет своего существования астрология находилась в тесном взаимодействии с различными сферами культуры, и прежде всего — с наукой и религией. Научные и философские знания вплоть до эпохи Нового Времени были пронизаны астрологическими идеямито же можно в целом сказать и о системах религиозных верований. С другой стороны, сами астрологические учения и концепции испытывали существенное влияние со стороны доминирующих научных, философских и религиозных идей.

И поскольку адекватное понимание истории культуры в целом без понимания роли астрологии в культуре невозможно, то необходимость такого научного анализа является весьма настоятельной. Представляется, что вскрытие исторических корней астрологии, определение причин негаснущей популярности подобных учений, разоблачение их вульгарных интерпретаций и фальсификации сыграло бы ощутимую позитивную роль для современной науки. Поэтому строгое научное исследование с позиций культурологии таких феноменов и учений, как астрология, астральные культы и т. п., а также анализ их взаимодействия с наукой, религией и философией представляются весьма актуальными.

Степень научной разработанности проблемы. В теории и истории культуры такой уникальный феномен духовной культуры, как астрология, изучен весьма слабо. Однако на Западе существуют отдельные исследования истории этого феномена. Непосредственно истории астрологии в различных регионах мира посвящены труды Р. Бертело, К. Бецольда, Ф. Болля, О. Буше-Леклерка, М. Бэйджента, В. Гунделя, В. Кнаппиха, Ф. Г. Крамера, Н. Кэм-пиона, П. Кэрри, Ф. Кюмона, Дж. Р. Льюиса, Л. Несса, Дж. Д. Норта, Ф. И. X. Нэйлор, Д. Паркера и Дж. Паркер, В.-Э. Пейкерта, Д. Пингри, Ф. Рохберг-Халтон, С. Дж. Тестера, Я. Г. Тундера, Дж. Э. Уэста, Э. Хоуи, П. Хубера.

Ряд вопросов, связанных с изучением исторических и культурологических аспектов астрологии, затрагивался в работах российских учёных Ю. Я.

Бондаренко, Г. А. Гурева, П. С. Гуревича, Ф. Ф. Зелинского, И. Т. Касавина, Г. Е. Куртика, Г. П. Матвиевской, М. Орлова, Б. А. Розенфельда, Р. А. Симонова, В. В. Титова, М. И. Шахновича.

Вопросы религиозного и философского обоснования астрологии были затронуты уже в работах античных философов (Платона, Аристотеля, Поси-дония, Секста Эмпирика) — они привлекали внимание учёных Средневековья и эпохи Возрождения (аль-Кинди, Абу Ма’шара, Ибн Рушда, Альберта Великого, Р. Бэкона, Фомы Аквинского, Дунса Скота, П. д’Абано, М. Фичино, Пико делла Мирандолы, П. Помпонацци, Агриппы Неттесгеймского, Дж. Кардано, Дж. Ди), а также философов Нового времени (Ф. Бэкона, А. де Бу-ленвилье). В последней четверти 19 в. ив первой половине 20 в. ряд проблем, связанных с философией астрологии и её религиозными аспектами, были подняты в работах А. А. Бейли, Е. П. Блаватской, А. Ф. Лосева, Д. Радьяра, П. А. Флоренского, М. Хейнделя, М. П. Холла, JI. Шестова, Р. Штейнера. Среди философов второй половины 20 в., занимающихся научным осмыслением астрологии, следует назвать имена JI. Кассиди, Е. Д. Красно-певцевой, Р. Лемэя, Б. И. Пружинина, Р. Хэнда, Е. А. Шкубуляни, Дж. Эдди.

Проблеме научного обоснования астрологии в 20 в. были посвящены работы С. А. Вронского, М. Р. Гоклена и Ф. Гоклен, Дж. Дина, Э. Дэвидсона, Л. Колиско, Н. Коллерстрома, К. Э. Крафта, В. Н. Мэнсфилда, Г. Перри, А. Л. Чижевского, П. Шуаснара, Р. Эбертина.

Однако приходится констатировать, что до сих пор не существует работ, в которых был бы проведён глобальный анализ истории астрологии — во всех регионах и на всех исторических этапах. Нет также исследований, по-свящённых роли астрологии в мировой культуре, взаимосвязи астрологии со всеми основными формами культуры, то есть отсутствуют работы, в которых был бы дан целостный культурологический анализ астрологии. Не претендуя на всестороннее рассмотрение проблемы, мы предприняли попытку выявить характерные особенности проявления астрологии в духовной культуре, и прежде всего — её взаимосвязь с религией, философией и наукой.

Методологические основания исследования. В данной работе автор исходил из фундаментальных методологических идей современной науки. В своём историко-культурном исследовании проблемы взаимодействия астрологии с наукой автор руководствовался прежде всего разработками в области истории и теории науки Т. С. Куна и П. П. Гайденко, что заставило его принципиально отказаться от следования какой-либо одной научной парадигме и провести сравнительный анализ оценок астрологии с позиций различных научных парадигм.

Важную роль в исследовании соотношения астрологии с религией и философией сыграли работы, выполненные на стыке таких дисциплин, как религиоведение, философия и психология, в том числе таких учёных, как Н. В. Абаев, Г. В. Гриненко, JT. Я. Жмудь, А. И. Кобзев, И. А. Крывелёв, С. Радхакришнан, В. М. Розин, В. П. Филатов, Б. А. Фролов, К. Г. Юнг.

Для проводимого в работе анализа астрологии как особого культурного феномена весьма важными оказались исследования, посвящённые истории различных областей духовной культуры, а также труды, посвящённые истории и теории культуры в целом. Среди них следует выделить работы зарубежных культурологов и историков Э. Авени, М. Бойс, Я. Буркхардта, Б. J1. Ван-дер-Вардена, Э. Гарена, П. Дзамбелли, Ф. Р. Джонсона, Э. С. Кеннеди, Д. Э. Кинга, А. Китсон, Ш. Накаямы, О. Нейгебауэра, Дж. Нидэма, Н. Нико-лова, Р. Паркера, Э. Б. Тайлора, Р. Тарнаса, JI. Торндайка, В. Харалампиева, К. Ясперса. В своей работе автор также опирался на результаты научных исследований российских учёных в области культурологии и истории: В. П. Визгина, JI. И. Владимирова, А. Я. Гуревича, В. В. Евсюкова, А. И. Еремеевой, В. В. Ильина, В. Е. Ларичева, Э. А. Орловой, А. Н. Павленко, А. В. По-досинова, В. Н. Топорова, Ф. А. Цицина.

Цель диссертационной работы. Цель диссертационного исследования состоит в демифологизации астрологии, в том, чтобы установить ее реальную роль и значение в духовной культуре человечества на различных исторических этапах, выявить основные пути и способы взаимодействия астрологии с наукой, философией и религией, а также показать необходимость интердисциплинарного, комплексного подхода к анализу астрологии как культурного феномена.

Задачи исследования:

• проанализировать основные имеющиеся определения астрологии, выявить их недостатки и сформулировать новое определение, представляющееся наиболее адекватным;

• разработать и обосновать классификацию астрологических знаний, учитывающую все известные в настоящее время разделы астрологии;

• выявить основные мировоззренческие принципы, на которых базируется астрология;

• проследить генезис астрологических концепций с древнейших времён и выявить основные этапы в истории астрологии;

• выделить основные независимые центры возникновения развитых астрологических систем и географические ареалы этих систем;

• раскрыть основные особенности взаимодействия астрологических учений с религиозными, философскими и научными системами в истории мировой культуры;

• выявить основные функции астрологии в культуре и проследить их проявление на конкретном историческом материале.

Объект исследования. Объектом исследования являются астрология и такие тесно связанные с ней формы духовной культуры, как наука, религия и философия.

Предмет исследования. Предметом исследования являются место и роль астрологии в духовной культуре человечества в различные исторические эпохи.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в том, что.

• на конкретном историческом материале показана тесная взаимосвязь астрологии с такими сферами культуры как искусство, обыденный язык, книгопечатанье, культура быта и социально-политическая сфера;

• выделен ряд важнейших проблем, которые встают перед исследователем при культурологическом исследовании астрологии;

• предложено новое определение астрологии, исходящее из принципиальной значимости понятия «корреляция» ;

• выделены базовые мировоззренческие и метафизические принципы астрологических учений;

• разработана и обоснована классификация астрологических знаний, учитывающая все известные в настоящее время разделы астрологии;

• прослежен генезис астрологии, выделены основные центры возникновения и ареалы распространения основных развитых астрологических систем, что, в частности, позволило преодолеть традиционный европоцентристский подход к астрологии;

• разработан новый подход к периодизации астрологии;

• выделены основные типы научных дисциплин по признаку их взаимодействия с астрологиейна основе данной типологии проведен анализ такого взаимодействия;

• выявлена принципиальная роль астрологии в системе научных знаний Древнего мира и Средневековья;

• показан парадигмальный характер элиминации астрологии из системы научных дисциплин в Новое время;

• выявлен ряд культурологических предпосылок роста популярности астрологии в 20 веке;

• выявлены и систематизированы основные варианты интерпретации астрологии с позиций различных религиозно-философских систем;

• показан интеррелигиозный характер астрологии.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Все известные в настоящее время определения астрологии являются не вполне удовлетворительными (по разным соображениям). В данной работе предложено определение, представляющееся нам наиболее адекватным.

Оно базируется на понимании астрологии как системы знаний, вырастающей из представлений о наличии корреляции земных процессов с астрономическими факторами.

2. На базе предложенного определения возможна общая и систематическая классификация астрологических знаний, охватывающая все известные разделы астрологии.

3. Важнейшими мировоззренческими основаниями астрологических учений являются следующие принципы: всемирной симпатии, аналогии, целостности, цикличности, полярности, структурной организации мироздания, сакральной нумерологии и сакральной номинациидоминирующим среди них является принцип всемирной симпатии.

4. Важнейшими этапами в развитии астрологии являются: а) протоаст-рология (термин введён автором), б) возникновение и развитие астрологии предзнаменований и календарной астрологии (термин введён автором), в) возникновение и развитие «научной астрологии», г) кризис «научной астрологии» — д) современный этап (ознаменованный кризисом физики Ньютона).

5. Основными независимыми центрами возникновения развитых астрологических систем явились Месопотамия (послужившая главным источником астрологических практик эллинистического мира), Северная Европа (в которой кельтско-галльские жрецы-друиды создали астрологическую систему — очевидно, независимую от ближневосточного влияния), Китай и соседние с ним регионы, Месоамерика (астрология ольмеков, майя, ацтеков и др.). О других возможных центрах мы не обладаем достоверными знаниями.

6. В культуре Древнего мира и средних веков астрология нередко выступала в роли источника классификационных схем для наук о земных процессах и явлениях, а также в роли своеобразного языка — как в конкретной научной отрасли, так и на междисциплинарном уровне.

7. Астрология на всех этапах своего развития имела интеррелигиозный характер, межрасовый и межэтнический характер, внеполитический характер и в целом интеркультурный характер.

8. Астрология выполняет ряд важных функций в культуре (манипуля-тивно-политическую, социально-организующую, космологическую, гносеологическую, психотерапевтическую и другие функции).

Практическая значимость работы. Практическая значимость работы определяется её актуальностью и новизной, введением в научный оборот нового определения астрологии, классификации астрологических дисциплин и новой периодизации астрологии, разработкой культурологического подхода к астрологии, что соответствует потребностям истории и теории культуры, а также в возможности ее использования для разоблачения вульгаризированных интерпретаций астрологии, существующих в массовой культуре.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и учебной работе, в частности, в преподавании истории и теории культуры, истории науки, религиоведения и философии.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств. Её отдельным положениям были посвящены выступления диссертанта на конференциях: на международной конференции Евро-Азиатского Филиала Национального Совета Геокосмических Исследований (Москва, 1997), научно-практической конференции молодых учёных «Духовные ценности и молодое поколение» (Москва, 1998), научно-практической конференции молодых учёных «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты» (Москва, 2000; диплом за лучший научный доклад по итогам конференции). На базе положений диссертации автором в 1999 г. разработан спецкурс «Астрология и история представлений о мире» (для студентов МГУКИ по специальности «Культурология»).

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и двух приложений (Краткого словаря терминов и Хронологической таблицы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Тема «астрология в культуре» чрезвычайно обширна и имеет богатые перспективы. В данной работе были рассмотрены лишь важнейшие аспекты взаимодействия астрологии с такими сферами духовной культуры, как религия, философия и наука. Разумеется, наше исследование не было исчерпывающим, поскольку его целью было, прежде всего, показать принципиальную значимость рассмотрения астрологии в культурологической плоскости и наметить некоторые пути будущих исследований в данной области.

Проведенное исследование показало, что астрологию можно определить как специфическое культурное явление, особую систему знаний, которая исходит из представлений о наличии корреляции между астрономическими факторами и земными явлениями (см. 1.З.). Исходя из такого понимания астрологии, мы предложили свою концепцию возникновения и развития астрологии (Гл. 2), периодизацию астрологии (Гл. 3), а также классификацию всех известных отраслей астрологических знаний (1.4.).

Опираясь на подход к осмыслению места астрологии в истории мировой культуры, разработанный в главах 1−3, в последующих главах мы обратились к более детальному рассмотрению особенностей взаимодействия астрологии с такими сферами духовной культуры, как религия (Гл. 4 в целом), философия (4.1. и 5.2.3.) и наука (Гл. 5 в целом).

В данной работе на конкретном историческом материале было показано, что астрология является органической частью культуры, тесно связанной с философией, религиозными представлениями и практиками, историей науки, социально-политическими факторами. Являясь естественным порождением культуры, астрология выполняет в ней целый ряд существенных функций. Среди них можно особо выделить:

• политическую и манипулятивно-политическую функцию (вопрос об использовании астрологии в политических целях был рассмотрен в 1.1., а об особом политическом статусе астрологов в Древнем мире — в 3.2.);

• социально-организующую функцию (роль астрологии в организации социальной жизни исследовалась в 1.1.);

• сакрально-религиозные функции (они были рассмотрены в Гл. 4);

• обрядовую и ритуальную функцию (они анализировались в Гл. 2, 3.2. и 4.2.);

• космологическую функцию (астрология особым образом моделирует космос, отражая структуру мироздания, что раскрыто в 2.1. и 4.1.);

• гносеологическую функцию (мыслители различных эпох находили в астрологии теорию познания, способствующую поиску истиныведь неспроста астрология многие века входила в число университетских дисциплинэто было показано в Гл. 2 и 3);

• структурирующую и языковую функцию (вопрос об астрологическом языке в искусстве и оккультных учениях обсуждался в 1.1., а об астрологии как источнике классификационных схем для различных наук говорилось в 5.2.2.);

• функцию межкультурного взаимодействия (в т.ч. в межрелигиозном, межнациональном и общечеловеческом масштабеэто было продемонстрировано в 3.6.);

• психотерапевтические функции (в т.ч. компенсаторную, рекреативную и пр.- о психотерапевтическом значении астрологии в эпохи нестабильности говорилось в 1.1. об использовании астрологии в современной психологии-в 3.5.).

Таким образом, очевидно, что однозначная оценка астрологии как негативного явления в мировой культуре (получившая столь широкое распространение в науке 19−20 вв.) была бы неправомерным упрощением многогранного феномена. Наше исследование показало, что возникновение и многотысячелетнее существование астрологии было неслучайным, явившись закономерным проявлением развития представлений о мире.

В главе 1.1. мы сформулировали ряд проблемных вопросов, которые встают перед исследователем роли астрологии в культуре. Наше исследование позволило дать ответ на ряд из этих вопросов. Так, мы может утверждать, что:

• Астрология не была продуктом какой-либо одной культурысуществовало как минимум несколько независимых центров возникновения астрологических учений.

• Астрология не ушла бесповоротно в прошлое (как, например, алхимия), поскольку верования и представления, составляющие базис астрологических учений, продолжают иметь широкое распространение и в современную эпоху.

• Точка зрения, что астрология — это достояние дотехнологических цивилизаций, ныне существующее лишь как пережиток, является, как минимум, однобокой, поскольку не отражает многогранности данного феномена культуры.

• Астрономия и астрология изначально являлись двумя неразрывно связанными сторонами единого процесса познания космических закономерностей, и это неразрывная связь двух дисциплин существовала вплоть до эпохи Позднего Средневековья.

Однако некоторые вопросы по итогам нашего исследования остаются открытыми, например:

• К каким формам духовной культуры наиболее близка астрология? Можно ли её определить как науку, искусство, религию, мантическую систему?

• Антропоцентрична ли астрология? Правомерно ли говорить об астрологических «воздействиях» на негуманитарную сферу, или же феномен астрологических «влияний» зависит только от психологических факторов?

• Геоцентрична ли астрология? Следует ли считать, что астрология исходит только из представлений о связи событий на небе и на Земле, или же подобные представления являются лишь частью более глобального учения о взаимодействии различных планов мироздания?

Поиск ответа на эти вопросы, а также более глубокая разработка положений, сформулированных в нашей работе, открывают перспективы для дальнейшего изучения роли астрологии в мировой культуре. Подобные исследования, несомненно, требуют интердисциплинарного, комплексного подхода. Как нам представляется, подобный синтез подходов на стыке различных научных дисциплин наиболее естественным образом может осуществить культурология.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абаев, 1989 Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
  2. Аеени, 1998 — Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры / Пер. с англ. Д. Пальца. Киев: София, 1998.
  3. Аргуэлъес, 1994 — Аргуэльес X. Фактор майя: Внетехнологический путь / Пер. с англ. А. Шашкина. Томск: Зодиак, 1994.
  4. Бируни, 1975 Бируни А.-Р. Книга вразумления начаткам науки о звёздах / Пер. Б. Розенфельда и А. Ахмедова. (Избранные произведения. Т.6.) -Ташкент: ФАН, 1975.
  5. Блаватская, 1994 Блаватская Е. П. Теософский словарь / Пер. с англ. -М.: Золотой век, 1994.
  6. Богуцкий, 1998 Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., комм, и пер. К. Богуцкого. — Киев- М.: Ирис- Алетейа, 1998.
  7. Бойс, 1988 Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. 2-е изд., испр. / Пер. с англ. и примеч. И. М. Стеблин-Каменского. -М.: Наука, 1988.
  8. Бонатти, 1998 Бонатти Г. Классическая астрология. Ч. 1 / Пер. с англ. Т. А. Тарасовой. — М.: Урания, 1998.180
  9. Бондаренко, 1990 Бондаренко Ю. Я. Астрология как социально-исторический феномен. — М.: В/О «Знание», Центральный дом науч. атеизма, 1990.
  10. Броль, 1998 Броль Р. В. Христианство и астрология // Духовные ценности и молодое поколение: Тезисы научно-практической конференции молодых учёных. — М.: МГУК, 1998. — С. 30−31.
  11. Броль, 1999 Броль Р. В. Астрология в истории мировой культуры: подход к изучению // Полигнозис. — 1999. — № 2. — С. 117−127.
  12. Броль, 2000 Броль Р. В. Астрология в контексте научного и религиозного знания // Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты: Материалы научно-практической конференции молодых учёных. -М.: МГУКИ, 2000. — С. 16−18.
  13. Буркхардт, 1996 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Пер. с нем. и послесл. А. Е. Махова. -М.: Интрада, 1996.
  14. Бэйджент и др., 1999 Бэйджент М., Кэмпион Н., Харви Ч. Мировая астрология: введение в астрологию стран, народов и организаций / Пер. с англ. А. Вольпяна. — М.: Лига независимых астрологов, 1999.
  15. Бэкон, 1971 Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1. Сост., общая ред. и вступ. ст. А. Л. Субботина. — М.: Мысль, 1971.
  16. Ван-дер-Варден, 1991 Ван-дер-Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии / Пер. с нем. -М.: Наука, 1991.
  17. Васильев, 1994 — Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М.: Высшая школа, 1994.
  18. Владимиров, 1988 Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. — М.: Книга, 1988.
  19. Вронский, 1991 Вронский С. А. Астрология: суеверие или наука? — М.: Наука, 1991.
  20. Гайденко, 1987 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII — XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. — М.: Наука, 1987.181
  21. Гоклен, 1998 Гоклен М. Досье космических влияний / Пер. с фр. Н. Васильковой. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  22. Гриненко, 2000 Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. — М.: Новый Век, 2000.
  23. Гурев, 1970- Гурев Г. А. История одного заблуждения: Астрология перед судом науки / Редакция, предисл. и послесл. проф. М. И. Шахновича. JL: Наука, 1970.
  24. Гуревич, 1972 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972.
  25. Гуревич, 1996 Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. — М.: Знание, 1996.
  26. Джонсон, 1998 Джонсон К. Мудрость ягуара. Календарная магия майя / Пер. с англ. И. Митрофановой. — Киев: София, 1998.
  27. Додонова, 1991 Астрология. Век XX: Сборник статей / Сост. Н. А. Додо-нова. — М.: Имидж, 1991.
  28. Евсюков, 1988 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. — Новосибирск: Наука, 1988.
  29. Еремеева, Цицин, 1989 Еремеева А. И., Цицин Ф. А. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира). — М.: Изд-воМГУ, 1989.
  30. Жмудь, 1994 Жмудь J1. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. — СПб: ВГК — Алетейя, 1994.
  31. Звёздный путь, 1993 Звёздный путь астрологии: Сборник оригинальных текстов с комментариями И. Михайловой и Н. Скородума / Пер. с нем., фр. и англ. Н. В. Скородума, В. А. Галицыной. — М.: НТ-Центр, 1993.
  32. Зелинский, 1994 Зелинский Ф. Ф. Умершая наука. — М.: АВА-Пресс, 1994.182
  33. Ильин, 1987 Ильин В. В. Астрология: роль и место в системе древней культуры // Историко-астрономические исследования. Вып. XIX. — М.: Наука, 1987.-С. 123−138.
  34. Истоки, 1997 Философско-религиозные истоки науки / Отв. ред. П. П. Гайденко.-М.: Мартис, 1997.
  35. Касавин, 1996 Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I — XIV вв./ Сост. и общая ред. И. Т. Касавина. — М.: Республика, 1996.
  36. Касавин, 1999 Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII — XIX вв. / Под ред. И. Т. Касавина. -М.: Канон+, 1999.
  37. Кассиди, 1992 Кассиди JI. JI. Верующий христианин, посвятивший себя астрологии / Пер. с англ. А. Е. Вольпяна // Дайджест астрологии: Научно-информационный сборник. -М., 1992. — С. 2−7.
  38. Кеплер, 1983 Кеплер И. О шестиугольных снежинках./ Пер. с лат. Ю.Данилова. -М.: Наука, 1983.
  39. Китайская философия, 1994 Китайская философия: Энциклопедический словарь / Гл. ред. М. JI. Титаренко. — М.: Мысль, 1994.
  40. Ключников, 1995 Ключников С. Ю. Священная наука чисел. — М.: Беловодье, 1995.
  41. Краснопевцева, 1999 Краснопевцева Е. Д. Астрология: возможность философского подхода // Полигнозис. — 1999. — № 2. — С.128−135.
  42. Крушелъницкая, Дубицкая, 1993 — Крушельницкая О., Дубицкая J1. Рассказы об астрологии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993.
  43. Крывелёв, 1975 Крывелёв И. А. История религий. Очерки в двух томах. Т.1.-М.: Мысль, 1975.
  44. Культура Византии, 1984 Культура Византии. IV — первая половина VII в. / Отв. ред. 3. В. Удальцова. — М.: Наука, 1984.
  45. Культура Византии, 1989 Культура Византии. Вторая половина VII -XII в. / Отв. ред. 3. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. — М.: Наука, 1989.
  46. Культура Византии, 1991 Культура Византии. XIII — первая половина XV в. / Отв. ред. Г. Г. Литаврин. — М.: Наука, 1991.
  47. Кун, 1977 Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И. 3. На-летова. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1977.
  48. Куталёв, 1997 Куталёв Д. Р. Новая астрологическая энциклопедия. Биографическая часть. Книга I. — Томск: Зодиак, 1997.
  49. Ларичев, 1989 Ларичев В. Е. Зодиак в календарных системах древнекаменного века Сибири (мальтинская культура). — Новосибирск: Сибирское отделение АН СССР, 1989 (препринт).
  50. Лео, 1996 — Лео А. Полный астрологический словарь / Пер. с англ. А. Колесникова. -Киев- М.: София- КОНЕК, 1996.
  51. Линде, 1990 Линде А. Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. — М., 1990.184
  52. Лосев, 1927 Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука (1927) // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос / Сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993.-С. 61−306.
  53. Лосев, 1993 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. -М.: Мысль, 1993.
  54. Малявин, 1992- Малявин В. В. Конфуций. -М.: Молодая гвардия, 1992.
  55. Мантий, 1993 Манилий М. Астрономика (Наука о гороскопах)./ Пер. с лат., вступительная ст. и комм. Е. М. Штаерман. — М.: Изд-во МГУ, 1993.
  56. Матвиевская, Розенфельд, 1983 Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.). В 3-х кн. -М.: Наука, 1983.
  57. Мис, 1998 Мис Э. А. Гороскоп нового тысячелетия / Пер. с англ. У. Сап-циной. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  58. Мифы, 1991 Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. 2-е изд. В 2-х т.-М.: Советская энциклопедия, 1991- 1992.
  59. Нейгебауэр, 1969 Нейгебауер О. Точные науки в древности / Пер. с англ. Е. В. Гохман. Под ред. и с предисл. А. П. Юшкевича. — М.: Наука, 1968.
  60. Николов, Харалампиев, 1991 Николов Н., Харалампиев В. Звездочёты древности / Пер. с болг. Е. А. Колотилова под ред. П. В. Щеглова — М.: Мир, 1991.
  61. Орлов, 1904 Орлов М. История сношений человека с дьяволом. — СПб, 1904.
  62. Орлова, 1994 Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994.
  63. Павел Александрийский, 1997 Павел Александрийский. Начала Астрологии./ Пер. с англ. Т. А. Тарасовой. -М.: Урания, 1997.
  64. Патерсон, 1996 Патерсон X. Кельтская астрология. 13-знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер. с англ. О. О. Чистякова — М.- Киев: REFL-book- Ваклер, 1996.185
  65. Подосинов, 1999 — Подосинов А. В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999.
  66. Помпонацци, 1990 Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души», «О причинах естественных явлений, или О чародействе» / Пер. с лат., вступ. ст. и прим. А. X. Горфункеля. — М.: Главная редакция АОН при ЦК КПСС, 1990.
  67. Пружинин, 1994 Пружинин Б. И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии. — 1994. — № 2. — С. 13−24.
  68. Птолемей, 1992 Птолемей К. Тетрабиблос / Пер. с англ. Г. П. Хлунов-ской под ред. А. А. Капраловой, Н. А. Додоновой. — М., 1992.
  69. Птолемей, 1998 Птолемей К. Альмагест: Математическое сочинение в тринадцати книгах / Пер. с древнегреч. И. Н. Веселовского. Науч. ред. Г. Е. Куртик. -М.: Наука. Физматлит, 1998.
  70. Радхакриилнан, 1993 Радхакришнан С. Индийская философия / Пер. с англ. В 2-х т.-М., 1993.
  71. Радьяр, 1991 Радьяр Д. Астрология личности. Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии / Пер. с англ. М. Папуша. — М.: Антарис, 1991.
  72. Радьяр, 1994 Радьяр Д. Личностно-ориентированная астрология. Гуманистическая астрология: Сборник очерков / Пер. с англ. О. Алексеевой. -М.:ЦАИ, 1994.
  73. Ранович, 1990 Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М.: Политиздат, 1990.
  74. Розинг, 1924 Розинг Б. Л. Алхимия и астрология в современном естествознании. — Л., 1924.
  75. Саплин, 1994 Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь / Общ. ред. и предисл. Г. Е. Куртика. — Тула- М.: НПП «Русская историческая энциклопедия" — ТОО «Внешсигма», 1994.
  76. Секст Эмпирик, 1976 Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. Т.2 / Пер. с древнегреч. Общ. ред. А. Ф. Лосева. -М.: Мысль, 1976.
  77. Семира, Веташ, 1994 Семира, Веташ В. Астрология и мифология / Предисл. Ф. Величко. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994.
  78. Силецкий, 1994 Силецкий В. Превратности лахесис (доля-случай-рок) // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. — М.: Наука, 1994.
  79. Симонов, 1988 Естественнонаучные представления Древней Руси: Счисление лет. Символика чисел. «Отреченные» книги. Астрология. Минералогия / Отв. ред. Р. А. Симонов. -М.: Наука, 1988.
  80. Словарь иностр. слов, 1993 Современный словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1993.
  81. Смирнова, 1996 Смирнова И. М. Астрология с разных точек зрения. -М.: Ойкумена, 1996.
  82. Сыма Цянь, 1986 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV / Пер. с кит., вступ. ст., комм, и прилож. Р. В. Вяткина. -М.: Наука, 1986.
  83. СЭС, 1983 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
  84. Тайлор, 1989 — Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. Д. А. Ко-ропчевского. -М.: Политиздат, 1989.
  85. Тарнас, 1995 Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: КРОН-Пресс, 1995.
  86. Титов, 1991 ~ Титов В. В. Славяно-русские календарно-астрологические тексты XV—XVIII вв. с комментариями, предисловием и прогностическими таблицами. М., 1991.187
  87. Титов, 1999 Титов В. В. Ложные и отреченые книги славянской и русской старины: Тексты-первоисточники XV—XVIII вв. с прим., коммент. и частич.пер. — М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 1999.
  88. Филатов, 1994 Филатов В. П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии. — 1994. -№ 2. — С. 3−12.
  89. Философская энциклопедия, 1964 Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф. В. Константинов. Т.З. — М.: Советская энциклопедия, 1964.
  90. Философская энциклопедия, 1967 Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф. В. Константинов. Т.4. — М.: Советская энциклопедия, 1967.
  91. Фламмарион, 1994 — Фламарион К. История неба / Пер. с фр. М.: Золотой век, 1994.
  92. Флоренский, 1990 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. -М.: Правда, 1990.
  93. Франкфорт, 1984 В преддверии философии / Г. Франкфорт, Г. А. Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Джакобсен. Пер. с англ. -М., 1984.
  94. ФЭС, 1983 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
  95. Христианство, 1993 Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. / Гл. ред. С. С. Аверинцев. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
  96. Хэнд, 1996 Хэнд Р. Утверждение Астрологии как научной дисциплины // Журнал ЕАФ НСГИ. — Зима 1996. — С. 2−4.
  97. Цезарь, 1962 Юлий Цезарь. Записки Юлия Цезаря / Пер. с лат. — М., 1962.
  98. Чижевский, 1995 — Чижевский А. Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995.188
  99. Шестов, 1991 Шестов JI. Апофеоз беспочвенности. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.
  100. Штейнер, 1994 Штайнер Р. Человек и звёзды. Астрология в свете антропософии. Планетарные и зодиакальные соответствия в человеке и на Земле / Сост. и комм. X. X. Шёффлера. Пер. с нем. Т. Б. Деева. — Калуга: Духовное познание, 1994.
  101. Щуцкий, 1993 Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». -М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1993.
  102. Эбертин, 1995 Эбертин Р. Комбинация влияний небесных тел / Пер. с англ. А. Е. Вольпяна. — М: ЦАИ, 1995.
  103. Эмерсон, 1996 Эмерсон Э. Ч. К утверждению научной медицинской астрологии // Журнал ЕАФ НСГИ. — Лето 1996. — С. 19−21.
  104. Юнг, 1997 Юнг К. Г. Синхронистичность: Сборник / Пер. с англ. — М.- Киев: Рефл-бук- Ваклер, 1997.
  105. Ясперс, 1994 Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М. И. Левиной. 2-е изд. — М.: Республика, 1994.
  106. Addey, 1972 Addey J. М. Astrology Reborn. — London: Astrological Association, 1972.
  107. Addey, 1976- Addey J. M. Harmonics in Astrology. London: Fowler, 1976.
  108. Baigent et al., 1984 Baigent M., Campion N., Harvey C. Mundane Astrology. -Wellingborough, Northamptonshire: Aquarian Press, 1984.
  109. Berthelot, 1949 Berthelot R. La решёе de l’Asie et l’astrobiologie. — Paris, 1949.
  110. Bosanquet, 1917 Bosanquet E. F. English Printed Almanacks and Prognostications. to 1600. — London: The Bibliographical Society at the Chiswick Press, 1917.189
  111. Bouche-Leclercq, 1879 Bouche-Leclercq A. Histoire de la Divination dans l’Antiquite. T. 14. — Paris: Ernest Leroux, 1879−1882.
  112. Bouche-Leclercq, 1899 Bouche-Leclercq A. L’Astrologie greque. — Paris: Ernest Leroux, 1899.
  113. Campion, 1993 Campion N. Born to Reign. — London: Chapmans, 1993.
  114. Campion, 1994 Campion N. The Great Year. Astrology, Millerianism and History in the Western Tradition. — London: Penguin Books, 1994.
  115. Cardanus, 1663 Cardanus H. Opera omnia. Tomus Quintus. — Lugduni, 1663.
  116. Carmody, 1956 Carmody F. J. Arabic Astronomical and Astrological Sciences in Latin Translations: A Critical Bibliography. — Berkeley- Los Angeles: Univ. of California Press, 1956.
  117. Cramer, 1954 Cramer F. H. Astrology in Roman Law and Politics. — Philadelphia: The American Philosophical Society, 1954.
  118. Cumont, 1912 Cumont F. Astrology and Religion among the Greeks Mid Romans. -New York- London: G.P.Putnam's sons- The Knickerbocker Press, 1912.
  119. Cumont, 1937 Cumont F. L’Egypte des astrologues. — Bruxelles: Reine Elisabeth, 1937.
  120. Curry, 1987 Astrology, Science and Society: Historical Essays / Edited by P. Curry. — Woodbridge, Suffolk- Wolfeboro, New Hampshire: Boydell Press, 1987.
  121. Davidson, 1991 Davidson A. Metal Power: The Soul Life of the Planets. -Garberville, California: Borderland Sciences Research Foundation, 1991.
  122. Dobrzycki et al., 1975 Dobrzycki J., Markowski M., Przypkowski T. Historia astronomii w Polsce / Pod redakcja E. Rybki. — Wroclaw etc., 1975.
  123. Edkins, 1885 Edkins J. Babylonian Origin of Chinese Astronomy and Astrology // The China Review.- Vol. XIV.- № 2.- September-October 1885.- P. 90−95.
  124. Encyclopaedia Britannica, 1975 Astrology // The New Encyclopaedia Britan-nica. In 30 vol. 15th ed. Vol. 2. — London:. Encyclopaedia Britannica, Inc., 1975.-P. 219−223.
  125. Firmicus Maternus, 1992 Firmicus Maternus. Mathesis. Т. I—II (Liv. I-V) / Texte etabli et traduit par P.Monat. — Paris: Les Belles lettres, 1992,1994.190
  126. Forke, 1925 Forke A. The World Conteption of the Chinese: Their Astronomical, Cosmological and Physico-philosophical Speculations. — London, 1925.
  127. Garin, 1983 Garin E. Astrology in the Renaissance. The Zodiac of Life./ Transl. by C. Jackson and J. Allen. — London- Boston- Melbourne- Henley: Routledge & Kegan Paul, 1983.
  128. Hindsight, 1994 Project Hindsight. Companion to the Greek Track / Compiled by Robert Schmidt & Robert Hand. — Berkeley Springs, West Virginia: Golden Hind Press, 1994.
  129. Howe, 1972 Howe E. Astrology and Psychological Warfare During World War II. — London: Rider & Co., 1972.
  130. Johnson, 1968 Johnson F. R. Astronomical Thought in Renaissance England. -New York: Octagon Books, Inc., 1968.
  131. Kennedy, 1964 Kennedy E. S. The Chinese-Uighur Calendar as Described in the Islamic Sources // Isis. — Vol. 55, Pt. 4, № 182. — December 1964. — P. 435 443.
  132. King, 1986- King D.A. Islamic Mathematical Astronomy. London: Variorum Press, 1986.
  133. Kitson, 1989 History and Astrology. Clio and Urania Confer / Edited by Annabella Kitson. — London etc.: Unwin Paperbacks, 1989.
  134. Klockler, 1926 -von Klockler H., Frhr. Kursus der Astrologie. Bd. I. Lehrbuch der astrologischen Technik fur Laien. Bd. II. Grundlagen fur die astrologische Deutung. Dresden: Astra-Verlag, 1926.
  135. Klockler, 1929 von Klockler H., Frhr. Kursus der Astrologie. Bd. III. Solar-horoskop, Transite und Aktuelle Konstellationen in ihrer Bedeutung fur due astrologische Prognose. — Leipzig: Astra-Verlag, 1929.
  136. Kolisko, 1952 Kolisko L. Saturn und Blei. — Stroud: Kolisko Archive, 1952.191
  137. Kollerstrom, 1984 Kollerstrom N. Astrochemistry: A Study of Metal-Planet Affinities. — London: Emergence Press, 1984.
  138. Krafft, 1939 Krafft К. E. Traite dAstro-Biologie / Avec des contributions de E. Budai et de A. Ferriere. — Paris- Lausanne- Bruxelles, 1939.
  139. Lemay, 1962 Lemay R. J. Abu Ma’shar and Latin Aristotelianism in the Twelfth Century. The Recovery of Aristotle’s Natural Philosophy through Arabic Astrology. — Beirut: American Univ. of Beirut, 1962.
  140. Levy Bruhl, 1910 Levy Bruhl L. Les fonctions mentales dans les societes in-ferieures. — Paris: F. Alcan, 1910.
  141. Lewis, 1994 Lewis J. R. The Astrology Encyclopedia — Detroit- Washington, D.C.- London: Gale Research Inc., 1994.
  142. Mansfield, 1997 Mansfield V. N. An Astrophysicist’s Sympathetic and Critical View of Astrology. A plenary talk given at the Cycles and Symbols Conference, «The Return of Soul to the Cosmos» in February, 1997 // The Mountain Astrologer. — 1997. — № 8.
  143. Nakayama, 1969 Nakayama Sh. A History of Japanese Astronomy. — Cambridge, Massachusetts: Harvard Univ. Press, 1969.
  144. Naylor, 1967 — Naylor P. I. H. Astrology: an historical examination. London: Robert Maxwell, 1967.
  145. Needham, 1956 Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 2. -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1956.
  146. Ness, 1990 Ness L. J. Astrology and Judaism in Late Antiquity. — Oxford- Ohio- Miami Univ.: PhD Dissertation, 1990.
  147. Neugebauer, Van Hoesen, 1959 Neugebauer O., Van Hoesen H. B. Greek Horoscopes. — Philadelphia: The American Philosophical Society, 1959.
  148. North, 1989 North J. D. Stars, Minds and Fate: Essays in ancient and medieval cosmology. — London- Ronceverte, West Virginia: The Hambledon Press, 1989.192
  149. Parker, 1978 Parker R. A. Egyptian Astronomy, Astrology and Calendar Reckoning // Dictionary of Scientific Biography. Vol. 15. — New York: Charles Scribner’s Sons, 1978. — P. 706−727.
  150. Parker, 1983 Parker D., Parker J. A History of Astrology. — London: Deutsch, 1983.
  151. Pingree, 1963 Pingree D. Astronomy and Astrology in India and Iran // Isis. -Vol. 54, Part 2. — № 176. — June 1963. — P. 229−246.
  152. Pingree, 1976 Pingree D. The Indian and Pseudo-Indian Passages in Greek and Latin Astronomical and Astrological Texts // Viator. Medieval and Renaissance Studies. Vol. 7. — Berkeley- Los Angeles- London: Univ. of California Press, 1976.-P. 141−195.
  153. Pingree, 1978 Pingree D. History of Mathematical Astronomy in India // Dictionary of Scientific Biography. Vol. 15. — New York: Charles Scribner’s Sons, 1978.-P. 533−633.
  154. Pingree, 1982 Pingree D. Mesopotamian Astronomy and Astral Omens in Other Civilizations // Mesopotamien und Seine Nachbarn / Herausgegeben von H.-J. Nissen, J. Renger. Teil 2. — Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 1982. — S. 613−632.
  155. Quigley, 1990 Quigley J. «What Does Joan Say?»: My Seven Years as White House Astrologer to Nancy and Ronald Reagan. — New York: Birch Lane Press, 1990.193
  156. Sachs, 1952 Sachs A. Babylonian Horoscopes // Journal of Cuneiform Studies. — 1952. — № 6. — P. 47−100.
  157. Scofield, 1994 Scofield B. Mesoamerican Astrology // Lewis J. R. The Astrology Encyclopedia. — Detroit etc.: Gale Research Inc., 1994.
  158. Simon, 1947 Simon R. Henry de Boulainviller: Historien, politique, philoso-phe, astrologue. — Paris: Boivin & Cie, 1947.
  159. Sphujidhvaja, 1978- Sphujidhvaja. The Yavanajataka of Sphujidhvaja / Edited, translated and commented by David Pingree. Vol. 2. Cambridge, Massachusetts- London: Harvard Univ. Press, 1978.
  160. Thomdike, 1923 Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science during the First Thirteen Centuries of Our Era. Vol. 1−2. — New York: The Macmillan Company, 1923.
  161. Thorndike, 1934 Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. Vol. Ill—IV. The Fourteenth & Fifteenth Centuries. — New York: Columbia Univ. Press, 1934.
  162. Thorndike, 1941 Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. Vol. V-VI. The Sixteenth Century. — New York: Columbia Univ. Press, 1941.
  163. Thorndike, 1958 Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. Vol. VII-VIII. The Seventeenth Centuiy. — New York: Columbia Univ. Press, 1958.
  164. Varahamihira, 1947 Varahamihira’s Brihat Samhita / With an english translation and notes by Pandibhushana V. Subrahmanya Sastri and Vidwan M. RamakrishnaBhat. Vol. 1,2. — Bangalore: V.B.Soobbiah & Sons, 1947.
  165. Varahamihira, 1957 Varahamihira’s Brihat Jataka / English translation with original slokas in Devangari by Bangalore Suryanarain Rao. 4th edition. — Bangalore: Raman Publications, 1957.
  166. West, Toonder, 1970 West J. A., Toonder J. G. The Case for Astrology. -London: Macdonald & Co, 1970.
  167. Zambelli, 1986 'Astrologi hallucinate. Stars and the End of the World in Luther’s time / Ed. by P. Zambelli. — Berlin- New York: Walter de Gruyter, 1986.194
Заполнить форму текущей работой