Симметрия в искусстве скифо-сибирского звериного стиля
Диссертация
Многие особенности, в том числе весьма широкое и организованное в определенную систему использование симметрии в изобразительном творчестве, включают в ряд исследованных К. Леви-Стросом традиций и скифо-сибирский звериный стиль. Поэтому представляется необходимым сравнить художественное наследие скифских племен с искусством Древнего Китая и Северо-западного побережья Америки. Иногда сходство… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. История вопроса
- Глава 2. Симметрично развернутые и удвоенные изображения
- Глава 3. Мотивы с центрально-поворотной симметрией
- Глава 4. Орнаментализм, повторы и особенности компоновки изображений в скифо-сибирском зверином стиле
- Глава 5. Традиции симметрии в разных культурах
Список литературы
- Акишев К.А. Древнее золото Казахстана. А.-А., 1983.
- Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана.- М., 1978.
- Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани. Краснодар, 1987.
- Артамонов М.И. Сокровища саков. — М., 1973.
- Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Прага- Л., 1966.
- Баркова Л.Л. Большой войлочный ковер из Пятого Пазырыкского кургана.// Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. -СПб., 1998.- сс. 137−142.
- Баркова Л.Л. Изображения свернувшихся хищников на золотых пластинах из Майэмира.// АСГЭ, вып.24 Л., 1983- сс. 20−31.
- Бобров В.В. Художественные и стилистические особенности в скифо-сибирском искусстве звериного стиля.// Известия лаборатории археологических исследований. Кемерово, 1976, вып.7.- се.23−37.
- Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. Л. Памятники окуневской культуры.-Л., 1980.
- Васильев Л.С. Генезис древнекитайской бронзы и этнокультурные связи Инь. М., 1964.
- Вейль Г. Симметрия. М., 1968.
- Вигнер Е. Этюды о симметрии. — М., 1971.
- Вишневская O.A. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII—V вв.. до н.э. (по материалам Уйгарака). М., 1973.
- Выготский JI.C. Психология искусства.- М., 1968.
- Выготский JI.C., Лурия А. Р. Примитивный человек и его поведение.// Этюды по истории поведения. М., 1993. — сс. 65−118.
- Вязьмитина М.И. Ранние памятники скифского звериного стиля.// CA, № 2, М., 1963.
- Гарднер М. Этот правый, левый мир. М., 1967.
- Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.
- Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени.- Л.: Наука, 1980.
- Грязнов М.П. Древнее искусство Алтая.- Л., 1958.
- Древности Евразии в скифо-сарматское время. М., 1984.
- Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). -М., 1970.
- Жречество и шаманизм в скифскую эпоху.- СПб., 1996.
- Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее: Скифское время. Публикация одной коллекции. — Л., 1983.
- Зеймаль Е.В. Амударьинский клад. Каталог выставки.- Л., 1979.
- Ильинская В.А. Раннескифские курганы бассейна р.Тясмин.- Киев, 1975.
- Искусство Китая. Сост. Н. Л. Виноградова. М., 1988.
- История искусства народов СССР. В 9-ти тт.- М., 1971.
- Килуновская М.Е. Искусство скифского времени Тувы. Автореф. дис. на соиск. ст. канд. ист. наук, — СПб., 1994.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл. А. Земля в сердце Азии. СПб., 1995.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл. А. Оленные камни Тувы, 4.1.// Археологические вести, № 5.- СПб., 1998.- сс.141−152.
- Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири.- М., 1949.
- Кисель В.А. Несколько замечаний об образе кошачьего хищника в раннем скифском искусстве. // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху, — СПб., 1994.- cc. l 11−119.
- Кисель В.А. Священная секира скифов. СПб., 1997.
- Ковалев А.А. Древнейшие датированные памятники скифо-сибирского звериного стиля (тип Нанынаньгэнь).// Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург.- СПб., 1998.- сс.122−132.
- Кокстер Г. С. М. Введение в геометрию.- М., 1966.
- Комороци Г. К символике дерева в искусстве Древнего Двуречья.// Древний Восток и мировая кулыура.- М., 1981.- сс.47−53.
- Королькова Е.Ф. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи, — СПб., 1996.
- Королькова Е.Ф. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху. Дис. на соиск. ст. канд. искусствоведения.-машинопись, СПб., 1997.
- Курочкин Г. Н. Изображения свернувшегося хищника в татарском искусстве. // Краткие сообщения Института археологии, вып. 207.- М., 1993- сс.59−67.
- Курочкин Г. Н. Скифское искусство звериного стиля и художественные образы Луристана.// РА, 1992, № 2, — сс. 102−122.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. — М., 1985.
- Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.
- Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии.- М., 1981.
- Минасян P.C. Изображение свернувшегося хищника и лежащего оленя в творчестве скифо-сибирских племен.// АСГЭ, 1990, вып. ЗО- сс.65−76.
- Минасян P.C. Один из вариантов изображения лежащего животного в скифо-сибирском искусстве.// Скифы. Сарматы. Славяне. Русь. -СПб., 1993.- сс.32−34.
- Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М, — Dresden, 1973.
- Мочалов JI.B. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи.- М., 1983.
- Ольховский В., Евдокимов Г. Скифские изваяния.- М., 1994.
- Ордосские бронзы, — Хух-Хото, 1984 (на кит. яз.).
- Ортега-и-Гассет, X. Веласкес. Гойя.- М., 1997.
- Осгуд Ч. Перцептивная организация.// Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М., 1975.- сс.281−296.
- Пелипенко A.A. Архетип и симметрия в изображениях картинного типа. Автореф.дис. на соиск. ст. канд. искусствоведения, — М., 1997.
- Первобытное искусство.- Кемерово, б/и, 1998.
- Переводчикова Е.В. Язык звериных образов.- М., 1994.
- Пидоу Д. Геометрия и искусство.- М., 1979.
- Погребова М.Н., Раевский Д. С. Ранние скифы и Древний Восток.- М., 1992.
- Подольский M. J1. Овладение бесконечностью (опыт типологического подхода к окуневскому искусству).// Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 1997.-сс. 168−201.
- Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). -Новосибирск, 1994.
- Проблема канона в древнем искусстве Азии и Африки. Сб. статей. — М., 1973.
- Пяткин Б.Н. Происхождение окуневской культуры и истоки звериного стиля ранних кочевников.// Исторические чтения памяти М. П. Грязнова. Тезисы докладов.- Омск, 1987.- сс.79−83.
- Раевский Д.С. К характеристике основных тенденций в истории скифского искусства.// Художественные памятники и проблемы культуры Востока. -Л., 1985.
- Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры, — М., 1975.
- Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета.-М., 1992.
- Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время.- М.-Л., 1953.
- Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время.-М.-Л., 1960.
- Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра I. САИ, вып. ДЗ-9, — М.-Л., 1962.
- Руденко С.Й. Искусство Алтая и Передней Азии.-М., 1961.
- Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым. Вып. П и Ш.- СПб., 1889, 1890.
- Савинов Д.Г. Карасукская традиция и «аржано-майэмирский» стиль.// Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург.- СПб., 1998.-сс. 132−136.
- Савинов Д.Г. К вопросу о формировании окуневской изобразительной традиции.// Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. -СПб., 1997.- сс. 202−212.
- Сегал Д.М. Мифологические изображения у индейцев Северо-Западного побережья Канады.// Ранние формы искусства.- М., 1972.- сс.321−371.
- Семенов Вл. А. Мошун-Тайга.- СПб., 1997.
- Семенов Вл. А. Скифская триада и скифский звериный стиль в Туве.// Стефанос. Искусство древности и средних веков: новые исследования и публикации. СПб., 2001.- сс. 67−87
- Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. Сб. докл. на конф. М., 1976.
- Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М., 1990.
- Сорокин С.С. Геральдические композиции в искусстве ранних кочевников.// Тезисы докладов сессии, поев, итогам науч. работы ГЭ за 1963 г.-Л., 1964, — сс.12−14.
- Сорокин С.С. Отражение мировоззрения ранних кочевников Азии в памятниках материальной культуры.// Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Л., 1978.- сс.172−191.
- Сорокин С.С. Свернувшийся зверь из Зивие.// СГЭ, вып.34,1972.- сс.75−78.
- Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.- М., 1989.
- Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время.- М., 1992.
- Студзицкая С.В. Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры. // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 1997. — сс.251−262.
- Толстов С.П., Итина М. А. Саки низовьев Сыр-Дарьи.// СА, № 2, М., 1966.
- Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов// Ранние формы искусства.- М., 1972.- сс. ??-103.
- Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1976.
- Фурсикова Е.Г. Фундаментальные особенности некоторых первобытных художественных систем и проблема стиля // Материалы XI науч. конф. в память проф. М. В. Доброююнского.- СПб., 1998. сс.3−5.
- Фурсикова Е.Г. Особенности композиционной симметрии в искусстве скифо-сибирского звериного стиля // Тезисы докл. междунар. конф. по первобыт. искусству.- Кемерово, 1998.- сс.73−75.
- Фурсикова Е.Г. Симметричные композиции на металлических пластинах гунно-сарматского времени // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург,-СПб., 1998.- сс. 178−182.
- Фурсикова Е.Г. Особенности композиционной симметрии в искусстве скифо-сибирского звериного стиля // Междунар. конф. по первобыт. искусству. Труды, т.1.- Кемерово, 1999- сс.212−215.
- Чежина (Королькова) Е.Ф. О возможностях применения методов искусствознания в исследовании звериного стиля // АСГЭ, вып. 30, 1990.-сс.77−83.
- Черников С.С. Загадка Золотого кургана (Где и когда зародилось скифское искусство). — М., 1965.
- Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия.- М., 1972.- сс. 108−139.
- Шер Я. А. Луристан, Зивие и скифо-сакский звериный стиль // Культура Востока: проблемы и памятники. Кр. тезисы докладов науч. конф. СПб., 1992.- сс.37−41.
- Шер Я.А. О возможных истоках скифо-сибирского звериного стиля.// Вопросы археологии Казахстана. Вып.2.- Алматы-Москва, 1998.-сс. 218 230.
- Шубников A.B., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М., 1972.
- Яковенко Э.В. Курган на Темир-Горе // CA, № 3, М&bdquo- 1972.
- Adam L. Nordwestamerikanische Indiarnerkunst.- Berlin, 6/r.
- Adam L. Northwest American Indian art and its Early Chinese parallels I I Man, vol.36, № 3,1936.
- Amiet P. Art of the Ancient Near East. N.-Y., 1980
- L’Art de l’Egypt et du Moyen Orient.- Paris-Bruxelles, 1978.
- Barrow T. Maori Art of New Zealand. Paris, 1978.
- Basmachi F. Treasures of the Iraq Museum.- Baghdad, 1975−76.
- Boas F. Primitive Art. -N.-Y., 1955.
- Borovka G. Kunstgewerbe der Skythen. Geschichte des Kunstgewerbes. -Berlin, 1938.
- Borovka G. Scythian Art. London, 1928.
- Bouleau Ch. The Painter’s Secret Geometeiy. (A study of composition in art).-N.-Y., 1963.
- Burland C. Eskimo Art. London, 1973.
- Carter D. The Image of the Beast. N.-Y., 1963.
- Chinesische Kunst. Bronze. Jade. Skulptur. Keramik. Wurzburg-Wien, 1960.
- Creel H.G. On the Origin of the Manufacture and Bronze Decoration in the Shang Period // Monumenta Serica, vol.1, fasc. l, 1935.
- The Dawn of Art.- Leningrad, 1974.
- Godard A. L’art de l’Iran.- Paris, 1962.
- Gombrich E.H. Art and Illusion.- London, 1968.
- Gombrich E.H. The Sense of Order.- Ithaca, N.-Y., 1984.
- Jones O. The grammar of ornament.- L., 1856.
- Mounted Nomads of Asian Steppe. Chinese Northern Bronzes. Catalogue of the exhibition.- Tokio, 1997.
- Nowgorodova E. Alte Kunst der Mongolei.- Leipzig, 1980.
- San Francisco. Asiatische Kunst in den Museum und Sammlungen von San San Francisco und der Bay Area.- Leipzig, 1977.
- Накладка на верхний подпружный седельный ремень. Пазырык, кург. 3. У1−1У вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Бляшка в виде головы тигра. Случ. находка. Дерево. СПб., ГЭ.
- Украшения седла. Пазырык, кург. 5. У1-ГУ вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Пластинка с изображением головы кошачьего хищника. Пазырык, кург. 2. У1−1У вв. до н.э. Кожа. СПб., ГЭ.
- Украшение седла и с изображением грифона. Пазырык, кург. 5. У1−1У вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Седельная подвеска. Пазырык, кург. 3. У1−1У вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Деталь обкладки горита. Дорт-Оба, кург.1. IV в. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Деталь ножен меча. Солоха. ГУ в. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Пластина с изображением головы кошачьего хищника. Случ. находка. Кость. СПб., ГЭ.Ю.Уздечная подвеска. Туэкта, кург. 1. У-1У вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Уздечная подвеска в трех ракурсах. Туэкта, кург. 2. У-1У вв. до н.э. Дерево. Спб., ГЭ. Прорисовка.
- Украшения конской упряжи. Пазырык, кург. 1. У1−1У вв. до н.э. Дерево, кожа. СПб., ГЭ.
- Уздечная подвеска. Пазырык, кург.1. У1−1У вв. до н. э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Пластинка с изображением головы лося. Катанда. УЫУ вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Уздечные подвески. Пазырык, кург.1.УНУ вв. до н.э. Дерево, кожа, золотая фольга. СПб., ГЭ.
- Конская маска. Пазырык, кург.1. У1−1У вв. до н.э. Войлок, кожа, золотая фольга. СПб., ГЭ.
- Комплект упряжи. Пазырык, кург.1. У1−1У вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Грифон. Туэкта, кург.1. У-1У вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Конская налобная бляха Пронизка. Темир-гора. VII вв. до н.э. Кость. СПб., ГЭ. (Прорисовка).
- Пазырык, кург.2. VI—IV вв. до н.э. Рог, резьба. СПб., ГЭ.
- Уздечные подвески. Туэкта, кург.1. V—IV вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Подпружная пряжка. Случ. находка. Рог. СПб., ГЭ.
- Подпружная пряжка. Случ. находка. Рог.
- Уздечная подвеска. Туэкта, кург.2. V—IV вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ. (Прорисовка).
- Псалий. Пазырык, кург.З. VI—IV вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Колчанный крючок. Сладковский могильник, кург.25. Бронза. М. хр. не ук.
- Подпружная пряжка. Журовка, кург. 400. V в. до н.э.Бронза. СПб., ГЭ.
- Навершие ножа. Минусинская котловина. V в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Бляшка. Минусинская котловина. V в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Обивка. Бабы. V в. до н.э. Золотая фольга. СПб., ГЭ.
- Пластинка с изображением головы оленя. Семь Братьев, кург.З. VI—V вв. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Накладка с изображением птицы. Нурманбет I, Kypr.2.VII-VI вв. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Конский налобник и нащечники. Солоха. IV—III вв. до н.э. Золото. СПб., ГЭ. 34. Оковка ручки сосуда. Семь Братьев, кург.2. VI—V вв. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Навершие ножа. Минусинская котловина, Кавказское. V в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ. (Прорисовка).
- Пряжка. Уйгарак, кург. 66. VII в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Подвеска покрышки седла. Пазырык, кург.1. VI—IV вв. до н.э. Войлок, конский волос. СПб., ГЭ.
- Штандарт. Ассирия. Прорисовка (по: Руденко С. И. Искусство Алтая и Передней Азии.-М., 1961 рис.45).
- Рукоять ножа. Минусинская котловина. V в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Обух чекана. Минусинская котловина. V в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Комплект упряжи. Пазырык, кург. 1. VI—IV вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Ажурные изображения петухов Пазырык, кург. 1. VI—IV вв. до н.э. Кожа. СПб., ГЭ.
- Перекрестье кинжала. Минусинская котловина. V в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Кинжал. Кочки. V в. до н.э. Бронза. Место хр. не ук.(Прорисовка).
- Нож. Потроншлова. V в. до н.э. Бронза. Место хр. не ук. (прорисовка).
- Пряжка. Минусинская котловина. V в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Бляшка. Цукур-Лиман. VII VI вв. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Чекан. Аймырлыг. V в. до н.э. Бронза. Место хр. не ук. (Прорисовка). 49. Обкладка меча. Острая Томаковская могила. VI—V вв. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Пластина с изображением грифонов. Пазырык, кург. 2. VI—IV вв. до н.э. Медь. СПб., ГЭ.
- Деталь обкладки ножен меча. Келермес, кург.1. VII—VI вв. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Обкладка торца рукояти парадного топорика. Келермес, кург.1. VII—VI вв. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Пластина на конце псалия. Станица Елизаветинская, кург. 1917 года. IV—III вв. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Плакетка. Зивие. VII—VI вв. до н.э. Золото. Место хр. не ук.
- Ажурная пластина. Сяохэйшигоу. VIII—VII вв. до н.э. Бронза. Муз. Нинченга, Внутр. Монголия.
- Кинжал. Сяохэйшигоу. VIII—VII вв. до н.э. Бронза. Муз. Нинченга, Внутр. Монголия.
- Накладка на луку седла. Ак-Апаха 1, кург. 1. VI—IV вв. до н.э. Войлок. Музей COA РАН, Новосибирск.
- Накладка на луку седла. Ак-Алаха 1, кург. 1. VI—IV вв. до н.э. Войлок. Музей COA РАН, Новосибирск.
- Накладка на луку седла. Башадар, кург.2. VI в. до н.э. Войлок. СПб., ГЭ.
- Налобная бляха. Туэкта, кург.1. V—IV вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Крестовидная бляха. Ольвия. VT-V вв. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Бляха в виде свернувшегося хищника. Темир-гора. VII в. до н.э. Кость или рог. СПб., ГЭ.
- Бляха в виде свернувшегося хищника. Аржан. VII в. до н.э. Бронза. Кызыл, Тувинский музей.
- Бляха в виде свернувшегося хищника. Случ. нах. VII в. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Пластины с изображениями свернувшихся хищников. Майэмир. VII в. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Бляха с изображением свернувшегося хищника. Уйгарак, кург. 33. VII в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Бляха. Курган Кулаковского № 2. V в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Набалдашник меча. Зивие. VII в. до н.э. Золото. Собрание Э. Эриксона, Нью-Йорк.
- Оленный камень. Кош-пей. VIII-VTI вв. до н.э. ИИМК. (Развертка, прорисовка).
- Зеркало. Ордос. Случ. находка. Бронза. Берлинские музеи.
- Бляшки. Ордос. Случ. находки. Бронза. (Прорисовки).
- Бляшка. Ордос. Случ. находка. Бронза. (Прорисовка).
- Псалии. Башадар, кург.2. 10 дерево, 2 бронза. VI—V вв. до н.э. СПб., ГЭ.
- Свастикообразные фигуры. Алтайские курганы. VI—IV вв. до н.э. СПб., ГЭ.
- Свастикообразная фигурная бляха. Красный Кут. IV в. до н.э. Серебро, гравировка. СПб., ГЭ.
- Свастикообразная фигура. Туэкта. V—IV вв. до н.э. Кожа. СПб., ГЭ.
- Пластина с изображением трех кабанов. Ордос. Случ. находка. Бронза. Место хр. не ук.
- Бляха с изображением уток. Случ. находка. Золото. СПб., ГЭ.
- Обкладка ножен меча. Тагискен, кург. 53. VII в. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Пластина. Саглы- Бажи. V—III вв. до н.э.Кость. СПб., ГЭ.
- Саркофаг. Башадар, кург.2. VI—V вв. до н.э. Дерево. СПб., ГЭ.
- Ковер. Пазырык, кург.5. V—IV вв. до н.э. Войлок. СПб., ГЭ.
- Штампованная пластинка. Туэкта. V—IV вв. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.84. «Корона». Ордос. III в. до н.э. Золото, бирюза. Заруб, собрание.
- Навершие. Ульский аул, кург.2. VI в. до н.э. Бронза. СПб., ГЭ.
- Ажурная пластина. Ордос. Случ. находка. Бронза. (Прорисовка).
- Композиции с вертикальной структурой из Юго-Вост. Азии и Океании (по: Сегал Д. М. Мифологич. изображения.// Ранние формы искусства- М., 1972 -С.364).
- Пластина. Ордос. Случ. находка. Бронза. (Прорисовка).
- Пластина. Ордос. Случ. находка. Бронза. (Прорисовка).
- Пластина — обивка. Журовка, кург. 401. V в. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Круглая фрагментированная пластина. Келермес, кург.4. VII—VI вв. до н.э. Золото. СПб., ГЭ.
- Пластина. Ордос. VI—IV вв. до н.э. Бронза. Место хр. не ук.
- Серебряный браслет. Хайда. XIX в. (по: Boas F. Primitive Art- N.-Y., 1955 -fig.255).
- Ритуальный сосуд. Эпоха Шан. 1300−1028 гг. до н.э. Азиатский музей Сан-Франциско.
- Серебряный браслет. Хайда. XIX в. (по: Boas F. Op. cit.-fig.256).
- Изображение акулы. Хайда. XIX в. (по: Сегал Д. М. Мифологич. изображения.// Ранние формы искусства- М., 1972 .- рис.10).
- Татуировка с изображением утки. Хайда. XIX в. (по: Сегал Д. М. Укхоч.-рис.8).
- Татуировка с изображением ворона. Хайда. XIX в. (по: Сегал Д. М. Ук.соч.-рис.8).
- Изображение птицы и человека. XIX в. (по: Boas F. Ор. cit.).
- Серебряный браслет. Хайда. ХЗХ в. (по: Boas F. Ор. cit.).
- Рисунок на фасаде дома. Квакиутль. XIX в. (по: Сегал Д. М. Ук.соч.-рис. 9).
- Резьба на подносе. Тлинкит. XIX в. (по: Boas F. Ор. cit.-fig.243).
- Ритуальный сосуд. Зап. Чжоу. 1024−1005 гг. до н.э. Бронза. Азиатский музей Сан-Франциско.
- Стела. Оз. Шира. 2 тыс. до н.э. Камень. Абаканский музей.
- Стела. Оз. Беле. 2 тыс. до н.э.Камень. Абаканский музей.
- Стела. Бирь. 2 тыс. до н.э. Камень. Абаканский музей.
- Стела. Бырканово. 2 тыс. до н.э.Камень.
- Рисунок на стеле. Верх. Аскиз. 2 тыс. до н.э.
- Блюдо. Хайда. XIX в. (по: Boas F. Ор. cit.-fig.240).РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕИЗА®- БИБЛИОТЕКА- О 0?