Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение временнь/х рамок — рубеж Х1Х-ХХ веков — вовсе не случайно. С одной стороны, — это время расцвета бальмонтовского творчества. С другой стороны, и это является главным фактором, — суть бальмонтовского феномена состоит именно в необычайной популярности поэта у композиторов-современников. Рубеж Х1Х-ХХ веков в культурной жизни России — время, действительно прошедшее «под знаком Бальмонта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. К. Д. Бальмонт в русской культуре Серебряного века
    • 1. «Бальмонтовский феномен»
    • 2. Эстетика творчества К. Д. Бальмонта
    • 3. Поэтический язык К. Д. Бальмонта
    • 4. К. Д. Бальмонт и композиторы современники
  • А. Н. Скрябин и К. Д. Бальмонт
  • С. С. Прокофьев и К. Д. Бальмонт
    • H. Я. Мясковский и К. Д. Бальмонт
  • С. И. Танеев и К. Д. Бальмонт
  • Глава II. Вокальное творчество как синтез двух искусств — музыки и поэзии
    • 1. Технические параметры
      • I. 1. Константы синтеза
      • 1. 2. Формы синтеза
    • 2. Соотношение поэзии и музыки в вокальных произведениях рубежа Х1Х-ХХ веков
  • Глава III. Камерная вокальная музыка на стихи К. Д. Бальмонта
    • 1. Романсы и стихотворения для голоса с сопровождением на слова
  • К. Д. Бальмонта
  • Островок" Шелли-Бальмонта в интерпретации С. В. Рахманинова и
  • С. И. Танеева
  • С. С. Прокофьев «Есть другие планеты» ор.9 №
    • II. Ф. Стравинский. 2 стихотворения К. Д. Бальмонта. «Незабудочка-цветочек», «Голубь»
    • 2. Вокальные циклы на стихи К. Д. Бальмонта
  • Н. Н. Черепнин. «Фейные сказки» ор. ЗЗ
    • II. Я. Мясковский. Вокальная сюита «Мадригал» ор
    • 3. Пограничные жанры
  • Мелодекламация
  • Ритмодекламация
  • Музыкальное чтение
    • 4. Вокальные ансамбли на стихи К. Д. Бальмонта
  • А. Т. Гречанинов. Вокальные квартеты на стихи Бальмонта
  • Два квартета для мужских голосов, а capella ор
  • Два квартета для женских голосов, а capella ор
  • Глава 4. Вокально-симфонические и хоровые произведения на стихи К. Д. Бальмонта
    • 1. Общая картина хорового искусства на рубеже XIX—XX вв.еков
  • С. И. Танеев. 16 хоров, а capella для мужских голосов на стихи Бальмонта ор
    • 2. Вокально-симфоническая музыка. Кантаты
  • С. В. Рахманинов. «Колокола»
    • II. Ф. Стравинский. «Звездоликий».'
  • С. С. Прокофьев. «Семеро их»

К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тончайший звук, откуда ты со мной?

Ты создан птицей? Женщиной? Струной?

Быть может, солнцем? Или тишиной?.

К. Д. Бальмонт.

Музыка ведь так много открывает в познании поэзии, я думаю, что по-настоящему — только музыкант понимает поэзию.

А. Н Скрябин.

Фигура К. Д. Бальмонта занимает особое место в поэзии Серебряного века. Можно сказать, что рубеж XIX—XX вв.еков — это время, прошедшее «под знаком Бальмонта». В Бальмонта была буквально влюблена вся Россия. Он был постоянной темой светских бесед и сплетен, ему стремились подражать, его стихи переписывали, учили наизусть, на них писали музыку. Историческим фактом стала огромная популярность бальмонтовского творчества у композиторов современников. Список музыкальных сочинений на его стихи, написанных на рубеже Х1Х-ХХ веков, насчитывает свыше 500 примеров (приблизительно 170 имен композиторов). Этот уникальный факт не мог пройти мимо исследовательского интереса.

Бальмонт был одним из представителей символистского литературного течения. И здесь не случайно использован словесный оборот «один из». Несомненно, являясь яркой фигурой, Бальмонт, тем не менее, не занимает ведущей позиции в истории литературы. Прямо противоположно значение поэта в музыкальном мире. Именно бальмонтовское творчество стало самым востребованным у композиторов того времени. Бальмонт стал вторым (!) после Пушкина по популярное&tradeу музыкантов. «.Второе имя, следующее за Пушкиным, может показаться удивительным: много чаще Лермонтова и Алексея Толстого, Кольцова и Плещеева используются тексты Бальмонта."1. Кроме того, нельзя забывать и о невероятной личной популярности поэта в свое время.

Жизненным кредо Бальмонта стала театральность в каждом жесте, эпатаж во всех его проявлениях. Для поэта не существовало разделения между творчеством и бытовой жизнью. Для его современников «бальмонтовское» стало синонимом «яркого»,.

1 Ливанова Т. Н. Русские поэты и вокальная лирика.//Русская поэзия в отечественной музыке, вып. 1. М., 1966. С. 12 необычного". Подобное мироощущение было типичным явлением для рубежа ХГХ-XX вв., но именно у Бальмонта оно находило наиболее рельефные проявления. Все в нем, начиная от внешнего вида, одежды и заканчивая речью и поведением, отмечено «клеймом — печатью — звездой — Поэта». То он в полном облачении заходит в реку ловить шляпой лунное отражение. То залезает на дерево, чтобы оттуда читать свои стихи. Обыденная речь Бальмонта ничуть не отличалась от его поэтического языка. Себя он называл не иначе как Поэт с большой буквы, построение фраз было весьма затейливым, порой вычурным. Бальмонт во всем оправдывал собственную метафору: «Я — изысканность русской медлительной речи.».

Эта «изысканность» и «медлительность» проявлялась и в бальмонтовской декламации собственных стихов. Она представляла собой нечто среднее между собственно чтением и пением. Интерпретация Бальмонта подчеркивала, в первую очередь, звуковые особенности поэтического текста. Аллитерации, ассонансы, повторы слов и строк, звукоподражательность, —- совокупность этих приемов создает звуковую форму, определяющую эмоциональный тонус сочинения. Мастерство инструментовки направляется на раскрытие многоплановости, метафоричности бальмонтовского поэтического мира. Смысловая и образная сфера стихов Бальмонта отражает различные приметы эпохи — синтетичность, многоуровневость, мозаичность, культ мгновения. Бальмонтовскую поэзию можно сравнить с разноцветным кристаллом, грани которого являют столь несхожие порой, но неизменно музыкальные образно-звуковые данности.

Сопряжение бальмонтовского творчества с музыкальным искусством — тема, не имевшая отдельного освещения в музыковедении. Специальный интерес к вопросу «Бальмонт и музыка» связан, прежде всего, с именами филологов. Основная заслуга в этой сфере принадлежит О. В. Епишевой. Ей принадлежит ряд статей, — «Бальмонт и русские композиторы"2, «Скрябин и его музыка в стихах поэтов-символистов: К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, Вяч. Иванов"3, «К вопросу о музыкальности стихов К. Д. Бальмонта"4, «Музыка и музыканты в лирике К. Бальмонта"5 и др., а также кандидатская диссертация по теме «Музыка в лирике К. Д. Бальмонта» (ИвГу, 2006). Работы Епишевой были.

2 Епишева О. В. К. Д. Бальмонт и русские композиторы // Молодая наука — XXI веку: Тезисы докладов международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых учёных. Ч. I. Филология /Иван. гос. ун-т. Иваново, 2001. С. 29.

3 Епишева О. В. Скрябин и его музыка в стихах поэтов-символистов: К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, Вяч. Иванов (к постановке вопроса) // Русская культура в текстах, образах, знаках 1913 года: Материалы межрегионального научно-теоретического семинара «Культурологические штудии». Вып. 3. Киров, 2003. С. 137 — 142.

4 Епишева О. В. К вопросу о музыкальности стихов К. Д. Бальмонта// Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6 /Иван. гос. ун-т. Иваново, 2004. С. 27−33.

5Епишева О. В. Музыка и музыканты в лирике К. Бальмонта// Молодая наука в классическом университете. Ч. 6. Русская словесность. Текст и контекст /Иван. гос. ун-т. Иваново, 2006. С. 4 — 5 посвящены значению музыки и фигур музыкального мира в бальмонтовском творчестве. В музыкальном ключе осмысливается поэзия Бальмонта, раскрывается его восприятие музыки и музыкантов того времени. В связи с этим стоит сказать о работах Л. И. Будниковой, в которых избран тот же ракурс освещения данной проблемы. Это статьи «К. Бальмонт и музыка"6, «К. Бальмонт и С. Прокофьев: творческий диалог в историко-культурном контексте Серебряного века"7, монография «Творчество К. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX — начала XX века"8 и одноименная докторская диссертация9.

В данный момент активное изучение фигуры Бальмонта ведется на базе филологической кафедры Ивановского Государственного Университета. Как подразделение университета был создан Бальмонт-Центр, ставящий перед собой задачи научно-исследовательского, учебно-образовательного и культурно-просветительского плана. С Бальмонт-центром автор исследования имел постоянный письменный контакт, что послужило основой для многих положений диссертации.

В вышеперечисленных работах представлен филологический взгляд на проблему «Бальмонт и музыка». Музыкальность рассматривается как компонент бальмонтовской поэтической системы. Подобный же подход был и в трудах некоторых музыковедов, в частности, у Л. Л. Гервер, — «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века)» (М., 2001) и у Б. А Каца, — «Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии» (СПб., 1997).

Среди музыковедческих трудов, касающихся бальмонтовского вопроса, следует отметить статьи О. М. Томпаковой «Музыка и молодость в расцвете»: (О лич. и творч. Взаимоотношениях С. С. Прокофьева и К. Бальмонта)10, И. Вершининой «Бальмонт и Стравинский"11 и О. Ровенко «Бальмонт — Прокофьев — Стравинский: Некоторые параллели и сопоставления"12.

6 Будникова Л. И. К. Бальмонт и музыка // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы второй междунар. конф. М., 2003. Т. 2. С. 318—323.

7 Будникова Л. И. К. Бальмонт и С. Прокофьев: Творческий диалог в историко-культурном контексте Серебряного века// Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. Серия 3. Филология. Вып. 3. Челябинск, 2005. С. 203—220.

8 Будникова Л. И. Творчество К. Д. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIXначала XX века: монография. Челябинск, 2006.

9 Будникова Л. И. Творчество К. Д. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIXначала XX века: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2007.

10 Томпакова О. «Музыка и молодость в расцвете.»: (О лич. и творч. Взаи-моотношениях С. С. Прокофьева и К. Бальмонта) // Сов. музыка. 1986. № 4. С. 92—94.

11 Вершинина И. Бальмонт и Стравинский // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 130—140.

12 Ровенко О. Бальмонт — Прокофьев — Стравинский: Некоторые параллели и сопоставления // О композиторском и исполнительском творчестве рус-ских музыкантов. М., 1993. С. 129—151.

Затронутые в перечисленных работах отдельные стороны бальмонтовского вопроса подчеркнули заметную роль поэта в музыкальном искусстве. Как следствие этого стала явной необходимость дальнейшего исследования и составления целостной картины влияния Бальмонта на музыку современной ему эпохи. Являясь воплощением чисто музыкальных звуковых идей в искусстве слова и часто становясь основой для вокальных сочинений, бальмонтовские стихи в той или иной степени оказывали воздействие на композиторские решения. Фактор влияния поэта на композиторов современников был обусловлен как обаянием самой личности Бальмонта, так и его поэтического мира. Всеохватность бальмонтовского творчества, многоплановость образов, мастерство инструментовки стиха не только обуславливало композиторский интерес к стихам, но и порой диктовало свои правила в процессе создания музыкального произведения.

Следование литературному первоисточнику проявлялось на разных уровнях. С одной стороны, это было подчеркивание структурных особенностей текста: строение, репризность, повторы отдельных слов, изобразительные музыкальные приемы и т. п. С другой стороны, музыкальное решение иногда являлось отражением самой эстетики бальмонтовской поэзии. Композиторы, используя чисто музыкальные выразительные средства, приемы, воплощали символистские «бальмонтизмы» — идею «мимолетностей», символы — «хамелеоны», «игру» с общностью звучания зачастую далеких по смыслу слов и др.

Среди хорошо известных композиторов рубежа Х1Х-ХХ веков, обращавшихся к творчеству К. Д. Бальмонта, — С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, С. И. Танеев, Р. М. Глиэр, Н. Н. Черепнин, А. С. Аренский и другие. И особый интерес здесь представляет нахождение в поэзии К. Д. Бальмонта творческого созвучия композиторами столь разных эстетических воззрений (например, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев).

Вопросы бытования бальмонтовской поэзии в музыкальных произведениях были затронуты в работах Т. Н. Левой «Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи» (М., 1991), И. В. Степановой «Слово и музыка. Диалектика семантических связей» (М., 1999). В данных трудах творчество Бальмонта упоминается лишь эпизодически, но само направление и методы научного поиска послужили важной опорной точкой для нашего исследования.

При рассмотрении избранной темы неизбежно встает проблема соотношения слова и музыки. Эта тема уже имеет мощные корни в исследовательской практике. Здесь можно выделить труды Б. В. Асафьева «Русская поэзия в русской музыке», В. А. Васиной-Гроссман «Музыка и поэтическое слово» (4.1 М., 1972; 4.2 и Ч. З М., 1978),.

И. А. Лаврентьевой «Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений» (М., 1978), Л. Л. Гервер «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов» и уже упомянутая работа И. В. Степановой «Слово и музыка».

Для исследования поэтического пласта вокальной музыки было необходимо изучение соответствующей историко-теоретической базы. Ее основу составили работы Жирмунского, Веселовского, Гаспарова, Эткинда, Поспелова, Сельвинского, Эйхенбаума, Лосева, Лотмана и др.13.

Цель работы — по возможности наиболее полно раскрыть значения фигуры Бальмонта в музыкальном мире рубежа Х1Х-ХХ веков, а также рассмотреть весь спектр влияний Бальмонта и его поэзии на творчество композиторов-современников.

Задачи исследования:

• освещение роли К. Д. Бальмонта в русской культуре Серебряного века, феномена уникальной популярности поэта в музыкальном мире. Для объяснения этого факта фигура Бальмонта рассматривается с разных сторон: сама личность поэта, ее яркость и соответствие индивидуализму начала XX векабальмонтовское творчество, его эстетика и особенности поэтического языка (в том числе и в переводах) — взаимодействие Бальмонта с композиторами современниками. Сюда включается как непосредственное личное общение, — А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, так и исключительно творческое соприкосновение музыкантов с бальмонтовским поэтическим миром, — С. И. Танеев, Н. Я. Мясковский.

• рассмотрение закономерностей сопряжения текстового и музыкального пластов. В данном вопросевыделяется несколько аспектов: определение и классификация элементов, участвующих во взаимодействии вербальной и музыкальной сфер вокальных произведений;

13 Жирмунский В. М.

Введение

в метрику. — Л., 1925; Его же. Теория стиха. Л., 1975; Его же. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977; Его же. Поэтика русской поэзии. — Спб., 2001; Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940; Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. — М., 1984; Его о/се. Избранные труды. Т. 2. О стихах. М., 1997; Его же. Русский стих 1890-х — 1925;х годов в комментариях. М., 1993; Эткинд Е. Материя стиха. — Спб, 1998; Поспелов Г. Н. Теория литературы. — М., 1940; Сельвинский И. Студия стиха. — М., 1962; Его же. Теория стиха. — Л., 1968; Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха. — Л., 1922; Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. — М., 1927; Его же. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 916Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970 выявление различных форм взаимодействия элементов и соотнесение этих форм с музыкальными жанрамиотражение и дифференциация жанровых тенденций вокальной музыки данного периода. Выявление критериев разделения жанров романса и стихотворения для голоса с сопровождением.

• необходимость создать целостное представление о конкретных воплощениях бальмонтовской поэзии в музыкальном творчестве.

В качестве аналитических образцов выбраны сочинения различных жанров, представляющие целостную картину бальмонтовского творчества в музыке: -— камерные вокальные произведения (романсы, стихотворения для голоса с сопровождением, мелодекламации и ритмодекламации, музыкальное чтение, вокальные ансамбли) — хоровые произведениявокально-симфонические произведения.

Среди авторов выбранных сочинений — композиторы различных стилистических направлений: С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, Н. Н. Черепнин, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. И. Ребиков, А. Т. Гречанинов, М. Ф. Гнесин и др.

Структура работы выглядит следующим образом: введение, четыре главы, заключение, шесть приложений. Первая глава посвящена значению фигуры Бальмонта. Рассматривается проблема двойственного положения Бальмонта в культурном пространстве Серебряного века, особенности бальмонтовской эстетики и поэтического языка. Отдельный раздел главы составляет тема «К. Д. Бальмонт и композиторы-современники». Это как случаи личного общения поэта с музыкантами, — здесь выделяются две фигуры музыкального мира — А. Н. Скрябин и С. С. Прокофьев. Так и примеры восприятия Бальмонта композиторами, которых с поэтом не связывали узы дружбы, — Н. Я. Мясковский, С. И. Танеев.

Вторая глава содержит теоретические положения, связанные с различными параметрами взаимодействия поэтического и музыкального пластов в вокальном творчестве.

В третьей и четвертой главах рассмотрены конкретные произведения на стихи Бальмонта. Аналитические примеры позволяют составить общее представление о бальмонтовской поэзии в различных жанровых сферах вокальной музыки. III глава посвящена камерной вокальной лирике. IV глава — хоровым и вокально-симфоническим произведениям. Обе главы служат практическим подтверждением теоретических положений диссертации.

В рамках диссертационного исследования была проведена работа по созданию нотографического справочного материала (Приложение V), где представлены вокальные сочинения на стихи и переводы Бальмонта.

Заключение

.

Бальмонт и музыка" — тема, подразумевающая широкий спектр аспектов исследования. Во-первых, это личное соприкосновение поэта с музыкальным миром, в частности, его общение с музыкантами. Причем здесь важен как взгляд самого Бальмонта на различных представителей музыкального искусства, так и то, каким поэт представал в глазах музыкантов. Во-вторых, это музыка в бальмонтовском творчестве, ее роль в эстетическом мировоззрении, влияние на поэтический язык и образный строй стихотворений. И, наконец, — преломление поэтического творчества Бальмонта в музыкальном искусстве. Все названные аспекты имеют большое значение для целостного представления данного вопроса.

Определение временнь/х рамок — рубеж Х1Х-ХХ веков — вовсе не случайно. С одной стороны, — это время расцвета бальмонтовского творчества. С другой стороны, и это является главным фактором, — суть бальмонтовского феномена состоит именно в необычайной популярности поэта у композиторов-современников. Рубеж Х1Х-ХХ веков в культурной жизни России — время, действительно прошедшее «под знаком Бальмонта». И это подтверждает значимость роли самой личности поэта. Парадокс Бальмонта состоит в том, что он не произнес нового слова в поэзии, не создал новой школы. Он не был поэтом-мыслителем, поэтом-реформатором или видным теоретиком стиха. Но именно его творчество стало самым востребованным у музыкантов современников. Бальмонт — это Поэт-кумир своего времени. Его идеи, были они озвучены на лекциях или в частной беседе, подхватывались и активно обсуждалисьего стихи были у всех на устах. Поведение поэта становилось предметом одновременно и пересудов, и подражания. Молодые умы, среди которых было много композиторов и музыкантов, моментально увлекались бальмонтовской жизненной философией «переменчивой игры», театральности. Все в Бальмонте, начиная с внешнего вида, заканчивая стилем общения, было отмечено особой печатью Поэта-гения. Бытовая речь изобиловала невероятными словесными построениями, о себе же Бальмонт говорил не иначе как в третьем лице, именуясь Поэтом. Чтение же им собственных сочинений рассматривалось как необычайное действо. «Необычайность» состояла в неповторимой манере произнесения текстов с намеренным утрированием всех звучностей для усиления фонического воздействия на слушателей. Композиторы оказывались порой настолько захвачены бальмонтовским произнесением, что, обращаясь к его текстам, старались передать это музыкальными средствами.

Поэзия К. Д. Бальмонта оказала большое влияние на творчество композиторов современников. На его стихи было создано огромное количество произведений. Именно бальмонтовские поэтические тексты были наиболее востребованы в вокальной музыке рубежа Х1Х-ХХ веков. Особое внимание поэта к звучанию слова было близко психологии музыканта. Стихотворения Бальмонта изначально таили в себе настолько мощные музыкальные импульсы, что практически требовали их практической реализации. И это, безусловно, не могло остаться без внимания со стороны представителей музыкального мира.

И тот факт, что Бальмонт не был новатором, вовсе не противоречит его феноменальной популярности у художников музыкального мира. Музыка в большой степени искусство интуитивное. А бальмонтовская поэзия именно интуитивна. Бальмонт творил по наитию, стихийно. Порой сумбурно, порой кристально ясно, но всегда искренне. И искренность эта магнетической силой притягивала композиторов к «узывным» звучностям почти музыкального сплетения слов.

Бальмонтовское творчество было средоточием основных эстетических идей эпохи. Поэзия Бальмонта необычайно глубока по своему эмоционально-смысловому наполнению, по различным философским импульсам. Определяющая роль творческого начала стирает грань между реальным миром и миром изображаемым. Мир Бальмонта — это многоцветье впечатлений, поиск «мгновений красоты». Истинная реальность открывается через творчество и состоит в наслаждении каждым единственным мигом, нахождении «здесь и сейчас» и взаимосвязи с природой. Природа у Бальмонта — это прежде всего стихии в их органичной взаимосвязи, частью которой является и сам поэт, и его творчество. Этим особым восприятием нерасторжимого всеединства пронизана практически вся поэзия Бальмонта. В его стихах неразрывно связаны запахи, цвета, звуки. Взаимопроникновение чувств и ощущений повлекло за собой и стремление к синестезии — то есть к слиянию различных видов искусства. Это в целом было характерно для символистской эстетики, но в творчестве Бальмонта синестезия стала концептуальным поэтическим приемом. Основной чертой его стихов быламузыкальность. Часто в бальмонтовских строках можно найти цветосветовое определение звучания музыкальных инструментов. В основе поэтики Бальмонта лежит главенство звучностей. Аллитерации, ассонансы, разнообразные типы словесных повторов, лексические нововведения — все это в совокупности создает неповторимый облик его поэтических строк. Для Бальмонта каждая буква, каждый звук обладает магией. И творчество его призвано разбудить энергию, скрытую в фонизме речи, раскрыть изначальную заклинательную силу слова. Особый подход к звучанию стиха отличал не только авторские стихи, но и переводы Бальмонта. Они зачастую вызывали противоречивые суждения, в которых отмечалась небрежность в отношении к авторскому тексту, неточность его передачи. Объяснение этой «неточности» кроется именно в отношении поэта к фонической стороне произведения. Он стремился найти такие звуковые формы, которые бы наиболее ярко могли передать образы стихотворения. При этом неизбежно происходило «обальмончивание» первоисточника. Переводы Бальмонта — особое авторизованное явление, индивидуальное и неповторимое. И не случайно композиторы, даже имея выбор, останавливались именно на бальмон говской интерпретации текстов иностранных поэтов.

Пути музыкантов к стихам Бальмонта были различны. Для одних влияние стихийного гения проявлялось в первую очередь при личном общении. Это, прежде всего, — Скрябин и Прокофьев. Будучи столь разными, оба композитора находили в творчестве и в самой личности Бальмонта созвучие собственным эстетическим убеждениям. Но, если у Прокофьева есть целый ряд произведений, написанных на стихи Бальмонта, то в случае со Скрябиным дело обстоит иначе. Творческое соприкосновение двух гениев произошло не в области вокальных произведений, а в самом эстетическом мироощущении и в искусстве слова. Бальмонт был и для Прокофьева, и для Скрябина источником вдохновения. Сам же поэт был искренне увлечен и звуковым миром «светлого Эльфа» — Скрябина и «пляшущими мгновеньями» «непобедимого скифа» — Прокофьева. Портреты обоих композиторов запечатлены в бальмонтовских поэтических строкахс фигурой Скрябина связано также эссе Бальмонта «Светозвук в Природе. Прокофьеву поэт предлагал свои тексты для вокальных сочинений и помогал в работе над их музыкальным воплощением. А для Скрябина бальмонтовские стихи стали отправной точкой к созданию собственных поэтических опусов. И в том, и в другом случае большую роль играло общение композиторов с поэтом, в самой личности которого они находили проявления истинного восприятия мира.

В бальмонтовской поэзии находили созвучие своим творческим стремлениям композиторы разных стилевых направлений, эстетических убеждений. Многие музыканты открывали для себя разные стороны бальмонтовского творчества, не стремясь к непосредственному контакту с поэтом. Для одних были важны конкретные технические особенности стиха, для других — красочный колорит. Но во всех сочинениях на стихи Бальмонта ощущается влияние поэтического пласта на музыкальный и их активное взаимодействие. Сопряжение поэзии и музыки — характерная тема исследовательской деятельности. И здесь важен как исторический аспект развития и взаимовлияния этих двух искусств, так и конкретные механизмы их соединения в различных музыкальных жанрах.

Произведения, рассмотренные в данной работе, были представлены именно с точки зрения взаимоотношения двух пластов — поэтического и музыкального. По мере возможности была представлена вся жанровая палитра сочинений рубежа Х1Х-ХХ веков на стихи Бальмонта. Значительную часть составила камерная вокальная музыка. Это романсы, стихотворения для голоса с сопровождением, циклы вокальных миниатюр, мелодекламации, ритмодекламации, музыкальные чтения, а также вокальные ансамбли.

Особое внимание было уделено вопросу разграничения жанров традиционного романса и стихотворения для голоса с сопровождением. В определении этой тонкой грани значительную роль играет восприятие слушателя. В данном случае оно перестает быть только лишь субъективным фактором, а становится еще одним из параметров определения жанровой природы сочинения. Такой подход продиктован самой эстетикой данной эпохи. Ведь символизм провозглашается в равной степени искусством творящего и искусством воспринимающего. А перевод субъективных суждений в сферу объективного — типичное явление для символистской «системы координат». И этот факт следует принимать во внимание во всех случаях, так или иначе касающихся искусства символизма.

Для возникновения такого явления как стихотворение для голоса с сопровождением большое значение имело и активное встречное движение поэзии и музыки. В поэтическом творчестве стали появляться музыкальные названия, образную сферу стихотворений стали заполнять музыкальные образы, на первый план вышла звуковая единица, порой затеняя собой смысловой пласт. Поэзия на рубеже Х1Х-ХХ веков позиционируется, прежде всего, как звучащее искусство. И стихи Бальмонта — яркое тому подтверждение. Благодаря его неповторимой манере чтения, они стали для современников буквально неотделимы от авторского произнесения. Бальмонт читал свои стихи нараспев, намеренно усиливая отдельные звучности, подчеркивая аллитерации, ассонансы, неологизмы. Такое необычное чтение привлекало внимание композиторов и вдохновляло их на эксперименты в области соединения музыкального и поэтического пластов. Это приводит к созданию пограничных художественных явлений, которые находятся между камерной вокальной лирикой и простой декламацией литературного текста, — мелодекламаций, ритмодекламаций и музыкальных чтений.

Взаимодействие музыки и поэзии проявлялось и в общих тенденциях. Например, объединение миниатюр-«мимолетностей» в единый цикл было привлекательно как для поэтов, так и для музыкантов. Можно встретить огромное количество и сборников стихов, объединенных какой-либо общей идеей, и подобных музыкальных циклов. Эта идея «единства разного» была унаследована символистами от эпохи романтизма.

Большой интерес представляют вокальные ансамбли на стихи Бальмонта. Появление нескольких вокальных партий дает новые возможности раскрыть многоуровневость поэтического текста, при этом не выходя за пределы лирического камерного жанра. Разные вокальные линии позволяют отразить многомерность стиха в одновременном звучании. Символистские «параллельные миры» получают практически осязаемое воплощение.

Музыкально-аналитические образцы главы, посвященной камерной вокальной лирике, позволяют составить целостное впечатление о бальмонтовских музыкальных «мимолетностях». Представлено сравнение различных композиторских прочтений одного поэтического текста, а также отдельные миниатюры и циклы миниатюр на стихи Бальмонта. Среди авторов — Рахманинов, Прокофьев, Танеев, Стравинский, Мясковский, Черепнин, Ребиков, Гнесин и др.

Отдельная глава была посвящена вокально-симфоническим и хоровым произведениям на стихи Бальмонта. Эти жанровые сферы подразумевают иной подход к механизму соединения поэтического и музыкального пластов. Он выражается, в частности, в необходимости многоголосного произнесения текста. Получается, что разноуровневость символистского стиха становится техническим параметром. Подобное явление было намечено в вокальных ансамблях, но там голоса порой являлись утолщением единой вокальной линии романсового склада. В хоровой же музыке каждая голосовая партия как правило представляет свой вариант прочтения стиха. Их сочетание создает буквальное ощущение многоплановости, многослойности символистского поэтического слова. В качестве аналитического примера приводится сочинение Танеева «16 хоров, а сареИа для мужских голосов на стихи Бальмонта» (ор.35).

Вокально-симфоническая музыка дает еще более богатые возможности музыкального решения литературного первоисточника. Связаны эти возможности с расширением тембрового диапазона. С одной стороны, звучание различных инструментов позволяет шире использовать звукоизобразительные приемы, а также выделить особо значимые смысловые моменты текста. С другой стороны, особое тембровое значение получает вокальный пласт. Помимо функции произнесения поэтического слова, он становится еще одной звуковой краской в общей музыкальной ткани произведения. Отдельно выделены общие тенденции вокально-симфонической музыки рассматриваемого периода:

• взаимодействие с различными жанрами (опера, балет, симфония);

• стремление к крайностям в масштабах изложения (монументализация — «концепционная кантата» и миниатюризация — «сжатая кантата»);

• появление «экстатических» кантат как результат идеи возрождения магической функции слова и возобновления утерянного единства искусств.

Музыкально-аналитические примеры представляют различные виды кантат: концепционная кантата — Рахманинов «Колокола" — сжатая кантата — Стравинский «Звездоликий" — экстатическая кантата — Прокофьев «Семеро их».

Все музыкальные произведения в данной работе представлены именно с точки зрения взаимоотношения двух пластов — поэтического и музыкального. Как можно было заметить, бальмонтовские стихи вдохновляли композиторов как на создание лирических камерных опусов, так и на написание масштабных вокально-симфонических произведений. Какими бы разными эти сочинения ни были, во всех наблюдаются общие закономерности. И закономерности эти связаны, прежде всего, с литературным первоисточником. Используя выражение М. Цветаевой, можно сказать, что-то, к чему прикасается Бальмонт, он непременно «обальмонтит». Во всех случаях, будь это камерная вокальная лирика или крупные вокально-симфонические произведения, бальмонтовская поэзия определяла облик сочинения. Становясь литературным первоисточником вокальных произведений, бальмонтовские стихи оказывали большое влияние на музыкальный пласт сочинения. Можно отметить разные уровни влияния текста на музыку. С одной стороны, это могло быть отражение музыкальными средствами основного настроения стихотворения. С другой, — следование конкретным параметрам текста: выбор музыкальной формы сообразно структуре стиха, подчеркивание различными выразительными средствами особых приемов, ¦—- аллитераций, словесных повторов и т. п. И уровни эти не исключают друг друга, напротив, в большинстве случаев они сосуществуют в органичной взаимосвязи.

Выбор произведений для аналитических примеров был продиктован, в первую очередь, стремлением показать то невероятное разнообразие жанров, в которых получала свое музыкальное воплощение поэзия Бальмонта. Музыкальность бальмонтовского стиха, неповторимая творческая индивидуальность послужили основой для зарождения яркого и многогранного явления, которое получило жизнь благодаря художникам музыкального мира, и имя которому «Бальмонт и музыка».

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Р. Цвето-музыкальные синестезии в поэзии Бальмонта// Электроника, музыка, свет (тез. докл.). — Казань, 1996
  2. К., Дьяконова Е. Бальмонт и Япония. —- М., 1981
  3. И. А. Диалог искусств серебряного века. — СПб., 2001
  4. Ин. Избранное. — М., 1987
  5. Ин. Книги отражений.— М., 1979
  6. Антология поэзии русского зарубежья, сост. Витковский Е. В. — М., 1995
  7. Антология русской лирики первой четверти XX века. Сост. Ежов И. С., Шамурин Е. И. — М., 199 110. Аполлон, 1912, № 1
  8. М. В. М.Ф. Гнесин и его теория музыкального чтения//Вестник Российской академии музыки им. Гнесиных. 2007 № 1
  9. М. В. Сценические композиции М. Ф. Гнесина: от «музыки слова» к музыкальной интонации. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2006
  10. . В. Музыкальная форма как процесс.—Л., 1963
  11. . В. Рахманинов. Избранные труды в 5ти т.т. — М., 1954 т.2
  12. . В. Русская музыка XIX и начала XX века — Л., 1979
  13. . В. Русская музыка от начала XIX столетия. — М.-Л., 1930
  14. . В. Русская поэзия в русской музыке. — Пг, 1922
  15. С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века.— М., 1993
  16. Е. От Шуи до Оксфорда. Воспоминания//Встречи с прошлым, вып.5. — М., 1984
  17. К. Д. Избранное. — М., 1980
  18. К. Д. Автобиографическая проза. М., 2001
  19. К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина.— М., 1996
  20. К. Д. Стихотворения. — М., 1989
  21. К. Д. Стозвучные песни. Сочинения.— Ярославль, 1990
  22. К. Д. Элементарные слова о символической поэзии.— М., 1904 г.
  23. К.Д. Письмо к Д. Шаховской от 2 февраля 1923 года//Звезда, 1997 г., № 8
  24. А. И. Философия экстаза. — http://cad.bmstu.ru/project/RESEARCH/MUZYID/vm5.Мт
  25. М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1986
  26. А. Арабески. — М., 1911
  27. А. Детская свистулька//"Весы", 1907, № 8
  28. А. Критика, эстетика, теория символизма. В 2х т.т. — М., 1994.
  29. А. О смысле познания. — М., 1920
  30. А. Символизм как миропонимание. — М., 1994.
  31. Р. Специфика структуры хорового произведения. М., 1981.
  32. Г. Б. Танеев. — М., 1971.
  33. Н. Концерт под управлением Рахманинова// С.-Пб ведомости, 1913, 3 декабря
  34. А. О символизме. — Пб, 1921
  35. А. Собр. соч. в восьми т.т. М.-Л., 1963, т.т. 5, 7
  36. С. Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики: Субъектно-образная структура. М., 1997
  37. В. О искусстве, М., 1899
  38. В. Собр. соч. — М., 1975. Т. 6.
  39. . В. Поэзия и проза (Размышления по поводу)// «София», 1914, № 6
  40. Л. И. Творчество К. Д. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX начала XX века. Челябинск, 2006
  41. М. А. Письма//Собр. соч. в пяти т.т., т. 5. — М., 1992
  42. И. А. Н. Скрябин. — М., 1983.
  43. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. — М., 1972.51
Заполнить форму текущей работой