Образ женственности в костюме Модерна
В 1913 году известный зоолог и путешественник Альфред Брем отмечал: «Между прочим, ловля райской птицы в угоду бесстыдному кокетству наших женщин достигает ужасающих размеров…» Но и это было не все. Были времена, когда мода рекомендовала и другие кричащие образцы, например, огромные шляпы, похожие больше на зонтик от солнца. Или же головной убор был столь оригинален, что полностью закрывал… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Появление нового стиля в женской одежде
- 1. 1. Победа функциональных элементов
- 1. 2. Борьба за новый стиль
- 1. 3. Новое направление в культуре
- Глава 2. Расцвет стиля модерн в женском костюме
- 2. 1. Костюм 1900 — 1914 годов
- 2. 2. Шляпы необходимый аксессуар модерна
- 2. 3. Развитие женского костюма в 1915 — 1925 годах
- Глава 3. Женский костюм конца XIX — начала XX века
- 3. 1. Изменение формы женского костюма
- 3. 2. Развитие индустриального производства одежды
- 3. 3. Развитие формы костюма в начале XX века
- Заключение
- Литература
Модой в самом широком смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде.
Однако при употреблении слова мода, под которым всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду. Историческое развитие одежды человека неразрывно связано с модой и между ними, поэтому обычно ставится знак равенства.
В конце XIX века делается попытка создать в прикладном искусстве новый стиль, отвечающий требованиям эпохи.
Этот новый стиль получил название модерн. В нем ощущалась какая-то неуверенность, проявлявшаяся в вялых, как бы плывущих очертаниях, обтекаемых формах, ассиметрии.
Излюбленными орнаментами модерна были сюжеты, связанные с морской стихией: лилии, водоросли, русалки. Орнамент имел текучую, вялую линию, отличавшуюся от энергичных линий барокко и законченных линий рококо. Эта вялость линий проявилась и в силуэте костюмов.
С 90-х годов меняется весь привычный ритм жизни: в обиход, кроме железных дорог, входят автомобили. К началу XX века относятся первые опыты в области воздухоплавания, в жизнь людей широко входит фотография, развивается кино.
Все это влияет на формы женского костюма. Важным фактором, влияющим на женские моды, было и стремление женщин к эмансипации, борьба за образование, за гражданские права. Все бльше встречается женщин врачей, учителей, медицинских сестер.
Возникает потребность в более удобном костюме. Широко входят в обиход юбки с блузками, костюмы, состоящие из юбки и жакета, пальто, купальные костюмы. Одна из причин относительного упрощения одежды заключалась и в занятиях спортом, которые охватили все слои общества, особенно молодежь. Велосипед, верховая езда, крокет, теннис, плавание — вот излюбленные виды спорта на рубеже XIX и XX веков.
Однако и в упрощенных платьях состоятельные женщины стремятся подчеркнуть свое богатство, свое превосходство над другими Особенно же пышными были бальные туалеты, украшенные бесчисленными оборками из белых, или черных кружев.
Женская фигура имела характерную постановку, напоминающую слегка изогнутую латинскую букву S. При этой модной постановке фигуры верхняя часть ее была слегка наклонена вперед, живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного «отставала» от верхней.
Такая постановка фигуры достигалась при помощи специального корсета. Этот корсет туго стягивал талию, так как модной была талия около 55 см в объеме. Против корсетов раздавались многочисленные протесты врачей, да и самих женщин.
Некоторые женщины в противовес этой моде начали носить неприталенные платья, прозванные «реформаторским мешком» — реформ.
Домашней одеждой по-прежнему служили капоты, пеньюары, а так же матинэ — утренняя полудлинная одежда.
Верхними вещами являлись пелерины, мантильи, манто, жакеты и пальто с пелериной и стоячим воротником.
В моде были ткани мягких, часто переливчатых тонов, в основном шелковые — шифон, тафта, крепдешин и пр., а также бархат.
В моде была высокая прическа с шиньоном различной формы на темени и валиками над лицом. Шляпы носили с большими полями, украшенные лентами, перьями, вуалью. Летом — соломенные шляпы типа мужского канотье.
Дополнением к костюму служили длинные бусы, цепочки, веера из перьев, лорнет, боа, перчатки, маленькая сумочка на длинном шнурке, летом — кружевной зонтик.
Актуальность курсовой работы заключена в том, что кажущееся неразумным стремление человека к новизне всегда было излюбленной темой для сатириков и карикатуристов, не должен вводить в заблуждение по поводу того, что мода в одежде — является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, уже не говоря о значении её для народного хозяйства.
Большой вклад в движение за эмансипацию женщин и упрощение женского костюма внесли американки. Еще в период пионерских переселений на Запад новые, походные условия жизни потребовали более удобных одежд.
Цель курсовой работы показать, что XIX век, с началом индустриализации, принес с собой переоценку ценностей. Это не прошло бесследно для моды. Перемены выразились, прежде всего, в том, что одежда была причислена к категории товаров. Если вспомнить средние века, то тогда одежда представляла собой целое состояние.
В 50-е годы была сделана попытка ввести в моду короткий кринолин, а в 60 70-е годы — куртку «а 1а Гарибальди» и длинные шаровары. Однако этот костюм вызвал в Нью-Йорке неслыханный скандал.
В 90-х годах пробовали ввести в ежедневный обиход юбку-шаровары, появление которой вызвало целую полемическую бурю. Тем не менее, тенденцию к упрощению женского костюма, к большему удобству его уже невозможно было остановить.
Следующие изменения в костюме произойдут в первое десятилетие XX века.
Список литературы
- Брун В., Тилъке М. История костюма от древности до Нового времени. М., 1998.
- Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1983.
- Искржицкий Г. И., Сычева М. А. По законам красоты. М., 1981.
- Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.
- Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1987.
- Киреева Е. В. История костюма. М., 1977.
- Коммисаржевский Ф. История костюма. Минск, 2000.
- Крючкова В. А. Социология искусства и модернизм. М., 1979.
- Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Т. I-IV. М., 1993.
- Пармон Ф. М. Композиция костюма. М., 1997.