Современная музыкальная критика и ее влияние на отечественную культуру
Диссертация
И, наконец, основным осложняющим фактором, влияющим на развитие научной мысли о музыкальной критике, является сама провоцирующая на вариативность в постановке проблемы «контекстная» природа исследуемого предмета, который носит явно незамкнутый характер. Если музыкальное произведение может быть подвергнуто анализу «изнутри» — выявлению структурных закономерностей текста, то музыкальная критика… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Музыкальная критика в системе целостной культурной модели
- 1. Перекрестная аксиология современной культуры и музыкальной критики
- 2. Аксиология «внутри» музыкальной критики система и процесс)
- 3. Диалектика объективного и субъективного
- 4. Ситуация художественного восприятия интрамузыкальный аспект)
- Глава II. Музыкальная критика как вид информации и как часть информационных процессов
- 1. Процессы информатизации
- 2. Цензура, пропаганда и музыкальная критика
- 3. Музыкальная критика как вид информации
- 4. Информационная среда
- 5. Взаимосвязь музыкальной критики с тенденциями журналистики
- 6. Региональный аспект
Список литературы
- Адорно Т. Избранное. Социология музыки / Т.Адорно. — М.: Университетская книга, 1999. — 446 с.
- Адорно Т. Философия новой музыки / Т.Адорно. М.: Логос, 2001. -344 с.
- Акопов А. Методика типологического исследования периодических изданий / А.Акопов. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985, — 95 с.
- Анализ, концепции, критика / Статьи молодых музыковедов. JL: Музыка, 1977. — 191 с.
- Антюхин Г. В. Изучение местной печати России / Г. В. Антюхин. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. — 10 с.
- Артемьев Э. Убежден: будет творческий взрыв / Э. Артемьев // Музыкальная академия. 1993. — № 2. — С. 14−20.
- Асафьев Б.В. Задачи и методы современной музыкальной критики / Б. В. Асафьев // Музыкальная культура, 1924, № 1. С. 20−36.
- Асафьев Б.В. Избранные труды: т.4 / Б. В. Асафьев М.: Академия наук СССР, 1955.-439 с.
- Асафьев Б.В. Кризис музыки (наброски наблюдателя ленинградской музыкальной действительности) / Б. В. Асафьев // Музыкальная культура 1924, № 2. — С. 99−120.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. JL: Музыка, 1971. — 376 с.
- Асафьев Б.В. О музыке XX века / Б. В. Асафьев. JL: Музыка, 1982. -199 с.
- Асафьев Б.В. О себе / Воспоминания об Асафьеве. JL: Музыка, 1974. — 511 с.
- Асафьев Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические задачи / Б. В. Асафьев // «De Musica»: сб. статей. Пг., 1923. — С. 14−17.
- Асафьев Б.В. Три имени / Б. В. Асафьев // Советская музыка. Сб. 1. -М., 1943.-С. 12−15.
- Ахмадулин Е.В. Моделирование содержательно-типологической структуры периодических изданий / Е. В. Ахмадулин // Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1987. — 159 с.
- Баглюк С.Б. Социокультурная обусловленность творческой деятельности: автореф. дис.. канд. философских наук / С. Б. Баглюк. М., 2001.- 19 с.
- Бар-Хиллел И. Идиомы / И. Бар-Хиллел // Машинный перевод. М., 1957(http://www.utr.spb.ru/publications/Kazakovabibltrans.htm).
- Баранова А.В. Опыт текстового анализа газеты / А. В. Баранова // Информационный бюллетень ССА и ИКСИ АН СССР. 1966, № 9.
- Барсова И.А. Самосознание и самоопределение музыки сегодня / И. А. Барсова // Советская музыка. 1988, № 9. — С. 66−73.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
- Белый П. Праздник идущих отдельно / П. Белый // Российская музыкальная газета. 2005. — № 5. — С.6.
- Бергер Л. Закономерности истории музыки. Парадигма познания эпохи в структуре художественного стиля / Л. Бергер // Музыкальная академия. 1993, № 2. — С. 124−131.
- Березовчук В. Интерпретатор и аналитик: Музыкальный текст как предмет музыкального историзма / В. Березовчук // Музыкальная академия.- 1993, № 2.-С. 138−143.
- Бернандт Г. Б. Статьи и очерки / Г. Б. Бернандт. М.: Советский композитор, 1978.-С. 405.
- Бернштейн Б.М. История искусств и художественная критика / Б. М. Бернштейн // Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1973.-Вып. 1.-С. 245−272.
- Бернштейн Б.М. О месте художественной критики в системе художественной культуры / Б. М. Бернштейн // Советское искусствознание. — М.: Советский художник, 1976. Вып. 1. — С. 258 — 285.
- Беседы с композиторами / В. Тарнопольский, Э. Артемьев, Т. Сергеева,
- A.Луппов // Музыкальная академия. 1993. — № 2. — С. 3−26.
- Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399с.
- Богданов-Березовский В. М. Страницы музыкальной публицистики: Очерки, статьи, рецензии / В.М. Богданов-Березовский. JL: Музгиз, 1963.-288 с.
- Боевые задачи критики Статьи Д. Шостаковича, О. Тактакишвили, М. Друскина, И. Мартынова. // Советская музыка. 1972. — № 5. — С.8−11.
- Бойко B.JI. Философско-методологический анализ феномена музыки /
- B.JI.Бойко // Теория и история. 2002. — № 1. — С.66 — 75.
- Бронфин Е.Ф. О современной музыкальной критике: пособие для семинаров / Е. Ф. Бронфин. М.: Музыка, 1977. — 320 с.
- Бугрова О. Скажи, зачем? / О. Бугрова // Советская музыка. 1991. -№ 10.-С. 44−46.
- Бутир JL Заметки об исполнительской критике / Л. Бутир, В. Абрамов // Советская музыка. 1983. — № 8. — С. 109−111.
- Бэлза С. На крыльях «Музыки в эфире» / С. Бэлза // Музыкальная жизнь. 1991. — № 7−8. — С.24−26.
- Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д.Бэлл. M.:Academia, 1999. — 786 с.
- Вакурова Н.Т. Разработка вопросов теории и методологии советской музыкальной критики в 20-е годы / Н. Т. Вакурова // Музыкальная критика: сб. статей. JL: ЛОЛГК, 1984. — С.27−39.
- Вакурова Н.Т. Становление советской музыкальной критики. (19 171 932) / Н. Т. Вакурова // Методология теоретического музыкознания. Анализ, критика: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып.90. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — 121−143 с.
- Варгафтик А. В разных ролях, или Фигаро здесь, Фигаро там / А. Варгафтик // Музыкальная жизнь. 2003. — № 3. — С. 40−43.
- Васильв Р.Ф. Охота за информацией / Р. Ф. Васильев. М.: Знание, 1973.- 112 с.
- Винер Н. Кибернетика и общество Пер. с англ. Е. Г. Панфилова. / Н.Винер. М.: Тайдекс Ко, 2002. — 184 с.
- Власов А. Культурная релаксация / А. Власов // Российская музыкальная газета. -2005. № 3. — С.2.
- Власова Н. Похороны по высшему разряду / Н. Власова // Российская музыкальная газета. 2005. — № 4. — С.6.
- Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления / Е. К. Войшвилло. М., 1989 (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/!9669).
- Вопросы журналистики: Сб. статей. Ташкент: ТГУ, 1979. — 94 с.
- Воронцов Ю.В. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Исторические очерки / Ю. В. Воронцов. Воронеж: Левый берег, 1994. — 160 с.
- Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и ме-неджемента СМИ / В. В. Ворошилов. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. — 230 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготкий. Ростов-на Дону: Феникс, 1998.-480 с.
- Гаккель Л.Е. Исполнительская критика. Проблемы и перспективы / Л. Е. Гаккель // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. -Вып. 5. М.: Музыка, 1969. — С. 33−64.
- Гаккель Л.Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. Статьи, рецензии / Л. Е. Гаккель. Л.: Советский композитор, 1988. — 167 с.
- Галкина И. Событие российского масштаба / И. Галкина // Российская музыкальная газета. 2003. — № 1. — С.1, 6.
- Галушко М.Д. У истоков романтической музыкальной критики в Германии / М. Д. Галушко // Музыкальная критика: сб. трудов. Л.: ЛОЛГК, 1984. -С.61−74.
- Генина Л. В правде сила таланта / Л. Генина // Советская музыка. -1986.-№ 12.-С. 3−16.
- Генина Л. Если не сейчас, то когда? / Л. Генина //Советская музыка. — 1988.-№ 4.-С. 7−23.
- Генина Л.С. Музыка и критика: контакты контрасты / Л. С. Генина. -М.: Советский композитор, 1978. — 262 с.
- Генина Л. Очень трудное дело / Л. Генина // Советская музыка. 1978. -№ 11.-С. 16−29.
- Генина Л. С надеждой на справедливость / Л. Генина // Музыкальная жизнь. 1991. — № 5. — С. 2−4.
- Геннекен Э. Опыт построения научной критики / Э.Геннекен. СПб, 1892 (http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2−4601 .htm).
- Гершкович З.И. Массовая культура и фальсификация мирового художественного наследия / З. И. Гершкович. М.: Знание, 1986. — 62 с.
- Гинзбург JI. Мысли за телевизионным коктейлем / Л. Гинзбург // Музыкальная жизнь. 1993. — № 5. — С. 7.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. 2-е изд. / В. М. Глушков. -М.: Наука, 1987. — 562 с.
- Голубков С. Исполнительские проблемы современной музыки / С. Голубков // Музыкальная академия. 2003. — № 4. — С.119−128.
- Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты: автореф. дис.. докт. философских наук / И. И. Горлова. -М., 1997.- 41 с.
- Городинский В. Тема с вариациями / В. Городинский // Рабочий и театр.-1929.- № 15.
- Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. Пресса и публицистика / В. М. Горохов. М.: Мысль, 1975. — 195 с.
- Грабельников А.А. Русская журналистка на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы / А. А. Грабельников. М.: РИП-холдинг, 2001. -336 с.
- Грица С. О традиции и обновлении традиций художественной активности масс / С. Грица и др. // Проблемы музыкальной культуры. В. 2. — Киев: Музична Украйина, 1987. — С. 156 — 174.
- Гроссман JI. Жанры художественной критики / Л. Гроссман // Искусство. 1925. — № 2. — С. 21−24.
- Грубер Р.И. О музыкальной критике как о предмете теоретического и исторического изучения / Р. И. Грубер // Критика и музыкознание: сб. статей. Вып.З. — Л.: Музыка, 1987. — С. 233−252.
- Грубер Р. Установка музыкально-художественных понятий в социально-экономической плоскости / Р. Грубер // De Musica. Вып. 1. — Л., 1925.-С. 3−7.
- Гулыга А.В. Искусство в век науки / А. В. Гулыга. М.: Наука, 1987. -182 с.
- Дальхауз К. Музыкознание как социальная система Пер. с нем. / К. Дальхауз // Советская музыка. 1988. — № 12. — С. 109−116.
- Дальхауз К. О ценностях и истории в исследованиях искусства. Из книги: Музыкальная эстетика Пер. с нем. / К. Дальхауз // Вопросы философии. 1999. — № 9. — С. 121−123.
- Данько Л.Г. О некоторых аспектах деятельности Асафьева критика и педагога / Л. Г. Данько // Музыкальная критика: Сб. трудов. — Л.: ЛОЛГК, 1984.-С. 95−101.
- Данько Л.Г. Проблемы науки о музыкальной критике 1970−1980 годов / Л. Г. Данько // Критика и музыкознание. Вып. 3. — Л.: Музыка, 1987. -С. 180−194.
- Дараган Д. Нужна повседневная оперативная публицистика / Д. Дараган // Советская музыка. 1982. — № 4. — С. 42−48.
- Дараган Д. Продолжение темы / Д. Дараган // Советская музыка. -1986.-№ 3.-С. 71−72.
- Денисов Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития: структура и функция: автореф. дис.. докт. философских наук / Н. Г. Денисов. М., 1999. — 44 с.
- Дмитриевский В. Н Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования: дис.. докт. искусствоведения / В. Н Дмитриевский.-Л.: ЛГИТМИК, 1991.-267с.
- Днепров В. Музыка в духовном мире современника. Очерки / В. Днепров // Советская музыка. 1971. —№ 1. — С. 33−43.
- Друскин М.С. Избранное: Монографии, статьи / М. С. Друскин. М.: Советский композитор, 1981. -336 с.
- Дубинец Е. Почему я не музыкальный критик / Е. Дубинец // Российская музыкальная газета. 2005. — № 3,4.
- Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как фактор эволюции общества/Е.Н Дубровский.-М.: МГСУ, 1996. 158с.
- Дуков Е. К проблеме изучения социально-регулятивной функции музыки / Е. Дуков // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. — С. 96−122.
- Екимовский В. Дуэт, но не унисон / В. Екимовский, С. Беринский // Музыкальная академия. 1992. — № 4. — С.50−51.
- Ермакова Г. А. Категория «банальное» и ее место в художественной критике / Г. А. Ермакова // Эстетические очерки: Сб. статей. Вып. 5. -М.: Музыка, 1979.-С. 102−126.
- Ермакова Г. А. Музыкознание и культурология: дис. .докт искусствоведения / Г. А. Ермакова. М., 1992. — 279с.
- Ефремова С.С. Новейшая история региональной прессы Черноземья (1985−1998): дис.. канд. исторических наук. В 2 т. / С. С. Ефремова. -Липецк, 1999.-С. 229.
- Житомирский Д.В. Избранные статьи. Вступит, статья Ю. В. Келдыша. / Д. В. Житомирский. М.: Советский композитор, 1981. — 390 с.
- Задерацкий В. Культура и цивилизация: искусство и тоталитаризм / В. Задерацкий // Советская музыка. 1990. — № 9. — С. 6−14.
- Задерацкий В. Мир музыки и мы: Размышления без темы / В. Задерацкий // Музыкальная академия. 2001. — № 4. — С. 1−9.
- Задерацкий В.В. На пути к новому-контуру культуры / В. В. Задерацкий // Музыкальное искусство сегодня. М.: Композитор, 2004. — С. 175 206.
- Закон РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ». Законодательство Российской Федерации о СМИ. Вып. 2. М.: Гардарика, 1996. — С. 142−148.
- Закон РФ «О средствах массовой информации» // Законодательство Российской Федерации о СМИ. Вып. 2. М.: Гардарика, 1996. — С. 734.
- Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». // Законодательство Российской Федерации о СМИ. Вып. 2. М.: Гардарика, 1996.-С. 98−114.
- Закон РФ «Об экономической поддержке районныхгородских) газет» // Законодательство Российской Федерации о СМИ. Вып. 2. М.: Гардарика, 1996. — С. 135−138.
- Закс JI.A. О культурологическом подходе к музыке / Л. А. Закс // Музыка. Культура. Человек: Сб. науч. трудов / Отв. ред. М.Л. Мугин-штейн. Свердловск: Изд.-во Уральского университета, 1988. — С. 945.
- Закс Л.А. Художественное сознание / Л. А. Закс. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.- 210 с.
- Засурский И.И. Реконструкция России. (Масс-медиа и политика в 90-годы) / И. И. Засурский. М.: Издательство МГУ, 2001. — 288 с.
- За критику принципиальную, тактичную, действенную Дискуссия на страницах журнала. // Советская музыка. 1982. -№ 3. — С. 19−22.
- Земцовский И. Текст Культура — Человек: опыт синтетической парадигмы / И. Земцовский // Музыкальная академия. — 1992. — № 4. — С. 3−6.
- Зинькевич Е. Публицистичность как фактор социальной активности критики / Е. Зиньквич // Проблемы музыкальной культуры. Сб. статей. — Вып.2. — Киев: Музична Украйина, 1987. — С.28−34.
- Зоркая Н. Еще об «уникальном» и «тиражированном» в современном искусстве / Н. Зоркая // Вопросы социального функционирования художественной культуры. М.: Наука, 1984. — С. 168−191.
- История европейского искусствознания / Под ред. Б. Виппер и Т. Ливановой. В 2-х кн. — М.: Наука. — Кн. 1. — 1969. — С. 472. — Кн. 2. -1971.-С. 292.
- История русской журналистики ХУ111 XIX веков: 3- издание / Под ред. проф. А. В. Западова. — М.: Высшая школа, 1973. — 518 с.
- История русской критики. В 2-х томах / Под ред. Б. П. Городецкого. -М., Л., 1958. Кн. 1. — 590 с. — Кн. 2. — 735 с.
- Каган М.С. Искусство в системе культуры. К постановке проблемы / М. С. Каган // Советское искусствознание. М., 1979. — Вып. 2. — С. 141−156.
- ИЗ. Каган М. С. Искусствознание и художественная критика / М. С. Каган // Избранные статьи. СПб: Петрополис, 2001. — 528 с.
- Каган М.С. Культура философия — искусство / М. С. Каган, Т. Холо-стова. — М.: Знание, 1988. — 63 с.
- Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972.-440 с.
- Каган М.С. Музыка в мире искусства / М. С. Каган. СПб.: VT, 1996. -232 с.
- Каган М.С. О месте музыки в современной культуре / М. С. Каган // Советская музыка. 1985. — № 11. — С. 2−9.
- Каган М.С. Социальные функции искусства / М. С. Каган. JL: Знание, 1978.-34 с.
- Каган М.С. Художественная критика и научное изучение искусства / М. С. Каган // Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1976. -Вып.1.- С. 318−344.
- Кадакас J1. Искусство в структуре свободного времени: автореф. дис.. канд. философских наук / J1.Кадакас. М., 1971. — 31 с.
- Казенин В. Дорожные заметки / В. Казенин беседу ведет С.Черкасова. // Музыкальная академия. 2003. — № 4. — С.77−83.
- Калужский В. Поле забот критика / В. Калужский // Советская музыка. 1988. -№ 5. — С.31−32.
- Каратыгин В.Г. О музыкальной критике / В. Г. Каратыгин // Критика и музыкознание: Сб. статей. — Л.: Музыка, 1975. С. 263−278.
- Карнап Р. Философские основания физики / Р. Карнап // Введение в философию науки. -М.: Прогресс, 1971. -390 с.
- Кац Б. О культурологических аспектах анализа музыкальных произведений / Б. Кац // Советская музыка. 1978. — № 1. — С.37−43.
- Келдыш Ю. Асафьев музыкальный критик / Ю. Келдыш // Советская музыка. — 1982. — № 2. — С. 14−20.
- Келдыш Ю. За боевую принципиальную критику / Ю. Келдыш // Советская музыка. 1958. -№ 7. — С.15−18.
- Келдыш Ю.В. Критика и журналистика / Ю. В. Келдыш // Избранные статьи. — М.: Советский композитор, 1963. 353 с.
- Келдыш Ю. Пути современного новаторства / Ю. Келдыш // Советская музыка. 1958. -№ 12. -25−40.
- Кирнарская Д. Еще не вечер / Д. Кирнарская // Итоги. 2004. — 30 декабря. — С. 5.
- Кирнарская Д. Офелия на rendes-vous / Д. Кирнарская // Московские новости. 2000. — 11 ноября (№ 44). — С.23.
- Климовицкий А. Музыкальный текст, исторический контекст и проблемы анализа музыки / А. Климовицкий // Советская музыка. 1989.- № 4. С.70−81.
- Князева M. JL Ключ к самосозиданию / М. Л. Князева. М.: Молодая гвардия, 1990.-255 с.
- Князева М.Л. Кризис. Черная культура. Светлый человек / М. Л. Князева. М.: За гражданское достоинство, 2000. — 35 с.
- Коган В.З. Строки, темы, жанры / В. З. Коган, Ю. И. Скворцов // Проблемы социологии печати. Новосибирск: Изд. Новосибирского ун-та, 1970.-С. 87−102.
- Коган Г. М. Об искусствоведении, музыковедении, критике / Г. М. Коган // Избранные статьи. М.: 1972. — С. 260−264.
- Конотоп А. Значение нотолинейных рукописей для понимания древнерусского строчного пения / А. Конотоп // Музыкальная академия. -1996. -№ 1.-С.173−180.
- Корев Ю.С. Нестоличными дорогами / Ю. С. Корев // Музыкальная академия. 1998. — № 3−4. — Кн. 1. — С. 14−21. — Кн.2. — С. 187−191.
- Корев Ю.С. Слово о критике / Ю. С. Корев // Музыкальная жизнь. -1987.-№ 4.-С. 1−2.
- Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов.- Ростов-на-Дону: Изд.-во Ростовского ун-та, 1999. 223 с.
- Коротких Д. Певчая Псалтирь в памятниках XYI-XYII веков / Д.Коротких. Музыкальная академия. — 2001. — № 4. — С. 135−142.
- Кремлев Ю.А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке: 1−3 тт. / Ю. А. Кремлев. -М.: Музгиз, 1954−1960. Т.1 — 1954. — 288 с. — Т.2 — 1958. — 614 е.- Т.3- 1960.- 368 с.
- Кузнецова Л.П. Теоретические проблемы советской музыкальной критики на современном этапе: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Л. П. Кузнецова. Л., 1984. — 11 с.
- Кузнецова Л.П. Этапы самосознания критики (эволюция социальных функций) / Л. П. Кузнецова // Музыкальная критика: сб. трудов. Л.: ЛОЛГК, 1984.-С. 51−61.
- Кулешов В.И. История русской критики ХУ111 начала XX веков / В. И. Кулешов. -М.: Просвещение, 1991.-431 с.
- Кулыгин А. Бывают странные сближенья / А. Кулыгин Беседовала Е.Николаева. // Музыкальная академия. 1994. — № 3. — С. 38−43.
- Кун Т. Структура научных революций Пер. с англ. / Т. Кун. М.: ACT, 2001.-605 с.
- Курышева Т.А. Слово о музыке. О музыкальной критике и музыкальной журналистике / Т. А. Курышева. М.: Композитор, 1992. — 173 с.
- Курышева Т.А. Что такое прикладное музыковедение? / Т. А. Курышева // Музыкальная академия. 1993. — № 4. — С. 160−163.
- К изучению «философии музыки» Фараджа Караева / Ю. Корев, Р. Фархадов, В. Тарнопольский, А. Вустин, В. Екимовский, Р. Леденев, В. Барский // Музыкальная академия. 2004. — № 1. — С.20−30.
- Леденев Р. «Подобный кватроченто.» / Р. Леденев, Л. Солин беседу ведет Л.Генина. // Музыкальная академия. 2003. — № 3. — С.5−11.
- Леонтьева Э.В. Искусство как социокультурный феномен / Э. В. Леонтьева // Искусство и социокультурный контекст. Л.: Наука, 1986.-238 с.
- Ливанова Т.Н. Критическая деятельность русских композиторов классиков/Т.Н.Ливанова. -М., Л.: Музгиз, 1950. 101 с.
- Ливанова Т.Н. Оперная критика в России. В 2-х томах / Т. Н. Ливанова. М.: Музыка. — Т. 1. Вып. 2. — 1967. — 192 с. — Т. 2. Вып. 4. — 1973. -339 с.
- Лихачев Д.С. Воспитывать в себе гражданина мира / Д. С. Лихачев // Проблемы мира и социализма. 1987. — № 5. — С. 35−42.
- Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки / А. Ф. Лосев // Советская музыка. 1990. — № 1. — С. 64−74.
- Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 2001.- 704 с.
- Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. СПб.: Академический проект, 2002. — 544 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Просвещение, 1970. — 384 с.
- Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи / А. В. Луначарский. -М.: Советский композитор, 1971. 540 с.
- Луначарский А.В. Вопросы социологии музыки / А. В. Луначарский. -М.: Академия, 1927. 134 с.
- Луппов А. Воспитать творческую личность / А. Луппов // Музыкальная академия. 1993. — № 2. — С. 24−26.
- Любимова Т. Музыкальное произведение и «социология музыки» / Т. Любимова// Эстетика и жизнь. Вып. 6. — М., 1979. — С. 167−187.
- Ляшенко И.Ф. На пути обновления эстетических критериев анализа и оценки / И. Ф. Ляшенко // Проблемы музыкальной культуры: Сб. статей. Вып. 2. — Киев: Музична Украйина. — С. 21−28.
- Мазель Л. Несколько замечаний о теории музыки. // «Советская музыка"-- 1956, № 1.- С. 32−41.
- Мазель Л.А. О двух важных принципах художественного воздействия / Л. А. Мазель // Советская музыка. 1964. — № 3. — С.47−55.
- Мазель Л.А. Эстетика и анализ / Л. А. Мазель // Советская музыка. -1966.-№ 12.-С. 20−30.
- Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия / В. Н. Максимов // Восприятие музыки.-М.: Музыка, 1980.-С. 54−91.
- Мануйлов М. «Прокрустово ложе» для муз / М. Мануйлов // Музыкальная жизнь. 1990. — № 8. — С. 26−28.
- Манулкина О. Мариинская молодежь попала в плохую компанию / О. Манулкина // Коммерсант. 2000. — 19 апреля. — С. 14.
- Махрова Э.В. Оперный театр в культуре Германии второй половины XX века: дис.. докт. культурологи / Э. В. Махрова. СПб, 1998. -293 с.
- Медушевский В.В. К теории коммуникативных функций / В.В. Меду-шевский // Советская музыка. 1975. -№ 1. — С. 21−27.
- Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1979. — № 3. — С. 30−39.
- Медушевский В.В. Музыковедение: проблема духовности / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1988. — № 5. — С. 6−15.
- Медушевкий В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия в музыке / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский В.В. О методе музыковедения / В. В. Медушевский // Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей. — М.: Музыка, 1987.-С. 206−229.
- Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В. В. Медушевский // Восприятие музыки. М: Музыка, 1980. — С. 141 156.
- Методологические и методические проблемы контент- анализа: сб науч. трудов под ред. А. Г. Здравомыслова. JL, 1973.
- Методы исследования журналистики: сборник статей / под ред. Я. Р Симкина. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Ун-та, 1987. — С. 154.
- Михайлов А.В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно / А. В. Михайлов // О современной буржуазной эстетике: сб. статей / подред. Б. В. Сазонова. -Вып. 3. -М., 1972.-С. 156−260.
- Михайлов А.В. Музыка в истории культуры / А. В. Михайлов // Избранные статьи. -М.: Московская гос. консерватория, 1998. 264 с.
- Михайлов А.В. Этапы развития музыкально-эстетической мысли в Германии XIX века / А. В. Михайлов // Музыкальная эстетика Германии XIX века Сб. переводов. В 2-х т. М.: Музыка, 1981. — Т. 1. — С. 9−73.
- Михайлов М.К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. JL: Музыка, 1981. — 262 с.
- Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация / В. Н Михайловский. СПб: Изд. ЛГУ, 1994. — С. 115.
- Михалкович В.И. О формах общения с произведениями искусства / В. И. Михалкович // Вопросы социального функционирования художественной культуры: сб. статей АН СССР, ВНИИ искусствознания / отв. ред. Г. Г. Дадамян, В. М Петров. М.: Наука, 1984. — 269 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие / А.Моль. -М.: Мир, 1966.-264 с.
- Морозов Д. Бельканто в камуфляже / Д. Морозов // Культура. 2005. -17−23 февраля, № 7. — С.7.
- Морозов Д. Тоннель в вечность / Д. Морозов // Культура. 2005. — № 3 (20−26 января).-С. 15.
- Мугинштейн M. J1. О парадоксе критики / M. J1. Мугинштейн // Советская музыка. 1982. — № 4. — С. 47−48.
- Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? / Т. Бершадская и др. заочный «круглый стол». // Советская музыка. 1988. — № 11. — С.83−91.
- Мусоргский М.П. Письма / М. П. Мусоргский. М.: Музыка, 1981. -359 с.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
- Назайкинский Е.В. Музыка и экология / Е. В. Назайкинский // Музыкальная академия. 1995. -№ 1. — С. 8−18.
- Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкального знания / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.-С. 91−112.
- Наука и журналист: сб. статей / под ред. Э. А. Лазаревич. — М.: ЦНИИПИ, 1970. Вып. 2. — С. 120.
- Нестьева М. Взгляд из предыдущего десятилетия беседа с А. Шнитке и С. Слонимским. / М. Нестьева // Музыкальная академия. 1992. -№ 1. — С. 20−26.
- Нестьева М. Кризис кризисом, а жизнь идет / М. Нестьева. Музыкальная академия. — 1992. — № 4. — С. 39−53.
- Нестьева М. Срез немецкой оперной сцены / М. Нестьева. Музыкальная академия. — 1994. — № 3. — С. 33−36.
- Николаева Е. Удаленное и приближенное / Е. Николаева С.Дмитриев. — Музыкальная академия. — 2004. — № 4. — С.8−14.
- Новожилова Л.И. Социология искусства / Л. И. Новожилова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. — 128 с.
- О музыкальной критике. Из высказываний современных зарубежных музыкантов. М.: Советский композитор, 1983. — 96 с.
- Онеггер А. О музыкальном искусстве / А.Онеггер. Л.: Музыка, 1985. -215с.
- Орджоникидзе Г. Проблема ценности в музыке / Г. Орджоникидзе // Советская музыка. 1988. — № 4. — С. 52−61.
- Ортега-и-Гассет, Хосе. Дегуманизация искусства / Хосе Ортега-и-Гассет// Сб. статей. Пер. с испанского. -М.: Радуга, 1991. 638 с.
- Памяти Соллертинского: Воспоминания, материалы, исследования. -Л.: Советский композитор, 1978. 309 с.
- Пантиелев Г. Музыка и политика / Г. Пантиелев // Советская музыка. -1991. № 7.-С. 53−59.
- Пархомчук А.А. Новое информационное общество / А. А. Пархомчук. -М.: Государственный университет управления, Институт национальной и мировой экономики, 1998. — 58 с.
- Пекарский М. Умные разговоры с умным человеком / М. Пекарский// Музыкальная академия. 2001. — № 4. — С. 150−164- 2002. — № 1,3. — С.- 2002. — № 4. — С.87−96.
- Петрушанская Р. Почем нынче «Орфей»? / Р. Петрушанская // Музыкальная жизнь. 1994. — № 9. — С. 10−12.
- Покровский Б.А. Боюсь невежества / Б. А. Покровский // Наше наследие. 1988. — № 6.-С. 1−4.
- Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология: сб. статей / под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. -М.: Наука, 1971.-384 с.
- Пресса в обществе (1959 2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. — М.: Московская школа политических исследований, 2000.- 613 с.
- Пресса и общественное мнение: сб. статей / под ред. В. Коробейнико-ва. М.: Наука, 1986. — 206 с.
- Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание 2-е изд, расширенное и доработанное / В. Ф. Прокофьев. — М.: СИНТЕГ, 2003. — 396 с.
- Прохоров Е.П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. М.: «РИП-холдинг», 221. — 268 с.
- Pare Ю.Н. О функциях музыкального критика / Ю.Н. Pare // Методические вопросы теоретического музыкознания. Труды МГПИ им. Гне-синых.-М., 1975.-С. 32−71.
- Pare Ю.Н. Эстетика снизу и эстетика сверху квантитативные пути сближения / Ю.Н. Pare. — М.: Научный мир, 1999. — 245 с.
- Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М., 1991.-С. 159 с.
- Раппопорт С. Искусство и эмоции / С.Раппопорт. М.: Музыка, 1968. -С. 160.
- Раппопорт С. Семиотика и язык искусства / С. Раппопорт // Музыкальное искусство и наука М.: Музыка. — 1973. — Вып.2. — С. 17−59.
- Рахманова М. «Величит душа моя Господа» / М. Рахманова // Музыкальная академия. 1992. — № 2. — С. 14−18.
- Рахманова М. Заключительное слово / М. Рахманова // Музыкальная академия. 1992. -№ 3. — С. 48−54.
- Рахманова М. Общедоступное слово о музыке / М. П. Рахманова // Советская музыка. 1988. — № 6. — С.45−51.
- Рахманова М. Сохраненное богатство / М. Рахманова // Музыкальная академия.-1993.-№ 4.-С. 138−152.
- Репетиция оркестра / С. Невраев и др. «Круглый стол». // Музыкальная академия. 1993. — № 2. — С.65−107.
- Робертсон Д.С. Информационная революция / Д. С. Робертсон // Информационная революция: наука, экономика, технология: реферативный сб. М.: ИНИОН РАН, 1993. — С. 17−26.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. М.: Добросвет, 1997.-597 с.
- Рожновский В. «PROTO.INTRA.МЕТА./ В. Рожновский // Музыкальная академия. 1993. — № 2. — С. 42−47.
- Розин В. Музыкальное произведение как социокультурный и психический феномен / В. Розин // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: межвузовский сб. статей. — Красноярск: Изд-во Краскоярского ун-тета, 1989. С. 7−25.
- Рубин В. Мы должны следовать тому, что заложено в нас от природы / В. Рубин подготовил беседу Ю.Паисов. // Музыкальная академия. -2004. № 4. — С.4−8.
- Сабанеев J1. J1. Музыка речи / Л. Л. Сабанеев // Эстетическое исследование.-М. 1923. 98 с.
- Салеев В.А. Искусство и его оценка / В. А. Салеев. Минск: Изд-во БГУ, 1977.- 157 с.
- Сараева М. «Виват, Россия!» / М. Сараева // Музыкальная академия. -1993. № 2. -С.29−31.
- Саяпина И.А. Информаация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества: автореферат дисс.. доктора культурологи / И. А. Саяпина. Краснодар, 2000. — 47 с.
- Селицкий А. Парадоксы «простой» музыки / А. Селицкий // Музыкальная академия.- 1995.-№ 3.- С. 146−151.
- Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация / В. Е. Семенов. СПб.: Изд-во СПб-го ун-та, 1995. — 199 с.
- Сергеева Т. Пока есть свободное состояние души / Т. Сергеева // Музыкальная академия. 1993. — № 2. — С. 20−24.
- Серов А.Н. Избранные статьи. В 2-х томах / А. Н. Серов. M.-JL: Муз-гиз. -Т.1.-1950.- 628 с.- Т.2.- 1957.- 733 с.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. М.: Музыка, 1973. — 448 с.
- Скуратова Э.Н. Формирование готовности студентов консерватории к музыкально-пропагандистской деятельности: атореферат дис.. кандидата искусствоведения / Э. Н. Скуратова. Минск, 1990. — 18с.
- Смирнов Д. ««Додекамания» Пьера Булеза, или заметки о его «Нотациях» / Д. Смирнов // Музыкальная академия. 2003. № 4. — С. 112−119.
- Совет Европы: Документы по проблемам СМИ / сост. Ю. Вдовин. -СПб: ЛИК, 1998.- 40 с.
- Современные средства массовой информации: истоки, концепции, поэтика. Тезисы научно-практической конференции. Воронеж: Изд. ВГУ, 1994.- 129 с.
- Соколов И. Я себя по-прежнему называю композитором / И. Соколов беседу вела Е.Дубинец. // Музыкальная академия. 2005. — № 1. — С. 512.
- Солженицын А.И. Нобелевские лекции / А. И. Солженицын // Новый мир. 1989. — № 7. — С. 135−144.
- Соллертинский И.И. Музыкально-исторические этюды / И.И. Соллер-тинский. М.: Музгиз, 1956. — 362 с.
- Соллертинский И.И. Статьи о балете / И. И. Соллертинский. JL: Музыка, 1973.-208 с.
- Соловьев С.М. Уютная реальность, данная нам в ощущениях / С.М. Соловьев//Деловые люди. 1996. -№ 63 (1).-С. 152−154.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики пер. с франц. / Ф.Соссюр. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. — 432 с.
- Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. JL: Музыка, 1972.-64 с.
- Сохор А.Н. Композитор и публика в социалистическом обществе / А. Н Сохор // Музыка в социалистическом обществе. JL: Музыка, 1975.-Вып. 2.-С. 5−21.
- Сохор А.Н. Музыка и общество / А. Н. Сохор. М.: Знание, 1972. — 48 с.
- Сохор А.Н. Общественные функции музыкальной критики / А. Н. Сохор / Критика и музыкознание. JL: Музыка, 1975. — С. 3−23.
- Сохор А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор // Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, 1969.-Вып. 1.-С. 12−27.
- Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. М.: Советский композитор, 1975. — 203 с.
- Стасов В.В. Избранные сочинения о музыке Общ.ред. А. В. Оссовского. / В. В. Стасов. Л.-М.: Гос. муз. издательство, 1949. -328 с.
- Столович Л.Н. Природа эстетической ценности / Л. Н. Столович. М.: Политиздат, 1972.-271 с.
- Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / И. Ф. Стравинский. JI.: Музыка, 1971. -414 с.
- Ступель A.M. Русская мысль о музыке. 1895−1917 / A.M. Ступель. JI.: Музыка, 1980.-256 с.
- Тараканов М.Е. Музыкальной критике конец? / М. Е. Тараканов // Советская музыка. — 1967. — № 3. — С. 27−29.
- Тараканов М.Е. Музыкальная культура в нестабильном обществе / М. Е. Тараканов // Музыкальная академия. 1997. — № 2. — С. 15−18.
- Тарнопольский В. Между разлетающимися Галактиками /
- B.Тарнопольский. Музыкальная академия. — 1993. — № 2. — С. 3−14.
- Тенденции развития массовых информационных процессов: сб. научных трудов. М.: Изд. Университета Дружбы народов, 1991. — 81с.
- Терин В. Массовая коммуникация как объект социологического анализа / В. Терин, П. Шихерев. «Массовая культура» иллюзии и действительность: сб. статей сост. Э. Ю. Соловьев. — М.: Искусство, 1975. —1. C. 208−232.
- Тоффлер Э. Шок будущего/Э.Тоффлер.-М.: ACT, 2003.- 558 с.
- Трембовельский Е.Б. Организация культурного пространства России: отношения центров и периферии / Е. Б. Трембовельский // Музыкальная академия.-2003,-№ 2.-С. 132−137.
- Трембовельский Е.Б. Современное многовековое / Е. Б. Трембовельский // Подъем. 1999. — № 7. — С. 212−243.
- Третьякова Е. Рабоче-крестьянскому жителю желателен? / Е. Третьякова. Музыкальная академия. — 1994. -№ 3. — С. 131−133.
- Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семиотика / А. А. Фарбштейн // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 75−90.
- Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации / Ю. А. Филипьев. -М.: Наука, 1971.- 111с.
- Финкелыитейн Э. Критик как слушатель / Э. Финкелыитейн // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1975. — С. 36−51.
- Форкель И. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха. Пер. с нем. / И. Форкель. М.: Музыка, 1974. — 166 с.
- Фролов С. Еще раз о том, за что Салтыков-Щедрин невзлюбил Стасова / С. Фролов // Музыкальная академия. 2002. — № 4. -С. 115−118.
- Фролов С. Историческое современное: опыт научной рефлексии в музыкознании / С. Фролов // Советская музыка. — 1990. — № 3. — С 2737.
- Хартли Р. Передача информации / Р. Хартли // Теория информации и ее приложения: сб.статей. -М.: Прогресс, 1959. С.45−60.
- Хасаншин А. Вопрос стиля в музыке: суждение, феномен, ноумен / А. Хасаншин // Музыкальная академия. 2000. — № 4. — С. 135−143.
- Хитрук А. Возвращение с Цицеры, или Оглянись на дом свой, критик! / А. Хитрук // Музыкальная академия. 1993. -№ 1. — С.11−13.
- Хитрук А. «Гамбургский» счет для искусства / А. Хитрук // Советская музыка. 1988. — № 3. — С. 46−50.
- Хогарт В. Анализ красоты. Теория искусства. Пер. с англ. 2-е изд. / В. Хогарт. Л.: Искусство, 1987. — 252 с.
- Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю. Н. Холопов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. -М.: Советский композитор, 1982. С. 52−101.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. М.: Научно-творческий центр «Консерватория», 1994. -258 с.
- Хубов Г. Н. Критика и творчество / Г. Н. Хубов // Советская музыка. -1957.-№ 6.-С. 29−57.
- Хубов Г. Н. Музыкальная публицистика разных лет. Статьи, очерки, рецензии / Г. Н. Хубов. М.: Советский композитор, 1976. — 431 с.
- Цекоева J1.K. Художественная культура региона: генезис, особенности формирования: автореферат дис.. канд. философских наук / Л. К. Цекоева. Краснодар, 2000. — 19 с.
- Цукер A.M. И рок, и симфония./ А. М. Цукер. М.: Композитор, 1993. -304 с.
- Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи / П. И. Чайковский. Л.: Музыка, 1986. — 364 с.
- Чередниченко Т.В. К проблеме художественной ценности в музыке / Т. В. Чередниченко // Проблемы музыкальной науки: сб. статей М.: Советский композитор, 1983. — Вып. 5. — С. 255−295.
- Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии / Т. В. Чередниченко. -М.: Музыка, 1985. — 190 с.
- Чередниченко Т.В. Музыка увеселения: культура радости вчера сегодня / Т. В. Чередниченко // Новый мир. 1994. — № 6. — С. 205−217.
- Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики / Т. В. Чередниченко. М.: Музыка, 1989. — 222 с.
- Чередниченко Т.В. Ценностный подход к искусству и музыкальной критике / Т. В. Чередниченко // Эстетические очерки. М., 1979. -Вып. 5.-С. 65−102.
- Чередниченко Т.В. Эра пустяков, или как мы, наконец, пришли к легкой музыке и куда, возможно, пойдем дальше / Т. В. Чередниченко // Новый мир. 1992. -№ 10. — С. 222−231.
- Черкашина М. Эстетико-воспитательные факторы музыкальной пропаганды в системе средств массовой коммуникации / М. Черкашина // Проблемы музыкальной культуры: сб. статей. Киев: Музична Украй-ина, 1987.-Вып. 1.-С. 120−129.
- Черкашина М. На оперной карте Баварии / М. Чекашина // Музыкальная академия. 2003. — № 3. — С.62−69.
- Шабоук С. Искусство система — отражение. Пер. с чеш. / С. Шабо-ук. -М.: Прогресс, 1976. — 224 с.
- Шахназарова Н. История советской музыки как эстетико-идеологический парадокс / Н. Шахназарова. Музыкальная академия. — 1992.-№ 4.-С. 71−74.
- Швейцер А. Культура и этика. Пер. с нем. / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973.-343 с.
- Шевляков Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности / Е. Шевляков // Музыкальная академия. 1995. — № 3. — С. 152 155.
- Шемякин А. Праздник общей беды / А. Шемякин // Культура. 2004 -№ 41.-С. 5.
- Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания / М. С. Шехтер. -М.: Просвещение, 1967.-220 с.
- Шнеерсон Г. О музыке живой и мертвой / Г. Шнеерсон. М.: Советский композитор, 1960. — 330 с.
- Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке / А. Шнитке // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Музыка, 1973. — С. 20−29.
- Шоу Б. О музыке /Б. Шоу. -М.: АГРАФ, 2000.- 302 с.
- Щукина Т.С. Теоретические проблемы художественной критики / Т. С. Щукина. -М.: Мысль, 1979. 144 с.
- Щукина Т.С. Эстетическая оценка в профессиональных суждениях об искусстве / Т. С. Щукина // Советское искусствознание. — М.: Советский художник, 1976. Вып. 1. — С. 285−318.
- Энциклопедический словарь по культурологии под ред А. А. Радугина. -М.: Центр, 1997.-477 с.
- Эскина Н. Любил ли Кабалевский музыковедов? / Н.Эскина. Российская музыкальная газета. — 2003. — № 1. — С.7.
- Юдкин И. Восприятие музыки в урбанизированной среде / И. Юдкин // Проблемы музыкальной культуры: сб. статей. Киев: Музична Украй-ина, 1987.-Вып. 1.- С. 80−92.
- Южанин Н.А. Методологические проблемы обоснования критериев художественной оценки в музыке / Н. А. Южанин // Музыкальная критика: сб. трудов. Л.: ЛОЛГК, 1975. — С. 16−27.
- Ярошевский М.Г. Категориальная регуляция научной деятельности / М. Г. Ярошевский // Вопросы философии. М., 1973. — № 11. — С. 5170.
- Allport G. / Attitudes (1935) // Readings in attitude theory and measurement / ed. by M. Fishcbein. N.Y. — P. 8−28.
- Barnstein E. Interpersonal comparison versus persuasive / Journal of experimental social psychology. 1973. — № 3, v. 9. — P. 236−245.
- Berg D.M. Retorik, Reality and Mass Media // Quarterly Journal of Spesh. 1972.-№ 2.-P. 58−70.
- Cheffee S. H. Using the mass media. N.Y., 1975. — 863 p.
- Doflein E. Vielfalt und Zwiespalt in unserer Musik // S. 1−50 .
- Eisler H. Musik und Politik/ Leipzig. S. 420.
- Kunze St. Wege der Vermittlung von Musik / SMz, 1981, № 1. S. 1−20.
- LissaZ. Uber den Wert in der Musik.-Musica, 1969, № 2.-S. 100−115.
- Maslow A.N. Motivation and Personality. N.Y., 1970. — 215 p.
- Me Kean D. Communication and Cultural resources. Washington, 1992. -P. 1−15.
- Pattison R. The triumph of vulgarity rock music in the mirror of romanticism / R.Pattison. -Ney York Oxford univ. Press, 1987. 280 p.
- Pople A. Conference report: computers in music research. Centre for Re-seach into the Applications of Computers to music. University in Lancaster, 11−14 April 1988 // Music Analysis. 1988. — Vol. 7, № 3. — P. 372−376.
- Risman J., Stroev W. The two social psychologies or whatever happed to the crisis // European journal of social psychology 1989, k. 19. — P. 3136.
- Shannon С. E. A Mathematical Theory of Communication Bell System Technical Journal, Vol. 27, pp. 379−423, 623−656. July, October, 1948.
- Starr F. Red and hot The fate of jazz in the Soviet Union 1917−1980 / F.Starr. Ney York Oxford univ. press, 1983.-368 p.