К главе 1.177.
К главе 2. 178.
К главе 3. 183.
К Заключению. 185.
Список использованной литературы.186.
Список иллюстраций. 208.
Приложения.
1. О Карле Эмануэле Янсоне.217.
2. Альберт Эдельфельт. Письма в Академию художеств. 221.
3. Письма Ю. Риссанена из С.-Петербурга. 229.
4. «Оберг В.» и другие документы Академии художеств. 232.
II.
Альбом иллюстраций №№ 1−144.
Введение
Великое княжество Финляндское в контексте российской истории. Обзор литературы по теме диссертации.
Проблема формирования национальной художественной школы была главной в развитии финского изобразительного искусства XIX века. Одним из ведущих и интереснейших жанров на протяжении столетия, времени вхождения Финляндии (1809−1917) в состав России в качестве Великого княжества Финляндского, становится жанровая живопись. В финской художественной культуре она выступает как общественно-историческое явление, отразившее широкий социальный контекст периода формирования государственности. Автор стремится подойти к постановке этой проблемы во всем многообразии и сложности ее сторон.
Элементы жанровой живописи встречаются уже в средневековых росписях стен и сводов церквей, начиная с ХУ-ХУ1 веков, известные как «грубые, забавные шутки"1. Они привносили самобытные черты в трактовку канонических библейских сюжетов, которые толковались в подчеркнуто народном духе, как сцены из повседневной жизни. Это стремление к местному своеобразию: внешней сдержанности персонажей, суровой простоте их облика, становилось синонимом выразительности, существенным признаком национальной характерности. Включение в композицию традиционной росписи сцен быта, например, изображения женщины, сбивающей масло, можно рассматривать как основу зарождения бытового жанра в финском искусстве.
Значителен вклад в развитие финской жанровой живописи искусства мастеров западноевропейских школ, русской академической школы и искусства критического реализма. Формирование национальной художественной школы Финляндии, как части Российской империи, происходило под воздействием шведского и русского искусства. В творчестве Б. А. Гуденъелма, получившего художественное образование в Императорской Академии художеств в Петербурге, можно найти все направления и темы русского искусства первой трети XIX века, его миссия состояла в усвоении достижений русской академической школы, передаче ее принципов и норм на благо развития собственной образовательной системы. Роль Б. А. Гуденъелма как просветителя и педагога несомненна в подъеме отечественного искусства в конце века.
А.Бенуа писал, что «технические источники финляндского искусства отчасти в Мюнхене и Дюссельдорфе, но в особенности в Париже. Большие аналогии финны имеют и со своими соседями-скандинавами. Моментами затруднительно даже определить границу, за которой кончается царство Цорна, Лильефорса и Хамерсхоя и начинается царство Ярнефельта, Риссанена и Халонена. Но в основе своей финляндцы остаются своеобразными и верными только себе. Они не боятся учиться у других, ибо знают, что, сколько бы ни учились, им своей сути не затушить, не задавить. Им чужд маскарадный национализм, ибо они национальны по природе"2.
К середине столетия в Великом княжестве возникли собственные художественные школы, старейшая — в Турку, основанная К.-Г.Седерстрандом в 1830 году, Рисовальный зал университета Турку в 1828 году был перемещен в Хельсинкский университет, он существует и в наши дни, позже Художественное общество открыло Рисовальную школу в столице в 1848 году. Однако средств на организацию преподавания искусства на уровне Академии художеств не хватало. Совершенствовали мастерство за границей. Во второй половине века достижения жанристов увенчались подлинным успехом национальной живописи в творчестве К. Э. Янсона, В. Холмберга, А. Эдельфельта, А. Галлен-Каллелы и других. Художники видели назначение своего искусства в служении своей земле, они черпали вдохновение в народной жизни. Работы этих мастеров явились существенным вкладом в мировое искусство и получили всеобщее признание. Данное исследование предполагает изучение творчества финских мастеров жанровой живописи периода Великого княжества Финляндского, более ста лет находившегося в составе Российской империи, и на примере их достижений определение значения жанровой живописи в формировании национальной художественной школы.
Имперский период" Финляндии отсчитывается со дня окончания четвертой за два неполных века войны между Россией и Швецией. Мир, заключенный 17 сентября 1809 года во Фридрихсгаме, был наиболее тяжелым для шведского государства за все время его существования. По условиям мира Швеция уступила России шесть восточных ленов, из которых Александр I образовал Великое княжество Финляндское. Вместе с потерей Финляндии Швеция теряла ни много ни мало треть своей территории и четверть населения. «С потерей благородного финского народа Швеция утратила надежную свою опору, а шведская армия храбрейшую свою часть», — сказал генерал Г. К.фон Дебельн при заключении мира3. Это событие, наряду с конституционными реформами после свержения тогда же Густава IV Адольфа, в корне изменило внешнюю политику Швеции. Именно с окончательной потерей Финляндии Швеция, отказавшись от идеи вооруженного противостояния с Россией, постепенно вышла на ту политику нейтралитета, которая отличает это государство на протяжении двух последних столетий. Правда, для этого еще было необходимо, чтобы на шведский трон в 1810 году взошла новая королевская династия, ведущая свое начало от маршала Наполеона Жана Батиста Бернадота.
Находясь в зависимости от Шведского королевства в течение пяти веков, финны восприняли лютеранскую культуру и шведские социальные устои, а верхушка общества стала говорить по-шведски. Александр I не препятствовал сохранению прежних шведских традиций и ввел самоуправление для финнов. Все сословия Финляндии — дворяне, горожане, духовенство и крестьяне — приняли присягу на верность Александру I, обещавшему сохранить финскую политическую систему, основанную на шведских формах правления времен короля Густава III (1772−1789) и свободу вероисповеданияофициальным оставался шведский язык. Юхан III Ваза (1568−1592) предоставил Финляндии статус Великого княжества, став королем Швеции и Великим князем Финляндским. Для княжества был утвержден собственный герб4. Финляндия перестала быть простой шведской провинцией. Теперь Александр принял титул великого князя Финляндского, и Великое княжество де-юре стало составной частью Российской империи, получив статус автономии. На Боргоском сейме 1809 года Александр I торжественно заявил сословиям Финляндии, что отныне ее народ «возводится в число наций», а в предписании финляндскому генерал-губернатору разъяснял: «Намерение мое при устройстве Финляндии состоит в том, чтобы дать народу сему бытие политическое, чтобы он считался не порабощенным России, но привязанным к ней собственными его очевидными пользами"5.
Население страны, несмотря на бедность, голод и эпидемии, возросло в 1870-х годах до 2 млн. человек, а к 1912 году — до 3 млн. Культурное влияние исходило не только из Санкт-Петербурга и Стокгольма, но и из Германии, Франции и Англии. Финляндия считалась процветающим, культурным и весьма благоприятным в политическом отношении уголком Российской империи. Финны полагали, что их страна является автономным национальным государством в унии с Россией. Они были удовлетворены своим положением, и все российские императоры XIX века — от Александра I до Александра III доверяли их непоколебимой лояльности. В начале XIX века Финляндия представляла собою слабо развитый в промышленном отношении край, с редким населением, 95% которого проживало в деревне. Финляндия не имела самостоятельной внешней торговли. Весь ее вывоз осуществлялся через Стокгольм, и доходы поступали в метрополию. Определенных успехов достигла металлургия, работавшая на привозной шведской руде. Имелось несколько лесопилен в виде маломощных «водяных мельниц», в отдельных районах было развито смолокурение и углежжение.
С присоединением к России в Финляндии возникли более благоприятные предпосылки для экономического развития. Отчасти это было следствием предоставления Финляндии внутренней автономии, главная же причина заключалась в приобщении экономики княжества к обширному российскому рынку. Уже к 40-м годам XIX века происходит окончательная переориентация финляндского вывоза на Восток, чему в немалой степени содействовала таможенная политика Швеции, стремившаяся к одностороннему сокращению торговых оборотов с Финляндией. К 1850-м годам капиталистическое производство делает первые успехи в металлургии, лесопилении, текстильной промышленности, начинается применение машинного труда. С 1843 по 1850 гг. численность рабочих возросла на 50%. Особенно быстро двинулось вперед промышленное развитие Финляндии со второй половины XIX века. В 60−70-х гг. проводится ряд буржуазных по своему существу реформ, являвшихся составной частью буржуазных преобразований России. Формируются три центра лесопиления — Котка, Пори и Оулу. Четыре отрасли финского производства-лесопиление, бумажная, текстильная и металлическая — сыграли решающую роль в разрушении патриархальной замкнутости финляндской экономики и способствовали победе капиталистических отношений в Финляндии.
Процесс капиталистического развития привел к образованию новых классов общества — пролетариата и буржуазии. Характерной чертой общественной жизни Финляндии являлось разделение буржуазии на две группировки — «шведскую» и «финскую». Последняя формировалась, как правило, из третьего сословия (зажиточного крестьянства, купечества, бюргерства) и была отстранена от участия в управлении внутренними делами княжества. Борьба молодой финской буржуазии за экономическое преобладание в крае, за влияние в политической и административной жизни шла под знаменем консолидации национальных сил против шведского господства во всех сферах общественной жизни Финляндии.
Это наступление против «шведов» шло под лозунгом борьбы за финский язык и национальную культуру.
Становление национальной финской буржуазии вызвало к жизни фенноманское (от «Репте», где fenen — др. герм, «воин»)6 движение, прошедшее в своем развитии два этапа. Первый, до 80-х годов — характеризовался прогрессивным содержанием. Это был период борьбы против векового национального угнетения со стороны шведов, борьбы, объективно способствовавшей консолидации финского народа в нацию. Второй этап начинается с 80-х годов. С победой капиталистических отношений, с зарождением и развитием рабочего движения фенноманство теряет свои прогрессивные черты и к началу XX века становится окончательно националистическим течением. Фенноманское движение использовалось царским правительством в качестве средства для уменьшения шведского влияния в княжестве. Объективным результатом этой «дифференцированной» политики было то, что финская буржуазия в большей мере, чем «шведская» связывала свои интересы с Россией7.
Благодаря прогрессивным идеям и деятельности просвещенных кругов с 1840-х годов сформировалось национальное самосознание финнов. Время правления Николая I было временем оживленного культурного развития, царь трижды побывал в Финляндии — в 1830, 1833 и 1854 гг. Очевидной стала необходимость развития финского языка. У общественных кругов, выступавших за развитие культуры Финляндии, не было иной возможности обрести свой национальный образ, как через финский язык. Финляндия плохо вписывается в обычные модели развития. Модель ее развития, — т. е. когда сначала создается государство, и лишь потом — внутри государственного образования — нация, отличается от большинства европейских национальных моделей. Эти модели основаны либо на том, что самосознание нации эволюционирует (в исторически старых государствах) от монархически-религиозного чувства к исторически-буржуазному, либо на том, что предпринимаются попытки создать новые государственные образования на национальной основе путем дезинтеграции (Ирландия, Сербия), или интеграции (Италия, Германия). Шведская традиция исторически связывалась со Швецией, исходившей теперь из реалий новой бернадотовской «малой Швеции», тогда как финская в XIX веке все более привязывалась к финно-угорской парадигме, другими словами, к слишком удаленному историческому периоду и к мистической экзотике. «Эта тенденция впоследствии проявила себя в виде национального романтизма Дальней Карелии, «карелианизме», и в символическом течении в живописи, связанном с ним. Особенно это чувствуется в «калевальском» творчестве Галлен-Каллелы, в ранней музыке Сибелиуса, в песнях Э.Лейно. На рубеже столетий нашли несколько «исконных» карельских рунопевцев, живших в первобытных условиях, самой известной из которых стала ингерманландская плакальщица Ларин Параске. Самые видные художники — Эдельфельт и Ярнефельт — писали ее портреты"8.
Повышенный интерес протестантизма к личностному миру человека объясняет его важное влияние на европейскую историко-культурную традицию. Общество, а, следовательно, и его культура, покоятся на социально одобряемой системе ценностей. Мы характеризуем человека как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им идеалы с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего, это этические или религиозные ценности. Этика определяет логику действия человека в мире абсолютных ценностей. Рассмотренные в качестве мотивов, или осознанных намерений, эти стремления раскрывают специфику личности. Под этикой мотива мы понимаем культуру продумывания последствий какого-либо планируемого действия или поступка. В сюжетном контексте жанрового произведения мотив как элемент формы, материализуется в этическое «клише» -духовную ценность9. Так, бытовые картины малых голландцев несут не только примеры ощущения жизни, «пестрый сор» ежедневности10, житейские сюжеты старых полотен с их моральной тенденциозностью — это своеобразные уроки нравственности, которые помогали человеку приспособиться к окружающей среде. В сфере культуры формируются убеждения относительно целей, к которым следует стремиться, или выбор конкретных ценностей: такие представления, как добро, справедливость, патриотизм не подвергаются сомнению, они служат идеалом для всех людей.
Финская национальная идея стояла на двух взаимосвязанных опорах. Одна из них — традиция, унаследованная от эпохи Просвещения, согласно которой улучшение положения финского языка рассматривалось как средство для распространения просвещения. Интерес к языкам, как уникальным свидетельствам древности, был свойствен идейному миру романтизма. Язык был инструментом древней поэзии. Первым исследователем финской старины и фольклора стал Х.Портан. Другая опора — романтический национальный дух, питаемый историческими, мифологическими и эстетическими ценностями. Й. Л. Рунеберг, Ф. Сигнеус и З. Топелиус были и виднейшими «моральными реформаторами» Финляндии в XIX веке. Они не испытывали каких-либо ностальгических чувств по истории или природе, но в своих трудах дали и истории, и природе национальную и моральную характеристику. П. А. Плетнев, ректор Петербургского университета, вспоминал в финляндских впечатлениях: «что может быть приятнее и полезнее переездов по стране, в которой красота природы в гармонии с чистотою нравов жителей и их образованностью? Да, осталась в Старом Свете одна страна, где мы найдем счастье по нашему понятию, — это Финляндия"11.
Также считалось, что филология указывает на новый путь к пониманию человека и общества. Языковые процессы высвечивали различные внешние и внутренние силы, влиявшие на историю Финляндии. Романтическое национальное феннофильство, связанное с Й. Л. Рунебергом и «Калевалой», нашло широкий отклик. Университетская литературная группа, помогавшая в издании финского словаря, была преобразована в Общество (1831), а священник Г. Ренваль в 1826 году издал большой финско-немецко-латинский лексикон. Финансировал труд, как и другие научные исследования, граф Н.Румянцев. Граф Н. П. Румянцев и князь.
А.М.Горчаков (первый — в начале, а второй — в середине и второй половине XIX века), как государственные деятели, последователи М. М. Сперанского, всегда.
1 ^ содействовали укреплению основ русско-финляндского союза Однако в 50-х годах в Финляндском княжестве мало кто из образованных людей говорил по-фински. Стремление к социальному подъему укрепляло позиции шведского языка, занимавшего положение государственного. Первое произведение финской литературы «Сказания фенрика Столя» (1848) было создано Й. Л. Рунебергом на шведском языке. Он оставался языком науки и литературы, языком образованного общества на протяжении всего XIX века. Вместе с тем, будучи канцлером Университета, Александр II по ходатайству еще императорской Академии Або, будущего Александровского университета в Гельсингфорсе, учредил в 1851 году кафедру финского языка. В июне 1863 года состоялось Высочайшее повеление о созыве Сейма, а в августе было принято постановление об уравнении в правах финского языка с официальным шведским. В продолжение шестидневного пребывания Александра в финляндской столице в сентябре 1863 года Гельсингфорс, обычно спокойный, оживился. На открытии Сейма царь признал «неприкосновенным принцип конституционной монархии, вошедший в нравы финляндского народа». «Нас, приезжих, — писал военный министр Дмитрий Милютин, — принимали и чествовали со всем радушием. Но должно признаться, что мы все-таки чувствовали себя в Финляндии, как в иностранном государстве"13.
Борьба за национальную финскую культуру продолжалась с 1830 по 1870 год, и ее бурное развитие в княжестве стало самым отличительным явлением национальной жизни 1880-х годов. Особенно это касалось финноязычного населения. Политическую ситуацию стало определять обострившееся противостояние между фенноманами, приверженцами финской культуры, и шведоманами. Шведский язык оставался языком культуры. Фенноманы, стремясь создать свою собственную финноязычную культуру, тем самым избывали комплекс национальной неполноценности перед лицом более развитого шведского соседа: известно, что финский язык в самой Финляндии называли «языком кухарок"14, как языка простого народа. Фенноманы старались преодолеть представление об историческом «долге благодарности» шведам. В борьбе за финский язык они пытались опереться на все, что, по их мнению, олицетворяло национальную традицию, то есть на патриархальность. Русские генерал-губернаторы поддерживали финноязычное национальное движение, чтобы ограничить шведское влияние, ориентированное на Запад. Народ аккуратно посещает церковь, а церковный порядок не допускает к венчанию лиц, не умеющих читать. «В городах лютеране нередко посещают православные церкви, особенно в Пасху. Им нравится, что у русских молятся за властей, за весь мир, а главное, за умерших"15. М. Бородкин писал: «В деле развития Финляндия многим, конечно, обязана трудолюбию и бережливости своего населения, своим практичным законам, лютеранскому духовенству, насадившему грамотность, и своему самоуправлению. Имея 3 млн. жителей, Финляндия вся грамотна"16.
Финляндия стремительно развивалась как национальное государство. Петербург в последние десятилетия столкнулся с финским вопросом в совершенно новом историческом контексте. Финляндия приобрела еще больше черт суверенного государства, имея свою конституцию, управление и таможенные тарифы, а в 1878 году и собственные войска. Если ранее генерал-губернатор как государственный деятель на этом посту воспринимался обществом как адвокат интересов финнов в Петербурге, то теперь это был всего лишь чиновник, осуществлявший монаршую волю в имперской провинции. Ускоренная модернизация России в конце столетия предполагала большее единообразие в государстве и обществе. Динамично развивающаяся Россия все более тяготилась «аномалией» финской независимости. «Несмотря на разницу в историческом развитии, протестантские государства Северной Европы всегда ощущали себя в контексте общеевропейской культуры"17. Тот факт, что даже иностранцы видели в Финляндии западную страну, воспринимался в России как вызов. Так к концу XIX столетия внутри империи пролегла невидимая линия фронта, по одну сторону которой оказались интересы национального развития Финляндии, а по другуюзакономерности имперского развития России, подкрепленные военно-стратегическими и экономическими потребностями. И первым видом вооружений, испробованных в этом конфликте обеими сторонами, стала идеология.
1 о национализма .
Русско-финский конфликт обострился при передаче законодательной власти от Сейма в Петербург в 1899 году. Финны сочли это государственным переворотом и нарушением конституции и внесли свой вклад в революцию всеобщей забастовкой в октябре 1905 года. А когда правительство провело через Думу закон о равных гражданских правах русских в Финляндии и взимания налога вместо несения воинской службы финнами, началось новое обострение конфликта. В 1912 году молодые политики и будущие президенты Финляндской республики Паасикиви и Свинхувуд пришли к выводу о необходимости отделения от России19. Социальные проблемы сохранились, хотя начало первой мировой войны было для Финляндии мирным: финнов в армию не призывали, экономика работала на оборону империи, что означало хорошие доходы. В некоторых кругах финского общества считали, что германская победа оказалась бы благотворной для отделения Финляндии, Германия также была заинтересована в сепаратизме с целью расширения сферы своих интересов.
Когда Николай II, Великий князь Финляндский, отрекся от престола, Временное правительство вынуждено было пойти на уступки, наделив финнов суверенитетом во внутренних делах и признав его без каких-либо деклараций к концу октября 1917 г. С падением правительства А. Ф. Керенского германские лидеры потребовали у Советов независимости для западных национальных меньшинств. По сравнению с другими государствами, ставшими независимыми в результате Первой мировой войны и Октябрьского переворота, Финляндия была единственной страной, которая уже имела четкие границы, собственное правительство и сложившуюся культуру. Это было следствием долговременной культурной политики Великого княжества Финляндского на протяжении XIX столетия. Если форма правления была унаследована со шведских времён, то в отношении культуры, в течение нескольких десятилетий, российская провинция, в которой, по словам З. Топелиуса, имелось «больше того, чего нет"20, стала одной из наиболее активных и многообещающих стран в Европе.
Если в других северных странах художественные общества возникали как часть уже существующей жизни искусства, то в Финляндии работа Художественного общества, основанного в 1846 году, началась с созидания его художественного пространства: проводились выставки, формировался зритель и критика, поддерживались таланты, собирались коллекции произведений, как основа будущих музеев. Так в Хельсинки была открыта нынешняя галерея финского искусства (1849), а затем музей «Атенеум» (1888). В задачи Общества входило распространение художественных знаний, пробуждение интереса широкой публики к изобразительному искусству, оказание поддержки художникам. Художественное общество, вместе с литера гурным и научным объединениями, представляло официальную культуру. Свои деятельные силы оно направило на достижение идеалов эстетико-морального патриотизма. Его символами стали национальная песня «Наш край» (1847 г.), флаг, поднятый на весеннем празднике студенчеством, представлявшим общественность. И песня, и флаг, и народ — эти символы напрямую восходили к национальной традиции народного по духу феннофильства и обозначили контуры программы построения самобытной культуры21.
Стремление к выявлению национального своеобразия вызвало к жизни и основные темы в изобразительном искусстве. Ими стали пейзаж и изображение жизни народа. Произведения несли заряд гражданской активности, восторженное представление о народе, его самобытности. По сути дела, все эти бытовые полотна представляли народ в морально-нравственном аспекте, восхваляя простоту, усердие и верность финна, живущего результатами своего труда. Подчеркивая эти черты, художники следовали высоким моральным принципам патриотического долга, настраивая общество на веру в будущее. Почти все сюжетные мотивы, будь то изображение сельских работ, охотничьего промысла, службы в церкви или моменты отдыха, темы старости или воспитания детей — находили корни в родной почве, несли своеобразный колорит. В них наиболее ярко отразились лучшие достижения жанровой живописи того времени, что позволило назвать последние десятилетия века периодом расцвета финского изобразительного искусства. Эволюция прослеживается от этнографизма через социально-бытовой жанр к героико-монументальному и психологически углубленному реализму. Предметом освоения стало историческое прошлое народа, правда как жанр историческая живопись не получила развития.
Северный Петербург оказался первой европейской столицей, где была организована С. Дягилевым выставка скандинавских художников, в 1897 году, по поручению Общества поощрения художеств. Годом раньше, в 1896, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, были показаны работы финляндцев. Среди журналистов и критиков, писавших о Всероссийской выставке 1896 года, были А. М. Горький, И. Репин и критик В.Стасов. Очерки А. М. Горького публиковались в «Одесских новостях» и «Нижегородском листке». Это знакомство не сделало русскую публику, по крайней мере, ту ее большую часть, вкусы и суждение которой выразились в «выставочных очерках» молодого Горького, безусловной сторонницей финского изобразительного творчества. «Одобрительно отзываясь о жанровых произведениях финских художников, Горький, вместе с тем, подверг резкой критике сложные работы Галлен-Каллелыодного из крупнейших представителей финской художественной культуры того времени», — замечает Г. Стернин22. Имелся ввиду символистский «Симпозиум».
1894): «Моя картина «Проблема», — вспоминал об этом Галлен, — подействовала, как разорвавшаяся граната, и все осколки попали в меня самого"23. Хотя большую часть произведений художника на выставке составили реалистические произведения с этнографической точностью деталей. Но в целом о жанровой живописи финнов А. М. Горький высказался следующим образом: «Финляндия может служить уроком России в лице ее художников. Финляндцы выставили около 80 картин, из них до двух третей — жанр, и хороший жанр. С каждой жанровой картиной финляндца бьет в глаза эта любовь к своей стране и к ее людям, а именно этого и не достает нашим художникам"24. Внимание к финским художникам не было поверхностным — журнал «Мир искусства» и другие издания на протяжении многих лет вновь и вновь возвращались к искусству северных стран25. Глубокий интерес проявляли к северянам и участники Абрамцевского кружка, в частности, М.Врубель.
В основе этого интереса лежали представления об особом характере и национально-романтических свойствах северного искусства, бытовавших в среде символистов. Русские мастера выделяли особую силу в специфике «северных образов»: «Безусловно, каждый художник видел в северной тематике свои притягательные черты, но для нас важны не столько индивидуальные особенности.
А/трактовки темы Севера, — обозначает Т. Мухина" , — сколько общие ее корни.
Художники открывали на Севере не только природные особенности, но и новый образный мир". Географические рамки этого понятия чрезвычайно широки северная часть России, виды и образы самой Скандинавии и Финляндии. Русским художникам, видевшим произведения своих северных коллег в европейских музейных собраниях, на выставках у себя на родине, многое было близко.
Характерным проявлением этого процесса служат многочисленные поездки русских художников в начале 90-х годов в северные области. Близость художественных идеалов, общность творческих тенденций видны в жанровых полотнах Серова, Коровина, Рериха, Рылова, Рябушкина, работает над темой северной деревни Архипов. В начале XX века в России состоялось большое число скандинавских выставок, где неизменно принимали участие и финские мастера (выставки 1900, 1904, 1917 и другие). Выставки многосторонне рассказали о развитии и направлениях финского искусства. В. Стасов в статье 1903 года указал на близость картин Н. Рериха и А. Галлена по сюжету и художественным особенностям27. После имевшей успех русско-финляндской выставки С. Дягилева, создается журнал «Мир искусства», ставший глашатаем неоромантизма. Была организована Международная художественная выставка картин в 1899 году в Петербурге. Из иностранных художников были представлены Моне, Дега, Беклин, Пюви де Шаванн, Моро, Уистлер, а также ведущие финские живописцы. В те годы многие произведения известных финских художников были приобретены с выставок или поступили из частных собраний и пополнили музеи России.
Последняя выставка финнов в качестве «русских подданных» прошла в апреле 1917 года в Петрограде, в Бюро Н. Е. Добычиной. На вернисаже присутствовал учредитель «Мира искусства» А.Бенуа. Во вступительной статье к каталогу А. Бенуа отмечал преемственность этой выставки от дягилевской выставки русских и финляндских художников в 1898 году: «Та выставка, на которой мы после ряда разрозненных выступлений впервые соединились в одну группу (впоследствии назвавшуюся „Миром искусства“), соединила нас и с нашими финляндскими друзьями. С тех пор произошел перерыв в целых 18 лет»". Как вспоминал В. Катанян в заметках о Маяковском, «знаменательно, что если в 1898 году один Дягилев знакомил с финским искусством, то в 1917 году уже ряд выдающихся деятелей отечественного искусства и литературы — Л. Андреев, А. Бенуа, А. Глазунов,. М. Горький, И. Грабарь, А. Остроумова-Лебедева, С. Прокофьев, Н. Рерих, И. Репин, К. Сомов, В. Фигнер, Ф. Шаляпин — поддержали идею такой выставки, дав согласие войти в ее почетный комитет. Хотя произведений Галена не было на выставке, он специально приехал в Петроград вместе с другими финскими художниками. С приветственной речью к участникам выставки обратился, в частности В. Маяковский"30.
Литература
посвященная теме диссертации «Жанровая живопись Великого княжества Финляндского (1809−1917) как художественный феномен», достаточно обширна. Однако общего труда о финской жанровой живописи XIX века нет.
Что касается бытового жанра и его развития в искусстве как такового, в этом плане можно опереться на монографии М. Н. Соколова, Сарабьянова Д. В. и других авторов. М. Н. Соколов, изучая бытовые образы в европейской живописи, предлагает новый взгляд на мировую культуру, человека и природу: образная структура бытового жанра, например, в символике Путей жизни, должна быть проникнута культом Природы как универсального начала31. Теми же свойствами обладает и жанровая живопись финнов. А. В. Камчатова в очерке «Бытовой жанр в Эрмитаже», где хранятся многие полотна финских жанристов, подчеркивает, что «национальное наследие, присущие каждому народу индивидуальные черты не могли не сказаться на образном строе жанровой живописи"Книга Г. В. Ельшевской «Жанровая живопись"33 посвящена проблемам типологии жанровой картины на примерах мировой живописи. Особый интерес представляют ее рассуждения о пространстве жанра и жанровых героях.
Небольшую справку о финском искусстве в качестве источника содержит «История всех времен и народов» Карла Вермана34. Книга вышла в 1896 году и была не один раз переиздана. Автор излагает данные истории искусства на основании широко изученного материала. В главе X «Искусство XIX века в России и в Польше» в разделе «Искусство XIX века в Балтийском крае и в Финляндии» К. Верман сообщает, что финляндские живописцы, посещавшие дюссельдорфскую академию, не дали выдающихся художников. Лишь Альберта Эдельфельта и Аксели Галлен-Каллелу считает К. Верман основателями финской национальной школы. «Эдельфельт, значительный и разносторонний мастер, шел от триумфа к триумфу в своих свежих, правдивых и монументальных картинах береговой жизни и даже в исторических полотнах, к которым он в конце концов вернулся. В балтийских, финляндских и польских губерниях господствовали «сепаративные» течения, совпадавшие, в общих чертах с художественными стремлениями в Германии. Гельсингфорс, столица Финляндии, лишь в XIX веке, под русским верховенством, поднялся на степень художественного города"35, подчеркнул автор.
В начале века появляются и первые публикации о финском искусстве и его отдельных мастерах. В 1908 году выходит труд известного критика Андрея Левинсона, посвященный творчеству А. Галлен-Каллелы. «Основные и исконные настроения Северного Искусства нашли себе несравненное выражение в том смешанном роде живописи, — сочетании пейзажа с жанром. Его насадитель в Финляндии Эдельфельт почерпнул в быте и природе приморских шхер ряд мотивов для своих картин из жизни рыбаков, исполненных суровой грации и той игры неожиданных оттенков, в которых бьется и искрится изменчивая душа береговой волны. Бытовые картины Галена служат как бы необходимым дополнением к богатому творчеству Эдельфельта. Он переносит нас далеко от моря в непроходимые дебри внутренней Финляндии, в девственную и неприветную пустыню, в жизнь трудную, неприглядную и голодную — жизнь.
ПС нищих, торпарей и дровосеков", отметил А.Левинсон.
Книга несла, по сути, мысли автора о наступлении новой эры в искусстве конца XIX века. Оно приобретает более индивидуальный характер, происходит разрыв с заветами натурализма, с красотой канонической — ради красоты эмоциональной. Новое искусство уходит от явлений мгновенных к воплощению вечных идей в более или менее условной форме. Эти явления и отразились, констатирует автор, в творчестве А. Галлен-Каллелы, обусловили его переход от стремления «отождествить искусство с жизнью» — к обобщению и стилизации. Обратясь к темам народного эпоса, художник ищет новые формы выражения, отрываясь от натурализма. А. Левинсон пишет, что заслугой А. Гаплен-Каллелы в воплощении калевальских тем явилось создание своеобразного комплекса колористических, декоративных и архитектурных мотивов, которые принято называть «финским» стилем: «Ни в беспомощной рутине официального народничества, характерно представленного прилизанными полотнами Роберта Экмана и других эпигонов дюссельдорфской школы, ни в блестящем расцвете натурализма, вызванном к жизни обаятельным и плодотворным влиянием Альберта Эдельфельта — движении, к которому в свое время примыкал и сам Галлен — мы не найдем тех элементов, из которых сложилась исключительная личность последнего. Их совокупность справедливее было бы назвать стилем Галена по имени его творца и вдохновителя». Книга А. Левинсона стала первым специальным исследованием о финском художнике в русской литературе и до сих пор не потеряла своего значения.
Важные сведения по теме диссертационной работы были почерпнуты из «Юбилейного справочника Императорской Академии художеств 1764—1914» п о ^о.
С.Н.Кондакова — Указателя годичных и передвижных академических выставок и Книг и альбомов Ф.И.Булгакова40: «Наши художники» 1889, альбом 1896 годаматериалы по истории Санкт-Петербургской Академии художеств Н. П. Петрова 1864−65 годов41, Каталоги Скандинавской выставки 1897 года42, Русских и финляндских художников 1898 года43, а также обзоры выставок Императорской Академии художеств. При работе автор использовал личные дела финских художников, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве, фонд 789 (А.фон Беккер, А. Эдельфельт, В. Оберг, К. Э. Янссон, В. Рунеберг, К. Э. Шестранд, Г. К. Бакмансон и другие)44- дипломные работы Г. Хальманна «Дюссельдорфская реалистическая жанровая живопись 1830−40-х гг.» 1957 года45- М.В.Плотниковой46 «Русско-финские художественные связи во второй половине 19 — начале 20 века» 1975 годаВ.С.Палукайтиса47 «Финская живопись первой половины 19 века» 1983 года и Е. А. Князевой «А.Галлен-Каллела и финский эпос"48 1984 годаД.М.Расторгуева «Творчество Альберта Эдельфельта"49 1 990 года из НБА PAX.
Важные данные о развитии финского искусства конца XIX-начала XX века содержат статьи С. Дягилева50- В. Стасова51- М. Горького52- затем А. Бенуа53 — с его материалом «Выставка финских художников в Петрограде в апреле-мае 1917 г." — доклад В.Г.Бондаренко54, посвященный оценке творчества А. Галлен-Каллелы русскими писателями и художникамихроники художественной жизни России рубежа веков Г. Стернина55. Нами использованы материалы газет «Северная пчела» за 1827 год, № 111, за 1850 год № 241−244 и др., выходившей в Петербурге в середине XIX века под редакцией Фаддея Булгарина, газет «Новости и биржевая газета», «СПб. Ведомости», «Художественная газета», освещающие культурные события эпохи. О финляндских художниках изучались подробные публикации в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Столица и усадьба» (1916, № 70, с. З). Следует упомянуть очерк В. Сухаро «Природа и люди в Финляндии» 1863 года издания. В. Сухаро собран уникальный материал о жизни финской провинции в виде путевых (1853−1861) записок56 во второй главе «Финны Нюландской губернии с их нравами, обычаями и образом жизни». Переписка Я. К. Грота, автора очерков «Из скандинавского и финского мира (1839−1881)» (он преподавал двенадцать лет русскую литературу в Университете Хельсинки) с ректором петербургского университета П.А.Плетневым57 была издана в 1896 году. Упоминание о Я. К. Гроте можно найти в уникальной по значению книге со.
Э.Г.Карху «История литературы Финляндии» (от истоков до конца XIX века). Э. Г. Карху отмечает, что лучшие представители национально настроенной интеллигенции в Финляндии 1830-х годов были людьми незаурядными и по значимости их деятельности, и как личности. От национальных «будителей"59 тогда требовался героический энтузиазм, настоящее подвижничество. Они были согреты идеей личного служения народу и финской нации, идеей всемерного развития народной культуры и преодоления вековой отсталости. Для исследований финского бытового жанра окажутся важными материалы общественно-политического характера в работах Л.В.Суни60. В 1996 году им выполнен перевод на русский язык и редакция монографии «История Финляндии» финского профессора В. Расилы61.
Можно далее упомянуть ряд работ по изобразительному искусству Финляндии как общего, так и монографического характера. Особой точностью описаний живописных произведений финских мастеров обращает на себя внимание статья Л. Пумпянского «Современное финское искусство» (Выставка в бюро Добычиной) в журнале «Аполлон» за 1917 год. В широком плане она знакомила читателей с искусством Финляндии, где предстала с достаточной полнотой «средняя полоса молодой финской живописи». Свой критический обзор выставки Л. И. Пумпянский (1889−1943), известный ленинградский искусствовед, сопровождает исторической справкой, которая прослеживает вековой путь развития финского изобразительного искусства. Делая сообщение о выставке, он отмечает заметное снижение художественных сил в финском искусстве в первых десятилетиях XX века. Среди молодых живописцев, а они лишь и составляют экспозицию, здесь представляет интерес только Ю.Риссанен. Лишь отдельные художники, такие как П. Халонен, и в XX веке сохраняют свои позиции в финском искусстве среди нагромождения течений и направлений. Л. И. Пумпянский пишет, что «влияния Запада заслонили молодым финским художникам окружающее. Их искусство отличается крайним и притом заимствованным субъективизмом"62.
Крупнейший специалист в области изучения искусства северных стран М. И. Безрукова дала жизнь очень важному начинанию, а именно комплексному изучению искусства стран Северной Европы. Ей удалось проводить эту линию на протяжении четверти века. Ее оценки основаны на тщательном знакомстве с музейными собраниями, материалами художественных выставок и мастерских известных живописцев, графиков и скульпторов северного региона. Среди ее л работ очерк «Искусство Финляндии» во «Всеобщей истории искусств», статья.
Изобразительное искусство Финляндии" в художественной энциклопедии64, ее же исследование «А.Галлен-Каллела. К 100-летию со дня рождения"65. Основополагающая в русском искусствознании работа в области изучения и систематизации финского искусства была проделана этим исследователем66: в четырех главах книги «Искусство Финляндии» ею отражены наиболее важные этапы в становлении финской художественной школы, начиная с эпохи средневековья и завершая современным периодом развития. Самобытные характеры людей, жизненная правда, выраженная в простых мотивах, демократичность — приметы реалистического творчества наиболее значительных финских мастеров. «XIX столетие — важнейший период в истории всего финского изобразительного искусства. И в области ваяния, и в области живописи оно отмечено большими успехами. Общим главным итогом этих достижений является создание еще одной северной национальной художественной школы, полноправно влившейся в русло европейской культуры своего времени» — отмечала М. Безрукова67.
Обзор А. Тихомирова выставки финского изобразительного искусства 1953 года в СССР68, включившей 350 работ, явился систематическим изучением основных этапов развития финского искусства за последние сто лет. Автор на основе исторического материала знакомит читателя с важными событиями, имевшими место в Финляндии, и освещает многие вопросы искусства, выдвигая на первый план проблемы общественного развития. В первой половине XIX века появляется ряд художников, сознательно ставящих целью создание национальной школы живописи. Большую роль в формировании самостоятельного национального искусства сыграло финское Художественное общество, пионеры реалистической живописи — пейзажисты В. Холмберг и др., с их неразрывной связью с жизнью родного края, его народа. Пейзаж играет большую роль и в творчестве тех живописцев, которые проявили себя главным образом в бытовом жанре. А. Тихомиров подчеркивает, что почти все финские жанристы пишут превосходные пейзажи, не говоря о том, что пейзажный фон всегда имеет определяющее значение в их фигурных композициях. Эпоха расцвета финского искусства в 1880—1890-е годы, связанная с именами А. Эдельфельта, Э. Ярнефельта, А. Галлен-Каллелы и других художников, получила в зарубежном искусствознании определение как эпоха «национального романтизма».
Статья А. Михайлова освещает «Две эпохи искусства Финляндии"69. Й. Рунеберг воспел свою страну как страну тысячи озер, светлых ночей и высоких холмов, как страну истины и поэзии. Эти образы снова возникают при встрече автора с произведениями выставки «Финская живопись 1750−1900». Ценный.
70 материал представляют биографические очерки, посвященные А. Эдельфельту и А. Галлен-Каллеле71 в разделе «Финляндия» тома «Мастеров искусства об искусстве». Это письма художников, дающие оценку как старого, так и современного искусства. Из письма А. Эдельфельта 1895 года: «Я совсем не то, что называют натуралистом или материалистом в живописи, но я думаю, и тысячи вместе со мной, что могут быть прекрасные произведения искусства, которые «ничего не изображают», однако я не хочу утверждать, что именно они являются квинтэссенцией живописи"72. А. Галлен-Каллела изучал портреты Рембрандта в Вене: «Разглядывал и убеждался, как смело мастер шаг за шагом наблюдал собственную душу. Но все освещено прекрасным покоем ума мудрого человека, -Рембрандт своей волшебной кистью сумел и на эту картину набросить дымку, сквозь которую его масляные краски сияют, как драгоценный, незаменимый,.
ТХ благородный материал" .
Исследование В. Н. Березиной посвящено произведениям А. Эдельфельта, хранящимся в собрании Эрмитажа. Написанная в виде монографии, работа дает краткую биографическую справку о годах учебы и творческой деятельности художника. «В те годы живописцы любой из малых европейских стран не могли пройти мимо яркого новаторства передовых французских художников, и влияние французского искусства на финских художников было благотворно"74. Образы, запечатленные в условиях создания национальной изобразительной культуры, убедительно правдивы. Герои А. Эдельфельта, как пишет В. Н. Березина, стали воплощением «национального идеала», его творчество сыграло выдающуюся роль в поднятии темы народа, оно многообразно и значительно и заслуживает пристального внимания.
Для характеристики тенденций в искусстве конца XIX века может служить материал каталога выставки «Финский модерн» («Finnischer Jugendstil»)75, состоявшейся в Вене в 1973 году. Среди участников живописцы М. Энкель,.
A.Галлен-Каллела, П. Халонен, Э. Ярнефельт, Ю. Риссанен, Х. Шерфбек, Х. Симберг и Э.Теслеф. Художественный язык модерна воплотил образы символизма 1890-х. Он глубоко затронул творчество финских художников. Одна линия символизма получила свою мифологическую форму и была основана на романтической концепции реальности в творчестве А. Галлен-Каллелы. Лидером другой, с обращением к мистицизму и интуиции, стал М. Энкель, а источником считается Париж, куда он и Э. Теслеф приехали в 1891 году76. Здесь работали.
B.Бломстедт и Б. Шерншанц над темами 1890-х — периода «декаданса».
Много страниц посвящено главной фигуре национального романтизма А. Галлен-Каллеле в книге Ю. И. Курбатова «Хельсинки». Он пишет, что на биеннале в Венеции в 1914 году персональная выставка художника имела большой успех, который стал началом европейского признания финской живописи и утверждением самостоятельности этой национальной художественной школы. После выставки галерея Уффици по традиции заказала художнику автопортрет77. Значимой стала экспозиция, воскрешающая выставку 1898 года.
7R.
Мир искусства" в 1998 году. Юбилейный каталог был издан на русском, финском и английском языках. Организаторами с финской стороны стали директор Атенеума С. Синисало и крупный знаток финско-русских художественных связей доктор А.Рейтала.
Одна из последних выставок финского искусства — прошедшая в 2003 году в.
Русском музее выставка Э. Ярнефельта: «Искусство России всегда занимало важное место в культурной жизни Финляндии», — пишет в предисловии к каталогу директор Атенеума Т. Аркио79. В статьях каталога сообщается о русских и финских корнях художника, приводятся его мысли об искусстве в заметках из дневника. И Э. Ярнефельт, и А. Галлен-Каллела в конце XIX века принимали активное участие в деятельности русского художественного общества «Мир искусства». Арвид, брат Ээро, писал ему из Москвы в парижскую мастерскую — о задачах искусства: «Когда думаешь о Финляндии, нужно всегда помнить, как мало возможностей у финнов для развития. В России именно потому так много интеллигенции, что здесь были Гоголи, Тургеневы, Щедрины и Толстые, и весь русский дух это именно их дух. Когда думаешь об искусстве, то невольно делаешь те же выводы"80. Фигуру же Элиаса Леннрота, собирателя карело-финской народной поэзии, выдвинула определенная историческая эпоха с ее особыми задачами, вытекавшими из потребностей развития финской нации, ее культуры. Изданная в 1835 году, «Калевала» дала финскому народу чувство собственной «гомеровской» древности, веру в собственное прошлое, «выход к будущему"8'. Возрождение литературных героических настроений определило всплеск романтической активности, и этот накал поддерживался на протяжении века потребностью молодой нации в осмыслении своего бытия.
Одной из первых зарубежных монографий об искусстве Швеции и Финляндии стал известный четырехтомник Карла Г. Лаурина82. К. Лаурин родился в 1868 году, т. е. он — современник «великих», в России знакомы с его публикациями о шведском скульпторе Карле Миллесе (1930). Из историков финского искусства этого периода можно упомянуть И. Тикканена, О. Окконена и Л.Веннервирту. Тогда же в 1920;х годах были изданы почти одновременно две книги, посвященные истории искусства Финляндии. Авторы подходят к рассмотрению многих явлений в культурной жизни страны с позиций своего времени и часто субъективны в оценках. Один из них, искусствовед И. Тикканен, посетил в 1892 году Германию, Австрию и Италию. Он принимал участие в издании альбома «Путешествие по Финляндии в XIX столетии» в 1894 году, где.
83 им дается общий обзор развития финского искусства. И. Тикканен видит истоки финского искусства целиком в шведской культуре, и поэтому творчество А. Эдельфельта, шведа по национальности, раскрыто несколько односторонне: И. Тикканен касается в основном только портретных работ художника и единственно «финское», что он выделяет — это иллюстрации А. Эдельфельта к историческим повестям финского поэта И.Рунеберга. Однако характеристика творческой манеры Э. Эдельфельта выявлена с большой долей основательности и критичности. «В своих произведениях, — пишет И. Тикканен, — Эдельфельт подчас в жертву живописности приносил чувство рисунка и пластической формы. Эти импрессионистические веяния стали причиной некоторой эклектичности его работ. Далее, воображение художника редко брало верх над свойственной ему трезвой объективностью"84.
В труде Л. Веннервирты85 предстает развернутая периодизация становления и эволюции финской художественной школы: восемнадцатый век оставил лишь сведения о бродячих портретистахпредставителями раннего романтизма в финском искусстве стали А. Лауреус и Г. Финберг, они известны бытовыми, историческими картинами, которые не отличались национальным своеобразием. Оба художника получили образование в Стокгольме. Автор излагает краткие биографические данные о наиболее известных художниках. В 1830-е годы в творчестве Р. В. Экмана впервые появляются сцены из народной жизни с оттенком этнографизма — «Танцы в день Ивана Купалы» (1833, ч.к., Хельсинки). В одной из глав автор раскрывает значение дюссельдорфской школы в художественном образовании финнов. Жанровая живопись в это время, в 60-е годы, получает основополагающее развитие. С А. Эдельфельтом, пишет далее Л. Веннервирта, связана победа «натурализма», а «национальное направление» в произведениях А. Галлен-Каллелы дает почувствовать в полной мере дух финского искусства.
Художники начала XIX века — М. Энкель, Г. Симберг, Ю. Риссанен, В. Томе и другие — открыли новый период в истории изобразительного искусства — период «освобождения от натурализма».
В 1940;е годы искусствознание Финляндии интенсивно пополняется многими ценными исследованиями. О. Окконен86, видный финский историк искусства, в своей книге 1946 года рассматривает художественную жизнь Финляндии с глубокой древности. Он ищет во всех явлениях народную подоснову. Рассматривая проблему сложения финского национального искусства, О. Окконен главное внимание заостряет на развитии жанровой живописи, выделяя ее большое значение в деле сложения национальной культуры. В книге О. Окконена тщательно анализируется эпоха, наступившая после переломного момента 1900;х годов. Достигнув в последней четверти XIX века вершины своего развития, финская жанровая живопись, по мнению автора, как и другие жанры изобразительного искусства, далее становится менее гармоничной, уже лишенная прежде устойчивых крестьянских или буржуазных воззрений, и отражает «смешанный характер нового времени». В целом труд О. Окконена можно рассматривать как результат глубокого и всестороннего изучения сложных явлений финской художественной жизни. Книга издана на многих языках и является основной для изучения изобразительного искусства Финляндии. Выводы, сделанные исследователем, легли в основу нескольких важных работ монографического плана, изданных в 1950;е годы. Это, в первую очередь, работа о «7 самого О. Окконена о А. Галлен-Каллеле, а также монографии — Б. Хинтце об А. Эдельфельте88 и О. Хамалайнена «Пекка Халонен"89. Авторы подробно освещают обширное наследие этих мастеров, прослеживают их творческие связи, их вклад в развитие финской культуры. Однако наиболее подробной и ценной, нам кажется, предстает монография А. Галлен-Каллелы двух авторов Т. Мартина и Д. Сивена, появившаяся в 1985 году90. Здесь освещается малоизвестный период творчества художника, связанный с разработкой военной символики и формы в ведомстве Г. Маннергейма. Текст содержит более 150 иллюстраций.
Среди последних монографий об искусстве Финляндии заслуживает внимания уже дважды изданная книга «Финское искусство сквозь столетия» («Finnish art over the centuries»)91. Ее автор М. Валконен в предисловии задает немаловажный вопрос, как может быть создано подлинно национальное искусство. Эта проблема была основной для финского искусства на протяжении всего XIX века. Книга делает попытку убрать противоречия, тянущиеся из прошлого, и снять предрассудки, что влияют на понимание искусства сегодня. С глобализацией высветятся новые грани проблемы, будет ли национальное государство способно сохранять культурное наследие, если территория искусства увеличилась, как никогда. М. Валконен считает, что А. Эдельфельт был более открыт «новому», чем А. Галлен-Каллела в 1880-х. Стоило ему лишь принять участие в выставке Жоржа Пти (Galerie Georges Petit), как он тут же был избран членом жюри вместе с К. Моне92. Подобными маленькими ремарками наполнен весь текст книги, к тому же книга имеет достаточный научный аппарат. Кстати, А. Галлен-Каллела назван автором «живописным Куллерво», а герой эпоса был довольно непредсказуемой фигурой. М. Валконеном выделена область женской живописи. Она по своей силе не уступает работам талантливой Ф.Курберг. В тексте помещены свободно написанные жанровые композиции художницы Э. Теслеф «Девочки на лугу» (1906, Городской музей, Хельсинки — шл.1) и более старшей — колориста Х. Шерфбек «Школьница» (1908, Атенеум, Хельсинки), оба мастера получили гранты, работали в Париже, Англии, Италии, России.
Автор очерка о живописи С. Саарикиви 93 в книге «Искусство в Финляндии» («Art in Finland») считает, что финская живопись в XIX веке очень медленно «догоняет» в своем развитии западноевропейскую. Возможно, как он считает, из-за географического положения Финляндии. В то время как скульптура и архитектура, а также прикладное искусство, связанные с традиционными материалами финских умельцев деревом, гранитом, и имеющие глубокие народные корни, даже превалируют в этих областях над другими странами. Искусство в Финляндии никогда не было привилегией правящих классов. Напротив, оно всегда черпало свою силу в массе простого народа, хотя, считает С. Саарикиви, более выраженный национальный характер по сравнению с искусством других европейцев отсутствует. В наши дни традиция продолжается, и основная часть учеников в художественных школах — одаренная сельская молодежь. Как раз Ю. Риссанен — выходец из крестьянской среды, и именно среда обеспечила тематику наилучших его работ. Некоторые идеи почти искусственного контраста линии и плоского рисунка были заимствованы у А. Галлен-Каллелы, но Ю. Риссанен прибавил особенную силу и подлинное чувство достоинства в характерах своих крестьян. Это работы гениального примитивиста и самый сильный национальный талант, считал Д. Смит, автор «Современной финской живописи"94. Книга, изданная в серии «Современное искусство Финляндии» в 1970 году, содержит богатый справочный материал, продуманный выбор иллюстраций. Издатели этой серии считают, что скандинавские страны, и в особенности Финляндия, призваны играть важную роль в современном искусстве. «Финское наследие значительное, основанное на достижениях Галлен-Каллелы в 90-е гг. Наиболее законченная идея — в его композиции по теме Калевалы «Куллерво в походе» (1901, Художественный музей Атенеум, Хельсинки) для Музыкального дома студентов. Он развил современный стиль в финском национальном романтизме. Можно найти аналогии в искусстве Англии, Норвегии и России"95. Д. Смит особо выделяет вклад финнов в мировую архитектуру и дизайн, а также значительные успехи живописи и графики.
Значительным трудом, посвященным искусству Финляндии, стала изданная в 1978 году в Хельсинки книга «Искусство Финляндии. От средневековья до современности"96. IV глава издания посвящена периоду 1800−1890 годов, времени Великого Княжества Финляндского. Это художники-романтики и мастера реалистического направления: первый финский мастер жанровой картины.
А.Лауреус, «отец народной живописи» Р. В. Экман, первые учащиеся-дюссельдорфцы пейзажист В. Холмберг и аландец К. Э. Янсон, отразивший быт жителей родного острова. Прослежены художественные связи финнов, А. фон Беккера, Б. Линдхольма, в 1860-х годах сменивших Дюссельдорф на Париж, с творчеством французских мастеров живописи А. Руссо, Ж. Ф. Милле, Г. Курбе. 1880-е годы именуются десятилетием реализма и романтизма. Если Париж был школой финских реалистов и мастеров пленэрной живописи, то калевальский стиль, с его обращением к древней народной истории, захватил все области искусства и явился важным проявлением национального романтизма. Маленьким мальчиком А. Эдельфельт попал в мастерскую художника Ю. Кнутсона (1816−99), написавшего картину «Ярмарка лошадей в Порвоо» (1845, Художественный музей, Порвоо), сообщается в книге. Впоследствии А. Эдельфельт, исторический живописец в начале карьеры, основное содержание своих произведений посвятил темам городской и крестьянской жизни. Другая глава повествует о символизме в творчестве А. Галлен-Каллелы и его ученика Х.Симберга. Новым тенденциям в живописи, с материалом о группах Септем и Ноябрьской посвящена отдельная статья. Книга представляет собой профессионально и глубоко освещенный материал развития финского изобразительного искусства и архитектуры на протяжении многих веков. Вопросы развития жанровой живописи включены в отдельные биографии художников. Авторы Б. Бунсдорф, К. Гардберг, Б. Линдберг, Р. Нумелин и редактор С. Рингбум называют период финского искусства 1898−1918 годов «патриотическим и политическим», — Февральский манифест 1898 года привел к напряжению отношений между финнами и метрополией.
Монография К. Варнеду «Северный свет"97- это каталог прошедшей в скандинавских странах и США в 1982 году выставки северного изобразительного искусства. На ней были представлены, помимо скандинавов, семь финских живописцев — А. Эдельфельт, А. Галлен-Каллела, П. Халонен, Э. Ярнефельт,.
Х.Шерфбек, Л. Спарре, Э.Теслеф. Границы дат «1879 год» и «1914». В списке жанровых работ «Мальчик и ворона» и «Мать Лемминкяйнена» А. Галлен-Каллелы, сцена в кабачке на бульваре Клиши Э. Ярнефельта, «Швея» Х. Шерфбек, «Кантелист» П.Халонена. В своей прекрасно иллюстрированной книге К. Варнеду предлагает особое понимание сути, связывающей вместе искусство северных народов в отдельный поток, с устоявшимися скандинавскими тенденциями, вне зависимости от условий европейского развития. В равной степени важно, что он учитывает местные исторические влияния — политические, культурные и географические, которые также помогли сформировать данные отличия, а затем проявиться этим качествам в характере скандинавского искусства в целом. К. Варнеду приводит вывод том, что «по своим культурным предпосылкам Швеция может быть приравнена к Дании, а Финляндия — составить пару Норвегии"98. Ранее С. Дягилев высказал свой взгляд на проблему — «финляндская живопись не похожа на скандинавскую: в ней нет наивности Норвегии, деланной простоты Дании и европейского лоска Швеции"99.
Далее можно назвать монографию Н. Кента, профессора Университета Кембриджа, посвященную искусству северных стран. Книга вышла в 1987 году в Лондоне под названием «Триумф Света и Природы"100. Его следующий объемный труд, по истории культуры скандинавского региона, включая Гренландию — «Дух Севера"101, вышел в 2001 году. Его интересуют вопросы религии, семьи, городской жизни, с попытками более широкого взгляда на важные исторические или политические события, скажем, он исследует необычные для севера институты рабства в тропических колониях. В тексте книги Н. Кентом приводятся выдержки из писем финских художников, в частности, А. Галлен-Каллелы.
Известный ученый доктор философии А. Рейтала занимается исследованием связей финских художников с Германием и Россией. Одна из его работ посвящена финнам, учившимся в Дюссельдорфе102. «Выставка, организованная в 1976 году и прошедшая в Осло, Бергене, Гётеборге, Стокгольме, Дюссельдорфе и Хельсинки, собрала произведения всех северных художников, учившихся в Дюссельдорфе. В течение столетия в Дюссельдорфе работало в общей сложности двадцать финских художников. И надо отдать дань ценному вкладу этого художественного центра на Рейне в развитие финского искусства. У каждой из стран — Норвегии, Швециибыли свои специфические особенности в отношениях с Дюссельдорфом. Финны прибыли в Дюссельдорф с ничтожным запасом традиций», отметил А.Рейтала. В изобразительном искусстве наступил небогатый событиями период, которому положило конец пробуждение национального самосознания 1840-х годов. В 1860-х годах самым важным вкладом Дюссельдорфа в искусство Финляндии стала жанровая живопись. Настоящий прорыв произошел под знаком тенденций реализма таких мастеров, как Л. Кнаус и Б.Вотье. Он воплотился в многообещающем творчестве К. Э. Янссона. Уже во время своего ученичества в Стокгольме К. Э. Янссон был опосредованно подвержен влиянию французского искусства. «Хотя первый период ученичества финнов в Дюссельдорфе падает на то время, когда финское искусство проходило фазу национального романтизма с созданием иллюстраций к финской мифологии, основное влияние Дюссельдорфа в Финляндии никоим образом не в романтизме. Напротив, именно оттуда развернулось изображение действительности, и в поэтической форме оно создало почву для реалистической эпохи буржуазного либерализма и впоследствии стало частью его. Демократический реализм Дюссельдорфа был созвучен финской ситуации. Финляндия должна во многом благодарить Дюссельдорф и его немецких и норвежских мастеров за быстрое появление собственной живописной школы и за тот международный уровень, которого она достигла», подчеркивает А. Рейтала103. Художественное изображение страны и народа оформилось в значительной степени в Дюссельдорфе. Под его влиянием сложились те традиции, на которых впоследствии зиждилось создание собственной художественной школы, хотя в этом всегда очень сложно признаться, считает он.
Доклад А. Рейталы, прочитанный им в 1980 году на кафедре зарубежного искусства в Институте И. Е. Репина, был посвящен истории российско-советских и финских художественных взаимосвязей и назывался «Дружба под сеныо политики"104. Проблема в недостатке исследований, наличии скудных сведений и в том, что эта область оставалась в тени политических отношений. «Во времена государственной независимости особенно опасались, чтобы финское искусство не считалось русским, как это в общих выставках обычно и случалось, и связи с Россией не подчеркивались"105. За пределами основного рассмотрения остается большая часть XIX столетия, времени, которое формировало преамбулу для позднейших более тесных отношений.
Прежде чем в Финляндии сформировалась своя группа художников, для нее значительную роль играли также русские художники, военные художники и любители, которые путешествовали по стране наряду со шведскими, и которые изготовляли и портреты, и топографические ландшафты. Бытовые зарисовки финских крестьян того времени, приезжавших на заработки в Петербург, можно увидеть на гравюрах из собрания Государственного Эрмитажа106. К этой группе иллюстраторов относился также посетивший Финляндию в 1818 году во время царствования Александра I немец Карл фон Кюгельген (1772−1832). Его серия литографий с мотивами Финляндии, изданная в Петербурге, занимает важное место в истории финского искусства XIX века. А. Рейтала напоминает, что и первые финские медали были исполнены в петербургском Монетном дворе. Но официальных связей с петербургской Академией художеств не было. С самого начала взоры обращались на запад, к получаемым оттуда более реалистическим импульсам. В 1870-х гг. финские художники могли выставлять работы в Петербурге и получать звания. А. Рейтала называет О. Клейнеха и Э. Ярнефельта важными фигурами финско-русских связей 1870-х гг. Оживленное общение означало и распространение влияний. Авторитет А. Эдельфельта проявился в создании им ряда заказных картин на темы жизни царского окружения. Считается, что его искусство повлияло на творчество К. Маковского, у А. Эдельфельта учился.
Л.Бакст, один из основателей объединения «Мир искусства». Возросшее влияние Парижа должно было снизить интерес, проявленный к петербургской Академии.
Новый период отношений отмечен в 1890-х гг. Финско-русское художественное сотрудничество становилось все более тесным благодаря тому, что С. Дягилев стал его главным покровителем. Он также бывал в Финляндии, искусство которой его исключительно интересовало. С. Дягилев считал, что финская живопись может служить примером для новой русской живописи. Открытую в январе 1898 г. в Петербурге выставку российских и финских художников можно считать первым выступлением объединения «Мир искусства» (1899−1904). В ней приняли участие десять финнов107, такое же число художников представил Петербург, и третью часть — Москва. Позднее в том же году выставка была перевезена в Мюнхен. В 1910 году с приездом П. Филонова в Хельсинки наступил новый этап отношений, теперь уже с организацией выставки в финской столице в 1912 году. Она положила начало группе Септем. Наступила очередь русских художников модернизма делиться опытом. Ожидался ряд выставок, и А. Рейтала подробно останавливается на деятельности Н.Добычиной. Из сообщения финского историка искусства в Академии художеств в 1980;м году впервые стали известны факты многочисленных финско-русских художественных контактов.
1 АО.
Одна из недавних выставок в музее Атенеум «Иллюзии реализма», организаторами которой стали Музей Ван Гога в Амстердаме и Художественный музей Атенеум в Хельсинки, ограничивает время представленных на экспозицию работ живописцев 1880-х — 1918 годами, годом окончания Первой Мировой войны. Авторы каталога исследуют степень влияния на творчество художников северных стран искусства французских мастеров, изменения тематики работ, в основном крестьянского и городского жанра, усиление психологизма, особенности национальных черт. А. Эдельфельт (1854−1905) стал учиться в Париже с 1874 года, познакомился с Ж. Бастьен-Лепажем в следующем году. С тех пор он часто получал советы художника. А. Галлен-Каллела прибыл в Париж в 1884, его парижская картина «Мальчик и ворона» датирована 1884 годом, и влияние французского мастера также заметно. Композиции жанровых работ носят следы влияния фотографии. И театр, и кино, и изобразительное искусство, отметили авторы выставки, дают интерпретацию современной жизни в критическом восприятии.
Как следует из указанных источников, на протяжении всего XIX века главенствующей, ведущей линией развития национального искусства финнов являлась эстетика романтизма. Пути ее развития отличает своя специфика, не выходящая за пределы локальной культуры. Причем, романтизм присущ как ярким образным формам, даже в русле импрессионистических традиций, так и художественному языку произведений стиля модерн. Творчество Х. Симберга,.
109 экспериментатора жанра, подлинного новатора, «уникального символиста», стало апогеем целой эпохи развития финского искусства. Прежде всего, это этически содержательный статус его сцен повседневной жизни, осмысленных в философском аспекте. На всем протяжении роста профессионализма финских мастеров дух их творчества поддерживали образы героической эпопеи «Калеваны"110, психологически выразительные, пронзительно-лиричные и тонкие в отображении национальной характерности. В настоящей диссертационной работе привлечены обширные материалы финских, русских и европейских искусствоведов в области истории искусства Финляндии111,.
119 | | о относящиеся к XIX веку, монографии художников каталоги выставок .
Задачей работы является исследование развития бытового жанра в живописи Финляндии на примере творчества ее ведущих мастеров, определение роли жанровой картины, с правдивым изображением быта и нравов простых людей, в развитии финского реалистического искусства XIX века. Изменчивость и многоликость бытовой живописи обусловлены многообразием реальности, из которой она черпает сюжеты. В. Соловьев отмечал сочетание черт пантеизма, культа очага с религиозным стержнем в национальном своеобразии финского народа114. «В отличие от миросозерцания скандинавов, народов, геройство которых всегда заключалось в воинских подвигах, у финнов геройская сила духовного свойства: дух владычествует над миром, сила есть только следствие мудрости. Эта духовная доминанта предопределила путь развития культуры. Во времена шведских колонистов, а она имела три этапа — аландская, затем нюландская и остерботнийская, сказалось могущественное влияние евангелической церкви, — писал З.Топелиус.115 — В XVI столетии, переходном времени, церковь стала народной, она проникла в жизнь по всем направлениям: создала литературу, освятила университет, научила каждого ребенка дорогому умению читать. Через шведов сообщилась финнам западная цивилизация».
В конце XVIII — начале XIX века значительна роль шведской Академии художеств как образовательного центра. Обе северные столицы, Петербург и Стокгольм, оказали заметное влияние на финскую культуру и на развитие ее художественной школы. Две формы классицизма — в рельефах с образом Вяйнемейнена в виде финского Орфея — окончившего шведскую Академию Э. Кайнберга и бюсте царя Александра I, представленного как римский император, русского скульптора И. Мартоса — объединили усилия в украшении университета Турку в 1816 году. В середине века заметно влияние на расширение тематики финской бытовой живописи мастеров Дюссельдорфской школы, с особенностями ее специфики. Около двадцати финнов получали образование в этом известном центре европейского искусства во второй половине века. На протяжении столетия также около двадцати финских мастеров оказались связаны с Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств.
Жанр всегда является постановкой определенного вопроса, а решение зависит от исторической случайности. М. Койвисто116 в книге «Русская идея» отметил, что религия была эффективной идеологией, которая связывала людей, указывала путь действий. В течение многих веков смыслом жизни финского народа была потребность в самосохранении. Граница России с Финляндиейпрежде всего граница между двумя христианскими церквами, но, тем не менее, это внутренняя граница Европы, пишет М.Койвисто. В XIX веке церковь преследовала патриотические цели и направляла финский народ к выполнению национальной идеи самоутверждения. Что касается религиозных различий с населением метрополии, то они проявились и в уровне грамотности населения, а войдя в состав Российской империи, финны главным стержнем своей стратегии эти религиозные различия и выбрали. Как подсчитали, в России в конце XIX века из 100 млн. человек оказалось безграмотных 73, а в Финляндском княжестве при 3 млн. жителей все имели образование. «Протестантский прибранный рай», по Н. Гумилеву, с отлаженным церковным воспитанием, всю повседневную жизнь, личный быт направлял на совершенствование естественных способностей. Хотя сами северяне рассматривали свою культурную жизнь как периферийную по отношению к Европе, этически содержательный статус их искусства в XIX веке принадлежал к высокому социальному уровню. В Библии всегда находилась нужная цитата, «бумажный папа»: «Roma locuta — cansa finita» (Рим сказал — дело сделано). Смысл действия раскрывает содержание и характер социума. В то время, как вся Европа несла оковы крепостного состояния, добавляет З. Топелиус, Финляндия, Швеция и Норвегия не знали этого ярма.
Искусство — духовная доминанта этноса (Л.Гумилев). Немецкий бидермайер (1815−1848) называли искусством буржуазной трезвости, а С. Цвейг представил уже весь XIX век как эпоху ханжества117. Для всего западного мира, считает немецкий социолог М. Вебер, присуща рациональность. М. Вебер подчеркивает, что в отличие от природных систем, в жизни человеческого сообщества не прошлое, а скорее, будущее, его предвкушение, порождает настоящее. Социальный опыт людей приобретается совместно в конкретных исторических и национальных условиях. В соответствии с креативной (инициативной) методологией М. Вебера, люди приходят не в застывший мир жестких форм, а в незавершенное творение, достраивая его118. Поскольку христианская вера рассматривается как мотивация всей повседневной жизни, то для того, чтобы понять характер этой веры, необходимо принимать во внимание меру ее нравственно-духовных переживаний во времени. Протестантская этика выступает как ступень морального сознания, определяемая житейским опытом людей, вовлекаемых в сферу буржуазных отношений. Повышенный интерес протестантизма к личностному миру человека объясняет его огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию. У финнов духовная доминанта предопределила путь развития культуры. С 1809 года могучее пробуждение охватило немую до сих пор массу финского народа. «Возвышенный в число наций», он вступил на новый путь, имея творческую готовность. И «самою прочною его славою было введение просвещения"119.
В сюжетной картине, где предполагается трактовка определенного события, если это историческая картина, или ситуации, что присуще типично жанровым сценам, или характера — в портретной живописи, — главную роль играют мотивы реальной жизни, часто обозначаемые в названии произведения. Так как сюжет, показывая событие, отражает существенные черты жизненного процесса, формирующего человека, и целиком разворачивается в конкретных исторических условиях, его канву составляет многообразие действий, которые всегда целенаправленны, и личностных взаимоотношений. Мотив как поведенческая категория, формируемый целями, активен: он может служить убедительному раскрытию содержания — во имя чего совершается поступок — но может и ослабить силу воздействия на зрителя. Так, в сюжетной плоскости, им конструируются, по сути, модели человеческого поведения. Именно в жанровой картине, где в центре внимания оказывается обычный человек, «один из многих», определился характер финского реалистического искусства, в содержательном пласте которого доминируют сцены труда.
Чтобы выявить значение французского жанра в творчестве финских мастеров реализма и импрессионизма, — наверное, можно оттолкнуться от академической основы, «которая в социально-описательных сюжетах теперь использовала народную фактуру"120. Она была модной, нагруженной сентиментальным содержанием. Окружающая природа не представлялась мерилом красоты, как в классицизме, а подавалась в качестве реальной среды, часто романтизированной, как у В.Холмберга. Она была подлинная и неприкрашенная, пронизанная лирическим чувством. Пейзаж изображал наиболее живописные места, — поле хмеля с играющими ребятишками «Поле хмеля» (1860,.
Атенеум, Хельсинки — iuui.2), работающую лесопилку на порожистой реке. Часто натура портретировалась в случайных уличных ракурсах, в сценах коллективного труда или отдыха, и подобный жанр существовал в знакомом финнам немецком и французском искусстве, как фотографический или «подстроенный 111 натурализм» «. Известно, что Э. Ярнефельт занимался фотографией. В творчестве Ю. Риссанена появляется крупнофигурная жанровая картина с интересом к демократической, актуальной реальности, обретая монументальность в остром сопоставлении силуэта с фоном. На протяжении XIX века жанровая живопись претерпевает стадии описательности, иллюстративности, включая мифологические или евангельские сюжеты. А. Эдельфельт начал с исторических картин, даже в плане литературности оставляя своей истории культурную инерцию памяти. И свою концепцию продолжал осуществлять, работая над темами современной ему действительности, используя новый метод работы на открытом воздухе, новую систему высветленного колорита. Как бытописатель художник не мог не обладать объективностью в его несущих вечные ценности жанровых портретах. И в этом нравственный смысл его творчества.
Финская жанровая живопись успела завершить национальные поиски к концу XIX века, развивая свою художественную школу на фундаменте национального романтизма и самоутверждения в общем потоке европейского культурного развития. Темы и образы жанровой живописи Финляндии подтверждают общую направленность европейского искусства в постромантический период, с его мощным натиском реальности, накапливают и сохраняют на всем протяжении века свидетельства соприкосновений и взаимовлияния с русскими стремлениями к национальной характерности.
В диссертации финская жанровая живопись Великого княжества Финляндского рассматривается как особое художественное явление, представляющее собой культурный прецедент в общественном развитии небольшой, но имеющей богатые традиции стране. Главным объектом исследования являются произведения мастеров жанровой живописи периода 18 091 917 годов и хранящиеся в собраниях Художественного музея Атенеум в Хельсинки, Художественного музея Турку и Государственного Эрмитажа.
В настоящем исследовании, обусловленном характером поставленных задач, применялся комплексный метод искусствознания, включающий культурно-исторический, аналитический и типологический разбор процессов развития финского искусства в XIX веке, творческой деятельности отдельных финских мастеров.
На первом этапе изучался художественный и историко-фактический материал. Исследовались фонды зарубежных и российских музеев, архивов и библиотек, частные коллекции финской живописи, в том числе: материалы Центрального архива изобразительного искусства музея «Атенеум» и Национального архива в Хельсинки, Музея А. Эдельфельта и В. Валгрена в Порвоо, коллекций фондов Кирпиля и РейтцаХудожественного музея ТуркуНационального музея Финляндиифондов архивов и музеев Выборга, художественных собраний Петрозаводска. Была проведена исследовательская работа в Российском государственном историческом архиве, Научно-библиографическом архиве Российской Академии художеств, отделах рукописей Государственного Русского музея, Российской национальной библиотеки, фондах Научной библиотеки Академии художеств и библиотеки Государственного.
Эрмитажа, Библиотеки иностранной литературы с изучением документов и литературы, дореволюционного и советского периодов, мемуарной, современной периодики по теме работы. Внимание привлекли фонды Национальной библиотеки Финляндии, мемориальные мастерские художников: А. Эдельфельта в Хайкко, А. Галлен-Каллелы в Эспоо и др.
Второй этап включал научную систематизацию отобранных памятников, применение метода сравнительного анализа, т. е. сопоставлений и аналогий в процессе художественной интерпретации привлекаемых произведений живописи, с их образно-стилистической характеристикой, и дальнейшим обобщением результатов.
Научная новизна работы определяется тем, что проводится исследование и систематизация памятников финского изобразительного искусства, относящихся к жанровой живописи и связанных с важным периодом финско-российской истории — Великим княжеством Финляндским (1809−1917). В отличие от других национальных окраин России, княжество имело статус автономии. Это был северный регион православного государства, имеющий лютеранскую веру, традиции западной культуры: с 1216 по 1809 год Финляндия входила в состав Швеции, шведоязычные жители составляют отчетливую группу. Уже в X веке две церкви — православная и римско-католическая, столкнулись между собой на территории Финляндии, и на религиозной почве родилось противостояние122.
Сегодня во многих странах острой проблемой является национальный вопрос. Предложенная в диссертации разработка темы, кроме ее конкретного значения для изучения истории искусства XIX века, дает возможность через бытовые зарисовки и жанровые образы, созданные финскими художниками, ощутить атмосферу социальной среды, характер эпохи, язык времени. Проследить, как складывались взаимоотношения между большим и малым народами на протяжении более чем столетия. Вводятся в научный оборот малоисследованные темы финско-российских культурных связей периода автономии, в частности, касающиеся обучения финских художников в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В результате работы выявлено, что жанровая живопись в течение обозначенного периода развивалась по образцу западноевропейских школ, а также русской школы, внесшей достижения своей академической системы в задачи профессионального образования, и добилась исключительных успехов в формировании собственной художественной школы. Хронологически прослеживается закономерность в эволюции жанровых форм и научно обосновывается самобытность и традиционность финского изобразительного искусства.
Что касается практического значения работы, то настоящее исследование, выделяя особую роль жанровой живописи в становлении национальной определенности финского изобразительного искусства, предполагает, что на протяжении XIX века религиозные различия в диалоге культур выполняли назначение внешней границы. Войдя в состав Российской империи, Великое княжество не могло не сравнить свой статус с положением провинции довольно небольшой, хотя и агрессивной страны. Надо было оправдать доверие соседа, и на первое место выдвинулась задача культурного соответствия. Это был вопрос профессиональной чести, изначально заложенный в регламентации образования протестантской формы. Время показывает, что религиозные убеждения как ускоряют, так и тормозят развитие общества. Положения, выводы и иллюстративный материал могут быть использованы в лекционной работе, в подготовке изданий, посвященных истории западноевропейского искусства XIX века.
Значительная часть результатов диссертации отразилась в опубликованных (34) и находящихся в печати (1) статьях, как следствие работы на следующих конференциях: «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» (РХГА) — «Проблемы развития зарубежного искусства» (памяти М. В. Доброклонского,.
Институт им. И.Е.Репина) — «Скандинавские чтения» (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук) — «Иностранные мастера в Академии художеств» (Научно-исследовательский Институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств) — Конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии Российской Академии наук- «Московская Русь и западный мир» (Макариевские чтения) — Петербургские чтения 98−99- «Россия-Финляндия. На перекрестках истории» (Приморский краеведческий музей).
Работа состоит из Введения, трех глав, каждая из которых содержит по три раздела, Заключения, Примечаний, Списка использованной литературы (247 наименований), Иллюстраций (144 изображения). В материал Приложения диссертации включена публикация переписки А. Эдельфельта с вице-президентом Академии художеств графом И. И. Толстым и конференц-секретарем П. Ф. Исеевым из архива Академии художеств'23, а также рукопись, посвященная памяти К.Э.Янсона124, хранящаяся в Российском государственном историческом архиведва письма Ю. Риссанена, отправленные из Петербурга во время обучения у И. Репина в Академии художеств художнику Ф. фон Вригту.
К заключению.
287 Безрукова-Долматовская М. И. Усадьбы скандинавских художников и идеи национального романтизма. Шведский опыт // Скандинавские чтения 1998 года. СПб.: «Наука», 1999. С.323−333.
288 Розенталь Ян (1866−1916) «Искусство Финляндии"//Мастера искусства об искусстве. Т.7. Искусство народов СССР XIX — XX вв. Под ред. А. А. Губера. М.: «Искусство», 1970. С. 572.
289 Цит. по: Плотникова М. В. Русско-финские художественные связи во второй половине XIX — начале XX века. Научно-библиографический архив PAX. Ф.Ноп.2. Д2238. С. 47.