Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На примере Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» изучены особенности создания и распределения фестивальных услуг. «Золотая Маска» была учреждена Союзом театральных деятелей РФ в 1994 году и за девять лет своей истории утвердилась как факт театральной жизни России. Главная особенность премии в том, что «Золотая Маска» (в отличие от многих других) — премия профессиональная… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I.
  • Исторический опыт и художественная концепция современного фестивального движения
    • 1. 1. Историко-культурные предпосылки фестиваля
    • 1. 2. Фестивализация как явление современного театрального процесса
  • Глава II.
  • Театральный фестивальный проект в контексте событийного маркетинга
    • 11. 1. Методические основы формирования театрального маркетинга и анализ процессов сегментации зрительской аудитории
    • 11. 2. Восприятие бренда и критерии его оценки
    • 11. 3. Стратегия CRM в организации театрального фестивального проекта

Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наше государство, огромное по территории и обладающее гигантскими человеческими ресурсами, всегда было многоликой палитрой культурной жизни. В условиях социальных напряжений, коренного пе-реиначивания общественных экономических отношений последних лет, политических разногласий субъектов территорий, разобщенности центра и регионов чрезвычайно важная роль в сохранении единого культурного пространства России принадлежит фестивалю как универсальному коммуникационному каналу, способному устанавливать, поддерживать и стимулировать реальные общественные и художественно-творческие связи. Фестиваль дает возможность по-особому взглянуть на содержание собственно театрального процесса. Под таким углом зрения уже известные факты и исследования приобретают новый оттенок и воспринимаются как часть общего театрального процесса, характерная особенность которого состоит в тесной взаимосвязи экономических, социальных, демографических и творческих проблем.

Эскалация информационного обмена, прямое общение театральных руководителей, обсуждение уникальных know-how, возможность прямых f контактов, переговоров, заключение соглашений, обсуждение проектов, составляют важнейшую часть динамичной жизни современного театрального фестиваля.

Фестивальные спектакли позволяют увидеть контуры реальных перемен, которые произошли в нас самих и вокруг нас, в зеркале одного из самых общественно значимых искусств — театре. Из мозаики отдельных сценических или околосценических явлений, отражающих сегодняшнюю жизнь российского театра со всеми ее взлетами, падениями, противоре-• чиями, складывается полная картина современного фестивального процесса.

Фестивализация" - это сложный путь поиска новаторских идей, реализации нетрадиционных решений, развития инновационных форм работы, творческих исканий, привлечения своего нового зрителя. И это требует от организаторов конкретного и современного анализа рынка, концептуальных разработок, постоянного мониторинга процессов и выработки на этой основе новой маркетинговой и «театральной» стратегии XXI века.

На примере Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» мы проанализируем возможности и организационно-маркетинговые механизмы фестивальной театральной деятельности.

В настоящей работе театральный фестиваль рассматривается как объект маркетинга во всех взаимосвязях и коммуникационных взаимодействиях со зрителем, впервые используя идеологию CRM (Customer Relationship Management) как систему управления взаимоотношениями со зрителями. В основе этой системы лежит принцип индивидуализации взаимодействия со зрителями и повышение их интереса к фестивальному событию и, как следствие, к театру в целом. Терминологию маркетинга в последующих разделах настоящей работы мы постараемся по возможности адаптировать и максимально деликатно использовать в исследуемой нами сфере сценического искусства.

Системное исследование театрального фестиваля в социокультурных связях и маркетинговом контексте ранее не проводилось, что свидетельствует об актуальности темы диссертации. Кроме того, обращение к фестивалю как социокультурному феномену, отвечает таким тенденциям современной науки, как анализ массовых феноменов, которые занимают приоритетное положение в культуре, начиная с XX века, и находятся на стыке различных областей знания. Представляется важным рассмотреть фестиваль в ретроспективной динамике. Сопоставляя разные исторические примеры и соответствующие мироощущения людей по обе стороны рампы, можно лучше понять природу феномена театрального фестиваля в постоянно меняющемся современном мире. Кстати, особенность и значимость того или иного события (процесса) чаще всего выявляется именно через содержательный контекст, применительно к конкретным объектам.

Степень научной разработанности проблемы вплоть до настоящего времени остается слабой. В теории и истории культуры роль фестиваля изучена все еще не достаточно. Научных работ по теоретическим вопросам маркетинга фестивального проекта нет. Фестивали всегда были и остаются привлекательными для средств массовой информации: им посвящены публикации в прессе, радио и телепрограммы, которые носят, в основном, популяризаторский либо, наоборот, кулуарный характер. Поэтому, несмотря на обилие описательного материала, вопросы «фестива-лизации» современного театрального процесса в целом, и маркетинговой стратегии фестиваля в частности, остаются пока не разработанными.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды по истории театра, культуры, научные работы российских и зарубежных ученых в области социологии и психологии искусства, психологии менеджмента рекламы, маркетинга. щ Сведения о фестивалях в справочной литературе — Большой Советской, Театральной и Музыкальной энциклопедиях, выпущенных несколько десятилетий тому назад — устарели или вообще отсутствуют. Вопросы истории фестивального движения остались, к сожалению, за рамками недавних изданий — «Энциклопедии российских празднеств» (1997) и «Энциклопедии праздников» (1998). История фестивальных действ лишь частично освещена в театроведческой и музыковедческой литературе. Сложность обзора литературы заключалась в отсутствии • систематизированного тематического материала.

Библиографию составляют труды по истории театра, психологии творчества, философии, эстетике, по общей и экономической психологии, рекламе, социологии, маркетингу, маркетингу-микс, культурологии, PR.

В работе над темой мы опирались на научные принципы, выработанные современной наукой о театре, в том числе социологией театра и историей театрального дела. В исследованиях А. Н. Алексеева, Г. Г. Да-дамяна, В. Н. Дмитриевского, B.C. Жидкова, Е. А. Левшиной, А. Я. Рубинштейна, К. Б. Соколова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, ряда других ученых использованы различные способы изучения художественной жизни общества, методы анализа аудитории искусства, в частности таких систем, как «Театр и публика», «Город и театр», «Театр и молодежь», «Спектакль и зритель». Выявлены характерные особенности этих «тандемов», намечены перспективы для следующих шагов в их познании (110, 112).

Исследования по истории театрального дела Ю. М. Орлова, Д. И. Золотницкого, Г. З. Мордисона, А. А. Пилюгина подтвердили, что еще задолго до настоящего времени, особенно в XIX — начале ХХ-го века проблемы театрального менеджмента, маркетинга, PR, а также технологии CRM уже существовали в определенном контексте и решались как русской антрепризой, так и дирекцией Императорских театров (конечно, с одной стороны, не было сегодняшней терминологии, а с другой стороны, системы последовательного теоретического осмысления).

Воссоздать из разрозненной информации ретроспективу фестивального искусства помогли работы по истории и организации массовых празднеств А. В. Луначарского, Е. Н. Рюмина, А. А. Гвоздева, А. И. Пиотровского, О. В. Цехновицера, С. Э. Радлова, М. А. Данилевскогосборники статей о театрализованных зрелищах, вышедшие после создания в 1959 году Совета по театрализованным представлениям и праздникамучебные пособия И. М. Туманова, Д. М. Генкина, И. Г. Шароева, А. Д. Силина.

Богатый фактологический материал содержит коллективный труд театроведов и источниковедов «Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр (1917;1921)», в котором приведены либретто инсценировок «Мистерия освобожденного труда», «Взятие Зимнего дворца», «Блокада России».

Книги М. Д. Сегала, А. И. Мазаева, Б. Н. Петрова, В. А. Триадского, старейшего режиссера массовых постановок Б. Н. Глан рассказывают о формах этих представлений. Из истории русской культуры в работах Ю. М. Лотмана, Н. Ф. Финдейзена, Ю. В. Келдыша, А. И. Кандинского, Л. М. Стариковой, О. Ю. Захаровой, Е. В. Дукова представлены увеселения Петровской эпохи и века Екатерины.

Восточные мистерии, античные дионисии, площадные и цирковые зрелища Рима, цеховые гильдии, рыцарские турниры, церковные процессии и праздники шутов в эпоху Средневековья, придворные празднества Возрождения, концерты-митинги описаны в трудах Р. Роллана, Б. В. Асафьева, М. М. Бахтина, Б. В. Варнеке, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, Р. И. Грубера, Т. Н. Ливановой, В.Дж. Конен, В. Н. Ярхо.

Праздник как феномен культуры и как система ценностей в исторической связи с народным и профессиональным искусством рассмотрен в книге К.Жигульского.

Проблемам истории и теории массовых музыкальных представлений посвящена докторская диссертация И. Ф. Ковшарь (2002г.). В диссертациях М. Я. Куклинской (2000г.) и В. Ф. Колязина (2002г.) представлено искусство карнавала в разные исторические эпохи.

Концептуальные положения маркетинга в сфере театрального искусства опираются на общую теорию рыночных механизмов. В развитие теоретических и методологических основ маркетинга внесли значительный вклад как зарубежные ученые: Б. Берман (B.Berman), Дж. Бернет (J.Burnett), Р. Блэкуэлл (R.Blackwell), П. Диксон (P.Dickson), П. Друкер (P.Drucker), Ф. Котлер (Ph.Kotler), Ж. Ламбен (J.Lambin), Т. Левит (Th.Levitt), Дж. Лэйхифф (J.Lahiff), П. Миниард (P.Miniard), С. Мориарти (S.Moriarty), Дж. Пенроуз (J.Penrose), Л. Перси (Ь.Регсу), Дж. Росситер (J.Rossiter), Дж. Траут (J.Trout), У. Уэллс (W.Wells), Э. Шейн (E.Schtin), Б. Шмитт (B.Schmitt), Дж. Эванс (J.Evans), Дж. Энджел (J.Engel), Р. Ривз (R.Rivz) и др., так и отечественные специалисты: И. В. Андреева, О. Д. Андреева, Г. Л. Азоев, Г. Л. Багиев, Д. И. Баркан, А. А. Браверман, Е. П. Голубков, Т. П. Данько, Н. К. Моисеева, А. Н. Романов, В. В. Томилов, О. А. Феофанов, В. Е. Хруцкий, В. П. Музыкант, И. В. Крылов, И.А. Голь-ман и др.

Большинство трудов отечественных ученых в области культуры, относящихся к дореформенному советскому периоду (1980 — нач. 1990 гг.), посвящены социально-экономическим проблемам организации экономики культуры и искусства. Среди многочисленных исследований можно выделить работы А. Я. Рубинштейна, Г. М. Кафафова, Н. К. Вагановой, Б. Ю. Сорочкина, И. А. Столярова, Е. В. Егорова, Л. И. Якобсона, А. А. Новиковой. В публикациях И. В. Абанкиной и Т. В. Абанкиной, А. И. Глаголева и P.M. Пискотиной с достаточной актуальностью намечаются возможности применения теории и практики маркетинга в сфере культуры.

По мере развития экономических реформ в современной России появляются научные работы как по теоретическим вопросам маркетинга культуры в целом, так и посвященные отдельным сферам культурно-досугового комплекса.

В работах Г. Л. Тульчинского «Маркетинг в сфере культуры» (1995) и «Менеджмент в сфере культуры» (2001) проведен анализ состояния российской экономики и роли маркетинга в сфере культуры в s условиях рыночных отношений. Эти публикации дают представление о современном понимании маркетинга, закладывают теоретические основы его эффективного использования в культуре.

Детальный анализ маркетинговой деятельности в театральной сфере, маркетинговая среда театров, принципы сегментации зрителей представлены в трудах В. Э. Гордина «Социальная политика и социальный маркетинг» и Е. И. Пучковой «Маркетинг в сфере театрального искусства».

Основная концепция, теоретические и методологические основы маркетинга в музыкальной индустрии предложены в работах E.JI. Игнатьевой и Т. П. Бабакова.

В период 2000;2002 гг. появились интересные научные исследования в диссертационных работах Д. Я. Смелянского «Продюсер в театральном процессе России: организационно-творческий аспект», С. С. Владимирова «Социально-психологическое обеспечение имиджа торговой марки», В. И. Козловского «Креативные основы рекламной коммуникации: системный анализ».

Вопросы маркетинговых исследований аудитории, управления «компаниями и кампаниями» являются базовыми в работах Ф.Котлера.

Финансовый анализ индустрии развлечений, отдельные аспекты продвижения и ценообразования проанализированы в публикациях Х.Фогеля.

Однако проблемы теории и практики маркетинга именно фестивальной деятельности еще не отражены в отечественной специальной литературе.

По-прежнему, существует значительный дефицит комплексных теоретических и практических исследований в области управления предпринимательской деятельностью в этой сфере, включая маркетинг и менеджмент. Вместе с тем, современный этап развития фестивального движения, дифференциация потребностей аудитории, сегментация театрального рынка, обострение конкуренции требуют совершенствования современных принципов и методов маркетинга, позволяющих дифференцировать зрительские запросы и предпочтения, обеспечить их адекватное удовлетворение и, тем самым, достигнуть максимально эффективного результата.

Внедрение стратегии CRM (Customer Relationship Management) в условиях жесткой конкуренции на театрально-фестивальном рынке является, на наш взгляд, приоритетным направлением развития новых маркетинговых концепций в сфере театрального искусства.

Вопросы изучения системы управления взаимоотношениями с потребителями — CRM — стали темой практического семинара, организованного в феврале 2003 года Российской Академией Госслужбы при Президенте РФ. Материалы этого семинара и участие в нем, а также статьи отдельных авторов в периодических изданиях по маркетингу помогли нам детальнее изучить стратегию CRM и попытаться адаптировать ее для развития театрального процесса.

В работе над диссертацией в дополнение к научно-исследовательским трудам и учебно-методической литературе был проанализирован ряд периодических изданий разных лет: «Афиша», «Бизнес и выставки», «Буржуазия», «Вестник театра», «Вечерний клуб», «Галерка», «Жизнь искусства», «Культура», «Культура и образование», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг-PRO», «Маркетолог», «PR в России», «Театр», «Театральная жизнь», «Рекламные технологии», «Сцена», «Четвертая власть», «Эксперт», «Секрет Фирмы», «Компания», информационный сборник «Страстной бульвар, 10». Также были также использованы материалы конференций, авторских лекций, публикаций и сведения из музыкальных, театральных и общих энциклопедий, словарей, справочников.

Большое значение для осмысления теоретического материала имел 25-летний практический опыт автора настоящего исследования.

В середине 1970;х годов проводились молодежные фестивали студенческих театров в Казани, Харькове и Ижевске, в организации которых принимал участие автор.

Спустя несколько лет, работая директором театра «На Юго-Западе», в составе театра автор участвовал в ряде российских и международных фестивалей. Коллектив выезжал и на «Шекспировский фестиваль» в Эдинбурге (Шотландия), и на фестивали молодежных театров в Польше, Венгрии, Йокохаме (Япония).

Совместно с А. Савченко-Бельским и Г. Гурвичем автором была разработана концепция, организован и проведен первый международный молодежный театральный форум в Ярославле (1989 г.).

Сотрудничая в течение многих лет с РАТИ (ГИТИС) в должности директора компании «Дар-Экспо», автор в рамках сопровождения специальных проектов участвовал в организации и проведении ежегодных фестивалей: «Подиум», театральной премии «Кумир», Московского международного кинофестиваля, международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки, Всероссийского кинофестиваля «Кинотавр».

Большой практический материал получен в процессе непосредственного участия в создании и проведении форума молодых кинематографистов России «Серебряный гвоздь" — а также в течение последних девяти лет — в работе оргкомитета кинофестиваля «Киношок».

Объектом исследования выступает фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса, а предметом — комплекс взаимоотношений в системе «фестиваль-зритель» в условиях рынка.

Цель диссертационной работы — разработка теории и практики маркетинговой стратегии фестивального проекта на основе новых современных технологий: брендинга (доктрины построения бренда, постоянного укрепления и улучшения его) и стратегии CRM.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: — В области истории и теории фестивальных программ:

1. Выявить характерные признаки феномена фестиваля в социокультурном контексте и построить систему закономерностей существования данного феномена.

2. Представить историческую ретроспективу развития зарубежных и отечественных фестивальных праздников.

3. Осмыслить тенденции развития феномена фестиваля как социокультурного явления.

— В области маркетинга фестивального проекта:

1. Исследовать фестиваль как объект маркетинга.

2. Обосновать маркетинговую концепцию, раскрыть ее содержание, определить роль и значение.

3. Исследовать маркетинговую ситуацию в сфере театрального искусства, проблемы сегментации рынка зрелищных услуг и определить общественный статус фестиваля.

4. Изучить особенности создания и распространения комплекса основных и дополнительных услуг, реализуемых в рамках фестиваля, на примере анализа Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска».

5. На основе технологий CRM выявить связи и типы взаимодействия фестиваля с целевой аудиториейпроанализировать структуру базы данных по зрителям.

6. Рассмотреть схему позиционирования и функционирования фестивального проекта с точки зрения современной теории брендинга.

7. На основе проведенного исследования предложить основные принципы новой маркетинговой стратегии для фестивальной деятельности.

Специфика нашего исследовательского подхода состоит в попытке рассмотреть фестиваль как единое сложноструктурированное пространство, в котором динамично взаимодействуют множество переменных, выявление и анализ которых предполагает наряду с применением традиционных искусствоведческих подходов использование современных теорий менеджмента и маркетинга.

Для внедрения стратегии CRM в маркетинговую концепцию фестивального проекта использовался метод сравнительного и системного анализа.

Научная новизна исследования состоит в постановке и решении проблемы фестиваля как социокультурного феномена в условиях рынка и разработки основных принципов маркетинговой стратегии совершенствования театральной деятельности.

В историческом разделе работы систематизирована и хронологически выстроена ретроспектива фестивальных праздников, представлений, зрелищ, программ. Впервые социокультурный феномен фестиваля рассматривается как уникальный коммуникационно-информационный канал в контексте современного театрального процесса.

Блок разработки маркетинговой концепции фестивального проекта автор создавал с «нулевой отметки».

Во-первых, фестиваль впервые рассматривается как объект маркетинга.

Во-вторых, фестивальный проект впервые исследуется в рамках современной теории брендинга.

В-третьих, идеология CRM впервые осмыслена, исследована и проработана как стратегия маркетинга фестивального проекта. Впервые основной принцип системы CRM — индивидуализация работы со зрителями с целью укрепления постоянства их отношения, лояльности к конкретному фестивалю и его бренду — использован применительно к театральной практике. Создание же широкой информационной базы данных по зрителям даст возможность, по нашему мнению, поддерживать отношения с ними во время и после фестиваля.

Возможности интегрирования зрительских баз данных с современными компьютерными управляющими системами позволяют с высокой степенью эффективности влиять на поведение зрителей, воздействовать на зрительские предпочтения, выстраивать многоуровневые системы взаимодействий для длительных контактов.

Работа имеет широкий спектр практического использования, так как является поисковым исследованием, не только впервые систематизирующим материал по данной проблеме, но предлагающим стратегию маркетинговых технологий для развития современного театрального процесса.

Диссертационный материал может быть использован в курсах лекций по менеджменту сценических искусств, в рамках тематических спецкурсов. Спецкурс по указанной тематике читается автором в Высшей школе деятелей сценического искусства Министерства культуры РФ. Разработанная маркетинговая концепция и выводы настоящего исследования могут быть воплощены в организации конкретных фестивалей, применены в маркетинговой политике театров, фестивалей и других культурно-зрелищных мероприятий.

Стратегия CRM применялась автором в разработке и осуществлении фестивального проекта открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок-2000».

Структура диссертации отражает ее многоаспектное содержание и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и приложение.

Заключение

.

Сегодняшняя жизнь российского театра в условиях конкурентного рынка культуры все настойчивей требует быть максимально чутким и внимательным к своему зрителю, расширять диапазон своей деятельности, шире применять маркетинговые технологии.

Проведенное в диссертационной работе системное исследование театрального фестиваля в его социокультурных связях и маркетинговом контексте позволяет сделать следующие выводы.

1. Феномен фестивализации введен в понятийный аппарат как уникальный информационно-коммуникативный канал современного театрального процесса. Общение как главный компонент фестивального праздника создает атмосферу зрелища, организует сценическую реальность как некий «живой» суверенный мир, и помогает актерам, режиссерам, драматургам, сценографам, менеджерам существовать в едином тоне. Фестиваль, являясь нейтральным посредником, предоставляет зрителям и участникам возможность открытого диалога для разрешения общих проблем, обмена опытом с отечественными и зарубежными мастерами через участие в конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах.

2. Театральный фестиваль рассмотрен в системе массовых представлений в исторической динамике. Из разрозненной информации воссоздана и хронологически выстроена ретроспектива фестивального процесса. Современный этап фестивализации раскрыт посредством анализа функций массовых представлений:

— агитационной, мотивированной на активность и участие;

— коммуникативной, побуждающей через общение к единению;

— просветительской, характеризующейся воспитывающим и образовывающим содержаниемразвлекательной, воздействующей на эмоциональное поле человека.

3. Театральный фестиваль исследован как объект событийного маркетинга. В диссертационной работе акцентировано внимание на необходимости проведения маркетинговых исследований в сфере театрального искусства с учетом специфики театра: одновременного процесса производства и восприятия главного театрального продукта — спектакля.

4. На основе технологий CRM (Customer Relationship Management) определены связи, коммуникации и системы взаимодействия с целевой аудиторией рынка театральных услуг. Эта стратегия, основанная на использовании передовых управленческих и информационных технологий, помогает организации собирать и концентрировать информацию о своих зрителях на всех стадиях взаимодействия с ними и включать ее в единую базу данных. Эта информация не просто доступна в режиме реального времени, но и служит основой выстраивания взаимовыгодных отношений с каждой группой зрителей на долгосрочную перспективу. Это в свою очередь обеспечивает повышение конкурентоспособности, так как правильно выстроенные отношения, основанные на персональном подходе к каждой группе зрителей, позволяют привлекать новых зрителей и удерживать старых. Более того, CRM включает в себя технологии создания живой «истории» взаимоотношений со зрителями, что позволяет более четко планировать свою текущую деятельность и повышать устойчивость этих взаимоотношений.

5. Исследован процесс сегментации рынка в фестивальной сфере. Доказано, что творческий подход к сегментации аудитории сценического искусства закладывает основы для разработки эффективной стратегии маркетингового управления. При сегментации зрителей наиболее важным является вопрос выбора критериев сегментирования. Выявлено, что наиболее адекватными применительно к фестивальной сфере выступают психографические признаки сегментации в сочетании с социально-демографическими и географическими признаками. Выделено четыре сегмента потребителей рынка театральных услуг: «социально активные зрители», «пассивные зрители «, «апатичные зрители» и «зрители — любители», и составлены их характеристики.

Показано, что позиционирование играет ключевую роль в театральном маркетинге. Ввиду большого разнообразия зрелищных услуг, постоянно выходящих на художественный рынок, имеющих короткий жизненный цикл и характеризующихся неопределенностью восприятия у публики, правильный выбор атрибутов позиционирования во многом определяет успех организации в фестивальной сфере. Наиболее эффективными стратегиями позиционирования выступают: позиционирование по руководителю компании, репертуару или программе, артисту, месту проведения перформанса, имиджу или бренду. Четкое маркетинговое восприятие зрелищных услуг позволяет добиться конкурентного преимущества на рынке.

Исследована маркетинговая концепция фестивальной системы. Проведен анализ эволюции маркетинговой концепции от производственной, сбытовой и товарной — к новым направлениям: социально-этической, сервисной и коммуникативной. Выявлено, что в основе маркетинговой театральной концепции лежат следующие идеи: принятие управленческих решений на основе результатов маркетинговых исследованийтворческий подход к сегментации рынка и выбору целевых сегментовширокая трактовка конкуренции и учет всех элементов комплекса маркетинговых мероприятий при разработке маркетинговой стратегии развития. Указано на необходимость использования социально-этической концепции маркетинга, которая обусловлена выполнением определенных социально-значимых функций, а также социальной ответственностью и этикой предпринимательства в театральном деле. Показано, что активное развитие и применение в теории и практике фестивальной деятельности новых концепций — сервисной и коммуникативной, в основе которых лежит установление долгосрочных взаимовыгодных отношений, как со зрителями, так и другими ключевыми партнерами, предопределено особенностями системы сценических искусств и тенденциями развития сферы услуг в целом. Маркетинг зрелищных услуг требует скоординированной программы взаимодействия между участниками системы взаимоотношений для создания среды, способствующей благожелательному восприятию и отношению к основным и сопутствующим услугам в театральной сфере.

Схема позиционирования фестивального проекта рассмотрена с точки зрения современной теории брендинга. Бренд как совокупность имиджевых, эмоциональных, эксплуатационных характеристик фестиваля вызывает у зрителей определенный набор положительных ассоциаций, отношений, которые формируют доверие и приверженность к бренду. В некотором смысле это создание легенды или нового мифа в общественном сознании. Зритель, покупая билет на спектакль конкретного фестиваля, как бы приобщается к той социальной группе, философию которого выражает этот фестивальный бренд. Зрительская аудитория театрального фестиваля была ранжирована по степени возрастания значимости его бренда, что позволило характеризовать последний «степенью продвинутости» (brand development index), и «степенью лояльности к бренду» (brand loyalty) в целевой аудитории зрителей и в ее отдельных сегментах. Формирование самого бренда, его восприятие, дальнейшее развитие, оценка критериев, позиционирование в той нише художественного рынка, где есть возможность обеспечения его «долгожительства», будет определяться правильностью проведенной сегментации аудитории зрителей и построением взаимоотношений с ними с учетом современных социокультурных тенденций.

9. На примере Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» изучены особенности создания и распределения фестивальных услуг. «Золотая Маска» была учреждена Союзом театральных деятелей РФ в 1994 году и за девять лет своей истории утвердилась как факт театральной жизни России. Главная особенность премии в том, что «Золотая Маска» (в отличие от многих других) — премия профессиональная. Она ежегодно присуждается по итогам прошедшего театрального сезона. Уникальность «Золотой Маски» заключается в том, что в фестивале, предшествующем церемонии вручения премии, представлены все виды театрального искусства: опера, балет, оперетта, мюзикл, драма, театр кукол, современный танец. В 2004 году состоится десятый юбилейный фестиваль. Это уникальный фестиваль, который не просто стал знаковым событием культурной жизни страны, но и реально воплотил в себе классическое понятие «бренда». Именно поэтому каждый год фестивальная афиша обновляется талантливыми молодыми именами, за честь принять участие в нем считают маститые корифеи сцены со своими новыми постановками.

Само участие в фестивале — как оселок, на котором ограниваются бриллианты подлинного искусства- - выявляется в жесткой и трудной состязательной борьбе все то лучшее, что имеет истинную, непреходящую ценность- - и, в конце-концов, отбраковывается фальшивое, конъюнктурное и непрофессиональное.

Бренд фестиваля сегодня стал знаком качества для зрителя, надежным критерием вкуса и мастерства. Сила бренда «Золотой Маски» своеобразно стимулирует как театралов, так и сами творческие коллективы, задавая реальный темп их дальнейшему творческому развитию. Авторитет фестивального бренда сегодня столь велик, что заставляет спонсоров «выстраиваться в очередь».

Так развиваются лучшие традиции нашей национальной культуры. Так сегодня снова поднимается престиж российского театрального искусства на тот высокий уровень, который и снискал ему всемирную славу в истории.

Все изложенное выше позволяет утверждать, что «сложившаяся за последние годы в стране социально-экономическая ситуация существенно изменила традиционные формы бытования театральной жизни. В современном театральном процессе идет формирование принципиально новой системы отношений, новой модели театральной жизни» (28, 11) — а именно, театрального фестиваля как социокультурного феномена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Абанкина Т. В. 10 замечаний о так называемом куль-турном маркетинге // Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. — М.:НИИК, 1990.
  2. С.Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5.
  3. Аудитория СМИ, освещающая события кинофестиваля «Киношок»: социологическое исследование. КОМКОН-Медиа, 2000.
  4. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999.
  5. Е. Маркетинг паблик рилейшнз и культура.http://pressclub.host.ru/tech 22. htm
  6. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и
  7. Ренессанса. — М.: Просвещение, 1990.
  8. JI. Муссолини: диктатура и демагогия. М., 1993.
  9. Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства. Том I, М., 1994.
  10. Г. Мемуары. М.: Музыка, 1962.
  11. Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. —1. СПб.: Питер, 2002.
  12. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, Том 27, 1977.
  13. В.Ю. Культура и массовые коммуникации. — М.: Наука, 1986.
  14. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, 1997.14
Заполнить форму текущей работой