Инструментальные ансамбли с фортепиано Альфреда Шнитке: к проблеме диалога
При раскрытии потенциала инструментальных диалогов были выявлены различные «роли» фортепиано. Один из основных принципов, применяемых едва ли не во всех рассмотренных сочинениях — использование рояля как ударного инструмента (весьма характерная тенденция XX века). Шнитке свойственно противопоставлять «ударный» стиль фортепиано певучему, «вокальному» голосу струнных. Активно использует композитор… Читать ещё >
Содержание
- Введение 4 Первая глава. Инструментальные ансамбли с фортепиано в творчестве Альфреда Шнитке 12 Вторая глава. Специфика инструментальных сочинений для двух инструментов
- 2. 1. Принципы сонатности и особенности сонатной формы
- 2. 2. Сюитный цикл в камерной музыке Шнитке
- 2. 3. Диалогичность рондо Шнитке
- 2. 4. Диалогичность в песенной форме Шнитке
- 2. 5. Диалогичность в ансамблевой миниатюре Шнитке 70 Третья глава. Композиционные особенности больших инструментальных ансамблей Шнитке и роль в них фортепиано
- 3. 1. Традиционные жанры и их претворение в творчестве Шнитке
- 3. 1. 1. Альфред Шнитке — Дмитрий Шостакович: «1п Мешопат» в жанре Фортепианного
- 3. 1. 2. Жанр фортепианного квинтета в творчестве Шнитке
- 3. 1. 3. Жанр серенады в творчестве Шнитке: от традиции к индивидуализации
- 3. 2. Особые жанровые решения Шнитке
- 3. 2. 1. «Диалог» для виолончели и семи инструментов
- 3. 2. 2. «Эпилог» из балета «Пер Гюнт»
3.3. А. Шнитке — Г. Малер. Набросок ко второй части Фортепианного квартета 100 Четвёртая глава. Диалогические принципы в ансамблях с фортепиано, клавесином и органом 106 4.1. Фортепианный ансамбль. «Посвящение
II. Стравинскому, С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу"
4.2. Клавесин в ансамблях Шнитке
4.3. Орган в ансамблях Шнитке.
Звук и отзвук" для тромбона и органа
Список литературы
- Аберт Г. В. А. Моцарт. — Ч. 1. — Кн. 2.- Ч. 2. — Кн. 1. — М.: Музыка, 1980.-638 е.- 1983.-518 с.
- Адорно Т. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001. — 344 с.
- Акишина Е. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке: Дис.. канд. иск. М., 2003. — 269 с.
- Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. — М.: Практика, 1995. 256 с.
- Акопян Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 563 с.
- Альфреду Шнитке посвящается: Сб. науч. тр. / МГИМ им. А. Г. Шнитке / Отв. ред. А. Богданова. М.: МГИМ, 1999. — Вып. 1. — 218 с.
- Альфреду Шнитке посвящается: Сб. науч. тр. / МГИМ им. А. Г. Шнитке / Ред.-сост. А. Богданова. М.: МГИМ, 2001. — Вып. 2. — 244 с.
- Альфреду Шнитке посвящается: Сб. науч. тр. / МГИМ им. А. Г. Шнитке / Отв. ред. А. В. Богданова, Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 2003.-Вып. 3.-317 с.
- Альфреду Шнитке посвящается: Сб. науч. тр. / МГИМ им. А. Г. Шнитке / Отв. ред. А. В. Богданова, Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 2004.-Вып. 4.-312 с.
- Альфреду Шнитке посвящается: Сб. науч. тр. / МГИМ им. А. Г. Шнитке / Отв. ред. А. В. Богданова, Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 2006.-Вып. 5.-344 с.
- Арановский М. Время и судьба // Муз. академия. М., 2006. — № 3. -С. 12−16.
- Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. — М., 1998.-343 с.
- Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сб. ст. — М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 6. — С. 5−44.
- Арнольд И. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста). СПб.: Образование, 1995. — 61 с.
- Арутюнова Н. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке: Коммуникация. Модальность. Дейксис.- М.: Наука, 1992. С. 52−79.
- Арутюнова Н. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Res philologica: Филологич. исследования. — М., JL: Наука, 1990.-С. 71−80.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
- Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов / Сост. Т. Дмитриева-Мей. Л.: Музыка, 1981.-216с.
- Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Сов. композитор, 1975.- 496 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. — М.: Прогресс. Универс: Рея, 1994. 615 с.
- Барт Р. Критика и истина // Зарубежная эстетика и теория XIX XX вв. Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г. К. Косикова. — М.: Издательство Московского университета, 1987. — С.349−387.
- Бахтин М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — 332 с.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ. лит., 1972. -471 с.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искуство, 1979. -423 с.
- Бевз С. Хор в творчестве А. Шнитке: Дис.. канд. иск. — М., 2001. — 241 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -528 с.
- Березовчук Л. О восприятии элементов стиля прошлого в современном произведении // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности: Сб. науч. тр. — Л.: ЛГИТМиК, 1981.-С. 60−80.
- Беседы с Альфредом Шнитке. Сост, автор вступ. статьи А. В. Ивашкин. М.: Классика-ХХ1, 2003. — 320 с.
- Библер В. Понимание Л. С. Выготским внутренней речи и логика диалога // Выготский Л. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — С. 363−376.
- Бобровский В. Инструментальные ансамбли Д. Шостаковича // Шостакович Д. Статьи и материалы / Ред.-сост. Г. Шнеерсон. М.: Советский композитор, 1976. — С. 193−205.
- Бобровский В. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. Исследование. М.: Советский композитор, 1961. -258 с.
- Бобровский В. О камерно-инструментальном творчестве А. Шнитке (конца 60-х — 70-е годы) // Бобровский В. Статьи и исследования. — М., 1990.-С. 282−286.
- Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. — М.: Музыка, 1970. 228 с.
- Бондурянский А. Фортепианные трио Людвига ван Бетховена: открытия и провозвестия // Инструментальная музыка классицизма: вопросы теории и исполнительства. Науч. тр. Московской государственной консерватории. Сборник 22. — М., 1998.— С. 119−131.
- Бонфельд М. Анализ музыкальных произведений, ч. 2. — М.: Владос, 2003.
- Бородин Б. Три тенденции в инструментальном искусстве. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — 222 с.
- Бородин Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: Дис.. докт. иск. -М., 2006. -434 с.
- Бялый И. Из истории фортепианного трио. — М.: Музыка, 1989. — 94 с.
- Валькова В. Музыкальный тематизм — мышление культура: Монография. — Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1992. — 162 с.
- Вартанов С. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский // Музыковедение. М., 2004. — № 1. — С. 28−35.
- Васильева Н. Хоровое творчество А. Шнитке: проблема фактуры: Дис.. канд. иск. СПб., 2000. — 200 с.
- Верба Н. Опера Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова»: опыт интертекстуального анализа: Автореф. дис.. канд. иск. СПб., 2006. -24 с.
- Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 251 с.
- Вобликова А. Симфонические концепции А. Шнитке как явление современной художественной культуры: Дис.. канд. иск. М., 1989. -258 с.
- Волошко С. Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д. Д. Шостаковича: Автореф. дис.. канд. иск. Ростов н/Д., 1996. — 19 с.
- Воскресенская Т. Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано (проблемы, истоки, стадия формирования): Автореф. дис.. канд. иск. СПб., 1992. — 24 с.
- Выготский Л. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
- Гайдамович Т. Избранное. М.: Музыка, 2004. — 544 с.
- Гайдамович Т. Русское фортепианное трио: история жанра. Вопросы интерпретации. М.: Музыка, 2005. — 263 с.
- Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки. Л.: Сов. композитор, 1990. — 286 с.
- Гаспаров Б. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М.: НЛО, 1996. — 352 с.
- Гаспаров М. Прошлое для будущего // Наше наследие. — 1989. № 5 (11).-С. 1−3.
- Гильдинсон Л. К проблеме единства стиля в произведениях А. Шнитке 70-х годов // Советская музыка 70−80-х годов. Стиль и стилевые диалоги: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. — Вып. 82. -С. 80−104.
- Гильдинсон Л. О памяти культуры в творчестве Альфреда Шнитке (на примере Третьей симфонии) // Поэтика музыкальной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1990.-Вып. 113. — С. 78−101.
- Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов. М.: Композитор, 2005.-368 с.
- Головинский Г. Камерные ансамбли А. Бородина. М.: Музыка, 1972.-312 с.
- Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Советский композитор, 1989. — 208 с.
- Гринес О. Жанр фортепианного ансамбля и его воплощение в творчестве И. Стравинского и Н. Метнера: Автореф. дис.. канд. иск. Н. Новгород, 2005. — 23 с.
- Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1984. 256 с.
- Гуляницкая Н. О гармонии А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. М.: Композитор, 2004. — Вып. 4. — С. 157−170.
- Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 432 с.
- Гуляницкая Н. Русская музыка: становление тональной системы XI -XX вв.: Исследование. М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 384 с.
- Демешко Г. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма: Дис.. д-ра иск. — Новосибирск, 2002. 333 с.
- Денисов А. Отражения «Фауста» // Музыкальная академия. — М., 2004,-№ 4.-С. 24−31.
- Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. — 208 с.
- Должанский А. Камерные инструментальные произведения Шостаковича. — М.: Музыка, 1965. 56 с.
- Долинская Е. О русской музыке XX века (60-е 90-е годы). — М.: Композитор, 2003. — 128 с.
- Долинская Е. Стиль инструментального творчества Н. Я. Мясковского и современность. — М.: Музыка, 1985. — 270 с.
- Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003.-296 с.
- Дьячкова Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контектсе культуры: Сб. тр. / Рам им. Гнесиных. М., 1994.-Вып. 129.-С. 17−40.
- Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 1. М.: Музыка, 1995. -367 с.
- Иванов Вяч. Вс. Избранные работы по семиотике и истории культуры. Том 1. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 912 с.
- Ивашкин А. Будущее равнодушно к страстям ушедших времён // Музыкальная академия. М., 2004. — № 4. — С. 15−17.
- Ивашкин А. Шостакович и Шнитке. К проблеме большой симфонии // Музыкальная академия. — М., 1995. № 1. — С. 1−5.
- Иконников А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. — М.: Музыка, 1966. 427 с.
- Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998. — 256 с.
- Инструментальная музыка классицизма: Вопросы теории и исполнительства. Сб. науч. тр. / Московская государственная консерватория / Сост. В. Березин. — М., 1998. — № 22. — 154 с.
- История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие. / Сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. -М.: Музыка, 2005. 576 с.
- История музыки народов СССР. Т. 7. Вып. 2. / Гл. ред. Г. Головинский. М.: ГИИ, 1997. — 238 с.
- История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Левая. СПб.: Композитор, 2005. — 556 с.
- История современной отечественной музыки: Учебник. Вып. 1 / Ред. М. Тараканов. -М.: Музыка, 1995. 480 с.
- Казанцева Л. Автор в музыкальном содержании. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. 248 с.
- Каретников Н. ". по принципу береговой линии" // Киноведческие записки. № 21. 1994. С. 127−132.
- Климовицкий А. Ещё раз о теме-монограмме В-Еб-С-Н // Д. Д. Шостакович: Сб. статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 1996. — С. 249−268.
- Ковалевский Г. «Немецкий текст» в творчестве Альфреда Шнитке («История доктора Иоганна Фауста») // Своё и чужое в европейской культурной традиции. Н. Новгород, 2000. — С. 297−300.
- Ковалевский Г. Фаустовский миф в творчестве Альфреда Шнитке: Автореф. дис.. канд. иск. Н. Новгород, 2006. — 26 с.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976.-368 с.
- Коленько Р. Инструментальный диалог и его значение в творчестве Д. Д. Шостаковича: Дис.. канд. иск. Минск, 1979. — 216 с.
- Кон Ю. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность: Сб. ст. М.: Музыка, 1971. — Вып. 7. — С. 294−318.
- Копылова Н. О звуковой концепции Альфреда Шнитке (на примере Третьего концерта для скрипки и камерного оркестра) // Фактура в системе музыкально-выразительных средств: Межвузовский сб-к. -Красноярск, 1991.-С. 143−163.
- Коротовских М. Аффекты в философии и музыкальном искусстве XVII XVIII веков // Философия и музыка. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. — Вып. 163. — С. 47−56.
- КрасниковаГ. Фактура в музыке XX века: глубинная координата // Алексей Алексеевич Степанов. К 90-летию со дня рождения: Воспоминания, работы учеников, публикации, материалы и документы / РАМ им. Генсиных. М., 2006. — С. 59−70.
- Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004. — 656 с.
- Крылова Л. Функции цитаты в музыкальном тексте // Сов. музыка. — 1975.-№ 8.-С. 92−97.
- Кузьменкова О. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70−90-х годов XX века (симфоническая и инструментальная музыка): Автореф. дис.. канд. иск. — СПб., 2004. -25 с.
- Кустов М. Фортепианные камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича (концептуальный аспект и проблемы интерпретации): Дис. канд. .иск. Ростов-на-Дону, 1996. — 169 с.
- Кюрегян Т. Форма в музыке Х1-ХХ веков. М.: ТЦ Сфера, 1998. — 344 с.
- Лаврова С. Цитирование как проявление принципа комплементарности в творчестве композиторов последней трети XX века: Дис. канд. иск. — СПб., 2005. 189 с.
- Левая Т. Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету // Музыкальная академия. М., 2006. — № 3. — С. 59−62.
- Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974. — 448 с.
- Левко О. Пути обновления жанра камерно-инструментального ансамбля в творчестве русских советских композиторов 60 70-х годов: Автореф. дис.. канд. иск. -М., 1988. — 23 с.
- Лейе Т. Музыкальные жанры, их значение в симфоническом творчестве Д. Д. Шостаковича: Автореф. дис.. канд иск. -М., 1971. — 16 с.
- Ливанова Т. Музыкальная драматургия И. С. Баха и её исторические связи.-М., 1980.
- Лигети Д. Форма в новой музыке // Дьёрдь Лигети: Личность и творчество: Сб. ст. М.: Рос. Ин-т искусствознанмя, 1993. — С. 190−207.
- Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Сов. композитор, 1990. — 312 с.
- Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1995. 320 с.
- Лосев А. Самое само. М.: Эксмо-пресс, 1999. — 1022 с.
- Лосев А. «Я сослан в XX век.»: В 2 тт. Т. 2. — М.: Время, 2002. -688 с.
- Лотман Ю. Культура и взрыв. — М.: Гнозис- Издательская группа «Прогресс», 1992. 272 с.
- Лотман Ю. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб., 1998. — 704 с.
- Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб., 2000. — 704 с.
- Лотман Ю. Семиотика культуры // Лотман Ю. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра, 1992. — Т. 1. — С. 11−128.
- М. Е. Тараканов: Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. Материалы конференции «Фоносфера — человек сообщество» (ред.-сост. Е. М. Тараканова). -М., СПб., 2003. — 300 с.
- Мазель Л. Этюды о Шостаковиче: Статьи и заметки о творчестве. -М.: Сов. композитор, 1986. — 174 с.
- Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.
- Маслий С. Сюита: семантико-драматургический и исторический аспекты исследования. Автореф. дис.. канд. иск. -М., 2003. 24 с.
- Махлина С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. СПб.: Композитор, 2003. — Кн. 1- Кн. 2. — 264 е.- 340 с.
- Медушевский В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 262 с.
- Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке. Л.: Музыка, 1982.- 150 с.
- Михайлов А. Слово и музыка: Музыка как событие в истории слова // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научных конференций. Сборник 36. М.: МГК, 2002. — С. 6−23.
- Михеева Ю. Проблема трагического в русской музыке XX века: (На материале творчества Д. Шостаковича и А. Шнитке): Дис.. канд. филос. наук. М., 1999. — 145 с.
- Моисеев Г. Камерные ансамбли П. И. Чайковского: Дис.. канд. иск. М., 2006.-292 с.
- Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007. — 240 с.
- Музыка России: от средних веков до современности: Сб. статей. -М.: Композитор, 2004. Вып. 1.-376 е.- Вып. 2. — 280 с.
- Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 с.
- Назайкинский Е. Лейтмотив как имя // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научных конференций. Сборник 36. — М.: МГК, 2002.-С. 71−85.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
- Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
- Науменко Т. Дмитрий Шостакович в современном музыковедении: «Феномен двойного смысла» // Музыкальная академия. — М., 2006. — № 3. С. 136−141.
- Неизвестный Денисов: Из Записных книжек (1980/81 1986, 1995) / Сост. В. Ценова. — М.: Композитор, 1997. — 160 с.
- Неизвестный Николай Мясковский. Сборник статей / Ред.-сост. Е. Долинская. М.: Композитор, 2006. — 224 с.
- Некрасова И. Поэтика тишины в отечественной музыке 70−90-х гг. XX века: Автореф. дис.. канд. иск. М., 2005. — 21 с.
- Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973. — 660 с.
- Никитина JI. Советская музыка. История и современность. — М.: Музыка, 1991.-278 с.
- Носина В. Символика музыки И. С. Баха. М.: «Югассика-ХХ1», 2006. — 56 с.
- Ортега-и-Гассет X. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Сост. В. Е. Багно. М.: Искусство, 1991. — 588 с.
- Паисов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М.: Сов. композитор, 1977. — 392 с.
- Петрушанская Е. Музыкальный мир Иосифа Бродского. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2004. — 352 с.
- Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. T. 1.-М.: Юрист, 1995. С. 445−455.
- Поповская О. Символическая программность в советской музыке 70−80-х годов: Автореф. дис.. канд. иск. Л., 1990. — 17 с.
- Потебня А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк., 1990. — 344 с.
- Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 2002. -192 с.
- Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929−1996). Сб. 23. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999.
- Протопопов В. Принципы музыкальной формы И. С. Баха. М.: Музыка, 1981.-355 с.
- Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. — М.: Музгиз, 1961.-476 с.
- Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: Исследование. — Л.: Сов. композитор, 1986.-200 с.
- Раабен- Л. Советская камерно-инструментальная музыка. Л.: Музгиз, 1963. — 340 с.
- Ритм и форма. Сборник статей. СПб.: Издательство «Союз художников», 2002. — 224 с.
- Ромащук И. Альфред Шнитке Гавриил Попов: диалог во времени // Альфреду Шнитке посвящается. — М.: Композитор, 2004. — Вып. 4. -С. 200−207.
- Ромащук И. Гавриил Николаевич Попов. Творчество. Время. Судьба. М., 2000. — 452 с.
- Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. — 381 с.
- Русская музыка’и XX век / Ред. сост. М. Арановский. М., 1997. -876 с.
- Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. — Л.: Музыка, 1997. -160 с.
- Рыжкова Н. К вопросу об индивидуализации формы // Стилевые тенденции в советской музыке 1960−1970-х годов: Сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1979. — С. 46−62.
- Сабинина М. Шостакович симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. -М.: Музыка, 1976. — 477 с.
- Савенко С. Портрет художника в зрелости (А. Г. Шнитке) // Советская музыка. 1981. № 9. С. 35−42.
- Савенко С. Послевоенный музыкальный авангард // Русская музыка и XX век. М., 1997. — С. 407−432.
- Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред.-сост. В. Ценова: — М., 1999. 488 с.
- Свиридова А. Организация музыкальной ткани в позднем инструментальном творчестве Д. Шостаковича: (К вопросу опроявлении принципов монодийности в многоголосии): Дис.. канд. иск.-Л., 1982.- 172 с.
- Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702 с.
- Серова Г. Камерное творчество Бориса Чайковского (некоторые аспекты исполнительского анализа): Автореф. дис.. канд. иск. — СПб, 1994: —25 с.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973.-446 с.
- Слово и музыка. Памяти А. В: Михайлова. Материалы"* научных конференций / Научные труды МГТС им. П. И. Чайковского. Сб. 36: -М.:МГК, 2002.-358 с.
- Современные проблемы советской музыки: Сб. статей / Отв. Ред. и сост. В. Смирнов. Л.: Сов. композитор, 1983. — 144 с.
- Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества: Исследование. — М.: Музыка, 1992. — 203 с.
- Соколов И. По направлению к альтовой сонате // Музыкальная академия. М, 2006. — № 3. — С. 42−48.
- Соловьева А. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. 1965. — № 6. -- С. 103−110.
- Сорокер Я. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. -М.: Советский композитор, 1973. 101 с.
- Степанов Ю. Семиотика концептов // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 603−612.
- Стравинский И. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии. — Л.: Музыка, 1971. — 416 с.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963. — 276 с.
- Тараканова Е. Работа со старой моделью (А. Шнитке. Concerto grosso № 1) // Музыка России: Альманах. М.: Сов. композитор, 1991. -Вып. 9. — С. 231−253.
- Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. ред. В. Ценова. М.: Музыка, 2005. — 624 с.
- Терентьева С. Высокая месса И. С. Баха в свете диалога культур: Автореф. дис.. канд. иск. — Магнитогорск, 1999. -20 с.
- Тиба Д. Симфоническое творчество А. Шнитке: опыт интертекстуального анализа. М.: Композитор, 2004. — 160 с.
- Томашевский Б. Краткий курс поэтики. М.: КДУ, 2006. — 192 с.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. — 277 с.
- Успенский Б. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 360 с.
- Фалалеева Е. Полиязычие в вокальной музыке И. Ф. Стравинского (к постановке проблемы): Автореф. дис.. канд. иск. СПб., 2005. -24 с.
- Философия. Филология. Культура / Под ред. проф. А. А. Тахо-Годи, проф. И. М. Нахова. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 324 с.
- Франтова Т. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века: Автореф. дис.. д-ра иск. М., 2005. — 46 с.
- Холопов Ю. Введение в музыкальную форму. М.: МГК, 2006. -432 с.
- Холопов Ю. Гармония: Практический курс: В 2-х частях: Учебник. -М., 2003.
- Холопов Ю. Гармония: Теоретический курс: Учебник. СПб.: Лань, 2003.-544 с.
- Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 52−104.
- Холопов Ю. Новый музыкальный инструмент: рояль // М. Е. Тараканов: Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. Материалы конференции «Фоносфера — человек сообщество» (ред.-сост. Е. М. Тараканова). -М., СПб., 2003. — С. 252−271.
- Холопов Ю. Очерки современной гармонии: Исследование. — М.: Музыка, 1974. 288 с.
- Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. — 312 с.
- Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. — Челябинск: Аркаим, 2003.-255 с.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. Ч. 1.: Музыкальное произведение как феномен: Учеб. пособие. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1990. 140 с.
- Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. — 310 с.
- Холопова В. София Губайдулина. Монографическое исследование. Интервью С. Губайдулиной / Рестаньо Э. М.: Композитор, 1996. — 360 с.
- Холопова В. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50−80-е годы) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. — Вып. 132. — С. 46−69.
- Холопова В. Фактура: Очерк. М.: Музыка, 1979. — 87 с.
- Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1984. — 320 с.
- Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. — 350 с.
- Хохлова А. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна: Автореф. дис.. канд. иск. М., 2005. -25 с.
- Цареградская Т. Время и ритм в музыке второй половины XX века: О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис: Дис.. д-ра иск. -М., 2002.-359 с.
- Ценова В. Проблемы музыкальной композиции в творчестве московских композиторов 1980-х годов: Дис.. канд. иск. — Вильнюс, 1989. 177 с.
- Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Курс лекций. Вып. 2. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. — 175 с.
- Чигарёва Е. О позднем стиле (инструментальное творчество) // Музыкальная академия. М., 2004. — № 4. — С. 17−23.
- Чигарёва Е. О том, что в музыке (по лекциям и наброскам А. В. Михайлова) // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научных конференций. Сборник 36. М.: МГК, 2002. — С. 23−32.
- Чигарёва Е. Об особенностях претворения классико-романтического жанрового прототипа в сольных инструментальных концертах Альфреда Шнитке 70−80-х годов // История и современность: Сб. науч. тр. / МГК им. П. И. Чайковского. М&bdquo- 1987. — С. 20−33.
- Чигарёва Е. Шнитке и Шёнберг // Альфреду Шнитке посвящается. -М.: МГИМ, 2001. Вып. 2. Ред.-сост. А. В. Богданова. — С. 71−81.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-ХХ1, 2002. -816 с.
- Шнитке А. Дух дышит, где хочет.: Интервью В. Холоповой // Наше наследие. 1990. — № 3 (15). — С. 42−46.
- Шнитке А. Не надо заботиться о чистоте средств // Киноведческие записки. № 21. 1994. С. 104−116.
- Шнитке А. Нужен поиск, нужны изменения привычного Электронный ресурс. // Советский джаз. Режим доступа: http ://www.melody .ru/styles/j azz/master/html/ shnitke. shtml
- Шнитке А. Статьи о музыке / Ред.-сост. А. Ивашкин. М.: Композитор, 2004. — 408 с.
- Шостакович Д. О времени и о себе, 1926−1975. М.: Советский композитор, 1980. — 376 с.
- Шостакович Д. Статьи и материалы / Ред.-сост. Г. Шнеерсон. — М.: Советский композитор, 1976. — 336 с.
- Шостаковичу посвящается: 1906 1996. Сб. статей к 90-летию со дня рождения композитора. / Сост. Е. Долинская. — М., 1997. — 224 с.
- Шостаковичу посвящается. Сб. статей к 100-летию со дня рождения композитора. / Ред.-сост. Е. Долинская. — М., 2007. — 488 с.
- Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М.: Композитор, 2004. — 112 с.
- Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб.: Симпозиум, 2002. -92 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — ТОО ТК «Петрополис», 1998.-432 с.
- Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
- Юровский М. «Шостакович был другом нашей семьи.» // Муз. академия. 2006. — № 4. — С. 54.
- Якобсон Р. Работы о поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. М. JL Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. — 464 с.
- Ястребцев В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания. Т.2. Л.: Музгиз, 1960. — 635 с.
- Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag Eine Festschrift. — Hamburg: Hans Sikorski, 1994. — 320 S.
- Bakhtin M. Discourse in the Novel // The Dialogic Imagination- ed by M. Holquist. Austin: University of Texas Press, 1981. — P. 259−422.
- Burde Т. Alfred Schnittke (Zum Leben und Schaffen des Komponisten). -Kludenbach: GMV, 1993.- 160 S.
- Durrani, Aaminah O. Chorale and Canon in Alfred Schnittke’s Fourth Quartet: Ph. D., Music Theory, Louisana State University, 2005, xiii, 160 p. tbls., mus. Exs., bibliog.
- Ivashkin. A. Alfred Schnittke. London: Phaidon Press Limited, 1996. -240 p.
- Kholopova V. Alfred Schnittke’s works: a new theory of musical content // Seeking the Soul of Music & Drama, 2002. P. 38−44.
- Lesle L. Komponieren in Schriften. Begegnung mit Alfred Schnittke // Neue Zeitschrift fur Musik. 1987. № 7 / 8. — S. 28−32.
- McClean W. The Dialogic Other: Bakhtin’s Theory of Rhetoric // Social Discourse. 1990. — № 3. — P. 234−249.
- Persichetti V. Twentieth-century Harmony. N-Y, 1961.
- Sawenko S. Alfred Schnittke: 4 Concerto grosso/5 Sinfonie // Sowjetische Musik im Licht der Perestroike. Laaber-Verlag, 1990. — S. 131−143.150