Творчество крепостных как социокультурный феномен в художественной культуре России XVIII — первой половине XIX в
Диссертация
Общими исследованиями по крепостному театру являются работа К. Бестужева «Крепостной театр», 1913 года и Э. Бескина, с одноимённым названием, 1927 года. Конкретным крепостным театрам посвящены научные публикации JI. Богданова «Страницы из жизни крепостных театров Владимирского края», 1930 г., J1.A. Кирюшовой «Крепостной театр Н.Г. Шаховского» и Н. Д. Комовской «Из истории крепостного театра… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ТВОРЧЕСТВЕ
- 1. Л. Социальная детерминированность творчества
- 1. 2. Особенности социокультурной ситуации в России
- XVIII. — первой половине XIX веков
- 1. Л. Социальная детерминированность творчества
- Глава 2. ТВОРЧЕСТВО КРЕПОСТНЫХ — ФЕНОМЕН РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
- 2. 1. Значение творчества крепостных в развитии дворянской культуры
- 2. 2. Основные виды художественного творчества крепостных
- 2. 3. Социальная драма крепостной интеллигенции
Список литературы
- Государственный Исторический Музей, архив князей Куракиных, ф. 3, № 1641, л. 116.
- Научный Архив Московского музея-усадьбы Останкино, ф. 1 № 352, л. 139. 156- № 481, л. 1-оп. 1802. л.48.
- Российский Государственный Исторический Архив, ф. 1088, он. 3, д. 99, л. 3- д. 136, л. 25.
- Абалкин Н.А. Рассказы о театре. М.: Молодая гвардия. 1981. -303 е., ил.
- Алексеева А.И. Кольцо графини Шереметевой: Исторические повести. М.: Ассоциация «Московский международный клуб издателей», «Издатель», 1995. — 432 е., ил.
- Амшинская A.M. Тропинин. М.: Искусство, 1970. — 243 е., ил.
- Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / Вопросы философии, № 1. 1995. С, 52−69.
- Афанасьев В.В. Жуковский (ЖЗЛ.- Вып. 10) 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 399 е., ил.
- Баборенко А.И. А. Буниь Материалы для биографии. М.: Худож. лит., 1967.-303 с.
- Басинский II. Приключения жанра / Смена, № 10, 1998. С. 249 255.
- Бахревский В.А. Савва Мамонтов (ЖЗЛ- Вып. 791) М.: Молодая гвардия, 2000, — 513 е.: ил.
- Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М.: Худож. лит., 1994. — 702 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М: Советская 1 оссия, 1979. — 320 с.
- Безсонов С В. Крепостные архитекторы. Опьп исторического исследования. Словарь крепостных архитекторов. М.: из-во Академии Архитектуры, 1938. — 143 е. ил.
- Белогорская P.M. Крепостная кружевная мануфактура князя Алексея Куракина / Труды Гос-ого Исторического музея. Вып. 75: Памятники русской народной культуры XVII XIX веков. — М. 1990. -с.104−116.
- Бердяев Н.А. Душа России. -Л., 1990. 30 с.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 312 с.
- Бескин Э. Крепостной театр. М.-Л.: Кинопечать, 1927. — 31 с.
- Бесклубенко С.Д. Социальная природа искусства (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика», 3) М.: Знание. 1976. — 64 с.
- Бестужев К. Крепостной театр. М.: Дело. 1913. — 96 с.
- Блажнова Т., Кошелева И. Основной инстинкт. Былое и дамы / Крестьянка, № 1, 1998. С. 26−29.
- Богданов Л. Страницы из жизни крепостных театров Владимирского края. Владимир, 1930. — 60 с.
- Богословский Н.В. Тургенев (ЖЗЛ- Вып. 24) 3-е изд. — М&bdquo- Молодая гвардия, 1964. — 416 е., ил.
- Бондаренко А.Ф. Московские колокола. XVII в. -М: SPSL, Русская панорама, 1998. 256 е., ил. *
- Булавина Л. И. Рапопорт В.Л., Унанянц Н. Т. Архангельское. 4-е изд., доп.- ML: Моск. Рабочий. 198!.- 167 е. ил.
- Бунин И.А. Окаянные дни: Повести. Рассказы. Воспоминания. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 640 с.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 367 с
- Вигель Ф.Ф. Записки. М.: Захаров. 2000. — 591 с.
- Виндельбанд В. О свободе воли. Минск: Харвест- М. ACT. 2000. -208 с.
- Врангель Н.П. Помещичья Россия. Усадьбы и их обитатели / ежемесячник для любителей искусства и старины «Старые годы». -1910, июль-сентябрь, с. 5−79.
- Всеволодский-Гренгросс В Н. Театр в России в эпоху отечественной войны. СПб, 1912. — 196 с.
- Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер / Вопросы философии. № 6, 1995. С. 112−121.
- Гаккель Е.В. Крепостная интеллигенция в России во 2-ой половине XVIII 1-ой половине XIX веков / диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Л. 1958. — 387 с.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия -М.: Мысль, 1996. 183 с.
- Герцен А. И Сорока-воровка: Повесть. 3-е изд. — М.: Дет. лит. 1979. -46 е., ил.
- Голицын А.Л. Материалы для истории крепостных помещичьих театров в Орловской губернии. Орёл: Типо-Литография М.П. Гав-рилова, 1901. — 15 с.
- Давыдова М. В Очерки истории русского тег. трально-декорационного искусства XVIII и. XX столетия / диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведческих наук — М. 1972.-343 с.
- Дворянские роды Российской империи. Том 1. Князья. СПб, ИПК «Вести», 1993. — 342 е., ил.
- Дворянские роды Российской империи. Том 3. Князья. М.: Ли-коминвест, 1996. — 278 е., ил.
- Дедюхина B.C. Кусково как историко-культурный комплекс XVIII в. / диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М, 1982. — 204 с.
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах / В кн. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.-е. 213−256.
- Дынник Т. Крепостной театр. М.: ACADEMIA, 1933. — 327 с.
- Евангулова О. С. Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М: Изд-во МГУ, 1994. — 200с.
- Евреинов Н.Н. Крепостные актёры. Популярный исторический очерк. Л.: КУБУЧ, 1925. — 127 с.
- Елизарова Н А. Крепостная актриса Прасковья Ивановна Коватё-ва-Жемчугова. М.: Реклама, 1969. — 32 с.
- Елизарова Н. А. Останкино. М. Московский рабочий, 1955. -132 с.
- Елизарова Н А. Театры Шереметевых. М.: издание останкинского дворца-музея, 1944. — 518 с.
- Зайончковский П. А, Отмена крепостного права в России. Изд. 3. -М.: Просвещение, 1968. 368 с.
- Зеньковский В В. История русской философии. Т.1. Часть 1. -Л.: ЭГО, 1991.-221 с.
- Зиммель Г. Конфликт современной культуры / В кн.: Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 378−399.
- Карраск О. Люблино усадебное и дачное / Наше наследие, № 49, 1999. С. 18−27.
- Карраск О. Усадьба Марфино / Наше Наследие. № 53, 2000. С 28−39.
- Кассирер Э. Лекции по философии и культуре / В кн.: Кульуроло-гия. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 104−163.
- Кашин Н.ГТ. Театр Н. Б. Юсупова / Труды Гос-ой Академии Художественных Наук. Вып. 3. М. 1927. — 44 с.
- Кашуро М. Образ русской женщины / Юный художник, № 3, 1988. С. 7−11.
- Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс. 1996. — 215 с.
- Киреевский И. В. Критика и эстетика (История эстетики в памятниках и документах). М: Искусство, 1979. — 439 с.
- Кирюшова Л.А. Крепостной театр Н.Г. Шаховского / В кн. Люди русского искусства. Горький, 1960. — С. 13−31.
- Киященко Н И., Лейзеров П Л. Искусство и духовный мир человека (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», № 5). М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Клинчин А. Михаил Семенович Щепкин. М.: Искусство, 1964. -106 е., ил.
- Коменский Я.А., Локк Д, Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 416 с.
- Комовская Н.Д. Из истории крепостного театра в Выксе / В кн. Люди русского искусства. Горький, 1960. — С. 31−56.
- Коршунов A.M. Познание и деятельность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1984. — 142 с.
- Коц Е. С. Крепостная интеллигенция. Л.: Сеятель. 1926. — 234 с.
- Крайванова И. От Хмелиты до Тегерана. Жизнь и дела, А С. Грибоедова/ альманах «Памятники Отечества», № 4, 1996. С. 66−103.
- Крепостная актриса / Сост. Н. Попова. Спб: Аврора- Калининград: Янтарный сказ, 2001. — 56 с.
- Крепостной театр, выставка / Путеводитель по выставке. М.: Издание Комитета по устройству выставки, 1927. — 37 с.
- Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея / Сб. документов. М.: Наука, 1994. — 332 с.
- Кузнецов А.Я. В.Г. Вороблевский. Выдающийся деятель крепостного театра 1730−1797. К осмотру вводной выставки музея. М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1949. — 27 е., ил.
- Кузнецов А.Я. Крепостные мастера создатели Останкинского дворца-театра, 2-е изд. — М., 1951.-36 е., ил.
- Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М.: Просвещение. 1984.-160 е., ил.
- Курмачёва М.Д. Крепостная интеллигенция России (вторая половина XVIII начато XIX века). — М.: Наука 1983. — 352 с.
- Кусково. Останкино. Архангельское / В.JI. Рапопорт. И. Г. Семенова Л.В. Тыдман, Н. Т. Унанянц 2-е изд. — М: Искусство. 1981. -208 е., ил. — (Города и музеи мира)
- Левит С.Я. Культурология как интегративная область знания / В кн. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 654 658.
- Леткова Е. Крепостная интеллигенция / Отечественные записки, 1883, № 11.-с. 157−199.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Бы г и традиции русскою дворянства (XVIII начато XIX века). — Спб.: Искусство. 1997.-399 с.
- Маньков А.Г. Крепостное право и дворянство в проекте Уложения 1720−1725 гг. / В кн. Дворянство и крепостной строй России XVI—XVIII вв. / Сб. статей. М: Наука, 1975. — 346 с.
- Маринчик П.Ф. Недопетая песня. Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. J1.-M.: Искусство, 1965. — 147 е., ил.
- Маркина J1. Прекрасные театра игроки / Юный художник. № 12, 1989. С. 38−41.
- Михайлов О Н. Суворов (ЖЗЛ). М.: Молодая гвардия, 1973. -496 с.
- Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М.: Вече, 2000. -416 с.
- Никитенко А.В. Дневник. В трёх томах Т.1. 1826−1857. JL: Гослитиздат, 1955. — 542 с.
- Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Монография. Калининград: Янтар. Сказ, 1999. — 356 с.
- Орлов С.А. На провинциальной сцене / В кн. Люди русского искусства. Горький, 1960. — С. 57−75.
- Останкино. Театр-Дворец / Г. В. Вдовин, Л. А. Лепская. А. Ф. Червяков. М.: Русская книга, 1994. — 319 е., ил.
- Остафьево: Страницы истории усадьбы и её- владельцев. Юбилейный сборник. М.: Атон. 1999. — 106 с.
- Остафьевский сборник. Тезисы докладов научной конференции «Проблемы сохранения и возрождения усадебных комплексов в современных условиях хозяйствования»: Вып. 4. М.: Остафьево, 1995. — 79 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
- Познанский В В. Таланты в неволе. Очерки о крепостных актёрах. М.: Учпедгиз, 1962. — 124 с. 90 11рилежаева-Барская Б. Крепостной художник. 11овесть о жизни художника В. А. Тропинина. Л.: Из-во детской лит-ры, 1956. — 144 е., ил.
- Пушкин, А С. Собрание сочинений в одном томе / Сост. А. А. Саа-кянц. -М.: Худож. лит. 1984. 623 с.
- Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Сосг. Ю. Н. Александров. М.: Моск. рабочий, 1990. -416 с., ил.
- Рассказы о русских актёрах / Сост. М. Д. Седых. М.: Искусство, 1989.- 319 е., ил.
- Розанов В.В. Сочинения. М.: Сов. Россия. 1990. — 592 с.
- Ромм А. Борис Иванович Орловский 1793−1837. М.-Л.: Искусство, 1947. — 19 с.
- Русские просветители (от Радищева до декабристов). Т. 1- М.: Мысль, 1966.-440 с.
- Русские просветители (от Радищева до декабристов). Т. 2. М.: Мысль, 1966.-478 с.
- Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 2 (18) / под ред. Л. В. Иванова. М.: «АИРО — XX», 1996. — 341 е., ил.
- Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5(21). М.: «Жираф», 1999. — 348с., ил.
- Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр / Краткое введение к его типологическому изучению. Л.: Колос, 1924. — 61 с.
- Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов 1729—1802. М.: Искусство, 1973.-211 с.
- Современный философский словарь / Под ред. проф. В. Е. Кемерова. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. — 608 с.
- Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. М.: РГГУ, 1999. — 264 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М: Политиздат, 1992.-543 с.
- Сосновский А. Былое и дамы. Душегубица / Крестьянка, № 5, 1996. С. 85−88.
- Станюкович В.К. Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII в. Л: Русский музей, 1927. — 73 с.
- Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М.: Искусство, 1988. — 334 е., ил.
- Струве П.Б. Избранные сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. — 472 с.
- Толстой Л.Н. Что такое искусство? М.: Современник, 1985. -592 с.
- Тропинин. Московский портретист. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени / Сост. Ю. И. Волгина. М.: РА «СОРЕК», 1995. — 34с. ил.
- Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. Сборник социально-философских произведений. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. — 528 с.
- Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XVIII—XIX вв.еков. -СПб.: Искусство-СПБ, 1995. 208 с.
- Фёдорова В.Ф. Русский театр XIX века М.: Знание, 1983. — 160 с. iCCJ16 $
- Флоренский ll.A. Об одной предпосылке мировоззрения. Сочинения в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. — 797 с.
- Фомичева З.И. А.Г. Венецианов педагог. М.: Академия Художеств СССР, 1952.-142 е., ил.
- Художники школы А. Венецианова / Сосг. Т Алексеева. М.: Советский художник, 1964. — 34 с.
- Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1948. — 179 с.
- Швидковский Д., Шорбан Е. Московские особняки. -М.: ПАНАС-АЭРО. 1997. 127 с.
- Шереметев С.Д. Татьяна Васильевна Шлыкова 1773−1863. изд. 2. — Спб, 1911.-42 с.
- Шереметевы в судьбе России: Воспоминания. Дневники. Письма // Авт.-сост. А. И. Алексеева, М. Д. Ковалёва. М.: издательский дом «Звонница». 2001. — 427 с. 122 11 lee таков ВТ. Искусство и мир в «Мире искусства». М.: Славянский диалог, 1998. — 167 с.
- Штомпка Г1. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс. 1996. -416 с.
- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 10. С.-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона 1893. — 480 с.
- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. Т. 32. С.-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1895, С.659−725.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. М.: МАРТИС, 1995. -320 с.