Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество крепостных как социокультурный феномен в художественной культуре России XVIII — первой половине XIX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общими исследованиями по крепостному театру являются работа К. Бестужева «Крепостной театр», 1913 года и Э. Бескина, с одноимённым названием, 1927 года. Конкретным крепостным театрам посвящены научные публикации JI. Богданова «Страницы из жизни крепостных театров Владимирского края», 1930 г., J1.A. Кирюшовой «Крепостной театр Н.Г. Шаховского» и Н. Д. Комовской «Из истории крепостного театра… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ТВОРЧЕСТВЕ
    • 1. Л. Социальная детерминированность творчества
      • 1. 2. Особенности социокультурной ситуации в России
    • XVIII. — первой половине XIX веков
  • Глава 2. ТВОРЧЕСТВО КРЕПОСТНЫХ — ФЕНОМЕН РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Значение творчества крепостных в развитии дворянской культуры
    • 2. 2. Основные виды художественного творчества крепостных
    • 2. 3. Социальная драма крепостной интеллигенции

Творчество крепостных как социокультурный феномен в художественной культуре России XVIII — первой половине XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе развития нашего общества потребность в культурологическом и социально-философском осмыслении феномена русской культуры в различных её- проявлениях и исторических формах очень важна. Это обуславливается как факторами объективного порядка (необходимостью решения экономических, политических и социальных проблем с учётом специфики отечественного менталитета и социокультурных установок), так и тревожными симптомами нравственных потерь, кризисом национально-культурной идентичности. В ряде публикаций последнего времени нередко имеет место пренебрежительное отношение к историческому прошлому России или достаточно вольное и предвзятое его толкование без привлечения серьёзной научной аргументации. Имеет место и другая тенденция: стремление по-новому осмыслить ставшие привычными факты, освободившись от идеологических клише и устоявшихся стереотипов в оценке культурно-исторического наследия российского социума. В этом плане обращение к анализу творчества крепостных как сложному и неоднозначному социокультурному феномену закономерно и необходимо. Актуальность исследования данного явления русской культуры, развивавшегося в XVIII — первой половине XIX вв., обусловлена несколькими моментами. Во-первых, трактовка творчества крепостных в советской гуманитарной традиции во многом характеризовалась упрощённостью, схематизмом и идеологической зашоренно-стью. Поэтому проведение объективного научного анализа данного феномена в его культурной, социальной, художественной целостности позволит глубже понять механизмы формирования фольклорных пластов русской культуры, их особенности и влияние на динамику российского общества соответствующего периода. Во-вторых, в.

XVIII — первой половине XIX вв. наблюдается выраженная тенденция к синтезу западноевропейских и национальных традиций. На фоне этого синтеза творчество крепостных совершенно специфическим образом отразило не только взаимную адаптацию «западных» и «восточных» художественно-культурных установлений, но и «взаимовлияние и тесную сопряжённость дворянского и народного культурных миров» (Ю.М. Лотман). Исследование форм и проявлений этой сопряжённости позволяет лучше понять не только особенности формирования русской культурной традиции, но и выявить действительный вклад творчества крепостных в создание национального культурного богатства. С другой стороны, это даёт возможность всесторонне изучить культуропорождающую функцию русского дворянства, лучше понять роль элиты в формировании культурных норм и образцов. Наконец, актуальность данного исследования связана с рассмотрением вопроса о возможности свободы творчества в рамках жёстко — детерминированных и регламентированных социальных систем. Данная проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда ценность свободы всё- больше оспаривается и дискредитируется.

Состояние научной разработанности проблемы. Творчество крепостных как целостное культурное явление с присущими ему специфическими особенностями до сих пор не получило должного отражения в научной литературе. В исследованиях, посвященных изучению крепостного права и творческой деятельности крепостных, главный акцент делается на социальных и искусствоведческих аспектах, культурологический же ракурс изучения указанной проблематики остаётся почти не разработанным.

Научный интерес к творчеству крепостных стал формироваться в конце XIX — начале XX веков. В 1905 г. в Петербурге С. Дягилев организовал художественную выставку в Петербурге, на которой впервые были представлены картины крепостных живописцев. Параллельно С. Дягилевым была подготовлена к изданию трёхтомная «История русской живописи». Второй том был посвящен крепостным художникам — Рокотову, Шибанову, Аргунову. Однако, этот том не был издан. Дягилев ограничился публикацией статьи «Портретист Шибанов» в журнале «Мир искусства» [122, С. 106,107]. Вслед за этим, государственный театральный музей имени А. Бахрушина совместно с музеем-усадьбой Останкино, в 1927 году организовали выставку, посвященную крепостному театру. На выставке, с одной стороны, была представлена архитектура наиболее крупных крепостных театров, с другой стороны, отображалась внутренняя жизнь этих театров, в живописи, жанровых сценах, бутафории и декорациях.

Именно анализу крепостного театра посвящено больше всего работ. Наиболее фундаментальной среди них является монография Т. Дынник «Крепостной театр», опубликованная в 1933 г. Автор распределила крепостные театры по городам и усадьбам, установила хронологические рамки существования отдельных театров, выделила типы крепостного театра и принципы их организации, обозначила связь крепостных театров с другими явлениями театральной жизни страны. Также ею была составлена таблица репертуара крепостного театра, в которой она указала название автора, композитора и переводчика пьесы, в каком крепостном театре данная пьеса исполнялась, когда шла на известных сценах — у Медокса и в Петербурге.

Общими исследованиями по крепостному театру являются работа К. Бестужева «Крепостной театр», 1913 года и Э. Бескина, с одноимённым названием, 1927 года. Конкретным крепостным театрам посвящены научные публикации JI. Богданова «Страницы из жизни крепостных театров Владимирского края», 1930 г., J1.A. Кирюшовой «Крепостной театр Н.Г. Шаховского» и Н. Д. Комовской «Из истории крепостного театра в Выксе», опубликованных в 1960 г. А также работа Н. П. Кашина «Театр Н. Б. Юсупова», 1927 г. Она написана на основе анализа приходно-расходных книг Юсупова. Определённый интерес представляет работа АЛ. Голицына «Материалы для истории крепостных помещичьих театров в Орловской губернии», 1901 года. A.JI. Голицын привёл, ценную для нас, купчую оркестра в Орловской губернии, в которой указаны фамилии 44 крепостных музыкантов. Большое количество исследований посвящено крепостному театру графов Шереметевых. К самым значительным из них следует отнести работы В. К. Станюковича и Н А. Елизаровой, а также воспоминания С. Шереметева1. Монография Н. А. Елизаровой «Театры Шереметевых» даёт полную возможность составить представление о блестящем состоянии театрального оборудования, не уступавшем западноевропейским театрам того времени. Также Елизаровой были составлены практически полные списки крепостных актёров, певцов и музыкантов графов Шереметевых. В 1911 и 1925 годах были опубликованы исторические очерки Н. Н. Евреинова «Крепостные актёры», где автор, на фоне исторических портретов, попытался отобразить условия, в которых созревало и расцветало творчество крепостных актёров и дать оценку такому феномену, как крепостной театр.

B.C. Дедюхина в своей диссертации2 выделила параграфы, связанные с талантливыми крепостными. «Домашний крепостной театр» и «Деятельность крепостных мастеров при строительстве.

1 см указанные труды в библиографии.

В С Дедюхина Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Кусково как историко-культурный комплекс XVIII в «- М, 1982 — 204 с.

Кускова". В исследовании М. В. Давыдовой, 1972 гЛ в главе «Театральная живопись XVIII века» приводится материал о крепостных декораторах в Останкино. Искусствовед Спрингис Е. Э. в научно-исследовательской работе2, посвященной усадебному строительству графа Н. П. Шереметева, выделила в отдельный параграф материал об организации работы крепостных мастеров.

Попытки осмысления через призму определённого вида искусства были предприняты Павлом Сергеевичем Шереметевым в 1900 году, сделавшим доклад на совете по кустарным промыслам «О русских художественных промыслах», где он затрагивал вопросы, связанные с творчеством крепостных, профессором архитектуры С. В. Безсоновым в исследовании 30-х г. «Крепостные архитекторы». Безсонов считает, что крепостные архитекторы сыграли большую роль в строительстве классицизма и ампира в России. В ходе своей работы, он составил словарь крепостных архитекторов, в который вошли нигде ранее не звучавшие имена.

В искусствоведческой литературе делались шаги в том направлении, чтобы рассматривать творчество крепостных не обособленно, а в контексте социокультурных изменений, произошедших в России в XVIII — первой половине XIX вв. Наиболее показательными в этом плане являются работы Е С. Коца, Е. Гаккеля, М.Д. Кур-мачёвой. В 1926 году было издано исследование Е С. Коца «Крепостная интеллигенция», в котором автор рассматривал аспекты крепостного творчества во взаимосвязи с социальными и психологическими факторами. Значительная исследовательская работа о творче.

М В Давыдова Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук «Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII — н XX ст «М, 1972 -343 с.

2 Е Э Спрингис Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук «Владелец-заказчик и формирование усадебного комплекса в конце XVIII — начале XIX века» -М, 1999 — 222 с стве крепостных была выполнена в 1953 г. Е. Гаккелем. Правда, большая часть его исследования «Крепостная интеллигенция в России во 2-ои половине XVIII — 1-ой половине XIX веков» посвящена вопросу участия крепостной интеллигенции в революционно-освободительном движении России. К тому же Гаккель считает, что крепостную интеллигенцию не следует ограничивать лицами, находившимися в крепостной зависимости от помещиков. Например, он отмечает, что «их формальное отличие от представителей государственных крестьян не означало существенной разницы в их положении и идеологии» [32, С.6]. Мы эту позицию не разделяем, потому что государственные крестьяне занимались непосредственно «добыванием пропитания» и у них не было времени на обучение, к тому же они могли принимать самостоятельные решения. А крестьяне, зависимые от помещика, выполняли его волю и поэтому по своему положению, с одной стороны, были более закрепощёнными, так как не могли принимать самостоятельных решений, но с другой стороны более свободными по отношению к творчеству, так как помещик выделял им средства и время на обучение. Данной темой в 70-е г. занималась М. Д. Курмачёва, монография1 которой, в большей части, базируется на материале, собранном Гаккелем. Общим недостатком этих научных исследований являе1ся рассмотрение творчес1ва крепостных только через призму социальной детерминации и классового противостояния.

В указанных работах почти не прослеживается разработка обобщающих моделей понимания творчества крепостных. В источниках показаны разные стороны этого явления, но при всём его многообразии и сложности авторы не рассматривают творчество крепо М Д Курмачёва «Крепостная интеллигенция в России (вторая половина XVIII — начало XIX века)» — М, 1983 г — 352 с стных как социокультурную целостность. По интересующей нас проблематике нет упорядоченного справочного материала. Наблюдается множество иногда противоречивых, разрозненных, не приведённых в систему сведений о биографиях, деятельности и творчестве отдельных мастеров. До сих пор отсутствуют теоретические, научно-объективные исследования, в которых творчество крепостных осмысливалось бы в рамках его обобщающей культурологической и социально-философской интерпретации. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что в отечественной культурологической науке творчество крепостных как социокультурный феномен не получило должного отражения и изучение этой проблемы является актуальным с научной точки зрения.

Целью исследования является всесторонний анализ творчества крепостных как целостного явления на основе культурологического подхода к этому феномену, а также выявление его социокультурных особенностей в конкретно-исторических условиях развития русской культуры XVIII — первой половины XIX вв.

Цель исследования раскрывается через решение следующих конкретных задач:

— выявить механизмы и факторы социальной детерминации процессов творчества, определить степень социальной детерминированности творчества крепостных в контексте русской культуры XVIII — первой половины XIX вв.;

— показать взаимосвязь социокультурной ситуации с творческим процессом вообще и творчеством крепостных в частности;

— рассмотреть творчество крепостных крестьян как целостный феномен, занимающий особое место в художественной культуре России XVIII — первой половины XIX вв.;

— проанализировать творческую деятельность крепостных как значимый фактор динамики русской дворянской культуры;

— выделить основные виды художественного творчества крепостных, исследовать их особенности и культурную значимость;

— раскрыть причины и формы проявления социальной драмы крепостной интеллигенции.

Объектом диссертационного исследования является проблема творчества как социокультурного феномена, роль социального фактора в творческом акте и конкретное раскрытие этой проб темы через анализ творчества крепостного крестьянства.

Предметом исследования является проблема творчества крепостных как социокультурного феномена в художественной культуре Рссии XVIII — первой половины XIX веков.

Методологической основой диссертационной работы стал комплексный подход к анализу творчества крепостных крестьян как социокультурного феномена. Сущностью такого подхода явились методы и принципы социально-философского, культурологического и исторического познания.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении творчества крепостных в контексте значимой культурологической проблемы социальной детерминации творчества. Это позволило выделить специфические черты творчества крепостных, определить социальные и культурные факторы его формирования и развития, а также место данного явления в культуре России XVIII — первой половины XIX веков. В диссертации впервые выявлены направления влияния творчества крепостных на динамику дворянской культуры. Новым в диссертации также является определение особенностей развития творчества на крепостнической основе в условиях формирования буржуазных социально-культурных контекстов, складывающихся в России в изучаемый период. При анализе выделенной проблематики диссертант впервые использует открытые им архивные материалы и новые источники. Кроме того, в работе впервые предложена полная атрибуция персоналий крепостных, внёсших существенный вклад в развитие русской культуры как XVIII — первой половины XIX вв., так и последующего времени.

Научно-практическая и методическая значимость исследования заключается в том, что полученные диссертантом результаты способствуют новому представлению о творчестве крепостных крестьян в русской художественной культуре именно как социокультурного феномена. Выводы и материалы диссертационной работы могут быть использованы в учебно-методических целях для подготовки спецкурсов и лекций в рамках существующих гуманитарных дисциплин. Работа может служить монографическим учебным пособием, а также в качестве источника или вспомогательного материала для научно-исследовательских работ по определённой проблематике.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на международной научно-практической конференции «Развитие духовности личности как основа возрождения России» (Москва, Московский государственный университет леса, ноябрь, 2000 г.), на научных конференциях в Московском государственном университете леса (1999 г., 2000 г, 2001 г., 2002). По данной теме в 1996 году был составлен библио1рафический указатель «Крепостной театр России XVIII — н. XIX вв.» (дипломная работа, Московский государственный университет Культуры). Различные аспекты диссертации опубликованы: в учебном пособии для студентов всех специальностей — А. С. Агафонова «Формирование светской культуры в России XVIII века» (издательство Московского государственного университета леса, 2000 г.), в сборнике международной научно-практической конференции «Развитие духовности личности как основа возрождения России» — тезисы доклада «Театр как форма духовного возрождения» (Москва, 2000 г.), в научно-информационном журнале «Лесной Вестник» — статья «Формирование русского театрального искусства» (2001 г. № 3(18)). Материалы диссертации также были использованы при проведении лекционных занятий в Московском государственном Университете леса и на факультативных занятиях в Профессиональном училище города Королёва Московской области.

Структура предлагаемой работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих, соответственно, два и три параграфа, заключения, приложения и библиографии.

В системе поиска материалов по данной теме использовались фонды РГБ, Исторической библиотеки. Библиотеки по Искусству, некоторых областных библиотек, печатная продукция, выпускаемая музеями-усадьбами, информация, предоставленная сотрудниками музейных усадебных комплексов, изданные архивы усадьбы Ос-тафьево, архивные материалы усадеб. Останкино, Архангельское, Марфино, музеев: В. А. Тропинина и художников его времени, театрального музея им. А. А. Бахрушина.

Наши выводы по материалам исследования мы давали в ходе изложения. В качестве рекомендаций нам хотелось бы, чтобы результатом нашей работы воспользовались не только т. е. кто интересуется вопросами, затронутыми в диссертации, но и широкий круг людей, интересующихся отечественной историей и культурой. Более эффективно, как нам кажется, результаты работы могут быть использованы на занятиях в вузах по социальной психологии, культурологии и истории, на школьных занятиях, а также на семинарах по проблемам изучения отечественной истории и культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в настоящей диссертации была взята в качестве исследования объекта важная для понимания социоку льтурных особенностей развития русской культуры проблема крепостного творчества как социального феномена. Была предпринята попытка комплексного подхода к изучению этого феномена с учётом методологических принципов культурологии, социальной философии, истории и психологии. Совокупность этих знаний позволила нам исследовать специфику крепостного творчества в его социокультурной динамике, исторической обусловленности и социально-психологической конкретике. Особенности творчества крепостных могут быть поняты и оценены в связи с социально-экономическим развитием страны, с процессом роста экономического и политического могущества дворянской империи, с идеологической направленностью культурной политики самодержавия, а также в контексте с общеевропейской культурой.

Важнейшим итогом изучения комплексного подхода к крепостному творчеству является осознание значимости этого феномена постижение этого явления в его многогранности как части истории отечественной культуры. Мощные эволюционные процессы, влияние эпохальных, национальных событий и перемен, преобладание театрально-мифологизированного контекста привело этот феномен от местно-прикладного к всеобщему художественно-ценностному явлению. Крепостное творчество и понятие «крепостная интеллигенция» стали неотделимы от художественной системы страны. Крепостная интеллигенция являла собой особую творческую категорию и социально-интеллектуальную структуру. Талантливые крепостные не смогли, в силу обречённости своего положения, стать определяющим звеном в системе закрытого аристократического общества, но имена и достижения многих из них стали гордостью нашего национального искусства.

Крупные масштабы деятельности крепостных интеллигентов, квалификация, полученная в ходе обучения, возможность применения знаний и таланта, высокий уровень работы — все эти моменты выдвигают крепостное искусство на одну ступень с различными достижениями в русской и западноевропейской культуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный Исторический Музей, архив князей Куракиных, ф. 3, № 1641, л. 116.
  2. Научный Архив Московского музея-усадьбы Останкино, ф. 1 № 352, л. 139. 156- № 481, л. 1-оп. 1802. л.48.
  3. Российский Государственный Исторический Архив, ф. 1088, он. 3, д. 99, л. 3- д. 136, л. 25.
  4. Н.А. Рассказы о театре. М.: Молодая гвардия. 1981. -303 е., ил.
  5. А.И. Кольцо графини Шереметевой: Исторические повести. М.: Ассоциация «Московский международный клуб издателей», «Издатель», 1995. — 432 е., ил.
  6. A.M. Тропинин. М.: Искусство, 1970. — 243 е., ил.
  7. В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / Вопросы философии, № 1. 1995. С, 52−69.
  8. В.В. Жуковский (ЖЗЛ.- Вып. 10) 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 399 е., ил.
  9. А.И. А. Буниь Материалы для биографии. М.: Худож. лит., 1967.-303 с.
  10. II. Приключения жанра / Смена, № 10, 1998. С. 249 255.
  11. В.А. Савва Мамонтов (ЖЗЛ- Вып. 791) М.: Молодая гвардия, 2000, — 513 е.: ил.
  12. Ю.А. Воспоминания. М.: Худож. лит., 1994. — 702 с.
  13. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М: Советская 1 оссия, 1979. — 320 с.
  14. Безсонов С В. Крепостные архитекторы. Опьп исторического исследования. Словарь крепостных архитекторов. М.: из-во Академии Архитектуры, 1938. — 143 е. ил.
  15. P.M. Крепостная кружевная мануфактура князя Алексея Куракина / Труды Гос-ого Исторического музея. Вып. 75: Памятники русской народной культуры XVII XIX веков. — М. 1990. -с.104−116.
  16. Н.А. Душа России. -Л., 1990. 30 с.
  17. Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 312 с.
  18. Э. Крепостной театр. М.-Л.: Кинопечать, 1927. — 31 с.
  19. С.Д. Социальная природа искусства (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика», 3) М.: Знание. 1976. — 64 с.
  20. К. Крепостной театр. М.: Дело. 1913. — 96 с.
  21. Т., Кошелева И. Основной инстинкт. Былое и дамы / Крестьянка, № 1, 1998. С. 26−29.
  22. Л. Страницы из жизни крепостных театров Владимирского края. Владимир, 1930. — 60 с.
  23. Н.В. Тургенев (ЖЗЛ- Вып. 24) 3-е изд. — М&bdquo- Молодая гвардия, 1964. — 416 е., ил.
  24. А.Ф. Московские колокола. XVII в. -М: SPSL, Русская панорама, 1998. 256 е., ил. *
  25. Л. И. Рапопорт В.Л., Унанянц Н. Т. Архангельское. 4-е изд., доп.- ML: Моск. Рабочий. 198!.- 167 е. ил.
  26. И.А. Окаянные дни: Повести. Рассказы. Воспоминания. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 640 с.
  27. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 367 с
  28. Ф.Ф. Записки. М.: Захаров. 2000. — 591 с.
  29. В. О свободе воли. Минск: Харвест- М. ACT. 2000. -208 с.
  30. Н.П. Помещичья Россия. Усадьбы и их обитатели / ежемесячник для любителей искусства и старины «Старые годы». -1910, июль-сентябрь, с. 5−79.
  31. Всеволодский-Гренгросс В Н. Театр в России в эпоху отечественной войны. СПб, 1912. — 196 с.
  32. .П. Русский национальный характер / Вопросы философии. № 6, 1995. С. 112−121.
  33. Е.В. Крепостная интеллигенция в России во 2-ой половине XVIII 1-ой половине XIX веков / диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Л. 1958. — 387 с.
  34. Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия -М.: Мысль, 1996. 183 с.
  35. Герцен А. И Сорока-воровка: Повесть. 3-е изд. — М.: Дет. лит. 1979. -46 е., ил.
  36. А.Л. Материалы для истории крепостных помещичьих театров в Орловской губернии. Орёл: Типо-Литография М.П. Гав-рилова, 1901. — 15 с.
  37. Давыдова М. В Очерки истории русского тег. трально-декорационного искусства XVIII и. XX столетия / диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведческих наук — М. 1972.-343 с.
  38. Дворянские роды Российской империи. Том 1. Князья. СПб, ИПК «Вести», 1993. — 342 е., ил.
  39. Дворянские роды Российской империи. Том 3. Князья. М.: Ли-коминвест, 1996. — 278 е., ил.
  40. B.C. Кусково как историко-культурный комплекс XVIII в. / диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М, 1982. — 204 с.
  41. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах / В кн. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.-е. 213−256.
  42. Т. Крепостной театр. М.: ACADEMIA, 1933. — 327 с.
  43. О. С. Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М: Изд-во МГУ, 1994. — 200с.
  44. Н.Н. Крепостные актёры. Популярный исторический очерк. Л.: КУБУЧ, 1925. — 127 с.
  45. Елизарова Н А. Крепостная актриса Прасковья Ивановна Коватё-ва-Жемчугова. М.: Реклама, 1969. — 32 с.
  46. Н. А. Останкино. М. Московский рабочий, 1955. -132 с.
  47. Елизарова Н А. Театры Шереметевых. М.: издание останкинского дворца-музея, 1944. — 518 с.
  48. Зайончковский П. А, Отмена крепостного права в России. Изд. 3. -М.: Просвещение, 1968. 368 с.
  49. Зеньковский В В. История русской философии. Т.1. Часть 1. -Л.: ЭГО, 1991.-221 с.
  50. Г. Конфликт современной культуры / В кн.: Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 378−399.
  51. О. Люблино усадебное и дачное / Наше наследие, № 49, 1999. С. 18−27.
  52. О. Усадьба Марфино / Наше Наследие. № 53, 2000. С 28−39.
  53. Э. Лекции по философии и культуре / В кн.: Кульуроло-гия. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 104−163.
  54. Н.ГТ. Театр Н. Б. Юсупова / Труды Гос-ой Академии Художественных Наук. Вып. 3. М. 1927. — 44 с.
  55. М. Образ русской женщины / Юный художник, № 3, 1988. С. 7−11.
  56. В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс. 1996. — 215 с.
  57. И. В. Критика и эстетика (История эстетики в памятниках и документах). М: Искусство, 1979. — 439 с.
  58. Л.А. Крепостной театр Н.Г. Шаховского / В кн. Люди русского искусства. Горький, 1960. — С. 13−31.
  59. Киященко Н И., Лейзеров П Л. Искусство и духовный мир человека (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», № 5). М.: Знание, 1983. — 64 с.
  60. А. Михаил Семенович Щепкин. М.: Искусство, 1964. -106 е., ил.
  61. Я.А., Локк Д, Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 416 с.
  62. Н.Д. Из истории крепостного театра в Выксе / В кн. Люди русского искусства. Горький, 1960. — С. 31−56.
  63. A.M. Познание и деятельность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1984. — 142 с.
  64. Коц Е. С. Крепостная интеллигенция. Л.: Сеятель. 1926. — 234 с.
  65. И. От Хмелиты до Тегерана. Жизнь и дела, А С. Грибоедова/ альманах «Памятники Отечества», № 4, 1996. С. 66−103.
  66. Крепостная актриса / Сост. Н. Попова. Спб: Аврора- Калининград: Янтарный сказ, 2001. — 56 с.
  67. Крепостной театр, выставка / Путеводитель по выставке. М.: Издание Комитета по устройству выставки, 1927. — 37 с.
  68. Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея / Сб. документов. М.: Наука, 1994. — 332 с.
  69. А.Я. В.Г. Вороблевский. Выдающийся деятель крепостного театра 1730−1797. К осмотру вводной выставки музея. М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1949. — 27 е., ил.
  70. А.Я. Крепостные мастера создатели Останкинского дворца-театра, 2-е изд. — М., 1951.-36 е., ил.
  71. А.И. У истоков русского театра. М.: Просвещение. 1984.-160 е., ил.
  72. М.Д. Крепостная интеллигенция России (вторая половина XVIII начато XIX века). — М.: Наука 1983. — 352 с.
  73. Кусково. Останкино. Архангельское / В.JI. Рапопорт. И. Г. Семенова Л.В. Тыдман, Н. Т. Унанянц 2-е изд. — М: Искусство. 1981. -208 е., ил. — (Города и музеи мира)
  74. С.Я. Культурология как интегративная область знания / В кн. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 654 658.
  75. Е. Крепостная интеллигенция / Отечественные записки, 1883, № 11.-с. 157−199.
  76. Ю.М. Беседы о русской культуре. Бы г и традиции русскою дворянства (XVIII начато XIX века). — Спб.: Искусство. 1997.-399 с.
  77. А.Г. Крепостное право и дворянство в проекте Уложения 1720−1725 гг. / В кн. Дворянство и крепостной строй России XVI—XVIII вв. / Сб. статей. М: Наука, 1975. — 346 с.
  78. П.Ф. Недопетая песня. Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. J1.-M.: Искусство, 1965. — 147 е., ил.
  79. Маркина J1. Прекрасные театра игроки / Юный художник. № 12, 1989. С. 38−41.
  80. Михайлов О Н. Суворов (ЖЗЛ). М.: Молодая гвардия, 1973. -496 с.
  81. А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М.: Вече, 2000. -416 с.
  82. А.В. Дневник. В трёх томах Т.1. 1826−1857. JL: Гослитиздат, 1955. — 542 с.
  83. В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Монография. Калининград: Янтар. Сказ, 1999. — 356 с.
  84. С.А. На провинциальной сцене / В кн. Люди русского искусства. Горький, 1960. — С. 57−75.
  85. Останкино. Театр-Дворец / Г. В. Вдовин, Л. А. Лепская. А. Ф. Червяков. М.: Русская книга, 1994. — 319 е., ил.
  86. Остафьево: Страницы истории усадьбы и её- владельцев. Юбилейный сборник. М.: Атон. 1999. — 106 с.
  87. Остафьевский сборник. Тезисы докладов научной конференции «Проблемы сохранения и возрождения усадебных комплексов в современных условиях хозяйствования»: Вып. 4. М.: Остафьево, 1995. — 79 с.
  88. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  89. Познанский В В. Таланты в неволе. Очерки о крепостных актёрах. М.: Учпедгиз, 1962. — 124 с. 90 11рилежаева-Барская Б. Крепостной художник. 11овесть о жизни художника В. А. Тропинина. Л.: Из-во детской лит-ры, 1956. — 144 е., ил.
  90. Пушкин, А С. Собрание сочинений в одном томе / Сост. А. А. Саа-кянц. -М.: Худож. лит. 1984. 623 с.
  91. М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Сосг. Ю. Н. Александров. М.: Моск. рабочий, 1990. -416 с., ил.
  92. Рассказы о русских актёрах / Сост. М. Д. Седых. М.: Искусство, 1989.- 319 е., ил.
  93. В.В. Сочинения. М.: Сов. Россия. 1990. — 592 с.
  94. А. Борис Иванович Орловский 1793−1837. М.-Л.: Искусство, 1947. — 19 с.
  95. Русские просветители (от Радищева до декабристов). Т. 1- М.: Мысль, 1966.-440 с.
  96. Русские просветители (от Радищева до декабристов). Т. 2. М.: Мысль, 1966.-478 с.
  97. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 2 (18) / под ред. Л. В. Иванова. М.: «АИРО — XX», 1996. — 341 е., ил.
  98. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5(21). М.: «Жираф», 1999. — 348с., ил.
  99. В.Г. Крепостной усадебный театр / Краткое введение к его типологическому изучению. Л.: Колос, 1924. — 61 с.
  100. Т.А. Иван Петрович Аргунов 1729—1802. М.: Искусство, 1973.-211 с.
  101. Современный философский словарь / Под ред. проф. В. Е. Кемерова. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. — 608 с.
  102. .М. Художественный язык русского лубка. М.: РГГУ, 1999. — 264 с.
  103. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М: Политиздат, 1992.-543 с.
  104. А. Былое и дамы. Душегубица / Крестьянка, № 5, 1996. С. 85−88.
  105. В.К. Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII в. Л: Русский музей, 1927. — 73 с.
  106. Л. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М.: Искусство, 1988. — 334 е., ил.
  107. П.Б. Избранные сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. — 472 с.
  108. Л.Н. Что такое искусство? М.: Современник, 1985. -592 с.
  109. Тропинин. Московский портретист. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени / Сост. Ю. И. Волгина. М.: РА «СОРЕК», 1995. — 34с. ил.
  110. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. Сборник социально-философских произведений. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. — 528 с.
  111. И.Н. Лаковая живопись в России XVIII—XIX вв.еков. -СПб.: Искусство-СПБ, 1995. 208 с.
  112. В.Ф. Русский театр XIX века М.: Знание, 1983. — 160 с. iCCJ16 $
  113. ll.A. Об одной предпосылке мировоззрения. Сочинения в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. — 797 с.
  114. З.И. А.Г. Венецианов педагог. М.: Академия Художеств СССР, 1952.-142 е., ил.
  115. Художники школы А. Венецианова / Сосг. Т Алексеева. М.: Советский художник, 1964. — 34 с.
  116. Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1948. — 179 с.
  117. Д., Шорбан Е. Московские особняки. -М.: ПАНАС-АЭРО. 1997. 127 с.
  118. С.Д. Татьяна Васильевна Шлыкова 1773−1863. изд. 2. — Спб, 1911.-42 с.
  119. Шереметевы в судьбе России: Воспоминания. Дневники. Письма // Авт.-сост. А. И. Алексеева, М. Д. Ковалёва. М.: издательский дом «Звонница». 2001. — 427 с. 122 11 lee таков ВТ. Искусство и мир в «Мире искусства». М.: Славянский диалог, 1998. — 167 с.
  120. Штомпка Г1. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс. 1996. -416 с.
  121. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 10. С.-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона 1893. — 480 с.
  122. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. Т. 32. С.-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1895, С.659−725.
  123. Юнг К. Г. Аналитическая психология. М.: МАРТИС, 1995. -320 с.
Заполнить форму текущей работой