Особенности пластического искусства в драматическом театре Запада и Востока
Диссертация
Сегодня пластическое искусство Запада в контексте драматического театра значительно расширяет своё пространство. Становится повсеместным использование сцен с применением пластики, пантомимы, танца. Значение пластической подготовки тем самым остается актуальным, с множеством вопросов и проблем. Одним из которых является чисто интеллектуальнопрагматическое отношение западных актеров к пластическому… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. «Историческая ретроспектива пластического искусства в европейском театре от эпохи античности до современности»
- 1. 1. Виды пластического искусства — танец и пантомима
- — в эпоху античности
- 1. 2. Характерные особенности пластического искусства в европейском театре X—XIX вв.
- 1. 3. Пластическое искусство в XX веке как средство для открытия новых пространств, как путь решения проблемы вербализации драматического театра
- Глава II. Пластическое искусство в театрах Юго-Восточной Азии
- 2. 1. Медитативные практики йоги как основа исполнительского искусства в индийской танцевальной драме
- 2. 2. Народные и религиозные формы пластической культуры Бурятии
- 2. 3. Пластическое искусство в Пекинской музыкальной драме как синтез предшествующих театральных форм и направлений
- 2. 4. Практика дзадзэн как основной метод в подготовке актера, Но и пластическое искусство театра Кабуки как проявление синтетичности актерского искусства
- 2. 5. Пластическое искусство в театре Запад — Восток сегодня и проблемы их взаимодействия
Список литературы
- Авдеев А.Д. Происхождение театра: Элементы театра в первобытнообщинном строе. JI-M. 1959 266 с.
- Анарина Н.Г. Японский театр Но. М., Наука, 1984 213 с.
- Антология дзэн. Челябинск. 2004 456 с.
- Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. М. 1993 192 с.
- Арто А. Театр и его двойник. СПб. 2000 440 с.
- Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до конца XVIII века. М. 1977−576 с.
- Бассехес А.И. За сорок лет: Театр, скульптура, живопись, графика. М. 1976−293 с.
- Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М. 1979 391 с.
- Барро Ж.-Л. Размышление о театре. М., 1963. 303 с.
- Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1965 527 с.
- Башинджагян Н.З. Время и место Гротовского: Бедный театр и за пределами театра. Театр XX века М. 2003 289−316 с.
- Брехт Б. Театр, т.5, ч.2, М. 1965 566 с.
- Блок Л.Д. Классический танец история и современность. М. 1987 556 с.
- Словарь русского языка, в 4-х тт. М. 1983. Т. 3 752 с.
- Боннар А. Греческая цивилизация. Зх тт. М. 1992. Т. 1 269 с. Т. 2 -331 с. Т. 3 -399 с.
- Бонгард-Левин Г. М. Индия в древности. СПб. 2001 813 с.
- Бояджиев Г. Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Л. 1973 -471 с.
- Бояджиев Г. Н. Театральный Париж сегодня. М. 1960 129 с.
- Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М. 1988−350 с.
- Брабич В., Плетнев Г. Зрелища древнего мира М., 1971 79 с.
- Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. М. 2003 376 с.
- Брук П. Блуждающая точка. СПб. 1996 270 с.
- Брук П. Нити времени. М. 2005 384 с.
- Бабкина М.П., Потабенко С. И. Народный театр Индии М. 1964 168 с.
- Вагнер Р. Избранные работы. М. 1978 695 с.
- Варгафтик Е.С. Елена Вайгель. Л. 1976 191 с.
- Вербицкая А. Основы сценического движения. М. 1975 197 с.
- Взаимодействие культур Востока и Запада. Сб. научных статей. М., Наука, 1987−200 с.
- Взаимосвязи. Театр в контексте культуры. Сб. науч. тр. JI. 1991 156 с.
- Владимирцев Б. Тибетские театральные представления М. Пб. ж. Восток, № 3. 1923.
- Виноградова Н.А., Николаева Н. С. Малая история искусств: Искусство стран Дальнего Востока. М. 1979 372 с.
- Виктюк Р.Г. Роман с самим собой. М. 2003 488 с.
- Вопросы театра. Сб. ст. Всероссийского театрального общества. ВНИИ искусствознания. М. 1986−272 с.
- Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х тт. М. 1992. Т. 1 -339 е., Т. 2−383 с.
- Гарги Б. Театр и танец Индии. М. 1963 163 с.
- Гайда И.В. Китайский традиционный театр сицюй. М. 1971 126 с.
- Гаспаров M.JI. Путешествие по культурной карте Древней Греции. М. 2004- 120 с.
- Гвоздев А.А. Западноевропейский театр. На рубеже XIX и XX столетий. Очерки. Л-М. 1939−376 с.
- Гительман Л.И. Идейно-творческие поиски французской режиссуры. Л. 1988−72 с.
- Гильдбурд Г. И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. Томск. 1984 — 197 с.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. М-Л. 1967 295 с.
- Глумова-Глухарева Э. И. Западный театр сегодня М. 1966 184 с.
- Головня В.В. История античного театра М. 1972 399 с.
- Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. М. 1986 188 с.
- Голыгина К.И. Великий предел М. 1995 364 с.
- Горевалов И.И. Боевые искусства мира. Йошкар-Ола. 1994 560 с.
- Грасси П. Мой театр М. 1982 312 с.
- Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М. 1979 368 с.
- Гришелева Л.Д. Театр современной Японии. М. 1977 237 с.
- Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику. М. 2003 -351 с.
- Дживелегов А.К. Народная итальянская комедия. М. 1962 288 с.
- Добровольская Г. Н. Пантомима. Танец. Балет. Л. 1975 128 с.
- Догэн Путь к пробуждению. СПб. 2001 384 с.
- Диалог истории и искусства. Сб. ст. СПб. 1999−221 с.
- Дунаева Е.А. Автор-ты: из истории возникновения западноевропейской режиссуры. М. 1994 200 с.
- Хамамура Е., Сугавара Т., Киносита Д., Минами X., Кабуки. М. 1965 -204 с.
- Дунаева Е.А. Народный театр французского средневековья. М. 1990 -128 с.
- Западное искусство XX век: Проблема развития западного искусства XX века. Сб. ст. СПб. 2001 216 с.
- Записки Джозефа Гримальди. М. 1979 336 с.
- Зейдльмайр Ганс. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб. 2000 272 с.
- Зингерман Б.И. Гастроли западных театров в Москве / Б. И. Зингерман // Диалог культур: Проблемы взаимодействия русского и мирового театра XX века. М. 1997- 136−149 с.
- Зубков А.Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих М. 1991 -192 с.
- Иллюстрированная история мирового театра М. 1999 582 с.
- История западноевропейского театра М. в 8-и тт. 1957- 1985 гг., Т. 1 -. Т. 2 -. Т. 3 688 с. Т. 4 — 667 с. Т. 5 — 639 с. Т. 6 — 656 с. Т. 7 — 536 с. Т. 8 -431 с.
- История русского драматического театра. М. 2005 734 с.
- Искусство Востока: проблемы эстетического своеобразия. СПб. 1997 -256 с.
- Каган М. С. Холостова Т.В. Культура Философия — Искусство (Диалог) М. 1988−64 с.
- Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М. 1992 — 288 с.
- Каптен Ю. Основы медитации. Самара, 1993 383 с.
- Каллистов Д.П. Античный театр. JI. 1970 176 с.
- Кашекова И.Э. От античности до модерна. М. 2000 144 с.
- Киото С. Современный драматический театр Японии. М. 1973 160 с.
- Клюев В.Г. Театрально эстетические взгляды Брехта. Опыт эстетики Брехта. М. 1966- 183 с.
- Кожик Ф. Дебюро. Л. 1973 292 с.
- Конрад Н.И. Запад и Восток. М. 1966 520 с.
- Театр и драматургия Японии сб. научных статей. М. 1965 163 с.
- Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М. 1982−255 с.
- Кох И. Э. Основы сценического движения. Л. 1962 112 с.
- Кох И. Э. Основы сценического движения. Л. 1970 561 с.
- Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М. 1970−90 с.
- Копцик В.А. Этюды по теории искусства: Диалог естественных и гуманитарных наук. М. 2004 365 с.
- Крэг Э.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М. 1988 397 с.
- Кудашева Т. Руки актера. М. 1970 190 с.
- Кувшинов А.В. Дао Дэ Цзин. Красноярск. 1998 155 с.
- Кларамунт П., Альфонсо, Альбайсин, Флора. Искусство танца фламенко. М., 1984- 183 с.
- Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М. 1978 430 с.
- Кужель Ю.Л. Японский театр Нингё Дзёрури М. 2004 479 с.
- Культура классической Японии: словарь-справочник, Ростов-на-Дону. Харьков. 2002 352 с.
- Кургузов В.Л. Восток-Россия-Запад: Теория и практика межкультурной цивилизации. Улан-Удэ. 2003 350 с.
- Кюне М. Мудры для начинающих. Прозрение для сокровенного. М. 2005 160 с.
- Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М. 1996 367 с.
- Лонген И. Мудры. Простые жесты здоровья. СПб. 2006 128 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991 525 с.
- Мальцева О.Н. Поэтический театр Юрия Любимова. 1964−1998 гг. СПб. 1999−270 с.
- Макарова Г. В. Новые демиурги. Судьба режиссеров и режиссуры в XX веке / Г. В. Макарова // Театр XX века. М., «Индрик», 2003 61−75 с. Ш. Марешаль М. Путь театра М. 1982 — 230 с.
- Ю2.Марков П. А. О театре. М. 1974. Т. 4 639 с.
- Маркова Е. Марсель Марсо. Л., Искусство, 1975 155 с.
- Маркова Е. Современная зарубежная пантомима М., Искусство 1985 -191с.
- Марунова И.Б. Древний театр кхмеров. М. 1980 141 с.
- Масакацу Г. Японский театр Кабуки. М., 1969 230 с.
- Маслов А.А. Синьицюань: Единство формы и воли. ч.1 М. 1993−193с.
- Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли странствия мага и интеллектуала. М. 2005−376 с.
- Минц Н.В. Дэвид Гаррик и театр его времени. М. 1977 127
- Михайлова А.А. О художественной условности М. 1966 319 с.
- Мокульский С.С. О театре. М. 1963 544 с.
- Морозова В.Г. Пластическое воспитание актера. М. 1998 240 с.
- Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. ч.2 М. 1968 644 с.
- Мейерхольд В.Э. Наследие. Автобиографические материалы. М. 1998−744 с.
- Морозова Г. В., Рощупкин П. Е. Кунфу и каратэ: Элементы сценического боя. М. 1991 -47 с.
- Мотокие Д. Предание о цветке стиля. М., Наука, 1989 198 с.
- Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия цам в Бурятии. Улан-Удэ. 1997−40 с.
- Найдакова В.Ц. Бурятский академический театр драмы им. X. Нам-сараева последняя четверть XX в. (1975−2002). Улан-Удэ. 2002 — 310 с.
- На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX века. Сб. ст. М. 1994−254 с.
- Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. М., Искусство, 1976 127 с.
- Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. М. 1988 -191 с.
- Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме М. 2004−304 с.
- Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура нарубеже XIX—XX вв.. М. 1974 392 с.
- Образцова А.Г. Синтез искусств на английской сцене на рубеже XIX -XX вв. М. 1984−367 с.
- Патрис Пави. Словарь театра М. 1991 504 с.
- Позднеев А. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями последнего в народу, СПб., 1887.
- Померанцева JI.E. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнанцзы» II в. до н.э.). М., 1979 — 240 с.
- Полевой В.М. Искусство Греции. 2х тт. Т. 1 536 с. Т. 2 — 408 с.
- Проскурникова Т.Б. Авиньон Жана Вилара: Традиции народного театра во Франции. М. 1989 367 с.
- Проскурникова Т.Б. Театр Франции Судьбы и образы: очерки второй половины XX века. СПб., 2002 — 472 с.
- Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии: материалы международной научной конференции (в 3-х т.) Улан-Удэ. 2000. Т.2−375 с.
- Проблемы стиля и жанра в театральном искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. М. 1979 178 с.
- Пластическое воспитание актера в театральном вузе: Сб. науч. тр. JI. 1987- 117 с.
- Проблемы современного актерского искусства: Сб. науч. тр. JI. 1990 -160 с.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Японцы. М. 1996 400 с.
- Полякова Е.И. Актер двадцатому веку / Е. И. Полякова // Диалог культур. СПб. 1997−5-18 с.
- Рамачарака. Хатха-йога. М. 2004 208 с.
- Розинский Э.А. Безмолвное искусство. Л. 1975 80 с.
- Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство 1898−1908. М. 1989 -383 с.
- Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство 1908−1917. М. 1990 -278 с.
- Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты. М. 1990 464 с.
- Румнев А.А. О пантомиме. М. 1964 244 с.
- Румнев А.А. Пантомима и ее возможности М. 1966 80 с.
- Рутберг И.Г. Искусство пантомимы. Пантомима как форма театра. М., Б.И., 1989- 125 с.
- Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ. М. 1981 160 с.
- Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. М. 1972 96 с.
- Рутберг И.Г. Пантомима. Опыты в аллегории. М. 1976 112 с.
- Рыжакова С.И. Индийский танец искусство преображения. М. 2004 -289 с.
- Рыжакова С.И. Манипури (об одном танцевальном стиле Индии) / С.И. Рыжакова// ЭО. М. 2002 -№ 4- 88−98 с.
- Сартр Ж.П. Воображаемое феноменологическая психология воображения СПб. 2001 -319 с.
- Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVIXVII вв.). М. 1990 276 с.
- Серова С.А. Пекинская музыкальная драма. М. 1970 195 с.
- Серова С.А. Хуан Фань-чо или Зеркало просветленного духа, М. 1979−224 с.
- Сибиряков Н.Н. Станиславский и зарубежный театр. М. 1967 204 с.
- Симонов К. Константин Симонов. Собр. соч. в 6-и тт. Т. З М. 1967 -608 с.
- Синтез в искусстве стран Азии. Сб. ст. М. 1993 222 с.
- Скорнякова М.Г. Сценическое пространство в театре постклассической эпохи / М. Г. Скорнякова // Театр XX века. Закономерности развития. М. 2003 -73−102 с.
- Славский Р. Е Искусство пантомимы. М. 1962 134 с.
- Смирнов-Несвицкий Ю. А. Вахтангов. Л. 1987 248 с.
- Современные зарубежные театральные школы: Межвуз. сб. науч. тр. М. 1987- 191 с.
- Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ. 1990 318 с.
- Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма XII-XIV. М. 1979 334с.
- Созонтов JI.M. Историко-генетические закономерности искусства. Горький. 1974−256 с.
- Стенли-Брейкер Д. Искусство Японии. М. 2002 239 с.
- Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. М. 1980 -79 с.
- Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избранное. М. 1982 510 с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М. 20,03 490 с.
- Сундукова В.Н. Поэтика искусства актера. Ташкент. 1988 183 с.
- Сузуки Т. Материалы V Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова, буклеты Изд. дома МКТС, интервью пресс-конференции с Тадаси Сузуки 29 июня 2003 г.
- Спектакли двадцатого века. М. 2004 488 с.
- Ступников И.В. Английский театр конец XVII начало XVIII вв. JI. 1986−349 с.
- Ступников И.В. Дэвид Гаррик. Л. 1969 230 с.
- Таиров А.Я. О театре. Записки режиссера. Статьи, беседы, речи, письма. М., 1970−604 с.
- Татубаев С.С. Жесты как компонент искусства. А-А. Казахстан. 1979 -109с.
- Театр во времени и пространстве. Сб. науч. тр. М. 2002 342 с.
- Театр им. Евг. Вахтангова 50 сезонов, фотоальбом, М. 1971.
- Театр мимики и жеста JI. 1983 37 с.
- Театр и танец Индии. М. 1987 32 с.
- Театральная энциклопедия т. 1−5. М. 1961. Т. 1- 1215 с. Т. 2 1214 с. Т. 3 — 1087 с. Т.4−1151 с. Т.5−1135 с.
- Театральное искусство Востока: Особенности развития. Сб. науч. тр. М. 1984.- 130 с.
- Теория и экология разума: Материалы Всероссийской конференции Культура. Искусство. Наука, вып. 8 М. 2000 220 с.
- Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск. 1995 254 с.
- Традиции и новаторство в зарубежном театре: Сб. науч. тр. JL 1986 -149 с.
- Тэн И. Философия искусстваМ. 1996−351 с.
- Тюляев С.И. Искусство Индии. М. 1988 342 с.
- Управление дыханием цигун в шаолиньской традиции М. 1990 58 с.
- Февральский А. В. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М. 1978 239 с.
- Феномен актера: профессия, философия, эстетика. Материалы науч. конф. Аспирантов. СПб. 1999 74 с.
- Финкелынтейн E.JI. Жак Копо и театр Старой голубятни. JI. 1971 — 135 с.
- Финкелынтейн E.JI. Картель четырех. JI. 1974 351 с.
- Фирмен Ж. Театр. Беседы. М. 1958 250 с.
- Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. М. 1996−288 с.
- Фишер Р. Искусство буддизма. М. 2001 224 с.
- Фрадкин И.М. Бертольт Брехт. М. 1965 376 с.
- Французский символизм. Драматургия и театр. СПб. 2004 с.480
- Фрейденберг О.М. Миф и театр. М., 1988 131 с.
- Хангалов М.Н. Собрание сочинений: в 3 т. У-У. 2004. Т. 1- 508 с. Т. 2 -312 с. Т.3 -307 с.
- Херсонский Х.Н. Вахтангов. М. 1963 359 с.
- Хрестоматия по истории западноевропейского театра под ред. Мо-кульского С.С. М. 195.3−1955. Т. 1- 816 с. Т. 2 1055 с.
- Художественно-эстетические концепции западноевропейской режиссуры и социокультурная ситуация. М. 1987.
- Цултэм Н.-О. Искусство Монголии: С древнейших времен до начала XX в. М. 1986−230 с.
- Юшкова Е.В. Пластический театр XX века. Диссертация. Ярославль. 2004 243 с.
- Цыбикдоржиев Д.В. Происхождение древнемонгольских воинских культов. Улан-удэ. 2003 292 с.
- Чернова А.Д. Все краски мира, кроме желтой Опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М. 1987 — 219 с.
- Чернова Н.Ю. Вокруг ритуала. Диалог культур. Сб. ст. СПб. 1997 -201−214 с.
- Чехов М.А. О технике актера. М. 2003 490 с.
- Шастина Н.П. Религиозная мистерия «цам» в монастыре «Дзунхуре», ж. Современная Монголия, 1935.
- Шахматова Е.В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока. М. 1997- 153 с.
- Швыдкой М.Е. Секреты одиноких комедиантов. М. 1992 384 с.
- Эндрюс Т. Магия танца. М. 1996 256 с.
- Элькис Г. Я. О пластическом тренаже актера. Киев. 1986 115 с.
- Эфрос А.В. Продолжение театрального романа М. 1993 432 с.
- Эфрос А.В. Книга четвертая. М. 1993 432 с.
- Юрский С.Ю. Кто держит паузу Л. 1977 175 с.
- Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма Новосибирск. 1995 224 с.
- Японский театр. СПб! 1997 750 с.
- Японский театр. Сб. ст. Л-М. 1928 60 с.
- Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск. 1992 -159 с.
- Известный и неизвестный Валерий Инкижинов: жизнь и творчество. Улан-Удэ. 2004 329 с.
- Николаева Д.А. Семантика кругового танца ёхор' у западных бурят/ Д. А. Николаева // Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. истор. наук. Улан-Удэ. 2000−22 с.
- Гэсэр. Бурятский героический эпос. М. 1973 306 с.
- Бабкина М.П., Потабенко С. И. Народный театр Индии. М. 1964 168 с.
- Ланьфан М. Сорок лет на сцене. М. 1963 499 с.
- Ткаченко. Г. А. Культура Китая: словарь справочник. М. 1999 376 с.
- Кацуки С. Практика Дзэн. М. 1990 759 с.
- Калидаса. СакунталаМ. 1955 140с.
- Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб. 1998−456 с.
- Eugenio Barba. Secret of art actore. London and New-York. Centre for performers research book. 1995.
- Ram Gopal/ Classical dances and costumes of India. Adam and Charles Black/London, 1950.
- Forman W/ und Rintschen В/ Lamaistische Tanzmasken/ Der Erlik-Tsam in der Mongolei/Leipzig, 1967.