Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура Декаданса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В периоды наступления декаданса зреет новая стадия в «пути» архетипа. В этом смысле он плодотворная почва, прообраз великого ничто, ихщгшм! Но именно из тьмы, «ничто» и появляется свет «нечто», Декаданс есть низшая точка амплитуды, завершение пути вниз. Чтобы родить новое, нужны крайности добра и зла, разжатая Вселенная. Рождение через упадок, извращение, абсурд. Перед лицом роковых вселенских… Читать ещё >

Содержание

  • I ГЛАВА. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ДЕКАДАНСА
    • 1. Этимология декаданса: научное «измерение» декаданса
    • 2. «Вторичные качества" — мифолоэтическое «измерение» декаданса
    • II. ГЛАВА, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕКАДАНСА
    • 1. Мифологическое «познание» и априоризм «вторичных качеств».,
    • 2. Цвет, звук, синестезия
  • ГЛАВА III. НОВЫЙ ДЕКАДАНС.?.,

Культура Декаданса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена самим временем. «Ведь всякое тело чувствует все, что совершается в универсуме5″ .» Круглая дата всегда порождает настроение «fin de siecle». «Конец времен'5 и иносказание» и реальное положение вещей. Здесь смыкается субъективное и объективное представление о времени. Число неизменно привязано к космическим циклам, оно знак происходящего изменения в отношениях исторической среды человека и пульса окружающего мироздания. Декаданс, как культурное явление, конечно, нельзя сводить однозначно только к определенному году или десятилетию, В известном смысле, любой феномен, проявленный во времени, начиная с золотого века, несет на себе печать упадка. Тем не менее, именно с последними десятилетиями истекшего периода и первыми наступающего связаны пики декаданса.

Но почему именно в эти периоды? И что, собственно" говоря, они собой представляют? В чем специфика этих «здесь — теперь»? Проведенное исследование как раз и есть попытка дать ответ на подобные вопросы. Древняя буддийская мудрость гласит: «надо знать не ответы, а вопросы, которые следует задавать». Эти вопросы задает само время. Эмпирический материал лежит не только в исторических аналогиях" но и прямо под рукой. Возникает уникальная ситуация для попытки создания теории культурного декаданса. Ее уникальность сопряжена с возможностью совмещения двух точек зрения на проблему декаданса: наряду с обширным историческим материалом, взглядом извне, высвечивающим феноменологические параллели, возникает взгляд изнутри — эмоциональное переживание, погруженность в пульсацию декадентского культурного космоса.

1 Лейбниц 1 '.В. Сочинения в 4-х томах. Т. Г. М. 1982, — с. 424.

К концу цикла время убыстряется. Перед нами лежит пантеон щжишвия&тмж образов и ситуаций, промелькнувших за последние столетия. Эффект сжатого времени создаст возможность продуктивного анализа закономерностей развития культуры. Он особенно важен в периоды, когда время «зависает», когда на глазах мутирует форма культурного целого. Может бьиъ сейчас как раз и возникает возможность нового цежполагтт культуры.

Во время перехода. становится ясно, что сциентистеко-нрагматйстсткйй подход к рассмотреник) реальности себя не оправдываетпривычные стереотипы, рациональные схемы рушатся, Даже самые значительные достижения науки не способны сами по себе решить проблемы человечества. «Знание есть только путь к силе. Теоремы, (которые в геометрии являются путем исследования) служат только решеетто проблемы. И всякое умозаключение, в конечном счете, имеет целью действие или практический успех» / Подобное положение вещей относится и к стилю мышления. Как справедливо замечает К. А. Свасьян. «культурный космосградация методов, каждый т которых обладает правом т самоопределение без н аеильствеяного равнения на отличников физико-математической службы7'/ Авторитарно-матричное сознание привело цивилизацию в тупик. Перед человечеством все чаще маячит образ экономической, нравственной катастрофы. Культ формальной рациональности загнал иррациональное на задворки культуры. Но один из модусов логоса — dike. Настало время восстановить права иррационального, иначе оно прорвется само, выплеснется изо всех щелей сциентистской реальности. И, как это обычно бывает, в самых пошлых и вульгарных формах.

1 Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т Iм. 1988, — с. 77. * Свасьян К. А. Вопросы философии. 1988, № 12, — с. 7.

Рубеж веков и., тем более, тысячелетий, всегда отмечен обостренным космологическим сознанием. Для оценки состоянии подобных периодов едва ли можно подобрать понятие более емкое, чем декаданс. «Последние дни истекшего года могут быть соотнесены с хаосом до творения» .1 Именно в такой момент, наряду с интеллектуальной функцией соприсутствует эмоциональное переживание, теория «заряжается» энергетической заинтересованностью. Здесь не стоит бояться эклектизма, игры, излишней глянцевости и даже вульгарности, все это шлейф времен декаданса. Главное — схватить момент космогонии и рассказать о нем соответствующим языком, выразить напряженность его не только в абстрактной теории, но и в особом языке, знаке, ритме. «Не мне, но логосу внемля, мудро согласиться, что все.

О — едино" '," ' И если субъективный логос исследования попадает в такт логоса объективного, значит пойман отпечаток времени, высвечен фрактал, который в будущем развернется во множестве зеркальных отражений и соткет ткань культурного космоса, Это и есть самое существенноезафиксировать в потоке времени моменты вечности, временной праобраз безвременья. Моменты, в которых концентрируются вопросы и ответы ¦трагедии грядущих веков. Ведь в настоящем, тем более таком, лежит предопределение будущего. Именно сейчас формируется структура архетипа, временной прообраз конца времен и воссоздания — первовремени.

В периоды наступления декаданса зреет новая стадия в «пути» архетипа. В этом смысле он плодотворная почва, прообраз великого ничто, ихщгшм! Но именно из тьмы, «ничто» и появляется свет «нечто», Декаданс есть низшая точка амплитуды, завершение пути вниз. Чтобы родить новое, нужны крайности добра и зла, разжатая Вселенная. Рождение через упадок, извращение, абсурд. Перед лицом роковых вселенских сил формируется Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Спб. 1998, — с. 171. 2 Фрагменты ранних греческих философов. Гераклит. Ч. I, М. 1989, — с. 214. психология человека третьего тысячелетия: человека, входящего в жизнь космосаЗдесь — все ярче, все чище само по себе, крайности оттеняют друг друга — невидимое становиться ясным, во тьме виден свет новой жизни" так рождается новый архетип. Взрастить или погубить зародыш нового? Свойство времен декаданса — символичность, иероглиф развертывания в будущем — важно уметь расшифровать иероглиф. Происходит формирование генотипа, структуры «зерна», и от того, как это произойдет, зависит развитие человечества на ближайшие тысячу лет. Подобное толкование может показаться весьма условным. Конечно! Но в абстрактном мышлении все условно, да и когда наступит время «вылезти из сточной канавы и взглянуть на звездное небо?» (О. Уайльд).

Степень научной разработанности проблемы. Исследование декаданса, как явления культуры, имеет свою историю. Но эта история не позволяет говорить ни только о четко очерченной дефиниции, но даже о преемственности и корректности использования термина. Как правило, васомотрсиие данного вопроса предпринималось, исходя из принятых исходных положений, постановка которых предрешала ответ. Общая характеристика декаданса складывалась в довольно размытую дефиницию и крайне искусственное образование, насыщенное негативным эмоциональным контекстом. В широком смысле, декаданс — понятие, описывающее процесс упадка культур и народов (именно в этом смысле оно используется Ш, Монтескье — «Рассуждение о причинах величия и падения римлян», 1734). В более узком плане, декаданс предстает общим наименованием кризисных явлений буржуазной культуры конца 19- нач. 20 в., затронувшим все сферы общества, а особенно культуру, искусство, отразившихся в общественном сознании. Но и в том, и в другом случае анализ вращается вокруг понятий кризиса, упадка, воспроизводится атмосфера безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма и т. п.

Предложенная матрица мышления, быстро приводила к ответу на поставленные вопросы — кризис буржуазного сознаний, антагонизмы социальной действительности, страх перед революцией ш т.п. Попыток создания целостной теории культурного декаданса предпринято не было,.

Особняком здесь стоят имена Макса Нордау и Фридриха Ницше. Не смотря на то, что работа М, Нордау «Вырождение'5 претендует на целостность концепции и тотальное объяснение феномена декаданса, a priori становится ясно, что цель не будет достигнута. Надо признать талант и мастерство Нордау, как писателя и клинициста. Однако, воссоздание в ярких красках картины явления еще не означает глубины синтеза. На его роль претендует медицинский диагноз и крайне натянутые аргументы из области нейрофизиологии и психиатрии. Любая попытка объяснить мир из специфики аргументации отдельной научной дисциплины обречена на неудачу, Нордау, страдающий крайней амбициозностью и снобизмом, попытался с инструментарием психиатра выполнять задачи философии в целом. В данном случае обвинение Нордау в снобизме соответствует стилистически самому духу работ ггсяхиатра, обличающего всех и вся, живущих, но отличным от общепринятых стандартов. Исследование Нордау дает нам обширнейший и со вкусом подобранный эмпирический материал и не более того.

Совсем иная картина открывается нам в творчестве Ф, Ницше, В отличие от Нордау, он не претендует на законченное и структурированное исследование декаданса. Но это явление становится одним из центральных в его философии. Немецкий философ берет только некоторые, впрочем, наиболее существенные, предикаты понятия и использует их в критике культуры. И в данном случае не возникает целостного образования — теории упадка, однако, исследованная область дефиниции декаданса разрабатывается после|1й1йея®8^ ж вполне способна претендовать на одно из магистральных. направлений в развитии концепции. Здесь уже вполне можно говорить о космологическом значении и онтологическом статусе явления декаданса.

Как нечто очевидное в работе используются труды классиков декадентства, и, в известном смысле, практически тождественного ему символизма. Сами эти имена уже можно отнести к области предикатов понятия — Гюиеманс, Меггеряннк, Малларме, Бодлер, Готье, Брюсов, A.M. Добролюбов, Мережковский, В. Иванов, Философов, Гиппиус и т. д.

В культурологических моделях циклического характера (Н. Данилевский, О, Шпенглер, IX Сорокин и дрЛ, в концепциях IX Бердяева, К. Леонтьева, имплицитно присутствует смысловое значение, тождественное понятию декаданс. Типичный пример, в котором обнаруживается это присутствие — «закон поляризации» П. Сорокина, являющийся формой проявления кризиса культуры. Отмечая результаты, полученные вышеупомянутыми авторами, нельзя не заметить, что значительная часть проблем, связанных с явлением декаданса, ускользнула от их взгляда возможно потому, что это явление не стало объектом специального философского анализа, хотя симптомы и причины кризиса культуры описываются достаточно подробно. Кризис и декаданс явления не тождественные. Не только целостность смыслообраза, но даже структура самого явления и содержание понятия «декаданс» остались неопределены. Поэтому & диссертации и предпринята попытка предложить новый, космологический, нео-архаичный подход к решению этой задачи, дать анализ явления декаданса в его возникновении и развитии.

Цели и задачи исследовании. Теория декаданса является ключом к пониманию принципов образования структуры архетипа, логики циклического развития культуры. Если ерединноеть времен «отвечает» за структурную цельность «выбранной» модели культуры, то во времена декаданса происходит сам процесс выбора, рождение нового формообразования или модификация старого. Данный процесс происходит в особой атмосфере «зависшего» времени, в который отсутствует онтологическая и социальная координация.

Основной целью исследования является рассмотрения различных «измерений» явления культурного декаданса, обладающего единым космологическим центром. Мы должны войти в мифопоэтическое пространство-время декаданса, чтобы определить его закономерности и мотивации" увидеть как в недрах иррационального зарождается новый предел. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

2) Выявление дефиниции понятия «декаданс» .

2) Анализ феноменологии процесса декаданса культуре.

3) Выработка гносеологического инструментария, позволяющего адекватно изучить явление.

4) Выход в психоделическое измерение декаданса.

5) Создание набросков идеологии времен декаданса.

6) Воспроизведение текстового декаданса.

Методологической основой исследования является герменевтический метод и аналогии наряду с упованием на интуицию. В вопросах, связанных с гносеологическими аспектами работы мы опирались на положения, выдвинутые И. Кантом, А. Шопенгауэром, А. Бергсоном, М. Хайдеггером, К. Юншм, В разработке общих проблем диссертационного проекта использованы результаты философского осмысления идей Ф. Ницше, О. Шпенглера, П. Сорокина, Н. Данилевского, М. Элиаде, К. Ясперса, М. Мерло-Понти, К. А. Свасьяна, О. Хаксли, Т. Лири, Т. Маккенны, С.Грофа.

Научная не-визня исследования. В постановке цели и задач диссертации, использованных в ней источников и, наконец, в полученных результатах, содержится ряд моментов, обладающих научной новизной. Они сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту;

1) Явление декаданса выводится на космологический уровень.

2) Обосновывается априорная природа «вторичных качеств» .

3) Обнаруживается гносеологическая основа декадентского восприятия, в которой приоритетными становятся «вторичные качества» .

4) «Вторичные качества «являются каналами проникновения в психоделическое «измерение», представляющее собой основу декадентского сознания.

5) Используется предложенный К, Южгом принцип синхрониетичности, альтернативный каузальному, соответствующий мотивациям психоделического «измерения» декаданса.

6) Выдвигается идея зависимости гиперпространства времени от цвета и звука,.

7) Воспроизводится атмосфера лингвистического декаданса.

Практическая значимость,. работы" Полученные в ходе исследования выводы и сам диссертационный материал могут быть использованы при дальнейшей разработке теории декаданса в культурологии, в изучении существенных особенностей освоения культуры и всего спектра проблем, связанных с динамикой культурыв создании идеологии переходав учебном процессе — в курсах лекций по философии, культурологии, философии культуры и истории культурыв подготовке и проведении спецкурсов, в работе проблемных методологических семинаров.

Все перечисленные выше задачи нашли отражение в общем композиционном плане работы. Исходная задача решается в первой главе, остальные соответственно во второй и третьей, В заключении подводятся итоги исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Собранный и проанализированный материал позволяет сделать несколько выводов.

1. Декаданс означает культурную аналогию хаоса, через который осуществляется связь разных уровней бытия. Структурно декаданс есть исход обособившихся объектов. Дихотомическое мировосприятие доводится до крайности. За этой чертой либо полный их разрыв, либо путь к новому творению. Об Апокалипсисе речь не идет, ибо бессмысленно говорить, если нет надежды. Для поэзии нужны крайности добра и зла. Эти крайности и есть суть разжатой Вселенной, суть декадансаПредел деления, тупик целого, максимум крайностей создают пространство момемтадыюети, через которое происходит разрешение в Иное. Явление декаданса представляет собой центральный момент в процессе выбора новых путей развития культуры и создает обширнейшее поле для возможности изучения принципов становления архетипа.

2. В нашем понимании, упадок и декаданс — явления, имеющие общий источник, но превращающиеся в противоположности. Вырождение не следует идеализировать. Упадок он и есть упадок. Мы различаем тотальный упадок, начинающийся с возникновения «плотного» мира от явления культурного декаданса. Последний представляет собой культурную среду с поведенческими структурами, адаптированными к хаосу архетшшческнх форм. Декаданс это предельный момент развития культуры. Систему уже не остановить от вырождения. Остается довести ее до логического завершения. Тогда из тьмы рождается новый мир. Новое появляется из тьмы ночи, а не из серых сумерек. Таков Логос.

1 -И.

3. Пооблема изучений лекшшнеа вояшичю примыкает и.

1 ' ' г ' у I практически отождествляется с проблемой существования живой временной субстанции. Декаданс — это совпадение конца объективного космоса, с концом щсдамообоазования культувы: это конец культурной.

Л ^ пг Ж ' 5? ш/? — — ~: — М — «=. ПГ момент неопределенности, -затухания временной водны культурного образования. Система готова попасть в зону влияния нового космического вихря. Происходит «перегон времени». Пространство и время шарообразныв этом смысле декаданс — момент вдыхания мировым шаром пустотымомент, в первую очередь, ззвисиния между вдохом м выдохом, когда наступает предел дихотомического дроОления. Декаданс онокггрз. &euro-в 11с2тг011.0тхэ го 31зу 11 |э р о ду п с. ггаАт^в ил о гггг. ^а|7?.рАР.

3″ ^'Хг-хЛ ^ Ц^ДЛУ ?.Ы^А ^ Ь^гаш/)^? гь.' лЛ/^'Ь .А. 2. ЗьЗ, а ЙДиУ >

Шь? ?? ?.3. ^ ?-1 «Ь. ??- ^ ЕПиЕ ?1 Е'-УЫ „Ъ“ 5. К» у, а г * ¿-¿-д. г чу^ ччгг1 г ггг^г'^г гч^лгь-'ь-* г чу г? г-" * •Чг'Л л. , х первичными. Сначала они завоевывают себе место рядом с первичными, а затем устремляются к иным измерениям сверх-эмяирической.

4. Основа методологии декаданса — психоделическое сознание.

Ли .М.О IIЛ М г~к ё 01С0 .?1 ^ <х СИЖХжяй 01-хл. вниманий с преобладающей формы и моментальный взгляд в керасчлененное Единство причины всех вещей. Декаданс — «творчески здчиашу пгаптярш» А ггг^атгтелг^тас'-и'л атгйтипя тетспти гатагогат"! — атемпоральнос время и поиитка влияния на стиуктуоу нового вшткл и^5й" атёлм:1ого вечного возврата,екшшне являет собой крайнюю точку, за которой — взгляд из бездны. Ее мертвые глаза — первобытный ужас, Бегство от него и есть человек, культура, разум — творение вообще. Декаданс и есть необходимость этого взгляда, чтобы снобе стремиться прочь от ничто, чтобы стать творцом, чтобы не делить мира на две части, а просто жить. Далее следует выход на другой ярус онтологии. Декадент — это тот, кто слышит волю Дао и приводит ее в исполнение, имея Бога в душе, — в этом суть антиномии. Декаданс избранных — осознанное подключение к универсуму, и через ловушки времени выход в Иное. Игра противоположностей. Декаданс — это выход из глубины универсума в состояние транса, после которого, -возвращение в «реальный» мир и сообщение воли космического принципа. Декаданс это только метод выхода в Иное в «конце времен».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий, Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. M Республика, 1992, — е.334.
  2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М. Мысль. Т. 1. 1976. Т.2. —. 978, Т. 3.- 1981. Т. 4.-1983.
  3. Л. Избранное. Леяиздат. 1984, — е.489.
  4. В.Ф. Античная философия. М. Высшая школа, 1978, с. 543.
  5. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. Прогресс. 1994. с. 616.
  6. Н. Рахманинов. Молодая гвардия 1962, с. 442.
  7. А. Стихотворения, М, Книга. 1988, е.574.
  8. Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М. 19I 6, с. 358.
  9. Ю.Бердяев НА, Самопознание, Л. 1991, = с. 446.11 .Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, Наука. 1990, -с. 221.12.Библия. Л. I 990.
  10. З.Бодлер ill. Искусственный рай. Изд. XXI век. М. 1994, с. 214.14,Будда. Библиографическая библиотека Павленкова, СПб. 1993. Репр. изд. 1891 г., -с.3~ 70,
  11. Ф. Сочинения в 2-х томах. М. Мысль. 1977. 1978, е.575, 567.
  12. Бхагават-гита как она есть. Бхахтиведанта Бук Траст. Л, 1986, с, 832.
  13. Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии. Л. Яеииздат. 1987, с. 171.
  14. Вйрмо Ален и Одетт. Мэтры сюрреализма. СПб. Акад.нроект. 1996, с. 279.
  15. Ван Гог. Письма. Л. Искусство, 1966, — с. 601.23ЛГаяеви Д. Фридрих Ницше, Ростов-на-Дону. Феникс, 1998, с. 380,
  16. Гиппиус 3. Живые лица. Т.1−2. Тбилиси, Мерзни" 1991, ТЛ, с, 398. Т.2, — с. 382.
  17. Гомер, Илиада, М, Правде, 1984, с. 430. 2−6.Гомер. Одиссея. М. Правда. 1984, = с. 318.27Туревич АЖ Категории средневековой культуры. М, Искусство Л972, с, 318,
  18. Гуревич А, Я. История и сага. М. Наужа. 1972, с. 197,
  19. А.Я. «Эдда» и сага. М. Наука, 1979, с. 190.
  20. Т. Сочинения в 2-х томах, М, Мысль. ТЛ. 1989, с, 622, Т.2. 1991, — с. 735.
  21. Греф С, Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания, М. Изд. Тоансперсональнош института, 1997, с, 256.
  22. С., Хэлнфакс Д. Человек перед лицом смерти, М. Изд. Трансперсоналъного института. 1996, с. 246.
  23. НЛ. Россия и Европа, М. Прогресс. 1996, е. 427,
  24. Делез Ж, Ницше. СПб, Аксиома, 1997, с. 186,
  25. ЗЗ.Делез Ж, Различие и повторение. Изд. Петрополис- СПб. 1998, е.
  26. Зб.Добрсшюбов AJML Русские вишеаи, 18СКМ917. Биографический словарь, М, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1992, Т.2,-с. i33−135,37* Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. Мысль. 1986, с. 571.
  27. Н.А. Винсент Ван Гог. М" .Наука. 1984, с. 396.
  28. В .В. Мифы о вселенной. Новосибирск. Наука. 1988, с. 176.40.3еньковекин В. В. История русской философии" Л. Эго. ?991. ТЛ.
  29. ЧЛ, с. 220, ч, 2, — с. 279. Т.2. 41, — с. 254, ч.2, — с, 268.4 «.Иванов В. родное и вселенское. М. Республика. 1994, с. 428.
  30. А.Н., Сухшев BJO. Этос сознания- СПб. 1999, с. 263.
  31. С.Н. Очерки по истории культур©-. СПб. 1998, = с. 407. 44JCaran М. С. Человеческая деятельность. М. Политиздат. 1974,= с. 327.
  32. М.С. Философия культуры, СПб. Петрополис, 1996, с. 414.
  33. И. Сочинения в 6-ти томах. М. Мысль 1965.
  34. Кант и философия в России. М, Наука. 1994, = с. 270.
  35. И. Трактаты и письма, М. Наука, 1982, с. 709.
  36. С. Наслаждение и долг. КиевЛ994, с. 504.
  37. Ф. Уроки мудрости. М. Изд. Трансперсонального институт ! 996, с. 318.
  38. И.С. Духовная культура Вавилонии, М. Наука, 1983, с. i io
  39. Князева Eu, Курдюмов СЛ. Синергетика как новое мировмдение: диалог с И.Пригожиным. Вопросы философии. 1992, № 12, с, 3−20=
  40. Л.К. Основы культурологии. СПб. 1994, с. 340.
  41. Конфуций» Библиографическая библиотека Павлеякова. СПб. 1993. Репр"изд. 1E9I, = с. 71−139.
  42. Г .Л., Фролов Э. Д., Фроянов И, Я. Христианство: античность. Византия. Древняя Русь. Л. Дениздат. 198S, с, 332.
  43. Коран. М, Анс-принт, 1990, с. 510.
  44. Р.Дж. Идея истории, Автобиография. М. Наука. 1980, -с. 485.61Лири Т., Р. Метцнер, Ояперт Р. Психоделический, опыт. М, Никацентр, 1998, с, 227.
  45. А.Ф. Античная философия истории. М. Наука. 1977, с. 207.
  46. Лосев А. Ф, Бытие. Имя, Космос, М. Мысль, 1993, = с, 958.
  47. Ч. Гениальность и помешательство, М, Республика, 1995, -с. 397.
  48. Т. Пища богов. М. Изд. Трансперсональ ного института. 1995,-с, 379.
  49. Мшг и разум. М. Наука. 1994. с. 176.
  50. Мудрецы Китая. СПб. Шгорбур^ХХ! век, 1994, с. 416.
  51. ВМ. Культура и история. М. Политиздат. 1977, с. 199.
  52. Ф. Так говорил Заразустра. СПб, Азбука. 1996, с. 331. ?9.Носова Г. А. Язычество в православии. М. Наука. 1975, — с. 130. 80-Нарский PLC. Кант. М. Мысль. 1976, — а 206.81 .Нарский И. С. Юм. М. Мысль. 1973, с. 178
  53. М. Вырождение. Современные французы. М. Республика. 1995,-с. 398,83.0т Вийона до Аполлинера. Французская поэзия, СПб. Кристалл.1998, с, 574.
  54. Платон. Сочинения в 4-х томах, М. Мысль* ТЛ. 1990, с. 861. Т.2. 1993, — с. 527. Т.3.1994, — с. 527. ТА 1.995, — с. 654.
  55. Платон. Аристотель. М. Молодая гвардия. 1993, с. 383.
  56. Пеихояогая цвета, М, Рефя-Бук Вакяер, 1996, • с. 350.
  57. Писатели Франции. М. Просвещение. 1964, с. 696.
  58. РШ1Ы® Р.-М. Воршведе. Огюст Роден. Письма. Стихи, М. Искусство. 1971, с. 455.
  59. Реаде Дж, 9 Аншеери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб. Петрополис. 1997. Т.4, с. 880.
  60. Русские писатели. Биографический словарь. 1800−1917= М. Научное издательство Российсжаа энцнклоиедия. Т.1. 1989. Т.2. 1992. Т.3.1994.
  61. УьСемушкин АЛЗ. Змпедсжд, М. Мысль, 1985, с, 190, 92. Сербенко НЖ Критика этической концепции Питирмма Сорокина. Автореферат дасс. ЛЛ9&-2* - е. 17.
  62. Свасьян К. А, Феноменологическое познание. Ереван, АН Арм. ССР. 1987, с. 200.
  63. кл. Гете. М. Мысль. 1989, с. 191.
  64. Сатпрем. Шри Ауробиидо или путешествие сознания, Л. Изд. Ленинградского университета. 1989, с. 334.9?.Северянин И. Стихотворения. М. Советская Россия. 1986, с. 464.
  65. Сорокин И Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992, с, 530.
  66. Л. Сочинения в 3-х томах. М, Мысль. Т.1. 1974, с. 484. Т.2. 1974, — е. 479. Т.З. 1974, — с, 543.
  67. К. Декарт. СПб. Мифрия. 1994, е.527. 108. Фихте И. Г. Сочинения в 2-х томах. СПб. Мифрид. 1993-, ТЛ, — с, 687, Т.2, — с. 798.
  68. Фуко М, Историй безумия в классическую эпоху, СПб, Университетская книга, 1987, с. 574,
  69. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М> Изд. Московскогоуниверситета. 1975, с. 400.114,Шопенгауэр А, О чшжртшм корне.,. Мир как воля и представление. ТА, Критика кашовскош философии, М, Наука. 1993, с. 672.
  70. Шопенгауэр А, Мир как воля и представление. Т.П. М, Наука, 1993, с. 671.
  71. Шахнович: М. И. Первобытная шгфологгог ж философии. Л. Наука.1971, с, 239.
  72. М. Миф о вечном возвращении. СПб, Алетейя, 1998-, с, гв .
  73. Юм Д. Трактат" человеческой природе. М. Канон, 1995= ТЛ. кн. 15 с. 400. Т.2. кн.2,3, — с. 416.124J0M Д, Эссе, Естественная история религии. М, Канон. 1996″ с. 460.
  74. Юиг К. Г. Синхрониетичность. М. Рефя-Бук Ваклер. 1997, е. 313.
  75. Лсперс 1С. Ницше и христианство. М. Медиум, 1994, с, 114.
  76. L. МжЧ Мшу Voices. N.Y. 1970, р.78.
Заполнить форму текущей работой