Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль фольклора в формировании образной системы и поэтики художественного текста Ксении Некрасовой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В науке давно заметили, что в преклонном возрасте, на грани ухода из жизни у многих людей появляется ощущение своей неразрывной связи со всем земным и даже с космосом. Человек начинает остро осознавать себя как частицу вселенной. На этой психологической основе во всех религиях сформировались свои мифы о загробном мире и бессмертии души человека. Вероятно, в связи с тяжелыми утратами и болезнью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Художественный мир Ксении Некрасовой как отражение ее человеческой судьбы
  • Глава II. Поэтический текст Ксении Некрасовой: семантика, структура, фольклорные истоки
  • Глава III. Поэтика белых стихов Ксении Некрасовой и роль фольклора в ее формировании

Роль фольклора в формировании образной системы и поэтики художественного текста Ксении Некрасовой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Ксении Некрасовой представляет собой особое явление в русской художественной словесности. По утверждению Н. Савельевой «Верлибры Ксении Некрасовой берут начало в фольклорной традиции, её стихи мудры и прекрасны, а судьба тяжелейшая, как и у большинства поэтов^ Уникальность ее художественного наследия обусловлена прежде всего тем, что начало творческого пути связано с тем периодом, когда традиции русской классики подвергались критике, художественные произведения «корректировались» в связи с новой идеологией и эстетикой, с новой эпохой.

Литературное наследие Ксении Некрасовой невелико, всего несколько изданных сборников стихов и мемуарная проза, но на сегодняшний день оно остается малоисследованным и малоизученным, нет монографических и специальных исследовательских работ по её творчеству, имеется ряд литературоведческих статей М. Алигер, Н. Асеева, В. Тимофеева и др., изданных как предисловие к публикациям ее стихов в сборниках и периодических изданиях, также имеется несколько диссертационных исследований, в которых творческое наследие Ксении Некрасовой рассматривается в духовно-философском контексте мифологической поэзии, это позволяет говорить об актуальности поставленной проблемы.

Объектом исследования является поэтическое творчество и мемуарное наследие Ксении Некрасовой.

Предметом исследования выступают особенности формирования и развития художественно-поэтического мышления Ксении Некрасовой.

Цель исследования, — выявить доминирующие мотивы и концепты в духовном и художественном мышлении поэтессы, формирующие ее мир и философско-гуманистическое сознание. На основе этих положений сформулированы следующие задачи: осмыслить художественное своеобразие лирики поэтессы, специфические формы ее общения с традициями русской классической поэзии и с теми явлениями, которые были характерны для творческих исканий литературной эпохи — времени проявления и развития личностиопределить сущностные качества поэтического мышления Ксении Некрасовой, которые создают образ родины, воспроизводят первородный колорит русской природы и русского языкавыявить корневые точки формирования в художественном творчестве автора концептов устной лирики и совершенно неповторимое своеобразие «фольклорности» ее поэтического языка и образной системыпопытаться расшифровать код поэтического знака Ксении Некрасовой, связанный с неповторимым единством «сотворенной» Богом ЕЕ жизни и «сотворенного» ее словами и мыслями божественного миравыявить роль и идеи юродивого вг «живой жизни» поэтессы и их значение в формировании художественно-философского мира автора, пути творящей личности к святости, нравственному совершенству и духовно-созидательной жертвенностираскрыть особенности гармоничной связи фольклорного и ритми-ко-звукового многообразия в лирике Ксении Некрасовой как непосредственного камертона духовного и психологического состояния творящей личностипоказать жанрово-стилистическое богатство поэтической системы Ксении Некрасовой, образующее внутреннее, структурное единство времени, события, пространства в мышлении автора.

Методологические основы диссертационного исследования сформулированы на сопоставлении типологического, историко-культурного, сравнительно-исторического и поэтико-аналитического подходов к изучению сложного художественного явления, каким, безусловно, является творчество Ксении Некрасовой. К лингвистической, структурально-языковой и метрической системе анализа текстов мы обращаемся в редких случаях, потому что для нашей работы, мы считаем главной, корневой идеей связь фольклорной поэтики с редким случаем исключительности, авторского текста, который весьма внешне идентичен с фольклорным, при этом остается в высшей степени оригинальным, личным. Мы опирались на известные труды С. Аверинцева, И. Арсеньева, А. Ахматовой, М. Бахтина, Н. Бердяева, А. Бушмина, К. Бюлера, В. Вайдле, В. ВиноградоваФ. Жирмунского, JL Звягинцева, Н. Конрада, В. Кухаренко, А. Леонтьева, ЮЛотмана, М. Фуко, В. Хализева и др. Для изучения проблем мифологии использованы труды А. Тахо-Годи, М. Бахтина, А. Лосева и других. Мы обращаемся и к конкретным трудам по проблемам русского литературного процесса 20−30-х и более позднего времени.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что, во-первых, проблема теоретического изучения творчества Ксении Некрасовой в контексте художественных исканий российской духовной жизни XX века ставится в концептуально-последовательной системе именно в нашей работево-вторых, мы определили кардинальную, генеральную линию нашего исследования как единство фольклорного и авторского в эстетических исканиях поэтессыв-третьих, мы рассматриваем творчество Ксении Некрасовой как автономное явление, но пытаемся объяснить корневую связь поэтессы с русской литературной классической традицией в арсенале исканий российской литературы первой половины XX века.

Литературное творчество Ксении Некрасовой мы рассматриваем в контексте литературного процесса, в то же время считаем её художественное наследие совершенно уникальным и самостоятельным явлением. Основные положения, которые выносятся на защиту: 1. В российской (затем общесоюзной) картине мира, которая оказалась фактически важной частью общеславянского культурного наследия, происходили процессы, которые с самого начала размежевали общекультурную славянскую (русскую, украинскую, белорусскую, польскую, югославско-сербскую и др.) традицию на отдельные славянские (особенно восточные) образования, выделив последние в большинстве случаев как идеологические формирования, тем самым поставив на карту существование самой идеи славянско-православной духовности, при этом центрально-европейские и южные славяне оставались под эгидой общей православной идеологии (поляки, чехи, словаки, сербы и др.), что и дало Н. Бердяеву повод высказать известную в науке мысль о том, что Россия (то есть восточные славяне, самые многочисленные в православно-христианском мире), не выполнила своей исторической миссии, не объединила всех славян под эгидой русского православия.

2. В годы возникновения и становления идеологии и эстетики большевизма не могло быть и речи о том, что русская духовность обретает новую волну в своем развитии на корнях православия- («мы на это не пойдем». — Н. Бухарин) — она пошла по пути коммунистического (то есть общетоталитарногоновородового-рабовладельческого) утопизма, в котором нет и не могло, быть места идеологии и многовековой практике русского православияв этой ситуации родилась культура, литература, чуждая идеологии русского православия, затем — всего славянского мирасоциальные идеи, какими бы они ни были привлекательными, не есть еще национальные, в том числе русско-православныепоэтому возникла духовная ситуация в России, чуждая нравственному и морально-эстетическому состоянию нации, она породила антинациональную, следовательно, антиобщенародную культурубыли, конечно, и исключения. В этих исключительно тяжелых условиях зародилась и становилась поэзия Ксении Некрасовой.

3. Огромное количество людей православного звания в одночасье отвернулось от своего духовно-христианского родника — России, послав анафему большевистской хартии и попытавшись обосноваться где-нибудь вне русско-православного пространствана Родине остались те, которые не могли уехать, или единицы, которые не хотели этого сделать, предоставив опустошенное русско-православное пространство большевикам, чаще всего не славянского, а иного происхождениянемногие верили в Россию, но были такие, кто верой, и правдой хотели ей служить (А. Ремизов, Евг. Замятин, М. Шолохов, А. Платонов, Н. Шмелев, И. Бунин, А. Добролюбов). В самый напряженный период 30- годов XX века появились произведения Ксении Некрасовой.

4. Ксения Некрасова привнесла в поэзию и русскую культуру в целом русский духовный мир, пространственно и по времени простирающийся от самых древних «скитовых» образований до сознания сегодняшней трактористки-комсомолкито есть в себе она возродила Россию и хотела убедить всех — в том, что они составляют единую национально-духовную и национально-русскую, православную общность.

5. В поисках русско-православной духовности, имеющей тысячелетнюю историю, она пришла к корневым началам, к слову устному, к эстетике народного творчества, к силе и духу поэтического вдохновения русского художественного сознания — не рационально, не в результате определенных умозаключений или интеллектуально-мозговых решений, а исключительно в результате непосредственного подчинения жизни своей души душе и поискам русского народа, русского христианско- • православного мирапотому картины современного мира (атрибуты новой эпохи) без напряжения приобрели в ее лирике статус вечного, всегдашнего, давно существовавшего, только ожившего в новое время христианского мира.

6: Лирика Ксении Некрасовой оказалась чрезвычайно современной, хотя и не была официально признана, востребована долгие десятилетия, ибо в ней отражены этапы тысячелетнего духовно-нравственного развития опыта русско-православной национальной идеологии. Изучение лирики Ксении Некрасовой представляется в этом ракурсе чрезвычайно современным и необходимымв этом контексте своеобразное юродство, отречение от себя во имя всех, радость и доброта для всех, готовность принятия на себя страданий от мученичества и жертвенности — залог спасения русской души, русской христианско-православной основательности и будущности.

Теоретическая и практическая значимость исследования видится нами в том, что оно может ориентировать сознание современных аналитиков литературы на необходимость всестороннего рассмотрения творческого наследия Ксении Некрасовой с целью воссоздания общей объективной картины русской литературы первой половины XX века, а это, в свою очередь, даст возможность и продиктует необходимость для радикальных изменений критериев в оценке литературного процесса в России 20−30-х годов. Практическое значение работы в том, что материал предлагаемого исследования может быть использован в пересмотре структуры и содержания учебников и учебных пособий по истории русской литературы 20−50-х годов, в создании спецкурсов и семинаров.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, на кафедре литературе Армавирского лингвистического университета и отражены в основных публикациях по теме диссертации и выступления на конференции.

Структура работы продиктована ее содержанием, она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях декларативно-парадной торжественности, ставшей главным пафосом советской литературы 30−50-х годов, не многим поэтам удалось, сохранить подлинность и живость художественного слова, не восхвалять кумиров эпохи, а воспеть свой народ, его неповторимое духовное своеобразие. Одним из этих немногих поэтов была и Ксения Некрасова. Ее белые стихи никак не гармонировали с общим направлением официальной художественной политики, в них ни разу не упоминаются концептуальные символы общественно-политического режима 30−50-х годов: Лишь в одном стихотворении как характернаяпримета времени показана Красная площадь с потоком людей к ленинскому мавзолею у Кремля. Но и эта зарисовка, скорее всего, напоминает народ, идущий в Храм на богослужение, чем-фанатиков, жаждущих лицезреть облик великого вождя. Тем не менее, не будучи «придворной» поэтессой, Ксения Некрасова не стала и представительницей диссидентской литературы. Она душой и сознанием была обращена к русскому народу, к красоте и правде русской земли, воспринимала как Богом данную реальность жизнь простого народа. И она сама жила вместе со своим народом этой суровой, полной страданий жизнью, не отступив ни на шаг от нее, всегда осознавала себя частицей России, русского, народа («Я долго жить должна, — я часть Руси»).

Героями поэтических зарисовок Ксении Некрасовой являются только простые люди — люди труда: рабочие, колхозницы, метельщицы, художники, поэты, мастеровые. Они находят всегда свое место в делах и заботах великой русской земли, и трудятся они, как богатыри-созидатели, чтобы воскресить родные просторы, чтобы упрочить и украсить величие России. Она изображает простых, спешащих на работу людей или метельщиц, представляющих самый нижний срез советской социальной пирамиды. И изображает их с особой поэтической симпатией, свидетельствующей о ее глубинной духовной связи со своим народом.

Годы Великой Отечественной войны стали для Ксении Некрасовой самыми сложными и трудными в ее судьбе и творчестве: гибель сына, болезнь мужа и ее самой, в результате чего она* стала инвалидом. В' лирике Некрасовой это все и сама война нашли глубокое философское осмысление. Поэтесса изображает войну как катастрофу всемирную, несущую неисчислимые бедствия простому народу. В зарисовках военных лет у Ксении Некрасовой показываются, рядовые солдаты, сержанты, летчики, инвалиды, мужеством которых вершился суд на поле брани и которые вынесли на своих плечах все тяготы жестокой войны или стали ее жертвами. И здесь облик войны, ее быт, ее пейзаж имеет весьма своеобычное содержание — осознание всеми защитниками родины своей ответственности перед нею.

Тем не менее, трагедия войны, свои собственные утраты в ней не внесли в творчество Некрасовой1 особого уныния, тоски, ощущения конца жизни и т. д. Лишь в отдельных стихах проскальзывают нотки грусти и, печали, связанные с воспоминаниями. Нищая и бездомная? поэтесса в трудные послевоенные годы, воспевает красоту земной жизни. Отсюда ее стихи наполнены солнцем, запахами цветов и трав. Отсюда ее поэтическое пристрастие к искусству и мастерам искусства: художникам, музыкантам, поэтам, камнерезам, археологам, открывающим искусство древности. Искусство в ее понимании органически связано с красотой земной жизни, воспроизводит и утверждает эту красоту, Созидательный труд человека совершенствует земную красоту, и она поет этому созидательному труду и его мастерам свои гимны.

По характеру поэтики свободные стихи Ксении Некрасовой представляют уникальное явление в русской литературе. В них органически сочетаются, синтезируются традиции русского народного стиха, русской поэзии Х1Х-ХХ столетий с живой народной речью.

Белые, нерифмованные стихи Ксении Некрасовой неразрывно связаны с традициями русской народной поэзии. Поэтесса в качестве ритмомелодической основы своей лирики сознательно избрала нерифмованный стих, который, по ее собственным словам, построен «на глубокой мысли и образе, где словам тесно, а мыслям просторно». Будучи гибким, пластичным, белый стих позволял поэтессе лучше передавать многогранные интонации живой речи. Практикуя различные стихотворные размеры — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, Ксения Некрасова, как правило, свободно переходила с одного стихотворного размера на другой, структурировала стиховые синтагмы часто без соблюдения их канонической симметричности по количеству тех или других стихотворных стоп, практиковала строфы с разным, непропорциональным количеством стихов. Такие свободные стихи позволяли поэтессе широко использовать в структуре произведений и фрагменты живой народной речи, не имеющие стиховой ритмомелодической организации. Такой свободный стих в наибольшей мере отвечал эстетическим взглядам поэтессы, ее главному принципу: «как живу, так и пою».

Отдельные стихи Ксении Некрасовой написаны с канонической строгостью. В них соблюдается пропорциональность ритмики, симметричность стихов в строфе, используется выразительная рифма, В крупноформатных стихах нередко встречаются, рифмованные фрагменты с пропорциональностью ритма и симметричностью строфики. Все это свидетельствует о том, что поэтесса при желании могла успешно пользоваться каноническими формами стиха. Однако, судя по ее высказываниям, ее не устраивали «стародавние ритмы», она искала «новые пронзительные песни», ритм. Новые ритмы, новые пронзительные песни поэтесса нашла в русской народной речи, в народной поэзии, ставших основой ее поэтического творчества.

Богата, многообразна и поэтическая образность стихов Ксении Некрасовой. Она мастерски использует яркие сравнения, метафорические образы, колоритные эпитеты, олицетворения, гиперболы, и другие художественные средства, владеет обширным арсеналом художественных средств, сформированных русской поэзией на всем протяжении ее развития. В целом ряде случаев усложненная метафорическая образность свидетельствует о заметном влиянии поэзии серебряного века — А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина и других авторов. Однако в целом ее образная поэтика в значительно большей мере отражает влияние простого и ясного слога А. Пушкина, открытой простоты русских народных песен, былин, сказок, живой разговорной народной речи. Органическое сочетание этих разных по своим истокам образно-стиховых начал определяет самобытность поэтики Ксении Некрасовой в целом.

В литературной среде советской эпохи было распространено устойчивое мнение, что стихи Ксении Некрасовой слишком просты, наивны, а в ряде случаев представляют обыденную прозу. Наше исследование стихотворных текстов К. Некрасовой (они все исследованы и включены в диссертацию) позволяет решительным образом опровергнуть это расхожее суждение: оно совершенно не состоятельно. За внешней простотой стихов Ксении Некрасовой при тщательном анализе видится и глубина содержания, доходящего до высоких философских размышлений, и отточенное мастерство искусного художника слова. Построенные на народной речевой основе, стихи Ксении Некрасовой, благодаря мастерству поэтессы, буквально искрятся разноцветными красками русской живой речи.

В науке давно заметили, что в преклонном возрасте, на грани ухода из жизни у многих людей появляется ощущение своей неразрывной связи со всем земным и даже с космосом. Человек начинает остро осознавать себя как частицу вселенной. На этой психологической основе во всех религиях сформировались свои мифы о загробном мире и бессмертии души человека. Вероятно, в связи с тяжелыми утратами и болезнью у Ксении Некрасовой рано сформировалось это космическое ощущение своей сопричастности ко всему земному. В органическом сочетании с глубинным народным самосознанием, ощущением себя как частицы народа это определило лирический жизнеутверждающий оптимизм ее стихов, отчетливо противопоставленный официозному оптимизму массовой советской поэзии 3050-х годов. Источником жизнеутверждающего оптимизма Ксении Некрасовой были не политические лозунги эпохи, обещавшие народу коммунистический рай, а глубинное народное понимание того, что политики с их режимами приходят и уходят, а народ бессмертен. И созидательный труд вершится народом не во имя политиков и их режимов, а во имя будущего своего народа, во имя Земли, на которой он живет.

Концептуальными символами ее поэзии были не общественно-политические лозунги эпохи, а совесть, искренность, правда, человечность, труд, красота Земли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. Перевод с итал. СПб., 2001.
  2. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 х т. т.1. М., 1980.
  3. И.С. Из русской культурной и творческой традиции. — М., 1959.
  4. И.С. О лирическом стиле и некоторых лирических темах Пушкина // Записки русской академической группы в, США. Т. 9. -Нью-Йорк, 1975.
  5. Э. Остров Романтики.-М., 1969.. > -., -.
  6. Н. Стихотворения. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. — Mi, 1967. -
  7. . Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1998.
  8. А. Стихотворения. Поэтическая Россия.-Мц 1977.
  9. С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М, 1993.
  10. К. Избранное. Стихотворения, переводы, статьи.- М-, 1980.
  11. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. /Пер. с фр. М., 1989.
  12. А. Собрание сочинений в 4 т. М., 1981.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  14. Бек Т. Как уменьшить на четвертушке небо. О поэтессе Ксении Некрасовой // Лит. газета, 1998, № 39.
  15. Н.А. О назначении человека // Мир философии. М., 1991.
  16. Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны, 1941−1945.-М., 1978.
  17. Бестужев-Марлинский А. А. Собрание стихотворений. Библиотека, поэта.-М., 1948.
  18. П.М. Этюды о русской поэзии. Прага, 1926.
  19. Т. Ксения Некрасова // Крестьянка, 1998, № 4.
  20. А.А. Собрание сочинений в 6 т. Л., 1980.
  21. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
  22. Л.И. Личность. М., 1960.
  23. Д. Сегодня и вчера. М., 1973.
  24. В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход. -М., 1995.
  25. В. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1996.
  26. В. Стихи. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. — М., 1967.
  27. В .Я. Избранное. М., 1982.
  28. С.Н. Нация и человечество (1934) //Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. -Т. 2.-М., 1993.
  29. К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 1993.
  30. В. Полное собрание произведений в 2-х т. М., 1993.
  31. В.В. Эмбриология поэзии. Введение в фоносемантику поэтической речи. Париж, 1980.
  32. Венок Ахматовой. Составители Голубовский Е. М., Сауленко Л. Л. — Одесса, 1989.
  33. А.И. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 5.-СПб., 1889.
  34. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
  35. Вечер поэзии. Репертуарный сборник.-М-, 1964.
  36. В. В. О языке художественной прозы. М., 1959.
  37. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
  38. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989:
  39. Восхождение к гармонии/Сост. и авт. предисл. Капралова P.M. М-, 1989:50-. Выготский Л. Р. Психология искусства. М., 1986.
  40. П.А. Сочинения в двух томах.-М-, 1982.
  41. ГалковскишД. Поэзия советская/ТНовый мир. 1992, № 5.
  42. Р. Покуда вертится Земля.-Махачкала, 1976.
  43. С.И. Что такое текст и лингвистика текста// Аспекты изучения текста: Сб. научных трудов. М., 1981.
  44. Л.Я. О психологической прозе Л, 1971.
  45. В. Стихи. Библиотека советской поэзии. -М., 1968.
  46. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.
  47. Е. Стихотворения.-М., 1999.
  48. Е. Сочинения. М., 2000.
  49. Жизнь и Поэзия Одно. — М., 1987.
  50. Жирмунский В. М- Байрон и Пушкин. Л., 1978.
  51. В.А. Собрание сочинений в четырёх томах. М., 1959.
  52. В.А. Баллады и стихотворения.- М., 1990.
  53. Н. Словарь символов. Челябинск, 2000.
  54. Закрыт нам путь проверенных орбит. Возвращение поэзии. Волошин М., Гумилев Н., Мандельштам О — М., 1990.
  55. JI. Как жемчуг русские слова. (О поэзии Ксении Некрасо-вой//Наука и религия. 1994, № 11.
  56. Иванов Н: Смех против страха или Фазиль Искандер. М., 1990.
  57. В.В. Что сохраняет время. М., 1979.
  58. Р. Страна Любовь. Mi, 1980.
  59. В. Стихотворения. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в 50-ти книжках. — М., 1967.
  60. В.В. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1973.
  61. С. Собр. соч. в 4-х томах. М.", 1974.
  62. Г. Московская Муза, XVII-XXI. Антология. М., 2004.
  63. А. В. Сочинения. М., 1984.
  64. Н.И. О некоторых вопросах истории мировой литерату-ры//Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1987.
  65. А. С любимыми не расставайтесь! Стихотворения и поэмы. -М., 1985.
  66. Т. Я надела бархатное платье. Из воспоминаний о поэте Ксении Некрасовой // Лит. Россия, 1994. № 37.
  67. В.А. Интерпретация текста. Л, 1979.
  68. В. Стихотворения. М., 1939.
  69. Лебедев-Кумач В. Избранное. Стихотворения. Песни. М., 1984.
  70. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
  71. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  72. М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1969.
  73. Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
  74. В. Избранные стихи. М., 1974.
  75. А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
  76. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха/Пособие для студентов. Л., .1972.
  77. Луговской В- Стихотворения и поэмы: Библиотека поэта: Большая серия. 2-е изд.-М., 1966.
  78. В. Лирика.-М-, 1958:
  79. Н. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия.-Л., 1977.
  80. М.К. Философия и личность //Ж. Человек. № 5, 1994.
  81. О. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1996.
  82. А. Новые рубежи человеческой природы.-М., 1999. -:
  83. Л. Стихи и воспоминания. Вступительное слово, подготовка текстов и публикаций Талины Суховой — Мартыновой // Арион, журнал поэзии — М., 1995, № 2.
  84. В.В. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. 2Le изд. М., 1963.
  85. Мейлах В: С. Художественная картина мира' как комплексная проблема // Кн. Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. -Ml, 1985.
  86. ЮГ.МинЦ'З.Г. Функция реминисценций-в поэтике А. Блока // Ученые записки / Тартуского ун-та. Выт 308. -Тарту, 1973.
  87. В. Стихотворения и поэмы. Из поэтического наследия XX века.-М., 1991.
  88. С.С. Берега времени. -М., Современник, 1976.
  89. К.А. Ксения Некрасова: сборник. М., 1995!
  90. К. А. Судьба. Кн. стихов. -М., 1981.
  91. Некрасова Ксения: Баллада о прекрасном/Публик. Л. Е. Рубинштейна. Новый мир. 1970, № 3.
  92. Некрасова Ксения: Стихотворения/ТКрестьянка, 1998, № 4.
  93. Некрасова Ксения: Улица Горького (стихи)//Публик. JI.E. Рубинштейна- Новый мир, 1982, № 2.
  94. Николаева-С.А. Дети и война. М., 1991.
  95. Ш. Нирё Л. О. Значении и-композиции произведения//Семиотика и художественное^ творчество. М., 1977.
  96. Т.А. Русский свободный стих. М., 1986.113: Озеров Л. Я полоскала небо в речке. Стихи Ксении. Некрасовой/Домена, 1992. № 1.
  97. Окуджава Булат. Милости судьбы. М., 1993.
  98. Н. Открывая современника. Звезда Востока. 1982, № 4.
  99. . Стихи. Россия Родина моя. Библиотечка русской, советской поэзии в пятидесяти книжках. — М., 1967.
  100. . Стихотворения и поэмы. Составитель Л. А. Озеров. Л., 1976.
  101. Песнь Любви. Стихи. Лирика русских поэтов. М., 1967.
  102. А.Н. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. — М. Л., 1964.
  103. И., Сгепгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени.-М., 1994.
  104. А.И. Ночевала тучка золотая. — М., 2000.
  105. Психология душевных волнений. //Психология эмоций /Под ред. В. К. Вилюнасе, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  106. Путешествие в Страну Поэзия. — JL, 1968.
  107. А.С. Сочинения в трех томах. СПб., 1997.
  108. А.Н. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.-Л., 1975.
  109. В.Ф. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. М., 1967.
  110. К.Р. Взгляд на психотерапию становления человека. М., 1994.
  111. Р. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1997.
  112. Р. Радар сердца. Избранные стихи. М., 1971.
  113. Л. И шелест буйных трав мой возвышал язык/К 70-летию со дня рождения К. Некрасовой//Лит.газета, 1982. 12 мая.
  114. Русская женская поэзия о любви: любить обречена М., 2006.
  115. Русская поэзия начала XX века. М., 1977.
  116. Русская советская поэзия. Под ред. Л. П. Кременцова Л., 1988.
  117. Русская советская поэзия. Сборник стихов: 1917−1947. -М., 1948.
  118. Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти томах М., 1996.
  119. Священная война. Стихи о Великой Отечественной Войне. М., 1966.
  120. Е. Время- писатель, стиль: О советской прозе наших дней. -М., 1978.
  121. А.В., Шаулов С. М. Концепция человека’и мира. Воронеж, 1990.
  122. Скрытая правда о войне: 1941 г. Неизвестные документы. М., 1992.
  123. . Судьба. Стихи разных лет. М., 1990.
  124. К.К. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия.-М., 1962.
  125. Я. Ксеня Некрасова. Стихотворения. Круг чтения. — М., 1989.
  126. Я. Стихи. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. — М., 1967.
  127. В. Избранное. Библиотека поэзии. — СПб., 1998.
  128. Ф. Звезда Маир. Стихотворения. Серия «Мир поэзии». М., 1998.
  129. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  130. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. -Минск,-М.5 1995.
  131. А.П. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1957.
  132. В.А. Трудные судьбы. М., 1967.
  133. . Исторические судьбы реализма: Размышления о творческом методе.-М., 1977.
  134. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология, М., 2002.
  135. В.П. Избранные статьи. Челябинск, 1986.
  136. Н. Избранные произведения в 2-х т. М., 1967.
  137. В.К. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. — М., 1963.
  138. Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников: М., 1968.
  139. И. С. Собр. соч., том. 12. М., 1958.
  140. Тынянов Ю. Н Проблема стихотворного языка: Статьи. М., 1965.
  141. В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.
  142. Т. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1996.
  143. Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1957.
  144. А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.
  145. В. Стихотворения. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. — М., 1967.
  146. Фет А. Воздушный город. Стихотворения 1840−1892 гг. Из поэтического наследия. М., 1996.
  147. К.М. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. — М, — Л., 1962.
  148. Э. Имеет или быть. М., 1990.
  149. Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М., 1994.
  150. Э. Душа человека. М., 1992.
  151. Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
  152. М. Герменевтика субъекта //Социо-Логос. Вып. 1- М., 1991.
  153. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.
  154. Л. Грани рассказа: Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М., 1971.
  155. В. Собрание сочинений в 6 т. Ред. Р. В. Дуганова. М., 2000.
  156. В. Я для вас звезда. Стихотворения. Мир поэзии. М., 1999.
  157. В. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Малая серия. Изд-е 3-е. Л., 1968.
  158. Христианство: Энциклопедический словарь — М., 1995.
  159. М. Собрание сочинений в 7 т. М., 1994.
  160. В. Стихотворения. М., 1988.
  161. В. Годы и миги. М., 1983.
  162. В. В этом веке. Стихи разных лет. Л., 1987.
  163. Эх, дороги! Песни, стихи, проза о войне. М., 2000.
  164. В.Л. Человек. История. Память. М., 1990.
  165. А. Русская народная духовная культура, М., 1999.
  166. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
  167. В.Н. Взаимоотношения грамматики и лексики в системе языка. -М., 1968.
Заполнить форму текущей работой