Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дизайн, компьютерный дизайн: культурологическая интерпретация

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применительно к самым первым образцам дизайна как такового (позднеантичный дизайн, чей основной признак — формализм, то есть безусловное предпочтение формальной стороны содержанию) подтверждается гипотеза О. Шпенглера о циклическом развитии культур, на позднем этапе переходящих в фазу «цивилизации». Подобно тому, как из высокого искусства эпохи расцвета античной культуры выкристаллизовывается… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы исследования дизайна. Проблематизация дизайна в современной культурологии
  • РАЗДЕЛ 2. История дизайна как сферы социокультурной деятельности
  • РАЗДЕЛ 3. Место компьютерного дизайна в современной культуре

Дизайн, компьютерный дизайн: культурологическая интерпретация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дизайн занял в современной жизни исключительно важное место. В оценке жилого или промышленного здания, квартиры, мебели, одежды, книги, журнала, телеканала, посуды, автомобиля, космического корабля неизменно присутствует такой параметр, как дизайн. Говорят о модном, изысканном, экстравагантном, элегантном, смелом, оригинальном, благородном, красивом дизайне, что повышает ценность вещи, или, наоборот, указывают на его отсутствие, что резко снижает эту ценность даже при наличии других, казалось бы, безусловных достоинств. Профессия дизайнера стала одной из самых модных, востребованных и высокооплачиваемых. В десятках, даже сотнях вузов и других учебных заведениях России открыта подготовка по специальности «дизайн» (как показывает соответствующая реклама в Интернете). Проводятся отечественные и международные конкурсы, фестивали, выставки, научные конференции, созданы кафедры, советы, центры, курсы, фирмы дизайна применительно ко множеству сфер деятельности. Эта повышенная значимость дизайна в современной культуре требует теоретического осмысления, что и определяет актуальность предпринимаемого в диссертации исследования.

Слово «дизайн» восходит к лат. «designare» — определять, в Италии эпохи Возрождения и позже «desegno» — это различного рода рисунки, проекты, идеи. В Англии слово «design» употреблялось с XVI века, то есть со времен Шекспира. В словарях зафиксировано определенное понимание дизайна, соответствующее современному уровню теоретической разработанности этого понятия: «Дизайн [< англ. design проектировать, конструировать] — художественное конструирование предметовпроектирование эстетического облика промышленных изделий"1.

Литература

по дизайну обширна и все растет. На русский язык переводятся многочисленные работы западных специалистов по дизайну и его отдельным областям. Особенно значимы ранние публикации (трудов У. Вудсона и Д. Коновера2, П. Хилла3, Дж. К. Джонса4, Э. Тьялве5 и др.), которые знакомили российского читателя с опытом Запада в этой области, а также новейшие западные разработки в сфере компьютерного дизайна, где Запад пока значительно опережает Россию (работы Р. Шушана, Д. Райта и JI. Льюис6, Ф. Кобурна и П. Мак-кормика7 и др.).

Этот западный, а также российский опыт начиная с 1960;х гг. стал предметом пристального внимания отечественных исследовате.

1 Словарь иностранных слов / 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. — С. 167.

2 Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с англ. — М.: Мир, 1968.

3 Хилл П. Наука и искусство проектирования: Пер. с англ. — М.: Мир, 1973.

4 Джонс Д. К. Инженерное и художественное конструирование: Пер. с англ. — М.: Мир, 1976.

5 Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна: Пер. с англ. — М.: Машиностроение, 1984.

6 Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер: Руководство по PageMaker 6 для всех и каждого: Пер. с англ. — М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1997.

7 Кобурн Ф., Маккормик П. Эффективная работа с CorelDRAW 7: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1997. лей (работы В. JI. Глазычева8, Р. О. Антонова9, С. И. Серова10, С. О. Хан-Магомедова11, Т. П. Бурмистровой12, Н. В. Воронова13, К. Кантора14, В. Ф. Рунге15, докторская диссертация М. В. Федорова16, про.

17 18 спект «Дизайн США»", сб. «100 дизайнеров Запада» и др.). 0.

Глазычев В. JI. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. —М.: Искусство, 1970.

9 Антонов Р. О. Особенности формообразования в советском дизайне 30-х годов // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна: Сб. статей. — М.: ВНИИТЭ, 1983.

10 Серов С. И. Стиль в графическом дизайне: 60−80-е годы. — М.: ВНИИТЭ, 1991.

11 Хан-Магомедов С. О. Пионеры отечественного дизайна. — М.: Галарт, 1995.

1 2.

Бурмистрова Т. П. Приключения американского дизайна // Техническая эстетика. — 1990. — № 1.

13 Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна: Ч. 1−2. — М.: б/и, 1997;1998.

14 Кантор К. Правда о дизайне. — М.: АНИР, 1996.

15 Рунге В. Ф. Индустриальный дизайн постиндустриального общества и России // Дизайн-98: Тезисы докладов научно-практической конференции. — М., 1998; Его же. О парадигмах отечественного дизайна // Архитектура. Строительство. Дизайн. — 2000. — № 4.

16 Федоров М. В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: Дис. доктора искусствоведения (в виде научного доклада) / ВНИИТЭ. — М., 1998.

1 7.

Дизайн США: Проспект к межгосударственной выставке в СССР. — М., 1989.

18 100 дизайнеров Запада. — М.: ВНИИТЭ, 1984.

Появились работы, в которых дизайн выступает под другим на.

19 20 званием: художественное конструирование, композиция в технике, техническая эстетика (деятельность ВНИИ технической эстетики, созданного в соответствии с Постановлением Совета Министров.

СССР 1962 г., журнал «Техническая эстетика», коллективный труд.

Основы технической эстетики") и др.

Исключительно важным аспектом развития дизайна в российском понимании стала его трактовка в тесной связи с эргономикой — научной дисциплиной, изучающей трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые условия удобства и сохраняет силы, здоровье и работоспособность человека (работы В. Г. Зинченко, В. М. Мунипова, Г. Смоляна, А. И. Лысенко, В. Ф. Рунге и др.22).

19 Зефельд В. В. Художественное конструирование операторских пунктов. — М.: Машиностроение, 1970; Основы методики художественного конструирования. — М.: ВНИИТЭ, 1970; Методика художественного конструирования / 2-е изд., перераб. — М.: ВНИИТЭ, 1983; Методика художественного конструирования: Дизайн-программа. — М.: ВНИИТЭ, 1987; Художественное конструирование: Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов худ.-пром. вузов / Быков 3. Н. и др. — М.: Высшая школа, 1986; серия «Художественное конструирование за рубежом" — и др.

Сомов Ю. С. Композиция в технике / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1987. I Основы технической эстетики. — М. ВНИИТЭ, 1970.

IP Зинченко В., Мунипов В., Смолян Г. Эргономические основы организации труда. — М.: Экономика, 1974; Эргономика: Принципы и рекомендации / 2-е изд., перераб. — М.: ВНИИТЭ, 1983; Мунипов В. М.,.

Следует отметить появление большого количества специализированных журналов по дизайну («Архитектура. Строительство. Дизайн», «Мир и дом», «Частная архитектура», «Интерьер & дизайн», «Publish: Дизайн, верстка, печать», «Идеи вашего дома», «Мир дизайна», «Дом», «Четыре комнаты: Мировое пространство дизайна», «Salon», «Studio», «Decor: Практикум» (приложение к журналу «Studio»), «Современный дом», «Е11е-декор», «Лучшие интерьеры», «Красивые дома: журналы по архитектуре, строительству, дизайну», «Любимая дача», «Наша мебель», «Проект классика», «AD», «Архидом», «Табу.

23 ретлучшая мебель, стильные интерьеры", «Элит Дом» и др.).

Лысенко А. И. Популярная эргономика. — Орел, Вешние воды, 1992; Рунге В. Ф. Эргономика в дизайн-проектировании. — М.: МЭН (ТУ), 1999; и др. Журнал «Архитектура. Строительство. Дизайн», с 1994; Журнал «Мир и дом», с 1994; Журнал «Частная архитектура», с 1995; Журнал «Интерьер & дизайн», с 1996; Журнал «Publish: Дизайн, верстка, печать», с 1997; Журнал «Идеи вашего дома», с 1997; Журнал «Мир дизайна», с 1997; Журнал «Дом», с 1998; Журнал «Четыре комнаты: Мировое пространство дизайна», с 1998; Журнал «Salon», с 1999; Журнал «Studio», с 2000; Журнал «Decor: Практикум» (приложение к журналу «Studio»), с 2000; Журнал «Современный дом», с 2000; Журнал «Е11е-декор», с 2001; Журнал «Лучшие интерьеры», с 2001; Журналы «Красивые дома: журналы по архитектуре, строительству, дизайну», с 2001; Журнал «Любимая дача», с 2001; Журнал «Наша мебель», с 2001; Журнал «Проект классика», с 2001; Журнал «AD», с 2002; Журнал «Архидом», с 2002; Журнал «Табуретлучшая мебель, стильные интерьеры», с 2002; Журнал «Элит Дом», с 2002; и др.

Наконец, можно говорить о появлении серьезных теоретических работ о дизайне (исследования В. Л. Глазычева24, Л. Н. Безмоздина25, В. Аронова26, М. В. Федорова27, С. М. Михайлова и JI. М. Кулеевой28 и.

ДР-).

Особенно выделяется книга В. Ф. Рунге и В. В. Сеньковского «Основы теории и методологии дизайна, вышедшая в 2003 г. 29 В ней сформулированы основные понятия и определения, изложена история становления и эволюции дизайна, выделены основные теоретические концепции западного и отечественного дизайна, раскрывается методология и средства дизайн-проектирования, охарактеризовано его эргономическое и правовое обеспечение.

Однако многие работы, посвященные теоретическим вопросам дизайна, представляют собой учебные пособия для студентов (например, указанная книга В. Ф. Рунге и В. В. Сеньковского), поэтому в них отсутствует развернутое обоснование теоретических выводов. Многие вопросы решаются по-разному начиная с определения дизайна. JI. Н. Безмоздин в 1989 г. говорил: «Дизайн не имеет общепризнанной,.

24 Глазычев В. Л. Указ. соч.

25 Безмоздин Л. Н. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1987. — С. 163—167- Его же. В мире дизайна. — Ташкент: Фан, 1990.

26 Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. — М.: ВНИИТЭ, 1992.

27 Федоров В. М. Указ. соч.

28 Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна: Учебник. — Казань: Новое знание, 1999. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: Учебн. пособие. — М.: МЗ-Пресс, 2003. устоявшейся дефиниции. Акцентируя его разные аспекты, этим термином порою обозначают явления, далеко отстоящие друг от друга"30. Ситуация не изменилась в наши дни, напротив, она еще более усложнилась. Появление и быстрое развитие компьютерного дизайна не получило еще достаточного теоретического осмысления, и этот материал пока по-настоящему не учтен в теоретических концепциях дизайна.

Наконец, есть теоретическая сфера, вообще мало разработанная учеными: дизайн не получил пока достаточно серьезного истолкования в культурологии, как феномен культуры в сопоставлении с другими ее феноменами.

Это обстоятельство позволяет сформулировать цель настоящего диссертационного исследования: дать культурологическую интерпретацию дизайна (и его новейшей разновидности — компьютерного дизайна) как феномена социокультурной деятельности.

Из цели диссертации вытекают его конкретные задачи:

1. Выявить теоретико-методологические основы исследования дизайна через анализ проблематизации дизайна в современной культурологии;

2. Охарактеризовать специфику основных этапов истории дизайна как сферы социокультурной деятельности;

3. Определить место компьютерного дизайна в современной культуре.

Задачами диссертации определяется ее структура. Работа состоит из введения, трех разделов, каждый из которых посвящен решению одной из трех сформулированных задач, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного исследования были проанализированы работы зарубежных и отечественных теоретиков и показано, что хотя существует большое количество теорий дизайна (которые различаются по основополагающим признакам: функционализм, художественность, системность, социализация, коммерциализация и т. д., составляющим всякий раз ядро той или иной концепции), чтобы стать культурологическим термином, дизайн должен пройти через процедуру «проблематизации», то есть придания ему характера культурологической проблемы. Именно эта процедура определила как теоретико-методологическую разработку проблем дизайна в первом разделе, так и исторический экскурс во втором разделе диссертации, выстроенный по принципам «теоретической истории».

Это потребовало введения ряда понятий, в совокупности составляющих определенный аппарат для историко-теоретической характеристики дизайна как феномена культуры, имеющего свой генезис и свои этапы развития. Так, все близкие дизайну, но неосознанные или полуосознанные (допрофессиональные) его аналоги определены термином «протодизайн», истоки которого отнесены к неолиту (гипотетически даже к мезолиту), что обосновано появлением в первобытной культуре принципиально нового представления о композиции как о расстановке фигур и переходом от рисунка к орнаменту и зачаткам рисуночного письма в связи с развитием логического мышления человека.

Термином «парадизайн» обозначены те же явления, которые подводятся под понятие «протодизайн», но применительно к тому периоду (от поздней античности до наших дней), когда уже сформировался собственно дизайнв феноменах парадизайна есть внешние признаки дизайна, но за ними ясно прослеживаются внедизайнерские функции, которые определяются религиозными или социальными смыслами.

Использован и термин «антидизайн» для явлений, в которых отмечается пародийное отношение к дизайну, причем высказана гипотеза, что в культуре Нового времени антидизайн появляется раньше собственно дизайна.

Применительно к самым первым образцам дизайна как такового (позднеантичный дизайн, чей основной признак — формализм, то есть безусловное предпочтение формальной стороны содержанию) подтверждается гипотеза О. Шпенглера о циклическом развитии культур, на позднем этапе переходящих в фазу «цивилизации». Подобно тому, как из высокого искусства эпохи расцвета античной культуры выкристаллизовывается позднеантичный дизайн в эпоху ее заката, в западной культуре, которая, по Шпенглеру, клонится к своему закату, возникают явления, которые, будучи, несомненно, формой искусства, содержат в себе промежуточные, переходные феномены, ведущие к формированию дизайна (это иллюстрируется на примере рококо, ампира, бидермейера, модерна). Но как же расценивать бурное развитие советского дизайна в 1920;е годы? Ведь, если ориентироваться на концепцию Шпенглера, нельзя не вспомнить о том, что он провозгласил начало рождения «русско-сибирской культуры», которая в этом случае не должна еще содержать черты цивилизации, к которой относим дизайн? В результате исследования выявлено, что стремительный расцвет в первые годы советской власти и приоритет отечественного дизайна в мировой культуре на раннем этапе его превращения в современный дизайн определяется приобретением дизайном функции четкой ориентации. Таким образом, историко-теоретический подход, одним из следствий которого является признание изменчивости содержания теоретических понятий, позволяет уйти от вытекающего из шпенглеровской концепции представления о дизайне как непременном признаке заката культуры.

Это особенно существенно для культурологической интерпретации такого нового явления, как компьютерный дизайн. Появление компьютерного дизайна знаменует начало новой эпохи в развитии дизайна, но это не свидетельство кризиса, а скорее обозначение одной из существенных перспектив развития человеческой культуры. Как показало исследование, уже сейчас компьютерный дизайн — сложное явление, в нем можно выделить три разновидности: «компьютерный дизайн предметного мира" — «компьютерный виртуальный дизайн" — «компьютерный дизайн симулякров». что требует разной культурологической характеристики компьютерного дизайна применительно к каждой сфере его использования.

В целом же культурологическая интерпретация дизайна строится на его отнесении к особой разновидности культуры — к обыденной культуре, перерастающей в компьютерно-телевизионную эру в культуру повседневности. Это положение — своего рода ключ к пониманию природы, структуры, характерных особенностей, форм дизайна и его новейшей разновидности — компьютерного дизайна. При таком его понимании подчеркивается, что дизайн имеет установку не на авторское самовыражение или следование неким «объективным» эстетическим законам, а на те законы, которые устанавливает публика, законы, диктуемые потребителями обыденной культуры, следовательно, их уровнем развитости вкуса, характером ожиданий и предпочтений, их амбициями, степенью их внушаемости и т. д.

В диссертации дается уточненное после процедуры культурологической «проблематизации» определение понятия: «Дизайн — это профессиональное моделирование внешней стороны (облика, звучания и т. д.) реальных и виртуальных объектов и субъектов обыденной культуры, создание (в настоящее время нередко с помощью компьютера) модного силуэта с целью повышения успеха презентации феноменов этой культуры без прямой связи с их функцией, содержанием и семиотическим значением».

Культурология выполняет роль методологического основания для частных наук о культуре, а через их посредство — для практической деятельности, поэтому культурологическая интерпретация такого важного для современности культурного явления, как дизайн, не останется чисто теоретическим рассуждением, а может получить весьма эффективную практическую реализацию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Татлин // Декоративное искусство СССР. — 1966.№ 2.
  2. С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения: Сб. — М., 1986. — С. 104−116.
  3. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств: 1917−1932. — М&bdquo- 1984.
  4. Е. Б. Комментарии // Книга как художественный предмет. Ч. 2: Формат. Цвет. Конструкция. Композиция / Вступ. ст., комм, и науч. редактирование Е. Б. Адамова. — М.: Книга, 1980. — С. 154— 156.
  5. Антология исследований культуры: Т. 1: Интерпретации культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 727 с.
  6. Р. О. Особенности формообразования в советском дизайне 30-х годов // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна: Сб. статей. — М.: ВНИИТЭ, 1983.
  7. В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. — М.: ВНИИТЭ, 1992.
  8. Барт P. Camera lucida: Пер. с франц. — М.: Ad Marginem, 1997. — 223 с.
  9. Барт P. S/Z: Пер. с франц. — М.: РИК «Культура" — изд-во «Ad Marginem», 1994 — 303 с.
  10. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с франц. -—М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 616 с.
  11. Р. Мифологии: Пер. с франц. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2000. — 320 с.
  12. Г. Психоанализ огня: Пер. с франц. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. — 176 с.
  13. JI. Н. В мире дизайна. — Ташкент: Фан, 1990.
  14. Л. Н. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, Ле-нингр. отд., 1987. — С. 163−167.
  15. Л. Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. — Ташкент, 1975.
  16. Л. Г. Пространственный образ мира в структуре художественного стиля // Эстетический логос. — С. 72−91.
  17. О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. — М., 1992.
  18. Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. — М.: Искусство, 1979. — 237 с.
  19. История эстетики в памятниках и документах).
  20. П. М. Элементы средневековой культуры. — СПб.: Мифрил, 1995. —XXVIII, 244 с.
  21. М. От Кафки к Кафке: Пер. с франц. — М.: Логос, 1998.240 с.
  22. М. Сад // Маркиз де Сад и XX век. — М.: РИК «Культура», 1992. — С. 47−88. — (Ad Margmem).
  23. К. Л., Арене У. Ф. Современная реклама: Пер. с англ. — Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995. — 704 с.
  24. . Америка: Пер. с франц. — М.: Владимир Даль, 2000. — 206 с.
  25. . В тени молчаливого большинства, или конец социального: Пер. с франц. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 96 с.
  26. . Прозрачность зла: Пер. с фр. — М.: Доброевет, 2000. —258 с.
  27. . Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика: Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. — М.: Институт экспериментальной социологии, 1996. — С. 193−226.
  28. . Символический обмен и смерть: Пер. с франц. — М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  29. . Система вещей: Пер. с франц. — М.: Рудомино, 1995. — 172 с.
  30. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей: Пер. с чешек. / Д. Гейдова, Я. Дурдик, JI. Кибалова и др.- 6-е изд. — Прага: Атрия, 1988.—496 с.
  31. Большая советская энциклопедия: В 50 т. — М., 1950−1958.
  32. Большой англо-русский словарь: В 2 т. Т. 1: A-L / Под общ. рук. И. Р. Гальперина. — М.: СЭ, 1972. — 822 с.
  33. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 1997, — 1456 с.
  34. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров- 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1998. — 1456 е., прил.
  35. Е. А., Стернин Ю. Г. Русский модерн: Альбом. — М., 1990.
  36. Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Пер. с нем. — М.: Интрада, 1996. — 527 с.
  37. Т. П. Приключения американского дизайна // Техническая эстетика. — 1990. — № 1.
  38. В погоне за кожей // Studio. — 2004. — Март. — С. 91. С. 9091.
  39. Г. История цивилизации: Архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия: В 3 т. Т. 1: Классичеекая древность до IV в.: Пер. с нем. — М.: Эксмо-пресс, 1998. — 751 с.
  40. И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры: Монография. — Самара: Изд-во СГПУ, 2003. —350 с.
  41. И. В., Луков В. А. Предромантизм в Англии. — Самара, 2002, — 319 с.
  42. . Р. Итальянский Ренессанс. XIII—XVI вв.ека: В 2 т. — М.: Искусство, 1977. — Т. 1. — 223 е., Т. 2. — 243 с.
  43. . В., Кузнецов Э. Д. Шрифт. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 107 с.
  44. Н. В. Очерки истории отечественного дизайна: Ч. 1−2.1. М.: б/и, 1997−1998.
  45. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с англ. — М.: Мир, 1968.
  46. Гак В. Г., Ганшина К. А. Новый французско-русский словарь. — М.: Русский язык, 1994. — 1194 с.
  47. Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. / Под общ. ред. Мих. Лифшица.
  48. М.: Искусство, 1968. — Т. 1. — 312 с.
  49. Ю. Я. Художественная структура книги. — М.: Книга, 1984. —207 с.
  50. Гиннесс. Мировые рекорды 2004: Пер. с англ. М.: Изд-во ACT, 2003. —286 с.
  51. В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. — М.: Искусство, 1970.
  52. Н. А. Композиция и архитектоника книги // Книга как художественный предмет: Ч. 2: Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. — М.: Книга, 1980. — С. 291−394.
  53. С. Н., Демков В. И. Словарь по полиграфии и полиграфической технологии: Понятия и определения. — Минск: ООО «Кос-мополис-Универсал», 1995. — 230 с.
  54. А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. — 318 с.
  55. А. Я. Средневековый мир: Культура безмолствующего большинства. — М.: Искусство, 1990. — 396 с.
  56. Т. М. Семантика образа в «Песнях Неведения и Познания» В. Блейка: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1997. — 16 с.
  57. М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1: XIV и XV столетия: Пер. с нем. — М.: Искусство, 1978. — 178 е., 120 с. илл.
  58. Де Ман П. Слепота и прозрение: Пер. с англ. — СПб.: ИЦ Гуманитарная академия, 2002. — 256 с.
  59. . Критика и клиника: Пер. с франц. — СПб.: MA-CHINA, 2002. — 240 с.
  60. . Логика смысла //Делез Ж. Логика смысла: Пер. с франц. — Фуко М. Theatrum philosophicum: Пер. с франц. — М.: Раритет- Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 15−328.
  61. . Лукреций и симулякр // Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр.- Фуко М. Theatrum philosophicum: Пер. с фр. — М.: Раритет- Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 347−365.
  62. . Марсель Пруст и знаки: Пер. с франц. / Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ. — СПб.: Алетейя, 1999. — 190 с.
  63. . Ницше: Пер. с франц. — СПб.: Аксиома, 2001. — 184 с.
  64. . Платон и симулякр // Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр.- Фуко М. Theatrum philosophicum: Пер. с фр. — М.: Раритет- Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 329−346.
  65. . Представление Захер-Мазоха // Венера в мехах: Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах- Ж. Делёз. Представление Захер-Мазоха- 3. Фрейд. Работы о мазохизме: Пер. с нем. и франц. — М.: РНК «Культура», 1992. — С. 189−313. — (Ad Marginem).
  66. . Различие и повторение: Пер. с франц. —СПб.: Петрополис, 1998. —384 с.
  67. . Эмпиризм и субъективность // Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с франц. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — С. 7−142.
  68. ., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип: Пер. с франц. — М.: ИНИОН РАН, 1990. — 108 с.
  69. ., Гваттари Ф. Что такое философия?: Пер. с франц. — М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998. — 288 с.
  70. . «Back from Moscow» // Жак Деррида в Москве: Деконструкция путешествия. — М.: РИК «Культура», 1993. — С. 13−81.1. Ad Marginem).
  71. Деррида Ж. Differance // Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differance: nep. с франц. — Томск: Водолей, 1999. — 1999. — С. 124−158.
  72. . Голос и феномен: Пер. с франц. — СПб.: Алетейя.1999. —208 с.
  73. . О грамматологии: Пер. с франц. — М.: Ad Marginem, 2000.— 512 с.
  74. . О Почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только: Пер. с франц. — Минск: Современный литератор, 1999. — 832 с. — (Классическая философская мысль).
  75. . Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. — М.: Прогресс, 2000. — С. 407−426.
  76. Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. — № 4. — С. 63−77.
  77. Ч. Язык архитектуры постмодернизма: Пер. с англ. — М., 1985.
  78. Ф. Реклама: Пер. с англ. — М.: Юнити-Дана, 2002. — 543 с.
  79. Д. К. Инженерное и художественное конструирование: Пер. с англ. — М.: Мир, 1976.
  80. А. Д., Дрюниани Б. Л. Креативные стратегии в рекламе: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2003. — 384 с. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  81. Дизайн США: Проспект к межгосударственной выставке в СССР. — М&bdquo- 1989.
  82. Дизайн: очерки теории системного проектирования. — Л.: ЛВХПУ, 1983.
  83. Н. А. Краткая история искусств: Очерки. Вып. 1: От древнейших времен до XVI в. / 2-е изд. — М.: Искусство, 1969. — 347 с.
  84. . Европа в средние века: Пер. с франц. — Смоленск: Полиграмма, 1994. — 319с.
  85. . Фигуры: Пер. с франц. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. — Т. 1−2.88. Журнал «AD», с 2002.137
  86. Журнал «Decor: Практикум» (приложение к журналу «Studio»), с 2000.
  87. Журнал «Е11е-декор», с 2001.
  88. Журнал «Publish: Дизайн, верстка, печать», с 1997.92. Журнал «Salon», с 1999.93. Журнал «Studio», с 2000.94. Журнал «Архидом», с 2002.
  89. Журнал «Архитектура. Строительство. Дизайн», с 1994.96. Журнал «Дом», с 1998.
  90. Журнал «Идеи вашего дома», с 1997.
  91. Журнал «Интерьер & дизайн», с 1996.
  92. Журнал «Лучшие интерьеры», с 2001.
  93. Журнал «Любимая дача», с 2001.
  94. Журнал «Мир дизайна», с 1997.
  95. Журнал «Мир и дом», с 1994.
  96. Журнал «Наша мебель», с 2001.
  97. Журнал «Проект классика», с 2001.
  98. Журнал «Современный дом», с 2000.
  99. Журнал «Табурет- лучшая мебель, стильные интерьеры», с 2002.
  100. Журнал «Частная архитектура», с 1995.
  101. Журнал «Четыре комнаты: Мировое пространство дизайна», с1998.
  102. Журнал «Элит Дом», с 2002.
  103. Журналы «Красивые дома: журналы по архитектуре, строительству, дизайну», с 2001.
  104. А. Алессандро Мендини: арифметика цвета // Studio. — 2004. — Март. — С. 82−83.
  105. А. Родольфо Дордони: белый верх, черный низ // Studio. — 2004. — Март. — С. 78−81.
  106. Д. М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: Уч. пособие. — М.: ООО «Фирма МХК», 2000. — 344 с.
  107. В. В. Художественное конструирование операторских пунктов. — М.: Машиностроение, 1970.
  108. В., Мунипов В., Смолян Г. Эргономические основы организации труда. — М.: Экономика, 1974.
  109. JI. К. От хеппенинга к видео: Тенденции и противоречия художественной культуры Запада. — М., 1990.
  110. Л. К., Шапинский В. А. Постмодернизм. — М.: Прометей, 1993, — 103 с.
  111. Иллюстрированная энциклопедия моды: Пер. с чешек. — Прага, 1966.
  112. И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998. — 255 с.
  113. И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.: Интрада, 1996. — 255 с.
  114. Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1987. — 267 с.
  115. Искусство книги: Вып. 6: '65/66. — М.: Книга, 1970. — 181 с.
  116. Искусство шрифта: Работы московских художников книги: 1959−1974. —М.: Книга, 1977. — 186 с.
  117. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. — 682 с.
  118. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. Т. 1. Древний мир. Средние века в Европе / Ин-т философии АН СССР- Сектор эстетики. — М.: Искусство, 1985. — 464 с.
  119. М. С. Познание и оценка в искусстве // Проблема ценности в философии. — М., 1965.
  120. М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974.
  121. В. В. 25 репродукций с картин 1900−1917 гг. (Текст художника). — М., 1918.
  122. И. Критика способности суждения: Пер. с нем. — М.: Искусство, 1994. — 367 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  123. К. Правда о дизайне. — М.: АНИР, 1996.
  124. В. С. Против абстракционизма / 2-е изд. — Л., 1969.
  125. Кес Д. Стили мебели: Пер. с венг. / 2-е изд. — Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1981. — 271 с.
  126. П. Секс и страх: Эссе: Пер. с франц. — М.: Текст, 2000. — 189 с. — (Коллекция/Текст).
  127. Э. Растения в интерьере: Пер. с англ. — М.: Махаон, 1999, —96 с.
  128. Книга как художественный предмет: Ч. 2: Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. — М.: Книга, 1980. — 399 с.
  129. Книга рекордов Гиннеса. 1988: Пер. с англ. — М.: Сов. Россия, 1989. —352 с.
  130. Ф., Маккормик П. Эффективная работа с CorelDRAW 7: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 736 с.
  131. Ф., Маккормик П. Эффективная работа с CorelDRAW 7: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 736 с.
  132. О. В. О. Уайльд и стиль модерн. — М.: УРСС, 2002. — 167 с.
  133. Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. — Л., 1971.
  134. В. Б., Коцюбинский А. О. Графический редактор CorelDRAW 6 для Windows 95. — М.: Малип, 1996. — 368 с.
  135. Л., Фильчикова Н. От глашатая до неона. — М., 1978.
  136. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бу-нимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др.- общ. ред. В. А. Макаренко- 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Республика, 2000. — 670 с.
  137. Ю. Душа и образ // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века: Пер. с франц. — Томск: Водолей, 1998. — С. 253−277.
  138. Ю. Разрушение поэтики //Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. — М.: Прогресс, 2000. — С. 458−483.
  139. В. А. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений. — М., 1985.
  140. Т. Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. — М.: Философское общество СССР, 1990. —117 с.
  141. Культура эпохи Возрождения и Реформация. — JL: Наука, 1981. — 267 с.
  142. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие / Г. С. Кнаббе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.- Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 605 с.
  143. Е. Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех: Альманах. — 1992. — № 1.
  144. . Телевидение: Пер. с франц. — М.: Гнозис, 2000. — 160 с.
  145. Ле Корбюзье. Модулор: Сокр. пер. с франц. — М.: Стройиздат, 1976. —239 с.
  146. А. К. К спорам об абстракционизме в искусстве / 5-е изд. — М., 1970.
  147. Леви-Стросс К. Структурная антропология: Пер. с франц. — М., 1985.
  148. Лекции по истории эстетики: Кн. 2. —Л.: ЛГУ, 1974.
  149. Леонтьев Б. QuarkXPress для Windows 95. — М.: МиК, 1996. — 448 с.
  150. Леонтьев Б. QuarkXPress для Windows 98: Дизайн и верстка в самой популярной настольной издательской системе. — М.: Познавательная книга плис, 1999. — 192 с.
  151. . Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн // Ежегодник Ad Marginem'93. — М.: Ad Marginem, 1993. — С. 303−323.
  152. . Ф. Состояние постмодерна: Пер. с франц. — М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
  153. Лиотар Ж.-Ф. Индейцы не рвут цветы // Эстетический логос: Сб. статей / Ин-т философии РАН. — М., 1990. — С. 127−129.
  154. Ю. П., Жиляева Е. П. Искусство и здоровье. — М., 1974.
  155. М., Рейнгардт Л. Кризис безобразия: От кубизма к поп-арту. — М.: Искусство, 1968. — 200 с. и илл.
  156. М., Рейнгардт Л. Кубизм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / 3-е изд. — М., 1980.
  157. А. Ф. О значении истории философии для формирования марксистско-ленинской культуры мышления // Алексею Федоровичу Лосеву. К 90-летию со дня рождения. — Тбилиси: Изд-во Тбилисск. ун-та, 1983, —С. 142−155.
  158. А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1978. — 623 с.
  159. В. А. Рец. на кн.:. Л. Г. Андреев. Импрессионизм. Изд-во МГУ, 1980 // Филологические науки. — 1981. — № 4. — С. 84−86.
  160. Луков Вал. А. Социальное проектирование / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Социум, 2000. — 223 с.
  161. М. В. К теории культуры повседневности: анализ понятия «миф» // Научные труды аспирантов и докторантов: Вып. 2004*2 (25).
  162. М.: Изд-во Моск. гуманитарного ун-та, 2004. — С. 32—35.
  163. В. Г. Древний и раннесредневековый Иран: Очерки истории культуры. — М.: Наука, 1987. — 296 с.
  164. В. Н. Проблемы методики художественного конструирования книги // Книга как художественный предмет: Ч. 2: Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. — М.: Книга, 1980. — С. 239—290.
  165. Л. Русская реклама: отечественная практика (1703— 1918).— Екатеринбург, 1995.
  166. Малая советская энциклопедия: В Ют. / 3-е изд.— М., 19 581 960- справочн. том. — 1961.
  167. Е. Париж со змеями (введение в эстетику постмодернизма). — М.: ИФРАН, 1994. — 220 с.
  168. Е. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
  169. Э. С. Предисловие // Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1987. — С. 3−5.
  170. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 42.
  171. Маяковский — художник / Автор-составитель В. Катанян. — М&bdquo- 1963.
  172. Методика художественного конструирования / 2-е изд., перераб.1. М.: ВНИИТЭ, 1983.
  173. Методика художественного конструирования: Дизайн-программа. — М.: ВНИИТЭ, 1987.
  174. . П. Модерн: Пер. с франц. — М., 1999.
  175. МиримановВ. Б. Первобытное и традиционное искусство. — М.: Искусство- Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1973. — 319 с. — (Малая история искусств).
  176. С. М., Кулеева Jl. М. Основы дизайна: Учебник. — Казань: Новое знание, 1999.
  177. Модерн: взгляд из провинции: Сб. докл. науч.-практ. конф. (1618 марта 1994 г.). — Челябинск, 1995.
  178. М. А. Симулякр // Постмодернизм: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — С. 727−729. — (Мир энциклопедий).
  179. В. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия / Вст. ст. Ю. Кагарлицкого. — М.: Худож. лит., 1962.
  180. В. М., Лысенко А. И. Популярная эргономика. — Орел, Вешние воды, 1992.
  181. А. Русский авангард. — М., 1991.
  182. Направления итальянского искусства: 1947−1989. — Рим, 1989.
  183. Е. Маяковский в первые годы Советской власти / 2-е изд. — М., 1955.
  184. А. И. Русский ампир. — М., 1935.
  185. Новая российская энциклопедия: В 12 т. / Редкол.: А. Д. Неки-пелов (гл. ред.), В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: Энциклопедия, 2003. — Т. 1: Россия. — 960 с.
  186. А. П. Олень Золотые рога. — М. — Л., 1964.
  187. Основные термины дизайна: Краткий справочник-словарь. — М.: ВНИИТЭ, 1989.
  188. Основы методики художественного конструирования. — М.: ВНИИТЭ, 1970.
  189. Основы технической эстетики. — М. ВНИИТЭ, 1970.
  190. Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. —М.: Языки русской культуры, 1997. — 496 с.
  191. И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. — М., 1973.
  192. Е. Э. Дизайн рекламы: поколение NEXT: Стратегия творческого проектирования. — СПб.: Питер, 2003. — 320 с.
  193. В. П., Марченко А. И. Word 6.0 для Windows. — Киев: Торг-изд. бюро BHV- М.: Биномб 1994. — 464 с.
  194. Переверзев J1. Б. Техническая эстетика и управление качеством.1. М., 1977.
  195. Петроний. Сатирикон: Пер. с лат. — М., 1998.
  196. В. М. Двадцатый век: Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — М., 1989.
  197. Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. — М.: Искусство, 1985. — 255 с.
  198. Пономаренко С. Adobe Illustrator 7.0. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1998. — 400 с.
  199. Пономаренко С. Adobe Photoshop 5.0. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1999. — 512 с.
  200. Пономаренко С. CorelDRAW 6 для Windows 95 одним взглядом.
  201. СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1996. — 176 с.
  202. Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. редакторы А. А. Грицанов, М. А. Можейко. — Минск: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий).
  203. С. Рекламная иллюстрация: креативное восприятие. — М.: Бератор-Пресс, 2003. — 144 с.
  204. Н. Татлин. (Против кубизма). — Пг., 1921.
  205. Ф. Техника и ее связь с задачею культуры: Пер. с нем. — СПб., 1885.
  206. Д. Оливковый венок (4 лекции о промышленности). — М., 1900.
  207. Д. Сочинения: Сер. 1, кн. 1−10: Пер. с англ. Д. Н. Никифорова. — М., 1900−1904- сер. 2, кн. 1. — М., 1900.
  208. П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера: Пер. с франц. — М.: Искусство, 1996. — 270 с.
  209. П. Герменевтика. Этика. Политика: Пер. с франц. / Ин-т философии РАН. — М.: АО «KAMI" — Изд. центр «Academia», 1995. — 160 с. — (Первые публикации в России).
  210. П. Конфликт интерпретаций: Пер. с франц. — М.: Academia- Центр Медиум, 1995. — 416 с.
  211. Р. Обри Бердслей // Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. — М., 1992. — С. 236.
  212. В. Ф. Индустриальный дизайн постиндустриального общества и России // Дизайн-98: Тезисы докладов научно-практической конференции. — М., 1998.
  213. В. Ф. О парадигмах отечественного дизайна // Архитектура. Строительство. Дизайн. — 2000. — № 4.
  214. В. Ф. Эргономика в дизайн-проектировании. — М.: МЭН (ТУ), 1999.
  215. В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: Учебн. пособие. — М.: МЗ-Пресс, 2003. — 252 с.
  216. Д. В. Стиль модерн. — М., 1989.
  217. К. А. Примечания // Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1998.1. С. 630−656.
  218. С. И. Стиль в графическом дизайне: 60−80-е годы. — М.: ВНИИТЭ, 1991.
  219. Словарь иностранных слов / 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. —624 с.
  220. С. Н. Шрифт и шрифтовой плакат. — М.: Плакат, 1977.144 с.
  221. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров- 4-е изд., испр. и доп. — М., 1989. — 1700 с.
  222. Ю. В. Дизайн и государственная политика: Доклад на 9-м Конгрессе ИКСИД, октябрь 1975 г. — М., 1975.
  223. Н. В. Оскар Уайльд: создание автомифа и его трансформация в «биографическом жанре»: Дис. канд. филол. н. — М., 2003. — 218 с.
  224. Ю. С. Композиция в технике / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1987.
  225. Средства дизайн-программирования / Под ред. J1. А. Кузьмиче-ва, В. Ф. Сидоренко, Д. К. Шелгунова. — М.: ВНИИТЭ, 1987.
  226. С. А. Арт Нуво: Дух прекрасной эпохи: Пер. с англ. — М., 1997.240. 100 дизайнеров Запада. — М.: ВНИИТЭ, 1984.
  227. Титов С. ArchiCAD 7.0: Справочник с примерами. — М.: Ку-диц-Образ, 2002. — 400 с.
  228. В. Н. Происхождение некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства: Сб. статей. — М.: Искусство, 1972. — С. 77−103.
  229. Э. Краткий курс промышленного дизайна: Пер. с англ.1. М.: Машиностроение, 1984.
  230. JI. А. Наука о культуре // Антология исследований культуры: Т. 1: Интерпретации культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997, —С. 141−156.
  231. . Создание спецэффектов для ТВ и видео: Пер. с англ.
  232. М.: ТИТР, 2001. — 188 с. — (Серия «Телемания»).
  233. Управление проектами / Под общ. ред. В. Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1996.
  234. В. В., Старых Н. В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. — М.: Юнити-Дана, 1999. — 336 с.
  235. В., Старых Н. Как родилась реклама. — М., 1992.
  236. Э. А. Как создать успешную рекламу: Пер. с англ. — СПб.: Изд. дом «Нева" — М.: Олма-Пресс, 2003. — 254 с.
  237. Фар-Беккер Г. Искусство модерна. — Кб1п, 2000.
  238. М. В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: Дис. доктора искусствоведения (в виде научного доклада) / ВНИИТЭ. — М., 1998.
  239. О. Реклама: Новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2003. — 384 с. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  240. Фок Б. Internet с самого начала: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1996, — 256 с.
  241. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. (Об особенностях воздействия искусства на личность). — М.: Знание, 1982, — 110 с.
  242. М. Археология знания: Пер. с франц. / Общ. ред. Бр. Левченко. — Киев: Ника-Центр. 1996. — 208 с.
  243. М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет: Пер. с франц. — М.: Магистериум- Кас-таль, 1996.— 447 с.
  244. М. История сексуальности-III: Забота о себе: Пер. с франц.
  245. Киев: Дух и литера- Грунт- М.: Рефл-бук, 1998. — 288 с. — (Astrum Sapientiale).
  246. М. Надзирать и наказывать: Пер. с франц. — М.: Ad Маг-ginem, 1999. —479 с.
  247. М. Расстояние, сторона, исток // Эстетический логос. — С. 102−112.
  248. М. Рождение клиники: Пер. с франц. — М.: Смысл, 1998.310с.
  249. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с франц. — СПб.: A-cad, 1994. — 406 с.
  250. Хан-Магомедов С. О. Пионеры отечественного дизайна. — М.: Галарт, 1995.
  251. Н. Климт: Жизнь и творчество: Пер. с англ. — Любляна1. М.: Спика, 1995. — 79 с.
  252. П. Наука и искусство проектирования: Пер. с англ. — М.: Мир, 1973.
  253. Хроника человечества: Пер. с нем./ Сост. Б. Харенберг. — М.: Большая энциклопедия, 1996. — 1200 с.
  254. Художественное конструирование: Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов худ.-пром. вузов / Быков 3. Н. и др. — М.: Высшая школа, 1986-
  255. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление / Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин- АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. — М.: Наука, 1982.— 335 с.
  256. Н. Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. — М.: Гослитиздат, 1949.
  257. Я. Облик книги: Избр. статьи о книжном оформлении: Пер. с нем. — М.: Книга, 1980. — 239 с.
  258. А. Г. Русский типографский шрифт: Вопросы истории и практика применения. — М.: Книга, 1974. — 208 с.
  259. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1998. — 663 с.
  260. А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. — М., 1990.
  261. Д. Типизация типографского искусства и модулор // Книга как художественный предмет: Ч. 2: Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. — М.: Книга, 1980. — С. 9−156.
  262. Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер: Руководство по PageMaker 6 для всех и каждого: Пер. с англ. — М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1997. — 544 с.
  263. Г. Г., Щепилов К. В., Краснюк В. М. Введение в рек-ламоведение: Учебник. — М.: ООО «ТД Элит-2000», 2002. — 303 с.
  264. Эргономика: Принципы и рекомендации / 2-е изд., перераб. — М.: ВНИИТЭ, 1983.
  265. Эстетика в торговле: Учебн. пособие. — М., 1974.
  266. Эстетика Ренессанса: В 2 т. / Сост. В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — 495 е., Т. 2. — 639 с.
  267. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / Под общ. ред. А. В. Иконникова. — М., 1990.
  268. Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Архетипы и символы. — М., 1991.
  269. Юнг К. Г. Тевистокские лекции: Аналитическая психология: ее теория и практика / Составл., предисл. и пер. с англ. В. Менжулина. — Киев: СИНТО, 1995. — VII, 236 с.
  270. Ф. И. Цветовая образность книги // Книга как художественный предмет: Ч. 2: Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. — М.: Книга, 1980. — С. 157−237.
  271. К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.
  272. Ястребицкая A. JL Средневековая культура и город в новой исторической науке. — М.: Интерпракс, 1995. — 416 с.
  273. Alexandrian S. Panorama du cubisme. — Paris, 1976.
  274. Baudrillard J. Simulacres et simulation. — Paris, 1981.
  275. Bourgeois E. Le style Empire, ses origines et ses caracteres. — Paris, 1930.
  276. Cage J. Silence. — Middletown, 1961.
  277. Deleuze G. Guattari F. Capitalisme et schizophrenic. Mille Plateax. — Paris: Les Editions de Minuit, 1980. — 647 p.
  278. Duncan A. Art Nouveau. — London, 1994.
  279. Henry A. Environment and Happenings. — London, 1974.
  280. Hippie W. The Beautiful, the sublime and the picturesque in eighteenth-century British aesthetic theory. — Carbondale: The Southern Illinois univ. press, 1957. — VI, 390 p.
  281. Hlavsa O., Wick K. Typographia 2. — Praha: SNTL, 1981. — 559 s.
  282. Isermeyer C. A. Empire. — Mtinchen, 1977.
  283. Jencks C. Chaitkin W. Architecture today. — N. Y» 1982.
  284. John Cage / Ed. by R. Kostelanetz. — N. Y. — Wash., 1970.
  285. Kirby M. Happenings. — N. Y., 1965.
  286. Lawrence M. The Sweet Taste of Success // Advertising Technics. — 1984.— January.— P. 8−10, 12, 13.
  287. Leroi-Gourhan A. Prehistoire de l’art occidental. — Paris, 1965.
  288. Letraset. — London: Gothic Press Ltd.- Oslo: Letraset Norge, s. a. — 120 p.
  289. Mackail J. W. The life of William Morris: V. 1−2. — London, 1950.
  290. Mauduit J. A. Quarante mille ans d’art moderne. — Paris, 1954.
  291. Muller J. E. Le fauvisme. — Paris, 1967.
  292. Oppler E. C. Fauvisme reexamined. — N. Y., 1976.
  293. Robert P. Dictionnaire alphabetique & analogique de la langue frantpaise. — Paris: Societe du Nouveau Littre, 1967. — 1971 p.
  294. Schmutzer R. Art Nouveau. — N. Y., 1964.
  295. Sembach K. J. Jugendstil: Die Utopie der Versohnung. — Koln, 1993.
  296. Shushan R., Wright D., Lewis L. Desktop publishing by design: Everyone’s guide to PageMaker 6. — Wash.: Microsoft Press, 1996. — 544 p.
  297. Sound Blaster 16: User’s Guide. — Milpitas: Creative Labs, Inc., 1994. — s. p.
  298. Sterner G. Barcelona: Antoni Gaudi у Cornet: Architectur als Ereignis. — Koln: DuMont Buchverlag, 1979. — 173 S.
  299. Sterner G. Der Jugendstil: Lebens und Kunstformen um 1900: Kiinstler. Zentren. Programme. — Diisseldorf, 1985.
  300. Stiebner E. D., Huber H. Alphabete: Ein Schriftatlas von A bis Z — Alphabets: A Type Specimen Atlas from A to Z. — Miinchen: Bruckmann, 1984.— 350 S.
  301. Tschichold J. Ausgewalte Aufsatze iiber Fragen der Gestalt des Buches und der Typographic. — Basel- Stuttgart: Birkhauser Verlag, 1975. 31 7. Wallis M. Jugendstil. — Dresden. 1975.
  302. Webster’s Third International Dictionary of English Language Un abridged. — Koln: Konemann, 1993. — 2663 p.
  303. White L. A. The Evolution of Culture. — N. Y., 1959.
  304. White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civiliza tion. — N. Y.: Farrar, Straus and Cudahy, 1949.
  305. White L. A., Dillingham B. The Concept of Culture. — N. Y., 1973.
Заполнить форму текущей работой