Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виртуальные сообщества в современной культуре в контексте утопического дискурса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социокультурные изменения, произошедшие на рубеже тысячелетий, приводят к переосмыслению многих феноменов культуры. В настоящее время проблемы утопии и утопического сознания не нашли своей ниши в данной ситуации. Постоянные смены парадигм в исследовании феномена утопизма, а также приращение знаний по данной проблематике позволяют выдвигать новые концепции утопии в современной культуре. Тем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Парадигмы исследования утопизма в XX веке
    • 1. 1. Западная парадигма исследования утопизма в XX веке
    • 1. 2. Отечественная парадигма исследования утопизма в XX веке
  • Выводы
  • Глава II. Модус будущего и его воплощение в современных формах утопизма
    • 2. 1. Проективность утопии
    • 2. 2. Образы будущего в современных формах утопизма
  • Выводы
  • Глава III. Анализ утопического моделирования сетевых сообществ в виртуальном пространстве
    • 3. 1. Трансформация утопических черт в виртуальном пространстве
    • 3. 2. Утопическое измерение социальных сетей
    • 3. 3. Утопии в компьютерных играх
  • Выводы

Виртуальные сообщества в современной культуре в контексте утопического дискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тенденциями, связанными с широким распространением и вовлечением в повседневность информационных технологий, а, следовательно, и виртуальных объектов.

Интерес к вопросу функционирования виртуальных сообществ в настоящее время растет в рамках философии, культурологии и смежных с ними науках. При этом сама по себе виртуализация рассматривается несколько односторонне, так как исследуется в первую очередь ее техническая составляющая, а не комплексно, учитывая диалектическое взаимодействие бытия и сознания. Важность исследования виртуализации общества, в контексте глобализации неоспорима в связи с интеграцией технологий со всеми сферами жизни современного человека. Наряду с этим наблюдается интерес к виртуальности, как одной из форм продолжения утопического дискурса, получившего в последние десятилетия достаточно твердую почву под ногами благодаря нарастанию в культуре иррациональных элементов, а также ощущению общественной нестабильности, нарастанию эскейпистских явлений. Утопии формируют ценностные ориентиры, утверждая идеи несовершенства настоящего, критически подходят к действительности, привлекая внимание к проблемным сторонам общества — и в этом состоит практическая значимость их изучения.

Актуализация внимания к проблемам утопии и утопического сознания в современной культуре в последние десятилетия сочетается с осознанием краха тоталитарной и либеральной идеологии, подорвавшим веру в прагматичный и созидательный (а не деструктивный) характер утопии, свойственный культуре конца XX века. Безусловно, можно зафиксировать тенденции динамики современной культуры, связанные с нелинейным характером ее развития, подтверждающим «конец истории» но, тем не менее, социальное моделирование и прогнозирование целесообразно в настоящее время также как и в прошлом. В связи с этим актуальность исследования проблем утопического дискурса вызвана не только переоценкой ее места и роли в истории и культуре, но и попыткой определить ее значение в нелинейной картине мира.

Наряду с представлениями о нелинейности исторического развития, актуализируют утопическую проблематику также и специфические особенности общественного развития ХХ-ХХ1 веков, связанные с небывалой устремленностью культуры в будущее. Данная устремленность в будущее не предполагает финализм или стремление найти конечную идеальную цель: процесс достижения цели становится самой целью, а движение к будущему осуществляется не ради будущего, а ради самого движения. Поневоле вспоминается старый лозунг: Конечная цель — ничто, движение — все. В таком случае мы можем говорить о том, что изменения в восприятии темпоральных отношений отражается и на характере утопического дискурса, так как категория будущего в нем является одной из центральных.

На заре XXI века все человечество озабочено поисками путей выхода из общекультурного системного кризиса. Ощущение культурной дезориентации объясняет обострение интереса к утопии, к ее аксиологическому потенциалу, как на уровне обыденного, так и на уровне научного сознания. Сама культура продуцирует образцы утопии в виде виртуальных сообществ, создающихся на равноправной, бескорыстной и добровольной основе. Что заставляет исследователей задуматься о формировании нового типа утопизма.

XX век открывает новые горизонты для изучения утопии, что подтверждается растущим количеством работ, посвященных исследованию данного феномена. Утопия и утопическое сознание стали предметом исследования целого ряда наук: философии, культурологии, социологии, психологии и т. д.

Таким образом, качественно новый уровень развития современного общества, связанный с расширением виртуальных объектов и их включенностью в глобализирующуся культуру, характеризующуюся интеграцией людей в самых разных формах, одной из которых является объединение в сетевые сообщества, ведет к формированию современного утопического дискурса. Данное обстоятельство объясняет теоретическую и практическую актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Конец XIX — начало XX вв. характеризовались обилием различных форм проявления утопического сознания, таких как утопии, антиутопии, дистопии, практопии и т. д., которые подверглись тщательному анализу в работах многих современных исследователей.

Объем исследований, посвященных проблемам утопизма в культуре велик, но охватывает лишь два столетия — не более. Мы не можем обратиться к наследию античности или эпохи Возрождения, пытаясь найти там теоретическую базу исследования. Бесспорно, феномен утопии и утопического сознания формируется уже на заре человеческой культуры (расцветая во времена древних культур, как Запада, так и Востока), а в качестве термина он фигурирует в XVI веке в одноименном произведении Т. Мора. Тем не менее, теоретизирование об утопии начинается исключительно с XIX века.

Первые и основательные шаги в исследовании вопросов утопического дискурса были сделаны в XIX веке в рамках марксизма. Сам К. Маркс на долгие годы вперед сформулировал основные характеристики утопии и утопического сознания. Материалистическое понимание истории повлияло на понимание и утопии. Идея преодоления «утопии», как одного из типов «ложного сознания», предшествующего объективному научному сознанию, повлияла на концепции многих, особенно отечественных, авторов.

В настоящее время отмечается тенденция осмысления утопии не как ложного и иллюзорного сознания, но как одной из форм социального и индивидуального моделирования и проектирования, с учетом созидательного начала в ней. При этом сохраняются и представления о деструктивности данного феномена, что в первую очередь связано с его догматическим истолкованием, а также с результатами коммунистической идеологии.

Классификация исследовательских подходов к проблеме утопии может иметь в своей основе множество критериев, что раскрывает направления развития утопического дискурса:

1. Исторический критерий. История утопических учений представлена в работах В. А. Гуторова, А. Свентохонского, Т. С. Паниотовой, Е. Шацкого, В. П. Волгина, Э. Баталова, В. Д. Бакулова, Т. И. Ойзермана, В. А. Чаликовой, Ч. С. Кирвеля, С. М. Поздяевой, В. П. Шестакова, А. И. Володина, С. С. Сизова и т. д.

2. Типологический критерий. Ряд исследователей выявляет определенные типы утопических произведений. Наиболее репрезентативными являются концепции Ф. Аинсы, Е. Шацкого, С. Сизова, В. А. Гуторова, Ф. Э. Мэнуэля.

3. Философский критерий предполагает целостный анализ феномена утопии и затрагивает его онтологический, гносеологический, антропологический срез. Здесь можно отметить работы К. Манхейма, Э. Блоха, Э. Я. Баталова, С. Е. Вершинина.

Наряду с данной классификацией исследовательских позиций, можно отметить ряд разработок проблемы утопии в соотношении с другими феноменами культуры. В данном случае мы можем выявить шесть исследовательских направлений:

1. утопия и миф (Ж. Сорель, Р. Рюйе, Э. Я. Баталов, Н. Фрай, К. Хюбнер, Т. С. Паниотова и т. д.);

2. утопия и религия (С. Н. Булгаков, С. Франк, И. Н. Неманов, X. А. Маравалль, Ф. Аинса, К. Манхейм, М. Бубер, К. Каутский, Е. Шацкий, В. Волгин, В. А. Гуторов, Т. С. Паниотова, А. И. Володин, и т. д.).

3. утопия и наука (К. Маркс, К. Поппер, К. Манхейм, X. А. Маравалль, Ч. С. Кирвель, С. С. Сизов, В. П. Волгин, В. П. Шестаков, А. И. Володин и т. д.);

4. утопия и идеология (К. Манхейм, П. Рике, В. Шестаков, К. Гирц, Э. Баталов, С. С. Сизов, М. Бубер, В. Чаликова, В. Мильдон, Ф. Полак и т. д-);

5. утопия и идеал (В. А. Лекторский, Э. Я. Баталов, С. С. Сизов, Е. Л. Черткова, В. Д. Бакулов и т. д.);

6. утопия и футурология, социальное предвидение (Э. Я. Баталов, С. С. Сизов, В. П. Рачков, Ч. С. Кирвель, К. Кумар, И. В. Бестужев-Лада, С. Лем, И. Д. Тузовский и т. д.).

Обозначенные направления и исследовательские приоритеты, как мы видим, достаточно многочисленны. Но культура и общество динамичны. С каждым витком истории развития человечества возникает всё больше явлений требующих осмысления. Одним из вопросов современного утопического дискурса, становится проблема кооперации людей по определенным критериям. И в первую очередь — это виртуальные сообщества — «у-топии».

В связи с этим, видится необходимым выделить седьмое направление в исследовании феномена утопии, формирующееся в последние годы:

7. утопия и виртуальное пространство. Данное направление ново, а его формирование, как мы считаем, связано с потребностью осмыслить пути развития современного общества, вплетенного в «сеть» технологий. Данный ракурс рассмотрения виртуального пространства, пространства виртуализации, представлен в нескольких статьях: Е. А. Иваненко, М. А. Корецкой, Е. В. Савенковой, И. Д. Тузовского.

Дополнительным основанием градации исследований, важных для решения обозначенной в заглавии проблемы, выступает изучение виртуального пространства в контексте различных концепций виртуальной реальности., В отечественной литературе — это в первую очередь труды.

Центра Виртуалистики Института Человека РАН (с конца 80-х гг. XX в. -по настоящее время), особенно — Н. А. Носова, а также Ф. И. Гиренок, В. Ф. Жданова, Е. В. Ковалевской, М. Ю. Опенкова, В. С. Стенина, В. Л. Васюкова, И. А. Акчурина, М. М. Кузнецова, В. Руднева, С. Хоружего, Г. П. Юрьева и т. д.

Теоретическую значимость являют собой западные концепции «информционного общества» Д. Белла, А. Турена, Э. Тоффлера, П. Дракера, 3. Бжезинского, Й. Масуды, М. Маклюэна, М. Кастельса.

В конце XX века появляются работы, характеризующие тенденцию «виртуализации общества». Отечественные разработки данной проблематики представлены в трудах Д. В. Иванова, Г. Г. Почепцова, А. Ю. Помпеева.

Обобщающим пластом литературы по интересующей нас проблематике послужили труды известных философов, культурологов, социологов и историков, характеризующие социокультуную ситуацию XX — начала XXI веков, таких как Д. Белл, П. Козловски, Ж. Бодрийар, Э. Тоффлер, У. Эко, М. Фуко, Ф. Фукуяма, Л. Мэмфорд.

Таким образом, анализ исследовательских концепций по теме диссертационной работы открывает необходимость развития междисциплинарного подхода в рамках глубинного философско-культурологического синтеза в ходе исследования виртуальных сообществ в контексте утопического дискурса.

Объект исследования — культура информационного общества в контексте утопического дискурса.

Предмет исследования — утопические черты, проявляющиеся в специфике и сущностных особенностях культуры виртуальных сообществ.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в изучении виртуальных сообществ в современной культуре в контексте утопического дискурса, а также обоснования тезиса о том, что утопии характерны не только для нововременной парадигмы культуры, но и для современной.

Достижение обозначенной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:

1) рассмотреть отечественные и западные парадигмы исследования утопизма в XX веке, выявив сущностные характеристики феномена утопии;

2) раскрыть сущность утопического сознания и выявить его отличительные характеристики;

3) проследить динамику утопического дискурса в XX веке;

4) выявить специфическую проективность утопического;

5) определить место категории, «будущего» в утопических построениях";

6) охарактеризовать и выявить истоки современного утопизма и его своеобразия на основе анализа характерных утопических черт интернет-культуры;

7) проанализировать утопические тенденции развития сетевых сообществ;

8) выявить черты утопизма в компьютерных играх.

Методологические и теоретические основания исследования.

Диссертационное исследование основывается на классических и современных работах по философии, культурологии, культурной антропологии, социальной философии, а также по социологии, психологии и истории, посвященных проблемам соотношения утопии и культуры (общества), теоретическому осмыслению феномена утопического сознания и изучению его истоков, а также его соотношению с другими феноменами культуры. В связи с междисциплинарным характером исследования, в работе используются как общепринятые для всего гуманитарного знания методы, так и методы отдельных наук:

— общефилософские, культурологические и общенаучные принципы анализа, сравнения, обобщения;

— диалектический метод единства исторического и логического;

— метод восхождения от абстрактного к конкретному;

— системный метод;

— метод компаративистского анализа;

— историко-генетический метод;

— структурно-функцинальный.

В основу исследования положен синтез аксиологической и деятельностной концепции культуры. Также, одним из теоретических оснований исследования выступает понимание культуры как информационно-коммуникативной системы, как совокупности всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения (Ю. М. Лотман, В. М. Розин, Ю. С. Степанов).

Проблема функционирования утопического дискурса в современной культуре предполагает обращение к ряду историко-философских и культурологических концепций, способствующих обобщению исследуемого материала по современной культуре. В данном случае мы будем опираться на работы ростовской философско-культурологической школы: Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Е. Я. Режабека, Г. В. Драча, Е. Е. Несмеянова, О. М. Штомпеля и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном анализе характерных черт утопизма в таких феноменах современной информационной культуры, как виртуальные сообщества и утопии компьютерных игр. Научная новизна диссертационного исследования раскрывается в следующих положениях:

• Ретроспективный анализ парадигм исследования и актуальной социокультурной ситуации подтвердил предположение о том, что утопический дискурс находит свое продоллсение в современной культуре вопреки представлениям о его исчезновении;

• Проективность впервые рассмотрена в качестве ключевой и смыслообразующей характеристики утопии. Показано, что решение вопроса о месте и роли модуса будущего определяет место утопического творчества в рамках современной культуры;

• При исследовании культуры виртуальных сообществ выделены современные формы утопизма, выявлены его истоки и своеобразие. Соврелгенные формы утопизма описаны на примере двух феноменов интернет-пространства: сетевых сообъцеств и компьютерных игр.

• Проведен сравнительный анализ нововременного классического типа утопии и форм современного утопизма, еще не получивших специального наименования в гуманитаристике.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Социокультурные изменения, произошедшие на рубеже тысячелетий, приводят к переосмыслению многих феноменов культуры. В настоящее время проблемы утопии и утопического сознания не нашли своей ниши в данной ситуации. Постоянные смены парадигм в исследовании феномена утопизма, а также приращение знаний по данной проблематике позволяют выдвигать новые концепции утопии в современной культуре. Тем не менее, на основе синтеза уже имеющихся концепций западных и отечественных исследователей, можно сделать вывод о том, что утопии трансцендентны реальности, при этом альтернативное видение реальности не всегда предполагает связное и последовательное сочинение, соотносимое с границами выбранного литературного жанра. Утопия как произвольно сконструированный образ идеального социума, пронизывает всю жизненную среду человека — от его внутреннего мира до космоса, а утопическое сознание является одной из сущностных характеристик человека, в качестве способности к прогнозированию и возможности построения альтернативных путей, как личностного, так и общественного развития. Отсюда следует положение о том, что утопизм, формируется, развивается и видоизменяется вместе с современной культурой и обществом.

2. Среди смыслообразующих функций и характеристик утопии выделяется проективность. Выступая в качестве синонима слова утопия, данная характеристика основывается на способности человека к целеполаганию. Речь идет о сущностной характеристике сознания человека — способности к опережающему отражению, то есть к прогнозам. Проективность, как основная особенность утопии и утопического сознания возникает исходя из такого коренного противостояния, как реальное и идеальное, действительное и возможное. Возможное и действительное, являясь модальными характеристиками бытия, выражают, с одной стороны, тенденцию становления, с другой — ставшую реальность. Утопия, как контробраз реальности всегда представляет собой одну из «еще неосуществленных» возможностей.

Сущностной характеристикой, свойственной утопическому сознанию, наряду с проективностью, является «модус будущего». Соотношение традиционной утопической мысли с современными формами утопизма демонстрирует усиление в них роли «модуса будущего». Данная трансформация связывается с изменениями в восприятии темпоральных отношений: линейное восприятие истории и времени, повлиявшее на формирование классического типа утопии, сменяется идеями множественности и прерывности. Таким образом, история теперь лишена смыслового единства и не предполагает достижения единого и статичного справедливого общества. В результате, развитие культуры с конца XX века трактуется не однолинейно по вертикали, а многовекторно в горизонтальной плоскости, а история как целый спектр разнонаправленных смыслов.

Изменения в историческом сознании формируют новый тип утопизма и в современной культуре находят выражение во множестве феноменов: от футурологии и фантастики до формирования эупсихий.

3. Активизация роли «модуса будущего» в современной культуре подвела к вопросу об изменениях в утопическом дискурсе, диктуемых социокультурными реалиями. Важным феноменом информационного общества явились виртуальные сообщества, в которых отражаются такие важные черты современной культуры, как всепоглощающее стремление к свободному творчеству и самовыражению, а также децентрализация, нацеленная на равноправие во многих сферах жизнедеятельности. Данный аспект позволяет проанализировать культуру виртуальных сообществ на предмет их генетической связи с утопическими построениями. Сравнительный анализ виртуальных сообществ с классическим типом утопии по основным функциям и отношениям выявил связь утопического и виртуального конструирования реальности на основе экзистенциаьных, смысло-жизненных, интегративных, ценностных, потребностей индивидова также сходство особенностей коммуникации в утопических коммунах с поведением пользователей при коммуникации в сети.

В настоящее время требуется не просто кардинальное переосмысление места и роли утопии в культурном пространстве, но и выявление неизученных ранее форм утопизма, присущих исключительно современной культуре. Исследование современных форм утопизма, одной из которых видятся виртуальные сообщества, позволяет выявить ценностную ¦ функцию утопии в современном мире, ее интегрирующую роль. Новый виток развития утопизма подкрепляется глобализационными процессами и раскрывает потребность в поисках перспектив общественного и индивидуального развития.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области теории и истории культуры, философии культуры, философской антропологии, психологии, связанные с современными социокультурными проблемами. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, философии, психологии. Результаты исследования могут быть значимы для областей социологии, занимающихся проблемами социальных взаимодействий в киберпространстве.

Результаты данной работы представляют как теоретический, для представителей социально-гуманитарного комплекса наук, так и практический интерес непосредственно для создателей виртуального пространства: программистов, работников масс-медиа, а также всех тех, кто работает в сфере информационных технологий и телекоммуникационных сетей.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 публикациях общим объемом 1,5 п.л. и выносились на обсуждение на: всероссийской научной конференции «Логика, методология, науковедение: актуальные проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, 2010), на Третьем российском культурологическом конгрессе с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010).

Результаты диссертационного исследования использовались при проведении занятий по курсам «Теория культуры», «Культурология» на факультете философии и культурологии Южного федерального университета.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

Яхина А. П. «Виртуальное» и «утопическое» конструирование реальности в современной культуре // Гуманитарные и социально-экономические науки, № 1, 2010. (0,5 п.л.).

Яхина А. П. Проблема социокультурной коммуникации в сетевых сообществах в контексте виртуализации общества // Труды аспирантов и соискателей ЮФУ Том XIV, 2009. (0,2 п.л.).

Яхина А. П. Виртуальные миры сквозь призму утопии // Труды аспирантов и соискателей ЮФУ Том XV, 2010. (0,2 п.л.).

Яхина А. П. Виртуальное пространство в контексте утопического дискурс // Сб. тезисов III Российского культурологического конгресса. Санкт-Петербург 27−29 октября 2010. (0,1 п.л.).

Яхина А. П. Э. Блох Методология анализа утопического сознания //.

Логика, методология, науковедение: актуальные проблемы и перспективы. Сб. материалов всероссийской научной конференции. — Ростов-на-Дону, 2010. (0,3 п.л.).

Яхина А. П. Модус будущего и трансформация утопизма // Труды аспирантов и соискателей ЮФУ Том XVI, 2011. (0,2 п.л.) Структура и объем диссертации.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает введение, три главы, состоящих из семи параграфов, заключение и библиографический список, включающий 161 источник на русском и английском языках. Общий объём диссертации — 129 страниц.

выводы.

Стремление к конструированию инобытия, проецированию себя в будущее или другие миры является антропологической характеристикой, как мы выяснили в предыдущих разделах работы. С другой стороны, виртуальная реальность в современном и обобщенном понимании этого термина — это конструирование реальности посредством информационных технологий.

Определены и исследованы принципы интеграции утопических элементов в культуру. Утопия, отмеченная в качестве одного из типов общественного сознания, выполняет ряд функций, влияющих на жизнедеятельность личности в культуре. Среди важнейших функций утопического сознания, получивших распространение как в прошлом, так и в современном обществе, были отмечены следующие: 1) критическая (как отвержение реальности) — 2) ценностно-нормативная (как индивидуализация ценностных установок) — 3) познавательная (как неограниченный доступ к информации, т.н. «информационной свалке) — 4) практически-преобразующая (позволяющая в режиме он-лайн получать желаемое) — 5) компенсаторная, обобщающей все эти элементы.

Были выявлены принципы современной культуры, отражающие взаимосвязь виртуального пространства и утопического сознания. Эти принципы — антропоморфизм, плюрализм и нарциссизм. Их амбивалентность с одной стороны обеспечивает максимальное воплощение свободы, а с другой — человека в ситуацию бесконечных поисков желаемого в действительно сти.

Было отмечено, что виртуальное измерение идентичности, определяемое стиранием территориальных и социокультурных рамок и границ, в большей мере находит свое отражение в формировании культуры социальных сетей. Устройство социальных сетей, как прототип общественного устройства, содержит В себе И утопическую составляло Шую как произвольно конструируемый образ социума.

При рассмотрении структуры социальных сетей были отме-тс1е5:нь1 выявлены их утопические характеристики. С одной стороны, социальные сети приставляют собой самоорганизующиеся структуры. С другой для того чтобы они стали таковыми, необходима длительная и кропотливая работа «маркетологов-утопистов». Люди, работающие над соз: д]-^Вием социальных сетей становятся своеобразными творцами современных утопий утопий психологических потребностей и желаний, ИЛИ даже зухтс^хий Жесткая структура! построения социальных сетей объясняет их дальнейшую регламентированность и горизонтальную иерархичность сетевой соподчиненности.

В ходе исследования мы обратили внимание на то, что в основу виртуальных сообществ закладывается ряд принципов, родственных утопическим: 1) определение цели сообщества и проведение инструктажа для новых членов- 2) предоставление ценного контента и стимулирование участников для обмена полезной информацией- 3) помощь участникам установить доверительные отношения и сильные эмоциональные с: вя-зИ- 4) предоставление возможности роста, возможности построения личности и выделения индивидуальных отличий- 5) стимулирование взаимодействий между членами, создание цикличности (ритмичности) событий и общений.

Специфика коммуникации в сетевых сообществах оказывает влияние на самосознание личности в современной культуре, подвергающейся с одной стороны виртуализации, а с другой утопизации в основе которых: лежат симуляционные технологии.

Помимо стирания социальности, виртуальное пространство может также устранять и культурные, исторические и географические значения В таком случае, пространство расширяется, время исчезает в коммуникационной системе, где прошлое, настоящее и будущее могут программироваться для взаимодействия друг с другом в одном и том же сообщении. Таким образом, формируется «поточное пространство» и «безвременное время», которые становятся материальными основами культуры сетевых сообществ. Данная идея близка утопическим проектам, связанным с построением горизонтали времени.

Виртуальные сообщества формируют и поддерживают «желательный» или «позитивный» образ «Я» за счет позитивной социальной идентичности. Утопическое социальное равноправие, заведомо положительный образ «Я», возможность наполнить желаемым пространство сети (но обязательно в соответствии с веб-регламентом, соблюдая формальные правила) отражают извечную потребность человечества в построении проекции желательного общества и своего места в нем.

Компьютерные игры были рассмотрены в качестве одной из разновидностей виртуальных миров и продолжение линии утопического творчества в современной культуре. Виртуальные миры в контексте информационных и компьютерных технологий отражают симуляционный механизм своего развития и функционирования. В таком случае утопический мир как симуляция социальной реальности сродни виртуальным компьютерным мирам.

В ходе исследования были выявлен характерные черты компьютерных игр, подтверждающих тезис о продолжении в них утопического дискурса: бытийная представленность. Утопия и компьютерная игра предполагают принципиальное отсутствие места;

— в основе как утопии, так и виртуального мира лежит символическая функция;

— в компьютерных играх умело используются архетипы, свойственные утопической составляющей сознания человека:

1) утопический архетип культурного героя;

2) утопическое представление о локализации в пространстве, как гаранте стабильности, характерно для географической локализации и ограничении в пространстве компьютерной игры;

3) топос города. Виртуальные миры компьютерных игр, как и большинство утопий, урбанистичны;

4) наличие общего языка является одной из основных составляющих счастья и гармонии в обществе;

5) архетип «завоевания Рая».

Компьютерные игры отличает то, что они дают возможность перенестись в мир иллюзий и грез. Как игра, так и утопия обособляется от повседневности местом действия, у нее есть свое пространство и время. В свете изложенного рассуждения главной чертой утопии и игры является — проективность, с учетом правил, нор, требований и установок в построении новых миров, инобытия в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование было посвящено изучению виртуальных сообществ в современной культуре в контексте утопического дискурса. Поставив своей целью выявление и анализ утопических черт виртуального пространства Интернета (на примере сетевых сообществ, а также компьютерных игр), исследовательские задачи были решены следующим образом:

1. При рассмотрении отечественной и западной парадигм исследования утопизма в XX веке, были выявлены сущностные характеристики феномена утопии. В ходе работы была проведена попытка расширительного исследования феномена утопии, не сводя его к литературному творчеству. Было выявлено, что утопизм заложен в самой человеческой природе, как «потребность в непережитом», попытка прорваться к тому, чего еще нет, а утопический дискурс, вопреки бытующему в конце XX века предположению о его исчезновении, находит благодатную почву для своего развития в веке XXI.

2. Дано определение утопии, как произвольно сконструированного образа идеального социума, распространяющегося на всю жизненную среду человека — от его внутреннего мира до космоса, при значительной роли утопического сознания, как одной из сущностных характеристик бытия человека.

3. Была прослежена динамика утопического дискурса в XX веке. Теоретическое осмысление проблемы функционирования утопизма в культуре позволило выработать оптимальный подход к дальнейшему рассмотрению данного феномена в историко-культурном ракурсе. В связи с чем, на основе квинтэссенции взглядов современных исследователей выводится обобщенное представление об утопии. Отмечается несколько срезов утопического сознания: онтологический, антропологический и гносеологический — исходя из принципиальной незавершенности Настоящего утопическое мировоззрение критично и проективно одновременно, и, определенно, не статично. В основе утопического мышления заложено созидательное начало призванное снять напряжение между свойственной человечеству дихотомии — тело/душа, при значительной роли исключительно человеческих аффектов ожидания.

4. Определено место категории «будущего» в утопических построениях. Отмечено, что одной из важнейших категорий утопического сознания является модус будущего, который формируется из взаимодействия пространственно-временных отношений в конкретный исторический период.

Исторический экскурс, при сравнительном анализе нововременного и современного восприятия времени и будущего продемонстрировал активизацию роли модуса будущего в современных формах утопизма. Данная ситуация связывается с трансформациями в восприятии темпоральных отношений, что влияет на утопический дискурс. Таким образом, развитие культуры и общества трактуется теперь не однолинейно по вертикали, а многовекторно в горизонтальной плоскостиистория не является процессом достижения одной ценности, или смысла, а включает в себя целый спектр разнонаправленных смыслов, альтернативных путей развития.

Было отмечено, что такие характеристики утопии, как проективность и устремленность в будущее основываются на способности человека к целеполаганию во времени, способности к опережающему отражению, то есть к прогнозам. Проективность и «футуризм» утопии отражают такое коренное противостояние, как реальное и идеальное, действительное и возможное.

5.Выявлены истоки современного утопизма и его своеобразия. Определены и исследованы принципы интеграции утопических элементов в современную культуру. Утопия, отмеченная в качестве одного из типов общественного сознания, выполняет ряд функций, влияющих на жизнедеятельность личности в культуре. Среди важнейших функций утопического сознания, получивших распространение как в прошлом, так и в современном обществе, были отмечены следующие: 1) критическая (как отвержение реальности) — 2) ценностно-нормативная (как индивидуализация ценностных установок) — 3) познавательная (как неограниченный доступ к информации, т.н. «информационной свалке) — 4) практически-преобразующая (позволяющая в режиме он-лайн получать желаемое) — 5) компенсаторная, обобщающей все эти элементы.

6. Проанализированы утопические тенденции сетевых сообществ. Сетевые сообщества, как одна из форм конструирования инобытия, проецирования себя в будущее, получают особую' популярность в современной культуре в связи с тем, что их генерируют три важные особенности постмодерна: антропоморфизм, нарциссизм, плюрализм.

В связи с этим формируется новое виртуальное измерение идентичности, определяемое стиранием территориальных и социокультурных рамок и границ, находящее свое отражение в формировании культуры социальных сетей.

В ходе исследования мы обратили внимание на то, что в основу виртуальных сообществ закладывается ряд принципов, родственных утопическим: 1) определение цели сообщества и проведение инструктажа для новых членов- 2) предоставление ценного контента и стимулирование участников для обмена полезной информацией- 3) помощь участникам установить доверительные отношения и сильные эмоциональные связи- 4)< предоставление возможности роста, возможности построения личности и выделения индивидуальных отличий- 5) стимулирование взаимодействий между членами, создание цикличности (ритмичности) событий и общений;

Важной чертой сетевых сообществ является то, что они формируют и поддерживают «желательный» или «позитивный» образ «Я» за счет позитивной социальной идентичности. Утопическое социальное равноправие, заведомо положительный образ «Я», возможность наполнить желаемым пространство сети (нообязательно в соответствии с вебрегламентом, соблюдая формальные правила) отражают извечную потребность человечества в построении проекции желательного общества и своего места в нем.

При размытии культурных, исторических и географических значений, сопутствующим формированию «желательной» действительности для каждого отдельного пользователя пространство расширяется, время исчезает в коммуникационной системе, где прошлое, настоящее и будущее могут программироваться для взаимодействиядруг с другом в одном и том же сообщении. Таким образом, формируется «поточное пространство» и «безвременное время», которые становятся материальными основами культуры сетевых сообществ. Данная идея близка утопическим проектам, связанным с построением горизонтали времени.

7. Раскрыт концепт «утопия» в рамках компьютерных игр. Заложенный в основе утопического творчества симуляционный механизм находит свое наиболее полное воплощение в компьютерных играх. Идея симуляции социальной реальности пронизывает как утопию, так и игру. Подкрепляющим это положение фактором стало присутствие в компьютерных играх целого ряда утопических элементов:

1) принципиальное отсутствие места;

2) особая роль символической функции;

3)активное использование в компьютерных играх архетипов, свойственных утопической составляющей сознания человека:

— утопический архетип культурного героя;

— утопическое представление о локализации в пространстве, как гаранте стабильности, характерно для географической локализации и ограничении в пространстве компьютерной игры;

— топос города. Виртуальные миры компьютерных игр, как и большинство утопий, урбанистичны;

— наличие общего языка является одной из основных составляющих счастья и гармонии в обществе;

— архетип «завоевания Рая».

Компьютерные игры отличает то, что они дают возможность перенестись в мир иллюзий и грез. Как игра, так и утопия обособляется от повседневности местом действия, у нее есть свое пространство и время. В свете изложенного рассуждения главной чертой утопии и игры являетсяпроективность, с учетом правил, нор, требований и установок в построении новых миров, инобытия в целом.

Рассмотренные в диссертационном исследовании современные формы существования утопического дискурса имеют пока еще краткую историю своего развития, но достаточно глубокие корни, как мы попытались продемонстрировать, относящиеся к утопической составляющей сознания человека.

Автор диссертации выражает уверенность в дальнейшем расширении и углублении утопического значения в виртуальном пространстве, так как уже в настоящее время научное сообщество начинает обращать внимание на тенденции утопизации культуры. Также автор выражает надежду на привлечение внимания и интереса к данной проблематике со стороны различных гуманитарных, а также естественных наук, так как являясь в равной мере социо-, культурно-, технологической проблемой, вопрос о продолжении утопического дискурса в виртуальном пространстве требует междисциплинарного подхода к его исследованию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Реконструкция утопии. — М., 1999.
  2. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  3. И. А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика // Вопросы философии. М., 2003. № 7.
  4. Александер Д.-С. Прочные утопии и гражданский рем-онт. // http://www.eurocheck.ru/euro/politologiya/ (24.11.201 Огод).
  5. И. Сетевые сообщества: утопия без обмена // Художественный журнал Moscow art magazine. 2001. № 41.
  6. В. Д. Культура и утопия. Ростов-на-Дону., 2004.
  7. В. Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. Ростов-на-Дону, 2003.
  8. В. Д. Утопия и утопизм в политико-правовой практике. — Ростов-на-Дону., 2002.
  9. Э. Я. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании, утопических экспериментах. М., 1989.
  10. Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. — М., 1982.
  11. М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2002. № 1.
  12. Е. П. Интернет-среда: человек в ситуации неопределенности // Материалы и тезисы конференции «Построение стратегического общества через образование и науку». М., 2001.
  13. Е. П. Человек в информационном мире // «Перспективы социальной психологии». М., 2002.
  14. Е. П., Жичкина А. Е. Пространство, населенное Другими. http://cvberpsy.ru (13.05.2011 год).
  15. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. М., 2002.
  16. Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
  17. Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997.
  18. . В тени молчаливого большинства или конец социального. -Екатеринбург, 2000.
  19. . Система вещей. М., 2001.
  20. И. Э. Блох об утопии и утопическом // Космополис, № 2 (12), 2005.
  21. С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-на-Дону, 2004.
  22. С. В. Социальная общность кибрпространства // Информационное общество. 2002. № 4.
  23. Н. И. Социальные сети как прообраз общественного устройства //Власть. 2008. № 1.
  24. И. В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М., 2000.
  25. Е. Б. образ будущего в картине мира и Я-концепции личности. Автореф.канд.дисс. СПб., 2003.
  26. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2000.
  27. С. Е. Философия надежды Э. Блоха. Оправдание утопии. Атореферат дисс. .д.филос.н. Екатеринбург, 2001.
  28. С. Е. Эрнст Блох жизнь и творчество // Тюбингенское введение в философию. — Екатеринбург, 1997.
  29. Ф. Е. Структура образа // Вопросы психологии. М., 1993. № 5.
  30. В. JI. Виртуальные объекты с точки зрения логики и формальной феноменологии // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004.
  31. А. И. Утопия и история. М., 1976.
  32. О.В., Смолякова Т. В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи. // Психологическиеисследования: электрон, науч. журн. 2008. № 1(1). // http://psystudy.ru (15.03.2011 год).
  33. Ф. И. Культура как виртуальность: события и смысл // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Виртуальные реальности. М., 1998.
  34. Ф. И. Ускользающее бытие. -М., 1994.
  35. М. Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности // http://www.ict.edu.ru/ft/4 097/govor.pdf (3.04.2010 год).
  36. Г. Заметки к антропологии русского Интернета // НЛО, 2000, № 43. // http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html (22. 05. 2010 год).
  37. В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
  38. Г. Э. К вопросу о политической теории утопизма. Донецк, 1994. Реф. деп. 'в ИНИОН РАН № 83Р-94 от 17.05.94.
  39. В. Я. Миры и виртуальные реальности. М., 1995. // http://www.kuchaknig.ru/show book. php?book=46 152 (17.07.2010 год).
  40. А. А. Утопия и антиутопия как специфические формы отношения к модусу будущего // Футурология. Прогностика Моделирование будущего. Тексты членов Ассоциации // http://futurologija.ru/category/texts/ (26.12.2009 год).
  41. В. А. Информационные технологии в контексте постмодернисте кой философии. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. М., 1999.
  42. В. Ф., Носов Н. А. Виртуальная реальность в исполнительском искусстве // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы. М., 1997.
  43. А. Е., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // http://cyberpsy.ru (30.01.2010 год).
  44. М.В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону, 1999.
  45. Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
  46. К. Э. Психология эмоций. СПб., 2008.
  47. Е. А., Корецкая М. А., Савенкова Е. В. Медиа как поле реализации утопических претензий разума. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2008. № 2 (4).
  48. Н. Б. Способы виртуализации социального дискурса // Вестник Удмуртского университета (Социология и философия). 2006. № 3. // http://vestnik.udsu.ru/2006/2006−03/vuu 06 03 04. pdf (18.02. 2010 год).
  49. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
  50. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2004.
  51. М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — Екатеринбург, 2004.
  52. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000.
  53. М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999.
  54. Ч. С. Парадоксы утопического сознания // Философский век. Альманах. Вып. 13. — СПб., 2000.
  55. Ч. С. Утопическое' сознание: Сущность, социально-политические функции. — Минск, 1988.
  56. Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006.
  57. Е. В. Виртуальная реальность: философско-методологический анализ. Атореферат дисс.. канд. филос.н.-М., 1998.
  58. П. Культура постмодерна. М., 1997 .
  59. В. В. Социокоммуникативные основы информационного общества // http://conf.infosoc.ru/2007/thes/part2/Ko2lovsky.pdf (12.08.2010 год).
  60. Краткий философский словарь / Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. М., 2004.
  61. Криптоанархия, киберосударства и пиратские утопии / под ред. П. Ладлоу. Серия: Cybertime/nonfiction., Издательство: Ультра. Культура, 2005.
  62. Д. В. Социальное пространство компьютерно-опосредованной реальности: опыт феноменологической реконструкции. Атореферат дисс.. канд. филос.н. Иваново, 2007.
  63. Культурология. 20век. Словарь. СПб., 1997.
  64. К. Марксизм и утопия // Общественные науки и современность. 1992. № 3.
  65. М. М. Виртуальная реальность техногенный артефакт или сетевой феномен? // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. — М., 2004.
  66. А. Г. Проективность утопии // Вестник ЧелГУ. — Челябинск, 2007.-№ 14(92).
  67. В. А. Программа спецкурса «УЯ-философия (философские проблемы виртуальной реальности)». — Томск., 2002.
  68. М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
  69. В. А. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996.
  70. А. Тестирование утопии. / Опубликовано в журн. «Лучшие компьютерные игры» № 4 (29) апрель 2004 // http://www.lki.гиДех1.рЬр?1с1=63 (14.03.2010 год).
  71. Лем С. Фантастика и футурология. Т. 2. М., 2004.
  72. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ежегодник Ас1 Ма^пет 93. М., 1994.
  73. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.
  74. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  75. А. И., Нордберг В. В. Экономия смеха: абсурд и утопия в социальной инноватике. Екатеринбург, 2005.
  76. А. Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 5−17 сентября 2003 г.). Тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003.
  77. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
  78. Н.Б. Симулакр в искусстве и эстетике. // Философские науки. 1998. № 3 4.
  79. К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М., 1994.
  80. . В. Демократия и Интернет // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. 20−24 ноября 2000 г. СПб., 2000.
  81. К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. Т. 1−2. М., 1986.
  82. Г. Конец утопии // Логос 6 (45) 2004.
  83. Г. Одномерный человек. М., 1994.
  84. Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия утопия // Вопросы философии. № 5. 2009.
  85. Е. С.Терминологическая проблема в изучении утопии и эсхатологии и её возможное решениеhttp://www.ksu.ru/fl 8/bin (lies/2003 1! 101 .doc (19.02.2009 год).
  86. В. М. Культура и история. М., 1977.
  87. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. -М., 1977.
  88. Л. А. Классичекие и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований. Атореферат дисс.. канд.филос.н. -Архангельск, 2004.
  89. М. Миф машины. М., 2001.
  90. И.Н. Социальный утопизм и общественная мысль, // Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. -М., 1977.
  91. Р. С. Психология. Общие основы психологии. Кн.1. М., 1994.
  92. Н. А. Виртуальный человек: очерки по виртуальной психологии детства. М., 1997.
  93. H.A. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. М., 2001.
  94. H.A. Виртуальная психология. М., 2000.
  95. М. Ю. Хакни будущее: введение в философию общества знаний. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», М., 2007.
  96. М. Ю. Виртуальная реальность: онтодиологический подход. — Автореф.. д.филос.н. -М., 1997.
  97. Т. С. Генезис утопического дискурса: культурно-цивилизационный контекст. Автореф.докт.дисс. Ростов-на-Дону., 2005.
  98. Т. С. Классическая модель утопии: попытка реконструкции // Социально-гуманитарное знание: прагматический аспект., Ростов-на-Дону., 2005.
  99. Т. С. Утопия в пространстве культуры // Перспективы философской мысли на юге России. Ростов-на-Дону, 2002.
  100. Т. С. Утопия в пространстве диалога культур. Ростов-на-Дону, 2004.
  101. А. Утопия, мифосимволичность современного социокультурного пространства // http ://brennoe-i-vechnoe .narod. г и/05−49. htm 1 (07.09.2008 год).
  102. Ю. А. Виртуальная реальность в современной культуре. // Аналитика культурологии 2006//http://tsu.tmb.ru/culturolog-y/ioumal/6/pompeevl2006.htm (12.11.2010 год).
  103. Г. Г. Теория коммуникации. — М., 2003.
  104. А. А. Киберпространство и перспективы формирования личностного бытия // http://huminf.tsu.rU/e-iurnal/magazine/2/pudikova.htm (03.07.2010 год).
  105. Д. Виртуальная реальность // http://www.virtual.ru/virtual reality. html (17,04.2009 год).
  106. В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность // http://sociology.extrim.ru (30.05. 2010 год).
  107. В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. -М.: Аграф, 2000.
  108. А. История утопий. -М., 1910.
  109. А. Ю. Скитания в сфере виртуального // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998. // http://www.philosophy.ru/iphras/library/stepin3.html (29.08.2010 год).
  110. . С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность? // Социологические исследования. 2003, № 2
  111. Ш. Сизов С. С. Утопия и общественное сознание: Философско-социологический анализ. Л., 1988.
  112. В. Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества. Атореферат дисс.. канд. филос.н. — М., 2004. // http://www.ecsocman.edu.rU/images/pubs/2005/02/l 1/204 183/DisserSilaeva. pdf (11.03.2009 год).
  113. Современные буржуазные теории общественного развития. — М., ИНИОН, 1984.
  114. Сообщества, ру // Отчет об исследовании социальных сетей // http://www.soobshestva.ru/wiki/OtchetObIssledovaniiSociarnyxSetei j? y=6rs (09.01.2011 год).
  115. Социальные сети Интернета //http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid= 1 е45а 191 -898е-4851 -b9d 1 -94cdac91751f (10.02.2010 год).
  116. Справочная служба русского языка. Неакадемический словарь языкового уплотнения // http://www.rusyaz.ru/is/ns/index.html (21.04.2011 г.).
  117. В. С. Философия как деятельность по построению моделей возможного будущего // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004.
  118. В. В. Человек кликающий: фрактальные метаморфозы. // http://www.iis.ru/events/19 981 130/tarasenko.ru.htmUl 8.06.2011 год).
  119. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. — № 5.
  120. Э. Третья волна. М., 1999.
  121. Э. Шок будущего. М., 2008.
  122. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. Виртуальные реальности и современный мир. М., 1997.
  123. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Виртуальные реальности. -М., 1998.
  124. И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. Челябинск 2009.
  125. И. Д. Сеть оправдывает средства: к вопросу о сетевой природе современного общества // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.- творч. Форума (Челябинск, 2−3 ноября 2010, Челябинск, 2010, Ч. 2.
  126. И. Д. Социально-политические антиутопии как модель «общества контроля» // Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов. Челябинск: ЧГАКИ., 2008.
  127. И. Д Солдатов В. Е. Социокультурное пространство в антиутопиях: основные черты моделируемого социума // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2010/3 (23).
  128. А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М., 1998.
  129. Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий / Предисловие П. С. Гуревича. М., 2005.
  130. M. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью М., 2006. — Ч. 3 (Серия «Новая наука политики»).
  131. Ф. Великий разрыв. М., 2003.
  132. A. Блог как феномен культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. — М., 2007. Т. 10. Спецвыпуск.
  133. С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности. // Вопросы философии. 1997. — № 6.
  134. Ф. Виртуальная реальность // Возможные миры и виртуальные реальности. — М., 1995.
  135. В. А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М., 1994.
  136. E.JI. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) //Вопросы философии. 2001. № 7.
  137. Е. Утопия и традиция. М., 1990.
  138. A.B. Утопия, миф, инновация: опыт социально-философского анализа // Вестн. Челябинского гос. ун-та., 2007. № 4.
  139. JI. П. Основные формы общения в Интернете и их особенности // Образование. Коммуникация. Ценности. По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании» СПб., 2004.
  140. В. П. Понятие утопии и современные концепции утопического//Вопросы философии. 1972. № 8.
  141. В. П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). М., 1995.
  142. Д. П. Многообразие форм утопии в современной культуре. Атореферат дисс.. канд. филос.н. Ставрополь, 2009.
  143. В. Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа. 2001.
  144. О. М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов-на-Дону, 1999.
  145. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998.
  146. . Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  147. Ф. Развитие социализма от утопии к науке //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. M., 1961. Т. 19.
  148. М. Философия возможного. СПб., 2001. // http://veer.info/potentiality.htm (7.06.2010 год).
  149. . Г. Человек утопический // Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  150. Юнг К. Г. Психологические типы. — М., 1996.
  151. Г. П. Виртуальный человек в экстремальных условиях // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 9. — М., 2000.
  152. Bloch, Ernst The principle of hope. (Studies in contemporary German social thought) Translation of Das Prinzip Hoffnung. (3 vols.: 1938−1947) (trans.: The Principle of Hope, MIT Press, 1986).
  153. Boyd, Danah «Friendster and Publicly Articulated Social Networks.» Conference on Human Factors and Computing Systems (CHI 2004). Vienna: ACM, April 24−29, 2004. pp. 1279−1282.
  154. Chloe, Houston, «No Place and New Worlds: The Early Modern Utopia and the Concept of the Global Community», Spaces of Utopia: An Electronic Journal, nr. 1, Spring 2006, pp. 13−21.
  155. Polak, Frederik. The image of the future. New York, Leyden and Dobbs Ferry, Ocean Publications, 1961, vol. 1.
  156. Sargent, Lyman Tower «In Defense of Utopia». Diogenes 53 (1), 2006. pp. 11−17. http://dio.sagepub.eom/content/53/l/l 1. abstract (12.12.201 lr.)
  157. Callahan, William A. Remembering the Future: Utopia, Empire and Harmony in 21st century International Theory', European Journal of International Relations 10:4 (2004), pp. 569−601.
Заполнить форму текущей работой