Испанская национальная картина мира: взаимодействие искусства и религии
Диссертация
Первичной базой формирования констант является история формирования испанской нации, поэтому предметом анализа в первой главе составили также важнейшие исторические события, рассмотренные с позиции их роли в конструировании основных оппозиций культуры. Подчеркнута определяющая роль следующих исторических событий: романизация Испании, в связи с которой в стране появляется христианствозавоевание… Читать ещё >
Содержание
- ВведениеЗ
- Глава 1. Константные характеристики испанской картины мира
- 1. 1. Методологические принципы анализа национальной культуры
- 1. 2. История как фактор формирования национальной картины мираЗО
- Глава 2. Религиознаяставляющая испанской картины мира
- 2. 1. Особенности католической картины мира как версии западного христианства
- 2. 2. Концепция «испанидад»: рефлексия о роли католичества в формировании национальной идентичности
- Глава 3. Барокко как зеркало испанской культуры
- 3. 1. Особенности испанской барочной КМ
- 3. 2. Проявление констант барочной КМ в искусстве Испании
- Глава 4. Трансформация констант испанской картины мира врреализме
- 4. 1. Социокультурный контекст и истоки испанскогорреализма
- 4. 2. Сравнительный анализ французского и испанскогорреализма
- 4. 3. Проявлениеецифики испанской КМ в творчестве С. Дали
- 4. 4. Проявлениеецифики испанской КМ в творчестве JI. Бунюэля
- 4. 5. Проявление специфики испанской КМ в творчестве Ф. Гарсиа Лорки
Список литературы
- Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация.- Иркутск: Изд-во иркутского университета, 1988. 192с.
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Аверинцев С. С. Другой Рим: избранные статьи.- СПб.: Амфора, 2005.- С. 315−365
- Аверинцев С.С. Христианство в истории европейской культуры // Аверинцев С. С. Другой Рим: избранные статьи.- СПб.: Амфора, 2005.- С. 276−314
- Александрова В.Н. Испанские народные танцы.- Л.: Государственное музыкальное изд-во, 1959.-55с.
- Альтамира-и-Кревеа Р. История средневековой Испании.- СПб.: Евразия, 2003.- 608с.
- Андреев Л.Г. Сюрреализм.- М.: Гелеос, 2004.- 352с.
- Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии // Культура. Человек и Картина мира.- М.: Наука, 1987.- С. 5−27
- Ауэрбах Э. Мимесис.- М.: Прогресс, 1976.- 554с.
- Багно В.Е. Драматургий Кальдерона в творческом восприятии Пушкина//Кальдерон и мировая культура.- Л.: Наука, 1986.- С. 97−110
- Базен А. Забытые //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.- С. 60−66
- Баткин Л.М. Неуютность культуры // Баткин Л. М. Пристрастия: избранные эссе и статьи о культуре.- М.: ТОО Курсив-А, 1994.- С. 13−34
- Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры //Баткин Л. М. Пристрастия: избранные эссе и статьи о культуре.- М.: ТОО Курсив-А, 1994.- С. 3456
- Бейджент М., Ли Р. Инквизиция.- М.: Эксмо, 2003.- 349с.
- Боткин В.П. Письма об Испании.- Л.: Наука, 1976.- 342с.
- Бранский В.П., Пожарский С. Д. Синергетический историзм как новая филоофия истории //Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности.- М.: Прогресс-Традиция, 2003.- С. 36−49
- Брежнева Н.В. Жанровое своеобразие «Сновидений» Франсиско де Кеведо // Кальдерон и мировая культура.- Л.: Наука, 1986.- С. 207−212
- Брутян Г. А. Язык и картина мира //Философские науки.- 1973.- № 1- С. 108−111
- Бунюэль Л. Бунюэль о Бунюэле: мой последний вздох.- М.: Радуга, 1989.-380с.
- Бунюэль Л. Виридиана //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.- С. 7779
- Бунюэль Л. Виридиана //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.- С. 186 279
- Бунюэль Л. Кино по Бунюэлю. Статьи, интервью, высказывания" //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.- С. 136−184
- Бычков В.В. Эстетика.- М.: Гардарики, 2005.- С. 75−77, с.417−427
- Бюаш Ф. Революционный авангард //Луис Бунюэль, — М.: Искусство, 1979.- С. 54−55
- Вальдес X. де Из «Диалога о языке» //Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение.- М.: Искусство, 1977.- С.91−101
- Белее де Гевара Л. Хромой бес // Испанский плутовской роман.- М.: Худож. Лит., 2000.- С. 213−291
- Виго Ж. Смотреть другими глазами //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.- С. 52−53
- Виппер Б.Р. Искусство XVII века и проблема стиля барокко //Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV—XVII вв.- М.: Наука, 1966.- С. 245−263
- Гадамер Г.-Г. Онемение картины //Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.-М.: Искусство, 1991.- С. 178−187
- Гараджа В.И. Религиоведение.- М.: Аспект-пресс, 1995.- 348с.
- Гарсиа Лорка Ф. Избранное.- М.: Московский рабочий, 1983.- 336с.
- Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве.- М.: Искусство, 1971.- 310 с.
- Гарсиа Лорка Фр. Федерико и его мир, — М.: Радуга, 1987.- 520 с.
- Гачев Г. Д. Европейские образы пространства и времени //Культура. Человек и Картина мира.- М.: Наука, 1987.- С. 198−227
- Гачев Г. Д. Ментальности народов мира.- М.: ЭКСМО, 2003.- 544с.
- Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали.- М.: Арт-родник, 1998.734с.
- Гибсон Я. Гранада 1936 год. Убийство Федерико Гарсиа Лорки.- М.: Прогресс, 1983.- 254с.
- Гирин Ю.Н. К проблематике интерпретации латиноамериканской культуры //Латинская Америка.- 1996.- № 10 С. 107−111
- Гомбрих Э. История искусства.- М.: Изд-во ACT, 1998.- С. 387−411, с.589−597
- Грасиан Б. Остроумие, или искусство изощренного ума //Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение.- М.: Искусство, 1977.- С.169−465
- Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон.- М.:Наука, 1984.- 631с.
- Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком //Культура. Человек и Картина мира, — М.: Наука, 1987, — С. 262−299
- Григулевич И.Р. Церковь и олигархия в Латинской Америке 18 101 959гг.- М.: Наука, 1981.- 327с.
- Григулевич И.Р. Крест и меч: Католическая церковь в Испанской Америке XVI—XVIII вв.- М.: Наука, 1977.- 295с.
- Григулевич И.Р. История инквизиции 13−20вв.- М.: Наука, 1970.- 447с.
- Григулевич И.Р. Инквизиция.- М.: Политиздат, 1985.- 448с.
- Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы.- М.: Экопрос, 1993.-544с.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов».- М.: Индрик, 1993.- 328с.
- Дали А., Дали С., Лорка Ф. Сальвадор Дали.- М.: ЭКСМО, 2003.- 320с.
- Дали С. Дневник одного гения.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.464с.
- Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали.- М.: изд-во СВАРОГ и К, 1999.- 464с.
- Дали С. Сюрреализм это я.- М.: Вагриус, 2005.- 624 с.
- Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т.1- М.: Мысль, 1989.- С. 481−573
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах //Культурология XX век. Антология.- М.: Юрист, 1995.- С. 213−155
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.2 М.: Искусство, 1990.- С.137−183
- Долгов К. Пылающие сердца Луиса Бунюэля // Бунюэль Л. Бунюэль о Бунюэле.- М.: Радуга, 1989.- С. 5−38
- Донцов А.И., Баксанский О. Е. Схемы понимания и объяснения физической реальности //Вопросы философии.- 1998.- № 11- С. 75−90
- Дружинин А.В. «Письма об Испании» В.П. Боткина //Боткин В. П. Письма об Испании.- Л.: Наука, 1976.- С.236 262
- Дуларидзе Л. Путь Луиса Бунюэля //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.- С. 13−50
- Дышлевый П.И., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира.- М.: Знание, 1984.- 63с.
- Жидков B.C., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003.-464с.
- Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения // Испанский плутовской роман.- М.: Худож. Лит., 2000.- С. 25−77
- Журавлев О.В. Вызревание предпосылок эстетической мысли в Испании второй половины XIX- начала XX века //Лекции по истории эстетики Л.: изд-во ЛГУ, 1977.- Кн.З., ч.2.- С. 65−72
- Закс Л.А. Художественное сознание.- Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990.-212с.
- Зарецкий Ю.П. Ренессансная автобиография и самосознание личности: Энеа Сильвио Пикколомини (Пий II).- Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского Университета, 2000.- 154с.
- Зингерман Б.И. Театр и эстетика Гарсиа Лорки //Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века.- М.: Наука, 1979, — С. 310−351
- Знамеровская Т.Н. Хусепе Рибера.- М.: Изобраз. искусство, 1981.-240с.
- Искусство стран Латинской Америки.- М.: Наука, 1986.- 238с.
- Испанская новелла XX века.- М.:Худож. лит., 1965.-591 с.
- Испанская новелла XIX века.- Л.: Худож. лит., 1988.- 544с.
- Испанская новелла золотого века.- Л.: Худож. лит., 1989.- 784с.
- История искусства зарубежных стран 17−18 вв.- М.: Изобраз. искусство, 1988.- С.63−78.
- История религии.- СПб.: Лань, 1998.- С. 112−154
- Каган М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени //Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов.- Л.: ЛГИТМиК, 1988.- С. 22−28.
- Каганэ Л.Л. Испанская живопись XVI—XVIII вв.. в Эрмитаже.- Л.: Аврора, 1977.- 111с.
- Кальдерон П. Драмы: в 2 кн. Кн.1.- М.: Наука, 1989. 858с.
- Кальдерон П. Драмы: в 2 кн. Кн.2.- М.: Наука, 1989. 748с.
- Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах //История инквизиции: Средневековые процессы о ведьмах.- М.: ООО Изд-во ACT, Харьков: Фолио, 2002.- С. 231−400
- Каптерева Т.П. Веласкес.- М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.- 171с.
- Каптерева Т.П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения.- М.: Изобраз. искусство, 1989.- 385с.
- Каптерева Т. П. Испания. История искусства.- М.: Белый город, 2003.495с.
- Карьер Ж.-К. Млечный путь. Беседа о фильме //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.- С. 116−122
- Католическая церковь в социально-политической борьбе в странах Латинской Америки.- М.: ИНИОН, 1983.- 188с.
- Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке 16−20вв.- М.: Наука, 1980.- 296с.
- Кеведо-и-Вильегас Ф. Избранное.- Л.: Худож. лит., 1980.- 544с.
- Кеведо-и-Вильегас Ф. Культистская латиноболтовня //Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение.- М.: Искусство, 1977.- С. 141−150
- Кеменов B.C. Веласкес в музеях СССР.- Л.: Аврора, 1977, — 179 с.
- Кеменов B.C. Картины Веласкеса.- М.: Искусство, 1969.- 383с.
- Кригликов В. А. Пространство и время «человека культуры» //Культура. Человек и Картина мира.- М.: Наука, 1987.-С. 167−197
- Козлов А.С. Средневековая Европа: основные общественные процессы, управление, власть.- Екатеринбург: НПМП Волот, 1997.- 106с.
- Кофман А.Ф. Духовный облик конкистадора: испанское измерение //Латинская Америка.- 2004.- № 4 С.48−61
- Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании.-Минск: Университетское, 1984.- 142с.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса.- М.: Политиздат, 1980.- 312 с.
- Культурология: учеб. для вузов под ред. Солонина Ю. Н. И Кагана М.С.- М.: Юрайт, 2005.- 566с.
- Левина И.М. Искусство Испании XVI—XVII вв.еков.- М.: Искусство, 1966.- 268 с.
- Левина И.М. Картины Мурильо в Эрмитаже.- Л.: Советский художник, 1969.- 32 с.
- Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании.- М.: Наука, 1967.96с.
- Лесли Р. Сюрреализм. Мечта о революции.- Сингапур: Белфакс, 1998.128с.
- Лившиц Н., Каганэ Л., Прийменко Н. Искусство 17 в.- М.: Искусство, 1964.-254С.
- Лобанова М. Западно-европейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики.- М.: Музыка, 1994.- 317с.
- Лойола И. Духовные упражнения. Режим доступа: http://www.iesuit.ru/doc/du.htm
- Льоренте Х.-А. Критическая история инквизиции: в 2 т. Т.1. М.: Соцэкгиз, 1936.- 729с.
- Льоренте Х.-А. Критическая история инквизиции: в 2 т. Т.2. М.: Соцэкгиз, 1936.- 558с.
- Малиновская Н. Невольник века //Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим.- М.: изд-во СВАРОГ и К, 1999.- С. 5−19
- Малицкая К.М. Испания.- М.: Изд-во всесоюзной академии архитектуры, 1935.- 114 с.
- Малицкая К.М. Испанская живопись XVI—XVII вв..- М.: Изд-во Гос. музея изобраз. искусств им. А. С. Пушкина, 1947.- 207 с.
- Малицкая К.М. Эпоха Возрождения в Испании //Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV—XVII вв.- М.: Наука, 1966.- С. 111−133
- Маринко Г. И. Физическая картина мира и интеграция научного знания //Философские науки.- 1973.-№ 3.- С. 133−137
- Матерновская Е.А. Андалусия, Нью-Йорк и Куба: образы мира в творчестве Ф. Гарсиа Лорки //Латинская Америка.-2004.- № 4 С.62−69
- Межуев В. М. Философская идея культуры // Теоретическая культурология. М.: академик. Проект, 2005. — С. 114−124
- Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира //Вопросы философии.- 1983.- № 7- С. 116−125
- Мчедлов М.П. Католицизм.- М.: Политиздат, 1974.- 271с.
- Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком //Культура. Человек и Картина мира.- М.: Наука, 1987.- С. 227−262
- Непомнящий Н.Н., Низовский А. Ю. Испания, которую мы не знали.-М.: Вече, Хартия, 2000.- 304с.
- Овсиенко Ф.Г. Католицизм.- М.: Изд-во РАГС, 2005.- 314с.
- Озерова JI.A. «Жизнь» Торреса Вильярроэля и испанская пикареска ХУПвека//Кальдерон и мировая культура.- Л.: Наука, 1986.- С. 213−221
- Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании.- Киев: «Новый круг-Пор-Рояль», 1994.-319с.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.- М.: Искусство, 1991.- 586с.
- Ортега-и-Гассет X. Камень и небо.- М.: Грант, 2000.- 288с.
- Осповат Л. Гарсиа Лорка.- М.: Молодая гвардия, 1965.- 430с.
- Осповат Л. Гарсиа Лорка размышляет, спорит, пропагандирует //Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве.- М.: Искусство, 1971.- С. 3−24
- Пас О. В великих традициях испанских безумцев //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.- С. 75−77
- Пас О. Функция констатации //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.-С. 58−59
- Пас О. Традиции страстного и жестокого искусства //Луис Бунюэль.-М.: Искусство, 1979.- С. 56−57
- Пастушенко Л.И. «Жизнь есть сон» Кальдерона и «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Кеведо // Кальдерон и мировая культура.- Л.: Наука, 1986.- С. 75−84
- Пикон Г. Сюрреализм.- Швейцария: Editions Albert Skira, 1995.- 216с.
- Пинский Л.М. «Гусман д Альфараче» и поэтика плутовского романа // Пинский Л. М. Магистральный сюжет.- М.: Советский писатель, 1989.- С. 148−187
- Пинский Л.М. Испанский «Хромой бес» // Пинский Л. М. Магистральный сюжет.- М.: Советский писатель, 1989.- С. 187−207
- Пинский Л.М. Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана // Пинский Л. М. Магистральный сюжет.- М.: Советский писатель, 1989.- С. 207−297
- Пинский J1.M. Ренессанс и барокко // Пинский Л. М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГТУ, 2002.- С. 27−63
- Пискунова С.И. Дочь воздуха в контексте творчества Кальдерона 1650−1670х гг. // Кальдерон и мировая культура.- Л.: Наука, 1986.- С. 33−45
- Плавскин З.И. Испанская инквизиция: палачи и жертвы.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.- 197с.
- Плейди Дж. Испанская инквизиция.- М.: Центрполиграф, 2002.- 446с.
- Пономарева Л.В. Испанский католицизм 20 века.- М.: Наука, 1989.288с.
- Праздник как феномен иброамериканской культуры («круглый стол» в редакции «Латинской Америки») //Латинская Америка.- 1997.- № 11- С. 57−75
- Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи,— М.: Искусство, 1986.-215с.
- Пространство и время.- Киев: Наукова Думка, 1984.- 294с.
- Рассел Б. История западной философии.- СПб.: Азбука, 1997.- С.389−464, 538−552
- Рассел Дж. Б. Колдовство и ведьмы в Средние века.- СПб.: Изд. группа Евразия, 2001.- 480с.
- Резник В.Г. Испанские эстетики XVII века // Лекции по истории эстетики. Л.: изд-во ЛГУ, 1973. -кн.1.- с. 117−126
- Ротенберг Е.И. Западно-европейская живопись XVII века.- М.: Искусство, 1989.- С. 206−237
- Ротенберг Е.И. Западно-европейской искусство XVII века.- М.: Искусство, 1971.-С. 5−58
- Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста.- М.: Аграф, 2000.- 432с.
- Селиванов В.В. Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве //Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов.- JL: ЛГИТМиК, 1988.-С. 46−55
- Силюнас В. Испанская драма XX века.- М.: Наука, 1980.- 279с.
- Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства.- СПб.: изд-во Дмитрий Буланин, 2000.- 468с.
- Силюнас В. Федерико Гарсиа Лорка. Драма поэта.- М.: Наука, 1989.336с.
- Скурту Н.П. Искусство и картина мира.- Кишинев: Штиинца, 1990,86с.
- Соколов М.Н. Бытовые образы в западно-европейской живописи XV—XVII вв.еков.- М.: Изобраз. искусство, 1994.- 286с.
- Сперанский Н. Ведьмы и ведовство //История инквизиции: Средневековые процессы о ведьмах.- М.: ООО Изд-во ACT, Харьков: Фолио, 2002.-С. 5−230
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры.- М.: Академический проект, 2004.- 992с.
- Табак Ю. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения.- М.: Встреча, 2002.- 146с.
- Тарковский А. Жгучий реализм //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.-С. 69−75
- Тертерян И.А. Барокко и романтизм: к изучению мотивной структуры // Кальдерон и мировая культура.- Л.: Наука, 1986.- С. 163−178
- Тертерян И. А. «Виридиана» и испанская культура XX века //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.-С. 79−98
- Торрес Наарро Б. де Пропалладия //Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение.- М.: Искусство, 1977.-С.101−104
- Удальцова З.В. Византийская культура.- М.: Наука, 1988.- 288с.
- Унамуно М. де Избранное в 2 т. Т.1.- Л.: Худож. лит., 1981.- 520с.
- Унамуно М. де Избранное в 2 т. Т.2.- Л.: Худож. лит., 1981.- 352с.
- Унамуно М. де О трагическом чувстве жизни.- К: Символ, 1996.416с.
- Успенский Б.А. История и семиотика //Успенский Б. А. Избранные труды в 2 т. Т.1.- М.: Гнозис, 1994.-С.9−50
- Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII в.) //Успенский Б.А. «Избранные труды» в 2 т. Т.1.- М.: Гнозис, 1994.-С. 219−253
- Фалья М. де Канте хондо (Cante jondo). Его истоки, значение, влияние на европейское искусство //Фалья М. де Статьи о музыке и музыкантах.- М.: Музыка, 1971.-С. 49−63
- Федосов Д.Г. Католическая церковь и «духовная конкиста» //Латинская Америка.- 1996.- № 1- С. 65−73
- Ферреро А. Симеон-столпник //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.-С. 114−115
- Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук.- М.: A- card, Талисман, 1994 г., 406с.
- Фуэнтес К. Виридиана и двадцать лет мрака //Луис Бунюэль, — М.: Искусство, 1979.-С. 98−103
- Хайдеггер М. Время картины мира //Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления.- М.: Республика, 1993.- С. 41−62
- Хауреги-и-Агилар X. Диалог природы, живописи и скульптуры, в коем оспариваются и определяются достоинства двух искусств //Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение.- М.: Искусство, 1977.- С.104−110
- Хренов Н.А., Соколов К. Б. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность).-СПб: Алетейя, 2001.- 816с.
- Цветочки Франциска Ассизского.- СПб: Амфора, 2000.- 447с.
- Чернышевский Н.Г. «Письма об Испании» В.П. Боткина // Боткин В. П. Письма об Испании.- Л.: Наука, 1976.- С.224−235
- Шахнович М.И. Гойя против папства и инквизиции, — М Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1955, — 400с.
- Шепетис Л. Испания. Силуэты и краски.- Вильнюс: Вага, 1975.- 107с.
- Шибаева М.М. Человеческая субъективность и культура //Культура. Человек и Картина мира.- М.: Наука, 1987.- С. 135−167
- Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм //История инквизиции: Средневековые процессы о ведьмах.- М.: ООО Изд-во ACT, Харьков: Фолио, 2002.-С. 401−712
- Штейн А.Л. Четыре века испанской эстетики // Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение.- М.: Искусство, 1977.- С.7−63
- Энсина X. дель Искусство кастильской поэзии //Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение.- М.: Искусство, 1977.- С.77−91
- Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 4 т. Т.2. М.: Критерии, 2002.- 507с.
- Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали.- Мн: ООО Попурри, 2002.560с.
- Юткевич С. Жестокий и строгий реалист //Луис Бунюэль.- М.: Искусство, 1979.-С. 5−11
- Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира. От импрессионизма до классического авангарда.- М.: Искусство, 2003.- 491с.
- Якимович А.К. Диего Веласкес. Художник и дворец.- М.: Советский художник, 1989.- 272 с.
- Якимович А.К. Реализмы двадцатого века. Магический и метафорический реализм. Идеологический реализм. Сюрреализм, — М.: Галарт, Олма-пресс, 2001,-С. 6−33, 113−171.
- Якимович А.К. «Сдача Бреды». Веласкес и Кальдерон // Кальдерон и мировая культура.- Л.: Наука, 1986.-С. 55−67
- Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф.- М.: РИК Культура, 1993.-С.265−327
- Swinglehurst Е. Salvador Dali: exploring the irrational.- New York: smithmark, 1996. 127p.
- Orbaneja F. Lo que oculta la iglesia.- Madrid: divulgacion, 2002. 283 p.
- Carr R. Historia de Espana.- Barselona: quinteto, 2003. 399p.
- Salvador Dali. Рог que se ataca a La Gioconda?.- Madrid: Ediciones Siruela, 1994.- 305 p.
- Alexandrian S. Surrealist art.- Singapour: Thames @ Hudson, 2001.- 256 p.
- Rupert M. J. Baroque.- New York, Hagerstown, San Francisco, London: Harper & Row Publishers, 1977.- 367 p.