Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трагические мотивы в изобразительном искусстве алтайских художников во второй половине XX — начале XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вансчов В В. Трофимов П С Прекрасное и возвышенное//Вопросы марксистско-ленинской эстетики М, 1956 С 84 особенным, явленческим". 6 Возвышенное, как и прекрасное, считает Н. И. Крюковский, выражается через героическое, величественное, величавое, благородное, строгое и т. п. и отличается от него только количественно, В понимании возвышенного у Н. И. Крюковского имеются моменты диалектического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Трагическое как общественное и художественное явление
    • 1. 1. Сущность понятия «трагического» как одной из
    • 1. 3. «Катарсис» — его художественно — эстетическая сущность
    • 1. 4. Трагическое в искусстве и в жизни: общее и особенное
  • Глава II. Проявление особенностей трагического и героического начала в произведениях алтайских художников второй половины XX — начала XXI вв
    • 2. 1. «Трагическое» в искусстве социалистического реализма второй половины XX века и его отношение к эстетике постмодернизма
    • 2. 2. Трагические и героические мотивы в живописи Алтая второй половины XX в
    • 2. 3. Героика и драматизм в алтайской графике и скульптуре второй половины XX в

Трагические мотивы в изобразительном искусстве алтайских художников во второй половине XX — начале XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования состоит в необходимости научно обоснованного анализа проблемы развития трагических мотивов в жанровом разнообразии истории искусства Алтая второй половины XX — начале XXI. Трагическое в жизни связано с войнами, социальными потрясениями, с природными катаклизмами, с личными переживаниями человека и т. п. Двадцатый век, как и начало двадцать первого века, наполнен драматическими событиями, которые зачастую воспринимаются как трагические. Трагическое в жизни — пружина развития искусства. Искусство не только осмысляет трагическое, но и помогает человеку пережить его. Реальная практика искусства XX века побуждает к теоретическому осмыслению проявления в ней феномена трагического. Актуализирует заявленную тему многообразие, неоднозначность современного художественного процесса, новое понимание понятия художественности произведения. Очевидно, что нельзя оценить современное изобразительное искусство, не осмыслив особенности искусства прошлого. Искусство прошлого развивалось, а искусство современности развивается в условиях развертывания таких глобальных трагических событий, как войны. В настоящее время идёт переосмысление ценностей и событий Великой Отечественной войны. Тема войны, народной трагедии в изобразительном искусстве на Алтае звучит в самых неожиданных аспектах. По заявленной теме отсутствуют специальные научные исследования, что также актуализирует тему. В основных жанрах, которые имеют место в изобразительном искусстве на Алтае, прослеживаются различные направления и тенденции, связанные с различными темами и мотивами, в том числе и трагические мотивы. Но вплоть до настоящего времени эта тема не получила достаточного освещения и широкой самостоятельной разработки в искусствоведческой науке. Помимо этого не исследованы специфические художественные приёмы и способы, помогающие раскрыть характерные особенности в искусстве Алтая, в частности трагического мотива. Специальных исследований, касающихся развития трагического начала в различных жанрах алтайских художников, до сих нор не проводилось.

Степень разработанности проблемы. По данной проблеме почти нет в России специальных законченных научно — исследовательских работ, анализирующих пути, тенденции и особенности развития трагической темы в изобразительном искусстве в условиях мирного времени второй половины XX — начале XXI века, а на Алтае их нет совсем. В середине XX века, главным образом, в течение 60−70-х годов были опубликованы монографии, статьи и коллективные труды, рассматривающие проблемы художественной жизни России. Наиболее значительные из них — труды Г. Ю. Стернина, исследования Н. Д. Пикандровой, JI.II. Столович. В не меньшей степени представляют интерес теоретические дискуссии 60-х годов на страницах журналов «Творчество», «Художник», «Искусство» в публикациях Н. К. Дмитриевой, И. Виноградова, В. Кеменева, А. Лебедева, В. Ванслова, П. Корина и других авторов.

В 60-х — 70-х годах прошлого столетия появились статьи, диссертации и монографии, сыгравшие заметную роль в исследовании героического и его образного утверждения в отечественном искусстве. Среди них выделяются работы Н. Киященко, Б. Сапупова, Б.Сафонова. Эти авторы в какой — то мере «первопроходцы» в разработке проблемы героического и его связи с искусством реализма советского периода во второй половине XX века. Известный искусствовед советского периода.

П.Суздалев верно подмечает в своей монографии, посвященной изобразительному искусству периоду отечественной войны 1941 — 1945 г. г., что начиная с 50-х годов XX века в военно — патриотической теме все больше внимания уделяется «психологическому раскрытию образа человека, оказавшегося на войне».1 Большое значение в формировании научно — эстетических взглядов на сущность героического в шестидесятые годы прошлого столетия имели фундаментальные труды В. Кеменова, Л. Лебедева, Г. Тимошина.

В эти годы появилось немало содержательных работ, посвященных теории эстетического идеала, авторами которых являются Е. Громов, О. Лармин, В. Муриан, Ю. Давыдов, В. Коровин, Н. Ястребова. Вполне резонно известные исследователи природы эстетических категорий Л. Лосев и В. Шестаков подчеркивают, что идеал вообще, и тем более эстетический, выступает «не как нравственный постулат или категорический императив, а как внутренняя, имманентная самой действительности тенденция развития». В подлинном искусстве, продолжают они, факты действительности не существуют вне той или иной идейной окраски. Однако «слияние действительности и идеи», если речь идет об искусстве, — «не просто идея и не просто действительность, но.

•у то, что можно было бы назвать идеалом" .

В связи с кардинальными изменениями в общественной жизни страны в конце XX века происходят значительные изменения и в науке и в художественной жизни. Новые аспекты в истории эстетики, создание системы эстетических категорий (М.С. Каган, Е. Г. Яковлев, Ю.В. Бореев) позволяют наиболее полно исследовать интересующие нас эстетические категории: «трагическое», «героическое», «возвышенное», «катарсис», «конфликт».

1 С>здалев Г1 Советское искусство периода Вешкой Отечественной войны М, 1965, с 230.

2 Лосев, А, Шестаков В История эстетических категорий. М, 1965, с 321 5.

В материалистическом аспекте понимание возвышенного как отражения объективных свойств и субъективных состояний дал Н. Г. Чернышевский, который внёс в его понимание значительные элементы диалектики, то есть объективировал их содержание. Его понимание потребностей, в особенности нравственных и эстетических, связано с утверждением, что они суть общечеловеческие, социальные потребности.3 Именно это даёт ему возможность интерпретировать возвышенное как отражение объективных свойств в субъекте — в чувствах человека. «Возвышенное, — писал П. Г. Чернышевский, -есть то, что гораздо больше всего, с чем сравнивается нами и которое вызывает в нас чувство страха и удивления». В связи с этим он считает, что возвышенное и прекрасное «совершенно различные понятая, не имеющие между собой никакой внутренней связи».4 На необходимость искать возвышенное в социальной действительности указывал ещё Энгельс. В этом аспекте советская эстетика стремится обнаружить объективные основания категории возвышенного. Так, уже в 1956 году П. С. Трофимов считал, что «возвышенное есть категория марксистско-ленинской эстетики, выражающая положительную эстетическую оценку определённых явлений действительности и искусства"5 и особенность возвышенного в том, что оно характеризуется «. особой силой и мощью». Он считал также, что «возвышенное неразрывно связано с прекрасным» и идеалом, хотя в действительности и в искусстве оно «часто выступает во внешне безобразной форме». В книге Н. И. Крюковского «Основные эстетические категории» возвышенное рассматривается как некое противоречие, в котором «общее существенное превалирует над.

3 Чернышевский Н Г. Иочн собр соч В 15 т М, 1949. Т. 11 — С 289.

4 Чернышевский Н Г Избр филос соч М 1950 Т.1 С. 71.

5 Вансчов В В. Трофимов П С Прекрасное и возвышенное//Вопросы марксистско-ленинской эстетики М, 1956 С 84 особенным, явленческим".6 Возвышенное, как и прекрасное, считает Н. И. Крюковский, выражается через героическое, величественное, величавое, благородное, строгое и т. п. и отличается от него только количественно, В понимании возвышенного у Н. И. Крюковского имеются моменты диалектического осмысления. В книге Д. Д. Среднего «Основные эстетические категории» (1974) боле основательно подчёркнута сложная, диалектическая природа этой категории. «Возвышенное прежде всего, — пишет Д. Д. Средний, — включает в себя несоизмеримость объекта, его превосходство по отношению к воспринимающему индивиду"7, вызывающее не только чувство радости, но и чувство тревоги. Но в возвышенном же и преодолеваются негативные эстетические эмоции, утверждается сила и могущество человека. Возвышенное связано с прекрасным, но не сводится к нему, так как «если прекрасное — некоторая мера и гармония, то возвышенное — нечто несоизмеримое и в принципе незавершенное, нарушение гармонии и порядка».8 В таком понимании возвышенного Д. Д. Средним, на наш взгляд, наиболее основательно раскрываются его существенные признаки, его диалектичность.

История изобразительного искусства на Алтае еще относительно молода и, несмотря на то, что в целом ещё является малоизученной страницей многонационального искусства нашей родины, уже имеет ёмкое и многогранное содержание, привлекающее в настоящее время к себе внимание не только местных искусствоведов, но и специалистов российского масштаба. Вплоть до 80-х годов XX века на Алтае не было ни одного полного исследования, посвящённого анализу жанрового разнообразия местного искусства. Исследованием проблем развития жанров во второй половине прошлого столетия занимались и.

6 Крюковский II И «Основнпс эстетические категории» Минск 1974 — С 225−226.

7СреднийДД Основные эстетические категории М, 1974 С43.

8 Там ас С 57. продолжают заниматься такие искусствоведы, как доктор искусствоведческих наук, профессор Т. М. Степанская, кандидат искусствоведческих наук Л. И. Нехвядович, кандидат искусствоведческих наук Е. В. Орловская, кандидат искусствоведческих наук Л. Н. Лихацкая, Л. И. Снитко, доктор философских наук М. Ю. Шишин, И. К. Галкина, Л. Н. Шамина. Они посвятили свои статьи, монографии, альбомы исследованию отдельных жанров. Известно, что пейзаж был и остаётся ведущим жанром на Алтае. Это не случайно и вполне объяснимо. Алтай богат самобытной природой и неповторимой красотой. Практически каждый художник на Алтае обращается к этому жанру. Развитию пейзажной живописи на Алтае очень много внимания в своих исследованиях уделяет Л. И. Снитко. В своих статьях и монографиях таких, как «Первые художники Алтая» (1983), «Художественная жизнь советского Алтая» (10 — 20 годы) (1977) и других, автор ведёт искусствоведческий анализ развития этого жанра. В статьях «Развитие изобразительного искусства Алтая в годы Великой отечественной войны», «Искусство периода Великой отечественной войны (1989) И. К. Галкина даёт анализ пейзажным работам, авторы которых в годы Великой Отечественной войны создавали свои произведения, посвящённые Алтаю, далеко за его пределами (А.Р. Эберлинг, А.О. Никулин). Через творчество таких художников, как Н. П. Иванов, Д. И. Кузнецов, Г. Ф. Борунов, С. И. Чернов, Ф. С. Торхов в своих татьях Б. Н. Лупачёв раскрывает значение и роль пейзажа в изобразительном искусстве Алтая, называя его „пробным камнем“ мастерства живописцев и графиков. Наиболее подробное исследование пейзажной живописи 1960;1970;х гг. по типологии тем и мотивов пейзажа проводит Л. И. Нехвядович. Анализируя произведения художников этого периода, ею выявлено, что при всей разнохарактерности живописного материала можно выделить общие тематические направления и устойчивые художественные решения». Так же определяется типология тем: природа Горного Алтая, природа равнинного Алтая, природа России (Север, Дальний Восток, Прибалтика и др.), природа Монгольского Алтая. Весьма значительный вклад в культурное наследие Сибири, в частности Алтая, внесла и продолжает вносить Т. М. Степанскаядоктор искусствоведения, профессор, «сибирский просветитель в сфере искусствоведения». В своих трудах она касается различных вопросов, связанных с жанровым разнообразием. Искусствоведческий анализ алтайского пейзажа, портрета, прикладного искусства, скульптуры, архитектуры мы находим через раскрытие творчества художников региона как прошлых лет (В.Перов, М, Мягков Г. Гуркин, А. Никулин, и др.), так и современности (Ю.Кабанов, А. Югаткин, И. Зоммер и др.) в статьях «Юрий Борисович Кабанов», «Художник Сергей Прохоров», «Живописец А.А.Югаткин», «Скульптор Зоммер» и др. Если в алтайском пейзаже к середине XX века сложились вполне определённые художественные традиции, то этого нельзя сказать о портретном жанре. Однако в портретном жанре работает практически каждый живописец на Алтае. В настоящее время исследованию этого жанра посвятили свои диссертационные исследования такие искусствоведы, как JI.II. Лихацкая, Е. В. Орловская. В своей работе «Проблемы развития портретного жанра в алтайской живописи XX века» Лихацкая Л. Н. рассматривает портрет как культурную форму, активно включённую в общественные социокультурные процессы и отражающая эти процессы опосредованно через художественный образ. Делается вывод, что портрет как жанр, развиваясь в историческом и художественном времени, изменяется в стилистическом и содержательном отношениях, отражая изменчивость мира и человека. Е. В. Орловская в работе -«Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX века» (2004) — проводит исследование особенностей развития алтайского живописного автопортрета как адекватной формы самовыражения личности в конкретном культурно — историческом контексте и устанавливает, что он сыграл важную роль в развитии алтайского изобразительного искусства второй половины XX века. Используемые художниками широкие возможности автопортрета для самовыражения творческой личности с наибольшей свободой и силой по сравнению с другими жанрами, позволили охарактеризовать его как целостное явление в искусстве Алтая. В жанре натюрморта специальных исследований на Алтае нет. Нет исследований и в пластическом жанре.

Таким образом, анализ специальной литературы показывает, что в трудах исследователей были рассмотрены такие вопросы, как сущность категорий «трагическое», «героическое», «возвышенное», «эстетический идеал», отдельные эстетические категории, так, например, «катарсис», их взаимосвязь на основе системы эстетических категорий. Однако, новизна социокультурной ситуации (процессы глобализации и технизации) вызвали изменения в общественном сознании, связанные с утратой идеалов и радикальной переоценкой ценностей, в том числе и в искусстве, что требует переосмысления проблем художественной и духовной культуры.

Объектом исследования является изобразительное искусство Алтая.

Предмет исследования: особенности проявления трагических мотивов в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX — начала XXI вв.

Цель исследования — выявить проявление и характер трагических мотивов в различных жанрах изобразительного искусства Алтая второй половины XX — начала XXI века, а также проанализировать средства художественной выразительности, используемые художником для их воплощения.

Задачи исследования:

1 .Рассматреть природу и факторы таких категорий эстетики, как «трагическое», «возвышенное», «героическое», «катарсис" — их взаимовлияние и взаимопроникновение на основе исследований отечественных и зарубежных философов.

2.Проапализировать основные направления стилей и течений в изобразительном искусстве России во второй половине XX века и их влияние, связь на развития жанров, стилей и течений в изобразительном искусстве алтайских живописцев.

3. Определить место трагических мотивов в советском искусстве второй половины XX века.

4. Проанализировать развитие трагической темы в различных жанрах на основе произведений изобразительного искусства алтайских художников.

5. Исследовать и составить классификацию произведений изобразительного искусства алтайских художников второй половины XX — начале XXI века по темам, видам и жанрам, средствам выражения и основным состояниям эстетических категорий, посвященных героическому и трагическому началу.

Методология и методы исследования.

Методологическую основу составляют труды ведущих историков искусства в области исследования художественной жизни и проблем изобразительного искусства. Среди них главное место занимают труды Г. Ю. Стернина, с точки зрения методологии, имеющие принципиальное значение для научного исследования. Важное значение имеют работы А. Лосева, Д. В. Сарабъянова, а также методологические труды ведущих сибирских искусствоведов и философов — Т. М. Степанской, Л. И. Снитко, В. А. Ельчанинова и других. Проблема диссертации рассматривалась в историческом, типологическом, аналитическом аспектах. В технологии исследования применены системный, искусствоведческий, сравнительно — исторический, логический, описательный и хронологический методы, а также метод сопоставления и стилистический анализ. Для систематизации произведений алтайских художников использована классификация по темам, видам и жанрам, средствам выражения и основным состояниям эстетических категорий, которая позволяет наиболее полноценно провести анализ развития героической и трагической темы в изобразительном искусстве Алтая.

Хронологические рамки исследования — вторая половина XX века — начало XXI века.

Территориальные рамки: Алтайский край.

Источпиковая база исследования. В процессе работы над диссертацией были выявлены и использованы разнообразные источники.

1.Художественный фонд Государственного художественного музея алтайского края.

2. Фонды и каталоги Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова.

3.Каталоги художественных выставок Алтайской Краевой организации Союза художников России.

4. Материалы Центрального хранилища архивных фондов Алтайского края.

5. Материалы периодической печати за период 1950;х — начало 2005 гг.: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул». «Календарь знаменательных дат. Барнаул» и др. защиту выносятся следующие положения:

• Эстетические категории «трагическое», «возвышенное», «героическое», «катарсис» находятся во взаимосвязи и на основе взаимовлияния и взаимопроникновения участвуют в формировании трагических художественных образовприсутствие трагического в изобразительном искусстве не ограничивается хронологическими рамками, так как трагическое присуще и реальной жизни.

• Алтайское изобразительное искусство второй половины XX века развивалось в русле тенденций искусства России, ведущей тенденцией которого являлся социалистический реализмсоциалистический реализм не был единственным творческим методом художника. В рассматриваемый период алтайские художники ощущали влияние столичного искусства, например, «сурового стиля», концептуального искусства, неоавангардных теченийхарактерной чертой явилось размывание границ жанров, однако, в целом творчество алтайских художников развивалось в русле традиций отечественной реалистической школы.

• Во второй половине XX в. в советском искусстве трагические мотивы занимали значительное место, несмотря на идеологические ограничительные рамки, сужающие творческие возможности художника. Поощрялась проблематика Великой Отечественной войны. Трагические переживания личности, связанные с ее внутренним миром, с особенностями ее мироощущения, отрицающими социальную действительность и т. п., и занесенные зачастую в ранг «мелкотемья», не были востребованными. Несмотря на это во второй половине XX в. такие художники, как В. Попков, В. Иванов, Е. Моисеенко, Д. Жилинский, и др. создали выдающиеся произведения, в которых трагическая тема звучала открытым текстом, ярко, выразительно, решенная на высоком профессиональном уровне.

• Наиболее полно трагическая тема в алтайской живописи выражена в жанре сюжетно-тематической картины, что, очевидно связано с тенденцией подмены ею русской исторической картины, накопившей глубокие традиции. В работах алтайских живописцев, скульпторов и графиков нашли отражение глобальные трагические события XX в. из истории России (1917 год, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война и т. д.). На творчество алтайских художников большое влияние оказывали творческие мастерские ведущих советских художников А. Герасимова, Е. Моисеенко, А. Мыльникова, Н. Томского и многих других, то есть для искусства Алтая была характерна преемственность. Трагические мотивы для произведений художники Алтая черпали в истории края, в истории его обновления, что придает этим произведениям уникальность.

• Анализ искусства Алтая второй половины XX в. не подтверждает миф о том, что трагическое содержание не свойственно советскому искусству. Трагизм, вытекающий отсюда героизм, драматизм наполняют произведения алтайских живописцев, графиков и скульпторов.

Научная новизна данной работы заключается:

1. Впервые исследуется развитие трагической темы в наследии алтайских художников второй половины XX — начала XXI века.

2. Даётся научно — теоретическое обоснование проблемы развития трагического аспекта в жанрах изобразительного искусства Алтая.

3. Исследована и осуществлена классификация произведений изобразительного искусства алтайских художников второй половины XX — начала XXI века по темам, видам и жанрам.

Практическая и теоретическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших теоретических изысканиях и исследованиях истории изобразительного искусства Алтая и Сибири, в подготовке учебных пособий, разработке и чтении учебных курсов дисциплин федерального и национально-регионального компонентов образовательных программ гуманитарных наук.

Апробация исследования. Результаты исследования были представлены в докладах и сообщениях на методологическом семинаре Института Архитектуры и Дизайна (Барнаул, 2006), научно — практической конференции «Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества» (Барнаул, 2006), на межрегиональной конференции «Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства» (Барнаул, 2006 г.). Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета.

Структура работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Основной текст диссертациистраниц, общий объёмстраниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие трагического мотива в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX — начала XXI вв. сопровождается некоторыми обстоятельствами и тенденциями, имеющими принципиальное значение. Только научные методы исследования, верный методологический подход создают последовательно научную концепцию трагического. Героическое, вытекающее из трагического, рождает подвиг — (воинский, гражданский подвиг). Подвиг как общественное явление должен рассматриваться лишь в совокупности объективных и субъективных факторов, определяемых уровнем и характером социально — экономических устоев общества, политическими, философскими, нравственными и эстетическими взглядами и идеалами, конкретными связями между армией и народом в данных исторических условиях. Без этого подвиг не может получить объективной, всесторонней, претендующей на научность оценки. Поэтому многочисленные концепции трагического, героического и драматического находят место в современной эстетике и носят научный характер.

Из анализа различных аспектов сущности трагического, следует важнейший вывод: трагическое может быть только социальным в своём содержании. Оно раскрывает: «1) гибель или тяжкие страдания личности- 2) невосполнимость для людей её утраты- 3) бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и её продолжение в жизни человечества- 4) высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека- 5) активность трагического характера по отношению к обстоятельствам;

6) философски осмысленное состояние мира- 7) исторически, временно неразрешимые противоречия- 8) трагическое, воплощённое в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей." [12.-С.77].

На основе исследовательских материалов, изучив различные подходы к освоению конфликтной проблематики, можно определить: источником трагического являются специфические противоречия в жизни людей — конфликты.

При исследовании взаимосвязи эстетических категорий «трагическое», «возвышенное», «героическое» выявляется сущность каждого понятия, их взаимопроникновение и взаимодействие между собой.

В советском искусстве второй половины XX века героикопатриотическая тема занимала одно из ведущих мест. Этому способствовал «социальный заказ» — идеологическая направленность не только в сфере искусства. Героическое начало в искусстве социалистического реализма было одним из главных и определяющих качеств действительности. Великий смысл обращения художников к теме героизма состоит, видимо, и в том, что именно здесь обнажаются людские характеры и судьбы поколений, быстро, наглядно и откровенно рушится всё наносное и показное, раскрывается ярко и многогранно лучшее человеческой души.

Выяснение духовных истоков героизма приводит к выводу, что многообразное воплощение героического в искусстве определяется не только разнообразием форм подвига в мирное и военное время, не только богатством художественно — выразительных средств, которыми располагает искусство, но и многообразием путей формирования подвига, богатством его духовно — нравственных истоков. Это даёт возможность воплотить в искусстве и подвиг как таковой, в момент его кульминации, и, что очень важно, воссоздать различные этапы, моменты, нюансы его вызревания". Отсюда следует поистине неисчерпаемые различия сюжетов, образов, конфликтов, лежащих в основе произведений.

Героическое — одна из форм проявления возвышенного. Но поскольку героические подвиги, совершаемые во имя свободы и счастья народа, часто требуют самопожертвования, понятие героического в этих случаях смыкается с трагическим.

Таким образом, выявив природу и сущность трагического, его взаимосвязь с героическим и возвышенным, можно ещё раз отметить насколько велика роль трагического начала в искусстве: без трагического, без постоянного противостояния нет истинного искусства. Через трагическое и героическое начало человек совершенствуется. Взаимопроникновение трагического, возвышенного, героического, их взаимосвязь сыграли очень большую роль в развитии реализма в искусстве, способствуя расширению и углублению создаваемой в реалистическом искусстве картины действительности.

В задачу исследования входило рассмотрение природы и фактора категории «катарсис». Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод, что катарсис включает в себя как физиологический (облегчение после большого напряжения чувств), так и этический (облагораживание чувств человека) моменты, синтезированные в эстетическом переживании.

На современном этапе развития алтайского искусства тема трагического и героического начала особое место занимает в сюжетнотематической картине, несмотря на то, что в заключительное десятилетие прошлого столетия картина с её большим социальным значением отодвигается на второй план. Не взирая на социальную невостребованность в настоящее время, ряд художников продолжает работу в сложнейшем жанре тематической картины, стараются поднимать трудные темы, имеющие гражданское звучание. Среди них Г. Борунов.

Элеватор. Хлеб фронту. Год 1942″, И. Хайрулинов — «Июнь 1941», «Память. Жертвам репрессий и войн», «Тяжкая весть», «Мать», «Проводы, 1941» и др., А. Ботев — «Год 1941. Начало июля». В произведениях этих художников, посвященных событиям Великой Отечественной войне, «батальный» сюжет как таковой отсутствует. Это говорит о том, что батальный жанр перерос традиционные рамки, получив совершенно иные тематические и эстетические параметры.

Особое место в алтайской живописи занимает пейзаж. Это не случайно и вполне объяснимо. Алтай богат своей живописной природой. И многие пейзажи алтайских художников, написанные с натуры, передают непосредственные живописные впечатления и наблюдения. Пейзаж органично вошел в композицию жанровых полотен, портретов и натюрмортов. Во второй половине XX века пейзажный жанр на Алтае претерпевал изменения. Горные мотивы уступали место индустриальному пейзажу. Маршевая мажорность жизни не оставляла места отвлечённому созерцанию и философской рефлексии, надо было поспевать за преобразованиями. Свой взгляд на природу края отразили многие художники, а пейзажи М. Я. Будкеева «Теректинский хмурится», «Стоянка у каменного белка», Ф, С. Торхова «Праздник животноводов», «Золотая ветка лиственницы», С. И. Чернова «Семинский перевал» стали подлинным сокровищем изобразительного искусства Алтая.

Результаты анализа источникового материала показывают, что трагические мотивы и драматизм находят своё выражение в пейзажах таких живописцев, как М. Я. Будкеева «Теректинский хмурится», «У горы Синюхи», В. Э. Октября («Алтай».2004), Ф. А. Филонова («У берегов Катуни» 1985 — 1997), С. И. Чернова «Семинский перевал» и др. Образы Горного Алтая по — разному воплощаются на полотнах этих мастеров, но объединяет их монументальность, достоверность, это выразительные и уверенные пейзажи — портреты, пейзажи — размышления.

Изучение статей, монографий, опубликованных в разные годы в специальных журналах и сборниках, убеждает нас в том, что к анализу развития трагических мотивов в портретном жанре изобразительного искусства Алтая ии алтайские искусствоведы, ни искусствоведы России ни разу не обращались. Развитие трагической темы находит своё отражение в портретах с образами людей, хранящих священную память пережитого, прошедших дорогами войны, тех, кто провожал в этот тяжкий путь, кто ждал. Своё слово о войне сказали И. Хайрулинов (портреты ветеранов Отечественной войны М. Я. Будкеева (Рис.20), В. А. Зотеева (Рис. 19) и многих других), Г. Ф. Борунов (портрет генерала Н.Д. Козина), В. Ф. Прохода (портрет полного кавалера Ордена Славы, Героя социалистического труда Христенко В.Т.), Сатаев Е. А. (портрет ветерана Аеликой Отечественной войны, Заслуженного художника Малышева А.П.) и другие.

Исследование проблемы развития трагического мотива в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX — начала XXI вв. было бы не полным без обращения к такому жанру, как «городской пейзаж», в котором с наибольшей выразительностью проявляется драматический образ, прежде всего Барнаула. Отдали дань городским сюжетам такие мастера, как В. Ф. Добровольский («Старый Барнаул». 1965), М. Я. Будкеев («Старый Барнаул». 1965), А, П, Фризен («Дачные дома. 1994 (Рис.23) — «Новый Барнаул». 2001 (Рис. 24) — «Барнаул.Вечер.» 1997 (Рис.25) — «Барнаул у к/т «Россия». 1993 (Рис. 26) — «Солнечный день в Гурзуфе». 1984 (Рис. 27)), М. Ф. Жеребцов («Площадь Октября». 1950 — е гг.), В, В, Коньков («Конюшенный переулок" — «Соборная площадь».

1994), JI, P, Цесюлевич («Октябрьская площадь. Декабрь». 1978) и др. В работах этих живописцев Барнаул предстаёт городом контрастов, где огромные здания — новостройки соседствуют с грустными частными строениями, ждущих своего часа исчезновения.

Таким образом, изучение алтайской живописи второй половины XX века на основе исследовательских материалов (каталогов выставок, материалов источников — произведений художников этого периода), даёт возможность сделать вывод о том, что в произведениях живописцев второй воловины XX — начала XXI вв. имеют место в ведущих жанрах алтайского искусства (сюжетно — тематическом, пейзажном, портретном, в жанре городского пейзажа) как трагические, так и героические мотивы. При исследовании данного аспекта, выявляется, насколько велико его влияние и значение при создании произведения на сюжет, композицию, колорит, технику живописи. Необходимо отметить и тот факт, что в живописи развитие трагического мотива не связано с идеологической направленностью, так называемым, «социальным заказом», что было характерно для искусства советского периода.

Исследование каталогов выставок прошлого столетия даёт основание утверждать, что трагическая и героическая темы получили своё развитие в алтайской графике и скульптуре. Специфической особенностьютехникой исполнения, материалом в сравнении с ведущими жанрами алтайского изобразительного искусства (портретом, пейзажем, сюжетнотематической картиной) привлекала графика и скульптура автора работы при исследовании данной темы.

Человек, вынесший на плечах все тяготы и испытания военной страды и несмотря ни на что победивший, — поистине вечная тема. Время неумолимо отдаляет от нас события минувших войн, но художники находят в них новые источники творческого вдохновения. Сегодня два взаимно дополняющих и обогащающих тематических направления составляют основу развития искусства не только на Алтае. Во-первых, образное воссоздание трагического прошлого народа и особое место при этом занимает героика Великой Отечественной и гражданской войн. Вовторых, отражение современности, образно — художественное воплощение жизни, духовного облика воина наших дней — Героев и рядовых участников локальных войн второй половины XX века. Пока эти направления по своему удельному весу в живом потоке искусства отнюдь не равноценны. Первое имеет богатейшие традиции, второе — лишь нащупывает пути движения вперёд. Однако гармоническое сочетание этих потоков составит основу дальнейшего развития трагической и героической темы в алтайском искусстве.

Каковы же дальнейшие перспективы развития трагической темы в искусстве вообще? До тех пор, пока не угаснут локальные войны, пока будут существовать предпосылки для разного рода конфликтов в жизни людей. Отсюда принадлежит важное место героической теме в искусстве будущего. Поэтому огромное значение трагической и героической тем вполне обосновано. И даже тогда, когда угроза вооружённых столкновений не будет тревожить человечество, ему вряд ли станет безразлично, какими усилиями завоёвано всеобщее социальное счастье. Невозможно развивать культуру общества, не учитывая опыта прошлого.

Таким образом, вполне закономерно и объяснимо присутствие трагических мотивов в изобразительном искусстве Алтая. История края, история алтайского искусства — составная часть большого многонационального искусства нашей страны. Живописцы, графики, скульпторы на Алтае, как и другие художники в своих регионах, стремятся запечатлеть память событий трагических для края лет, воссоздать образы героев, оставить в памяти современников незабываемые страницы истории нашего народа.

Автор не считает тему диссертации завершённой. Трагическое всегда будет присутствовать в жизни. Трагическое многообразно. Оно связано не только с социальными аспектами и глобальными событиями истории. Личная жизнь человека также наполняется различными оттенками драматизма, доходящими иногда до трагического звучания. Этот аспект находит отражение во всех видах искусства, в том числе в изобразительном. Это малоисследованная область истории искусства, что открывает развитие и углубление изучения темы трагического в искусстве.

В процессе работы автор столкнулся с некоторыми трудностями. Прежде всего, обнаружилось отсутствие специальных исследований по заявленной теме. Трагическое рассматривалось в советской научной литературе с позиций исторических, и, прежде всего, в контексте Великой Отечественной войны. Лишь в последние годы появились труды историков и краеведов, посвящённые памяти жертвам сталинских репрессий, что значительно расширило трагические мотивы во всех видах современного искусства, в том числе в изобразительном. В условиях демократизации российские современные отечественные художники открыли для себя новую нишу трагического мотива — возвращение утраченных духовных ценностей, связанных прежде всего с религиозной культурой. Алтайские художники на рубеже столетий творили в русле этих тенденций. (А.Г. Вагин, Г. Ф. Борунов, 10.Б. Кабанов, А. Е. Емельянов и другие). Отметим и тот факт, что к трагическим мотивам обращаются художники старшего поколения. Молодые художники больше всего экспериментируют в художественной форме, осознав свободу творчества как свободу самовыражения.

Для искусствоведческого исследования важно обращаться к прямым источникам, каковыми являются произведения. Экспонирование произведений современных художников, организация ретровыставок, современного искусства и Сибири и Алтая — вот необходимое условие для искусствоведческого труда. К сожалению программные экспозиции советского искусства — большая редкость в сибирских художественных музеях. Это приводит к тому, что в качестве источников исследователи вынуждены пользоваться каталогами, буклетами, которые ни в коей мере не заменят программную выставку.

Список принятых сокращений б.г.и.] - без года издания.

Ллт. — Алтайский.

АлтГУ — Алтайский Государственный университет.

АлтПТУ — Алтайский Государственный технический университет им. И. И. Ползунова.

АССР — автономная советская социалистическая республика всерос. — всероссийская вступ. — вступление вып. — выпуск г. — город г. г. — годы.

ГХМАК — Государственный художественный музей Алтайского края д. — деревня ил. — иллюстрации им. — имеет им. — имени.

КГАСУ — Казанский Государственный архитектурно-строительный университет конф. — конференция метод. — методическая науч. — научная образ. — образование одб. — область опубл. — опубликован.

Пг. — Петербург пос. — поселок практ. — практическая проф. — профессиональный ред. — редактор р-н — район.

Род. — родился с. — страница с. — село собр. — собрание сост. — составитель соч. — сочинение.

ССР — советская социалистическая республика.

СССР — Союз Советских Социалистических Республик.

СХ — Союз художников.

Т. -том худ. — художественный худ. — художник.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Античная философия: сб. М., 1940.
  2. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М., 1957.
  3. , В.Ф. Реализм в эстетике Аристотеля / В. Ф. Асмус // Театр.-1938.-№ 1−2.
  4. , А.Б. Опыт и результаты обновления искусства Алтая (1954 I960): монография / А. Б. Белецкий. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003.
  5. , В.Г. Полное собрание сочинений / В. Г. Белинский. М., 1953−1959. — Т. 7.
  6. , В.Г. Полное собрание сочинений / В. Г. Белинский. -М., 1953−1959.-Т.10.
  7. , Г. Крылья подвига / Г. Береговой // Красная звезда, — 1972, — 25 июля.
  8. , Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Берк. М., 1979.
  9. , К.Г. Пейзаж : страницы истории. Алтай / К. Г. Богемская.- М., 1992.
  10. , К.Г. Развитие жанров в советской живописи / К. Г. Богемская. М., 1983.
  11. , Ю.Б. Категории эстетики / Ю. Б. Борев. М.: Изд-во Московского ун-та, 1959.
  12. , Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев.-М., 1988. -496 с.
  13. , Е.А., Русский модерн // Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. -М., 1994.
  14. , Е.А. Русская модернизация архитектуры, живописи // Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин.-М., 1998.
  15. Борунов Геннадий Фёдорович: буклет / Картинная галерея с. Павловск Алт. Края. Павловск, б.г.и.
  16. Борунов Геннадий Фёдорович: выставка к 75-летию художника «Земля отцов»: буклет. Барнаул, 2003.
  17. Валерий Октябрь. Живопись: альбом репродукций. Барнаул, 2003.- 120 с.
  18. , В.В. Художественный опыт России XX века/В.В. Ванслов// Полигнезис. 1998.- № 4.-С. 83−90.
  19. , В.В. Прекрасное и возвышенное // В. В. Ванслов, П. С. Трофимов // Вопросы марксистско-ленинской эстетики. М., 1956.
  20. , И. Не подобия правды, но правда подобия/И. Виноградов// Творчество.- 1965.-№ 4, 11.
  21. , О.Е. Развитие эстетического сознания студентов средствами изобразительного искусства : на примере Алтайского края.: 60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России / О. Е. Вишневская. Барнаул, 2001.
  22. , II. Победа в лицах / II. Волковинская / Вечерний Барнаул. 2005. — 14 апр.
  23. , JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М., 1968.
  24. , Ю.А. Готовность к подвигу / Ю. А. Гагарин // Красное знамя.- 1971. -20 марта.
  25. Гегель. Сочинения / Гегель. Т. IV. — М.- Л., 1934.
  26. Гегель. Сочинения / Гегель. Т. VII. — М.- JL, 1934.
  27. , Н.В. Полное собрание сочинений / Н. В. Гоголь. Т.1. VI.
  28. , М. Собрание сочинений / М. Горький. М., 1949— 1955. Т. 29.- С. 370−371.
  29. , М. Собрание сочинений / М. Горький. М., 1949— 1955. Т. 25.
  30. , М. Собрание сочинений / М. Горький. Т. 24. — М., 1953.
  31. , О. Соль земли : тема хлеба в творчестве алтайских художников. / О. Гракова // Алт. правда. 1979. — 29 сент.
  32. М.Б. в воспоминаниях современников.- JL, 1966.
  33. , М. Из автобиографических записей / М. Греков. -М., 1959.
  34. . О писательском пути Флобера / Б. Гривцов. // Шиповник, 1922. Кн.1.
  35. , B.C. Пафос как эстетические категории / B.C. Григорян//Эстетика и жизнь. Вып. 6. — М., 1979.
  36. , Е. Эстетический идеал / Е. Громов. М., 1961.
  37. , К. Введение в эстетику / К. Гросс. Киев-Харьков, 1899.
  38. , Ю. Эстетический идеал и коммунизм / Ю. Давыдов//Вопросы эстетики. Вып. 7. -М., 1965.
  39. , А. Из моей рабочей практики / А. Дейнека. М., 1961.
  40. , Н. К вопросу о современном стиле в живописи / Н. Дмитриева//Творчество.- 1958. -№ 6. -С. 9.
  41. , Л. Прирастая Сибирыо : выст. «Сибирь социалистическая»,. / А. Дмитриенко //Художник. 1985. -№ 12.-С. 5−22.
  42. , В.А. Методологические проблемы исторической науки / В. А. Ельчанинов. Барнаул, 1990.
  43. , В.А. Актуальные проблемы теории исторического сознания: учеб. пособие / В. А. Ельчанинов. -Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. 116 с.
  44. , В. Заметки о мастерстве / В. Ефанов // Сов. искусство.- 1951.-15 дек.
  45. , В.М. О систематизации категорий эстетики / В.М. Жаренов//Философские науки. 1975. -№ 5.
  46. , С. Будущее начинается сегодня / С. Жгенти // Правда. 1971. — 25 апр.
  47. Иванов Н.П.: живописцы Алтая.-Барнаул. 1980.
  48. Изобразительное искусство Алтая: сб. очерков. Барнаул, 1977.
  49. Искусство Алтая в краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул. — 1989.
  50. Искусство Алтая XVIII XIX в. — Барнаул, 1978.
  51. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. -Т. 1, — М., 1962.
  52. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. -Т. 2, — М, 1964.
  53. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М. С. Каган.-Л., 1973.
  54. , И. Собрание сочинений : в 6 т. / И. Кант. М., 1966. -Т.5.
  55. , B.C. Историческая живопись Сурикова / B.C. Кеменев. М., 1963.
  56. Кон, И. Общая эстетика/И. Кон.-М., 1921.
  57. , П. Живая линия искусства / П. Корин // Творчество. -1965.- № 4.
  58. , В. Эстетический идеал советского искусства / В. Коровин.-М., 1967.
  59. Краткий словарь по этике. М, 1963.
  60. , В. Вдохновение дарит стройка : творческие поездки молодых алтайских художников на Коксохим. / В. Крыгина//Алт. правда.- 1979.- 27 мая.
  61. , Н.Н. Основные эстетические категории : опыт систематизации / Н. Н. Крюковский, Минск, 1974.
  62. , В.Ф. Объективное и субъективное / В. Ф. Кузьмин. -М., 1976.
  63. Культурология. XX век: словарь. СПб: Университет, книга, 1997.-640 с.
  64. , О. Эстетический идеал и современность / О. Лармин. -М., 1964.
  65. , А.К. Василий Васильевич Верещагин / А. К. Лебедев. -М., 1958.
  66. , П. Тема современности в изобразительном искусстве//Культура и жизнь.- 1946. -7 нояб.
  67. Лекции по истории эстетики / под ред. М. С. Кагана. Л, 1974.
  68. , В.И. Полное собрание сочинений. Т.39.
  69. , Л.Н. О тенденции развития алтайского портрета : 60 лет алтайской краевой организации Союза художников России / Л. Н. Лихацкая. Барнаул, 2001.
  70. , Л. История эстетических категорий / А. Лосев, В.Шестаков. -М., 1965.
  71. , E.II. Тенденция развития сибирской живописи второй половины 1950-х начала 1970-х гг.: (Проблема «сурового стиля»): дис. канд. иск. / Е. Н. Мальцева. — Барнаул, 2005.
  72. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т.З.
  73. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 37.
  74. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф.Энгельс. Т. 1.
  75. Материалы международной научно-практической конференции / Ин-т архитектуры и дизайна. Барнаул, 2005.
  76. , Е. «Над вымыслом слезами обольюсь.» / Е. Моисеенко. -М., 1980.
  77. , А. Прометей, или Жизнь Бальзака / А. Моруа. М., 1967.
  78. , В. Эстетический идеал / В. Муриан. М., 1966.
  79. Наследие и современность: (Искусство Сибири): материалы науч.-практ. семинара (27−28 января 2005). Барнаул, 2006.
  80. , М. О целостности и критериях ценностей / М. 11екрасова//Творчество. 1977.-№ 10.
  81. , Л.И. Тенденции развития городского пейзажа на Алтае в 1960—1970 гг.. / Л. И. Нехвядович. Барнаул, 2003.
  82. , Б.М. Жанровая живопись / Б. М. Никифоров. -М., 1961.
  83. , М.Ф. История эстетической мысли / М. Ф. Овсянников. М., 1978.
  84. , Г. Художники о хлебе : тема труда в творчестве алтайских художников. //Ллт/ правда. 1984. -28 сент.
  85. , Е.В. Автопортрет в изобразительном искусстве Алтая. XX век / Е. В. Орловская. Барнаул, 2002.
  86. , Е.В. Особенности развития портретного жанра в изобразительном искусстве Сибири (1960−1980 г.) / Е. В. Орловская. Барнаул, 2002.
  87. , Е.В. Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX века / Е. В. Орловская. Барнаул, АГУ, 2004.
  88. , П. Писатель и жизнь/П. Павленко.-М., 1955.
  89. , К. Собрание сочинений : в 6 т. / К. Паустовский. -Т.2-М., 1958.-С. 687.
  90. , Р.А. Пропаганда изобразительного искусства в Западной Сибири (середина 50-х первая половина 60-х гг.) / Р. А. Попкова.-М.: Искусство, 1989.
  91. Развитие региональных архитектурно-художественных школ в контексте историко-культурных традиций. Казань, 2005.
  92. , Б. Вечный поиск / Б. Рунин. М., 1964.
  93. , В.В. Александр Ботев. Портреты / В. В. Сазонова. -Барнаул, 1994.
  94. , JI. Эстетика в общедоступном изложении / JI. Сакетти. Т.2. — Пг., 1917.
  95. , Д.А. Модерн: история стиля / Д. А. Сарабьянов. -М., 2001.-343 с.
  96. , JI. Глазами художника : о картинах алтайских художников, посвящённых теме партизанского движения и гражданской войны на Алтае. / JI. Снитко // Молодёжь Алтая. -1967.-16 дек.
  97. , Jl. Первые художники Алтая / Л. Снитко. Л.: Художник РСФСР, 183: ил.
  98. , Ю. Художник и время / Ю. Сорокин // Алтай. -1974.- № 3.-С. 94−96.
  99. , Ю. Художник и время : о развитии изобразительного искусства на Алтае. /10. Сорокин // Алтай. 1977. — № 3(82). — С. 94−96.
  100. Сохранение и изучение культурного наследия наследия Алтая: сб. науч. ст.-Вып. 11.-Барнаул, 2000.
  101. , Д.Д. Основные эстетические категории / Д. Д. Средний.-М., 1974.
  102. , К.С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский.-М., 1954.
  103. Ю4.Степанская, Т. М. Служили Отечеству на Алтае / Т. М. Степанская. -Барнаул, 1998.
  104. Ю5.Степанская, Т. М. Художественная жизнь Алтая в послевоенный период (1945 1980 гг.) / Т. М. Степанская // Очерки истории Алтайского края. -Барнаул, 1887. -С. 428−434.
  105. , Т.М. Традиция и современность в творческом наследии художников Алтая / Т. М. Степанская // Наследие и современность: (Искусство Сибири): материалы науч.-практ. семинара. Барнаул, АГУ, 2005.
  106. , Т.М. Биобиблиографический указатель / Т. М. Степанская. Барнаул, 1998.
  107. , Т.М. Культурное наследие Сибири : избранные статьи и очерки. Вып. 6−7 — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. -200 с.
  108. , Т.М. Скульптор Иоганнес Зоммер / Т. М. Степанская. Барнаул: РПДК, 1998.
  109. , Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века / Г. Ю. Стернин. М., 1976.
  110. , Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века/Г.Ю. Стернин.-М., 1991.
  111. , П. Советское искусство периода Великой Отечественной войны / П. Суздалев. М, 1965.
  112. , В. Античная эстетика / В. Татаркевич. М., 1977.
  113. , Г. А. Митрофан Борисович Греков / Г. А. Тимошин. -М., 1961.
  114. , Л.Н. Полное собрание сочинений / Л. Н. Толстой -Т. 22.-М., 1985.-С. 119.
  115. , Е. Социальная утопия Платона / Е. Трубецкой. -М., 1908.
  116. Философская энциклопедия. Т. 1.-М., 1960.
  117. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1986.
  118. Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества: материалы межрегион, науч.-практ. конф. Барнаул, 2006.
  119. , Ю.М. Б. Греков / Ю. М. Халаминский // Художник. 1959.-№ 11.
  120. , Г. Основания критики / Г. Хоум. М., 1979.
  121. Художественная культура Сибири и Алтая. История и современность: сб. материалов науч.-практ. конф. 1998−2000 гг. -Барнаул, 2001.
  122. Художники Алтайского края: биобиблиограф, словарь. -Т. 1.-Барнаул, 2005−452 с.
  123. Художники Алтая. XX век. Барнаул, 2001.
  124. Художники Барнаула / сост. И. М. Мамонтов. Барнаул, 2002.
  125. Художники на целине. Целина продолжается. Барнаул, 1981.
  126. Художники Алтая селу. — Барнаул, 1970.
  127. Художники Алтая.- Барнаул, 1973.
  128. Художники Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1992.
  129. , Н.Г. Избранные философские сочинения / Н. Г. Чернышевский. Т.1.-М., 1950.
  130. , Н.Г. Полное собрание сочинений : в 15 т./ Н. Г. Чернышевский.-Т. 11.-М., 1949.
  131. , Т. Когда горит свеча, отдыхает душа / Т. Шадрина // Вечерний Барнаул. 2003. — 9 сент.
  132. , Ф. Философия искусства / Ф Шеллинг. М. 1966.
  133. , В.П. Гармония как эстетическая категория / В. П. Шестаков. М., 1973.
  134. , В.П. Очерки по истории эстетики / В. П. Шестаков. -М., 1979.
  135. , В. Летопись родного края / В. Эдоков // Алт. правда. -1977.- 17 мая.
  136. Эстетика: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М., 1989.-447 с.
  137. Эхо прошедшей войны // Свободный курс. Барнаул. 2000. -18 мая (20).-С. 2.
  138. , Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение / Е. Г. Яковлев. М., 2005. — 640 с.
  139. Александр Емельянов. Живопись: каталог. Барнаул, 2003.
  140. Алтайская краевая выставка первых художников: каталог.-Барнаул, 1976.
  141. Алтайская краевая выставка произведений молодых художников (1): каталог. Барнаул, 1966.
  142. Алтайская краевая выставка: живопись, графика: каталог. -Барнаул, 1995.
  143. Алтайская краевая художественная выставка (14): каталог.-Барнаул, 1966.
  144. Алтайская краевая художественная выставка (16): каталог.-Барнаул, 1968.
  145. Алтайская краевая художественная выставка (38): каталог.-Барнаул, 1998.
  146. Алтайская краевая художественная выставка произведений художников ветеранов Великой Отечественной войны (3): каталог. — Барнаул, 1981.
  147. Алтайская краевая художественная выставка (17): каталог. -Барнаул, 1970.
  148. Алтайская краевая художественная выставка, посвященная 60-летию создания Алтайской организации Союза художников: каталог. -Барнаул, 2000.
  149. Алтайская краевая художественная выставка, посвященная 60-летию Алтайского края: каталог. Барнаул, 1997.
  150. Алтайские художники в АМИИ: каталог. Барнаул, 1983.
  151. Альфред Фризен: Каталог. -Барнаул, 2004.
  152. Альфред Фризен. Живопись. Барнаул: АКРИД, 2000.
  153. Василий Кукса. Художник: каталог. Барнаул, 2001
  154. Михаил Будкеев. Живопись: каталог. Барнаул, 1983.
  155. Михаил Фёдорович Жеребцов: каталог. Барнаул, 1980.
  156. , Л.Н. Каталог персональной выставки, посвящённой 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Гаврила Прибыткова, члена СХ России, профессора БГПУ им. В. М. Шукшииа.
  157. , Л. Рублёв Василий Фёдорович : 60-летию посвящается/ Л. Рейнгберц, Н. Царёва- Барнаул, 1997.
  158. Скульптуры Прокофия Щетинина // Алт. правда. 1957. — 3 дек.
  159. Современные произведения художников Алтая: буклет. -Барнаул. 1999.
  160. , Ю. О подвиге, о доблести, о славе: 50-летию победы в Великой Отечественной войне: каталог / Ю. Сорокин. Барнаул, 1995.
  161. , Т.М. Зоркое сердце художника / Т. М. Степанская // Алт. правда. 2005. — 12 марта.
  162. , Т.М. Красные конники / Т. М. Степанская // Алт. правда.- 1995.-7 сент.
  163. Труды алтайских искусствоведов членов СХ СССР (30-я краевая выставка: 50 лет Алтайскому краевому СХ РСФСР): каталог. Барнаул, 1991.
  164. И. О войне и мире. Живопись: каталог. -Барнаул, 2000.
  165. Г. Ф. «9 мая. Рядовые Победы». 200 г.
  166. Г. Ф. «Участник войны Фёдор Борунов с внуком Александром». 2003 г.
  167. Г. Ф. «Великий механикус Иван Ползунов». 1972 г.
  168. Г. Ф. «Элеватор на Оби. Хлеб фронту». 1991 г.
  169. Г. Ф. «Элегия. Осенняя мелодия». 1958 г.
  170. Г. Ф. «Последний благовест». 1991 г.
  171. И.С. «Проводы. 1941 г.». 1989 г.
  172. И.С. «Мать». 1990 г.
  173. И.С. «Тяжкая весть. 1942 г.». 1982.
  174. И.С. «Июнь сорок первого». 2000 г.
  175. А.П. «Heavy metal». 1986 г.
  176. Ф.А. «У берегов Катуни». 1985 1997 гг. 1 З. Емельянов А. Е. «Рука дающего.». 1992 г. Н. Емельянов А. Е. «Вера». 2000 г.
  177. А.Е. «Старая фотография». 1994 г.
  178. А.Е. «В.М.Шукшин». 2002 г.
  179. И.С. «Портрет М.Лядова, ветерана Великой Отечественной войны».
  180. И.С. «Портрет А.В.Иевлева».
  181. И.С. «Портрет художника В.Зотеева, ветерана Великой Отечественной войны». 1979 г.
  182. И.С. «Портрет М.Я. Будкеева». 1997 г. 21.кульгачёва Л.С. «Фарфоровый портрет». 1986 г.
  183. М.Я. «Старый Барнаул». 1970 г.
  184. А.П. «Дачные дома». 1994 г.
  185. А.П. «Новый Барнаул». 2001 г.
  186. А.П. «Барнаул. Вечер». 1997 г.
  187. А.П. «Барнаул у к/т „Россия“». 1993 г.
  188. А.П. «Солнечный день в Гурзуфе». 1984 г.
  189. А.А. «Телецкое озеро». 1990 г. 29.0ктябрь В.Э. «Старый Барнаул». 1999 г. 30. Октябрь В. Э. «Маратея». 1996 г.
  190. М.Ф. «Март. Улица Аванесова». 1976 г.
  191. Г. И. «Дворик». 1960-е гг.
  192. А.П. «Портрет худлжника Миронова». 1983 г.
  193. В. «Автопортрет». 1980 г.
  194. Н.П. «Алтайские партизаны».
  195. А.К. «Иллюстрации к роману А.Коптелова «Великое кочевье."37.3оммер И.Ц. «Мемориальный знак в честь братства по оружию белорусских и русских народов против немецкого фашизма в годы ВОВ». 1975 г.
  196. П.Л. «Памятник, посвященный Победе советского народа в ВОВ 1941 -1945 гг.». 1971 г.
  197. В.Ф. «Сибиряки и тыл» и «Сибиряки и фронт», фрагменты памятника Победы в г.Барнауле. 1971 г.
  198. П.Л. «Памятник Кире Баеву».
  199. П.А. «Прощание». 1987 г. 1. ИЛЛЮСТРАЦИИ
  200. Рис. 1. Борунов Г. Ф. «9 мая. Рядовые победы». 2000 г.
  201. Рис. 2. Борунов Г. Ф. «Участник войны Федор Борунов с внуком Александром». 2003 г.
  202. Рис. 3. Борунов Г. Ф. «Великий механикус Иван Ползунов».
  203. Рис. 4. Борунов Г. Ф. «Элеватор на Оби. Хлеб фронту». 1991 г.
  204. Рис. 6. Борунов Г. Ф. «Последний благовест». 1991 г.
  205. Рис. 8. Хайрулинов И. С. «Мать». 1990 г.
  206. Рис. 9. Хайрулинов И. С. «Тяжкая весть. 1942 г.». 1982 г.
  207. Рис. 10. Хайрулинов И. С. «Июнь сорок первого». 2000 г.
  208. Рис. 11. Ботев А. П. «Heavy metal». 1986 г.
  209. Рис. 12. Филонов Ф. А. «У берегов Катуни». 1985−1997 гг.
  210. Рис. 14. Емельянов А. Е. «Вера». 2000 г.
  211. Рис. 16. Емельянов А. Е. «В.М. Шукшин». 2002 г.
  212. Рис. 17. Хайрулинов И. С. «Портрет М. Лядова, ветерана Великой Отечественной войны»
  213. Рис. 18. Хайрулинов И. С. «Портрет А. В. Иевлева»
  214. Рис. 19. Хайрулинов И. С. «Портрет художника В. Зотеева, ветерана Великой Отечественной войны». 1979 г.
  215. Рис. 20. Хайрулинов И. С. «Портрет М. Я. Будкеева». 1997 г.
  216. Рис. 21. Кульгачева J1.C. «Фарфоровый портрет». 1986 г.
  217. Рис. 22. Будкеев М. Я. «Старый Барнаул». 1970 г.
  218. Рис. 24. Фризен А. «Новый Барнаул». 2001 г.
  219. Рис. 26. Фризен А. «Барнаул у к/т «Россия»». 1993 г.
  220. Рис. 27. Фризен А. «Солнечный день в Гурзуфе». 1984 г.
  221. Рис. 28. Югаткин А. А. «Телецкое озеро». 1990 г.
  222. Рис. 29. Октябрь В. «Старый Барнаул». 1999 г.
  223. Рис. 30. Октябрь В. «Маратея». 1996 г.
  224. Рис. 31. Жеребцов М. Ф. «Март. Улица Аванесова». 1976 г.
  225. Рис. 32. Прибытков Г. И. «Дворик». 1960-е гг.
  226. Рис. 33. Ботев А. П. «Портрет художника Миронова». 1983 г.
  227. Рис. 34. Рублев В. «Автопортрет». 1980 г.
  228. Рис. 36. Дерявский А. К. «Иллюстрация к роману А. Коптелова «Великое кочеиье""честь братства по оружию белорусских и русских народов против немецкого фашизма в годы ВОВ». 1975 г.
  229. Рис. 38. Миронов П. Л. «Памятник, посвященный Победе советского народа в ВОВ1941−1945 гг.». 1971 г.-— .-««I'
  230. Рис. 39. Добровольский В. Ф. «Сибиряки и тыл» и «Сибиряки и фронт», фрагменты памятника Победы в г. Барнаул. 1971 г.
  231. Рис. 40. Миронов П. Л. «Памятник Кире Баеву»
  232. Рис. 41. Щетини П. А. «Прощание». 1987 г.
Заполнить форму текущей работой