Русский духовный концерт второй половины XX века
Диссертация
На научно-практической конференции «Знаменный роспев в XXI веке. Практическое воплощение, методики обучения, перспективы развития» JI. Пименов отметил, что «ныне мы переживаем исторический момент. Сегодняшний день, безусловно, войдет в историю Русской церкви и православия в целом. Те два луча, которые разошлись в XVII веке, сегодня преломились. Два разнонаправленных луча изменили свою траекторию… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. История возникновения и развития духовного концерта
- 1. 1. Предпосылки возникновения жанра
- 1. 2. Развитие жанра
- Глава II. Теоретические аспекты изучения духовных концертов
- 2. 1. Отношение к тексту
- 2. 2. Формообразование
- 2. 3. Стиль
- Глава III. Некоторые вопросы эстетики современного духовного концерта
- 3. 1. Новации в духовной музыке
- 3. 2. Образно-эмоциональное содержание духовных концертов
- 3. 3. Пространственно-временные и акустические параметры исполнения духовных концертов
- Глава IV. Концерт в современной богослужебной и педагогической практике
- 3. 1. Функции запричастного пения
- 3. 2. Концерт в регентской практике
- 3. 3. Отношение к жанру
- 3. 4. Духовный концерт в образовательных программах
- 3. 4. 1. Изучение духовного концерта в музыкально-теоретических и исторических дисциплинах
- 3. 4. 2. Духовный концерт в педагогическом репертуаре хорового класса и при обучении дирижированию
Список литературы
- Алексеев Э. О динамической природе лада // Сов. музыка. 1969. — № 11.-С. 20−24.
- Алексеев Э. Проблемы формирования лада. М., 1976. С. 3−12.
- Анализ вокальных произведений: Учебное пособие / Ред.
- О. Коловского. Л.: Музыка, 1988. — 352 е., нот.
- Анатолий о. (Правдолюбов). Жизненные правила для регента-любителя
- Муз. академия. 1999. — № 2. — С. 55−57.
- Антонова О. Единственное чудо // Наука и религия. 1985. — № 5. — С. 17−19.
- Антонова О., Кузнецов 3. Музыкальное искусство и религия: философско-исторический очерк // Историческое развитие церковной музыки. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. — 200 с. — С. 24−107.
- Антология Мировой философии. М., 1969. Т. I., Ч. I. — С. 80−87.
- Апресян Р. Добро и польза // Этическая мысль. М., 1991. — С. 14−38.
- Балябина П. Оратория псалмов // Российская музыкальная газета. -2003.-№ 3.-С. 4.
- Ю.Бекетова Н. Концепция Преображения в русской музыке // Музыкальная культура христианского мира. Ростов н/Д, 2001. -С. 104−133.
- П.Бекетова Н. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 12−13.
- Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. — Т. 1. — С. 87−90.
- Березовая Л., Берлякова Н. История русской культуры. Т. 1. М.: Владос, 2002.-С. 17−28.
- Беринский С. «Московская осень». За? Против? Воздержавшиеся? // Муз. академия. -1994. -№ 2. С. 170−172.
- Беседы с композиторами. С К. Волковым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Ред.-сост. Ю. И. Паисов. -М.: Издательский дом «Композитор», 1999. С. 209−214.
- Беседы с композиторами. С В. Рябовым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Ред.-сост. Ю. И. Паисов. -М.: Издательский дом «Композитор», 1999. С. 214−223.
- Беседы с композиторами. С Н. Лебедевым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Ред.-сост. Ю. И. Паисов-М.: Издательский дом «Композитор», 1999. С. 202−209.
- Беседы с композиторами. С В. Рубинным // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Ред.-сост. Ю. И. Паисов. -М.: Издательский дом «Композитор», 1999. С. 197−202.
- Беседы с композиторами. С В. Мартыновым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Ред.-сост. Ю. И. Паисов. -М.: Издательский дом «Композитор», 1999. С. 190−197.
- Бершадская Т. Лекции по гармонии. М., 1978. — С. 173−194.
- Блинова М. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1962. — Вып. 1. — С. 47−52.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1977 — 336 е., нот.
- Богослужебные указания на 2003 год. Для священнослужителей. М.: Издательский совет Русской православной Церкви, 2002. — С. 664.
- Бочкарева О. О некоторых формах диатоники в современной музыке // Музыка и современность. М., 1971 — Вып. 7. — С. 33−37.
- Булгаков С. Свет невечерний: созерцания и умозрения. — М., 1994. С. 91.
- Валькова В. Религиозное сознание и музыкальный тематизм // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 47−49.
- Васильева Н. Особенности пространственно-временного структурирования в искусстве Ренессанса // Взаимодействие искусств: теория, гуманитарное образование: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 25−29 августа 1997. Астрахань, 1997 — С. 51−55.
- Веймарн П. Юбилейный духовный концерт хора Императорской русской оперы // Сын отечества. 1898. — 9 апреля. — Арх. МГК.
- Веймарн. П. Несколько слов о церковной музыке // Российская музыкальная газета. 1896. — Арх. МГК. — С. 627−640.
- Вечерняя песнь // Электрон, ресурс: www. hristianstvo. ru.31 .Виноградов А. Знаменный съезд // Российская музыкальная газета. — 2003.-№ 7−8-С. 7.
- Власова Н. Под залпы Победы. Московский пасхальный фестиваль // Российская музыкальная газета. 2005. — № 5. — С. 3.
- Власова Н. Третий пасхальный // Российская музыкальная газета. — 2005.-№ 5.-С. 6.
- Габинский Г. Освобожденная от оков // Наука и жизнь. — 1970. — № 9. — С. 9−10.
- Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Т. 1. Сущность система и история. — Типогр. Преп. Иова Почаевского. — Gordanville, New York, 13 361. U.S.A., 1978.-567 с.
- Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность система и история. Т. 2. Типогр. Преп. Иова Почаевского. -Gordanville, New York, 13 361. U.S.A., 1978. — 604 с.
- Гарднер И. Об инструментальной музыке и о хоровом полифоническом пении в православном богослужения. Теория церковного пения // Гарднер И. А. Об инструментальной музыке. Вечерняя песнь // Электрон, ресурс: www.hristianstvo.ru.
- Гарднер И. О Синодальных богослужебных певческих книгах и о пении по ним // Православный путь: Ежегодник. 1971. — С. 108−119.
- Гарднер И. Певческое исполнение кафизм в древнерусской богослужебной практике (экскурс в литургико-музыкальную археологию) // Православный путь: Ежегодник 1966. — С. 145−170.
- Гарднер И. Страницы литургического музыковедения. Экфонетика: (учение о возгласах) // Православный путь: Ежегодник. 1969. — С. 136−159.
- Гарднер И. Об инструментальной музыке и о хоровом полифоническом пении в православном богослужении // Электрон, ресурс: www.seminaria.ru.
- Головинский Г. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX—XX вв.еков. Очерки. М., 1981. — С. 289−292.
- Гранин Д. Бесконечность поиска истины // Наука и религия. 1988. -№ 9.-С. 129−131.
- Гранин Д. Точка опоры. М., 1989. — С. 14−18.
- Григорьева А. Церковно-певческие традиции: параллели и пересечения // Российская музыкальная газета. 2005. — № 6 — С. 7.
- Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 1999. — С. 117−150.
- Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных музыкально-духовных композиций // Муз. академия. 1993. — № 4. — С. 7−14.
- Гуляницкая М. Музыка, несущая свет // Российская музыкальная газета. 2005. — № 6. — С. 3.
- Дабаева И. Романтические тенденции в русской музыке на рубеже XIX—XX вв.еков // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к настоящему. Ростов н/Д, 1998. — С. 81−83.
- Дабаева И. Рубежи веков в истории русской духовной музыки // Искусство на рубежах веков. Ростов н/Д, 1999. — С. 211−229.
- Дабаева И. Русский духовный концерт в историческом контексте // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского. М., 2001. — С. 7−16.
- Данилова Т. Никитские чтения в Великом Новгороде // Российская музыкальная газета. 2005. — № 6. — С. 7.
- Дегтярев С. Литургия до мажор // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность/ Ред. Ю. И. Паисов. М.: Издательский дом «Композитор», 2004. — Вып. — 2.С. 108−162.
- Денисов Н. Под перезвон колоколов // Российская музыкальная газета. -2003.-№ 5.-С. 3.
- Денисов Н. Праздник певческого православного искусства // Российская музыкальная газета. -003. № 3 — С. 5.
- Денисов Н. Форум церковного искусства // Российская музыкальная газета. 2002. — № 11. — С. 7.
- Долинская Е. О русской музыке последней трети XX века: Учеб. пособие по курсу «История современной отечественной музыки» для студентов музыкальных вузов. М.: Престиж — АРИА, 2001. — 160 с.
- До-ре-ми-соль. Несколько слов в защиту регентских классов и о средствах распространения истинно церковного пения // Русская музыкальная газета. 1896. — Арх. МГК. С. 75−80.
- Дубравская Т. Звуковые образы ренессансной мессы // Музыкальная культура христианского мира. С. 206−232.
- Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика-ХХ1,2003. — 256 с.
- Избранные псалмы и молитвенные песнопения / Сост. Л. Боровлева, И. Соловьев / Ред. В. Чаплина. М., 1996 — 64 с.
- История отечественной музыки XX века: Учеб. пособие для музыкальных вузов / Ред.-сост. Е. Долинская. М.: Музыка, 2001. -Вып. 3. — 656 е., нот.
- История русской музыки. В 10 т. Т. 1. Древняя Русь. XI-XVTI века. -М.: Музыка, 1983. С. 303−327.
- Императорская опера. Духовный концерт хора (Хроники СПб) // Российская музыкальная газета. 1903. -№ 19. — С. 8.
- Казанцева Л. Анализ музыкального содержания: вопросы методологии (в споре с гипотетическими оппонентами) // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы всерос. науч.-практ. Конф. 3−5 декабря 2002 года. Астрахань, 2002. — С. 21.
- Казанцева JL Основы теории музыкального содержания: Учеб. пособие. Астрахань: ИПЦ «Факел», ООО «Астраханьгазпром», 2001. -368 е., нот.
- Казанская JI. Вечер премьер // Российская музыкальная газета. 2004. -№ 11.-е. 1.
- Казанская JI. Старейшая русская капелла // Российская музыкальная газета. 2004. — № 11. — С. 1.
- Калиниченко Н. О творчестве древнерусских роспевщиков // Музыкальная культура: история и современность. Астрахань, 1995. -С. 60−62.
- Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
- Кандинский А. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Издательский дом «Композитор», 1999. — С. 66−117.
- Канты времени Петра Великого и начальной поры Петербурга. Из «Русских кантов от Петра Великого до Елизаветы Петровны» / Сост. Е. Васильева. СПб.: Издательский дом «Композитор», 2003. — 18 с.
- Карасев А. Григорий Федорович Львовский и его духовно-музыкальные произведения. М., 1911. — С. 19−20.
- Катунян М. Территория Opus posth // Российская музыкальная газета. -2003.-№ 4. С. 4.
- Каутский К. Происхождение Христианства / пер. с нем. М.: Политиздат, 1990.-463 с.
- Ковалев А. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII—XX вв.еков. Специфика и организация цикла: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2004. — 36 с.
- Кожаева С. Антиномия «сакрально-обыденного» и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции: Автореф.. кандид. искусствовед. Нижний Новгород, 2004. — 27 с.
- Кокжаев М. Топология музыкального пространства. М.: Композитор, 2004. — 88 е., нот.
- Колосова В. Жива традиция // Сов. культура. 1988. — 14 июня. — С. 2.
- Компанейский Н. Духовно-музыкальные сочинения священника М. Лисицына // Российская музыкальная газета. 2003. — № 6. — С. 8.
- Компанейский Н. Обязанность консерватории по отношению к русской церковной музыке // Российская музыкальная газета. 1907. — № 32. — 33.
- Компанейский Н. О пении в Исаакиевском соборе // Российская музыкальная газета. 1901. -№ 50, 51, 52.
- Компанейский Н. О стиле церковных песнопений // Российская музыкальная газета. 1901. — № 37, 38,39.
- Компанейский Н. Современное демество // Российская музыкальная газета. 1902. — № 47,49, 50.
- Конотоп А. Строчное многоголосие и фольклор- параллели и пересечения // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Сост. Ю. И. Паисов. — М.: Издательский дом «Композитор», 2004. Вып. 2. С. 3−69.
- Концерты /Сост. В. Ковальджи М.: Композитор, 1993 — 24 с.
- Кочура В., Толмачев Е. Музыкальные традиции как компонент культуры // Взаимодействие искусств: теория, гуманитарноеобразование: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 25−29 августа 1997. Астрахань, 1997 — С. 37−39.
- Кошкин Н. Гармонизация церковного пения. Алеманов Дм. Церковные лады и гармонизация их по теории древних дидоскалов восточного осмогласия в согласовании с новейшими музыкальными законами // Московские ведомости. 1900. -№ 345. — 14 декабря.
- Кошмина И. Духовная музыка: мир красоты и гармонии // Искусство в школе. 1991.-№ 6.-С. 53−58.
- Коновалова JL Новые моральные проблемы // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. М., 1990. — С. 200−205.
- Кураев А. Если Бог есть Любовь. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997. — 65 с.
- Кутузов В. Об истинно церковном пении // Электрон, ресурс: [email protected] 5 с.
- ЮЗ.Ларош Г. О нынешнем состоянии церковной музыки в России // Современные летописи. 1869. — 21 декабря. — С. 2—4. — Арх. МГК, газ. вырез., тетр.1.
- Лебедева А. Хоровая культура // История русской музыки. М.: Музыка, 1985.-Т.З.-Ч. 2.: XVIII век.-С. 111−131.
- Левашев Е. Традиционные жанры древнерусского певческого искусства от Глинки до Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Издательский дом «Композитор», 1999. — С. 6−41.
- Юб.Левашев О. Предисловие к нотографическому указателю русской хоровой духовной музыки. М., 1988. — С. 3−19.
- Лекция С. В. Смоленского (о значении кантов и псалмов XVII в.). -Российская музыкальная газета. 1908. — № 13. — Арх. МГК.
- Лесовиченко А. Западный музыкально-культовый канон и его историческая судьба: Исследовательский очерк. Новосибирск, 2001. -32 с.
- Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Сов. композитор, 1990. С. 38−42.
- Лосев А. Самое само // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994, С. 363−367.
- Ш. Львовский Ф., Карасев А. Григорий Федорович Львовский и его духовно-музыкальные произведения. М., 1911. — С. 19−20.
- Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие М.: Музыка, 1986. — 3-е изд. — 528 е., нот.
- Малышев В. Культура советского общества и христианство // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 7−9.
- Мартынов В. История богослужебного пения: Учеб. пособие. М.: РИО Федеральных архивов- Русские огни, 1994. 240 с.
- Мартынов В. Игра, пение и молитва в русской богослужебнопевческой системе. -М.: Филология, 1997. 208 с.
- Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс — Традиция, Русский путь, 2000. -224 с.
- Медушевский В. Вера в культуре и музыке // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 9.
- Медушевский В. О взаимопонимании в музыкознании // Музыкальное искусство и религия: материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. — С. 5−9
- Медушевский В. Святая традиция Руси // Традиции русской художественной культуры: Межвуз. сб. науч. тр.- Москва-Волгоград, 2000.-Вып. З.-С. 15.
- Мень А. Истоки религии // А. Мень. История религии. В поисках пути, истины и жизни: в 2 т. М.: Слово, 1991 Т. 1. — 288 с.
- Мень А. Магизм и единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей // А. Мень. История религии. В поисках пути, истины и жизни. М.: Слово, 1991. — Т. 2. 462 е., ил.
- Мень А. Культура и духовное возрождение. М., 1992. — С. 27−29.
- Михайлов М. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / Сост., ред. и примеч. А. Вульфсона / Вступит, ст. М. Арановского. JL: Музыка, 1990. -288 с., нот.
- Морев И. Учительские курсы церковного пения в городе Казани // Российская музыкальная газета. 1896. — Арх. МГК, № 1488−1494.
- Мормыль о. Матфей (Архимандрит). На чужом основании никогда ничего не строил // Муз. академия. 1999. — № 1. — С. 11—21.
- Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003. -248 с.
- Нестеренко Е. Музыка жизни отрада: интервью // Наука и религия. — 1983. -№ 7. — С. 26.
- Никитина С. Русские духовные стихи и мир // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Издательский дом «Композитор», 2004. — Вып. 2. — С. 162−195.
- Николов А. К возрождению болгарского церковного пения. Воззвание к русским композиторам // Российская музыкальная газета. 1906. — № 7−8, (169−174). — 12−19 февраля. 4
- Никольский А. Смоленский С. В. и его роль в новом направлении русской церковной музыке // Муз. жизнь. 1991. — № 3, февраль. — С. 14−27.
- Никольский А. Формы русского богослужебного пения // Электрон, ресурс: www.seminaria.ru.
- Новые издания. И. Денисова. Пение всеумиленное // Электрон, ресурс: info@ seminariia.ru.
- Новые издания. Рецензии // Электрон, ресурс: [email protected].
- Нонакк Д. Заметка о регентских классах Придворной певческой капеллы // Российская музыкальная газета. 1896. — Арх. МГК, № 1421−1423.
- Носов А. Три вопроса мастеру // Собеседник. 1990. — № 34. — С. 14.
- Нотный сборник. Божественная литургия. Лондон, 1962. — Т. 1. — 157 с., Т. 2.-213 с.
- Обсуждение доклада о. Дмитрия (Арзуманова) «Музыкальные стили и богослужебное пение» // Электрон, ресурс: www.hristianstvo.ru.141,Овсянкина Г. Лики современной музыки // Российская музыкальная газета. 2004. — № 9 — С. 2.
- Орлова Е. Церковное, религиозное, духовное // Советская музыка. -1991. № 5, май. — С. 20−23.
- Паисов Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Издательский дом «Композитор», 1999. — С. 150 189.
- Паисов Ю. Духовный концерт в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Издательский дом «Композитор», 2004. Вып. 2. — С. 231−252.
- Паисов Ю. Новый жанр в советской музыке (заметки о хоровом концерте 70−80-х годов) // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 6. — С. 201−242.
- Парийский Л. О церковном пении // Журнал Московской Патриархии. 1949. — № 12. — С. 52−64. — Текст подготовлен Н. Щербаковой // Электрон, ресурс: [email protected].
- Потулов Н. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Православной Российской Церкви / Сост. Н. Потулов. М., 1888. — Изд. 4-е. — С. 111.
- Причастный стих: Сборник причастных песнопений для небольшого смешанного хора / Сост. Е. Кустовский. М.: Живоносный источник, 1998.-72 е., нот.
- Протопопов Вл. Творения Василия Титова для Всенощного бдения // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. -М.: Издательский дом «Композитор», 2004. Вып. 2. С. 69−90.
- Пышкова М. Всенощное бдение А. Т. Гречанинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Издательский дом «Композитор», 2004. — Вып. 2. С. 195−208.
- Раабен JI. О духовном ренессансе в русской музыке 1950−80-х годов. СПб.: «Бланка», «Бояныч», 1998. — 352 е., нот.
- Разумовский Д. Церковное пение в России. Отделение III. О партесном пении в русской церкви // Муз. академия. 2000. — № 4. — С. 51.
- Рахманова М. Весенние чтения. Научные собрания // Российская музыкальная газета. 2005. — № 5. — С. 7.
- Рахманова М. Духовная музыка // Муз. академия. 1994. — № 2. — С. 51.
- Рахманова М. Памяти Н. С. Голованова // Российская музыкальная газета. 2003, — № 10. — С. 3.
- Рахманова М. Страстная седмица в духовном творчестве Гречанинова// Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Издательский дом «Композитор», 1999. — С. 4165.
- Рети Р. Тональность в современной музыке. JL, 1968. С. 5−7.
- Римские Р. и JI. Валерий Калистратов: вчера и сегодня // Российская музыкальная газета. № 4. — С. 3.
- Рклицкий В. О постановке пения в церквах при духовно-учебных заведениях // Российская музыкальная газета. 1896. — Арх. МГК, газ выр. С. 672−674.
- Рождество и святки. Из «Русских кантов от Петра Великого до Елизаветы Петровны» /Сост. Е. Васильева.- СПб., 2002. 14 с.
- Русский хоровой концерт конца XVII первой половины XVIII веков: Хрестоматия / Сост. Н. Успенский. — JL: Музыка, 1976. — С. 4−22.
- Русское церковное пение XI—XX вв.: Исследования, публикации 1917−1999. Библиографический указатель. М.: Изд-во МГУ, 2001.
- Салонов М. Литургия и Всенощная в Синодальном // Российская музыкальная газета. 2003. — № 4. — С. 4.
- Сван А. Мысли о церковном пении // Православный путь: Ежегодник-1966.-С. 171−174.
- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. С пластинки хора Богоявленского патриаршего собора под управлением Г. Харитонова, записанной к 1000-летию Крещения Руси, 1987.
- Селицкий А. Испытание свободой: русская духовная музыка через 1000 лет после принятия христианства // Искусство на рубеже веков. -Ростов н/Д, 1999.-С. 37.
- Семенов О. Взаимоотношения автора, произведения и зрителя, читателя, слушателя // Музыкальное искусство и наука. М., 1978. -Вып. 3. — С. 82.
- Середа Н. Жанровый канон православной Литургии (на материале Литургии Украинских и Русских композиторов к. XIX н. XX в.: Дисс.. канд. искусствоведения. — Харьков, 2003. — 320 с.
- Скворцова И. Век Рахманинова век XXI: хоровой диалог // Российская музыкальная газета. — 2003. — № 7−8.
- Скотникова Г. Хоровое искусство как проявление типа духовности русской культуры // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 27−29.
- Смирнов Д. Духовная хоровая музыка. СПб., 2004. — С. 1.
- Смоленский Ст. О собрании русских древне-певческих рукописей в московском синодальном училище церковного пения. Российская музыкальная газета. — 1899. — № 3, 4, 5, 11, 12, 13, 14.
- Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре / Пер. с англ. Маслина М. -М.: Наука. 1990. — С. 463−490.
- Способин И. Музыкальная форма: Учебник. М.: Музыка, 1984. -Изд. 7. — 400 е., нот.
- Степанов Ф. К улучшению церковнаго и певческаго дела. Русская музыкальная газета. 1901. — СПб, 1901.
- Степанова И., Коллонтай М. Творчество путь познания или ярмо? // Муз. академия. — 1995. -№ 1. — С. 21.
- Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М., 1999.-С. 110−117.
- Стоун И. Происхождение. М.: Политиздат, 1989 — 447 е.: ил. — (Б-ка атеист, лит.).
- Субботин А. О природе духовности // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюзн. науч.-практ. конф. -Ростов н/Д, 1990. С. 24−25.
- Танкелевич Е. Духовная сущность музыки // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюзн. науч.-практ. конф. -Ростов н/Д, 1990. С. 24−25.
- Толстокулакова А. Основные жанры русской православной музыки // Электрон, ресурс: www.hristianstvo.ru.
- Туев К. Церковные песнопения сибирских композиторов и репертуарные проблемы современного клироса // Электрон, ресурс: www.hristianstvo.ru.
- Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб., 2001. -520 с.
- Урванцева О. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -Магнитогорск, 1997. 25 с.
- Урванцева О. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX—XX вв.еков (на примере творчества С. В. Рахманинова): Дис. канд. искусствоведения. -Екатеринбург, 1997.-219 с.
- Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете / Пер с англ. М.: Политиздат, 1989. -Изд. 2. — 542 е., с ил.
- Федосова Э. Проблема духовности. История. Теория. Эстетика // Музыкальное искусство и религия. М., 1994. — С. 160−173.
- Федосова Э. Традиции духовности и композиторское творчество // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 38−41.
- Франтова Т. Религиозные концепты в современном композиторском творчестве // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюзн. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 41−43.
- Франтова Т. Религиозные начала в современном композиторском творчестве // Музыкальное искусство и религия. М., 1994. — с. 174— 179.
- Федулов В. К проблеме основного тона интервала и аккорда (по поводу теории основного тона Хиндемита) // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. М., 1993. — С. 54−72.
- Холопова В. Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко: специфика музыкального языка и композиции// Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Издательский дом «Композитор», 2004. — Вып. 2. — С. 90−108.
- Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань. — 496 С.
- Холопова В. Теория музыки. СПб.: Лань, 2002. — 368 с.
- Холопов Ю. Гармония: Теоретический курс. М., 1988, — 510 е., нот.
- Холопов Ю. Модальность // Холопов Ю. Задания по гармонии. 288 с. — С. 52−58.
- Холопов Ю. Новые парадигмы музыкальной эстетики XXI века // Российская музыкальная газета. 2003. — № 7−8. — С. 12−13.
- Хрестоматия по вопросу «церковности» богослужебного пения // Электрон, ресурс: [email protected].
- Хрущева М. О периодизации истории европейского искусства. (К теории пульсации) // Взаимодействие искусств: теория, гуманитарное образование: Материалы междунар. Науч.-практ. Конф. 25−29 августа 1997. Астрахань, 1997. — С. 68−69.
- Царевский Леонид. Алтарь и клирос в сослужении // Электрон, ресурс: www.hristianstvo.ru.
- Церковные произведения сибирских композиторов / От сост. В. Пономарев. Красноярск, 1999. — Вып. 1 — С. 3−4.
- Церковные произведения сибирских композиторов / Вступ. ст. Г. Пономаревой. Красноярск, 2001. — Вып. 2. — С. 3−7.
- Цукер А. Жанровые мутации в музыке рубежных периодов // Искусство на рубежах веков. Ростов н/Д, 1999. — С. 107−125.
- Черкасова С. Мастер хорового дела // Российская музыкальная газета. 2005. — № 4. — С. 3.
- Черкасова С. Просто мне хочется слушать музыку А. Ларина // Российская музыкальная газета. 2004. — № 7 — С. 4.
- Шаповалова Л. О двух типах личности: к определению рефлексии в музыке// Музыкальная культура христианского мира. Ростов н/Д, 2001 -С. 133−141.
- Шиманский Г. Наставления церковному чтецу // Электрон, ресурс: www.seminaria.ru.
- Шинкарева М. Искусство и религия проблема соотношения. //Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюзн. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 1990. — С. 5−7.
- Щербакова Н. Сайт // Электрон, ресурс: [email protected].
- Щербаков А. Предисловие к изданию. Литургии Ю. Толкача // Толкач Ю. «Литургия Иоанна Златоуста». Чебоксары, 1993. — С. 2.
- Щербакова Т. Собрание песнопений русской православной церкви «Пение всеумиленное» Ирины Вадимовны Денисовой // Денисова И. Пение всеумиленное. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2005. — С. 3.
- Щирин Д. К вопросу о педагогике восприятия литургических произведений (на материале великих ектений композиторов рубежа XIX—XX вв.еков) // Музыка и время. 2005. — № 8. — С. 60.
- Якубович К. Праздник духовной музыки// Сов. культура. 1989. — 19 августа.