Хоровое творчество Юрия Фалика
Диссертация
Осознанно ограничив себя рамками канона, Фалик, тем не менее, не отказывался от музыкальных завоеваний XX века, находя варианты органичного сосуществования традиции и новаторства. Это, пожалуй, составляет основу творческого credo композитора. Работая в традиционных жанрах, он меняет их изнутри, высвечивая новые грани и открывая новые возможности, производя «обновление в рамках канона» (М… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Хоровые миниатюры и циклы миниатюр
- Основные художественные тенденции хорового искусства 60−80-х годов XX века
- Начало пути
- Ранние хоровые сочинения
- Глава II. Хоровые концерты
- Хоровой KOHijepm второй половгты XXвека
- К понятию «хоровая концертностъ»
- Хоровые концерты Юрия Фалика
- Глава III. Сакральные жанры
- «Новая сакралъностъ» в хоровой музыке конца XX века
- «Литургические песнопения»
- «Месса»
Список литературы
- Азбука русского православного богослужебного пения: словарь / сост. Шелудякова О. Е. Екатеринбург, 2005. — 168 с.
- Анализ вокальных произведений: учебное пособие для музыкальных вузов / ред. О. Коловский. — JL: Музыка, 1988. 351 е.: нот.
- Арановский М. Симфонические искания. JL: Советский композитор, 1979. — 287 е.: нот.
- Асафьев Б. О хоровом искусстве. JL: Музыка, 1980. — 216 с.
- Ахмеходжаева Н. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве: автореф. дисс.. канд. искусств. Ташкент, 1985.
- Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975.-495 с.
- Батичко Г. Хоровой концерт в контексте современной музыкальной культуры: автореф. дисс.. канд. искусств. Киев, 1993.
- Батюк И. К проблеме исполнения новой хоровой музыки XX века: автореф. дисс. .канд. искусств. — М., 1999.
- Ю.Безелянский Ю. 99 имён Серебряного века. М.: Эксмо, 2007. — 640 с. 11 .Белоненко А. Хоровая «теодицея» Свиридова // Георгий Васильевич Свиридов: полное собрание сочинений: том 21 «Песнопения и молитвы». М.- СПб., 2001. — С. 1−44.
- Белоненко А. Образы и черты стиля современной русской музыки 60−70-х годов для хора, а сарре11а.//Вопросы теории и эстетики музыки: вып. 15. — JL, 1977. С.139−153.
- Беседы с Альфредом Шнитке / сост., вступ. Ст. А. Ивашкин. — М.: РИК «Культура», 1994. 302 е.: ил.
- Н.Богомолов Н. Русский модернизм как эпоха // Поэзия Серебряного века в 2-х томах: том 1. -М.: Слово, 2001. С. 5−19.
- Боровкова JI. «Новая фольклорная волна» в современной русской музыке: дипломная работа. — Горький, 1981. — 66 с.
- Бражников М. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. -423 с.
- Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. — 120 с.
- Ванилихина О. Юрий Фалик. Концерт для хора a cappella «Поэзы Игоря Северянина». К проблеме концертности как черты стиля: дипломная работа. СПб., 1997. — 140 с.
- Васильева Н. В. Творчество Г. Уствольской в аспекте Sacra Art.: дипломная работа. Нижний Новгород, 2001. — 86 с.
- Васильева Н. В. Творчество Галины Уствольской в аспекте «новой сакральности»: дисс. .канд. Искусств. Нижний Новгород, 2004. — 176 с.
- Васильева Н. Э. Хоровое творчество Альфреда Шнитке: проблемы фактуры: автореф. дисс. канд. искусств. СПб., 2000.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 4.2: Интонация. Ч. З Композиция. Mi: Музыка, 1978. -366 е.: нот.
- Всенощное бдение. Литургия. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 288 с.
- Гаккель Л. 90-е: конец, века глазами петербургского музыканта. — СПб., 1999:-287 С.
- Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том 1. Сущность, система и история. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. — 498 С.
- Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том 2. История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.- 530 С.
- Гаспаров М. Поэтика «Серебряного века» // русская поэзия «Серебряного века». 1890−1917: Антология. М., 1993. — С. 5−44.
- Гаспаров М. О стихах // Гаспаров М. Избранные труды в 3-х томах: том 2. М., 1997. — С.434−455.
- Герасимова Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. — М.: Музыка, 1983. — 288 с.
- Гимнология: вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток Русь — Запад. — М., 2003. — 416 с.
- Глушкова Т. Традиция совесть поэзии. — М.: Современник, 1987. -414 с.
- Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов. М.: Музыка, 1991. -79 с.
- Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций // Музыкальная Академия, 1993. № 4. -С. 7−13.
- Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции (Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века). М.: Языки славянской культуры, 2002. —430 с.
- Гумилёв Н. Капитаны: Стихотворения. Поэмы — Нижний Новгород: ВВКИ, 1991.-287 с.
- Долинская Е. О русской музыке XX века. 60-е 90-е годы: учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки». — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Композитор, 2004. — 127 с.
- Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. — Л.: Советский композитор, 1982. -208 с.
- Друскин М. Пассионы и мессы И. С. Баха. Л.: Музыка, 1976. — 168 е.: нот., ил.
- Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика- XXI, 2003. — 256 с.
- Дынник М. Хоровая музыка московских композиторов Н. Сидельникова, Ю. Буцко, Р. Леденёва: стиль и исполнение: автореф. дисс.. канд. искусств. — М., 2003.
- Евдокимов П. Искусство иконы. Богословие красоты. — Клин: Христианская жизнь, 2005. — 383 с.
- Егорова Л. Хоровые концерты Г. В. Свиридова: дипломная работа. — Горький, 1984.-49 с.
- Живов В. Теория хорового исполнительства. — М.: Эдиториал УРСС, 1998.-192 с.
- Живов В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие. М.: Владос, 2003. — 272 с.
- Жукова О. Актуальность традиции: Художественное творчество в истории русской культуры. -М., 2005. 208 с.
- Зверева С. Православная музыка прежде и теперь // Музыкальная жизнь, 1991. -№ 9−10. -С. 19.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII — начала XX века. — М.: Советский композитор, 1985. -232 с.
- Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Составлено Иваном Дмитриевским. -СПб., 1884. репринтное издание 1997. — 355 с.
- История отечественной музыки второй половины XX века: учебное пособие /отв. ред. Т. Левая. СПб. Композитор, 2005. — 555 с.
- История хоровой музыки и вопросы хороведения: вып. 6. / Петрозаводская государственная консерватория. Кафедра хорового дирижирования. Петрозаводск, 2003. — 91 с.
- Казанцева JI. Фактурные предпосылки воплощения авторского начала. //Фактура в системе музыкально-выразительных средств. — Красноярск, 1991.- С.47−65.
- Кац Б. «Музыкой хлынув с дуги бытия» // Б. Пастернак. Стихотворения. Поэмы. Проза. — М., 1998. —С. 646−661.
- Кац Б. Стань музыкою, слово: Критические этюды. Л.: Советский композитор, 1983. — 152 с.
- Кац Б., Тименчик С. Анна Ахматова и музыка. Л.: Советский композитор, 1989. — 336 с.
- Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. М.: Наука, 1965. — 464 с.
- Климовицкий А. Юрий Фалик // Композиторы Российской Федерации: выпуск 5. М., 1994. — С.279−321.
- Книга о Пресвятой Богородице. — М.: Сретенский монастырь- «Новая книга" — «Ковчег», 2000. 512 С.
- Копытман М. Хоровое письмо. — М., 1971. 199 С.
- Кошмина И. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры: книга 1. -М.: Владос, 2001.-224 е.: нот.
- Крылова А. О жанровых контактах русской и западно-европейской музыкальных культур // Русская культура и мир. Тезисы докладов. — Нижний Новгород, 1993. С. 302−303.
- Кушнир О. Духовная музыка в творчестве Владимира Мартынова: автореф. дисс.. канд. искусств. Ростов-на-Дону, 2006.
- Левая Т. Постсоветская музыка в аспекте нового религиозного движения // Музыка в постсоветском пространстве. — Нижний Новгород, 2001. С. 16−22.63: Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991. 166 с.
- Левандо П. Хоровая фактура. Л.: Музыка, 1984. — 124 е.: нот.
- Лесовиченко А. Западная музыкальная традиция и средневековое религиозное сознание: автореф. дисс.. канд. искусств. — М., 1992.
- Литургика. -М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2002. 151 с.
- Лобанова М. Концертные принципы в музыке Д. Шостаковича. // Проблемы музыкальной науки: вып. 6. М., 1985. — С. 110 — 130.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. — 320 е.: нот.
- Лобанова М. Традиция путь в будущее. — Советская музыка, 1989. — № 7. — С. 5−11.
- Лосев А. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики: вып. 6. -М., 1964. С. 351−399.
- Лотман Ю. Об искусстве. СПб.: «Искусство-СПб», 2005. — 704 С.
- Лыкова Л. О специфике композиционной структуры хорового произведения в аспекте взаимодействия слова и музыки: автореф. дисс.. канд. искусств. Киев, 1991.
- Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1967. 752 е.: нот.
- Макеева Ж. Некоторые особенности хорового письма Ю. Фалика // Русская хоровая музыка. Красноярск, 2004. — С. 146−164.
- Мартынов В. История богослужебного пения. М.: РИО Федеральных архивов- Русские огни, 1994. — 240 с.
- Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс-Традиция: Русский путь, 2000. — 223 е.: ил.
- Медушевский В. Православная культура Руси: дар вечного обновления // Третья Всероссийская научно-практическая конференция- «Г. В. Свиридов и современная отечественная и мировая культура». Курск, 2007. С. 28−34.
- Мелешин Р. Аскетический стиль Арво Пярта: дипломная работа. — Горький, 1990. 70 с.
- Мень А. Таинство, Слово и Образ. М.: Фонд имени Александра Меня, 2001.-285 с.
- Москвина О. «Новая сакральность» в поздней советской музыке: дипломная работа. Нижний Новгород, 2004. — 42 с.
- Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2001. — 500 с.
- Музыкальная эстетика России XI XVIII веков. — М.: Музыка, 1973.-245 с.
- Музыкальное искусство и религия: материалы конференции РАМ им. Гнесиных. М., 1994. — 200 с.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982.-319 с. 86,Овсянкина Г. Concerto della Passione и Месса Юрия Фалика в аспекте поэтики католических культовых жанров // Музыкальный Миллениум. Петрозаводск, 2000. — С. 121−133.
- Основные песнопения православной и католической служб / сост. Л. Жукова. СПб.: Композитор, 2006. — 104 с.
- Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
- Паисов Ю. Возрождение духовной традиции // Советская музыка, 1989. -№ 12.-С. 32−38.
- Паисов Ю. Новое в музыке России: хоровое творчество Г. Дмитриева 1990-х годов // Музыка России от средних веков до современности: вып. 1. — М.: Композитор, 2004. С.256−300.
- Паисов Ю. Новый, жанр советской музыки // Музыкальный современник: вып. 6. — М., 1987. С. 201−242.
- Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка (1945−1980). Очерки истории и теории жанра: автореф. дисс. .доктора искусств. -М., 1993.
- Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка: (1945−1980): Очерки истории и теории. — М.: Советский композитор, 1991.- 278 е.: нот.
- Паисов Ю. Хор в творчестве Щедрина. М.: Композитор, 1992. -236 е.: нот., ил.
- Паисов Ю. Хоровое творчество Георгия Дмитриева / Ю. Паисов. -М.: Дека ВС, 2007. — 338 с.
- Памятники знаменного распева: вып. 2 / сост. М. В. Бражников. Л.: Музыка, 1974. — 79 е.: нот.
- Пастернак Б. Люди и положения // Б. Пастернак. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1998. — С. 533−587.
- Пастернак Б. Собрание сочинений в 5-ти томах М., 1989.
- Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. М.: Сретенский монастырь: Новая книга- Ковчег, 2000. — 992 с.
- Польдяева Е. Апокриф или послание? // Музыкальная Академия, 1996.-№ 2.-С. 1−15.
- Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. -231 с.
- Протопопов В. В. История полифонии: вып. 5: Полифония в русской музыке XVII начала XX века. — М.: Музыка, 1987. — 319 с.
- Протопопов В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности. -М.: Композитор, 1999. 200 с.
- Процессы музыкального творчества: вып. 3: сборник трудов № 155 / РАМ им. Гнесиных- ред.-сост. Е. В. Вязкова и Э. П. Федосова. -М., 1999.-236 с.
- Процессы музыкального творчества: вып. 7: сборник трудов № 165 / РАМ им. Гнесиных- ред.-сост. Е. В. Вязкова. М., 2004.- 248 с.
- Пушкин. А. Полное собрание сочинений в 19-ти томах: том 1. — М., 1994.
- Раабен JI. Советский инструментальный концерт. Л.: Музыка, 1967.-307 с.
- Раабен Л. Размышления о веке уходящем // Музыкальный Миллениум. Петрозаводск, 2000. — С. 5−27.
- Раабен Л. Ю. Фалик. // О духовном ренессансе в русской музыке 1960−80-х годов. СПб., 1998. — С. 146−159.
- Рахманова М. О «фольклорном направлении» в современной русской музыке // Советская музыка, 1972. № 1. — С. 9−25.
- Рогозинский В. Лирика Пастернака // Б. Пастернак. Стихотворения. Поэмы. Проза. -М., 1998. С. 683−694.
- Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. — Киев: изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2008. 676 с.
- Романовский Н. Хоровой словарь. -М.: Музыка, 2000.- 229 с.
- Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М.: ОГИ, 2000.- 152 с.
- Рукова С. Беседы о церковном пении. М.: изд-во Московской Патриархии, 1999.-240 с.
- Русская музыка: наследие и современность: тезисы докладов. — Нижний Новгород, 1992. 95 с.
- Русская хоровая культура на рубеже XX XXI веков: тезисы докладов. — Екатеринбург: Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, 2004. — 42 с.
- Русская хоровая музыка. Сборник научно-методических статей. -Красноярск: Красноярская академия музыки и театра, 2004.- 228 с.
- Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря. СПб.: Искусство — СПб., 2002. — 668 с.
- Русский хоровой концерт конца XVII первой половины XVIII веков. Хрестоматия / Составление и исследование Н. Д. Успенского. — Л.: Музыка, 1976. — 240 е.: нот.
- Ручьевская Е. Юрий Фалик. — JL: Советский композитор, 1981. -104 с.
- Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. — JL: Советский композитор, 1977. — 160 с.
- Рыцарева М. Духовный концерт в России второй половины XVIII века. — СПб.: Композитор, 2006. 242 с.
- Рыцарева М. Российский хоровой концерт второй половины XVIII века: автореф. дисс.. канд. искусств. Киев, 1989.
- Рязанцева JI. О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70−80-х годов XX века: автореф. дисс.. канд. искусств. — М., 1994.
- Савенко С. Musica sacra Арво Пярта // Музыка из бывшего СССР: вып. 2. М., 1996. — С. 208−229.
- Савенко С. Игорь Стравинский. Челябинск: Аркаим, 2004. -288 с.
- Савенко С. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. — 328 е.: нот., ил.
- Савенко С. О паралитургических жанрах в современной русской музыке. // На пути духовного единения: Авет Тертерян в кругу друзей. Нижний Новгород, 2000.- С. 153−158.
- Сафиулина М. Жанр хорового концерта в советской музыке 60-х-80-х годов. // Музыкальные жанры: история и современность: тезисы докладов к науч.- теор. конференции молодых музыковедов. Горький, 1989. — С. 97−98.
- Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий православной церкви. -Нижний Новгород, 1926 (репринт: Париж, 1989). — 466 С. I
- Свод сочинений и напевов православной церкви. М.: Паломник, 2002. — 480 с.
- Селицкий А. Испытание свободой: русская духовная музыка через тысячу лет после принятия христианства // Искусство на рубежах веков. Ростов, 1999. — С. 343−355.
- Серёгина Н. О некоторых принципах организации знаменного распева // Проблемы музыкальной науки: вып. 4. — М., 1979. — С. 164−187.
- Скребков С. Избранные статьи. М.: Музыка, 1980. — 216 с.
- Скребков С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII веков. — М.: Музыка, 1969. — 120 с.
- Скребкова Филатова М. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. -М.: Музыка, 1985. -285 с.
- Слово и музыка: Материалы научной конференции памяти А. В. Михайлова: Сборник 36. — М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002.- 358 е.: нот., ил.
- Сниткова И. Звуковой материал современной музыки и некоторые аспекты теории фактуры. // Фактура в системе музыкально-выразительных средств. Красноярск, 1991. — С. 3−23.
- Советская музыка 70−80-х годов. Эстетика. Теория. Практика: сборник научных трудов Д., 1989.- 182 е.: нот.
- Советское хоровое исполнительство (50−80-е годы): сборник трудов / Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных: вып. 98. -М., 1988. 144 с.
- Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. — 230 С.
- Соколов О. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Нижний Новгород: изд-во НГУ, 1992. — 220 с.
- Соловцов А. Концерт. М.: Музгиз, 1963. — 60 с.
- Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968.- 103 с.
- Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве: творчество, исполнительство, образование: сборник статей. — JL: JITK, 1982. — 136 с.
- Тамарченко Н. Русская повесть Серебряного века. М.: Интрада, 2007.-256 с.
- Тараканов М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60−70-е годы). Пути развития. М.: Советский композитор, 1988. —271 с.
- Тевосян А. Современные проблемы хорового искусства (19 651 995 гг.). М., 1995.-50 с.
- Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред.-сост.: Ю. Паисов: вып. 1. — М.: Композитор, 1999. 232 с.
- Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: вып. 2 / сост. Ю. Паисов. М.: Композитор, 2004. — 264 с.
- Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М.: ИнфоАрт, 1991. -112 с.
- Тух Б. Путеводитель по Серебряному веку. Таллин, 2002. — 216 с.
- Уайбру X. Православная литургия. Развитие евхаристического Богослужения византийского обряда. — М.: Библейско-Богословский Институт св. Ап. Андрея, 2000. — 212 с.
- Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971. — 623 с.
- Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток-Русь-Запад. М.: научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. — 336 с.
- Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России: том 1. — М. -Л., 1928.-364 с.
- Флоренский П. Иконостас. — М.: Искусство, 1995. 254 с.
- Флоренский П. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. М.: «Издательство ACT», 2003. — 640 с.
- Франк В. Водяной знак // Б. Пастернак. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1998. — С. 641−643.
- Фролова Ю. Мелодика в современной хоровой музыке: автореф. дисс.. канд. искусств. — Ростов-на-Дону, 2002.
- Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. -М.: Музыка, 1971. 304 е.: нот.
- Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. — 319 с.
- Холопова В. Мелодика: научно-методический очерк. М.: Музыка, 1984. — 88 с.
- Холопова В. Фактура: очерк. — М.: Музыка, 1979. — 87 е.: нот.
- Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор, 1990.— 350 е.: нот.: ил.
- Христиансен JI. Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки: вып. 1.-М., 1972.-С. 198−219.
- Христианство. Энциклопедический словарь: том 1. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. 863 с.
- Цветаева М. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений в 3-х томах. М., 1990.
- Цветаева М. Световой ливень. Поэзия вечной мужественности // Б. Пастернак. Стихотворения. Поэмы, Проза. М., 1998. — С. 629 631.
- Чернов А. Феномен традиции как культурологическая проблема // Традиции в контексте русской культуры: вып. 6. — Череповец, 1999.-С. 3−9
- Шавохина Е. Русская профессиональная традиция многоголосного творчества XVII — начала XVIII веков / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1988. — 65 с.
- Шепшелёва О. Звук в хорах a’cappella отечественных композиторов последней трети XX века: содержательный аспект: автореф. дисс.. .канд. искусств. — СПб, 2008.
- Янг Д. Христианство. М.: Фаир — Пресс, 1999. — 384 с.