Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII — начала XX вв
В середине XIX века в искусстве московской скани намечается интерес к поиску способов, обогащающих ажур цветом. Для окладов икон применяют обложку цветной фольгой — приём, используемый ювелирами барокко-рококо. В 60-е годы зарождающийся в скани «русский стиль» обращает мастеров к эмали, но включение её в орнамент в это время является скорее исключением, чем правилом. Поскольку ажурная скань… Читать ещё >
Содержание
Введение. Актуальность исследования. Степень научной разработанности вопроса. Цель, предмет, объект, методика, границы исследования. Научная новизна. Практическая ценность диссертации Апробация работы.
ГЛАВА 1. Исторические предпосылки расцвета искусства московской ажурной скани в конце XVIII начале XIX века. Её техникотехнологические особенности.
1.1. Истоки формирования ажурной скани в ювелирном искусстве Москвы конца XVIII- начала XIX веков.
1.2 Технологические особенности московской ажурной скани конца
XVIII- начала XIX веков.
Выводы.
ГЛАВА II. Технико-технологические особенности и художественная выразительность сканных изделий
Москвы первой половины XIX века.
2.1 Московская скань конца XVIII — первой трети XIX веков.
2.2 Технические и стилистические особенности московской скани второй трети XIX века.
Выводы.
Глава III. Технико — технологические и стилевые особенности московской скани последней трети XIX —начала XX века.
3.1 Художественная скань Москвы 70 — 90-х годов XIX века.
3.2 Московская скань начала XX века. ЮГ
Выводы.
Список литературы
- Александр 1. «Сфинкс, не разгаданный до гроба.». Каталог выставки — СПб.: Славия, 2005. — 351 е.: цв.ил.
- Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы.-СПб.: 2007.
- Альбом международной выставки мелкой промышленности, профессионального образования, сельского хозяйства с отделами крупной промышленности и противопожарного дела в Казани 1909 г. СПб., 1909. — 216 е.: ил.
- Альбом Южнорусской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки в г. Екатеринославле 1910 г. — СПб., 1911. 230 е.: ил.
- Андрющенко А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. — Н. Новгород, 1904 150 е.: ил.
- Анненкова JI. Сакральная жизнь орнамента // Художник. — М. — 2000. — № 1.-С. 49−52.
- Антокольский М.М. Заметки о «декадентах"и о Парижской всемирной выставке // Искусство и художественная промышленность. СПб. — 19 001 901. -№ 7.-С. 200−210.
- Антонова О.А. Искусство и православие. М.: Моск. рабочий, 1983. — 94 с.
- Аронов В.Р. Россия на первой Всемирной выставке в Лондоне 1851 г. История дизайна в контексте культуры // Проблемы дизайна — 2. Сб. ст. — М., 2004.-С. 109−161.
- Атлас промышленности Московской губернии / Сост. А. Самойлов. М., 1845.
- Барков И.В. Существующие приёмы серебряного дела. М., 1893. — 39 е.: ил.
- Барсов Е. Памяти Сергея Ивановича Вашкова // Светильник. — М. 1914. -№Ю.-С. 5−8.
- Батажкова В.Н. Русская художественная промышленность в сер. XIX в. // Проблемы развития русского искусство: тематический сб. научных трудов. Вып. 1.-Л., 1977.-С. 78−87.
- Баталов A.JI. Историзм в церковном сознании сер. XIX. // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. — С. 252−256.
- Бернсон Б. Основы художественного распознавания // София. — М. 1914.- № 1. С. 40−69.
- Бреполь Э. Художественное эмалирование / Пер. с нем. И. В. Кузнецовой.- JL: Машиностроение, 1985. — 127 е.: ил., цв.ил.
- Бутовский В.И. О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности. — СПб., 1870.
- Бутовский В.И. Русское искусство и мнения о нем Е. Виоле-ле-Дюка, фр. ученого архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого археолога. Критический обзор. -М., 1879. 187 с.
- Бычков ВВ. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX XX вв. // Искусствознание. — М. — 1997. — № 1. — С. 317−340.
- Вашков С.И. Религиозное искусство. Сб. работ церковной и гражданской утвари, исполненной Т-вом. П. И. Оловянишникова. М., 1911. — 12 е., 185 л. ил.
- Власов В.Г. Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Словарь в 3 т. Т.1: Словарь стилей и направлений. СПб.: Кольна, 1995. — 672 с.
- Вторая Всероссийская Кустарная выставка в Санкт-Петербурге: указатель московского отдела. — М., 1913. 144 с.
- Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 г. в Нижнем- Новгороде. Альбом. СПб., 1896. — 202 е.: ил.
- Выставка церковной старины // Архитектурно-художественный ежегодник. СПб. — 1915. — № 2. — С. 16−17.
- Гайдамак А.А. Русский ампир. — М.: Трилистник, 2006. 167 е.: цв. ил.
- Гайдамак А.А. Русский, ампир: архитектура, декоративно-прикладное искусство и убранство интерьера 1-й трети XIX в. — М.- Париж: Трилистник, 2000.-272 е.: цв. ил
- Георгиевский В.Т. Художественные работы С.И. Вашкова // Светильник. М. 1914. -№ 10.-С. 22−31.
- Герчук Ю.Я. Структура и смысл орнамента // Декоративное искусство СССР.-М.- 1979.-№ 1.-С. 30−33.
- Гилодо А.А. Русское серебро: 2-я пол. XIX нач. XX в. — М.: 1994. >
- Гилодо А.А., Явчуновская-Белова Н.Е. Художественный металл // Национальный стиль в русском искусстве XIX начала XX вв. Каталог. М., 1990.-С. 27−31.
- Гольдберг Т.Г. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративное искусство в 3 т. М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т.2: восемнадцатый век. -М., 1963.-С. 436−455.
- Гольдберг Т.Г. Очерки по истории серебряного дела в России в 1-й пол. XVIII в. // Труды Гос. Исторического музея. М., 1947. — Вып. XVIII: Сб. ст. по материальной культуре XVII—XIX вв. — С. 5−144.
- Гончарова Н.И. Русская эмаль // Ювелирный мир. М. — 1998. — № 3−4. -С. 41−45
- Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М.: Наука, 1969. — 423 е.: ил.
- Дедюхина В. С, Шесопалова JI.B., Фирсова O.JI. Московские художественно ремесленные мастерские в контексте отечественной культуры XIX в. // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. ст.
- Вып. 3. М., 2001. — С. 124−143.
- Дервиз П.П. Техника серебряного производства. JL: Гос. Эрмитаж, 1929. -77 е.: ил.
- Донова К.В. Русское художественное серебро XVIII — XX вв. // Гос. Оружейная Палата. Сб. -М., 1964. С. 141−180.
- Ежегодник общества Архитекторов-художников. Вып. 8. — СПб., 1913. — 251 с.
- Епихин С.В. Национальный стиль в русском искусстве XIX — нач. XX вв. // Национальный стиль в русском искусстве Каталог. — М., 1990. — С. 9−13.
- Жилина Н.В. Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование. — М.: 2001. — 247 е., ил.
- Забелин Н.И. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. СПб., 1853.-101 с.
- Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже 1867 г.-СПб., 1869. -314 е.: ил.
- Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. Альбом. — СПб.- М., 1882.256 е.: ил.
- Императорское Строгановское училище на Всероссийской выставке в Киеве // Известия о-ва преподавателей графических искусств. — М. — 1913. — № 7.-С. 252−263.
- Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820- 1890-е гг. Каталог выставки / Науч. Ред. Н. Ю. Бирюкова, И. Н. Уханова. — СПб.: Славия, 1996.-431 е.: цв.ил.
- Историческая выставка предметов искусства 1904 г. в Санкт-Петербурге. Альбом / Текст А. Прахова. СПб., 1907. — 273 е.: ил.
- История России с древнейших времен до наших дней: учебник. — 2-е изд, прераб. и доп. М.: Проспект, 2000. — 514 с.
- Каталог русских эмалей на золотых и серебряных изделиях в собрании Foe. Исторического музея и его филиалов. М, 1962. — 175 с.:ил.
- Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. — М.: Стройиздат, 1977. —: 183 е.: ил.
- Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830−1910 гг. 2-е изд., испр- и доп. — М-: Искусство, 1982. — 399 е.: ил.
- Кириченко Е.И. Русский стиль. М.: Галарт, 1997. — 431 е.: ил, цв: ил!
- Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. М.: 2001. — 119 с. :цв. ил.
- Коварская С.Я., Савельев Ю. Р. Золотых дел мастера. (Фирма И. П. Хлебникова в развитии русского искусства) // Художник. — М. — 2000. — № 1.-С. 58−60.
- Комаров В. В. Художественные промыслы великоустюгских мастеров. — Вологда: Красный Север, 1949.
- Коробко О.А., Ченская Г. А. Новый век в религиозном искусстве Москвы // Москва в начале XX века. Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. М., 1977. — С. 260−271.
- Красильников Л.А., Красильников С. А. Волочильщик проволоки. — М.: 1977.
- Кузнецова Т.В. Первая Всероссийская выставка монастырских работ и церковной утвари // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. Вып. 3. СПб., 1998. — С. 62−67.
- Кустарная промышленность России. Разные промыслы. Т. 1−2. — СПб., 1913.
- Кутилова Е. К истории русской эмали // Сообщения Гос. Русского музея. Вып. 2. Л., 1947. — С. 45−48.
- Лукомский Г. К. Вологда в- её старине. Описание памятников художественной и архитектурной старины. СПб., 1914. — 364 е.: ил.
- Лукомский Г. К. Всероссийская выставка в Киеве // Аполлон. СПб. -1913.-№ 7.-С. 70−72.
- Лукомский Г. К. Архитектура, художественная промышленность и печатное дело на Всероссийской выставке в Киеве // Искусство в Южной России. Киев. — 1913. — № 7−8. — С. 347−368.
- Лукомский Г. К. Всероссийская выставка в Киеве // Искусство в Южной России. Киев. — 1913. -№ 6. — С. 257−260.
- Мамонтова Н.Н. Декоративное искусство между классицизмом и модерном (1830−1890 гг.) // XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сб. ст. — М., 2002. — С. 209−216.
- Мишуков Ф.Я. Техника декоративной обработки металла (рукопись). М., 1946.
- Молчанова О.В. Традиции и история ростовской финифти XVIII XIX вв. // Народное искусство России: традиция и стиль. Сб. ст. — М., 1995. — С. 37−48.
- Молчанова О.В. Устюжская эмаль: предметы парадной сервировки стола // Гос. респ. центр русского фольклора. Сб. ст. и материалов научной конференции. М., 2006. — Вып. 14: Художественный металл в русской культуре. — С. 245−269.
- Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровище Оружейной палаты. Каталог. М.: Красная Площадь, 2000. — 208 е.: цв.ил.
- Мухин В.В. Искусство русской финифти конца XIV — нач. XX вв. СПб.: Грифон, 1996. 208 е.: цв.ил.
- Никольский В. Русский ювелир XV в. // Среди коллекционеров. М. -1922.-№ 4.-с. 16−20.
- Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. — М.: Наука, 1976.-288 е.: ил.
- О выставке мануфактурных произведений в Санкт-Петербурге в 1861 г. II Промышленность. Журнал мануфактур и торговли. СПб. — 1862. — Т. 1 — 4. -С. 1−113.
- Олсуфьев Ю.А. Об изменениях в русском орнаменте в эпоху Возрождения (Примеры приведены из собраний Б. Троицы — Сергиевой Лавры). Сергиев.: Тип. Иванова, 1925.-21 с.
- Орлова К.А. Изделия фирмы П.А. Овчинникова в собрании Эрмитажа // Декоративно прикладное искусство России и Западной Европы кон. XVIII
- XIX вв. Сб. ст. Л., 1986. — С. 86−88.
- Оружейная Палата Московского Кремля. М.: Слово, 2002. — 423 е.: цв.ил.
- Отчёт о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт -Петербурге. СПб., 1871. — 404. с.
- Очерки русской культуры XVIII в. Сб. ст. Ч. 1−4. М.: МГУ, 1985−1990.
- Павлова И. А. Серебряная утварь московских фирм конца XIX — начала
- XX вв. // Москва в начале XX века. Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. М., 1977. — С. 271−284.
- Покровский Н.В. Новое церковное искусство и церковная старина // Светильник. М. — 1913. — № 1. — С. 10−20.
- Полный хронологический указатель всех марок на серебре Московской Оружейной Палаты / Сост. Г. Филимонов // Описи Московской Оружейной Палаты. Ч. 7, т. 10. М., 1893. — С. 17−82.
- Померанцев Н. Финифть усольского дела // Сб. Оружейной Палаты. -М., 1925.-С. 96−108.
- Порфиридов Н.Г. К истории русского серебряного и финифтяного дела // Сообщения Гос. Русского музея. Вып. 4. — М., 1956. С. 50−53.
- Постникова-Лосева М. М. Из истории русской художественной эмали XVIII в. // Памятники культуры: новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1978. Л., 1979. — С.
- Постникова-Лосева М. М. Костромское серебряное дело XVIII XIX в. // Труды Гос. Исторического музея. — М., 1947. — Вып. XVIII: Сб. ст. по материальной культуре XVII—XIX вв. — С. 145−206.
- Постникова-Лосева М.М., Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н. Русское золотое и серебряное дело XV-XX. вв. М. Наука, 1967. —304 с.:ил.
- Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI—XIX вв. — М.: Наука, 1974. 374 е.: ил.
- Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. — М.: Искусство, 1981. 287 е.: ил.
- Постникова-Лосева М.М., Мишуков Ф. Я. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративное искусство в 3 т. — М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т.1: от древнейшего периода до-XVIII в. — М., 1962. — С. 335−374.
- Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративное искусство в 3 т. — М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т. З: девятнадцатый нач. двадцатого века. — М., 1965. -С. 100−116.
- Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г. Русское художественное серебро. М.: 1959. — 70 е.: цв.ил.
- Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. Территория России, СНГ и ближнего зарубежья. СПб.: Комета-2, 2003.-375 е.: ил.
- Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. Территория СССР. М.: Наука, 1983. — 375 е.: ил.
- Почукаев М.И. Начинающему граверу. 2-е изд., перераб. — М.: Машиностроению, 1971. 48 е.: ил.
- Пронина И.А. Художественно-промышленные школы России в 1-й пол. XIX в. // Труды АХ СССР. Вып. 3. -М., 1985. С. 200−211.
- Пупарев А.А. Художественная эмаль. М.: КОИЗ, 1948. — 83 е.: ил.
- Разина Т.М. Русская эмаль и скань. — М.: Госместпромиздат, 1961. 37 е.: ил.
- Русская эмаль XII—XX вв. из собрания Гос. Эрмитажа. Альбом / Автор вступ. статьи и сост. Н. В. Калязина, 1978. — 258 е.: ил.
- Русский стиль: собрание Гос. Исторического музея. Каталог. М.: ИМА-пресс, 1999. — 255 е.: цв.ил.
- Русский художественный металл. М.: КОИЗ, 1958. — 178 е.: ил.
- Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке 1913 г. Альбом. -Пг., 1914. — [114] е.: ил.
- Русское художественное серебро XVII нач. XX в. в собрании Гос. Эрмитажа / Сост. И автор текста З. А. Бернякович. — JL: Художник РСФСР, 1977.-287 е.: ил.
- Русское серебро XIV— нач. XX в. из фондов Гос. музеев Московского Кремля / Авторы-сост. С. Я. Коварская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. — М.: Сов. Россия, 1984. 249 е.: ил.
- Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. -М.: АН СССР, 1948. 792 е.: ил.
- Рындина А.В. Некоторые аспекты типологии и стилистики русских иконных окладов Нового времени // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. — С. 107−118.
- Савельев Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. 2-я пол. XIX нач. XX в. — СПб.: Лики России- Проект-2003, 2005. — 271 е.: ил.
- Свирин А. Краткое объяснение храма, его принадлежностей, утвари церковной и праздников церковных. — М., 1858.
- Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI XVII в. — М.: Искусство, 1972. — 186 е.: ил.
- Сергеева М. Из истории русской эмали // Среди коллекционеров. — М. 1922, — № 5−6.-С. 3−10.
- Сильверстолпе С. Стаканы из дара посольства Карла XII 1699 года Сравнительный анализ // Декоративно прикладное искусство Западной Европы. Материалы исследования. Вып. XVIII, М., 2006. 237−246 с.:ил.
- Скурлов В.В., Иванов А. И. Клеймение русских золотых и серебряных изделий на рубеже XIX -XX вв. Сб. архивных материалов. СПб., 2001. — 284 с.
- Смородинова Г. Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX и XX вв. // Музей 10. Художественные собрания СССР. Сб. ст. — М., 1989. — С. 58−71.
- Соболев Н.Н. Русский орнамент. Камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка. М.: Гос. архитектурное изд-во, 1948. — 173 е.: ил.
- Соколова Т. М. Орнамент почерк эпохи. — JL: Аврора, 1972. — 148 е.: ил.
- Справочная книга для Ремесленников. М., 1884. — 107 е.: ил.
- Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям Древнего и Нового времени. Альбом. СПб., 1887.
- Стерлигова И.А. О литургическом смысле драгоценного убора древнерусской иконы // Восточно — христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.
- Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI — XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000. — 262 е.: ил.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.. — М.: Искусство, 1970. 293 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России сер. XIX в. М.: Искусство, 1991. — 207 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900−1910-х гг. — М.: Искусство, 1988.-285 с.
- Суровенкова В. Красносельская филигрань: старинный волжский ювелирный промысел // Наше наследие. М.- 2003. — № 66. — с. 270−271.
- Суслов И.М. Русская эмаль и её художественное наследие // Декоративное искусство СССР. М. — 1958. — № 3. — С. 19−22.
- Суслов И.М. Русская эмаль. (Развитие приёмов живописного мастерства в русской эмали XVII- 1-й пол. XIX в.): автореферат дис.. канд. иск. — М., ' 1962.
- Суслов И.М. Эмаль // Русское декоративное искусство в 3 т. — М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т.1: от древнейшего периода до XVIII в. — М., 1962. С. 375−396- Т. 2: Восемнадцатый век. -М., 1963. — С. 456−472.
- Суслов И.М., Ульянов Б. Л. Эмаль // Русское декоративное искусство в 3 т. -М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т. З: девятнадцатый нач. двадцатого века. — М., 1965. — С. 117−127.
- Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М. 1995. — 495 е.: цв.ил.
- Тилло А. Кустарная промышленность Костромской губ. Ювелирно-маталлический промысел // Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. IX. — СПб., 1883. С. 2023−2056.
- Титов А. Производство финифтяных образков в г. Ростове (Ярославской губ.) и Спас-Песковской слободе // Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. V. СПб., 1880. — С. 757−776.
- Тихомирова Т.Н. Устюжские эмали XVIII в. с серебряными накладками // Труды Гос. Исторического музея. — М., 1941. Вып. XIII: Сб. ст. по истории материальной культуры XVI — XIX вв. — С. 191−216.
- Троицкий В.И. Два Евангелия и старинное серебро князя Сергея Дмитриевича Горчакова. — М., 1914.
- Троицкий В.И. Эмалевые изделия в России. (18 век) // Золотое Руно. — М. 1909. -№ 10.-11−17 с.
- Турчин B.C. Александр I и неоклассицизм в России: стиль империи или империя как стиль. — М.: Жираф, 2001. — 511 е.: ил., цв. ил.
- Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. — М.: Искусство, 1981. 550 е.: ил.
- Уильяме Д., Огден Дж. Греческое золото. Ювелирное искусство Классической эпохи. V—IV вв. до н.э. СПб.: Славия, 1995. — 272 е.: цв. ил!
- Указатель произведений отечественной промышленности, находящихся на Первой Московской выставке 1831 г. М., 1831. — 136 с.
- Указатель произведений отечественной промышленности, находящейся на выставке 1833 г. в Санкт-Петербурге. — СПб., 1833. 151 с.
- Ульянова Б.Л. Русское художественное серебро второй половины XIX — нач. XX вв. (Москва и Петербург): дис. канд. иск. — М., 1972. 286 С:
- Уткин П.И. Скань в русском ювелирном искусстве 2-й пол. XVIII — нач. XIX вв. // НИИ художественной промышленности. Сб. трудов. Вып: 3. — М., 1966.-С. 147−166.
- Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера кон. XVII—XIX вв. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.- 307 е.: ил.
- Фелькерзам А.Е. Иностранные мастера золотого и серебряного дела в России. // Старые годы. СПб. — 1911. — № 7−9. — С. 95−113.
- Фелькерзам А.Е. Ювелирные изделия времён Александра I // Старые годы. СПб. — 1908. — № 7−9. — С. 529−546.
- Флёров А.В. Технология художественной обработки металлов. — М.: Высшая школа, 1968. 326 е.: ил.
- Фуртов К. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. — М., 1911.- 32 е.: ил.
- Хабарова М. Эмаль Великого Устюга // Декоративное искусство СССР. -М.-1973.-№ 6.-С. 56−57.
- Хохлова Е.Н. Художественные изделия из металла. -М.: Всесоюзное кооперативное изд-во, 1959. — 29 е.: ил.
- Цеханская К.В. Иконопочитание в Русской традиционной культуре. — М., 2004.
- Шитова JI.A. Русский стиль в церковном серебре XIX в. // Русское церковное искусство Нового времени. — М., 2004. — С. 138−146.
- Шитова JI.A. Русские иконы в драгоценных окладах. Кон. XVII — нач. XX в. — Сергиев Посад: Айдис, 2005. — 279 е.: цв.ил.
- Die Bronce- und Silberarbeiten auf der wiener Weltausstellung 1873 // Blatter fur Kunstgewerbe. Wien. — 1874. — Bd.3 III. — S. 89−96.
- Om filigran. Katalog Til en utstilling av filigran i norsk eie. Oslo. Febrian — Mai MCMLIX, 1959.
- Menchikova M. L. Oriental Rooms and Catherine’s Chinese Collections // Treasures of Catherin the Creat. Cataloque of the Exhibitions from the Hermitage. Somrest House. London, 2000. P. 201 241.
- Menchikova M. L. Chinese Export Silver Filigree // Chinese Export Silver. The Chan Collection. Singapore, 2005. P. l 4 16, 56 — 59.
- Nino Vassallo e Silva. The Heritage of Rauluchantim. The Art of the Coldsmith in the Portuguese India. Lisbon. 1996.
- A Cataloque of a Superb Assemblage of jeuvels, Trinkets, a Desent Servise of Fillagree Plate and Useful Table Plate, which will be sold by auction by Mr. Chistie, on Monday, May 17, 1819, and Two follwing Days. London, 1819.
- Russland in Chicago // Blatter fur Kunstgewerbe. Wien. — 1894. — Bd., XXIII.-S. 15−16.