Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Йозефа Гайдна
Диссертация
О глубинных связях с классической эстетикой и мышлением также свидетельствует характерная для гайдновского ораториалыюго творчества идея синтеза, обобщения, которая реализуется как «суммирование» различных жанров, традиций европейской оратории XVIII в. и достижений венской школы. Накопление «собирательного потенциала» происходило уже в «Возвращении Товия» и «Семи словах», однако особый смысл это… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Венская оратория 1-й половины XVIII века
- Поэтика либретто -19 Музыкальная поэтика
- ГЛАВА II. «Возвращение Товия» в контексте австрийской ораториальной традиции
- Венская оратория и духовная культура 2-й половины XVIII века — 81 Новые тенденции в драматургии и композиции — 86 ^ Арии, ансамбли, речитативы: преемственность и развитие
- Роль хора
- Трансформация номерной структуры. Средства объединения композиции -109 Музыкальная стилистика: на пересечении классики и барокко -113 Специфические особенности австрийской оратории XVIII века
- Семь Слов Спасителя нашего на Кресте"
- ГЛАВА III. Поздние оратории: «Сотворение мира» и «Времена года»
- Либретто: литературные первоисточники, концепция, стилистика -132 О музыкальной драматургии и стиле -139 Проблема жанрового синтеза -145 Некоторые вопросы формообразования -149 0 Слово и музыка
- Проблемы композиционной целостности. Сквозное развитие -158 Особенности тематической работы. Симфонизм -163 «Сотворение мира» и «Времена года» как сверхцикл
Список литературы
- АбертГ. В.-А. Моцарт Ч. 1. кн. 2. 1787−1791. /Пер. с нем. М., 1985.
- Андерсен К. Конец традиции. (Просвещение и утопии XVIII—XIX вв.) // Культура эпохи Просвещения. М., 1993. С. 3−14.
- Арановский М. Симфонические искания. Исследовательские очерки. Л., 1979.
- Аристархова Л. Австрийская оратория 2-й пол. XVIII века. Исследовательский очерк. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006.
- Аристархова Л. «Сотворение мира» и «Времена года» Й. Гайдна в их связи с художественно-эстетическими воззрениями эпохи Просвещения. М., НИЦ (Информкультура), 2000.
- Ауэрбах Э. Мимесис /Пер. с нем. и предисловие А. Михайлова. М, 1976.
- Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествий 1772 года. М., Л, 1967.
- Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.
- Бочаров 10. Увертюра в эпоху барокко. М., 2005.
- Ю.Бряпцева В. От рококо к венской классике // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. М., 1996. 124−134.
- Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. М., 1934.
- Вольмап Б. Наследие Гайдна в России // Советская музыка, 1959. № 6. С. 8689.
- Габай 10. Некоторые экстрамузыкальные аспекты страстного жанра «Summa passionis» //Материалы музыковедческого конгресса «Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения». М., 1989. С. 357−365.
- Гервер Л. Какие вопросы предлагает нам хоровая полифония Генделя // Проблемы изучения и исполнения полифонической музыки. Сб. тр. памяти А. Г. Чугаева. Тверь, 1997. С. 70−89.
- Гервер JI. Ars combinatoria в творчестве Моцарта //В.А. Моцарт. Проблемы стиля. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. М., 1996. с. 68−77.
- Гилярова В. Евангельская тема «Семь Слов Спасителя на Кресте» в христианской культуре: к проблеме интерпретации. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1999.
- Горная И. Пассионные жанры в венском классицизме //Эволюционные процессы музыкального мышления. JL, 1986.
- Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII 1-й пол. XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.19.3ульцер И. Г. И. Г. Зульцера разговоры о красоте естества. /Пер. с нем. СПб., 1777
- Кальве Гесс де. Теория музыки. Переведена с нем. рукописи Разумником Говорским. Ч. I, II. Харьков, 1818.
- Кельнер Д. Верное наставление в сочинении генерал-баса. М., 1791.
- Кириллина JI. Бетховен и теория музыки XVIII начала XIX веков: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1989.
- Кириллина JI.. Категория чувства в музыкальной эстетике XVIII в. // Материалы музыковедческого конгресса «Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения». М., 1989.С. 95−104.
- Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX вв. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.
- Кириллина JI. Моцарт и Гете. К проблеме взаимосвязи веймарского и венского классицизма // Музыкальный театр /СПб., 1991. С. 159. (Проблемы музыкознания. Вып. 6).
- Кремлев Ю. Избранные статьи. 1969.
- Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. М., 1972.
- JIa-Mapa. Музыкально-характеристические этюды/ Пер. с нем. Т. 2. М., 1889.
- Лебедева A. Ars combinatoria и музыкальная практика XVIII в. Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 2002.
- Ливанова Т. Музыкальная классика XVIII века. М. Л., 1939.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
- Луцкер П. «Cosi fan tutte» и проблемы позднего стиля Моцарта // Моцарт. Проблемы стиля. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных (Вып. 135) М., 1996.
- Луцкер П. Оперное творчество Моцарта в его отношениях к художественно-эстетическим принципам эпохи Просвещения. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1990.
- Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Ч. 1. Под знаком Аркадии. М., 1998. Ч. 2. Эпоха Метастазио. М.: Классика XXI, 2004.
- Луцкер П. Классицизм // Муз. жизнь. 1991, №№ 3−4.
- Лучина Е. Некоторые особенности взаимодействия барочных и классицистских тенденций в операх А. Скарлатти // Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 84. М., 1986.
- Маркус А. История музыкальной эстетики. М., 1968.
- Матвеева Е. Музыкальный театр И. Гайдна. Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 2000.
- Матвеева Е. Поздние оратории Й. Гайдна в контексте его эпохи // Гетевские чтения. 1997. М., 1997. С. 153−162.
- Михайлов А. Поэтика барокко: завершение исторической эпохи // Михайлов А. Языки культуры. М., 1997.
- Михайлов А. Об одной позднепросветительской утопии // Культура эпохи Просвещения. М., 1993. С. 67−97.
- Новак JI. Иозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение. М., 1973.
- Свирида И. Утопизм и садово-парковое искусство эпохи Просвещения //Культура эпохи Просвещения. М., 1993. С. 37−67.
- Серов А. Письмо одной даме по поводу «Сотворения мира» Гайдна //Избранные труды в 2-х т. М., 1957. С. 81−87.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.
- Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Д., 1956.
- Стендаль. Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. М., 1988.
- Сусидко И. Музыкальная драма Глюка в контексте культуры эпохи Просвещения. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1988.
- Сусидко И. Опера seria: генезис и поэтика жанра. Диссертация. доктора искусствоведения. М., 2000.
- Томсон Дж. Времена года/Русский пер. И. Дмитревского. 1803.
- Фадеева О. Оратория в XIX веке в Германии. Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 1999.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. М., 1994.
- Чегодаев А. Художественная культура XVIII века //Западноевропейская культура XVIII века. М., 1980. С. 7−18.
- Честерфилд. Письма к сыну. М., 1993.
- Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. М., 2000.
- Чигарева Е. «Волшебная флейта» Моцарта в контексте эпохи Гете //Гетевские чтения. 1993. М., 1994. С. 197−208.
- Чугаев А. Нетрадиционные виды полифонического формообразования в хоровых фугах Генделя //Проблемы изучения и исполнения полифонической музыки. Сб. тр. Тверь, 1997.
- Шельтинг Е. Музыка XVIII века в контексте эстетики «Просвещенного вкуса» //Музыка в контексте духовной культуры. Сб. тр. РАМ им. Гпесиных. М, 1992.
- Шефтсбери А. Э. К. Эстетические опыты. М., 1975.
- ШиринянР. Оратория и кантата. М., 1960.
- Штейнпресс Б. Музыка Гайдна в России при жизни композитора //Муз. исполнительство. Вып. 6. М., 1970. С. 272−306.
- Abert A. Zum metastasischen Reformdrama //Konrgessbericht der Gesellschaft fur Musikforschung. Liineburg-Kassel. 1950. S. 138−39.
- Adler G. Haydn and The Viennese Classical School //Musical Quarterly. V. XVIII, 1932. №.2. P. 191−208.
- Adler G. (ed.) Musikalische Werke der Kaiser Ferdinand III, Leopold I und Joseph I. Wien, 1893.
- Albrechtsberger J. J. Griindliche Anweisung zur Komposition. Lpz., 1790.
- Antonicek Th. Zur Pflege handelscher Musik in der 2. Halfte des 18. Jahrhunderts // 250 Bd. 1. Abhandlung. Wien, 1966. S. 5−58.
- Archipowa A., Hexelschneider E. Hat Wilhelm Kiichelbecker den Text von Haydns «II ritorno di Tobia» ins Russische ubersetzt? /Haydn-Studien. Hrsg. von G. Feder. Band VII. Munchen, 1996−98. S. 404−408.
- Bartha D. Joseph Haydns gesammelte Briefe und Zeichnungen. Kassel, 1965.
- Baumgartner P. Gottfried van Swieten als Textdichter von Haydns Oratorien /diss., Univ. of Vienna, 1930.
- Bitter С. H. Beitrage zur Geschichte des Oratoriums. В., 1872.
- Bronnenmayer W. Haydn, Mozart und ein dunkler Punkt //Acta mozartiana. 1988. 35 Jg. Hft. l.S. 1−12.
- Brown, A. Joseph Haydn and С. P. E. Bach: the Question of Influence/ZHaydn -Studies. Proceedings of the international Haydn Conference. Washington, 1975. P. 158−163.
- Brown A. P. Performing Hadn’s «The Creation»: Reconstructing the Earliest Renditions. Bloomington, 1985.
- Burny Ch. General History of Music in 4 vol. 1776−89.
- Chailley J. Joseph Haydn and the Freemasons //Studies in eighteenth century music /А Tribute to K. Geiringer. L., 1970. P. 117−124.
- Chailley J. «La creation» de Haydn, oratorio biblique et ma9onnique//L'education musicale. Paris, 1978. P. 246−247.
- Croll G. Mitteilungen tiber «Die Schopfung» und «Die Jahreszeiten» aus dem Schwarzenberger-Archiv//Haydn-Studien, Bd. III. Hft. 2. Koln, 1974. S. 85−92.
- Dahlhaus C. Europaische Musikgeschichte im Zeitalter der Wiener Klassik//Analecta musicologica. B. 21. Laaber, 1982. S. 1−18
- Degrada F. Gliicksche Aspekte in einem Spatwerk Hasses/ZHasse- Studien 3. Hrsg. Von W. Hochstein und R.Wiesend. Stuttgart, 1996. S. 5−23.
- Dies A.C. Biographische Nachrichten von Joseph Haydn. Madison, 1964.
- Dittersdorf C. D. von. Lebensbeschreibung. Seinem Sohne in die Feder diktiert. Lpz., 1801.
- C. D. von Dittersdorf. Leben Umwelt — Werk. Internationale Fachkonferenz in der Katholischen Universitat Eichstadt. 1988. Hrsg. von H. Unverricht. Tutzing, 1997.
- Edelmann В. Handel-Auffuhrungen in den Akademien der Wiener Tonkunstlersoeietat // Gottinger Handel-Beitrage Band I. S. 172−200.
- Engel H. Haydn, Mozart und die Klassik //Mozart-Jahrbuch. 1959. Salzburg, 1960. S. 46−79.
- Feder G. Einige Thesen zum Thema: Haydn als Dramatiker //Haydn-Studien. Bd. II, Hft. 2. Koln, 1969. S. 126−131.
- Feder G. Die Jahreszeiten nach Thomson, in Musik gesetzt von Joseph Haydn //Beitrage zur Geschichte des Oratoriums seit Handel. Festschrift Gunter Massenkeil zum 60. Geburtstag. Ed. R. Cadenbach und H. Loos. Bonn, 1986. S. 203−220.
- Feder G. J. Haydn als Mensch und Musiker //Jahrbuch fur osterreichische Kulturgeschichte, III /Haydn und seine Zeit. Eisenstadt, 1972. S. 43−56.
- Feder G. A Special Feature of Neapolitan Opera Tradition in Haydn’s Vocal Works //Haydn Studies. Proceedings of the international Haydn Conference. Washington, 1975. P. 367−370.
- Finscher L. Joseph Haydn und seine Zeit. Laaber, 2002. 558 S.
- Fux J.J. Gradus ad Parnassum. Lpz.: Mizlerische Bucherverlag, 1742.
- Fux J.J. Gradus ad Parnassum (1725): concluding chapters// Musical analysis. 1992. V. 11. No. 2−3.
- Gallarati P. Musica e mascera. II libretto italiano del Settecento. Torino: E. D. Т., 1984.
- Geiringer К. Joseph Haydn. Der schopferische Werdegang eines Meisters der Klassik. Mainz, 1959.
- Geiringer K. Haydn and His Viennese background //Haydn-Studies. Proceedings of the international Haydn Conference. Washington, 1975. P. 3−13
- Geiringer K. Haydn’s Scetches for «The Creation» //Musical Quarterly. V. 18, 1932. No.2. P. 299−309.
- Geiringer K. Stylistic Change in Haydn’s Oratorios: II Ritorno di Tobia and the Creation. Discussion //Haydn Studies. Proceedings of the international Haydn Conference. Washington, 1975. P. 391−393.
- Geyer H. Die Sterbeszene im Oratorium des 18. Jahrhunderts //S. 295−219.
- Giese A. Einige Bemerkungen liber Joseph Haydn als Freimauer und Freimauerei seiner Zeit //Joseph Haydn in seiner Zeit / Hrsg. Von G. Mraz, G. Schlag. Eisenstadt, 1982. S. 168−171.
- Griesinger G. A. Biographische Notizen iiber Joseph Haydn. Lpz., 1810 (Repr).
- Grimschitz B. Ars Austriae. Wien, 1960.
- Gruber G. Das wiener Sepolcro und Johann Joseph Fux. I. Graz, 1972.
- Giilke P. Nahezu ein Kant der Musik //Musik-Konzepte. Heft 41. Joseph Haydn. Miinchen, Januar 1985. S. 67−73.
- GUlke P. Worte Wortdeutung versperrend //Musik-Konzepte. Heft 41. Joseph Haydn. Miinchen, Januar 1985. S. 74−78.
- Gutkas K. Osterreich und Europa zur Zeit J. Haydns //J. Haydn und seine Zeit. Jahrbuch fur osterreichische Kulturgeschichte. II Band- Eisenstadt, 1972. S. 9−24.
- Haas R. Eberlins Schuldramen und Oratorien //SMw, VII (1921).108.
- Harriss E. Handel and the Pastoral Tradition / L. -N.-Y, 1980.
- Harriss E. Johann Adolf Hasse and the Sturm und Drang in Vienna //Hasse-Studien. 3 Hrsg. von W. Hochstein und R.Wiesend. Stuttgart, 1996. S. 24−54.
- J. A. Hasse und die Musik seiner Zeit/ Colloquium. Hrsg. Von Lippmann. Siena, 1983.
- Hatting С. E. The Enlightenment and Haydn // Haydn Studies. Proceedings of the international Haydn Conference. Washington, 1975. P. 434 440.
- Joseph Haydn: Berichten iiber den internationalen Joseph Haydn-Kongress. Budapest, 1959.
- Joseph Haydn: Berichten iiber den internationalen Joseph Haydn-Kongress. Wien, 1980.
- Joseph Haydn/ Chronik seines Lebens in Selbstzeugnissen / Hrsg. von W. Reich/Zurich, 1960.
- Joseph Haydn. Internationale Konferenz zum Andenken J. Haydns. 1959. Budapest, 1961.
- J. Haydn. Tradition und Rezeption^Bericht iiber Jahrestagung der Gesellschaft fur Musikforschung Koln, 1982 (Kolner Beitrage zur Musikforschung Band 144).
- Joseph Haydn und die Literatur seiner Zeit. Eisenstadt, 1976.
- J. Haydn und seine Zeit. Jahrbuch fur osterreichische Kulturgeschichte. II Band- Eisenstadt, 1972.
- Joseph Haydn in seiner Zeit. / Hrsg. G. Mraz, G. Schlag. Eisenstadt, 1982.
- Joseph Haydn. Tradition und Rezeption /Hrsg. von G. Feder. Regensburg, 1985.
- Heartz D. Haydn, Mozart and the Viennese School, 1740−1780. 1995.
- Heartz D. The Hunting Chorus in Haydn’s «Jahreszeiten» the «Air de Chasse» in the Encyclopedic //Eighteenth Century Studies. 1976, IX, P. 523.
- Heinz G. Die figurlichen Kiinste zur Zeit Joseph Haydns //Joseph Haydn in seiner Zeit /Hrsg. Von G. Mraz, G. Schlag. Eisenstadt, 1982.
- Horwarthner M. Joseph Haydns Bibliothek // Joseph Haydn in seiner Zeit /Hrsg. Von G. Mraz, G. Schlag. Eisenstadt, 1982. S. 172−174.
- Horn H.-J. FIAT LUX: zum kunsttheoretischen Hintergrund der Erschaffung des Lichtes in Haydn’s Schopfung // Haydn-Studien. Koln, 1974. Bd. III., H.3.S. 65−84.
- Hurley D. R. Handel’s Muse. Patterns of Creation in his Oratorios and Musical Dramas, 1743−1751. Oxford, 2001.
- Hurwitz J. Haydn and the Freemasons//Haydn Yearbook. Vol. XVI. 1985. P.5−98.
- Jacob H. E. Joseph Haydn. Son art, sa epoque, sa gloire. Paris, 1950.
- Kanduth E. La donna forte nella madre de’sette Maccabei. Literarhistorische Einleitung //Fux J. J. Samtliche Werke. Hrsg. J. J. Fux Gesellschaft. Graz. Serie IV Oratorien, B. 2,1976. S. XII-XVII.
- Kantner L. L’oratorio tra Venezia e Vienna: un confronto //L'opera italiana a Vienna prima di Metastasio. A cura di Maria Teresa Murano. Firenze, 1990. S. 207−216.
- Kirkendale U. Antonio Caldara. Sein Leben und seine venezianisch-romischen Oratorien. Graz, 1966 (Wiener musikwissenscaftliche Beitrage, Bd. 6).
- Kirnberger J. Ph. Die Kunst des reinen Satzes in der Musik. B-de I-II. В., 1774.
- Koch H. Chr. Versuch einer Einleitung zur Composition. B-de I-II. Lpz-Rudolstadt, 1782.
- Koch H. Chr. Musikalisches Lexikon. Frankfurt am Main, 1802 /Hildesheim, Olm, 1964.
- Koch M. Die Oratorien Johann Adolf Hasses. Uberlieferung und Struktur. 2 B-de. (Musikwissenschaftliche Studien. Hrsg. von H.H.Eggebrecht. B-de. 14/1, 2). Pfaffenweiler, 1989.
- Koch M. Zu Uberlieferung und Struktur der Oratorien Hasses //Hasse-Studien 4 Hrsg. W. Hochstein und R.Wiesend. Stuttgart, 1998. S. 18−34.
- Kochel L. von. Die kaiserliche Hofmusikkapelle in Wien von 1543 bis 1867. Wien, 1869.
- Kochel L. von. Johann Joseph Fux. Wien, 1872.
- Krebs C. Dittersdorfiana. Berlin, 1900.
- Landon H. C. R. Joseph Haydn: Cronicle and Works. In 5 Vol. L., 1976−85.
- Larsen J. P. Haydn und Mozart //Osterreichische Musikzeitschrift. XIV/5−6. (Mai-Juni 1959). S. 216−222.
- Larsen J. P. Handel und Haydn. //Handel-Jahrbuch. 28 Jg. Lpz., 1982. S. 93−100
- Larsen J. P. Wort-Ton-Probleme in Handels «Messias» // Handel-Jahrbuch Jg. 21−22,1975−76. S.53−61.
- Levarie S. The closing numbers of «Die Schopfung’V/Studies in eighteenth century music /А Tribute to K. Geiringer. L. 1979. P. 315−322.
- Liess A. J. J. Fux, ein steierischer Meister. 1948.
- Liess A. Fuxiana //Osterreich-Reihe. Bd. 53
- Lippmann F. Zur Affektdarstellung in J.A. Hasses Oratorium «La conversazione di S. Agostino» // Beitrage zur Geschichte des Oratoriums seit Handel. Festschrift Giinter Massenkeil zum 60. Geburtstag. Ed. R. Cadenbach und H. Loos. Bonn, 1986. S. 71−94.
- Mann A. Haydn als Student und Kritik von Fux //Studies in eighteenth century music /А Tribute to K. Geiringer. L., 1979. P. 323−332.
- Mann A. Haydn’s Relationship to the Stile antico. Discussion /Haydn-Studies. Proceedings of the international Haydn Conference. Washington, 1975. P. 374−376.
- Marx H. J. Handels Oratorien, Oden und Serenaten. Ein Kompendium. Gottingen, 1998.
- Marx H. J. Festinszenierungen romischer Oratorien und Serenaten im Barockzeitalter //Ein Vortrag an der Schola Cantorum Basiliensis. Basel, 1997.
- Massenkeil G. (ed.) Das Oratorium (Das Musikwerk) Eine Beispielsammlung zur Musikgeschichte. Koln, 1970.
- Mayer E. H. Zu einigen Fragen der Bildhaftigkeit der Handelschen vokalen Tonsprache. Handel-Handbuch. 21−22 Jg., 1975−76. S. 61−65
- Michel W. Die Tobias-Dramen bis zu Haydns Oratorium «II ritorno di Tobia» //Haydn-Studien. Hrsg. von G. Feder. Band V. Munchen, 1982−85. S. 147 168.
- Mozart und die Asthetik der Aufklarung. Den Werken Georg Kneplers gewidmet. B, 1989 Jg. 1988. № 11.
- Musikgeschichte Osterreichs. Hrsg. von R. Flotzinger und G. Gruber. Bd II. Vom Barockzum Gegenwart. Graz, Wien, Koln, 1979.
- Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopadie der Musik. Kassel-Basel-L.-N.Y., 1958.
- The New Grove Dictionnary of Music and Musicians. Ed. by S. Sadie. L., 1980.
- The New Oxford History of Music. V.7. The Age of Enlightenment. 17 451 790. 1973.
- Olesson E. The Origin and Libretto of Haydns «Creation'V/Haydn-Yearbook, 1968. P. 140−228.
- Oratorienfiihrer. Hrsg. von S. Leopold und U. Scheideler -Gemeinschaftsausgabe: Stuttgart, Weimar, Kassel, 2000.
- Over B. Arianna travestita. Haydns Kantate Arianna a Naxos in geistlichem Gewand //Haydn-Studien. Hrsg. von G.Feder. Band VII. Munchen, 1996−98. S. 384−397.
- Pass W. Josephinism and the Josephinian Reforms Concerning Haydn //Haydn-Studies. Proceedings of the international Haydn Conference. Washington, 1975. P. 168−170.
- Pecman R. Zum oratorischen Schaffen J. Haydns und J. Mysliveceks //Internationaler Joseph Haydn-Kongress. Wien, 1982. S. 101−104.
- Pohl, C. F. Joseph Haydn. B-de I-III. Lpz., 1927.
- Pohl C. F. Mozart and Haydn in London. V. II: Haydn in London. Vienna, 1867/Repr. 1971.
- Rathner L.G. Classical Music. Expression, Form and Style. N.Y.- L., 1980.
- Ravizza V. Joseph Haydn. Die Schopfung (Meisterwerke der Musik. Werkmonographien zur Musikgeschichte. Hft. 24). MUnchen, 1981.
- Renker G. Das Wiener Sepolcro. Diss. Wien-Univ., 1913.
- Riedel-Martiny A. Die Oratorien Joseph Haydns. Gottingen, 1965.
- Riedel-Martiny A. Das Verhaltnis von Text und Musik in Haydns Oratorien //Haydn-Studien. 1967, Bd. I. S. 205−240.
- Rosen Ch. The Classical Style. Haydn, Mozart, Beethoven. L., 1971, 1976.
- Rosing H. Musikalische Stilisierung akustischer Vorbilder in der Tonmalerei. 2 Bde. Miinchen, 1977.
- Sammlung interessanter Anekdoten und Erzahlungen, grossenteils aus dem Leben der beruhmten Kunstler und ihrer Kunstverwandten / Hrsg. von Sternberg. Schnepfental, 1810.
- Schenker H. «Die Vorstellung des Chaos» aus der «Schopfung». S. 15−23 //Musik-Konzepte. Heft 41. Joseph Haydn. Miinchen, Januar 1985.
- Schering A. Die Geschichte des Oratoriums. Lpz., 1911. Repr. 1966.
- Schmid E. F. Joseph Haydn. Ein Buch von Vorfahren und Heimat des Meisters. Kassel, 1934.
- Schmid. E. F. Haydns Oratorium «II ritorno di Tobia: seine Entstehung und seine Schicksale» //Archiv fur Musikwissenschaft. Jg. XVI (1959). Hft. 3. S. 292 313.
- Schmidt L. Haydn (Beriihmte Musiker III). В., 1905. 149 S.
- Schmidt L. Joseph Haydn, Volksgesang und Volkslied //Joseph Haydn und die Literatur seiner Zei Joseph Haydn und die Literatur seiner Zeit / Jahrbuch fur osterreichische Kulturgeschichte. Bd. VI. Eisenstadt, 1976. S. 25−34.
- Schneider C. Die Oratorien und Schuldramen von Adlgasser. Studien zur Musikwissenschaft, XVIII (1931).
- Schnerich A. Joseph Haydn und seine Sendung. Zurich, Lrz., W., 1926.
- Schnitzler R. The Viennese Oratorio and the Work of Ludovico Ottavio Burnacini //L'opera italiana a Vienna prima di Metastasio. A cura di Maria Teresa Murano. Firenze, Leo S. Olsehki Editore, 1990. S. 217−237.
- Schnitzler R. The Baroque Oratorio at the Imperial Court in Vienna. A Critical Catalogue of Sources //Publikationen des Instituts fur Osterreichische Musikdokumentation, Vol. 16. Hrsg. von Brosche.
- Schnurl К. Haydns «Schopfung» als Messe //StMw/ Festschrift fur E. Schenk. Bd. XXV (1962). S. 463−474.
- Scholz-Michelitsch H. Georg Christoph Wagenseil. Wien, 1989.
- Schroder D. Die geistlichen Vokalkompositionen Johann Georg Albrechtsbergers. Textband //Hamburger Beitrage zur Musikwissenschaft, 34. Hamburg, 1986 (Dissertation zur Erlangung der Wiirde des Doktors der Philosiphie der Universitat Hamburg).
- Schubart Ch. F. D. Ideen zu einer Asthetik der Tonkunst, 1784: Erste Ausgabe- 1806.
- Scott M.M. Haydn in England //Musical Quarterly. V. 18, 1932. N.-Y., 1983. P. 260−283.
- Seifert H. Dittersdorfs Oratorien //Carl Ditters von Dittersdorf. Leben -Umwelt Werk. Internationale Fachkonferenz in der Katholischen Universitat Eichstadt. 1988. Hrsg. von H. Unverricht. Tutzing, 1997. S. 91−109.
- Siegmund-Schulze W. G. F. Handel als Wegbereiter der Wiener Klassik //Handel-Handbuch. 27 Jg. 1981. S. 23−36.
- Smith R. Handel’s oratorios and eighteenth-century thought. Cambrige, 1995.
- Smither H. E. Haydns «II ritorno di Tobia» und die Tradition des italienischen Oratoriums //J. Haydn. Tradition und Rezeption. 1982. S. 160−188.
- Smither H. E. A History of the Oratorio. V. I. The Oratorio in the Baroque Era. Italy, Vienna, Paris. The University of North Carolina Press, 1977.
- Smither H. E. A History of the Oratorio. V. III. The Oratorio in the Classical Era. Oxford, 1987.
- Smither H. E. The Oratorio //New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd edition. 2001. P. 503−528.
- Smither H. E. Oratorio and Sacred Opera, 1700−1825: Terminology and Genre-Distinction //Proceedings of the Royal Musical Assiciation, 106 (1979−80). P. 88−104.
- Stern M. Haydns «Schopfung»: Geist und Herkunft des Swietenschen Librettos//Haydn-Studien, 1966, Hft. I, S. 121−198.
- Stompor S. Die deutschen Aufftihrungen von Opern Handels in der ersten Halfte des 18. Jahrhunderts. //Handel-Jahrbuch. 24 Jg, 1978. S. 31−90.
- Strommer R. Die England-Mode in der osterreichischen Literatur des spaten XVIII Jahrhunderts //Joseph Haydn in seiner Zeit / Hrsg. Von G. Mraz, G. Schlag. Eisenstadt, 1982. S. 221−227.
- Strommer R. Die Rezeption der englischen Literatur im Lebensumkreis und zur Zeit Joseph Haydns //Joseph Haydn un die Literatur seiner Zeit. Eisenstadt, 1976. S. 123−156.
- Strohm R. Italienische Opernarien des friihen Settecento (1720−1730). 2 Bde. Analecta Musicologica, 16. 1976.
- Studies in eighteenth century culture. V. XVII. L., 1971.
- Studies zur italienisch-deutschen Musikgeschichte. Bd. IX. 1974.
- Sulzer I. G. Allgemeine Theorie der Schonen Kiinste. B-de I-IV. 1-ste Aus. 1771−74: Lpz., 1792−94.
- Sulzer I. G. Literarische zusatze zu Sulzers «Allgemeine Theorie der Schonen Kiinste». L., 1972−74.
- Sulzer I. G. Unterredungen ueber die Schonheit der Natur. В., 1769. Hrsg. 1774.
- Temperley N. Haydn, «The Creation». Cambrige, 1991.
- Temperley N. New Light on the Libretto of the «Creation'V/Music in Eighteenth Century England /Essays in memory of Ch. Cudworth. Cambrige, 1983. P. 189−213.
- Thomson J. Thomsons «Jahreszeiten» in deutschen Jamben von Harries. Altona, 1976.
- Thomson J. The works of James Thomson. In 4 vol. L., 1773.
- Tovey D. F. Haydn’s Creation and Seasons / Essays in musical analysis. Vol. V. L., 1938.
- Vogel M. Drei Floten in Haydns «Schopfung» // Beitrage zur Geschichte des Oratoriums seit Handel Festschrift Giinter Massenkeil zum 60. Geburtstag. Ed. R. Cadenbach und H. Loos. Bonn, 1986. S. 179−184.
- Vogl H. Zur Geschchte des Oratoriums in Wien von 1725 bis 1740 //SMw, XIV (1927). S. 241−265.
- Vogt M. Th. Joseph Haydn und die Oper seiner Zeit in Eisenstaddt // Osterreichische musikalische Zeitung. 1989, № 2.
- Walter H. Gottfried van Swieten handschriftliche Textbiicher zu «Schopfung» und «Jahreszeiten» //Haydn-Studien, 1967. S. 241−277.
- Weber H. Mozart und andere: La Betulia liberata Vertonungen im Vergleich //Beitrage zur Geschichte des Oratoriums seit Handel — Festschrift Giinter Massenkeil zum 60. Geburtstag. Ed. R. Cadenbach und H. Loos. Bonn, 1986. S. 151−178.
- Weilen A. von. Zur Wiener Theatergeschichte von 1629 bis 1740. 1901.
- Wellesz T. Die Opern und Oratorien in Wien von 1660−1708 //StMvv. VI, 1919.
- Wienerisches Diarium. 1703- 1740.
- Wiesmann S. Das Wiener Sepolcro //Oper als Text. Romantische Beitrage zur Libretto-Forschung/Hrsg. von A. Gier. Heidelberg, 1986. S. 25−29.224.
- Wirth H. Joseph Haydn als Dramatiker. Wolfenbuttel В., 1940.
- Witzman R. Wien zur Zeit Joseph Haydns Anmerkungen und Streiflichter zum Wandel von Alltag und Fest //Internationale Joseph Haydn-Konferenz. Wien, 1982. S. 294−208.
- Zechmeister G. Die Wiener Theater nachst der Burg und nachst dem Karntnerthor von 1747 bis 1776. Im Anhang: Chronologisches Verzeichnis aller Ur- und Erstauffuhrungen. Wien. 1971.
- Zeman H. Literarische Perspektiven um Joseph Haydn //Joseph Haydn in seiner Zeit /Hrsg. Von G. Mraz, G. Schlag. Eisenstadt, 1982. S. 198−210.
- Zeman H. Joseph Haydns Begegnungen mit der Literatur seiner Zeit (I). Theaterlied zur Zeit Joseph Haydns (II) //Joseph Haydn und die Literatur seiner Zeit / Jahrbuch fur osterreichische Kulturgeschichte. Bd. VI. Eisenstadt, 1976. S. 7−24−35−60.
- Zenck M. Zum Begriff des klassischen in der Musik //Archiv fur Musikwissenschaft. 1982 (Jg. XXXIX). №№. 3−4. S. 272−292.1. Нотные примеры1. Пример 1
- Ф.Конти. «Первородный грех». Речитатив Люцифера (1,13)
- Jfr -Sc-%0 е Лус г*'b> }f>ito lu tiyW Cu-Usfb% WAm> L1. Пример 2
- И.Конти. «Первородный грех». Ария Люцифера Ьг—1. Пример 3
- Ф.Конти. «Первородный грех». Речитатив Люцифераим I 'ffTfiini lf> И j ,*f4J ^
- И.Й.Фукс. «Мать семерых Маккавеев». Ария Элиодора (I, 18)1. Violino 11. Violino II1. Viola1. EliodoroШil mag gior de' га-mi euo — i, 1. s/-'1. J. A^l» Of•< «'• & K’Sас4 4 Пример б ir «/ / 4 Щ'^''v-''^ЙК*,"4' *'- *
- VV > r ''9: ^ «И.й.фукс. «Мать семерых Маккавеев». «Арий Антиоха (П, 30) .
- J ' JL «J «} г * * J J 5 * 'r- 11. Пример 7
- И.Й.Фукс. «Христос в Гефсимании». Ария Ангела1. Пример 8
- И.Й.Фукс. «Мать семерых Маккавеев». Дуэт Маккавеи и Якова (II, 53).*.-. r ir *>-s -д-.i'→, /j/.-r '-ч -. ?-.< -JtfTii ¦ t,-.». -r?"' .t ^ ь.1. Пример 9 ИИ.
- Ч * t ^ MV f ^ * * r V s V, -J ^ ¦ Vl’JtT* ' Ил, i v•л. / -i ЧЛ1. Гс Л ' tl!
- Фукс. «Смерть Иоанна Крестителя». Трио Олетрии, Иродиады и Иоанна (1,25) у' Prttio (Кий, v
- Violin! е Vlole «1 nnlsono1. Erodia•Oletria1. San Olov.
- Violoncello Vtolone Tiorba1. Cc-nbalo