Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Картинность и картинные образы музыки: история и типология

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постановка проблемы. Искусство в целом и каждый ею вид в 01-дельности является опосредованным офажением дейсшшельноаи, воссоздавая ее специфическими, присущими только ему средствами и способами. Отображение находит как мир материальный, воспринимаемый чувственно, так и духовная сущность человека, многомерная Вселенная его внутреннего «Я». При этом одни виды (изобрази!ельное… Читать ещё >

Содержание

  • Часть I. Картинные образы в историческом ракурсе
    • 1. Эволюция картинных образов в контексте смежных искусств
    • 2. Средства и способы воплощения картинное i и: от звукоподражания и звукоизображения к звукописи
  • Часть II. Индивидуальность композитора и картинные образы его музыки
    • 1. М.П. Мусоргский
    • 2. H.A. Римский-Корсаков
    • 3. А.К. Лядов
    • 4. C.B. Рахманинов
    • 5. К. Дебюсси

Картинность и картинные образы музыки: история и типология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы. Искусство в целом и каждый ею вид в 01-дельности является опосредованным офажением дейсшшельноаи, воссоздавая ее специфическими, присущими только ему средствами и способами. Отображение находит как мир материальный, воспринимаемый чувственно, так и духовная сущность человека, многомерная Вселенная его внутреннего «Я». При этом одни виды (изобрази!ельное, декоративно-прикладное искусство, литература, театр), воссоздавая реальноеIь, стремятся донести идеи высшего, духовного порядка, другие, и, прежде всего музыка (а также пластическое искусство) обращены к эмоционально-духовной сущности человека. Однако и этот — философско-эстетический — пласг содержания искусства человеческое сознание стремится «перевести» в образы наглядные, обращенные к зрению.

О юм, что музыка способна воссоздавать «видимое» через «слышимое», причем не только отдельные звуки и шумы окружающего мира, но и его целостные картины, свидетельствуют многочисленные высказывания слушателей, исполнителей, музыкальных критиков. Известно, например, что в прелюдии ор.23 1>с1иг С. Рахманинова художник И. Репин «увидел» «озеро в весеннем разливе», а Б. Асафьев — «могучую, плавно и глубоко ритмично медленно реющую над водной спокойной стихией властную с/ птицу». Многие симфонии И. Гайдна благодаря зримым образам, возникавшим в воображении слушателей, получили названия «Часы», «Курица» и др. Многие издания о музыке и композиторах, адресованные широкому кругу читателей и слушателей, изобилуют описаниями музыки в виде предметно-образных картин.

Во вюрой половине XIX столетия в композиторском творчеаве появились сочинения, жанровые определения которых авторы заимствуют из живописи, указывая таким образом на специфичность подобных ирои ведений, на выход за рамки присущей музыке вырази гельноа и в сфер} иш-бразигельную. Первыми в этом ряду явились симфонические картины Рубинштейна, Мусоргского, Римского-Корсаковазатем эю направление было продолжено Лядовым в «картинках для оркестра», Дебюсси в симфоническом эскизе «Море», «Эстампах» для фортепиано, Рахманиновым в Эподах-картинах, Черепниным в музыкальных «иллюстрациях» и т. д. Одновременно в эпистолярном наследии композиторов возникали определения «картинный», «картинность».

В поисках средств, адекватных замыслу, творческая мысль музыкан-!ов выходила за пределы, поставленные воображению тем материалом, с которым имел дело мастер. Она перерабатывала его, и, подчиняя себе, выявляла качества, прежде невостребованные или ней шестые. I ак м} зыка обрела «живописность» и «плааичносш), а в музыкознании появились термины «картинные образы музыки», «картинность музыки», «музыкальная картина». «Не удивительно ли, — пишет М. Арановский, — чю искусств, оперирующее звуками, которые, казалось бы, ничего не могут изобразить, кроме самих себя. обладаем свойством рисован* нашем} мысленному взору картины необычайной яркости и впечатляющей силы!» [10, 57−58].

Научное подтверждение эта особенность музыки получила в исследованиях психологов (например, Г. Кечхуашвили), где в результате ряда экспериментов было установлено, что музыка при наличии определенных объекшвных условий, даже не имея ли1ературной про1раммы или иною словесного комментария, способна формировать зртельные представления различной степени конкретности, аналогичные образам изобразительного искусства [108]. Возникающие при этом зрительные впечатления в силу своей рельефности, близости к образам живописи, часто имен>ю1ся авюрами разною рода исследований «картинными образами», а произведения, их содержащие — «картинными». Однако сущность данного понятия 0сгае1ся в них нераскрытой.

Степень изученности проблемы. Понижи «картинный образ музыки», «картинность музыки», «музыкальная картина» используются в музыковедческих исследованиях как аксиоматичные, не требующие специальной расшифровки и объяснения. В теоретических трудах, посвященных анализу средств музыкального языка, констатируется способность последних передавать впечатления визуального плана (Л. Мазель, 149- В. Меду-шевский, 153- Е. Назайкинский, 169- Г. Орлов, 178 и др.). В других работах обсуждается принадлежность картинных произведений к миру программной музыки (М. Арановский, 10- В. Конен, 116- 10. Хохлов, 136- J1. Кия-новская, 110). Отдельными исследователями «картинность» характеризуется как стилевая черта композиторского 1ворчесгва (О. Соколов, 216- В. Паисов, 181). Осмысляя эстетическую природу музыки, «картинность» оюждеавляют с «изобразительностью» (Ю. Кремлев, 124). В ряде искусствоведческих трудов рассматривается генезис «музыкальной картины» в свете взаимодействия музыки и живописи (В. Ванслов, 38- 39- Т. Попова, 187).

О. Ендуткина в работах, посвященных проблеме музыкальной картины и картинности в музыке, дала определение картинности [74- 251]. Последняя понимается ею как «признак особою рода музыки, oi носящейся к разряду изобрази1ельной, то есть той, содержанием произведений коюрой является воплощение посредством звуков конкретных предметных образов». Такое определение отнюдь не бесспорно, поскольку оставляв за рамками изучаемого феномена сочинения, которые передают красочно-живописные впечатления, но не направлены на воссоздание «предметною образа» («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, «Утро» Грига, «свею-воздушные» сочинения Дебюсси, «Танец Жар-птицы» и «Песня Соловья» Стравинского и др.).

Исследовательская позиция О. Ендуткиной уязвима и по дру! им причинам. Во-первых, автор исходит из положения, соишсно которому программа является фактором, задающим все параметры музыкальной картины. Если данное основание можег быть справедливым для сочинений с развернутой программой, ю оно не отвечает истине в тех случаях, когда программа лишь обозначается названием (например, «Волшебное озеро» Лядова), или произведение рождается на основе композиторскою замысла, а затем подбирается программа (некоторые прелюдии второй тетради Дебюсси). Утверждаемая автором всеобъемлющая зависимость факшчески сводит картинное 1ь к простой иллюстративности.

Во-вторых, выявляя в диссертации структурно-семантический инвариант жанра музыкальной картины, О. Ендуткина базируйся па симфонических сочинениях русских композиторов второй половины XIX — начала XX веков, оставляя за пределами изучения не только их фортепианную музыку, но и значительный пласт наследия зарубежных авторов, прежде всего Дебюсси. Ограничение исследовагельского поля дает повод усомниться в полной адекватности установленного инвариан га материалу.

Наконец, классифицируя музыкально-изобразительные средства, О. Ендуткина заменяет традиционные музыковедческие определения (имитации, звукоизображение, звукопись) аналогичными из области фоносе-мантики (звукоимитативы, звукокинемы, звукоколорирование). Подобное употребление в музыковедческом исследовании лингвиаических терминов представляется непродуктивным, 1ем более чю при их формировании в лингвистике использовался понятийный аппарат теории музыки и музыкальной психологии.

Как следует из краткого анализа музыковедческих трудов, сущность феноменов, стоящих за терминами «картинные образы музыки», «картинность музыки» остается недостаточно выявленной, 1раницы их очерчиваются неточно: они то расширяются, то неоправданно сужаются. Вне поля зрения авторов остается исторический процесс становления картинной образности и ее связи с типом художественной одаренности и индивидуальностью творца. Между тем изучение как картинных образов и картинности в свете эволюции, 1ак и собавенно музыкальной картины позволяв показать процесс в динамике, а сами явления раскрыть полнее, и, следовательно, приблизиться к постижению их целостности и осознанию жизнеспособности, подтвержденной композиторской практикой XX столетия.

Сказанное определяет актуальной ь избранной в настоящей диссер-I ации темы и обусловливаемой ею проблематики.

Цель диссертации заключайся в следующем: на основе исследования процесса становления и развития картинной образности выявить ее содержательный потенциал, выделить типы картинности и сформировав определения феноменов «картинность музыки», «картинный образ музыки».

Для достижения сформулированной цели пофебовалось решить следующие задачи:

— дать определения феноменов «картинность музыки», «картинный образ музыки», «музыкальная картина»;

— проследить в историческом аспекте изменения картинного начала в музыке;

— проанализировать процесс формирования м> зыкатьно-выразигельных средств воплощения картинных образов;

— показать особенности претворения картинного начала в музыкальном искусстве конца XIX — начала XX веков;

— выявить связь между характером творческого дарования композитора и создаваемыми им картинными образами.

Существование огромною массива сочинений, депонирующих кар-шнные образы, а также представляющих собой музыкальные картины, побудило сознательно ограничить привлекаемый музыкальный мшериал с точки зрения его объема и времени появления. Диссертация базируется на творчестве композиторов европейской традиции: западноевропейских ав-юров (от эпохи Возрождения до рубежа XIX — XX веков) и предеiaBHie-лей русской музыкальной классики. Начальной ючкой отсчета принята эпоха Возрождения, поскольку имеется достаточное количество музыкальных образцов, позволяющих судить о характере картинных образов. Рубежом исследуемого пространства является период второй половины XIXначала XX еголешя, ибо именно в эго время процесс стновления каршн-ных образов в музыке привел к появлению феномена музыкальной картины, а также различных типов картинности, наиболее ярко представленных в творчестве М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, С. Рахманинова, К. Дебюсси.

Методологической базой исследования послужили научные теории, представленные в работх видных ученых — отечественных и зарубежных. Базовыми в процессе изучения произведений разных эпох в аспекте проблемы «картинности» явились фундаментальные труды, посвященные природе музыкально-выразительных средств: М. Арановского [10], Л. Ма-зеля [149- 150], В. Медушевского [153- 154- 155], Е. Назайкинского [169],.

Г. Орлова [178], М. Скребковой-Филаювой [210], В. Холоповой [235]. Содержащиеся в них положения музыковедческого и психофизиологическою характера о способности отдельных средств музыки или их комплексов создавав разнообразные визуальные образы-предсявления, позволили автору выявить специфические средства и приемы воплощения картинных образов. Ценной в свете проблематики диссертации оказалась pa6oia М. Арановского «Что такое программная музыка?», где рассматриваются отдельные средства музыкального языка, «работающие» на раскрытие про-i раммно-картинною замысла. Исследования Г. Крауклиса [123], Р. Куниц-кой [65], Э. Денисова [128], рассматривающие роль музыкальной формы в передаче конкретного, предметно-определенного содержания, номоиш осмыслить определяющее значение отдельных принципов формообразования в процессе создания композитором музыкальной картины.

Важное значение для выработки диссертантом исследовательской позиции имели научная концепция Б. Асафьева [13] о роли минирующих бытовых интонаций в процессе осуществления музыкой коммуникативной функции, а также созданные на ее основе теории М. Арановскою [7- 8], И. Барсовой [23], В. Зака [79], Л. Шаймухаметовой [245], Н. Шахназаровой [248]. Исходными в изучении «картинных» средств музыки счали исследования специалистов по общей и музыкальной психологии, и теоретиков музыки: А. Ашхаруа-Чолокуа [20], В. Крутецкого [127], С. Беляевой-Экземплярской [24], А. Готсдинера [55], Г. Кечхуашвили [108], а также исследования М. Арановского [9], Л. Кияновской [110], Г. Крауклиса [122- 123], В. Медушевского [152- 153], Е. Назайкинского [169], Г. Орлова [178] и др.

Большую роль в осмыслении обусловленности, характера, направленности творческого процесса композиторов сыграли работы М. Блиновой [30], В. Бобровского [31], Е. Денисовой [66], Л. Казанцевой [93- 94],.

A.Климовицкого [111], О. Никифоровой [176], Я. Пономарева [186], Е. Скурко [211], А. Соколова [214], М. Тараканова [226], В. Федотова [230] и других авторов.

Осмыслить процессы становления и развития картинных обраюв в свете взаимодействия искусств помогли труды Г. Вёльфлина [41], Б. Виппера [43], Кон-Винера [115]. В совокупности с ними работы Б. Асафьева [15], В. Ванслова [38], Н. Дмифиевой [67], В. Кандинскою [102, 103], Т. Курышевой [134], Т. Ливановой [139], А. Сохора [220], В. Холоповой [234], освещающие вопросы специфики искусств и их взаимодействия, помогли выявить общность процессов, проIекающих в разных искусствах и «нащупать» точки их соприкосновения на разных уровнях — от типичных образов до сходных трактовок средс1 В и формы.

Ключом к постижению особенностей проявления картинного начала в творчестве композиторов второй половины XIX — начала XX века послужили монографии и статьи А. Алексеева [3], А. Альшванга [5], М. Ара-новского [11], Б. Асафьева [14- 16- 17], Н. Бажанова [22], В. Бобровского [31], В. Брянцевой [34- 35], Л. Данилевича [60], Н. Запорожца [81], II. Ка-линиченко [97], Ю. Келдыша [107], Ю. Кремлева [125], М. Лонг [144], И. Маргынова [151], М. Михайлова [159], И. Нестьева [175],.

B.Розеншильда [200], В. Ястребцева [262].

Источниковую базу исследования составили многочисленные работы в области исторического музыкознания: А. Альшванга [5], Б. Асафьева [14- 16- 17- 18], В. Ванслова [38- 39], В. Григорьева [57], Р. Грубера [58], Т. Дубравской [70- 71], Л. Казанцевой [93], Н. Казарян [95], В. Конец [116- 117- 118], Т. Ливановой [140], М. Лобановой [142], В. Логиновой [143] и др., предоставившие богатый фактологический материал, опираясь на который стало возможным представить исторический пугь картинных образов. Помимо музыкальной литературы и музыковедческих трудов, в диссертации привлекаются произведения смежных искусств и груды философов, историков и ¡-еоретиков искусства.

Привлекались ли герат урные сочинения и эпистолярное наследие композиторов, изучение которых позволило проникнуть в творческую лабораторию авторов. Изучение критических статей и эпистолярного наследия композиторов позволило глубже проникнуть в художественные замыслы музыкантов, приблизиться к пониманию путей их исканий. Литерагурный стиль композиторов, помимо музыкальною, помог понягь, как по-разному проявлялось образное мышление у каждою из авторов, какие качества музыкальных картин они ставили во главу угла, и, отчасти, какие события жизни способствовали формированию такою типа творческой личности. В этом отношении наиболее благодатными для исследования оказались письма и серия кригических статей Клода Дебюсси под названием «Господин Крош — антидилегант», содержащие большое количесгво высказываний композитора относительно его 1ворческого процесса, характера восприятия им действительности и т. п. Такую же богатую информационную базу представили письма М. П. Мусоргского, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, а также ею «Летопись моей музыкальной жизни». Интервью Рахманинова и ею письма дали весьма ограниченный материал, так как характер переписки носи г преимущественно личный характер, и в ней почти отсутствуют свидетельства композиюра о собственном творческом процессе, размышления о своем искусстве, что значительно затруднило исследовательскую работу и некоторым образом ограничило возможную широту сравнений.

В качестве важнейшего исследова1ельского подхода в диссершции фигурирует принцип историзма. В соответствии с ним картинные образы музыки рассматривались в процессе становления и качественного изменения во времени, во взаимной связи с эстетческими и художеавенными > тенденциями разных эпох, с близкими по характеру образами произведений смежных искусств. Феномены «картинный образ музыки», «музыкальная картинность» исследуются с точки зрения установления этапов в их развитии, выявления и фиксации качественных изменений изучаемых объектов. При этом учитывается характер взаимодействия музыки со смежными искусствами. С позиций историзма рассмафивается 1акже процесс обретения, накопления, переосмысления тех музыкальных среде из, коюрые композиторы разных эпох задействовали для создания картинных образов и музыкальных картин.

Наряду с принципом историзма используются методы анализа, сравнения и синтеза. Первый — при определении харак1ера картинных образов разных эпохвыявлении специфических музыкальных средств, их формирующихустановлении особенного, индивидуального в трактовке и воплощении картинных образов разными композиторами. Классификация как вид анализа, позволяющий разделить исследуемое множество объектов на классы и подклассы, использовалась при выявлении и фиксации шпов картинности.

Метод сравнения применялся при выявлении направленное! и эволюции картинных образов и в эюй связи —точек соприкосновения музыки, живописи и литературы. Данный метод позволил сопоставить картинные образы разных эпох, выявив при этом сходное и индивидуальное в их харак! ере и трактовке задействованных средствопределив различия и сходство в трактовке картинных образов и «картинных» средств комиозиторами конца XIX — начала XX веков. На предварительном этпе исследования сравнительный подход позволил разрабатывать проблему в >словиях отсутствия адекватного определения понятий «картинный образ», «картинность», основываясь на сопоставлении похожих друг на друга явлений музыки.

Результаты исследования, полученные в ходе анализа и сравнения, объединялись, что позволило представить исследуемые феномены как единое целоеустановить их общие, существенные признаки, присущие не идеализированным, но конкретным музыкальным образам и произведениям.

Научная новизна работы. В диссертации представлены научные результаты, ранее не фигурировавшие в музыкознании или обновляющие существующие представления: в научный обиход вводится материал, посвященный картинным образам и их эволюциидаются авторские определения феноменов «картинность мушки», «картинный музыкальный образ», «музыкальная картина" — впервые на собственно музыкальных и психологических основаниях выделяются типы картинностивпервые устанавливается специфика проявлений карI инною начала в творчестве ряда композиюров вюрой половины XIX — начала XX столетий.

Научная новизна работы видится также в избранном ракурсе исследования, ибо процесс становления и развития картинных обраюв рассматривается в диссертации в его связях с художественно-эстетическими устремлениями времени и типом творческой личности композитора.

Практическая значимость исследования. Материал и рез) лыаты насюятцей диссертационной работы могут найги применение в различных областях научно-практической деятельности: в научных изысканиях музыковедческого, искусствоведческого и культурологическою профиляв учебной практике — вузовских курсах истории искусств, истории зарубежной и отечественной музыки, музыкальной психологии (материалы диссертации используются автором на занятиях со студентами музыкального и театрального факультетов Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Росгроповичей).

Апробация диссертации. Работа выполнялась в аспирантуре Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Ее отдельные разделы и главы ежегодно обсуждались на заседаниях кафедры исю-рии и теории музыки МаГК. В целом работа рассматривалась кафедрой и была рекомендована к защите.

Основные положения и результаты диссертации докладывались на Международной научно-практической конференции (Оренбург, 2002), Ученом Совете и кафедре истории и теории музыки Оренбургского юсу-дарственного института искусств.

По теме диссертации опубликован ряд статей в научных и научно-публицистических изданиях Оренбурга и Москвы.

Структура работы. Цели и задачи исследования обусловили общую композицию диссертации. Она состоит из Введения, двух чаем ей, включающих в совокупности семь очерков, Заключения, списка литературы и Приложения, содержащего схему и нотные примеры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование эволюции картинных образов и становления феномена «музыкальная картина», анализ сочинений отдельных композиторов с точки зрения влияния типа творческой одаренности на создание и трактовку картинных произведений, позволяет подвести итоги и наметить возможные пути научных изысканий.

Стремление композиторов отобразить действительность во всех ее проявлениях реализовалось, в частности, в картинных образах их музыки. Избранный в исследовании исторический ракурс позволил показать, на какой основе, в каких условиях и широких внешних связях на протяжении столетий складывался богатый мир этих образов.

Типологическая установка, нацеленная на сравнение, выяснение сходства и различия самих изучаемых объектов и средств их воплощения, дала возможность, во-первых, выделить три группы приемов воссоздания реальных прообразов — звукоподражание (имитации), звукоизображение и звукописьво-вторых, установить типы картинности — визуальный, визуально-пластический, эмоционально-визуально-пластический, визуально-звукописный, и согласующиеся с ними типы картин — изобразительный (характеристический), звукописный и «картины настроения».

Фигурирующие в диссертации феномены — «картинность музыки», «картинный музыкальный образ», «музыкальная картина» — предстали взаимосвязанными явлениями, что и было отражено в предложенных определениях.

Анализ картинных музыкальных произведений показал, что авторская индивидуальность определяла различную трактовку данных феноменов. Мусоргский, обладавший живописным видением действительности и талантом драматурга, тяготел к визуально-пластическим и визуальным музыкальньгм образам и картинам изобрази! ельного типа. Римский-Корсаков, создавая такого же типа картины, явно тяготел к колористичности, сообразно со свойствами своей натуры.

В соответствии со специфическим талантом Лядова (композитор не только писал музыку, но и рисовал, интересовался живописью), в его творчестве представлены законченные самостоятельные произведения, вызывающие прямые аналогии с живописной картиной. Композитором написаны разные типы музыкальных картин — как более традиционные, где театральное (череда событий) начало сочетается со звукописным, так и новаторские, где целью становится создание музыкального аналога живописи.

Лирик Рахманинов — автор «картин настроения» — близок русским живописцам, создателям «лирического» пейзажа. На первом месте в его сочинениях — эмоциональное содержаниекартинные элементы — только импульс, конкретизирующий те или иные образы сочинений.

Дебюсси с его ярко образным колористическим мышлением, близким мышлению живописцев, заимствует идеи из смежного искусства, расширяет круг изобразительных средств и приемов музыки, приближая ее тем самым к живописи, уподобляя картину музыкальную картине станковой.

Настоящая диссертация, вместе с другими, так или иначе близкими ей работами, может стимулировать дальнейшее изучение проблемы. Уже сейчас, по материалам работы, можно сделать ряд заключений, касающихся проявления национального начала в сфере картинности. В частности, особый интерес представляют опусы русских и французских авторов.

Представители научно-критической мысли Франции (Ф. Ж. Фетис), например, отмечали, что «у французов убеждение соединяется с удовольствием», французам «недостаточно слухового удовольствияих нужно взволновать, что может произойти совершенно неожиданным образомно после мгновения, вызвавшего изумление, их впечатления окажутся непрочными, если одновременно не будет удовлетворен разум, а сердце — покорено» [164, 99−100]. Андрэ Могар утверждал: «французское происхождение дает нам то преимущество перед другими нациями, что они не могут сравниться с нами по красоте ритмов, изяществу украшений».

Известна роль театральности во французском искусстве. Воздействие театрального начала сказывалось в творчестве французских клавеси-нистов (что отмечалось в первой части диссертации), в программных симфонических произведениях Берлиоза. Известно, что композитор допускал возможность инсценировки «Фантастической» симфонии. Можно предположить, что театральность французского искусства накладывала свой отпечаток и на творчество композиторов, которые не являлись французами по происхождению, но прожили во Франции значительную часть жизни (например, у Листа, в произведениях которого темы-образы ассоциируются с оперными персонажами).

Сказанное позволяет говорить о национально-характерной особенности французского искусства — стремлении рассматривать объект как бы «со стороны», подобно тому, как зрители наблюдают игру актеров, то отождествляя себя с персонажами, то оценивая их действия и поступки. Та же «обособленность» от объекта изображения, несколько рационалистический подход к нему отличает и творческий метод Дебюсси. Прелюдии композитора вызывают аналогии с работой импрессионистов, для которых «впечатление» являлось результатом долгого изучения-наблюдения натуры.

Иное представляет собой русская национальная традиция. Для русской культуры характерно стремление постичь глубинные переживания человека. Не случайно именно в России родился такой специфический жанр как лирическая протяжная песня, появились романы Ф. Достоевского и Л. Толстого, знаменующие высший этап в развитии психологической прозы, сложилась система В. Станиславского, основанная на вживании в образ.

Желание русских художников передать, прежде всего чувство отметил Б. Асафьев, говоря о характерной особенности русского пейзажа: «одушевление действительности человеческой мыслью и чувством» [15, 208]. Живописцы сознательно стремились подчеркнуть слияние чувств и пейзажа, «подчинить» пейзаж выражению человеческих эмоций. Наиболее яркими примерами служат полотна Ф. Васнецова («Аленушка»), И. Остро-ухова («Золотая осень», «Сиверко»), Н. Дубовского («Притихло») и др. Это качество позволило Б. Асафьеву отметить специфическое качество таких картин: «видимое в природе переходит в душевное состояние и скорее ощущается как слышимое внутри, чем видится» [15,194].

Не случайно в этом плане появление именно в России такого художника как Василий Кандинский, который, создавая абстрактные композиции, максимально раскрыл те особенности живописи, которые сближали ее с музыкой.

В русской классической музыке (в ее композиторском выражении), развивавшейся по принципу ускоренного развития, специфический национальный подход к трактовке «музыкальной картины» начинает обнаруживаться, на наш взгляд, в отдельных сочинениях П. Чайковского (симфонии «Зимние грезы») и Н. Римского-Корсакова. Кульминационной точкой на этом пути является творчество С. Рахманинова, где самым теснейшим образом объединяются «картинные» и эмоционально-чувственные образы, при этом зрительное впечатление дает толчок для его эмоционального переживания". Эта особенность роднит сочинения Рахманинова с русской литературой, в частности, с произведениями Л. Толстого и Ф. Досюевско-го.

Возможно, национальная специфика русской «музыкальной картины» заключается в таком соотношении образов — внешне-изобразительного и эмоционально-выразительного — в рамках одного произведения, когда первый играет роль импульса по отношению ко второму.

Сравнение в таком ракурсе, например, Рахманинова и Дебюсси, позволяет обнаружить в сочинениях каждого автора отражение Национальных особенностей воплощение картинных образов. Рахманинов остается выразителем, прежде всего, музыкального начала, что сказывается в стремлении выразить эмоцию, Дебюсси же, в соответствии с французской традицией, нацеленный на передачу красочного, театрально-декоративного начала, следует по пути расширения изобразительных возможностей музыки.

Предложенное направление исследований — не единственное. Перспективными представляются такие темы как «Семантика картинности», «Картинность в музыкальном искусстве XX столетия» и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абызова Е Н. «Картинки с выставки» Мусоргского / Е. Н. Абызова. — М: Музыка, 1987. — 47 с.
  2. А. Д. Французская фортепианная музыка конца XIXначала XX века / А. Д. Алексеев. — М.: Музгиз, 1953. — 256 с.
  3. А. Д. С.В.Рахманинов: Жизнь и творческая деятельность / А. Д. Алексеев. — М.: Музгиз, 1954. — 232 с.
  4. М. Французское искусство XVII века / М. Алпатов // Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. для учителя. В 3 ч. Ч. 2. Искусство западной Европы ХУН-ХХ веков. — М.: Просвещение, 1988.
  5. АлыивангА. А. Людвиг ван 1^тховен: Очерк жизни и творчест- • ва / А. А. Альшванг. — М.: Музыка, 1977. — 447 с.
  6. А. А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля / А. А. Альшванг. — М.: Музгиз, 1963. — 175с.
  7. М. Г. Интонация, знак и «новые методы» / М. Г. Арановский //Сов. музыка. — 1980. — № 10. — С. 99−109.
  8. М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974.1. С. 90−128.
  9. М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974. — С. 252 271.
  10. М. Г. Что такое программная музыка? / М. Г. Арановский.— М.: Музгиз, 1962. — 117 с.
  11. М. Г. Этюды-картины Рахманинова / М. Г. Аранов-ский. — М.: Музгиз, 1963. — 98 с.
  12. . В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избр. труды. В 5-ти т. Т. V. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 153 278.
  13. . В. О русской природе и русской музыке / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избранные труды. В 5-ти т. Т. IV. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. —С. 84−97.
  14. . В. Русская живопись. Мысли и думы / Б. В. Асафьев. — J1.-M.: «Искусство», 1966. — 243 с.
  15. . В. Русская музыка от начала XIX столетия / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избр. труды. В 5-ти т. Т. III. — М.: Издательство АН СССР, 1954. —С. 291−310.
  16. . В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1979. — 344 с.
  17. . В. Слух Глинки / Б. В. Асафьев // Глинка М. И. Сборник материалов и статей / под ред. Т. Ливановой. — М.-Л.: Музгиз, 1950. —С. 39−92.
  18. Ассоциация // Юрчук В. В. Современный словарь по психологии.— Мн.: «Современное Слово», 1998. — С. 5.
  19. Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия / А. Ашхаруа-Чолокуа // Эстетические очерки: Сб. статей. — М.: Музыка, 1979. — Вып. 5. — С. 137−174.
  20. Н. Рахманинов / Н. Бажанов. — М.: Молодая гвардия, 1966, —350 с.
  21. И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира / И. Барсова // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — JI.: Наука, 1986. — С. 99−116.
  22. Беляева-Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке / С. Н. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974. — С. 303−329.
  23. В. Рахманиновская гармония / В. Берков. — Сов. Музыка.—I960.—№ 8.—С. 104−109.
  24. Г. Избр, письма. В 2-х кн. Кн. 1: 1819−1852 гг. / Г. Берлиоз / сост., пер., коммент. В. Александровой, Е. Бронфин. — JL: Музыка, 1981. —240 с.
  25. Г. Избр. письма. В 2-х кн. Кн. 2: 1853−1868 гг. / Г. Берлиоз / сост., пер., коммент. В. Александровой, Е. Бронфин. — JI.: Музыка, 1985. —272 с.
  26. А. Вопрос о цветном слухе / А. Бине // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии / ред. сост. М. С. Старчеус. — М.: Издательство МГК, 1994. — С. 28−47.
  27. М. П. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности / М. П. Блинова // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 8. — JI.: Музыка, 1968. — С. 111 — 127.
  28. М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М. II. Блинова. — Л.: Музыка, 1974. — 143 с.
  29. В. П. О музыкальном мышлении Рахманинова / В.
  30. B. Бобровский. — Советская музыка. — 1985. — № 7. — С. 88−92.
  31. В. П. Функциональные основы музыкальной формы. Исследование / В. В. Бобровский. — М.: Музыка, 1977. — 332 с.
  32. Ш. Рихард Вагнер и «Тангейзер» в Париже / Ш. Бодлер // Музыкальная эстетика Франции XIX века / сост. текстов, вступит, статья и вступит, очерки Е. Ф. Бронфин. — М.: Музыка, 1974. — С. 309−311.
  33. В. Н. Сергей Васильевич Рахманинов / В. Н. Брянце-ва. — М.: Сов. композитор, 1976. — 646 с.
  34. В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова / В. Н. Брянцева. — М.: Музыка, 1966. — 232 с.
  35. И. А. Как я пишу / И. А. Бунин // Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 9. — М., 1967. — С. 374−376.
  36. В. Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси / В. Быков // Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л., 1983. —1. C. 137−172.
  37. В. В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки / В. В. Ванслов. — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 196 с.
  38. В. В. Об отражении действительности в музыке: Очерки / В. В. Ванслов. — М.: Музгиз, 1953. — 235 с.
  39. Л. Р. Передвижники. Их значение в русском искусстве / Л. Г. Варшавский. — М.: Изогиз, 1937. — 45 с. + 27 илл.
  40. Г. Ренессанс и барокко / Генрих Вёльфлин / нер. с нем. Е. Г. Лундберга. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с. — ISBN 5352−608−5.
  41. В. С. Индийская para / В. С. Виноградов. — М.: Сов. композитор, 1976. — 62 с.
  42. . Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. — М.: Изобраз. искусство, 1985. — 288 с.
  43. Воспоминания о Рахманинове. В 2-х т. Т.1 / сост., ред., примеч. и предисл. 3. Апетян.— М.: Музыка, 1967. — 509 с.
  44. Воспоминания о Рахманинове. В 2-х т. Т.2 / сост., ред., примеч. и предисл. 3. Апетян.— М.: Музыка, 1988. — 666 с.
  45. . М. Античное учение «музыки сфер» и светомузыка / Б. М. Галеев // Искусство светящихся звуков: Сб. ст. СКБ «Прометей». — Казань, 1973, —С. 111−132.
  46. . М. Природа и функция синестезии в музыке / Булат Галлеев // Музыкознание. — 2006. — № 1. — С. 24−29.
  47. Э. О музыкально-прекрасном / Э. Ганслик // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т. 2.: Антология / сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — С. 287−323.
  48. Ю. М. К. Чюрлёнис / Ю. Гаудримас, А. Савицкас. — Вильнюс, 1965. — 122 с.
  49. Г. О французской сцене / Генрих Гейне // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т. 2.: Антология / сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — С. 233−239.
  50. М. И. О музыке и музыкантах / М. И. Глинка. — М., 1954. —86 с.
  51. А. Из наблюдений над творческим процессом Рим-ского-Корсакова. Записные книжки композитора / А. Гозенпуд // Римский-ОКорсаков Н. А. Исследования, материалы, письма. — Т. 1. — М., 1953. — С. 145−251.
  52. Э. и Ж. Жасмин Ласерте. — Актриса. — Отрывки из «Дневника» / Э. и Ж. Гонкур / пер. с франц., ред., вступит, статья и примеч. Н. Я. Рыковой. — Л.: Лениздат, 1961. — 663 с.
  53. А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974. —С. 230−251.
  54. Э. Избранные статьи и письма / Эдвард Григ / общ. ред. О. Левашевой. М.: Музыка, 1966. — 448 с.
  55. В. Ю. Антонио Вивальди: Монография / В. Ю. Григорьев / Магнитогорский гос. музыкально-педагогический ин-т- Ассоциация муз. учеб. завед. России. — М., 1994. — 224 с. — ISBN 5−7196−0366−5.
  56. Р. И. Всеобщая история музыки. В 2-х ч. 4.1 / Р. И. Грубер. — М.: Музыка, 1960. — 488 с.
  57. В. Импрессионизм Дебюсси и музыка XX века / В. Гур-ков // Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л., 1983. — С. 11−38.
  58. Л. Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова / Л. Данилевич. — М.: Гос. муз. изд., 1961. — 280 с.
  59. С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / Сергей Даниэль. — Л.: Искусство, 1990. — 223 с. — ISBN 5−210−35−4.
  60. Дебюсси К Избранные письма / Клод Дебюсси / сост., перев., вступит, ст., коммент. А. Розанова. — Л.: Музыка, 1986. — 286 с.
  61. Дебюсси К Статьи. Рецензии. Беседы / Клод Дебюсси. — М.-Л.: Музыка, 1964 —256 с.
  62. А. И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века / А. И. Демченко. — М.: Композитор, 2006. — 286 с.
  63. Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси / Эдисон Денисов // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. — М., 1977.— Вып. 3. — С. 230−253.
  64. Е. О. Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е. О. Денисова. — М., 1997. — 187 с.
  65. Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. — М.: Искусство, 1962. — 313 с.
  66. Н. А. Краткая история искусств / И. А. Дмитриева. — М.: АСТ-ПРЕСС- Галарт, 2004. — 624 с. — (История искусств). — ISBN 5−7805−0693−0.
  67. М. С. Иоганн Себастьян Бах / М. С. Друскин. — М.: Музыка, 1982. —383 с.
  68. Т. Итальянский мадригал XVI века / Т. Дубравская // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей под ред. Вл. Протопопова. — М., 1972. — Вып. 2. — С. 55−97.
  69. Т. Мадригал (жанр и форма) / Т. Дубравская // Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. статей / сост. Ю. К. Евдокимова, В. В. Задерацкий, Т. Н. Ливанова. — М., 1978. — С. 108−126.
  70. Дуглас Ш Декоративность и модернизм: становление эстетики абстракционизма / Шарлота Дуглас // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. — XI (2/97). — М., 1997. — С. 142−150.
  71. Н. Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова / Н. Н. Емельянова.— Воронеж: Центр. Чернозем, книжное издательство, 1984. — 159 с.
  72. Живописность // Ванслов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 3. — СПб.: ЛИТА, 2000. — С. 91−94.
  73. Живописность // Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. — М.: Олимп: ООО «Фирма „Издательство ACT“», 1999. — С. 228 229.
  74. Живописный // Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — С. 305.
  75. Зак В. Общительный характер популярной интонации / В. Зак // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып.6 — М.: Сов. композитор, 1980. — С. 281−301.
  76. Замечатечьные почотна. Киша для чтения, но истории русской живописи XVII — начала XX века. — Л.: «Художник РСФСР», 1962. — 379 с.
  77. Н. А. К. Лядов. Жизнь и творчество / Н. Запорожец. — М.: Музгиз, 1954. — 215 с.
  78. Звукопись // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974.— С. 452−453.
  79. Звукопись // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1991.— С. 201.
  80. . Я. Тринадцать прелюдий ор.32 Рахманинова. Методические исследования // Землянский Б. Я. О музыкальной педагогике.—М.: Музыка, 1987. —С. 104−141.
  81. Л. Ладовые истоки музыкального языка Дебюсси / Л. Измайлова // Вопросы теории музыки: Сб. статей / под ред. С. Скребко-ва. — М., 1968.— С. 266−298.
  82. Импрессионизм // Большая советская энциклопедия. — Т.П.
  83. М.: Гос. научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. —С. 594−596.
  84. Импрессионизм // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — С. 506−507.
  85. Импрессионизм // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 491−492.
  86. Л. И. Товарищество передвижных художественных выставок / Л. И. Иовлева. — Л.: «Художник РСФСР», 1971. — 83 с.
  87. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 2. Искусство западной Европы ХУН-ХХ веков.
  88. М.: Просвещение, 1988. — 286 с.
  89. История скрипичного искусства: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1 / сост. JI. С. Гинзбург, В. Ю. Григорьев. — М.: Музыка, 1990. — 285 с.
  90. М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. — JI.: Музыка, 1972, —440 с.
  91. Л. П. Музыкальный портрет / JI. П. Казанцева. — М.: НТЦ «Консерватория», 1995. — 124 с., нот. — ISBN 5−86 419−017−9.
  92. Л. П. Основы теории музыкального содержания: учебное пособие / JL П. Казанцева. — Астрахань, ИПЦ «Факел» ООО «Ас-траханьгазпром», 2001. — 368 с. — ISBN 5−89 044−020−9.
  93. Н. О мадригалах Джезуальдо / Н. Казарян // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей / сост. Р. Ширинян. — М., 1980. — Вып. 4. — С. 28−54.
  94. Как мы пишем: Сб. ст. — Д., 1930. — 221 с.
  95. Н. Н. Французская пейзажная живопись. 1870−1970 / Н. Н. Калитина. — Д.: Искусство, 1972. — 261 с.
  96. Р. Живопись: шедевры живописи с комментариями Изоматериал. / Р. Камминг. — Лондон, Изд. «Дорлинг Киндерсли», 1998.112 с. — (серия «Домашний музей»).
  97. В. Желтый звук. Сценическая композиция / В. Кандинский // Синий всадник / под ред. В. Кандинского и Ф. Марка / перевод, комм, и статьи 3. С. Пышновской. — М.: Изобраз. искусство, 1996. — С. 75−82. — ISBN 5−85 200−147−3.
  98. В. К вопросу о форме / В. Кандинский // Синий всадник / под ред. В. Кандинского и Ф. Марка / перевод, комм, и статьи З. С. Пышновской. — М.: Изобраз. искусство, 1996. — С. 49−66. — ISBN 585 200−147−3.
  99. В. О духовном в искусстве // Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2001. — С. 23−140. — ISBN 5−26 700 254−2.
  100. В. Точка и линия на плоскости // Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2001. — С. 195−376. — ISBN 5−267−254−2.
  101. Картинность // Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним, рядов. — М.: Рус. яз. Медиа, 2003. — С. 562.
  102. Картинный // Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — С. 420.
  103. Ю. В. Рахманинов и его время / Юрий Келдыш. — М.: Музыка, 1973. —740 с.
  104. Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки / Г. Н. Кечхуашвили // Вопросы музыкознания: Сб. статей. Т. 3 / под ред. Ю. В. Келдыша. — М., 1960. — С. 302 323.
  105. А. Д. Постигая тайны совершенства: Основные идеи развития тональной музыки / А. Д. Киреева. — Саратов, 1989. — 119с. — ISBN 5−292−313−1.
  106. Л. А. Функции программности в восприятии музыкального произведения: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Л. А. Кияновская. — Киев, 1985.
  107. А. И. Некоторые особенности творческой лаборатории Бетховена / А. И. Климовицкий // Психология процессов художественного творчества/АН СССР. —Л.: Наука, 1980. —С. 139−150.
  108. Е. Искусство Франции XVIII века / Е. Кожина. — Л.: «Искусство», Ленингр. отделение, 1971. — 215 с.
  109. Н. В. Проблемы формы во французской музыке: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Наталья Владимировна Колмогорова. — М., 1998. — 265 с. — Библиогр.: с. 224−243.
  110. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств / Кон-Винер. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2001. — 220 с. — ISBN 594 232−017−9.
  111. В. Д. История зарубежной музыки. Вып. 3: Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 г. до середины XIX в.: Учебник / В. Д. Конен. — М.: Музыка, 1989. — 544 с.
  112. В. Д. Клаудио Монтеверди / В. Д. Конен. — М.: Сов. композитор, 1971.— 322 с.
  113. В. Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) / В. Д. Конен. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1974. — 376 с.
  114. А. О фортепианном искусстве: Статьи, материалы, документы / Альфред Корто. — М.: Музыка, 1965. — 364 с.
  115. С. В. Цветовое зрение / С. В. Кравков. — М.: Издательство АН СССР, 1951. — 175 с.
  116. Крамской об искусстве / сост., авт. вступ. статьи Т. М. Кова-ленская. — М.: Изобраз. искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5−85 200−015−9.
  117. Г. В. О звуковом воплощении изобразительности / Г. В. Крауклис // Музыкальное исполнительство: Сб. ст. Вып. 11 / сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева и В. А. Натансона. — М.: Музыка, 1983. — С. 55−60.
  118. Г. В. Проблемы западно-европейского программного симфонизма XIX века: дис.. докт. искусствоведения: 17.00.02 / Георгий Вильгельмович Крауклис. — М., 1981.
  119. Ю. А. Выразительность и изобразительность музыки / Ю. А. Кремлев. — М.: Музгиз, 1962. — 52 с.
  120. Ю. А. Клод Дебюсси / Ю. А. Кремлев. — М.: Музыка, 1965. —792 с.
  121. Ю. А. О месте музыки среди искусств / Ю. А. Кремлев. — М.: Музыка, 1966. — 62 с.
  122. В. А. Психология: Учебное пособие / В. А. Крутец-кий. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  123. Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси / Р. Куницкая. — М.: Музыка, 1982. — 88 с.
  124. Р. У истоков стиля К. Дебюсси / Р. Куницкая // Вопросы музыковедения: тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1975. — Вып. XVIII. —С. 243−279.
  125. Куперен Ф Искусство игры на клавесине / Франсуа Куперен. — М.: Музыка, 1973. — 152 с.
  126. Л. А. Визуальная парадигма в художественном мире К. Дебюсси / Л. А. Купец // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы межд. науч.-практич. конференции. 25−29 авг. 1997 г. — Астрахань, 1997. — С. 92−98.
  127. Э. Основы линеарного контрапункта: Мелодическая полифония Баха / Эрнст Курт / перевод с нем. Зинаида Эвальд- под ред. Б. В. Асафьева. — М.: Гос. муз. изд-во, 1931. — 304 с.
  128. Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / Эрнст Курт. — М.: Музыка, 1975. — 552 с.
  129. Т. Театральность и музыка / Т. Курышева. — М.: Сов. композитор, 1984. — 200 с.
  130. В. Творчество Чюрлениса (Соната весны) / В. Ландсбергис. — Л.: «Музыка», 1975. — 280 с.
  131. Е. М. А. П. Бородин / Е. М. Левашев // История русской музыки: В 10-ти т. — М.: Музыка, 1994. — Т.7: 70−80-е годы XIX века. Ч. 1 / Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашев, М. Д. Сабинина. — С. 286−360.
  132. Т.Н. А. Н. Скрябин / Т. Н. Левая//История русской музыки в 10-ти т. — М.: Музыка, 1997. — Т. 10 А: Конец XIX — начало XX века. — С. 5−68.
  133. Т. Н. Космос Скрябина / Т. Н. Левая // Русская музыка и XX век.— М.: Гос. институт искусствознания, 1997.— С. 123−150.
  134. Т. Н. Западноевропейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств. Исследование / Т. Н. Ливанова. — М.: Музыка, 1977. — 528 с.
  135. Т. II. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. Т. 1 / Т. Н. Ливанова. — М.: Музыка, 1983. — 696 с.
  136. Ф. О романтическом выражении и пастушеских песнях // Лист Ф. Годы странствий. — М.: Музгиз, 1959. — С. 303.
  137. М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Лобанова. — М.: Музыка, 1994. — 320 с. — ISBN 5−7140−0393−4.
  138. В. А. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Станчинский): дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. А. Логинова/ Российская академия музыки им. Гнесиных. — М., 2002. — 190 с.
  139. М. За роялем с Дебюсси / Маргарита Лонг. — М.: Сов. композитор, 1985. — 157 с.
  140. О. В. Музыка и глаз (О роли зрительного фактора в музыке XX века) / О. В. Лосева // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. — М.: Наука, 1994. — С. 140−158.
  141. А. Н. Проблема синтеза музыки и живописи в музыке Чюрлениса: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / А. Н. Лунева. — СПб., 1996.—178 с.
  142. М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников: Сборник / сост., текстолог, ред., вступит, статья и коммент. Е. М. Гордеевой. — М.: Музыка, 1989. — 319 с. — ISBN 5−7140−0151−8.
  143. Л. А. О лирической мелодике Рахманинова / Л. А. Ма-зель // Сергей Васильевич Рахманинов: Сб. статей / под ред. Т. Цытович. — М.-Л., 1947. —С. 155−175.
  144. Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк / Л. А. Мазель. — М.: Музыка, 1983. — 72 с.
  145. МазельЛ, А Проблемы классической гармонии / JI. А. Мазель.
  146. М.: Музыка, 1972. — 616 с.
  147. И. И. Клод Дебюсси / И. И. Мартынов. — М.: Музыка, 1964. —280 с.
  148. В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Ме-душевский. — М.: Композитор, 1993. — 268 с.
  149. В. В. Как устроены художественные средства музыки? / В. В. Медушевский // Эстетические очерки: Сб. статей. — М., 1977.1. Вып. 4. —С. 79−113.
  150. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  151. В. В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. В. Медушевский. — М., 1970.
  152. А. Из наблюдений над звуковой символикой / А. Меркулов // Сов. музыка. — 1985. — № 8. — С. 91−96.
  153. О. Вечная музыка цвета: Речь на конференции в Нотр-Дам // Музыкальная академия. — 1999. — № 1. — С. 233−235.
  154. М. А. К. Лядов / М. Михайлов. — Л.: Музыка, 1985.208 с.
  155. Моюдые годы C.B. Рахманинова. Письма. Воспоминания / под общ. ред. В. Богданова-Березовского. — JI.-M.: Музгиз, 1949. — 191 с.
  156. Музыкальная эстетика Ггрмании XIX века. В. 2-х т. Т. 2.: Антология / сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — 432 с.
  157. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / составление текстов и общая вступит, ст. В. П. Шестакова.
  158. М.: Музыка, 1966. — 574 с.
  159. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков / сост. текстов и общая вступит, статья В. П. Шестакова. — М.: Музыка, 1971. —687 с.
  160. Музыкальная эстетика Франции XIX века / сост. текстов, вступит. статья и вступит, очерки Е. Ф. Бронфин. — М.: Музыка, 1974. — 327 с.
  161. М. Письма / М. П. Мусоргский. — М.: Музыка, 1981. —359 с.
  162. Мышление // Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник.
  163. М.: Наука, 1975. — С. 366−369.
  164. Мышление // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 391−392.
  165. Мэтью-Уокер Р. Рахманинов / Р. Мэтью-Уокер / Пер. с англ.
  166. Челябинск: Урал LTD, 1998. — 189 с. — ISBN 5−8029−0039−3.
  167. Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М.: Музгиз, 1972. — 381 с.
  168. Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с. — ISBN 5−691−1 045-Х.
  169. Неизвестный Денисов: Из Записных книжек (1980/81, 1986, 1995). — М.: Композитор, 1997. — 160 с.
  170. М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века / М. Г. Неклюдова. — М.: «Искусство», 1991.395 с.
  171. Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3-х кн. / Р. С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с. — ISBN 5−691−552−9.
  172. Ц. Г. Развитие реалистического пейзажа во Франции во второй половине XVIII века: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Цецилия Генриховна Нессельштраус. — Л., 1949.
  173. И. В. Клод Дебюсси, Морис Равель и французский импрессионизм / И. В. Нестьев // Нестьев И. На рубеже двух столетий. Очерки о зарубежной музыке конца XIX — начала XX века. — М.: Музыка, 1967. —С. 14−43.
  174. О. И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 155 с.
  175. Г. Время и пространство музыки / Г. Орлов // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. Вып. 1. — М.: Сов. композитор, 1972. — С. 358−394.
  176. А. В. Музыкально-критические статьи (1894−1912).1. Л., 1971. —С. 373.
  177. Н. II. Об отражении действительности в музыке (К вопросу о содержании и форме в музыке) / Н. Л. Очеретовская. — Л.: Музыка, 1979. —71 с.
  178. Ю. Жизнестойкость романтического миросозерцания: Рахманинов / Ю. Паисов // Русская музыка и XX век. — М., 1997. — С. 91 122.
  179. Г. И. Звучащие образы / Г. И. Панкевич. — М.: Знание, 1977. — 111 с.
  180. П. О фортепианной музыке Дебюсси / П. Печерский // Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л., 1983. — С.91−136.
  181. О. М. Художественная пространственно-временная организация поздних фортепианных произведений Скрябина / О. М. Плотникова // Вестник МаГК. — Магнитогорск, 1999. — Вып. 2. — С. 26−28.
  182. Ю. В. Рахманинов — пианист, интерпретатор собственных произведений / Ю. В. Понизовкин. — М.: Музыка, 1965. — 95 с.
  183. Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — М.: Педагогика, 1978. — 380 с.
  184. Т. В. Симфоническая поэма / Т. В. Попова. — М.: Муз-гиз, 1963. —32 с.
  185. Т. В. Увертюра / Т. В. Попова. — М.: Госмузизд, 1960.27 с.
  186. Психологические исследования творческой деятельности / отв. ред. О. К. Тихомиров. — М.: Наука, 1975. — 253 с.
  187. Психология процессов художественного творчества: Сб. статей. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. комплекс. изуч. худож. творчества, ВНИИ искусствознания- Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. — JL: Наука, 1980. — 285 с.
  188. Г. Шопен / Ги де Пурталес / пер. с франц. А. Став-рина. — М.: Классика-ХХ1, 2001. — 272 с. — ISBN 5−89 817−016−2.
  189. Я. А. Искусство «серебряного» века / JI. А. Рапацкая. — М.: Просвещение: «Владос», 1996. — 192 с. — ISBN 5−09−5 999−3.
  190. С. В. Письма / С. В. Рахманинов / ред., вступ. статья и комм. 3. Апетян.— М.: Госмузиздат, 1955. — 602 с.
  191. Д. История импрессионизма / Д. Ревалд / пер. с англ. П. В. Мелковой.— М.: Республика, 1994. — 415 с. — ISBN 5−275−462−1.
  192. А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду / А. Рембо / издание подгот. Н. И. Балашов, М. П. Кудинов, И. С. Поступальский. — М.: Наука, 1982. — 495 с.
  193. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. — 8-е изд. — М.: Музыка, 1980. — 454 с.
  194. Римский-Корсаков Н. А. «Снегурочка». Весенняя сказка. 1 Тематический разбор / Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1978. —32 с.
  195. К. К. Молодой Дебюсси и его современники / К. К. Розеншильд. — М.: Музгиз, 1963. — 144 с.
  196. М. И. Выразительные средства музыки / М. И. Ройтерштейн. — М.: Сов. композитор, 1962. — 56 с.
  197. Русская пейзажная живопись. Альбом Изоматериал. — М.: Госиздат изоискусства, 1962.— 12 с. +112 репрод.
  198. Т. В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмоинтонаций в свете учения Б. Асафьева: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Т. В. Рыбкина / Российская академия музыки им. Гнесиных. — Магнитогорск, 2004. — 24 с.
  199. Д. Василий Кандинский в русском контексте / Д. Сарабьянов // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. — X (1/97). — М., 1997. — С. 353−396.
  200. С. В. Рахманинов в Ивановке. Сборник материалов и документов. — Воронеж: Центр.-Чернозем, книжное издательство, 1971.— 298 с.
  201. Сергей Рахманинов: От века минувшего к веку нынешнему: Сб. статей. — Ростов-на-Дону: РГК, 1994. — 149 с.
  202. Е. О мелодической основе фортепианной фактуры С.Рахманинова / Е. Серкова // Критика и музыкознание: Сб. статей. — Л., 1980. — Вып.2. — С. 140−152.
  203. В. К. Искусство как форма общественного сознания / В. К. Скатерщиков. — М.: Музгиз, 1961. — 32 с.
  204. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции / М. С. Скребкова-Филатова. — М.: Музыка, 1985. —285 с.
  205. Скурко Е Р. Вариантный меюд развития как офажение особенностей художественного мышления Рахманинова / Е. Р. Скурко // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции.— Ростов-на-Дону, 1994.— С. 91−93.
  206. В. В. Клод-Ашиль Дебюсси. 1862 — 1918: Краткий очерк жизни и творчества. Популярная монография / В. В. Смирнов. — JL: Музгиз, 1962 —88 с.
  207. М. А. Эмоциональный мир музыки: Исследование / М. А. Смирнов. — М.: Музыка, 1990.'— 320 с. — ISBN 5−7140−0251−2.
  208. А. С. О типологии методов художественного мышления / А. С. Соколов // Художественный тип человека: Комплексное исследование / Ин-т РАН и др. — М.: МГК, 1994. — С. 52−66.
  209. Е. Н. Цветовое зрение / Е. Н. Соколов, Ч. А. Измайлов. — М., 1984.—174 с.
  210. О. Музыкальная картина и поэма как жанровые компоненты сочинений Рахманинова / О. Соколов // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции.— Ростов-на-Дону: РГБ, 1994,—С. 41−43.
  211. О. И. Сергей Васильевич Рахманинов / О. И. Соколова. — М.: Музыка, 1983. — 160 с.
  212. И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика / И. И. Соллертинский. — М.: Музгиз, 1962. — 48 с.
  213. А. А. Сергей Васильевич Рахманинов / А. А. Солов-цов. — М.: Музыка, 1969. — 174 с.
  214. А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор. — М.: Музгиз, 1961.— 133 с.
  215. А. II. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. — М.: Советский композитор, 1975. — 203 с.
  216. А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы / А. Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. ст. / сост. Л. Раппопорт- общ. ред. А. Сохора, Ю. Холопова. — М.: Музыка, 1971. — 365 с.
  217. В. Н. Пейзаж. Картина и действительность / В. Н. Стасевич. — М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  218. С. Поэтика русской лирической песни в произведениях С. В. Рахманинова / С. Стасюк // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции.— Ростов-на-Дону, 1994.—С. 97−100.
  219. М. Е. Замысел композитора и пути его воплощения / М. Е. Тараканов // Психология процессов художественного творчества / АН СССР. — Л.: Наука, 1980. —С. 127−138.
  220. Л. Н. Война и мир: Роман. В 4-х т. / Л. Н. Толстой- комент. Л. Д. Опульской. — М.: Просвещение, 1981. — Т. 1. — 287 с.
  221. Ю. Н. О программности в произведениях Шопена / Ю. Н. Тюлин. — М.: Музыка, 1968. — 66 с.
  222. Р. В. Становление музыки / Р. В. Уильяме. — М.: Госмузгиз, 1961. — 90 с.
  223. В. М. Музыкальные основы творческого меюда Чюрлениса: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. М. Федотов. — Петрозаводск, 1996. — 156 с. — Библиогр.: с. 128−131.
  224. Д. Программность и музыкальная форма в фортепианных прелюдиях Дебюсси / Д. Фришман // Музыка и современность: Сб. ст. —М.: Музыка, 1971. —Вып. 7 —С. 122−163.
  225. Г. Некоторые особенности темповых и агогиче-ских обозначений Дебюсси / Г. Хаймовский // Об исполнении фортепианной музыки: Баха, Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. — M.-JI., 1965. —С. 96−123.
  226. П. Дебюсси / Пол Холмс / пер. с англ. — Челябинск: «Урал LTD», 1999. — 171 с. — ISBN 5−8029−0051−2 (в пер.).
  227. В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В. Н. Холопова. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 320 с. — ISBN 58 114−0334−8.
  228. В. Н. Фактура: Очерк / В. Н. Холопова. — М., 1979.87 с.
  229. Ю. Н. Программная музыка / Ю. Н. Хохлов // Музыкальная энциклопедия. — Т. 4. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. —С. 442−450.
  230. Ю. Н. О музыкальной программности / Ю. Н. Хохлов.
  231. М.: Музгиз, 1963. — 145 с.
  232. Художественное творчество и психология: Сб. ст. / ЛН СССР, ВНИИ искусствознания Мин-ва культуры СССР. — М.: Наука, 1991. — 189 с.
  233. Е. Художественное переживание и его роль в процессе восприятия произведений искусства / Е. Целмс // Эстетические очерки: Сб. ст. Вып.5. — М.: Музыка, 1979. —С. 175−194.
  234. В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В. Цуккерман. — М.: Музыка, 1964. — 160 с.
  235. В. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси / В. Цы-тович // Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л., 1983. — С. 64−90.
  236. П.И. о композиторском мастерстве: Избр. отрывки из писем и статей / сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина. — М.: Гос. муз. издат-во, 1952. — 156 с.
  237. Н. В. Об особенностях русского менталитета в свете проблемы «Запад Восток» / Н. В. Чахвадзе // Вестник МаГК. — 2004. — № 1−2. —С. 2−11.
  238. Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. — 256 с. — КВЫ 5−7196−0379−4.
  239. Е. Жест во французской академической картине последней трети XVII начала XVIII веков / Елена Шарнова // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. — XI (2/97). — М., 1997. —С. 449−456.
  240. И. Г. Музыка, которую мы видим / И. Г. Шароев. — М.: Сов. композитор, 1989. — 256 с.
  241. Н. Интонационный «словарь» и проблема народности / Н. Шахназарова. — М.: Музыка, 1966. — 74 с.
  242. А. Иоганн Себастьян Бах / Арнольд Швейцер. — М.: Классика-ХХ1, 2004. — 816 с. — ISBN 5−89 817−092−8.
  243. Г. Опыт философии прекрасного в музыке / Г. Шиллинг// Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т. 2.: Антология / сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — С. 110−118.
  244. О. Ф. Картинность в музыке: Монография / О. Ф. Ширяева. — Челябинск, 2001. — 167 с.
  245. Е. Н. Воплощение ночных образов в инструментальной музыке XIX — первой четверти XX века / Е. Н. Шульга // Вопросы музыкознания: Сб. статей / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 1999. — С. 72−80.
  246. Р. Из памятной и поэтической записной книжки мастера Papo, Флорестана и Эвзебия / Р. Шуман // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т. 2.: Антология / Сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — С. 89−91.
  247. Р. Избранные статьи о музыке / Роберт Шуман. — М.: Музыка, 1956. —209 с.
  248. Р. О музыке и музыкантах: Собр. статей: В 2-х т. Т. 1 / Роберт Шуман / пер. А. Г. Габричевского и JI. С. Товалевой / сост., ред., вступит ст., коммент. и указ. Д. В. Житомирского. — М.: Музыка, 1975. — 407 с.
  249. Р. Письма. В 2-х т. Т. 2 / Роберт Шуман / сост., науч. ред., вступ. статья, коммент. Д. В. Житомирского- пер. с нем. Д. В. Житомирского, Е. М. Закс, J1. С. Товалевой, В. Г. Шнитке. — М.: Музыка, 1982. — 525 с.
  250. Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков до наших дней / пер. с фран. — М.: ТЕРРА, 1997. — 1152 е.- ил.
  251. . Л. Заметки о творческом мышлении композиторов от Глинки до Скрябина // Яворский Б. J1. Избр. труды. Т. 2. Ч. I. / сост. И. С. Рабинович. — М.: Сов. композитор, 1987. — 366 с.
  252. Ст. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С.Яроциньский. — М.: Прогресс, 1978. — 232 с.
  253. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания В. В. Ястребцева. Т. 1. 1886−1892 / В. Ястребцев. — JI.: Музгиз, 1959. —527 с.
  254. Color vision: An enduring problem in psychology: Selected readings / Ed. by Richard C. Teevan, Robert C. Birney. — Princeton (N. J.) etc., cop. 1961.—214 p.
  255. Color vision: Symposium conducted at the spring meeting, 1971. Comm. on vision Div. of behavioral sciences Nat. researen sciences, 1973. — 124 p.
  256. Cox D. Debussy orchestral music. David Cox. Seattle, Univ. of Washington press., 1974. — 64 p.
  257. Genrrich F. Der musikalische Nachlass der Troubadours. Hesg. von Friedrich Gennrich. — Darmstadt, 1960. —
  258. Debussy C. Einsame Gesprache mit Monsieur Croche. «Monsieur Croche, Antidilettant» und andere Aufsatze. Hrsg. von E.Klemm. Aus dem Franz ubers. von C.Noch. — Leipzig, 1971. — 174 S.
  259. Debussy C. Lettres, 1884−1918 / Claude Debussy- Reunies et presentees par Francois Lesure — Paris.: Hermann, cop. 1980. —293 S.
  260. C. — Paris: Ed. de la Difference, 1987. — 288 p.
  261. Debussy C. Textes et documents inedits. — Paris, Heugel et c-ie, 1962. —211 p.
  262. Debussy et l’evolution de la musique au XX-e siecle. Paris, 24−31 octobre 1962. Etudes reunites et presentees par Edith Weber. — Paris, 1965. — 365 p.
  263. Fuhrmann A. Klang und Bild // Neue Zeitschrift fur Musik. — 1994. —№ 4. —S. 46−48.
  264. JakobikA. Die assoziative Harmonik in den Klavir-Werken Claude Debussys. Von Dr. Albert Jakobik. Wurzburg. — Aumuhle, Triltsch, 1940. — 86 S.
  265. Klangkunst. — Munchen / New York, 1996. — 303 S.
  266. La musica italiana e la musica britanica dal XVI al XVIII secolo: Conferenze organizzate dall’Accad. naz. dei Lincei in collab. con la British acad. — Roma, 1978. — 51 p.
  267. Linker R. W. Music of the Minnesinger and early Meisterssinger. A bibliography. By Robert White Linker. Chapel Hill, Univ. of North Carolina press, 1962. —79 p.
  268. Liszt F. Gesammelte Schriften. Herausgegeben von L. Ramann, Leipzig, II, Reisebriefe eines Baccalaureus der Tonkunst. — Leipzig, 1961. —
  269. Lockspeiser E. Debussy. His life and mind. Edward Lockspeiser. — London, Cassell, 1965. —
  270. Musical Europe. An ill guide to musical life in 18 European countries. Ed. by Marianne Adelmann. N. J., Raddington press, Two continents publ. group, 1974. — 447 p.
  271. Music and aesthetics in the eigh-teenth and early-nineteenth centuries / Ed. by Peter le Huraya. James Day. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1981. —597 S.
  272. Music from the Middle Ages to the Renaissance. Ed. by F. W. Sternfeld. London, Weidenfeld & Nicolson, 1973. — 524 p.
  273. Nichols R. Debussy. — London, Oxford univ. press, 1973. — 86 p.
  274. Schmitz E. R. The piano works of Claude Debussy. By E. Robert Schmitz. Foreword by Virgil Thomson. — N. J., Dover, 1966. — 234 p.
  275. P.N. «Eine andere Art von Kunst-Armut» // Neue Zeitschrift fur Musik. — 1997. — № 3. — S. 4−9.
Заполнить форму текущей работой