Картинность и картинные образы музыки: история и типология
Диссертация
Постановка проблемы. Искусство в целом и каждый ею вид в 01-дельности является опосредованным офажением дейсшшельноаи, воссоздавая ее специфическими, присущими только ему средствами и способами. Отображение находит как мир материальный, воспринимаемый чувственно, так и духовная сущность человека, многомерная Вселенная его внутреннего «Я». При этом одни виды (изобрази!ельное… Читать ещё >
Содержание
- Часть I. Картинные образы в историческом ракурсе
- 1. Эволюция картинных образов в контексте смежных искусств
- 2. Средства и способы воплощения картинное i и: от звукоподражания и звукоизображения к звукописи
- Часть II. Индивидуальность композитора и картинные образы его музыки
- 1. М.П. Мусоргский
- 2. H.A. Римский-Корсаков
- 3. А.К. Лядов
- 4. C.B. Рахманинов
- 5. К. Дебюсси
Список литературы
- Абызова Е Н. «Картинки с выставки» Мусоргского / Е. Н. Абызова. — М: Музыка, 1987. — 47 с.
- Алексеев А. Д. Французская фортепианная музыка конца XIXначала XX века / А. Д. Алексеев. — М.: Музгиз, 1953. — 256 с.
- Алексеев А. Д. С.В.Рахманинов: Жизнь и творческая деятельность / А. Д. Алексеев. — М.: Музгиз, 1954. — 232 с.
- Алпатов М. Французское искусство XVII века / М. Алпатов // Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. для учителя. В 3 ч. Ч. 2. Искусство западной Европы ХУН-ХХ веков. — М.: Просвещение, 1988.
- АлыивангА. А. Людвиг ван 1^тховен: Очерк жизни и творчест- • ва / А. А. Альшванг. — М.: Музыка, 1977. — 447 с.
- Альшванг А. А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля / А. А. Альшванг. — М.: Музгиз, 1963. — 175с.
- Арановский М. Г. Интонация, знак и «новые методы» / М. Г. Арановский //Сов. музыка. — 1980. — № 10. — С. 99−109.
- Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974.1. С. 90−128.
- Арановский М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974. — С. 252 271.
- Арановский М. Г. Что такое программная музыка? / М. Г. Арановский.— М.: Музгиз, 1962. — 117 с.
- Арановский М. Г. Этюды-картины Рахманинова / М. Г. Аранов-ский. — М.: Музгиз, 1963. — 98 с.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избр. труды. В 5-ти т. Т. V. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 153 278.
- Асафьев Б. В. О русской природе и русской музыке / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избранные труды. В 5-ти т. Т. IV. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. —С. 84−97.
- Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы / Б. В. Асафьев. — J1.-M.: «Искусство», 1966. — 243 с.
- Асафьев Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избр. труды. В 5-ти т. Т. III. — М.: Издательство АН СССР, 1954. —С. 291−310.
- Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1979. — 344 с.
- Асафьев Б. В. Слух Глинки / Б. В. Асафьев // Глинка М. И. Сборник материалов и статей / под ред. Т. Ливановой. — М.-Л.: Музгиз, 1950. —С. 39−92.
- Ассоциация // Юрчук В. В. Современный словарь по психологии.— Мн.: «Современное Слово», 1998. — С. 5.
- Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия / А. Ашхаруа-Чолокуа // Эстетические очерки: Сб. статей. — М.: Музыка, 1979. — Вып. 5. — С. 137−174.
- Бажанов Н. Рахманинов / Н. Бажанов. — М.: Молодая гвардия, 1966, —350 с.
- Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира / И. Барсова // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — JI.: Наука, 1986. — С. 99−116.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке / С. Н. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974. — С. 303−329.
- Берков В. Рахманиновская гармония / В. Берков. — Сов. Музыка.—I960.—№ 8.—С. 104−109.
- Берлиоз Г. Избр, письма. В 2-х кн. Кн. 1: 1819−1852 гг. / Г. Берлиоз / сост., пер., коммент. В. Александровой, Е. Бронфин. — JL: Музыка, 1981. —240 с.
- Берлиоз Г. Избр. письма. В 2-х кн. Кн. 2: 1853−1868 гг. / Г. Берлиоз / сост., пер., коммент. В. Александровой, Е. Бронфин. — JI.: Музыка, 1985. —272 с.
- Бине А. Вопрос о цветном слухе / А. Бине // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии / ред. сост. М. С. Старчеус. — М.: Издательство МГК, 1994. — С. 28−47.
- Блинова М. П. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности / М. П. Блинова // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 8. — JI.: Музыка, 1968. — С. 111 — 127.
- Бчинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М. II. Блинова. — Л.: Музыка, 1974. — 143 с.
- Бобровский В. П. О музыкальном мышлении Рахманинова / В.
- B. Бобровский. — Советская музыка. — 1985. — № 7. — С. 88−92.
- Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. Исследование / В. В. Бобровский. — М.: Музыка, 1977. — 332 с.
- Бодлер Ш. Рихард Вагнер и «Тангейзер» в Париже / Ш. Бодлер // Музыкальная эстетика Франции XIX века / сост. текстов, вступит, статья и вступит, очерки Е. Ф. Бронфин. — М.: Музыка, 1974. — С. 309−311.
- Брянцева В. Н. Сергей Васильевич Рахманинов / В. Н. Брянце-ва. — М.: Сов. композитор, 1976. — 646 с.
- Брянцева В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова / В. Н. Брянцева. — М.: Музыка, 1966. — 232 с.
- Бунин И. А. Как я пишу / И. А. Бунин // Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 9. — М., 1967. — С. 374−376.
- Быков В. Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси / В. Быков // Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л., 1983. —1. C. 137−172.
- Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки / В. В. Ванслов. — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 196 с.
- Ванслов В. В. Об отражении действительности в музыке: Очерки / В. В. Ванслов. — М.: Музгиз, 1953. — 235 с.
- Варшавский Л. Р. Передвижники. Их значение в русском искусстве / Л. Г. Варшавский. — М.: Изогиз, 1937. — 45 с. + 27 илл.
- Вечьфлин Г. Ренессанс и барокко / Генрих Вёльфлин / нер. с нем. Е. Г. Лундберга. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с. — ISBN 5352−608−5.
- Виноградов В. С. Индийская para / В. С. Виноградов. — М.: Сов. композитор, 1976. — 62 с.
- Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. — М.: Изобраз. искусство, 1985. — 288 с.
- Воспоминания о Рахманинове. В 2-х т. Т.1 / сост., ред., примеч. и предисл. 3. Апетян.— М.: Музыка, 1967. — 509 с.
- Воспоминания о Рахманинове. В 2-х т. Т.2 / сост., ред., примеч. и предисл. 3. Апетян.— М.: Музыка, 1988. — 666 с.
- Галеев Б. М. Античное учение «музыки сфер» и светомузыка / Б. М. Галеев // Искусство светящихся звуков: Сб. ст. СКБ «Прометей». — Казань, 1973, —С. 111−132.
- Галеев Б. М. Природа и функция синестезии в музыке / Булат Галлеев // Музыкознание. — 2006. — № 1. — С. 24−29.
- Ганслик Э. О музыкально-прекрасном / Э. Ганслик // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т. 2.: Антология / сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — С. 287−323.
- Гаудримас Ю. М. К. Чюрлёнис / Ю. Гаудримас, А. Савицкас. — Вильнюс, 1965. — 122 с.
- Гейне Г. О французской сцене / Генрих Гейне // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т. 2.: Антология / сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — С. 233−239.
- Глинка М. И. О музыке и музыкантах / М. И. Глинка. — М., 1954. —86 с.
- Гозенпуд А. Из наблюдений над творческим процессом Рим-ского-Корсакова. Записные книжки композитора / А. Гозенпуд // Римский-ОКорсаков Н. А. Исследования, материалы, письма. — Т. 1. — М., 1953. — С. 145−251.
- Гонкур Э. и Ж. Жасмин Ласерте. — Актриса. — Отрывки из «Дневника» / Э. и Ж. Гонкур / пер. с франц., ред., вступит, статья и примеч. Н. Я. Рыковой. — Л.: Лениздат, 1961. — 663 с.
- Готсдинер А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974. —С. 230−251.
- Григ Э. Избранные статьи и письма / Эдвард Григ / общ. ред. О. Левашевой. М.: Музыка, 1966. — 448 с.
- Григорьев В. Ю. Антонио Вивальди: Монография / В. Ю. Григорьев / Магнитогорский гос. музыкально-педагогический ин-т- Ассоциация муз. учеб. завед. России. — М., 1994. — 224 с. — ISBN 5−7196−0366−5.
- Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. В 2-х ч. 4.1 / Р. И. Грубер. — М.: Музыка, 1960. — 488 с.
- Гурков В. Импрессионизм Дебюсси и музыка XX века / В. Гур-ков // Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л., 1983. — С. 11−38.
- Данилевич Л. Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова / Л. Данилевич. — М.: Гос. муз. изд., 1961. — 280 с.
- Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / Сергей Даниэль. — Л.: Искусство, 1990. — 223 с. — ISBN 5−210−35−4.
- Дебюсси К Избранные письма / Клод Дебюсси / сост., перев., вступит, ст., коммент. А. Розанова. — Л.: Музыка, 1986. — 286 с.
- Дебюсси К Статьи. Рецензии. Беседы / Клод Дебюсси. — М.-Л.: Музыка, 1964 —256 с.
- Демченко А. И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века / А. И. Демченко. — М.: Композитор, 2006. — 286 с.
- Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси / Эдисон Денисов // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. — М., 1977.— Вып. 3. — С. 230−253.
- Денисова Е. О. Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е. О. Денисова. — М., 1997. — 187 с.
- Дмитриева Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. — М.: Искусство, 1962. — 313 с.
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств / И. А. Дмитриева. — М.: АСТ-ПРЕСС- Галарт, 2004. — 624 с. — (История искусств). — ISBN 5−7805−0693−0.
- Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах / М. С. Друскин. — М.: Музыка, 1982. —383 с.
- Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века / Т. Дубравская // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей под ред. Вл. Протопопова. — М., 1972. — Вып. 2. — С. 55−97.
- Дубравская Т. Мадригал (жанр и форма) / Т. Дубравская // Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. статей / сост. Ю. К. Евдокимова, В. В. Задерацкий, Т. Н. Ливанова. — М., 1978. — С. 108−126.
- Дуглас Ш Декоративность и модернизм: становление эстетики абстракционизма / Шарлота Дуглас // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. — XI (2/97). — М., 1997. — С. 142−150.
- Емельянова Н. Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова / Н. Н. Емельянова.— Воронеж: Центр. Чернозем, книжное издательство, 1984. — 159 с.
- Живописность // Ванслов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 3. — СПб.: ЛИТА, 2000. — С. 91−94.
- Живописность // Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. — М.: Олимп: ООО «Фирма „Издательство ACT“», 1999. — С. 228 229.
- Живописный // Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — С. 305.
- Зак В. Общительный характер популярной интонации / В. Зак // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып.6 — М.: Сов. композитор, 1980. — С. 281−301.
- Замечатечьные почотна. Киша для чтения, но истории русской живописи XVII — начала XX века. — Л.: «Художник РСФСР», 1962. — 379 с.
- Запорожец Н. А. К. Лядов. Жизнь и творчество / Н. Запорожец. — М.: Музгиз, 1954. — 215 с.
- Звукопись // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974.— С. 452−453.
- Звукопись // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1991.— С. 201.
- Землянский Б. Я. Тринадцать прелюдий ор.32 Рахманинова. Методические исследования // Землянский Б. Я. О музыкальной педагогике.—М.: Музыка, 1987. —С. 104−141.
- Измайлова Л. Ладовые истоки музыкального языка Дебюсси / Л. Измайлова // Вопросы теории музыки: Сб. статей / под ред. С. Скребко-ва. — М., 1968.— С. 266−298.
- Импрессионизм // Большая советская энциклопедия. — Т.П.
- М.: Гос. научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. —С. 594−596.
- Импрессионизм // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — С. 506−507.
- Импрессионизм // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 491−492.
- Иовлева Л. И. Товарищество передвижных художественных выставок / Л. И. Иовлева. — Л.: «Художник РСФСР», 1971. — 83 с.
- Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 2. Искусство западной Европы ХУН-ХХ веков.
- М.: Просвещение, 1988. — 286 с.
- История скрипичного искусства: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1 / сост. JI. С. Гинзбург, В. Ю. Григорьев. — М.: Музыка, 1990. — 285 с.
- Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. — JI.: Музыка, 1972, —440 с.
- Казанцева Л. П. Музыкальный портрет / JI. П. Казанцева. — М.: НТЦ «Консерватория», 1995. — 124 с., нот. — ISBN 5−86 419−017−9.
- Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учебное пособие / JL П. Казанцева. — Астрахань, ИПЦ «Факел» ООО «Ас-траханьгазпром», 2001. — 368 с. — ISBN 5−89 044−020−9.
- Казарян Н. О мадригалах Джезуальдо / Н. Казарян // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей / сост. Р. Ширинян. — М., 1980. — Вып. 4. — С. 28−54.
- Как мы пишем: Сб. ст. — Д., 1930. — 221 с.
- Калитина Н. Н. Французская пейзажная живопись. 1870−1970 / Н. Н. Калитина. — Д.: Искусство, 1972. — 261 с.
- Камминг Р. Живопись: шедевры живописи с комментариями Изоматериал. / Р. Камминг. — Лондон, Изд. «Дорлинг Киндерсли», 1998.112 с. — (серия «Домашний музей»).
- Кандинский В. Желтый звук. Сценическая композиция / В. Кандинский // Синий всадник / под ред. В. Кандинского и Ф. Марка / перевод, комм, и статьи 3. С. Пышновской. — М.: Изобраз. искусство, 1996. — С. 75−82. — ISBN 5−85 200−147−3.
- Кандинский В. К вопросу о форме / В. Кандинский // Синий всадник / под ред. В. Кандинского и Ф. Марка / перевод, комм, и статьи З. С. Пышновской. — М.: Изобраз. искусство, 1996. — С. 49−66. — ISBN 585 200−147−3.
- Кандинский В. О духовном в искусстве // Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2001. — С. 23−140. — ISBN 5−26 700 254−2.
- Кандинский В. Точка и линия на плоскости // Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2001. — С. 195−376. — ISBN 5−267−254−2.
- Картинность // Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним, рядов. — М.: Рус. яз. Медиа, 2003. — С. 562.
- Картинный // Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — С. 420.
- Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время / Юрий Келдыш. — М.: Музыка, 1973. —740 с.
- Кечхуашвили Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки / Г. Н. Кечхуашвили // Вопросы музыкознания: Сб. статей. Т. 3 / под ред. Ю. В. Келдыша. — М., 1960. — С. 302 323.
- Киреева А. Д. Постигая тайны совершенства: Основные идеи развития тональной музыки / А. Д. Киреева. — Саратов, 1989. — 119с. — ISBN 5−292−313−1.
- Кияновская Л. А. Функции программности в восприятии музыкального произведения: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Л. А. Кияновская. — Киев, 1985.
- Климовицкий А. И. Некоторые особенности творческой лаборатории Бетховена / А. И. Климовицкий // Психология процессов художественного творчества/АН СССР. —Л.: Наука, 1980. —С. 139−150.
- Кожина Е. Искусство Франции XVIII века / Е. Кожина. — Л.: «Искусство», Ленингр. отделение, 1971. — 215 с.
- Колмогорова Н. В. Проблемы формы во французской музыке: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Наталья Владимировна Колмогорова. — М., 1998. — 265 с. — Библиогр.: с. 224−243.
- Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств / Кон-Винер. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2001. — 220 с. — ISBN 594 232−017−9.
- Конен В. Д. История зарубежной музыки. Вып. 3: Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 г. до середины XIX в.: Учебник / В. Д. Конен. — М.: Музыка, 1989. — 544 с.
- Конен В. Д. Клаудио Монтеверди / В. Д. Конен. — М.: Сов. композитор, 1971.— 322 с.
- Конен В. Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) / В. Д. Конен. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1974. — 376 с.
- Корто А. О фортепианном искусстве: Статьи, материалы, документы / Альфред Корто. — М.: Музыка, 1965. — 364 с.
- Краеков С. В. Цветовое зрение / С. В. Кравков. — М.: Издательство АН СССР, 1951. — 175 с.
- Крамской об искусстве / сост., авт. вступ. статьи Т. М. Кова-ленская. — М.: Изобраз. искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5−85 200−015−9.
- Крауклис Г. В. О звуковом воплощении изобразительности / Г. В. Крауклис // Музыкальное исполнительство: Сб. ст. Вып. 11 / сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева и В. А. Натансона. — М.: Музыка, 1983. — С. 55−60.
- Крауклис Г. В. Проблемы западно-европейского программного симфонизма XIX века: дис.. докт. искусствоведения: 17.00.02 / Георгий Вильгельмович Крауклис. — М., 1981.
- Кремлев Ю. А. Выразительность и изобразительность музыки / Ю. А. Кремлев. — М.: Музгиз, 1962. — 52 с.
- Кремлев Ю. А. Клод Дебюсси / Ю. А. Кремлев. — М.: Музыка, 1965. —792 с.
- Кремлев Ю. А. О месте музыки среди искусств / Ю. А. Кремлев. — М.: Музыка, 1966. — 62 с.
- Крутецкий В. А. Психология: Учебное пособие / В. А. Крутец-кий. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Куницкая Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси / Р. Куницкая. — М.: Музыка, 1982. — 88 с.
- Куницкая Р. У истоков стиля К. Дебюсси / Р. Куницкая // Вопросы музыковедения: тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1975. — Вып. XVIII. —С. 243−279.
- Куперен Ф Искусство игры на клавесине / Франсуа Куперен. — М.: Музыка, 1973. — 152 с.
- Купец Л. А. Визуальная парадигма в художественном мире К. Дебюсси / Л. А. Купец // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы межд. науч.-практич. конференции. 25−29 авг. 1997 г. — Астрахань, 1997. — С. 92−98.
- Курт Э. Основы линеарного контрапункта: Мелодическая полифония Баха / Эрнст Курт / перевод с нем. Зинаида Эвальд- под ред. Б. В. Асафьева. — М.: Гос. муз. изд-во, 1931. — 304 с.
- Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / Эрнст Курт. — М.: Музыка, 1975. — 552 с.
- Курышева Т. Театральность и музыка / Т. Курышева. — М.: Сов. композитор, 1984. — 200 с.
- Ландсбергис В. Творчество Чюрлениса (Соната весны) / В. Ландсбергис. — Л.: «Музыка», 1975. — 280 с.
- Левашев Е. М. А. П. Бородин / Е. М. Левашев // История русской музыки: В 10-ти т. — М.: Музыка, 1994. — Т.7: 70−80-е годы XIX века. Ч. 1 / Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашев, М. Д. Сабинина. — С. 286−360.
- Левая Т.Н. А. Н. Скрябин / Т. Н. Левая//История русской музыки в 10-ти т. — М.: Музыка, 1997. — Т. 10 А: Конец XIX — начало XX века. — С. 5−68.
- Левая Т. Н. Космос Скрябина / Т. Н. Левая // Русская музыка и XX век.— М.: Гос. институт искусствознания, 1997.— С. 123−150.
- Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств. Исследование / Т. Н. Ливанова. — М.: Музыка, 1977. — 528 с.
- Ливанова Т. II. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. Т. 1 / Т. Н. Ливанова. — М.: Музыка, 1983. — 696 с.
- Лист Ф. О романтическом выражении и пастушеских песнях // Лист Ф. Годы странствий. — М.: Музгиз, 1959. — С. 303.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Лобанова. — М.: Музыка, 1994. — 320 с. — ISBN 5−7140−0393−4.
- Логинова В. А. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Станчинский): дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. А. Логинова/ Российская академия музыки им. Гнесиных. — М., 2002. — 190 с.
- Лонг М. За роялем с Дебюсси / Маргарита Лонг. — М.: Сов. композитор, 1985. — 157 с.
- Лосева О. В. Музыка и глаз (О роли зрительного фактора в музыке XX века) / О. В. Лосева // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. — М.: Наука, 1994. — С. 140−158.
- Лунева А. Н. Проблема синтеза музыки и живописи в музыке Чюрлениса: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / А. Н. Лунева. — СПб., 1996.—178 с.
- М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников: Сборник / сост., текстолог, ред., вступит, статья и коммент. Е. М. Гордеевой. — М.: Музыка, 1989. — 319 с. — ISBN 5−7140−0151−8.
- Мазелъ Л. А. О лирической мелодике Рахманинова / Л. А. Ма-зель // Сергей Васильевич Рахманинов: Сб. статей / под ред. Т. Цытович. — М.-Л., 1947. —С. 155−175.
- Мазелъ Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк / Л. А. Мазель. — М.: Музыка, 1983. — 72 с.
- МазельЛ, А Проблемы классической гармонии / JI. А. Мазель.
- М.: Музыка, 1972. — 616 с.
- Мартынов И. И. Клод Дебюсси / И. И. Мартынов. — М.: Музыка, 1964. —280 с.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Ме-душевский. — М.: Композитор, 1993. — 268 с.
- Медушевский В. В. Как устроены художественные средства музыки? / В. В. Медушевский // Эстетические очерки: Сб. статей. — М., 1977.1. Вып. 4. —С. 79−113.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский В. В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. В. Медушевский. — М., 1970.
- Меркулов А. Из наблюдений над звуковой символикой / А. Меркулов // Сов. музыка. — 1985. — № 8. — С. 91−96.
- Мессиан О. Вечная музыка цвета: Речь на конференции в Нотр-Дам // Музыкальная академия. — 1999. — № 1. — С. 233−235.
- Михайлов М. А. К. Лядов / М. Михайлов. — Л.: Музыка, 1985.208 с.
- Моюдые годы C.B. Рахманинова. Письма. Воспоминания / под общ. ред. В. Богданова-Березовского. — JI.-M.: Музгиз, 1949. — 191 с.
- Музыкальная эстетика Ггрмании XIX века. В. 2-х т. Т. 2.: Антология / сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — 432 с.
- Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / составление текстов и общая вступит, ст. В. П. Шестакова.
- М.: Музыка, 1966. — 574 с.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков / сост. текстов и общая вступит, статья В. П. Шестакова. — М.: Музыка, 1971. —687 с.
- Музыкальная эстетика Франции XIX века / сост. текстов, вступит. статья и вступит, очерки Е. Ф. Бронфин. — М.: Музыка, 1974. — 327 с.
- Мусоргский М. Письма / М. П. Мусоргский. — М.: Музыка, 1981. —359 с.
- Мышление // Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник.
- М.: Наука, 1975. — С. 366−369.
- Мышление // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 391−392.
- Мэтью-Уокер Р. Рахманинов / Р. Мэтью-Уокер / Пер. с англ.
- Челябинск: Урал LTD, 1998. — 189 с. — ISBN 5−8029−0039−3.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М.: Музгиз, 1972. — 381 с.
- Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с. — ISBN 5−691−1 045-Х.
- Неизвестный Денисов: Из Записных книжек (1980/81, 1986, 1995). — М.: Композитор, 1997. — 160 с.
- Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века / М. Г. Неклюдова. — М.: «Искусство», 1991.395 с.
- Немое Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3-х кн. / Р. С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с. — ISBN 5−691−552−9.
- Нессельштраус Ц. Г. Развитие реалистического пейзажа во Франции во второй половине XVIII века: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Цецилия Генриховна Нессельштраус. — Л., 1949.
- Нестьев И. В. Клод Дебюсси, Морис Равель и французский импрессионизм / И. В. Нестьев // Нестьев И. На рубеже двух столетий. Очерки о зарубежной музыке конца XIX — начала XX века. — М.: Музыка, 1967. —С. 14−43.
- Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 155 с.
- Орлов Г. Время и пространство музыки / Г. Орлов // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. Вып. 1. — М.: Сов. композитор, 1972. — С. 358−394.
- Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894−1912).1. Л., 1971. —С. 373.
- Очеретовская Н. II. Об отражении действительности в музыке (К вопросу о содержании и форме в музыке) / Н. Л. Очеретовская. — Л.: Музыка, 1979. —71 с.
- Паисов Ю. Жизнестойкость романтического миросозерцания: Рахманинов / Ю. Паисов // Русская музыка и XX век. — М., 1997. — С. 91 122.
- Панкевич Г. И. Звучащие образы / Г. И. Панкевич. — М.: Знание, 1977. — 111 с.
- Печерский П. О фортепианной музыке Дебюсси / П. Печерский // Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л., 1983. — С.91−136.
- Плотникова О. М. Художественная пространственно-временная организация поздних фортепианных произведений Скрябина / О. М. Плотникова // Вестник МаГК. — Магнитогорск, 1999. — Вып. 2. — С. 26−28.
- Понизовкин Ю. В. Рахманинов — пианист, интерпретатор собственных произведений / Ю. В. Понизовкин. — М.: Музыка, 1965. — 95 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — М.: Педагогика, 1978. — 380 с.
- Попова Т. В. Симфоническая поэма / Т. В. Попова. — М.: Муз-гиз, 1963. —32 с.
- Попова Т. В. Увертюра / Т. В. Попова. — М.: Госмузизд, 1960.27 с.
- Психологические исследования творческой деятельности / отв. ред. О. К. Тихомиров. — М.: Наука, 1975. — 253 с.
- Психология процессов художественного творчества: Сб. статей. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. комплекс. изуч. худож. творчества, ВНИИ искусствознания- Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. — JL: Наука, 1980. — 285 с.
- Пурталес Г. Шопен / Ги де Пурталес / пер. с франц. А. Став-рина. — М.: Классика-ХХ1, 2001. — 272 с. — ISBN 5−89 817−016−2.
- Рапацкая Я. А. Искусство «серебряного» века / JI. А. Рапацкая. — М.: Просвещение: «Владос», 1996. — 192 с. — ISBN 5−09−5 999−3.
- Рахманинов С. В. Письма / С. В. Рахманинов / ред., вступ. статья и комм. 3. Апетян.— М.: Госмузиздат, 1955. — 602 с.
- Ревалд Д. История импрессионизма / Д. Ревалд / пер. с англ. П. В. Мелковой.— М.: Республика, 1994. — 415 с. — ISBN 5−275−462−1.
- Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду / А. Рембо / издание подгот. Н. И. Балашов, М. П. Кудинов, И. С. Поступальский. — М.: Наука, 1982. — 495 с.
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. — 8-е изд. — М.: Музыка, 1980. — 454 с.
- Римский-Корсаков Н. А. «Снегурочка». Весенняя сказка. 1 Тематический разбор / Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1978. —32 с.
- Розеншильд К. К. Молодой Дебюсси и его современники / К. К. Розеншильд. — М.: Музгиз, 1963. — 144 с.
- Ройтериипейн М. И. Выразительные средства музыки / М. И. Ройтерштейн. — М.: Сов. композитор, 1962. — 56 с.
- Русская пейзажная живопись. Альбом Изоматериал. — М.: Госиздат изоискусства, 1962.— 12 с. +112 репрод.
- Рыбкина Т. В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмоинтонаций в свете учения Б. Асафьева: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Т. В. Рыбкина / Российская академия музыки им. Гнесиных. — Магнитогорск, 2004. — 24 с.
- Сарабьянов Д. Василий Кандинский в русском контексте / Д. Сарабьянов // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. — X (1/97). — М., 1997. — С. 353−396.
- С. В. Рахманинов в Ивановке. Сборник материалов и документов. — Воронеж: Центр.-Чернозем, книжное издательство, 1971.— 298 с.
- Сергей Рахманинов: От века минувшего к веку нынешнему: Сб. статей. — Ростов-на-Дону: РГК, 1994. — 149 с.
- Серкова Е. О мелодической основе фортепианной фактуры С.Рахманинова / Е. Серкова // Критика и музыкознание: Сб. статей. — Л., 1980. — Вып.2. — С. 140−152.
- Скатерщиков В. К. Искусство как форма общественного сознания / В. К. Скатерщиков. — М.: Музгиз, 1961. — 32 с.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции / М. С. Скребкова-Филатова. — М.: Музыка, 1985. —285 с.
- Скурко Е Р. Вариантный меюд развития как офажение особенностей художественного мышления Рахманинова / Е. Р. Скурко // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции.— Ростов-на-Дону, 1994.— С. 91−93.
- Смирнов В. В. Клод-Ашиль Дебюсси. 1862 — 1918: Краткий очерк жизни и творчества. Популярная монография / В. В. Смирнов. — JL: Музгиз, 1962 —88 с.
- Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки: Исследование / М. А. Смирнов. — М.: Музыка, 1990.'— 320 с. — ISBN 5−7140−0251−2.
- Соколов А. С. О типологии методов художественного мышления / А. С. Соколов // Художественный тип человека: Комплексное исследование / Ин-т РАН и др. — М.: МГК, 1994. — С. 52−66.
- Соколов Е. Н. Цветовое зрение / Е. Н. Соколов, Ч. А. Измайлов. — М., 1984.—174 с.
- Соколов О. Музыкальная картина и поэма как жанровые компоненты сочинений Рахманинова / О. Соколов // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции.— Ростов-на-Дону: РГБ, 1994,—С. 41−43.
- Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов / О. И. Соколова. — М.: Музыка, 1983. — 160 с.
- Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика / И. И. Соллертинский. — М.: Музгиз, 1962. — 48 с.
- Соловцов А. А. Сергей Васильевич Рахманинов / А. А. Солов-цов. — М.: Музыка, 1969. — 174 с.
- Сохор А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор. — М.: Музгиз, 1961.— 133 с.
- Сохор А. II. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. — М.: Советский композитор, 1975. — 203 с.
- Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы / А. Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. ст. / сост. Л. Раппопорт- общ. ред. А. Сохора, Ю. Холопова. — М.: Музыка, 1971. — 365 с.
- Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность / В. Н. Стасевич. — М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
- Стасюк С. Поэтика русской лирической песни в произведениях С. В. Рахманинова / С. Стасюк // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции.— Ростов-на-Дону, 1994.—С. 97−100.
- Тараканов М. Е. Замысел композитора и пути его воплощения / М. Е. Тараканов // Психология процессов художественного творчества / АН СССР. — Л.: Наука, 1980. —С. 127−138.
- Толстой Л. Н. Война и мир: Роман. В 4-х т. / Л. Н. Толстой- комент. Л. Д. Опульской. — М.: Просвещение, 1981. — Т. 1. — 287 с.
- Тюлин Ю. Н. О программности в произведениях Шопена / Ю. Н. Тюлин. — М.: Музыка, 1968. — 66 с.
- Уильяме Р. В. Становление музыки / Р. В. Уильяме. — М.: Госмузгиз, 1961. — 90 с.
- Федотов В. М. Музыкальные основы творческого меюда Чюрлениса: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. М. Федотов. — Петрозаводск, 1996. — 156 с. — Библиогр.: с. 128−131.
- Фришман Д. Программность и музыкальная форма в фортепианных прелюдиях Дебюсси / Д. Фришман // Музыка и современность: Сб. ст. —М.: Музыка, 1971. —Вып. 7 —С. 122−163.
- Хаймовский Г. Некоторые особенности темповых и агогиче-ских обозначений Дебюсси / Г. Хаймовский // Об исполнении фортепианной музыки: Баха, Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. — M.-JI., 1965. —С. 96−123.
- Холмс П. Дебюсси / Пол Холмс / пер. с англ. — Челябинск: «Урал LTD», 1999. — 171 с. — ISBN 5−8029−0051−2 (в пер.).
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В. Н. Холопова. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 320 с. — ISBN 58 114−0334−8.
- Холопова В. Н. Фактура: Очерк / В. Н. Холопова. — М., 1979.87 с.
- Хохлов Ю. Н. Программная музыка / Ю. Н. Хохлов // Музыкальная энциклопедия. — Т. 4. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. —С. 442−450.
- Хохлов Ю. Н. О музыкальной программности / Ю. Н. Хохлов.
- М.: Музгиз, 1963. — 145 с.
- Художественное творчество и психология: Сб. ст. / ЛН СССР, ВНИИ искусствознания Мин-ва культуры СССР. — М.: Наука, 1991. — 189 с.
- Целмс Е. Художественное переживание и его роль в процессе восприятия произведений искусства / Е. Целмс // Эстетические очерки: Сб. ст. Вып.5. — М.: Музыка, 1979. —С. 175−194.
- Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В. Цуккерман. — М.: Музыка, 1964. — 160 с.
- Цытович В. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси / В. Цы-тович // Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л., 1983. — С. 64−90.
- Чайковский П.И. о композиторском мастерстве: Избр. отрывки из писем и статей / сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина. — М.: Гос. муз. издат-во, 1952. — 156 с.
- Чахвадзе Н. В. Об особенностях русского менталитета в свете проблемы «Запад Восток» / Н. В. Чахвадзе // Вестник МаГК. — 2004. — № 1−2. —С. 2−11.
- Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. — 256 с. — КВЫ 5−7196−0379−4.
- Шарнова Е. Жест во французской академической картине последней трети XVII начала XVIII веков / Елена Шарнова // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. — XI (2/97). — М., 1997. —С. 449−456.
- Шароев И. Г. Музыка, которую мы видим / И. Г. Шароев. — М.: Сов. композитор, 1989. — 256 с.
- Шахназарова Н. Интонационный «словарь» и проблема народности / Н. Шахназарова. — М.: Музыка, 1966. — 74 с.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / Арнольд Швейцер. — М.: Классика-ХХ1, 2004. — 816 с. — ISBN 5−89 817−092−8.
- Шиллинг Г. Опыт философии прекрасного в музыке / Г. Шиллинг// Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т. 2.: Антология / сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — С. 110−118.
- Ширяева О. Ф. Картинность в музыке: Монография / О. Ф. Ширяева. — Челябинск, 2001. — 167 с.
- Шульга Е. Н. Воплощение ночных образов в инструментальной музыке XIX — первой четверти XX века / Е. Н. Шульга // Вопросы музыкознания: Сб. статей / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 1999. — С. 72−80.
- Шуман Р. Из памятной и поэтической записной книжки мастера Papo, Флорестана и Эвзебия / Р. Шуман // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т. 2.: Антология / Сост. А. Михайлов, В. Шестаков. — М.: Музыка, 1982. — С. 89−91.
- Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Роберт Шуман. — М.: Музыка, 1956. —209 с.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собр. статей: В 2-х т. Т. 1 / Роберт Шуман / пер. А. Г. Габричевского и JI. С. Товалевой / сост., ред., вступит ст., коммент. и указ. Д. В. Житомирского. — М.: Музыка, 1975. — 407 с.
- Шуман Р. Письма. В 2-х т. Т. 2 / Роберт Шуман / сост., науч. ред., вступ. статья, коммент. Д. В. Житомирского- пер. с нем. Д. В. Житомирского, Е. М. Закс, J1. С. Товалевой, В. Г. Шнитке. — М.: Музыка, 1982. — 525 с.
- Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков до наших дней / пер. с фран. — М.: ТЕРРА, 1997. — 1152 е.- ил.
- Яворский Б. Л. Заметки о творческом мышлении композиторов от Глинки до Скрябина // Яворский Б. J1. Избр. труды. Т. 2. Ч. I. / сост. И. С. Рабинович. — М.: Сов. композитор, 1987. — 366 с.
- Яроциньский Ст. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С.Яроциньский. — М.: Прогресс, 1978. — 232 с.
- Ястребцев В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания В. В. Ястребцева. Т. 1. 1886−1892 / В. Ястребцев. — JI.: Музгиз, 1959. —527 с.
- Color vision: An enduring problem in psychology: Selected readings / Ed. by Richard C. Teevan, Robert C. Birney. — Princeton (N. J.) etc., cop. 1961.—214 p.
- Color vision: Symposium conducted at the spring meeting, 1971. Comm. on vision Div. of behavioral sciences Nat. researen sciences, 1973. — 124 p.
- Cox D. Debussy orchestral music. David Cox. Seattle, Univ. of Washington press., 1974. — 64 p.
- Genrrich F. Der musikalische Nachlass der Troubadours. Hesg. von Friedrich Gennrich. — Darmstadt, 1960. —
- Debussy C. Einsame Gesprache mit Monsieur Croche. «Monsieur Croche, Antidilettant» und andere Aufsatze. Hrsg. von E.Klemm. Aus dem Franz ubers. von C.Noch. — Leipzig, 1971. — 174 S.
- Debussy C. Lettres, 1884−1918 / Claude Debussy- Reunies et presentees par Francois Lesure — Paris.: Hermann, cop. 1980. —293 S.
- Debussy C. — Paris: Ed. de la Difference, 1987. — 288 p.
- Debussy C. Textes et documents inedits. — Paris, Heugel et c-ie, 1962. —211 p.
- Debussy et l’evolution de la musique au XX-e siecle. Paris, 24−31 octobre 1962. Etudes reunites et presentees par Edith Weber. — Paris, 1965. — 365 p.
- Fuhrmann A. Klang und Bild // Neue Zeitschrift fur Musik. — 1994. —№ 4. —S. 46−48.
- JakobikA. Die assoziative Harmonik in den Klavir-Werken Claude Debussys. Von Dr. Albert Jakobik. Wurzburg. — Aumuhle, Triltsch, 1940. — 86 S.
- Klangkunst. — Munchen / New York, 1996. — 303 S.
- La musica italiana e la musica britanica dal XVI al XVIII secolo: Conferenze organizzate dall’Accad. naz. dei Lincei in collab. con la British acad. — Roma, 1978. — 51 p.
- Linker R. W. Music of the Minnesinger and early Meisterssinger. A bibliography. By Robert White Linker. Chapel Hill, Univ. of North Carolina press, 1962. —79 p.
- Liszt F. Gesammelte Schriften. Herausgegeben von L. Ramann, Leipzig, II, Reisebriefe eines Baccalaureus der Tonkunst. — Leipzig, 1961. —
- Lockspeiser E. Debussy. His life and mind. Edward Lockspeiser. — London, Cassell, 1965. —
- Musical Europe. An ill guide to musical life in 18 European countries. Ed. by Marianne Adelmann. N. J., Raddington press, Two continents publ. group, 1974. — 447 p.
- Music and aesthetics in the eigh-teenth and early-nineteenth centuries / Ed. by Peter le Huraya. James Day. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1981. —597 S.
- Music from the Middle Ages to the Renaissance. Ed. by F. W. Sternfeld. London, Weidenfeld & Nicolson, 1973. — 524 p.
- Nichols R. Debussy. — London, Oxford univ. press, 1973. — 86 p.
- Schmitz E. R. The piano works of Claude Debussy. By E. Robert Schmitz. Foreword by Virgil Thomson. — N. J., Dover, 1966. — 234 p.
- Wilson P.N. «Eine andere Art von Kunst-Armut» // Neue Zeitschrift fur Musik. — 1997. — № 3. — S. 4−9.