Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен (классико-роматическая эпоха)
Диссертация
В музыкальных произведениях фортепианно-оркестрового плана, образующих в своей совокупности ядро современного концертно-филар-монического и педагогического репертуара, существует ряд специфически им присущих закономерностей тонально-гармонической драматургии. Эта специфика целенаправленно и неуклонно насаждается JI. Бетховеном в ряде его фортепианных концертов и почти никак не затрагивает его… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННО-ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ
- 1. 1. Общее состояние исследований музыки для фортепиано с оркестром
- 1. 2. Концерт и симфония: проблемы сравнительного анализа
- 1. 3. Фортепианный концерт и проблема диалогичности
- ГЛАВА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ
- 2. 1. Общие историко-смысловые закономерности в музыкальном произведении для-фортепиано с оркестром
- 2. 1. 1. Русские черты европейского музыкального жанра
- 2. 1. 2. Трехуровневая система историко-художественных смыслов фортепианно-оркестровой композиции
- 2. 1. 3. Предпосылки акмеологического потенциала фортепианно-оркестровой композиции
- 2. 2. Персоналия фортепианно — оркестровой композиции
- 2. 2. 1. Бах.'
- 2. 2. 2. Моцарт
- 2. 2. 3. Бетховен
- 2. 2. 4. Шопен, Лист и Шуман
- 2. 2. 5. Брам
- 2. 2. 6. Чайковский
- 2. 2. 7. Рахманинов и Скрябин
- 2. 2. 8. Вместо закл’ючения:Гершвин
- 2. 1. Общие историко-смысловые закономерности в музыкальном произведении для-фортепиано с оркестром
- 3. 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩЕНИЯ
- 3. 2. 1. ФОРМЫ МЕДЛЕННЫХ ЧАСТЕЙ В КОНЦЕРТЕ И СИМФОНИИ
- 3. 2. 1. 1. Моцарт
- 3. 2. 1. 2. Бетховен
- 3. 2. 1. 3. Шопен.'
- 3. 2. 1. 4. Мендельсон
- 3. 2. 1. 5. Брамс
- 3. 2. 1. 6. Сен-Санс
- 3. 2. 1. 7. Чайковский
- 3. 2. 1. 8. Рахманинов
- 3. 2. 2. ФОРМЫ ФИНАЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В КОНЦЕРТЕ И СИМФОНИИ. 208 3.2.2.1. Моцарт
- 3. 2. 2. 2. Бетховен
- 3. 2. 2. 3. Шопен
- 3. 2. 2. 4. Мендельсон
- 3. 2. 2. 5. Брамс
- 3. 2. 2. 6. Сен-Санс
- 3. 2. 2. 7. Чайковский
- 3. 2. 2. 8. Рахманинов
- 3. 2. 1. ФОРМЫ МЕДЛЕННЫХ ЧАСТЕЙ В КОНЦЕРТЕ И СИМФОНИИ
- 3. 3. 1. Постановка вопроса и предварительные обобщения
- 3. 3. 2. Константные тональные отношения в архитектонике музыкального произведения для фортепиано с оркестром
- 3. 3. 3. Предпочитаемые фортепианно-оркестровые тональности
- 3. 3. 4. Специфические гармонические формулы и жанровохарак-терные аккорды как свернутые формы предпочитаемых тональных отношений в фортепианно-оркестровой музыке
Список литературы
- На русском языке:
- Аберт Г. В.А. Моцарт / Пер. с немецкого и коммент. К. К. Саквы. Ч.1., кн. 1.-М.: Музыка, 1978.-534 с.
- Абульханова К.А. Проблемы психологии искусства в школе C.JI. Рубинштейна. — Творчество в искусстве. Искусство Творчества / Под ред. JI. Дорфмана, К. Мартиндейла и др. М.: Наука, 2000. — С. 122 — 142.
- Абызова Е.Н. Некоторые вопросы тематизма и формы скрипичных концертов И.С. Баха // Вопросы теории музыки. М.: Музыка, 1975. — Вып. 3. -С. 237−271.
- Алдошина И.С. Семь клавирных концертов И.С. Баха: дипломная работа. М.: МГДОЛК, 1986. — 104 с.
- Алмазова Т.А. Становление и развитие татарского инструментального концерта: дис.. канд. искусствоведения. Л., 1987. -212 с.
- Антонова Е.Г. Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период: дис.. канд. искусствоведения. -Киев, 1989.-227 с.
- Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке/Музыкальный современник. -М.: Сов. композитор, 1987. -Вып. 6.-С. 5−44.
- Арутюнов Д.А. О преломлении традиций восточной и европейской музыки в творчестве А.И. Хачатуряна // С. С. Скребков. Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979. — С. 213 — 251.
- Асафьев Б.В. С.В. Рахманинов // Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 289 — 306.
- Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. М.: Музыка, 1977. — 279 с.
- Асафьев Б.В. Инструментальный концерт // Русская музыка XIX -начала XX века. -М.: Музыка, 1978. С. 201 — 210.
- Ахмедходжаева Н.М. Теоретические • проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве: дис.. канд. искусствоведения. — В 2-х т. Ташкент, 1985.1. Т. 1.- 199 с. 1. Т. 2. 46 с.
- Бараш Е.В. Концерты Эдисона Денисова. Проблемы жанра и оркестрового стиля: дис. .канд. искусствоведения. -М., 2000. — 266 с.
- Басин Е. «Двуликий Янус» (О природе художественного таланта). -М.: Магистр, 1996. 61с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.
- Березовчук JI.H. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) // Аспекты теоретического музыкознания: Сб. науч. трудов. Вып. 3 / Отв. ред. и сост. Ю. В. Кудряшов. — Л.: ЛГИТМиК, 1989. — С. 95 — 122.
- Брагинская Н.А. Концерт в творчестве И.Стра-винского: автореферат дис.. канд. искусствоведения. СПб., 1991. — 16 с.
- Брянцева В.Н. Фортепианные концерты Рахманинова, (об основе жанрово-стилистического своеобразия творчества композитора): дис.. канд. искусствоведения. — В 2-х т. — М., 1965.1. Т. 1.-261 с. 1. Т. 2. 208 с.
- Бутир Л.М. О роли концертов в творческом наследии И.С. Баха // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1974. — Вып. 13. — с. 187 — 214.
- Бутир Л.М. Концерт: и соревнование, и согласие // Русская речь. -1981.-№ 4.-С. 133 138.
- Бэлза И.Ф. История польской музыкальной культуры. Т.З. — М.: Музыка, 1972.
- Вартанова Е.И. Музыкально-теоретические аспекты логики игрового мышления. Саратов, 1990. — Рукопись депонирована в РГБ № 2304. -22 с.
- Веремьева А.А. Социальные формы бытования искусства (на примереистории музыки): дис. .канд. философских наук. — Д., 1986. — 157 с.
- Вечева A.M. Русско-болгарские связи на примере фортепианного концерта: дис. .канд. искусствоведения. — М., 1990. — 186 с.
- Волкова И.С. Понятие инварианта в концепции музыкального языка. — дис. .канд. искусствоведения. В 2-х т. — М., 1986.1. Т.1 182 с. Т.2−137 с.
- Волошко С.В. Монологическая и диалогическая речь в структуремузыкального мышления Д.Д. Шостаковича: дис. .канд. искусствоведения. М., 1995.- 141 с.
- Гаккель JI.E. Бела Барток и фортепианная музыка XX века: дис. доктора искусствоведения. В 2-х т. — Л., 1977., Т. 1.-228 с. Т. 2.-417 с.
- Гаценко О. А. Индивидуализация композиции в фортепианных концертах
- Моцарта (в связи с трактовкой жанра): дипломная работа. М.: МГДОЛК, 1985.-76 с.
- Гребнева И.В. Жанр скрипичного концерта в зарубежной европейскоймузыке 1920- 1930 х годов: дис.. канд. искусствоведения. -М., 1990. — 222 с.
- Дараган Н.А. Концерт: бытие художественное и общественное: дипломная работа. М.: МГДОЛК, 1997. — 125 с.
- Демешко Г. А. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма: дис.. доктора искусствоведения. Новосибирск, 2002. -333 с.
- Денисова Е.Н. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века: дис. канд. искусствоведения. -М., 2002. 257 с.
- Долинская Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: Исследовательские очерки. — М.: Композитор, 2006. — 560 с.
- Друскин М.С. Фортепианные концерты Бетховена // Друскин М. Избранное. — М.: Сов. композитор, 1981. С. 4 — 70.
- Дукельский В. Об одной прерванной дружбе // История и современность // Ред. сост. А. И. Климовицкий и др. — Л.: Сов. композитор, 1981.-С. 244−260.
- Дуков Е.В. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра: дис.. канд. искусствоведения. М., 1982. — 190 с.
- Дуков Е.В. Концертная деятельность как социальная практика в истории европейской культуры: дис.. доктора философских наук. М., 1999.-339 с.
- Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры М.: Классика XXI, 2003. — 256 с.
- Егорова М.А. Проблема сонатно-циклической драматургии в произведениях Шопена: дис.. канд. искусствоведения. -М., 1990. 180 с.
- Ермакова Г. А. Музыкознание и культурология: автореферат дис.. доктора искусствоведения. М., 1992. — 42 с.
- Житомирский Д.В. Фортепианное творчество Рахманинова // Сов. музыка. 1945. — № 4. — С. 80 — 103.
- Зейфас Н.М. Concerto grosso в музыке барокко // Проблемы музыкальной науки. -М.: Сов. композитор, 1975. -Вып.З. С. 379 — 406.
- Ивашкин А.В. Канон в музыке как эстетический принцип: дис.. канд. искусствоведения. М., 1978. — 449 с.
- Ивашкин А.В. Чарльз Айвз и музыка XX века. М.: Сов. композитор, 1991.-464 с.
- Казанцева Л.П. Автор в музыкальном содержании. М.: РАМ, 1998. -248 с.
- Кантор В. Иная Европа Федора Тютчева // Вестник Европы. 2004. -N XII. — С. 191−214.
- Карелина Е.К. Концертные сочинения Р. Шумана в контексте его творчества: дипломная работа. М.: МГДОЛК, 1989. — 122 с.
- Кириллина Л.В. Формы некоторых произведений Бетховена в связи с музыкально-теоретическими учениями XVIII века // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. М.: РАМ, 1994. — С. 126 — 143.
- Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: МГК, 1996. — 190 с.
- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 2004. — 495 с.
- Кленицкис А.Р. Дирижирование инструментальным концертом: дис.. канд. искусствоведения. Вильнюс, 1959. — 250 с. у
- Коляденко Н.П. Симфонизм как музыкальное и эстетическое явление. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1995. — 21 с. — Рукопись депонирована в РГБ N 1815.
- Конен В.Дж. Современность как история (О фортепианном концерте А.И. Хачатуряна) // Сов. музыка. 1957. — № 5. — С. 68 — 75.
- Конен В.Дж. Пути американской музыки. М.: Музыка, 1965. — 527 с.
- Конен В.Дж. Театр и симфония. М.: Музыка, 1975. — 376 с.
- Конен В.Дж.Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1984. — 312 с.
- Кравец Н.Я. Инструментальные концерты Прокофьева: дис.. канд. искусствоведения. М., 1999. — 240 с.
- Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М.: ГИИ, 1997.-256 с.
- Крылова JI.JI. О некоторых приемах выражения авторской позиции в музыкальном произведениии: автореферат дис.. канд. искусствоведения. -М., 1987.- 17 с.
- Кряжева И.А. «Свое — чужое» в профессиональной музыке Латинской Америки // Музыкальное искусство XX века. Вып. 2 / Сост. Т. Н. Дубравская.- М.: МГК, 1994. С. 38 — 49.
- Кудря О.Е. О фортепианных концертах Моцарта: дипломная работа. -М.: МГДОЛК, 1994. 91 с.
- Кузнецов И.К. Историческое развитие принципов концертности и их влияние на фортепианные произведения крупной формы. — М., 1971. — 311 с. Рукопись.
- Кузнецов И.К. Ранний фортепианный (клавирный) концерт // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. Вып. 3. — М.: Музыка, 1974. — С. 156- 185.
- Кузнецов И.К. Фортепианный концерт. (К истории и теории жанра):дис.. канд. искусствоведения. М., 1980. — 211 с.
- Кузнецов И.К. Теория концертности и ее становление в русском и советском музыкознании // Вопросы методологии советского музыкознания. -М.: МГДОЛК, 1981.-С. 127- 157.
- Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М.: Композитор, 2003.-308 с.
- Лобанова М.Н. Концертные принципы Д.Шостаковича в свете проблем современной диалогистики // Проблемы музыкальной науки. -Вып. 6.- М.: Сов. композитор, 1985. С. 110−129.
- Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность.- М.: Советский композитор, 1990. 221 с.
- Лосева О.В. Семантика тональностей в музыке Шумана: дипломная работа. -М.: МГДОЛК, 1980. 83 с.
- Мазель JI.A. Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена // Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. — М.: Музгиз, 1960. С. 182 — 231.
- Максимов Е.И. Фортепианное творчество Бетховена в рецензиях его современников. М.: Преет, 2001. — 84 с .
- Малинковская А. Размышления о феномене авторской интерпретацииспецифика творческого процесса композитора-исполнителя) // Процессымузыкального творчества. Вып.7. — М., 2004. — С. 168 — 191. — (Сб.трудов РАМ N 165)
- Мальцев С.М. Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности: дис.. доктора искусствоведения. — СПб., 1993. 789 с.
- Маркова Е.Н. Интонационная концепция истории музыки: дис.. доктора искусствоведения. В 2-х т. — Одесса, 1990.1. Т.1.-266 с. 1. Т.2.-46 с.
- Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка. 1979. -N 3. — С. 30 — 39.
- Межуев В.М. Национальная культура как явление и понятие // Личность Культура — Общество. — Т. VII, вып. 2 (26) — М.5 2005. — С. 89 — 95.
- Мельцер И.В. Фортепианное творчество Р.К. Щедрина и проблемы современного советского фортепианного искусства: дис.. канд. искусствоведения. -М., 1985. 175 с.
- Механошина О.В. Повествовательные жанры инструментальной музыки: дис.. канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 1998. — 150 с.
- Минаев Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: дис.. доктора искусствоведения М., 2000. — 475 с.
- Мирошниченко С.В. Композиторский профессионализм как историческая категория музыкознания: дис.. канд. искусствоведения. — Киев, 1983.-201 с.
- Михайлов М.К. Стиль в музыке: исследование. Л.: Музыка, 1981. -262 с.
- Орлов Г. Советский фортепианный концерт. Л.: Музгиз, 1954. 212 с.
- Охалова И., Рыцлина Л. Фортепианные концерты Бетховена и Рахманинова // Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей / Ред. сост. Е. М. Царева. -М.: Музыка, 1981. — С. 97 — 131.
- Петров Д.Р. Густав Малер и «девятнадцатый век». Становление художника: дис.. канд. искусствоведения. М., 1999. — 255 с.
- Письма Бетховена: 1787 1811. — М.: Музыка, 1970. — 576 с.
- Пичугина Ю.Г. Личностное начало в композиции инструментального концерта XIX века // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. -4.1. Астрахань, 2006. — С. 190 — 196.
- Пороховниченко М.Е. О диалогичности в симфониях Г. Канчели: дис.. канд. искусствоведения. — Минск, 1997. — 160 с.
- Прокофьев С.С. Автобиография. М.: Сов. композитор, 1982. — 600 с.
- Протопопов Вл.В. Принципы музыкальной формы Бетховена: Сонатно- симфонические циклы op. 1 81. — М.: Музыка, 1970. — 331 с.
- Протопопов Вл.В. О сонатно-циклической форме в произведениях Шопена // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. — М.: Музыка, 1972. — С. 166- 180.
- Протопопов Вл.В. Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта. М.: Музыка, 1978. — 98 с.
- Психология / под ред. Л. Д. Столяренко. СПб.: Лидер, 2004 — 592 с.
- Пугачева Л.Г. Акмеология и развитие личности // Акмеология: организационная, управленческая, личностная. Саратов: Изд — во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. — С. 53 — 54.
- Раабен Л.Н. Советский инструментальный концерт. Л.: Музыка, 1967.-307 с.
- Раабен Л.Н. Концерт // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1974. — С. 922 — 925.
- Раабен JI.H. Советский инструментальный концерт: 1968 1975. — JL: Музыка, 1976.-80 с.
- Розанов А.С. Фортепианные концерты Андрея Баланчивадзе: дис.. канд. искусствоведения. М., 1978. — 184 с.
- Рубаха Е.А. Финал инструментального цикла венских классиков как художественное претворение контрданса: дис.. канд. искусствоведения. -М., 1982.1. Т. 1.-195 с. 1. Т. 2.-54 с.
- Рыцлина JI.JT. Из истории русской концертной фортепианной классики. (От Глинки до Чайковского): дис.. канд. искусствоведения. М., 1953.-363 с.
- Самойленко Е.М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А.Эшпая: дис.. канд. искусствоведения. — М., 2003.1. Т.1.-178 с. 1. Т.2.-234 с.
- Сапонов М.А. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982. — 77 с.
- Симонова Н.В. Фортепианный квинтет. Вопросы становлении жанра: дис.. канд. искусствоведения. Киев, 1990. — 241 с.
- Слонов Н.Н. Системный подход к ситуации акте // Акмеология: организационная, управленческая, личностная. — Саратов: Изд во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. — С. 23 — 24.
- Смирнова Т.М. Проблема теории музыкального жанра: дис.. канд. искусствоведения. — Киев, 1988. 172 с.
- Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Нижний Новгород. — Н-НГУ, 1994. — 220 с.
- Соколова О.Н. К проблеме симфонизма. М.: МГДОЛК, 1989. — 37 с. Рукопись депонирована в РГБ N 1756.
- Солнцев В.В. Эволюция австро-немецкого скрипичного концерта от Бетховена до Брамса: дис.. канд. искусствоведения. — СПб., 1994. 197 с.
- Соловцов А.А. Фортепианные концерты Рахманинова. М.: Музгиз, 1961.-87 с.
- Соловцов А.А. Концерт. М.: Музгиз, 1963. — 54 с.
- Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968.- 103 с.
- Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. -С. 292−309.
- Способин И.В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1984. — 400 с.
- Тайманов И.М. Концерт для двух фортепиано с оркестром. История жанра: дис.. канд. искусствоведения. Л., 1982. — 319 с.
- Тараканов М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60−70-е годы). Пути развития: очерки. М.: Сов. композитор, 1988.-271 с.
- Тихонов С.И. Фортепианные концерты Бетховена. (Стилевые особенности и интерпретация): дис. .канд. искусствоведения. М., 1990. -268 с.
- Торган Я.Э. Фортепианные концерты Брамса в свете эволюции данного жанра в первой половине XIX в.: дис.. канд. искусствоведения. -Л., 1976.- 162 с.
- Торгашин Р.А. Моделирование личности как системы единиц с разной акмеологической динамикой // Акмеология: организационная, управленческая, личностная. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. — С. 55−57
- Тюлин Ю.Н. Произведения Чайковского: структурный анализ. М.: Музыка, 1973.-276 с.
- Тюлин Ю.Н., Бершадская Т. С. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1974.-359 с.
- Уткин А.Н. Эстетические тенденции современной советской музыки и эволюция инструментального концерта // Материалы IV Всесоюзнойонференции аспирантов вузов и НИИ Министерства культуры СССР. Тбилиси, 1971.-С. 297−299.
- Уткин А.Н. О концертировании и его формах в современной инструментальной музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 19 601 970-х годов. Л.: ЛГИТМиК, 1979. — С. 63 — 84.
- Финкельштейн Э. К вопросу о специфике жанра // Музыка и жизнь: Музыка и музыканты Ленинграда. Л — М.: Сов композитор, 1972. — С. 79 — 96.
- Фокина Т.П. Организационная акмеология: предмет и метод // Акмеология: организационная, управленческая, личностная. Саратов: Изд -во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. — С. 7 — 9.
- Холопов Ю.Н. Концертная форма у И.С. Баха // О музыке. Проблемы анализа. -М.: Сов композитор, 1974. С. 119 — 149.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000. — 320с.
- Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание.- М.: МГК, 2002. 32 с.
- Холопова В.Н. Понятие «Музыка» // Муз. академия. 2003. — N 4. — С. 1−18.
- Хотеев А. К истории создания фортепианных концертов Чайковского // Муз. академия. 2003. — № 3. — С. 138 — 145.
- Хохлов Ю. Советский скрипичный концерт. М.: Музгиз, 1956. -232 с.
- Хренов Н.А. Зрелище как социально-психологичес-кая проблема новой политической и культурной истории // Искусство и социальная психология: сб. статей / ред. сост. В. И. Тасалов и В. Г. Клюев. — М.: ГИИ, 1996.-С. 205−245.
- Хренов Н.А. Социально-психологическая парадигма // Искусство и социальная психология: сб. статей / ред. — сост. В. И. Тасалов и В. Г. Клюев. -М.: ГИИ, 1996. С. 75 — 117.
- Царева Е.М. Жанр музыкальный // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. — М.: Сов. энциклопедия, 1974. — Стб. 383 — 388.
- Царева Е.М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986. — 383 с.
- Цукер A.M. И рок, и симфония. -М.: Композитор, 1993. 304 с.
- Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. 159 с.
- Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: рондо в его историческом развитии. 4.2. — М.: Музыка, 1990. — 127 с.
- Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. — Кн. 1. -М.: Сов. композитор, 1988.-384с.
- Чигарева Е.И. Семантика сонатной композиции в фортепианных концертах Моцарта // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: сб. статей / отв. ред. JI.B. Александрова. Новосибирск, 1994. -С. 95−115.
- Шабшаевич Е.М. Русская фортепианная культура глинкинской эпохи: дис.. канд.искусствоведения. — М., 1995.1. Т. 1.-252 е., 1. Т. 2.-95 с.
- Швейцер А. И.С. Бах / Пер.: Я. С. Друскин. М.: Классика — XXI, 2002.-816 с.
- Шелудякова О.Е. Мелодика эпохи позднего романтизма: стилевые аспекты: дис.. канд. искусствоведения. М., 1996. — 230 с.
- Шейн С. Теория симфонизма в толковании Асафьева // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. — М.: Сов. композитор, 1986. — С. 4 — 28.
- Шифман М.Е. С.М.Ляпунов: жизнь и творчество. М.: Музгиз, 1960. — 141 с.
- Шуман Р. Композиции для фортепиано. Концерты // Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 2а. — М.: Музыка, 1978. — С. 146 — 149.
- Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М.: Музыка, 1977. -454 с.
- Энтелис Л.А. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975. -248 с.
- Юэн Дж. Джордж Гершвин. Путь к славе / Пер. с англ.: О. Пискунова, Т. Гувернюк. М.: Музыка, 1989. — 267 с. 1. На иностранных языках:
- Cooper J. The Rise of Instrumental Music and Concert Series in Paris 1828- 1871. Ann Arbor: UMI Research Press, 1983.-387 p.
- Crawford R. Gershwin // The New Grove Dictionary of American Music.- Vol. 2. NY: Macmillan, 1986. — P. 200.
- Engel H. Das Instrumentalkonzert. Eine Musikgeschichtliche Darstellung.- Wiesbaden: Breitkopf, 1974.
- Bd. 1.-393 S. Bd. 2.-481 S.
- Harris J.M. A History of Music for Harpsichord or Piano and Orchestra. -Lanham, Maryland and Oxford: The Scarecrow Press, Inc., 2003. 473 p.
- Heister H.-W. Das Konzert: Theorie einer Kulturform. Bd. 1−2. -Wilhelmshaven, 1983.
- Bd.l. 367 S. Bd.2. — 587 S.
- Hinson M. Music for Piano and Orchestra. Bloomington: Indiana University press, 1981. — 327 p.
- Hutching A. The Baroque Concerto. London: Faber and Faber, 1961. — 367 p.
- Keefe S.P. Mozart’s Piano Concertos: Dramatic Dialogue in the Age of Enlightenment. Woodbridge: The Boydell Press, 2001. — 205 p.
- Kim Y.H. Das Konzertsffick fur Klavier und Orchester des 19. Jahrhunderts von Carl Maria von Weber bis Richard Strauss. Marburg, 1997. -207 S.
- Kloiber R. Handbuch des Instrumentalkonzerts. Bd. 1−2. — Wiesbaden: BreitkopfundHartel, 1972.1. Bd. 1.-321 S.1. Bd. 2. 439 S.
- Koch J. M. Klavierkonzert des 19. Jahrhunderts und die Kategorie des Symponischen. (Musik und Musikanschauung im 19. Jahrhundert: Bd.8). Sinzig: Studio, 2001.-382 S.
- Kresh P. An American Rhapsody: The Story of George Gershwin. NY: Lodestar Books, 1988. — 166 p.
- Milligan T.B. The Concerto and London’s Musical Culture in the Late Eighteenth Century. Ann Arbor, UMI Research Press. 1983. — 376 p.
- Norris J. The Russian Piano Concerto. The Nineteenth Century. -Bloomington, Indianapolis: Indiana univ. press, 1994. 228 p.
- Peyser J. The Memory of All That. The Life of George Gershwin. NY: Simon and Schuster, 1993. — 320 p.
- Roeder M.T. A History of the Concerto. Portland: Amadeus press1, 1994 -480 p.
- Rattalino P. II concerto per pianoforte e orchestre. Milan: Ricordi, Guinti, 1988.-312 p.
- Schering A. Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf Gegenwart. -Leipzig: Breitkopf, 1927. 235 c.
- Young P.M. The concert tradition London: Routledge and Kegan Paul, 1965.-278 p.
- Young P.M. Concerto. London: Phoenix, 1957. — 168 p.
- Weising K. Die Sonatenform in den langsamen Konzertsatzen Mozarts. -Hamburger Вeitrage zur Musikwissenschaft. Bd.3.-Hamburg: Wagner, 1970 191 S.
- Zaslaw N. Mozart’s Symphonies. Oxford: Oxford univ. Press, 1989. -617 p.