Исторические стадии музыкальной культуры Вьетнама: взаимодействие фольклорной и профессиональной форм
В 1956 году в Ханое, столице Вьетнама, была открыта музыкальная школа, ставшая позже консерваторией, как знак подтверждения окончательного оформления академического движения, начавшегося ещё в конце 30-х годов. Многие выпускники этой консерватории становились ведущими музыкальными деятелями нашей страны, внесли значительный вклад в развитие национальной музыки в общем, и музыки европейского… Читать ещё >
Содержание
- 1. часть. Периодизации традиционной музыки Вьетнама и аспекты становления профессионализма
- 1. 1. Проблема взаимодействия фольклорной и профессиональной форм музыки в музыкальной вьетнамистике
- 1. 2. Основные этапы в истории традиционной музыки Вьетнама
- 1. 2. 1. Особенности историко-географического, этнографического и климатического положения Вьетнама
1.2.2. Первый этап. Сохранившиеся исторические свидетельства о становлении музыкальной культуры Вьетнама в эпоху первых двух государств Van lang -Ли Lqc и во время китайской оккупации VII в. до н.э. — 938 г. н.э.
1.2.3. Второй этап. Музыкальная жизнь во Вьетнаме Х- XV вв.
1.2.4. Третий этап. Музыкальная жизнь во Вьетнаме с начала XV века до 40-х годов XX века.
1.2.5. Четвертый этап. Музыкальная жизнь во Вьетнаме после 1945 года.
2 часть. Основные жанры в традиционной музыке Вьетнама и типы взаимодействия фольклорной и профессиональной форм.
2.1. Введение.
2.2. Народные песни.
2.3. Вокально-инструментальная музыка.
2.4. Традиционные музыкально-театральные жанры.
2.5. Некоторые ладовые, мелодические, ритмические особенности и проблема нотации в традиционной музыке Вьетнама.
3 часть. Возникновение и становление профессиональной музыкальной культуры европейского типа во Вьетнаме и характеристика жанровой системы современной музыки Вьетнама.
3.1. Период с начала XX века до Народной Революции 1945 года как подготовительный этап дня становления профессиональной музыкальной культуры европейского типа во Вьетнаме.
3.2. Становление профессиональной культуры европейского типа во Вьетнаме в 1945—1975 гг.
3.3. Развитие музыкальной культуры европейского типа во Вьетнаме после объединения Вьетнама в 1975 году.
3.4. Анализ некоторых сочинений вьетнамских композиторов периода 50-х
90-х гг.
Список литературы
- Алябьева А. Г. Проблема звуковысотности и семантики в традиционной музыке (гамелан и тембанг мачапат). Дисс. канд. искусствоведения. -Новосибирск, 1999.
- Белорусев. И. Из вьетнамских музыкальных впечатлений // Музыка народов Азии и Африки.- М.: «Советский композитор», 1969, Т. 1, с.261−266.
- Буй Конг Тхань. Развитие мелодического интонирования на скрипке в аспекте тоновой специфики вьетнамской речи. Дисс. канд. искусствоведения.- Магнитогорск, 1998.
- Буй Динг Txao: Bui Dinh Thao, Nguyin Quang Hai. Hat chdu van 'Пение чау ван). Nha xudt bdn dm nhac. 1996.
- Ван Kao. Пропаганда народной музыки II Современная культура, № 129, 28. x, 1954, c.4.
- Ван Kao. Музыка свободного Вьетнама // Современная музыка, 1954. № 12, с. 114−119.
- Васильченко Е. В. Традиционная музыка Вьетнама и её связи с музыкальными культурами юго-восточной Азии и Дальнего Востока. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1983.
- Васильченко Е. В. Музыкальные культуры мира. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях. Ближний и Средний Восток,
- Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2001.
- Во Тхан Тунг: Vd Thanh Tung. Nhgc khi dan tqc Уф (Народные инструменты Вьета). Nhaxudt ban dm nhgc, 2001.
- By Квант Винь: Vu Quang Vinh. Tu vdng phdn Cdpcado cua Bretso den cheo Viqt nam (От «Кавказского мелового круга» Брехта до Тео Вьетнама) // Nghien сии ngh? thugt, № 4, 1984, с.83−88.
- By Ньат Тханг: Vu Nhat Thang. Thang am nhac cai luong tai tu (Звукоряды в музыке Кай Лыонг Тай ты) // Thong bao khoa hoc so /.- Ha ngi: Viet nam Musicology Institute, 1999, c. 112−128.
- By Нгок Фан: Vu Ngoc Phan. Mdy у kien so Ьф vi Quan ho Bdc ninh (Несколько предварительных мнений о Кванхо Бакнинг) // Тдр chi van hpc № 5−1971.
- Гиса Жанничен: Gisa Jannichen. Cuqc thu nghi$m vi hat a dao (Эксперимент в a dao).- Ha ngi: Nha xuat ban dm nhgc, 991.
- Грубер. P. И. История музыкальной культуры (с древнейших времен до конца XVI века). Л., 1941, том 1.
- Дай Суан Нинь: Dai Хиап Ninh. Hoat dgng cua tu tiing Vi$t (Словесные движения вьетнамского языка). На npi, Nha xuat ban khoa hoc xa hpi, 1978.
- До Ньан. «Песни запоём- мы сильнее бомб» // Советская музыка № 9, 1975, с.121−125.
- До Ньюан. Национальная музыка Вьетнама // Музыкальная жизнь, 1971, № 14, июль, с. 9.
- До Чонг Кванг: Dd Trqng Quang. Ngh4 thugt Cheo va nhung phuong huong ddi m&i (Искусство Тео и перспективы обновления) // Nghien сии van hod ngh? thugt, № 5,1987, c.31- 48.
- Земцовский И. Мелодика календарных песен.- Л.: Музыка, 1975.
- Зимина Т. В. Творчество композиторов социалистического Вьетнама в его связях с музыкальным фольклором. Дисс. канд. искусствоведения. -Ташкент, 1986.
- Зоан Ньо. Песенный фольклор и современная массовая песня Вьетнама (К вопросу от эволюции общих закономерностей монодической системы Вьетнамской песенности). Дисс. канд. искусствоведения. Киев, 1982.
- Зыонг Бик Ха: Duong Bich На. Ly Hue// Thdng bao khoa h
- Каромэтов Файзулла. Макамат в условиях современности// Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент, 1981, с.9−15.
- Карпов В., Чешков М. Народное искусство. Культурная жизнь Вьетнама // Современная культура, 1955 № 87, с. 4.
- Корявин JI. Искусство героического народа. (К гастролям в Москве ансамбля песни и танца Вьетнама) // Комсомольская правда, 1955, 31, VIII, с. 2.
- L. Besacier. L* anciennepagode Van Phuc a Phat tick сГ apres les dernieres fouilles et la pagode actuelle (Древняя пагода Ван Фук в Фат тик после последних расковок и современная пагода).- BEFEO, 9M.
- Jle Ван Лан, Фам Ван Кин, Нгуен Лин: LeVan Lang, Pham Van Kinh, Nguyen Link Nhung vet tich dau tien cua thoi dai do dong thau о Viet Nam (Первые следы бронзового века во Вьетнаме).- На noi, 1963.
- Ле Ким Тьен. Опера борющегося Вьетнама // Театр, 1972, № 10, окт., с. 142 -146.
- Лю Хыу Фыок. Старый сад расцветает вновь // Известия, 1959,7 января.
- Лэу Тхи Ким Тхаиь. Гонтовые ансамбли во Вьг гнаме (Мыонг и север Тэйнгуен). Автореферат канд. диссертации-М., 1996.
- Минь Там. Краткая история вьетнамской музыки. Архив биб-ки ханойской консерватории.
- Музыкальная энциклопедия.- М.: Издательство «Советская энциклопедия» и «Советский композитор», 1976, том 3.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1990.
- Иго Си Лиен: Ngo Si Lien. Dai Viet su ку toan thu (Историческая книга Дай- Вьета).- На not nxb Khoa hgc xa hpi, 1967, т. 1.
- Нгуен Ван Нам. Существенные черты традиционной музыки Вьетнама. Дисс. канд. Искусствоведения Л. 1981.
- Нгуен Ван Тхыонг. О воспитании музыкальных кадров // Советская музыка, 1975, № 9, с. 125−126.
- Нгуен Дон Фук: Nguyen Don Phuc. Khao luan ve cuqc hat a dao (Рассуждение после пения Адао) // Nam Phong, № 70, 4−1923, с. 277−289.
- Нгуен Динь Тан. Роль музыки во Вьетнамском языке и инструментальная народная музыка // Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность.- Ташкент, 1981, с. 114−115.
- Нгуен Динь Тхи. Народные песни Вьетнама // Современная музыка. 1955, № 5, с. 122- 126.
- Нгуен Лан Туат. Традиционный театр Вьетнама- Новосибирск, 1997.
- Нгуен Синь. О происхождении лада во Вьетнамской традиционной музыке // Советская музыка, 1975, № 9, с. 126−128.
- Нгуен Синь. Коренные свойства музыки Вьетнама. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1981.
- Нгуен Тхи Нюнг: Nguyin thi Nhung. Nhgc khi go va trdng di trong Cheo truyin thdng (Ударные инструменты и барабан де в традиционном Тео).- На nQi: Nhaxudt ban ат nhgc, 1998.
- Нгуен Тхи Нюнг: Nguyin thi Nhung. Am nhgc thinh phong giao huong Viqt Nam (Камерно-симфоническая музыка Вьетнама).- Ha npi, 1999.
- Нгуен Ши Фыонг: Nguyin Ниу Phucmg. Vai trd cua ат nhgc dan gian cd truyin trong cac sang tac cho dan piano cua cac nhac si Vi$t Nam (Роль традиционной музыки в сочинениях для фортепиано вьетнамских композиторов // Van hod dan gian, № 3, 2001, с. 59−61.
- Нгуен Ши Фыонг: Nguyin Ниу Phucmg. Ve ba tac phdm piano dupe hinh thanh tie mqt di$u ly (Об использовании одного напева Ли в трёх сочинениях для фортепиано) // Vdn hod ngh4 thuat.- Ha n$i, № 9, 2001, с. 69−71.
- Нгуен Ши Фыонг: Nguyin Ниу Phucmg. Am nhgc Viet nam thi ky XX trong moi tucmg tac Dong Тау (Музыка Вьетнама XX века во взаимодействии Востока — Запада) // Vdn hod ngh? thugt.- Ha nqi, № 9, 2002, с. 69−76.
- Нгуен Хыу Ба: Nguyin Нйи Ва. Vai thien kiin ve dm nhgc (Некоторые размышления о музыке).- Ниё, 1950,16 с.
- Нгуен Фи Хоань: Nguyin Phi Hoang. Lch sit ngh? thuat Vi$t nam (История изобразительного искусства). Nha xudt ban Vdnhoa.-. Ha npi, 1970.
- Поляновский Г. Песни юного Вьетнама // Труд, 1955, 3, IX.
- Прохоров А. Поэтика вьетнамской сцены // Театр, № 7,1982, с. 112.
- Решетов А. Основные вопросы древнейшей истории Юго-Восточной Азии // Проблемы этнографии и этнической народов Восточной и Юго-Восточной Азии М, 1968, с.250−281.
- Розеншильд К. История зарубежной музыки (до середины XVIII века). Издательство «Музыка».- М., 1973, вып. 1.
- Салонов. М. А. Менестрели. «Преет», — М., 1996.
- Тасс. Искусство вьетнамских друзей // Вечерняя Москва, 22−5-1985, с. 5.
- То By: То Vu. Dan da Lam Ddng dttai goc dp dm nhgc (Каменный инструмент Лам Донг с музыкальной теоретической точки зрения).- Thanh phd, Но Chi Minh, 1999.
- То By, Тхий Лоан: To Vu, Thyy Loan. Am nhgc phucmg Tay da tham nhgp vao Vi4t nam nhu thi nao ?(Как музыка Запада вошла во Вьетнам) // Nghien cituNgh4 Thugt, № 17, с. 78−90.
- То Нгок Тхань: То Nggc Thanh. Gidi thi? u mot sd nhgc сц dan 0c thiiu so Vi$t Nam (Знакомство с некоторыми инструментами этнических народов Вьетнама).- Thanh pho Нд Chi Minh, Nha xudt ban vdn ngh4,1995.
- Тхий Лоан: Thuy loan. Luoc su am nhac Viet nam (Краткий исторический обзор вьетнамской музыки).- На noi: Nha xuat ban am nhac, 1993.
- Тхий Лоан: Thuy loan. Thu dan giai ve mot ly thuyet dieu thuc cua nguoi Viet qua bai ban tai tu cai luong (Комментарии к ладовой теории народа Вьет на примере мелодий тай ты кай лыонг) // Тар chi nghien сии nghe thuat № 2- № 6 1978, № 1- № 2 1979. 40 с.
- Тхий Лоан: Thyy Loan. «Нд, ху, xang. «danh gia va su dyng ra sao? («Хо, сы, санг.» как оценить и использовать?) // Тар chi dm nhac № 2, 1993, с.6−10.
- Тхий Лоан: Thyy Loan. Vi$t nam mpt ty diim cua the gi&i ngu cung phong phu (Вьетнам как центр мир разнообразия пентатоник) // Ngien сии ngh? thugtm, 1992, с. 6−7- с. 35.
- Тхий Лоан: Thyy Loan. Am nhac сб truyin Vi$t Nam (Gido trinh cho bgc dai hQc). Традиционная музыка Вьетнама (Программа обучения для вузов).- На ngi, 12−1999.
- Тхий Лоан: Thj Loan. Ban ve biin s6 hdng sd va ban sdc dan tQc trong dm nhgc Vi? t nam (Обсуждение об изменчивости и постоянстве чисел и национальных колоритах в музыке Вьетнама) // Am nhgc, № 1, 1995, с. 31 -42.
- Тхий Лоан: Thi Loan. Хас djnh vi tri va kha nang cua dm nhgc ngU cung (Определение место и возможность пентатонической музыки) // Am nhgc, № 2,1992, с. 16−19.
- Ту Нгок: Тй Ngoc. HatXoan (Пение Суан).- На nQi Nha xudt ban dm nhac, 1997.
- Ту Нгок- Нгуен Тхи Нюнь- By Ты Лан- Нгуен Нгок Оань. Tu ngoc- Nguyen thi nhung- Vu tu lan- Nguyen ngoc oanh. Am nhac moi Viet nam- tien trinh, thanh tuu (Новая музыка Вьетнама- развитие, успехи). Vien am nhac, Nha xuat ban am nhac, 2000.
- Ту Нгок: Tu ngoc. Dan ca nguoi Viet (Народные песни Вьета). Nha xuat ban am nhac, 1994.
- Фам Фук Минь: Pham Phuc Minh. Tim hieu dan ca Viet Nam (Знакомиться с народными песнями Вьетнама). На nor. NXB Am nhac, 1994.
- Фам Динг Хо: Pham dinh Но. Vu trung tuy but (Записки в дождливую погоду). На noi, 1972.
- Фам Ле Xoa. Жанрово стилевая эволюция вьетнамской инструментальной музыки 1950-х — 1880-х годов: Авторреф. канд. диссертации. — Одесса, 1990.
- Фам Ле Хоа. Стилевые черты музыки XX века и вьетнамский инструментализм в профессиональном творчестве. Одесса, ОКФА, 1996.
- Фам Минь Кханг. О принципах систематизации напевов для свода вьетнамского фольклора. Дисс. канд. искусствоведения.- Л., 1985.
- Фан Динь Тан. Гитароное искусство Вьетнама: (в контексте мирового гитарного искусства) Автореф. канд. диссертации. Киев, 1997.
- Фан Динг Тан. Проблема «Восток Запад»: рефлексия и синкретизм. -Киев, 1998.
- Фан Динг Тан. Проблема «Восток Запад» и дальневосточная художественная культура. — Киев, 1999.
- Фан Хий Чу: Phan Ниу Chu. Lich su che do phong kien Viet Nam (История феодализма Вьетнама). Hanoi, Nha xuat ban giao due, 1962, tap 2.
- Фам Зуи: Pham duy. Dac khao ve dan nhac о Viet nam (Специальный обзор народной музыки во Вьетнаме).- Sai gon: Hien dai, 1972.
- Ха Ван Кау: На van саи. Su phat then cua nghe thuat cheo tu the ky XV den the ку XIX (Развитие искусство Тео с XVb. до XIX в.)// Тдр chi Nghien сии ngH thugt.- На пф1, № 8,1975, с.46−60.
- Хачатурян К. В стране стихов и песен (о музыкальной культуре Вьетнама) // Современная культура, 1957, № 69, с. 4.
- Хоанг Нань Ань, Фам Минь Кханг, Хоанг Хай: Hoang Nhan Anh, Phgm Minh Khang, Hoang Hai. Khao sat trd Xuan Pha (Исследование Чо Суан Фа).-На n (>i: Nha xudt ban dm nhac, 1997.
- Хоанг Xoa: Hoang Hoa. M0t s6 biiu hi$n bdn sdc ddn tqc trong sang tac cho piano cua nhac si Vi$t Nam (Некоторые национальные черты в сочинениях для фортепиано вьетнамских композиторов). Дисс. канд. искусствоведения. Ханой, 1997.
- Хок Фи. Вьетнамская опера // Совргменная культура, 9/10 1956. № 119, с. 4.
- Хонг Тхао: Hdng Thao. Ban vi dieu thuc ddn ca Viet nam (Рассуждение о ладах народных песен Вьет) II Am nhgc, № 2, 1992, с. 22−23, с. 28−30.
- Хюи Чан- Ле Хюи: Ниу Tran- Le Ниу. Nhac khi dan toe Viet nam (Хий Чан- Ле Хий. Инструменты народа Вьет).- На пфг. Nha xuat ban van hoa, 1980. л «л
- Хоанг Киеу, Бинг Динг: Hoang Kieu, Binh Dinh. Chu nhac со truyen Viet Nam (Традиционная музыкально-буквенная письменность Вьетнама). Viqn dm nhgc, 2000.
- Хо Ши Мин. О культуре и искусстве.- На noi: NXB Su that, 1971.
- Хуан Тан Ши. Народные музыкальные инструменты Вьетнама // Из истории музыки XX века.- М., 1971, с. 241 254.
- Хуан Тан Ши. Вьетнамские народные музыкальные инструменты. Автореф. канд. диссертации. М., 1987.
- Изо Чжэньгуан. О музыкально- теоретической системе «люй» в китайской музыке // Музыка народов Азии и Африки.- М., 1987, вып. 5.
- Чан Ван Хе: Tran Van Khe. Am nhac truyen thong Viet nam (Традиционная музыка Вьетнама. Перевод с французского языка Nguyen birth). NhacvienHanoi, 1998.
- Чан Вьет Нгы: Tran Vi? t Ngu. Mdy vdn di vi ngh? thugt cheo hi? n nay (Несколько проблем искусства Тео настоящего времени)// Nghien сии van hod ngH thugt, № 1,1986, с. 65−70.
- Чан Вьет Нгы: Trdn Vi? t Ngu. Lien hoan Cheo torn quoc 1988 nhung diiu ghi nhgn va nhimg khuynh hu&ng can tranh (Общегосударственный фестиваль Тео 1988 — хроника положительных и негативных тенденций) // Nghien сии vdn hod ngh? thuat, № 2, 1989, с.32−35.
- Чан Вьет Нгы: Tran Vi$t Ngu. May vdn di tren ducmgxay dung thi loai Cheo mai (Несколько проблем на пути реформирования Тео) // Nghien сии ngh? thuat, № 5,1984, с. 48−53.
- Чан Вьет Нгы: Trdn Vi$t Ngu. Hat xdm. Tu lieu. (Хат сам. Архивный материал).- На пфи Vien nghien сии am nhgc, 8- 1964.
- Чан Куок Выонг- Ха Ван Тан: Tran Quoc Vuong На van tan. Lich su che do phong kien Viet nam (История феодального строя во Вьетнаме).- На nor. Giao due, 1963, т. 1.
- Чан Тху Бак Ха. Фортепианная культура Вьетнама. Автореф. дис. канд. искусствоведения. -М., 1987.
- Чеснов. Я. В. Историческая этнография стран Индокитая. М.: Наука, 1976,-297 с.
- Чеснов. Я. В. Миф о мече и начало государственности в Восточном Индокитае // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. -М.: Наука, 1970, с.73−98.
- Чешков М. А. Очерки истории феодального Вьетнама. М.: Наука, 1967.-251 с.
- Чинь Винт Зу: Trjnh Vinh Dl. Mpt vai suy nghi vi san khdu va dm nhgc cai luong (Некоторые размышления об сцене и музыке Кай Лыонг) // Vdn hod nghр thugt, На npi, № 9,2001, с. 87−88.
- ИЗ. Чинь Квант By: Trjnh Quang VU. Luge su m$ thugt Vi? t Nam (Краткая история изобразительных искусств Вьетнама).- На ngi: Nha xudt ban Vdn hod-Thong tin, 2002.
- Чинг Хай. Trjnh Khai. Ca Tru Mpt nin dm nhgc bde hoc (Ka Чу -академический жанр музыки) // Сб. трудов: Am nhgc & Tdc gia & Tdc phdm № 2 (Музыка, авторы, произведения ч.2). Сост. Чан Кыонг, Као Минь Туан. Nha xudt ban dm nhgc, 1998.
- Чыонг Чин. Длительная война сопротивления обязательно победит.- На not NXBSu that, 1955.
- Чыонг Динг Кы: Truong dinh Си. Bao Bach khoa // Университет.- Sai gdn, 15−1-1969, с. 4.
- Шахназарова Н. Г. О национальных особенностях искусства (например музыки). Дисс. канд. искусствоведения. -М., 1954.
- Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада (типы музыкального профессионализма).- М.: «Советский композитор», 1983.
- Шахназарова Н. Г. О двух типах музыкального профессионализма в контексте культуры И Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент, 1981, с. 16−23.
- Шмелева Г. В. Очерки культурного строительства в демократической республике Вьетнам. М.: 1976. — 102 с.
- ЕСТЬ ЛИСТЫ ТЕКСТОМ ПЛОХОГО КАЧЕСТВА