Многоголосие в татарской народной и профессиональной музыке: На материале песен.
культуры нагайбаков — южноурал.
татар — кряшен и произведений татар.
композиторов 60-70 гг
Диссертация
Горизонтальное" музыкальное мышление, проявляющееся в творчестве татарских композиторов как ведущая творческая установка на самых различных уровнях организации музыкального произведения (тематизм, фактура, гармония, приемы развития, формообразование), тесно переплетается с «вертикальным» гармоническим мышлением. Различные виды, приемы полифонической техники выступают в сплаве с неполифонической… Читать ещё >
Содержание
- ЧАСТЫ
- ГЛАВА 1. О СПЕЦИФИКЕ ГЕТЕРОФОННОЙ СТРУКТУРЫ
- 1. 1. Гетерофония в контексте современного музыкального творчества
- 1. 2. Понятийно-терминологические и эволюционно-исторические аспекты гетерофонии
- 1. 3. Гетерофонные структуры в народной музыке монодийных культур
- ГЛАВА 2. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА НАГАЙБАКОВ
- ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ТАТАР-КРЯШЕН
- 2. 1. Вопросы истории и этногенеза нагайбаков
- 2. 2. Изучение музыкально-поэтического наследия нагайбаков в работах В. Н. Витевского, Р. Г. Игнатьева и С. Г. Рыбакова
- 2. 3. Особенности жанровой системы и многоголосного стиля песенной традиции нагайбаков
- 2. 4. Закономерности песенной гетерофонии нагайбаков
- ГЛАВА 3. ГЕТЕРОФОНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СТИЛЯ
- 3. 1. Гетерофонные структуры в произведениях татарских композиторов
- 3. 2. Проявление закономерностей кародной музыки в фугах
- Ф. Ахметова и Р. Еникеева
- 3. 3. Национальное претворение принципов полифонического искусства в хоровых циклах Ш. Шарифуллина
Список литературы
- Адлер Г. О гетерофонии.— 1908/ Пер. с немецкого Н. Леви.— Библ. СПб. консерватории. — Машинопись. — 16 с.
- Аладова Р. Н. Полифония в симфоническом творчестве композиторов советской Белоруссии (К проблеме становления национального стиля): Автореф. дис. канд. искусствоведения. — Л., 1980. — 26 с.
- Алиева Н. А. Полифонические формы в творчестве азербайджанских композиторов: Автореф. дис.. канд. искусствоведения.— Баку, 1969.—32 с.
- Арзаманов Ф. Г. К вопросу о методике преподавания полифонии строгого письма на основе пентатонного лада // Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин: Сб. статей ГМПИ им. Гнесиных. — М.: Музыка, 1967. — С. 158−165.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, 1971, —376 с.
- Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. — М.: Сов. композитор, 1978, — 199 с.
- Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1979. —341 с.
- Бершадская Т. С. Лекции по гармонии.— Л.: Музыка, 1978.— 200 с.
- Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. — Ташкент: Фан, 1979. —92 с.
- Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опытов мастеров XIX—XX вв.еков. Очерки. — М.: Музыка, 1981. — 279 с. 11 .Дмитриев А. Н. Полифония как фактор формообразования. — Л.: Музгиз, 1962. —488 с.
- Должанский А. Н. Относительно фуги // Избранные статьи. — Л.: Музыка, 1973. —С. 151−162.
- Дрожжина М. Н. Полифония в инструментальной музыке композиторов Таджикистана: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1990.— 16 с.
- Жанцанноров Н. Некоторые особенности пентатоники в монгольской музыке // Сов. музыка. — 1983. — № 3. — С. 103−106.
- Задерацкий В. В. О новых функциях мелоса и комплементарно-сонорной полифонии // Музыкальный современник. — Вып. 5. — М.: Музыка, 1984.— С. 18−57.
- Задерацкий В. В. Полифоническое мышление Стравинского. — М.: Музыка, 1980, —287 с.
- Задерацкий В. В. Полифония в инструментальных произведениях Шостаковича. — М.: Музыка, 1969. — 270 с.
- Закржевская С. А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. — Ташкент: Фан, 1979. —99 с.
- Закржевская С. А. Об освоении многоголосия монодийными культурами Средней Азии (к постановке проблемы) // Вопросы истории и теории узбекской советской музыки: Сб. статей / Отв. ред. М. С. Ков-бас. — Ташкент: Фан, 1976. — С. 118−128.
- Коловский О. П. Книга о русской музыке// Критика и музыкознание: Сб. статей / Сост. О. П. Коловский. — Вып. 2. — Л.: Музыка, 1980, —С. 216−231.
- Коловский О. П. О мелодической сущности хорового многоголосия М. Глинки // Критика и музыкознание. — Вып. 2. — Л.: Музыка, 1980. С. 124−139.
- Коловский О. П. Русская хоровая песня// Становление и развитие русских национальных традиций в русском хоровом искусстве: Сб. статей ЛОЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова. — Л.: Музыка, 1982. — С. 22−34.
- Кон Ю. Г. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. — Л.: Сов. композитор, 1982. — 152 с.
- Коральский А. Я. Полифония в творчестве композиторов Узбекистана // Вопросы музыкознания: Сб. научн. трудов. — Вып. 2. — Ташкент, 1971.—С. 171−181.
- Краснова Ж. Гетерофония: попытка определения сущностных свойств явления // Бюллетень службы научной информации. — Вып. 3. — Л.: Изд. ЛОЛГК, 1990. — С. 5−22.
- Кузнецов И. К. Теоретические основы полифонии XX века: Авто-реф. дис.. доктора искусствоведения. — М., 1994. — 38 с.
- Кулиева Р. «Баяты» Ализаде А. // Традиции и новаторство в музыке: Тез. докл. межреспубл. научно-теорет. конф.— Алма-Ата, 1980.— С. 187−189.
- Курт Э. Основы линеарного контрапункта. — М.: Музгиз, 1931. —304 с.
- Кушнарев X С. О полифонии // Сб. статей / Ред. и сост. Ю. Н. Тю-лин и И. Я. Пустыльник. — М.: Музыка, 1971. — 136 с.
- Конькова Г. В. Некоторые тенденции развития советской музыки 60−70-х годов // Музыкальная культура братских республик: Сб. статей / Сост. Г. В. Конькова. — Киев: Музична Украина, 1982. — С. 3−29.
- Ларош Г. Новый сборник народных мелодий// Избранные статьи.—Т. 5. —Л.: Музыка, 1978. —С. 130−145.
- Латинский Г. И. Беседы с мастерами. Не оскудела наша музыка талантами // Сов. музыка. — 1982. — № 3. — С. 2−10.
- Лютославкий В. Беседа после концерта// Сов. музыка. — 1979. — № 3. —С. 126−127.
- Мухтарова Р. Ф. Полифония в творчестве узбекских композиторов (60−70-е гг.): Дис. канд. искусствоведения. — Л., 1981. — 194 с.
- Мюллер Т. Ф. Гетерофония // Музыкальная энцикл. — М., 1973. — Т. 1. — Кол. 973−976.
- Орлова Е. В. Особенности развития закавказского симфонизма 1955−1975 гг. (монодийные тенденции): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1980. — 25 с.
- Платон. Законы. VII, 812:. Соч. в 3-х т. — М.: Мысль, 1972.— Т. 3. —4.2.— С. 93−94.
- Протопопов В. В. История полифонии в важнейших ее явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв.еков. — М.: Музыка, 1965. — 615с.
- Протопопов В. В. История полифонии в важнейших ее явлениях. Русская классическая и советская музыка. — М.: Музгиз, 1962. — 295 с.
- Рахманова М. О фольклорном направлении в современной музыке // Сов. музыка. — 1972. — № 1. — С. 9−20.
- Скребков С. С. Учебник полифонии. — 4-е издание. — М.: Музыка, 1982.— 268 с.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. — М.: Музыка, 1985. — 285 с.
- Слонимский С. М. «Песни о Земле» Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии // Вопросы современной музыки. — Л.: Музгиз, 1963.—С. 179−202.
- Стравинский И. Диалоги. — Л.: Музыка, 1971. —415 с.
- Форкель И. Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха: Патриотически настроенным почитателям истинного музыкального искусства. — М.: Музыка, 1987 — 111 с.
- Франтова Т. В. Полифония в русской советской музыке 60−70-х годов: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М.: 1980. — 18 с.
- Холопова В. Н. Фактура (Очерк). — М.: Музыка, 1979. — 87 с.
- Чеботарян Г. М. Полифония в творчестве Арама Хачатуряна. — Ереван: «Аастан», 1969. — 271 с.
- Шнитке А. Г. Заметки об оркестровой полифонии 4-й симфонии Шостаковича// Музыка и современность.— Вып. 4.— М.: Музыка, 1966, —С. 127−161.
- Шнитке А. Г. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Шостаковича// Дмитрий Шостакович. — М.: Сов. композитор, 1967. — С. 499−532.
- Шнитке А. Г. Особенности оркестрового голосоведения в ранних произведениях Стравинского // Музыка и современность. — Вып. 5. — М.: Музыка, 1967. — С. 209−261.
- Южак К. И. О природе и специфике полифонического мышления // Полифония: Сб. статей / Ред.-сост. К. И. Южак. — М.: Музыка, 1975, — С. 6−62.
- Южак К. И. Теоретические основы полифонии в свете эволюции музыкальной системы: Автореф. дис. докт. искусствоведения. — Киев, 1990, — 42 с.
- Якупов А. С. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации: Исследование. — М., 1994. — 292 с.
- Янов-Яновская Н. Богатство многообразия// Сов. музыка.— 1981, —№ 3. —С. 28−31.1. ФОЛЬКЛОР
- Алексеев Э. Е. Есть ли у якутов многоголосие?// Сов. музыка. —1967.—№ 5, —С. 97−105.
- Арзаманов Ф. Г. О некоторых особенностях многоголосия в китайской народной музыке // Вопросы музыкального формообразования: Сб. научн трудов ГМПИ им. Гнесиных/ Отв. ред. Э. П. Федосова.— Вып. 46. — М&bdquo- 1980. — С. 112−128.
- Атанова Л. П. Собиратели и исследователи башкирского фольклора: Автореф. дис. канд. искусствоведения. —Л., 1969. — 21 с.
- АтановаЛ. П., Рахимкулов М. Г. С.Г.Рыбаков— собиратель и исследователь башкирских народных песен // Фольклор народов СССР. —Вып. 2.—Уфа, 1977. —С. 139−149.
- БершадскаяТ. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни. — JL: Музгиз, 1961.— 156с.
- Бояркин Н. И. Традиционные стили мокша-мордовского многоголосия // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами / Сост. И. Рюйтел. — Таллинн: Ээсти раамат, 1980. — С.89−100.
- Виноградов В. С. Заметки о среднеазиатском многоголосии// Музыка народов Азии и Африки: Сб. статей / Сост. В. С. Виноградова. — Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1978. — С. 98−128.
- Гиппиус Е. В. О русской народной подголосочной полифонии в кон. XVIII нач. XIX веков // Сов. этнография. — № 2. — С. 86−104.
- Гошовский В. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. — М: Сов. композитор, 1971. — 304 с.
- Гусев В. Е. Психология коллективного творчества// Содружество наук и тайны творчества. — М: Искусство, 1968. —С. 218−233.
- Гусейнли Б. X. Многоголосие в традиционной инструментальной и вокально-инструментальной музыке азербайджанского народа. — Рукопись хранится в личном архиве автора.
- Евсеев С. В. Русская народная полифония. — М.: Музгиз, 1960. — 127 с.
- Истомин И. А. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни. — М.: Сов. композитор, 1985. — 183 с.
- Земцовский И. И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды. — Jl.-М.: Сов. композитор, 1978. — 174 с.
- Земцовский И. И. К теории жанра в фольклоре// Сов. музыка. — 1983.—№ 4. —С. 61−65.
- Земцовский И. И. Музыкальный язык и этногенез // Сов. этнография. — 1988. — № 2. — С. 15−23.
- Карагичева Л. В. Уникальное исследование// Сов. музыка.— 1972, —№ 8, —С. 105−110.
- Каракулов Б. И. Ладовые функции домбрового сопровождения в казахских народных вокально-инструментальных жанрах // Традиции и новаторство в музыке: Тез. докл. межресп. научн.-теорет. конференции. — Алма-Ата, 1980.—С. 154−158.
- Кастальский А. Д. Основы народного многоголосия.— М.-Л.: Музгиз, 1948.— 362 с.
- Квитка К. В. Избранные труды. — В 2-х т. — М.: Сов. композитор, 1971, 1973. —Т. 1. — 384 е.- Т. 2, —423 с.
- Кондратьев С. Е. Проблемы карельского и финно-угорского многоголосия / Сб. статей. — Карельский филиал АНССР. Фольклористика Карелии. — Петрозаводск, 1983. — 180 с.
- Коральский А. Я. О некоторых тенденциях к двухголосию в узбекской монодии // История и современность: Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. — М.: Сов. композитор, 1972. — С. 101−123.
- Кулаковский Л. В. О русском народном многоголосии. — М.-Л.: Музгиз, 1951, —113 с.
- Линева Е. Э. Ю. Н. Мельгунов как новатор и исследователь народной песни // Русская музыкальная газета. — 1903. — № 7. — С. 561.
- Мельгунов Ю. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями: Вып. 1.— М.-СПб., 1879.— 59 с.- Вып. 2. — М.-СПб., 1885. — 47 с.
- Мухамбетова А. Зонное многоголосие на двухструнной домбре // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки: Тез. I Всесоюзн. инструментвед. конф. фолькл. комис. Союза композ. СССР. — М&bdquo- 1974. — С. 93−97.
- Мухаринская Л. В поисках современного образа И Сов. музыка. — 1969. — № 7.— С. 93−96.
- Рихтман И. Полифонические формы в древнейшей народной музыкальной практике Боснии // Из прошлого югославской музыки: Сб. статей югосл. музыковедов / Сост.-ред. И. М. Ямпольский. — М.: Музыка, 1970. — С. 91−106.
- Руднева А. В. Песни села Плехово Суджанского района Курской области // Русские народные песни в многомикрофонной записи. — М.: Музыка, 1979.
- Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по истории фольклора. — М.: Композитор, 1994. — 222 с.
- Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. — Л.-М.: Сов. композитор, 1973. — 220 с.
- Саре В., У. Кольк. Проблемы сетуского многоголосия // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами / Сост. И. Рюйтел. — Таллинн: Ээсти раамат, 1980. — С. 103−125.
- Тюлин Ю. Н. О зарождении и развитии гармонии в народной музыке// Очерки по теоретическому музыкознанию: Сб. научн. трудов/ Ред. Ю. Н. Тюлин, Л. К. Буцко. — Л.: Музгиз, 1959. — С. 3−19.
- Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства: Сб. статей / Отв. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Искусство, 1972. — С. 251−273.
- Щуров В. М. Южнорусская традиция.— М.: Сов. композитор, 1987, —304 с.
- Бектеева Е. А. Нагайбаки — крещенные татары Оренбургской губернии // Живая старина. — 1902. — № 2. — С. 80−109.
- ВалееваД. К. Искусство Волжских Булгар (X нач. XIII вв.) — Казань: Татар, кн. изд., 1983. — 132 с.
- Витевский В. Н. Нагайбаки Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии // Волжско-Камское Слово. — 1882. —№№ 72, 74, 134, 138.
- Витевский В. Н. И. И. Неплюев и Оренбургский край до 1758. — Казань, 1889. — 1077 с.
- Витевский В. Н. Об Игнатьеве Р. Г. // Известия общества археологии, истории, этнографии при Императорском Казанском университете,—Т. XI. —Вып. 2. —Казань, 1893−1894. — С. 147−158.
- Витевский В. Н. Письма к А. Ф. Бычкову, Д. П. Шестакову // Архив научн. библ. Казанск. университета. — Ф. 764, оп. 2, ед. хр. 161. — 18 л.
- Глухое М. В краю нагайбаков // Огни Казани. — 1971. — № 4. — С. 19−27.
- Дело о назначении В. Н. Витевского на должность учителя истории и географии. — ЦГАТ. — Ф. 93, оп. 1, ед. хр. 41. — 18 л.
- Игнатьев Р. Г. Об этнографии башкир, татар и тептярей. — Машинописная копия. — ГАОО. — Ф. 168, оп. 1, ед. хр. 40. — 105 л.
- Игнатьев Р. Г. Отчет географическому обществу. — ГАОО. — Ф. 41, оп. 1, ед. хр. 93, —48 л.
- Игнатьев Р. Г. Письма В. Н. Витевскому — ЦГАТ. — Ф. 93, оп. 1, ед. хр. 39.
- Мухаметшин Р. Г. Татары-кряшены: Историко-этнографическое иследование. — М.: Наука, 1972. — 248 с.
- Мухамедьяров Ш. Ф. Основные этапы происхождения и этнической истории татарской народности: VIII Международн. конгресс этнографических и антропологических наук (Токио, сентябрь 1968).— М.: Наука, 1968, — 19 с.
- Попов А. В. О жизни и деятельности Р. Г. Игнатьева.— Архив краеведческого музея Башкирии. — Ф. 168, оп. 1, ед. хр.31. — 18 л.
- Пушкин А. С. Полн. собр. соч.— M.-JL: Акад. наук, 1951.— Т. 2. — 437 с.
- Рахимкулов М. Г. Патриарх Башкирского краеведения // Встречи с Башкирией.—Уфа, 1975. —С. 194−207.
- Рыбаков С.Г. Этнографическая характеристика татар, башкир и тептярей. Песни уральских инородцев (башкир): Отчет Русского географического общества. — СПб., 1894.
- Рыбаков С. Г. О поэтическом творчестве мусульман.— СПб., 1886, —40 с.
- Рыбаков С. Г. Русские влияния в жизни инородцев. — Архив географического общества Академии наук. — Ф. 75, оп. 1, л 2.
- Рыбаков С. Г. Сб. 15 татарских песен.— Семейный архив Е. П. Смирновой-Рыбаковой. — Рига.
- Рынков П. И. Топография Оренбургской губернии. — Оренбург: Изд. Оренбургск. отд. Императорского Русского Геогр. общества, 1762, — 405 с.
- СафинШ.С. Из истории нагайбаков// Всходы. — 1981. --№№ 40,41.
- Стариков Ф. М. Откуда взялись казаки? (Исторический очерк). — Оренбург. — 327 с.
- Тукай Г. Народное творчество.— Казань: Татарск. Госиздат, 1948, —268 с.
- Филоненко В. И. Р. Г. Игнатьев // Вестн. Оренбургск. округа. — V, 1912.— С. 162−172.
- Шакурова Р. 3. Нагайбак: антропоним-тоним-этноним// Башкирская этнонимия: Сб. статей БФАН СССР, — Уфа, 1986, — С. 119−127.
- Юсупов Ф. Ю. Говоры татар Южного Урала и Приуралья. — Казань: Татарское кн. изд., 1979. — 184 с. (На татарск. языке).1. ТАТАРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР А. сборники песен
- Гречанинов А. Г. Мусульманские песни. — Лейпциг: Изд. Беляева, 1901. —32 с.
- Исхакова-Вамба Р. А. Татарские народные песни.— М.: Сов. композитор, 1981. — 190 с.
- Нигмедзянов М. Н. Татарские народные песни. — М.: Сов. композитор, 1970, — 184 с.
- Нигмедзянов М. Н. Татарские народные песни.— Казань: Таткнигоиздат, 1976. — 215 с.
- Нигмедзянов М. Н. Татарские народные песни. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1984. — 240 с.
- Рыбаков С. Г. 50 песен татар и башкир с текстами, переводами и гармонизациями. — Вып. 1. — Протяжные песни татар. — М.: Гос. муз. изд., 1922, —48 с. 1. Б. исследования
- Альмеева Н. Ю. Музыкальная культура татар-кряшен: жанровая система и многоголосие: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1986, — 17 с.
- Альмеева Н. Ю. Песенная традиция молькеевских кряшен// Молькеевские кряшены. — Казань: Академия наук Татарстана ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1993. — С. 98−117.
- ВитевскийВ. Н. Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии // Труды 4 археологического съезда в России. — Казань, 1891. —Т. 2. — С. 259−267.
- Витевский В. Я. Нагайбаки (татары), их песни, сказки и загадки // Оренбургский листок. — 1878. — №№ 11, 14, 15, 19, 38, 39,45, 46, 48, 49.
- Исхакова-Вамба Р. А. О некоторых связях народной музыки казанских татар с арабской культурой // Музыкальная фольклористика: Сб. статей / Ред.-сост. A.A. Банин.— Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1978. —С. 98−314.
- Исхакова-Вамба Р. А. Татарское песенное творчество и творчество татарских композиторов. — Казань, 1976. — 127 с.
- Кошелев В. A Нагайбакские гусли. Опыт комплексного исследования // Искусство Татарстана: пути становления. — Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, КФАН СССР, 1985. — С. 39−58.
- Макаров Г. М. Заметки о песенной традиции татар-кряшен// Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья. Вопросы теории и истории. — Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, КФАН СССР, 1989. — С. 90−101.
- Ныгмедзянов М. Н. Стилевые особенности музыкального фольклора татар-кряшен // Труды VII Международн. конгресса антропологических и этнографических наук (Москва, 3 августа 1964). — М.: Наука, 1970. —С. 343−348.
- Ныгмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. — М.: Сов. композитор, 1982. — 134 с.
- Рыбаков С. Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей// Живая старина. — Вып. 3−4. — СПб., 1894. — С. 325−364.
- Рыбаков С. Г. Русские влияния в музыкальном творчестве нагай-баков, крещенных татар Оренбургской губернии // Приложение к Русской муз. газете. — 1896. — № 11. — С. 1343−1354.
- Финдейзен Н. Ф. С. Г. Рыбаков «О народных песнях татар, башкир и тептярей"// Рецензия.— Русская музыкальная газета.— СПб., 1898. — № 8.
- Финдейзен Н. Ф. С.Г.Рыбаков «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта"// Рецензия.— Русская музыкальная газета.— СПб., 1895.—№ 10 —С. 764−767.
- Шарифуллина Н. М. Традиции книжного пения татар-мишарей Ульяновской области // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья: Сб трудов / Сост. и отв. ред. Ч. Н. Бахтиярова. — Вып. 56. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. — С. 22−23.
- Юсфин А. Г. Некоторые потенции к симфоническому развитию в татарской народной песне// Проблемы музыкальной науки: Сб статей/ Ред. кол.: М. Е. Тараканов, Ю. Н. Тюлин, В. Н. Холопова, В. А. Цук-керман. — Вып. 4. — М.: Сов. композитор, 1972. — С. 109−144.
- V. ТАТАРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА
- Бражник Л. В, Теоретические проблемы творчества татарских композиторов периода 50−60-х гг: Автореф. дис.. канд. искусствоведения.—М., 1984. —21 с.
- Гиргиман Я. М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. — М.: Сов. композитор, 1960. — 179 с.
- Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры // Материалы межресп. научной конф.— Казань, 1−2 ноября 1993 г.— Казань: Казанская консерватория, 1995. — 195 с.
- Шарафутдинова P. 3. Фольклорная основа камерно-инструментальной музыки композиторов Поволжья: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Вильнюс, 1988. — 24 с.
- ШарифуллинШ. Творчества вечно живая основа// Сов. музыка, — 1985,—№ 12, —С. 42−43.
- Baron John. Monody: A stady in terminology. -— The musical Quarterly. 1968, —№ 4, —P. 28−39.
- W. Apel. Heterophony. — From Harvard Dictionary of music. — Harvard University Press. — Second Edition, Revised and Enlarged. — 383 p.