Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причины, обусловившие возрастание значимости аудиовизуальных средств и каналов их применения в музее, связаны с общим процессом технического и культурного развития в XX веке. Под термином аудиовизуальная коммуникация музея подразумевается форма коммуникации, связанная с созданием, хранением и перемещением культурной информации посредством новейшей аудио-видео-мультимедийной техники. В течение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • СПЕЦИФИКА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ
    • I. Музей и аудиовизуальная коммуникация
    • II. Развитие аудиовизуальной коммуникации в зарубежном музее
    • III. Развитие аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее
  • ГЛАВА II.
  • ФОРМЫ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ
    • I. Аудиовизуальные архивы и музеи аудиовизуального искусства
    • II. Аудиовизуальная лаборатория музея
    • III. Музейное воплощение аудиовизуальных проектов*

Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Причины, обусловившие возрастание значимости аудиовизуальных средств и каналов их применения в музее, связаны с общим процессом технического и культурного развития в XX веке. Под термином аудиовизуальная коммуникация музея подразумевается форма коммуникации, связанная с созданием, хранением и перемещением культурной информации посредством новейшей аудио-видео-мультимедийной техники. В течение последних двадцати лет мы являемся свидетелями бурного развития аудиовизуальной коммуникации во всех областях музейной сферы. Наиболее показательны тенденции «информационного взрыва» в 1990;е годы. В течение десятилетия музеи, особенно музеи России, обрели реальные пути приобщения к мировому культурному фонду, получили возможность оперативного и плодотворного профессионального сотрудничества. Сложившаяся аудиовизуальная коммуникация музеев является новой формой коммуникации в культурной сфере, став альтернативой традиционной вербально-письменной коммуникации.

XX рек предоставил человечеству самый выразительный на сегодняшний день исторический источник: аудиовизуальный артефакт культуры. Аудиовизуальная коммуникация музея складывается на основе аудиовизуальных артефактов и средств их демонстрации. Она представляет собой необъятный массив документов, произведений искусства, компиляций и мистификаций. Приобщение к мировой информационной системе приводит к тому, что музей выходит за пределы своих «стен», расширяет и обогащает контакты со школами, библиотеками, театрами, клубами, вузами. Повышается уровень экспозиционной выразительности, более универсальной и содержательной становится система музейного учета и каталогизации, расширяются профессиональные контакты. В начале XXI века аудиовизуальная коммуникация станет одной из доминирующих форм музейной деятельности. Поэтому изучение аудиовизуального культурного наследия и способов его сохранения и популяризации является одной из насущных проблем музейной работы.

Аудиовизуальная коммуникация, как результат использования специального оборудования, основывается на следующих видах технических средств,.

Аудиальные средства: технологии, предполагающие работу со звуковым материалом.

Аудиовизуальные средства: технологии, демонстрирующие кинематографические, телевизионные и видео-материалы.

Мультимедийные средства: технологии, использующие возможности компьютерной (мультимедийной) интерпретации аудовизуального текста. Эти технологии формируются в результате слияния функций аудиальных, аудиовизуальных и компьютерных технологий. Складывающаяся в результате мультимедийная коммуникация имеет в музее следующие подвиды: компьютерный учет и каталогизация музейных фондов, презентация музея в электронных сетях и навигация в информационном пространстве, использование систем виртуальной реальности.

Практика музеев России показывает серьезное отставание в области аудиовизуальной коммуникации от уже сложившихся форм и методов в этой сфере среди зарубежных музеев. Дефицит аудиовизуальной коммуникации в музеях России назревал десятилетиями и обострился — особенно на зарубежном фоне — в 90-е годы, период всеобщей информатизации. Остается ощугимым дефицит методологических ориентиров, позволяющих музейным работникам и будущим специалистам — студентам музееведческих кафедр — включаться в процесс аудиовизуальной на мировом уровне.

Особую роль в развитии аудиовизуальной коммуникации отечественного музея способны оказать научно-технические музеи И, и в особенности, музеи аудиовизуального искусства. «.Кино никогда не отличалось особой бережливостью до отношению к своим творениям и цивилизованным отношением к своим творцам, — информирует Московский музей кино, — За столетие безвозвратно исчезли многие фильмы и несчетное количество сценариев, эскизов, фотографий, плакатов. Главная цель Музея ют о — сохранить документы кинокультуры, созданной мастерами отечественной и мировой кинематографии. чтобы кино не исчезло в социальных и технологических метаморфозах грядущего века. иначе нашим детям никогда не удастся понять своих дедов и отцов, не удастся заново оценить признанные некогда достижения.» [1].

Поэтому данное исследование осуществлено для решения вопросов, в связи с которыми аудиовизуальная коммуникация в современном музее обрела особую актуальность:

Практический опыт аудиовизуальной коммуникации в российских музеях локален, им располагают лишь крупнейшие музейные центры;

— основная часть российских музеев в нынешних экономических условиях не имеет возможности радикально улучшить свою материально-техническую (в том числе аудиовизуальную) базу;

— отсутствуют устойчивые межмузейные аудиовизуальные контакты;

— в начальной стадии находится система создания, фиксации и трансляции музейной информации;

— методические материалы по использованию технических средств в музее ко второй половине 90-х годов устарели. Остается ощутимым дефицит методологических ориентиров, позволяющих музейным работникам и будущим специалистам — студентам музееведческих кафедр — включаться в процесс аудиовизуальной коммуникации на мировом уровне.

Хронологические рамки исследования.

Применение аудиовизуальных средств и материалов в музее стало возможно вскоре после появления электрических устройств, фиксирующих звук и движущееся изображение — то есть в последней четверти XIX века. Однако музеи относительно долгое время отторгали попытки активного внедрения в свою сферу аудиовизуальных устройств (как в качестве вспомогательных материалов, так и в виде экспонатов).

История развития аудиовизуальной коммуникации музея состоит из следующих этапов: а) «Период прообразов» (с древнейших времен до XVI века): театр теней, «ритуальные мистификации». б) «Период примитивов» (ХУ1-ХУШ): «Культура лантернизма». «Культура автоматов». Паноптикумы. в) Период изобретений (1832 — 1895): от изобретения фотографии до создания фонографа и киноаппарата. г) Период внедрения (первая половина XX века): попытки привлечений кинои аудио-аппаратуры в музейную сферу. Формирование основ аудиовизуального хранения и экспонирования в музеях и архивах мира. д) Период адаптации (середина XX века — 80-е годы XX века). Выработка первых методологий и методик использования аудиовизуальных технологий и материалов. Преддверие «аудиовизуальной революции» в музейной сфере. е) «Аудиовизуальная революция» в музейной сфере. Прорыв информационных технологий во все области музейной деятельности. Возникновение новых направлений работы и переосмысление прежних установок в музейном деле.

Основные этапы развития аудиовизуальной сферы музея совпадают с ключевыми событиями в генезисе аудиовизуальной техники — изобретения фонографа, телефона и кинематографа, появления звука в кино и цветного киноизображения, расширения границ проекционного экрана, возникновения и развития телевидения, генезиса компьютерных технологий. Аудиовизуальная коммуникация музея в ее современном понимании складывались на протяжении первой половины XX столетия. Но оценивать применение аудиовизуальных средств в музее как сложившийся коммуникационный процесс, имеет смысл только в пределах последней трети XX века. Именно с 60-х годов аудиовизуальные средства сформировались в современный блок технологий: киноаппаратура, видеоаппаратура, телевидение, компьютер. С 70-х годов XX века музеи все активнее обращаются к средствам аудиовизуальной коммуникации в экспозиционной, фондовой и педагогической работе.

Технические изобретения XIX века (фотография — Н. Ньепс, О. Дагер, Таль-ботфонозапись — Т. Эдисон и Дж. Диксонкинематограф — Т. Эдисон, братья Люмьеры) послужили основой коммуникационных каналов, благодаря которым музей расширил свои научные и просветительские возможности. Однако коммуникационные свойства в аудиовизуальной сфере отечественного музея отчетливо проявились с заметным отставанием от музеев развитых стран: во второй половине 80-х — начале 90-х годов. Таким образом" стрем ительное развитие аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее охватывает лишь последние десять лет, 90-е годы XX века. В целом же хронологические рамки исследования определены последним столетием: конец XIX — конец XX века.

Степень разработанности проблемы.

Первые исследования аудиовизуальной сферы музеев относятся к 20−30-м годам XX века, когда в экспозиционной и лекционной работе музеев начинают использовать киноматериалы и фонозаписи. Существенным подспорьем в работе музеев данного периода послужило активное развитие учреждений, призванных сохранять аудиовизуальное наследие: организуются многочисленные киноклубы, синематеки, аудиовизуальные хранилища. Открываются аудиовизуальные фонды в музеях. Помощь в формировании аудиовизуальных фондов оказывают первые кинодокументалисты, этнографы и исследователи биосферы (Ж.-И. Кусто, М. Мид, Р. Флаэрти), историки кино, кинематографисты и популяризаторы аудиовизуального наследия (А. Лакглуа, А. Лейда, А. Монтегю, Ж. Саду ль). В отечественной музейной печати 30-х годов появляются публмкиции, освещающие актуальность и перспективность аудиовизуальных средств в музейной работе.

М.С. Ильковский, А. Мансуров, Р. Фрумкина, Н. Федоров-Давыдов). В годы войны и послевоенный период формирование аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее замедлилось.

Лишь во второй половине 50-х годов и 60-х годах увеличивается число публикаций, в которых уделяется внимание аудиовизуальным средствам в музее и методике их применения (В. Козлов, А. Михайловская), сохранения аудиовизуального наследия в архивах (Е.М. Евграфов, Н. Д. Егорова, Л.Н., A.A. Кузин, И.Н. Кунтиков). По мере развития аудиовизуальных технологий в отечественной печати 70-х годов появляются отдельные статьи о применении в музейной сфере кино и телевидения (А. Васильев, А. Дмитиев, А. Пищулин).

В начале 80-х годов музейные специалисты разных стран — Й, Бенеш, Л. Бычкова, Ю. Гуральник, Д. Шусслер, Р. Чинхолл и другие — акцентируют внимание в своих работах на проблемах проектирования и реализации аудиовизуальной сферы музея.

Исследования в области аудиовизуальной коммуникации музея заметно активизировались в конце 80-х годов и особенно в 90-е годы. На сегодняшний день музеи мира располагают достаточно обширным опытом аудиовизуальной коммуникации. Этот опыт приобретенный в считанные годы, требует определенной дистанции для его осмысления. Ведущие зарубежные и отечественные музеологи и архивисты обращаются в своих работах к различным аспектам аудиовизуальной коммуникации, основываясь как на собственной эмпирике, так и на опыте коллег из смежных областей знания: информатики, культурологии, искусствоведения, психологии, педагогики.

Таким образом, теоретическим и эмпирическим материалом исследования выступили работы по следующим аспектам аудиовизуальной коммуникации музея:

— аудиовизуальные фонды музея {К.А. Наседкин, Д. Г. Перцев, М. Порк, Д. Синклер, М. Стокера, В. И. Трубников, Д. Шусслер).

— аудиовизуальные технологии в зарубежном музее (В.С.Бабенко, К. Зиглер, Д. Перкинс, Э. Пуа, Э. Роберте, Л. Уилл, Р. Чинхолл);

— информационные технологии в отечественном музее (А.Дремайлов, А. С. Дриккер, О. М. Киссель, С. Ю. Лесман, И. М. Музалевская, К. Наседкин, Л. Ноль, Д. Г. Перцев, С. В. Фокин, В. Н. Фомин, И Ю. Хургина, Я.А.Шер);

— организация и деятельность аудиовизуальных музеев (Н.Клейман, М. Ли Банди, А. Лойд-Джоунз, М. Порк, Д. Паини, Пак Сун Тай, Л. Хардкастл, Ю. Цивьян);

— работа аудиовизуальных архивов (Дж. Деннис, Р. Доделен, Е. М. Евграфов, Н. Д. Егорова, О. Клаус, Л. Н. Крюкова, A.A. Кузин, И. Н. Кунтиков, B.C. Листов);

— история и теория массовой коммуникации и аудиовизуальных искусств (И. А. Васильков, Дж. Лейда, В. С. Листов, А. Монтегю, Н. Зоркая, Ж. Саду ль, Ю. Цывьян, С.И.Юткевич);

— эстетика (Б.М.Галеев, С. Т. Махлина, Л.Г.Юлдашев);

— теория аудиовизуальной коммуникции (Г.Н.Вачнадзе, А. Дмитриев, С. М. Михалкович, Л.В. Петров);

— источниковедение (В.П.Грицкевич, Е. М. Евграфов, Л. Н. Пуипсарев, И. С. Фесуненко) ;

— аудиовизуальная коммуникация и информатизация в библиотечной сфере (Е.Ю.Гениева, К. Г. Озеров, Б. Семеновкер, Э.В.Станиславская).

Основной корпус публикаций составляют научные статьи музеологов, историков, культурологов. Количество монографий и отдельных изданий по интересующей нас основной теме — аудиовизуальной коммуникации в отечественной музейной сфере — крайне ограничено. Рассматриваемые статьи были опубликованы в 1930;1990;х годах в журналах «Советский музей», «Мир музея», «MUSEUM», «Советские архивы», «Вопросы архивоведения», «Вестник архивиста», «Искусство кино» .

В 1990;е годы в музеях России проходят несколько важных отечественных и международных конференций, посвященных проблемам аудиовизуальной коммуникации в культурной и музейной сферах: «Компьютеризация в музе-ях» (Москва, 1996) — «ADIT: Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие» (Санкт-Петербург: 1997; Иваново: 1998; Ярославль: 1999) — «ИНТЕРНЕТ: Культура и образование» (Петербург, 1998) — «Современное информационное пространство и его отражение в документах на „нетрадиционных“ видах носителей» (Пермь, 1998) — «EVA: Электронные изображения и визуальные искусства. Новые информационные технологии в сфере культуры» (Москва: 1998, 1999). Материалы данных конференций послужили базой для анализа аудиовизуальной коммуникации отечественного музея второй половины 1990;х годов.

Целью исследования является комплексное изучение специфики и форм аудио-визуальной коммуникации в музейной сфере.

Целевая установка определила следующие задачи: а) Рассмотреть феномен музея с точки зрения универсального культурно-информационного центра, разносторонне реализующего возможности своего аудиовизуального арсеналаб) охарактеризовать виды аудиовизуальных средств и материалов в современном музеев) проследить этапы формирования и развития аудиовизуальной коммуникации музея в ее хронологическом развитииг) проанализировать деятельность аудиовизуальных архивов и музеев аудиовизуального искусства, в работе которых аудиовизуальная коммуникация является доминирующейд) разработать концепцию аудиовизуальной лаборатории, позволяющую каждому музею реализовать возможности аудиовизуальной коммуникации в фондовой, научно-исследовательской и учебно-просветительской работее) показать возможности аудиовизуальной коммуникации в экспозиционной работе музея.

Объектом исследования является музей, как научно-исследовательский и научно-просветительский центр.

Предметом исследования служат содержание, виды и формы аудиовизуальной коммуникации музеев.

Базой иееледовашм послужили материалы Музейной лаборатории Института Открытое Общество (Москва), Музея кино (Москва), Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики (Государственный Русский музей), Российского этнографического музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Центрального Государственного Архива Кинофогофонодокументов Санкт-ГТетербурга. В ходе исследования учитывался опыт развития аудиовизуальной коммуникации в музеях Центральной России (Владимирская, Ярославская, Ивановская, Нижегородская области).

Методологической остовой исследования является системный анализ, позволяющий рассматривать аудиовизуальную коммуникацию как комплекс уникальных информационных каналов в современной культуре, неотъемлемым институтом которой является музей. Важное значение в работе имели положения, изложенные в трудах С. Артановского, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Д. Камерона, Ю. М. Лотмана, М. Маклюэна, С. Т. Махлиной, М. Мид, Л. В. Петрова, Э. В. Соколова.

В процессе исследования автор обращался к работам ведущих музейных специалистов. Теорию и практику аудиовизуальной коммуникации зарубежного и отечественного музея рассматривают Й. Бенеш, В. Вахта и Н. Родионов, Л. Бычкова, Ю. Гуралышк, А. Дремайлов, В. Бабенко и С. Махлина, К. Наседкин, Л. Ноль, Д. Перцев, Ю. Пшцулин, Д. Шусслер и другие специалисты.

Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи, а также новизна проблемы обусловили необходимость следующих методов:

— Структурно-функционального анализа, рассматривающего аудиовизуальную коммуникацию музея как систему взаимосвязанных элементов;

— компаративного метода (сравнительно-исторический анализ в определенном временном интервале (преимущественно вторая половина XX века));

— динамического анализа (процедура исследования генезиса аудиовизуальной коммуникации);

— совмещения диахронического и синхронического методов (подход к анализу культуры, излагающий факты и события истории и культуры в хронологической последовательности);

— сравнительного анализа и непосредственного наблюдения, элементов страноведческого подхода, а также метода пилотажного исследования, с последующим составлением музейного медиасправочникаметода социологического опроса музейных посетителей и интервьюирования музейных сотрудников.

Научная новизна исследования обусловлена комплексным анализом феномена аудиовизуальной коммуникации музея:

Ш Проведено исследование моделей аудиовизуальной коммуникации музея и проведена их классификация их базовых технологий;

Ш прослежен генезис аудиовизуальной коммуникации в зарубежных и отечественных музеях и аудиовизуальных архивах на протяжении XX века;

Ш проанализированы формы аудиовизуальной коммуникации в экспозиционных, фондовых и экскурсионных аспектах;

Ш рассмотрены культурно-информационные каналы аудиовизуальной коммуникации музея и аудиовизуального архива;

Ш разработана модель аудиовизуальной лаборатории музея — медиатеки, и предложены методические рекомендации по использованию аудиовизуального потенциала музея, предназначенные для как для музейных работников, так и для будущих специалистов-музеологов.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации служат основой методической программы по вопросам теории и практики аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере. Результаты исследования используются при чтении специального курса «Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере», предназначенного для студентов музеологической и экскурсоведческой специализаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Аудиовизуальная коммуникация музеев предполагает два вида моделей. Зарубежная модель имеет более богатую и разветвленную структуру, обусловленную общим ходом интенсивного внедрения передовых технологий. Отечественная модель нова, находится в стадии становления, технически ориентирована на зарубежную модель, но вместе с тем обладает особенностями, обусловленными традиционной спецификой российской музейной школы;

2) Генезис аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее проходил менее интенсивно, чем за рубежом. Вследствие значительного отставания, уровень и формы реализации аудиовизуальных проектов в отечественном музее уступают зарубежному опыту, однако обладают новацией эксперимента;

3) Аудиовизуальные материалы и технические средства имеют ряд особенностей, обусловленных типом и профилем музея и архива. Аудиовизуальный источник, будучи включенным в экспозиционное пространство музея, приобретает информационные качества музейного предмета;

4) Аудиовизуальные музеи и архивы являются самыми эффективными центрами аудиовизуального хранения и экспонирования, они обладают взаимопроникновением функций, обусловленных спецификой этих учреждений. Киноклубы и киноархивы становятся основой для возникновения музеев аудиовизуального искусства. В подобных музеях аудиовизуальная коммуникация становится не только средством, но предметом их деятельности. Пионерами среди данных учреждений становятся музеи кино и эксплораториумы. Позитивной чертой их деятельности является мощный информационный потенциал, поскольку в структуру каждого музея кино и телевидения входит фильмотека, насчитывающая значительный массив аудиовизуальных источников. В ряде случаев аудиовизуальные архивы начинают совмещать функции фильмотеки и музея.

5) Сосредоточением информационных ресурсов музея является медиагека, включающая в себя ряд смежных функций: научной и творческой лаборатории, библиотеки, аудиовизуального архива, базы информационной навигации в киберпространстве, студии для проведения телеконференций по культурно-профессиональным контактам.

Апробация работы.

Результаты исследования нашли отражение в докладах на Всероссийском симпозиуме «Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры» (декабрь 1995, Санкт-Петербург), на заседании круглого стола «Новые технологии в музейном деле» (СПбГАК, март, 1996), на Всероссийских аспирантских конференциях (СПбГАК, апрель 1996,1998), на конференции преподавателей СПбГАК «Проблемы высшего образования в вузах России» (март 1998, СПбГАК), на заседании сектора культурологии Института Открытое Общество (март 1998, Москва), на международной конференции «ЕУА'98: Новые информационные технологии в сфере культуры «(октябрь 1998, Москва), в подготовке учебных программ Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Справочный аппарат включает библиографический список и приложения.

выводы:

1) Аудиовизуальная коммуникация является специфической формой музейной коммуникации, позволяющей музею своевременно и эффективно решать фондовые, экспозиционные, научно-исследовательские и учебно-просветительские задачи.

2) Аудиовизуальная коммуникация в музейной и архивной сферах формируется на протяжении всего XX века. Этот процесс сложен, в региональных, социальных, идеологических и экономических условиях реализуется с различной степенью интенсивности.

3) Аудиовизуальные средства и материалы имеют ряд особенностей в их применении. Как правило, это обусловлено типом и профилем музея, а также конкретными задачами, которые ставит перед собой музейный коллектив.

4) Аудиовизуальные музеи и архивы являются самыми эффективными центрами аудиовизуального хранения и экспонирования. Они обладают взаимопроникновением функций, обусловленных спецификой этих учреждений.

5) Аудиовизуальный материал, как культурный и исторический источник, будучи введенным в экспозиционное пространство музея, приобретает информационные качества музейного предмета.

Одними из первых результатов исследования аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере являются Щ программа спецкурса «Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере», предназначенная для обучения студентов кафедры музееведения Санкт-Петербургского Государственного Университета культурыЩ электронный справочник «Страны мира: аудиовизуальное хранение, экспонирование, популяризация», созданный на базе кафедры музееведения СПбГУКиИ. Информация о путях развития аудиовизуальной коммуникации в музеях мира пополняется данными о деятельности традиционных музеев, музеев аудиовизуального искусства, а также о работе синематеках и других аудиовизуальных архивов в странах Европы, Америки, Азии, Океании. Составлена библиография важнейших публикаций по проблемам аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере. Формируется медиафонд кафедры музееведения, в основу которого входят видеоприложения к дипломным работам, а также искусствоведческие, учебные, игровые видеоматериалы и СБ-КОМы.

Среди оперативных мер по развитию аудиовизуальной коммуникации отечественного музея следует акцентировать внимание на более активном освоении таких форм работы, как.

— обслуживание технологий нанесения и считывания штрих-кодов, сканирования, цифрового фотографирования, адаптации видеоизображения к мультиме-диа-изображению;

— подключение музеев к сети Интернет, располагающей неограниченными информационными ресурсами и позволяющей наладить широкие профессиональные контакты;

— более активное вовлечение посетителей в аудиовизуальную сферу музея, неизмеримо расширяющую кругозор людей за счет яркой выразительности и доступности аудиовизуальных материалов.

— реализация проектов аудиовизуальных лабораторийпри этом музеи должны активно использовать опыт и консультации, которые могут предоставить следующие музейные центры: Музейная Лаборатория Центра Современного Искусства СоросаМосковский музей киноАудиовизуальная лаборатория Новгородского объединенного музея-заповедникаРоссийский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики (Государственный Русский музей), Общество Виртуальной Реальности (Санкт-Петербург).

Создание аудиовизуальной лаборатории позволит каждому музею эффективно использовать корпус своих аудиовизуальных технологий и материалов. Базу аудиовизуальной лаборатории должен составлять квалифицированно обслуживаемый парк аудиовизуальных технологий, используемых в фондовой, научно-исследовательской, экспозиционной, экскурсионной, лекционной и релаксационной сферах музея.

Только в условиях полного технического обеспечения возможно эффективное профессиональное обучение основам обслуживания аудиовизуальных технологий и создания аудиовизуальной продукции по музейной тематике. Данный аспект должен осуществляться на двух уровнях: высшем — для музееведов, работающих с аудиовизуальными технологиями, и среднем («общеобразовательном») — для музейных работников, не связанных напрямую с аудиовизуальной техникой и формами их применения в музейной сфере. Два этих уровня должны соединить наиболее лучшие формы обучения, чтобы получить универсальный курс обучения будущих специалистов музейного дела — студентов музееведческих кафедр.

Исследование показало, что аудиовизуальные средства будут действительно полезны в музее только в том случае, когда оборудование работает исправно, без искажений и помех, а в обслуживании достаточно доступно. Иначе использование новейшей техники приведет лишь к негативному эффекту, дискредитируя саму идею аудиовизуальной сферы музея. Быстрая архаизация аудиовизуальных технологий в музее и методик по их обслуживанию — наиболее уязвимое место технического и научного аспектов в изучении аудиовизуальной коммуникации. Однако проделанная работа является необходимым этапом, точкой отсчета, которая должна способствовать дальнейшему теоретическому и практическому изучению аудиовизуальной сферы отечественного музея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Видеописьмо Кеннета Хадсона участникам Первой Красноярской Музейной биеннале в декабре 1995 г./ Каталог биеннале. — Красноярск, 1995. — С. 28−31.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматы в музеях: «андроиды». Интервью журнала MUSEUM с Б. Сажнером// MUSEUM, 1992. — № 172. — С.13−17.
  2. Аза Э. Французской синематеке 60 лет//Label Franse. 1996. — № 26. -С.48.
  3. Александр Алексеев. Материалы к выставке графики и ретроспективе фильмов в рамках XIX Московского международного кинофестиваля. Июль 1995/Сост. Б. Павлов, Дж. Манн. М.: Музей кино, 1995. — 48с.
  4. Е.В. Мультимедийная технология и актуализация аудиовизуальных фондов //Вестник архивиста. 1994. — № 4. — С. 31−34.
  5. А., Ноль Л., Сидоров И. Наши помощники компьютеры. Использование ЭВМ в музеях// Советский музей. — 1986. — № 1. — С.30−31.
  6. И.А. Информатизация в музее российской провинции: проблемы и решения/EVA'98: Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.4−7-1 — 4−7-6.
  7. Андрей Петров: «Не бояться рисковать!» Беседу с композитором ведет Е. Цымбал// Советский музей. 1988. — № 1. — С.41−45.
  8. М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма.- М.: Искусство, 1980. 423с.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392с.
  10. И. Артановский С. На перекрестке идей и цивилизаций. Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб.: СПбГАК, 1994. — 224с.
  11. B.C. О музеях Мельбурна//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры. Т.147. СПб.: СПбГАК, 1997. — С.322−327.
  12. В. Электронные музеи. Источники эелектронных экспозиций//ИНТЕРНЕТ: культура и образование. СПб.: СПбГАК, 1998. — С.57л
  13. А. Этнографические фильмы и музеи: история и перспективы // Museum. 1985. — № 1. — С. 15−24.
  14. В.М., Родионов Н. И. О некоторых условиях и принципах применения аудиовизуальных средств в музеях/ Труды Государственного Исторического музея. Вып.59. М., 1984. — С.134−144.
  15. Й. Использование в музеях аудио-визуальных средств//Museum. -1982. № 3. — С.48−51.
  16. Б еньямин В. Произведение" искусства в эпаа£ технической Киноведческие, записки. 1989. -n- 2. — С. 15i- 1? 3.
  17. В. Культура. Диалог культур// Вопросы философии. 1989.- № 6.-С. 31- 42.
  18. Д. Автоматизация будущего//MUSEUM. 1994. — № 3 (181). — с.38−41.
  19. С. Машина времени Боба Атчинсона// Мир Internet. 1997. — № 5. — С. 18−19.
  20. .Н., Фесуненко И. С. Учебное пособие «Кинофотофоноархивы» //Вопросы архивоведения. 1962. — № 1. — С.117−119.
  21. Н.В., Куйбышев Л. А. Организационно-социальные проблемы развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры и образования и возможные пути их решения/EVA'98: Мосада. -М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. С. 1−2-1 — 1−2-7.
  22. H., Куйбышев Л. Электронные изображения и новые информационные технологии в музеях России/Государственный Дарвиновский музей. Сб. докладов Всероссийской конференции «Компьютеризация в музеях» (9−12 апреля 1996 года). М., 1997. — С.38−48.
  23. В.А. Виртуальные музейные коллекции: из опыта создания Web-cepBepa Кунсткамеры// ИНТЕРНЕТ: культура и образование, — СПб.: СПбГАК, 1998. С.55−56.
  24. Бунюэль о Бунюэле /Пер. с франц./ Предисл. К. Долгова. М.: Радуга, 1989. — 384с.
  25. А. Франция: роль коммуникации и информации// MUSEUM. 1993. — № 176. — С. 18−23.
  26. Л.С. Техника и современное музейное дело//Музееведение: Искусство музейной экспозиции и тех. оснащение музеев. Сб.НИИК. М., 1985. — С.9−27.
  27. А., Молотков Л. Учебно-демонстрационный центр: демонстрация международной системы научной и технической информации STN International// Информационные ресурсы России. 1994. — № 3. — С.22−26.
  28. Васильев В, Делаем фильм!//Советский музей. 1985. — № 4. — С. 18−19.
  29. Т.И. Технические средства в художественно-зрелищном мероприятии, СПб.:СПбГАК, 1992. — 83с.
  30. И.А. Искусство кинопопуляризации. Очерки науч.-поп. кино. -М.: Искусство, 1982. 350с.
  31. Т. Преподавание новых информационных технологий специалистам музейного дела: опыт школы Лувра (Париж, Франция) глазами ее ученицы/АД^Т'98. Иваново. Иваново, 1998. — С. 6−7.
  32. Вачцрдзе J^Ji. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации их, техника, бизнес, политика, — Тбилиси.: Ганатлеба, 1989. -672с.
  33. В.В.Стасов о кинематографии/Публикация А.Шифмана. Искусство кино. -1957. — № 3. — С.127−128.
  34. Л.П. Улучшить сохранность кинофотофонодокументов// Вопросы архивоведения. 1962. — № 2. — С.60−61.
  35. Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона. М.: Искусство, 1964. — 256с.
  36. Всеобщая декларация прав человека. 45-я годовщина 1948−1993 гг. — М., 1994. — 153с.
  37. . Человек, искусство, техника. Проблема синестезии в искусстве. -Казань, Казанский университет, 1987. 264с.
  38. . «Лаокоон» XX века, или эстетическое обогащение системы видов искусства/Эстетическая культура в условиях НТП: Сб. науч.тр. Свердловск: УрГУ, С.90−99.
  39. Ф.А. Об опыте формирования фонда аудиовизуальных документов в странах ближнего зарубежья//Вестник архивиста. 1994. — № 4.
  40. Е. Что такое Интернет?//Библиотека. 1996. — № 5. — С.44−47.
  41. С.С. Кинематография дореволюционной России. М.:Искусство, 1963. — 405с.
  42. М.Б. Время больших проектов//Мир музея. 1996. — № 5.
  43. А. К основным проблемам музееведения/Музееведение. Музеи мира. М., 1991. — С.27−38.
  44. Г., Кожина Л. М. Вклад научно-технических музеев в сохранение культурного наследия // Museum (UNESCO). 1991. — № 168/169. — С. 110−116.
  45. Ю.У. О комплектовании, учете и хранении кинофономатериала в музее/ Актуальные проблемы фондовой работы музеев. Труды 90. НИИ Культуры МК РСФСР. М., 1980, С.67−81.
  46. Ю. Практика и перспективы использования в музеях аудиовизуальной техники// Искусство музейной экспозиции. Сб. НИИК. М., 1982. — С. 87−92.
  47. Ю. Памятник истории и культуры в визуальном пространстве музея //EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.10−5-1 — 10−5-3.
  48. В. Эксплораториум в Сан-Франциско//MUSEUM. 1990. — № 1. -С.29.
  49. И. Навстречу большим экранам//Stereo&-Video. 1995. — № 10. -С.85−88.
  50. А., Ландри Ж., Натали Ж. П. Постоянные экспозиции в Городе науки и техники Ла Виллет: Экснлора//Museum. 1987, — № 155. — С.49−66.
  51. Ю.Б. Музеи Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 1994. — 244с.
  52. Дж. Хранители сокровищ: архив движущихся изображений в Ао-теароа (Новая Зеландия)//Museum. 1995. — № 184. — С.8−10.
  53. Динамика социальных функций музеев различных профилей в современных условиях. Научные рекомендации для аспирантов / Сост. Д.А. Равико-вич. М., 1986. — 84с.
  54. А. Джоконда в каждой квартире//Радио. 1976. — № 1. — С.12−13.
  55. В. Гоефильмофонд Российской федерации//Museum. 1995. — № 184. — С. 16−20.
  56. Р. Международная федерация киноархивов: «Организация Объединенных Наций по вопросам движущихся изображений"// Museum. 1995. -№ 184. — С. 37−38.
  57. Доклад, подготовленный Американской комиссией по музеям будущего / / Информ. Бюлл. Сов. ком. ИКОМ. 1989. — № 3. — С. 1−78.
  58. А. Российская реть национального наследия: цели, задачи, сред-ства/АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С.6−10.
  59. А. Электронные каталоги// Мир музея. 1996. — № 4. — С. 20−23.
  60. Дремайлов А. В, Когон Е. А. Компьютерный Музейный Фестиваль Мировое Культурное Наследие на Вашем домашнем компьютере / EVA' 98 Москва. — М. Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.3−1-1 — 3−1-2.
  61. А.С. Новый музей в пространстве информационных сетей/АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С. 10−11.
  62. А.С., Каратеев В. Н., Янченко С. А. Опыт компьютеризации учет-но-хранительской и научно-фондовой работы в Государственном Русском Музее/ГДМ. М., 1997. — С.49−54.
  63. Е.М. Кинофотодокументы как исторический источник/ Автореферат диссертации. М., 1973. — 21с.
  64. EVA'99: Москва. Новые информационные технологии и всемирное культурное наследие в новом тысячелетии. Материалы конференции. 25−29 октября 1999 г. М.: Центр ПИК — ГТГ, 1999. — 10−9-2.
  65. Н. Киновернисаж-88// Искусство кино. 1989. — № 7. — С. 108−116.
  66. В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945−1985 гг.)/Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). Сб. научных трудов/НИИ культуры. М., 1991. -С.226−298.
  67. Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900−1910 годов. М.:Наука, 1976. — 297с.
  68. Н. Уникальное и тиражированное: Средства массовой информации и репродуцированное искусство. М., 1981. — 167 с.
  69. Н. Фольклор. Лубок. Экран, М.: Искусство, 1994. — 239с.
  70. М.Б., Никитин A.B., Решетникова H.H. Компьютерные технологии в искусстве и средствах массовой информации новое направление в образовании и науке//EVA'98. — М., 1998. — С.9−5-4.
  71. С.Н. ИНТЕРНЕТ: интеллектуальный и эмоциональный ресурс личности/ИНТЕРНЕТ: культура и образование. СПб.: СПбГАК, 1998. — С.9−10.
  72. М.С. Агитавтомобиль на службу культурному строительству// Советский музей. 1932. — № 3. — С.85−88.
  73. Йонас Мекас: «Что будет дальше еще не решил». Интервью ведет Анжелика Артюх. Американское кино вне Голливуда.// Искусство кино. — 1996.- № 11. С.52−57.
  74. М.С. Музей в системе культуры//Вопросы искусствознания. 1994.-т- /
  75. М. О месте фотографии в современной культуре//Советское фото.- 1978. № 4. — С.30−31.
  76. М. Художественная деятельность как информационная система//Искусство кино. 1975. — № 12. — С.99−121.
  77. H.H. К вопросу об использовании фотодокументов как источника в спецкурсах по истории культуры/Методологические проблемы исследования истории культуры. Сб. науч. трудов. Л.:ЛГИК, 1982. — С. 162−165.
  78. В.Н., Мерздляков Н. С., Миллер Б. М., Рубанов Л. И. Цифровые архивы рукописей и фотодокументов: технологии разработки и опыт создания/Е УА'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С. 5−1-1 — 5−1-10.
  79. С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII-XX)/Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (ХУШ-ХХ вв.). Сб. научных тр./НИИ культуры, -М., 1991. С.8−95.
  80. Кинематограф зарубежных стран. Справочно-информационный сборник. Авторский коллектив НИИ Кино- Под ред. Г. 11. Компаниченко. М., 1996. -212с.
  81. Кино на службе музеев и памятников искусства// Советский музей. -1935.-№ 3. С.99−101.
  82. Кинословарь/ П/р С. Юткевича, в 2-х томах. М.: Советская Энциклопедия, 1966−70, 1 том — 976стлбц. с илл., том — 1424 стлбц. с илл.
  83. Кинословарь / П/р С. Юткевича. М.: Советская Энциклопедия, 1987. -640с.
  84. Кисе лис В. От Дагера до наших дней//Советский музей. 1988. — № 1. -С. 37−40
  85. О.М. Виртуальный музей в школе и дома: опыт разработки ГРМ мультимедийных образовательных программ"/ АД ИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С.61−62.
  86. О. Музейный посетитель и современные образовательные технологии. Опыт Государственного Русского музея/ЕУА'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.3−2-1 — 3−2-4.
  87. Л.А. Действительное и возможное в комплектовании государственных архивов аудиовизуальными документами//Вестник архивиста. -1994. № 4. — С. 18−20.
  88. Кобелькова Л. Из опыта автоматизации информационных процессов в госархивах кинофотофонодокументов//Вестник архивиста. 1994. — № 4. — С.51−54.
  89. Г. Применение технических средств в воспитательной работе Политехнического музея. М., 1968. — 10с.
  90. A.C. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации в контексте создания Российской сети культурного наследия//АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С. 12−15.
  91. В.А. Современные проблемы фоноархивистикн//Вестник архивиста.- 1994. № 4.- С. 10−11.
  92. Компьютеризация музеев зарубежных стран. Материально-техническое оснащение учреждений культуры: Экспресс-информ, 1990. — Вып.П. — 28с.
  93. В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования/ Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей.- М., 1985. С. 6.
  94. ЕЛ., Лошак Ю. М., Тумин М. Я. КАМИС 2000: переосмысливая заново/АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С.40−41.
  95. Е.Л., Кудрявцев Л. Е., Лошак Ю. М. КАМИС 3.0: От накопления информации в музейных базах — к производству мультимедийных и полиграфических изданий/EVA'98 Москва. — М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. -С.3−6-1 — 3−6-7.
  96. Е.Л., Лошак Ю. М., Тумин М. Я. Комплексная автоматизированная музейная система «KAMHC»/EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. -С.3−7-1 — 3−7-13.
  97. Е., Лошак Ю. Комплексная автоматизированная музейная информационная система «КАМИС 2.6» опыт разработки и внедрения в 15 музеях России/ГДМ. — М., 1997. — С.63−72.
  98. E.H. Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия (на материалах работы учреждении культуры Ивановской области)/Автореферат диссертации на соиск. учен, степени канд. пед. Наук. СПб.: СПбГАК, 1999. — 17с.
  99. Юб.Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. 424с.
  100. Краткий словарь музейных терминов/Сост. А. Б. Закс, Д. А. Равикович, A.M. Разгон. М.: НИИ Культуры, 1974. — 97с.
  101. Ю8.Кривошеин Л. Н-, Фесуненко И. С. Об использовании кинофотофонодоку-ментов (методика и опыт) / /Вопросы архивоведения. 1963. — № 1. — С. 25−35.
  102. O.A. Эстетика: учебник. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 430с.
  103. Л.А., Браккер Н. В. Организационно-социальные проблемы развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры и образования и возможные пути их решения/EVA'98: Москва. -М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. С. 1−2-1 — 1−2-7.
  104. ИЗ.Кузин A.A. Кинофотофоноархииы. Учебное пособие. Под ред. К. Г. Митяева. М. МГИАМИ, 1960. — 264с.
  105. А., Рошаль Л. М. Кинофотофоноархивы. Учебное пособие. М.: МГИАМИ, 1982. — 63с.
  106. Г. А. Государственная политика в области музейного дела в 1917—1941 гг../Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). Сб. научных тр./НИИ культуры. М., 1991. — С.96−172.
  107. Иб.Куклинова И. А. История музейного дела во Франции (XIV-XIX века) /Диссертация на соиск. ученой степени кандидата культурологических наук. СПб.:СПбГАК, 1999. — 229с.
  108. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. -640с.
  109. И8.Культурология. Энциклопедический словарь/ Сост. Хоруженко K.M. Рос-гов-на-Дону, 1998. — 523с.
  110. И9.Кунтиков И. Н. Кинофотофонодокументы в научных исследованиях// Вопросы архивоведения. -1962. № 2. — С.55−59.
  111. A.B. Информационные технологии в контексте гуманитарного зна-ния/АДИТ'99: Ярославль, 17−21 мая 1999 года. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. — С. 15−17.
  112. А. Художественные музеи России в Интернет. Итоги и перспекти-вы/ЕУА'98: Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.3−4-1 — 3−4-4.
  113. Дж. Из фильмов в фильмы/ Пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. М.: Искусство, 1966. — 187с.
  114. Ю.М. Структура описания произведений станкового изобразительного искусства//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры. Т. 147. СПб.: СПбГАК, 1997. — С.139−188.
  115. Ли Банди М. MOMA: первый музей кино в США// MUSEUM. № 184. — С. 26−31.
  116. Лойд-Джоунз А. Рисуя светом// Англия. 1989. — № 3. — С.44−53.
  117. Л. Не бойтесь трогать экспонаты// Неделя. 1987. — № 46. -С.7.
  118. Ю.М., Цивьян Ю. Т. Диалог с экраном. Таллинн.: Александра, 1994. — 216с.
  119. Л.Я. Страницы Школьного центра на сайте Государственного Эрмитажа. Первые шаги// ИНТЕРНЕТ: культура и образование. СПб.: СПбГАК, 1998. — С.63−66.
  120. А. Дневники перемещенного лица//Сеанс. 1992. — № 5. — С.37−38.
  121. В.М. Аудиовизуальные и научно-технические архивы: проблемы подготовки специалистов//Вестник архивиста. 1994. — № 4. — С.77−78.
  122. В. Новые подходы к комплектованию федеральных архивов аудиовизуальными и научно-техническими документами//Вестник архивиста. -1994. № 4. — С.7−9.
  123. М. Аудио-визуальное воспитание взрослых// MUSEUM. 1983. -№ 3. — С.25−26.
  124. Г. Избранное. В 2-х томах.Т.2. Киев.: «Ф1ТА. Лтд», 1994. -541с.
  125. М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека //Искусство кино. 1994. — № 2. — С.67−74.
  126. Г. М. Создание сети по национальному наследию: опыт зарубежных проектов"//АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С.30−33.
  127. М.М. Электронные музейные экспозиции. Могут ли они повлиять на развитие туризма?//Туристские фирмы, Вып. 14. Научно-методические материалы по международному туризму. Спб. :ОЛБИС, 1997, С.39−42.
  128. В. Голография в музее: почему бы не использовать в музее трехмерное изображение?// MUSEUM. 1992. — № 173−174. — С. 18−25.
  129. С. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995, — 216с.
  130. С.Т., Ляшенко Т. В. Предисловие к сборнику докладов на конференции «Интернет: культура и образование"/ Интернет: культура и образование. СПб.: СПбГАК, 1998. — С.3−5.
  131. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И. С. Кона. М: Наука, 1988. -429с.
  132. В. П. История организации кино-фото-доку ментальных материалов в государственных архивах СССР (1917−1941). Автореферат дисс. На соискание учен. Степени кандидата ист. наук. М., 1955. — 16с.
  133. А. И. Архитектурно-художественное решение экспозиций и применение аудиовизуальных средств в музее. М.: Информационный центр по проблемам культуры и искусства. — 1978. — 48с.
  134. А. Музейная экспозиция (организация и техника). Под ред. проф. Ф. Н. Петрова и проф. К. Г. Митяева. Изд. 2-е, дои. М.: Советская Россия, — 1964. — 518с.
  135. А. Организация и техника музейной экспозиции/Под ред. проф. Ф. Н. Петрова и К. Г. Митяева. М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 214с.
  136. В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. -М.: Наука, 1986. 223с.
  137. Мозаика кинокультуры. Опыт экспонирования коллекций Музея кино. Каталог фондовой выставки Музея кино. Декабрь 1995 июнь 1996/Сост. Г. Н. Гамалея. — М.: Музей кино, 1996. — 48с.
  138. Н. От Висконти до Сфорца//Мир музея. 1995. — № 1. — С.64−71.
  139. А.А. При дворе последнего императора. М.:Анкор, 1993. — 286 с.
  140. Музееведение. Музеи исторического профиля/ Под ред. К. Г. Левыкина и В.Хербста. М.:Высшая школа, 1988. — 431с.
  141. Музей кино. Апрель, 1989 год. М.: ВТПО «Киноцентр», 1989. — 48с.
  142. К. Сервер Музеи России//ИНТЕРНЕТ: культура и образование. Материалы международной конференции 20−21 февраля 1998 г. СПб.: СПбГАК, 1998. — С.51−54.
  143. К. Сервер Музеи России WWW.museum.ru первое звено сети культурного наследия России. /EVA'98: Москва — М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.3−5-1 — 3−5-3.
  144. К. Сеть Культурного Наследия «Музеи России»/АД ИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С. 17−28.
  145. H.A. Некоторые непредвиденные перспективы внедрения информационных технологий в региональных музеях/АД ИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С.98−101.
  146. И. В коллекции звуки/Мир музея. — 1993. — № 2. — С. 19−20.
  147. Л. Компьютерное образование музейных специалистов/EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.3−3-1 — 3−3-10.
  148. Обращение в защиту между народного кинематографического наследия, памяти двадцатого столетия генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора// Museum. 1995. — № 2 (184). — С.4.
  149. К.Г. Информационно-образовательная деятельность библиотечных медиа центров в школах США/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПбГАК, 1996. — 122с.
  150. Е.А. Электронный кадастр этнографических предметов и проблема бессрочного хранения информации»/АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С.47−52.
  151. Е. Проект «Электронный кадастр этнографических предметов американского отдела MA3»/EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.4−3-1 — 4−3-4.
  152. Д.В. Разработка музейных сайтов/АД ИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. — С.82−84.
  153. Д. «Дом коллективной мечты»//MUSEUM. № 184. — С.11−13.
  154. Пак Сун Тан. Внимание к хранению: Национальный киноархив Корейской Народно-Демократической республики// MUSEUM. 1995. — № 184. — С. 14−15.
  155. Д. Компьютеризация: начиная с нуля//MUSEUM. 1994. — № 3. -С. 7−11.
  156. Д. Г. Мультимедиа в художественном музее//Компьютер-пресс. -1995. № 2. — С. В-10−35.
  157. Л.В. Массовая коммуникация и культура (История, теория, методология). Диссертация на соискание ученой степени доктора фил. наук. -Л.:ЛГИК, 1991. 400с.
  158. Л. Массовая коммуникация и искусство: Спецкурс. Л., 1976. — 159с.
  159. Ю.П. Генеральная конференция ИКОМ//Мир музея. 1993. -№ 2. — С.62−64.
  160. Ю. Зеркало Тарковского//Мир музея, 1997, № 5, С. 54−59.
  161. И.Л. Нетрадиционные документы как объект учета в текущей национальной библиографии (грампластинки, фильмы)/Проблемы национальной библиографии: Сб. науч. тр. Л.: БАН, 1990. — С.66−87.
  162. М. МОМИ реальность киногрез// Советская культура. — 1989. — 28 марта. — С.6.
  163. М.Б. Комплексная автоматизированная музейная информационная система в фондах музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме: из опыта работы пользователя/ADIT'98. Иваново. Иваново, 1998. — С.35.
  164. Размышления Web-дилетанта: Александр Житинский/Мир Internet. 1996. -№ 2. — С.48−53.
  165. Российский Государственный Архив кинофотодокументов/Автор-составитель Баталин В. Н. М., 1994. — 24с.
  166. Л.М. О государственном хранении кино-фото-фонодокументов//Советские архивы. 1967. — № 2. — С.76−80.
  167. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. -624с.
  168. Ю. Как готовить кадры музейных специалистов//Советский музей. 1988. — № 12. — С. 12.
  169. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник /Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1992. — 687с.
  170. Се диванов Н. Л. Виртуальные тренажеры для художественного проектирования/EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.7−6-1 — 7−6-5.
  171. B.C., Станиславская Э. В. Использование аудиовизуальных средств в библиотеке. Учебное пособие для студентов института культуры по курсу «Технические средства в библиотечной работе». Л.: ЛГИК, 1983. — 86с.
  172. К.В., Родендорф К. Ю. Разработка, внедрение и использование системы «КАМИС» в Государственной Третьяковской галерее/EVA'98 Москва. -М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. С.4−1-1 — 4−1-10.
  173. Е. Артист поневоле// Панорама TV. 1998. — № 29. — С.6.
  174. Д. Источники информации об использовании компьютеров в музеях//'MUSEUM. 1994. — № 3. — С.42−47.
  175. Современная городская медиатека. Модель технического оснащения и возможные формы организации работы. Методические рекомендации/Общ. ред. Ястребцевой E.H. М.: НИИ СО и УК, 1992. — 124с.
  176. Современная западная философия: Словарь/Сост. Малахов В. О., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. — 414с.
  177. Д. Царство образов//MUSEUM. 1989. — № 4(162). — с.37−38.
  178. Д. Полное погружение: новая технология как источник новых впечатлений//MUSEUM. 1995. — № 3(185). — С.36−41.
  179. .А., Бойко А. Г., Рева Н. Д. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб.: Русский музей, 1995. — 67с.
  180. Странский 3. Понимание музееведения/Музееведение. Музеи мира. М., 1991. — С.8−27.
  181. М. В эпоху технической воспроизводимости//Искусство кино. -1980. № 4, — С. 147−158.
  182. В. Предварительные ошибки Московского кинофестиваля// Известия. 1995. — № 139. — С. 1−2.
  183. Необходимо создать китномузей//Советский музей. 1931. — № 6. — С.113−115.
  184. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560с.
  185. C.B. Компьютерные интерактивные программы в музейно-педагогическом процессе. СПб.:РНПЦ, 1995 На правах рукописи. — 28с.
  186. Р.Н. Кино в музеях// Советский музей. 1931. — К? 4. — С.63−66.
  187. Л. Музей движущихся изображений в Лондоне// MUSEUM. -№ 184. -С.21−25.
  188. С. Создавая культуру кино: Национальный киноархив Индии// Museum. 1995. — № 184. — С.32−36.
  189. Чиз В. Электронные каталоги инвентари музейных собраний Африки, МУЗЕУМ. — 1994. — № 3. — С.64−71.
  190. Чип холл Р. Музейная каталогизация и ЭВМ. М., 1983. — 296с.
  191. Л. Юбилей создателя голографического телевидения//625- Информационно-технический журнал. 1998. — № 10. — С.80.
  192. Л. Юбилей Российского телевидения//625. Информационно-технический журнал. 1998. — № 4. — С.80−86.
  193. Центральный Государственный Архив кинофотофонодокументов г. Ленинграда. Путеводитель, но фотодокументам/Сост. A.A. Головина и др. -Л., 1989. 112с.
  194. Ю. Рижский музей кино//Кино. -1987. № 8. — С.23−25.
  195. Е. Тени моста Ватерлоо// Советский музей. 1991. — № 2. — С. 67−71.
  196. В. Время собирать камни.//Мир Internet. 1997. — № 11. — С. 13.
  197. А.Я. Собрания фотографий средневековых источников в Европе//Вопросы истории. 1990. — № 7. — С. 184−185.
  198. Р. Бесконечный вестерн/В сб. Блистательный Голливуд: Американские писатели о Голливуде /Сост. В. Н. Соколов. СПб.: Л е низ дат, 1993. -С.491−511.
  199. Л. Проблемы музейной звукозаписи/АДИТ'98: Иваново. Иваново, 1998. — С.41.
  200. О.В. Пути развития искусства новых технологий в Москве за последнее десятилетие от видео-арта до нет-арта. Проекты — Центра современного искусства Сороса (Москва) /EVA'98 Москва. — М.:Центр ПИК- ГТГ, 1998. — С.7−1-1 — 7−1-7.
  201. Л.М. Музей в современном мире: новые подходы к музейной работе/Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб.: СПбГАК. — 1997. — С.233−238.
  202. Л. Пути повышения эффективности культурно-просветительной деятельности музея/Диссертация на соискание уч. степени канд. пед. наук.-Л.ЛГИК, 1982. 223с. — На правах рукописи.
  203. Шуб Э. Крупным планом. М.: Искусство, 1959. — 254с.221 .Шульц М. Время, пространство и творчество: ИНТЕРНЕТ в образовании //ИНТЕРНЕТ: культура и образование. Материалы международной конференции 20−21 февраля 1998 г. СПб.: СПбГАК, 1998. — С.57−62.
  204. IIIусслер Д. Зачем нужны музеям аудиовизуальные средства?//' Мшешп. -1992. № 4(174). — С.40−43.
  205. Эльдар Рязанов: «Во всем нужна фантазия"//Советский музей. 1985. -№ 4. — С.72−75.
  206. Л. Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.:Мысль, 1981. 247с.
  207. Р. Краткая история киноискусства. М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 288с.
  208. С. И. Записки о друзьях и недругах советского кино//Искусство кино. 1978. — № 4. — С.157−168.
  209. С. Кино это правда 24 кадра в секунду. — М., 1974. — 327с.
  210. Е. Как создать в школе медиатеку. М.: Информатика и образование, 1994. — 35с.
  211. Brill L.M. Museum VR: Part II// Virtual Reality World, P. I, N/D. 1994- P. II, J/F. 1995. — 223p.
  212. Brill L.M. Metaphors. For the Travelling Cybemaut. P. II// Virtual Reality World. May/ June 1994, P. 30−33.
  213. Gobel M. Das Demonstrationszentrum Virtuelle Realitet ein Blick zu ruck auf erste Jahr//Topics. — 1994. — № 1. — S. 17−18.
  214. Hocguard C.-N. Naissance officielle du Comite de ICOM pour L audiovisuel/ /Nouvelles de ICOM. 1991. — Vol.44. — № 4. — P.5−6.
  215. Kino / Kleine Enzyklopedie. Leipzig, 1966. — 916 s.
  216. Markov V.B. IIolografische Displays und ihre Anwendung// Neue Museumskunde, 1989, № 2, S.107−116.
  217. MoMA: Annual report, 1995 1996 / The Museum of Modern art. — N.Y., -1996. — 64p.
  218. Pimentai K., Teixeira V. Virtual Reality/ Trough the New Looking Glass. -N.Y.: McGraw-Hill, 1992. 296p.
  219. The National Film Archive of India//Indian Cinema. № 82/83. — P. 142.
Заполнить форму текущей работой